Самообразование в старшей группе по фэмп. Тема самообразовательной работы
Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...
Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...
Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...
Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...
Митрофанова Татьяна Михайловна, ДОУ№12 «Семицветик» г. Стрежевого. Томской области.
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Актуальность
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» . Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством дидактических игр» .
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующихпринципов:
- Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4)Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты
- воссоздание и преобразование
- информационно коммуникативные технологии
- здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу вразличных формах:
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
- демонстрационные опыты;
- сенсорные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествия во времени
- Игры на ориентировку в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
- К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
- Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
- В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.) .
- Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками) . Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» .
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
- Т. И. Ерофеева
- З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7» .
- Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
- И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»
- В.В. Волина «Праздник числа»
- Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста.
Основная цель которой - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые мероприятия
(ОД, праздники и развлечения, проекты) , провела мастер класс по данной тематике. Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности.
И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания
- консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка» . «Яркие и интересные игры»
- проекты с участием родителей
- изготовление дидактических игр совместно с родителями
- мастер-класс для родителей
Дни открытых дверей
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
- совместное создание предметно-развивающей среды
- анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду - родители у дети закрепляли дома.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
План самообразования воспитателя на тему «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»
СРОК: в течение 2016-2017 учебного года.
Тема самообразования: «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»
Цель и задачи самообразо вания
- Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
3. Провести анализ эффективности проделанной работы
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
- Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
- Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
1 Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:
Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.
- «Кодирование геометрических фигур»
- «Путешествие по морю к острову геометрических фигур»
2. Проведение игр – соревнований.
- «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) В течение учебного года
«Количество и счёт».
1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
- «Зоопарк» (счёт)
- «Принимаем гостей» (сколько собачек – столько и тарелочек – поровну)
- «Путешествие на корабле»
2. Игровые математические знания с театрализацией:
-«Три медведя»
- «Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
«Ориентировка во времени».
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» - серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
8 Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх
с родителями
Консультация: «Играйте вместе с детьми дома»;
Памятка для родителей: «Развитие логического мышления у детей 4-5 лет»;
Папки-передвижки: «Весёлые цифры»; «Живые геометрические фигуры»;
Круглый стол по теме: «Театрализованные игры с математическим содержанием»;
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.
месяц | Направление работы | Способ достижения |
сентябрь |
Работа с документацией. Выявление уровня знаний детей Работа с родителями |
Знакомство и анализ документации Диагностика детей Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста» |
октябрь |
Изучение сюжетно- дидактических игр Планирование работы с воспитанниками,требующими особого внимания |
Подготовка картотеки занимательного математического материала Создание индивидуальной работы с детьми |
ноябрь |
Изучение теории |
Развитие элементарных математических
представлений - это исключительно важная часть
интеллектуального и личностного развития
дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное
образовательное учреждение является первой
образовательной ступенью, и детский сад выполняет
важную функцию подготовки детей к школе. И от
того, насколько качественно и своевременно будет
подготовлен ребенок к школе, во многом зависит
успешность его дальнейшего обучения.
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
МКДОУ №169
г.Кирова
Ердяковой Ларисы Олеговны
ТЕМА:
«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:
« ФЭМП посредством дидактических игр»
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным Стандартом дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Актуальность
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. « Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему:
«ФЭМП посредством дидактических игр».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель:
организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
- формирование простейших графических умений и навыков;
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д).
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:
1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3) Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4)Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
* элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
* сравнение
* метод моделирования и конструирования
* решение логических задач
* экспериментирование и опыты
*воссоздание и преобразование
*информационно коммуникативные технологии
*здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, динамические паузы, психогимнастика, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:
* непосредственная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
* демонстрационные опыты;
* сенсорные праздники;
* театрализация с математическим содержанием;
* обучение в повседневных бытовых ситуациях;
* беседы
*самостоятельная деятельность в развивающей среде
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра.
Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.
Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как:
"Какой цифры не стало?"
"Сколько?"
"Путаница?"
"Исправь ошибку"
"Убираем цифры"
"Назови соседей"
Дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как:
"Задумай число"
"Число как тебя зовут?
"Составь цифру"
"Кто первый назовет, которой игрушки не стало?"
развивают у детей внимание, память, мышление.
2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.
Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому предмету.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.
Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку.
В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности.
Именно Я - ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Первое - я разбираю игру с точки зрения ее структуры:
дидактическая задача
содержание
правила
игровое действие
Затем, забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение.
Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Я стараюсь помнить, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками).
Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я - воспитатель должна принимать участие в дидактических играх.
Я являюсь учителем и участником игры , учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры.
Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия.
Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»
5. В.В.Волина «Праздник числа»
6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики , состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития , где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д.
Я собрала и систематизировала:
наглядный материал по логическому мышлению
загадки
задачи-шутки
занимательные вопросы
лабиринты
кроссворды
ребусы
головоломки
считалки
пословицы
поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Для определения эффективности своей работы я провожу мониторинг.
Проведённый анализ показал, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в различных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
Я работаю в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ.
И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»
-проекты с участием родителей
- изготовление дидактических игр совместно с родителями
-мастер-класс для родителей
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
-совместное создание предметно-развивающей среды
-анкетирование: «В какие игры любят играть ваши дети?»
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду - родители у детей закрепляли дома.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В заключение можно сделать следующий вывод:
* развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
*от того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого получается узнавать что – то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Чем лучше ребёнок может самостоятельно
добывать информацию, тем больше
растёт и его любознательность.
Самые лучшие ученики получаются из
детей любознательных, так как процесс
получения знаний им интересен.
Таким образом, любознательные дети более инициативны, целеустремлённы, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, что способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2016-2017 учебный год
Ф.И.О . Позднышева Оксана Владимировна
Дата рождения 22.07.1979
Место работы МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»
Должность воспитатель
Общий педстаж 22 года
Тема работы по самообразованию
«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».
Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.
Актуальность выбранной темы
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.
Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения,начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
План работы на год по данной теме на год
Раздел | Сроки | Практические выходы |
|
Изучение методической литературы | сентябрь - май | 1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008. 2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997. 3. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6 4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977. 5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985. | Анализ изученной литературы. |
Работа с детьми | сентябрь-май | Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках. | Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках. |
сентябрь-май | Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности. | Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании). |
|
Придумывание сказок про геометрические фигуры. | Сборник сказок. |
||
Игровая деятельность с использованием математических заданий. | Развлечение «Весёлая математика» |
||
Работа с семьёй | сентябрь | Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка. | Создание уголка «Занимательная математика». |
Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?» | Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год» |
||
Открытый показ образовательной ситуации. | День открытых дверей. |
||
Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» | Папка-передвижка. |
||
Самореализация | Составление картотеки игр по развитию математических представлений. | Представление картотеки на педчасе. |
|
Консультация для педагогов «Царица наук - математика» | Выступление на педагогическом совете. |
||
Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» | Выступление на семинаре-практикуме. |
||
Отчёт по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
Консультация для родителей
Немного о математике.
«Математика всегда… остаётся для учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д.И.Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Об этом говорят родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. Задача взрослых - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. Учёные отмечают, что, оберегая ребёнка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим детям непоправимый ущерб: способствуем развитию у них интеллектуальной пассивности. Конечной целью, как отмечал отечественный психолог Д.Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нём. Немаловажно также дать ребёнку уверенность, что он способен постичь математику. В дошкольные годы у ребёнка создаётся круг представлений «обо всём понемногу» на понятийном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями. Взрослые должны поддерживать и направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий. Необходимо и дома создать такую обстановку, чтобы ребёнок посредством практических действий мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо понятий. Например, сравнение объёмов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел(крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели и другое. Хорошо, если равноправными партнёрами по игре становятся родители. Ребёнок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости. «Учиться можно только весело…»- с этими словами трудно не согласиться.
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.
«Количество и счёт»:
Цель: закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание
Материал: мяч.
Ход игры. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.
Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»
Вариент. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.
«Мальчики».
Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.
Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.
КОГО КАК ЗОВУТ?
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми указку и покажи, кого как зовут, если: Сева -самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша - самый толстый из них, а Гриша - самый худой; Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
КТО ГДЕ СТОИТ?
Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто - левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?
«Посади жука на цветок».
Цель: закрепить счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, знание геометрических фигур, умение считывать кодовую информацию; формировать умение двигаться в разных направлениях.
Материалы: Картон (формат А4): красного цвета- 5 листов, желтого- 3 листа, белого- 4 листа; клей; цифры от 1 до 10; цветные маркеры.
Ход игры:
Чтение потешки:
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного и белого,
Только не горелого.
2.Божья коровка, Черная головка,
Лети –лети за море
Там тепленько,
Здесь холоденько.
I вариант. На полу лежат ромашки с разным количеством лепестков (от 1 до 5). В руках у детей жуки с разным количеством точек на спинках. Дети считают точки и «садятся» на цветы с таким же количеством лепестков после слов ведущего:
Жук, жук, покажись,
На цветочек ты садись!
II вариант: Количество ромашек увеличивается до 10. дальнейший ход игры –как в 1 варианте.
III вариант:
На ромашках цифры от 1 до 10. количество лепестков не соответствует цифре на цветке. Надо найти ошибку. Кто быстрее найдет- победитель.
Воспитатель показывает карточку (цвет, форма). Выбегают дети, у которых в руках жуки с соответствующим этой карточке геометрическими фигурами, и имитируют жужжание.
«Назови предыдущее и последующее число».
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10
Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».
Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.
После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями.
«Сосчитай правильно».
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
«Форма и цвет»:
«Конструктор».
Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.
Игровой материал. Разноцветные фигуры.
Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.
Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Квадрат, прямоугольник, круг,
Еще прямоугольник и два круга...
И будет очень рад мой друг:
Машину ведь построил я для друга.
Я взял три треугольника
И палочку-иголочку.
Их положил легонько я
И получил вдруг елочку.
Вначале выбери два круга-колеса,
А между ними помести-ка треугольник.
Из палок сделай руль.
И что за чудеса - Велосипед стоит.
Теперь катайся, школьник!
«Сравни и заполни».
Цель: умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.
Игровой материал. Набор геометрических фигур.
Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
Игру можно повторить, расположив по другому фигуры и знаки вопроса.
«Почини одеяло».
Цель: знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.
Игровой материал. Фигуры.
Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.
Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.
Геометрические фигуры. Сказка
Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.
Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».
Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».
Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».
Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».
Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».
Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».
Друзья поняли, что были неправы и помирились.
Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!
В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело. Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том как было –бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур. Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай. Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилось идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Всем, геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами. В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и звери подружились, и стали ходить друг к другу в гости. Какие геометрические фигуры строили город? Из каких геометрических фигур можно построить город? Придумайте свою зверюшку, которая будет жить в городе? Что еще можно построить из геометрических фигур? |