Контакты

Завершился конкурс на лучшего специалиста службы гсм. Обеспечение Вооруженных Сил горючим и новое синтетическое авиационное топливо "Децилин-М" - bmpd

С заместителем министра обороны России Дмитрием Булгаковым о современном состоянии Службы горючего Вооруженных Сил России.

Запуск крылатой ракеты воздушного базирования Х-101 со стратегического бомбардировщика Ту-160 ВКС России по объектам террористов в Сирии (с) кадр из официальной видеозаписи Министерства обороны России

Сегодня управление системой обеспечения горючим армии и флота возложено на управление ракетного топлива и горючего Штаба МТО Вооружённых Сил РФ. Штаб является центральным органом военного управления материально-технического обеспечения, подчинённого заместителю министра обороны РФ генералу армии Дмитрию Булгакову.

Обеспечение горючим и техническими средствами сейчас осуществляется по смешанному варианту - централизованными поставками и сторонними специализированными организациями, определёнными соответствующими постановлениями Правительства РФ как единственные поставщики либо по результатам аукционов, - пояснил генерал армии Дмитрий Булгаков в беседе с корреспондентом «Красной звезды» накануне 80-летия Службы горючего. - С единственными поставщиками работаем по трём направлениям: организация заправки летательных аппаратов на аэродромах Минобороны России; обеспечение всей номенклатурой ГСМ, в том числе в районах Крайнего Севера; организация бункеровки кораблей и судов в портах и прибрежной зоне РФ.

Последовательно продолжается работа по передаче функций топливообеспечения сторонним организациям. Из 82 аэродромов ВВС, переданных им на топливообеспечение, на 36 организована заправка «в крыло», а на 46 - поставками ГСМ.

В 2015 году ЗАО «Газпромнефть-Аэро» завершило строительство топливо-заправочных комплексов на шести аэродромах. Это Крымск, Липецк, Энгельс, Курск, Кольцово и Домна, - продолжил генерал армии Дмитрий Булгаков. - Завершается строительство комплексов на аэродромах Чкаловский и Ахтубинск. До 2020 года планируется построить ТЗК на 23 аэродромах Минобороны России. На шести из них проектно-сметные работы выполнены уже на 95 процентов.

В целях повышения технической готовности и улучшения материальной базы в 2015 году проведена модернизация пунктов заправки и закуплено технических средств Службы горючего на 316 млн рублей. Осуществляется строительство инфраструктуры Службы горючего на островах Земля Александры, Средний, Врангеля и Котельный, архипелаге Новая Земля, мысе Шмидта, в Тикси и Анадыре.

Заправка горючим в пунктах постоянной дислокации осуществляется через 1040 стационарных пунктов заправки. Для обеспечения надлежащего качества горючего в лаборатории проводится около 200 анализов ежедневно. Это около 45 тысяч анализов в год. В целях поддержания складской ёмкости в исправном состоянии ежегодно ремонтируются резервуары вместимостью до 100 тысяч кубических метров.

В целом, по оценке генерала армии Дмитрия Булгакова, всё, что в 2015 году было запланировано для обеспечения Вооружённых Сил, Служба горючего выполнила в полном объёме.

Для читателей «Красной звезды» будут, как представляется, ин-те-ресными такие данные. За последние годы на снабжение Вооружённых Сил, в частности, приняты:

. горючее Децилин-М, позволяющее увеличить дальность применения крылатых ракет на 250-300 км;

Топливо для реактивных двигателей и дизельное топливо с рабочими температурами применения до минус 65 градусов;

Пожаробезопасное летнее и зимнее дизельное топливо;

Всесезонное масло КА-7,5 для ракетоносцев ТУ-95МС (обеспечивающее низкотемпературный запуск турбовинтовых двигателей без использования аэродромных средств обогрева и позволяющее сократить время подготовки летательного аппарата к вылету на 6-8 часов);

Всесезонное трансмиссионное масло для эксплуатации современных и перспективных образцов техники соединений Сухопутных войск, в том числе арктических бригад. Оно обеспечивает готовность техники к движению без подогрева при температуре до минус 60 градусов Цельсия;

Универсальное всесезонное масло КРМ, позволяющее осуществлять смазку, чистку и защиту от коррозии стрелкового вооружения и танковых пушек при температурах от минус 50 до плюс 50 градусов.

Производство всех разработанных ГСМ полностью обеспечено отечественной сырьевой и технологической базой.

Как подчеркнул генерал армии Дмитрий Булгаков, модернизация облика Вооружённых Сил потребовала плановой замены устаревших образцов технических средств Службы горючего на новые и перспективные.

Принимаются меры по реализации решения министра обороны РФ о разработке автоматизированной системы контроля за наличием, движением и расходованием топлива. Его цель - внедрить в Вооружённых Силах приборный контроль за расходом горючего. Сегодня управление ракетного топлива и горючего Штаба МТО Вооружённых Сил ведёт работу по внедрению и подконтрольной эксплуатации 10 автоматизированных блочно-модульных АЗС.

Иногда жизнь ставит перед Службой горючего неожиданные и очень сложные задачи, - продолжил замминистра обороны. - Из-за жары в России летом 2010 года возникло много пожаров. На их ликвидацию были брошены и силы армии. На острие оказались два трубопроводных батальона. Они совершили рейд по труднопроходимой местности, оперативно проложили полевой магистральный трубопровод ПМТП-150 и обеспечили подачу более 1 миллиона тонн воды для тушения пожаров и обводнения осушенных торфяных болот. А позднее, в 2014 году, трубопроводный батальон бригады МТО Западного военного округа, в кратчайшие сроки передислоцировавшись железнодорожным транспортом, развернул и успешно эксплуатирует 48 линий трубопровода ПМТП-150 общей протяжённостью 410 километров для обеспечения водой различных объектов жизнедеятельности Республики Крым. Его общая производительность - 150 тысяч кубических метров воды в сутки.

Завершая беседу, генерал армии Дмитрий Булгаков обратил внимание на то, что Служба горючего не справилась бы со всеми сложными задачами и проблемами, если бы не заботилась о подготовке специалистов по своему профилю. Сегодня они обучаются на базе Вольского военного института материального обеспечения. На сформированном факультете Службы горючего сейчас осваивает специальность более 400 курсантов.

Важную роль в подготовке офицеров для Службы горючего (на особый период) играют учебный военный центр и военные кафедры (факультеты) Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина. В 2015 году там выпущено 300 специалистов для Службы горючего. Военную подготовку по профилю получают выпускники Уфимского государственного нефтяного технического университета, Тюменского государственного нефтегазового университета и других вузов.

Сегодня, отмечая очередной юбилей Службы горючего, мы вновь и вновь благодарно вспоминаем наших заслуженных ветеранов, - сказал в заключение генерал армии Дмитрий Булгаков. - Ветераны Службы горючего у нас объединились в весьма сплочённую межрегиональную организацию, которой в этом году исполняется 20 лет.

Заместитель министра обороны РФ выразил убеждённость, что Служба горючего на современном этапе своего развития достойно решит все задачи по обеспечению боевой готовности и боеспособности войск и сил флота при любом развитии обстановки.

Примечание bmpd . "Децилин-М" - высококалорийное синтетическое авиационное топливо, являющееся дальнейшим развитием топлива "Децилин" (Т-10), используемого в малогабаритных турбореактивных двигателях серии Р95-300 крылатых и противокорабельных ракет.

Согласно сообщению ФГУП "Институт органической химии имени Н. Д. Зелинского" Российской Академии наук (ИОХ РАН), среди важнейших результатов прикладных исследований института, полученных в 2013-2014 годах, значится :

"На основе научных разработок ИОХ РАН на ОАО «Редкинский опытный завод» в опытно-промышленном масштабе реализован оригинальный безопасный процесс каталитического циклопропанирования напряженных непредельных углеводородов диазометаном, генерируемым in situ непосредственно в реакционной среде, обеспечивающий 100% выход циклопропанов. Данный процесс положен в основу ключевой стадии получения высокоэнергетического ракетного горючего Децилин-М, которое было успешно испытано при проведении учебно-боевых пусков крылатых ракет воздушного базирования" (Отдел химии нестабильных молекул и малых циклов, рук. - академик О.М. Нефедов, лаб. № 6, зав. - профессор Ю.В. Томилов).

Агентство ТАСС также цитирует заявление Д. Булгакова журналистам, что «за последние годы принято на снабжение российской армии горючее Децилин-М, позволяющее увеличить дальность применения стратегических крылатых ракет на 250-300 км, оно планируется к использованию в качестве топлива для реактивных двигателей новых гиперзвуковых стратегических крылатых ракет».

Также стоит отметить передаваемое ТАСС заявление Д. Булгакова, что в 2015 году в войска было поставлено 2 млн тонн нефтепродуктов, из них 1,4 млн тонн авиационного топлива для заправки воздушных судов ВКС и 50 тысяч тонн мазута для кораблей ВМФ.

Кафедра обеспечения ракетным топливом и горючим в Вольском военном институте материального обеспечения была образована в соответствии с Директивой Генерального штаба ВС РФ от 10 июля 2009 г. № 314/10/2582 после расформирования Ульяновского филиала Военной академии тыла и транспорта (УФ ВАТТ).

Основные усилия руководства кафедры были направлены на организацию учебного процесса и формирование педагогического коллектива. Первоначально в состав кафедры вошли выпускники Военной академии тыла и транспорта (материально-технического обеспечения) им. генерала армии Хрулева А.В. подполковники Щербина А.В., Никитин А.И., офицеры запаса доценты Сечной П.М, Свиридов В.А., старший преподаватель Кукарцев Р.Д., а также учебно-вспомогательный состав: заведующий учебной лабораторией подполковник запаса Важнов Э.Е. и лаборант Бочкарева Л.В.

Коллектив кафедры в первую очередь приступил к разработке учебно-методических комплексов по дисциплинам «Экономика и менеджмент обеспечения горючим», «Основы обеспечения горючим» высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации. Обеспечение войск ракетным топливом и горючим».

В 2011 г. начальником кафедры был назначен кандидат технических наук полковник Марцев Ю.П. Вместе с ним на кафедру из УВВТУ прибыли преподаватели кандидаты технических наук полковник Иньков Г.Н., подполковник Михайлов В.В. и кандидат педагогических наук подполковник Веретин С.В.

25 сентября 2012 г. начальником кафедры был назначен кандидат военных наук полковник Фахретдинов Д.Х. В дальнейшем штат кафедры расширился за счет прибытия новых штатных преподавателей: профессора кафедры кандидата педагогических наук Бондаренко Е.А., доцента кафедры Петрова А.А., преподавателей Калашникова В.А., Арушаняна Г.С., кандидата экономических капитана Ревина В.В. Расширился штат учебно-вспомогательного персонала. Сегодня на этих должностях работают Никифорова Н.М., Веретина Л.А., Широкова Н.И., Живаев С.А. , Кабанов Н.В., Звонарев Ю.К.

Образовательный процесс по дисциплинам кафедры ориентирован на формирование теоретических знаний и практических навыков, которые необходимы при исполнении служебных обязанностей на первичных должностях, таких как начальник службы горючего и смазочных материалов воинской части; помощник начальника штаба трубопроводного батальона; командир монтажной роты, командир трубопроводной роты; командир отдельной роты заправки; начальник группы БЧ-6.

Кафедра осуществляет многоуровневую подготовку специалистов службы горючего.

Подготовка специалистов со средне-профессиональным образованием по специализации «Операционная деятельность в логистике» предусматривает изучение следующих дисциплин на кафедре:

«Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций»;

«Обеспечение ракетным топливом и горючим»;

«Оптимизация ресурсов организации»;

«Оценка инвестиционных проектов в логистической системе»;

Подготовка специалистов с высшем образованием по специализации: «Обеспечение войск (сил) ракетным топливом и горючим»), предусматривает изучение следующих дисциплин на кафедре:

«Менеджмент обеспечения горючим»;

«Технологические сооружения горючего»;

«Магистральные трубопроводы и склады горючего»;

«Основы обеспечения горючим».

На кафедре организован образовательный процесс по дополнительной профессиональной подготовке специалистов службы горючего. В рамках программы ежегодно проходят обучение по специальностям:

«Начальник (заведующий) складом ГСМ соединения, воинской части и организации» - 10 военнослужащих;

«Командир (начальники штаба) трубопроводного батальона» – 8 военнослужащих;

«Начальники службы горючего и смазочных материалов соединения (воинской части)» – 12 военнослужащих.

На кафедре постоянно повышается профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава. В рамках подготовки научно-педагогических кадров проходят обучение:

в адъюнктуре ВАМТО – подполковник Щербина А.В;

в адъюнктуре ВВИМО – капитан Стулов С.В.

Профессорско-преподавательским составом активно внедряются передовые технологии обучения, совершенствуется учебно-материальная база. Все усилия направляются на повышение качества подготовки выпускников.

В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 № 630 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» на кафедре осуществляется профессиональная переподготовка офицеров увольняемых в запас. Ежегодно 20 военнослужащих проходят переподготовку по специальности: «Проектирования, сооружения и эксплуатации газонефтепроводов и газонефтехранилищ».

Для подготовки специалистов службы горючего на кафедре постоянно совершенствуется учебно-материальная база. На кафедре оборудована современная лаборатория «Магистральные трубопроводы и склады горючего».

Проведение занятий в данной лаборатории способствует углублению и закреплению знаний, полученных на лекциях, а также привитию навыков проведения экспериментальных исследований, измерений и обработки их результатов. Кроме этого оборудованы два специализированных класса: «Полевых и магистральных трубопроводов» и класс «Склады службы горючего».

Для проведения практических занятий на приказарменной базе института созданы:

1 Участок приема (выдачи) горючего из железнодорожных цистерн.

2.Участок массовой выдачи горючего в автомобильный транспорт.

3. Площадка технических средств хранения горючего.

4. Площадка полевого магистрального трубопровода.

В 2016 году коллективом кафедры значительно усовершенствована полевая учебно-материальная база. На учебно-тренировочном комплексе института «Красное поле» для проведения практических, групповых, тактико-специальных занятий созданы элементы службы горючего:

батальонной заправочный пункт;

трубопроводный полигон;

Во взаимодействии с компанией ООО НПФ «Политехника», развернут и подготовлен к эксплуатации третий по счету в ВС РФ полевой склад горючего вместимостью 600 тонн, предназначенный для выполнения технологических операций с железнодорожным, водным, автомобильным транспортом и магистральными трубопроводами по приему, хранению и выдаче горючего.

В настоящее время основной задачей кафедры является выполнение требований Министра обороны ВС РФ, Заместителя Министра обороны ВС РФ по подготовке высококвалифицированных специалистов служб материально технического обеспечения.

Визитная карточка


Генерал-майор Виктор Васильевич Каук родился в 1958 году в Винницкой области. Окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище, Военную академию тыла и транспорта (с золотой медалью), Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил. Службу проходил в Центральной группе войск, Прикарпатском, Дальневосточном, Московском военных округах на инженерных и командных должностях, в том числе начальника службы горючего армии, заместителя начальника службы горючего военного округа, первого заместителя начальника ЦУРТГ Минобороны. Указом Президента России от 17 января 2007 года N 38 назначен начальником Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации.

Виктор Васильевич, вы прослужили в войсках на разных должностях Службы горючего более 25 лет. За этот период исколесили страну с запада на восток, побывали почти во всех воинских гарнизонах. Недавно назначены на самую главную должность в Службе горючего - начальником Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации. Какое у вас видение службы сегодня и какое место она занимает в Вооруженных Силах?
- Служба горючего - одна из самых молодых служб Тыла Вооруженных Сил. В прошлом году она отметила свое 70-летие. Предназначение ее - бесперебойное обеспечение войск и сил флота компонентами жидкого ракетного топлива, горючим, смазочными материалами, специальными жидкостями и техническими средствами, предназначенными для работы с ними.
Я знаю, ценой каких огромных усилий создавалась служба, какой движущей силой была в годы Великой Отечественной войны. По словам Маршала Советского Союза А.М. Василевского, по вине Службы горючего не была сорвана ни одна операция. И в период распада Союза, несмотря ни на какие сложности, она преодолела их и заняла подобающее место в Вооруженных Силах России. И тут нельзя не сказать доброе слово о тех, кто самозабвенно трудился на благо развития Службы горючего. Это ее "патриарх" лауреат Государственной премии генерал-полковник Василий Васильевич Никитин, его преемники и последователи генерал-лейтенанты Иван Николаевич Базанов, Владимир Алексеевич Блохин, Павел Иванович Горупай и, наконец, Геннадий Николаевич Очеретин, от которого я принял эстафету.
Служба горючего сегодня под руководством Тыла Вооруженных Сил динамично развивается, оптимизирует свою структуру с целью поддержания ее функциональных возможностей на уровне, соответствующем характеру, объему и условиям выполнения стоящих задач.

Известно, что решение этих задач происходит не в простых условиях, ведь Вооруженные Силы обеспечиваются горючим не на полную потребность. Как приходится выходить из положения?
- Действительно, это так. В последние годы при постоянном росте объемов финансирования на закупку горючего обеспеченность Вооруженных Сил оставалась примерно на одном уровне. Причина такого состояния - рост цен на нефтепродукты, который опережал рост объемов ассигнований федерального бюджета на их закупку и не позволял Минобороны России закупать ранее запланированные объемы горючего. Это могло неминуемо привести к невыполнению плана поставки горючего военным округам и флотам и, соответственно, сокращению мероприятий боевой подготовки войск. В этих условиях государство выделяло дополнительные бюджетные ассигнования на закупку горючего.
Однако, несмотря на существующие проблемы, ситуация с обеспечением войск горючим в последние годы меняется в лучшую сторону. Финансирование на его закупку осуществляется своевременно, воинские части и соединения постоянной готовности и военно-учебные заведения получают горючее в первую очередь и в полном объеме. В прошлом году компонентами жидкого ракетного топлива и горючим были обеспечены все запуски космических аппаратов, а также запланированные учения и морские походы.
Положительную оценку руководства Минобороны России уже несколько лет подряд получают совместные специальные учения с акционерной компанией "Транснефтепродукт".
Одной из первоочередных задач службы является северный завоз. В 2006 году план завоза горючего выполнен. В районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока поставлено около 120 тысяч тонн горючего.
Работа нашей службы по обеспечению горючим воинских частей и формирований федеральных органов исполнительной власти в рамках межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения (МУСТО) позволяет оптимизировать расходы федерального бюджета на содержание военной организации государства. К тому же достигается немалая экономия - десятки миллионов рублей.
Правда, сохраняются проблемы с обеспечением авиатопливом полетов авиации. Объемы бюджетных средств, выделенных в текущем году на закупку авиакеросина, не позволяют в полной мере выполнить установленный налет летного состава.
Есть и такая проблема, от которой никуда не уйти, - состояние стационарного резервуарного парка службы. Склады и базы горючего в основном послевоенной постройки. Часть их имеет естественный износ и функционирует на пределе своих технических возможностей. Нам предстоит большая работа по их техническому освидетельствованию и проведению значительного ремонта.

Всем известно, что внутренний резерв в обеспеченности горючего - это соблюдение лимитной дисциплины и экономия горючего...
- Это неукоснительно должно соблюдаться, как закон. Как обстоит дело? Ежегодно для обеспечения подготовки войск министром обороны назначаются лимиты расхода горючего военным округам (видам, родам войск), которые установленным порядком доводятся до каждой воинской части. Мероприятия по экономному и эффективному расходованию горючего утверждены приказом министра обороны N 340, которым введена в действие "Программа экономии топливно-энергетических ресурсов в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2006-2010 годы". Надо сказать, программа эта выполняется. В 2006 году командующими войсками военных округов, флотами, командирами всех уровней сделано все необходимое для рационального расходования горючего, что позволило в целом Вооруженным Силам выполнить спланированные мероприятия в пределах установленных лимитов.

Виктор Васильевич, наконец пришла настоящая зима, ударили морозы. Как Служба горючего справляется с задачей обеспечения гарнизонов жидким котельным топливом?
- Тепло - это жизнь, поэтому создание запасов жидкого котельного топлива (ЖКТ) является одной из главных задач Службы горючего. От его наличия в каждом конкретном гарнизоне зависит вся жизнедеятельность воинских частей и организаций. Это хорошо понимают специалисты нашей службы. Благодаря помощи Тыла ВС, его штаба на всех уровнях были созданы необходимые запасы жидкого котельного топлива, что позволило всем военным гарнизонам уверенно вступить в зиму.

На прошедшей недавно 6-й Всеармейской выставке "Российские производители и снабжение Вооруженных Сил" были представлены экспонаты Службы горючего, говорящие о перспективах ее развития, интеллектуальном и творческом потенциалах...
- Идти к новым технологиям в развитии Службы горючего, я считаю, задача первостепенная. Без этого сегодня просто невозможны качественное обеспечение войск горючим, разработка новых высокоэффективных образцов нашей техники.
Для творческой работы у нас традиционно открыта зеленая улица. В этом плане много достижений у 25-го НИИ Службы горючего, возглавляемого генерал-майором Владимиром Середой. В последнее время разработаны дополнительный комплект полевого магистрального стеклопластикового трубопровода (ПМТС), который предназначен для труднодоступных участков местности (лес, горы, болота), где затруднен монтаж металлических труб (соотношения веса одной трубы: металлическая - 80 кг, стеклопластиковая - 38 кг), автотопливомаслозаправщик АТМЗ-10-6350 с элементами локальной защиты технологического оборудования от стрелкового оружия, заправщик специальными жидкостями ЗСЖ-3308 и водоспиртозаправщик ВСЗ-3308. Проводятся работы по допуску к применению на технике зимнего пожаробезопасного дизельного топлива, обеспечивающего в условиях отрицательных температур окружающего воздуха пожаробезопасность техники при повреждениях топливных баков, а также идут разработки новых перспективных марок масел и смазок для вооружения и военной техники. Все эти и другие ноу-хау уже приносят принципиально важные результаты.

Виктор Васильевич, по итогам года и в преддверии очередной годовщины Службы горючего какие коллективы воинских частей и организаций вы бы отметили в лучшую сторону?
- Наши специалисты в основном все служат и трудятся добросовестно. Среди лучших по итогам прошлого года могу назвать коллективы, где руководителями полковники Виктор Рутковский, Шакиржан Шайдуллов, Александр Бармин, Александр Еремин, Анатолий Кустов, Вадим Шевченко, Сергей Шмигельский. Этот список можно продолжить.

Генерал-полковнику Василию Васильевичу Никитину, 30 лет стоявшему во главе Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны, в эти дни исполнилось бы 90 лет. За время, в течение которого Никитин руководил Службой горючего, она поднялась на новые, я бы сказал, космические высоты и удерживает их по сей день.
Василия Васильевича не случайно называют патриархом Службы горючего, потому что при нем она из обычной гээсэмовской («получай - выдавай») превратилась в мощную инженерно-техническую службу боевого обеспечения, разрослась вширь и вглубь.
Я знал Василия Васильевича в течение 10 лет по совместной службе в аппарате Тыла Вооруженных Сил. Вместе с ним регулярно бывал на совещаниях у заместителя министра обороны по тылу, в командировках в округах и на флотах и даже на отдыхе в крымском санатории.
Как сейчас, вижу перед собой коренастого, очень подвижного человека с живыми искорками в глазах, при общении любящего пошутить, на службе - делового и сосредоточенного, ровного в отношениях с подчиненными, никогда не дававшего волю своим эмоциям. Запомнилось и такое: на сборах руководящего состава Минобороны при показе новой техники (а она тогда шла потоком), объясняя ее особенности, Василий Васильевич, не заглядывая ни в какие конспекты, сразу касался самой сути и совершенно свободно отвечал на любые вопросы о тактико-технических данных, боевых свойствах нового «изделия», будь то автотопливозаправщик на 20 колесах, каждое из которых высотой в половину человеческого роста, или трубомонтажная машина.
Начальники и подчиненные Василия Васильевича сходились во мнении: «Он - глыба, эрудит, авторитет!» Те, кто знал его биографию, были убеждены, что Никитин стал таким, как есть, не столько обучаясь в учебных заведениях (а учился-то он в основном без отрыва от службы), сколько благодаря природному таланту. И, зная его характер, никто не сомневался, что ему при прохождении службы не свойственно было искать какого-то особого расположения к себе «в верхах». По служебной лестнице на вершину Службы горючего Никитина вели такие его качества, как преданность делу, упорство и трудолюбие.
Военную службу Василий начал в формируемом Управлении снабжения горючим РККА, придя туда по комсомольской путевке, и уже в 1938 году ему присваивают звание военинженера 3 ранга. Практику постигал на ходу, но нужны были и знания, для чего Никитин поступает на вечернее отделение Военной академии механизации и моторизации. Но закончить учебу не удалось - началась финская война, и надо было в тяжелейших условиях фронта, в тридцатиградусные морозы обеспечивать горючим наступающие войска. А на пороге была Великая Отечественная...
22 июня 1941 года военный инженер 3 ранга Василий Никитин по тревоге прибыл в УСГ Красной Армии и был включен в состав оперативной группы. Военного лиха офицер хватил немало: из фронтовых командировок не вылезал, был под артобстрелом и под бомбежками. Став начальником отдела Управления Службы горючего, на местах решал вопросы снабжения армий, дивизий и даже полков горючим, контролировал правильность его применения и своевременность накопления необходимых запасов.
После Победы над фашистской Германией без всякой передышки Василий Никитин оказался на Дальнем Востоке, на войне с Японией: танки и авиация при переходе через Хинганский хребет «пожирали» неимоверное количество топлива, и боевая страда офицеров Службы горючего не прекращалась ни днем, ни ночью. А когда прогремел последний выстрел и большинство войск стало возвращаться домой, оперативная группа во главе с Никитиным утрясала и закрепляла плоды победы: завозили транспорта с горючим на Южный Сахалин, Курильские острова, подавали ГСМ в Маньчжурию и Корею. В Москву, в Управление Службы горючего, Никитин вернулся только к Новому, 1946 году.
А тут уже ждали диктуемые бурным прогрессом науки и техники новые задачи: разрабатывалось ракетно-ядерное оружие, возрастал удельный вес реактивной авиации, новых образцов военной техники. В связи с этим росли требования и к количеству, и к качеству нефтепродуктов. Быстро прошло первоначальное представление о «всеядности» реактивного двигателя, а решение проблемы «больше, но лучше» оказалось нелегким.
По окончании Высших академических курсов при Военной академии тыла и транспорта в 1954 году полковник-инженер Василий Никитин назначается начальником Управления Службы горючего Минобороны. Он сразу же развил кипучую деятельность по совершенствованию реактивного топлива, созданию нового вида энергоносителя - жидкого ракетного топлива. Ведь уже был образован новый вид войск - РВСН, началась гонка за выход в космос в глобальном масштабе. При непосредственном участии Никитина вместе с другими министерствами и НИИ трудились в этом направлении ученые 25-го ГосНИИ Минобороны.
Проблема заключалась в том, что компонентами жидкого ракетного топлива (КЖРТ) являлись высокоагрессивные и опасно токсичные вещества и надо было разрабатывать и изготавливать комплекс специальных технических средств для работы с КЖРТ, оптимальную инфраструктуру и материальную базу, решать экологические вопросы и т.д.
Никитин понял, что Служба горючего должна интенсивнее развиваться на более высоком уровне. Следовало создавать разветвленную сеть баз и складов ракетного топлива и горючего, средства их транспортировки, строить собственные заводы по производству и ремонту технических средств. С помощью руководства Тыла ВС и Минобороны Никитин добился передачи от ЦАВТУ и видов Вооруженных Сил функций и права заказа в автомобильной промышленности средств транспортирования ракетного топлива и горючего в ведение ЦУ РТГ. Этот смелый шаг быстро обернулся результатом: в сжатые сроки поставка необходимой техники достигла почти 10.000 единиц в год.
Выполняя повседневные обязанности по снабжению войск горючим, главные усилия Службы направлялись на обеспечение специальным топливом ракетно-ядерного оружия. Без Никитина и его подчиненных не обходились реальные испытания ядерного оружия на Тоцком полигоне, в Семипалатинске, на Новой Земле, запуски космических ракет. Это повлекло за собой изменение в названии Службы - она стала называться Центральным управлением ракетного топлива и горючего. А ее начальник Василий Никитин в короткие сроки стал генерал-полковником, лауреатом Государственной премии.
Через некоторое время решена была еще одна исключительно важная проблема - транспортировка горючего посредством трубопровода, который по праву называется детищем Никитина. Именно он возглавлял деятельность ученых (прежде всего «своего» 25-го ГосНИИ Минобороны) по созданию новой системы. А затем по самим полевым магистральным трубопроводам (ПМТ) и их использованию в армейских условиях посвятил два объемных труда.
В начале афганской кампании, где практически отсутствовали железные и разветвленные шоссейные дороги для доставки горючего нашим войскам, Никитин предложил проложить трубопровод. Со стороны руководства ТуркВО, да и в Центре раздались возражения. Кое-кто считал, что трубопровод будет более уязвимым для огня душманов, чем автотранспорт. Но Никитин сумел переубедить оппонентов и не ошибся. Трубопровод был развернут на двух направлениях общей протяженностью 1.207 километров, по которому войскам 40-й армии было поставлено 5,4 млн. тонн горючего, что составило 80 процентов от общего количества поставок.
Уходя в отставку, генерал-полковник Василий Никитин оставил хорошо сколоченный коллектив Службы и крепкое руководящее ядро. В последние годы в сложных условиях рыночной экономики, при постоянном дефиците финансовых средств «горючникам» и в Центре, и в войсках пришлось нелегко. Но они достойно справлялись с поставленными задачами, в том числе и в двух чеченских кампаниях. Во всех делах и поступках для них является примером отношение к служебному долгу Василия Васильевича Никитина.

Понравилась статья? Поделитесь ей