Контакты

Качество жизни профессорско-преподавательского состава высших военно - учебных заведений в современной россии.

Не знаю, как отражаются предпринимаемые в последнее время правительством РФ шаги по улучшению образования на благосостоянии педагогов гражданских высших учебных заведений, а вот абсолютное большинство преподавателей вузов Минобороны встречают каждое новое решение, призванное как будто бы улучшить их работу, с недоумением и возмущением. Для этого за последние 10–15 лет накопилось немало причин.

ЧИНОВНИЧЬИ ВЫКРУТАСЫ

Так, в один далеко не прекрасный для высшей военной школы день было принято решение о преобразовании ряда учебных заведений МО из академий в университеты (хотя во всем мире университет выше академии). В связи с чем последовало понижение штатно-должностных категорий (и соответственно денежного содержания) для профессорско-педагогического состава: начальников кафедр с генерал-майоров – на полковников, преподавателей (впоследствии также часть старших преподавателей) – с полковников на подполковников. В ту пору, напомню, в Вооруженных силах развернулась очередная кампания по уменьшению количества генералов и полковников, однако крайними оказались преподаватели, зачастую пришедшие в вузы с солидных по тем временам должностей в войсках, штабах, различных учреждениях МО.

Вторым примером можно назвать процесс, произошедший в 2001 году, когда после введения соответствующих разрядов по месячным окладам для военнослужащих и служащих в начале 1990-х, произошло понижение этих разрядов под видом организационно-штатного мероприятия. Чтобы избежать второй волны массовых увольнений высококвалифицированных педагогов из военных вузов, был принят ряд упреждающих документов. В соответствии с постановлением правительства РФ от 12 марта 1999 года № 305 приказом министра обороны от 21 апреля 1999 года № 161 и директивой Генштаба № 314/10/1589 от 29 мая 2001 года должностной оклад для тех, кто был уже назначен на момент изменения разрядов, как было сказано в документах, по переводу воинских должностей на меньшие месячные оклады, сохранялся по ранее занимаемой воинской должности в том же размере тарифного разряда. Сохранялось и право на исчисление пенсии за выслугу лет по данному окладу.

Военные преподаватели, разумеется, остались довольны таким справедливым решением, продолжив заниматься обучением и воспитанием курсантов и слушателей. Тем более что дальнейшее повышение тарифных разрядов всем офицерам на семь пунктов так же пропорционально было проведено и для тех, кто остался служить по предшествующему организационно-штатному понижению разрядов по должностям.

Гром грянул, как всегда, неожиданно. «Мудрый» финансовый чиновник не дремлет, особенно в отношении военнослужащих. Все оказалось не так просто. Выяснилось, что после увольнения военный преподаватель все-таки терял в своей пенсии ту разницу, которую ему обещали оставить, если он согласится дальше служить после оргштатного мероприятия. Основным аргументом стало то, что оплата пенсии идет не по тому, что платили, а по тому, как записано в новом штате военно-учебного заведения. Особенно на этом усиленно настаивают ответственные сотрудники Центра социального обеспечения военного комиссариата города Москвы, куда в большинстве попадают бывшие «опущенные» таким образом военные педагоги.

При этом в одночасье бывших военных педагогов, вышедших на пенсию, поделили на тех, у кого начальник имел звание генерала (офицеры «белой кости»), и тех, у кого начальник не поднялся в чине выше полковника (офицеры «черной кости»). Хотя, когда они были в строю, их высокая квалификация оценивалась одинаково – согласно степеням докторов и кандидатов наук, званиям профессоров и доцентов.

Чиновник между тем только потирает руки – смог сэкономить на двух тысячах военных пенсионерах по две сотни рублей. Ну, повозмущаются бывшие преподаватели, ну, пойдет кто-то из них в суд и, возможно, чего-нибудь добьется (а возможно – нет). Чай, не умрут с голоду, тем более – обычно военный пенсионер молодой и будет работать, а в старости от склероза забудет об обиде...

Почему, однако, одним военным преподавателям, увольняемым в запас по повышенному разряду, повезло, а другим нет? Неужели только потому, что первым посчастливилось трудиться под руководством людей с лампасами на брюках и генеральскими звездами на погонах? Похоже, так оно и есть.

ПОЛУЧАЮТ МЕНЬШЕ ВСЕХ

Конечно, можно надеяться на то, что когда-нибудь справедливость восторжествует, как это произошло с такой категорией бывших педагогов, как старшие преподаватели – начальники учебных кабинетов. Были такие должности в военных вузах, по которым платили больше, чем просто старшим преподавателям. После введения в 1993 году разрядов столичный горвоенкомат сослался на то, что в новых штатах такой должности нет, и включать разницу в военную пенсию отказался. Только Счетная палата смогла воздействовать на Московский ГВК и обязала начислить деньги пенсионерам сполна. Правда, некоторые не дождались этого, ушли из жизни...

Вообще же офицер – преподаватель вуза на сегодняшний день получает меньше всех других офицеров своего уровня, проходящих службу в Москве. А гражданские преподаватели военно-учебных заведений! Их должностные ставки определяются как служащим в военном ведомстве с разрядами, приравненными к учителям средней школы, а в некоторых случаях даже ниже. При этом всему профессорско-преподавательскому составу после повышения в России оплаты за ученые степени доктора и кандидата наук соответственно 1500 и 900 рублей, были отменены надбавки на ученое звание профессор и доцент (25 и 15%).

Однако по прошествии некоторого времени все-таки сочли нужным «учесть» наличие таких званий гражданским преподавателям, добавив профессорам 60% и доцентам 40%... вне зависимости от наличия ученой степени. То есть попал на подходящую должность, а дальше в плане совершенствования своего научно-педагогической квалификации напрягаться не надо.

В последнее время в Министерстве обороны все-таки принято решение возобновить выплаты за ученое звание «профессор» и «доцент», но опять же финансисты оттягивают его введение в действие, не объявляют, каким образом эти выплаты будут проводиться.

Настороженность вызывает у педагогов военных вузов также грядущее повышение с 1 ноября 2006 года оплаты за ученые степени доктора и кандидата наук. Идет разговор, что финансисты МО усиленно думают над тем, как бы урезать предстоящие надбавки «уважаемым» ими педагогам.

-- [ Страница 3 ] --

Автор также констатирует, что существующие модели качества жизни предназначены в основном для определения качества жизни на уровне стран, регионов, городов, иногда – отдельных демографических групп, оценка качества жизни для отдельных социально-профессиональных групп отсутствует. Определение уровня жизни также ведется на макроуровне, анализ микроуровня, т.е. уровня жизни социально-профессиональной группы, требует отдельного исследования и последующего сравнения с уровнем жизни в стране. Качество жизни социально-профессиональной группы автор определяет как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей ее типовых представителей. Совокупность потребностей индивидов, образующих различные социально-профессиональные группы, будет отличаться, различия внутри группы будут менее существенны.

В третьем параграфе первой главы «Показатели оценки качества жизни профессорско-преподавательского состава военных вузов» рассматриваются показатели качества жизни и возможности их применения для отдельной социально-профессиональной группы.

Автор отмечает, что в современных исследованиях для оценки качества жизни используются различные подходы, однако доминируют количественные (объективные) показатели, такие как среднедушевой доход, объем ВВП на душу населения, общее потребление в постоянных ценах и паритета покупательной способности (С.А. Айвазян, В.Н. Бобков), не являющиеся показателями, определяющими уровень жизни конкретной социально-профессиональной группы.

Современными показателями качества жизни военного преподавателя являются (порангово): занятость (гарантия занятости) в качестве преподавателя военного вуза, наличие и подтверждение действующих льгот военнослужащего, материальное довольствие, в том числе оплата труда. Данные индикаторы содержат как материальную, так и моральную составляющие.

Показатель «занятость» занимает лидирующее положение по двум причинам: во-первых, занятость в военном вузе обеспечивает привычное (приемлемое) качество жизни военного преподавателя по сравнению с другими вариантами его занятости; во-вторых, непрерывное реформирование силовых ведомств ведет к трансформации и сокращению военных вузов и соответственно уменьшению количества рабочих мест. Увольнение с воинской (ведомственной) службы выступает комплексным фактором снижения качества жизни. Реальная угроза увольнения – отсутствие гарантии занятости – негативно сказывается на моральном состоянии всего контингента преподавателей всех военных вузов. Сокращение военных вузов отражает политическую конъюнктуру: после Второй Мировой войны крупные сокращения были во времена «оттепели» (Н.С. Хрущев), при принятии договоров ОСВ (Л.И. Брежнев), вывода советских войск из Западной Европы (М.С. Горбачев), распада СССР (Б.Н. Ельцин). Современные трансформации и сокращения также обусловлены изменением политической доктрины – отсутствием явного внешнего врага и усилением террористической и религиозно-националистической угрозы. Следовательно, нестабильность занятости военного преподавателя является одной из специфических особенностей службы и подлежит компенсации, эффективность которой и определяет качество жизни военного преподавателя.



Показатель «льготы» включает в себя обширную систему материальных и моральных компенсаций ограничений и тягот службы в военных и силовых структурах. Система льгот охватывает практически все значимые сферы жизни: обеспечение жильем и оплату коммунальных услуг, бесплатное медобслуживание, бесплатное или дотируемое питание, бесплатное образование, бесплатное или дотируемое санаторно-курортное обслуживание и многое другое. Особую значимость имеет льготное право выхода на пенсию в связи с выслугой, предоставление компенсационной выплаты и сохранение части льгот для военных пенсионеров. Не все установленные законодательством льготы реализуются в полном объеме, тем не менее утрата права на льготы значимее и воспринимается болезненнее, чем снижение заработной платы.

Показатель «оплата труда» имеет для военных преподавателей повышенную значимость в связи с отсутствием или ограничением возможности совмещения, различных подработок, а также свободного времени, которое можно использовать для снижения расходов. Супруга военного преподавателя чаще не работает или ее занятость ограничена. В семьях военных преподавателей больше иждивенцев (детей). Все эти особенности обуславливают повышенные требования военного преподавателя к размеру заработной платы.

Таким образом, в первой главе обосновано построение структуры социально-профессиональной группы «профессорско-преподавательский состав высших военно-учебных заведений», выделена основная структурная единица «военный преподаватель» и в контексте современных социологических подходов к изучению качества жизни разработаны актуальные индикаторы ее оценки.

Вторая глава «Анализ качества жизни профессорско-преподавательского состава военных вузов» посвящена исследованию основных (важнейших) показателей качества жизни военных преподавателей: оплаты труда, льгот, гарантии занятости.

В первом параграфе второй главы «Показатель «оплата труда» в структуре оценки качества жизни профессорско-преподавательского состава военных вузов» проанализирован размер и содержание денежного довольствия военного преподавателя и обоснована зависимость оценки данного показателя от демографических характеристик.

Результаты сравнительного анализа демографических показателей профессорско-преподавательского состава военных и гражданских вузов отражают специфику задач, решаемых военным преподавателем, и характеризуют учебный процесс в военном вузе как военную (ведомственную) службу. Большинство преподавателей военных вузов мужчины, гражданских вузов – женщины (таблица). Показательна возрастная дифференциация – основной контингент военных преподавателей в наиболее активном и продуктивном возрасте 30-50 лет. Более молодые не имеют необходимого опыта службы для преподавательской должности, а офицеры, достигшие выслуги, оставляют службу (гражданские преподаватели продолжают работу и после достижения пенсионного возраста, оформления пенсии). Соответствует возрасту и семейное положение контингента – подавляющее число военных преподавателей состоят в законном браке. Общность демографических характеристик предопределяет ориентацию контингента военных вузов на служебную карьеру и семейные ценности, в отличие от широкой палитры интересов и ценностей гражданских преподавателей.

Демографическая характеристика преподавателей

военных и гражданских вузов, %

Военный вуз Гражданский вуз
Пол
Мужской 89 43
Женский 11 57
Возраст До 30 лет 7 30
30-40 лет 58 30
40-50 лет 24 15
Старше 50 лет 11 25
Семейное положение
Состоит в официальном браке 84 58
Состоит в гражданском браке 4 5
Разведены 6 15
Не состоит в браке 5 23
Количество детей
1 ребенок 14 47
2 ребенка 43 18
3 и более детей 39 5

Основной стажевый показатель для военного преподавателя – выслуга. Именно выслуга определяет увеличение денежного довольствия, особенно в первые два года службы (полгода – 5%, год – 10%, 2 года – 25%), затем прогрессия снижается до 3% в год, а после 10 лет службы до 1% в год, незначительно возрастая после достижения 20 лет выслуги. Максимально возможная надбавка за выслугу лет составляет 70% и выплачивается офицерам с 25-летней выслугой. Таким образом, зарплата военного преподавателя непрерывно увеличивается, в отличие от гражданского, увеличивается и количество контингента по мере увеличения стажа: общий трудовой стаж профессорско-преподавательского состава военного вуза составляет: менее 5 лет – 11%, 5-10 лет – 16%, 11-20 лет – 31%, более 20 лет – 42%. Таким образом, преподаватели военного вуза по сравнению с гражданскими имеют больший общий трудовой стаж (73% – более 10 лет), а среди гражданских преподавателей значительно больше молодых специалистов (18%) имеют стаж работы менее 5 лет, значительно больше и продолжающих трудовую деятельность пенсионеров. Практика увольнения военных преподавателей со службы по достижении 20-25-летней выслуги свидетельствует о тяжелой службе и перестающем возрастать денежного довольствия.

Гражданский преподаватель, совмещая 1,5-2 ставки, в итоге имеет аналогичный по величине размер оплаты труда. В результате военный преподаватель оказывается в худшем материальном положении: при одинаковой величине оплаты он ограничен условиями службы, содержит неработающую супругу (у военных преподавателей супруга не работает в 30% случаев, у гражданских – всего в 8%), имеет больше детей. Военные преподаватели не имеют возможности делать сбережения (73%), ограничены в количестве свободного времени (в среднем 1-2 часа в сутки).

Показатель «оплата труда» оценен военными преподавателями как важнейший с ранговым значением «3», гражданскими – с ранговым значением «1». При этом, автор отмечает по результатам исследования, что значимость уровня оплаты для военного преподавателя выше, чем для гражданского, так как военный не имеет иных доходов и больше тратит – чаще имея законную семью и большее число детей.

Во втором параграфе второй главы «Льготы (военнослужащим) в структуре оценки качества жизни профессорско-преподавательского состава военных вузов» анализируется значение действующих трудовых льгот как комплексной системы компенсаций специфики трудовой деятельности (службы) военных преподавателей. Наличие системы льгот является основным отличием стимулирования службы военных преподавателей от трудовой деятельности гражданских преподавателей. Именно льготы, их нарастающая динамика, являются побудительным мотивом к выбору данной специальности, продолжению военной карьеры военного преподавателя.

Диссертантом проанализирована система действующих льгот как составляющая качества жизни военного преподавателя. Отмеченная выше ориентация военных преподавателей на семью, законный брак является одним из следствий распространения льгот на членов семьи. Право на конкретную льготу и ее параметры обусловлены зависимостью от выслуги (в том числе предельной выслуги), участия в боевых действиях, семейного положения.

Объем льгот и возможность их монетизации сравнимы, а в ряде случаев превышают размер денежного довольствия военного преподавателя и некоторые натуральные льготы важнее их денежного эквивалента. В числе важнейших респондентами – военными преподавателями указаны следующие льготы:

Льготы по предоставлению жилья, включающие предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение (в том числе выдачу государственных жилищных сертификатов). Военные преподаватели имеют также право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15-25 квадратных метров. Законодательством установлено большое количество способов реализации данной льготы, что на практике ведет к ее уменьшению и трудностям реализации. При необеспечении жильем выплачивается денежная компенсация;

Льготы по предоставлению медицинской помощи и санаторно-курортного лечения включают бесплатное медицинское обслуживание, ежегодное прохождение медицинского обследования, ежегодное санаторно-курортное лечение (с оплатой 25%, для членов семей – 50% стоимости путевки, а также независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 рублей и 300 рублей на супругу и каждого несовершеннолетнего ребенка);

Льготы по получению образования и профессиональной переподготовке предусматривают бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации (при увольнении со службы). Детям военных преподавателей по месту жительства в первоочередном порядке могут предоставляться места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. На содержание их детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения, производятся выплаты;

Льготы по проезду на транспорте включают проезд на безвозмездной основе к местам использования основного отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение; при использовании личного транспорта в служебных целях выплачивается денежная компенсация;

Льготы по предоставлению дополнительных отпусков продолжительностью до 30 суток, в том числе дополнительные учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительных экзаменов в адъюнктуру и военную докторантуру, а также для сдачи вступительных экзаменов при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования и экзаменов в период обучения в них;

Дополнительные выплаты, включающие подъемные пособия, суточные, ежемесячные надбавки (за сложность, за выслугу, при заключении контракта, при заключении брака).

Показатель «льготы» оценен военными преподавателями как важнейший с ранговым значением «2», гражданские преподаватели не отметили льготы вообще. Таким образом, исследование показало, что объем, разнонаправленность и важность льгот, на которые имеет право военный преподаватель, оказывают большее влияние на восприятие качества жизни, чем оплата труда. Совокупный недостаток, связанный с оценкой всех отмеченных и прочих льгот военного преподавателя, – их декларативность, неполная или забюрократизированная реализация.

В третьем параграфе второй главы «Показатель «гарантия занятости» в структуре оценки качества жизни профессорско-преподавательского состава военных вузов» автор рассматривает влияние фактора занятости в условиях трансформации структуры ведомств силового блока на качество жизни профессорско-преподавательского состава военных вузов. Анализируется действующая система реабилитации подлежащих увольнению военных преподавателей, включая материальную, организационную и символическую составляющие.

Автор исследует последствия сокращения военных вузов на качество жизни как уволенных военных преподавателей, так и продолжающих службу в действующих военных вузах. Для военных преподавателей гарантия занятости в военном вузе является важным условием реализации факторов оплаты труда и получения льгот. Увольнение, независимо от последующего трудоустройства, сопряжено со значительным субъективным ухудшением качества жизни военного преподавателя. Даже потенциальная угроза увольнения, сокращения (закрытие других военных вузов) оценивается как снижение качества жизни работающими военными преподавателями. Проблема имеет особую актуальность для Саратова, где за последние 10 лет было расформировано два военных вуза из трех.

Автором исследованы основные положения материальной, организационной и моральной реабилитации военных преподавателей и членов их семей в связи с увольнением (сокращением). К материальным компенсациям относятся:

Обеспечение жильем по избранному месту постоянного жительства;

Единовременное пособие в размере 5-20 окладов денежного содержания (в зависимости от общей продолжительности военной службы);

Выплата в течение пяти лет ежемесячного социального пособия в размере 40% суммы оклада денежного содержания при общей продолжительности военной службы 15 лет, а также 3% суммы оклада денежного содержания за каждый год свыше 15 лет;

Выплата денежной компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц.

К организационным компенсациям относятся:

Предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом специальности в государственных организациях (в этих целях в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по трудоустройству и профессиональному обучению);

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата работников;

Обеспечение получения профессионального образования;

Предоставление мест для детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

Зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти.

Моральная реабилитация выражается в сохранении и приумножении символической составляющей:

Предоставления права ношения военной формы одежды, знаков отличия в соответствии с воинским званием, право ношения личного оружия, наград;

Возможность медицинского обслуживания в ведомственных учреждениях, санаторно-курортное лечение;

Работа в ветеранских организациях;

Право на переобучение;

Погребение с воинскими почестями.

Несмотря на имеющуюся крупную материальную компенсацию, увольнение является деморализующим фактором, на что указали все 100% опрошенных военных преподавателей. В современных условиях реорганизации и реформирования силовых структур увольнение происходит в «добровольно-принудительном» порядке, что противоречит положению ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: «Военнослужащие, не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет».

Показатель «гарантии занятости» оценен военными преподавателями как важнейший с ранговым значением «1», гражданскими преподавателями он также отмечен как один из значимых.

В Минобороны решили дополнительно стимулировать работу лучших преподавателей военных вузов. Для этого глава ведомства Сергей Шойгу издал приказ об их ежегодном премировании.

Раздавать деньги всем подряд, конечно, не станут. Из большой армии армейских и флотских педагогов раз в год на конкурсной основе будут выбирать сотню самых опытных и добросовестных. Им-то и достанется солидная премия - 150 тысяч рублей, примерно столько ежемесячно в армии получает 3-звездный генерал.

В приказе министра говорится, что подобные материальные поощрения за высокие результаты в педагогической деятельности устанавливаются как для преподавателей - военнослужащих, так и для их коллег из числа гражданского персонала. Заметим, что речь идет только о людях, замещающих штатные педагогические должности в военных вузах. На так называемых привлеченных преподавателей финансово-поощрительная практика не распространится.

Для кандидатов на премирование установлено еще одно жесткое требование - в конкурсе на получение выплат могут принять участие лишь преподаватели с ученой степенью.

О финансовом поощрении лучшим педагогам от имени министра обороны объявят руководители вуза. Планируется, что эту приятную новость они озвучат на военно-научных конференциях, либо на заседаниях ученого совета образовательных учреждений.

По приказу главы ведомства сроки проведения конкурса будут определять в Главном управление кадров минобороны. В этом же главке назовут и количество кандидатов на получение премии в вузах различных видов и родов войск. Это необходимо для того, чтобы материальное поощрение справедливо распределялось между всеми преподавателями, и такая практика исключала лоббирование отдельных армейских и флотских учебных заведений.

Напомним, что это далеко не первая финансовая преференция, предусмотренная для тех, кто готовит профессиональные кадры для Российской армии. Ровно два года назад, когда в России заработал закон о новом денежном довольствии военнослужащих (в армии жалование подняли в несколько раз), министр обороны издал приказ о дополнительных выплатах обладателям ученых званий. Ежемесячные выплаты военным доцентам и профессорам тогда увеличились на 40-60 процентов от их должностного оклада. А кандидаты и доктора наук стали дополнительно получать 3 и 7 тысяч рублей соответственно.

Одновременно в армии были введены материальные стимулы для лучших слушателей вузов минобороны. В частности, отлично и хорошо успевающим в учебе офицерам Военной академии Генштаба назначили прибавку к жалованию в размере 60 процентов от их должностного оклада.

Если у вас есть ученые степени, то да положены

1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который говорит о том, что научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:– 40 процентов за должность доцента;– 60 процентов за должность профессора;– 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;– 7000 руб. за ученую степень доктора наук.

А так же еще и если вы подходите под этот перечень

2. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2006 г. № 343 «Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание...». Им установлены надбавки сотрудникам органов внутренних дел РФ, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,

в следующих размерах:– имеющим ученую степень кандидата наук – надбавку в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности);– имеющим ученую степень доктора наук – надбавку в размере 25 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности);– имеющим ученое звание доцента – надбавку в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности);– имеющим ученое звание профессора – надбавку в размере 25 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности).Условия предоставленияДля предоставления надбавки должны быть соблюдены следующие требования:– работник занимает штатную должность;– учреждение должно относиться к федеральным бюджетным учреждениям (организациям) науки и федеральным государственным высшим учебным заведениям независимо от ведомственной принадлежности;– ученые степени должны быть предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями.Следует обратить внимание, что Минобрнауки России в письме от 16 апреля 2007 г. № 03-760 уточнил порядок предоставления надбавки, а именно:– должности ректора, проректора, начальника учебного управления и заведующего аспирантурой не относятся к профессорско-преподавательскому составу, так как являются административными;– доплаты за ученые степени лицам, занимающим данные штатные должности, устанавливаются только в том случае, если за ними закреплены в образовательном учреждении часы преподавательской работы;– доплаты за ученые степени устанавливаются преподавателям, имеющим ученые степени по профилю преподаваемой дисциплины.Данные доплаты вводятся в порядке, установленном статьей 135 Трудового кодекса РФ. То есть на основании коллективного договора или локального нормативного акта.Для учета научных работников в научных, научно-исследовательских, научно-производственных, образовательных и других учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования, науки и технологии, в дополнение к личной карточке по форме № Т-2 применяется Учетная карточка научного, научно-педагогического работника (форма № Т-4).
Понравилась статья? Поделитесь ей