Контакты

Свой бизнес: центр оценки персонала. Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

Удивление,

Интерес,

Радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника "Воскресный вечер"

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра "Соблазнение"

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?

Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Как сделать новый тренинг? Есть несколько вариантов создания: тренер может взять свой старый тренинг, доработать его, изменить под новые заказы и требования рынка. Может пойти и другим путем - создать новую программу под новую тему. Это может быть заказ от компаний, но может быть и желание самого тренера. Нередко это связано с запросами его аудитории или ему в голову пришла новая тема. Тренер еще не знает, будет ли этот тренинг востребован на рынке тренинговых услуг. Создавая новую программу, тренер имеет определенные критерии качественного тренинга. У разных тренеров они разные. Я предлагаю следующие критерии качественного тренинга личностного роста. Эти критерии основаны на том, что нравится, интересно участникам тренинга а не тренеру. Критерии должны быть достаточно объективны.

Критерии качественного тренинга

1. Новизна темы.

2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации.

3. Новизна упражнений.

4. Практичность и понятность упражнений и игр.

5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни

6. Получение ответов на свои вопросы

7. Приятная атмосфера на тренинге.

8. Личность самого тренера

Я считаю, что главный интегральный критерий качественного тренинга - его востребованность на рынке тренинговых услуг. Естественно, на успешность проведения тренинга влияет и подача материала самим тренером. От каких качеств тренера зависит восприятие программы, а значит и успех тренинга?

Профессиональные тренерские качества: умение публично выступать, организовать и управлять дискуссиями, давать эффективную обратную связь участникам тренинга, самому участвовать в демонстрации некоторых упражнений.

Личностные качества: энергетика, артистизм, эмоциональность, гибкость, остроумие, юмор и др.

Определенный профессиональный и жизненный опыт.

Достаточно глубокие знания по теме тренинга.

Один из критериев удавшегося тренинга - эмоциональный подъем, который испытывает сам тренер. Другими критериями могут быть – постоянный интерес к программе, желание сделать ее более яркой, оригинальной. Тренер готов думать о программе 24 часа в сутки Но бывает и так, что субъективное восприятие тренером процесса тренинга может кардинально отличаться от восприятия участников - как в положительную, так в отрицательную сторону.

Для меня, пожалуй, важный критерий успешности тренинга – это умение тренера давать обратную связь участникам, с последующим повтором отрабатываемого упражнения. Участники тренинга всегда хотят понять, что они делают правильно, а что нет.

Чтобы создать новую программу тренинга, имеет смысл задавать себе следующие вопросы:

Зачем я делаю этот тренинг, какую цель я преследую?

Какие цели и задачи тренинга?

На какую аудиторию рассчитан тренинг?

Чем я отличаюсь от конкурентов?

Соответствуют упражнения информационным блокам?

Как сделать тренинг ярче, наглядней?

Какие еще есть варианты проведения тренинга?

Будет тренинг интересен аудитории и чем?

Насколько тренинг рентабелен?

Конечно, можно обойтись и без этих вопросов. Но вопросы помогают нам посмотреть на программу тренинга шире и увидеть новые возможности в его разработке.

Как создать идею, сценарий нового тренинга и грамотно его срежиссировать?

Возьми у лучших тренеров программу и сделай под себя.

Комбинация модулей из разных имеющихся программ

Возьми материалы для тренинга из других сфер жизни: упражнения, игры, информацию.

Ищи новый диапазон применения уже имеющейся программы тренинга

Какая информация особенно интересует участников тренингов - новая программа,

Какие модули тренинга пользуются особым успехом новая программа.

Что делать с бизнес–тренингами?

В случае создания новых бизнес–тренингов, мы должны руководствоваться и другими критериями. Существует много вариантов оценки успешности проводимых бизнес-тренингов. Возьмем наиболее распространенную модель критериев результативности тренинга.

Модель Киркпатрика

1.Реакция: насколько тренинг понравился участникам (ведущий тренинга, атмосфера на тренинге, программа, организация тренинга)

2.Усвоение: какая информация, какие компетенции, навыки были усвоены в результате обучения.

3.Поведение: как в результате обучения изменилось поведение участников тренинга в их профессиональной деятельности.

Имеет смысл проводить диагностику уровня знаний, компетенций, навыков и уровня мотивации на обучение участников тренинга перед началом программы, а также задуматься над тем, кто и как после тренинга будут контролировать, стимулировать и мотивировать участников на использование полученных знаний и умений в их деятельности.

Выводы

1. Нужно иметь четкие критерии оценки, чтобы разработать и проводить качественный тренинг личностного роста.

2. При разработке бизнес - тренинга мы должны иметь не только четкие критерии его оценки, но учитывать и другие общепринятые модели оценки тренинга, ориентированные на анализ изменения поведения участников тренинга в их непосредственной деятельности и экономических показателей эффективности.

К тренингам личностного роста можно отнести такие групповые тренинги, как Лайфспринг или Источник жизни, Синтон и другие программы и курсы, призванные привести к личностному прорыву, раскрыть внутренний потенциал, сделать из вас лидера, и т.д. - но не выработать конкретные навыки.

У меня был давнишний опыт посещения курса НЛП. Это, конечно, не Спарта и не Лайфспринг, но тоже вполне бесполезное. Хотя тогда казалось, что это очень крутой тренинг. В первую очередь, из-за наивности: раз люди тут собрались и выглядят весьма довольными, значит, тут явно что-то полезное есть. Во-вторых, убеждала уверенная манера ведущих курсов и их общий позитивный настрой. А то, что данные практики научно никак не подкреплены - даже и в голову не приходило. Срабатывал также мыслительный шаблон: если улучшения происходят после применения некой методики, значит происходят они вследствие её применения. Но «после» не значит «вследствие». Сейчас мне все эти ошибки видны, но не 10 лет назад. И я признаю, что впустую потратил тогда время)

Зачастую, если не всегда, в основе программ таких тренингов лежат сомнительные с точки зрения научной психологии и педагогики идеи и практики. Как правило, эти программы ведут люди, чье образование состоит из "корочек" об окончании таких же тренинговых программ или их продвинутых ступеней. Звания таких тренеров могут быть выдуманными, формальными или присужденными через сомнительные организации. Такие звания, как: коуч успеха, тренер №1 по самодисциплине, психолог-практик, НЛП-мастер и другие.

Стоит отметить и то, что польза программ тренингов личностного роста для их участников не доказана, в то время, как есть свидетельства вреда некоторых из них.

Известны случаи, когда у людей после таких практик развивались психические расстройства, депрессии, что некоторых доводило до самоубийства, разводу или потере работы. Помимо явного психического вреда, существует еще и риск "подсесть" на тренинги, начав посещать их снова и снова. Для вас закончится один тренинг, но вам скажут, что нужно продолжать работать над собой и прийти на новый, продвинутый курс. Для заманивания в эти сети, используются методы, которые в этом плане могут быть вполне эффективными - похожие применяются в разного рода сектах и культах. Поэтому зачастую тренинги личностного роста называют психокультами.

Помимо всего остального, можно получить и вполне реальный физический вред. На некоторых занятиях вас могут заставить терпеть тяжелые физические нагрузки и выполнять задания, способные привести к травме. Должного медицинского контроля, как и чувства меры у ведущих, на этих тренингах нет.

Участник проекта The Secret Джеймс Артур Рэй довел троих людей до могилы, а около двух десятков людей до больничной койки, когда вел своих подопечных к тому, чтобы стать "духовными воинами". Из российских примеров стоит упомянуть проект Спарта. Здесь применяются непомерные нагрузки через физические упражнения, в ходе которых, как заявляется организаторами, вы должны понять, что способны на большее. Интересно, смогли это понять те, кто, благодаря таким опасным занятиям в ходе тренинга, стал инвалидом, как Александр Захаров, или погибли, как Илья Лунин и Роман Каплан? Об этих случаях сообщалось в СМИ, но Спарта и ей подобные тренинги продолжают существовать.

Ходил в своё время на два разных совсем тренинга:

1) ДЭИР ("дальнейшее энерго-информационное развитие"). По сути оказалось какой-то "практической магией". Пытались там чего-то видеть невидимое и воздействовать дистанционно на людей и ситуацию. Традиционно всё для таких тренингов было построено - базовый курс, терпимый по деньгам, на котором ты вроде как вкус этого всего должен почувствовать, но реально у тебя ничего толком не получается. А чтобы получалось - надо ещё тучу последующих курсов пройти и дополнительных ответвлений от них. Короче, высасывание бабла с тех, кто хочет научиться "суперспособностям".
Я ограничился базовым курсом. Во многом ещё и потому, что мне претит "механистический подход", когда человек не работает духовно-нравственно над собой, а просто учится каким-то механическим действиям, которые вроде как дают ему какой-то контроль над другими людьми. При том, что он то остался тем же человеком, с теми же страстями и моральными качествами. Как он всё это будет применять (если оно бы и правда действовало)? Тьфу, противно.
2) "Планета лидеров" (по сути же - "Лайфспринг"). По моим ощущениям проводят просто психологическую накачку разными методами (лекции, потом индивидуальные и групповые упражнения). Если примитивно объяснять, то что-то типа аутотренинга: "Ты можешь! У тебя получится! Нужно только сильно захотеть и стараться! Сломай психологические барьеры, которые мешают тебе больше хотеть и делать!" Методики хорошо продуманы, в результате после курса весь летаешь, хочешь всех обнимать, мечтать и реализовывать мечты. Но потом выясняется, что эта накачка быстро проходит, что всё реализуется не так просто, как виделось когда ты был накачан эмоциями. Тебе хочется вернуться в это состояние "полёта на крыльях", а как это сделать? Если ты всё это не воспринимаешь критически, то будешь и дальше ходить на следующие "ступени" за накачкой и ощущением причастности к чему-то продвинутому, будешь рекрутировать новых учеников (обязательное условие для ступени "бизнес" - привести, кажется, 3-х новых человек на эти курсы), убеждать себя и всех вокруг, что только тут всё настоящее и ты настоящий. Что это хорошие, нужные тренинги, а не выжимание бабла из людей, подсевших на эмоциональный "наркотик" и не MLM (многоуровневый маркетинг - фактически "пирамида" из вновь привлекаемых клиентов).
Тут я не жалею, что я сходил на базовый курс, мне было полезно. Но другим рекомендовал бы с большой осторожностью - есть большой шанс попасться как и на любую другую пирамиду, коих нынче бесчисленное множество. А кому-то может и психику сломать, случаи такие по Лайфспрингу зафиксированы.

Мне несказанно повезло - я учусь на психолога, и у нас есть целый курс, где мы учимся отличать тренинги личностного роста от психосект. Увы, не всем так повезло - ответы ясно дают понять, что именно психосекты продаются в нашей стране под видом тренингов, что очень печалит. И да, все эти лайфспринни и трансерфинги реальности - это именно они, психосекты.

Про себя же могу рассказать, что именно тренинги очень много мне дали.

Тренинг Кенги, спорный с научной точки зрения, для меня был эффективен, на нем я смогла научиться доводить дело до конца, достигать целей.

Тренинги общения научили меня слушать и слышать, "читать" людей, а главное - говорить на понятном им языке, они же научили меня видеть манипуляции, противостоять их воздействию.

Тренинги тем полезнее, чем они проще - заявлено в теме, что будут учить быть увереннее в себе - круто! Иди, учись. А вот если обещают полную прокачку своей личности - это уже признак нехороший! Менять личность = ломать личность, и этим чаще всего на всяких там Лайфсприннах и занимаются.

Вот список тех сект тренингов и практик, с которыми я экспериментировал на себе, о которых я знаю не понаслышке:

Синтон - Николай Козлов; StopSmoke - Тимур Мамедов; Школа своего дела - Юрий Мороз; Симорон - Бурлан&Бурлан; Трансерфинг реальности - Вадим Зеланд; Исцеляющий импульс - Володимир Вукста (Голтис); Радуга жизни - Андрей и Юлия Кучеренко; Сыроедение - много там авторов; Очистительные практики - Марва Оганян; КОБ (Концепция общественной безопасности) - Петров & Со; Бойцовский клуб - Виталий Лозовский; Тренинги личностного роста, успеха и отношений - Ильдус Кутуев (читай - Николай Латанский); Инвестирование в недвижимость "для чайников" - Наташа Закхайм.

Итого потрачено только денег больше 230 000 рублей. Времени - почти 10 лет жизни... За этот период и с такими денежными инвестициями можно было бы стать крутым профи в какой-нибудь области - да в той же логистике, например.

А в результате - куплен опыт, некоторые навыки (впрочем не особо важные), остались некоторые связи (в этом плане неплохо), ну и все, по большому счету.

С подобными практиками есть несколько засад.

Засада первая. Если тратить ресурсы на псевдонауку, то тем самым отвлекаются отнюдь неиллюзорные ресурсы от действительно работающих вещей: науки, медицины, инженерии, инноваций.

Засада вторая. Псевдонаучное мракобесие вручает в руки последователя неправильную "карту местности". Последователь псевдонауки оказывается дезориентированным. Местность - вот она, перед ним каждый день. А куда идти - непонятно, потому что карты врут.

Засада третья. Дело в том, что вся эта псевдонаука использует в своих умозаключениях и логических цепочках в том числе вполне доказанные и очевидные факты. В этой всей антинаучной чуши где-то в чем-то есть рациональное зерно, есть представительство истины! Неподготовленному уму сложно отличить зерна от плевел, и получается, что ложь проходит в сознание внутри троянского коня известных фактов.

Засада четвертая. Пока адепт исповедует свою религию - выманить его оттуда практически невозможно! Очень сложно посеять зерно сомнения в сознание человека, который во что-то уверовал. Вследствие разных наших когнитивных искажений.

Засада пятая. Если человек допустил в сознание одно мракобесие и уверовал в него, то все - пиши пропало - это мракобесие легко притягивает к себе другие. "Сон разума рождает чудовищ" - все новых и новых. Мракобесие тоже эволюционирует, оставляя в живых самые устойчивые к распространению инфовирусы.

Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств, содействующих успеху человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на более положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.

Личностный рост – целеустремленный процесс усовершенствования человека, стремление стать лучше. Личностным ростом считаются все ситуации, факторы и возможности, которые приближают индивида к достижению идеала.

Личностный рост предполагает формирование потенциала человека. Потенциал – совокупность характеристик , выражающих его способность отталкиваться от внутренних устойчивых ориентиров, хранить стабильность деятельности при периодически меняющихся факторах влияния среды. Это ряд характерных свойств, которые помогают индивиду стать способным регулировать поведение, принимать решения, согласно личным представлениям.

Каждому потенциальному участнику группы важно знать, чем опасны тренинги личностного роста, чтобы вместо полезности не получить больше ущерба, и сохранить психическое здоровье.

Базовая цель тренинга личностного роста – внутренний рост индивида, саморазвитие и .

Психологический тренинг личностного роста

Цель тренинга личностного роста – модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, препятствующей индивиду быть удачливым и более счастливым.

Субъект, желающий трансформировать индивидуальные особенности в более положительные и качественно другие характеристики должен пройти тренинг личностного роста. Индивид, прошедший данные занятия, станет более спокойным, уверенным, счастливым и духовно свободным, независимо от влияния обстоятельств и факторов среды проживания. Благодаря специальным психологическим методикам человек способен запрограммироваться на успех. Это происходит благодаря занятиям и специальным упражнениям, содействующим тому, что член группы сможет постигнуть свои глубинные установки, которые подсознательно больше всего влияют на существование и провоцируют определенные результаты деятельности.

Цель тренинга личностного роста – познать и осознать возможности (потенциал), заложенные в личности, которые предполагают качественные изменения. Цель способна изменяться зависимо от характеристик группы. Часто цели упражнений охватывают некоторые общие аспекты:

— формирование самопознания посредством снижения психологических барьеров и устранения чувства неискренности самой личности;

— вырабатывание условий и факторов, которые затруднят или облегчат функционирование группы (членство или размер группы);

— изучение отношений членов группы;

— усвоение умений диагностики организационных, групповых, индивидуальных проблем, как например, решение групповых конфликтных ситуаций, упрочение групповых связей, создание условий тренинга, достижение индивидуальных запросов.

Цель тренинга личностного роста достигается тогда, когда член группы может принимать независимое решение, как ему следует жить. Участники сами находят, насколько разнообразно можно воспринимать всю жизнь вокруг, могут делать ценные жизненные открытия, относительно своих самых родных людей, близких друзей и себя самого.

Человек, может переживать интенсивные эмоциональные потрясения и встряски, что зачастую приводит к утрате самоконтроля, поскольку ему нужно выполнять все упражнения или указания тренера, которые, бывает, не имеют очевидного смысла.

Каждому желающему участвовать в таких занятиях необходимо подумать, реально он собирается что-то изменить или все-таки нынешняя жизнь вполне его устраивает. Если человек окажется неготовым к изменениям или они ему не понадобятся, тогда тренер не допустит его в группу.

Будущие члены тренинга должны иметь желание начать новую жизнь, но еще должны подходить по определенным параметрам. Желающие стать участниками тренингов личностного роста обязаны быть психически здоровыми, эмоционально уравновешенными, спокойными и без психических отклонений.

Тренер группы должен стимулировать процесс принятия автономных решений индивидом, его ранжирование и структурирование жизненных ценностей, ориентиров и целей. Это делается посредством применения различных техник, приемов и исследовательских подходов, таких как гештальт, когнитивная психология, экзистенциальный подход.

Виды тренингов личностного роста выделяют психологические и эзотерические.

Психологический тренинг выполняется под наставлением ведущего, имеющего оконченное психологическое образование, использующего психологические категории и дефиниции. В отличие от эзотерических, какими руководит человек со знаниями психологии на бытовом уровне и владеющим эзотерическими и мистическими знаниями.

Виды тренингов личностного роста :

— развитие личности (применяется для освоения общих знаний, нужных для ориентирования в большом кругу потенциальных ситуаций). Например, человек учится эффективному взаимодействию, он вырабатывает в себе сильные и хорошие черты, усваивает уверенное поведение, учится самоконтролю;

— психотерапевтические тренинги (проводятся с целью усовершенствования качества жизни, они содержат специальные процедуры, техники, методы и упражнения, посредством которых осуществляется усвоение способов поведения в жизненных и личностных трудностях);

— тренинги состояний (это особый вид, включающий методы преодоления состояния и прочих внутренних барьеров и различных комплексов, которые возникают у человека);

— тренинги исследования (помогают личностям, которые ставят цели разобраться в личных ограничениях и приобрести эмоциональный опыт, который часто помогает в осознании чего-либо);

— трансформационные (ориентированы на базовые (глубинные) убеждения человека, его ценности и состояния). У индивида возникают очень мощные внутренние духовные трансформации (озарение, прорыв, ), благодаря возникновению каких он сумеет выявить нечто новое в каждодневной привычной жизни или осознать кое-что по-другому.

Тренинг личностного роста для женщин предполагает деление на группы, которые полярно различаются. Первую группу составляют женщины, подверженные угнетению членами семьи.

Цель тренинга личностного роста заключается в обретении самопознания и воспитании силы духа, что помогает приобрести уверенность и противостоять людям, которые желают удержать женскую волю от независимой, счастливой и самодостаточной жизни.

Тренинг для женщин бывает в групповой форме и в индивидуальной. Участие в групповых тренингах дает женщине мощный импульс, поскольку находясь между единомышленниками, она чувствует себя уверенной.

Вторую группу тренинга личностного роста составляют женщины, которые работают в больших организациях и компания, занимающие руководящий пост.

Не все от природы могут быть лидерами, однако многим приходится работать в организации и занимать ведущую должность. Харизматическая притягательность личности помогает добиться человеку значительных результатов в продвижении по карьере. Кто не обладает данной характеристикой нужно напористо работать и воспитывать в себе дисциплинированность. Однако упорный труд не помогает женщине преодолеть такую проблему, как внутренняя робость в отношениях с коллективом, которым она руководит. Чаще подобная робость возникает, если коллектив составляют мужчины.

Тренинг роста личности для женщин сориентирован на развитие и открытие внутреннего потенциала; распознавание страхов, мешающих жить полноценно; развитие положительных черт и качеств; поиск ресурсов, помогающих развитию.

Не все подряд занятия для могут быть в одинаковой степени полезными. Весьма часто они заключают прикрытую угрозу и способны только навредить самой личности. Участник группы должен знать, чем опасны тренинги личностного роста, и распознавать эту опасность.

На деструктивных занятиях участников призывают, чтобы они уничтожали свою личность или часть себя, которую считают недостойной и делали это чрезвычайно резко, как будто отрезают её. Такой тренинг совсем не приводит к прогрессу личностного роста, наоборот, он только ломает психику человека. Советы, типа «откажись от себя старого» или «убей свою слабость» являются очень разрушительными, не располагают ничем совместным с профессиональной психотерапией, и не способствуют повышению личностного роста.

Опасность этих встреч заключается в личности самого ведущего группы. После работы с истинным психотерапевтом человек начинает замечать, что его эмоциональнее состояние улучшилось, в жизни случаются основательные перемены, он делается уверенным и успешным.

В результате общения с деструктивным тренером член группы чувствует себя опустошенным и униженным. Такой «гуру» ведет себя с членами группы нагло и жестоко. Он оскорбляет, ставит людей в неудобное положение, упрекает в слабости и незнании. Такой ведущий как будто нарочно пытается причинить эмоциональные страдания, объясняя это в качестве мотивации и закалки.

Через эмоциональную раскачку ведущий пытается заслужить одобрение, он желает самоутвердиться, а не обучить этому участников тренинга личностного роста. Он видит конечной целью данного тренинга не помощь другим, а подчинение их воли себе, чтобы заставить следовать всему, что «тренер» скажет.

Чтобы вовремя понять опасность такого тренинга, нужно вслушаться в свои ощущения. Если возникает чувство опустошенности и унижение – бежать нужно от этого тренера.

Деструктивные тренера учат, что переживание негативных эмоций, агрессии и страданий только предоставят пользу члену тренинга личностного роста. Потому инструктора часто оскорбляют членов группы и пытаются спровоцировать их на агрессию. Человека заставляют выполнять нелогичные действия: обзывать самого себя, выражать радость без причины, целовать или обнимать незнакомых, заявляя, что это «ради их блага».

Деструктивный тренер учит участников быть грубыми и наглыми, поскольку эти качества, по их мнению, характеризуют человека самоуверенного, значит удачливого.

Вначале давление, потом унижение, затем похвала – это способ эмоционального раскачивания, который приводит к подчинению участников тренеру.

Действительно опытный, умный и добросовестный психотерапевт, ведущий группу или персональное консультирование, никогда в личной практике не унизит клиента, не вынудит делать его то, что тот категорично не принимает.

Умный и доброжелательный психотерапевт научит индивидов, как вступиться за себя без применения грубости и хамства.

Опасность этих занятий может содержаться в том, что членов группы учат активно и агрессивно нападать, а не защищаться, таким образом, выходит подмена понятий, когда их учат, что нападение является лучшей защитой, или наглость есть вторым счастьем.

Если человека учат быть агрессивным и грубым, значит, он оказался на деструктивном тренинге. После посещения подобного тренинга человек испытывает вину. Даже тогда, как он абсолютно не желает переступать через себя, чтобы проявить агрессию его вынуждают это совершить.

Если человеку все же, получается «выдавить» несвойственную себе наглую выходку, тогда это с восхищением одобряет лидер и группа, хотя самому человеку это не нравится. По возвращении домой, человек испытывает чувство стыда и считает себя виновным за проделанное на тренинге. Состояние усугубляется тем, что образовывается внутренний между тем, что ему навязывают на тренинговых занятиях и тем, что он считает для себя нормой. Именно эти ощущения считаются признаками опасности тренингов личностного роста. Если по завершению тренинга человек ощущает , вину, которых прежде не было, значит больше посещать этот тренинг нет необходимости.

Для чего нужны тренинги личностного роста — этот вопрос стал актуальным относительно недавно, примерно в начале 2000 годов этого века. Развитие человека в состоявшуюся личность стало не только нужным, но и “модным”. Мода эволюционировала и поработила сознания, также, как и материальная выгода, поэтому даже посещение тренингов не может гарантировать вам результат.

В этой статье вы узнаете зачем необходимы тренинги личностного роста, какие тренинги посещают люди, которые загнали себя в психологические рамки и что необходимо делать, чтобы избежать встречи с мошенниками.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Тренинги стали очень популярными в наше время. Есть тренинги о женщинах, для женщин, есть тренинги для улучшения качества жизни, для бизнеса и даже для перехода в состояние осознанного сна. Среди всего этого идейного изобилия можно запутаться и даже растеряться.

В основном, все они созданы с одной целью, показать современным дамам и джентльменам, что они в чем-то заблуждаются, что им нужна срочная помощь и серьезная подготовка, т.е. тренинг. Но все ли люди по окончании тренинга становятся мудрее и успешнее? Переносят ли в жизнь, все те уроки, о которых еще недавно слушали с восхищением и принятием? Меняются ли они сами?

Конечно же нет, ведь в этом нет ровно никакого смысла. Можно перенять идеи и желания другого человека, но так и не стать счастливее. Главной проблемой любых тренингов является именно подражание, а не создание уникальной идентичности каждой личности.

Тренинг личностного роста или пустышка

Коучи и тренеры психологического роста разного калибра оккупировали сегодня медийное пространство. Они пытаются завладеть умами соотечественников лишь с одной целью: выманить из их карманов как можно больше наличных. Но и клеймить каждого человека, который решил помочь людям полностью реализовать свой потенциал и добиться успехов неправильно.

Тренинги бывают двух типов: обучающий и “бла-бла-бла”. В первом случае занятие может длиться 1 день. Вначале идет подача теории, затем следует закрепление информации посредством практических заданий. А вот если вам навязывается новомодный тренинг от коуча из столицы продолжительностью 2-3 дня, то смело отказывайтесь. За двойную цену вы услышите лишь повторение одних и тех же прописных истин, которые вам и так уже давно известны.

Так вот тренинги под общим названием «Проганда» не несут для человека, ищущего знаний, ровным счетом никакой полезной, ценной или прикладной информации.

Тренер-гуру посидел пару вечеров в интернете, нарезал из разных источников информации и цепляющих тем. Все, тренинг готов! Теперь можно ехать в глубинку нашей Родины для обкатки свежего материала на неискушенных страждущих успеха здесь и сейчас гражданах.

Адекватно мыслящий бизнесмен и просто человек будет искать решение своих проблем не в дорогостоящем и сомнительном тренинге. Он отправится к юристу, к профессору университета или же к психотерапевту. Мгновенных результатов, конечно, не будет. Но это верная дорога в сторону выхода из кризиса, путь к обязательному успеху. А тренинги личностного роста, которые рассказывают о сиюминутном успехе только по мановению волшебной палочки созданы специально для лентяев и людей, которые боятся выйти из своей зоны комфорта.

Методика Т-групп в контексте личностного роста

Зарождение методики Т-групп связано с именем известного американского ученого Курта Левина. На его работы повлияло творчество Георга Зиммеля, классика социологии, рассматривающего общество в качестве системы функционально обусловленных отношений, которые объединяют людей в общности.

Будучи частью социума, каждый человек включен в определенную группу, участники и лидеры которой взаимодействуют друг с другом. Американец приспособил концептуальные наработки Зиммеля к собственным психологическим исследованиям в полевых условиях, т.е. естественной среде социальных процессов.

Левин был убежден, что большая часть качественных преобразований в личностных установках совершается в ходе групповой динамики. Согласно его концепции, для выявления и изменения собственных дезадаптивных установок человеку необходимо видеть себя с позиции других людей.

Это значит, что личностный рост каждого зависит от его возможности воспринимать себя с точки зрения другого человека.

Обобщенное понятие «Т-группа», на данный момент, можно отнести к разнообразным группам, в зависимости от целевого назначения. Некоторые из них направлены на повышение уровня организационных навыков, иные приспособлены для улучшения взаимоотношений и исследования динамики малых групп. В последнем случае необходимо анализировать участие каждого члена группы сквозь призму модели поведения, стилистики взаимодействия, влияния на процесс коллективного принятия решений.

Другие Т-группы, основанные на базисе теории личности и клинической психологии, акцентируются на общем развитии человека. Здесь на передний план выходит не усиление группового взаимодействия или умений личности, но выявление собственных ценностей и усиление чувства идентичности.

Т-группа - это как кружок по интересам, который способен раскрыть потенциал любого его члена, это ничто иное, как тренинг личностного роста, только в более широком значении.

Стоит отметить, что Т-группа всегда сохраняет , даже если она ориентирована на развитие сугубо личностных качеств человека. Этот метод является довольно эффективным, так как позволяет людям взаимодействовать между собой, предупреждая возможные ситуации в обществе другого спектра (учеба, работа, семья).

Растем и развиваемся: нужны ли повторения для достижения успеха?

Постоянное увеличение веса и подходов, можно заметить в тренировках каждого бодибилдера. Вы можете спросить, почему? Почему основой продуктивности до сих пор остается увеличение количества блинов и подходов?

Потому что еще не разработана программа универсального тренинга для каждого человека. У всех людей разная физиология, кому-то хватает подольше поиграть в настольный теннис и мышцы руки увеличились в обхвате (да, такое явление имеет место быть), а кому-то приходится работать с огромным весом, чтобы добиться видимого результата.

Тренинг должен быть не только повторяемым, но и сбалансированным. Это правило можно применить и к тренингам личностного роста, так как установить индивидуальную программу развития можно только при условии полного погружения в личность человека, его характер и среду обитания.

На тренингах такого типа заниматься приходиться усерднее, ведь основой для будущего развития является ваше сознание, ваше мировоззрение и ваше старание. Большую часть пути приходится проходить именно вам, а наставник поможет направить силы в правильном направлении.

Личность человека - это загадочная материя, сквозь которую невозможно проследить сходства, невозможно запутаться в именах и фамилиях. Повторяя изо дня в день “Я могу”, вы настраиваете себя на то, что у вас все получится. Именно такие установки вырабатывают в вас привычку любить себя и ценить окружающих. Без нее невозможно добиться успеха, ведь он рождается в уверенности.

Повторения - это неотъемлемая часть тренингов для личностного роста, с их помощью достигается внутреннее равновесие и понимание, поэтому вам необходимо смириться с тем, что вырабатывать полезные привычки жизненно необходимо.

Психотерапевтические тренинги и личностные рост

Обычно, психотерапевтическим называют тренинг, основными целями которого являются повышение стрессоустойчивости и преодоление психических сложностей участников. Такие тренинги лечат психические травмы людей, помогают справиться с дезадаптивными привычками, устраняют чувства вины, тревожности, мнительности, неполноценности, всевозможные фобии.

Меньшая доля тренингов, которые можно отнести к психотерапевтической направленности, осуществляется в строгом, авторитарном, порой даже провокационном стиле. С другой стороны, определенные тренинги участники могут считать суровыми, поскольку происходит переживание неприятных ситуаций.

В ходе проведения тренингов участники выполняют определенные поручения, которые могут казаться им странными или неочевидными (рисовать, разыгрывать сценки), но, несмотря на это, в своей совокупности они приносят желаемый результат – улучшение психического состояния, снижение уровня тревоги.

Психотерапевтические тренинги обыкновенно не направлены на приобретение инструментальных навыков, помогающих в конкретных ситуациях. Упор ставится на разрешение общих психологических проблем, которые словно пробка, мешают человеку раскрыться и расти во всех сферах жизни.

Впрочем, в ходе выполнения заданий участники поневоле приобретают полезные качества, такие как умение грамотно и развернуто изложить свою точку зрения, быть открытым, чувствовать партнера и т.д.

Тем не менее, психотерапия помогает людям вернуться к комфортному состоянию психики, но не ставит перед собой задач оформления отсутствующих или неразвитых навыков. Говоря о творчестве и самостоятельности, в качестве примера, можно отметить, что они не являются врожденными задатками, они приобретаются ребенком при взаимодействии с взрослыми в ходе социализации. Психотерапия, как таковая, может подготовить плодотворную почву для роста этих навыков, но не содействует ему напрямую.

Поэтому прежде чем посещать тренинги личностного роста стоит задуматься над проблемами вашего психофизического состояния, ведь только человек, который избавился от ненужного груза в состоянии двигаться вперед.

Выводы

  1. Необходимо разобраться в психологических проблемах, прежде чем пытаться настроить себя н
  2. Вырабатывайте полезные привычки путем повторений и напоминаний. Не препятствуйте этому процессу развития.
  3. Посещайте групповые тренинги, общайтесь с людьми, становитесь уверенными!
  4. Старайтесь видеть большего положительного вокруг и находить выход из различных ситуаций не “взваливая” на себя лишний груз ответственности.
Понравилась статья? Поделитесь ей