Контакты

Межнациональный конфликт. Контрольная работа: Межнациональные конфликты понятие и виды

Говоря о причинах межнациональных конфликтов, прежде всего следует отметить, что наиболее тяжёлые последствия вызывает произвол и насилие по отношению к какой-либо нации, запрет и преследование религии, культуры, языка, традиций. Национальные чувства очень уязвимы, и любого рода произвол по отношению к какой-либо нации рождает ненависть к тем, кто допустил насилие. Кровавые события в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Грузии, Молдове, а также в бывшей Югославии показывают, что межнациональные конфликты превратились в межнациональные войны. А гражданские войны, возникшие на национальной почве, длятся очень долго. Война идёт до последнего серба, хорвата, албанца, чеченца, грузина.

Причиной межнациональных конфликтов может стать и национальная предубеждённость к представителям какой-либо нации. По данным социологических опросов в России, более 1/3 респондентов заявили, что они испытывают неприязнь к представителям определённой национальности. При этом абсолютное большинство назвали лиц «кавказской национальности». Некоторые политические силы и партии сознательно разжигают национальную вражду, заявляя, что во всех нынешних бедах и проблемах нашей жизни виноваты евреи, русские, армяне, чеченцы и т.д. Тем самым складывается «образ врага», виновника всех бед. А это очень опасное явление, так как создаётся благодатная почва для усиления идеологии национализма, шовинизма, а зачастую и фашизма.

Поэтому главная причина обострения межнациональных конфликтов связана с попытками различных политических сил сознательно разжечь национальную вражду, чтобы таким образом приобрести определённый политический капитал. Благодаря разжиганию национализма очень легко завоевать власть. Но чтобы удержаться у власти, такому режиму и в дальнейшем приходится строить свою политику на разжигании национальной вражды. Вот где главная причина резкого обострения межнациональных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. По данным социологического опроса, проведённого на Северном Кавказе, 2/3 респондентов заявили, что главная причина межнациональных конфликтов в регионе - это борьба за власть. Простые люди начинают понимать, что политики в борьбе за власть способны поссорить людей разных национальностей, которые столетиями мирно жили на одной земле.

После прихода к власти националистов, как правило, устанавливается режим этнократии, когда вся реальная власть переходит в руки только одной коренной национальности, действует принцип: одно государство – одна нация. При этом активно применяются методы этнических чисток. Сербы, албанцы, чеченцы, грузины, эстонцы, латыши пытаются очистить свои территории от неугодных им национальных меньшинств. Так, в Эстонии и Латвии законодательно закреплены дискриминационные меры к представителям некоренной национальности. Они лишены избирательных прав, гражданства, их не принимают на государственную службу и т.д. Все эти меры призваны добиться изгнания русскоязычного населения из этих государств. Подобная ситуация характерна практически для всех бывших союзных республик. Сегодня весь бывший Советский Союз является ареной межнациональных конфликтов между представителями коренной и некоренной национальности. И не случайно число беженцев в бывшем Советском Союзе достигло десятков миллионов и постоянно растет.

Для предотвращения межнациональных конфликтов государство не на словах, а на деле должно обеспечить равноправие всех наций. Необходимо решительно отказаться от попыток создать какие-либо льготы, преимущества для одной коренной национальности, учитывать интересы всех народов, проживающих в этом государстве. Это важнейший принцип предотвращения межнациональных конфликтов.

Существует несколько теорий, объясняющих причины межэтнических конфликтов на основе изучения опыта, накопленного в различных регионах мира. Различаясь по масштабам, социальному значению, происхождению, «возрасту», напряженности, межэтнические конфликты имеют одну «конечную природу», способствующую этнической мобилизации. Их глубинные корни – нарушение прав того или иного этноса, этнической группы, отсутствие справедливости и равноправия в межэтнических отношениях.

Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные, психологические и иные противоречия . Нередкое явление для возникновения конфликта – наличие нескольких причин. Следует также отметить, что субъективный фактор играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняет его течение и урегулирование. Именно субъективный фактор делает межэтнический конфликт взрывным и интенсивным.

Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Анализ конфликтов дает основание считать, что роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика и довольно часто является непосредственным руководством в столкновениях конфликтующих сторон.

Основой межнациональных конфликтов являются проблемы и противоречия, которые возникают в процессе взаимоотношений этносов. В многонациональном государстве любой вопрос, чего бы он ни касался – экономики, политики, культуры – неизменно приобретает и национальное выражение . Возникновение межнациональных конфликтов и их острота во многом зависят от формы построения многонационального государства, ее национальной политики.

Одна из главных причин межэтнических конфликтов – территориальная проблема, территориальные споры . Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, и менялись границы государства. В связи с этим возникают территориальные претензии, а в качестве аргументов выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. Причем время, от которого производится отсчет этнической принадлежности спорной территории, стороны выбирают произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. В силу своей запутанности и субъективности территориальные споры являются самыми сложными и практически неразрешимыми.

С этнотерриториальными проблемами связаны политические причины конфликтов . Речь идет, прежде всего, о проблеме создания этносами независимых территориально-государственных образований. Большая часть этносов на планете не имеет собственных независимых национально-государственных образований. По мере развития экономики и культуры этносов, роста их этнического самосознания в их среде возникают движения, имеющие своей целью создание независимого национального государства. Подобное движение обычно возникает в том случае, если этнос на каком-то этапе своей истории уже имел государственность и впоследствии утратил ее. Политические причины конфликтов возникают и тогда, когда происходит ограничение или лишение части группы (и даже целых народов) политических и личных прав и свобод по признаку национальной (этнической) принадлежности. Деление этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «нетитульные» также порождает политико-правовое неравенство, а, следовательно, может являться причиной межэтнических конфликтов.

Разнообразны экономические причины этнических конфликтов . Прежде всего, это борьба этносов за обладание материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Межэтнический конфликт может быть результатом обделенности этнических периферийных групп, неравномерного развития, неравномерной модернизации «ядра» и этнонациональной «периферии» в многонациональном полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное этнонациональное ущемление, становится причиной формирования и проявления этнической солидарности.

Этнические конфликты могут возникать вследствие социальных причин, социальной напряженности . Чаще это происходит в условиях кризисного состояния общества, когда складываются предпосылки социально-политического противостояния и конфликтов, в том числе и по этническому признаку. Подобные конфликты наблюдаются в полиэтнических государствах, когда складывается социальная неоднородность в экстерриториальном аспекте. И тогда проблемы социальной необеспеченности, безработицы, этнодемографии и другие приобретают зримо выраженный этнический характер. В престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и нетитульными этносами. Бывает и так, когда этнический конфликт может стать эффективным способом «слива» социального взрыва в русло межэтнического противоборства.

Еще одной из причин этнических конфликтов могут стать этнокультурные, в том числе языковые, проблемы . Когда не удовлетворяются этнокультурные запросы той или иной этнической группы, не обеспечиваются условия для изучения и использования родного языка или даже явно проявляется языковой шовинизм, это ведет к межэтнической напряженности и потенциальному конфликту. Следует, однако, отметить, что речь не идет о «чисто» этнокультурных проблемах, за ними просматриваются социальные интересы. Так, придание государственного статуса языку только титульной нации в полиэтническом государстве ущемляет значение языков других этносов и становится средством, чтобы занять ключевые посты в обществе, т.е. обеспечивает представителей титульной нации определенными привилегиями.

В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы . Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. Межэтническая напряженность характеризуется и таким психическим состоянием, как массовая невротизация. Это состояние отличается повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние. Еще резче поляризуются отношения «свои – чужие»: своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие – более негативно. Психологическую напряженность могут создать этнические проблемы – подлинные и мнимые, – основанные на слухах, ложной информации, провокациях.

Конечно, этнические конфликты вызваны не только отмеченными выше причинами. Анализируя этнические конфликты на постсоветском пространстве, можно выделить причины самого разнообразного характера. Если объединить эти причины в несколько групп, то получится следующая картина:

социально-экономические – неравенство в уровне жизни, безработица, различное количественное представительство в престижных профессиях;

административно-политические – иерархия народов (союзные, автономные республики, автономные области и округа), представительство в органах власти, вхождение одной формы национальной государственности в другую;

культурно-языковые
– недостаточное с точки зрения нерусских народов внимание к национальной культуре и языку, вытеснение русским языком национальных языков из общественной жизни;

этнодемографические и этномиграционные – быстрое изменение соотношения численности контактирующих этносов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

этнотерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, произвольная перекройка межреспубликанских границ, необоснованная передача территорий;

конфессиональные – не только полиэтничность национальных республик и областей, но и многоконфессиональность населения, накладывающиеся и переплетающиеся друг с другом;

исторические – влияние прошлых взаимоотношений народов (не только мирные, но и конфликтные, неравноправные, войны и т.д.).

В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Однако далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе противоречия, ведущие к конфликту. Так, большинство этнотерриториальных споров идет от имени политических элит, правительств, движений. И далеко не всегда такие споры захватывают значительные группы какого-то этноса.

Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому, сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии , а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

1. Национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

2. Тип поселения (вероятность выше в большом городе);

3. Возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые» дают более высокую вероятность конфликта);

4. Социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

5. Уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

6. Политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан.

Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

Во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

Во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

В-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.


Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:

Социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

Культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

Этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

Этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

Историческими (взаимоотношения в прошлом - войны, былые отношения политики «господство - подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

Межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

Сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи.

Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

По мнению А.Г. Здравомыслова, источником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:

а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);

б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;

в) религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного состава, межнациональные конфликты могут быть представлены следующим образом:

1) национально-территориальные конфликты. Во многих случаях данные конфликты содержат попытки решения проблем «исторической родины» (исконные территории проживания или воссоединения разных этнических общностей);

2) конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

3) конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

4) конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

5) конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;

6) конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;

7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.).

О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами.

Так к наиболее известным из них относятся:

1. Деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте, которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. Прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. Переговорный процесс - способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. Участие в переговорах посредников или медиаторов. В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений

Причины межнациональных конфликтов многообразны:

Политические причины. В первую очередь это кризис, а затем распад СССР - крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств. Другой, производной политической причиной конфликта является борьба как новых, так и старых политических элит за передел «имперского наследства» В этой борьбе национальный фактор используется без всякого стеснения. Ведется она в условиях фактического отсутствия правил политической «игры» (прежние правила отменены, а правила новые, новая политическая культура еще только начинают формироваться). Поэтому в ряде случаев можно наблюдать беззастенчивую спекуляцию на национальных чувствах, несмотря на очевидный ущерб, горе и даже кровь, которые подобные «игры» приносят населению всех национальностей Более того, национальную «карту» порой не без успеха разыгрывают даже откровенно криминальные, мафиозные структуры.

Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны , здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой - регионы традиционно бедные, обделенные природными ресурсами или не располагающие развитой экономикой, но получавшие определенную централизованную поддержку, теперь, лишившись ее, пытаются как-то выйти из положения путем апелляции к категориям национального выживания, сохранения национального очага, прибегая при этом к любым доступным им средствам экономического давления или даже шантажа. Кроме того, экономически более мощные регионы стремятся блокировать тенденции национального сепаратизма, тоже используя для этого экономические и финансовые рычаги. Стержневой проблемой обеспечения национальной безопасности, в том числе в вопросах противодействия сепаратизму, является укрепление государственности. Независимость и самостоятельность отдельных важнейших ее систем - законодательной власти, региональных властных структур в настоящее время носит в значительной мере символический характер. В этом уязвимость современной системы государственного управления. Более того, такая система в меньшей степени способна противостоять эволюционирующим угрозам со стороны сепаратистских тенденций. Другим важнейшим направлением противодействия сепаратизму в Российской Федерации в современных условиях является совершенствование государственного устройства России, ее федеративных основ.

Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Примеров здесь можно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России. Естественно, такие чувства рационализируются через тенденциозный подбор бытовых и иных примеров, воздействующих на обыденное сознание. И разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы. Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, необходимо Ослабления ложного конфликта можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям. В этой связи следует сказать несколько слов о роли национальной интеллигенции. Одной из благородных традиций российской интеллигенции всегда была поддержка народов, угнетаемых имперской властью на территории собственного государства, защита их от притеснений центральной власти. И такая позиция, как правило, отнюдь не рассматривалась в интеллигентских кругах как национальное предательство, а, напротив, имела отчетливую патриотическую мотивацию. И в недавние времена, в период отнюдь не бескровной агонии СССР, российская интеллигенция в большинстве своем оказывала поддержку республиканским движениям за самоопределение - в вопросе о Прибалтике, в тбилисских событиях. Свой нравственный долг интеллигенции большой нации она видела в том, чтобы помочь нациям малым обрести свободу. И здесь она была едина с интеллигенцией этих малых наций.

За последние годы в различных частях света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Армении, Афганистане, Таджикистане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный характер. Они развёртывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками. Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие «несправедливости». Ставя в кавычки это слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, так как каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Так конфликтные ситуации в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлены многими причинами. Например, такими как:

  • 1) политические (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов),
  • 2) экономические (экономический кризис, безработица, обнищание),
  • 3) социально-психологические (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм),
  • 4) территориальные и многие другие.

Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, происходят межнациональные сравнения; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении. (Белоруссия, Украина)

Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова. Ведь, что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую «идеологию кривды», во имя которой следует этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во всех несчастьях мира- и прежде всего каждой души- виноваты евреи, немцы, арабы, негры, цыгане, вьетнамцы или чехи. И всегда найдётся достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всём виноваты.

Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности. Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации стали залогом формирования националистических, авантюристических, экстремистских и криминальных сил.

При изучении причин некоторых межнациональных конфликтов на территории СССР можно и не найти серьёзных национальных обстоятельств. Последние могут быть окрашены в национальный «цвет» политические, социальные, экономические, экологические и иные проблемы. Национализм в этом случае является сопровождающей составляющей, выполняющей функции социального «клея». Последний в сознании конфликтующих сторон может вполне подменить суть проблемы. О ней в какой-то мере могут забыть, но помнить: наши - чужие. В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые законы человеческого общежития подменяются «национальной справедливостью», а кровавые расправы над чужими становятся священной местью, которая не воспринимается преступной. Поведение одной стороны по закону зеркального отражения мгновенно воспроизводится другой. И так они обе вступают в жестокую схватку между собой, которая по принципу «воронки» втягивает в себя всё более и более широкие массы единомышленников. В таком круговороте пропадают правые и виноватые, а остаются лишь бедствующие как с той, так и с другой стороны.

Разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против личности, собственности, общественного порядка, а в политически и идеологически организованных - вылиться в полномасштабные вооруженные сраженья. Так под видом священной мести делается всё. Что приносит вред другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые витки насилия становятся всё более жестокими. Они стимулируются только что понесёнными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, используемых в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости и ненависти.

При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран. Образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это. Например, делалось российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азейбарджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами. В аналогичные ситуации в конечном счёте втягивались и российские власти в Чечне.

Серьёзным же барьером для удержания конфликта на мирном уровне является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные противоречия насильственным путём. В таких случаях стороны воздерживаются от острых ситуаций, которые могут послужить серьёзными поводами для насилия. Аналогичные формы межнационального конфликта пока наблюдается в Эстонии, Латвии, Казахстане между титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попирания их прав националистически настроенными властями

Понравилась статья? Поделитесь ей