Контакты

Общие требования к ораторской речи. Методические указания к практическим занятиям для студентов нефилологических специальностей хабаровск

План: I. Публичное выступление. Содержание публичной речи. Средства публичной речи. Методика подготовки речи. Структура речи. a) Инвенция (изобретение идей). b) Диспозиция (расположение идей, риторический аргумент). c) Элокуция (словесное выражение). II. Нормы современного русского литературного языка. Понятие нормы языка. Признаки и свойства нормы. Виды и типы норм. Нормализация и кодификация. III. Вербальные и невербальные средства общения.

Античный риторический канон Инвенция (изобретение мыслей) Диспозиция (расположение информации, композиция речи) Элокуция (этап словесного оформления и редактирования речи) Мемория (запоминание, технический этап подготовки речи) Акция (произнесение, общение с аудиторией).

Материалом могут служить: книги и статьи из определенной области знания примеры из художественной литературы фотографии и иллюстрации выступления ученых точные факты личный опыт оратора и его знакомых случаи из жизни, мнения компетентных людей

1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. к Эмпиризм (1 зн.); являющийся эмпиризмом. Э-ая философия. 2. Книжн. Основанный на эмпирии (1 зн.), опирающийся только на опыт, факты. Э-ое наблюдение. Э. вывод. Э-ое исследование.

ЭМПИРИЯ, -и; ж. [от греч. empeiria - опыт] Книжн. 1. Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств. Без эмпирии нет науки. Основываться на эмпирии. 2. Наблюдение в естественных условиях, в отличие от эксперимента.

2. Энциклопедический материал. источник нельзя строить как цитирования (как сообщение только вспомогательный сочувственного, так на данном и критического) материале.

* 3. Компаративный материал: 1. приводит эмпирический в соответствие с энциклопедическим; 2. показывает органичность взглядов автора существующей традиции / определяют уровень конфликтности позиции говорящего по отношению к существующей; 3. определяет уровень гармоничности текста.

1. ИНВЕНЦИЯ (лат. inventio, «находка» , «изобретение») - поиск, отбор материала и разработка проблематики, связанной с предметной областью речи. По определению античной риторики, инвенция – это путь от мысли к слову.

А)Тема речи: Тема может быть произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором - об искусственной ситуации (фр. situation - положение, обстановка, совокупность обстоятельств). Естественные ситуации порождены самой жизнью - необходимость выступить в парламенте, сделать предложение любимой девушке и т. д. Искусственные ситуации связаны со специальной деятельностью, например, научной (сообщение на заданную тему на конференции).

Д. Карнеги отмечает, что самые выигрышные темы для любой аудитории - это секс, собственность, религия, поскольку они соответствуют триаде: создаем жизнь - поддерживаем ее - надеемся продолжить в будущем мире. Человека прежде всего интересует информация, имеющая к нему непосредственное отношение.

Тема должна быть: спорной, носить конфликтный характер; характеризоваться новизной; может быть широкой / узкой; формулировка (краткой, наводящей на цель речи, уместной, конкретной, интересно-вызывающей).

Б)Авторская позиция Авторская вырабатывается не сразу, а поэтапно, поскольку необходимо: приобрести знания по существу проблемы, изучить различные точки зрения (прежде всего компетентных людей), проанализировать и сопоставить эти позиции выработать свое мнение.

Древнегреческая мудрость гласит: «Для корабля, который не знает, в какую гавань он идет, ни один ветер не будет попутным» .

2. ДИСПОЗИЦИЯ (лат. dispositio «расположение») – композиционная организация речи в соответствии с принципом целесообразности. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - соответствие явления или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление? чем закончить речь? как продолжить разговор? как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца?

композиция Расположение накопленного и отобранного материала, построение выступления называется композицией (лат. compositio - составление, сочинение) речи. При выстраивании композиции необходимо понимать соотношение отдельных частей речи и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

план Основой композиции является план - взаимное расположение частей, краткая программа какоголибо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не отклоняться от темы, и уложиться в отведённое для речи время. Работа над планом представляет собой движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному и предполагает следующие шаги.

Главное в рабочем плане – выделить основные вопросы («смысловые узлы»), их связь с целью.

Составление плана необходимо для работы над любой речью или текстом. План организует движение мысли оратора и помогает сократить объем речи без ущерба для ее смысловой целостности в случае изменения регламента выступления.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.

зачин - начало речи. чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; интересный зачин привлекает внимание аудитории; может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.

Например, А. Ф. Кони в своей речи о Калигуле использует в качестве такого «зацепляющего крючка» сказку о людоеде: «В детстве я любил читать сказки. Но из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то …» Далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу: «Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед в сказке и Калигула - в жизни - братья по жестокости»

Вступление содержит несколько аспектов: психологический - закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный - описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный - указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Главная (основная) часть Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь: фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т. д.

Требования к содержанию Информативность (много нового и интересного материала). Доказательность речи (рассуждения оратора убеждают). Теория органически связана с жизнью. Логическая стройность в расположении материала.

Заключение 1. подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи; 2. кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; 3. могут намечаться пути развития идей, высказанных оратором; 4. на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи; 5. закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные содержанием речи.

Концовка может содержать: этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющее непосредственного отношения к содержанию речи, и т. д.

3. Элокуция (лат. elocution выражение) - раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы / методы словесного выражения замысла.

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающей переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности; описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Обратите внимание: Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

II. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. 1. Понятие нормы языка. 2. Признаки, свойства, источники, функции нормы.

Приведите синонимы к слову «норма» . Обратите внимание, в каких сферах данное слово, термин, понятие устойчиво?

Абитуриент. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник. 2. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение. Списки абитуриентов. Консультации для абитуриентов. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, 1936 г. ,

1)Норма - общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), 2)Норма - предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.

Норма (лат. norma - правило, образец) - это исторически сложившийся и социально осознанный кодифицированный правильный вариант употребления языковой единицы, противопоставленный с той или иной степенью категоричности другому - неправильному или менее предпочтительному варианту.

Кодификация (лат. codex - книга) - закрепление нормы в словарях и грамматиках. Первая нормативная грамматика русского языка - "Российская грамматика" М. В. Ломоносова (1757 г.). Первый нормативный словарь - "Словарь Академии Российской" в 6 -ти томах (1789 -1794 г.).

На ранних этапах развития литературных языков (в донациональный период), до появления нормативных словарей и грамматик, действует так называемая скрытая кодификация, т. е. ориентация пишущих на образцовые, авторитетные тексты (чаще всего священные).

* Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества.

Признаки нормы относительная устойчивость, распространённость, общеупотребильеность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Основные функции нормы Отражать закономерные процессы и явления, происходящие в языке. 2) Поддерживаться языковой практикой. 1)

Основные источники языковой нормы: произведения классиков и современных писателей; анализ языка средств массовой информации; социологические исследования; опросы, анкеты; научные исследования ученых-языковедов.

Значение языковой нормы сохранение целостности и общепонятности ЛЯ, защита от неоправданного проникновения диалектных, просторечных и жаргонных элементов, коммуникативная целесообразность (уместность выбора языковых средств в зависимости от ситуации общения).

Вариативность норм Вариантность – это два разных способа реализации одной языковой единицы или сочетание единиц. Сосуществование старого и нового не только не вредно, но и целесообразно. Варианты представлены на всех уровнях языка.

Уровень Варианты Фонетический Чтобы – чтоб, папоротник папортник, уполномочивать уполномачивать – – Словообразовательный Осмысление – осмысливание, слесарничать – слесарить, геройски – по-геройски, читальня – читалка, волчица - волчиха Морфологический Эта толь – этот толь, кофе остыл – кофе остыло, полотенец – полотенцев, в цехе – в цеху, поезжай – съезди, важнейший – самый важный – наиболее важный, в ста метрах – в сотне метрах – в стах метрах

Уровень Варианты Синтаксический Ждать поезда – ждать поезд, купить хлеба – купить хлеб, ехать на поезде – ехать в поезде – ехать поездом, рекомендовать тренером, рекомендовать как тренера, рекомендовать в качестве тренера Фразеологический Язык прилип (присох к гортани, язык не повернется) не поворачивается сказать, языком трепать / чесать / болтать / молоть, будто / словно / точно корова языком слизнула

В лингвистической литературе последних лет различают два вида норм: императивные, диспозитивные.

Императивные / строго обязательные (лат. imperativus – не допускающий выбор) - норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный. П. : звоня (не зво т нят), кварта (не ква л ртал), моя мо золь (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью).

Диспозитивные /вариативная (лат. dispositivus – допускающий выбор) –норма, предусматривающая возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в русском языке. П. : гренки - гре (разг.), нки мышле ние - мы шление (устар.), ви хриться - вихри ться (доп.),

Основные типы норм литературного языка: акцентологические; орфоэпические; лексические; грамматические (морфологические и синтаксические); орфографические и пунктуационные; стилистические.

Языковая система Единицы языка Уровни языка Разделы языкознания, их изучающие Звуки, фонемы Морфемы Фонетический Морфемный Фонетика Морфемика Слова Лексический Лексикология Фразеологизмы Фразеологический Фразеология Формы и классы Морфологический слов Предложение, Синтаксический словосочетание Морфология Синтаксис

Орфоэпические нормы регулируют произношение слов (произносительные нормы) и место ударения (акцентологические нормы). Примеры: а) произносительные нормы: коне[шн]о, [шт]о и т. п. ; б) акцентологические нормы: твор. Ог, портф. Ель, кварт. Ал, одновр. Еменно, нефтепров. Од и т. п. ;

Орфографические нормы регулируют правописание слов и их частей: дома, слоны, зуб, книжка, бледнорозовый, бледнолицый и т. п. ; Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания: Казнить, нельзя помиловать; Казнить нельзя, помиловать;

Грамматические нормы регулируют употребление грамматических форм слова (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы).

Примеры: а) морфологические нормы: (+) без носков, в пальто, крепкий кофе, более сильный, надеть пальто; (-) без носок, в пальте, крепкое кофе, более сильнее, одеть пальто и т. п. ; б) синтаксические нормы: (+) большинство решило, две большие комнаты; (-) большинство решили, две больших комнаты.

Словообразовательные нормы - нормы образования слов: (+) балтийский, петербурженка (-) балтический (устар.), петербуржка, петербуржанка.

Лексические нормы - нормы употребления слов в соответствии с их значением и лексической сочетаемостью; П. : Преждевременная кончина Гарри Либмана (следует - безвременная; преждевременный - `наступивший раньше надлежащего срока", напр. , преждевременные роды);

Стилистические нормы - нормы употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической окраской: П. : лицо (нейтральное) лик (высокое) рожа, морда, харя (просторечное).

Средства общения вербальные невербальные интонация и акустические характеристики голоса язык жесты позы и телодвижения мимика Несловесные знаки (образы, символы, картины, фотографии, звуки и проч.)

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники: 1. обаяние; 2. артистизм; 3. уверенность; 4. дружелюбие; 5. искренность; 6. объективность; 7. заинтересованность, увлеченность.

Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. 2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном. 3. «Рука движется -только. . . в местах страстных, жарких и живых» (М. Сперанский). 1.

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы. 5. Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя. 6. Владеть голосом, жестом и мимикой - это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления. 7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит". Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Символические жесты (несут определенную информацию): жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция,доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила,которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.

5. Диалогичность Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.

6. Разговорность Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.


7. Установление и поддержание контакта с аудиторией Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления. В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д

42Функции концовки публичного выступления, варианты концовок

Заключение имеет две основные функции - напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать»

Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.

Варианты концовок

Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».

Обобщающий вывод.

Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям.

Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Подытоживающее повторение.

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память, и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить.

Кульминация

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.

Комплимент аудитории

Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Юмористическая концовка.

Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет

Комплимент аудитории.

Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».

Как не надо заканчивать выступление

Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

46 Понятие эффективной коммуникации.

Эффективная коммуникация строиться на: уважении к собеседнику, и на умении слушать его, и услышать и понять его слова. На умении чувствовать психологический настрой собеседника. На способности, правильно определить его нужды, стремления и эмоции. Умении сочувствовать и выразить сочувствие и поддержку собеседнику. Способности к искреннему выражению чувств. Короче, проявлении чуткости к собеседнику. Применении методов аффективного слушания. Умении применять на практике вербальные и невербальные способы (каналы) воздействия. Слова, вернее смысл слов и предложений, передаваться с помощью вербального канала коммуникации, а интонация, тон громкость и тембр голоса, внешний вид, жестикуляция, мимика - с помощью невербального и т.д. Используя эти каналы коммуникации отправитель отправляет сообщение получателю.

Основные требования к публичному выступлению

Когда мы готовимся к публичному выступлению, некоторые виды выступлений кажутся нам не очень сложными - например, если нам надо сделать объявление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудности, как мы увидим потом), другие - например, доклад по какой-нибудь теме, официальная речь юбилее института, торжественном собрании - гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого надо овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров - и информационные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлекательные. Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления. в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению.

Назовем основные требования:

    Решительное начало выступления.

    Драматизм.

    Сдержанная эмоциональность.

    Краткость.

    Диалогичность.

    Разговорность.

    Установление и поддержание контакта с аудиторией

    Понятность главной мысли.

    Решительный конец.

1. Решительное начало выступления .

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, “мир любит слушать о борьбе”. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность .

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе, который при рассказе об А. Македонском так разошелся, что сломал стул: “Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?” В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известной поговорке «Коротко и ясно»: смысл ее в том, что если коротко, то, следовательно, и ясно.

Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя сыну, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: “Будь искренен, будь краток, садись”.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы. Эти вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления.

Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных, где эмоции требуются в значительно меньшей степени и т.д. С подобными особенностями проявления основных требований к публичному выступлению мы познакомимся при изучении отдельных жанров публичных выступлений, но в большинстве случаев основные требования должны в той или иной степени соблюдаться в любом выступлении.

«Советы начинающему оратору».

    Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно.

    Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.

    Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.

    Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.

    Говори проще.

    Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей.

    Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим.

    Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они - твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной.

    Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

    Cледует помнить, что презентационные слайды готовятся после завершения работы над текстом выступления и являются сопровождением для основного содержания устного сообщения.

    Количество слайдов зависит от объема сообщаемой информации , но рекомендуется ограничиться 10-12 слайдами , которые смогут отразить основные положения рассматриваемой темы.

    При выборе содержательных координат для каждого слайда следует воспользоваться практикой концептуального членения информации : выделения в тексте, подготовленном для устного выступления, концептуальных положений, которые станут основанием для оформления содержания на слайде. (Но объем вербальной записи не должен превышать 40 – 50 слов. )

    Вербальная информация должна излагаться тезисно и сжато , рекомендуют использовать при распределении информации на слайде приемы абзацного маркирования и шрифтового и цветового выделения (Но следует выбрать единую стилистику выделения и оформления, что не будет отвлекать от содержания.)

    Показ слайдов должен быть рассчитан по времени (Следует выбрать оптимальное время – от 3 до 5 минут, что позволит слушателям удерживать в памяти и визуальную, и вербальную информацию.)

    Вербальная информация на слайде может быть дополнена символическими рисунками. (Но следует выбрать единую стилистику для оформления рисунка, чтобы запись в целом соответствовала задачам сообщения.)

    Презентационные материалы должны удачно дополнять и иллюстрировать текст сообщения. (Не следует читать текст с экрана или,наоборот, игнорировать демонстируемую визуальную информацию.)

    Оформление текста и его компонентов должно соответствовать стандартам восприятия. (Рекомендуется выбирать шрифт без засечек, 12-14 кегль через 2 интервала; маркировка текстовой информации осуществлять синим или красным цветом .)

Соблюдая правила информационного диалога , нужно подготовить показ слайдов, чтобы он не нарушал процесс говорения, обеспечивал поликодовый режим.

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:

1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм

Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.

5. Диалогичность

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.

6. Разговорность

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли

Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Устная речь эффективнее письменной.

2. Письменная речь эффективнее устной.

3. Эффективность устной и письменной речи приблизительно одинакова.

4. Точности выражения легче достичь в письменной речи.

5. Повторение мысли в устной речи ухудшает ее восприятие.

6. Обратная связь - это получение оратором информации от слушателей о том, как воспринимается его выступление.

7. Обычна бóльшая часть аудитории настроена позитивно к оратору.

8. Обычна бóльшая часть аудитории настроена равнодушно к оратору.

9. Негативные слушатели в среднестатистической аудитории составляют 30%.

10. Негативные слушатели в среднестатистической аудитории составляют 10%.

11. Первая фраза выступления должна быть подготовлена заранее.

12. Первая фраза выступления должна быть импровизационной.

14. Оратор должен быть высоко эмоционален в процессе выступления.

15. Оратор должен быть умеренно эмоционален в процессе выступления.

16. Оратор должен быть логичен и мало эмоционален в процессе выступления.

17. Использование оратором простых, общеупотребительных слов снижает доверие к нему, создает впечатление о его некомпетентности.

18. Использование оратором простых, общеупотребительных слов повышает доступность выступления.

19. Оратор должен выбрать в аудитории симпатичное лицо и все свое выступление обращаться к этому слушателю.

20. Надо смотреть во время выступления на всех слушателей, разбив аудиторию по секторам.

21. Главную мысль лучше сформулировать словами и повторить 2-3 раза.

22. Главная мысль не должна быть выражена оратором прямо, надо подвести к ней слушателей, но не формулировать вывод за них.

23. Заключительная фраза должна быть импровизационной.

24. Заключительная фраза должна быть заранее подготовлена и отрепетирована.

25. Заключительная фраза должна быть выделена интонационно.

3. Прочитайте «Советы молодому оратору».

1. Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно.

2. Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.

3. Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.

4. Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.

5. Говори проще.

6. Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей.

7. Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим.

8. Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они - твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной.

9. Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

Вопросы:

Проанализируйте каждый приведенный выше совет с точки зрения того, какое правило подготовки публичного выступления из перечисленных выше он «представляет», с каким правилом подготовки публичного выступления совпадает.

Какие советы дополняют правила публичного выступления, приведенные выше?

Объясните, как можно на практике реализовать приведенные выше советы, что нужно делать, чтобы этот совет выполнить.

3. Прочитайте отрывок из повести В.Железникова «Чудак из шестого Б», в котором рассказывается, как герой повести, назначенный вожатым октябрят, готовится к первой встрече с ними. Рассказ ведется от лица главного героя.

На уроках я думал об октябрятах. Сначала я решил: войду к ним деловым шагом и скажу: «Здравствуйте, октябрята!» Потом у меня мелькнула мысль, что для первого знакомства необходимо произнести речь. ... Я взял бумагу и написал: «Дорогие октябрята! Пионерская организация прислала меня к вам, нашим младшим любимым товарищам, чтобы я закалил вас и подготовил нам достойную, славную смену. А сейчас мы составим план работы и будем его выполнять».

Я несколько раз перечитал свою речь, она показалась мне блестящей. Правда, в ней все-таки мало было «мужества». Перечитал ее еще раз и в трех местах вставил слово «мужество». Теперь речь выглядела так:

«Дорогие октябрята! Пионерская организация, известная своим мужеством, прислала меня к вам, нашим младшим любимым товарищам, чтобы я закалил вас и подготовил нам достойную, славную, мужественную смену. А сейчас мы составим план работы и будем вместе мужественно его выполнять».

Потом я попытался выучить речь на память, но у меня ничего не вышло. Тогда я решил прочитать ее.

(по Л. Введенской)

Вопросы:

К какому жанру публичного выступления относится «речь» главного героя?

К какому типу по форме относится подготовленная героем «речь»?

Какие правила подготовки публичного выступления выполнил, а какие нарушил вожатый? Приведите примеры нарушений.

Какие конкретные ошибки при подготовке выступления допустил вожатый? Выпишите их.

Как надо исправить эти ошибки?

Правильно ли решил использовать конспект главный герой?

Выступите перед малышами от имени вожатого, но постройте свое выступление без ошибок.

4. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания – введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т.д.

Образец:

На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества единиц снегоуборочной техники – весь город обсуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам.

Каждую зиму все мы ждем с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работают? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах!

а) Глядя на нынешний состав городской думы, однозначно можно сказать, что руководителей-профессионалов, руководителей-производственников в ней единицы.

б) Не только в России, но и во всем мире знают, что первый воздушный десант был высажен в городе Воронеже. И произошло это неподалеку от того места, где ныне пересекаются улицы Лизюкова и Владимира Невского.

в) Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодежь ленива, что в ее среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей.

5. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.

Образец: Речь вести - не лапти плести

Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки - это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести - не лапти плести.

Знай боле, а говори мене

Где много слов, там мало толку

Лучше уж недоговорить, чем переговорить

Не все сказывай, что поминается

Шумом праву не быть

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо

Говорить не думая - что стрелять не целясь

Оговорка - не обида

Живое слово дороже мертвой буквы


Похожая информация.


Следующий аспект речевой культуры – выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора.

Какими качествами должна обладать эта речь?

Для ответа на этот вопрос следует представить систему отно­шений между:

Речью и языком

Речью и действительностью

Речью и сознанием слушателя

Речью и условиями общения

Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и осмыслить такие основные коммуникативные качества речи, как пра­вильность, краткость,точность , логичность , богатство,эмоцио­нальность (выразительность) речи (см. схему 8).

Этот перечень мо­жет быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомя­нутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публич­ного выступления.

Правильность речи – первое и непременное требование. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Н.М.Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим».

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении (схема 9).

Единство речи, ее взаимопонимаемость обеспечиваются именно правильностью речи, без нее не «срабатывают» другие коммуникативные качества (точность, выразительность и др.).

Значение грамматической пра­вильности речи подчеркивал М.В.Ломоносов: "Тупа оратория, косноя­зычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомни­тельна юриспруденция без грамматики".

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание ре­чи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от со­держания выступления, отрицательно сказывается на действенности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики – ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательнос­ти мысли ("Наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму").

Нарушение лексических норм (ошибки в сло­воупотреблении , неоправданное использование диалектных и жаргон­ных слов , разрушение устойчивых словосочетаний и др.), мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает коми­ческий эффект, не предусмотренный содержанием выступления («На наших плечах возлежит история, мы должны передать ее последующим поколениям, которые будут рослее и мощнее нас»); («В тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху»).



Грубые ошибки в произношении («будующей», «лаболатория», «ихний», «красивее», «алфавит», «торта», «досуг») также отвлекают аудиторию от сущест­ва речи, создают негативный психологический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор, обязан совер­шенствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.

Краткость речи Важное качество хорошего выступления – его краткость . Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушатели, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора . Известный древнегречес­кий писатель и ученый Плутарх считал , что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».



Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бо­роться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова, ненужные, излишние по смыслу: «толпа людей» «по-новому пересмотреть», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обеспечения продовольствием»

Другая разновидность многословия – тавтология , т.е. повторе­ние того же самого другими словами, нередко однокоренными «равно­правные права», «я собственно скажу свое личное мнение», «отсюда вытекает текучесть кадров». Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением: «перспектива на будущее», «традиционные каноны», «памятный суве­нир», «свободная вакансия».

Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов – вид многословия.

Вот один из примеров: «Я смотрю на Вопрос так: зат­раты будут велики. А если мы заглянем в вопрос поглубже, – а вы согласитесь с тем, что все это мы сделаем, в чем я не сомнева­юсь, – то мы обнаружим, что необходимых средств нет. Более того, даже если бы средства были налицо, на что рассчитывать нельзя, как я уже сказал, то весьма сомнительно, что проект стоит таких затрат».

В этой фразе «слова-заполнители» составляют три четверти сказанного. Гораздо действеннее было бы начать со слов «Я убеж­ден», а затем просто соединить в короткое предложение все под­черкнутые слова.

Ошибками являются также злоупотребление определениями («наш священный и наивысший долг»), преувеличениями («Абсолютная и не­оспоримая истина»), подразделениями («мужчины, женщины, дети каждого города» – вместо «все жители»).

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подго­товка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.

Точность речи. Требование точности и ясности предъявлялось к публичной речи уже в античных руководствах по риторике:

«Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».

Точность, речи всегда связывалась:

· с умением ясно мыслить

· со знанием предмета выступления

· со знанием значений слов.

Если первые два элемента принимаются как сами собой разумеющиеся, то третий требует некоторых пояснений.

Чтобы обеспечить точность речи:

Оратор должен верно выбрать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания («просить» – нейтральное, «клянчить» – ироническое, «хода­тайствовать» – официальное, «молить» – возвышенное, «умолять» – разговорное; «спать» – нейтральное, «почивать» – торжественное, «дрыхнуть» – просторечное).

Ему придется также четко разграничить паронимы («дипломник» и «дипломант», «эффектный» и «эффективный», «гордость» и «гордыня», «нетерпимы» и «нестерпимый»).

Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов.

Перегружен­ность речи терминологией делает ее недоступной пониманию.

Злоу­потребление архаизмами также может существенно затруднить воспри­ятие.

А бездушное, стилистически неоправданное использование за­имствований п ревращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где, по меткому выражению языковеда П. Филина, на смену ушедшему «французско-нижегородскому» пришел принижавший нацио­нальное достоинство «американско-ростовский сленг».

Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова, и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, ко­торым постоянно мотивировал выступающий...». «Я гипотетически придумал такой план». «Это не входит в сферу моей компетен­ции...».

Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, воп­реки их значению: «Большая половина выступления посвящалась кри­тике», «Следует придерживаться осторожности во время спуска». «Экскаватор вооружен ковшом», «Нам нужна подсобная литература по этой теме», «Он работает здесь ряд лет».

Логичность речи. Много общего с точностью имеет логичность речи – соответс­твие сочетаемости частей высказывания законам логики.

· Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым (типичная ошибка «углубляется вширь»);

· кроме того, условием ло­гичности является правильный порядок слов («напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»).

· Логич­ность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте («У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда; среди них мне запомнились два дня») .

Богатство речи. Одно из центральных качеств речи – ее богатство, или разно­образие лексических, фразеологических, интонационных средств язы­ка . Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный – те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный – все знакомые и понятные нам слова, которые мы, тем не менее, в своей речи не упот­ребляем).

Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включают еще около 15 тысяч языковых единиц.

В чем проявляется богатство речи?

· Прежде всего, в разнообра­зии синонимов , помогающих избежать монотонности, придать речи яр­кую эмоциональную окраску.

· Затем – в использовании фразеологичес­ких единиц , не только разнообразящих речь, но и придающих ей осо­бую выразительность, меткость, образность, (сравните, насколько выразительнее «души не чаять», чем «любить»; «сломя голову», чем «быстро»; «из рук в руки», чем «непосредственно»). К фразеоло­гизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афо­ризмы.

· Наконец, богатство речи – это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способс­твует его популярности.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит сло­весный штамп механическое повторение стертых, шаблонных слово­сочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слыша­ли, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувство. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мысли и чувства оратора. Кого могут взволно­вать, например, такие стереотипные выражения: «проявлять постоян­ную заботу», «принимать решительные меры», «в свете сегодняшних требований», «надо определиться по этому вопросу", "проводить в жизнь"?

Еще более опасная разновидность штампов – это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стершиеся образные выраже­ния : "белое золото" (черное, голубое, мягкое и т.д.), "корабли полей", "этажи новостроек", "труженики моря", "держать руку на пульсе времени", "часовые порядка" и др.

Разновидность штампа , все чаще проникающего в живую разго­ворную речь, – так называемый "канцелярит" (по меткому определению К.И. Чуковского), использование не по назначению трафаретных выра­жений из деловых бумаг.

Признаки канцелярита:

Вытеснение живого глагола отглагольны­ми существительными

Нагромождение существительных в родительном падеже

Злоупотребление иностранными словами.

Лишая ораторс­кую речь ее естественной живости и выразительности, обезличивая ее, канцеляри т одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное. Более того, штампы такого рода помогают придать "со­лидность" пустым, бессодержательным речам, создают видимость мыс­ли и дела там, где их нет. Сравните несколько фраз:

1.Подготовка кадров будет
иметь особое значение Подготовка кадров сегодня очень важна.

в свете решений сегодняшнего дня.

2.Отряд добровольцев проделал
определенную работу по оказанию Отряд добровольцев помог пострадавшим от наводнения попострадавшим от
наводнения.

3.Я не в курсе дел по этому Я не знаю.
вопросу.

4.Сложилось совершенно недоста-­ Трудовая дисциплина очень слаба (низка).
точное положение с трудовой
дисциплиной.

Эмоциональ­ность речи (выразительность ). Как уже отмечалось выше, ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональ­ность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое ка­чество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее рацио­нального содержания .

Учеными установлено, что эмоциональность ре­чи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще "выразитель­ностью" или "образностью речи".

Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории.

Эту закономерность сформулировал М.М. Сперанский в "Правилах высшего красноречия": "Основание красноречия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для орато­ра необходимы совершенно. ... Оратор должен быть сам, пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе".

Существуют особые языковые средства , при помощи которых ора­тор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи).

Их классифи­кация, применение, специфические функции хорошо и подробно осве­щены в литературе; поэтому ограничимся лишь кратким их перечисле­нием.

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы, ) это:

1.ЭПИТЕТ – образное определение ("слепая любовь", "дрему­чее невежество", "лютая смерть", "леденящая вежли­вость".)

2.СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с
целью более яркой характеристики одного из них через
свойства другого ("злые языки страшнее пистолета", "пок­раснел, как рак").

3.МЕТАФОРА – перенос на один предмет свойства другого
предмета, сближение двух явлений по сходству или конт­расту ("искра таланта", "золотые руки", "тишину рассека­ет хриплый рев гудка")

4.МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим на основании бли­зости выражаемых ими понятий ("любить Пушкина" т.е. лю­бить стихи Пушкина).

5.СИНЕКДОХА (разновидность метонимии) - употребление наз­вания большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот ("все флаги в гости будут к нам", "в наших лесах водится белка").

Об ораторском искусстве, -С. 81.85.

2) Использован словарь терминов красноречия, составленный А.Е.

Михневичем ("Ораторское искусство лектора".- М., 1986,

6. ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение ("вино лилось ре­кой", "ждать целую вечность").

7. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – одушевление неодушевленного ("ветер сту­чит в окно", "старость стоит у порога").

К лексическим средствам выразительности примыкают

ФРАЗЕОЛО­ГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов с полностью или частично переос­мысленным значением, пословицы, поговорки. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представ­лений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афо­ризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели.- Фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса.

1.ПОВТОР – многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора – анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов).

2.АНТИТЕЗА – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

3.ИНВЕРСИЯ – намеренное нарушение обычного порядка слов в
предложении.

4.ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое
последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

5.РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.­

6.РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - особо эмоциональное утвержде­ние или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

Уместность речи. Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все выразительные средства языка, но при этом он соб­людает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи де­лает выступление растянутым, искусственным и напыщенным. Строгое подчинение выразительных средств целям речи и ситуации общения , т. е. уместность речи – одно из главных правил риторики.

В заключение этого раздела можно сформулировать несколько практических советов тем, кто хочет стать хорошим оратором:

Чтобы поднять уровень речевой культуры, необходимо:

Расширять круг своего чтения, анализируя при этом стили
литературного языка;

Внимательно и часто слушать хороших ораторов и выдающих­ся актеров;

Постоянно контролировать себя, бороться с погрешностями
языка и стиля в обиходной речи;

Чаще практиковаться в публичных выступлениях, перед этим
предварительно написав и тщательно отредактировав текст речи;

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Каковы слагаемые речевой культуры?

2. В чем отличия и преимущества устной речи перед письменной?

3. Каким основным требованиям должна отвечать публичная речь с
точки зрения языковой культуры?

4. В чем опасность речевых штампов?

5. Что должен сделать оратор, чтобы его речь стала выразитель­ной и доходчивой?

6. Надо ли писать текст своего выступления?

7. Проанализируйте язык теле – и радиопрограмм (информационных
сообщений) в течение одного-двух дней. Какие ошибки вы заме­тили? Приведите по 1-2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений.

8. Пользуясь хрестоматией "Ораторское искусство лектора", най­дите по одному примеру на каждый из приемов речевой вырази­тельности.

9. Составьте двухминутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру речи.

10.Согласны ли вы с утверждением К.Г. Паустовского: "По отноше­нию каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его граж­данской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему язы­ку, дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием прошлому, настоящему и будущему своего народа"?

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.

2. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и слушателями.

3. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.

4. Что такое «композиция речи»? Дайте характеристику основных элементов.

5. О каких методах изложения материала и приемах привлечения внимания вы узнали в этой главе?

Понравилась статья? Поделитесь ей