Контакты

Религиозный. Четыре великих святых места буддизма связаны с рожден

July 22nd, 2016

“Четыре великих святых места буддизма связаны с рождением Будды Шакьямуни, достижением Просветления, первым поворотом Колеса учения и уходом в Паринирвану. Земля, где родился Будда, раньше принадлежала Индии, но если мы посмотрим на современную карту мира, то увидим, что сейчас она находится в Непале, однако сохранила старое название Лумбини.

Королевский дворец царя Шуддходаны - отца Будды Гаутамы - находился в городе Капилавасту, относительно месторасположения которого существуют споры: некоторые утверждают, что настоящее Капилавасту - в Индии, другие считают, что в Непале. Почему же все-таки существует два Капилавасту и два мнения на этот счет? Согласно одной истории давным-давно этот город находился на территории Индии и принадлежал роду Шакья. Но в результате войны многие выходцы из знаменитого рода погибли, а часть оставшихся в живых вынуждена была бежать в Непал, где основала второй город под названием Капилавасту.

Через двести лет после ухода Будды Шакьямуни в Паринирвану родился император Ашока, который установил во всех святых местах каменные колонны. Современный Лумбини соответствует историческому месту рождения Будды, и границы города точно определены. Если вы купите билет, войдете в заповедную зону Лумбини, окруженную охранными стенами, и пройдете чуть ниже, то увидите застекленное помещение, внутри которого находилось дерево Бодхи: говорят, что оно возникло чудесным образом на месте рождения Будды. Однако это дерево в свое время было продано непальцами японцам за очень большие деньги.

Если говорить о таком чудесном деянии Будды Шакьямуни, как его рождение, то нужно упомянуть королеву Махамайу - супругу царя Шуддходаны, отца Будды Сиддхартхи. Когда она была беременна Сиддхартхой, то попросила своего мужа позволить ей отправиться в гости к своему отцу. После разрешения Шуддходаны она на повозке отправилась по дороге из города Капилавасту в Лумбини - отцовское владение. Преодолев довольно длинный путь, Махамайя захотела отдохнуть и прогуляться в красивом парке. Там королева неожиданно ухватилась руками за ветки дерева, и Будда родился из ее правого бока.

Следующее место, связанное с жизнью Будды, а точнее с достижением им Просветления, зовется Бодхгая. Рядом с ним есть святое местечко Шесть лет аскезы, название которого говорит само за себя: там Будда совершил еще одно свое чудесное деяние - провел шесть лет аскетической жизни в джунглях, которые помогли осознать ему истину Срединного пути.

Родители были очень обеспокоены тем, что их сын решил заняться аскетическими практиками, отречься от мирской жизни и встать на путь монаха. В течение шести лет они направляли сотни своих подданных и родственников, чтобы те помогали Будде выживать в лесу. В результате возле Будды Гаутамы собралось много посланных его родителями людей, которые присоединись к аскетическим практикам своего молодого хозяина.

История гласит, что из более двухсот подданных, направленных отцом, и двухсот пятидесяти, отправленных матерью, с Буддой осталось только пять человек, которые стали его учениками; остальные вернулись домой. Изнуряя себя голодом в течение шести лет, шестеро аскетов довели себя до истощения: они постоянно уменьшали количество принимаемой пищи, и их тела стали невероятно сухими. Вы, наверное, видели статуи и изображения Будды, отражающие этот период. Ожидаемые результаты не приходили: спустя шесть лет Будда понял, что если он и дальше будет отказываться от пищи, изнемогать от телесных страданий, то не сможет достичь состояния Будды, потому что для этого необходима телесная сила. Он отверг аскетический путь как неверный и осознал, что истина находится посередине, что не нужно впадать в крайности, что еда и одежда способны помочь на духовном пути. Будда вошел в реку Нирагьяна, которая раньше была полноводной, но сейчас обмелела, омыл свое тело и принял пищу. Когда другие ученики увидели, что Будда ест и купается, то стали упрекать его в предательстве, в отказе от практики. Но тем не менее Будда твердо осознал принцип Срединного пути. Позже пятеро учеников признали правильность суждений Будды и последовали за ним.

Благодаря аскетической практике Будда подошел к состоянию Просветления и вечером одного из дней прибыл в Бодхгаю, сел под деревом Бодхи на траву куша. Духи различных классов, обеспокоенные тем, что Будда близок к Просветлению, пытались чинить ему препятствия, однако в этот же день, в первую треть ночи он сумел одержать победу над вредоносными демонами. Затем он вошел в состояние медитативного сосредоточения - самадхи и на рассвете следующего дня, когда только начинает светать и можно разглядеть узор на ладони, достиг состояния Просветления. Мы до сих пор отмечаем этот день, это чудесное деяние как большой буддийский праздник.

Те ученики, которые не стали следовать за Буддой после совместной аскетической жизни, увидев идущего вдали Будду Гаутаму, решили, что не станут проявлять к нему уважение как к своему учителю. Однако когда он, уже обладающий всеми признаками Просветленного существа, подошел к ним, и они увидели невероятное сияние, исходящее от его тела с золотым отливом, то начали вставать и делать поклоны. Во время этой встречи Будда сказал, что открыл учение, которое позволяет избавиться от страданий.

В Бодхгае рядом друг с другом находятся дерево Бодхи и очень высокая ступа, олицетворяющая собой достижение Буддой состояния Просветления , по четырем сторонам окруженная более маленькими ступами. Существуют разные версии относительно того, когда она была установлена. Известно, что еще при жизни Будды в Бодхгае была маленькая ступа, Будда сам видел ее. Есть и другая версия о том, что эта величественная ступа была установлена позже царем Ашокой и не была такой высокой, как сейчас. Однако затем из поколения в поколение буддийские цари делали ее все выше и выше, и она стала такой, какой мы видим ее в настоящее время.

Пройдя во внутреннее помещение ступы, вы увидите статую Будды Шакьямуни, а также темный каменный квадрат со старинными узорами. История этого камня связана с известным буддийским археологом, который, проводя в этом месте раскопки, обнаружил, что под ним находится еще один камень, а под ним и другие пласты, относящиеся к разным историческим датам. Там же он нашел кувшин со старинными золотыми монетами, которые датировались примерно 2-3 столетием, и различные предметы времен до прихода императора Ашоки. Раскопки показали, что история этой ступы очень древняя.

Каковы же были следующие действия Пробужденного, нашедшего «нектар учения, который может освободить от страдания и привести к освобождению»? Не сразу Будда решился отрыть его людям, думая, что постигнутое им учение вряд ли кто-то сможет понять: настолько оно обширно и глубоко. В течение семи недель Будда пребывал в молчании, но важно упомянуть, что в этот период он посещал различные места, находящиеся в Бодхгае.

С просьбой даровать учение для блага всех живых существ к Будде обратились божества Индра и Брахма: Брахма поднес Просветленному золотое тысячеспицевое колесо, а Индра - белую раковину. При первом Повороте Колеса учения, а точнее проповеди о Четырех благородных истинах, присутствовало множество живых существ, однако пять ближайших учеников Будды были основными слушателями. Это деяние Будды произошло в городе Варанаси, в местечке Сарнатх.

На самом деле у этих пяти учеников были очень сильные связи с Буддой. Скорее всего в прошлых жизнях они уже слушали его учение. Один из них по имени Каутеная, присутствуя на учении о Четырех благородных истинах, достиг состояния видения. Ученики внимали Будде, пока он давал это учение разными способами, и постепенно все ученики проходили различные стадии реализаций. В результате все они достигли состояния архатства, и их одежды сами собой превратилась в монашеские рясы шафранового цвета.

После того, как Будда Шакьямуни прочел первую проповедь, сформировалось три колесницы - шраваков, пратьекабудд и Бодхисаттв. В практике всех трех колесниц занимаются реализацией учения о пустоте - очень глубокого и сложного для понимания, но необходимого для тех, кто стремится стать архатом или Буддой. Что же отличает колесницу Махаяны или колесницу Бодхисаттв от колесницы Хинаяны? Учение о бодхичитте.

В Сарнатхе находится очень известная старинная ступа, на месте которой, согласно одной из версий, первоначально находилась небольшая ступа, которая со временем надстраивалась с приходом власти все новых и новых царей. Если вы посетите это место, то заметите колонну, установленную императором Ашокой, а вокруг ступы, справа и слева, очень много старинных монастырей и храмов. Самый старинный из них, служащий центром этого святого места в Сарнатхе, вы можете узнать по количеству золотых пластин, которые привозят многочисленные паломники и делают ими подношения, наклеивая на стены. Развалины этого храма хранят подлинную историю жизни Будды. Недалеко стоит шриланкийский храм Махабодхи, основанный Анукрикой Дхармапалой. В нем хранится одна из реликвий Будды Шакьямуни.

Место, где Будда достиг Паринирваны, называется Кушинагар. Здесь также много храмов и ступ.

Помимо эти основных перечисленных мною святых мест, есть и другие, такие, как например, местечко Раджгир возле Бодхгаи, где находится Гора коршунов: здесь Будда вскоре после Пробуждения провел около четырех или пяти лет и даровал учение Праджняпарамиты. Здесь же - бамбуковая роща, которая была поднесена Будде королем Зунчен Нингпо. В этом красивом месте когда-то был горячий источник.

Еще одна святыня - большой монастырский университет Наланда , существовавший тысячелетие тому назад. Его руины покоятся неподалеку от Бодхгаи. В те времена существовало три крупных университета, дающих образование по всем аспектам буддийского учения. Наланда особенно выделялся среди них. Чем же он был знаменит? Воспитанники Наланды получали образование с точки зрения всех философских школ - Вайбхашики, Саутрантики, Читтаматры, Мадхьямики; здесь также давались знания по Тантре. Все, что составляет учение Будды, было включено в программу этого монастырского комплекса, и каждый мог получить образование в соответствии со своим желанием. Более того, преподаватели разъясняли и небуддийские труды, а также обучали ремеслам и наукам, таким как грамматика, метафизика и другим. Когда человек выпускался из Наланды, он получал статус пандита - мудреца или того, кто имеет обширные знания. Важно отметить, что в Наланде были знатоки, которые пользовались уважением и со стороны небуддистов.

Мотивация, с которой необходимо ехать в Индию, должна быть схвачена с Бодхичиттой, однако породить ее очень сложно, потому что когда мы говорим о Бодхичитте, то, прежде всего, подразумеваем приоритет счастья других живых существ перед нашим собственным. В каждом из нас присутствует себялюбие: мы всячески заботимся о себе, добиваемся личного счастья и очень сильно любим себя. Бодхисаттве же - существу, практикующему Бодхичитту, присуща замена установки заботы о себе на установку заботы о другом.

Если мы породим Бодхичитту, то станем Бодхисаттвами, но еще не достигнем полного состояния Пробуждения: необходима еще и мудрость, которая в буддизме связана с прямым постижением пустоты. Мудрость бессамостности - это то, что помогает нам освобождаться от двух видов завес - завес к омрачениям и завес к всеведению.

Я думаю, что тем людям, которые отправятся в паломничество, полезно было бы иметь в качестве мотивации Бодхичитту, устремленность к Просветлению; немаловажно и понимание того, что Будда - это необычная, святая личность. Паломники должны знать, что они встречаются с местами, связанными с жизнью самого Будды Шакьямуни. Поэтому необходимо порождать в своем сердце очень чистую веру, начитывать молитву кьябдо - Прибежище, молиться о том, чтобы достичь состояния Просветления ради блага всех живых существ. Почему это так важно? Существует два вида благословения: первый - когда личность благословляет место (в данном случае это Будда) и второй - когда место благословляет человека, приезжающего в эти места. Поэтому так важно молиться.

Я хочу от всего сердца поблагодарить тех людей, которые будут совершать паломничество. На самом деле, я думаю, что они имеют очень благие кармические отпечатки, созданные в прошлых жизнях. Благодаря этим кармическим отпечаткам у них появилась возможность совершить паломничество. Я также хочу сказать, что у вас есть возможность встретиться с самим Его Святейшеством Далай-ламой, послушать учение из его уст, накопить добродетели. Со своей стороны я буду молиться о том, чтобы из жизни в жизнь вы следовали этому чистому пути и не становились на ложный путь. Пусть удача вам сопутствует всегда, и пусть вы продолжаете практику буддийского учения и в последующих жизнях. Я буду молиться об этом. Спасибо”.

Перевод: Хонгр Эльбиков

Фото: настенные росписи калмыцкого хурула “Гедден Щуддуб Чойкорлинг” (”Святая обитель теории и практики школы Гелуг”)

«По святым местам Будды»

Будда провозгласил Четыре Благородных Истины: что корни жизни - в страдании, что причина страданий - в тяге к земным вещам, и что страданий можно избегнуть, перестав желать мирского, и путь, ведущий к устранению этих желаний - Благородный Восьмеричный Путь. Этот путь заключен в правильном понимании, правильном намерении, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии, правильном осознании и правильной концентрации. Добившись всех этих восьми целей, можно достигнуть Нирваны.

Несмотря на то, что буддизм возник именно в Индии, сегодня он почти полностью ушел с ее территории. Сейчас большая часть буддистских последователей - беженцы с территории Тибета, жители тибетских поселений.

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн. приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 325 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе - 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн человек, в Таиланде - 52 млн., в Мьянме - 37 млн., во Вьетнаме - 35 млн., в Китае - 34 млн., на Шри Ланке - 12 млн., в Корее - 12 млн., в Камбодже - 7 млн., в Индии - 82 млн., в Лаосе - 2,4 млн., в Непале - 1,3 млн., в Малайзии - 3 млн. [ 7 ] Все вышеуказанные цифры свидетельствуют о большом спросе религиозных туров по всему миру с направленностью именно к истокам возникновения религии и к главным её святыням.

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).

В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, "северный", маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут - через Южно Китайское море, Бенгальский залив.

Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

Лумбини (санскр. «любимый») -- храмовый комплекс и место паломничества буддистов на территории Непала в округе Рупандехи, на границе с Индией. Лумбини считается местом рождения Будды Гаутамы, основателя буддизма (предположительно 563 до н. э.--483 до н. э.). Недалеко от Лумбини находился город Капилавасту, где Будда жил до 29 лет. [ 2 ]

Перед тем, как принять рождение в человеческом мире, Бодхисаттва был владыкой Тушита. Там он решил родиться в последний раз и продемонстрировать всему миру достижение просветления. Он проверил пять мест и решил, что южный континент, где людская жизнь равняется 100 годам - самое подходящее место для него. Поскольку королевская каста была самая уважаемая в то время и линия царя Шуддходаны и царицы Майи была чиста, он решил родиться их сыном, принцем династии Шакья. В ту ночь, когда он был зачат, Царица Майядэви видела во сне слона, который вошёл в её утробу. Земля затряслась шесть раз. Однажды Майя приехала в Сад Лумбини, который находился примерно в 10 милях от Капилавасту. Выходя из воды, с лицом обращённым на восток она оперлась правой рукой о дерево сала. Тогда из её правого бока и родился Бодхисаттва. Он сразу прошёл семь шагов, и на том месте стали распускаться лотосы. Посмотрев по всем сторонам света, мальчик объявил: «Я - самый лучший из существ, это моё последнее рождение». Потом он посмотрел вниз, указывая на то, что он победит Мару и принесёт благо существам в нижних мирах благодаря своему учению. Затем он посмотрел вверх, указывая на то, что весь мир будет ценить и почитать его деяния.

Затем Владыки Брахма и Индра в сопровождении множества охранителей приняли его и омыли. В то же время двое нагов, Нанда и Упанада заставили воду литься каскадом над ним, позже там образовалось озеро, из которого монахи брали воду для питья, даже во времена Фа Хьена (китайского путешественника). Юного принца обернули в тонкий муслин и отнесли во дворец в Капилавасту. [ 3 ]

Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Индуисты почитают его, как одно из воплощений Вишну. Поэтому Лумбини для буддистов и индуистов, является святым местом.

Центральную часть комплекса Лумбини занимает храм Храм Майя-Деви, посвящённый матери Будды, с древним памятным камнем, изображающим рождение Будды. Тысячи паломников ежегодно посещают этот храм. Новый храм был возведён над развалинами старого храма. Вокруг храма -- археологическая зона с остатками сооружений раннего буддизма и священное дерево Бодхи.

Рядом с храмом Майя-Деви возвышается Калонна Ашоки, подтверждающая, что это место рождения Будды.

Неподалёку от храма находится священный водоём Пушкарини, где Майя Деви приняла омовение незадолго до рождения Будды.

Парк разделен на две части, восточную и западную. В восточной части расположены монастыри ранней буддистской школы Тхеравада, а в западной монастыри, относящиеся к школам Махаяна и Ваджраяна. За недавнее время многие страны, в которых почитается буддизм, построили в Лумбини свои храмы и пагоды. Весь комплекс состоит из десятка буддийских монастырей, храмов, ступ разных конфессий и других памятников.

Бодхгая. О древней истории Бодхгаи почти ничего не известно. Судя по материалам археологии, там, скорее всего, существовала небольшая монашеская община. Центром паломничества местечко стало намного позже - в III веке до н.э., когда индийский царь Ашока (правил в 268-232 до н. э.), покровительствующий буддизму, построил в Бодхгае большой храм Махабодхи. О его форме мы можем судить лишь по барельефам ступы в Бхархуте (I в. до н.э.). Наиболее полные сведения о Бодхгае принадлежат китайским путешественникам - Фа Сяню (V в. н.э.) и Сюанцзяну (VII в. н.э.). Последний описывает Бодхгаю как крупный религиозный центр с большим количеством храмов. Однако все это было разрушено в результате мусульманского завоевания Индии и образования Делийского султаната (XIII в.). Тибетский путешественник Дхармасвамин, посетивший город в 1234 году, сообщает, что от былого великолепия там остались лишь руины. Святыня обрела второе рождение во второй половине XIX века, в первую очередь, благодаря археологическим изысканиям сэра Александра Каннингхэма (1814-1893), полковника колониальных войск, возглавившего в 1861 археологический комитет Британской Индии. Сегодня Бодхгая - крупный религиозный центр, где насчитывается более 150 культовых построек. Нет ни одной буддийской школы, которая не имела бы здесь своего храма или представительства. Ежегодно город посещают более 400 тыс. туристов и паломников.

Главной достопримечательностью является Дерево Бодхи (Бо), или «Дерево Просветления», как называют его индийцы, - это баньян. Под ним находился Будда в момент просветления. Правда, это не именно то дерево, а его пра-правнук. Сейчас он превратился в 24-х метровое дерево. Под ним находится Алмазный Трон - каменная плита, на которой, по преданию, сидел Будда в момент просветления. Любой паломник считает за большую удачу поймать листик упавший со священного дерева и вынесенный ветром за высокую загородку. Еще лучше - получить стружки от спиленного священного сучка. Однако в 2000 году листья святыни начали чернеть. Японские ученые определили, что это последствие возжигания перед ней газовых ламп: из-за большой интенсивности горения на листьях образовалась пленка копоти, мешавшая фотосинтезу. С тех пор использование таких светильников в Бодхгае запрещено.

Сарнатх. После своего просветления спустя 5 недель Будда покинул Бодхгайю и отправился в Сарнатх. Ещё до этого, когда он прекратил свою аскетическую практику его друзья-соратники по аскезе покинули его и ушли в Сарнатх. Достигнув же просветления Будда отправился туда дать им учение, т.к. силой своего ясновидения он узрел, что они смогут быстро постичь Дхарму. Он объяснил Четыре Благородныхе Истины и предписал Восьмеричный Путь. Послушав Будду, его товарищи стали его первыми учениками. В то время была основана Сангха, сообщество просветлённых. Учение, которое дал им Будда называлось Дхаммачаккапаватана Сутра, оно было преподано на полнолуние Асалха. Впоследствии Будда провёл свой первый сезон дождей в Сарнатхе в Мулагандхакути. Сангха разрослась до 60 человек и Будда разослал их по всему свету, чтобы они, одинокие странники учили Дхарме. Все 60 монахов были архатами.

В настоящее время Сарнатх - небольшой городок, расположенный в 13 км к северо-востоку от Варанаси в индийском штате Уттар Прадеш. Большинство древних сооружений были варварски разрушены мусульманами-турками, но некоторые достопримечательности можно видеть и по сей день:

Ступа Дхамек -- древний памятник буддийской архитектуры. В ознаменование Первого Поворота Колеса Учения император Ашока воздвиг одну из самых ранних ступ в 249 г. до н. э., т.к. именно на этом месте Будда Шакьямуни передал своё первое учение. От этой постройки в настоящее время остались лишь немногочисленные рельефы. Существующее массивное здание возведено в нач. VI в н. э. Его высота 40 м, диаметр -- 28 метров.

Дхармараджика Ступа - одна из немногих оставшихся ступ, построенных до Ашоки, (хотя осталось от неё только основание). Остальная часть Ступы Дхармараджика была вывезена в Вранаси как строительный материал в 18 веке. В то время там были найдены реликвии, которые были брошены в реку Ганг.

Чаукханди Ступа -- это большая разрушенная Ступа, датируемая V в. н.э., и построенная на том месте, где Будда встретил своих первых последователей. На вершине Ступы находится монгольская башня, построенная в XVI в. в память о посещении этого места императором Хумаюном.

Руины Мулагандхакути Вихары ознаменуют место, где Будда провёл свой первый сезон дождей. Современная Мулагандхакути Вихара, монастырь, построенный в 1931 г. Обществом Махабодхи, с красивыми настенными росписями, в котором находятся реликвии Будды. Позади этого здания находится известный Олений Парк (где до сих пор водятся олени).

Основание Колонны Ашоки (стамбха) возведённой царём Ашокой, с высеченными на ней кодексом буддийского государства, известная как Дхарма Чакра (Колесо Закона). Первоначально она была около 10 метров высотой и была увенчана капителью со львами, хранящаяся в настоящее время в Археологическом Музее Сарнатха, которая стала национальной эмблемой Индии и национальным символом на флаге Индии.

Дерево Бодхи, растущее возле храма было пересажено в 1893 г. от дерева Бодхи из Анурадхапура со Шри Ланки, которое также было выращено от изначального дерева в Бодхгае, под которым Будда достиг просветления.

Кушинагар-- один из главных буддийских центров паломничества в Индии. Здесь в 543 г до н. э. в полнолуние месяца Вайшак (апрель-май) по индийскому календарю Господь Будда вошёл в Махапаринирвану -- "Великий уход". Говорится, что после того, как Будда заболел, он пожелал отправится домой, чтобы оставить тело (умереть) в родных местах. Однако во время пути, сопровождаемый своими учениками Будда объявил, что пришло его время. Лёжа на правом боку, он впал в медитативное состояние, а затем, покинув тело вошёл в нирвану. Его последними словами, обращенными к ученикам, были: "Все составляющие вещи изменчивы. Трудитесь усердно, чтобы достичь вашего собственного спасения."

Кушинагар, также известный как Кушинара или Касия, -- один из четырёх знаменитых буддистских паломнических городов наряду с Лумбини, Бодхгаей и Сарнатхом. Его главными святынями являются храм Махапаринирваны и Нирвана Ступа. Руины храма и ступы были обнаружены в 1876 году во время раскопок. Ступа, сооруженная в III в., была восстановлена в 1927 году. На этом месте был найден медный сосуд с надписью на древнем "брахми", в которой говорилось, что останки Господа Будды были помещены здесь. На одном возвышении со Ступой расположен храм Махапаринирваны. Он был реконструирован в 1956 году. Внутри храма находится одно из самых известных извояний Будды. Это шестиметровая статуя входящего в нирвану Будды, лежащего на правом боку. Монахи покрыли статую позолотой и шёлковым одеянием. Возвышение, на котором лежит Будда, украшает резьба по дереву, изображающая женщину в смятении, медитирующего и скорбящего монахов. Это одна из очень немногих статуй Будды (прибывающего в нирване), найденных на территории Индии. [ 3]

Матхакуар расположен вблизи Нирвана Ступы. Здесь была обнаружена Статуя Будды из чёрного камня в форме бхумиспарша-мудра (Будда, касающийся земли пальцами правой руки). По существующему поверью, последняя проповедь Будды состоялась именно в этом месте.

Рамабхар Ступа. Это пятнадцатиметровая Ступа, датируемая V в., в древних буддийских текстах называемая Мукут-Бандхан Вихар.

Местная легенда гласит, что Ступа стоит на том самом месте, где был кремирован Господь Будда. Существуют археологические доказательства того, что Нирвана Ступа в действительности была сооружена на месте кремации. Однако, определить кто именно был кремирован здесь невозможно.















Ты подчинил силы зла, что другие не могли одолеть;
Твое величественное тело подобно горе золота.
Перед тобой я простираюсь, о царь Шакьев!
Вначале ты развил Бодхичитту, устремление к Просветлению.
Затем ты довел до совершенства два накопления – заслуг и мудрости,
Став единственным спасителем несметного числа существ этой кальпы.
Тебе я возношу сердечные молитвы.

Существует три типа паломничества: обычное, высшее и наивысшее. В наши дни многие совершают паломничество, однако большинство делают это торопливо и неорганизованно. Печально осознавать, что польза от таких посещений для этих людей крайне мала и совершенно несоизмерима с теми трудностями, которые им приходится преодолевать, чтобы добраться до этих мест. Некоторые совершают паломничество лишь для того, чтобы отдать дань традиции, совершенно не понимая их значения. Паломничество такого рода ― это лишь пустая трата средств без какой-либо пользы.
Дорогие моему сердцу друзья сочли, что будет полезно написать путеводитель по всем основным святым местам буддизма. Следуя их совету, я привожу их список:

Намдрак-дронг ― место, где Будда оставил жизнь домохозяина и стал монахом.

Варанаси ― место первого поворота Колеса Дхармы.
Гридхакути ― место второго поворота Колеса Дхармы.
Вайшали ― место третьего поворота Колеса Дхармы.

Шравасти ― место, где Будда на протяжении 25 лет проводил летнее затворничество, дабы победить последователей небуддийских учений.
Санкансья ― место, куда Будда вернулся, проведя одно лето в Раю тридцати трех божеств и разъяснив своей матери три категории Учения.
Каушамби ― место, куда Будда был приглашен министром, известным на тибетском как Дангчен, и где он провел один год.
Кушинагар ― место, где Будда скончался и вошел в Махапаринирвану.

В тексте «Агама-кшудрака» (тиб. lung phran tshegs) Будда говорил: «После того как я умру, праведные мужи и женщины должны посещать и помнить эти четыре великих места и соответствующе проводить свою жизнь. Эти четыре места: место, где родился Будда; место, где он достиг Просветления; место, где Будда повернул Колесо Учения, открыв двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения; и место, где Будда ушел в Махапаринирвану.
О бхикшу! После того как я умру, найдутся те, кто станет обходить ступы по кругу, совершать простирания, петь молитвы, и у кого будет вера в меня, они и обретут рождение в высших мирах».
Подобные изречения Будды можно найти и в других сутрах.
Четыре других места, равных по значимости: Наланда, благословенное место, дарующее долголетие; Шравасти, место, где были побеждены последователи небуддийских учений; Санканшья, место, куда Будда сошел из Рая тридцати трех божеств, и, наконец, Раджгир, место примирения. Таковы восемь великих святых мест буддизма, непосредственно связанных с жизнью Будды Шакьямуни.

БОДХГАЯ

Я простираюсь пред тем,
Кто, желая обрести плоды непостижимых усилий,
Сел под деревом Бодхи в Магадхе.
Приняв позу лотоса, ты достиг Просветления,
Дабы стать высшим Буддой.

В Индии это место известно под именем «Бодхгая», а в Тибете ― под названием «Дордже ден». Оно находится в штате Бихар в предместьях города Гая.

После шести лет аскезы на берегах реки Ниранджаны, Будда отправился в Бодхгаю и сел под деревом Бодхи, где и достиг Просветления.
1. Считается, что Ступа Гандола, находящаяся в Бодхгае, была воздвигнута младшим сыном брахманки по имени Заса. Также говорят, что ее построил царь Ашока. Вершина ступы была построена Нагарджуной. В эту ступу были заложены некоторые из реликвий Будды. Кроме того, считается, что стена вокруг этой ступы была воздвигнута Нагарджуной. Говорят, что в верхнем ярусе есть трон, предназначенный для знаменитой статуи Будды Шакьямуни из Лхасы.
2. К югу от этой ступы находится широкий четырехугольный двор, где некогда была разбросана трава, которая служила Будде подстилкой.
3. К востоку от этой ступы расположена другая белая ступа, похожая на Ступу Гандола. На этом месте Будда лучами, исходящими изо рта, сжег дотла все деревья баньян, которые были ненастоящими. По этой причине это место называют «Гандолой, испускающей лучи света».
4. Направо от ступы располагается храм богини Тары. Небольшую статую Тары в нише считают той самой статуей, с которой разговаривал учитель Атиша в Бодхгае.
5. Озеро к югу от главной ступы считается местом обитания царя нагов, по-тибетски называемого Тангзунгом. Говорят, что Будда пребывал здесь семь дней. Это место считается наиболее священным, так как небо над ним непривычно долго оставалось затянутым облаками. Напротив спуска к озеру, чьи берега закованы в камень, стоит колонна Ашоки.

6. Также напротив главной ступы можно увидеть мандалу, выполненную на круглом камне. Полагают, что она была сделана тибетским мастером Санге Еше. Здесь располагалось место сожжения трупов; по-тибетски его обычно называют «ха ха гопа». Мало кто из паломников паломники посещает это место.
7. К северу от главной ступы находятся ступы меньшего размера, в которых хранятся такие святыни, как ногти и волосы архатов. Существует поверье, что, если оставить там свой волос и ноготь, то в следующей жизни можно переродиться в одном из высших миров.
8. Именно в Бодхгае Гуру Падмасамбхава проявился в образе Гуру Сенге Дадока и победил последователей небуддийских учений.
9. К северу от главной ступы находится большая статуя Будды, воздвигнутая японскими буддистами, а также храмы Бирмы, Бутана, Китая, Таиланда, Непала и Японии. От Бодхгаи до Гаи 9 км.

НАЛАНДА
Наланда является одним из основных центров буддизма. Во времена, когда китайский паломник, известный в Тибете под именем Цунпа Тангсен, посетил это место, здесь проживали тысячи монахов. Из некоторых источников известно, что Будда неоднократно бывал в этом месте.
1. Нагарджуна, Арьядева, Шантаракшита, Чандракирти и многие другие великие буддийские учителя учились и преподавали в монастырском университете Наланда.
2. Также считается, что именно отсюда буддизм распространился по Тибету и Китаю. На этом месте находятся многочисленные развалины университета Наланда и прилегающих храмов. У юго-западной границы развалин стоит квадратная ступа. На стенах ступы можно увидеть искусно высеченные изображения Будды, различных ступ и богов. В этом монастыре Арья Нагарджуна был посвящен в монахи, а также именно здесь родился Шарипутра.
3. Тибетский переводчик Тхуми Самбхота провел здесь шесть лет.
4. Неподалеку от этого места по направлению к большой дороге находится музей, в котором хранятся древние, сделанные из бронзы статуи Будды. Здесь представлены письмена периода династии Гупта, и просмотр их, несомненно, будет полезен для тех, кто желает узнать побольше. Ближе всего к Наланде город Патна. От Бодхгаи до Наланды 164 км, а от Раджгира ― 11км.
Раджгир, известный в Тибете под именем Гьялпо Кхаб, был могущественной столицей Магадхи. Он расположен в 11 км от Наланды.

РАДЖГИР
1. В центре этого города бьет горячий источник, рядом с которым и в наши дни можно увидеть развалины древней стены. Холм, на котором находится этот горячий источник, ― это один их пяти великих холмов и называется он по-тибетски Нгоянг. Холм, располагающийся к северу от горячего источника, по-тибетски называют Кьясанг. На вершине этого холма стоит ступа, построенная японцами.
2. Неподалеку от горячего источника есть пещера, в которой под покровительством короля Аджаташатру из Мадагхивеликие шраваки Ананда, Упали и Махакашьяпа составляли сутраянский канон, винаю и абхидхарму вместе с собранием из 500 архатов.
3. Когда король Бимбисара вместе со своей свитой направлялся оказать почтение Будде, то колесо колесницы, в которой он ехал, увязло в грязи. След от этого колеса можно по сей день видеть на пути из Гридхакуты в Бодхгаю.

НИРАНДЖАНА
Я простираюсь пред тобой, кто в стремлении достичь Просветления
Шесть долгих лет жил в аскезе на берегах реки Ниранджаны,
Овладев парамитой усердия,
Ты достиг высшей ступени сосредоточенья.

За Бодхгаей, через Тенги, за песчаным пляжем реки Ниранджаны находится место, где Будда шесть лет упражнялся в аскезе.
1. В этом месте можно посетить дерево Бодхи и недавно воздвигнутую статую Будды, упражняющегося в аскезе.
2. К северо-западу есть место, где девушка-брахманка по имени Суджата поднесла Будде молоко от тысячи коров, с которого семь раз снимали сливки.
3. По другую сторону большого моста напротив Бодгаи расположено место, где человек, известный в Тибете как Цацанг Таши Зедан, поднес Будде траву куша.
4. Говорят, что Будда прожил в этом месте семь лет.

ЛОРИЯНАНДАНГИРЕ
Я простираюсь пред тобой,
Кто, видя бессмысленность мирских занятий,
Отрекся от жизни домохозяина.
Отправившись к ступам Намдак-дронга,
Ты хотел получить посвящение, дабы стать монахом.

Намдак-дронг (чистый город) в настоящее время располагается в Лориянандангире, в местечке Лория, в штате Бихар. Путь к нему лежит из Бодхагаи в Патну через деревни Модехари и Бедея. Отттуда до Лории 25 километров. К западу от этой деревни располагается ступа Намдак-дронг.
1. Именно в этом месте Будда остриг свои волосы и стал монахом. Говорят, что здесь охотник поднес ему отрез ткани шафранового цвета. Здесь находится очень большая ступа. В периметре она составляет семьсот тридцать шагов. Вершина ступы была разрушена. К югу от ступы есть небольшое озеро. Говорят, что в прошлом мало кто посещал это место.
2. К востоку от ступы, за пределами главной дороги, располагается колонна Ашоки со статуей льва на вершине и надписью на языке пали. Это место широко известно как «Колонна Ашоки». Ближе всего до него из Кушинагара и Лумбини. Деревня с названием Намдак-дронг, в самом сердце Гаи, также считается Намдак-дронгом. В настоящее время в этом месте находится большой индуистский храм, и там не осталось никаких намеков на буддийские святыни. Чтобы добраться туда, можно проехать 205 километров на поезде от Бедии до Патны, а также можно преодолеть 412 километров от Бодхагаи по дороге на Лорию.

ДУРГАШРИ
Ситавана (тиб. Силва Цал) находится в 7 км к востоку от Бодхгаи.
1. Рядом с вершиной холма расположена пещера, где медитировал достославный Шавари. У дверей стоит древо жизни шестирукого Махакалы, а на камне можно увидеть слоги «ОМ» и «А», которые, как считается, появились самопроизвольно.
2. Вода с юга течет с обеих сторон внутреннего каньона холма Дургашри. Немного дальше от этого места находится другой холм, который называется по-тибетски Нагпо Цегпай Ри. Лес напротив этого холма именуется в сутрах Ситаваной. О нем говорится, что, когда Будда направлялся из Раджгира в Гаягори, то провел ночь в этом лесу. Считается, что император Бимбисара в этом лесу впервые встретился с Буддой. Чагло написал в своей биографии, что «к северо-западу от Наланды есть пустынное место посреди густого леса, известного как Ситавана. Это и есть настоящая [Ситавана], но многие из нас считают [Ситаваной] то место, что находится в Бодхгае». Это утверждение еще необходимо доказать. В разделе краткого текста «Padma bKa thang» написано следующее: «Здесь, на кладбищенских землях Ситаваны, Гуру Пармасамбхава медитировал о bDudrtsi; видел всех богов bDud rtsi». Далее в тексте говорится: «…к югу от кладбищенских земель предавался аскезе после отречения от царской жизни». Кроме того, в сутре говорится, что Гуру Ринпоче обучал йогини, живущих на этих восьми кладбищенских землях. Также, возможно, на этом месте Гуру Ринпоче после подчинения богов и демонов связал их клятвой охранять учения Будды. Вероятно, после этого Гуру Ринпоче стали называть «Гуру Свет Солнца».

ВАЙШАЛИ
Вайшали находится недалеко от места под названием Муджабпур. Считается, что Будда приходил сюда трижды.
1. Это место считается одним из восьми великих святых мест, так как именно здесь стайка обезьян поднесла Будде мёд. Будда предсказал, что это место станет известно как Санге Дрангци Янг, если перевести его название на тибетский. После смерти Будды, одна из его реликвий, взятых Ликчавой, была захоронена в ступе, построенной на этом месте. Эта ступа является одной из восьми великих погребальных ступ.
2. Здесь была изложена сутра Будды Медицины, и здесь же произошел третий поворот Колеса Учения. Спустя сто десять лет после смерти Будды на этом самом месте семьсот архатов под покровительством царя Ашоки провели второй буддийский собор, дабы записать Учение Будды. Здесь находится колонна, на вершине которой расположена статуя льва. Вероятно, она построена царем Ашокой. (Возможно, что именно эта колонна упоминалась китайским путешественником Хуэном Цангом).
3. К югу от ступы и колонны есть символическое изображение железных спиц, которое, по преданию, Будда сотворил чудесным способом.
4. Недалеко от этого места, к югу, находится пруд, называемый обезьяньим. Считается, что этот пруд обезьяны вырыли для Будды.
5. К западу от Гаи, на вершине холма есть место, которое тоже считается городом Вайшали. Верующие люди считают эти два места единым целым.
6. Отсюда 102 км до Патны (Патлипутра, тиб. Кьанар Буй Дронгкхер), места рождения и столицы царя Ашоки, который знаменит тем, что построил много известных ступ. Патна расположена в 125 км от Бодхгаи.

ШРАВАСТИ
Шравасти (тиб. Ньеньо). В наши дни это место известно под названием Сахетамахад. Оно располагается в небольшом городке Бареца в штате Уттар-Прадеш. Из Варанаси до Шравасти можно добраться за одну ночь.
1. Шравасти является одним из важнейших мест в житии Будды. На протяжении 20 лет Будда проводил летние затворничества во внутреннем дворе Сангхи Джетаваны и в садах дворца. Он провел пять лет в восточных садах оленьего парка. Таким образом, он прожил в этих местах 25 лет. Говорят, что Шарипутра, Маугальяяна, пять учеников, шестнадцать архатов, Кашьяпа, Удаин, Ашвапа и восемьдесят архатов, которые были учениками Будды, жили здесь долгое время. Также это место известно тем, что Будда показывал там великие чудеса и одержал верх в споре с шестью небуддийскими учителями.
2. К северу от дворцовых садов расположена кирпичная стена, которая считается местом, где Будда усмирил Мару. После того как Ангулимала и Девадатта уверовали в Будду, они на этом месте приняли учения. Но до настоящего времени этому нет письменных подтверждений.

КУШИНАГАР
Я простираюсь пред тобой,
Кто, желая привести к Дхарме ленивых,
Позволил распасться нерушимому, ваджроподобному телу
И ушел по ту сторону печали на чистейшей земле Кушинагара.
Кушинагар (тибетское название – Цачок Дронг) находится в индийском штате Уттар-Прадеш.

1. Именно здесь в возрасте восьмидесяти лет Будда вошел в Махапаринирвану между двух деревьев сала. На этом месте можно до сих пор увидеть развалины ступы Махапаринирваны, построенной царем Ашокой. Говорят, что это место реставрировали в период династии Гупта. Здесь можно посетить великолепную статую Будды в позе Махипаринирваны. Неподалеку от этой статуи есть храм Пхунцог Чопхелинг, один из филиалов монастыря Намгьял. Для удобства посетителей здесь построен гостевой дом, где они могут остановиться на ночлег совершенно бесплатно.
2. То место, где Будда произнес свою последнюю проповедь, располагается в 2 км к востоку от храма-усыпальницы. Там находится ступа Мулакута Бандана, сооруженная из насыпанной в холм земли. Считается, что именно эта ступа, украшенная орнаментом, упоминается в сутрах. Это место известно под названием Рамбар, или просто как «место прощальных ритуалов, исполненных для Будды». Кушинагар располагается в 359 км от Сарнатха.
3. По дороге из Дореи в Кушинагар протяженностью в 22 км, находится место под названием Сатхия, где Будда в последний раз принимал пищу. Очень немногие люди посещают это место.

САРНАТХ
Я простираюсь пред тобой,
Кто движимый [состраданием]
Поворачивал Колесо Дхармы
В Варанаси и других святых местах,
Дабы указать всем последователям пути Трех Колесниц.

Небольшая деревушка рядом с Варанаси в штате Уттар-Прадеш, известная под названием Сарнатх, является одним из святых мест буддизма.
1. В этом месте Будда совершил первый поворот Колеса Учения, преподав Четыре Благородные Истины в Оленьем парке близ деревни Сарнатх. Здесь можно увидеть развалины большого храма, построенного много лет назад. На том месте, где Будда учил, сейчас стоит небольшая ступа. Рядом с этой ступой сохранилась колонна Ашоки с нанесенной надписью, которой две тысячи лет.
2. К востоку от колонны Ашоки располагается ступа Дхамек, которая была возведена в период династии Гупта. Это одна из самых больших ступ в этой местности.
3. К востоку от ступы Дхамек располагается вихара Мулагандхкути, построенная великим Дхармапалой, пришедшим из Шри-Ланки. Внешне она имеет форму ступы, а внутри нее расположен просторный зал с небольшой библиотекой и алтарем. Говорят, что там хранятся две реликвии Будды, останки его костей. Одну из реликвий перевезли из ступы, стоящей в деревне Таксила (тиб. До-джог), а вторую ― из Нагарджунаконды. Они находятся в амулетнице, сделанной из драгоценных камней, которая обрамлена каменной рамой. На ней написано: «Здесь хранятся кости Будды». Этой надписи свыше 2000 лет. Именно на этом месте Дхармапала принял полное монашеское посвящение.
4. Каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца эти реликвии выставляются для созерцания. Многие посетители приезжают с разных концов света, чтобы увидеть их.
5. К юго-западу от основной ступы на расстоянии примерно в полкилометра находятся развалины той ступы, которая была построена на том месте, где по преданию первые пять учеников впервые встретились с Буддой. На пути к этому месту справа расположен музей древностей.
6. А к югу от этой ступы, на расстоянии примерно в два километра, находится Центральный университет высшей тибетологии. В нем есть большая библиотека, где хранится множество буддийских священных писаний. Дорога от Бодхгаи до Варанаси составляет 221 км, и добраться туда можно как на поезде, так и на автобусе.

Фото Романа Анощенко

В системе жизненных приоритетов современного человека материальные ценности занимают главенствующие позиции, из-за чего в жизни духовной постепенно образуется пробел.

Кто-то не придает этому совершенно никакого значения, а кто-то всеми силами пытается этот пробел восполнить, а потому, планируя свой отдых, начинает интересоваться не звездностью отеля и не наличием системы all inclusive, а турами, которые относятся к категории так называемого «религиозного туризма ».

Виды религиозного туризма

Религиозный туризм подразумевает под собой посещение мест, сыгравших важную роль в становлении или развитии какой-либо из мировых религий, при этом цели таких посещений могут быть совершенно разными, в зависимости от чего в этом виде отдыха и выделяется две разновидности туров - паломнические поездки и религиозные туры экскурсионно-познавательной направленности.

Последние идеально подойдут тем, кого к святыням ведет жажда новых знаний, кто воспринимает религиозные объекты скорее как памятники культуры и истории, чем как место поклонения. А вот паломником может стать только тот, для кого первостепенными являются религиозные чувства.

При выборе наиболее подходящего вам вида религиозного туризма стоит также учесть тот факт, что в паломнических поездках вы можете столкнуться с довольно суровыми условиями проживания - местом, где вас разместят, может стать и аскетичная монашеская келья, и палаточный лагерь. Та же самая история и с едой - меню, как правило, не блещет разнообразием блюд, особенно если ваша поездка совпадет с днями какого-либо поста.

Поэтому если вы хотите не только новых впечатлений, но и привычного комфорта, то вам стоит крепко задуматься, сможете ли все-таки примерить на себя звание паломника.

Кстати, «паломником» путешественника, идущего поклонится религиозным святыням, справедливо называть только по отношению к православным христианам. В католической Европе таких путешественников называют «пилигрим». В исламе подобное явление называется «хадж», в буддизме посещение мест, связанных с жизнью Будды, а также других святых и величайших мастеров этой религии, обозначается словом «кора».

Основные направления

Для каждой из основных мировых религий можно выделить свои направления религиозного туризма. Однако, есть на нашей планете уникальное место, город, где в самом ближайшем соседстве сосредоточены святыни христианства, ислама и иудаизма - израильский город Иерусалим.

Евреи, прибывшие сюда первым делом идут к Стене Плача, единственному уцелевшему фрагменту древнего комплекса Храмовой горы, где находился Иерусалимского храм, главная святыня иудаизма. Давнюю утрату этого символа былого величия Израиля евреи оплакивают здесь до сих пор, но в то же время здесь они молятся о возрождении и процветании единой страны для еврейского народа.

Для христиан Иерусалим является местом, где случились основополагающие для этой религии события - Распятие Хритово и Воскресение Господне. В целом же в этом городе и на прилегающих к нему территориях находится великое множество христианских святынь, а потому для приверженцев этой самой многочисленной мировой религии Иерусалим является самым священным местом на всей земле.

Мусульмане посещают в Иерусалиме восьмиугольную мечеть Купол Скалы, где остался след ног пророка Мохаммеда и где в одной из опор, согласно преданию, хранятся волосы из его бороды.

Таким образом, город трех религий для двух из них является главенствующим, и только для мусульман первостепенными все же являются священные города ислама Мекка и Медина.

Хадж сюда обязателен для каждого правоверного, причем посещение Мекки и Медины будет считаться хаджем только за десять дней до праздника Курбан-Байрам при условии, что за это время мусульманин выполнит все предписанные в Коране ритуалы.

В Мекке находится главная мечеть мусульманского мира Аль-Хараам и святилище Кааба, а в Медине - могила пророка. Также важные святые места ислама находятся в Стамбуле, Дамаске, Багдаде, Каире и Дели.

Однако, как быто ни было, Западная Европа все-таки является оплотом католицизма, форпост которого находится в Риме, в Ватикане, но по большому счету католические святыни можно встретить практически в любом городе современно Евросоюза.

Что касается буддизма, то в этой религии считается, что тело Будды после смерти было кремировано, а пепел разделен на 8 частей и помещен в ступы, которые сегодня находятся в 8 разных местах. Из них-то и выделяют четыре наиболее почитаемых - в Непале, в городе Лумбини, и Индии , в Бодхгае, Кушинагаре и Сарнатхе. Крупные буддийские центры также есть на Тибете, в Лхасе, самая большая статуя Будды находится в японской Наре. Кроме того буддисты часто посещают Шри-Ланку , Таиланд , столицу которого, Бангкок, даже зовут городом ангелов, Индонезию и Камбоджу , а в России, в Калмыкии, находится крупнейший буддийски храм Европы.

Б удда Шакьямуни (Гаутама) жил с 566 по 485 год до н. э. в центральной части северной Индии. Он родился в богатой аристократической семье из касты воинов в государстве Шакья со столицей в Капилавасту, на границе нынешних Индии и Непала.

В буддийских текстах можно найти описание чудесного зачатия Будды во сне, в котором белый слон с шестью бивнями входит в бок царицы Майядэви, а также предсказание мудреца Аситы о том, что ребёнок станет или великим властителем, или великим мудрецом. Также можно найти описание чудесного рождения Будды. Недалеко от Капилавасту в роще Лумбини он вышел из бока своей матери, сделал семь шагов и сказал: «Я явился». Юность Будды прошла в удовольствиях и наслаждениях. Он женился, и у него родился сын Рахула. Однако в возрасте двадцати девяти лет Будда отрекается от семейной жизни и царского престола и стал странствующим нищенствующим духовным искателем.

Важно понимать отречение Будды в контексте того времени и той социальной среды, к которым он принадлежал. Становясь странствующим духовным искателем, он не бросал жену и ребёнка на произвол судьбы. Заботу о них взяли на себя другие члены его большой богатой семьи. Также не следует забывать, что Будда, будучи членом касты воинов, так или иначе однажды должен был покинуть дом и отправиться на войну. В семьях воинов это воспринималось как мужской долг. В древней Индии воины не брали с собой в поход семьи.


Чтобы пресечь страдания, Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения.

Когда принц впервые отправился на охоту, его потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Он увидел перепаханное поле, на котором птицы выклёвывали червей из комьев земли, и поразился, почему одни живые существа могут жить только ценой смерти других? Но самым важным для духовного переворота Сиддхартхи оказались четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны, и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти.


Он обращает внимание на прокажённого и впервые осознает, что болезни подстерегают любого смертного. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолётность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погружённым в созерцание. Глядя на него, принц осознал, что путь самоуглубления и самопознания – единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них. Говорят, что сами боги, также пребывающие в колесе рождений и смертей и жаждущие избавления, послали принцу навстречу увиденных им людей, чтобы вдохновить его вступить на путь познания и освобождения.

Осознав всё это, Будда пришёл к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.


Данный эпизод, касающийся получения помощи на духовном пути, аналогичен фрагменту из «Бхагавад-Гиты», где описан разговор Арджуны со своим возницей Кришной, который говорит о необходимости следовать своему долгу воина и сражаться в битве против своих родственников. В обеих историях (в буддийской и в индуистской) мы можем увидеть более глубокий смысл, который заключается в выходе за пределы стен нашей комфортной жизни, за пределы того, что нам привычно и близко, чтобы никогда не оставлять свой долг постижения истины. В каждом случае колесница, возможно, олицетворяет собой сознание как средство, ведущее к достижению освобождения, а слова возницы в этом случае будут означать движущую силу, побуждающую наше сознание, а именно истинную природу реальности.


Как странствующий духовный искатель, давший обет безбрачия, Будда обучался у двух учителей методам достижения различных уровней умственной устойчивости и медитативного состояния вне форм. Несмотря на то, что он был способен достичь этих глубоких состояний совершенной концентрации, находясь в которых, он более не испытывал ни страданий в их грубой форме, ни даже обычного мирского счастья, он не был удовлетворён. Эти высокие состояния давали только временное, непостоянное избавление от омрачённых ощущений и, конечно, не устраняли более глубокого всеобщего страдания, которое он стремился преодолеть. Затем вместе с пятью спутниками он практиковал суровый аскетизм, но это также не устранило тех глубоких проблем, которые связаны с подневольным круговоротом перерождений (санскр. samsara; сансара). После чего Будда прервал свой шестилетний пост на берегу реки Найранджана, когда девушка Суджата поднесла ему миску с рисом в молоке.


После отказа от аскетизма Будда в одиночестве медитировал в джунглях, чтобы преодолеть страх. Подсознательный страх – это более сильное проявление эгоизма и цепляния за несуществующее "я", даже более сильное, нежели то, что лежит в основе непреодолимого стремления к поиску удовольствий и развлечений. После продолжительной медитации Будда достиг полного просветления в возрасте тридцати пяти лет. Будда достиг просветления под деревом бодхи в местечке, называемом ныне Бодхгайя, после того, как отразил все атаки Мары. Завистливый бог Мара пытался помешать Будде достичь просветления, являя себя в ужасающих или привлекательных образах с тем, чтобы нарушить покой медитации Будды под деревом бодхи.


В ранних источниках Будда достигает просветления путём обретения трёх видов знания: полного знания всех своих прошлых жизней, полного знания кармы и перерождений всех живых существ и полного знания Четырех благородных истин. Более поздние источники объясняют, что с просветлением он достиг всеведения.

После достижения освобождения и просветления Будда не решался учить других этому пути. Он чувствовал, что никто не сможет его понять. Но индуистские боги Брахма и Индра умоляли его даровать учение. Обращаясь к Будде с просьбой, Брахма сказал, что если Будда откажется давать учение, мир будет страдать бесконечно и что по крайней мере некоторые люди поймут его слова.

Отвечая согласием на просьбу Брахмы и Индры, Будда отправляется в Сарнатх и там, в Оленьем Парке, даёт пяти своим прежним спутникам учение о Четырёх благородных истинах.


Вскоре Будда возвратился в Магадху, царство, в котором находилась Бодхгайя. Он был приглашен в столицу Раджагриху – современный Раджгир – царём Бимбисарой, который стал его покровителем и учеником. Там же к разрастающейся общине Будды присоединились два друга Шарипутра и Маудгальяяна, ставшие его ближайшими учениками.

В наше время никто из нас не способен совершать сверхъестественные поступки. Тем не менее, чтобы одержать победу над своими оппонентами, Будда охотнее использовал сверхъестественные силы, нежели логику, и это означает, что если умы других людей закрыты разумным доводам, лучшим способом доказать обоснованность нашего понимания будет демонстрация нашего уровня постижения на деле.

Несмотря на то, что, достигнув освобождения, Будда вышел за рамки опыта обычной неуправляемой смерти, всё-таки в возрасте восьмидесяти одного года он решил, что будет полезно дать своим последователям учение о непостоянстве и оставить тело. Перед тем, как сделать это, Будда дал своему спутнику Ананде возможность попросить о том, чтобы он, Будда, жил и учил дольше, но Ананда не понял намёк Будды. Это говорит о том, что Будда учит только тогда, когда его об этом попросили, а если никто не просит или никто не интересуется учением, тогда он уходит в другое место, туда, где может принести больше пользы. Наличие учителя и учения зависит от учеников.


Затем в Кушинагаре, в доме Чунды, Будда смертельно заболел после принятия пищи, которую этот покровитель преподнёс Будде и группе его монахов. Будучи при смерти, Будда сказал своим монахам, что если у них остались какие-либо сомнения или неразрешённые вопросы, им следует полагаться на учение о Дхарме, которое он преподал, и собственную внутреннюю дисциплину. Теперь это будет для них учителем. Таким образом Будда указывал на то, что каждый человек сам для себя должен постигать сущность учения. Не было абсолютного авторитета, способного ответить на все вопросы. Затем Будда покинул этот мир.


Чунда совершенно обезумел, думая, что это он отравил Будду. Однако Ананда утешил домохозяина, сказав, что на самом деле он создал огромную позитивную силу, или «заслугу», поскольку поднёс Будде последнюю перед его уходом еду.

Будда был кремирован, а его останки были помещены в ступы – сооружения, в которых хранятся мощи святых – в особенные места, которые стали главными буддийскими центрами паломничества:

Лумбини, где Будда родился,


Бодхгайя, где Будда достиг просветления,

Сарнатх, где он впервые преподал учение о Дхарме,

Кушинагар, где он ушёл из этого мира.

Также довольно важным местом считается Раджгир, а именно гора Гридхракута .


«Среди чистых земель Будд, расположенных на нашей земле и которые пробуждённому сознанию представляются как райские миры, прежде всего, следует назвать гору Гридхракута, или гору Грифов, близ Раджагрихи. Действие происходит именно там. И поэтому последователи Махаяны считают эту гору своего рода представительством Шакьямуни в мире Саха, а также местом, находясь в котором, легче всего увидеть наш мир как чистое и полностью свободное от омрачений пространство безграничного сострадания и радостей. Многие из паломников, посетивших эту гору, удивлялись, как могло на столь ограниченном пространстве произойти описанное в «Сутре Лотоса» собрание, на котором присутствовали двенадцать тысяч архатов, восемьдесят тысяч Бодхисаттв и многие тысячи прочих последователей Будды. Но, в конечном счёте, каждый из них находил объяснение этому факту, ведь для пробуждённого существа пространство, так же как и время, является полностью покорной его воле субстанцией, и если уж для него возможно поместить бесчисленные миры на кончик волоска, то тем более возможно поместить на вершину средней величины скалы несколько сотен тысяч существ.

В буддийской традиции существует легенда о Чжи-и (538-597 гг.н.э.), основателе школы Тяньтай. Находясь в самадхи, Чжи-и увидел гору Гридхракута, Будду и всех многочисленных архатов и Бодхисаттв его свиты. Собрание, описанное в «Сутре Лотоса», продолжалось как ни в чем не бывало, хотя с момента нирваны Шакьямуни прошло уже много столетий». Фрагменты из книги Д.В. Поповцева «Бодхисаттва Авалокитешвара»

Клуб сайт организует ежегодные , а также специализированные , в которых большое внимание уделяется освоению практик пранаям и медитаций в местах, где занимались самосовершенствованием знаменитые йогины прошлого.

Слава Татхагаттам!:)

На благо всех живых существ:)

при написании статьи были использованы материалы с сайта буддолога Александра Берзина - http://www.berzinarchives.com , а также статья "Введение в буддизм" профессора Торчинова Е.А.


Понравилась статья? Поделитесь ей