Контакты

Министерство торговли и промышленности - Военная академия тыла и транспорта -Военная академия материально-технич.обеспечения. Глава военно-транспортной академии ркка с

Фото - yuri.sedunov 09.2011.

Министерство торговли и промышленности Неоклассицизм

Пам. арх. (федеральн.)

Биржевая линия ВО, 3 - наб. Макарова, 8

см. Жилой флигель - наб. Макарова, 8 лит. А

(1942-..) -

Старый Гостиный двор (1720-е) (не сохран .)

Здания Министерства торговли и промышленности

1914-1915 - арх. Перетяткович Мариан Марианович

Здание Совета народного хозяйства Северной области

Военно-политическая академия им. Н. Г. Толмачева

Военная академия тыла и транспорта

Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва

Здание построено на месте Старого Гостиного двора, возведенного в 1720-х гг. по проекту арх. Д.Трезини (совр. адрес - наб. Макарова 6,8 - Тифлисская ул., 1), и снесенного в связи с возведением здания Министерства торговли и промышленности

Это несохранившееся здание было одним из крупнейших произведений первого зодчего Петербурга, главным торгово-складским учреждением района. Сохранился фрагмент по Тифлисской улице - только арочные окна двухэтажного здания напоминают о прежних аркадах.

Массивное пятиэтажное здание возведено в 1914-1915 гг. по проекту арх. М. М. Перетятковича для Министерства торговли и промышленности.

После установления власти Советов здание Министерства было передано в распоряжение Совета народного хозяйства Северной области.

Затем здесь размещалась Военно-политическая академия им. Н. Г. Толмачева.

Сейчас - Военная академия тыла и транспорта.

Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва» Министерства обороны Российской Федерации прошла большой и славный путь своего становления и развития.
Она ведет свою историю с 31 марта 1900 года, когда в столице России - Петербурге, впервые в мире, было создано специальное военно-учебное заведение тыла - «Интендантский Курс» для подготовки офицеров и чиновников интендантского ведомства.
В 1906 г. Интендантский курс приравняли к высшему военно-учебному заведению, увеличив срок обучения до 3-х лет.
В 1911 г. Интендантский курс преобразован в Интендантскую академию.
После революции Интендантская академия 15 марта 1918 года была реорганизована в Военно-хозяйственную академию РККА, а с октября 1920 года была объединена с Высшей Военно-Морской финансово-хозяйственной школой в одно высшее учебное заведение и стала называться Военно-хозяйственной академией РККА и РККФ.
В 1924-25 гг. Военно-хозяйственная академия была реорганизована. Её факультеты были переданы в другие учебные заведения.
Однако такая децентрализованная подготовка офицерских кадров тыла и транспорта себя не оправдала.
Поэтому созданы в 1932 г. в Москве - Военно-транспортная академия и в 1935 г. в Харькове - восстановлена Военно-хозяйственная академия.
С 1942 г. академия стала именоваться Военной академией тыла и снабжения.
В послевоенный период выявилась настоятельная необходимость организовать комплексное обучение офицеров тыла и транспорта в едином многопрофильном вузе.
Военная академия тыла и снабжения и Военно-транспортная академия с 1 июня 1956 г. объединены в единую - Военную академию тыла и транспорта.
Военная академия тыла и транспорта с сентября 1999 г. осуществляет подготовку курсантов с полной военно-специальной подготовкой, а с сентября 2010 года со средней военно-специальной подготовкой.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1577 от 21 июня 2012 г. Военная академия тыла и транспорта переименована в Военную академию материально-технического обеспечения.
В настоящее время Военная академия материально-технического обеспечения является ведущим учебным, научным и методическим центром материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет подготовку высококвалифицированных офицеров, курсантов - специалистов материально-технического обеспечения для всех видов и родов войск Министерства обороны РФ, а также для других Федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Академия в настоящее время имеет головной ВУЗ

Военная академия материально-технического обеспечения,

институты и филиалы:
- Военный институт (инженерно-технический);
- Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений);
- Вольский филиал Военной академии материально-технического обеспечения;
- Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения;
- Пензенский филиал Военной академии материально-технического обеспечения.

(сайт Академии , Mary)

Военная академия тыла и транспорта

Готовит командные и инженерные кадры всех основных специальностей тыла и транспорта, проводит научные исследования по проблемам тылового обеспечения.

Предшественники академии - Институт корпуса инженеров путей сообщения (основан в 1810) и Интендантский курс русской армии (основан в 1900), преобразованные в 1911 в Интендантскую академию. В этой академии слушатели получали подготовку в области интендантского снабжения.

После Октябрьской революции, академия в 1918 г. переведена в Москву и реорганизована в Военно-хозяйственную академию РККА (с 1920 Военно-хозяйственная академия РККА и РККФ). В 1921 переведена в Петроград, в 1924 расформирована. Воссоздана в 1935 в Харькове, с 1940 - Интендантская академия Красной Армии, с 1942 - Военная академия тыла и снабжения. В 1943-1956 располагалась в Калинине, с 1956 - в Ленинграде, где была объединена с Военно-транспортной академией (создана в 1932 в Москве, с 1938 в Ленинграде).

В годы ВОВ выпускники академии показали себя умелыми организаторами тыла. Награждена орденом Ленина (1968).

Одним из крупнейших недостатков нашей военной работы я считаю отсутствие у нас подготовленных, вполне владеющих своим предметом военных работников. Подготовку таких работников должна осуществить Военная академия РККА.

Из статьи М. В. Фрунзе //Красные зори.№ 4. 1924 год

Молодое Советское государство очень волнует проблема подготовки командных кадров высшего звена управления, преданных большевистской власти. В то время эту задачу решала

Военная академии РККА, во главе которой стоял бывший начальник штаба РККА Павел Павлович Лебедев - генерал-майор Российской императорской армии, сам окончивший Николаевскую военную академию Генерального штаба. Но молодым советским командирам, ставшим слушателями советской академии после Гражданской войны, требовательный и грамотный Лебедев был не по душе, несмотря на то, что после Октябрьской революции П. П. Лебедев вступил в Красную армию, где занимал должности начальника штаба Восточного фронта, начальника мобилизационного управления Всероссийского Главного штаба, а с июля 1919 года - начальника Полевого штаба и Штаба РККА.

Бывшего генерала решили заменить революционным генералом М. В. Фрунзе. Это было крайне важно - выпускниками академии было решено в ближайшее время укомплектовать все основные должности в звене полк - бригада - дивизия, которые были призваны на местах проводить политику руководства страны, то есть действовать в интересах И. В. Сталина.

Но «тихо» убрать Лебедева в то время было сложно. Решили действовать последовательно, с партийным подходом. О состоянии дел в академии запросили не начальника, а политического комиссара В. Д. Виленского, который доложил:

«Оторванная в значительной степени от жизни наших высших советских и партийных органов и слабо связанная с высшим командованием, АГШ оказалась практически предоставленной группе военных специалистов, которые, будучи чужды опыту новой Красной армии, не могли создать чего-либо нового, а старались сделать АГШ похожей на старую Николаевскую академию, питомцами которой они сами являлись».

Это была, по революционным меркам, крайне негативная оценка работы большого коллектива, требующая самых решительных мер. К сожалению, в советский период истории Военной академии эти меры носили, как правило, репрессивный характер.

4 августа 1922 года была проведена аттестация штатных преподавателей Военной академии РККА с краткими выводами. В Российском государственном военном архиве сохранился именной список подвергшихся этой аттестации. Всего было аттестовано 114 человек, из которых более 90 человек были штаб-офицерами и генералами бывшей царской армии, практически все беспартийные. В аттестационных выводах встречались записи типа: «Какурин Николай Евгеньевич. Свой. Умеет подходить к слушателям, но слабый лектор». «Троицкий Иван Александрович. Свой ли, не знаю. Серьезный работник, но как будто придирчив». «Лукирский Сергей Георгиевич. Чужой. Огромные знания. Слушателями не любим». «Казаченков Александр Михайлович. Чужой. Знает только свое дело». «Горев Борис Исакович. Буденовец. Хорош. Почти коммунист».

Еще более жестокой была «чистка» среди слушателей. Н. В. Медведев, обучавшийся в Академии в 1921–1924 годах, позже писал:

«… Было проверено 672 слушателя Академии, исключено 366 слушателей - более 50 %. На нашем младшем курсе из 180 слушателей было исключено 73. Причинами исключения из Академии являлись: отсутствие командного опыта, непригодность к штабной работе, безпочвенная самоуверенность в своих знаниях, наличие авантюризма и слабая общеобразовательная подготовка.»

8 сентября 1922 года приказом РВСР была создана специальная комиссия, в которую вошли А. А. Андреев, А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, Ф. Э. Дзержинский, В. В. Куйбышев. Председателем комиссии был В. М. Молотов. Перед комиссией стояла задача сократить личный состав Академии прежде всего за счет политически неблагонадежных слушателей, а также по причине непригодности отдельных лиц к штабной работе, их слабой общеобразовательной подготовки и отсутствия годичного командного или комиссарского стажа в строевых частях Красной армии.

«Чистка» коснулась как переменного, так и постоянного состава. Из 734 слушателей, обучавшихся в Академии, было отчислено 260 (35 %) «как недостойных быть в стенах академии по своему политико-моральному состоянию. В результате этого удалось в значительной степени избавиться от представителей интеллигенции и офицеров бывшей царской армии, что было решительным шагом для превращения Академии в рабоче-крестьянскую.

Не менее жесткой была «чистка» среди преподавательского состава, который, по словам политического комиссара Академии Р. А. Муклевича, «… к текущим событиям относился, как политический кастрат. В результате между революционными слушателями и профессурой выросла стена. Преподаватели уходили на задний план, уходили в себя. А в слушательской массе назревало убеждение, что профессура - лишний нарост, который можно терпеть до первого выпуска красных генштабистов, после чего, назначив своих, можно будет перевернуть вверх дном и стратегию, и тактику».

Сокращение преподавателей осуществлялось на основании характеристик, даваемых им слушателями. В три приема комиссия «отсеяла» свыше 50 % преподавателей. Одновременно была сделана попытка назначить на место убывших выпускников- коммунистов. По итогам работы комиссии 9,3 % коммунистов были исключены из рядов партии, 3 % переведены из членов партии в кандидаты. Таким образом, за два года партийная организация Академии лишилась около 25 % своего состава.

19 апреля 1924 года начальником Военной академии РККА по совместительству был назначен заместитель председателя Реввоенсовета СССР, начальник Штаба РККА М. В. Фрунзе. На этом посту он пробыл всего восемь месяцев, до вступления 26 января 1925 года в должность народного комиссара по военном и морским делам, председателя Реввоенсовета СССР. Правда, после смерти М. В. Фрунзе Академия более 70 лет носила его имя, под которым была известна всему миру.

К тому времени академия была переведена в здание, находившееся на улице Кропоткина, 19. Это было старинное здание, выполненное в классическом стиле. Полезные площади этого здания были значительно большими, чем у прежнего, но также недостаточными для Академии. Ютились в небольших комнатках, лекции читали в нескольких залах, в коридорах, в вестибюле.

Сегодня трудно судить, насколько выдающимся был вклад М. В. Фрунзе в историю Военной академии РККА. Безусловно, Михаил Васильевич был видным советским военачальником. Но за его спиной были гимназия и несколько месяцев учебы в университете, а затем революционная борьба, тюрьмы, каторга, подполье. При случае он учился, даже овладел иностранными языками. Но системным образованием эти знания назвать нельзя.

За время командования войсками в годы Гражданской войны он прошел путь от начальника милиции Минска до командующего фронтом. Руководимые им войска одержали ряд блестящих побед в этой неклассической войне. Затем - командование войсками Украины и Крыма. Быстрая и блестящая карьера на революционной волне. Пройти все эти должности - не значит их осмыслить. А в Академии предстояло учить других.

М. В. Фрунзе за свою боевую практику понял, насколько важен опыт военных специалистов, которые всегда были с ним рядом. Поэтому при организации учебного процесса особое внимание он уделял сочетанию опыта старых и молодых преподавательских кадров. Он решительно выступал против предвзятого отношения некоторых слушателей к преподавательскому составу, к старым военным специалистам. Михаил Васильевич писал: «К разрешению проблемы переработки старого опыта собственными силами, без помощи старых спецов военного дела, не готовы не только молодые академики, но и мы все в целом, без всякого изъятия. Необходимо идти рука об руку с оставшимся от старой армии составом генерального штаба, широко используя его знания и стремясь переварить в нашем красном котле все те элементы его, которые честно и искренне, без всяких оглядок и оговорок (а таких немало) работают над укреплением мощи Советского Союза».

Заслугой М. В. Фрунзе является и то, что он дал правильную оценку значения изучения в Военной академии РККА боевого опыта Гражданской войны. По этому вопросу все еще продолжались горячие споры и дискуссии, особенно на занятиях. Он разъяснял, что в понимании этого опыта имеются две ошибки: его недооценка старыми военными специалистами и переоценка молодыми военными работниками. М. В. Фрунзе указывал, что люди, отрицающие опыт Гражданской войны, к истине гораздо менее близки, чем те, кто придает ей преувеличенное значение. Поэтому в Военной академии РККА была увеличена программа изучения Гражданской войны, шире развернулась работа по исследованию ее опыта.

Вместе с тем новый начальник академии считал, что нельзя ограничиваться опытом Гражданской войны. Он понимал, что процесс технического переоснащения армии неминуемо приведет к изменению способов вооруженной борьбы, к чему необходимо заранее готовить военные кадры.

По инициативе М. В. Фрунзе и при его прямом участии в 1924\25 учебном году в Военной академии РККА был создан новый факультет снабжения. Его начальником был назначен С. Н. Красильников. Этот факультет с небольшим перерывом просуществовал 12 лет, готовя тыловых работников для Красной армии. На 1-й курс факультета снабжения было принято 22 человека, а всего он подготовил более 300 человек.

Были уточнены содержание учебной программы, порядок ее изучения и структура учебных курсов Военной академии. Признавался нерациональным принятый ранее порядок, при котором вся учебная программа изучалась на первом (младшем) и втором (старшем) курсах, а на дополнительном слушатели лишь разрабатывали четыре дипломные темы. При таком порядке слушатели первого и второго курсов испытывали большую перегрузку, нарушалась и последовательность в отработке вопросов учебной программы. Теперь дополнительный курс был преобразован в третий курс основного факультета. Изучение вопросов учебной программы равномерно распределялось между тремя курсами. На первом курсе изучалась тактика родов войск, на втором - общая тактика, на третьем - дисциплины курса стратегии. В соответствии с этим группировались учебные предметы других циклов, содержание которых ограничивалось минимумом вопросов, которые должен знать общевойсковой командир.

Новым, весьма важным, явлением в учебном процессе стало выделение из области стратегии оперативного искусства. Вместо господствовавшей до начала 20-х годов формулы «стратегия - тактика» вводится новая - «стратегия - оперативное искусство - тактика». Для разработки и преподавания новой дисциплины (оперативного искусства) в 1924 году создается кафедра «Ведение операций». Выделение оперативного искусства в самостоятельную дисциплину способствовало более глубокому изучению всего комплекса вопросов подготовки и проведения операций. В связи с этим был уточнен удельный вес учебных дисциплин. Основными предметами теперь становились стратегия, оперативное искусство, тактика, социально-экономические дисциплины, история войн и военного искусства, иностранные языки.

Повысились требования к преподавателям и слушателям в отношении качества выполнения учебно-воспитательных задач. Изменилось соотношение между теоретическим и прикладным (практическим) курсами обучения. Если в первые послевоенные годы упор в обучении делался на лекции и семинарские занятия, то с приходом в Военную академию РККА М. В. Фрунзе слушатели стали чаще привлекаться к участию в полевых поездках и к выполнению различных практических заданий на групповых занятиях и войсковой стажировке.

Совершенствуется методика проведения занятий. Широко внедряется так называемая лабораторная методика преподавания, сущность которой заключалась в том, что слушатели получали месячное задание, в котором указывались тематика всех дисциплин, количество часов на каждую тему, вопросы, отрабатываемые на классных занятиях с преподавателем и самостоятельно, и методы их отработки, а также сроки исполнения. По истечении месяца слушатель отчитывался за освоенный учебный материал, представляя конкретные записи. Возросла роль самостоятельной подготовки. На первом курсе, например, недельная нагрузка слушателя составляла 36 учебных часов, затрачиваемых на отработку учебных тем под руководством преподавателя, и 36 часов самостоятельной работы; на втором курсе - соответственно 30 и 42 часа. Слушатели получили возможность более глубоко изучать учебный материал и приобретать навыки в военно-научной исследовательской работе. Контроль за самостоятельной работой слушателей осуществлялся проведением семинаров, конференций и практических занятий. Все это способствовало развитию у слушателей активности мышления и творческого подхода к усвоению вопросов военного искусства.

Произошла реорганизация созданных при Военной академии РККА еще в 1921 году Высших академических курсов. Курсы обслуживались преподавателями академии, но не входили в ее состав. Отныне эти курсы, рассчитанные на 9 месяцев обучения, были включены в состав Военной академии РККА. Отныне они именовались «Курсы усовершенствования высшего командного состава» (КУВК).

В 1924 году в Военной академии РККА были созданы также Высшие военно-политические академические курсы (ВПАК). В 1926 году они были переданы в Военно-политическую академию.

Под руководством М. В. Фрунзе в 1924 году в Военной академии РККА была проведена первая военная игра. В ходе ее отрабатывались вопросы управления войсками во встречном сражении. Военные игры проводились затем регулярно, обычно в конце учебного года. Они позволяли исследовать новые оперативно- тактические вопросы и делать по ним выводы, которые использовались в учебном процессе и при разработке трудов.

В это время в Военной академии РККА была развернута научная работа. Обновлялись ранее изданные и разрабатывались новые труды, пособия и материалы по всем учебным предметам. Среди них особенно значительными были труды по общей тактике Н. П. Сапожникова и С. Г. Лукирского, по тактике пехоты - А. Г. Лигнау, конницы - В. Н. Готовского, артиллерии - А. Д. Сыромятникова и Е. К. Смысловского, по тактике бронесил - П. Д. Гладкова, по военно-инженерному делу - Д. М. Карбышева, по авиации - В. В. Хрипина, по связи - В. М. Цейтлина. Военная история нашла освещение в трудах К. П. Невежина, Н. Е. Какурина, А. А. Снесарева.

Был переработан курс «Служба Генерального штаба», имевший важное значение в повышении штабной подготовки слушателей. В академическом курсе службы штабов в то время содержались лишь общие и уже во многом устаревшие взгляды на работу Генерального штаба, сложившиеся в старой русской армии к началу Первой мировой войны. Для Красной армии была нужна новая теория службы штабов. Первым шагом к ее созданию был выход в свет в 1924 году трудов Н. Е. Варфоломеева «Техника штабной службы» и «Оперативные документы войсковых штабов». В них впервые с учетом опыта минувших войн излагались организация, содержание и методы работы общевойсковых штабов в военное время. Труды послужили основой для улучшения штабной подготовки слушателей. Многие их положения были учтены затем при написании первого Наставления по полевой службе щтабов Красной армии, изданного в 1926 году.

Благодаря усилиям М. В. Фрунзе научная работа в Военной академии РККА приобрела более конкретный и целеустремленный характер. Важное значение придавалось изучению опыта прошлых войн, особенно опыта руководства боевыми действиями фронтов и армий, и разработке на этой основе новой отрасли военной науки - оперативного искусства. В 1925 году под руководством М. В. Фрунзе коллектив вновь созданной кафедры «Ведение операций» в составе Н. Е. Варфоломеева, А. Н. Лапчин- ского, Н. П. Сапожникова, Н. Н. Шварца и других создал труд «Ведение операций. Работа командования и полевого управления». В нем впервые были изложены взгляды на ведение операций с применением тех сил и средств, которыми располагала тогда Красная армия; была четко сформулирована цель операции - сокрушить и полностью разгромить живую силу противника, указывался метод действия - непрерывное наступление, переходящее в длительное оперативное преследование, без пауз и остановок. Наступление представлялось в виде ряда последовательных операций, каждая на которых являлась промежуточным звеном на пути к достижению конечной цели. Усилия ученых Академии не пропали зря. Их исследования, отдельные научные выкладки и выводы послужили основой для разработки вышедших в 1924–1926 годах новых уставов, в особенности Временного полевого устава РККА.

Для пополнения рядов советских военных ученых из числа бывших слушателей в феврале 1924 года в Военной академии РККА создается адъюнктура. Среди первых адъюнктов были С. И. Венцов, А. М. Вольпе, Г. Д. Гай, В. А. Меликов, Р. С. Циффер, ставшие затем видными военными учеными и педагогами.

Особым направлением деятельности М. В. Фрунзе на посту начальника Военной академии РККА было сокращение численности и изменение социальной и партийной принадлежности основной массы слушательского состава, большинство которого до этого черпалось из среды офицеров бывшей царской армии. С тем чтобы готовить командиров из представителей рабочих и крестьян, были резко снижены требования к уровню общего образования поступавших в Военную академию. Для предварительной подготовки этих лиц к учебе были созданы одногодичные подготовительные группы.

В советский период деятельности М. В. Фрунзе уделялось особое внимание, проводились специальные исследования на эту тему. Поэтому многое, что было сделано раньше, приписывалось Михаилу Васильевичу. Безусловно, роль М. В. Фрунзе в советской военной истории неоспорима. Она значима и в истории Военной академии РККА, но не выдающаяся. Нужно понимать, что в связи с исполнением других ответственных должностей М. В. Фрунзе физически не мог уделять Военной академии РККА достаточно много времени. Правда, в советские время исследователи жизни и деятельности М. В. Фрунзе напишут совсем другое.

Военно-транспортная академия (ВТА) им. Л. Кагановича и Ленинградское Краснознаменное училище военных сообщений им. М. В. Фрунзе (училище ВОСО) (ныне Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва).

В беспримерных по масштабам и напряжению сражениях Великой Отечественной войны советский народ проявил высочайший героизм и одержал всемирно значимую победу, добив фашизм в его логове 70 лет тому назад.

Свой весомый вклад в разгром агрессора внесли труженики транспорта, выпускники транспортных вузов и техникумов, железнодорожных и технических училищ, рабочие и служащие, военные железнодорожники, в том числе офицеры — выпускники Военно-транспортной академии (ВТА) им. Л. Кагановича и Ленинградского Краснознаменного училища военных сообщений им. М. В. Фрунзе (училище ВОСО), обеспечившие гигантский объем перевозок в годы войны для удовлетворения нужд фронта и тыла. Они принимали участие в транспортном обеспечении всех стратегических, фронтовых и армейских оборонительных и наступательных операций в годы войны, обеспечили заграждение, техническое прикрытие, восстановление, строительство и эксплуатацию фронтовых железных дорог, эвакуацию населения, воинских и народно-хозяйственных грузов вглубь страны, воинские мобилизационные, оперативные и хозяйственные перевозки, действие всех видов транспорта в интересах Победы.
Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз застало личный состав училища ВОСО в летнем учебном лагере под Лугой на 131 км от Ленинграда. Мирная жизнь сменилась на военную.
Начальный этап войны выявил большие недостатки в транспортном обеспечении действий армии и флота.
В результате внезапного нападения противника железнодорожный транспорт оказался в трудном положении. Отмобилизование приграничных железных дорог и развертывание на них органов ВОСО было серьезно нарушено. Большинству частей Железнодорожных войск пришлось также менять пункты и районы отмобилизования, и они не успели вовремя развернуться.
Быстрое продвижение противника потребовало изменения планов мобилизационных перевозок. Частые переадресовки оперативных эшелонов, массовые эвакуационные перевозки привели к большим скоплениям последних. Быстрая смена боевой обстановки приводила к тому, что управления, занимавшиеся довольствием, зачастую представляли в ЦУП ВОСО заявки без учета реальной обеспеченности фронтов, а последнее без должного анализа предъявляло их отдельными нарядами в НКПС. В результате часть грузов, прибывавших на станции снабжения, приходилось переадресовывать. Органы военных сообщений оказались не в состоянии взять на учет всю массу воинских эшелонов и транспортов, контролировать их продвижение и выгрузку, вследствие чего управление перевозками было существенно нарушено. По решению Ставки и ГКО начальник Управления военных сообщений Красной армии генерал-лейтенант технических войск
Н. И. Трубецкой был снят с должности, а нарком путей сообщения Л. М. Каганович наказан.
За годы войны железнодорожному транспорту был нанесен огромный материальный ущерб. Были выведены из строя 26 железных дорог полностью, 8 повреждены частично, разрушены 65 тысяч километров путей, взорваны 13 тысяч мостов, уничтожено 4100 станций, 317 паровозных депо и 129 заводов НКПС.
В ходе Великой Отечественной войны Железнодорожными войсками и органами ВОСО была выполнена огромная работа по восстановлению разрушенных противником железных дорог (около 113 724 км); воинским железнодорожным перевозкам, которые составили 443 213 воинских поездов; техническому прикрытию железных дорог, боевому и материально-техническому обеспечению воин-
ских перевозок. За годы войны выросли и окрепли Железнодорожные войска. К концу войны они насчитывали 35 восстановительных и 2 эксплуатационные железнодорожные бригады, 19 эксплуатационных и 9 запасных железнодорожных полков, 110 восстановительных путевых, 40 мостовых железнодорожных батальонов, 30 батальонов механизации и 30 батальонов связи, 3 автомобильных батальона и ряд других частей. За годы войны в
2,8 раза возросла численность Железнодорожных войск, к 9 мая 1945 г. она составила 271 652 человека. Совместно со спецформированиями НКПС ими было восстановлено и построено около 120 тысяч км главных, вторых и станцион-
ных путей, 13 022 малых моста и трубы, 2756 больших и средних мостов, проложено 70 872 км линий связи, введено в строй 2345 пунктов водоснабжения, 182 паровозных депо и 7990 станций и разъездов, уложено 76 984 комплекта стрелочных переводов. За это время военными железнодорожниками было обезврежено и уничтожено 2 миллиона мин и фугасов, построено совместно со строителями НКПС 10 тысяч км новых линий. Все это сделано руками солдат под руководством офицеров, абсолютное большинство которых были выпускниками училища ВОСО. В целом за годы Великой Отечественной войны училище провело 9 наборов и подготовило 5331 офицера, в том числе 4751 по основному курсу, 480 прошли обучение на трехмесячных курсах младших лейтенантов. На курсах усовершенствования офицерского состава при училище прошли переподготовку 1075 офицеров.
В июне 1945 г. Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное училище военных сообщений им. М. В. Фрунзе вернулось в Ленинград. Мирное развитие страны требовало решения новых задач подготовки кадров для Железнодорожных войск и военных сообщений. Войска приступили к капитальному восстановлению железных дорог страны. В соответствии с новыми задачами, поставленными перед Железнодорожными войсками в послевоенный период,
была изменена и усовершенствована система подготовки офицерских кадров для войск и Службы военных сообщений. На основании специального совместного приказа народного комиссара обороны и народного комиссара путей сообщения № 85/1142ц от 14.12.1945 с 1 января 1946 г. в базовом военно-учебном заведении, готовившем кадры офицеров для Железнодорожных войск и военных сообщений, устанавливался трехгодичный срок обучения, вводились новые учебные планы и программы обучения, улучшены условия комплектования курсантами и научно-педагогическими кадрами. В годы войны и послевоенный период училищем командовали генералы-фронтовики
К. А. Пархоменко, Г. П. Гапоненко, В. П. Тиссон, Ф. И. Прибов, П. М. Байдаков, М. А. Кузнецов, которые передавали свой богатый фронтовой и жизненный опыт новым поколениям курсантов и профессорско-преподавательского состава, бережно храня и приумножая боевые и трудовые традиции старших поколений.
Память о выпускниках вуза сохраняется. На территории института установлен памятник выпускникам, погибшим при защите Отечества. На здании штаба училища на Мойке, 96 установлена мраморная мемориальная доска, текст на которой гласит, что в этом здании в годы Великой Отечественной войны размещалось управление 9 ордена Красного Знамени железнодорожной бригады, 17 марта 1968 г. в день празднования 50-летия училища был открыт музей, который ведет большую работу по пропаганде истории, боевых и трудовых традиций курсантов и выпускников училища. Действует Совет ветеранов, объединяющий более тысячи выпускников и сотрудников училища, в том числе 10 оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны. К 50-летию Победы советского народа в Петергофе была открыта Аллея Героев, на которой установлены бюсты героев — выпускников училища. «Их имена в нашей памяти вечно» — под таким названием в год 50-летия Победы вышла книга о 80 участниках Великой Отечественной войны, работавших в училище. Личный состав института готовится к параду, посвященному 70-летию Победы.
9 Мая ему предстоит пройти по Красной площади в Москве, по Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и в городе воинской славы Ломоносове, где будет открыт памятник защитникам Ораниенбаумского плацдарма.

А. П. Иванов и Н. Н. Назарук,
доценты Военного института
(Железнодорожных войск и военных
сообщений) ВА МТО им. генерала армии
А. В. Хрулёва

Непрерывно растущая потребность Красной Армии в квалифицированных специалистах транспорта обусловила необходимость дальнейшего расширения масштабов их подготовки. 8 июня 1932 года в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР , был издан объединенный приказ РВС, Наркомата путей сообщения, Наркомата водного транспорта, Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта при СНК СССР о формировании Военно-транспортной академии с дислокацией в г. Москве (ул. Б.Садовая, 14). Подготовка специалистов военных сообщений и железнодорожных войск с этих пор стала осуществляться в самостоятельном высшем военно-учебном заведении. Академии было присвоено имя Наркома путей сообщения Л.М. Кагановича.

На Военно-транспортную академию возлагались задачи по подготовке военных инженеров транспорта и оперативных работников военных сообщений для замещения командных и инженерно-технических должностей в железнодорожных войсках, органах военных сообщений, НКПС, НКВод, ЦУдортрансе и особом корпусе железнодорожных войск.

В академии было сформировано шесть факультетов:

    Командный - для подготовки командиров службы военных сообщений на железнодорожном транспорте;
    Железнодорожный (строительное и эксплуатационное отделение) - для подготовки военных инженеров по восстановлению и строительству железных дорог и эксплуатации железнодорожного транспорта;
    Автодорожный (строительное и эксплуатационное отделение) - для подготовки военных инженеров по восстановлению и строительству автогужевых дорог и эксплуатации автомобильного транспорта;
    Водный (эксплуатационное и гидротехническое отделение) - для подготовки военных инженеров по эксплуатации водного транспорта, строительству, эксплуатации и восстановлению гидротехнических сооружений на водном транспорте;
    Механический (конструкторское и ремонтное отделения) - для подготовки военных инженеров по конструированию строительно-восстановительных и погрузочно-разгрузочных механизмов, ремонту машин и оборудования железнодорожных и военно-дорожных частей;
    Мостов - для подготовки военных инженеров по восстановлению и строительству мостов на путях сообщения.

Срок обучения на командном факультете был определен в 3,5 года, на остальных - 4.

В состав железнодорожного, автодорожного и мостового факультетов, кроме того, входили отделения военных инженеров узкой специальности, на которых предусматривалось в течение двух лет повышать теоретическую подготовку командиров Красной Армии и инженерно-технических работников транспортных наркоматов. Эти отделения отличались от отделений основных факультетов циклами физико-математической и общетехнической подготовки. При академии открывалось и подготовительное отделение с годичным сроком обучения.

Начальником академии был назначен комкор Семен Андреевич Пугачев, ранее исполнявший должности начальника штаба и командующего ряда военных округов, заместитель начальника штаба РККА. Большое трудолюбие, обширные военные знания, высокая штабная культура и методическое мастерство были характерными чертами первого руководителя вновь образованной академии. Комиссаром утвержден комиссар К.Э. Славинский, а с 1935 года - корпусной комиссар В.Н. Колотилов.

Руководство академии, факультетов и отделов развернули большую работу по формированию кафедр, созданию учебно-лабораторной базы, разработке учебных планов, программ и учебно-методических материалов. В академию были приглашены профессора и опытные преподаватели физико-математических, общетехнических и специальных дисциплин.

Учебный процесс на всех факультетах академии организовывался в полном соответствии с требованиями постановления Советского правительства (сентябрь 1932 года) о коренной перестройке учебного и воспитательного процесса в вузах и втузах страны. Запрещался бригадно-лабораторный метод обучения, прохождение дисциплин по конвейерной системе и коллективный метод сдачи экзаменов и зачетов. Новый (индивидуальный) метод обучения предусматривал глубокую самостоятельную работу слушателей над каждым предметом, существенно повышалась при этом роль профессорско-преподавательского состава, а кафедры становились центром учебной, методической и научной работы.

В соответствии с этими требованиями были разработаны учебные планы, программы и необходимые учебно-методические материалы. Большое внимание уделялось практическому обучению слушателей. На производственную практику и занятия в лагере выделялось не менее 20 процентов общего бюджета учебного времени. В целях оптимизации учебного процесса в высших учебных заведениях руководство страны и академии находились в постоянном поиске наиболее соответствующей современным требованиям структуры учебных заведений.

В сентябре 1933 года по приказу РВС СССР и Цудортранса при СНК СССР Военно-транспортной академии был передан Автодорожный факультет из Ленинградской академии водного и автодорожного транспорта . На его базе образовано военно-инженерное отделение для подготовки специалистов автодорожной службы.

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк

История и вклад в развитие военной науки

Ведет свою историю от офицерских классов Артиллерийского училища, официально открытого 25 ноября (по старому стилю) 1820 года. Является одной из основоположниц высшего военного и высшего технического отечественного образования.

В течение почти двух веков ей неоднократно меняли предназначение и, соответственно, наименование. Самые известные из них: Михайловская Артиллерийская Академия, Военно-Техническая Академия РККА им. Дзержинского, Артиллерийская Академия имени Ф. Э. Дзержинского, Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского.

Академия в качестве ведущего ввуза внесла значительный вклад в развитие всех трёх составляющих военного искусства: тактики, оперативного искусства, стратегии. Её преподаватель Н. В. Медем заложил основы отечественной школы в этой области, став первым профессором стратегии и тактики Академии Генерального штаба. На кафедрах академии совместно с ведущими военными учёными страны были разработаны основные положения теории глубокой наступательной операции , артиллерийского наступления, совершенствования методов управления огнём и манёвром наземной и зенитной артиллерии, способов её боевого применения. Академическая научно-педагогическая школа стала признанным лидером в становлении и развитии оперативного искусства Ракетных войск - составной части оперативного искусства Вооруженных Сил России, охватывающей теорию и практику подготовки и ведения сдерживающих и боевых действий объединениями РВСН. Значительный вклад внесли учёные академии в разработку теории тактики Ракетных войск, их оперативной и боевой подготовки, эксплуатации ракетного вооружения.

Какие бы изменения не претерпевала академия, она в своей инженерной составляющей оставалась по существу оружейным втузом в самом широком спектре этого понятия. Научно-педагогические школы академии и их воспитанники стояли у истоков скорострельной нарезной артиллерии, миномётов, бронетанковой техники, автоматического стрелкового оружия, реактивных систем залпового огня, авиационного и корабельного вооружения, всех видов боеприпасов и даже боевых отравляющих веществ. После завершения Второй мировой войны академия возглавила ракетно-космическое и ядерное направления развития вооружения. Она стала также ведущим центром по подготовке офицерских кадров в области автоматизированных систем управления войсками и оружием.

В стенах академии зародился, получил развитие ряд военно-технических направлений, впоследствии оформившихся в шесть самостоятельных учебных заведений (Ленинградский Военно-механический институт; военные академии: Артиллерийская, Моторизации и механизации РККА, Химической защиты, Связи, ПВО сухопутных войск), три факультета и пять военных кафедр в гражданских вузах страны. Научно-педагогические школы академии оказали значительную помощь в становлении 19 военных училищ.

Подготовка военных кадров

Особой отличительной чертой академии является наличие в её деятельности двух составляющих: командной и инженерной. Их взаимовлияние обеспечивает кафедрам и факультетам теоретическое и практическое обогащение, эффективный учебный процесс и плодотворную научно-исследовательскую работу, исключает возможность увлечения одних решением узких прикладных задач, других - изысканиями весьма далёкими от нужд войск, от требований военного искусства.

Сегодня академия осуществляет подготовку военных кадров на трёх уровнях.

Первый уровень - высшее военно-специальное образование: курсанты академии за время обучения приобретают квалификацию инженера по специальностям механического, электротехнического, электронного, радиотехнического, химического, баллистического, математического профилей. Впервые в Вооруженных Силах России при академии открыт факультет православной культуры, на котором желающие получают дополнительное образование.

Второй уровень - высшее военное образование: подготовка и повышение квалификации руководящих командных и инженерных кадров полкового, дивизионного и армейского звеньев управления.

Третий уровень - подготовка научно-педагогических кадров: адъюнктура - 30 человек, докторантура - 3 человека, соискательство - 20 - 25 человек в год. Академии предоставлено право рассматривать диссертации на учёную степень доктора военных, технических, исторических, педагогических и психологических наук. В год защищается более 50 кандидатских и 10 - 12 докторских диссертаций.

Воспитанники академии стали основой офицерского корпуса стратегических сил СССР и Российской Федерации . Они в решающей мере способствовали достижению паритета по ракетно-ядерному оружию с США, развитию передовых технологий, обеспечению ядерной безопасности, предотвращению экологических катастроф, проведению конверсии.

Уже сегодня академия способна взять на себя подготовку офицерских кадров по принципиально новым и важным в современных условиях специальностям таким, как информационная борьба, управление качеством вооружения и военной техники, метрология и стандартизация вооружения, экология, безопасность военной службы, межвидовые системы и средства вооруженной борьбы.

Многие научные труды профессорско-преподавательского состава академии широко известны не только в России, но и за рубежом. Среди книг, изданных за рубежом только в последние десятилетия, следует отметить труды А. В. Солодова «Криптотехника» (Великобритания) и «Теория информации» (Германия), Ю. Г. Фокина «Военно-инженерная психология» (Германия, Венгрия), А. Д. Погорелова «Основы орбитальной механики» (США), И. И. Гольденблата и Н. А. Николаенко «Температурные напряжения в конструк-циях ядерных реакторов» (США), М. Е. Серебрякова «Внутренняя баллистика» (США), В. М. Гаврилова «Оптимизация процессов в конфликтных ситуациях» (Япония) и другие.

Известные выпускники

Имея фундаментальную оперативно-тактическую подготовку, воспитанные в духе верности долгу михайловцы и дзержинцы прославились в боях за свободу и независимость нашей Родины. Среди них 193 Кавалера военного ордена св. Георгия, 128 Героев Советского Союза, полководцы и крупные военачальники: Л. Г. Корнилов и Н. И. Иванов , Л. А. Говоров и И. Д. Черняховский , М. И. Неделин и Г. Ф. Одинцов , десятки маршалов, генералов армии, генералов от артиллерии, инфантерии, кавалерии, генерал-полковников.

Академию закончили Маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев, Главнокомандующие и командующие Ракетными войсками К. С. Москаленко, В. Н. Яковлев, Н. Е. Соловцов, командующие Космическими войсками А. Г. Карась, А. А. Максимов, В. Л. Иванов, В. А. Гринь, А. Н. Перминов большинство руководителей объединений и соединений ядерно-технического обеспечения.

Выпускники и сотрудники академии принимали самое непосредственное участие в становлении и развитии практической космонавтики. Их именами названы девять поверхностных образований на обратной стороне Луны.

Среди питомцев одного из старейших учебных заведений действительные члены национальных академий наук академики В. Н. Ипатьев, А. А. Благонравов, Е. В. Золотов, члены-корреспонденты Н. В. Маиевский, А. В. Гадолин, Н. А. Забудский, Н. П. Бусленко, С. Б. Кормер, Л. И. Волков. Высоким совершенством и надёжностью отличались конструкторские разработки С. И. Мосина и А. И. Судаева, В. Г. Грабина, И. И. Иванова и М. Я. Крупчатникова, Ж. Я. Котина, В. И. Рдултовского и М. Ф. Васильева, В. В. Орановского и Н. А. Лобанова, В. Н. Михайловского и С. М. Николаева и других.

623 выпускника академии удостоены почётных званий Героя Труда , заслуженного деятеля, лауреата высших премий.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Военно-Техническая Академия РККА им. Дзержинского" в других словарях:

    Готовят командные, политические, инженерно технические и специальные кадры для всех видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. В СССР к В. у. з. относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные факультеты … Большая советская энциклопедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Военная орденов Ленина, Октябрьской революции, Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН) … Википедия

    Военная академия РВСН имени Петра Великого - Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН им. Петра Великого) - командное и политехническое высшее военное учебное заведение России, крупный научно исследовательский центр в области военной и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Понравилась статья? Поделитесь ей