Контакты

Развитие связной речи посредством театральной деятельности. Развитие речи посредством театральной̆ деятельности» материал (старшая группа) на тему

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.
Сухомлинский В.А

Проблема развития связной речи и творческих способностей детей является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. К числу важнейших задач работы с детьми является формирование у них связной монологической речи. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм . Участвуя в них дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия.

Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, учатся правильно и интонационно выразительно говорить. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого воздействия.

Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.

Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Сказка радует детей своим оптимизмом.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Любимые герои становятся образцами для подражания. За время своей работы я столкнулась с тем, что многие из детей, в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У многих детей отмечен недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Словарный запас их ограничен и беден, речь эмоционально невыразительна, планирование высказываний затруднено, в речи используются короткие и простые предложения. Я считаю, что эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через игру, фантазирование, сочинительство. И все это может дать театрализованная деятельность.

Как сказал Л.С.Выготский: « Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Работа по развитию связной речи и расширении активного словаря основывается на описательных рассказах, пересказах знакомого текста, события, используются например:

    Сказки и рассказы с новым концом

Логопед просит ребенка дать имена лягушками и закончить сказку: «Жили- были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них, настоящая лесная лягушка, слыла храброй, сильной, весёлой. Звали её _____а другая, болотная, была трусиха, слабая, соня. Звали ее______. Но все - таки жили они вместе. И вот однажды ночью вышли погулять. Идут себе по лесной дорожке и вдруг видят…….»;

Вдруг мы увидели…. … Теперь – это мой самый лучший друг.»;

    Составление сказок из аналогии известных сказок; сказки из превращений:

Я превращаюсь ….. Начало сказки

В кота Скучно мне стало все время

находится

возле хозяйки, и я пошел гулять….

В бабочку Как хорошо летать над

цветочками

все видно. Но вот однажды………;

    Сказки о любимых игрушках – о которых дети очень любят рассказывать (от имени самих игрушек – кукол, мишек, роботов);

    Цветные сказки – цвет имеет важное значение в жизни человека, он несет определённую информацию об окружающем мире. Чтобы научить детей ярче и образнее воспринимать цвета, я предлагаю детям рассказать «Сказку о волшебных красках»:

«Жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска жила в своем сказочном замке. Красная краска в красном замке.

Рисуем на мольберте красное пятно.

И в нем все было ---- какого цвета? (Красного)

Рядом стоял замок синей краски, и у нее все было --- какое? (синее)

А еще дальше стоял замок желтой краски, а в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получилось. Как-то раз пошла красная краска в гости к желтой.

Набираем красный цвет и добавляем в желтую краску. Что получилось? (Оранжевый цвет). И так далее…

Можно сочинить сказку об одном конкретном цвете и попросить ребенка продолжить ее ;

    Бином фантазии – дети выбирают на картинках два предмета, которые трудно объединить в сказочном сюжете и придумывают сказку.

Пары Начало сказки

Волк и коньки Вот как – то шел волк по лесу и видит

лежат коньки…….

Слон и ручка Однажды слон решил написать

письмо своему другу жирафу.

И задумался, а где же

найти ручку…..

Дети очень любят эксперименты в сказках, сказки на новый лад, где знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает стереотипы у ребят, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Я стараюсь приучать детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Например, в сказке «Репка » Внучка поет песню, Мышка занимается спортом, Кот собирается на рыбалку. В сказке «Колобок» появляется Милиционер, так как Бабка с Дедом ищут своего сынка - Колобка, который ворует у них котлеты, а потом ему становится стыдно и он прячется от Бабки с Дедом.

Но потом все заканчивается благополучно. Колобок понимает, что поступил плохо, просит у всех прощения и все его прощают.

Театрализованная деятельность помогает формирует у детей умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, точность произнесения поставленных звуков, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом.
Кроме того, дети осваивают разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы – рукавички, затем перчаточные и так далее), а также умение водить куклу за настольной ширмой.
Имеются различные виды театров, некоторые из них я вам представлю:
Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками.
Теневой театр. Плоскостные куклы показывают на освещенном экране в виде силуэтов.
Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.
Театр из картона. Картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки.
Театр на фланелеграфе.
Театр рукавички.
Настольный деревянный театр.
Театр кукол с «живой рукой».
Театр кукол.

Целенаправленное использование средств театрального искусства повышает уровень развития связной речи у детей и развивает их индивидуальные творческие способности.
Результатом работы над кукольной театрализацией сказок являться развитие не только связной речи и всех компонентов языковой системы, но и личности ребенка в целом.

Сказки из считалки

Считалка лаконична, рифма ее, как правило, легка. Сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. Механизм таков – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее, а заем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Считалка Начало сказки

Чижик в клетке сидел, Один раз бабушка, покормив

Чижик громко песню пел, забыла закрыть клетку…..

Катилось яблочко мимо сада, Но яблоко было волшебное,

Мимо сада, мимо града. добрых людей оно превращало

Кто поднимет, тот и выйдет. в …., а злых в……….

Сказки из пословиц

Краткая по объёму сказка служит основой для сказки.

Пословица Начало сказки

За двумя зайцами погонишься, Однажды мальчик охотник, увидел

Ни одного не поймаешь. сразу двух зайчиков. Они были

такие маленькие…….

Без труда, не выловишь Жили-были ленивый медведь и

и рыбку из пруда. Трудолюбивая рыбка…..

Истории из одного слова

Дж.Родарри рекомендует составлять истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик придумывает слово и начинает сочинять. Первым словом может быть «привет..» (…сказала лиса зайцу) или «Жили-были» (на свете старик со старухой).

Слово Начало истории

Жили - были Жил-был на свете мальчик….

Три Три товарища договорились: кто из

них быстрее принесёт, то не знаю

что, тот и…….

Лес Лес однажды поспорил с речкой,

Кто из них важнее…..

Мальчик Мальчик не слушался своих

родителей. И вот решил отправится

в путешествие….

Встретились Встретились два воробья.

И один другому говорит ……..

Пальчики рассказывают сказки

Где только ни побывали наши любознательные пальчики, что только ни повидали. Многое узнали за это время и многому научились. Теперь все, что захотят, могут они показать. Даже показывать живые картинки к знакомым сказкам, превращая их в настоящие спектакли.

Давайте вспомним несколько хорошо всем знакомых русских народных сказок и попробуем их рассказать и показать с помощью маленьких артистов.

    Курочка Ряба

Жили-были дед

(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),

Спеша курочка яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое а золотое, Дед бил, бил

(постучите кулаком по «яичку»)

- не разбил. Баба била, била

(стучите кулаком по «яичку»)

- не разбила.

Мышка бежала

(для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),

Хвостиком махнула

(помашите указательным пальцем)

- яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет

(закройте лицо руками).

Баба плачет (закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

    Репка

Новые персонажи:

Репка - двумя руками сверху вниз «нарисуйте» в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы;

Внучка - пальчиковое упражнение «Бантик»;

Жучка - пальчиковое упражнение «Собака»;

Кошка - пальчиковое упражнение «Кошка»;

Мышка - пальчиковое упражнение «Мышка».

    Теремок

В сказке «Теремок» на сцену выйдут следующие новые персонажи:

Лягушка - пальчиковое упражнение «Лягушка» ;

Зайчик - пальчиковое упражнение «Зайчик» ;

Лисичка - пальчиковое упражнение «Лиса»;

Волчок - пальчиковое упражнение «Волк»;

Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь»;

Кроме того, надо будет изобразить и сам теремок - пальчиковое упражнение «Домик».

    Рукавичка

Дополнительный персонаж - рукавичка

(покажите раскрытую ладонь).

    Колобок

Новый персонаж - Колобок

(пальчиковое упражнение «Шарик»).

Когда Колобок поет свою песенку, ее следует сопровождать такими движениями:

Я колобок, колобок! По амбару метен

(пальчиковое упражнение «Веник»),

По сусекам скребен

(поскрести пальцами рук по столу) ,

На сметане мешен

(выполняйте движения, как при замесе теста).

В печку сажен

(выполните пальчиковое упражнение «Печка»),

На окошке стужен (

выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него).

Я от дедушки ушел

(изобразите дедушку)

Я от бабушки ушел

(изобразите бабушку),

Я от зайца ушел

(пальчиковое упражнение «Заяц»)...

* Пальчиковое упражнение «Печка »: согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните - это «печная труба».

Пальчиковое упражнение «Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка.

После исполнения песенки, при словах: «Покатился колобок дальше - только его и видели», можно повращать руками относительно друг друга.

    Аленушка и лиса

В этой сказке юный артист должен будет показать

Аленушку - пальчиковое упражнение «Бантик».

Кроме сказочных героев, следует изобразить сказочные декорации:

Лес -

Ягоды - пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом - пальчиковое упражнение «Домик»

Кот, петух и лиса

В этой сказке всего три героя:

Кот . - пальчиковое упражнение «Кошка»;

Петух - пальчиковое упражнение «Петух»;

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

А также декорации и атрибуты:

Дом - пальчиковое упражнение «Домик»;

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья»;

Окошко - сложите кисти рук в овальное окошечко и загляните в него;

Горошек - постучите указательным пальцем по столу.

    Лиса, заяц и петух

В сказке «Лиса, заяц и петух» все персонажи уже хорошо знакомы нашим пальчикам-артистам, а избушку можно изобразить, выполнив пальчиковое упражнение «Домик».

Маша и медведь

Маша - пальчиковое упражнение «Бантик».

Кроме сказочных героев понадобится показать и сказочные декорации:

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья»;

Грибы - пальчиковое упражнение «Грибок».

Ягоды - пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом - пальчиковое упражнение «Домик»;

Пирожки – перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки

Пенек - кулак, поставленный на стол;

Короб пальчиковое упражнение «Корзина»

лексических тем на занятиях по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе.

Лексическая тема

Осень. Овощи

«Репка», «Вершки – корешки»

Фрукты

«Крошечка – Хаврошечка»

Грибы. Ягоды

В.Сутеев «Под грибом», рус.нар сказка «Война грибов»

Деревья. Кустарники

«Как коза избушку строила»

Хлеб

«Колосок»

Семья

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Человек

«Маша и медведь»

Домашние животные

«Волк и семеро козлят», «Коза дереза»

Подготовка птиц к зиме

«Серая шейка»

Начало зимы

«Зимовье зверей»

Зимние забавы

«Снегурочка»

Новый год

В.Сутеев «Новогодняя ёлка»

Дикие животные

«Три медведя», «колобок», «Два жадных медвежонка»

Домашние птицы

«Петушок и бобовое зернышко», «Белая уточка»

Рыбы

«Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»

Одежда. Ткань обувь

Ш.Перро «Золушка»

Посуда

«Лиса и журавль»

День Защитника Отечества

Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Строительство

«Теремок»

Весна

«Крошечка – Хаврошечка»

Сельхозработы весной

«Репка», «Вершки и корешки»

Перелетные птицы

«Журавль и цапля»

Насекомые

Эстонская сказка «Три бабочки»

М.Михайлов «Лесные хоромы»

Безопасность жизни

Ш.Перро «Красная шапочка»

Здоровье. Больница. Аптека

К.Чуковский «Доктор Айболит»

Глобус. Карта. Путешествие

М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Животный мир Севере

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Животные жарких стран

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Наша Родина

«Никита Кожемяка»

Времена года

К.Ушинский «Четыре желания»

Сказки из стишков.

Существует множество коротких стишков, которые словно просят сказочного продолжения. Например, стихотворения А.Барто

Стишок Начало сказки

Зайку бросила хозяйка, Проснулась хозяюшка ночью…..

Под дождем остался зайка, или: Бежала собачка мимо…, или

Со скамейки слезть не мог - Один прохожий вдруг увидел на

Весь до ниточки промок. скамейке комочек…..

*********

Наша Таня громко плачет, Таня не зря плакала, так как мяч был

Уронила в речку мячик. не резиновый, а волшебный…….

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Завязки для сказки из смешных стишков

Шар воздушный, шаловливый, Полетел наш шар спросонок,

Непослушный и строптивый, где Нуф-нуф жил, поросенок.

Вместе с ветром убежал. Заглянул он к Колобку.

А куда – нам не сказал. Разрумяному бочку.

Не забыл он побывать

И у деда с бабой,

Ну а там потолковать

С курочкою Рябой.

*********

Зачем шнурки ботинку? Однажды ночью, когда

Если напрямик, шнурки отдыхали, язык

Чтоб он не очень пропутешествовал……

Распускал язык.

*********

Не знахарка, не ведьма, не ворожа, Ранним утром Ложка из

Но обо всем, что в Миске обыкновенной превратилась в

Знает ложка. Волшебную и стала невидимкой.

Сказки из загадок

Вначале необходимо поработать с загадкой: выразительно прочитать, обращая внимание на все языковые средства, отгадать ее, а затем предложить так называемый мостик – перекладинку от загадки к началу сказки

Загадка Начало сказки

Чем вата ниже, Вата спускалась все ниже и ниже,

Тем дождик ближе. а дождя все не было. И вот…

(туча и облака)

Крылья распластала. Все вдруг потемнело, ничего не стало

Солнышко застлала. (туча) видно, светило спряталось. И вдруг…

Так любая загадка может служить зачином сказки.

Сказки из кричалок, потешек.

Потешка Начало сказки

- Что ж ты, ёж, такой колючий? В одном лесу жил ёж, у

- Это я на всякий случай: которого весной почему-то

Знаешь, кто мои соседи? пропали все иголки. Оглянулся

Лисы, волки и медведи! он …..

*********

В лесу одна смешная птица Однажды летом встретились

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!» кукушка и петух и начали

Никак не может научиться разговаривать каждый на

Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!» своём языке…….

Сказки из одного слова

Дж. Родари рекомендует составлять сказочные истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Первым может быть любое слово.

Например:

Слово Начало сказочной истории

Мальчик Жил был на свете мальчик, который…

Три Три товарища договорились: кто из них

быстрее принесет то, не знаю что,

тот женится на прекрасной царевне и …..

Лес Лес однажды поспорил с речкой, кто

из них важнее……

Из сказок – задачки

Не менее важна обратная связь: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки. Сказочного материала много, главное - научить детей преобразовывать сказки в задачки при помощи образца.

Сказка Задачка

«Волк и семеро козлят» Если бы один козленок побежал за

мамой, двое других за ним, а еще двое

ушли без разрешения купаться, то

сколько козлят нашёл волк в избушке?

«Три медведя» Если бы девочка вела себя примерно,

то сколько бы героев сказки

за нее переживали?

«Колобок» Колобок повстречал медведя, волка,……

Сколько раз могли съесть волка?

Сказки из фантастических явлений.

Фантастические явления также могут послужить важным отправным моментом для сочинения сказки. Но при этом не следует забывать о двух правилах:

- дать понять детям, что они сейчас буду фантазировать;

- предложить им разнообразие фантастических явлений.

Можно начинать примерно так.

    Представить, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья… (Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы опасался? Захотел бы стать прежним? И т.д.)

    Представь, что из кран на кухне полился мандариновый сок; из тучи вместо дождя стал падать изюм; люди придумали таблетки от сна.

Постепенно диапазон таких явлений расширяется.

    Мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что это волшебный ковер-самолёт из страны Сочиняйка. Провисел ковер-самолёт на стене не один год, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он…… (Расскажите о приключениях ковра самолёта.)

Сказка их «живых» капель и клякс.

Интересно сочинять сказки на основе кляксографии. Главная задача здесь – научить детей делать кляксы. Даже трехлетний ребенок, может, глядя на них увидеть образы, предметы или их отдельные детали.

На что похожа твоя или моя клякса? Кого или что она тебе напоминает? – эти вопросы полезно задавать, так как они развивают мышление и воображение ребенка. После это непринужденно перейти к обведению и дорисовке кляксы. В результате может получиться целый сюжет.

А «живые» капли получить еще проще: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны – тотчас же появится какой-то образ

Ольга Сидорова
Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности

Цель исследования – изучить возможности развития связной речи у детей дошкольного возраста в ходе .

Актуальность темы- Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика : его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности .

Объект исследования – связная речь детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие связной речи детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности

Задачи исследования :

1. дать характеристику понятию, функции и формам связной речи и охарактеризовать особенности развития связной речи детей дошкольного возраста;

2. исследование связной речи детей дошкольного возраста (констатирующий, формирующий эксперименты) ;

3 разработать систему работы по театрально-игровой деятельности по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованно-игровой деятельности, фольклора Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Развитие творческих способностей, умений и навыков детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности Доклад на педагогическом совете на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ.

Презентация «Мастер-класс «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» Работая на младшей группе несколько лет, я заметила, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Нам хотелось бы начать с констатации.

Проек «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности» 1 Этап Целеполагание: Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ИГРАЕМ ДОМА, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ Кто дольше В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или.

Цель работы создавать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. Развивать все компоненты,.

Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрализованной деятельности Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подготовила

воспитатель гр.№3

Краснодар, 2016

Развитие связной речи через театрализованную деятельность

1. Театрализованная деятельность

Среди различных видов детских игр игра "в театр" занимает особое место. Как писал, театральная постановка представляет самый частый вид детского творчества. "И понятно, почему она близка ребенку… …драма, основанная на действии – на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием".

Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, подчеркивал, что драматургия – это вид детского творчества, который проявляется в разнообразной деятельности – как в сочинительстве и импровизации коротких сценок, так и в инсценировке готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Ребенок в театрализованной игре – и играющий и озвучивающий сценарный текст артист, и зритель, воспринимающий роли.

Появление у дошкольников замысла сценарного сюжета означает переход к творческой речевой деятельности. В раннем детстве ребенок руководствуется принципом "от действия – к мысли", в старшем дошкольном возрасте развивается принцип "от мысли – к действию", чем обусловлена способность воплощать свои замыслы. Появление замыслов связано с развитием творческого воображения. Проявляется это прежде всего в речевой деятельности, а формируется лучше всего в театрализованной игре.


Для развития речи, а также творческого воображения, гораздо эффективнее самостоятельное сочинение и импровизация театральной сценки: такие пьесы менее литературны, но имеют огромное преимущество, заключающееся в том, что созданы они в процессе детского творчества.

Творческая активность ребенка в формировании новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов существующих сценических образов. Основываясь на собственных впечатлениях, полученных от знакомства с литературным произведением, самостоятельно анализируя его, самостоятельно создавая художественный образ, ребенок создает тем самым основу своей творческой активности. При этом весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушение прежних с помощью приемов изобразительности.

2. Формирование лексико-грамматического строя речи

через театрализованную деятельность.

Развитие связной речи является одним из направлений формирования лексико-грамматического строя речи в старших и подготовительных группах детского сада, что включает в себя работу по развитию диалогической и монологической речи.

И, в свою очередь, важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.

Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением и .

Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога ставит своей целью развитие речи детей.


В процессе работы по формированию диалогической речи ребенок должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Одним из приемов развития диалогической речи является театрализация художественных произведений.

Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в старших и подготовительных группах детского сада способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует , активизирует речевую деятельность ребенка в целом.

Можно проводить игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям (Примеры таких игр-драматизаций приведены в тексте предыдущей консультации).

Прежде чем приступать к театрализации даже маленького произведения, важно провести работу по формированию связной монологической речи через обсуждение сюжета произведения.

Это станет работой над смысловой стороной произведения, в которой ставятся следующие задачи:

Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

Формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;

Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.

Работу над смысловой стороной произведения лучше всего проводить с помощью серий сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:

а) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;

б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к какой-то одной части произведения или только к одному герою;

в) определить место "выпавшей" картинки среди других;

г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;

д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;

е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа взрослым;

Работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном уровне, так и с использованием речи.

В процессе работы над языковым оформлением текста произведения ставятся следующие задачи:

Развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

Формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;

Развитие умения связывать предложения в тексте.

В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются следующие задания:

а) добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);

б) придумать новый финал произведения с опорой на предметные картинки или слова.

Предварительно ознакомиться со сказкой, чтобы получить о ней общее представление и осмыслить задачи, связанные с развитием воображения ребёнка. В предварительную подготовку входит подбор аудиокассет или пластинок, на которых записаны инсценировки сказок. Можно использовать настольный театр, картины с изображением природы, иллюстрации сказок и портреты некоторых героев сказок и т. п.


Поощрять инициативу и творчество ребёнка, не останавливать его, если в задании он хочет сделать что-то по-своему.

Осмысление содержания сказки после прослушивания. Обсуждение характеров героев сказки: перечисление всех положительных и отрицательных качеств, присущих персонажам сказки. Обсуждение связи характеров героев с последовательностью их поступков (педагог помогает детям сделать нравственный вывод из прослушанного произведения). В ходе дискуссии по сюжету сказки – обсуждение судьбы ее персонажей. При этом делается вывод о том, что судьба героя обусловлена его характером, а о характере следует судить по поступкам.

Детям предлагается провести игру-драматизацию, с инсценировкой нескольких сюжетов сказки или выполнить задание "допридумывания сказки", что развивает творческие способности ребенка.

5. Методический пример

Сочинение сказки "В чудесном лесу" с использованием игрушек из различных материалов настольного театра. На большом листе бумаги надо нарисовать несколько деревьев, небольшие фигурки неопределённой формы и отдельные линии в разных местах. Ведущий предлагает детям дорисовать на бумаге "чудесный лес". Дети поочерёдно дорисовывают все неоконченные изображения, превращая их, кто во что захочет: в деревья, цветы, бабочек, птиц и т. п. Превращать недорисованные линии можно и в то, чего не бывает на самом деле: невиданные растения, животные и даже пришельцы. Нарисованный "чудесный лес" становится декорацией к настольному театру. Воспитатель предлагает детям придумать историю про одного из обитателей с привлечением игрушек настольного театра.

Восприятие и сочинение сказок

Сказка играет не менее важную роль в формировании речи дошкольника. Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, - в его играх, рисовании, сценической деятельности, - все это оказывает глубокое влияние на развитие как отдельных психических процессов, таких как речь, так и детской личности в целом. Вместе с тем слушание сказки является первым шагом в знакомстве ребенка с важнейшей областью духовной культуры народа – с литературным творчеством.

Творческое рассказывание (пересказ и самостоятельное сочинение) сказок детьми старшего дошкольного возраста предполагает наличие у них целой системы сложных умений:

Умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать способы передачи сюжета (ребёнок может передавать сюжет с помощью диалогической речи, входя в роль то одного, то другого героя, или описывать события от третьего лица);

Умение выявить героя; представлять события в последовательности его развития (от возникновения действия до окончания), а также устанавливать зависимость между отдельными событиями; рассказывать об этом ясно и понятно. Эта группа умений связана с развитием у ребенка навыков связной речи;

Умение "входить" в изображаемые обстоятельства – содействовать героям. Это умение предполагает эмоциональную отзывчивость ребенка, выразительность речи;


Умение использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства речи для воплощения образов в рассказе.

Структура занятий по сочинению сказки:

В начале занятий дети выполняют задания с набором карточек-заместителей:

1."Дорисовывание схематических изображений" – развитие детализации образов воображения и умение разворачивать сжатое схематичное изображения в полное. Детям раздаются наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона, одинаковые для каждого ребенка и сообщается, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки (кто какие захочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. В задание вносится соревновательный момент: кто может сложить больше разных предметов из своей мозаики и придумать какую-нибудь историю про один из них.

2. "Сочинение историй и сказок по нескольким заместителям". Детям раздаются предметы-заместители (каждому разные, например: цветные кружки, палочки разной величины и т. д.) и предлагается придумать, что это или кто это и что с ним случилось. Так как у всех детей разные предметы-заместители, им приходится работать самостоятельно. Сначала это задание вызывает трудности, чаще всего дети констатируют, на что могут быть похожи имеющиеся у них предметы, не определяя их в сюжетно оформленное произведение или истории, составленные по заместителям. Чаще всего это - пересказ знакомой сказки. Однако многократное повторение заданий подобного типа с разбором и оценкой детских сочинений существенно повышают уровень их выполнения: дети придумывают сложные и оригинальные истории.

3. "Придумывание сказки по модели". В задании предполагается, что сначала ребенок должен научиться следовать плану, предложенному взрослым, а затем переходить к построению собственных замыслов-планов.

Детям дается небольшая модель (3-4 блока-рамочки с 2-3 заместителями в каждом блоке), по которой они должны составить собственную сказку.

Чтобы избежать построения шаблонных и повторяющихся сюжетов рассказов детей и стимулировать творческий подход к сочинению, следует предложить детям особый тип задания, в котором форма модели значительно изменена. Вместо применявшихся ранее чисто условных заместителей (цветных геометрических фигур) в блоках поместить схематические изображения персонажей и декораций (людей, животных, деревьев, фантастических существ и т. п.). Подобные занятия существенно увеличивают оригинальность рассказа.

Детям предлагается самостоятельно составить рассказ и по своему рассказу заполнить заместителями пустые рамочки-блоки, т. е. сделать собственный план-модель для своего рассказа, и, опираясь на него, рассказать сочиненную историю. Свободное использование планов-моделей позволяет перейти к сочинениям без опоры на внешние вспомогательные средства, но создавать такие рассказы сначала необходимо коллективно под руководством педагога. В таких заданиях детям можно предложить тему сочинения (например, про воробышка, который учился летать; или про зайца, который победил волка и т. п.). В случае необходимости педагог помогает детям составить . Такая работа предполагает развитие у детей глубокого отношения к замыслу, умение его варьировать и перестраивать в соответствии с новыми условиями. Педагог должен следить за ходом коллективного сочинения сказки (истории). В начальных занятиях одни дети стремятся изложить всю историю целиком, не учитывая рассказанного ранее, другие не могут изменить свой замысел и продолжить то, что уже выдумали до них и т. п. Однако, в процессе работы, на таких занятиях с помощью педагога дети на достаточно высоком уровне могут создавать коллективные сочинения.

4. "Моя сказка". Детям предлагается несколько тем c иллюстрациями (с изображениями разных предметов или предполагаемых персонажей) для составления планов-моделей и сочинения волшебной сказки. Педагог записывает в индивидуальные тетради рассказы каждого ребенка, оставляя место по указанию рассказчика, для иллюстраций. У каждого ребенка получается собственная сочиненная и написанная книжка, что вызывает большой интерес детей к сочинению собственных историй и сказок.

Таким образом, используя модели, дети учатся самостоятельно сочинять сказки.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 53» Проект: "Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности" Авторы разработчики: Воспитатели Попова Л.И. Лопатина О.А. Г. Чита 2015г.

2 Проект "Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности" Актуальность проекта Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире, всѐ чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Работая с детьми 4-5 лет, в январе 2015 года мы решили провести промежуточную диагностику, чтобы проанализировать и выявить, насколько эффективны выбранные мною методы и приемы реализации основной программы. В результате выявилось следующее: во всех образовательных областях, кроме «Социально-коммуникативного развития» прослеживалась положительная динамика, соответствующая возрасту воспитанников и задачам общеобразовательной программы. Речевые же навыки остались почти на том же уровне, что и в начале года. Особенно это касалось раздела «Связная речь». У 80% тестируемых, развитие связной речи оставалось на низком уровне. Дети не могли составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Проблема. Уровень развития связной речи не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.

3 Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Цели и задачи проекта Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности. Задачи: 1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников. 2. Разработать перспективные планы по театрализованной деятельности. 3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. 4.Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Участники проекта Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, хореограф, педагог по ИЗО деятельности, учитель-логопед. Механизм реализации проекта Этапы проекта Сроки этапов проекта Задачи этапов проекта I этап (подготови тельный) январь-февраль 2015 г

4 1. Выявить уровень развития связной речи детей. 2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству. 3. Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов 4. Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта. II этап (основной) февраль-апрель 2015 г 1. Пополнить предметно-пространственную среду. 2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. 3. Познакомить детей с искусством театра и его видами 4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику 5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи III этап (заключительный) май г 1. Выпустить тематический альбом «Театры родного города» 2. Организовать открытый просмотр драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников средней группы. 3. Обобщить опыт работы на педсовете. Ресурсное обеспечение Материально-техническое обеспечение: Музыкальный центр, проектор Изготовить атрибуты к инсценировкам Необходимо приобрести Изготовить теневой театр Изготовить декорации для спектакля Ширма Костюмы для постановки спектакля Сроки реализации проекта Январь май 2015 г. Прогноз 1. Развитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной,

5 выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения. 2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества. 3. Обогащение театрального уголка 4. Повышение культурного уровня дошкольников Критерии оценки результативности проекта 1. Диагностика детей группы 2. Анкетирование родителей 3. Фото- и видеоматериалы 4. Анализ проведенных мероприятий 5. Обобщение опыта Предполагаемый продукт деятельности 1. Разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» 2. Оформление альбома «Театры родного города» 3. Обновление эстетического пространства группы 4. Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей. 5. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников средней группы. 6. Оформление стенгазеты «Мы артисты» Список литературы 1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, с. 2. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, с. 3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. М.: Сфера, с.

6 4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественноэстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. М.: ТЦ Сфера, с. 5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. М.: ТЦ Сфера, с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. М.: ТЦ Сфера, с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 7. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. М.: ТЦ Сфера, с. (Детский сад с любовью)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 42 общеразвивающего вида» г.сыктывкара Проект по театральной деятельности «Волшебный мир театра»

Аннотация: Проект «Развитие связной речи у дошкольников через театральную деятельность» направлен на Вид проекта: групповой. Продолжительность: долгосрочный с 01.09.2017-30.05.2018 года. Возраст: 5-7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида 19 «Шустрик» Отчет по парциальной программе «От звука к букве» Е. В. Колесниковой Составили: воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга Проект для детей и родителей «Волшебный мир театра» Руководители

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 283» Опыт работы по театрализованной деятельности Подготовили воспитатели группы 2/3: Суслова Марина Вячеславовна, Мягкова

МДОУ «Новомичуринский детский сад 1» Вид проекта: педагогический, игровой, творческий, продуктивный, групповой Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц Участники проекта: дети средней группы 5

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение 46 «Полянка» г. Сысерть Образовательный проект на тему: Театрализованная деятельность как средство формирования навыков непринуждённого общения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» План самообразования «Театр как средство развития речи у дошкольников» Разработала: Жарких И.А. п. Тазовский 2016г. Тема:

Задачи: 1. Формирование звуковой культуры речи у детей посредством использования игр и упражнений. 2. Формирование лексической стороны речи в процессе ознакомления с окружающим. 3. Формирование грамматического

Театр как средство формирования связной речи дошкольников Подготовила воспитатель 1 К.К. Голикова Светлана Михайловна май 2019г п. Козьмодемьянск Театрализованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное

Садыкова Елена Николаевна воспитатель МБУ Д/С 5 «Филиппок» г. Тольятти, Самарская область ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО ИГРА, В КОТОРОЙ РЕБЁНОК ПОЗНАЁТ МИР И РАЗВИВАЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ Аннотация: в данной

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Опыт работы Арутюнян Анелии Рудольфовны воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Раздольненский детский сад 1 «Звездочка» Раздольненского района Республики Крым «Состояние работы с детьми по ОО «Речевое развитие» Выполнила

Проект по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки «Репка». Тема проекта "Играем в сказку «Репка». Автор составитель: Е. А. Лаврухина, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного

Долгосрочный проект для детей первой группы раннего возраста Тип проекта: познавательно творческий. Сроки реализации: долгосрочный проект 9 месяцев Участники проекта: дети, педагоги, родители. «Мы играем

План по самообразованию воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 56 г. Красноярск Михайловой Юлии Михайловны с 2014 по 2019 учебный год Тема: «Развитие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 311 городского округа Самара 443042, г. Самара, ул. Белорусская, 105А, тел./ факс 8 846 221 28 30 Утверждаю

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитатель высшей квалификационной категории: Карамян Гермине Мартиновна Каждый год в детский сад приходят

Проект «Моя любимая сказка» Оглавление 1. Пояснительная записка 2. Паспорт проекта 3. Актуальность 4. Постановка проблемы 5. Цель, задачи проекта 6. Участники проекта 7. Стратегия достижения поставленных

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Актуальность использования театрализованной деятельности в целях развития речи детей Театрально-игровая

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Выполнила учитель-логопед: Герц Татьяна Михайловна АКТУАЛЬНОСТЬ: -социальный заказ на

ТТГ «Ребенок и книга» Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Подготовила: Я.Н. Лукичева, воспитатель МБДОУ 6 «Светлячок» т. о Гаджиево 2017 год Театральная деятельность

Проект на тему: «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем» Средняя группа Михайлова Е.И. Актуальность проекта Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный

Развитие творчества детей через театральную деятельность Автор: Казакова Галина Васильевна Воспитатель МБДОУ ДС ОВ 28 пгт. Черноморского Театрализованная деятельность в детском саду Это хорошая возможность

Методический материал для педагогов «Театрализованная деятельность как средство социально-личностного и художественно-эстетического воспитания детей» С.А. Шашкова, воспитатель МАДОУ 22 «Театр это волшебный

Отчет по самообразованию - Браун Н.В., Кадникова Е.И. Слайд 1 С введением ФГОС ДО особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребенка является важнейшим

Педагогические науки/5. Современные методы преподавания Д.м.н. Тебенова К.С., Богисова Г.П. Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития

Oкpyгa Кoмитeт шo oбpазoвaнию aдmиi{истpaци,tгopoдскoiо

Протокол 2 заседания районного методического объединения воспитателей старших групп детских садов на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча» от 22 января 2014 г. Присутствовало: 24 человека. Повестка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Наименование Основание для разработки Заказчики Основные разработчики Сроки реализации Цель Задачи Рабочая программа

Методическое объединение воспитателей старших групп детей общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет Сообщение из опыта работы по теме: «Театр как средство формирования связной речи у детей дошкольного

Грамма Ирина Андреевна МБДОУ д/с 16 «Былина» Воспитатель группы раннего возраста Стаж педагогической работы: 5 лет Профессиональное кредо: «Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 29 комбинированного вида» Методические рекомендации «Театрализованная деятельность в детском саду». Для воспитателей ДОУ Подготовила:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детскии сад 304 комбинированного вида» Материал к семинару Медведева Т.В., старший воспитатель МКДОУ д/с 304 Новосибирск,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Речевое развитие ребенка один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника потребностей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Цветы жизни» с. Итум -Кали Итум -Калинского муниципального района. Утвержден: Заведущей МДОУ «Детсий сад 1 «Цветы жизни» Адуевой

Цель проекта: Развитие связной речи старших дошкольников через интеграцию различных форм занятий Задачи: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы; Закрепить и расширить

План по самообразованию На тему: «Развитие связной речи через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО Воспитатель ГБОУ Школа 1394(корпус 1799) Караваева Наталия Львовна Москва 2015-2016г. План по

Воспитатель Вавричина О.И. МБДОУ «Раздольненский детский сад 1 «Звездочка» 2018г Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения учить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» План работы самообразования на 2017-2018 учебный год воспитателя средней группы «Ёлочка» Тема «Использование

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в жизни детей» Автор составитель: Муравьева Елена Геннадьевна Воспитатель МБДОУ детский сад 58 г. Апатиты Мурманской области Цели консультации:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ачаирский» План работы по самообразованию воспитателя Лихошерст Ольги Борисовны «Речевое развитие детей в условиях внедрения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 72» Актуальность театрализованной деятельности для развития дошкольников 2017 год музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 13» городского округа Самара Театрализованная деятельность в ДОУ Самара, 2018 г. Театр - один из доступных

Тематический контроль Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ» Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 28» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Воспитателя Саляхетдиновой О.В. Тема Театрально- игровая деятельность детей Театр это волшебный мир.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательного речевого развития детей 15 «Радость»

Тема проекта: «Развитие речи посредством театрализованной деятельности». Авторы проекта: воспитатели 1 младшей группы: Безотечество Е. В. Чичканова Л. Ю. Вид проекта: краткосрочный, групповой, ролево-игровой,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1329» (Дошкольное отделение) Волшебный мир театра. Особенности театрализованной деятельности в коррекционной работе с дошкольниками

Ирина Пельнова
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

1слайд : Визитная карточка

Пельнова Ирина Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада №16 «Жемчужинка»

Педагогический стаж :13 лет

Образование : средне-специальное, студентка второго курса Нижегородского государственного университета «им. Лобачевского»

Награды : почетная грамота МБДОУ (2014) за введение инновационных технологий в работу

Профессиональное кредо :

«Горжусь профессией своей за то,

что детство проживаю многократно»

2слайд : Тема

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности »

3 слайд :Условия формирования личного вклада в развитие образования (со слайда)

Работа по развитию речи включает в себя наличие следующих условий :

1. Научно-исследовательские условия

2. Методические условия

3. Организационно-педагогические условия

Мною были изучены теории философов, психологов, педагогов в области развивающего развития (Выготского Л. С. ,Эльконина Д. Б. ,Тихеева Е. И. ,Флёрина Е. А.) .По мнению большинства учёных развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

4 слайд :Актуальность.

Анализ РППС группы на соответствие ФГОС ДО выявил следующие проблемы :

Недостаточность обеспечения реализации образовательного потенциала пространства группы для речевого развития детей ;

Диагномтика по развитию речи показала ,что

Низкая речевая активность детей

Кроме того, существует проблема :

Неудовлетворённость взаимодействия с родителями воспитанников;

Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи . Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей . И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».

5 слайд :Теоретическое обоснование личного вклада

Это одно из самых эффективных способов воздействия на детей ,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения :учить играя.

Кроме того,одной из требований ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Образовательна программа нашего учреждения ставит задачи развития свободного общения…

Выготский писал : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка , но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

6слайд. Цель и задачи

Перед собой я поставила следующую цель

Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредсвом театрализованной деятельности .

И такие задачи :

Развивать все компоненты устной речи ;

Воспитывать интерес и любовь к чтению;

-Развивать литературную речь ;

Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;

-Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности ;

Удовлетворить потребности детей к самовыражению ;

Привлечение родителей к партнёрству,т. к. совместная театрально-игровая деятельность -уникальный вид сотрудничества.

7слайд. Ведущая педагогическая идея опыта работы :

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение , совершенствует речь.

8слайд :Деятельностный аспект

В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения : игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей , беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память , воображение, творческое воображение.

9слайд :Диапазон личного вклада (Совместная деятельность )

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи , использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях

10слайд :Диапазон личного вклада (совместная деятельность с логопедом )

Очень важна работа с учителем-логопедом. Совместно мы проводим различные ….

11 слайд : Диапазон личного вклада (самостоятельная деятельность )

В самостоятельной деятельности дети сами выбирают виды театра и понравившиеся им роли. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность. В самостоятельной деятельности ребёнок учится продумывать свои действия, поступки героев, которых он проигрывает. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию организованности, самостоятельности. Через свои ролевые высказывания ребёнок усваивает смысл, экспериментирует со словом, мимикой, жестом.

12слайд : Диапазон личного вклада (работа с родителями )

Важно участие родителей в работе с театрализованной деятельностью . В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей . Много усилий родители приложили к пошиву костюмов как для детей ,так и для взрослых. Укрепляю партнерские отношений с семьей каждого воспитанника, повышаю компетентность родителей, уверенность в собственных возможностях, привлекаю к участию в различных мероприятиях.

13слайд :условия

Процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда они самостоятельно могут выбрать вид театра и роль . Большое значение имеет использование разноообразных технических средств таких как, магнитофонные записи, просмотр видео на ноутбуке и т. д.

14слайд. Условия развития детей в театрализованной деятельности

Дети развиваются и общают свой словарный запас не только во время театральной деятельности . Много дети познают в свободной деятельности . Во время сюжетно-ролевой игры они самостоятельно задумывают сюжет и развивают его замысел . Когда дети занимаются с настольными играми у них развивается воображение . Рисуя дети ….

15 слайд :Показ сказки детям раннего возраста

Своими маленькими постановками мы радуем детей раннего возраста демонстрируя им свои мини постановки.

16слайд : Знакомство с постановкой сказки

Анализируя работу с детьми я пришла к выводу, что дети могут показать открытый показ. К выбору сказки я подошла с креативностью, решив показать старую сказку «Волк и семеро козлят» ,но на новый лад. Вначале работы я прочитала детям старый вариант сказки и мы обсудили его.

17 слайд :Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

Проделав большую работу с детьми и родителямимы показали сказку детям всего детского сада.

18 слайд : Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает , успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей .

19 слайд :Результативность

У детей улучшилась речь . Я в своей работе , в совместной деятельности детей и воспитателя , систематически проводила театрализованную игру . Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм , у детей развилась эмоциональная сфера , расширился и обогатился опыт сотрудничества детей , как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей . Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал правильно и красиво говорить. И я в своей работе совместно с родителями приложила немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

20 слайд : ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Консультации педагогам «Развитие речи детей младшего возраста с помощью театрализованных игр »,февраль 2014г. МО в ДОУ

Демонстрация результатов на сайтеДОУ,педагогическая копилка :статья «Дети в садике живут»

Сетевые педагогические сообщества : публикации на сайтах сайт;сценарий сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

21 слайд : РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Мониторинг речевого развития

детей второй младшей группы

Понравилась статья? Поделитесь ей