Контакты

Развивающие логические игры с использованием икт. Использование возможностей икт для разработки интерактивных развивающих игр в доу

Игры-триггеры для детей младшей группы ДОУ

Родионова Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ № 1 "Семицветик", г.Гаджиево, Мурманской обл.
Описание: Игры-триггеры с использованием ИКТ.
Данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов и неравнодушным родителям.
Возраст детей: 3-4 года.
Цель: показать детям игры с использованием ИКТ.
Задачи: повышения профессионального мастерства, распространение педагогического опыта и внедрение ИКТ в процесс обучения детей.
Демонстрационный материал: Презентация с триггерами.
Никогда не подумала бы, что буду приятно удивлена внедрению ИКТ в детском образовательном учреждении. Более того, поняла я это лишь тогда, когда сама приняла участие в создании игры для детей с использованием компьютерных технологий. Дело было так. Наши методисты предложили нам, воспитателям, самостоятельно придумать и создать игры - триггеры. Но что это такое? Что за слово - триггеры? Уж что я представила точно, так это вид титульного листа моей игры-триггера.

Было ясно, что без помощи всемогущего интернета мне не обойтись. Итак, поисковая строка, вписываю непонятное мне слово "триггер" и.... о Боже. Интернет выдает - "Триггеры это устройство последовательностного типа с двумя устойчивыми...". Все, дальше не читаю. Помучившись еще немного и собрав все свое желание быть продвинутым педагогом в кулак, я с головой погрузилась в инновационную тему и в Ютуб, где какой-то мужчина разжёвывал для таких как я все базовые понятия составления игры- триггера. Оказалось достаточно лишь иметь желание и уметь пользоваться компьютерной программой PowerPoint. Находим закладку "Настройки анимации", скачиваем из интернета интересующие нас картинки для создания заданий и вперед.


Это первая моя игра. Добавив к каждой картинке необходимые эффекты из программы, мы достигаем нужного нам результата. Задание - "Найди домашних животных" предполагает, что дикие животные нам не нужны. Таким образом, добавляем диким животным "Эффект исчезновения". При нажатии клавишей "мышки" на дикое животное, оно исчезнет с экрана монитора. При нажатии на домашнее животное сработает заданный ему эффект, например "качание" или "вращение" или "мигание", при котором это животное выполнит свое задание(покачается, повращается или помигает), но останется в поле. По окончании, на экране монитора останутся лишь домашние животные, т.к. дикие исчезнут (кто-то просто упадет, кто-то улетит, а кто-то растворится и т.д.).
А вот еще некоторые игры.



Вот и все! Должна добавить, что детки моей группы просто в восторге от таких игр. Несмотря на то, что они наизусть знают все игры - просят каждый раз показать им их снова.
Обязательно порадуйте своих деток таким инновационным развлечением.

Презентация на тему: Игры-триггеры для детей младшей группы ДОУ

Анализ психолого-педагогической литературы, практики, обучения показывают, что для полноценного развития и обучения детей (4-10 лет)

особое значение имеют специальные развивающие игры.

Игра – мощный фактор развития коммуникативных способностей детей, т.к. именно в игре ребенок учится общению, соблюдать правила, уважать соперника, достойно проигрывать и многому другому. Развивающие игры широко использовались в народной педагогике при естественном общении детей разных возрастов и людей разных поколений. Однако, в современных условиях города и обучения в одновозрастных группах и классах возникает искусственная изоляция детей разных возрастов. Это изоляция приводит к тому, что культура игры забывается. Дети иногда не могут решить казалось бы самых простых задач: кто будет первый ходить? Решить кто же выиграл?

И т.п. В результате дети не умеют общаться, вести честную, справедливую игру, действовать командой, достойно проигрывать, не могут занять свой досуг интересной и полезной игрой, делом. Возникает острая необходимость в специальной организации развивающих игр, направленных как на умственное развитие детей и их творческих способностей, так и на умение организовывать свой досуг и общение с друзьями.

Сейчас игровой опыт не может передаваться без особых специалистов – носителей культуры игры. Деятельностный подход к обучению предполагает новый уровень взаимоотношений учеников и учителя. Специфика игрового обучения предполагает взаимоотношения партнерства, содружества, сотворчества. Учитель не должен “довлеть” над учащимся. Сами условия игры учат детей соблюдать правила игры и контролировать не только свои действия, но и действия партнеров по игре. Роль контроля, коррекции является важнейшим элементом обучения, но, как правило, в условиях классно – урочной системы осуществлять гибкий, постоянный контроль не представляется возможным. Мы же предлагаем систему таких занятий, на которых функцию контроля и самоконтроля берет на себя сама специфика занятий. Преподаватель не должен оценивать успехи учащегося, так как взаимоотношения партнерства не предполагают, что учитель стоит “выше” и может “сверху” оценивать действия учащегося. Решение познавательных задач и победа в игре приносит ребенку радость и чувство удовлетворения.

Таким образом, для ребенка становится важным не только оценка преподавателя, сколько сам процесс познания, мышления. Опыт игрового общения со сверстниками существенно влияет на формирования объективной самооценки ребенка.

Не совсем обычную роль отводят использованию компьютера в начальной школе и детском саду. С введением компьютера в систему обучения (с 1986 г.) в нашей стране стали включаться в учебный процесс и компьютерные игры. В своей работе я ставлю основной целью изучение компьютера, он используется как средство для развития интеллектуальных способностей ребенка. Хотя, при работе с компьютером дети знакомятся с основными устройствами, учатся работать с клавиатурой и мышью, осваивают различные редакторы (текстовый, музыкальный, графический) и т.д. Специально разработанные для дошкольников и младших школьников развивающие компьютерные игры не призваны заменить традиционные игры, они их дополняют и усложняют. Есть хорошее правило: не переносить в компьютерный вариант те игры, которые легко, просто и полезно выполнить без него. Компьютерные игры в младшем дошкольном возрасте не учат детей “мини – информатике” через изучение ими пусть даже самых простых вариантов языка программирования. Они не носят азартно – тренинговый характер, представленный обычно в играх компьютерных центров, различные “стрелялки” и “догонялки”, которые зачастую отрицательно влияют на психическое здоровье ребенка, вызывают агрессию и невроз.

Компьютер в условиях нашего обучения используется как инструмент, как средство для игры, конструирования, художественной деятельности, учебы и д.р. Компьютерные игры выступают как составная часть школьной дидактики.

Компьютерные игры с раннего детства приобщают детей к жизни в информационном обществе, они обогащают деятельность ребенка, позволяют увидеть, то что в жизни трудно уловить (скорость, движение, пространственные изменения, неуловимые природные изменения и д.р.)

Учащиеся начальной школы имеют возможность не только повторить и закрепить пройденный материал по математике, но и найти новое применение своим математическим знаниям.

Занятия с дидактическими играми строятся по единому принципу. Первая и последняя игры на всех занятиях одинаковые: первая игра – парные карточки, последняя – игра Баше. Это правило позволяет провести разминку, настроить детей на занятие, организованно закончить игры, вырабатывает определенный ритм работы.

Все используемые игры проклассифицированы по тематике, по типу развиваемых способностей, по виду внимания, по количеству участников.

Чередование игр происходит по принципу контрастности, по всем типам классификации.

Например: игра парные карточки (открыть две одинаковые цифры) требует от ребенка длительного внимания, развивает память, игра математическая, групповая. Следующая игра должна быть индивидуальной, не требующей длительного внимания и т.д., например игра “Пентамино” - индивидуальная, развивает комбинаторные способности, не требует длительного внимания.

Разумное сочетание традиционных и компьютерных игр позволяет выстроить

особую систему, направленную на поэтапное приобщение детей к творческому поиску, к экспериментированию, и самостоятельному решению умственных задач различными способами и средствами.

Особое внимание мы уделяем развитию мышления ребенка (образного, логического, отвлеченного и эврестического типа).

Таким образом, три составляющие: воспитание через игру; ризвитие интеллектуальных способностей и знакомство с компьютером гармонично дополняют друг друга.

Неля Бесперстова
Дидактические игры с использованием ИКТ

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 9

Московского района Санкт-Петербурга

Бесперстова Неля Михайловна

Тема: «Дифференциация звуков [З] - [Ж]»

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Закрепление правильного произношения звуков [З] и [Ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, скороговорках и поговорках.

2. Развитие фонематического слуха: упражнять в дифференциации звуков [З] и [Ж] на слух и в произношении.

3. Формирование умения правильного употребления личных окончаний глаголов.

4. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

1. Ноутбук, презентация по данной теме.

2. Предметные картинки (комар, жук, паровозик «З», паровозик «Ж», стрекоза, ножницы, заяц, жираф, ежик, зонт, забор, жаба, журавль, змея, коза, обезьяна, береза, пиджак, ваза, зубр)

3. Зеркало.

Ход занятия:

(Слайд 2)

Задание 1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [З] и [Ж].

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:

Губки округлены и слегка вытянуты вперед;

Широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

Теплая воздушная струя идет по центру язычка;

Горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит – ЖЖЖЖЖ…

Затем показывает и объясняет ребенку артикуляцию звука [З]:

Губы в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

Холодный воздух идет по центру язычка;

Горлышко «работает».

Символ звука: комарик звенит – ЗЗЗЗЗЗЗ…

Обратить внимание на положение язычка и характер воздушной струи.

(Слайд 3)

Задание 2. Фонетическое упражнение «Звуковая дорожка».

Чередование длительного произнесения звуков на плавном выдохе.

Комарик летит и звенит: ЗЗЗЗЗЗ…

Жук летит и жужжит: ЖЖЖЖЖ…

(Слайд 4)

Задание 3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

за – жа зо – жо зу – жу зы – жи

жа – за жо – зо жу – зу жи – зы

Повторить за взрослым серию слогов:

за – за – жа жа – за – за за – жа – за

жа – за – жа за – жа – жа жа – жа – за

(Слайд 5)

Задание 4. Дидактическая игра «Живое и неживое».

Взрослый предлагает ребенку четко произнести, что изображено и назвать живое это или неживое. Затем картинки раскладываются на две стопки:

стрекоза, ножницы, заяц, жираф, зонт, ежик, забор, лягушка.

(Слайд 6)

Задание 5. Дидактическая игра «Паровозики».

Взрослый демонстрирует картинки с изображением двух паровозиков. Машинист первого паровозика – комарик (ЗЗЗЗЗЗЗ, а второго – жук (ЖЖЖЖЖ).

Помоги пассажирам занять свои места!

Ребенок проговаривает слово, определяет, какой звук встречается [З] или [Ж] и указывает, в каком вагоне поедет пассажир:

заяц, ежик, журавль, змея, коза, жираф, обезьяна, жаба.

Задание 6. Подвижная игра «Комары и жуки».

По команде взрос (Слайды 7 - 8)лого: «Летят комары (жуки)», - ребенок «летает» по комнате, издавая соответствующий звук [З] или [Ж].

(Слайды 7-8)

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Сказать, что изображено на картинках, четко проговаривая звуки, назвать лишний предмет, объяснить почему:

зонт – береза – пиджак – ваза

жираф – жук – жаба – зубр

(Слайд 9)

Задание 8. Отгадать загадки и назвать, какой звук встретился в отгадке:

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета. (Заяц)

На черный платок просыпано просо.

Пришел петушок, а склевать-то не просто. (Звезды)

Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. (Журавль)

Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык)

Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица. (Жук)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Свернешь – клин, развернешь – блин. (Зонт)

(Слайд 10)

Задание 9. Дидактическое упражнение «Расскажи про себя и своих друзей».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения:

Зажигать огонь Вязать узор

Я зажигаю огонь. Я вяжу узор.

Ты зажигаешь огонь. Ты вяжешь узор.

Он зажигает огонь. Он вяжет узор.

Мы зажигаем огонь. Мы вяжем узор.

Вы зажигаете огонь. Вы вяжете узор.

Они зажигают огонь. Они вяжут узор.

(Слайд 11)

Задание 10. Дидактическое упражнение «Отгадай слово».

В названиях картинок определить первый звук, сказать, какое слово было задумано:

Забор, Абажур, Мороженое, Облако, Кукуруза – ЗАМОК.

Раздели слова на слоги (части).

Какое самое длинное слово?

В каких словах два слога?

(Слайд 12)

Задание 11. Дидактическое упражнение «Лесенка».

- «Спустись» по ступенькам, четко проговаривая звуки [З] и [Ж] в предложениях:

Захар заряжает ружье.

Женя заслужил награду.

Пес лежал и лизал лапу.

Залежи руды у нас большие.

Женя вырезает бумажные кружева.

Жеребенок забежал во двор и заржал.

(Слайд 13)

Задание 12. Выучи потешки:

Жаба с ежиком дружила,

Ежику жилетку сшила.

Задрожали зайки,

Увидев волка на лужайке.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошки не стучи!

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын – жираф!

(Слайд 14)

Задание 13. Пословицы и поговорки.

Взрослый просит ребенка произнести четко пословицы и объяснить их значение:

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Уговор дороже денег

Жизнь прожить – не поле перейти.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Дружба – дружбой, а служба – службой.

Список литературы:

Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2015.

Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Курицына Э. М., Тараева Л. А. Игры на развитие речи. – М. : РОСМЭН.

Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Эксмо, 2017.

Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. -сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2012.

Лопухина И. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. – М. : Аквариум, 1995.

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Публикации по теме:

Дидактические материалы, разработанные педагогом с использованием ИКТ «Автоматизация звука [Р] в игровых заданиях» «Дидактические материалы, разработанные педагогом с использованием ИКТ» Тема:«Автоматизация звука [Р] в игровых заданиях». Разработала:.

Беседа для детей 6–7 лет с использованием ИКТ «Зимние спортивные игры и забавы» Беседа для детей 6-7 лет с использованием ИКТ «Зимние спортивные игры и забавы» Цель: закрепление знаний детей о зимних спортивных играх.

Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактическая игра – лото «Кто что любит есть?»Цель. Учить образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь.

Мастер - класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда» МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш» Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Мастер – класс «Игровые упражнения и.

Современный урок - понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вошло новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.

Каковы же функции ЭВМ в обучении.

Во-первых, ЭВМ помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, позволяя школьнику выбрать подходящий для себя темп обучения.

Во-вторых, ЭВМ дает учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высокой динамичностью возбудительного процесса, не обладающих, за редким исключением, должным уровнем внимания и памяти.

В-третьих, компьютер автоматизирует работу учителя во время урока и, что немаловажно, после урока, когда требуется подвести итоги, выявить пробелы в знаниях учеников и спланировать урок на завтра.

В-четвертых, использование компьютерных игр положительно влияет на развитие ребенка: развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, способствуют развитию логического мышления, рано начинает развиваться знаковая функция сознания, в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивают моторику (моторную координацию) и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, интерес, который вызывают занятия с использованием персонального компьютера, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

В-пятых, среди дидактических возможностей ИКТ можно выделить:

    Фрагментарное использование ИКТ в зависимости от цели этапа урока;

    Осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;

    Получение информации о работе каждого ученика на отдельных этапах;

    Сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;

    Сочетания обучения с игрой;

    Управление самостоятельной деятельностью школьников на различных этапах обучения .

Стремление ребенка к игре или как психологи говорят «игровая мотивация», помогает ребенку усвоить те знания, которые несет в себе компьютерное обучение.

Существуют различные виды компьютерных программ, ориентированных на игровую деятельность учащихся. Так, например, программы направленные на развитие восприятия. Это весьма распространенные отечественные и зарубежные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Задания можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24, 48 частей. Так как во многих вариантах в процессе работы осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода программы можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования.

Рекомендуются также разнообразные программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Возможными вариантами таких программ являются задания сложить картинку из отдельных фигурок разной формы и размера по типу мозаики.

Такие программы развивают не только восприятие, но и воображение детей. Учитель сам может варьировать задания. Рисуя вместе с детьми или давая им задание нарисовать картинку определенного содержания (например, теплый солнечный день или холодный зимний вечер). Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для таких занятий специальные программы, в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма.

В процессе игр-драматизаций происходит развитие речи. Учителю следует поощрять любые спонтанные высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет или название картинки, необходимо им помочь, начав рассказывать какую-нибудь историю, которую ребенок будет иллюстрировать при помощи компьютера. В следующий раз можно поменяться ролями, т.е. ребенок будет рассказывать, а учитель помогать ему в развитии сюжета на экране. В конце концов дети с легкостью научатся одновременно сочинять сказку или рассказ и иллюстрировать сюжет движущимися картинками.

Большое значение для развития детей имеют и конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей.

Кроме общеразвивающих программ существуют и специальные программы для обучения детей математике, русскому языку, логике. Ценность этих программ в том, что они в более наглядной (но не просто) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Так арифметические действия предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру группы предметов, определенное понятие или класс предметов - в виде схемы. Однако ценность большинства программ такого типа не только в наглядности, но и в возможности варьировать степень этой наглядности в зависимости от уровня развития ребенка.

Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы. Такой материал для различных групп включен в «Государственный образовательный стандарт общего среднего образования».

Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий .

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки учебных задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает вопросы - другая отвечает на них) .

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм.

1. Каждая игра должна содержать элемент новизны.

2. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

3. Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

4. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

5. Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах .

Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

При организации дидактической игры помимо этапа разработки ее сценария, который является самым ответственным и сложным при подготовке дидактической игры, немаловажен правильный подбор заданий и разработка критериев оценки деятельности учащихся. Причем, подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность. Желательно иметь несколько способов решения, чтобы их выполнение было бы затруднительно без хорошего знания теоретического материала. Однако большинство задач должны быть доступны и легко решаемы основной массой учащихся.

Критерии оценки также могут разрабатываться учителем вместе с учениками. Конечно, они могут быть различны при разных видах работы, выставлять оценку может как учитель, так и сами учащиеся (при групповой работе, после анализа каждого члена группы). Возможны различные варианты выставления оценки: в течение урока, в конце игры или после урока (если необходимо оценить письменную работу).

Необходимо обратить внимание на заключительный этап дидактической игры - ее анализа. Анализ дидактической игры должен происходить как на уровне класса, можно в различных формах (устно, поочередно или выборочно, письменно, например, в форме анкетирования), так и на педагогическом уровне, для чего на урок приглашаются другие учителя.

Дидактической игрой создаются все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций. За счет деятельностных мотивов учащиеся вовлекаются в игру в условиях ее неопределенности, непредсказуемости. В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенность дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.

Конечно, нельзя противопоставить дидактическую игру и урок информатики, но в ситуации дидактической игры усвоение знаний происходит эффективнее. Самое главное - дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Обобщив все вышеизложенное, можно утверждать, что дидактические игры обогащают процесс обучения, что обусловлено использованием их учителем для разнообразия видов учебной деятельности. Кроме того, благодаря их использованию, в учебный процесс включаются нетрадиционные виды деятельности, например, организационная, коммуникативная и т.д., что способствует значительному обогащению процесса познания.

При подготовке дидактических игр учителем в процесс изготовления дидактических средств обучения вовлекаются школьники. В связи с этим, те учащиеся, которые демонстрируют посредственные успехи, могут реализовать себя на другом поприще, в качестве незаурядных художников, режиссеров, организаторов.

Но особенно значимо включение дидактических игр для стимуляции общения. Благодаря своему разнообразию они дают возможность учителю использовать различные формы организации деятельности, что способствует увеличению уровня общения школьников в процессе работы.

Таким образом, дидактическая игра - один из методов обучения и умственного воспитания детей. Ее содержание определяется программными задачами и связано с содержанием занятий и наблюдений в повседневной жизни. Организация дидактической игры должна строится на основе определенных дидактических требований, предъявляемых к дидактической игре. Основными структурными элементами любой дидактической игры являются игровая задача и правила игры.

Заключение

Реформа целей и содержания среднего образования, которая происходит в связи с усиливающейся тенденцией его гуманитаризации, гуманизации и модернизации «тормозятся» в частности низким уровнем информационной грамотности основной массы школьников. Низкий уровень информационной грамотности и в целом снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьёзную озабоченность представителей общественности и педагогической науки. Это определяет необходимость изучения курса информатики уже в начальной школе.

Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Особенно они необходимы в учебной деятельности, так как учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Формирование интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе, начиная от простого интереса к самому процессу обучения до развития профессиональных интересов старшеклассников.

Игра представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на определенных условиях, когда играющему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игры в процессе обучения значительно расширилась. Игра представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым.

Основным приемом организации успешного обучения в начальной школе является дидактическая игра. Дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции: обучающую (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.), развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса), воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре), мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра выполняет контрольно-коррекционную функцию.

Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.

Дидактическая игра - это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.

Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).

Целью написания данной курсовой работы являлось теоретическое обоснование и апробация возможностей использования ИКТ при разработке дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении информатики.

Объектом нашего исследования являлась дидактическая игра при изучении информатики, а его предметом – возможности применения ИКТ для разработки дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности при изучении информатики.

В настоящее время одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве не только в кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

Литература

    Босова Л.Л. Комбинированные уроки информатики / Л.Л Босова // Информатика и образование. – 2000. – № 3. – С. 36-41.

    Босова Л.Л. О методике проведения уроков информатики с младшими школьниками: статья // http: //www.ito.su/2001/ito/I/2/I-2-11.html.

    Дрожжина Е.В. Дидактические игры при изучении нового материала / Е.В. Дрожжина // Преподавание истории в школе 2000 . – № 3. – С. 46-50.

    Дрожжина Е.В. Дидактические возможности использования средств информационных технологий / Е.В. Дрожжина // Применение новых технологий в образовании: сб. статей. – Троицк, 2005. – С. 36-40.

    Информационные технологии в обучении / http://malutina.school3.org/ index. php?title=metod_source&include=5.

    Козлов А.И. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс через внеклассную и факультативную работу / А.И. Козлов // Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – С. 67-73.

    Маликов С.В. Современные информационные технологии в учебном процессе / С.В. Маликов, Н.В. Маликова // Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – С. 55-62.

    Петровский А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2001. – 512 с.

    Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М. : Академический проект, - 2005. – 236 с.

    Куракин А.Т. Моделирование в исследовании системных объектов в области теории воспитания / А.Т. Куракин // Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. – М. : АПН СССР, 1970. – С. 101-114.

    Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 243 с.

    Хавкина Л.Я. Обучение основам программирования в среде логоримы методом разработки компьютерных игр / Л.Я. Хавкина // Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – С. 81-85.

    «Школа 2000 …» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / под ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс, 1997. – 208 с.

    Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей / Т.А. Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2000. – 64 с.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

«Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особоактуальна .

В связи с введением ФГОС изменилось и отношение к работе педагога в ДОУ. В настоящее время одной из основных задач педагога является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях - игровой деятельности.

Ряд исследователей (Габдулисламова Л.А., Горвиц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф., Ляудис В.Я., Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И.Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

В самом деле, активный в речевом плане ребенок ненадолго замолкает при работе со средствами ИКТ. В течение определенного времени восприятия информации ребенок занимается в основном тем, что молча потребляет информацию. В целом речь - оказывается выключенным. Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.

Применение ИКТ направлено на реализацию следующих принципов:

1. Принцип активности и сознательности. Главное в деятельности педагога – вызвать интерес у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. Необходимо активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка. Именно ИКТ активизируют процесс обучения, а также дают возможность привлечь ребенка к исследовательской деятельности.

2. Принцип открывающейся перспективы. Дети хотят познавать новое, они постепенно осознают свой собственный рост (уровень) среди сверстников. Создавать ситуации успеха, побуждать ребенка к творчеству, повышать мотивацию к деятельности возможно с использованием ИКТ.

3. Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода. Все дети дошкольного возраста отличаются друг от друга не только с точки зрения физиогномики, поведения, но и в уровне развития высших психических функций: мышления, внимания, речи. Какими бы условиями они не объяснялись, необходим не только учет таких особенностей, но и, опираясь на положительные и сильные качества личности, предупреждать или преодолевать имеющиеся недостатки. Именно с помощью ИКТ возможно создание условий для всестороннего развития каждого ребенка (в том числе и детей с ОВЗ) с учетом их индивидуальных потребностей.

Следовательно, можно выделить следующие дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ:

1. Совершенствование организации деятельности педагога.

2. Повышение продуктивности обучения дошкольников.

3. Индивидуализация работы с детьми.

4. Усиление мотивации ребенка.

5. Активизация процесса обучения, возможность привлечения ребенка к исследовательской деятельности.

6. Обеспечение гибкости учебно-воспитательного процесса.

В прошлом учебном году вработу учителей-логопедов гармонично вошел Он-лайн центр детского развития «Мерсибо». Это сайт с развивающими играми от 2-х до 10-ти лет, включающий в себя игры по развитию кругозора, памяти, внимания, обучению счету, письму и чтению и т.д., а главное и очень важное для детей с дефектами речи – это развитие фонематического слуха и автоматизации звуков. Этих красочных и «полезных» игр более 100. Слоган на сайте: «Каждая новая игра прибавляет сообразительности и ума». Мы рекомендуем вам обратить внимание на этот сайт и поиграть в развивающие игры на компьютере при возможности выхода в систему Интернет. Данные игры вышли и на CD -дисках, поэтому тем, кто не имеет доступа в интернет, рекомендуем по возможности приобретать игры для использования. Также можете рекомендовать родителям приобретать игры для домашнего использования.

На сайте можно прослушать вебинары посвященные работе с данным сайтом и играми.Вебинары проходят как для педагогов, так и для родителей, что более ценно для их информирования по проблемам работы с детьми, в том числе и с недостатками речи.

На логопедических занятиях дети играют в данные игры на компьютере с помощью CD -дисков Программно-дидактический комплекс «Логомер» «Современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета». Так как разработчики игр – это высоко квалифицированные специалисты, то учтена специфика логопедической работы.

На данном диске собраны игры по развитию артикуляционной и пальцевой моторики, развитию дыхания, фонематического и слуха и звукобуквенного анализа, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи, логики и внимания, обучению чтения.

Представляю вашему вниманию несколько игр.

Игра «В гостях у жучков».

Цель: развитие слухового внимания.

Правила:Комната семьи жучков полна разных звуков. Выделяя по очереди все объекты, можно услышать, как они звучат. Затем нужно угадать, какие предметы издают эти звуки, не глядя на картинку.

Рекомендации: Эта веселая игра способствует развитию слухового восприятия у детей, на этапе предшествующему знакомству с буквами и звуками. В рамках развития связной речи нужно попросить ребенка составить предложение про каждого персонажа, а также вспомнить, какие звуки раздаются у него дома по утрам и вечерам.

Игра «Что с начала»

Цель: Составление рассказа по серии картинок.

Правила: Надо поставить три картинки в правильной последовательности. Ребенок сам определяет порядок картинок, а потом сам составляет рассказ.

Игра «Сказочная ошибка»

Цель: Развитие внимания.

Правила: Ребенок должен найти ошибку в рисунке, проговорить ее и щелкнуть в нужное место.

Игра «Невнимательный художник»

Цель: Развитие внимания.

Правила: Рассматривая картинки, ребенок находит и проговаривает какая деталь лишняя,чего не хватает на рисунке или что нужно заменить. Щелкая по тому месту, где в рисунке ошибка, можно ее исправить.

Игра «Звонок другу»

Цель: Игра учит сосредотачиваться, запоминать цифры. Развивать связную речь.

Правила: Для того, чтобы дозвониться другу, Лягушонок должен запомнить его номер телефона. Необходимо на телефоне набрать правильный порядок цифр. Тогда друг ответит.

Рекомендации: Это игра не только для запоминания порядка чисел, нои для развития связной речи. В конце игры можно попросить ребенка повторить истории, которые они услышали от лягушонка, и придумать свои собственные.

Игра «Кто за кем»

Цель:Закрепление в речи предлогов.

Правила:Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть кто за кем, от кого, перед кем и т.д.

Использование современных компьютерных технологий на занятияхоказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживания, творческого воображения, словарного запаса.

Подготовила: учитель – логопед Ястребова И.Н.

г. Советский, 2016

Понравилась статья? Поделитесь ей