Контакты

Каким должен быть профессионал своего дела. Кто такой настоящий профессионал

«Чтение — это искусство»

Разберемся в таких понятиях как «профессионализм» и «профессионал». В них кроется ответ на вопрос - кто такой профессионал - носитель высокого уровня знаний, умений и навыков в определенной профессиональной деятельности или человек, имеющий несколько иные характеристики? Обратимся к ведущим ученым, исследующим эту проблему. Так, Е.А. Климов считает, что профессионализм это определенная системная организация сознания и психики человека, это сложное образование, состоящее из множества элементов, каждый из которых связан между собой и проявление которых в совокупности дает возможность человеку выполнять работу на профессиональном уровне и считаться профессионалом.

Ученый выделяет основные компоненты профессионализма: . свойства человека как целостного образования - образ мира; профессиональная направленность; отношение к миру, людям, себе; творчество; интеллектуальность; профессиональная умелость; исполнительские способности; эмоциональность; осмысление родства с другими профессиями; представление о сложных способностях и сочетание их с личностными качествами; представление о своем месте в профессиональной общности; . практически значимые особенности (праксис): моторика; умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда и на область организации производства; коммуникативные умения; умения, навыки, обращенные на преобразование инфор -

мации; умения, навыки саморегуляции; . гнозис профессионала - внимание, память, ощущение, восприятие, представление, умение принимать и обрабатывать информацию, умение принимать профессиональные решения, разбираться в нестандартных ситуациях; . профессиональная информированность, опыт и культура: ориентация в разных научных областях; специфические профессиональные знания (о целях своей деятельности и своей жизни, средствах труда, условиях профессионального развития и достижения успеха); . особенности силы переживаний, быстроты их смены; . осмысление вопросов своей возрастной и половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, внешности, здоровья, противопоказаний к труду в данной профессиональной области.

Н.В. Кузьмина понятие «профессионализм» употребляет в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и как «профессионализм личности». Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, как представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Профессионализм педагогической деятельности учителя определяется, как владение искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего предмета (специальности) за отведённое на учебно-воспитательный процесс время. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие . Н.В. Кузьмина в зависимости от результатов деятельности педагога выделяет следующие уровни профессионализма: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

К основным педагогическим умениям Н.В. Кузьмина относит: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. А.К. Маркова понятие «профессионализм» использует в двух значениях как «нормативный профессионализм» и «реальный профессионализм». В первом значении речь идет о совокупности личностных характеристик, которые должен иметь человек для выполнения определенной трудовой деятельности на профессиональном уровне. Это требования, которые работодатель может предъявить потенциальному работнику. Реальный профессионализм, как набор сформированных психологических качеств, человек приобретает в деятельности спустя некоторое время. В таком случае профессионализм становится его внутренней характеристикой. А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Ключевым моментом в мотивационной сфере для достижения высокого уровня профессионализма, с точки зрения А.К. Марковой, должно быть духовное наполнение профессии: направленность своей профессиональной деятельности на благо людей; желание остаться в своей профессии; стремление к гуманистическим идеалам, мотивация на достижение высших уровней в труде, достижение успеха с оптимальным сохранением собственных ресурсов. Ключевым моментом в операциональной сфере является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: развитое профессиональное сознание, целостное видение образа успешного профессионала; приведение себя в соответствие с требованиями профессии; реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством; развитие человеком себя средствами профессии; внесение своего творческого вклада в профессию; привлечение интереса общества к результатам своего труда . А.К. Маркова отмечает, что овладение новыми технологиями - это еще не профессионализм, «в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности (святости) в труде нет».

Л.М. Митина, исследуя проблему профессионального становления человека, отмечает, что именно духовное начало, духовность должны определять уровень его профессионального развития. Ученый представляет две модели труда учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первой модели наблюдается приспособление педагога к внешним обстоятельствам, а также подчинение среды (родителей, учеников) своим интересам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. В данной модели человек старается «вписаться» в трудовой процесс, руководствуясь постулатом экономии времени и сил.

Профессиональные задачи решаются на основе отработанных алгоритмов, которые преобразованы в штампы и шаблоны. Л.М. Митина подчеркивает, что модель адаптивного поведения является наиболее распространенной среди отечественных специалистов разных сфер деятельности (80-82%). У представителей этой модели быстро наступает выгорание и «истощение», невосприимчивость к чему-то новому в трудовой деятельности . В модели профессионального развития человек может выйти за пределы своей деятельности и увидеть свою работу в целом. Педагог в такой модели является конструктором своей деятельности на основе выработанных ценностных ориентиров.

Трудности, с которыми сталкивается человек в процессе работы, воспринимаются как профессиональный урок и возможность продвигаться вперед, решая сложные задачи. Педагог живет в творческом поиске и ощущает с одной стороны свободу в деятельности, а с другой - ответственность за принятие решений. В разработанной Л.М. Митиной психологической технологии профессионального развития будущего специалиста акцент делается не на обучении новым образцам деятельности, а на «преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и - в конечном результате - поведенческих структур его личности. По сути - это технология оптимизации процесса формирования духовности личности». С точки зрения С.А. Дружилова, профессионал - это человек, который является индивидуальностью, личностью и субъектом деятельности, поэтому и профессионализм надо рассматривать как системное образование в трех плоскостях: как свойство, как процесс и как состояние человека-профессионала.

Как свойство профессионализм дает возможность создать условия достойные жизни человека, быть уверенным в завтрашнем дне, так как профессионалы являются конкурентоспособными на рынке труда и будут иметь более благоприятные условия профессионального роста и самоусовершенствования. Как процесс профессионализм формируется продолжительный период, в каждой профессиональной сфере и у каждого человека этот отрезок времени индивидуальный.

Профессионализм как состояние человека может быть внутренним и внешним. Внутренний профессионализм - это зафиксированное сознанием субъекта комфортного или дискомфортного ощущения в подсистемах организма или всего организма. Внешний профессионализм - это степень благополучия, которое можно наблюдать по внешним признакам. С.А. Дружилов профессионализм педагога определяет как особое свойство специалиста систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Ученый профессионализм не отождествляет с характеристиками высококвалифицированного труда, это, по его мнению, особое мировоззрение человека.

Для приобретения профессионализма человек должен иметь желание, характер, способности и устремление к самосовершенствованию. Заслуживает внимания исследование А.Р. Фонарева, который выделяет три модуса человеческого бытия, в соответствии с которым происходит становление профессионала: обладания, социальных достижений и служения. Модус обладания заключается в стремлении человека к удобству, минимизации усилий во всех сферах жизнедеятельности. Основная установка человека направлена на удовлетворение своих потребностей. Для человека отсутствуют моральные преграды, других он использует для достижения своих целей, что делает профессионализм невозможным. Модус социальных достижений состоит в сравнении себя с другими, в соперничестве, самоутверждении за счет других, удалении от своей сущности. Модус служения характеризуется любовью к людям, стремлением направить свою профессиональную деятельность на благо других. В человеке появляется ощущение колоссальной мощи, отдавая себя другим, он освобождает огромную энергию, которая повышает трудоспособность и способствует развитию профессионализма.

Автор отмечает, что выделенные им модусы не являются изолированными друг от друга, каждый из них имеет место в жизни любого человека, однако, один из них является основным, а другие являются средством реализации отношения к жизни. А.Р. Фонарев считает, что указанные модусы, в свою очередь, являются этапами становления профессионала, под которым ученый понимает человека, осознавшего свое жизненное предназначение, являющегося субъектом своего труда и владеющего деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознающий свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения . Близки к позиции А.Р. Фонарева идеи священника Г. Егорова, который углубляет мысль относительно осуществления профессиональной деятельности в разных модусах. Как подчеркивает Г. Егоров, профессиональная деятельность в модусе владения приводит к профессиональным деструкциям и стагнациям, то есть к профессиональной деградации личности.

В данном модусе профессиональное развитие человека ограничено границами имеющейся данности, теми возможностями, которые предоставляет поле профессиональной деятельности. Ценностные ориентиры тоже ограничены рамками избранного модуса. Развитие человека как профессионала и как личности Г. Егоров видит в модусе служения, который стимулирует формирование высших жизненных смыслов, делает человека способным к открытости, побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, к обогащению как личности и себя, и Другого человека. В данном модусе человек видит ценность Другого, ради которого и осуществляется профессиональная деятельность. Профессионал стремится создать уникальные условия для Другого, так как цель его деятельности не ограничивается лишь профессиональным результатом, а сосредоточена на служении другому человеку.

Г. Егоров дает такое определение профессионалу: «Профессионал - субъект собственной профессиональной деятельности, которая вовне проявляется как творчество, связанное с выходом за пределы профессиональной области, а вовнутрь - как творческое самопреобразование, самосозидание, связанное с выходом за пределы собственной наличной данности, осуществляемой на единой нравственно ценностно-мотивационной основе в модусе служения». О.Г. Красношлыкова рассматривает профессионализм учителя как системную интегральную характеристику личности, в состав которой входят следующие взаимосвязанные составляющие: педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества, индивидуальный имидж, которые в совокупности создают неповторимую индивидуальность учителя и обеспечивают эффективность и оптимальность его профессиональной деятельности. Г.В. Сорокоумова четко разграничивает понятие «специалист» и «профессионал».

Если специалист - это человек, владеющий определённым уровнем компетентности в соответствии с нормативными требованиями профессии, то профессионал является компетентной личностью, выполняющей свои профессиональные обязанности на духовно-нравственной основе. Компетентность профессионала одухотворена любовью к своему делу, людям, ответственностью и подлинной свободой. «Ядром профессионализма является личность, а ее ведущим профессионально важным качеством - интеллект. Но генерирующей опорой профессионализма является духовность и нравственность человека» . Таким образом, профессионал - это носитель не только профессиональных знаний и способов деятельности, но и носитель профессионально-нравственных ценностей, человек, имеющий высокий уровень ответственности за принятые решения, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, стремящийся к духовному наполнению профессии, к ее развитию и готовый служить другим людям.

И. В. Чеботарева, С. В. Короткова

Профессионализм - один из важных аспектов, который поможет вам преуспеть на рабочем месте. Он может открыть двери различным возможностям, повышениям и бонусам. Ваше отношение к начальству, сотрудникам и клиентам должно всегда оставаться любезным и профессиональным. Стремитесь правильно преподносить себя и эффективно взаимодействовать с окружающими.

Шаги

Часть 1

Как преподнести себя
  1. Следите за своим внешним видом. Каждый день приходите на работу в чистой одежде и следите за прической, чтобы иметь деловой вид. Также важно одеваться с учетом требований компании. Не носите слишком открытые или облегающие вещи, если это неуместно.

    • Определите предпочтительный стиль по одежде других сотрудников. Если все ходят в весьма консервативных нарядах (костюмы, рубашки с воротником, длинные юбки), то нужно подстроиться. Часто в компаниях разрешен повседневный деловой стиль, который допускает брюки или джинсы, если они выглядят достаточно строго. Также воздержитесь от ярких цветов и узоров.
    • По возможности старайтесь скрыть татуировки и снять пирсинг, если начальники не выражали прямого одобрения.
  2. Следуйте культурным нормам. Изучите взаимодействие сотрудников, чтобы понять принятый порядок. Обратите внимание на то, как они одеваются, как понижают голос, когда кто-то говорит по телефону, в какое время обсуждают отвлеченные вопросы.

    • Также замечайте, как сотрудники общаются с клиентами на встречах. Все приходят на встречи вовремя или на несколько минут раньше? Поведение других людей подскажет вам, какие именно представления о профессионализме существуют в компании.
  3. Говорите четко и по мере необходимости. Способность уверенно и четко выражать свои мысли в устном и письменном виде является показателем профессионализма. Учитесь активно слушать других при обсуждении и не начинайте говорить, пока человек не закончит свою мысль. Говорите неторопливо и кратко, чтобы все поняли и успели записать ваши идеи.

    • Не говорите одновременно с другими и принесите извинения, если вы случайно перебили человека.
    • Если в общении с клиентом или по проекту возникают проблемы, то обратитесь к сотрудникам и начальству. Не игнорируйте ситуацию и не уходите от проблемы. Своевременно предупредите остальных и совместно выработайте решение.
    • В случае деликатного характера проблемы обратитесь к начальнику без посторонних.

04.09.2018 18:08

Мотивация человека крутится вокруг трех вещей: навыки, деньги и статус (разработка Игоря Михайловича Литвака и Бориса Михайловича Литвака).

Для профессионалов экстра-класса и будущих профессионалов экстра-класса основная мотивация ― это приобретение навыков. Она обеспечивает личностный рост, навыков становится все больше. Может быть, не так быстро, но потом приходят и деньги, и статус. Поэтому лучше воздержаться от приема на работу человека, интересующегося социальным пакетом и материальными льготами. Благо, в условиях кризиса, когда рабочих мест меньше, чем претендентов, это нетрудно.

Правда, и сейчас работники экстра-класса работы не ищут. Их работа ищет. Но сейчас их можно найти в свободном плавании.

Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы ― общество любителей. У нас тяжело найти профессионала в любой отрасли. Каждый из вас может сказать, как его подводили слесари, портные, повара, маляры, штукатуры. Кто из вас не покупал изделия, которые не соответствовали качествам, о которых говорила реклама? Вот почему, отчаявшись найти профессионалов, многие люди (я имею в виду даже состоятельных людей) сами готовят, ремонтируют сантехнику, клеят обои, да и лечатся. Но наука здесь ни при чем. Она очень высоко развита во всех областях. Все специальности находятся на очень высоком уровне развития и продолжают бурно развиваться.

Дело в том, что у нас очень мало профессионалов даже среди тех, кто может что-то делать толковое. К сожалению, бывает трудно судить о профессионализме по диплому человека, научным степеням, категориям и прочему. И если вы столкнулись с плохим специалистом, то не охаивайте его. Старайтесь от него избавиться.

Практически все учебники и руководства, рисуя облик профессионала, приводят ряд требований, кроме требования владеть набором навыков в своей области. Они предполагают и ряд личностных качеств, которые, возможно, необязательны для лиц средней квалификации, но крайне необходимы для профессионала экстра-класса. В качестве примера приведу перечень признаков, которые должны входить в облик современного профессионала.

Профессионал должен быть одновременно и гражданином, и общественным деятелем . За примерами ходить недолго: врач Рошаль, актриса Пугачева, писатель Солженицын, хоккеист Фетисов другие. Кроме того, у него должно быть широкое образование (я бы сказал, большое общее образование), высоконравственная основа побуждений . Профессионал обычно авторитетен, обладает личным обаянием, скромен, оптимистичен, правдив, справедлив, честен, самоотвержен, гуманен, владеет словом.

Из учебника в учебник переходят цитаты Антона Павловича Чехова о том, что «специалист должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Я бы к этому еще добавил, что профессионал должен быть сам благополучным и счастливым человеком. Можно оценить, как владеет профессионал тем или иным методом в своей специальности, но как измерить честность, гражданственность, высоконравственную основу побуждений, правдивость и прочее? Вот почему разделение качеств профессионала экстра-класса на профессиональные и личностные весьма условно.

Поэтому вначале я хочу поговорить о профессионализме вообще.

Я бы отнес профессионализм к личностным качествам. Профессиональные навыки набираются иногда довольно медленно, а профессионализм можно выработать гораздо быстрее. Профессионалом я называю того, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетентности. Поэтому в жизни можно встретить как профессионала ― начинающего специалиста, так и дилетанта-профессора. Я знаю одного очень неплохого психиатра, занимающего видное положение. Все было бы хорошо, если б он еще не корчил из себя невропатолога. В глаза ему это не говорили, а за глаза смеялись и выражали сомнения в его психиатрических знаниях.

Я полушутя-полусерьезно говорю, что я профессионал, причем во всех областях человеческих знаний: я профессиональный водитель, профессиональный нейрохирург, профессиональный певец (список могу продолжать до бесконечности) и профессиональный психотерапевт. A вот мои доказательства. Я не совершил ни одной аварии, но я ни разу и не садился за руль. Я не напортачил ни разу во время нейрохирургических операций, но я ни разу и не пытался их делать. Я профессиональный певец, потому что я ни разу не пустил петуха со сцены, но я ни разу не пел со сцены. Вот с психотерапией и психологией у меня получается похуже: иногда бывают и неудачи. Или переоценю свои возможности, или переоценю возможности клиента. Но каждый неудачный случай для меня — это повод для глубокого анализа. В конце концов или нарабатываю новые методы, или передаю своего подопечного более квалифицированному специалисту. Последнее, честно говоря, делаю с болью в сердце. Но ведь интересы клиента дороже и для меня лично. А чтобы сердце не болело, иду учиться у коллеги. Ну и, конечно, оттачиваю конкретные техники.

Таким образом, профессионалов можно разделить на две категории:

  • профессионал экстра-класса;
  • растущий профессионал.

Разница между ними непринципиальная, ибо растущий профессионал обязательно станет профессионалом экстра-класса ― дело только в количестве навыков. Но цена на них существенно отличается. Конечно, хорошо увидеть профессионала в работе, но и на светских тусовках и ритуалах его тоже можно вычислить. Постарайтесь разговорить его на профессиональную тему. Он охотно на это пойдет. Если он не хочет или избегает говорить на профессиональные темы, задумайтесь, а профессионал ли он, ибо профессионал живет своей профессией и ему всегда интересно о ней говорить, тем более что он в ней разбирается. Слушая его, хочется бросить свою профессию, если вы сам не профессионал, и заняться его профессией.

Некоторые признаки профессионала экстра-класса с этой точки зрения:

1. Профессионал всегда уважительно относится к своему коллеге и никогда не будет предлагать своих услуг, если его об этом не просят, но никогда не откажет в помощи, если просьбы поступят.

2. Профессионал своевременно и охотно прибегает к помощи своих коллег и легко говорит о своей некомпетентности в тех вопросах, где он некомпетентен.

3. Профессионал никогда не обещает 100%-ю гарантию успеха, а только гарантирует, что приложит все усилия. Ведь исход дела зависит не только от профессионала, но и от усилий партнеров. Профессионал в своей области старается как можно более специализироваться. У него есть «фишка». Что-то он умеет делать такое, что никто делать не умеет. Когда я занимался медициной, две болезни я мог лечить так, как никто в округе. Не называю, ибо не собираюсь возвращаться к лечебной деятельности.

4. Профессионал постоянно учится. Учеба — это фактически обновление. Ведь когда мы в блюдо добавим новый, пусть и в небольшом количестве, ингредиент, изменяется вкус всего блюда.

5. Профессионал знает коллег, уровень профессиональных навыков которых более высок, чем у него.

6. Профессионал откажется от дела, если знает, что кто-то это дело делает лучше, если знает, что не сможет клиенту помочь или кто-то сделает это лучше, чем он. Вот и я написал совместно с Валентиной Савельевной Коваленко монографию «Эпилепсия». Но подбор медикаментов при эпилепсии она делает лучше. И если мне попадался такой больной, то я его переправлял к ней. А она направляла ко мне пациентов с эпилепсией, которые ещё нуждаются и в психотерапевтическом воздействии.

Дорогой мой читатель, это я все рассказываю для вас. Вам достаточно найти одного профессионала. Он найдет вам необходимых остальных. Профессионалы знают друг друга. Кадровые агентства тоже знают, где водятся профессионалы. То же характерно и для остальных отраслей. Найдите одного квалифицированного каменщика, и он приведёт вам квалифицированных маляров, плиточников, сантехников и прочих.

7. Профессионал уже во время первой беседы предупреждает клиента, что тот имеет право отказаться от его услуг, если перестанет ему доверять.

8. Профессионал в качестве предоплаты берет только средства на текущие расходы. Он уверен в своей работе и разбирается в людях.

9. Профессионал физически здоров, материально достаточно обеспечен и счастлив в личной жизни. Чем выше уровень профессионализма, тем легче человек выполняет свою работу, тем лучше результаты, тем больше положительных эмоций, тем лучше здоровье. Многие видные профессионалы с ростом своей профессиональной квалификации улучшали свое здоровье и прожили длинную плодотворную жизнь.

10. Профессионал — это тот, кто не только сам владеет ремеслом, но и может этому научить другого. Это качество необходимо для того, чтобы не бояться остаться одному. Если уж так случится, то помощников можно себе подготовить самому. Поэтому поинтересуйтесь, есть ли у него ученики. Как правило, профессионал нарабатывает свои собственные методики и обычно излагает их в брошюрах или книгах. Или хотя бы узнайте, у кого он учился, и прочтите работы его учителя. А если сказать все это короче: профессионал знает самого себя.

11. Профессионал имеет широкое общее образование. Как-то слышал, не помню где, одну реплику. Женщину спросили, почему она такая умная. Она ответила, что это из-за того, что кроме высшего образования есть ещё и среднее.

С профессионалом легко общаться, ибо он сложно устроен и может подстроиться под любого клиента. У него нет ярко выраженного хобби. Его профессия — это и есть его хобби. В связи с большим общим образованием он великолепно чувствует себя в любом обществе и в любой жизненной ситуации находит что-то полезное для своего профессионального совершенствования. Сложный в общении человек устроен крайне примитивно, подстроиться к нему трудно. Если есть возможность избежать общения с ним, то это лучше сделать побыстрее.

12. В работе движения у профессионала плавные. Создается даже впечатление некоторой медлительности. Но из-за отсутствия лишних движений работает он быстро. В теле нет излишнего напряжения, голос низкий, прослушиваются бархатные базовые нотки. Темп речи, скорее всего, зависит от темперамента. Но если профессионал даже и говорит быстро в связи с холерическим темпераментом, то нет ощущения торопливости и суеты.

Эти положения полезно знать не только руководителям, но и молодым специалистам. Тогда они охотно будут прибегать к помощи своих более опытных коллег, не будут браться за то, что пока не умеют делать, будут учиться тому, чего не умеют, и, в конечном итоге, уже в первые годы своей профессиональной деятельности будут, с точки зрения пользы делу, профессионалами высокого класса. Если бы все молодые специалисты придерживались этих правил, у нас было бы гораздо меньше неоконченных, запущенных дел. Тогда они быстро станут профессионалами, которые со временем превратятся в профессионалов экстра-класса.

Вообще-то еще раз хочу повторить, что профессионал — это не специальность, а образ жизни. И если профессионал сам не соответствует тем принципам, о которых он говорит, то лучше с ним не иметь дела. И если человек непрофессионал или не хочет стать профессионалом, то его и человеком, по большому счету, считать нельзя.

Выбор специалиста ― дело сложное, особенно если вы сами профессионалом не являетесь. Я не берусь сказать, какого специалиста вам следует выбрать. Но я хочу подсказать вам, от какого специалиста вам следует отказаться:

Прежде всего, если к нему не лежит душа, то и не стоит с ним иметь дела. У вас все время будет выраженное эмоциональное напряжение. Все его слова и действия вы будете подвергать сомнению. Разовьется внутреннее напряжение, которое сведет на нет все положительное, что исходит от специалиста.

А вот если специалист вызывает y вас симпатию, это еще не значит, что нужно тут же начинать с ним сотрудничество. После этого еще следует немного подумать.

Если специалист чересчур автократичен, настаивает на выполнении всех его требований, не объясняя их смысла, то я сомневаюсь, что он принесет вам значительную пользу, даже если его советы и рекомендации правильны.

Если специалист ставит вам всенепременное условие посещать только его, то лучше с ним не иметь дела. Значит, он не доверяет вам, вашему разуму, умению отличить одно от другого. Если даже у другого специалиста вам будет лучше, то, конечно, профессионалу будет обидно, однако обижаться он будет на себя, а за вас будет рад.

Если специалист утверждает, что только он владеет данным методом и только он может помочь, то это должно у вас вызвать сомнения. В лучшем случае это добросовестно заблуждающийся человек, в худшем ― шарлатан.

Еще несколько предостережений. Не ждите от профессионала радикальных действий и быстрых улучшений, хотя они иногда и могут быть. Профессионал всегда работает на перспективу.

В общем, если процессе ваших контактов с профессионалом ваша жизнь начинает походить на лестницу, по которой вы все время поднимаетесь, то тогда можно сказать, что все идет нормально. Это подъем вверх, как будто вы идете в гору. И даже если вы скатываетесь, то скатываетесь вперёд ― то есть у вас появляются неприятности, которых раньше просто не могло быть.

Но если в процессе ваших контактов с профессионалом вы ходите по кругу или даже опускаетесь вниз и откатываетесь назад, то лучше расстаньтесь с таким специалистом.

Ничего не принимайте на веру. Если вам непонятны его действия, лучше отказаться от его услуг. Не напрягайтесь, чтобы его понять. Это его святая обязанность ― сделать так, чтобы вы его поняли. «Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего» ― говорили древние. Святая обязанность профессионала ― сделать вам понятными методы, которыми он воздействует на вас или которыми предлагает вам воспользоваться в процессе самостоятельной работы. Вы должны четко представлять конечные результаты работы, признаки, по которым вы будете узнавать прогресс, и время, когда дело будет, сделано.

Профессионал не боится обучать других. Ведь в процессе обучения других сам начинаешь глубже понимать свою профессию и можешь придумать что-нибудь новое, а твои последователи продолжают делать то дело, которое профессионалу уже стало неинтересным.

Теперь еще несколько слов работодателям.

Работники бывают грубияны, садисты-исследователи, стяжатели, невежды и ангелы. О первых четырех мы поговорим ниже. А вот ангелов бояться нужно больше всего. Ведь ангелов не бывает. Постарайтесь найти в нем что-то человеческое, какие-то недостатки. И если это вам не удастся, то перестаньте с ним общаться. Значит, поведение его неестественное. В будущем вас ждёт глубокое разочарование.

Если на первых встречах профессионал вас раздражает, со многим вы не согласны, временами он кажется то стяжателем, то невеждою, то садистом, то грубияном, но он будит вашу мысль, заставляет вас возражать ему, и вам с ним интересно ― задержитесь возле него немного. Потом вы увидите его достоинства, которые перевешивают все его недостатки. Выяснится, что это не стяжательство, а необходимые требования, связанные с технологией производства. Кажущийся садизм и грубость связаны с нежеланием тратить лишнее время. А то, что вам представляется невежеством, связано с гиперсосредоточенностью на своей специальности. Вспомните Шерлока Холмса, который был почти полным невеждою в вопросах, не касавшихся его специальности. Более того, вскоре вы их просто не будете замечать. Но если есть только эти недостатки, то от таких работников лучше избавляться или не принимать на работу.

Они знают, чем владеют и чего не умеют, и постоянно стараются повышать свой уровень и двигаться вперед и вверх. Не расспрашивайте о претензиях на рост тех, кого нанимаете на работу. У нормального сотрудника есть одна мечта ― занять ваше место. Этот человек будет хорошо работать. Но если вы нормальный руководитель, то это вас не будет огорчать. В конце концов, и вас ведь ждет повышение, вы же тоже будете расти, и вы, уходя с прежнего места работы, захотите передать ваше учреждение в хорошие руки. А молодой профессионал за несколько лет овладеет навыками управления и сможет вас заменить, когда пойдете на повышение.

Вопрос только в том, как найти растущего профессионала. Искать его лучше всего еще тогда, когда он учится в институте на втором курсе (с первого курса часто уходят). Поручить подбор его нужно преподавателям вуза, где учится студент. Там его учат не просто избранной специальности, например электротехнике, но учат работать именно на вашем предприятии. За несколько лет целенаправленной учебы он превращается в полноценного профессионала и после окончания вуза уже не нуждается в предпродажной подготовке, как многие выпускники наших институтов. Когда он выходит на работу, то получает должность, достойную зарплату и жилье. Затраты окупаются. И я не фантазирую. Лично знаком с руководителем такого предприятия в Санкт-Петербурге.

Растущих профессионалов очень мало. Но они есть. Хочу описать их признаки:

Внешне они незаметны, в студенческих тусовках не участвуют, на дискотеки и в ночные клубы не ходят. Но зато посещают студенческие кружки, где в меру своих сил занимаются научной работой. Некоторые успевают подготовить диссертационную работу, частью которой является их дипломное исследование. Они заранее знают, где они хотят работать, и где будут работать после окончания вуза. Более того, стараются работать там во время каникул и в свободное от учебы время. Обычно на будущей работе их уже ждут. Недостающие навыки быстро набирают по ходу работы. И опять вам не сказки рассказываю, а реальные факты. Не очень часто, но так было и во время моей работы в Ростовском медицинском университете, что студенты у нас к концу обучения овладевали и практическими навыками. Но поскольку по закону они не могли быть оформлены на постоянную работу, они, формально учась у нас в ординатуре или интернатуре, фактически работали уже в лечебном учреждении как бы на практике, а у нас только числились. В аспирантуре они не нуждались.


Профессионал: Как определить является ли человек профи, при приеме на работу, получении у него услуг? Являетесь ли вы профи в чем-то?

1. Профессионал определяется наличием РЕЗУЛЬТАТОВ! Профессионал в каком-то деле определяется не по ученым степеням, количеству публикаций, его умению обрушить на собеседника не понятные слова и термины (в расчете, что тот просто откроет рот от такого великого знания), а только по количеству случаев, когда применяя свои знания, он увеличил или улучшил какие-то важные показатели, справился с ситуацией или получил тот результат, который намеревался получить.

И потом все, что такой профессионал красиво рассказывает о своих достижения, он готов подтвердить фактами или дать телефоны тех, с кем он раньше работал - и они подтвердят его слова. По его заявлениям можно навести справки, он дает реальные телефоны реальных руководителей компаний, клиентов или пациентов, которым вы можете позвонить и уточнить про результаты работы этого человека. То есть, он не просто это рассказал, а проверить не у кого — все уже умерли, или телефоны потеряны, или он удалил контакты, имен и названий фирм не помнит.

В спорте это понятно и очевидно. Вот Марадона - он профессионал. Он может забивать голы, он забил много голов, и он не просто нам это рассказывает, а мы можем проверить это, посмотрев матчи с его участием. Мухаммед Али, Поддубный, Ольга Корбут - профессионалы.

Представляете ситуацию, что появится Иван Иванович Иванов и скажет, что он профессор футбола и что у него много книг на эту тему, что он читает лекции студентам; что он на эту тему защитил кандидатскую и потом докторскую диссертации; если он скажет, что он круче, чем Марадона, который никакой не профессор в футболе. Поэтому Иванов просит его взять в сборную на оклад 5 млн долл в год - думаете, кто-то его возьмет?

Почему я вообще пишу об этом?

Оказалось, что это не всем ясно. Оказалось, что некоторые профессионала определяют по его степеням, по его публикациям, просто по названию его профессии (учился в институте на психиатра - значит, психов вылечивает), и так далее.

Кто же будет считаться профессионалом? Например, пришел продавец или маркетолог в загибающуюся компанию, и за год сделал ее рентабельной с 20% прибыли от вложений; потом он пришел в другую компанию, и она нормально работала, так он увеличил ее оборот в 3 раза за 2 года; потом пришел в третью новую компанию и она за год принесла 10 млн долл прибыли, а раньше 5 млн приносила. Это примеры, что ВСЕ ДОЛЖНО В ЦИФРАХ измеряться. Реальная польза видна только таким образом.

Когда человек имеет хороший продукт (продукт тут определяется, как результат деятельности), он его помнит и может назвать. Он вам скажет, что раньше продавал машины в автосалоне, и продал за год 24 автомобиля. Если вы спросите, сколько продал лучший продавец - он скажет 27, а все остальные продавали меньше 15. Он даст координаты тех, с кем он работал. Ему нечего скрывать в отличие от того, кто ничего не добился.

У психологов польза может измеряться не в цифрах, а в том, что человек перестал хотеть покончить жизнь самоубийством, нашел новую лучшую работу или супруга — это будет заметные улучшения, которые можно перечислить. У врачей это будут анализы — например, нет больше повышенного количества лейкоцитов в крови, человек здоров, не устает постоянно. Но опять же, это будут показатели реальные, которые можно проверить.

2. Настоящий профессионал хорошо понимает в своем деле. Он всегда может объяснить непрофессионалу, или новичку все простыми словами без терминов, так что новичок сможет это понять и использовать.

Что интересно, люди, выдающие себя за авторитетов в какой-то области, но при этом не имеющие реального продукта (то есть выраженного в цифрах улучшения каких-то показателей) всегда будут заваливать других кучей терминов, чтобы выглядеть очень высокообразованными и умными авторитетами. Они не могут дать реальных, понятных советов другим. Это происходит потому, что они не практики; у них нет реальных достижений по улучшению каких-то ситуаций; они сами не понимают суть того, что надо сделать, чтобы получить улучшения в какой-то области. Как вы хотите, чтобы он это объяснил, если он сам не знает? А как мы знаем, и попугая можно научить говорить.

Есть еще третий показатель профессионала, но я пока приведу два реальных случая.

Я часто наблюдала психологов, которых охотно ставят на наем персонала в компании, поэтому приходилось с этим сталкиваться. Я спрашивала, что они вообще делают полезного, какие есть результаты и какие есть статистические показатели улучшения чего-то от их работы? Вот один из реальных ответов психолога: «использую в своей работе, к примеру, корреляционный анализ результатов исследования с помощью репертуарной решетки Д. Келли, хотя чаще всего подобные расчеты не требуется — клиент не просит…» (Можете не пытаться понять - так как это смысла не имеет, и сам психолог не знает, зачем это нужно и какие улучшения этим измеряются.)

На это я ему сообщила: «например, моя дипломная работа, там, где я получила первое высшее образование, называлась «Мультиплексер для Анализатора Спектра с Фильтрами на Поверхностных Акустических Волнах». И что?

Что я сделала сейчас - я вас загрузила не понятными словами, и таким способом я могу считать, что я больший авторитет, чем вы? Если бы я хотела вам, не радио-инженеру, пояснить его пользу, я бы пояснила, что разработала прибор, который может разделять радиоволны на спектр, и отделять шумы, таким образом восстанавливая качество звука. И что, например, стоимость производства этого прибора будет меньше чем аналога …

Пожалуйста, ответьте, какие именно улучшения чего-либо вы измеряете и как?»

На это психолог взвизгнул: «В итоге научился отличать нормальных собеседников от троллей и трольчих . Удачи вам, мадам Трололо!» , и убежал. И так же примерно происходило со всеми психологами - не везло мне, однако. Уверена, где-то есть психологи, которые знают, что делают, и у них есть реальные результаты, улучшающие работу компаний и жизни клиентов-пациентов.

Лирическое отступление: что интересно, человек, который не может ничего произвести, возьмет на работу такого же как он. И наоборот - те, кто понимают, что такое результаты и сами их достигали, набирают таких же. Именно поэтому, часто бывает, что пока компания была маленькой и владелец сам нанимал сотрудников - он набирал продуктивных людей. Как только он передал наем персонала в руки человека, которого не куда было пристроить, но и выгнать жалко (так как наиприятнейший товарищ) - сразу в компании появлялись проблемы с сотрудниками и их производством, а, следовательно, и с общей прибыльностью компании.

Вот другая реальная переписка на эту тему с хорошим человеком (не будем называть имен) и доктором наук по маркетингу, профессором, у которого есть много публикаций и он читает лекции студентам. Он высказал идею, что профессионализм определяется званием и публикациями, а не результатами полученными этим «профессионалом». (Маркетинг определяется, как действия по созданию спроса. То есть функции маркетолога - создавать спрос).

Этот доктор наук написал мне (думаю, этому же он учит студентов): «Ваши рассуждения внешне выглядят логичными и почти бесспорными — по типу «если ты такой умный, покажи свои деньги». Типичное заблуждение малоопытных людей. Если поработать в маркетинге реально (не знаю, удалось ли это Вам), быстро убеждаешься, что, чем крупнее фирма, тем меньшее влияние имеет на ее результаты директор по маркетингу или начальник отдела маркетинга. И дело не в его/ее непрофессионализме, а в экономической обстановке в нашей экономике, которая ну никак не хочет превращаться в рыночную. …Так что, делите на десять уверения тех, кто будет Вам рассказывать о бурных преобразованиях и блестящих результатах благодаря маркетинговым чудесам. Удачи!»

Я ему много всего написала, в надежде показать истину: «Так как я занимаюсь, кроме всего прочего, коммерческой недвижимостью, я лично видела и знаю, как создавать спрос в условиях жесточайшего кризиса, когда 95% риэлторов и клиентов говорили, что все встало и что цены высокие. И так же я лично знаю моих друзей, которые полностью заполняли свои офисные помещения арендаторами по ценам в 2-4 раза выше рынка; они это делали, как раз, когда был самый кризис, особенно по сдаче в аренду офисных площадей.

Вы будете брать в футбольную команду человека, который объясняет внешними обстоятельствами свои неудачи?

Вы будете лечиться у врача, который написал кучу книг, но его пациенты болели еще больше или умирали после его лечения?

Я мало того, что лично видела людей, которые увеличивали продажи значительно, я сама могу просто это сделать, используя оценку данных. Например, мой друг, который учился со мной там, где я получила первое высшее образование — МЭИ РТФ (радиотехнический факультет), правда на пару курсов впереди, он после института стал дистрибьютором кондиционеров «Тошиба». Он увеличил продажи в 12 раз за 8 месяцев, я знаю, как это делалось и что именно для этого было сделано»

Что самое главное в этой ситуации - все можно проверить: пойти к моему знакомому он покажет Сертификат из чистого золота, которым тогда его наградила Тошиба, за такое увеличение продаж. Может дать контакты руководителей в Тошибе, кто его награждал и можно им написать и спросить - правда ли было такое? Такие вещи просто проверяются. Я дала контакты моего знакомого доктору наук.

На это я получила ответ, что все, что я говорю «смешно» и что мне надо писать фэнтези.

Люди, у которых ничего не получилось, будут отрицать такую возможность для всех и всегда. И такому учат широкие массы! Вот она, стратегия «проигравших» в действии. Этот человек уже обучает и хочет всего себя посвятить образовательному бизнесу. Он написал, что хочет создать бизнес-школу для до-образования дипломников и выпускников вузов по актуальным направлениям современного бизнеса.

Так же люди, которые уделяют большое внимание своим регалиям и защите своего авторитета, при отсутствии реального продукта никогда не согласятся что-то изучить для применения - так как это может им показать, что не все, как они, ничего не достигают, и что они были неправы. А они хотят быть правы, оставаться «авторитетами» и хотят продолжать широко оправдываться, почему они не достигли результата, и получать деньги за свои регалии, при отсутствии результатов или при отрицательном результате.

Не надо считать, что все кто пишет статьи и книги и все с учеными степенями - люди без продукта. Это не так. Есть люди, которые имеют и степени и успешный опыт и написали книги, чтобы передать этот опыт. Те, кто получает степени и пишет книги (пусть даже бесполезные) - они продуктивны как минимум в области упрочения своего авторитета и написания книг. Этому у них можно поучиться.

3. Профессионал уделяет внимание мелочам. Выглядит, что у него все получается легко - но это результат кропотливого применения технологии или ноу-хау . Ноу-хау (от англ. know how - знаю как) или секрет производства. Это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.). Ноу-хау может создаваться в процессе опыта, может перениматься у кого-то.

Вспомните рассказы, как заставляли учиться играть на скрипке Паганини в детстве. Он стал гением в результате кропотливого труда. Посмотрите видео-клипы, например, Дженнифер Лопес, не всем нравится, как она поет, зато как красиво проработана каждая мелочь в ее облике и картинке вокруг.

Так же профессионал заметит больше мелочей в любой ситуации, которые будут не заметны или даже нереальны непрофессионалу. Используя все эти мелочи, профессионал будет знать, что делать в каждой ситуации, что на нее влияет, как быстро с ней справиться, как создать совершенство - то есть почти абсолют в каждой детали.

Это не удача или везение, это именно знание и применение ноу-хау или какой-то технологии делает профессионала профессионалом. Кому-то может повезти раз, но если он не может этого повторить - он не профессионал.

Желаю Вам быть профессионалом, и достигать запланированного результата в вашей деятельности!

Человек и профессионал
Важное сегодня слово «профессионал».
Очень знакомое и вместе тем непонятное… Страшное:)

Я решил создать этот журнал, потому что осознал необходимость — в первую очередь для самого себя — в четком определении ключевых характеристик профессионала. Причем вне зависимости от сферы деятельности. Я уверен, что в любой сфере есть одинаково ценные кристаллы профессионализма – отличительные принципы, определяющие статус профессионала.

Понимание того, что значит слово «профессионал» не из словаря, а из действительности сделает мою жизнь лучше. Я стану лучше понимать других людей и разбираться в них. Я стану лучше понимать себя.

Люди делятся на профессионалов и непрофессионалов. По какому принципу?
Назвать себя профессионалом – самонадеянно, когда называют профессионалом другие – приятно. Почему?

Есть множество подобных фактов о профессионалах, не до конца осознанных или исследованных людьми. По этой самой причине очень часто у людей совершенно разные представления о том, каким должен быть профессионал . А разное индивидуальное восприятие одного и того же слова – это причина непродуктивного общения. В мире всё начинается с общения, и если уже оно само непродуктивно, то всё, что за ним следует – то есть отношения, дела – становится еще более непродуктивными.

Сегодня слово «профессионал», а с ним и тот факт реальности, который оно обозначает, находится в постоянном движении. Развитии или деградации – неважно. Происходит отход от традиционного, словарного восприятия профессионала к «рабочему» — такому пониманию, которое отражает его настоящие, существующие признаки. Почему? Потому что это даст возможность людям общаться эффективнее. Кто управляет этим процессом? Никто из людей. Жизненная необходимость.

В современной стремительной реке времени, в ежемоментных попытках не разбиться о пороги проблем, управляя хрупким суденышком своих возможностей, нет места для игры слов. Всем должно быть одинаково понятно, что значит слово «профессионал» — как и любое другое, важное для сохранения равновесия в личных или деловых отношениях: экипажу Вашего судна – чтобы не разбиться о скалы, капитанам других кораблей – чтобы не столкнуться с Вами, персоналу ближайшего порта – чтобы обслужил Ваш крейсер как того требует обслуживание крейсера, а не туристического лайнера.

Несмотря на простоту метафоры, всё дело именно так и обстоит. Все проблемы везде и во все времена начинались из-за непонимания. Вавилонская башня рухнула. Люди не смогли сотрудничать из-за отсутствия понимания. Сегодня всё повторяется – самопровозглашенная глобальная деревушка Земля сможет избежать участи вавилонской башни только если будет в силах извлечь уроки и сделать правильные выводы. А главные из них – это слушать друг друга и говорить на одном языке – не буквально — генетически языки могут быть разные, но тот минимум, важный для сотрудничества и сохранения равновесия должен быть известен всем участвующим сторонам – назовем этот минимум Лингва Франка выживания.

Земля – это люди. Каждый человек, по свое воле или иначе, оказывает влияние на ход событий. Каждый несет ответственность за происходящее. За будущее. Каждому живущему на планете человеку исключительно важно осознать необходимость в приобретении общего знания и общего языка. Человек должен контролировать происходящее, а не пытаться отреагировать на случайности, особенно сегодня, когда все в жизни подчинено воле человека. Человек должен уметь разговаривать с другими, он должен уметь понимать и уметь быть понятым. Пусть читателя не смущает не совсем правильная грамматика последней фразы с точки зрения языка. С точки зрения логики и реальности всё верно – именно «уметь быть понятым».

Самому учиться контролировать как тебя поймут.

Кто же такой профессионал? Что он делает и чего он не делает? Что он может и чего не может? Что руководит деятельностью профессионала? Что определяет поведение профессионала? В чем заключается сверхзадача профессионала? Как узнать професcионала среди прочих и как увидеть профессионала в себе?

Ставлю задачу для себя порассуждать на эту тему, предлагаю читателю над этим поразмыслить.

Понравилась статья? Поделитесь ей