Контакты

Противовоздушная оборона. Положение о противовоздушной обороне

В октябре 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу, местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках авиацией противника. Она с честью оправдала свое предназначение в годы Великой Отечественной войны.




В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мер. Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.


В июле 1987 г. руководство страны издало документ о коренной перестройке системы гражданской обороны. Руководителям государственных органов управления всех уровней была поставлена задача обеспечить высокую готовность органов и сил ГО к действиям по предназначению. При этом было подчеркнуто, что они должны быть готовы к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведению спасательных и других неотложных работ.


В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который (10 января 1994 Г.) был преобразован в министерство (МЧС России).


Дальнейшему развитию системы гражданской обороны послужило принятие в феврале 1998 г. Федерального закона "О гражданской обороне».


Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Обучение населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;


Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;


Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; срочное восстановление надежного функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;


Срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.


Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России). Шойгу Сергей Кужугетович


Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют руководители этих органов и организаций. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.


МЧС России Региональные центры МЧС России Главные управления МЧС России по субъектам РФ Отделы ГОЧС органов местного самоуправления Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны Федеральный уровень Межрегиональный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Объектовый уровень


Подготовку к ведению гражданской обороны осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


В соответствии с законом ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.




1.Расскажите об истории создания в нашей стране системы гражданской обороны. 2.Какими причинами была вызвана коренная перестройка в системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций? 3. Что такое современная гражданская оборона и каково ее предназначение? Назовите основные задачи гражданской обороны. 4.Назовите органы, осуществляющие управление гражданской обороной.


Из приведенных задач выберите те, которые являются задачами в области гражданской обороны: а) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; б) эвакуация раненых с места военных действий в безопасные районы; в) тушение пожаров в жилых и общественных зданиях в мирное время; г) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий; д) санитарная обработка населения, специальная обработка техники, обеззараживание зданий и сооружений; е) строительство фортификационных сооружений в военное время; ж) руководство коммунальными службами в мирное и военное время;


Из приведенных задач выберите те, которые являются задачами в области гражданской обороны: з) восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; и) принятие мер по организации медицинского обслуживания населения; к) проведение мероприятий по светомаскировке.

Воздушно-космическая оборона № 6, 2004 г.

А.Хюпененгенерал-полковник, доктор военных наук, профессор,председатель президиум Объединенного совета союза ветеранов Войск ПВО

В настоящее время уже достоверно подтверждена документами из Российского государственного военно-исторического архива дата создания воздушной обороны Петрограда - 25 ноября (по новому стилю - 8 декабря) 1914 г. Таким образом, 8 декабря 2004 г. исполняется 90 лет со дня начала формирования первых подразделений и частей войск ПВО России.

В Начале Первой мировой войны в связи с применением противоборствующими сторонами летательных аппаратов в военных целях в армиях сражающихся государств возникла необходимость организовать воздушную оборону группировок войск и важных объектов на ТВД. В России среди первоочередных задач разрабатывались меры по недопущению полетов воздухоплавательных средств противника к тогдашней столице страны Петрограду и резиденции императора в Царском Селе.

17 (30) ноября 1914 г. главнокомандующий 6-й армией генерал-адъютант Константин Петрович Фан-дер-Флит приказом за № 90 объявил специальную инструкцию, согласно которой впервые была организована воздушная оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман. Приложенную к приказу инструкцию подписал начальник штаба 6-й армии генерал-майор Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич, впоследствии возглавлявший штаб Верховного главнокомандующего. Георгий Владимирович Бурман, инженер по образованию, руководил в Петрограде Офицерской электротехнической школой, готовившей специалистов инженерного ведомства, в том числе по телефонному делу и радиотелеграфии. Таким образом, у истоков формирования воздушной обороны страны находились крупные специалисты военного дела.

8 декабря 1914 г. "Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии" вступила в силу. Воздушная оборона столицы России начала функционировать. Под руководством ее начальника генерал-майора Бурмана Г.В. объединялись действия "летчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника".

Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах врага была развернута сеть наблюдательных постов. На позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены артиллерийские орудия, приспособленные для ведения зенитного огня. В Гатчинской авиационной школе отобрали подготовленные к борьбе с самолетами в воздухе экипажи.

К апрелю 1915 г. воздушная оборона Петрограда и императорской резиденции в Царском Селе пополнилась новыми силами и средствами. В июле того же года были утверждены: Особая инструкция № 6 для обороны императорской резиденции от нападения воздушного противника и Инструкция № 7 для действия специального авиационного отряда для воздушной обороны императорской резиденции. Этими документами была введена должность заведующего обороной императорской резиденции от воздушного нападения.

Таким образом, в 1915-1917 гг. было положено начало формированию систем воздушной обороны объектов на театрах военных действий. В российской армии вводились должности начальников воздушной обороны, создавались их штабы, вырабатывались принципы организации воздушной обороны тыловых объектов. Данная система в течение всей войны непрерывно совершенствовалась с учетом обстановки на русско-германском фронте, имеющихся на вооружении технических средств и опыта борьбы с воздушным противником.

СТАНОВЛЕНИЕ

К строительству системы противовоздушной обороны советского государства в межвоенный период приступили в период военной реформы 1924-1925 гг. С 1924 г. Штаб РККА становится основным планирующим органом создания ПВО Советского Союза. Директивой Штаба РККА военным округам, управлениям и службам Наркомата по военным и морским делам от 25 августа 1925 г. разъяснялось, что "в текущем бюджетном году Штаб РККА приступает к организации противовоздушной обороны страны. Задачи, встающие в связи с этим, следует отличать от задач противовоздушного обороны фронтовой полосы в военное время, где все эти вопросы будут разрешаться на основании соответствующих уставов, наставлений".

В этой директиве впервые были применены термины "противовоздушная оборона страны" и "противовоздушная оборона фронтовой полосы" и подчеркнуто их различие. Но даже сегодня некоторые "специалисты" не могут понять эту разницу и стремятся объединить ПВО страны и ПВО войск.

В 1930 г. в Штабе РККА были выработаны предложения по формированию в центральном аппарате органа, который должен вести вопросы противовоздушной обороны. 1 мая 1930 г. было создано 6-ое управление, начальник которого одновременно являлся инспектором ПВО и начальником службы ПВО РККА.

Также в 1930 г. был разработан и 23 ноября утвержден Реввоенсоветом СССР первый Генеральный план противовоздушной обороны страны с основными цифрами развития ПВО на 1931-1933 гг. На обороне крупных центров страны территориальные части ПВО переводятся на кадровый состав. Зенитные артиллерийские полки переформировываются в бригады ПВО, включавшие части и подразделения зенитной артиллерии, пулеметов, прожекторов и ВНОС. Стоявшие на страже неба над Москвой и Ленинградом бригады осенью 1931 г. преобразуются в дивизии ПВО.

10 мая 1932 г. приказом РВС СССР № 033 6-е управление Штаба РККА переименовано в Управление противовоздушной обороны РККА с непосредственным подчинением его Реввоенсовету СССР. Сам же РВС объявил 1932 г. годом решительного перелома в деле ПВО страны, годом мощного роста техники противовоздушной обороны и резкого повышения качества боевой подготовки и работы всей системы службы ПВО.

В сентябре-октябре 1932 г. вопросы организации противовоздушной обороны страны были рассмотрены на правительственном уровне и 4 октября 1932 г. постановлением СНК СССР утверждается Положение о противовоздушной обороне территории СССР (объявлено приказом РВС СССР № 0031 от 23 октября 1932 г).

Принятые меры оживили деятельность всех органов, учреждений и заведений военного ведомства по совершенствованию существующего вооружения и созданию новых образцов ВВТ для противовоздушной обороны. Появились новые типы зенитных орудий, самолетов-истребителей, зенитных пулеметов, прожекторов, аэростатов заграждения. В 1934 г. впервые в мировой практике были проведены успешные испытания разработанной по идеям и при участии П.К. Ощепкова радиолокационной аппаратуры по обнаружению самолетов в воздухе.

В феврале-апреле 1938 г. для защиты от ударов с воздуха Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы корпуса ПВО, а Киева - дивизия ПВО. В состав корпусов и дивизии ПВО крупных центров страны входили соединения и части зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, зенитных прожекторов, воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также части и подразделения аэростатов заграждения. Командирам корпусов и дивизии ПВО оперативно подчинялась истребительная авиация ВВС, назначенная для выполнения задач противовоздушной обороны объектов.

27 декабря 1940 г. приказом наркома обороны за № 0368 Управление ПВО РККА преобразуется в Главное управление ПВО Красной Армии. Этим приказом на начальника ГУ ПВО возлагалось руководство противовоздушной обороной территории СССР и разработка вопросов использования средств ПВО.

Таким образом, в межвоенный период для противовоздушной обороны были разработаны различные образцы ВВТ, хотя не все они имели требуемое качество. Поступление же в войска новых типов оружия затруднялось вследствие недостаточной промышленной базы страны. По объективным и субъективным причинам ряд образцов ВВТ либо вообще не был принят в производство, либо качественно новое вооружение изготавливалось в ничтожно малых количествах.

В январе 1941 г. выходит постановление СНК СССР "Об организации противовоздушной обороны". В нем определялась угрожаемая по воздушному нападению зона на глубину до 1200 км от государственной границы. На этой территории в составе военных округов создавались зоны противовоздушной обороны, имевшие в своем составе районы и пункты ПВО.

К началу Великой Отечественной войны противовоздушная оборона страны включала: зон ПВО - 13, корпусов ПВО - 3, дивизий ПВО - 2, бригад ПВО - 9, бригадных районов ПВО - 39. Численность личного состава В ПВО - 182 тыс. человек.

С первых дней и месяцев войны органы военного, политического и государственного руководства обращают самое пристальное внимание на состояние ПВО. 9 ноября 1941 г. Государственный комитет обороны принял постановление за № 874сс "Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Союза". Этим документом Войска ПВО территории страны были преобразованы в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР.

В завершающий период Великой Отечественной войны в составе Войск ПВО действовали четыре фронта противовоздушной обороны, прикрывавшие важнейшие стратегические воздушные направления.

Одним из главных итогов Великой Отечественной войны следует считать подтверждение тезиса о возрастании роли противовоздушной обороны среди условий обеспечения безопасности государства. Суровая боевая практика доказала, что задачи по отражению воздушного противника могут выполнить только заблаговременно развернутые, находящиеся в постоянной боевой готовности, сильные Войска ПВО.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В июне 1948 г. политбюро ЦК ВКП (б) и Совет министров СССР определили новую структуру системы и Войск ПВО. Округа, армии ПВО подлежали расформированию, на их базе создавались районы ПВО 1, 2 и 3-й категорий. Вся территория страны делилась на внутреннюю часть (объекты тыла) и приграничную полосу.

Ответственность за противовоздушную оборону тыловых объектов и за подготовку территории страны в противовоздушном отношении возлагалась на командующего Войсками ПВО страны - заместителя министра Вооруженных Сил. Ему были подчинены Войска ПВО страны, осуществлявшие прикрытие объектов тыловых районов СССР, и служба ВНОС на территории всего Советского Союза. Ответственность за противовоздушную оборону объектов в приграничной полосе была возложена на командующих войсками военных округов, военно-морских объектов (баз, портов) - на командующих флотами.

Командующим Войсками ПВО страны 7 июля 1948 г. назначается заместитель министра Вооруженных Сил Маршал Советского Союза Л.А. Говоров с оставлением за ним должности главного инспектора Вооруженных Сил. Войска противовоздушной обороны страны вышли из подчинения командующего артиллерией Вооруженных Сил. В соответствии с этими решениями в 1948-1949 гг. была проведена вторая послевоенная коренная реорганизация войск и системы противовоздушной обороны.

В сентябре 1951 г. новым правительственным постановлением проводится очередная реорганизация ПВО. В приграничных районах страны были созданы войска воздушной обороны приграничной линии, подчиненные одному из заместителей главнокомандующего ВВС. В их состав передавались из Войск ПВО страны все части ВНОС в приграничной полосе.

20 июня 1953 г. приказом министра обороны "О мероприятиях по улучшению организации противовоздушной обороны Союза ССР" войска воздушной обороны приграничной линии были упразднены, подконтрольные им районы перешли в состав военных округов. На командующего Войсками ПВО страны возлагалась ответственность за противовоздушную оборону и руководство ее силами и средствами на всей территории СССР.

27 мая 1954 г. постановлением СМ СССР и ЦК КПСС № 1040-444 "О безнаказанных полетах иностранных самолетов над территорией СССР" руководство Войсками ПВО страны и службой ВНОС и ответственность за противовоздушную оборону была возложена на Министерство обороны, для чего учреждалась должность главнокомандующего Войсками ПВО страны - заместителя министра обороны СССР. На этот пост был выдвинут Маршал Советского Союза Л.А. Говоров.

Приказом МО СССР от 14 июня 1954 г. "О реорганизации структуры войск ПВО страны" вместо районов противовоздушной обороны в приграничной полосе и в глубине СССР восстанавливались оперативные объединения (округа и армии) и оперативно-тактические соединения (корпуса, дивизии) ПВО, включавшие в свой состав все рода войск противовоздушной обороны.

В этот период совершенствуется также вооружение, боевая техника и организация войск в тактическом звене. Новые образцы ВВТ поступают в части авиации и радиотехнических войск ПВО. С середины 1950-х гг. началось зарождение и развитие зенитных ракетных войск, составивших основу огневой мощи противовоздушной обороны.

С 1960 г. формируются корпуса и дивизии ПВО новой организации. Корпуса и дивизии родов войск, а в объединениях ПВО - и штабы родов войск ликвидируются. Округа и отдельные армии ПВО стали состоять из корпусов и дивизий ПВО, включавших согласно общевойсковому принципу соединения и части ЗРВ, ЗА, ИА, РТВ и специальные войска.

Создавалась более простая, экономичная и гибкая система управления Войсками противовоздушной обороны страны. Округа и отдельные армии ПВО развертывались на основных оперативно-стратегических направлениях. Обеспечивалось широкое применение систем автоматизированного управления, охват всей территории страны районами применения активных родов войск ПВО.

Данная система противовоздушной обороны с отдельными дополнениями просуществовала до 1978 г. В этот период в состав Войск противовоздушной обороны страны вошли силы и системы ракетно-космической обороны, которые фактически стали Войсками воздушно-космической обороны.

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Очередная реорганизация системы и Войск противовоздушной обороны в 1978 -1980 гг. вернула их к уже ранее вводившимся и отвергнутым войной и послевоенной деятельностью организационным формам. Приграничные округ и армии ПВО были расформированы, их корпуса и дивизии ПВО без истребительной авиации переданы в военные округа. С января 1986 г. здравый смысл все-таки возобладал. Войска ПВО были приведены к их "дореформенному" виду. Однако ослабленные в ходе непрерывных реорганизаций, они так и не смогли достичь необходимого уровня развития до самого конца существования СССР.

Распад в 1991 г. единой системы противовоздушной обороны привел к значительному снижению боеспособности ПВО государства. В последующие годы отставание Войск ПВО от требуемого уровня развития существенно увеличилось. Не способствовали этому и многочисленные организационно-штатные изменения, которые в конечном итоге, по мнению многих специалистов, так и не помогли усилению обороноспособности государства. В 1997 г. Войска ПВО как вид Вооруженных Сил были ликвидированы, что сегодня оценивется как самая большая ошибка реформирования 1990-х гг. Современное состояние сил и средств ПВО весьма далеко от требуемого уровня обеспечения национальной безопасности России.

В этой связи всем нам следует помнить оценку роли противовоздушной обороны, высказанную Маршалом Советского Союза Г.К.Жуковым: "Война показала исключительное и первостепенное значение противовоздушной обороны страны и войск. Надежная ПВО, способная отразить удары противника, особенно в начале войны, создает не только благоприятные условия для вступления в войну Вооруженных Сил, но и дает стране возможность более организованно перестроиться на военные рельсы, не говоря уже о том, что не будет серьезно поколеблено моральное состояние народа. В современных условиях, когда как у нас, так и в руках нашего вероятного противника имеются межконтинентальные средства с термоядерной начинкой, значимость противовоздушной обороны, безусловно, стала № 1. Тяжкое горе ожидает ту страну, которая окажется неспособной отразить удар с воздуха".

О том, насколько прозорлив был великий полководец, подтвердили локальные войны и военные конфликты последних десятилетий. Без сильной противовоздушной (воздушно-космической) обороны не могут быть по-настоящему боеспособными Вооруженные Силы, не может быть обеспечена безопасность государства. Об этом нельзя забывать и на нынешнем этапе реформирования военной организации Российской Федерации.

Организационное становление и развитие системы местной противовоздушной обороны ссср (1932-1941 гг.)


А.В. Гусев


г. Кострома

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы организационного становления системы местной противовоздушной обороны СССР в период с начала 30-х годов и до нападения фашистской Германии на Советский Союз. На основе различных источников показаны основные направления деятельности ЦК ВКП(б) и СНК СССР по подготовке населения и объектов народного хозяйства страны к противовоздушной и противохимической обороне.

Ключевые слова: местная противовоздушная оборона, защита населения, воздушное нападение, группа самозащиты, убежище, индивидуальные средства защиты.

противовоздушный советский противохимический оборона

5 апреля 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, в соответствии с которым руководство системой противовоздушной обороны (ПВО) было поручено Народному комиссариату по военным и морским делам. В связи с этим Реввоенсовет СССР 10 мая 1932 года постановил преобразовать 6-е управление штаба РККА в Управление ПВО РККА с непосредственным подчинением его Революционному Военному Совету Союза ССР. На управление было возложено практическое руководство службой ПВО всей территории страны, а также объединение деятельности всех гражданских ведомств, учреждений и общественных организаций в этой области . Управление ПВО РККА возглавлял начальник ПВО РККА, который непосредственно подчинялся Народному комиссару по военным и морским делам. 1932 год явился переломным в решении многих вопросов строительства ПВО. В течение года состояние ПВО и меры по ее дальнейшему укреплению дважды (в апреле и в сентябре-октябре) рассматривались на правительственном уровне. Результатом этих обсуждений стало принятие ряда документов, определивших, как основы организации ПВО на всей территории страны, руководство ею в центре и на местах, так и пути повышения качества боевой подготовки частей и функционирования всей системы службы ПВО. 21 сентября 1932 года, постановлением СНК СССР в военных округах учреждались комиссии содействия ПВО. Их председателями назначались командующие войсками, а членами являлись заместители председателей СНК республик, председатели краевых (областных) исполкомов, представители партийных, профсоюзных органов, Осоавиахима, войск ОГПУ.

октября 1932 года СНК СССР утвердил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР. Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации - местной противовоздушной обороны СССР. МПВО - так стала называться новая организация, вошла в состав войск ПВО страны и была выделена в самостоятельную составную часть всей систем ПВО Советского государства.

Эта дата считается днем создания МПВО СССР. Положение предусматривало широкое развитие сил и средств МПВО, определяло проводимые ею мероприятия в угрожаемых зонах (досягаемости авиации вероятного противника). Мероприятия МПВО в мирное и военное время подразделялись на подготовительные и боевые, проводимые при угрозе нападения с воздуха, в момент нападения и после него.

Подготовительные мероприятия в городах угрожаемой зоны включали, прежде всего, обучение населения и специальных формирований, создаваемых на объектах народного хозяйства и в жилых домах; строительство убежищ, командных пунктов; приспособление для этих целей различных подвальных помещений; сооружение вышковых наблюдательных пунктов (ВНП); создание индивидуальных средств защиты (ИСЗ), развитие средств оповещения и связи; дублирование, резервирование и рассредоточение источников и сетей электро-, газо-, водо- и пароснабжения предприятий.

При введении «Угрожаемого положения» органы местной ПВО должны были оповестить об этом объекты и население городов-пунктов; осуществить маскировку и светомаскировку; обеспечить население противогазами; организовать защиту людей, животных, материальных ценностей и уникального оборудования, воды, продуктов питания, фуража, подготовить к работе формирования; обеспечить порядок и безопасность в населенных пунктах и на объектах, наблюдение за территорией городов.

При нападении противника с воздуха - подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных этим сигналом. При разрушениях и поражениях на силы МПВО возлагалась задача спасать людей из завалов, горящих зданий, оказывать пострадавшим медицинскую помощь, ликвидировать аварии, расчищать проходы и проезды, дегазировать технику, одежду, обувь, обезвреживать невзорвавшиеся авиабомбы. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства.

Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы ПВО страны, общее руководство ею осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 года? Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов? командующими войсками округов. В угрожаемой зоне были определены города - пункты ПВО и объекты ПВО (крупнейшие предприятия). Начальник пункта ПВО назначался наркомом обороны СССР, им был, как правило, командир части ПВО, а начальником объекта ПВО считался директор предприятия, руководитель учреждения. В городах были созданы штабы пунктов ПВО - органы управления начальников пунктов ПВО. В военных округах из представителей гражданских ведомств и общественных организаций создавались комиссии содействия ПВО, которые помогали командованию округа в претворении указаний и директив центральных органов на местах.

Постепенно складывалась и организационно-штатная структура МПВО и ее сил. Развитие местной ПВО шло и по военному, и по гражданскому направлениям. МПВО в городах располагала специальными кадровыми частями и добровольными формированиями. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО (в основном батальоны). Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки. Воинские подразделения и части МПВО подчинялись командованию военных округов. С другой стороны - в городах-пунктах ПВО организовывались добровольные формирования МПВО, а именно, участковые команды (в границах участков милиции) и объектовые команды (на предприятиях), а при домоуправлениях - группы самозащиты. Командирами их назначались главным образом бывшие военнослужащие. Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100-300 рабочих и служащих - на предприятиях и в учреждениях и от 200-500 человек жителей? при домоуправлениях.

Участковые команды состояли из 420-430 человек, входивших в различные специальные формирования - противопожарные, аварийно-восстановительные, медико-санитарные, дегазационные и ветеринарные подразделения, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений - медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. При необходимости создавалось также и ветеринарное отделение . Участковые команды и группы самозащиты при домоуправлениях подчинялись начальнику отделения милиции, а объектовые команды - начальнику МПВО объекта.

С момента создания системы МПВО обучение населения и подготовку специальных формирований было поручено возглавить Осоавиахиму, он же координировал деятельность всех других добровольных организаций в решении этой задачи. Подготовка руководящих кадров и командно-начальствующего состава осуществлялась на специальных курсах МПВО. Подготовка населения по противовоздушной и противохимической защите приобретает еще более широкий размах с 1935 года, она становится плановой и систематической. В частности 20 сентября 1934 года были опубликованы нормы комплекса «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне), пользовавшийся большой популярностью, особенно среди школьников и рабочей молодежи. Уже к августу 1935 года их сдали более 580 тыс. осоавиахимовцев. Работа с населением не ограничивалась только обучением. Прошедших подготовку привлекали в формирования МПВО. Именно из обученных людей комплектовались различные команды МПВО и группы самозащиты, так много сделавшие для ликвидации последствий налетов фашистской авиации на наши города во время Великой Отечественной войны.

Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 года «О работе Осоавиахима» подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО объявлены важнейшими задачами Осоавиахима. Наряду с кружковой формой обучения граждан, завоевали популярность учения ПВХО. Они проводились органами местной ПВО и Осоавиахима. Личный состав формирований и население приобретали на учениях-тренировках нужные навыки, опыт взаимодействия, учился тому, как надо практически выполнять то или иное защитное мероприятие. Применялись и другие формы обучения: военно-химические соревнования, походы в противогазах. В начале сентября 1935 года в Москве состоялись первые всесоюзные соревнования по ПВХО, в которых приняло участие свыше 1000 человек. В дальнейшем такие соревнования в стране стали проводиться ежегодно, привлекая большое количество участников. В 1936 году в них участвовало 50 тыс. трудящихся, а в 1938 году - 2800 тыс. человек . Только за шесть предвоенных лет в организациях Осоавиахима прошли соответствующую подготовку более 38 760 тыс. граждан. К новым формам распространения санитарно-оборонных знаний и навыков перешли и комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В это время были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) - для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) - для школьников. Это было сделано с целью совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков. Таким образом, всего за пять-шесть лет нормам «Готов к ПВХО», ГСО и БГСО Осоавиахим и СОКК и КП обучили миллионы советских граждан. Из месяца в месяц росло число первичных формирований МПВО. К 1940 году оно достигло 20 тысяч.

В связи с усилением опасности агрессивных действий империалистических стран против Советского Союза и необходимостью дальнейшего укрепления обороноспособности страны в 1937 году было проведено ряд мероприятий по усилению противовоздушной обороны. Для ПВО крупнейших центров страны, таких, как Москва, Ленинград, Баку, были сформированы корпуса ПВО, в состав которых включались зенитные артиллерийские дивизии, зенитные прожекторные полки, полки ВНОС, полки аэростатов заграждения, пулеметные полки. Для ПВО некоторых других центров (например, Киева) были сформированы дивизии ПВО. Для обороны ряда других важных пунктов, городов и районов начали формироваться отдельные бригады ПВО. В течение последних пяти лет перед войной были приняты важные правительственные решения, направленные в первую очередь на усиление МПВО городов-пунктов ПВО.

Важное значение в совершенствовании организации и деятельности местной ПВО имело постановление СНК СССР от 20 июня 1937 года «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева». Оно наметило ряд новых мер по усилению МПВО в этих городах, в частности общее руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти? городские и районные Советы депутатов трудящихся, за исключением некоторых специальных вопросов, оставшихся в введении Управления ПВО РККА. Председатели городских и районных исполкомов стали начальниками МПВО городов и районов. В состав горсоветов и райсоветов этих городов были введены должности заместителей председателей горсовета (райсовета) по местной противовоздушной обороне и штабы МПВО.

В конце 30-х годов были образованы службы МПВО. Создавались они на базе управлений, отделов и трестов городских и районных Советов депутатов трудящихся. Характер деятельности и задачи служб можно определить по их названиям: оповещения, связи, убежищ, транспортная, противопожарная, медико-санитарная, аварийно-восстановительная, охраны порядка и безопасности, светомаскировки, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, ветеринарная. Дополнительно в штабах МПВО городов учреждалась служба противохимической защиты. Значение образования этих органов состояло в том, что теперь к осуществлению мероприятий по защите от средств поражения с воздуха привлекался широкий круг специальных учреждений и организаций, располагающих квалифицированными кадрами, материально-техническими ресурсами. Правительство также приняло серьезные меры к усилению материально-технического обеспечения системы местной ПВО. В частности, запрещалось всякое строительство без учета требований МПВО. 18-й съезд ВКП(б) в марте 1939 года при рассмотрении 3-го пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР подчеркнул необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности страны, в том числе и местной противовоздушной обороны.

ЦК ВКП(б), СНК СССР принимали серьезные меры в области военного строительства накануне войны. Качественные изменения коснулись и войск противовоздушной обороны, в которых число зенитных систем возросло почти в два раза. Большие работы проводились по созданию и усовершенствованию приборов управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО). В 1939-1941 гг. начали поступать на вооружение скоростные истребители Як-1, МИГ-3, ЛаГГ-3, превосходившие по своим летно-тактическим данным лучшие иностранные образцы. Однако к началу Великой Отечественной войны перевооружение нашей истребительной авиации не было закончено и новых самолетов-истребителей в войсках было еще мало. Необходимость развития средств ПВО диктовалась развитием средств воздушного нападения за рубежом. Особенно широкий размах приняло строительство военно-воздушных сил в середине 30-х годов, с приходом к власти фашистов в Германии и созданием блока фашистских государств. Готовясь к развязыванию войн, руководители Германии и Японии делали ставку на массированные авиационные удары по наиболее важным объектам тыла: крупным городам, железнодорожным узлам, транспортным коммуникациям и т.д. В этих целях в Германии строятся тяжелые бомбардировщики «Юнкерс Г-38» и «Дорнье-1», способные нести до 2000 кг авиабомб .

Вынашивая свои разбойничьи планы нападения на Советский Союз, фашистская Германия делала ставку на массированное применение авиации.

В своей доктрине Гитлер отводил ей роль огромной разрушительной силы в уничтожении советских городов и сел, истреблении мирных жителей. В одном из своих выступлений перед генералитетом вермахта по вопросу предстоящей войны с СССР он заявил, что «речь идет о борьбе на уничтожение…На востоке жестокость является благом для будущего» . Европейской части СССР в планах Гитлера отводилась роль «жизненного пространства», которое представители высшей арийской расы должны были очистить от «недочеловеков» - славян. В Германии была развернута работа по созданию и наращиванию не только обычных средств вооружения: многие химические концерны выполняли заказы военного ведомства. На секретных заводах в огромных количествах готовилось смертоносное оружие, способное принести гибель миллионам людей. В стальную оболочку бомб, снарядов и мин закладывались отравляющие вещества.

Учитывая это, ЦК ВКП(б) и СНК СССР принимали необходимые меры, чтобы не только уберечь страну от возможного воздушного и химического нападения противника, но и наладить выпуск средств индивидуальной противохимической защиты, организовать оборудование коллективных убежищ на случай воздушного и химического нападения, обучить широкие массы населения грамотным действиям в этих условиях. В важнейших городах-пунктах были составлены планы МПВО. Они предусматривали быстрый переход на работу в условиях угрозы нападения с воздуха, порядок развертывания и приведения в боевую готовность штабов и формирований МПВО и другие защитные мероприятия.

Нужды МПВО стояли в центре внимания всех партийных и советских органов. В частности, Московский городской комитет ВКП(б), обязал каждого члена партии активно участвовать в укреплении местной ПВО. Вот что по этому поводу пишет председатель Исполкома Моссовета в предвоенные и военные годы В.П. Пронин: «В ноябре 1939 года Московский Совет принял постановление, в котором излагались обязанности руководителей предприятий, учреждений, управляющих домами, комендантов домов и населения города по местной противовоздушной обороне. В городе широко развернулись работы по строительству бомбоубежищ, приспособлению метрополитена для укрытия населения в случае воздушных налетов врага и переводу освещения города на централизованное управление» .

На Украине ЦК КПУ постоянно заботился об укреплении местной противовоздушной обороны городов и объектов народного хозяйства, и, прежде всего, Киева. По всем показателям МПВО Киева занимала до войны передовое место в республике. Здесь уже в 1935 году практиковались совместные с частями ПВО Красной Армии учения. Большой популярностью в Киеве пользовался Дом обороны, где зарождалось, обсуждалось и проводилось в жизнь большинство массовых мероприятий. Отсюда порой начинались походы в противогазах на 5 и 10 километров, здесь проходили лекции, киносеансы. Походы особенно хорошо организовывали штабы МПВО заводов «Арсенал», «Большевик», «Ленинская кузница», «Красный экскаватор», станция Киев-пассажирская. Возглавляли походы преимущественно руководители объектов. На предприятиях и в учреждениях люди тренировались работать в противогазах. Партийные и советские органы тщательно следили за тем, чтобы средства оповещения и связи, командные пункты, газоубежища, стационарные обмывочные пункты и медицинские учреждения, химические лаборатории и станции дегазации транспорта находились в постоянной готовности.

Активная работа велась и в Севастополе. Бюро горкома, партийные организации черноморской твердыни относились к укреплению МПВО с особым вниманием. Б.А. Борисов, работавший в годы войны в Севастополе, пишет: «Во время часто проводимых учений все руководящие работники города и района дотошно проверяли состояние затемнения города: ездили на предприятия, заглядывали во дворы, забирались на вышки, на Малахов курган, выезжали на окраины. Не раз в воздух поднимались военные летчики и указывали на недостатки светомаскировки города.

На предприятиях даже выполнение срочных и важных спецзаказов с наступлением темноты разрешалось вести только при условии соблюдения светомаскировки, никому и никаких поблажек не давалось. Первые итоги работы по налаживанию МПВО обсуждались на городском активе. Актив решил: приступить к тщательной тренировке штабов, команд и служб МПВО, широко привлечь к участию в ней население, учения проводить в обстановке, приближенной к боевой. Возникали пожары на пустырях и площадях - поджигали мусор, не условно, а по настоящему, где-нибудь в тупике; подрывали железнодорожные и трамвайные пути, временно выводили из строя водопровод, телефонную связь, электроосвещение. Посредники следили за тем, как быстро пожары и повреждения обнаруживались и ликвидировались. К учебным тревогам стали относиться серьезно. Рассуждали примерно так: если партийные организации уделяют этому столько внимания, значит дело нешуточное. На предприятиях освоились с работой в условиях светомаскировки, и их руководители уже не ссылались на то, что постоянно проводимые учения МПВО и связанное с ним затемнение мешают выполнять план. И как же впрок пошли все эти уроки! Доставляли они всем много беспокойства, но мы их потом не раз вспоминали добрым словом» .

Важным этапом совершенствования организационной структуры ПВО страны явились предвоенные 1940 и 1941 годы. В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить большие усилия Наркомата обороны СССР на обеспечении вооруженной защиты страны в условиях обострившейся международной обстановки и подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, Совет Народных Комиссаров СССР 7 октября 1940 года принял постановление № 136. В нем было принято следующее:

Оставить за Наркоматом обороны руководство и организацию авиазенитной обороны страны, возложив на него:

а) организацию авиазенитной обороны, угрожаемой по воздушным нападениям зоны и отдельных пунктов, подлежащих защите авиазенитными средствами, устанавливаемых Правительством Союза ССР;

б) организацию Службы воздушного наблюдения;

в) усовершенствование вооружения и технических средств борьбы с воздушным противником;

г) запрещение полетов воздушного противника над территорией страны;

д) борьбу с воздушным противником.

Все вопросы, относящиеся к группе местной обороны, охватывающие мероприятия по подготовке защиты пунктов и населения при нападении воздушного противника, возложить на НКВД Союза ССР. Для этой цели образовать в его составе Главное управление местной противовоздушной обороны, возложив на него:

а) организацию местной противовоздушной обороны населенных пунктов, предприятий, железнодорожных узлов и других объектов в угрожаемой зоне;

б) руководство местной противовоздушной подготовкой местных советских и общественных организаций и гражданских наркоматов;

в) руководство строительством убежищ, укрытий и эвакуацию населения в угрожаемых зонах;

г) разработку всех мероприятий по светомаскировке;

д) разработку всех мероприятий по ликвидации последствий воздушного нападения.

При этом МПВО в оперативном отношении по-прежнему оставалась подчиненной руководству Корпусного района ПВО, от которого она получала приказы и распоряжения на развертывание сил и средств, подачу сигнала воздушной тревоги.

Для выработки организационно-методических указаний по средствам и способам защиты населения и объектов народного хозяйства, а также для повседневного руководства проведением защитных мероприятий 29 октября 1940 года было образовано Главное управление местной противовоздушной обороны НКВД СССР (ГУ МПВО НКВД СССР). Оно включало оперативно-организационное и инженерно-техническое управления, отделы кадров, боевой подготовки, материально-технического обеспечения, административно-хозяйственный, финансовый, отделение политической пропаганды, секретариат.

На следующий день начальником ГУ МПВО был назначен генерал-лейтенант В.В. Осокин, который занимал данный пост в течение всей Великой Отечественной войны. Главное управление развернуло работу по анализу и обобщению накопленного к этому времени опыта деятельности МПВО, координации усилий различных ее структур, разработке вопросов организации и тактики действий системы в связи с развитием военной авиации, а также по совершенствованию взаимодействия с органами военного управления.

На основе боевого опыта войны с Финляндией в апреле 1940 года было принято постановление Главного Военного Совета, в котором намечались мероприятия по боевой подготовке, организации и устройству войск Красной Армии. Это постановление вносило серьезные изменения в характер и методы боевой подготовки, в управление и организацию войск. Многие управления Наркомата обороны СССР подверглись реорганизации. В соответствии с этим постановлением и на основании приказа НКО СССР от 27 декабря 1940 года № 0368 Управление ПВО РККА было преобразовано в Главное управление ПВО Красной Армии. Начальник Главного управления ПВО (ГУ ПВО) непосредственно подчинялся Наркому обороны СССР. ГУ ПВО осуществляло общее руководство ПВО территории страны, ведало вопросами общего планирования, учета, вооружения и боевой подготовки. Непосредственное же руководство ПВО на местах возлагалось на командующих войсками военных округов .

В январе 1941 года СНК СССР принял постановление «Об организации противовоздушной обороны».

В нем определялась угрожаемая по воздушному нападению зона на глубину до 1200 километров от государственной границы. На основе этого постановления территория СССР была разделена на зоны ПВО (в соответствии с границами военных округов), представлявшие собой оперативные объединения войск ПВО. Зоны в свою очередь делились на районы и пункты ПВО внутри районов. Зоны возглавлялись помощниками командующих войсками военных округов, являвшимися командующими этими зонами. В аппаратах управления военного округа были созданы управления зоной. Управление частями и соединениями ПВО в масштабе зоны осуществлялось или непосредственно командующим зоной, или через начальников бригадных районов ПВО.

Активизировала свою деятельность накануне Великой Отечественной войны и МПВО. К началу войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к ПВХО, обучение прошло миллионы советских граждан. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха. На предприятиях насчитывалось более 25 тысяч формирований, а в распоряжении МПВО для жителей городов имелось свыше 30 млн. противогазов. В городах строились бомбо- и газоубежища. В Ленинграде, например, было построено и оборудовано свыше 1000 различных защитных сооружений. В составе формирований местной противовоздушной обороны числилось около 1,5 млн. бойцов.

Серьезные меры к укреплению ПВО принимались и в Москве. Из воспоминаний Председателя исполкома Моссовета и члена Военного совета Московской зоны ПВО в годы войны В. Пронина: «Однажды осенью 1939 года я как председатель Моссовета сопровождал руководителей партии и правительства по стройкам Москвы. ЦК рассматривал мероприятия по укреплению ПВО столицы. Подробно и конкретно шел разговор об авиационной и зенитной защите города, приспособления метрополитена под бомбоубежище, о совершенствовании всей системы МПВО.

В ноябре того же года Московский Совет принял постановление, в котором излагались обязанности руководителей предприятий, учреждений, управляющих домами, комендантов домов и населения города по МПВО. В городе широко развернулись работы по строительству бомбоубежищ, приспособления метрополитена для укрытия населения в случае воздушных налетов врага и переводу освещения города на централизованное управление. Угроза войны заставила еще больше укрепить МПВО Москвы: шире развернуть строительство бомбоубежищ, вплотную заняться обучением населения. На всех предприятиях, в учебных заведениях, домах проводились учения, которые охватили более двух млн. человек. К началу войны в МПВО насчитывалось до 650 тысяч подготовленных бойцов» .

Наибольший интерес представляли собой учения по ПВХО, состоявшиеся весной 1941 года. В условиях начавшейся второй мировой войны они проводились в несколько иных условиях: было меньше парадности, условности. Отрабатывались не только вопросы противовоздушной обороны, но и борьбы с воздушными десантами противника.

Так, 24 марта 1941 года Саратовский областной Совет Осоавиахима по согласованию с обкомом партии принял решение о проведении в течение года учений по ПВХО в городах области - Саратове, Вольске, Балашове, Пугачеве, Аткарске, Петровске и Ртищеве, а 31 марта издал директиву о подготовке членов Осоавиахима и широких масс трудящихся к противодействиям возможным воздушным десантам и проведении в апреле - мае учений. Партийные комитеты и их военные отделы, парторганизации сделали многое для успешного проведения намеченных учений. Об этом свидетельствуют массовые учения по МПВО в Октябрьском районе Саратова (24 - 25 мая) и Вольске (26 - 27 мая). Готовясь к учению, бюро Октябрьского РК ВКП(б) 4 апреля 1941 года создало штаб проведения учения, а 16 апреля утвердило разработанное штабом план проведения учения, план агитационно-массовой работы. В постановлении намечались мероприятия по подготовке учения, организации социалистического соревнования, приведению в боевую готовность объектов ПВО, групп самозащиты и всех средств ПВХО .

В ходе подготовки учения была проделана большая организационная и агитационно-массовая работа. Проведены лекции и беседы на оборонные темы: «Современная война в воздухе и задачи населения в противовоздушной обороне и борьбе с воздушными десантами», «О противовоздушной обороне предприятий» и т.д. В многотиражных и стенных газетах публиковались статьи о значении учений по ПВО и борьбе с воздушным десантом, организовывались выставки, печатались лозунги, памятки, демонстрировались специальные фильмы, посвященные противовоздушной обороны. В городском парке культуры и отдыха проводился большой оборонный праздник трудящихся. Учение состоялось 24 - 25 мая 1941 года. Его обеспечивали три самолета аэроклуба с высадкой воздушного десанта. Всестороннюю помощь оказали воинские подразделения. Учение прошло организованно и достигло поставленных целей.

С большой пользой прошли общегородские военно-химические учения с населением на предприятиях Вольска 26 и 27 мая 1941 года. В постановлении бюро ГК ВКП(б) отмечалось, что учения показали готовность населения города к ПВХО. В большинстве предприятий и учреждений города разрабатывались специальные планы обороны предприятий, оформлялись группы самозащиты и посты ПВХО. Осоавиахимовцы города организовали и провели борьбу с «высаженным» десантом противника, в котором приняло участие около 800 человек. На учении действовали пожарные, аварийно-восстановительные и другие команды. Всего в этих двух учениях участвовали до 10 тыс. человек. Проведенные учения во многом способствовали подготовке к противовоздушной обороне. По их результатам уточнялись планы обороны предприятий и учреждений, укомплектовывались команды МПВО и осуществлялись другие необходимые мероприятия. На лето 1941 года планировалось дальнейшее усиление работы по подготовке к ПВО. В частности, решением бюро обкома партии намечалось до 15 августа 1941 года организовать по опыту Октябрьского района Саратова и Вольска массовые учения по МПВО в других районах.

В Туле, всего за месяц до начала Великой Отечественной войны, с 22 по 25 мая 1941 года прошли городские учения по светомаскировке, а 1 и 2 июня - учения местной ПВО и отрядов Осоавиахима. В ходе них отрабатывались практические действия при объявлении сигналов воздушной и химической тревоги, по ликвидации последствий ударов противника, оказанию помощи пострадавшим. В учениях участвовало и население. Их подготовка и организация освещались на страницах областной газеты «Коммунар», а результаты были обсуждены на совещании руководящего состава местной ПВО города и приняты меры по устранению выявленных недостатков.

Выводы: за оставшееся до начала войны время не удалось осуществить полностью все необходимые мероприятия, решить назревшие вопросы защиты населения и объектов народного хозяйства от воздушного нападения противника. Уязвимые места в организации МПВО имелись и являлись они в основном следствием просчетов нашей военной доктрины тех лет, не допускавшей отхода Красной Армии в глубь территории страны. Поэтому мероприятия МПВО проводились в полном объеме только в пограничной зоне и на глубину действия бомбардировочной авиации вероятного противника. Во всех же других регионах Советского Союза работа по подготовке населения к ПВХО велась лишь организациями Осоавиахима. Тем не менее, в предвоенный период были заложены прочные организационные основы развития и совершенствования системы МПВО и она оказалась в целом неплохо подготовленной к выполнению многотрудных задач военного времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Беляев А.Н. Местная противовоздушная оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.- Л.: ЛГУ, 1975.- 143 с.

2.Советская военная энциклопедия.- М.: Воениздат, 1978.- С. 254.

3.Котлуков К.Г Гражданская оборона вчера и сегодня.- М: Атомиздат, 1975.- 120 с.

4.От МПВО к гражданской защите (исторический очерк).- М.: УРСС, 1998.- 336 с.

.Кузнецов Д.Н. В годы суровых испытаний.- М.: ДОСААФ, 1985.- 115 с.

.Еще один подвиг столицы: Сборник / Сост. Ю.Ю. Каммерер, В.С. Караулов, С.Е. Лапиров.- М.: Московский рабочий, 1984.- 268 с.

.Борисов Б.А. Записки секретаря горкома.- М: Политиздат, 1964.- 170 с.

.История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т. 1.- М.: Воениздат, 1963.- С. 458.

9.Каммерер Ю.Ю. Москве-воздушная тревога. Местная ПВО в годы войны.- М.: Московский рабочий, 1991.- С. 7.

.Ченакал Д.Д. Военное небо Поволжья. ПВО Поволжья в годы Великой Отечественной войны.- Саратов, 1986. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понравилась статья? Поделитесь ей