Контакты

Влияние эмоций на психическое здоровье человека. Схема действия позитивных эмоций

Болезнь - это отклонение от нормальной жизнедеятельности. Но болеют, даже те люди, которые ведут здоровый образ жизни и следят за своим организмом.

Откуда к нам приходят болезни? Человек связывает свои болезни с влиянием внешней среды. Отчасти это верно. Но внутреннее состояние так же оказывает негативное влияние на самочувствие. Внутренне состояние - это эмоции человека, его психика.

Негативные эмоции могут выражаться физически - это «холодок» в животе, боли в сердечке, шумы в ушах, напряжение в мышцах и многое другое. Эти ощущения беспокоят, вызывают напряжение.

Основные варианты возникновения негативных эмоций можно распределить следующим образом:

Некоторые эмоции неизбежны и, к сожалению, неотвратимы (гибель близких и родных людей). Некоторые эмоции предотвратить трудно. Это стихийные бедствия и события, связанные с ними. А наибольшая доля приходится на источники, которые не только предотвращаются, но еще и находятся в зависимости от самого человека и его поведения. Такие эмоции мы можем получить абсолютно везде. Нагрубили в магазине, поссорились с родными. Отрицательные эмоции - это накопленные обиды, глупые ссоры. А избежать этих негативный эмоций так просто, но одновременно, сложно. Не дайте слететь с ваших уст грубому слову, промолчите. Улыбнитесь и будьте вежливы в ответ на грубость. И одной ненужной отрицательной эмоцией меньше. Такому поведению надо учиться.

«Плохие» эмоции

Ученые, занимающиеся проблемами болезней человека, выяснили, что 90 процентов заболеваний начинаются с эмоциональных нарушений.

«Плохие» эмоции оказывают негативное воздействие на здоровье.

Негативные эмоции могут проявляться не сразу в виде неврозов. Они постепенно накапливаются в коре головного мозга и только затем проявляются в виде нервных срывов. Отрицательные эмоции, накапливаемые длительный период ведут к изменениям функционирования всех систем человеческого организма.

Первое, что подвергается заболеванию - это сердечно-сосудистая система. Человек не может влиять на функционирование своей физиологической системы, она работает помимо его желания. Поэтому сбои в нормальной жизнедеятельности человеческого организма под влиянием негативных эмоциональных всплесков происходят помимо нашей воли. Часто бывает вполне достаточно всего лишь упоминания о событиях, вызывающих негативные эмоции, и процесс болезни запускается.

Большинство людей недооценивают роль эмоций. Но именно эмоции усиливают сердцебиение. Следом за сердцебиением меняется кровяное давление, развивается аритмия и прочие сердечно-сосудистые заболевания.

Эмоциональные стрессы вызывают заболевания и других органов. Так, к функциональным нарушениям, а затем и к необратимым изменениям, негативные эмоции приводят систему мочевыделения, органы дыхания, весь желудочно-кишечный тракт и железы внутренней секреции.

Депрессивные состояния, онкология, аутоиммунные заболевания - все эти болезни берут начало в «плохих» эмоциях. Человечески организм ослабляет сопротивление болезням.

Положительные эмоции

Восстановить разрушенные взаимоотношения, устранить тревоги, найти положительное, позаботиться о других людях - вот источники позитива и положительных эмоций.

Позитив и здоровье стимулируют образование в мозге эндорфинов, которые благотворно влияют на иммунную систему. Этот гормон помогает в борьбе с болезнями. Положительно влияет на эмоциональный настрой рациональное питание, достаточное употребление жидкости и регулярные физические упражнения.

Избавление от отрицательных эмоций

Отрицательные эмоции можно контролировать. Если научиться это делать, то можно справиться с негативной жизненной ситуацией и найти оптимальное решение проблемы.
Отрицательные эмоции появляются от негативных мыслей. Если вы чувствуете, что негативные эмоции вас одолевают, то постарайтесь выяснить их причину. Причина не всегда лежит на поверхности. Но в ваших интересах выяснить ее.

Выяснили? Меняем на позитив.

Трудно? Но это же в Ваших интересах. Меняйте отношение к ситуации, к человеку.

Мозг человека - не выключатель, включить и выключить эмоцию трудно. Значит, переключаем внимание на другой предмет. Предмет, который вызывает признательность, благодарность, чувство радости и счастья.

Самой созидательной эмоцией является благодарность, она - носитель положительной энергии. И не только. Считается, что чувство благодарности, которое человек испытывает к миру, к окружающим людям, способно притягивать положительные эмоции и соответствующую энергию.

Итак, научившись «переключать» эмоции, мы научимся получать положительную энергию, которая благоприятно будет сказываться на нашем физическом состоянии.

На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.

В.Вундт

В.К.Вилюнас

У. Макдауголл

Учения об чувствах или эмоциях -это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека,которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами.

В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:

  • Моральные.
  • Интеллектуальные.
  • Эстетические.
  • Предметные.

Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства-это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрения, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.

Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач

Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.

Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма).

Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.

Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает.

Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум). Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают где чувства, а где эмоции, то простой в общем-то процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно это без подготовки применять на практике, и поэтому (в т.ч. поэтому) у людей с управлением своими эмоциями и эмоциональными состояниями порой возникают сложности.

Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно вообще ничего не предпринимать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавлять эмоциональные состояния мы учимся с детства, считая этот процесс контролем эмоций… но это неверно. Все-таки это контроль эмоциональных состояний, и с его помощью управлять собственно эмоциями невозможно.

И вот тут-то и проявляется путаница: человек думает, что пытается контролировать эмоции – но как раз с эмоциями он не работает. В действительности человек пытается работать со следствиями эмоций; но поскольку он не затрагивает причины своего эмоционального состояния, его попытки заведомо будут неэффективными (разумеется, если он не работает с собой и в части выбора эмоций) - в части эмоциональных состояний сложность в том, что наше текущее состояние – это результат сразу нескольких разных причин, разнородных причин. Поэтому сложно выбрать толковый метод саморегуляции (особенно если учитывать только эмоции и не учитывать другие сферы психики). Впрочем, кажется, что при достаточно развитой воле с собственными эмоциональными состояниями работать проще. Ну и не стоит упускать из виду тот факт что причины из сферы чувств – слабо поддаются и контролю и наблюдению, по крайней мере на первых порах.

Таким образом, подходов к классификации и определения эмоций великое множество, эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека:

· сигнальная функция (сигнализируют о возможном развитии событий, положительном или отрицательном исходе)

· оценочная (оценивает степень полезности или вредности для организма)

· регулирующая (на основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий)

· мобилизирующая и дезорганизирующая

приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)

2) Грусть (апатия, печаль, депрессия)

3) Страх (тревога, испуг)

4) Гнев (агрессия, озлобление)

5) Удивление (любопытство)

6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

А какие эмоции и эмоциональные состояние испытываете вы в последнее время?

Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции

дипломная работа

1.2 Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей

Первые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредственен в выражении чувств; его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувству любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и всё эмоциональное развитие, в четыре года. Любовь мальчиков к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Это родник чувств, способный сделать детство счастливым.

Всё сказанное о мальчиках можно отнести и к девочкам в отношении их любви к отцу. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым, обнимают их, что указывает на развитие наряду с эмоциями так называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа "я" .

Эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже у двух - трёхмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии "комплексом оживления".

Эмоции по типу "комплекса оживления" формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности (в том числе и потребность в новых впечатлениях), ласкают его, обеспечивают ему комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или недостаточен, то появление "комплекса оживления" задерживается, может вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на всё последующее развитие детской личности. По мере развития у ребёнка формируются новые потребности и интересы.

Особенно важно развивать у ребёнка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Постепенно у ребёнка возникают простейшие моральные переживания. Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

Успешно миновав кризис, ребёнок подходит к дошкольному периоду - периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей. Ребёнок умнеет "на глазах", любопытничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребёнок спрашивает обо всём, что ему интересно. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций у него проявляются в его мимике, словах, движениях.

Важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения .

Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов - сочетания глубокого понимания ребёнком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности .

Самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью и трудом людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада, формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

Нравственные чувства развиваются у ребёнка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Эмоциональные реакции у малышей вызываются лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий.

На четвёртом - пятом году жизни у ребёнка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребёнка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребёнку в семье и в детском саду. Причём вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение .

Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим к действию. Нравственное поведение - это чуткость и гуманность, внимательное и доброе отношение к взрослым и сверстникам. Обилие игрушек, предметов развлечения и т.д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке способствует тому, что обучение детей доброте, чуткости сводится иногда к минимуму.

Формирование у детей дошкольного возраста нравственных чувств и знаний зависит то видов и задач самой деятельности. Например, трудовая деятельность была организована таким образом, что требовала совместных усилий и взаимопомощи, и для этого создавались благоприятные условия, способствующие возникновению общности эмоциональных переживаний и взаимной между членами группы. Если такая работа педагогом не проводилась и деятельность детской группы по своему содержанию была лишена объединяющего начала, а цели одного члена группы объективно приходили в противоречие с целями другого, то в этих условиях начинали складываться отрицательные отношения между детьми, легко возникали ссоры. Условия возникновения нравственных эмоций и их качественные особенности (сила, длительность, устойчивость) существенно различны в каждой из ситуаций, отличающихся по задачам, структуре и содержанию деятельности .

Так, условия индивидуального выполнения заданий, когда ребёнок действовал рядом со сверстником, и каждый из них имел всё необходимое для выполнения задания, не способствовали объединению и взаимопомощи. Характерно, что при этом в целом положительный эмоциональный фон деятельности нарушался часто ссорами, обидами, недовольством, возникающими в ответ на успешное действие сверстника, на его удачный результат.

В то же время при изготовлении общего продукта первые действия приводили также к отрицательным эмоциям: неуступчивости, несогласованности, обидам. Однако по мере того как каждый из детей уяснял смысл общей деятельности и своё место в ней, эмоции детей приобретали иной характер. Интенсивнее и ярче переживались неудачные действия, а переживания побуждали детей сообща искать способы преодоления трудностей. Но каким бы сложным и противоречивым ни был этот процесс, в конечном счёте, всегда обнаруживается, что особенности эмоционального отношения ребёнка к окружающему зависят от характера его эмоционального, приобретенного в деятельности .

Не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении эмоций. Если способы выполнения действий и связанные с ними операции косвенно влияют на возникновение переживаний, то мотивы и цели деятельности оказывают на ребёнка непосредственное влияние.

По мере того как под влиянием совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного в столовой, в уголке природы и т.д.), у детей формировались новые мотивы поведения, у них возникали и нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям сменялось большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих.

В формировании стремления сделать нечто полезное, необходимое не только для себя важную роль играет развитие особых форм социальной ориентации, активного внимания к другим людям, являющегося необходимым условием возникновения сопереживания. Под влиянием совершаемой ребёнком деятельности у него формируется новое отношение не только к людям, но и к вещам.

Внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе в его чувственно-предметной деятельности .

Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребёнка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз - картина развития ребенка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаёт состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая всё исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых .

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребёнок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное. Ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.

Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности.

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Влияние группы на продуктивность деятельности индивида

В 1991 г. случайный свидетель снял на видеопленку, как четыре лос-анджелесских полицейских избивают безоружного Родни Кинга. Парень получил более 50 ударов резиновыми дубинками, ему выбили зубы, а череп был сломан в 9 местах...

Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка

Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли...

Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся

Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула "В здоровом теле -- здоровый дух", формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий...

Изучение психологических особенностей подростков из полной и неполной материнской семьи

Положение трудящейся женщины, оставшейся с детьми одной, без мужа, в прошлом было очень тяжелым. Остро вставал вопрос о материальном обеспечении семьи. Прокормить детей...

Причины возникновения отрицательных эмоций и меры их профилактики

Процесс развития самосознания детей дошкольного возраста

Традиционно в психологии основателем разработки проблемы самооценки человека считается У. Джемс. Проблема самосознания, важным аспектом которого является образ Я, была поставлена им в 1892 г. Понятный уже античным мыслителям факт...

Способы влияния матери на взрослую дочь в полных и неполных семьях

Цивилизованное психологические влияние -- это влияние прежде всего словом, причем влияние открытое и открыто адресованное к интеллектуальным возможностям человека...

Стрессоустойчивость у руководителей

Одним из общих определений стресса может быть следующее: «Стресс - это такое психологическое состояние организма...

Характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе

Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные...

Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей

Эмоции очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка...

Эмоции и художественное творчество

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Мотив как определенный объект, находящийся вне ребенка и побуждающий его к деятельности, может им не осознаваться. В то же время возникновение такого мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции...

Здоровье

То, что мы думаем и чувствуем, напрямую влияет на то, как мы живем. Наше здоровье связано с нашим образом жизни, генетикой и подверженностью болезням. Но кроме этого, существует прочная взаимосвязь между эмоциональным состоянием и вашим здоровьем.

Умение справляться с эмоциями, особенно отрицательными, является важной частью нашей жизнеспособности. Эмоции, которые мы держим внутри, могут в один день взорваться и стать настоящим бедствием для нас самих. Вот, почему важно их выпускать.

Крепкое эмоциональное здоровье является довольно редким явлением в наши дни. Негативные эмоции , такие как тревога, стресс, страх, гнев, ревность, ненависть, сомнения и раздражительность могут в значительной степени влиять на наше здоровье.

Увольнение, неспокойные отношения в браке, финансовые трудности и смерть близких людей могут быть губительными для нашего психического состояния и отразиться на нашем здоровье.

Вот, как эмоции могут разрушать наше здоровье.

Влияние эмоций на здоровье

1. Гнев: сердце и печень


Гнев – это сильная эмоция, которая возникает в ответ на отчаяние, боль, разочарование и угрозу . Если принять меры сразу и выразить его правильно, гнев может быть полезен для здоровья. Но в большинстве случаев злость разрушает наше здоровье.

В частности злость влияет на наши логические способности и повышает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний .


Гнев приводит к сужению кровеносных сосудов, повышению частоты сердцебиений, кровяного давления и учащенному дыханию. Если это случается часто, это приводит к изнашиванию и разрывам стенок артерий.

Исследование 2015 года показало, что риск инфаркта повышается в 8,5 раз через два часа после вспышки сильного гнева .

Гнев также повышает уровень цитокинов (молекул, которые вызывают воспаление), что повышает риск возникновения артрита, диабета и рака .

Чтобы лучше справляться с гневом, регулярно занимайтесь физической активностью, учитесь техникам расслабления или обратитесь к психологу.

2. Беспокойство: желудок и селезенка


Хроническое беспокойство может привести к целому ряду проблем со здоровьем. Оно влияет на селезенку и ослабляет желудок . Когда мы много беспокоимся, наше тело атакуют химические вещества, которые заставляют реагировать больным или слабым желудком.

Беспокойство или зацикливание на чем-то может привести к таким проблемам как тошнота, диарея, проблемы с желудком и другим хроническим расстройствам.


Чрезмерное волнение связано с болью в груди, высоким кровяным давлением, ослабленным иммунитетом и преждевременным старением .

Сильное беспокойство также вредит нашим личным отношениям, нарушает сон и может сделать нас рассеянными и невнимательными по отношению к нашему здоровью.

3. Печаль или горе: легкие


Из многих эмоций, которые мы испытываем в жизни, грусть является самой продолжительной эмоцией .

Печаль или тоска ослабляет легкие, вызывая усталость и затруднение дыхания.

Она нарушает естественный поток дыхания, сужая легкие и бронхи. Когда вы переполнены горем или печалью, воздух перестает легко поступать в легкие и из них, что может привести к приступам астмы и болезням бронхов .


Депрессия и меланхолия также портят кожу, вызывает запоры и низкое содержание кислорода в крови. Люди, страдающие от депрессии, склонны набирать или терять вес , и легко подвержены зависимости от наркотиков и других вредных веществ.

Если вам грустно, не нужно сдерживать слезы, потому что таким образом вы сможете выпустить эти эмоции наружу.

4. Стресс: сердце и мозг


Каждый человек переживает и реагирует на стресс по-разному. Небольшой стресс полезен для здоровья и может помочь вам в выполнении повседневных задач.

Однако, если стресса становится слишком много, это может повлечь за собой высокое кровяное давление, астму, язву желудка и синдром раздраженного кишечника .

Как известно, стресс является одним из главных виновников появления заболеваний сердца. Он повышает кровяное давление и уровень холестерина, а также служит толчком к вредным привычкам , таким как курение, отсутствие физической активности и переедание. Все эти факторы могут повреждать стенки сосудов и приводить к болезням сердца.


Также стресс может привести к ряду таких заболеваний как:

· Астматические нарушения

· Выпадение волос

· Язвы в полости рта и чрезмерная сухость

· Психические проблемы: бессонница, головные боли, раздражительность

· Сердечно-сосудистые заболевания и гипертония

· Боли в шее и плечах, скелетно-мышечные боли, боли в пояснице, нервные тики

· Высыпания на коже, псориаз и экзема

· Расстройства репродуктивной системы: нарушения менструального цикла, рецидивы половых инфекций у женщин и импотенция и преждевременное семяизвержение у мужчин.

· Болезни пищеварительной системы: гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит и раздраженный кишечник

Связь между эмоциями и органами

5. Одиночество: сердце


Одиночество - это состояние, которое заставляет человека плакать и впадать в глубокую меланхолию.

Одиночество представляет собой серьезный вред для здоровья. Когда мы одиноки, наш мозг вырабатывает больше гормонов стресса, таких как кортизол, которые вызывают депрессию. Это в свою очередь влияет на кровяное давление и качество сна .


Исследования показали, что одиночество повышает шансы на появление психических заболеваний, а также является фактором риска возникновения коронарной болезни сердца и инсульта .

Кроме того, одиночество оказывает негативное влияние на иммунную систему. У одиноких людей чаще возникает воспаление в ответ на стресс, которое может ослабить иммунитет.

6. Страх: надпочечники и почки


Страх ведет к тревожности, которая изматывает наши почки, надпочечники и репродуктивную систему .

Ситуация, когда возникает страх, приводит к уменьшению потока энергии в теле и заставляет его защищаться. Это ведет к замедлению частоты дыхания и циркуляции крови, что вызывает состояние застоя, из-за чего наши конечности практически застывают от страха.

Больше всего страх отражается на почках, и это ведет к частому мочеиспусканию и другим почечным проблемам.


Также страх заставляет надпочечники вырабатывать больше гормонов стресса, которые оказывают разрушительное воздействие на организм.

Сильный страх может вызвать боль и болезни надпочечников, почек и поясницы , а также болезни мочевыводящих путей. У детей эта эмоция может выражаться через недержание мочи , что тесно связано с тревогой и неуверенностью в себе.

7. Шок: почки и сердце


Шок является проявлением травмы, вызванной неожиданной ситуацией, сбивающей с ног.

Внезапный шок может нарушить равновесие в организме, вызвав перевозбуждение и страх.

Сильное потрясение может подорвать наше здоровье, особенно почки и сердце. Травмирующая реакция приводит к выработке большого количества адреналина, который оседает на почках. Это ведет к учащенному сердцебиению, бессоннице, стрессу и тревоге. Шок может даже менять структуру мозга, влияя на области эмоций и выживания.


Физическими последствиями эмоциональной травмы или шока часто становятся упадок энергии, бледность кожи, затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, расстройства сна и пищеварения, сексуальные дисфункции и хронические боли .

8. Раздражительность и ненависть: печень и сердце


Эмоции ненависти и раздражительность могут влиять на кишечник и здоровье сердца, что ведет к боли в груди, гипертензии и учащенному сердцебиению .

Обе эти эмоции повышают риск возникновения высокого кровяного давления. Раздражительные люди также больше подвержены клеточному старению, чем добродушные.


Раздражительность также плохо влияет на печень. При словесном выражении ненависти человек выдыхает уплотненные молекулы, содержащие токсины, которые повреждают печень и желчный пузырь.

9. Ревность и зависть: мозг, желчный пузырь и печень


Ревность, отчаяние и зависть напрямую влияют на наш мозг, желчный пузырь и печень .

Как известно, ревность ведет к замедленному мышлению и ухудшает способности ясно видеть.


Кроме того, ревность вызывает симптомы стресса, тревожности и депрессии, что ведет к чрезмерной выработке адреналина и норадреналина в крови.

Ревность оказывает негативное влияние на желчный пузырь и ведет к застою крови в печени. Это вызывает ослабление иммунной системы, бессонницу, повышение кровяного давления, сердцебиения, высокий уровень холестерина и ухудшение пищеварения .

10. Тревога: желудок, селезенка, поджелудочная железа


Тревога является нормальной частью жизни. Тревожность может участить дыхание и сердцебиение, повысить концентрацию и кровоток к мозгу, что может быть полезным для здоровья.

Однако, когда тревожность становится частью жизни, это оказывает разрушительное воздействие на физическое и психическое здоровье .


Желудочно-кишечные заболевания часто находятся в тесной связи с тревожностью. Она влияет на желудок, селезенку и поджелудочную железу, что может привести к таким проблемам, как расстройство пищеварения, запоры, язвенный колит.

Тревожные расстройства часто становятся фактором риска развития целого ряда хронических заболеваний, таких как коронарная болезнь сердца .

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в том Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Стресс

  • Основная статья: Cтресс

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми .

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания ”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Фрустрация

Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же особенность страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины возникновения страсти разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями, могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть связана с нашими потребностями и другими свойствами личности. Страсть, как правило, избирательна и предметна. Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с предметом страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности. То, что не связано с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Например, некоторые ученые, которые страстно работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

Психологическая саморегуляция: аффекта, стресса, эмоционального выгорания, фрустрации, страсти

Неумение регулировать свои эмоциональные состояния, справляться с аффектами и стрессами служит препятствием для эффективной профессиональной деятельности, нарушает межличностные отношения на работе и в семье, мешает достижению поставленных целей и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

Существуют специальные приемы, которые помогают справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный “дежурный образ” приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны. Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры межличностных отношений.

Средством предупреждения эмоционального выгорания являются оптимизация условий труда и психологическая коррекция на ранних стадиях эмоциональных нарушений.

Имеет значение, и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10- 15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременным сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его.

Итак, нужно запомнить следующее:
  • Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать “всегда размеренно и спокойно”, тем в большей степени вас будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы постепенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, вы будете от него “убегать”.

Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу с тем, чтобы знать, как защититься от нее.

  • Для того чтобы управлять своим стрессом, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредные.
  • При конструктивном стрессе возникает разрядка накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопонимание между людьми.
  • При деструктивном стрессе резко ухудшаются отношения до полного разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Наиболее успешными, как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние “взрывы”.

Люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия:
  • Действие первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются “укорами совести” и не “сбрасывают” свою стрессовую энергию на окружающих.
  • Действие второе: они стремятся овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и “стрессовая стихия” не захватила полностью. Они стремятся вовремя остановить себя. Один ведущий специалист крупного коммерческого банка выразил эту мысль так: “Важно не попасть в точку В”.
  • Действие третье: они изучают самих себя. Люди с развитой саморегуляцией хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Другими словами, они вовремя осознают изменение своего внутреннего самоощущения па первой стадии развития стресса.
  • Действие четвертое и самое главное. Люди, с развитой саморегуляцией, интуитивно находят оптимальную стратегию в стрессе. Успешно овладевают стрессом те, кто понимает, что “сбрасывать” темную стрессовую энергию на других — некультурно и в определенном смысле невыгодно. Происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. Они понимают также, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в своих ошибках, — неконструктивно. Действительно, что меняется от этого? Дело все равно стоит, и проблема не решается.
Чтобы снять эмоциональное напряжение, нужно:
  • правильно оценить значимость событий;
  • в случае поражения действовать по принципу “не больно-то и хотелось”;
  • увеличить физическую нагрузку (многие женщины начинают стирать или выполнять другую тяжелую домашнюю работу);
  • сформировать новую доминанту, т.е. отвлечься;
  • выговориться, выплакаться;
  • послушать музыку;
  • вызвать улыбку, смех, юмор необходим для того, что
  • бы воспринимать как комическое то, что претендует на серьезность;
  • осуществить релаксацию.
Понравилась статья? Поделитесь ей