Контакты

Василий сухомлинский краткая биография. Педагогические идеи Сухомлинского

Василь Сухомлинський известен как советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Отслужив практически всю жизнь в сельской школе, преподаватель сумел сделать из неё научное учреждение, а также лабораторию педагогических методик.

Детство талантливого учителя

На свет великий педагог появился 28 сентября 1918 года, в селе Васильевка, Кировоградской области (Украина). Родился Василь Сухомлинський в бедной семье. Его отец вплоть до начала Октябрьской революции служил по найму в качестве плотника и столяра. А после политического события стал руководить колхозом, служил селькором и учил детей труду в школе.

Детские годы советского педагога пришлись на сложное время: революция, разруха, голод, ненависть. Уже в то время, будучи совсем ребёнком, Сухомлинский стал задумываться над тем, как можно сделать детство самым счастливым периодом в жизни детей.

Василий Сухомлинский: биография, книги

В возрасте 7 лет Василий отправился на учёбу в поселковую семиклассную школу, где о нем всегда отзывались, как о трудолюбивом и одарённом ребёнке. После школы Василий проходил подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, затем поступил на факультет языка и литературы. Однако из-за болезни, в 1935 году, был вынужден остановить обучение.

В 17-летнем возрасте будущему создателю народной педагогики пришлось начать вести учительскую деятельность. В течение трех лет Василий преподавал детям украинский язык и литературу в сельских школах Васильевки и Зыбково.

В 1936 году Василь Сухомлинський вернулся к учёбе. Своё обучение он продолжил в пединституте Полтавы на заочном отделении. Спустя два года талантливый педагог закончил вуз, получив специальность. После вручения диплома Сухомлинський Василь Олександрович - учитель украинского языка и литературы в школах на родной земле. Приблизительно в тот же отрезок времени Василий Александрович женился на своей коллеге-учительнице. Однако во время войны девушка осталась в оккупации и, будучи беременной, погибла.

Сухомлинский стал автором более 30 книг, 50 монографий, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию, а также обучению подростков. Своим основным достижением педагог считал книгу «Сердце отдаю детям», за которую был посмертно награждён Госпремией УССР в 1974 году.

Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый автор старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное - перед своей совестью.

Начало Великой Отечественной войны

Когда началась война, Сухомлинський Василь Олександрович отправился на фронт добровольцем. Он шёл в бой в звании младшего политрука на Западном и Калининском фронте, принимал активное участие в Смоленском сражение и битве под Москвой.

В середине войны талантливого педагога серьёзно ранило осколком снаряда под самое сердце. С фронта отправили в уральский госпиталь. После выписки он стал директором поселковой школы Ува Удмуртской АССР.

Послевоенное время

В 1944 году, когда фашисты покинули украинские территории, талантливый учитель возвратился на родную землю, занял должность заведующего районного отдела народного образования в Онуфриевке.

В конце 40-х годов XX века Сухомлинский принял решение вернуться к педагогической практике, возглавив среднюю школу в родном районе. До конца своих дней великий педагогВасиль Сухомлинський служил на должности директора в посёлке Павлыш.

Биография и цитаты Василия Александровича Сухомлинского

Василий Александрович разделял идеи педагогики сотрудничества. Творчески переосмысляя труды таких великих деятелей, как Аристотель, Корчак, Сковорода, Ушинский и Коменский, педагог занимался развитием, углублением и исследованием. Он доходил до новых идей и мыслей, необходимых во время воспитания личности в ребёнке.

У Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребёнка и семейной жизни. И это далеко не весь перечень сохранившихся мудрых и так необходимых в наши дни мыслей великого учителя.

Вместе с Макаренко, Василя Сухомлинского признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории всего Советского Союза, а и во всем мире. Однако его учения не редко поддавались критике, по той простой причине, что они не полностью соответствовали идеологии советского времени (были пронизаны духом Христианства). Педагог был атеистом, но в природе видел начало Творца.

Создание народной педагогики

Новаторско-педагогическая система, которая была создана Василием Александровичем, основана на принципах гуманизма, на признании личности детей, как высшей ценности, на которую должен быть ориентирован процесс обучения и воспитания. Ключевая идея этого образования заключалась в том, что учитель должен верить в возможность и существование коммунистического идеала, обязан измерять свой труд мерой идеального.

Великий педагог старался строить процесс воспитания и обучения, как труд, который бы приносил радость.

Особое внимание Сухомлинский уделял развитию мировоззрения учеников, большую роль отводил слову педагога, художественному стилю изложения, придумыванию совместно с ребятами детских сказок и художественных произведений.

Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой». В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм».

Смысл жизни Сухомлинского

Проекты и работа с ребятами были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. За годы, проведённые за работой, Сухомлинский привнёс много новых новаторских идей в методику воспитания детей.

Своё мировоззрение педагогики как науки, Василий Сухомлинский собрал в изданиях, которые выпускались в периодической печати. Помимо этого, талантливый педагог создал 48 отдельных научных работ, посвящённых правилам воспитания.

Его работа, педагогическая деятельность - это свидетельство новаторского подхода к возникновению и решению важных проблем современного воспитания. Самую важную ценность имеют разработки и идеи Василия Александровича, которые касаются вопросов формирования творческой индивидуальности детей.

Есть введения и новаторские методики талантливого учителя, которые китайцы и жители государств Европы и на данный момент используют в целях воспитания.

Достижения великого педагога

В 37-летнем возрасте Василий Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса». А спустя три года заработал звание Заслуженного учителя УССР.

Василий Александрович разработал уникальную педагогическую систему, которая основывается на принципах гуманизма. В своей работе автор признал личность ребёнка высшей ценностью, на которую обязаны быть нацелены все процессы воспитания и образования.

На закате своей жизни талантливый педагог был награждён званиями Героя Социалистического Труда, Орденом Красной Звезды. Выбран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Не стало Сухомлинского в сентябре 1970 года.

Память о педагоге-новаторе

Василий Александрович многим обязан педагогическому институту, который находится в Полтаве. Именно в этом вузе его обучали педагогическим наукам, работе с ребятами, прививали культуру общения. В стенах родного института великий педагог останется навсегда. Одну из самых светлых и просторных аудиторий в старом корпусе, в котором в своё время проходил обучение молодой Василий, назвали в его честь. Также на территории вуза был открыт мемориальный музей, который освещает жизнь и деятельность педагога-новатора.

В начале 80-х годов XX столетия на здании института им. В. Г. Короленко была размещена памяти великого учителя. В память о Сухомлинском назвали национальный университет в городе Николаеве и педагогический колледж, который находиться в городе Александрия. На территории учебного заведения расположен памятник великому педагогу. Также аудиторию в честь Сухомлинского назвали в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» города Москвы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Глава 1. Теоретические основы рассмотрения вопроса о педагогическом наследии и творчестве В.А. Сухомлинского

1.1 Жизненный и творческий путь В.А. Сухомлинского

1.2 Основные работы В.А. Сухомлинского

1.3 Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Выводы по 1 главе

Глава 2. Вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики образования

2.1 Педагогика сотрудничества как ведущая идея педагогического учения В.А. Сухомлинского

2.2 Гуманистические идеи В.А. Сухомлинского в формировании ориентировочного образования

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы..

Определим методологический аппарат нашего исследования на тему «Педагогическое наследие и творчество Сухомлинского».

Объектом нашего исследования является: педагогическая деятельность и воззрения В.А.Сухомлинского.

Предметом: вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования.

Цель исследования: определить основные психолого-педагогические идеи В.А.Сухомлинского, определившие развитие педагогической теории и практики в наши дни.

Осуществить анализ педагогической литературы, посвященной жизни и творчеству В.А.Сухомлинского;

Определить психолого-педагогические идеи педагога, составившие специфику его профессиональной деятельности;

Установить направления в развитии современной педагогической науки и практики, методологические основания которых связаны с воззрениями педагога-классика;

Оформить результаты исследования в виде данной курсовой работы.

Методы исследования: «Метод теоретического анализа литературы».

В основу работы положена гипотеза: Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского внесли значительный вклад в развитие «Педагогики сотрудничества» и «Личностно-ориентированного образования».

Глава 1. Теоретические основы рассмотрения вопроса о педагогическом наследии и творчестве В.А. Сухомлинского

1.1 Жизненный и творческий путь В.А. Сухомлинского

Человечество обязано своими величайшими открытиями смелым и умным, порой безрассудным и мечтательным людям. Тем, чьи взгляды на окружающий мир намного отличались от тех, которые считались нормальными. Таким человеком, без сомнений, являлся и Василий Александрович Сухомлинский, биография которого тесно связана со школой.

Родился Василий Сухомлинский в Херсонской губернии. В деревне Васильевка (Александрийский уезд), где 28 сентября 1918 года появился мальчик, отец его, хотя и был простым рабочим, был весьма почитаемым человеком и активистом. Мать воспитывала, кроме Василия, еще троих детей. Примечательно, что все они выбрали для себя учительскую специальность.

Учился Василий Сухомлинский, биография которого достойна восхищения, в местной школе, где зарекомендовал себя очень способным учеником. После семилетки он поступает в Кременчугский педагогический институт (1934 год), но из-за болезни прерывает обучение. Семнадцатилетним юношей он начал свою педагогическую практику, которую не оставлял до конца жизни. Кроме того, он продолжал заочно учиться в Полтавском педагогическом институте. Окончил он его с отличием в 1939 году, после чего работал учителем литературы и украинского языка в разных школах.

Любимая работа доставляла Сухомлинскому удовольствие, однако реалии жизни не могли оставить его в стороне. В 1941 году он пополнил ряды Красной Армии и принимал участие в боевых действиях. Был тяжело ранен, после чего чудом выжил, но потерял жену и сына. После войны продолжил педагогическую практику: работал директором школы и писал кандидатскую диссертацию (которую защитил в 1955 году).

Работы Сухомлинского отличались революционным подходом к учебному процессу, к самому ученику. Он был исследователем с большим сердцем, так как каждая строчка его произведений дышала любовью и вдохновением. Он обращал внимание на проблемы учеников, усовершенствовал организацию труда, создал целую педагогическую систему, которая была не только оригинальной, новой, но и гуманистической. Учитель от бога, он считал, что ребенку нужно помогать развить в себе талант, врожденные способности, личность, привить любовь к другим людям и живой природе.

Василий Сухомлинский, биография которого является удивительной историей верности своему делу, написал немало книг. «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «О воспитании» и другие, но каждая из них отстаивала гуманистические идеалы воспитания и при этом была написана проникновенным художественным стилем.

Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало.

1.2 Основные работы В.А. Сухомлинского

Сегодня, когда творчество выдающегося педагога обрело черты завершенного логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ -- отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают весь комплекс проблем воспитания подрастающего поколения.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в совокупности дают представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как педагога -- теоретика и практика.

Одним из выдающихся работ В.А. Сухомлинского стала «Хрестоматия по этике» - удивительная книга великого педагога ХХ века. Она одинаково интересна и полезна для родителей, воспитателей и учителей. Книга насыщена небольшими, но емкими по смыслу произведениями, несущими могучее средство умственного развития детей и нравственного влияния на них. Эта книга - прекрасный помощник отца и матери, учителя и воспитателя, всех тех, кто хочет воспитать интеллигентного, тонко чувствующего человека. Она научит читать по-настоящему, для души, наслаждаясь красотой слова, мысли, чувства, она облагородит среду дома и класса, наполнит их прекрасными образами. Художественные миниатюры далеки от политики и сиюминутного, они на все времена. Чтение их интересно и доступно детям дошкольного и младшего школьного возраста. А в наше время это особенно необходимо по многим причинам.

Самый большой дефицит, который влечет за собой непредсказуемые последствия, - дефицит Культуры. Молодежь поголовно увлечена боевиками, детективами, фантастикой, в чтении для нее главное что, а не как и почему. Такое чтение, как ни парадоксально это звучит, часто порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Рассказы В.А.Сухомлинского в неравнодушных руках воспитателей помогут сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни, что является основой его психологического здоровья. Существует мир, где властвует совесть. Сердца великих педагогов, мыслителей создают этот мир. Василию Александровичу удалось через свои произведения наполнить детские сердца благородными чувствами и мир детства образцами красоты и человеческого достоинства.

В этой замечательной книге вы откроете для себя и детей, уважаемый читатель, красоту природы и человеческих поступков. Узнаете о героизме и подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, она расскажет вам о долге перед людьми, об отношении к близким, почитании старших, о значении учителя и его ответственности перед ребенком, о смысле жизни в борьбе и в преодолении трудностей, о красоте труда и нравственных основах человека.

Более сорока лет тому назад В.А.Сухомлинский писал: «Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека». Его мысли не менее актуальны и в наше время. Экология детской души - вот на что должно быть направлено внимание при работе с воспитанниками. Как дать сердцу ребенка постоянную работу, воспитать великодушие, добромыслие, прекрасноречие, как помочь обрести здоровую и спокойную уверенность в себе? Ответ находим у В.А.Сухомлинского. Он умело влияет на детей своим художественным словом, непосредственно обращенным к чувствам ребенка. Его произведения побуждают к анализу поступков литературных героев, к ответственным выводам. В его сказках и притчах ощущается напряженная борьба за человеческое в человеке. Своим творчеством он провозглашает гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле. Ученики вместе с героями литературных произведений задумываются о смысле жизни, о красоте труда, о нравственных основах человека.

В рассказах В.А.Сухомлинского заложена мудрость. У педагога-гуманиста мы учимся проводить уроки нравственности и творческого развития личности. В этом нам помогает его литературное творчество.

Много его произведений дается в учебниках для глубокого изучения. Актуально вводить «уроки-матрешки» (небольшая часть урока) в предметные уроки: русский язык, чтение, природоведение, труд, изобразительное искусство.

Например, на уроках русского языка мы можем брать высказывания из произведений и осуществлять различные формы грамматических разборов, а также по взятому высказыванию выполнять такие задания: домыслить свое видение ситуации, предвидеть ее развязку, высказать свое отношение к поступку героя, поставить себя на место героя. Можно предложить детям такой вид работы как познавательное чтение (собирание слов в предложение), квазичтение, квазиписьмо (домысливание пропущенных букв в словах или слов в предложении). Можно провести игру «Снежный ком», в которой по двум словам составить предложение, а затем сравнить с литературным образцом из произведения. Например: «музыкант играл» («Флейта и Ветер»), «стоит Дуб» («Осенний Дуб»).

При изучении темы «Растения», «Животные» на уроках природоведения предлагаем использовать произведения: «Птичья кладовая», «Солнышко и Божья Коровка», «Старый пень», «Как из зернышка вырос колосок», «Дуб на дороге» и др. Они наполняют урок или встречу с окружающим миром нравственным началом. При изучении темы «Круговорот воды в природе» можно обратиться за помощью к произведению «Капля росы» и оживить путешествие этой капельки предметными рисунками на доске.

Чтение произведений на природе (экскурсии по природоведению). Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Он неоднократно отмечал, что только активное взаимодействие с природой воспитывает ребенка. Поэтому каждое время года мы встречаем в природе, учимся понимать ее, чувствовать ее неповторимость, изменчивость. Она будит мысли и чувства. С познавательной и нравственной точки зрения обращаемся к рассказам и сказкам: «Цветок солнца», «Весенний день в лесу», «Весенний дождь», «Осенний клен», «Как начинается осень», «Кто зажег свечи на каштанах?», «Снежинка и капелька», «Цветок и снег», «Кусочек лета» и др. Эти походы в природу учат детей замечать красоту окружающего мира, удивляться ее бесподобным краскам и формам, учат ценить и восторгаться красотой природы.

Таким образом, рождаются коллективные письма слов признательности окружающему миру, с которым соприкоснулись дети: Живительному Источнику, утолившему жажду; Раскидистому Клену, подарившему тень уставшим путникам; Таинственному Лесу - хранителю загадок Природы; Меловой Горе, удивившей своей древностью.

Уроки художественного труда и изобразительного искусства проходят вдохновенно и творчески после тесного слияния с природой и влияния живого, образного литературного слова писателя. Предлагаем использовать на этих уроках следующие рассказы: «Сергей и Матвей», «Какие они бедные...», «Снежинка и Капелька», «Черные руки», «Куст сирени», «Осенний наряд» и др.

Работа литературной гостиной предполагает оформление классного уголка в виде читального зала с библиотечкой. Ребята по собственному выбору работают с произведениями Василия Александровича, а затем на уроках внеклассного чтения, «минутках» внеклассного чтения (10 минут урока чтения), уроках-праздниках, презентуют ученикам класса свое творчество, согласно изученного произведения: песенки, книжки-малышки, рисунки, стихи.

В работе гостиной мы используем методы, которые предлагает академик Российской академии образования, доктор педагогический наук В.Г.Ниорадзе в своей книге «По ступенькам СКАЛЕ»: сюрприз учителя, сюрпризы учеников, подарок учителя. Работа литературной гостиной помогает организовать систематическое изучение произведений В.А.Сухомлинского и дает возможность проявить детское творчество.

Уроки экологии души, уроки добра, уроки радости (воспитательные часы). Создавая тематические мероприятия, основанные на произведениях В.А.Сухомлинского, подбираем психогимнастику, игры, которые помогут обсудить с детьми разные конфликтные и спорные ситуации. Игра состоится в том случае, если взрослый будет участвовать в ней активно. В таком случае дети ощущают себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Важно, чтобы педагог сам проявлял в течение игры те качества, которым он хочет научить детей.

Специальный подбор произведения под ситуацию, сложившуюся в классе (отработка определенного качества). Особенно важно тщательно относиться к выбору и подготовке вопросов и заданий после чтения произведения. Можно обсудить с детьми проблемы, которые часто мешают нормальной жизни ребенка или детского коллектива, но которые трудно, а порой и невозможно обсудить с детьми напрямую. В.Г.Ниорадзе говорит: «Ребенок приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев рассказов, сказок, легенд, притч; привыкает задумываться над своим поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются ему».

При каждом соприкосновении с произведениями В.А.Сухомлинского ребята взрослеют, набираются жизненного опыта, а мысли, к которым они приходят, записываются в «Словарик мудростей». В этот словарик они заглядывают довольно часто, он помогает им найти правильный ответ. По окончании начальной школы словарик приобретает объемный вид, что позволяет издать его небольшой книжечкой - напутствием в новую жизнь.

1.3 Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» -- это строки из главной книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Но вот парадокс: такая прекрасная гуманная система воспитания, созданная Сухомлинским, могла родиться только в реалиях той эпохи, когда он жил и творил. Во всяком случае, в полном объеме сегодня ее практиковать весьма проблематично. Настали другие времена, отторгающие основные постулаты этой системы.

Сухомлинский работал с детьми, в сознании которых «как-то не укладывался тот факт, что фабрики, заводы, железные дороги, корабли, самолеты могут принадлежать одному человеку». Нынешние дети это уже хорошо понимают, поскольку изменилось все: социальный строй, ученики, педагоги, школа. И в сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, -- романтика, коллективизм и т. д.

Удивительный факт: в эпоху атеизма родился исполненный духовности феномен Сухомлинского.

Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения -- идее добра.

Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.

«Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери» , -- цитировал Сухомлинский Сковороду. Можно сказать также, что любить человечество легче, чем два десятка детей, которые сидят за партами.

Сухомлинский любил детей и «работал сердцем». Любовь и самопожертвование были его религией. И он, необыкновенно скромный человек, имел право сказать своим выпускникам: «Я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетание вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль...»

Разумеется, в чем-то система Сухомлинского действительно выглядит инородной по отношению к сегодняшнему дню. Но если говорить, например, о младшей школе, о дошкольном воспитании, то до сих пор специалисты весьма успешно работают по этой системе. Кроме того, опыт педагога активно используется в православной педагогике, в воскресных школах.

Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. Воспитание отходит на второй план. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Изменилась не только школа -- изменились учителя. Не секрет, что в школу идут работать далеко не лучшие студенты педагогических вузов. Многие не знают ни методики преподавания, ни психологии, ни педагогики и становятся не учителями, а равнодушными лекторами.

Но, вероятно, и это пройдет и во все учебные классы когда-нибудь войдут учителя новой формации, обогащенные новыми знаниями и новыми педагогическими системами. Они войдут в кабинеты, оснащенные новейшей техникой, которая поможет реализовать и умения, и способности, и необычайные таланты. И вот тогда опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, наверняка будет востребован. Ибо воспитание как таковое никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали те, кто учит детей с младенчества и до их выхода в самостоятельную жизнь.

В своем последнем напутствии юношам и девушкам, вступающим в жизнь, Василий Сухомлинский, уже смертельно больной, говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах весь Сухомлинский -- гуманист и педагог.

Цитаты и афоризмы В. Сухомлинского:

¦ В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

¦ Дети с угнетенными чувствами -- это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

¦ В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.

¦ Годы детства -- это прежде всего воспитание сердца.

¦ Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

¦ Семья -- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

¦ Если люди говорят плохое о твоих детях -- это значит, они говорят плохое о тебе.

¦ Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.

¦ Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.

¦ Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным -- это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.

¦ Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

¦ Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.

Имея доступ в сказочный дворец, имя которому -- Детство, я всегда считал необходимым стать в какой- то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

Путь к профессии : У Василия Александровича Сухомлинского удивительная судьба. Признанный общественностью и властями бывшего СССР, коммунист, атеист, академик, удостоенный высших наград, павлышский учитель вряд ли трудился исключительно ради коммунистической идеи. Впрочем, еще несколько лет назад в творчестве Сухомлинского искали и находили истоки марксистско-ленинского мировоззрения в воспитании школьников и будущих учителей. Но та эпоха ушла в прошлое, изменились и темы научных исследований: у Сухомлинского черпают идеи гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам.

Надо признать: сегодня с методами воспитания Василия Александровича мало знакомы и учителя, и родители. В лучшем случае студенты изучали труды Сухомлинского в курсе истории педагогики, из которых разве что помнят: «труд во имя Родины и ради победы над империализмом», еще, может быть, «любовь к природе, воспитание коллективизма»... Мало кто раскрывает его книги и увлекается истинными идеями педагога. Вот почему сегодня практически никто из учителей не вспоминает Сухомлинского (как того же Макаренко). Срабатывает простой стереотип: о своих мы и так знаем, а вот почитать о педагогике Монтессори, познакомиться с идеями Домана, Спока или Ибуки гораздо интереснее.

Разумеется, прекрасно, когда каждый учитель может интересоваться различными методиками, пробовать внедрить то, что ему по душе. Сегодня открыто широчайшее поле возможностей для внедрения педагогических образовательно-воспитательных концепций. Но почему-то многие творят кумиров из знаменитых зарубежных педагогов, а своих, доступных, мудрых и прогрессивных, уже не замечают.

В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы -- создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, -- это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.

Мало кто из учителей знает и другое: к концу жизни Сухомлинский от интернационального воспитания обратился к национальному, от атеизма -- к народной культурной основе, к пониманию многоплановости проявлений личности ученика, к тому, что в формировании всесторонне развитого человека главную роль играет духовность.

Что же касается восхваления идеалов коммунизма, то этого действительно не отнять. Но! Для Сухомлинского это были не ритуал и обязанность, а вера, искренняя и чистая. «Надо со всей определенностью сказать, -- писал Василий Александрович, -- что первой и важнейшей целью воспитания является человек, его всестороннее развитие, ясный ум, высокие идеалы, чистое благородное сердце, золотые руки, его личное счастье».

Вполне очевидно, что речь идет об истинных гуманистических ценностях. Просто в свое время другими понятиями Сухомлинский оперировать не мог. Его понимание задач воспитания весьма отличалось от того, что было в учебниках, его взгляд на роль и место учителя не вписывался в постулаты официальной педагогики.

Выводы по 1 главе

В.А. Сухомлинский был выдающимся педагогом своего времени.

Первоочередным звеном его системы воспитания был ребенок с его активность, интересами и индивидуальными творческими способностями. В.А. Сухомлинский отмечал, что главная задача трудового коллектива состоит в создании благоприятных условий для личности. Также он отмечал, что воспитание состоит в развитии всего самого хорошего в ребенке как личности. В основе учебы, по мнению В.А. Сухомлинского, должны стоять уважение и любовь. Важно, чтобы ребенок получил в школе действительно нужные для него знания.

Все произведения В.А. Сухомлинского наполнены жизненным опытом. Благодаря им дети взрослеют и впитывают новые мысли, которыми в будущем они могут основывать в обыденной жизни. Простые жизненные истины, описанные В.А. Сухомлинским в своих произведениях помогают ребенку находить ответы. Благодаря его трудам ребенок оканчивающий младшую ступень школы уже имеет определенный жизненный опыт, который служит ему напутствием для дальнейшей жизни.

Глава 2. Вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики образования

2.1 Педагогика сотрудничества как ведущая идея педагогического учения В.А. Сухомлинского

Педагогика сотрудничества основным своим положением считала отношение к ученику как к равной, свободной личности. Ее последователи говорили о том, что воспитание, как и обучение, должно строиться не на одностороннем действии педагога на ученика.

В.А. Сухомлинский смог объединить педагогов-новаторов, придерживающихся различных взглядов на обучение, но единых в мысли, что советская педагогика нуждается в гуманизации. Среди его последователей, совместно с которыми в «Учительской газете» в 1986 г. были опубликованы тезисы нового научно-практического направления, были Ш.А. Амогашвили, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Шаталов и другие. педагогика сухомлинский воспитание

Итак, какими базовыми принципами оперирует педагогика сотрудничества?

Принцип опережения, ориентация на зону ближайшего развития;

Принцип сотрудничества педагога с учениками;

Отсутствие принуждения в учебной и внеклассной деятельности;

Организация материала по блокам;

Использование ключевых слов и опорных конспектов, и др.

Работающие в этом направлении педагоги предложили ряд методик, позволяющих значительно уменьшить время, необходимое для усвоения прежнего объема материала, поддерживая при этом интерес и мотивацию ученика.

Этому способствовала и вербально-графическая форма подачи материала, и альтернативный подход к системе оценки, и внимание к творческим способностям ребенка.

К каким школьным предметам и ступеням обучения применима педагогика сотрудничества? Основатели этого направления разрабатывали свои методики и для начальной школы, и для среднего звена. Первоначально предложенные В.А. Сухомлинским и другими педагогами опорные конспекты предназначались для изучения точных наук, однако позднее появился опыт создания и использования подобных опор и в преподавании гуманитарных и общественных дисциплин.

Педагогика сотрудничества неоднократно критиковалась за излишнее «потворство» ученикам и предоставление их самим себе, что затрудняет обучение в условиях общеобразовательной школы. Это вытекает из излишней, по мнению критиков, идеализации природы ребенка. Кроме того, реализация принципов педагогического сотрудничества требует от педагога особой квалификации и не может осуществляться им в одиночку. Для этого необходимо участие руководства, а также наличие коллектива единомышленников.

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

доверия к ребенку

получение знаний без принуждения

воспитания без наказаний

сотрудничество родителей, учителей и детей

высокая нравственность

труд как творчество

свобода выбора поведения, поступка, образа жизни

ответственность за свой выбор.

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой

соотношение индивидуального и коллективного воспитания

развитие творческого начала у детей

семейная педагогика

взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания.

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

Оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах,

Учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей,

Школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться,

Никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний,

Нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность,

Нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой),

Необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка,

Коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде,

Личность и коллектив -- это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика : Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании : Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок -- ребенок, ребенок -- коллектив, ребенок -- учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов

общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня

в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого

ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях.

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

перед людьми

обществом

родителями

коллективом.

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля -- это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка -- все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя : Семья -- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского : Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию : По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Подводя итог, можно сказать, что именно педагоги-новаторы 1980-х годов придали новый импульс развитию педагогической мысли, а методики на основе их идей продолжают разрабатываться и внедряться и сегодня как в школах, так и в образовательных учреждениях следующих ступеней. Более того, сформулированные принципы сотрудничества сегодня для многих становятся нормой организации учебного процесса независимо от их отношения к данному направлению педагогической науки.

2.2 Гуманистические идеи В.А. Сухомлинского в формировании ориентировочного образования

Модернизация образовательного пространства обуславливает непрерывный рост научного и практического интереса к разным педагогическим концепциям и технологиям, которые могут оказывать содействие формированию нового поколения, готового успешно отвечать на вызовы современности. В этих поисках происходят новые открытия научного наследства Василия Александровича Сухомлинского и новое осмысление отдельных сторон его педагогического творчества.

К изучению педагогической концепции педагога - новатора обращается много современных отечественных исследователей, в частности, В. Антонец, О. Сухомлинская, C. Билецкая, Г. Биушкин, М. Богуславский, А. Гранкин, Н. Карпова, В. Лыкова, М. Мухин, С. Соловейчик, Л. Подольная, И. Старцева, Г. Туюкина, Т. Челпаченко и др.

В указанных научных работах рассмотрены гуманистические идеи ученого, его методологические принципы воспитания детей разных возрастных групп, вопросы, связанные с соотношением личного и общественного в детском коллективе, проблемы дидактики, вопросы повышения психолого-педагогического мастерства учителей.

Вернувшись с войны, израненный, после госпиталей, он с ещё большим рвением приступил к учительскому труду: за войну многое было передумано, много идей родилось. Сначала он работал директором школы в Удмуртии, позже стал заведовать районным отделом образования в Кировоградской области. Но его тянуло к творческой деятельности, к учительской работе, и в 1947 году В. А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, которая на протяжении всей жизни являлась лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы, и почета, стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР.

Три брата и сестра тоже стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу.

Школа в Павлыше. Неказистое здание, построенное еще до революции - маленькие домики, выстроенные в основном учителями и учениками, узенькие коридорчики, разошедшиеся дощатые полы, небольшие классы.

И все-таки дворец, настоящий дворец, - пишет С. Соловейчик во вступительном очерке к книге «О воспитании» , потому что здесь есть все для детской радости: для радости труда, для радости учения, для радости встретиться со сказкой, сидеть за рулем настоящей машины, убирать свою полоску хлеба, пробовать свой виноград, любоваться чистотой и красотой усадьбы...

Павлышская средняя - это и Дворец пионеров, и станция юных техников, и станция юных натуралистов, и детская спортивная школа, и музыкальная школа, и детская библиотека, и детский театр - все детские учреждения, собранные вместе за одним невысоким заборчиком.

Сухомлинский стремился к созданию в школе высоконравственного коллектива, в котором слаженно взаимодействовали коллектив педагогов - энтузиастов-единомышленников и спаянный коллектив учеников. В таком коллективе палитра воспитательного воздействия определялась атмосферой взаимопонимания.

Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции. Сухомлинский утверждал, что каждый ребёнок может внести что-то свое в нравственно-интеллектуальную атмосферу коллектива, что является стимулирующим потенциалом его развития. Совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы, занимала особое место в процессе формирования школьного коллектива. Разработанная Сухомлинским комплексная программа «воспитания красотой» высоко подняла уровень эстетического воспитания школьников.

Пережив ужасы Великой Отечественной войны, страна постепенно возвращалась к мирной жизни. В 50-60 годы двадцатого столетия перед школой стояла проблема поиска новых педагогических взглядов на развитие и воспитание личности: любовь, уважение, свобода личности, внимание к индивидуальным особенностям и внутреннему миру ребенка. Концептуальные идеи В. А. Сухомлинского явились примером такой педагогики, оказавшей существенное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. ХХ столетия.

Важную роль в процессе воспитания Василий Александрович отводил взаимоотношениям учителя и ученика. Они должны быть доброжелательными, внимательными и заинтересованными. Совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха слали традиционными в школе Сухомлинского. Он писал, что музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности . Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нельзя быть гуманным, не зная души ребенка .

Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом - беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. «Сердце отдаю детям» - так назвал Сухомлинский книгу, которая стала итогом тридцати трех лет безвыездной работы в сельской школе.

В предисловии он рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Он пошел на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты - пишет Сухомлинский, - явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце». В одном из очерков Сухомлинский рассказывает о судьбе мальчишки, у которого, считалось, нет способностей. А учитель - биолог открыл в нем скрытую «пружинку» с помощью, которой, был пробужден интерес, и стало развиваться творческое начало.

Только труд пробуждает разум и открывает неисчерпаемый источник волевых усилий, направленных на преодоление трудностей. Автор подчеркивает, что волевые мотивы, побуждающие к преодолению трудностей, должны быть связаны не с удовлетворением личного тщеславия, собственного самолюбия, а с сознательным отношением к труду, с подготовкой к будущей деятельности. Воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной деятельности закладывает в характер стимул самосознания личности. Равнодушие, инертность школьника - его собственный враг номер один. Сухомлинский призывал докапываться до самых корней этой опасности и решительно ее устранять. Один из таких корней - навязывание готовых формулировок, лозунгов, назиданий, риторических правил. В подобном случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только живым делом и примером.

Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств Сухомлинский отводит общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры, выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания, несчастья другого человека, совесть заставляет его прийти на помощь.

Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства. Детские годы, тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями.

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло - эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом отец и мать не видят других людей, эта гипертрофированная любовь, в конце концов, оборачивается несчастьем. Ребенок - зеркало семьи.

В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи - дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно.В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка - в дошкольные годы. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека.

Личностно - ориентированное обучение открывает широкие возможности для решения таких актуальных задач, как демократизация, гуманизация и гуманитаризация системы образования. В центре внимания личностно - ориентированного образования находится ребенок, развитие его способностей, его становление как личности. Учащийся рассматривается как субъект учебной деятельности. Меняется и роль учителя: его саморазвивающаяся личность призвана помочь ребенку познать самого себя, создать благоприятную среду для актуализации его самообразовательной и самовоспитательной деятельности.

Первые шаги в практической реализации личностно-ориентированного обучения были предприняты в западных странах в 50-е годы XX века. С 60-х годов оно получило там широкое распространение. В основе личностно ориентированной модели обучения лежат идеи, разработанные в трудах многих мыслителей и конечно же В.А. Сухомлинского. При всех различиях их взглядов базовые, фундаментальные положения их концепций дополняют и развивают друг друга. Это позволяет говорить о единой гуманистической философской и психолого-педагогической парадигме, в русле которой и развивается теория и практика личностно-ориентированного обучения.

В нашей стране в последние десятилетия идеи личностно- ориентированного обучения все чаще входят в педагогическую практику. Используя опыт западной педагогики и лучшие традиции педагогики отечественной.

...

Подобные документы

    Анализ педагогических идей В.А. Сухомлинского и авторской методики воспитания всесторонне развитой и гармонической нравственно-чистой личности. Основные отличия педагогических концепций Сухомлинского и Макаренко. Основные направления реформы образования.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2013

    Жизненный путь В.А. Сухомлинского. Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского. Отношение к ребенку и обучению. Взаимоотношения учителя и ученика. Семейная педагогика народного учителя. Уникальность методик и разработок Сухомлинского.

    реферат , добавлен 04.02.2017

    Психолого-педагогическая сущность понятия "ценность". Обзор исследований педагогического наследия В.А. Сухомлинского в России и за рубежом. Его ценности воспитания, общепедагогические позиции, применение системы Сухомлинского в современной школе.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2015

    Краткий биографический очерк жизни и педагогической деятельности Василия Сухомлинского - известного украинского советского педагога. Учебные успехи В.А. Сухомлинского в Павлишской школе. Основные требования к учителю с точки зрения В.А. Сухомлинского.

    презентация , добавлен 26.09.2011

    Понятие и классификация педагогических умений. Педагогическая техника, ее компоненты. Эффективность и виды педагогического внушения. Педагогические способности и такт учителя. Функции и структура педагогического общения. Педагогика В. Сухомлинского.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2009

    Научно-теоретический анализ проблемы становления творческой личности учителя, педагогическое творчество как ее ведущая характеристика. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы. Отечественный опыт развития педагогического творчества.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2009

    Роль природы в познании красоты. Формирование представлений о живой и неживой природе. Сущность и методы В.А. Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой. Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Понятие и черты педагогического такта, его основная функция - регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций. Концепции педагогического такта в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Важные качества личности учителя.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2014

    Биография, педагогическая деятельность, философско–педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия. Личностно-ориентированная педагогика, теория педагогов советского периода, советы современным педагогам.

Мемориальная доска в посёлке Павлыш
Мемориальная доска в Полтаве
Здание университета в Николаеве
Бюст в Николаеве
Памятник в Александрии
Надгробный памятник


Сухомлинский Василий Александрович - директор Павлышской сельской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.

Родился 15 (28) сентября 1918 года в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, ныне Онуфриевского района Кировоградской области Украины в крестьянской семье - деревенского плотника. Украинец. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил, и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Василий Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года В.А. Сухомлинский – заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года и до последнего дня своей жизни он работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины.

Работая директором, Сухомлинский выступил продолжателем идей Антона Семёновича Макаренко. Им была создана целостная педагогическая система, основанная на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С начала 1950-х годов в школе под руководством Сухомлинского работал «Родительский университет», а для учителей вёлся «Психологический семинар».

Одним из первых в Советском Союзе Василий Сухомлинский начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости». Он настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение», и сам организовал такой специальный курс для старшеклассников. Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.

Свои педагогические идеи Сухомлинский раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Этюды о коммунистическом воспитании», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина» и других. Родной школе посвящена его книга «Павлышская средняя школа», куда вошли также созданные им сказки для детей. Всего им написано более тридцати книг и более пятисот статей и научных работ. В 1955 году В.А. Сухомлинский защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1968 года за большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учащихся Сухомлинскому Василию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Заслуженный учитель школы Украинской ССР (1969 год), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968 год, Академии педагогических наук РСФСР с 1957 года).

Выдающийся учёный-педагог, ветеран Великой Отечественной войны, В.А. Сухомлинский скончался 2 сентября 1970 года, на следующий день после начала учебного года. Осколок металла, застрявший под сердцем, вызвал у него внезапную смерть… Похоронен на кладбище села Павлыш.

Награждён 2 орденами Ленина (06.08.1960; 01.07.1968), орденом Красной Звезды, медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (12.12.1953), «За трудовое отличие» (07.02.1952). Лауреат Государственной премии УССР (1974, посмертно, за книгу «Сердце отдаю детям»). Удостоен медалей А.С. Макаренко (1965) и К.Д. Ушинского.

Имя В.А. Сухомлинского присвоено Павлышской сельской средней школе. В ней же в 1975 году создан педагогический музей Сухомлинского, установлена мемориальная доска. В одной из аудиторий Полтавского педагогического института был открыт музей Сухомлинского, а у входа в здание установлена мемориальная доска. Его последователями были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. Имя Героя в 2003 году присвоено Николаевскому национальному университету. Перед зданием университета установлен бюст В.А.Сухомлинского.

Сочинения:
Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956;
Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961;
Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974;
Павлышская средняя школа, М. 1969;
Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974;
О воспитании, 2 изд., М., 1975;
Разговор с молодым директором школы М., 1973;
Мудрая власть коллектива, М. 1975;
Избранные произведения, т. 1-5, Киев, 1979-1980;
Избранные педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1979-1981.

Методы воспитания и теория воспитания детей по Сухомлинскому.

Простые истины павлышского учителя (В. Сухомлинский)

Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой- то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира. (В. Сухомлинский)

Путь к профессии

У Василия Александровича Сухомлинского удивительная судьба. Признанный общественностью и властями бывшего СССР, коммунист, атеист, академик, удостоенный высших наград, павлышский учитель вряд ли трудился исключительно ради коммунистической идеи. Впрочем, еще несколько лет назад в творчестве Сухомлинского искали и находили истоки марксистско-ленинского мировоззрения в воспитании школьников и будущих учителей. Но та эпоха ушла в прошлое, изменились и темы научных исследований: у Сухомлинского черпают идеи гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам.

Надо признать: сегодня с методами воспитания Василия Александровича мало знакомы и учителя, и родители. В лучшем случае студенты изучали труды Сухомлинского в курсе истории педагогики, из которых разве что помнят: «труд во имя Родины и ради победы над империализмом», еще, может быть, «любовь к природе, воспитание коллективизма»... Мало кто раскрывает его книги и увлекается истинными идеями педагога. Вот почему сегодня практически никто из учителей не вспоминает Сухомлинского (как того же Макаренко). Срабатывает простой стереотип: о своих мы и так знаем, а вот почитать о педагогике Монтессори , познакомиться с идеями Домана , Спока или Ибуки гораздо интереснее.

Разумеется, прекрасно, когда каждый учитель может интересоваться различными методиками, пробовать внедрить то, что ему по душе. Сегодня открыто широчайшее поле возможностей для внедрения педагогических образовательно-воспитательных концепций. Но почему-то многие творят кумиров из знаменитых зарубежных педагогов, а своих, доступных, мудрых и прогрессивных, уже не замечают.

В центре воспитательной системы , созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.

Мало кто из учителей знает и другое: к концу жизни Сухомлинский от интернационального воспитания обратился к национальному, от атеизма — к народной культурной основе, к пониманию многоплановости проявлений личности ученика, к тому, что в формировании всесторонне развитого человека главную роль играет духовность.

Что же касается восхваления идеалов коммунизма, то этого действительно не отнять. Но! Для Сухомлинского это были не ритуал и обязанность, а вера, искренняя и чистая. «Надо со всей определенностью сказать, — писал Василий Александрович, — что первой и важнейшей целью воспитания является человек, его всестороннее развитие, ясный ум, высокие идеалы, чистое благородное сердце, золотые руки, его личное счастье».

Вполне очевидно, что речь идет об истинных гуманистических ценностях. Просто в свое время другими понятиями Сухомлинский оперировать не мог. Его понимание задач воспитания весьма отличалось от того, что было в учебниках, его взгляд на роль и место учителя не вписывался в постулаты официальной педагогики.

Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Летом 1933 года мать проводила Василия в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

Сегодня, когда творчество выдающегося педагога обрело черты завершенного логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ — отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают весь комплекс проблем воспитания подрастающего поколения.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в совокупности дают представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как педагога — теоретика и практика.

Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.

Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой.

Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование.

Война и послевоенное время

В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.

Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.

Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.

Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

Педагогическая деятельность

За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка.

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой». Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов.

Однако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране.

Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

Личная жизнь

Сухомлинский был дважды женат. Первый брак оказался трагическим: идя на фронт, Василий Александрович был вынужден оставить в оккупационной Полтаве беременную жену, которую по возвращению он не застал в живых.

В 1943 году педагог женился во второй раз. Супруга - учительница русской словесности - подарила ему двоих детей: дочь и сына.

Смерть

Василий Александрович ушел из жизни 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.

Понравилась статья? Поделитесь ей