Контакты

Что такое очно-заочная форма обучения в вузах. Что значит очно-заочная форма обучения в вузе

Как при очной, так и при заочной форме обучения учебный год разделяется на 2 части (2 семестра), по окончании которых студент сдает экзамены и зачеты по изучаемым дисциплинам. Как правило, это происходит зимой и летом ( и летняя сессия). При любой форме экзамены и зачеты сдаются лично преподавателю, но вот процесс обучения «очника» и « » весьма различаются.

Очная форма обучения

Очное обучение предполагает необходимость непосредственного личного присутствия студента на лекциях, семинарских и практических занятиях, личное участие в других видах деятельности, предусмотренных учебным планом ВУЗа, колледжа . Как правило, занятия проходят по расписанию, и пропускать их не рекомендуется.

Иногда в течение семестра программой могут быть предусмотрены промежуточные зачетные работы или другие виды учета знаний студентов. Это помогает оптимизировать процесс обучения, способствует систематичности усвоения знаний. Фактически, организацию учебного процесса, режим занятий, объемы усвоения материала регламентирует учебное заведение, и студенту остается только в меру сил и способностей подстроиться под предложенную систему.

Конечно, система очного обучения помогает наилучшим образом усваивать знания. Этому в немалой степени способствует и непосредственное общение студента с преподавательским составом, которое может выходить за рамки учебных занятий.

Как правило, такую форму обучения выбирают выпускники школ и те молодые люди, которые могут позволить себе не работать, а все свое время посвящать обучению. Конечно, можно совмещать трудовую и учебную деятельность, но при очной форме все же будет принадлежать учебе.

Заочная форма обучения

При заочной форме студент самостоятельно организует свой учебный процесс, фактически занимаясь самообучением. Роль учебного заведения сводится к своеобразной ориентации обучающегося. В соответствии с учебным планом ему предлагаются те или иные дисциплины для изучения, даются ориентировочные пределы, в каких эти дисциплины должны быть усвоены, рекомендуются источники, которыми можно пользоваться в процессе самообразования.

Дальнейшее обучение, его организация, а во многом и содержание остаются в ведение самого студента. Он сам выбирает время для занятий, определяет объемы учебного материала, которые ему необходимо усвоить для того, чтобы успешно .

Экзамены и зачеты, как и при очной форме обучения, при заочной позволяют контролировать уровень знаний студента по тем или иным дисциплинам. Роль промежуточных зачетов при заочной форме могут играть письменные работы (рефераты, курсовые и контрольные работы), которые студент обязан переслать преподавателям в течение семестра или сдать непосредственно перед началом очередной сессии.

Считается, что обучение на заочном отделении не бывает столь же качественным и полным, как при очной форме обучения. Но при высоком уровне самодисциплины, серьезном подходе к процессу обучения студент-заочник по уровню своих знаний может приблизиться к слушателю очного отделения.

Заочную форму обучения выбирают те, кому необходимо продолжать трудовую деятельность, не прерываясь на учебу. Это позволяет без ущерба для своего материального положения и профессионального статуса получить дополнительные знания и диплом об образовании.

Очная форма обучения – одна из четырёх форм освоения образовательной программы среднего,высшего и послевузовского профессионального образования . Еще ее называют классическим дневным обучением.

Очное образование – естественное продолжение школьных уроков. В зависимости от смены пары начинаются в 8 часов утра или после обеда, и длятся 2 академических часа. Обучение ведется с отрывом от работы, в отличие от заочной и вечерней формы.

Образовательный процесс на дневном отделении построен на личном контакте преподавателя истудента, что способствует приобретению глубоких знаний. «Очникам» задают домашние задания, они в обязательном порядке посещают лекции и семинары, проходят практики.

Студенты техникумов и колледжей , поступающие на дневное отделение учатся от 2 до 4 лет. Бакалавры очной формы учатся четыре года, специалисты – не менее пяти, а для получения квалификации(степени) «магистр» необходимо еще два года. Также очные отделения существует в аспирантуре(адъюнктуре), ординатуре и интернатуре.

Закон позволяет перевод с заочного отделения на очное и наоборот. Однако шанс перевестись с заочного на очный, а тем более на бюджетный небольшой. Возможно это при двух условиях: наличии свободных мест и отличной успеваемости. Кроме этого, пройденные предметы и количество академических часов должны полностью совпадать. В противном случае придется сдать дополнительные зачеты и экзамены. А вот с переводом на заочную форму обучения проблем не бывает. Наоборот, вуз рекомендует его отстающим или работающим студентам.

С финансовой точки зрения очная форма обучения самая дорогая. Стоимость на заочных отделениях, как правило, вдвое ниже.

Что такое заочная форма обучения?

Заочная форма обучения – форма организации учебного процесса, которая сочетает в себе черты дневного образования и самообучения. Большой объём знаний (70 %) студенты заочного отделения осваивают самостоятельно. Однако в соответствии с государственными стандартами подготовки специалистов с высшим образованием заочная форма обучения осуществляется по тем же учебным планам, в том же объеме и с тем же перечнем изучаемых дисциплин, что и дневная. Диплом о высшем образовании един как для студентов очной формы, так и для заочников. Форма обучения указывается в приложении к диплому.

Основной отличительной чертой заочной формы обучения является срок обучения (6 лет вместо традиционных 5 лет) и получение образования без отрыва от производства. Заочники учатся в два периода. Во время установочной сессии преподаватели читают вводные лекции, дают списки литературы, контрольные задания, темы рефератов и курсовых работ , приблизительные вопросы зачётов и экзаменов. Как правило, между установкой и экзаменационной сессией проходит полгода.

Перед каждой сессией вуз посылает заочникам справки-вызовы, на основании которых студенты отпрашиваются с работы. Если студент получает высшее образование впервые, работодатель обязан предоставить ему на период учебной и экзаменационной сессии оплачиваемый отпуск.

Студенты-заочники лишены многих привилегий. Главная из них – отсрочка от армии. Также заочники не получают стипендию, не имеют право пользоваться студенческими проездными билетами.

Однако существуют и положительные стороны подобного образования. Среди достоинств отметим возможность работать и зарабатывать деньги, сравнительную лёгкость поступления, демократичные цены на платной форме обучения. Как ни странно, но студенты заочной формы лучше знакомы со своей специальностью на практике.

В современной России наблюдается рост поступающих на заочные отделения. Ранее заочную форму обучения выбирали те абитуриенты, которые не прошли по конкурсу на очную форму. Сегодня студенты целенаправленно подают документы только на заочную форму обучения.

Привет, ребята! Очно-заочная форма обучения еще называется вечерней. Такое образование стало популярным в Советском Союзе, когда многие днем ходили на работу, а после трудового дня отправлялись на курсы для получения средне-специального образования. Сегодня на очно-заочной форме учится около 23% студентов. Делая выбор в пользу вечернего обучения, учащийся может подстраивать учебу под рабочий график. Очно-заочная форма имеет свои плюсы:

  • можно совмещать работу и учебу;
  • посещения проходят по удобному графику;
  • учебный отпуск оплачивается;
  • такое обучение более доступно в цене;
  • студент финансово независим.

Кроме того, учащийся на очно-заочной форме может проходить практику на своем месте работы, ведь многие уже работают в сфере, по которой получают образование.

Алименты до 21-летнего возраста для студентов очной формы обучения

Согласно законодательству, если совершеннолетние, то есть лица, достигшие 18-летия, в возрасте до 21 года являются студентами очной формы обучения, родители уплачивают в их пользу алименты.

Форму и порядок уплаты алиментов совершеннолетним студентам родители определяют сами. Они могут подписать соглашение о содержании своего ребенка, которому уже выполнилось 18 лет и он обучается на очной форме в системе общего среднего, послесреднего, технического, профессионального, высшего образования.

Если родители не предоставляют своим совершеннолетним детям, который обучаются на очном отделении, алименты до достижения ими 21 года, их могут взыскать через суд.

Если соглашение об уплате алиментов отсутствует, их взыскание на ребенка, получающего среднее, техническое, профессиональное, послесреднее, высшее образование по очной форме в возрасте до 21 года производят через суд в твердой денежной сумме.

Очно-заочная форма обучения в школе

При очно-заочной форме обучения в общеобразовательной школе ученика зачисляют в школу на учебный год. От очной такая форма позаимствовала очное посещение уроков. Но на занятия можно приходить реже – 2-4 раза в неделю. А от заочной здесь — более объемное домашнее задание и самостоятельное освоение материала. Можно посещать не все предметы, которые включены в школьное расписание для очных заочников. Например, часто пропускают трудовое мастерство и физкультуру. Обучающийся и его родители самостоятельно выбирают отдельные предметы. Но промежуточная аттестация проводится по всем дисциплинам. Учитываются полученные на занятиях текущие оценки, выполненные в течение учебного года контрольные работы.

Очно-заочная форма обучения в вузе

Для студентов, особенно тех, которые работают, такая форма обучения хороша тем, что занятия проходят вечером или в выходные. Вместе с таким достаточно напряженным графиком и практически ежедневной учебой очно-заочникам приходится много обучаться и самостоятельно.


Особенности очно-заочной формы обучения:

  • Занятия проводятся на базе вуза на протяжении всего учебного года, но их меньше, чем у студентов-очников;
  • Пары ставят на нерабочее время. В основном это 18-19 часов.
  • Учебный день обычно заканчивается не позже десяти вечера.
  • По договоренности с преподавательским составом занятия могут проводить и в выходные дни.
  • Домашние задания, контрольные работы и рефераты студенты делают самостоятельно на протяжении всего учебного года.

Разница между очной и заочной формы обучения

Зачеты и экзамены при обоих формах обучения направлены на контроль знаний студента по конкретной дисциплине. Но все же существует общепринятое мнение, что на заочном отделении образование не полное и менее качественное, чем у студентов-очников. Чтобы успешно обучаться на заочной форме, нужно серьезно подходить к процессу обучения, иметь высокий уровень самодисциплины. Тогда заочник сможет приблизиться к уровню знаний слушателя очного отделения.


Студенты очной формы полностью поглощены учебой и лишь на старших курсах могут трудоустраиваться (в основном после прохождения практики). А вот среди заочников, наоборот, большинство работающих, поэтому они и не могут уделять учебе максимум сил и времени.

Учебный отпуск во время обучения на очной форме

Учебный отпуск предоставляют с целью поступления, освоения учебных программ, итоговой и промежуточной аттестации, защиты дипломной или диссертационной работы. Согласно закону, перерыв на учебные цели может быть с сохранением заработка и без. От цели отпуска зависят условия его оплаты.

Учебный отпуск предоставляет на таких условиях:

  • Аккредитация вуза, в котором обучается занятый сотрудник.
  • Справка-вызов, оформленная и утвержденная строго по форме.
  • Справка из учебного заведения об успешно пройденной предыдущей сессии.

Основные достоинства очной формы обучения

  • полноценная студенческая жизнь: насыщенное обучение, свободное время с одногруппниками, внеурочные активности, возможности для самореализации, участие в праздниках, соревнованиях, слетах, конференциях, КВН и т.д.;
  • получение стипендии успешными студентами-бюджетниками;
  • возможность для иногородних проживать в общежитии за разумную плату;
  • новые знакомства, которые могут пригодиться и в самостоятельной взрослой жизни;
  • временное освобождение от прохождения службы в армии.

Основные недостатки очной формы обучения

  • К обучению и посещениям преподавательский состав относится очень серьезно, к студенту предъявляются высокие требования. Учиться приходится каждый день и при ответственном подходе к получению образования свободного времени остается мало.
  • Если вуз находится вдали от родительского дома, то выпускнику приходится быстро повзрослеть и научиться жить самостоятельной жизнью.
  • Стипендия, если ее удастся заслужить, небольшая, а на платной форме обучения совсем не предусмотрена. Поэтому жить в студенческие годы приходится экономно.
  • Из-за многоразовых пропусков и неуспеваемости из вуза могут отчислить.
  • На платном отделении оплата может быть высокой и повышаться несколько раз за время обучения.

М ногие взрослые работающие люди принимают решение освоить новую специальность или усовершенствовать свои знания. В этом может помочь очно-заочная форма обучения, позволяющая заниматься образованием, не бросая работу.

Очно-заочное обучение: особенности, преимущества

Один из вариантов получения высшего образования - очно-заочная форма, позволяющая регулярно посещать занятия, но при этом не отдавая все свое время образованию, и параллельно заниматься постройкой карьеры. Такая форма, по сути, является компромиссом между стационарным обучением и заочным, благодаря чему можно не пропускать пары, подстраивая их под рабочий график. Особенно удобным такой вариант будет для тех, кто получает дополнительное образование.

Штатный распорядок занятий для студентов очно-заочной формы может значительно отличаться. Так, часто пары ставят до 3-х раз в неделю, преимущественно по вечерам. Кроме того, обучение может проходить только по выходным дням. Важно при этом, что посещение пар для всех студентов обязательно, поскольку очно-заочная форма обучения во всех аспектах является идентичной дневной - студенты также посещают лекции и практические занятия, а впоследствии на аналогичных условиях сдают сессии и защищают дипломную работу.

Основные плюсы подобной формы обучения заключаются в следующем:

  • возможность заниматься работой и учебой одновременно;
  • более низкая стоимость обучения;
  • предоставление на производстве академического отпуска;
  • лояльность преподавателей ВУЗа.

Как утверждает статистика, поступать на очно-заочную форму решаются пока не все абитуриенты ввиду невысокой информативности относительно данного варианта обучения. Многие работающие студенты по традиции выбирают заочную форму, позволяющую практически не посещать пары.

При этом важно помнить, что студенту-очно-заочнику полагаются определенные льготы. Это, прежде всего, дополнительный отпуск во время сессии, а также сокращение рабочей недели перед госэкзаменами или защитой диплома. Важно знать и о том, что в отдельных случаях предприятия оплачивают обучение своего сотрудника.

Порядок поступления на очно-заочную форму обучения

Чтобы поступить на любую специальность очно-заочной формы, нужно подготовить стандартный перечень документов, в том числе обязательно предоставление результатов ЕГЭ. Вместо вступительных экзаменов абитуриентам часто можно пройти устное собеседование, иногда его заменяет тестирование в письменном виде. Вступительные экзамены на специальности данной формы традиционно начинаются позднее, чем у поступающих на дневное отделение.

Одна из важных особенностей, которой отличается очно-заочная форма обучения, — более длительный срок обучения (на год больше, чем у студентов стационара).

Студенты очной формы обучения получают комплекс фундаментальных знаний в различных сферах, в том числе в области экономики, математики, информационных технологий, статистики и менеджмента. Они имеют возможность непосредственного общения с преподавателями на лекциях и семинарах в максимальном объеме, что способствует приобретению глубоких знаний, составляющих основу качественного образования. Кроме того, у студентов есть время на посещение библиотек и конференций, благодаря чему они лучше усваивают материал и могут получить дополнительные сертификаты и дипломы. В учебных планах всех специальностей для студентов очной формы обучения предусмотрено время на самостоятельную работу.

В ЮУрГУ активно используются информационные технологии, что позволяет студентам из дома или из компьютерных классов иметь доступ к электронным ресурсам библиотеки Университета, к электронным лекциям преподавателей, а также получать он-лайн консультации преподавателей. Наличие большого количества компьютерных классов, оснащенных современным оборудованием, объединенных в единую университетскую сеть с выходом в Интернет, позволяет получить практические навыки, которые являются базой для овладения профессией.

В процессе обучения студенты проходят ознакомительную, производственную и преддипломную практику в государственных учреждениях, коммерческих структурах и банках, промышленных предприятиях, а также в учебно-тренировочных фирмах.

Получение высшего образования в очной форме открывает широкие возможности в самореализации, трудоустройстве, продвижении вверх по социальной лестнице, обеспечении достойного уровня жизни. Не секрет, что работодатели отдают предпочтение молодым специалистам, окончившим дневную форму обучения и посвятившим 4–5 лет изучению специальности.
Только студенты очной формы обучения получают отсрочку от службы в армии.

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения

Занятия на очно-заочной форме обучения проводятся 3 раза в неделю: 2 раза в будни по вечерам (с 19.00 до 22.00) + 1 раз в выходной день (с 10.00 до 16.00)

Студенты-вечерники имеют возможность совмещать учебу с работой и сразу применять полученные знания и навыки на практике. Выпускники очно-заочной формы имеют существенные преимущества, поскольку они уже в процессе обучения приобретают опыт работы. Это позволяет им не только претендовать на более высокооплачиваемые должности по окончании университета, но и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Студенты очно-заочной формы получают доступ к электронным пособиям и имеют возможность участвовать в семинарских занятиях в режиме on-line.

Дополнительные преимущества:

  • обычно гораздо легче поступить, так как граница ЕГЭ значительно ниже, чем на очную форму, а выпускники школы до 2009 года могут сдавать вступительные испытания в формате вуза (комплексное тестирование);
  • стоимость обучения ниже, чем на очной форме;
  • реальная возможность трудоустройства в ЮУрГУ по профилю будущей специальности.

Заочная форма обучения

Наиболее удобный вариант обучения для тех, кто хочет:

  • совмещать учёбу с работой;
  • получить качественное образование, проживая в родном городе или сельской местности;
  • имеет детей и вынужден ежедневно уделять им большую часть дня;
  • приобрести специальность, широко востребованную на рынке труда.

Нормативный срок обучения на заочном отделении для бакалавра составляет 5 лет.

Процесс обучения состоит из установочных обзорных лекций и практических занятий, которые проводятся в аудиториях, оборудованных по последнему слову техники; самостоятельной подготовки и аттестационных мероприятий (зачетно-экзаменационных сессий). Студенты проходят различные виды практик в своих организациях или на предприятиях по направлению выпускающей кафедры. В университете создана обширная база данных предприятий, которые готовы создать все необходимые условия для успешного прохождения нашими студентами всех видов практик.
На время зачётно-экзаменационных сессий иногородним студентам предоставляется общежитие.

Дополнительные плюсы:

  • облегченный вариант поступления по сравнению с очной формой (вступительные испытания в форме комплексного тестирования - для выпускников школы до 2009 года, меньше конкурс);
  • сравнительно низкая стоимость (ниже чем на очную и вечернюю формы);
  • реальная возможность трудоустройства в ЮУрГУ по будущей специальности.

ЮУрГУ активно следит за тем, как меняется сегодня рынок труда. Работодатели предъявляют все более жесткие требования, и очень часто полученного когда-то высшего образования и знания языка и становится недостаточно. В связи с этим университетом были разработаны магистерские программы в формате второго высшего образования.

Получать образование на магистерские программы приходят, и те, кто, заняв управленческую должность, осознал, что имеющихся у него знаний недостаточно. Разностороннее образование значительно расширяет способности человека: новые знания помогают взглянуть на решаемые проблемы с другой точки зрения. Для тех же, кто решил сменить профессию, диплом ЮУрГУ может стать залогом успешного старта в новой сфере деятельности.

В последние годы значительно увеличилось число людей, стремящихся приобрести какие-то новые знания и навыки, повысить квалификацию. Возрастающая потребность в постоянном обновлении и углублении однажды полученных знаний, формирование культуры «обучение в течение всей жизни» подтолкнуло ЮУрГУ к созданию ряда программ переподготовки и повышения квалификации специалистов. Эти программы нацелены на то, чтобы помогать специалисту оставаться «на уровне» на протяжении всего профессионального пути.

Понравилась статья? Поделитесь ей