Контакты

Понятие «культура» Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и в формах. Типология культуры Культура в узком смысле

КУЛЬТУРА

(от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определённой исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Педагогический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУЛЬТУРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУЛЬТУРА в Словаре Аналитической психологии:
    (Culture; Kultur) — у Юнга термин, используемый в качестве синонима общества, т. е. некоей дифференцированной и достаточно осознающей себя группы, …
  • КУЛЬТУРА в Новейшем философском словаре:
    (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства …
  • КУЛЬТУРА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    399633, Липецкой, …
  • КУЛЬТУРА
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - см ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУГ …
  • КУЛЬТУРА в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОВАЯ - см. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА …
  • КУЛЬТУРА в Высказываниях известных людей:
  • КУЛЬТУРА в Словаре Одно предложение, определения:
    - это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Фазиль …
  • КУЛЬТУРА в Афоризмах и умных мыслях:
    это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Фазиль …
  • КУЛЬТУРА в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - определение человека, взятого с точки зрения его всеобщности, важнейшая сторона воспроизведенной деятельности, общества, человеческой истории. К. - концентрированный, организованный …
  • КУЛЬТУРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. cultura - возделывание воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный …
  • КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и …
  • КУЛЬТУРА в Современном энциклопедическом словаре:
    (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный …
  • КУЛЬТУРА
    [от латинского cultura возделывание, обрабатывание] 1) в широком смысле все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, …
  • КУЛЬТУРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Совокупность достижений человечества в производственном, социальном и интеллектуальном от-ношениях. Материальная к. История культуры. К. древних народов.||Ср. ЦИВИЛИЗАЦИЯ …
  • КУЛЬТУРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что …
  • КУЛЬТУРА
    КУЛЬТ́УРА ТКАНИ (эксплантация), длит. сохранение и выращивание в спец. питат. средах клеток, тканей, небольших органов или их частей, выделенных из …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЛЬТ́УРА РЕЧИ, соответствие индивид. речи нормам данного языка (см. Норма языковая), умение использовать языковые средства в разных условиях общения …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЛЬТ́УРА МИКРООРГАНИЗМОВ, совокупность жизнеспособных микроорганизмов преим. одного вида, выращенных на определ. питат. среде. Используется для размножения микробов, их хранения, изучения …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЛЬТ́УРА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ, см. Археологическая культура …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "КУЛЬТ́УРА", общерос. телеканал в составе Всерос. гос. телерадиовещат. компании (ВГТРК). Осн. в 1997, Москва. Образоват., муз. и театр. передачи, фильмы …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "КУЛЬТ́УРА", ежедн. обществ.-полит. газета, с 1929 (назв. менялось, до 1992 "Сов. культура"). Учредители (1998) - Фонд "Демократия" и редакция газ. …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЛЬТ́УРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфич. для …
  • КУЛЬТУРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    культу"ра, культу"ры, культу"ры, культу"р, культу"ре, культу"рам, культу"ру, культу"ры, культу"рой, культу"рою, культу"рами, культу"ре, …
  • КУЛЬТУРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом; совокупность таких достижений в определенную эпоху у какого-л. народа. …
  • КУЛЬТУРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Ее - в …
  • КУЛЬТУРА в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. culture) 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную …
  • КУЛЬТУРА в Словаре иностранных выражений:
    [лат. culture] 1. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и …
  • КУЛЬТУРА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • КУЛЬТУРА в Словаре русского языка Ожегова:
    разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного Spec К. льна. К. шелкопряда. культура высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение К. производства. …

Федеральное государственное бюджетное образовательное

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ /УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ/

Осей В.П.

Контрольная работа по Культурологии

Москва – 2014

Тема: «Субъекты культуры».

    Введение. Что такое культура.

    Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».

    Личность как субъект культуры.

    Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.

    Заключение.

    Использованная литература.

1.Введение

Современные словари, дают следующие понятие культуры.Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве. Общество всегда создает соответствующую культуру или совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Степень развитости культуры может быть различной: сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

Целью данной работы является раскрыть такие понятия как субъект культуры, народ и «массы», личность, определить роль интеллигенции в обществе.

2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».

В культурологи под термином «субъект» понимается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей.Субъект культуры - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер. Тогда субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее преобразование действительности, создание мира "второй природы". Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации. Человеческие качества - это результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности.

Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурным субъектом является человечество, общество

Народ - многозначный термин:

1) Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков - языка, культу- ры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

2) Слово «народ» также используется в значении нация.

3) Понятие «народ» также употребляется для обозначения всего населения какой-либо страны, вне зависимости от его этнической принадлежности.

В культурологии народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных материальным, социальным и духовным творчеством и едиными представлениями о праве и общими интересами.

На протяжении многих тысячелетий народ не рассматривался как субъект культурного творчества. Потому что народ был противопоставлен элите. То есть к сфере культуры относили только умственную деятельность.

Население проходит путь становления народом, приобретая общие ценности, приумножая культурное наследие. Хотя этот путь обратимый. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ.

Но необходимо различать понятия народ и масса. По выражению испанского философа Ортеги-и-Гасета: «Масса есть множество людей без особых достоинств». Массы имеют некоторые общие черты: вкусы, интересы, стиль жизни и т.д.

Ясперс рассматривает массу как людей, ничем не связанных друг с другом, но в своем сочетании представляющих некое единство. Но "масса как публика - типический продукт определенного исторического этапа; это связанные воспринятыми словами и мнениями люди, не разграниченные в своей принадлежности к различным слоям общества». Масса составляет свое мнение, которое не является мнением ни одного отдельного человека, но именуется общественным мнением.

Подлинным субъектом культуры выступает народ, а не масса. Но толпа (масса) нередко играет важную роль в том или ином историческом или культурном событии, оказывавшем затем серьезное влияние на последующее развитие человеческого общества. Таким образом «народ» и «масса» - два противоположных понятия. Народ - это широкая общность, соединяющая те социальные слои, которые в данный момент выступают «двигателями» прогрессивного развития. Однако, это не означает, что содержание понятия «народ» исчерпывается лишь трудящимися, осуществляющими производство материальных благ. В народ входят и другие социальные слои населения, которые способствуют общественному прогрессу на данном этапе развития человеческого общества.

Понятие «культура» Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и в формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 2. Культура-возделывание, воспитание образование, развитие, почитание-исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.


Подходы к пониманию культуры Технологический. Культура – это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества. Деятельностный. Культура – это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность. Ценностный. Культура – это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношений людей.








Виды культуры: Мировая и национальная. Материальная – связана с производством и освоение м предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека. Духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.






Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека Раскрывает смыслообразующие идеи. Способствует самопознанию. Помогает самоутверждаться. Формирует ценностные ориентации. Удовлетворяет потребности в самосознании. Приводит к самореализации.


Задание Какие признаки культуры выделяет автор? Приведите любые три аргумента, которыми автор доказывает, что культура присуща только человеку Докажите с помощью трех примеров, иллюстрирующих преемственность в развитии культуры, справедливость утверждения «культура не рождается на пустом месте» Ряд ученых рассматривает культуру как связующее звено между природой и обществом. Приведите три аргумента в поддержку этого мнения.

В различных областях жизнедеятельности людей изучает множество наук — история, этнография, археология, социология, этика, эстетика, религиоведение.

Каждая из них дает свой образ культуры. Философский анализ культуры позволяет получить представление об этом многогранном феномене в наиболее целостном и обобщенном виде.

Но какими бы многообразными не были определения культуры, все они согласны в одном: термин "" подчеркивает собственно человеческое, а не биологическое существование. Мир культуры не есть следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование своего бытия.

Поэтому мы можем определить понятие культуры как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура является результатом совокупной деятельности людей и процессом сохранения, производства, распространения и потребления созданного . Человек и культура взаимно развивают друг друга. Культура невозможна без человека, он является творцом или субъектом культуры. Но и человеку от природы дан только организм, обладающий определенными задатками. И только под воздействием культуры (усвоение языка, приобщение к имеющимся в обществе ценностям, овладение трудовыми навыками) проявляются собственно человеческие, личностные качества и возникает созидающий субъект.

Человек не рождается социальным существом, а становится таковым в процессе деятельности. Образование и воспитание есть не что иное, как овладение культурой, процесс ее передачи от одного поколения к другому.

Процесс социализации личности сопровождается процессом ее индивидуализации. Культура здесь предстает сложной системой, вбирающей все противоречия общества. Эти противоречия явились причиной формирования пессимистического взгляда на культуру у целого ряда философов. Первым подобную точку зрения сформулировал еще в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, который полагал, что культура создана для подавления и порабощения человека. Частная собственность делает людей неравными, а, значит, несчастными, порождает зависть, злобу и конкуренцию, а лучшие задатки человека подавляются обществом.

Позже формируются концепции контркультуры, основателем и вдохновителем которых является Ф. Ницше . Он отрицает необходимость существования единой системы ценностей в обществе. Человек волен выбрать для себя любые ценности, не согласуясь при этом с мнением общества и других людей. Афоризмы Ницше намеренно по смыслу взаимоисключают друг друга, показывая тем самым, что противоположные истины могут быть обоснованы и в равной степени имеют право на существование. Сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все, что мешает ему жить, он сам творит себе закон. В русской литературе ярким представителем контркультуры является тургеневский Базаров, отрицающий все общественные традиции и нормы. Базарова иногда упрекают в том, что он призывает отказаться от старого мира, ничего не предлагая взамен. Но для представителей контркультуры характерно именно стремление разрушить любую систему ценностей, а нелогичным было бы навязать вместо нее другую.

Позиции ницшеанской философии по проблемам культуры, общества и человека были развиты в работах немецких и французских экзистенциалистов. Так, М. Хайдеггер выступил против диктатуры безликости современного буржуазного общества, против подчинения человека вещам. Ж.-П. Сартр отрицает любую возможность общественного прогресса, подчеркивая, что при этом не меняется сам человек, вынужденный лишь приспосабливаться к обстоятельствам. Человек должен сам выбирать свои поступки, ориентируясь на свой собственный внутренний мир. А. Камю писал, что в мире нет никаких нравственных правил и законов, мир абсурден и хаотичен. Поэтому человеку нужно принять жизнь как игру и прожить ее, играя по собственным правилам.

Философия психоанализа также разрабатывает проблему влияния культуры на человека. З. Фрейд подчеркивал, что человек в условиях западной культуры имеет неустойчивую психику, страдает от неврозов, возникающих под влиянием противоречий между собственными желаниями и потребностями личности и предписывающими определенное поведение нормами и запретами культуры. Один из последователей Фрейда Э. Фромм обращает внимание на то, что современный человек всегда стоит перед выбором: иметь или быть? Человек либо раскрывает свое внутреннее достоинство, либо превращается в частицу рыночных отношений и тогда содержанием его жизни становится обладание вещами и деньгами — этими неподлинными атрибутами бытия. Главная же потребность человека — быть самим собой, — подавляется буржуазной цивилизацией.

Критиканами современной культуры являются также философы Франкфуртской школы (виднейший представитель Г. Маркузе), предлагающие начать борьбу за свободу со всеобщего отрицания. На практике эти идеи, по мнению Маркузе, могут осуществить люди, находящиеся на обочине общества, неинтегрированные в систему общественных отношений — и деклассированные элементы. Концепция всеобщего отрицания была в 60-70 гг. широко подхвачена молодежью Запада, что заставило правительства ряда стран создать министерства по делам молодежи, обеспечивающие бесконфликтную адаптацию молодых людей к существующей культурной среде.

Сугубо позитивная оценка современной культуры давалась только представителями технической интеллигенции, связывающей проблемы культуры с успехами в области материально-технического обеспечения человечества (выразителями подобных взглядов являются У. Ростоу, Д. Белл, Р. Арон). Однако ХХ в. поставил вопросы о целях научно-технического прогресса и пределах его роста, о ядерной и экологической угрозе и других глобальных проблемах современности. Материальный комфорт не делает человека более счастливым, а стремление к комфорту, как показывает история, является скорее признаком упадка общества, чем его расцвета. В первую очередь человек нуждается в возможности выжить на своей планете и реализовать себя как личность.

Так что же такое культура? Это способ мышления и жизнедеятельности народа. Это созданные народом материальные и духовные ценности. Это совокупность отношений людей друг к другу и природе. Это своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории. Одновременно это лучшие достижения всего человечества — сокровища мировой культуры.

Типология культуры

В современной философии существует множество концепций типологии культуры и ряд принципов анализа этих типологий.

Так, типологии культур можно условно разделить на три группы .

Ряд мыслителей в той или иной мере отрицают существование мировой культуры как единого целого и не признают наличия универсальных законов существования и развития культур, а также смысла в истории не только человечества как целого, но и в истории отдельных народов. Ярким представителем данного направления является К. Поппер, утверждающий, что все попытки ученых найти те или иные точки, объединяющие людей в одно целое, несостоятельны. “Единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни”.

Немецкий мыслитель М. Вебер также полагает, что не существует каких бы то ни было закономерностей развития культуры, материалистических или духовных, и никакая концепция культурного развития не в состоянии поэтому прогнозировать будущее.

То есть в данном случае мы говорит о философских концепциях, отрицающих саму возможность создания типологии культур.

Цивилизационный подход к типологии культур. Суть концепции в самом общем виде заключается в том, что человеческая история представляет совокупность не связанных друг с другом цивилизаций. В то же время законы, определяющие развитие этих цивилизаций, существуют. Смысл общечеловеческой истории представители подобных концепций отрицают.

Так, О. Шпенглер доказывал, что культура — это замкнутая система ценностей и взаимовлияние культур сказывается на них отрицательно . Смысла и прогресса в существовании человека и культуры ровно столько, сколько его в жизни бабочки.

Шпенглер выделил восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (апполоновская), византийско-арабская (магическая), западно-европейская (фаустовская) и культура майя. Шпенглер отмечал зарождение русско-сибирской культуры. Каждая культура, завершив свой жизненный цикл, умирает, перейдя на стадию цивилизации.

А.Тойнби обосновал концепцию развития человечества как круговорота локальных цивилизаций. Тойнби вначале выделил 21 отдельную, замкнутую цивилизацию, затем сократил это число до 13. Все цивилизации, по мнению Тойнби, равноценны и проходят одни и те же стадии развития — возникновение, рост, надлом и разложение. Вселенная постоянно задает вопросы цивилизации, и пока та в состоянии отвечать на эти вопросы, она существует. К таким вопросам сегодня, бесспорно, можно отнести проблему сохранения жизни на нашей планете. Погибают цивилизации в агонии, войнах и революциях, чем причиняют немало беспокойства другим народам. В ХХ в., считает Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций — китайская, индийская, исламская, русская и западная.

Монистические концепции доказывают, что история культуры представляет собой единый закономерный процесс, в котором имеют место и смысл истории, и материальный и духовный прогресс всего человечества.

Например, Гегель обосновал концепцию развития культуры как закономерного процесса, в котором культура каждого народа и этапы ее развития представляют закономерную ступень совершенствования человеческого духа. История культуры, являясь воплощением мирового духа, развивается во времени, на каждом этапе своего развития преследуя определенную цель. Общей же целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу — это свобода человека в гражданском обществе.

Монистическую концепцию культурного развития отстаивает, уже с материалистических позиций, марксизм, исследующий наиболее общие закономерности развития человеческого общества. Предметом исторического материализма выступают всеобщие законы и движущие силы общества, рассматриваемые как целостные, противоречивые и взаимозависимые. Марксизм призывает познать законы развития и использовать полученные знания на пользу человечества.

К. Ясперс является создателем оригинальной концепции “осевого времени”, охватившего период от 800 до 200 гг. до н.э. Культура этого времени духовно изменила человека.

Ясперс делил культуры на три типа:

Культура “осевых народов” . Эта культура как бы вторично родилась в осевое время, продолжив свою предыдущую историю. Именно она заложила основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К ней Ясперс относил китайскую, индийскую, иранскую, иудейскую и греческую культуры.

Культуры, не затронутые осевым временем и оставшиеся внутренне чуждыми ему, несмотря на одновременность с ним. К ним Ясперс относил египетскую и вавилонскую культуры, которые, несмотря на свои огромные успехи, не смогли переродиться и в дальнейшем стали жертвами внешних сил.

Культура этого типа делит народы на те, основой формирования которых был мир, возникший в результате осевого времени (македонцы и римляне) и последующие народы и те, которые остались в стороне от развития, то есть первобытные народы.

Гегель выделял три исторических типа культуры как три фазы развития абсолютного духа: восточная, греко-римская и германская (европейская) культуры. Целью истории, по Гегелю, является развитие свободы. Критерием культур поэтому является принцип осознания свободы. “Восток знал и по настоящее время знает, что только один свободен; греческий и римский мир знал, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны”.

Ницше также выделял три типа культуры: брамическая (индийская), эллинская и христианская. Последняя, в условиях которой мы живем, породила, по мнению Ницше, рабскую психологию, покорность, боязнь борьбы и изменений, доктринерскую мораль, косность, всеобщую серость, психологию "толпы". Здесь в качестве критерия типологии культур выступает человеческая оригинальность, индивидуальность, независимость.

Философская культура

Философская культура представляет собой способность усвоения философских знаний и приобщение к миру философских знаний, овладение опытом философского осмысления действительности, приобретение умений и навыков философского выражения, т.е. философского языка. Эта сфера культуры связана с рефлексией отношений человека и мира, человека и других людей, а также отношения к себе как к объекту исследования и существует в виде философских концепций, школ, произведений философов. Специализированный уровень культуры представлен трудами специалистов-философов, обыденный уровень — здравым смыслом и народной мудростью — афоризмами, пословицами и поговорками.

Из всех сфер культуры философская культура менее всего нуждается в социальных организациях, хотя существуют связи между философами и действуют философские школы. Зачастую философская культура зависит от национальной специфики, которая определяет традиционный круг проблем философии и подходы к их решению. Прямая связь философии с другими сферами культуры отсутствует, но можно говорить об опосредованном ее влиянии на религию, нравственность, право и науку.

Понятие "культура"

Культура (от латинского «возделывание, культивирование почвы») – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты.

Культура в широком смысле этого слова:

1. Все, что создано человеком, в своей совокупности

2. Вторая природа.

3. Вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты.

4. Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

5. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностей.

6. К культуре относятся: нормы поведения людей, опыт и способы деятельности в разных сферах жизни, духовно-нравственные проблемы человека.

Культура в узком смысле:

1. Всё, что относится к деятельности в сфере искусства.

2. Степень воспитанности определенного человека.

3. Наука и научные учреждения.

4. Этикет.

Формы культуры

В зависимости от уровня мастерства и типу аудитории выделяются следующие формы культуры: элитарная (высокая, салонная), народная, массовая (поп-культура).

Формы культуры Характерные черты (признаки) Что относится (примеры) Изучающие их науки
Элитарная(высокая, салонная) 1.Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. 2. Рассчитана на её восприятие ограниченным кругом людей. 3.Сложна для понимания. 4. Не носит коммерческого характера, её девиз –«искусство для искусства» Классические живопись, скульптура, архитектура, музыка,литература, иконопись, мозаика и т.п. Искусствоведение, литературоведение.
Народная культура 1. Создаётся анонимными творцами. 2. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. 3. По происхождению является любительской, создаётся творцами не имеющими профессиональной подготовки. 4. Сохраняет присущие каждому народу характерные черты. Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая (поп-культура) 1. Понятна и доступна всем слоям общества. 2. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому быстро теряет актуальность, устаревает. 3. Ориентирована на усреднённый уровень развития потребителей. 4. Является предметом потребления. 5. Свойственна стандартизация содержания. 6. Носит коммерческий характер. Реклама, эстрада, шлягер, сленг, кино, цирк, радио, китч Социология, философия

Экранная культура - культура, распространяемая через экранные средства информации. Важная часть современной массовой и элитарной культуры, средство тиражирования культуры и её новая ветвь.

Экранная культура включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом.

Признаки современной экранной культуры:

1. Синтез компьютера и видеотехники.

2. Подача представляемых объектов в сочетании звука и динамичного изображения.

3. Преобладание телекоммуникационных контактов людей.

4. Свободный выход личности в мир информации, преобладание электронных носителей информации

По характеру удовлетворяемых потребностей различают следующие формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство.

Духовная культура - процесс и результаты духовного производства: религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение.

Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.

Массовая культура

Массовая культура возникла в середине 20 века.

Предпосылки возникновения массовой культуры:

1. Индустриализация и связанная с ней урбанизация.

2. Прогрессирующий процесс демократизации общества.

3. Прогрессирующее развитие средств коммуникации.

Функции культуры

Функции культуры:

1. Регулятивная функция – регулирует характер поведения людей.

2. Интегративная (объединяющая) функция – обеспечение единства общества.

3. Познавательная функция – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

4. Оценочная функция – осуществление дифференциации ценностей.

5. Ретранслирующая функция – передача исторического опыта, сосредоточенного в культуре, последующим поколениям.

6. Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.

7. Воспитательная функция.

8. Образовательная функция.

Разновидности культуры

Доминирующая - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Примеры (виды) субкультур:

1. Половозрастные (женские, молодёжные, детские и др)

2. Классовые (культура рабочего класса, буржуазная культура, крестьянская культура и др.)

3. Этнические (русская культура, польская культура и др.)

4. Религиозные (исламская культура, христианская культура, православная культура и др.)

5. Досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время)

6. Профессиональные

7. Девиантные

8. Преступные

Разновидностью субкультуры является контркультура.

Что такое контркультура?

Можно дать два определения:

1. Субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями.

2. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Характеристика контркультуры

1. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных условностей, моральных норм.

2. Последователи контркультуры стремятся к нигилизму, экстремизму, технофобии.

3. Движение контркультуры возникло в странах Европы и Северной Америки во 2-й половине 20 века.

4. Контркультура становится способом и инструментом культурных новаций.

5. Контркультура отражает осознание кризиса господствующих ценностей и выступает как своеобразный ответ общества на исторический вызов.

Искусство. Динамические и статические виды искусства

Искусство - особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Виды искусства – статическое и динамическое

Динамические виды искусства: немое кино, музыка, хореография, балет, радио-искусство. Груп­па вре­мен­ных видов ис­кусств - она же динамическая, вос­при­ни­ма­ет­ся слухом(не во всех случаях), рас­кры­тие об­ра­за за­ду­ман­но­го ав­то­ром про­ис­хо­дит с из­ме­не­ни­ем про­из­ве­де­ния во времени. При решении тестов ЕГЭ к динамическим видам искусства относить груп­пу пространственно-временных (синтетических) видов ис­кусств. Синтетическая группа искусств вос­при­ни­ма­ет­ся од­но­вре­мен­но слу­хом и зрением, рас­кры­тие об­ра­за про­ис­хо­дит од­но­вре­мен­но с по­мо­щью про­стран­ствен­но­го по­стро­е­ния и из­ме­не­ний про­ис­хо­дя­щих во времени. К ним относятся: кино, театр, хореография.

Статические виды искусства: живопись, графика, скульптура, фото-искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Груп­па про­стран­ствен­ных видов ис­кусств - она же статическая, вос­при­ни­ма­ет­ся зрением, про­из­ве­де­ния из этой груп­пы имеют чет­кую при­вя­зан­ность рас­кры­тия ху­до­же­ствен­но­го об­ра­за к про­стран­ствен­но­му построению.

Домашнее задание

1. Звезда телесериалов снялся в некоммерческом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать значительных средств. К какой форме культуры относится данное произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

2. Какую форму культуры раскрывает следующее описание: «И тут, и там – яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно прекрасные наряды. Даже речь персонажей нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений?» Приведите три характерные черты данной формы культуры. Какая форма культуры является антиподом рассматриваемой?

Понравилась статья? Поделитесь ей