Контакты

Цель применения игровой технологии в доу. Использование элементов современных игровых технологий в доу

С введением ФГОС ДО 1 одной из форм непосредственно образовательной деятельности является игра. Следует выделить, что особенно важное различие дошкольного образования от общего образования состоит в том, что в детском саду развитие детей происходит в игре, а не в учебе. Роль воспитателя состоит в создании .

Термин «игровые технологии» охватывает большое количество методов и приемов, которые организуются в виде разнообразных педагогических игр в ДОУ. Разница педагогической игры от просто игры состоит в том, что в ней ясно обозначены цель обучения, педагогический результат, . Ярким примером педагогических игр являются в детском саду.

Игровые технологии в ДОУ: классификация игр

Трудность систематизации игр заключается не только в различии их правил, но, в первую очередь, целей. Игры со схожими инструкциями могут быть неодинаковыми, так как применяются в разных целях: для развлечения, обучения, получения навыка принятия решений, развития общительности, диагностики.

  • По месту выполнения: за столом, в комнате, на улице, во дворе.
  • По количеству участников: один, в паре, в группе (более двух соперников, преследующих в ситуации состязания одну цель), в команде (соревнование между командами игроков).

При организации командной или групповой игры воспитателю нужно учитывать: как сформировать состав игроков, круг их интересов, интеллектуальное развитие, физическую подготовку, кто как друг к другу относится, дружит.

  • По времени проведения:
  • по сезону (зима, весна, лето, осень);
  • по затратам времени (длительные, протяженные, короткие, игры-минутки).
  • Необходимо стремиться к регулярной периодичности проведения игровых технологий в ДОУ, так как при длительных интервалах дошкольники теряют интерес, забывают инструкции.
  • По предметно-игровой среде:
  • с предметами (с мячом, веревкой и т.д.);
  • без предметов
  • со средствами передвижения;
  • с ТСО;
  • игры-автоматы (кнопочные);
  • компьютерные игры;
  • игры-аттракционы.
  • По виду деятельности:
  • физические (с движением): эстафеты, соревнования, состязания.
  • Творчески-интеллектуальные игры: сюжетно-интеллектуальные; предметные забавы; дидактические (познавательные, учебно-предметные, обучающие); строительные, конструкторские, трудовые, технические; компьютерные, электронные.
  • Трудовые.
  • Социальные игры: деловые (ролевые, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные, организационно-коммуникативные, подражательные), творческие сюжетно-ролевые (режиссерские, подражательные, игры-драматизации, грезы); психологические.

Дидактические игры как вид игровых технологий в ДОУ

Дидактические игры развивают память, мышление, внимание, познавательные способности, сообразительность, воображение. Особое внимание уделяется сложному психическому процессу - воображению, без которого невозможно творчество у дошкольников.

Существуют следующие типы дидактических игр.

  • Игры-упражнения совершенствуют способности детей. Примеры: кроссворды, ребусы, викторины. Для развития воображения применяют словесные игры (целую методическую систему таких игр-упражнений разработал еще Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии»).
  • Игры-путешествия помогают осмыслить и закрепить изученную тему. Активность дошкольников в этих играх выражается в виде рассказов, обсуждений, высказывания своих мнений, творческих работ. Примеры: придумать дополнения к картинке, к рассказу, к сказке; сочинить что-то, придумать движения; изобразить это - развивается воображение.
  • Игры-соревнования объединяют все типы дидактических игр. Дошкольники состязаются, поделившись на команды.

Игровые технологии в ДОУ у детей дошкольного возраста

У детей в возрасте от 3-х до 8-ми лет доминируют подвижные и сюжетно-ролевые игры. Подвижные - дают возможность дошкольникам реализовать свою лишнюю энергию. Сюжетная-ролевая игра считается простой: в ней нет точных правил, ограничивающих свободу действий, имеет детальную направленность, используются игрушки. Здесь нужно определить какую-то узкую игровую ситуацию и роль, в которую надо войти ребёнку для решения проблемы. Развивают творческую фантазию, личностные качества, эмоциональность, дошкольники получают навыки общения в коллективе (в т.ч. как мириться при ссорах). Формы выполнения: обсуждения по распределению ролей, воображение путешествия; пресс- конференции.

Игровым технологиям в образовательном процессе в ДОУ присущи следующие особенности:

  • произвольное поведение (игра начинается ребенком по его желанию для развлечения);
  • творческий характер (импровизация в игре);
  • эмоциональная активность (основывается на переживаниях ребенка и чувственной основе игры).

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2014 года.

Игротерапия в системе коррекционно-воспитательной работы в группах с ОНР

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игровая терапия основывается на том положении, что игра – это естественное средство самовыражения у детей.Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. В игровой терапии используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др

Сегодня существует несколько видов игровой терапии:недирективная, директивная и смешаннаяигротерапия.Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.

Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Онабазируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу).

Игротерапия является формой коррекции отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Метод игровой коррекции является эффективным и сравнительно новым методом для преодоления проблем в интеллектуальной и личностной сферах.

Организация объединенных наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Игра – практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребёнком ранее, в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются благодаря речи.

В презентациипредставленыразличные игры, использующиеся в коррекционно-воспитательной работе сдетьми. Игры создаютособую«терапевтическуюсреду»,расширяющую использование ребенком игрушек, помогающую поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирующую устойчивую совместную деятельностьвзрослого с ребенком,а также ребенкаи детей подгруппы, стимулирующуюразвитиеего личности,способствующую формированию его речевых,коммуникативных и социальныхнавыков.

Наш проект направлен на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения детей; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие детей друг с другом и со взрослыми.

Игра имеет очень важное значение в жизни развивающегося человека. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общениямежду людьми, развивает свои способности и характер.

В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения.

В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игры вызывают яркие эмоциональные переживания, а это играет стимулирующую роль, что положительно сказывается на нравственном воспитании ребенка.

Для достижения целей в коррекционно – воспитательной работе мы использовали игры, которые были направлены на:

Установление контакта;

Устойчивую совместную деятельностьвзрослого и ребенка;

Совместную деятельность ребенка с педагогоми детьми подгруппы (2-3 человека);

Совместную деятельность ребенка с педагогоми детьми группы;

Формирование учебных навыков;

Формирование речевых навыков;

Формирование коммуникативных навыков;

Развитие эмоциональной сферы;

Формирование правильного поведения.

Применение так называемой ненаправленной (недирективной) игротерапии ориентировано на самостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему свободно выразить свое самочувствие, свой внутренний мир.

Подобная, педагогически жестко неорганизуемая, игротерапия позволяет решить следующие коррекционные задачи:

расширение репертуара самовыражения ребенка;

достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции ребенка;

коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый».

Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого и импровизацию самих детей.

В результате применения указанной игротехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций,

координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата, общей психофизической коррекции детей.

Техника ненаправленной игротерапии включает в себя свободные, то есть самостоятельно организуемые и развиваемые детьми настольные игры, игры-импровизации, игры-драматизации,

сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, словесные игры и т. п.

Коррекция личности ребенка в ненаправленной игротерапии осуществляется в результате формирования адекватной системы отношений между детьми, а также - детьми и взрослыми.

Взрослый наставник не отстраняется от играющих детей в ненаправленной игротерапии, а стремится: организовать атмосферу взаимопонимания, обеспечить переживание ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения, установить ограничения в игре.

Особой эффективностью психотерапевтического воздействия обладают детский кукольный кружок и детский театр кукол.

Изменение статуса ребенка и его самочувствия достигается как путем прямого воздействия педагога через целенаправленное распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья каждого ребенка, так и методом опосредованного воздействия. Распределение ролей между детьми осуществляется через распределение между ними кукольных персонажей.

Причем детям менее активным в общении вручается наиболее престижная кукла, что заставляет ребенка ассоциировать себя с ней, чтобы оправдать ее статус среди других игрушек и исполнить роль, соответствующую ее статусу.

В группу игр этого фонда входят также игры, органично сочетающиеся с другими видами искусства: игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация, относящиеся к неструктурированным играм.

Эти методы игротерапии позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме изобразительной, музыкальной, хореографической и т. п. деятельности.

Это в свою очередь помогает не только взрослому наставнику установить эмоциональную поддержку в форме эмпатии, но и ему самому познать себя, свои особенности, успешно реализуя функции самовыражения и коммуникации аффекта.

Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры, в процессе которых в индивидуальной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструктивные намерения.

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия; позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.

С пяти до семи лет в жизни ребенка царит золотое время, наполненное свободной игрой. Недоразвитие этой деятельности наносит ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти психологические функции малыша интенсивно развиваются во время игры.

Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать последующему формированию учебной деятельности.

Опыт работы учителя-логопеда Люсовой Н.В. "Песочная терапия"

"Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум"
К.Г.Юнг

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению психологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в органичной для него форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение жизни во Вселенной.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

Деревянный ящик размером 50x70x80 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.

Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

«Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

Мы работаем с детьми старшего дошкольного возраста,иони с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема

Начинали со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

«... - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним... Опустим в песочек руки... Что ты чувствуешь, песок какой - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой...»

Следующий наш шаг, который мы сделали, заключался в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи нас педагогов могли составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствовало лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.

Параллельно с этим мы помогали детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.

После обучения детей манипуляциям с песком перешли к предметному конструированию.Строили природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получали информацию об окружающем мире и принимали участие в его создании.

Все песочные картинымы сопровождали рассказами. При этом дети манипулировали деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно ребята «писали» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку, и поэтому пишут с удовольствием.

Затем мы приступали к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.

Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

В ходе занятий мы выяснили, что действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке мысоздавали рисунки и отпечатки. Естественные природные объекты и миниатюрные фигурки ребенок может найти на полках и размещает в песочной композиции. Работа с песочницей позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Кроме того, песочница - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, к трудовой деятельности, для овладения специальными движениями.

Так как «Программа комплексного развития и коррекции разных сторон психики детей (психокоррекция)» предполагает 4 цикла обучения, то мы предлагаем в рамках циклов следующие направления работы:

Тема программы

Цели:

Цикл 1 - ориентировочный

Чувствительные ладошки

Знакомство со средой;

Пробуждение интереса к занятиям;

Обучение специальным движениям и их тренировка;

Развитие внимания, связанного с координацией движений;

Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

Развитие речи, памяти, мышления.

Цикл 2 - переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой

Секреты сухого и мокрого песка

Пробуждение интереса, стимуляция внимания;

Сравнение качеств сухого и мокрого песка;

Развитие внимания, связанного с координацией движений.

Цикл 3 - переход к самостоятельным действиям

Путешествие по

песочной стране

Формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;

Развитие тонких тактильных ощущений;

Развитие умения действовать по инструкции;

Развитие пространственной ориентации;

Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Цикл 4 - подготовка к самостоятельной жизни

Познавательные игры на песке

Усовершенствование координации движений, мелкой моторики,ориентации в пространстве;

Стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,

Усовершенствование навыков позитивной коммуникации;

Закрепление представлений об окружающем мире;

- „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Литература

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., „Чудеса на песке."

Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей., С-Петербург, 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб, 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. „Как помочь „особому" ребенку". Книга для педагогов и родителей. СПб, „Детство-пресс", 2001.

Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. „Практикум по песочной терапии", СПб, „Речь", 2002.

Эль Г. „Человек, играющий в песок". Динамическая песочная терапия., СПб, „Речь", 2007.

Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. „Практикум по игровой психотерапии"СПб, „Питер", 2001.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А.. „Проективная диагностика в сказкотерапии", СПб, „Речь", 2003.

Катаева А.А., Стребелева Е.А.,"Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников", Книга для учителя, М., 1993.

Родина А. М. Работа с песочницей // Кораблина Е.П., Акиндинова И.А.

Баканова А.А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001.

Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А.Бадхена, В.Е.Кагана. - М.: Смысл, 1997.

ОСЕННЯЯ КАРТИНКА

Цель:

развитие внимания, связанного с координацией движений;

развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

развитие пространственного мышления,

развитие умений выполнять действия по инструкции,

коррекция умения сравнивать величины.

Оборудование:

песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек, пластмассовые формы для песка - «ручки».

Ход занятия:

1. Психнастрой

2. Речевой настрой:

Раз вдохнули, два вдохнули,

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки.

3. На прошлом занятии мы выяснили, что мы работаем с песком, что он - светлый, прохладный, сухой, сыпучий. На нем остаются следы, следовательно, мы можем рисовать.

отпечатаем ладошки;

«погружаем» ладошки в песок;

возьмите правую «ладошку» (левую), наложите на нее свою ладошку. Что больше, что меньше?

(с неговорящими детьми комментарий проводит взрослый).

4. Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку (или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки вниз, на землю (с малышами - «рука в руке»).

Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка! Как мы ее назовем?

5. Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я испытываю радость от общения с тобой.

6. Отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом. Спасибо, до свидания.

СЕКРЕТЫ МОКРОГО ПЕСКА

Цель:

познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу);

научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур,

стабилизация эмоционального состояния.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2 Повторение свойств сухого песка.

3. Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)

Выливаем немного воды, перемешиваем так, чтобы половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.

Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).

Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).

Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы

ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ

Цель:

развитие и коррекция цветовосприятия, восприятия величины, научить детей определять количество слогов в словах, прохлопывая цвет цветка.

Стимульный материал:

песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры:

Взрослый . Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.

Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию:

На клумбе здесь растут цветы

Необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем,

Вдыхают запах с наслажденьем.

Мы в клумбе три бороздки проведем,

Названия цветов на слоги разобьем!

Два слога в верхнюю сажаем,

Три слога в центре оставляем.

Четыре слога - в третью грядку.

Теперь все вроде по порядку.

Итак, начнем сажать, друзья!

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

Четырехсложные слова: колокольчик, незабудка, хризантема.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме, оттенку.

2. Где чаще всего можно встретить этот цветок?

3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку про цветы

УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ

Цель:

развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Стимульный материал:

Ход игры:

Ребенку предлагается, используя устное описание, угадать, что спрятано в песке. Для самопроверки - отыскать. Можно задать направление поиска: справа вверху, слева внизу и т.п. Итог занятия.

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ

Цель:

ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Стимульный материал:

две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

Ход игры:

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая - в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Кроме того, обращаем внимание на животных, которые живут рядом с человеком.

Итог занятия.

КОВЕР-САМОЛЕТ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ

Цель:

научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше - больше, выше - ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.

Стимульный материал:

треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.

Ход игры:

Взрослый рассказывает сказку.

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет,

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

ДЕТСКИЕ СЕКРЕТИКИ

Цель:

развивать мышление, воображение.

Стимульный материал:

песочница, набор миниатюрных игрушек.

Ход игры:

У взрослого готова карта-схема с условными обозначениями домов, леса, гор, рек и т.д. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

ЦВЕТНЫЕ ЗАБОРЧИКИ

Цель:

развитие у детей сенсорного восприятия.

Стимульный материал:

песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки

Ход игры:

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом - красные палочки и построить заборчик красного цвета.

Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

ОБЩИМ СЛОВОМ НАЗОВИ И ЗАПОМНИ

Цель:

развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Стимульный материал:

песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры:

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.

По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

СТРОИТЕЛИ НА СКАЗОЧНОМ ОСТРОВЕ

Цель:

развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Стимульный материал:

блоки треугольной, прямоугольной и квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, людей, конверт с письмом.

Ход игры:

Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что...

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения.

1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2. Что это был за человек?

Взрослый: Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.


Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя Игровая технология


Создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому". Мария Монтессори итальянский педагога и психолога ()




Зайцев Николай Александрович (р.1939) педагог-новатор из Санкт-Петербурга Автор пособия "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала. Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.


Вадимович Воскобович инженер-физик, российский изобретатель и авторов развивающих игр для детей. Особенность развивающей методики Воскобовича состоит в том, что он попытался совершить путь от практического опыта к теории. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Отличительной особенностью этих игрушек является сочетание сказки и головоломки. По методике Воскобовича, которую сам он назвал «технологией», ребёнок с помощью игр попадает в развивающую среду, названную «Фиолетовый лес».


Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" ("New Mathematics"), идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. В настоящее время во всем мире для развития детей и подготовки к школе широко используются "Логические блоки Дьенеша" в различных вариантах исполнения: объемные и плоскостные.



Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер () разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.



Глен Доман американский врач- нейрофизиолог (1920 г.р.) Филадельфия Основатель Института достижений человеческого потенциала. Основная идея методики: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни. Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам. Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти. Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой. Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.



Сесиль Лупан (г.р. 1955) Бельгия "Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". Нужно не «обучать» детей по строгому графику, а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме



Железновы Сергей Станиславович Екатерина Сергеевна Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.



Достоинства игровых технологий игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение; игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе; посредством игры задействуется ближняя перспектива в обучении; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Воспитатель: Искра Виктория Васильевна р.п. Усть –Абакан, 2018год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад «Радуга»

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М. Горький.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.

Игра - это самая свободная форма погружения человека в реальную или (воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Игра несет на себе функции: снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке; помогает ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.

Игровая технология включает в себя:

  • игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д.;

В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Виды педагогических игр очень разнообразны.

Они могут различаться:

  • по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  • по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • по характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  • по содержанию - музыкальные, математические, логические и т. д.
  • по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственносистематическое общение педагога и детей.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

  • знания методики игровой деятельности
  • профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр
  • учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми четырех – пяти лет для меня основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хороводные» , «Догонялки» .

В своей деятельности я ежедневно применяю игровые моменты на занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулках, во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме, и артикуляционная гимнастика, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игры малой подвижности, речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в школе

Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Например: использую игровую ситуацию "” – Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? ” вовлекая детей в веселую игру – соревнование: " Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг.

Дети делают выводы, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем это закрепляем в рисованиии квадрата и круга.

Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина:

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка» , «точечками» , «часами» , термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.

Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Магазин» ,» Дочки-матери», «Запомни картинку» .

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают удошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры «Кошки – мышки» , «Прятки» , «Жмурки» , своей работай я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление компонента образовательной программы детского сада.

Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Список использованной литературы:

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  3. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
  4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. - Москва, 1997. с. 5-6
  5. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. - №11. -2006. -с. 22-30.
  6. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - Москва, 1998 г. с-8-12.

Консультация для воспитателей

Воспитатель
Мокан Галина Васильевна

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:
- возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
- быть лично причастным к изучаемому явлению(мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребенка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учета возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Ее задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
  2. Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществление самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно – познавательной направленностью.
Виды педагогических игр разнообразны.
Они могут различаться:

  1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;
  2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
  4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
  5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.


Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Ее значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъем;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;
Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.
Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно:
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.
Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что воспитатель организуют, к примеру, игровую ситуацию «Что катится?» и использует ее в образовательной деятельности «Введение в математику» для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».

Игровые технологии, направленные на развитие внимания, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД ОТ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточится на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы. Например: в образовательной деятельности «Введение в математику» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди такой же».
В образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди ошибку».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Воспитатель использует специально разработанные игры, такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй как было» и др.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. При этом воспитатель использует дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий воспитатель развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов нестандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых историй, сказок) воспитанники получают опыт, который позволяет им играть затем в игры – придумки, игры – фантазирования.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Никитина Б.П. состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходит из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Используя технологии развивающих игр Никитина воспитателю удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Воспитатель в игре решает сразу несколько проблем связанных с развитием творческих способностей: задания-ступеньки всегда создают условия опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего «потолка», дети развиваются наиболее успешно. Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Однако одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалисты в сфере раннего обучения ИКТ воспитатель использует через игру.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование воспитателем ИКТ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, повышает креативность ребенка.
Таким образом современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако, необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии.

Понравилась статья? Поделитесь ей