Контакты

Познание человеком самого себя: реальный результат абстрактных поисков. Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда- путем созерцания

Близкий друг Сократа Херефон * однажды отправился к дельфийскому оракулу с вопросом: "Есть ли в мире человек мудрее, чем Сократ?"

Оракул передал ответ Бога: "Нет человека мудрее Сократа".

Херефон с радостью передал этот ответ Сократу. Но, к его удивлению, Сократ повел себя так, будто он озадачен и даже испытывает некоторую неловкость.

Сократ не считал, что является самым мудрым и умным человеком на земле. Чтобы опровергнуть заключение, сделанное Богом, он решил найти человека, который окажется более мудрым и репутация которого будет выше уровнем.

Сначала он нашел политика. Политик был высокого мнения о своих знаниях и безостановочно говорил с Сократом. Сократ увидел самодовольство политика и его невежество. Он подумал: "Хотя этот человек ничего не знает о милосердии и красоте, он считает, что знает всё. По крайней мере, я признаю, что невежествен, поэтому, похоже, что я мудрее его".

Сократ остался неудовлетворенным и продолжил свои поиски. Он нашел поэта. Этот человек был гениальным поэтом, но считал, что он самый мудрый человек из живущих просто потому, что он умеет писать стихи.

Потом он встретил ремесленника. К его огорчению ремесленник совершал ту же ошибку, что и поэт. Он считал, что может делать все, потому что обладает хорошим мастерством. Гордыня разрушала его собственный интеллект.

В конце концов, Сократ осознал истинный смысл слов Бога. Бог не сказал, что Сократ является самым умным человеком на земле. Смысл его слов заключался в том, что среди других смертных Сократ является самым мудрым, потому что он осознает свое невежество.

В нашем мире можно обнаружить многих людей, имеющих высокое мнение о себе. Но многие ли из них станут искать доказательства своего незнания со смиренным сердцем?

"Познай самого себя" - эти знаменитые слова, начертанные на главной колонне храма Аполлона в Дельфах, принесли Сократу глубокую мудрость. Сегодня подтверждение Сократа открывает нам ворота мудрости. Часто познание самих себя и познание истины начинается с осознания собственного неведения.

В процессе совершенствования, некоторые люди могут увидеть свои собственные привязанности и недостатки. Они рассматривают Закон как Учителя, отказываются от своих привязанностей и повышают свой Синьсин (природа ума, нравственность, моральный уровень). А другие не могут увидеть свои недостатки, или они даже не допускают мысли, что у них могут быть какие-либо недостатки, и они даже не хотят утруждать себя, чтобы выявить свои собственные проблемы. На самом деле, самые мудрые и самые усердные люди – это, вероятно, самые скромные и смиренные, те, которые могут всесторонне рассматривать свои собственные проблемы.

Познавать себя до конца, занимать правильную позицию, знать, что надо делать, а чего надо избегать, иметь мужество взглянуть на свои собственные слабости и честно исправлять свои ошибки, - только так мы можем стать настоящими совершенствующимися, сможем повышаться и двигаться вперед.

Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским оракулом (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждением в том, что он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, к чему побуждают человека и значащиеся при входе в дельфийский храм Аполлона слова «Познай самого себя», стало общим принципом сократовских исследований. Он не считал себя Отелем мудрости, а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине Известно изречение Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю. Для Сократа проблема человека, его внутренний мир - главное. «Познай самого себя» - это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Сократ увидел опасность растворения человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить

Человеческое бытие не дано человеку изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности единому идеальному началу, общему всем людям.

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, - познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа - это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека - его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Творец в своих произведениях должен выражать состояние души

Познай самого себя говорит Алкивиаду Сократ в «Алкивиаде Первом». Но перед беседой с Сократом, Алкивиад был совершенно уверен в том, что отлично знает себя, потому и претендует на самые высокие роли в политической жизни полиса, в которую вот-вот должен вступить по возрасту. Он высок и красив, богат и знатен, но он ли это?! Нет. Это только то, что ему принадлежит, но не он сам.

Что такое этот сам? Душа, только душа может владеть телом, ибо она знает его. А чтобы владеть самою собой, она должна знать также должна знать себя, свои свойства. Увидеть себя можно в зеркале или в чем-то подобном, подобно глазу видящему себя в лучшей части другого глаза – зрачке, душа видит себя в лучшей части другой души – разумной. При помощи разума познается вещь, а, следовательно, и должное, справедливое обращение с ней.

«Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым.»1 В итоге мудрым не оказался никто. На их фоне Сократ был не мудрым, а мудрее, ибо знает свое незнание, а другие и этого не знают. Но до того он не знал и этого, следовал мнению большинства (собственно, большинство и образуется через общность мнения). Мнение большинства было таково, что мудрые есть! А почему мудрые? Потому, что говорят мудрые вещи! А почему их слова мудры? Потому что они мудрецы! Это снова круг, только теперь круг глупости. В какой-то момент он может разомкнуться, концы с концами не сойдутся и появится непонимание – место для нового порядка (возможно, даже первого настоящего порядка). К этому Сократа приводят обстоятельства, Алкивиада же размыкает Сократ. Условно, естественное (случайное) и искусственное (специально выстроенное) обращение взгляда на самого себя.

Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие у людей; убеждение в существовании объективной истины у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ отождествлял счастье не с выгодой, а с добродетелью. Но делать добро, можно, лишь зная в чем оно: только тот человек храбр, кто знает, что такое храбрость. То есть именно знание того, что такое добро и что такое зло делает человека добродетельным, и зная,что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно: нравственность - следствие знания, точно так же безнравственность - следствие незнания доброго. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый "демон" Сократа. Сократ пробуждал у людей интерес к философии и самопознанию, чего не смогли сделать плачущий философ Гераклит, жалевший «мокрые» души людей, и смеющийся над их глупостью и несуразностью Демокрит. Те возвышались над толпой, а он шёл к ней, открытый для общения, не кичась превосходством своего интеллекта, передавая свои знания подросткам и юношам, вступая с ними в длинные диалоги, чтобы вместе приблизиться к истине, научив их при этом логически мыслить, рассуждать и анализировать.

      Познай самого себя.

Согласно приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы (Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом среди всех эллинов). Его взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, и выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь шла о принципе познания человеком своего места в мире.

Сократовское проникновение в существо человеческих требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к Познани. Природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.

Она состояла в том, что Ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами – водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым подменяется понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы – лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.

Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не бытием, но со знанием о бытии. И это знание – результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания – природных, людских и божественных явлений и отношений – в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком» 1 .

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».

Суть же своих философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я никак еще не могу, со­гласно дельфийской надписи, познать самого себя» Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано:познай самого себя! Призыв «Познай самого се­бя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они определили суть его философии.

Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя-значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как лич­ность, а как человека вообще. Главное содержание, цель филосо­фии Сократа-этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нрав­ственности, природу же в целом не исследовал» (1, 6)

Предлагаю вам эксперимент — описать самого себя при помощи 20 различных слов и предложений . (Авторы методики — Кун и Мак-Портленд.) Итоги вас непременно удивят.
Уделим себе время для самопрезентации — 15 минут .

Анализ самопрезентации

Если вы написали о себе достаточно много, — это говорит о том, что у вас высокий уровень самопрезентации, и вы неоднократно задумывались над своим местом на этой Земле.

Если Вы закончили работу раньше времени, то, вероятно, решили, что вам больше нечего сказать о себе. Возможно, ваши представления о себе носят ограниченный характер. Вы умудрились построить себе ограничительный круг, за которым как раз и находится все самое интересное в вашей жизни: новые дела, увлечения, хобби, неожиданные повороты судьбы?

Если ответов не более восьми — думаете ли вы о себе достаточно много? Не уходите ли от вопроса — кто же я на самом деле?

Если ответов 9−17 — умеренный уровень самопрезентации. Сложно ответить что-нибудь определенное, серединка на половинку. Усредненное понимание себя, упрощение. У большинства людей рост средний, масса тела средняя, пульс средний, уровень интеллекта средний.
Неужели и вы середнячок?

Если, к примеру, вы написали, что слушаете рок, интересуетесь биографией музыкантов, ходите на концерты, то для вас рок-музыка — это главная волнующая тема, а такие ответы лучше всего считать как один ответ. Кстати, подумайте, почему эта тема волнует вас больше всего? Возможно, вы всегда мечтали стать известным рок-музыкантом, а кем стали? Скажу вам больше, когда я провожу такое тестирование с вполне зрелыми, состоявшимися людьми, оказывается, что 80 процентов из них занимаются всю жизнь совсем не тем, чем бы им хотелось…

Если ответов больше двадцати — возможно, вы представили о себе самые расхожие истины — «комсомолка, спортсменка и просто красавица»? Подумайте сами, сколько еще людей может написать о себе подобное… Обратите внимание на свой портрет, не превалируют ли в нем социальные характеристики — юноша, девушка, студент, метросексуал, житель мегаполиса… Если таких ответов большинство, есть опасения, что вы являете собой сумму социальных ролей, разных фактов биографии, а где же ваша индивидуальность, в чем она и есть ли она?

Наверняка, Вы не раз обращали внимание на людей ярких, харизматичных, «с изюминкой»… к примеру, Владимир Жириновский. И юрист известный, и политик, а в последнее время еще и петь начал! К тому же, незабываемая личность — желанный гость любой ТВ программы!

Обратите внимание, к какому времени относятся ваши ответы. Если большинство ответов относится к прошлому — вы до сих пор живете прошлым, почему? Неужели до сих пор сводите с кем-то счеты, проигрываете в уме старые ситуации, направляя энергию туда, куда уже «давно не ходят поезда».

Каких ответов больше — со знаком «плюс» или «минус»? Принимаете ли вы себя таким как вы есть? А вдруг вы себе безразличны или не интересны?

Умеете ли вы любить себя? Прощать свои слабости, вы ведь не робот, живой человек со своими особенностями и предпочтениями. Что же вам мешает относиться к себе с уважением?
«Если мы хотим увидеть звезду нашего назначения», — сказал Фаррар, — «то для этого нам следует заглянуть в наше сердце».

Что можно посоветовать человеку, который хочет стать увереннее, значимее в глазах общества и себя самого?
Нужно ежедневно проделывать упражнение по укреплению психики и духа.
Встаньте перед зеркалом, расправьте плечи, поднимите голову, представьте — вы — Александр Македонский накануне сражения.
Через некоторое время вы убедитесь в том, что у вас расправились плечи, улучшилась осанка, а как следствие — возник дух «воина», вы стали чувствовать себя гораздо увереннее.

И моей совести. Эго самоутверждается, а совесть поглядывает на степень адекватности самооценки.

Самоутверждение я распознаю как механизм поощрения развития. Когда открывается возможность использовать иные стимулы для развития, самоутверждение (как стимул движения по жизни) ослабевает.

Иным стимулом, как пример, может стать интерес и любопытство, которые в своей крайности становятся жаждой познания. Я хочу постичь тайну пути, который выбрал. К этой тайне я уже осторожно прикасался, и она меня ошеломила. Все мы охотно выбираем то, что нам интересно. Постижение тайны начинается с интереса, который перерастает в страсть, в огонь, который тебя не сжигает, а придает еще больше сил!

Еще один стимул – любовь. Когда я люблю людей, мне словно ничего не нужно, мне хорошо просто от того, что я есть. В это время я хочу делать что-то полезное и созидательное просто потому, что я хотел бы делиться этим состоянием.

Со мной такое бывает нечасто. Мною по-прежнему часто руководит самоутверждение. Но я все меньше занимаюсь самобичеванием по этому поводу. Этот стимул – не враг и не коварный зверь. Врагом самоутверждение становится, когда я с ним борюсь. Но, принимая свое самоутверждение, я ощущаю, как этот стимул развивает различные качества моего внимания и качества той силы, которая позволяет мне отличать одно от другого.

В этой жизни у меня, как и у большинства людей возникало немало «проблем» из-за самоутверждения, когда оно приводило к колеблющейся самооценке. Однако все эти «проблемы» были ценными уроками. – один из самых непростых уроков. Его я до сих пор прохожу. Но это приятие, я уверен, заслуживает всего пути, который был доселе пройден.

В этой статье я очередной раз хочу поговорить о том, как порой себя ведет наша самооценка, когда ее зашкаливает в разные крайности, о тех уроках, которые мы проходим на этом пути под влиянием самоутверждения.

Страх перед собой

Представьте себе кастовый строй, где есть сословия продвинутых и уважаемых господ, ряд промежуточных каст и несколько низших, в которые обычно попадают всевозможные «отбросы общества». Человек с колеблющейся самооценкой живет в таком вот кастовом строе, но при этом его каста еще толком не определена, поэтому сам человек не знает, чего заслуживает, но подспудно (как правило) надеется и даже верит, что относится к какой-нибудь продвинутой, или даже высшей касте высокопочитаемых и всеми любимых господ. При такой завышенной самооценке человеку то и дело грозит столкновение с реальностью, которая его опускает на землю.

Чем сильней разница между реальным положением дел и раздутой самооценкой, тем больнее опускаться с высот самолюбия на твердую землю. Поэтому чаще всего мы стараемся одурачить себя как можно более искусно таким образом, чтобы самооценка не занижалась, чтобы продолжать и дальше виртуозно витать в облаках самообмана, заблокировав реалии какой-нибудь подходящей для случая рациональной чепухой, обвиняя в своем несовершенстве других людей, или « » жизни.

Мы избегаем страха крушения иллюзий нашего эго, подменяя этот страх второстепенными внешними «проблемами». В сущности все мы боимся не каких-то якобы «проблемных» событий, а тех перемен, которые в силу этих событий могут произойти в нашей «голове». Наш ум не хочет меняться, и блокирует все, что влияет не лучшим образом на нашу самооценку. Нам проще оставаться в , нежели взрослея признавать свою ущербность в чем бы то ни было. Мы соглашаемся с тем, что вписывается в образ нашего «я». Мы отрицаем то, что этот раздутый образ разрушает.

Когда во внешнем мире мы улавливаем «подтверждение» собственной никчемности, наша самооценка колеблется, эго теряет опоры и в сознание проникает страх. Так рушатся неустойчивые позиции нашей самооценки. Чаще всего такому разрушению подвергаются опоры эго, которые не выдерживают контакта с реальностью. Раздутая самооценка разбивается вдребезги, сталкиваясь с реальным положением дел. Чтобы не происходило таких крушений, мы должны познать и принять себя со всей своей тьмой и ущербностью внутри себя, признать наличие всех своих недостатков, «грехов» и пороков. В этом – основная ценность исповеди и психоанализа. Во время исповеди человек сам раскрывается в меру своей искренности перед самим собою.

Во время псих. консультирования толковый психолог помогает человеку увидеть себя и принять себя таким, каков человек есть в настоящий момент жизни. Такое приятие происходит через обострение, через прохождение сквозь страх к истине. Поэтому первое время такая работа может усилить переживания, от которых человек бежал. Клиенты приходят за помощью, до конца не понимая, что в каком-то смысле как раз от этой помощи они бежали все это время. Почти никому не хочется всерьез говорить о своих насущных проблемах. Такая готовность приходит не сразу. Иногда необходимо ее выстрадать.

Проживая полностью свои переживания, мы избавляемся от их влияния. Это – приятие самого себя во всей «полноте» своих переживаний. Принять себя эгоистичного, грубого, слабого – важная часть обретения целостности. Именно такое приятие позволяет раскрыть истинный альтруизм, чуткость и силу. Это – завершение «пазла» личностной целостности.

Страх принять сложно, поэтому мы блокируем его, подменяя истинную проблему «гибнущего» эго внешним суррогатом этой проблемы. Ум защищает свои позиции, закрываясь всеми силами от истины, которая колеблет наши самолюбивые иллюзии. Ум защищается от истины, подбирая для этой самозащиты наиболее подходящий рациональный самообман. В качестве такого самообмана подходит любая концепция, которая «обесценивает» жестокую правду болезненную для ума истину, и которая кажется более-менее рационально пригодной для этого бесстыдства дела. Об этих трюках ума я уже говорил в статье: « ».

Заблокированный самообманом страх превращается в разновидности негативных переживаний от легкого раздражения до ярого бешенства, в зависимости от количества и качества иллюзий, которые оказались под угрозой разрушения. Так, например, если человек считает себя неоправданно умным и на этом выстраивает свою самооценку, он будет блокировать любые внешние влияния, которые намекают на его «глупость». Причем «намеки» эти человек будет выискивать самостоятельно с завидной настойчивостью даже там, где ими и не пахло. Просто подспудно мы всегда знаем, где и как мы сами себя дурим. Мы сами играем с этим самообманом, переходя из крайности самовозвышения – к крайности презрения к собственной персоне. Об этом я уже говорил в статье « ».

Неадекватно завышенная самооценка, приводит к падению, а затем, чтобы это падение компенсировать, мы пробуем подняться еще выше. Так работает «комплекс Наполеона». Раскачиваясь то вверх, то вниз, мы создаем своеобразный психический «заряд», «активность», которая начинает жить своей жизнью на нашей внутренней территории. Эта «активность» чутко улавливает все импульсы, которые влияют на ее мощность. Похвала, одобрение и согласие раскачивают в одну сторону, а критика, отрицание и несогласие направляют его – в другую. Иными словами, если у человека есть невроз по поводу каких-то своих качеств, он будет высматривать поощрение и порицание этих качеств там, где любой другой человек спокойно проходит мимо без всяких переживаний вообще.

Любой намек из внешнего мира, который «подтверждает» нашу никчемность у нас может вызвать стыд, раздражение и даже привести к затяжной депрессии. Этим подтверждением может стать какой-нибудь неуловимый небрежный или неаккуратный жест, который какой-нибудь абстрактный слуга не позволил бы в отношении какого-нибудь короля. И вот этот жест как бы показывает нам, что мы – не хозяева жизни, а простые смертные, что место наше – не «в первом ряду», а быть может даже где-нибудь «под плинтусом». Человек при этом живет так, словно его каста еще не подтверждена, и он переживает, что может оказаться кем-нибудь из отбросов общества.

Порой мы ждем подтверждения о своем предназначении от каких-то случайных событий, которые подтвердят нашу касту – наше место в этой жизни. Вот человек нам улыбнулся, и мы думаем: «ага, наша каста, наверное, из продвинутых!» Как пел Найк Борзов: «И я самый модный, и видимо, – самый красивый!» Уверенность в себе возросла, осанка стала статной, жесты величественными, улыбка снисходительной. В общем, павлин, стал напыщенным и важным.

А вот человек нас опустил. Как ведет себя ум? Его бессознательный монолог мог бы звучать так: «Меня? Великого властелина помойки? Опустили? Как он мог? Так ведь он же мне бесстыдно намекает, что я из нижней касты? Так ведь из-за этой сволочи у меня сейчас вся жизнь коту под хвост пойдет? Из-за него я могу попасть в отбросы общества и стать вечным слугой, подтирающим чужие задницы? А вдруг я и есть грязный слуга? Но пока об этом никто не знает! А вот этот гад, кажется, что-то такое во мне увидел, распознал признаки грязного «слуги»… И если он об этом расскажет другим, эти другие тоже увидят эти признаки и поймут, что я – ничтожество, и меня можно унижать, плевать в мою сторону и отправлять в выгребную яму за посылками, как «мальчика на побегушках». И жить я буду в грязи, работать тяжелым рабским унизительным трудом «на дяденьку», и скончаюсь на помойке! А может быть меня сразу на помойку и выкинут, как неполноценную дефектную вещицу».

Все происходит таким образом, пока человек ждет, что события определят его место в этой жизни, «покажут» ему кто он и чего достоин, пока «провидение» не спустится, или пока не приедет принц на белом коне, или под «алыми парусами». Ждать у разбитого корыта можно до самой старости. Все это – великий самообман. Не является человек ни божеством, ни червяком. Все это – оценки ума, на которые ум же сам и покупается. Человек – это просто человек, – ни больше, ни меньше..

Судьба

На человеческом, относительном уровне – нет никакой судьбы. Наше будущее зависит не от того, что про нас подумал кто-то посторонний, а от того, какой выбор мы сами делаем. Ну, подумайте, как часто и что вы думаете о других? Придаете ли вы значение этим мыслям? А словам? Иной человек что-то ляпнул в нелучшем расположении духа и тут же забыл, что сказал, а невротик потом часами мучается от этих слов. Да вообще не имеет никакого значения, что люди думают и говорят. Никто ничего «важного» о нас, как правило, не думает. Каждый озабочен собою. Поэтому неважно, как люди реагируют на наше раздутое самолюбие. Они это делают между делом, не придавая никаких великих значений своим маленьким словам, которые вылетают их из глотки по несколько сотен ежедневно. Каждый живет в своей индивидуальной галлюцинации, и придает, как правило, куда большее значения своим прыщам, нежели другим людям.

Ваше будущее ничем не определено. На самом деле здесь я не говорю о судьбе, или каких-то миссиях. Чисто по человечески, ваше будущее не зависит ни от каких внешних штампов. Что бы кто ни думал, вы будете жить так, как выберете сами. Вы будете достойны того, что выберете сами. Все ограничения – в вашем уме. Богатство, сила и здоровье никогда не свалятся ни с того ни с сего, как божественный дар только потому, что вы якобы особенный человек из высокой касты. Бедность, ущербность, болезни и страдание – тоже не какой-то рок судьбы. Все зависит от ваших решений. Чтобы проявилась сила и блага, необходимо работать, делать что-то полезное. Чтобы было здоровье, вам не поможет самобичевание и жалость к себе. И здесь тоже необходимо шевелиться, тренировать тело и соблюдать соответствующий образ жизни.

А если вы верите в карму и судьбу, так ведь карма – это и есть наши «данные»: привязанности, предпочтения, таланты и пр. Карма это – причинно следственная связь «параметров» нашей личности. Причины – то, что руководит нами, следствия – результат этого руководства. Если вы предпочитаете бездельничать, так и получите соответствующий результат. Если упиваетесь жалостью к себе, станете жалким и беспомощным. Если, несмотря на искушения разных желаний, вы выбираете сознательные действия, работу и созидание, тогда опять же, вы получите соответствующий конкретный результат.

Пока наша зависит от внешних факторов, неврозов не избежать, и мы будем слепо страдать и слепо радоваться подтверждением своей крутизны и своей никчемности. Просто, возможно, стоит понять, что смена ролей от божества, до поломойки – не может быть чем-то реальным. Это работа двойственного ума. Чтобы не падать и не разбивать лоб о твердую землю, не стоит летать в облаках. Тогда и земля окажется мягкой, теплой и даже приятной для наших ног.

Быть достойным, или быть недостойным чего-либо – один большой «приглюченный» невроз. Мы достойны результата своих действий. Вот и все. Вы – это и есть вы. Неважно, что о нас думают. Каждый человек грезит своими индивидуальными оценками, а не объективной истиной. Иногда к этим оценкам стоит прислушиваться, до тех пор, пока вы сами не увидите, кто вы есть и что можно с этим сделать.

Как ни печально, чем в голове больше каши, тем человек реже понимает ограничения своего ума, и тем грубее и примитивнее его самообман. Утонченный, ясный ум легко разоблачает свои же грубые иллюзии, но ловко сплетает новые, изощренные способы дурачить себя изящными, изысканными методами. Таким разновидностям самообмана мы наиболее активно учимся, когда занимаемся самосовершенствованием. Эго борется с собою на утонченном уровне, чтобы утвердить свои позиции в мастерском надувательстве самого же себя. Мы развиваемся, чтобы стать воистину талантливыми людьми и даже настоящими мастерами в этом непростом деле построения актуальных красивых иллюзий о себе для себя же. Судя по всему – таков наш человеческий путь к истине, которую мы учимся различать, пробираясь через дебри самообмана.

Вопросы, которые вы найдёте в этой статье, помогут вам лучше узнать себя. Примерив на себя различные ситуации и задавая себе правильные вопросы, вы сможете обнаружить те мысли и закономерности в поведении, которые обычно упускаете из виду. Берите блокнот, ручку, и приступим.

Познай самого себя.

1. Кто вы?

Как назло, ничего не приходит в голову. Вопрос настолько обширный, что даже вызывает раздражение. Мы не можем просто заглянуть внутрь себя, обычно в этом помогают психологические зеркала. Психологическое зеркало - это умный человек (в идеале - психотерапевт), который направлял бы вас. Но если таковых нет поблизости, то их заменят правильные вопросы. А также ручка и бумага, чтобы улавливать те мысли и чувства, которые могут очень хорошо замаскироваться и долго оставаться незамеченными.

2. В чём смысл жизни? Что такое любовь? Кто вы есть?

Эти вопросы имеют плохую репутацию не потому, что они некорректны. Просто они не разбиты на более точные кусочки, поэтому с трудом поддаются обработке. Вопрос о том, кто мы есть, нужно разделить, чтобы он легче усваивался. Не «Кто я?», а «Кто я на работе, в отношениях, с друзьями, детьми?».

3. Что случилось с вами в детстве?

Jordan Whitt / Unsplash.com

Вопрос кажется нелепым, но, к сожалению, это не так. Почти всё, что мы представляем из себя сегодня, - это результат моделей поведения, заложенных ещё в детстве (и благополучно забытых). Дети из-за своего склада ума не могут полностью понимать особенности собственной психики. Первые 10 лет мы проживаем вслепую, прежде чем хоть немного научимся понимать свои мотивы и эмоции. Теперь настало время вернуться и переосмыслить их.

Теория Фрейда переоценена, дискредитирована и считается неправильной, возразите вы. В некоторых ключевых направлениях так и есть. Но основная идея Фрейда считается в психологии неоспоримой и определённо верной: бессознательное и детство в значительной степени определяют выбор партнёров, сексуальные предпочтения и моральные принципы. Поэтому не остаётся ничего другого, как работать с этим непростым материалом.

4. Что изображено на этой картинке?

Это карточка из ассоциативного теста, который разработал швейцарский психолог Герман Роршах (Hermann Rorschach). Идея в том, чтобы продемонстрировать вам нечто неясное, неопределённое, а затем ваше воображение заполняет эти неясности собственными ассоциациями, в то же время выпуская некоторые ваши подавленные страхи, ожидания, желания. Люди со скрытой агрессией будут видеть враждебность, скандал. Люди, подавляющие сексуальные желания, - вагину. А что видите вы?

5. Продолжите следующие предложения:

  • В душе все мужчины…
  • Когда вы получше узнаете их, все женщины…

Излюбленная методика психологов - предложить вам быстро, не задумываясь, закончить незавершённое предложение. Мы не сможем в полной мере контролировать своё бессознательное, и потому откроем для себя некоторые важные установки, которые обычно подавляем. В процессе самопознания вас, скорее всего, напугают некоторые вещи. Но это нормально, мы все очень странные.

6. Нарисуйте свою семью на листе бумаги

Изобразите на рисунке родителей, братьев и сестёр, дом, солнце, дерево. Это не строго научный метод, но он наводит на определённые мысли.

  • Тот, кого вы нарисовали рядом с собой, наиболее близок вам.
  • Тот, кто находится от вас на самом большом расстоянии, и в эмоциональном плане далёк от вас.
  • По размеру фигуры, изображающей вас, можно сказать, высокая или низкая у вас самооценка.
  • Дом - это продолжение вас, ваше эго. Он в хорошем состоянии?
  • Окна характеризуют степень вашей общительности. Есть ли в вашем доме дверь? Пускаете ли вы людей в свою жизнь?

7. Вы настроены оптимистично в отношении человечества и будущего планеты?

8. Вы хорошо спали прошлой ночью?


nomao saeki / Unsplash.com

Мы склонны отрицать, что между ответами на эти два вопроса есть какая-то связь, приписывая все свои мысли о высоком беспристрастному рациональному расчёту. Но мы должны принять тот факт, что в некоторой степени на наши мысли влияет физическое состояние: как мы , что съели на обед, как давно нас обнимали. В этом смысле, несмотря на большой мозг, мы не так далеко ушли от младенцев, какими были когда-то.

9. За что вы вините своих родителей?

Почему, как вы думаете, они были такими, какими были? Что на них давило и какие трудности они испытывали? Что может рассказать о них хороший друг?

Конечно, родители могут взять на себя большую часть вины за ваши неудачи. Но перекладывание ответственности мешает лучше понимать происходящее в вашей жизни. Ваши родители были в таком же положении по отношению к своим родителям и тоже не могут полностью отвечать за свои психические особенности. Что, если мы начнём думать о чувствах своих родителей, которые, как ни странно, тоже жертвы?

10. Допустим, что вы традиционной сексуальной ориентации. Вам никогда не хотелось прикоснуться к телу человека того же пола, что и вы?

Зигмунд Фрейд совершил гениальное открытие: многое остаётся в сфере бессознательного из-за нашей собственной брезгливости или, как он называл этот феномен, сопротивления. Бессознательное содержит те чувства и желания, которые бросают вызов нашему удобному видению себя. Но цена за комфорт высока: сложно докопаться до причин беспокойства и неврозов. Поэтому нам необходимо примириться со своими милыми странностями и противоречиями.


Nathan Walker / Unsplash.com

Люди, которых мы склонны считать привлекательными, кажутся нам такими не только по объективным причинам (потому что они дружелюбны, с ними можно поговорить о политике или они, как и вы, любят спорт). Но ещё и потому, что они тянут за собой проблемы и трудности, которые особенно притягательны для нас. Большинство из нас проживает одни и те же страдания, которые, как правило, связаны со страданиями и переживаниями, испытанными в детстве.

12. Как именно партнёр вызывает у вас раздражение?

Не нужно просто обвинять другого человека в недостатках, например в отстранённости или излишней чувствительности. Мы должны признать, что, наоборот, именно эти недостатки привлекают нас. Мы ищем их, чтобы воспроизвести модель неудовлетворённости, которую узнали в детстве.

В целом в отношениях мы ищем не того, что доставляет больше всего удовольствия, а того, что кажется знакомым, близким. Осознание природы этой движущей силы поможет нам научиться сопереживать себе и с большим пониманием относиться к партнёру. В конце концов, откуда ему знать, что мы находим его привлекательным отчасти потому, что он может расстроить нас?

13. Напишите пять качеств партнёра, с которыми вам действительно трудно жить

Хорошее партнёрство возможно не столько между двумя здоровыми зрелыми людьми (таких на нашей планете не так уж много), сколько между двумя сумасшедшими, которым повезло найти для другого человека безопасное место в себе, среди своего относительного безумия.

14. Как вы себя чувствуете, когда начинаете кому-то нравиться?

Вы можете почувствовать себя подавленным и начать надоедать этому человеку или, наоборот, попытаться сбежать от поклонника или поклонницы («Почему у него/неё такой плохой вкус?»). Это характерный ответ человека, который не умеет любить себя, а таких примерно половина (в основном потому, что самые важные для нас люди в прошлом не интересовались нами). Начните сопротивляться подозрениям в отношении себя. Хотя бы для того, чтобы не вываливать их с яростью на человека, который проявляет к вам интерес.

15. Какова главная проблема в ваших отношениях с матерью?

16. Какова главная проблема в ваших отношениях с отцом?


monkeybusiness / depositphotos.com

Возможно, эти вопросы звучат как банальное клише, но нужно время, чтобы проявилась их истинная значимость. Проведите, скажем, один час, письменно отвечая на каждый из вопросов. Если вы будете честны, то испытаете не самые приятные эмоции: грусть, злость, обиду. Но, чтобы жить дальше, нужно разобраться со своими обидами и переживаниями.

17. Что вы узнали об отношениях от своих родителей?

Человечество демонстрирует небывалый рост в плане технологического прогресса: мы узнаём всё больше и эффективнее передаём свои знания. Но мы не добились даже приблизительно такого же прогресса в эмоциональной сфере. Потому что не осознаём в достаточной степени, что негативные шаблоны поведения, которые приобретаем в детстве, мы воспроизводим и во взрослой жизни. Попробуйте распознать свои, прежде чем выпускать их наружу.

18. Какие немного нездоровые, странные вещи кажутся вам привлекательными в партнёре?

Есть ли эти черты характера у ваших родителей? Согласно теории навязчивого повторения из психоанализа, всех нас тянет к проблемным вещам, с которыми мы столкнулись, будучи детьми. Это не значит, что мы будем повторять все действия, которые приведут к эмоциональной травме. В некоторых случаях мы, наоборот, будем избегать каждого аспекта, связанного с этим переживанием, и тем самым будем продолжать оставаться привязанными к нему.

19. Составьте список людей, которые действительно притягивают вас

Вы когда-нибудь испытывали, пусть даже мимолётно, сексуальное влечение любого рода по отношению к каждому человеку из этого списка? И влекло ли это притяжение какие-либо трудности за собой, неважно, по какой причине (возможно, у этого человека была пара, или он вас, или это заставило вас сомневаться в своей сексуальной ориентации)? Причины такого возбуждения всегда скрыты в нас самих.

20. Если бы вы беспристрастно оценили себя, то о чём бы предупредили друга, если бы он задумался об отношениях с вами?

Люди могут многое рассказать о себе и о своих проблемах. Ведь на самом деле нам не нужны те, кто полностью свободен от любых проблем или недостатков. Нам нужны люди, которые в состоянии объяснить свои проблемы и то, как они справляются с ними.

21. Объясните, что, по-вашему, происходит на этой картинке?

Непонятно, что происходит на этом рисунке, потому что изображение (преднамеренно) неопределённое и неоднозначное. Следовательно, всё, что вы говорите, исходит изнутри. То, какие детали вы добавляете, какую историю рассказываете, отражает состояние вашего внутреннего мира. Особенно если вы точно уверены, что понимаете изображённое на картинке, и настойчиво это доказываете. Это изображение - тест, с помощью которого психологи оценивают ваш механизм психологической защиты, проекцию.

22. Что изображено здесь?

Ещё одно неоднозначное изображение. Здесь можно увидеть много историй: мать и её больной ребёнок, жена, которая убивает мужа за мгновение до поцелуя. Напишите, что, по-вашему, тут происходит. Затем попросите друга сделать то же самое. Обсудите, какие аспекты своей жизни и личности вы, сами того не подозревая, проецируете на картинку.

23. Напишите, что вы ответите на фразу «Я очень извиняюсь, что мы забрызгали вашу одежду, хотя и очень старались объехать лужу»?

По вашему ответу можно судить об отношении к разочарованиям. Как правило, возможно три варианта:

  • мы злимся, впадаем в бешенство;
  • мы не впадаем в бешенство из-за внутреннего чувства стыда, которое не даёт нам доходить до крайней точки, даже когда на то есть причина;
  • мы не впадаем в бешенство, потому что нам кажется, что реакция других людей окажется бурной и неприятной, если мы выразим своё недовольство.

24. Как бы отреагировали другие люди, если бы вы объяснили им, что чувствуете?

В детстве у нас формируется убеждение, что наверняка произойдёт, если мы откроем свои чувства. Так как от нас часто отворачивались, мы научились прятать свои «плохие» мысли. И на первый взгляд мы можем показаться послушными и дружелюбными, но стоит только заглянуть поглубже…

Чтобы стать зрелым человеком, нужно понять основу самопознания: мир детства - это ещё не весь мир. Это одна его часть, хоть и оказывающая значительное влияние, от которой мы не могли никуда деться в своё время. Но, к счастью, мы стали более красноречивы и выносливы, чем когда нам было по пять лет. Наберитесь смелости и выразите свои чувства.

25. Какие у вас есть (или могли бы быть) недостатки как у родителя?

Очень трудно представить себе возможные недостатки, особенно если мы по-настоящему хотим быть любящими и добрыми родителями. Тем не менее недостатки у нас будут, и их можно разделить на две группы:

  • воссозданные по типу нездоровых моделей поведения из собственного детства;
  • чрезмерная реакция на нездоровые модели поведения в детстве, которые оказали влияние на наши собственные шаблоны поведения.

26. Назовите три сексуальных сценария, которые особо волнуют вас

Сексуальные фантазии можно трактовать как попытку воссоздать то, что вызывает у нас проблемы или является недоступным в мире за пределами секса. Так, например, форма может привлекать потому, что люди в погонах кажутся нам строгими и внушают страх. Или мы хотим быть увиденными и услышанными на публике, потому что наши родители были не в меру благонравными ханжами. - это маленькие утопии, которые рассказывают нам о проблемных кусочках нашей биографии.

27. Какие необычные сексуальные влечения есть у вас?


DeborahKolb / depositphotos.com

Страх оказаться (или показаться) извращенцем есть у всех. Это часть того, что делает нас цивилизованными. Тем не менее самопознание включает в себя признание того, что бессознательное по своей природе полностью порочно и это не причина для тревоги. У нас есть чрезвычайно сильные механизмы цензуры, которые в 99,9% случаев не дают претворить что-то из этого в жизнь. В то же время мы можем исследовать без опаски то, что скрыто в нас и влияет на нашу жизнь.

28. Когда вы плакали или хотели заплакать во взрослом возрасте?

Большинство слёз во взрослом возрасте вызвано не болью, а видом чего-то невероятно красивого и близкого (примирение между отцом и сыном, внезапная щедрость скупого человека, красивый сад). Мы напоминаем себе, каким хотим видеть этот , и нам становится грустно оттого, что мы так редко видим его таким.

29. Запишите пять самых важных вещей в вашей жизни. Сколько времени вы им уделяете?

Существует огромная разница между тем, что, как мы говорим, мы ценим, и тем, что в конечном итоге делаем. Как это ни парадоксально, мы не уделяем достаточно внимания, времени и ресурсов тем вещам, которые заботят нас больше всего. Очень важно это осознать. Старайтесь сократить эту разницу.

30. Какие вещи вы часто покупаете, хотя это не приносит вам так уж много радости?

Мы верим рекламе, которая, помимо всего прочего, мастерски убеждает нас, чего мы должны хотеть. Неудивительно, что мы часто , которые не приносят нам никакого удовлетворения, а только скуку и тревожность: одежду, которая пылится в шкафу после одного выхода, автомобили, которые не оправдывают своей высокой цены, и так далее. Мы должны следить не только за своими расходами, но и за удовольствием (скажем, по шкале от 1 до 10), которое приносят нам покупки.

31. Что вы пытаетесь сказать своей одеждой?

Любую одежду можно приравнять к форме определённой категории людей. Она отражает то, кем мы видим себя и к какой группе принадлежим. Кроме того, наш внешний вид может дать важную информацию о некоторых наших тревогах. От чего вы пытаетесь защитить себя с помощью одежды?

32. Назовите три произведения искусства, которые много значат для вас


Dutchlight / depositphotos.com

Часто мы любим в искусстве то, чего нам не хватает в нашей реальной жизни. Наш вкус - свидетельство какой-либо потребности. Например, нам нравятся умиротворяющие картины, потому что мы всё время спешим. Или беззаботная музыка, потому что чувствуем много ограничений в своей жизни. Вкус отражает не только то, кто мы есть, но и то, какими бы мы хотели видеть себя.

33. О чём вы больше всего сожалеете?

Мы так часто о чём-то сожалеем. Ведь иногда в жизни приходится принимать важные решения, не имея представления, с чем предстоит столкнуться, например, за кого выйти замуж или на ком жениться, где жить, какую профессию выбрать. Приходится идти вслепую, и в этом нет нашей вины. Мы должны научиться делиться своими сожалениями и переживаниями. Это единственный способ чувствовать себя менее одиноким.

34. От чего вы немного зависимы?

Алкоголь, шопинг, сигареты, порно, споры… Зависимость нельзя строго определить как к привязанность к одному конкретному веществу, это понятие намного шире. - это ощущение сильной потребности в чём-то, и причиной чаще всего является серьёзная проблема в какой-либо области нашей жизни. Поэтому не нужно зацикливаться на том веществе или действии, которое вызывает зависимость. Сконцентрируйтесь на печалях и тревогах, которые подпитывают вашу зависимость от него. Поймите, что вы не плохой человек, просто таким образом проявляются ваши страдания. И решение проблемы зависимости кроется в преодолении этого страдания.

35. Составьте список из трёх мелочей, которые вас раздражают в человеке рядом с вами

Маленькие незначительные вещи расстраивают нас, потому что они имеют непосредственное отношение к более глобальным проблемам. Они идут вразрез с некоторыми нашими психологическими ожиданиями, такими как пунктуальность, неприкосновенность частной жизни, организованность… В идеале нужно понять, какие глобальные вещи имеют для нас значение, и защищать именно их, со снисхождением относясь к мелочам, которые люди иногда непреднамеренно совершают.

36. Какие негативные черты вашего характера вы бы не хотели показать людям?

Почти наверняка об этих недостатках все и так в курсе. Другие люди знают о нас больше через пять минут, чем мы о себе спустя десятилетия, потому что их знания о другом не подавляются бессознательным. Честность в отношении других даётся легко. Вместо того чтобы надеяться, что никто никогда не сможет заметить ваши , предположите, что все и так знают о них. И в будущем относитесь к ним с небольшой долей юмора и самоиронии.

37. Расположите следующие понятия в порядке убывания значимости в вашей работе:

  • деньги;
  • статус;
  • творчество;
  • влияние на общество;
  • коллеги.

Наши карьерные стремления подвержены влиянию трёх сил:

  • надеждам родителей;
  • ожиданиям общества (других людей);
  • чувствам, которые появляются у нас в процессе работы.

Обычно мы меньше всего склонны прислушиваться к себе. И чаще всего побеждают первые две силы. Может пройти несколько десятилетий, прежде чем мы признаем ужасающий факт, что работали только в угоду родителю (который, может быть, уже умер) или ради посторонних и чаще всего безразличных к нам людей. Скорее всего, сейчас ещё не поздно .

38. Если бы вы знали, что не потерпите неудачи в профессии, то что попробовали бы?


emarts emarts / unsplash.com

Часто мы боимся опозориться из-за того, что наши стремления и желания относительно карьеры не соответствуют нашим реальным знаниям или умениям. И поэтому даже не пытаемся. А это точная гарантия, что ваши стремления так никогда и не станут реальностью. Мы обязаны сделать это ради себя и громко заявить о том, что мы хотим делать и кем хотим быть, даже если это будет непросто и без неудач не получится.

39. Какие вещи заставили вас завидовать в последнее время?

Нас учили, что завидовать - плохо, и строго-настрого запрещали это делать. Но на деле люди или вещи, которым мы завидуем, помогают нам лучше понять свои сокровенные желания, а это, в свою очередь, многое рассказывает нам о себе как о личности. Попробуйте вести дневник своих завистливых чувств, не копите их в себе и старайтесь воплощать свои мечты в жизнь.

40. За что коллеги по работе могут критиковать вас у вас за спиной?

И здесь не на что обижаться. Ваши страхи вполне обоснованны. Всё, о чем вы подозреваете, могло прийти другим в голову, а это уже реальность. Дело не в том, чтобы постараться избежать таких воображаемых сплетен, а в том, чтобы принять меры по борьбе с их существованием: не давайте другим повода для критики, стремитесь быть лучше.

41. С чем или кем вы себя ассоциируете?

  • Если бы я был(а) погодой, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) мебелью, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) маркой автомобиля, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) жанром музыки, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) едой, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) животным, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) шрифтом, я бы был(а)…

Для самих себя мы нечто туманное и бесформенное, но иногда ключевые черты своей личности мы можем узнать через метафоры и аналогии. Животное чаще всего оказывается особо показательным.

42. Бывали ли вы несправедливы по отношению к другим?

Составьте список событий, вызывающих чувство вины, когда вы были особо несправедливы по отношению к конкретным людям и сорвались на них.

Что заставляет вас беспокоиться? Если бы вы поделились своим беспокойством, ситуация могла бы измениться? В будущем попытайтесь рассказать другим, что вы находитесь в расстроенных чувствах, вместо того чтобы устраивать скандал по мелочам.

43. Как вы реагируете на раздражители?

Кто-то вас раздражает. Что вы скажете: «Ты так раздражаешь, когда…» или «Я чувствую раздражение, когда ты…»?

Психологам больше нравится вторая формулировка: по их мнению, в таком подходе и заключается суть хорошего общения. Описывая, какое воздействие на вас оказывают другие, а не обвиняя их, вы не ставите людей в оборонительную позицию. Поэтому, скорее всего, они выслушают вас. Самопознание помогает разделять, что относится к вам, а что к окружающим людям.

44. Какое из утверждений относится к вам?

  • Когда мой партнёр расстраивает меня, я теряю интерес, отстраняюсь и хочу побыть в одиночестве.
  • Когда мой партнёр расстраивает меня, я паникую, впадаю в ярость и начинаю скандал.

Это две самые распространённые и нездоровые реакции, когда вас ранят в . Психологи описывают первую ситуацию как избегание привязанности, а вторую как тревожную привязанность. Правильно выбрать третий вариант: объяснить, что вас ранит, спокойно, уверенно и без лишней мстительности. Только 10% людей поступают так. Но это самое верное решение, если вы хотите построить зрелые отношения.

45. Запишите всё плохое в своих отношениях с родителями, а затем - с любимым человеком

Обратите внимание на то, что проблемы всплывают одни и те же. Или, по крайней мере, можно увидеть связь между ними. В этом есть ирония. Возможно, пора решать конфликты?

46. Что мешает вам принимать решения?

У нашего мозга есть свои недостатки. Будьте готовы, что, принимая важные решения, вы на себе их прочувствуете. Воспринимайте ошибки как возможность узнать о своих слабостях и предпринять меры. Будьте бдительны, когда придёте к выводам о своих недостатках, не дайте им мешать вам.

47. Назовите первую пришедшую в голову ассоциацию, когда вы слышите эти слова:

  • юбка;
  • морковь;
  • шерсть;
  • замок;
  • фильм;
  • выстрел.

Мы так хорошо научились скрывать то, что происходит у нас на душе, что единственный способ распознать, что нас на самом деле беспокоит, - отключить на время свой ум. Проанализируйте свои ответы, подумайте, о каких скрытых страхах и желаниях они могут свидетельствовать.

48. Как вы можете описать себя?

Опишите себя, выбрав четыре прилагательных. Попросите трёх друзей сделать то же самое. Сравните и сопоставьте оценки. Что вы упустили? Что узнали о себе?

49. Составьте карту своих неудач

Запишите свои неудачи, указывая приблизительную дату, когда они произошли. Рядом с каждой неудачей напишите, чему она вас научила.

Вы должны распознать закономерности. И лучшее, что мы можем сделать, - понять, какое поведение приводит нас к и что в итоге они нам дают.

50. О чём вы буквально только что соврали кому-либо из своего окружения?

Никто из нас не живёт в абсолютно идеальных условиях. Белая ложь - это цена за принадлежность к обществу. Стремление к полной прозрачности - наивная и опасная иллюзия.

51. Продолжите фразы:

  • Если бы по-настоящему добрый человек захотел похвалить меня, он бы сказал…
  • Если бы по-настоящему жестокий человек оценивал меня, он бы сказал…

Учитесь придерживаться золотой середины между этими двумя крайностями. Будьте требовательным, но великодушным другом для себя.

52. В сексе вы доминируете или подчиняетесь? А в остальной жизни?

Обычно второй ответ противоположен первому. Другими словами, секс - это компенсация и снятие напряжения от обычного существования.

53. Какие вещи в вашей жизни заставили бы ваших близких волноваться, если бы они узнали о них?

Совершенно нормально иметь секреты, о которых не подозревают даже самые родные люди. Мы стараемся не пугать тех, кого любим.

54. Чего бы вы хотели достичь в карьере через год, пять, десять лет?

Иметь собственные планы - значит не быть исполнителем чужих.

55. Что вы больше всего любили делать в детстве?

Испытываете ли вы подобные чувства сейчас? Хорошая карьера предполагает связь вашей взрослой деятельности и детских увлечений и ощущений.

Истина отражает реальность, и логически получается, что лучший способ узнать правду о себе - это лично наблюдать и испытывать реальность, частью которой вы являетесь. Язык – это средство, которым может быть рационально, реалистично и почтительно описан контекст, противостоящий вашей осведомленности. Проведите параметры существования с помощью этой статьи, а также через ваши личные размышления, и тогда вы достигнете согласия со своей сущностью.

Шаги

    Вдумайтесь в концепцию Вселенной. Есть люди, которые утверждают, что Вселенная так же стара, как само время. Предполагая, что это утверждение точное, можно было бы предположить, что время и пространство неразрывно связаны, и это допускает рассмотрение Вселенной как "единого целого ", которое растет и меняется со временем. Это также значит, что все, что сделано, невозможно отменить.

  1. Поразмыслите о планете Земля по отношению к Вселенной.

    • Например, рассмотрите то, что планета Земля - сферическая и вращающаяся деталь Вселенной, которая окружена комбинацией воздуха и воды и хранит внутри себя жидкий огонь вокруг ядра.
    • Планета Земля вращается один раз в день (то есть раз в двадцать четыре часа), и когда половина планеты скрыта от солнца, большинство жителей проводят около двенадцати часов в существенной темноте и двенадцать часов в существенном свете, когда та половина планеты повернута к Солнцу. Кроме того, вокруг Земли вращается Луна, которая вместе с другими необитаемыми планетами вращается вокруг Солнца (одной из многих звезд) в одной из множеств галактик. Луна делает круг вокруг Земли за двадцать восемь дней, в то время как Земля и Луна делают круг вокруг Солнца за триста шестьдесят пять дней и четверть суток. Поэтому в среднем в месяце 30 дней и 12 месяцев в году, а также 4 времени года – это зима, весна, лето и осень. Зимние месяцы самые холодные в году, в то время как летние – самые жаркие.
    • Планета Земля – это прекрасная среда обитания для растений, животных и людей. Мобильные возможности биологических объектов колеблются от способности плавать в воде к перемещению по земле и полету в воздухе. Солнце - сферическое газообразное целое, которое испускает огромные количества света, тогда как Луна - скалистый сферический объект с рефлексивной поверхностью, которая отражает свет от Солнца.
  2. Обдумайте необходимость существования ваших биологических родителей в вашей жизни. Жизнь равномерно характеризуется существованием противоположностей. Каждый человек – это потомок одного зрелого мужчины и одной зрелой женщины. Кроме того, каждый человек является либо мужского, либо женского пола. Далее, у каждого человека есть возможность стать зрелым человеком с частичной способностью деторождения, но только при условии, что в эту способность не вмешались какие-либо биологические дефекты.

    • Символ завоевателя изображает мужественность, а символ дома изображает женственность. Заполненный дом, как правило, ассоциированный с приятным опытом, тогда как пустой - с неприятным опытом.
    • Ребенок - вплетенная цельность, происходящая из блаженного союза отца с матерью. В репродуктивном процессе зрелая женщина предоставляет будущему человеку жилище в течение приблизительно девяти месяцев и выносит страдание, поскольку тело ребенка отделяется от ее тела во время родов.
    • Человек сформирован наследственностью и окружающей средой. У родителей есть обязанность обучать и снабжать потомков, чтобы они могли выживать и преуспевать самостоятельно.
  3. Обдумайте требования для своего личного выживания, а также для вашего рода. Каждому человеку нужен воздух, вода, еда и физический контакт для своего личного выживания (то есть ему нужно временно продлевать продолжительность своей жизни).

    • Требование физического контакта относительно выживания является самым острым в младенчестве и несколько уменьшается, поскольку человек становится зрелым, и физический контакт между участниками каждого пола важно для коллективного выживания человечества.
    • Однако в определенный момент, благодаря естественным или техногенным явлениям, есть уверенность того, что человек не сможет продолжать жить по-прежнему. Укрытие, жилье, транспорт и работа как источник финансового дохода - также характерные особенности современного образа жизни.
  4. Обдумайте отношения между телом и разумом и непрерывной взаимосвязи между ними. Каждый человек состоит из тела, разума, эмоции и совести.

    • Тело относится к сильному физическому присутствию человека, которое расположено в определенном месте во вселенной, а умственное присутствие во вселенной – это мозг, который является мощным вычислительным механизмом, способным к точной логической и красивой продуктивности.
    • Мозг – это часть тела, которая координирует его действия. Осведомленность человека занимает вселенную, и восприятие вселенной занимает целостную осведомленность человека. Основные эмоции - любовь, страх, счастье, печаль, гнев или импульс, защищают собственное эго, которое является смыслом самомнения. Гнев сигнализирует о том, что человек испытывает что-то недопустимое. Кроме того, совесть эмоционально вознаграждает человека за правильное поведение, а также и эмоционально наказывает за недопустимое.
    • Когда человек спит, его осведомленность погружена в умственные сны, и он не осознает, того, что происходит с его телом, пока он не проснется, аналогичным образом тому, как еще нерожденный человек, находится внутри своей матери и еще не осведомлен об остальном мире до момента рождения.
    • Тело матери частично или полностью занято или же пустое, а осведомленность бодрствует, спит или же мертва.
  5. Обдумайте значение своих естественных умственных и физических рефлексов. Каждый человек имеет врожденную склонность уходить от любого источника неприятных ощущений (психических или физических), и в тоже время приближаться к источникам приятных ощущений.

    • Человек, возвращающий какой-либо вред тому, из-за кого он испытал его - это пример умственного отражения самозащиты. Пример физического отражения самозащиты – когда рука человека отскакивает от очень горячей поверхности.
    • Признайте универсальность естественной склонности человека смеяться, когда ему весело и склонности плакать, когда он чувствует себя подавленным. Также у людей есть естественная «настройка» - реагировать разными движениями на разную музыку и смеяться когда им щекотно. Есть естественная склонность преследовать более приятные чувства и избегать неприятные. Наличие этих противоположных чувств, трактуется многими как врожденный сигнал для каждого человека, чтобы выживать и расти, а не топтаться на месте и гнить.
  6. Обдумайте свою свободу принятия личных решений в пределах возможного.

    • Желание человека функционально, когда человек бодрствует и добровольно начинает те действия мозга и тела, которые нерефлексивны. Выбор, который человек делает сегодня, является фундаментом будущего. Люди ставят перед собою различные цели и прилагают усилия, чтобы достичь их.
    • Некоторые усилия - это средства для достижения цели, а некоторые образуются сами по себе, а некоторые - это смесь двух первых. Основные цели, к которым стремятся все нормальные люди это жить, получать удовольствие, превосходить других людей и быть личностью.
    • Жизнь сталкивает людей с проблемами и трудностями, чтобы предупредить, научить решать проблемы и управлять жизнью и есть некоторые факты жизни, которым каждым человек должен научиться, но это все приходит с опытом. Проблемы могут быть пугающими, но они предоставляют более богатые возможности развития и демонстрации силы и знаний, любить и быть любимым и обеспечить комфорт. Каждый человек должен достаточно любить себя, чтобы улучшить свою жизнь.
    • Каждый человек имеет возможность оценить то, что возможно в данный момент и лично выбрать действий или бездействий из числа возможных вариантов, а также действовать без какой-либо оценки ситуации.
    • Способность человека самостоятельно оценить варианты позволяет ему действовать независимо от инструкций другого человека и независимо от образца поведения, которое, возможно, было показано другим. Поскольку воля человека может доминировать над большинством врожденных наклонностей, это означает, что человек может начать бунтовать против естественного умственного сигнала и преследовать исключительно приятные ощущения, а также для человека, возможно, начать бунтовать против позывов природы, чтобы добиваться эффективными способами процветания своей личности.
  7. Обдумайте свои проницательные лингвистические способности как разумного члена человеческого рода. Люди принадлежат самой продвинутой категории организмов с точки зрения способности общения (человек может производить символы или действительные копии вещей или событий, которые, в свою очередь, могут быть реальными или же воображаемыми).

    • Как разумное существо, у каждого человека есть осознание своего существования, а также присутствует осведомленность о существовании своего осознания. Хотя для человека и легко представить свое тело как часть Вселенной, разум человека представляется как большие "зеркала" Вселенной, с их помощью человек может вспомнить прошлое или наблюдать настоящее или же представить события по отношению к прошлому, настоящему или будущему.
    • Это привело бы к заключению, что слово – это "зеркало" осведомленности, и что осведомленность – это "зеркало" либо общей физической Вселенной, либо собственной личной умственной "вселенной" человека.
    • Осведомленность человека колеблется между умственной сферой мозга и физической сферой тела, и голос человека может воссоздать содержание своей осведомленности, используя слова, или же он может быть немым. Слова – упакованные мыли, которые могут использоваться для передачи идей, чувств или просьб одного человека к другому.
    • Способность человека к общению, с точки зрения производства, потребления и обмена информацией, позволяет двум независимым людям принимать решение об объединении усилий для получения сплоченного результата, что в итоге позволяет все больше и больше развиваться цивилизации.
  8. Обдумайте свое врожденное желание превосходства. У каждого человека есть естественная способность и склонность оценивать себя и других людей относительно внешнего вида и поведения. У каждого человека в качестве ориентира есть свое имя, а также репутация, которую нужно поддерживать.

    • Для оценки вещей физического мира используются пять основных чувств – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, с помощью которых человек испытывает приятные и неприятные ощущения. Глаза имеют единство любви, а уши имеют разделение страха. Нос выступает как "гора на дисплее", а рот является "чувствительной чашей". Кожа отражает единство существования. Виды и звуки могут быть дублированы и записаны.
    • Также у людей есть естественное желание быть утонченными и быть более развитым умственно и физически, чем другие особи того же пола. Психические и физические характеристики наследуются от родителей. Есть несколько популярных теорий, которые предполагают, что физические характеристики варьируются от эстетически неприятных или неполноценных до эстетически приятных. Здоровье и хорошая физическая форма, как привило, рассматриваются как привлекательные качества.
    • Человеческий скелет, главным образом, состоит из трех отделов. Череп может быть рассмотрен как отдел знаний, грудная клетка как отдел силы и таз как отдел красоты. Обычно у мужчин больше физической силы, в то время как у женщин - физической красоты. Также было отмечено, что эстетические характеристики могут быть показателями здоровья человека, а также высокого потенциала выживания и размножения. Кроме того, мужчины обычно выше, чем женщины.
    • Грушевидная форма с пышным тазом считается классической формой тела для женщин, а вот форма яблока с пышной грудной клеткой и узким тазом - мужской.
    • Естественно люди гордятся своей силой, привлекательностью, знаниями, знатностью и достатком и в то же время стесняются слабости, непривлекательности, необразованности, подлости и пустоты. Также каждый человек имеет врожденное желание быть замеченным, поскольку у людей есть и врожденная боязнь полного неприятия и одиночества.
    • Каждый человек имеет свой собственный уникальный набор одаренности, талантов, навыков, качеств, способностей и интересов, с помощью которых можно добиться успеха в какой-то деятельности и отношениях. Некоторые люди получают наслаждение от острых ощущений и испытывают страсть к приключениям.
    • Что касается конкуренции за романтического партнера, то вполне очевидно, что если один человек является более привлекательным за другого, тогда существует вероятность, что потенциальный романтический партнер выберет более привлекательного человека. Люди могут восхищаться друг другом, чувствовать себя неловко рядом с кем-то или завидовать кому-то, если этот человек в чем-то лучше.
    • Два главных проявления любви - это сильное влечение к человеку или предмету или готовность оказать кому-то помощь. Время и деньги, изделия и услуги, нежность и юмор, советы и понимание, привязанность и поддержка - все это товары любви. Иногда любовь человека сопровождается чувством ревнивого собственничества.
    • Конкуренция среди людей иногда может быть небезопасна для жизни, а имущество и ценности, а также авторитетная защита и регулирование часто необходимы для мирного взаимодействия. Традиционные этические принципы предписывают, что другой человек не должен иметь расширенное лечение, которое для одного было бы нежелательным, чтобы быть получателем, и что человек готов насладиться выгодой от человека, который оплачивает это лечение.
    • Каждому человеку свойственно наслаждаться жизнью, получать удовольствие, превосходство, познавать себя и избегать смерти, боли, слабостей, одиночества и невежества, но в тоже время, человек обладает свободой выбора своих слов и действий.
    • Другая уникальная особенность человека – это его способность сочувствовать, что позволяет каждому человеку представлять себя на месте другого человека и оценивать этот гипотетический опыт, чтобы понять, что может помочь, а что может причинить боль другому человеку в реальном мире, путем сравнения себя с этим человеком.
  9. Обдумайте свое естественное отвращение к невежеству и свое естественное любопытство о реальности. Существование может быть реальное и нереальное или материальное и нематериальное.

    • Физическое тело человека жаждет физических материалов, его или ее целостная осведомленность жаждет нефизической истины, и оба эти ресурсы необходимы для того, чтобы человек чувствовал себя реализовавшимся.
    • Целостное осознание – это зеркало или же виртуальный дом, в котором реальность пребывает в качестве знаний, которые растут с познанием, обучением этого же человека. Люди – это рациональные организмы и цель понимания самого себя и своего окружения есть нашей отличительной чертой. Психологическое наследие человечества устанавливает, что свобода руководствуется страхом смерти, боли, неполноценности, одиночества, знания истоков, значения и судьбы личности и любви к жизни, удовольствию, превосходству. Так что невежество, слабость, уродство, низость и пустота скрыты под стыдом, а знания, сила, красота, превосходство и достаток демонстрируются с гордостью среди эмоционального наказания за разрушительное использование свободы и эмоционального вознаграждения за конструктивное использование свободы.
    • Существует четкое различие между верой и знанием, и между теорией и фактом. Убеждения и теории возможно правдивы в зависимости от знаний и фактов, а также на основе наблюдений и опыта. Некоторые проблемы – это результаты личного мнения, личного суждения и личных предпочтений, но даже в этих вопросах голос разума может улучшить качество умственного функционирования.
    • Жизнь может быть подарком любви от божества, которое является продуктом планирования, или это может быть непреднамеренным продуктом естественного разворачивания Вселенной, но так или иначе, жизнь структурирована креативно, рационально и достойно и за нее нужно быть благодарным.
    • Люди способны исследовать то, что им необходимо для существования, а также потенциальную или фактическую полезность этих вещей и событий. Люди пытаются понять тайну существования, но в это, же время также у людей есть тенденция быть всем недовольным.
    • Существуют фиксированные законы созданные природой, а также гибкие законы, созданные людьми для порядка и достойного существования.
    • Кроме того, люди склонны испытывать умственный дискомфорт сравнивая необъятности Вселенной с относительно маленьким размером человеческого тела, а также у людей присутствует страх из-за не знания того, что произошло в далеком прошлом, что происходит в космосе и что может произойти в недалеком будущем.
    • Спросите себя, приносит ли ваше присутствие действительный результат? Спросите себя, какой реальный результат останется после вас? Стремитесь развиваться физически и умственно, по крайней мере, лично для себя, даже если другие и не признают ваши достоинства.
    • Используйте свой интеллект и интуицию, чтобы понять, какой вы на самом деле, и также используйте воображение и находчивость, чтобы создать для себя только самое лучшее.
    • Жизнь, как правило, подробно с взлетами и падениями, но вы можете дышать постоянно и найти свой поток спокойствия в большей космического потока, с помощью которого вы можете поддерживать стабильность и подвижность в вашей жизни.
    • Смотрите на себя в зеркало каждый день и прилагайте все усилия для поддержки уважения человека, которого вы там видите.
    • Поймите, что зрелость влечет за собой знание того, кто вы есть, понимания того, что вы хотите, а также смелость управлять своими делами.
    • Знания – это осознания любых аспектов реальности, а незнания - это непонимание этой реальности. Обучение - это процесс, который расширяет ваше понимание реальности.
    • Ежедневно вы будете сталкиваться с проблемами и дискомфортом, но это может сделать вас более сильным человеком.
    • Цените тот факт, что вы никогда не будете действительно чувствовать, как делаются некоторые вещи. Таким образом, в итоге, вы должны развивать способность сосредотачиваться исключительно на поставленных задачах, чтобы "просто сделать это" и быстро начинать действовать и прогрессировать, чтобы использовать эту привычку для того, чтобы построить для себя жизнь, которой вы могли бы гордиться.
    • Полностью осознайте то, что жизнь может оборваться в один момент и вам решать наслаждаться каждым моментом или нет.
    • Будьте самим для себя и критиком и лучшим другом и поймите кто вы на самом деле, чтобы у других было меньше власти над вами.
    • Признайте то, что вы являетесь частью реальности (то есть всего, что существует и происходит), и ваши либо правдивы (точно отображают действительность) либо ложные (неточно представляют действительность).
    • Помните, что для выживания и поддержки человечества необходимо выполнять много разной работы, поэтому вы должны быть готовы зарабатывать свое место во Вселенной.
    • Вы унаследовали свою жизнь от своих родителей путем изысканного происхождения, и возможно ваше божественное предназначение пытается максимизировать количество и качество вашей жизни, предоставляя вам исключительную и драгоценную возможность быть собой.
    • В полной мере используйте текущие моменты в соответствии с вашими приоритетами, поскольку именно сейчас вы должны жить своей жизнью.
    • Существование для нормального человека имеет естественные и надуманные желания, время, пространство, сущность, энергию и рациональность, которыми он, возможно, будет удовлетворен.
    • Дыхание- это контрастная симметрия вдоха и выдоха, с той же последовательностью и настойчивостью вы можете стремиться охватить и продемонстрировать совершенство жизни.
    • Музыка, фильмы, книги, телевидение, радио, интернет и путешествие – это все влияет на вас и на ваши отношения с миром вокруг вас.
    • Осознайте то, что жизнь - это последовательная работа по сохранению качества жизни на уютном уровне, чтобы иметь полное представление ее ценности и использовать свои таланты, наслаждаясь удовольствиями, которые доступны всем пяти вашим чувствам, помогая быть вам на высоте, любить и быть любимым и познавать самого себя.

    Предупреждения

    • Все время размышляйте над условиями человеческого существования в хорошем и объективном настроении, но, в тоже время, не позволяйте этим размышлениям жить вам полной жизнью.
    • Стремитесь всегда максимизировать количество и качество жизни, чтобы охватить и продемонстрировать всем совершенство, чтобы любить и быть любимым, чтобы познать себя и окружающую среду.
    • Не паникуйте, когда столкнетесь с чем-то тайным или неминуемым. Просто спокойно поймите, что на некоторые вопросы нет желаемых ответов.
    • Скорее спокойно признайте, что иногда удовлетворительные ответы просто не доступны для некоторых вопросов.
    • Хорошо, если у вас есть какой-то план для вашей жизни, основанный на реальных возможностях и на котором вы можете сосредоточиться и не терять свое драгоценное время впустую.
    • Не позволяйте бремени вашей жизни возлагать все сразу на вас, потому что однажды, в один миг, вы можете лишиться жизни.
    • Никогда недооценивайте важность рассмотрения условий человеческого существования, иначе вы можете пропустить прекрасные возможности или же вы можете столкнуться с трудностью, которую можно было бы избежать.
Понравилась статья? Поделитесь ей