Контакты

Как отличить винительный от родительного падежа. Отличие винительного падежа от именительного











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Лишь усвоив в возможном совершенстве первостепенный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.»
Ф.М. Достоевский

Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.

Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи.

Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж, на втором месте – именительный падеж. Надо отметить, что сам по себе именительный падеж трудностей не представляет, но в тексте его можно перепутать с винительным падежом.

Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал Петю существительное Петя стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Петя испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на те роли, которые Петя и волк играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.

Таким образом, изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.

Цели:

  • формировать умения распознавать И.п. и В.п. имён существительных в предложении;
  • отрабатывать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам;
  • воспитывать внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

2 слайд

С. 80 упр. 150

– Дома вы должны были составить предложения и определить падеж имён существительных.

– Что надо сделать, чтобы определить падеж?

(Чтение предложений и определение падежей)

– Прочитайте предложение, которое соответствует предложенной в учебнике схеме.

III. Чистописание.

3 слайд

IV. Словарно-орфографическая минутка.

4 слайд

На слайде напечатаны слова на фоне рисунка «В поле». Найти лишние.

Какие буквы пропущены?

С оставшимися словами составить словосочетания, поставив их в различных падежах. Записать в тетрадь с комментированием, определить падеж.

(Например: хлеб из пшеницы (Р.п.), наблюдал за работой (Т.п.) и т.д.)

V. Работа над новой темой.

5 слайд

Сообщение темы урока и постановка целей.

– Сегодня мы будем продолжать учиться определять падеж имён существительных.

Посмотрите, у нас в гостях два падежа. Они очень похожи друг на друга и мы будем учиться их отличать. Как вы думаете, какие это падежи? (И. и В.) Формирование новых знаний.

– В чём сходство (вопросы ) и различие (предлоги, член предложения ) этих падежей?6 слайд

– А что о себе расскажут сами падежи?

– Я именительный падеж, 7 слайд
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

– А я винительный падеж, 8 слайд
И я во всём виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

– Прочитайте предложения. 9 слайд

– Какое сущ. встретилось во всех предложениях?

– На какой вопрос оно отвечает? Можно ли по нему определить падеж?

Вывод: Неодушевлённые имена сущ. и в И. и в В. падежах отвечают на один и тот же вопрос – что?

– Тогда давайте искать отличия.

Вывод: Если сущ. является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом, то в В.п. (с предлогом или без).

Разбор предложений с комментированием.

У какого ещё сущ. мы не определили падеж? (растёт где? в чём? в питомнике – П.)

Что такое питомник?

VI. Закрепление знаний.

10 слайд

Дополните предложение существительными, поставив их в нужном падеже.

Саша взял ………. вышел на ………. и расчистил ……….. .

Проверка пропущенных букв по слайду.

Что ещё вы нашли в этом предложении? (Предложение с однородными членами. Объяснить постановку запятой, союз и).

Слова для справок: ул..ца, д..ро..ка, л..пата.

VII. Подведение итогов, выводы по таблице.

11 слайд

Как отличить Им. падеж от Вин.?

Д/з стр.81 упр.153, учить правило.

VIII. Задание на карточках (по вариантам).

IX. Рефлексия.

Заполнение таблицы.

Как отличить винительный падеж от родительного и именительного?

Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. Потому что все остальные отвечают себе спокойненько на свои вопросы и не вызывают трудностей. С винительным же падежом все иначе. Его очень легко можно перепутать с именительным или родительный. Ведь винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Винительный падеж обозначает объект действия. Существительное, находясь в винительном падеже, испытывает на себе действие другого существительного, которое в данном предложении – сказуемое. Все становится понятным на примере: «Я люблю своего брата». Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания. Ниже представлена таблица:

Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные. На этом и сыграем.

Рассмотрим пример:

«Бабушки дома нет». Подставим неодушевлённый предмет – «ключей дома нет». Нет кого, чего? Бабушки, ключей. Родительный падеж.

«Я не вижу на столе тарелку». Подставим одушевлённый предмет – «Я не вижу на столе брата». Не вижу кого – брата, не вижу что – тарелку. Кого, что – винительный падеж.

Особенности винительного падежа.

Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.

    Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

    а винительный падеж отвечает на вопросы кого? что?

    Путаница возникает, так как одушевленные существительные отвечают и в том, и том падеже на одинаковый вопрос кого?.

    Для того, чтобы правильно определить падеж или окончание в падеже, учимся различать с помощью вспомогательных слов.

    Для родительного падежа это нет кого, чего ? нет сына, дома, семьи, снегурочки,

    для винительного падежа это вижу кого, что? вижу сына, дом, семью, снегурочку.

    Если будете подставлять эти слова-помощники при склонении слова или определении падежа, то все будет легко и правильно.

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно написать!

    В нашем случает потребитель - это существительное неодушевленное.

    1 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребители.

    2 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребители напряжения.

    3 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребителей.

    4 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребителей напряжения.

    Какие из вариантов правильные?

    Сравниваю с предложением:

    Жесткий диск имеет уплотнители.

    Тут вроде как все однозначно.

    Вернуться к началу

    Наверное, здесь надо уметь отличать действие или форму происходящего. Путают в большинстве своем вопрос Кого?, который есть и в именительном и в винительном падежах.

    Так вот родительный вопрос Кого? отличается от винительного Кого? вспомогательным словом, которое рекомендовано запомнить.

    Для родительного падежа есть слово нет, а для винительного есть слово что. Задавая вопрос со вспомогательным словом мы получаем существительное еще и с разным окончанием. Пример - нет сестры, хомяка, ржи - родительный падеж. Вижу сестру, хомяка, рожь - винительный падеж.

    Вот таблица со вспомогательными словами к каждому падежу, которые облегчают определение падежа.

    Для того, чтобы определить, винительный или родительный падеж , нужно для начала определить, является ли данное существительное одушевлнным. Дело в том, что одушевлнные имена существительные как в родительном, так и в винительном падеже отвечают на вопрос кого?. Если существительное неодушевлнное, оно отвечает в родительном падеже на чего?, но зато в винительном на что? - вопрос, который совпадает с вопросительным словом именительного падежа.

    Существительное нужно проверить - сочетается ли оно в родительном падеже со словом нет. К примеру, в вопросе Нет чего?. Винительный падеж проверяется сочетаемостью с глаголами, находящимися в форме первого лица, единственного числа, настоящего времени, например знаю, вижу. Вижу что? - стул или Вижу кого? - ученика. Как мы видим, форма винительного и родительного падежей у существительных одушевлнных и мужского рода второго склонения одинаковы.

    Вместо одушевлнного существительного мужского рода во втором склонении подставьте любое слово первого склонения. К примеру, Нет кого? - ученика, Вижу кого? - ученика. У первого склонения для родительного падежа ы, а для винительного у.

    Заменяем множественное существительное неодушевлнным существительным этой же формы, после чего определяем падеж аналогично. К примеру - Знаю (кого?) людей нужно заменить на Знаю (что?) имена. Получается, что имена - это существительное во множественном числе в винительном падеже.

    Если взять пример с родительным падежом - заменяем Знаю адрес (кого?) друзей на Знаю адреса (чего?) фирм. Фирм находится в родительном падеже во множественном числе.

    Попробуйте определить падеж существительных, которые не склоняются (кофе, пальто итд), используя ключевые вопросы. Если сложно определить по вопросам, используйте вариант с заменой на любое существительное (склонение).

    Когда-то я тоже путалась с этим. Итак, родительный падеж отвечает на вопрос кого и чего, а винительный - кого, что. Самое просто что в этом случае можно сделать, чтобы отличить падеж, это подставить слово вижу или нет. Если подойдет слово нет, то падеж родительный, если вижу - винительный.

    Проблема с определением падежа возникает только для одушевленных существительных, потому что существительные неодушевленные отвечают в родительном и винительном падеже на разные вопросы и следовательно имеют различные окончания. В родительном падеже - это вопрос чего? а в винительном что? Поэтому самый простой способ разобраться с одушевленными существительными - это их убить, простите за такое выражение. Выглядеть это будет примерно так: Принес домой кролика, вопрос Кого?, существительное одушевленное поэтому убиваем его таким образом: Принес домой тушку кролика, вопрос получается Что?, а следовательно падеж винительный. Аналогично с вариантом У меня нет кролика. Опять вопрос Кого? и непонятный падеж Убиваем, получаем У меня нет шкуры кролика и вопрос получается Чего?, а следовательно падеж родительный. Так нас в школе учили, немного по-зверски, но запоминалось легко.

    Чтобы отличить винительный падеж от родительского, надо задать вопрос:

    Для винительного падежа - Винить в своих бедах надо кого (или что)? ответ: себя, свою лень, телевизор.

    Для родительного падежа задавайте вопрос: У виновного нет кого? - адвоката. У виновного нет чего? - защиты.

    Родительный отвечает на вопросы: Кого?, Чего?, например: У меня нет (Кого? Чего?) брата, кружки. Винительный отвечает на вопросы: Кого?, Что? Пример: Я получила (Кого? Что?) брата, кружку.

    Бывает непросто отличить родительный падеж от винительного в предложении. Дело в том, что для одушевленных существительных они оба эти падежа отвечают на вопрос кого? . Можно заменить одушевленный предмет на неодушевленный в таком предложении и посмотреть, какой вопрос можно задать: если чего? ,то это родительный падеж, если что? винительный.

    Например:

    • Я вижу слона (кого?). Заменим слово слон на стол . Я вижу стол (что?). Следовательно, здесь винительный падеж.
    • Нет ни одного слона (кого?). По аналогии получаем: Нет ни одного стола (чего?). Значит, в приведенном предложении употребляется родительный падеж.
  • Склонения по падежам относиться к разделу русского языка Родительный падеж отвечает на вопросы -НЕТ- кого? чего?, а винительный падеж - ВИЖУ- кого? что?. То есть определяя падежи достаточно подставить соответствующие слова и проверить соответствует ли проверяемое слова соответственному падежу. Тогда не придется вспоминать кучу всех правил.

    Школьники обычно путают и плохо различают винительный и родительные падежи. Сама вспомнила, что в школе затруднялась, пока мне не подсказали действенный способ, который заключается в том, что нужно подставить слово вижу . Вижу (кого? что?) окно, улицу, маму, журнал.

    А родительный падеж имеет вопросы кого? чего? Чтобы определить родительный падеж тоже можно подставить слово нет . Нет (кого? чего?) окна, улицы, журнала.

Существительное – это часть речи, называющая предметы и отвечающая на вопросы «что? »/ «кто? ». В русском языке существительное выступает в роли дополнения, обстоятельства, подлежащего или сказуемого. Это одна из основных лексических категорий обозначающих названия вещей, организмов и живых существ, лиц, событий, фактов, географического положения, явлений, а также свойств, состояний, качеств и действий. Видоизменяется существительное по специальным падежам, между которыми существует определенная система различий. Чтобы избежать грамматических и лексических ошибок, необходимо уметь их различать.

Необходимо:

Чтобы научиться отличать винительный падеж от родительного, необходимо вспомнить школьную программу русского языка за 4-5 класс. В данном случае Вам пригодится не только школьный учебник, но и таблица падежей.

Инструкция:

  • Школьный учебник нам говорит, что в русском языке есть всего шесть падежей. Называются они следующим образом: именительный , дательный , предложный , творительный , винительный и родительный . Нас интересуют последних два, поэтому сосредоточимся на них.
  • Чтобы определить эту характеристику для любого существительного, необходимо использовать специальные вспомогательные вопросы и слова. Следует отметить, что как школьники, так и весьма образованные люди постоянно путают между собой винительный и родительный падежи. Это происходит потому, что вспомогательные вопросы для их определения практически идентичны: для родительного «нет кого? чего? », для винительного «вижу кого? что? ». То есть вопрос к одушевленным предметам задается одинаковый: «кого? ».
  • Если у Вас не получается определить нужную форму, задайте уточняющий вопрос к существительному: «вижу что? » или «нет чего? », чтобы определить ее. Винительный падеж употребляется в том случае, если слово приобретает форму именительного после уточняющего вопроса.
  • Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка» . Подставив на место любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова «учитель» в словосочетании «гордость за учителя», подставив проверочное слово, получаем словосочетание «гордость за кошку» . Окончание « и» указывает на родительный падеж, окончание «у» на винительный.
  • Запомните, что родительный всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды ), сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы ) и принадлежность (мотоцикл брата ). Винительный же описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту ), а также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку ).

Как отличить Именительный падеж от Винительного?

  1. Именительный падеж от винительного падежа отличается вопросами. Вопросы именительного падежа - кто? что? Например: (кто?) девочка, (что?) мячик.
    А вопросы винительного падежа - кого? что? . Например: сказал (кого? что?) слово, сделал (кого? что?) работу.
    Чтобы отличить винительный падеж от именительного, можно подставить слово вижу. Вижу (кого? что?) мячик - это существительное стоит в винительном падеже.
    Так же:
    1Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические
    функции: в именительном падеже роль подлежащего, в винительном
    дополнения.
    2Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.
  2. Если ты имеешь ввиду в предложении, то Винительный (в предложении) отличается от Именительного тем, что: Если существительное подлежащее то это Им. падеж, а если второстеп. член то вин.
  3. Именительный отвечает на вопросы кто, что...а винительный кого, чего
  4. Нужно задавать два вопроса: кто? что? - Именительный, (винить) КОГО? что? - Винительный. Также КОГО? чего? - Родительный.
  5. Именительный падеж отвечаеи на вопрос кто, что. Например:кто?(лисица)
    Винительный кого, что. Например: Вижу кого? (лисицу)

  6. Задавать сразу два вопроса: кого? чего? - родительный; кого? что? - винительный.
    Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ - родительный падеж, если СЕСТРУ - винительный.
  7. Им. -кто? что?, вин. -кого? что?
  8. Кто, что? без предлогов, в предложении всегда - подлежащее
    Кого, что? могут быть предлоги, второстепенный член предложения.
  9. Задав вопрос именительный падеж отвечает на вопросы (кто? что?) , а винительный (кого? чего?)

  10. Именительный падеж отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (пример: земля, лиса, вода, дом...) А винительный на вопросы Кого? Что? (землю, лису, воду, дом)
  11. Спасибо большое за информацию, а то за 25 лет уже все забыла!
  12. Именительный падеж - это всегда подлежащее,
    Винительный падеж - это дополнение (если без предлога) .

    Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, "книга", и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на "книга".

    У вас будет или кто? что? - "книга" (Именит. п.) , или кого? что? "книгу" (Винит. п.)

  13. именит. падеж - вопросы кто? что? винительный - вопросы кого? что?
  14. Первый отвечает на вопросы Кто? Что?
    Второй на Кого? Чего???
  15. Существительное в именительном падеже отвечает на вопрос "Кто? " или "Что? ", в винительном падеже - на вопрос: "Кого? ", "Что? " (вижу кого, что? . Виню кого, что?)
  16. а как отлчить?
  17. В именительном падеже чаще всего стоит подлежащее (действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении).
Понравилась статья? Поделитесь ей