Контакты

О почитании святых в православии. Что такое Священное Писание

Вопрос: Где в Священном Писании сказано о сошествии в ад Спасителя?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) :

О сошествии Спасителя в ад говорит св.апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и в Послании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10).На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».

«Отче наш» - главная в христианстве и самая известная, даже среди неверующих, молитва. Считается, что она способна помочь в тяжелых жизненных ситуациях, миллионы христиан читают ее ежедневно. Что же делает ее уникальной и в чем ее отличие от других, расскажем ниже.

1. «Отче наш» - это универсальная молитва, она может быть общественной и читаться в Церкви, семейной, а так же и личной, когда верующий с помощью нее общается с Богом.

2. Она единственная встречается в Евангелиях как прямое указание к действию – когда ученики Иисуса Христа попросили Спасителя «научить их молится», Христос дал им эту молитву, поэтому ее так же называют Господней молитвой.

3. Дважды встречается в Священном Писании в разных Евангелиях: от Луки и от Матфея. Строка «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» присутствует в тексте евангелиста Матфея, где она входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Спаситель дарит ее ученикам по их просьбе.

4. Молитва распространена не только среди католиков и православных, многие протестанты практикуют ее. Даже люди неверующие могут воспроизвести текст «Отче Наш».

5. Каждое слово в молитве имеет свой символический и сакральный смысл, однако некоторые люди, не разбирающиеся в ее толковании, проговаривают «Отче Наш» машинально, без глубокого осмысления текста. Но в любой молитве важнее глубокая вера в Господа и искренность молящегося, чем подкованность в теологии.

6. Ее толкованием занимались Отцы Церкви и многие богословы древности: Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Кассиан и многие другие.

7. Вся молитва носит небесный, неземной, экзистенциальный характер. Просьбы мирского характера нет – есть только упоминание о «хлебе» насущном, хотя в Евангелие от Матвея точный перевод звучит как хлеб "надсущный", то есть имеется в виду Евхаристия. Так что слово «хлебе» в молитве универсально, его можно понимать во всех смыслах. Все прочие прошения привязаны к Богу. Общая идея молитвы – это спасение души, а не тела.

8. Помимо вероучительного компонента, молитва Господня, имеет выраженный социальный и воспитательный мотивы: прощение должникам, способность контролировать свои пороки слабости – эти качества являются общечеловеческими ценностями.

9. Мотивы против гордыни читаются в первой же строчке – сразу читаем «Отче наш», не просто «Отче» и не «Отче мой». Эта молитва всех христиан и произносящий ее просит не столько за себя, сколько за спасение всякой души и мира.

10. Само обращение к Богу, не только как к Отцу сущего, но и как к своему собственному – нехарактерная особенность, присущая только христианству. Создатель через Иисуса Христа усыновляет христиан и все они имеют право обращаться к Создателю миров: «Авва Отче!». То есть через жертву Христа христиане усыновляются Богом Отцом.

11. Известный латинский палиндром SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS при написании квадратом образует крест:

Из черных букв без труда складывается «PATER NOSTER», что в переводе с латыни значит «Отче Наш». А оставшиеся две буквы – это «А» и «О», которые символизируют Альфу и Омегу, начало и конец сущего. В Апокалипсисе Иоанна Богослова так называл себя Господь.

12. Рыцари-храмовники (тамплиеры) читали эту молитву по канонам греко-православной церкви, а не римско-католической литургии. Отличие заключается в том, что в православном варианте сохраняются заключительные слова «Ибо Твое есть Царство и сила и слава, во веки веков, аминь».

Католическая церковь исключила эти слова из богослужений, связано это с тем, что Папа Римский, с точки зрения Католической церкви, является преемником Святого Петра и наместником Бога на Земле, соответственно Царство Божие на земле уже свершившийся факт. Тамплиеры не считали притязания римских пап на Царство Божие обоснованными, что стало одной из причин для гонений со стороны инквизиции на Орден бедных рыцарей Христа.

13. «Отче Наш» - одна из пяти молитв, который должен знать каждый христианин. Так же православные выучивают наизусть Символ Веры, молитвы Святому Духу «Царю небесный», Божией Матери «Богородице, дево, радуйся» и «Достойно есть».

14. Священники рекомендуют при чтении молитвы быть вдумчивыми и искренними в своих прошениях, потому что тот, кто произносит слова «Отче наш» и не следует им (не прощает должникам, не готовится к приходу Царствия божьего) – поминает имя Господа всуе. Надо понимать, что Спаситель даровал людям возможность называть Создателя Отцом, поэтому христианам надо жить и поступать как сынам и дочерям Божиим.

15. Рекомендуется читать молитву в любым жизненных ситуациях: и в печали, и в радости, но без фанатизма и накала чувств. Иисус в Евангелиях прямо говорит: «Из сердца исходят убийства, кражи, блуд – всякая нечистота». Поэтому церковное литургическое чтение молитв бесстрастное и представляет собой своеобразный камертон. Апостол Павел объяснял такую позицию тем, что надо молится не только духом (сердцем), но и умом (осознавая, что происходит и контролируя эмоции.

Где сказано, что Мессия с первого раза не справится со своей задачей, ведь никто не говорил, да и Ветхом Завете нет такого, где было бы сказано, что Мессия придет и во второй раз? Как же рассматривать то, что Иисус должен прийти уже во второй раз?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

О Втором пришествии Мессии предвозвещали еще ветхозаветные пророки. Господь говорит через св. Исаию: «вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Ис.66:18). В книге пророка Даниила читаем: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14).

Во время Своей земной жизни, проповедуя Евангелие, Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о Своем Втором пришествии:

ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27);

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? (Мф.24:42-44);

— Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25:13);

— Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38);

ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк.17:24-25);

Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8);

Когда изумленные ученики смотрели, как возноситься их Божественный Учитель, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:10-11).

Свидетельства о Втором пришествии Мессии мы находим и в книге Апокалипсис: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Откр.1:7).

Во время Первого пришествия Спаситель действовал как Сеятель (Мф.13:3; Лк.8:5), а во Втором будет как Господин жатвы (Мф.9:38; Лк.10:2).

Для того чтобы сохранить откровение Бога и донести его потомкам, святые мужи, приняв внушение от Господа, записали его в книги. Справиться с этой непростой задачей им помог Святой Дух, который незримо присутствовал рядом, указывая верный путь. Многочисленное собрание всех этих книг объединяют одним общим названием - Священное Писание. Написанное Духом Божьим посредством избранных людей, среди которых были цари, пророки, апостолы, оно стало священным ещё с древних времён.

Второе название, которое используют, характеризуя Священное Писание, - Библия, что переводится с греческого как "книги". Это точная трактовка, поскольку правильное понимание здесь кроется именно во множественном числе. По этому поводу святой Иоанн Златоуст заметил, что Библия - это многие книги, образующие одну-единственную.

Структура Библии

Священное Писание делится на две составляющие:

  • Ветхий Завет - те книги, что были написаны до явления в мир Иисуса Христа.
  • Новый Завет - был записан святыми апостолами после пришествия Спасителя.

Само слово «завет» дословно переводится как "наказ", "поучение", "наставление". Символическое его значение состоит в создании незримого союза между Богом и человеком. Обе эти части равноценны и вместе складываются в единое Священное Писание.

Ветхий Завет, являя собой более древний союз Бога с человеком, был создан сразу после грехопадения прародителей человечества. Здесь Бог дал им обетование о том, что в мир должен прийти Спаситель.

Священное Писание Нового Завета основано на том, что обещанный Господом Спаситель явился миру, приняв человеческую природу, стал во всём подобным людям. Всей своей короткой жизнью Иисус Христос показал, что она может быть свободной от греха. Воскреснув, даровал людям великую благодать обновления и освящения Духом Святым для продолжения жизни в Царстве Божием.

Структура Ветхого и Нового Завета. Священные книги

Написаны они на древнем еврейском языке. Всего их 50, из которых 39 канонических. Однако здесь следует отметить, что, согласно еврейскому кодексу Священного Писания, некоторые группы книг объединяются в одну. И поэтому число их составляет 22. Именно столько букв в еврейском алфавите.

Если сформировать их по содержанию, то можно выделить четыре большие группы:

  • законоположительные - сюда входят пять основных книг, составляющих основу Ветхого Завета;
  • исторические - их семь, и все они повествуют о жизни евреев, их религии;
  • учительные - пять книг, содержащих учение о вере, наиболее известной считается Псалтирь;
  • пророческие - все они, а их тоже пять, содержат предвестие о том, что скоро в мир придет Спаситель.

Обращаясь к новозаветным священным источникам, следует отметить, что их 27, и все они являются каноническими. Приведённое выше ветхозаветное деление на группы здесь неприменимо, поскольку каждая из них может быть отнесена сразу к нескольким группам, а иногда и ко всем сразу.

В состав Нового Завета, кроме четырёх Евангелий, входят Деяния святых апостолов, а также их Послания: семь соборных и четырнадцать от апостола Павла. Завершает повествование Откровение Иоанна Богослова, также известное как Апокалипсис.

Евангелия

Начинается Новый Завет, как известно, с четырёх Евангелий. Это слово означает не что иное, как благую весть о спасении людей. Её принёс сам Иисус Христос. Именно ему и принадлежит это высокое благовествование - Евангелие.

Задача евангелистов была лишь в том, чтобы передать его, повествуя о жизни Сына Божьего Иисуса Христа. Поэтому говорят не "Евангелие Матфея", а "от Матфея". Подразумевается, что у всех них: у Марка, Луки, Иоанна и Матфея - благовествование одно - Иисуса Христа.

  1. Евангелие от Матфея. Единственное написанное на арамейском языке. Оно предназначалось для того, чтобы убедить евреев в том, что Иисус являет собой того самого Мессию, которого они так ждали.
  2. Евангелие от Марка. Здесь используется греческий с той целью, чтобы передать проповедь апостола Павла новообращённым из язычества христианам. Марк акцентирует внимание на чудесах Иисуса, подчёркивая при этом его власть над природой, которую язычники наделяли божественными свойствами.
  3. Евангелие от Луки тоже написано греческим языком для бывших язычников, обратившихся в христианство. Это наиболее подробное описание жизни Иисуса, которое затрагивает события, предшествовавшие появлению на свет Христа, рождённого от Пречистой Девы Марии. Согласно преданию, Лука был лично знаком с ней и стал автором первой иконы Пресвятой Богородицы.
  4. Евангелие от Иоанна. Считается, что написано оно в дополнение к трём предыдущим. Иоанн приводит те слова и деяния Иисуса, о которых отсутствуют упоминания в предыдущих Евангелиях.

Богодухновенность Священного Писания

Книги, которые все вместе образуют Священное Писание Ветхого и Нового Завета, называются богодухновенными, поскольку написаны они внушением Духа Святого. Иными словами, можно сказать, что их единственным и настоящим автором является не кто иной, как сам Господь Бог. Именно он, определяя их в нравственном и догматическом смысле, даёт возможность человеку творческим трудом реализовать Божий замысел.

Именно поэтому Священное Писание имеет две составляющие: божественную и человеческую. Первая заключает в себе открытую самим Богом Истину. Вторая выражает её на языке людей, живших в одну из эпох и принадлежавших к определённой культуре. Человек, который создан по образу и подобию Божию, наделён уникальной возможностью входить в непосредственное общение с Создателем. Бог, будучи премудрым и всемогущим, владеет всеми средствами для сообщения людям своего откровения.

О Священном Предании

Говоря о Священном Писании, не следует забывать ещё об одном способе распространения божественного откровения - Священном Предании. Именно через него в древние времена передавалось учение о вере. Такой способ передачи существует и по сей день, ибо под Священным Преданием мыслится передача не только учения, но и таинств, священных обрядов, Закона Божия от правильно почитающих Бога предков к таким же потомкам.

В ХХ веке произошло некоторое изменение в соотношении взглядов на роль этих источников божественного откровения. В связи с этим старец Силуан говорит, что Предание охватывает всю жизнь церкви. Поэтому то самое Священное Писание являет собой одну из его форм. Здесь не противопоставляется значение каждого из источников, а лишь подчёркивается особая роль Предания.

Толкование Библии

Очевидно, что толкование Священного Писания - дело сложное и под силу далеко не каждому. Знакомство с учением такого уровня требует от человека особой сосредоточенности. Поскольку Бог может не открыть смысла, заложенного в той или иной главе.

Есть несколько основных правил, которым нужно следовать, толкуя положения Священного Писания:

  1. Рассматривать все описанные события не изолированно, а в контексте того времени, когда они произошли.
  2. Подходить к процессу с должным благоговением и смирением, чтобы Бог позволил открыть смысл библейских книг.
  3. Всегда помнить о том, кто является автором Священного Писания, и при возникновении противоречий толковать его, исходя из контекста всего послания в целом. Здесь важным будет понимание того, что в Библии не может быть противоречий, поскольку она цельна и автор её - сам Господь.

Священные писания мира

Кроме Библии, существуют и другие богодухновенные книги, к которым обращаются представители других религиозных направлений. В современном мире насчитывают более 400 различных религиозных течений. Остановимся на наиболее известных.

Писание иудеев

Начать следует с писания, которое ближе всего по содержанию и происхождению к Библии, - иудейского Танаха. Считается, что состав книг здесь практически соответствует ветхозаветному. Однако есть небольшая разница в их расположении. Согласно еврейскому канону, Танах состоит из 24 книг, которые условно делятся на три группы. Критерием здесь служат жанр изложения и период написания.

Первая - Тора, или, как её ещё называют, Пятикнижие Моисея из Ветхого Завета.

Вторая - Невиим, переводится как "пророки" и включает восемь книг, охватывающих период от прихода на землю обетованную и до вавилонского плена так называемого периода пророчества. Здесь также есть определённая градация. Выделяют пророков ранних и поздних, последние делятся на малых и больших.

Третья - Ктувим, дословно переводится как "записи". Здесь, собственно, и содержатся писания, включающие одиннадцать книг.

Коран - священная книга у мусульман

Так же как и Библия, содержит в себе откровения, которые были изречены пророком Мухаммадом. Источником, передавшим их в уста пророка, является сам Аллах. Все откровения упорядочены в главы - суры, которые, в свою очередь, складываются из стихов - аятов. Каноническая версия Корана содержит 114 сур. Первоначально они не имели названий. Позднее по причине различных форм передачи текста суры получили названия, некоторые сразу по несколько.

Коран является священным для мусульман, только если он на арабском. Перевод используется для толкования. Молитвы и ритуалы произносятся лишь на языке оригинала.

В содержательном плане Коран повествует истории об Аравии и древнем мире. Описывает, как будет происходить страшный суд, посмертное воздаяние. Также здесь содержатся нравственные и юридические нормы. Следует заметить, что Коран имеет юридическую силу, поскольку регулирует отдельные отрасли права мусульман.

Буддийская Трипитака

Являет собой свод священных текстов, которые были записаны уже после того, как умер Будда Шакьямуни. Примечательно название, которое переводят как "три корзины мудрости". Оно соответствует делению священных текстов на три главы.

Первая - Винайя-питака. Здесь помещены тексты, которые содержат правила, регулирующие жизнь в монашеской общине сангхи. Кроме назидательных аспектов, есть и повествование об истории происхождения этих норм.

Вторая - Сутра-питака, содержит рассказы о жизни Будды, записанные им лично, а иногда и его последователями.

Третья - Абхидхарма-питака - включает философскую парадигму учения. Здесь содержится его системное изложение, основанное на глубоком научном анализе. Если первые две главы содержат практические положения о том, как достичь состояния просветления, то третья укрепляет теоретический фундамент буддизма.

Буддийская религия содержит немалое количество версий этого вероучения. Наиболее известной из них считается палийский канон.

Современные переводы Священного Писания

Учение такого масштаба, как Библия, привлекает к себе внимание огромного количества людей. Потребность человечества в нем неоспорима. Однако вместе с тем существует опасность неточного или намеренно искажённого перевода. В этом случае авторы могут продвигать какие-либо свои интересы, преследовать собственные цели.

Следует заметить, что любой из существующих в современном мире переводов Священного Писания подвергался критике. Её обоснованность подтверждалась или опровергалась самым строгим судьёй - временем.

Сегодня одним из таких широко обсуждаемых проектов перевода Библии считается Священное Писание Нового мира. Автором издания является религиозная организация Свидетели Иеговы. В этом варианте изложения Священного Писания много нового и необычного для почитателей, людей истинно верующих и знающих его:

  • исчезли некоторые ставшие общеизвестными слова;
  • появились новые, отсутствовавшие в оригинале;
  • авторы злоупотребляют пересказом и активно добавляют свои подстрочные комментарии.

Не вступая в полемику, созданную вокруг этого произведения, следует отметить, что читать его можно, но желательно в сопровождении принятого в России синодального перевода.

Спрашивает: Александр

Отвечает:

Уважаемый Александр,

Мы Вам представляем небольшой очерк об иконах.

Об иконах вообще и святости их

Икона - это изображение Бога и Святых Его. На иконах Бог изображается во Святой Троице, т.е. все три лица вмес- те, а иногда особо. Бог Отец (1-е лицо св. Троицы) изобража- ется старцем, Бог Сын (2-е лицо) - молодым, а Бог Дух Свя-той (3-е лицо) - в виде голубя.

Кроме Бога на иконах изображаются Св. Дева Мария - Богородица, Св. Угодники Божий, Ангелы и события из жиз- ни Спасителя, Божией Матери и Св. Угодников. Иконы со- ставляют святыню, которой с благоговением поклонялись и поклоняются православные христиане. Кто почитает и лю- бит лицо, изображенное на картине, тот бережет эту карти- ну, дорожит ею и украшает ее. Не раз, я думаю, случалось вам видеть, как иной сын или дочь, горячо любящие своих родителей, носят на груди их изображения (портреты), ук- рашают их и целуют.

Если мы дорожим изображением своих родителей, то как же нам не дорожить изображением Бога и Святых Его! К не- счастию, у нас можно встретить, и даже нередко, что Св. Иконы покрыты пылью, паутиною, насекомыми, или от сы- рости до того испортились, что едва можно узнать, есть ли на досках какие изображения, а если и есть, то лик испорчен.

Крайнего осуждения заслуживает такая небрежность! Каждое утро мы убираем свою голову, моем свое грешное лицо, чистим пыль с платья, но не заботимся об убранстве Св. Икон. Неужели наше лицо, наши одежды дороже нам лика Божия и Святых Его. Кто нам дорог, кого мы любим и уважаем, тех изображе- ния стараемся исправить, когда они испортятся, а кто нам делает больше добра, как не Бог и Его Святые, наши хода- таи и молитвенники?

О святости икон св. Афонасий Великий рассказывает сле- дующее: «В городе Вирите, в небольшом домике, расположен- ном против еврейской синагоги, жил христианин. В доме у него на стене висела икона - распятие Спасителя на крес- те. Прошло некоторое время, христианин купил другой дом и переехал в него со всем своим имуществом, а икону-то, ви-сящую на стене, и позабыл взять. Прежний дом его достался еврею. Однажды у еврея обедал товарищ и, нечаянно взгля- нув на стену, увидел икону. Тотчас же он побежал к своим учителям и старцам и рассказал им об этом. На другой день они собрались в квартиру еврея, сняли икону и начали ру- гаться над ней. Они плевали на икону Распятия, били по го- лове и щекам изображенного на ней Господа Иисуса Христа. Потом взяли гвозди и вбили их в руки и ноги Святому Лику; вложили на трость губку, намоченную в уксусе и поднесли к устам Спасителя. Мало того- принесли копье, и один из евреев вонзил его в ребро Спасителя, изображенного на ико-не. Едва злодей ударил копьем в икону, как из нее потекла кровь и вода в таком множестве, что наполнился ею целый сосуд. Видя это чудо, евреи хотели испытать, не целитель- ны ли эти кровь и вода; для этого привели слепых, хромых, бесноватых и стали помазывать их этою кровью. Помазали одного хромого от рождения - и он вскочил и стал совершен- но здоровым; помазали слепых - и они прозрели; помазали бесноватых - и исцелились; прокаженных - и очистились.

Тогда напал на всех страх и, покаясь, они воскликнули: «Слава Тебе, Христе, Сыне Божий!» Уверовали в Него и крес- тились» (Чет. Мин., 11 октября).

Приведу другой пример: сарацинский воин пришел со сво- ими товарищами в церковь Св. Великомученика Георгия просто из любопытства. Один из них, увидев священника, молящегося на коленях пред образом Святого, с насмешкою сказал товарищам: «Вот безумец, поклоняющийся доске!» - и пустил стрелу в икону. Но стрела полетела не по данному ей направлению, а устремилась вверх и, оттуда падая, прон зила руку варвара, пустившего стрелу. Нестерпимая боль за- ставила его уйти из храма в свой дом; болезнь усиливалась, опухоль обняла всю руку. Варвар испугался. К счастью, у него были слуги из христиан. Узнав о происшествии в церкви, слуги сказали варвару, что его болезнь есть явное наказа- ние Божие за поругание св. иконы, что если он желает ис- целения, то пригласил бы к себе священника, который ска- жет ему, как получить желаемое исцеление.

Сарацин как бы ни был ожесточен против христианства, но, угрожаемый опасностью смерти, пригласил священника.

- Какую силу имеет икона, пред которой ты молился,
когда мы пришли в церковь? - спросил сарацин.

- Это образ Св. Великомученика Георгия, которому я
молился, как нашему ходатаю пред Богом - отвечал свя-
щенник.

- Кто же этот Георгий, если он не Бог ваш?

Возлюбленный слуга Божий. Он был такой же человек, как мы, но за имя Христово претерпел мучения и смерть и за это получил благодать творить чудеса. Из любви к Угод- нику Божию мы почитаем его икону и, смотря на нее как бы на самого Святого, поклоняемся ей, целуем ее. Дерзость твоя, так явно наказанная, свидетельствует, что мы с умилением припадаем не к простому дереву.

- Что же посоветуешь мне делать? Рука моя страшно бо-
лит и я опасаюсь смерти?

- Если хочешь остаться живым, то вели принести образ
св. Георгия в свой дом, поставь его над твоей постелью и заж-
ги лампаду, которая бы горела всю ночь, а поутру из этой
лампады возьми масла и помажь руку с полною верою, что
получишь исцеление.

Больной сделал все по совету священника, и тотчас про- пала опухоль, и рана закрылась.

Удивленный и признательный сарацин просил прочитать ему житие и страдания Св. Великомученика Георгия, и ког- да тот читал, сарацин, целуя икону святого, говорил со сле- зами: «О, святый Георгий! Ты был молод, но разумен и Богу любезен, а я стар, глуп и непотребен в очах Божиих: моли о мне Господа, да сделает меня рабом Своим!» Потом сарацин принял христианскую веру (Чет. Мин., 23-го апреля). Итак, христиане, почитайте священные изображения так, как св. церковь учит почитать их, и как до сих пор почитали их ваши отцы и деды правоверные, - и не смущайтесь при- мерами и упреками дурных людей!

Для убеждения в правоверии нашего чествования доволь- но и одних чудес силы Божией, которые совершаются через св. иконы в исцеление наших болезней и в утверждение на- шей веры и надежды на Бога.

Не утверждает Бог чудесами Своего Всемогущества того, что недостойно Его величия и святости. Но вы найдете под- крепление своей веры и в чувстве любви к изображаемым на иконах лицам, и в сознании душевной пользы от этих изоб- ражений (свящ. Н. Успенский).

Употребление и почитание св . икон основывается на священном писании

Сам Бог, запретивши творить кумиры, повелел однако же Моисею устроить Кивот Завета, который был видимым об- разом благодатного присутствия Бога Невидимого, повелел сделать Херувимов над Кивотом на церковной завесе, отде-лявшей Святая Святых от Святилища, и на завесах, покры-вавших Скинию и служивших для нее вместо стен.

Ангелы - существа бесплотные, а их изображения име- ли вид человеческий с крылами; но, несмотря на то, Бог по- велел устроить такие подобия Херувимов. По Божию также повелению Моисей воздвиг медного змия в пустыне для ис- целения угрызенных змиями; а змий был образом Распято- го на кресте Спасителя, уврачевавшего нас, угрызенных рай- ским змием (Иоан. 3,14-15). Соломон изобразил Херувимов на всех стенах сооруженного им храма. И этот храм, напол- ненный изображениями, посещал Сам Господь Иисус Хрис- тос со своими Апостолами, и Святые Апостолы, уже отделив- шиеся от Синагоги и Ветхозаветных обрядов, не переставали же, однако, ходить на молитву в этот храм и поклоняться ему. Итак, не сами мы изобрели достопоклоняемые иконы, но предписаны они в законе.

Сам Бог после того как запретил Израилю делать извая- ния ложных богов, образы и подобия тому, что есть на небе и на земле, Сам повелевает Моисею сделать изображения Херувимов. Также и Соломон, взяв образец из закона, испол- нил храм, который соорудил, изображениями Херувимов, и Бог не осудил его за это. Итак, если ты и меня хочешь осу- дить за иконы, то суди прежде Бога, Который повелел их нам делать, чтоб мы имели Его всегда в памяти (из слова Иоан. Дамаскина об иконах. «Хр. Чт.», ч. 30). В образе человека Сам Бог являлся Адаму в раю; в виде человека являлся Он Аврааму и принимал от него поклонение; в виде человека являлся Иакову и боролся с ним; и пророкам Исайи и Дани- илу являлся Бог то в виде Царя, то в образе Ветхого день- ми, в царском одеянии, сидящим на престоле, и Ангелы, ок- ружавшие престол Его, были в образе царских служителей (Быт. 3, 8; 32, 24; Исайи 6,1; Дан. 7,13). Иисус Навин видел Ангела в образе человека, пал лицем своим на землю и по- клонился ему (5,13-14).

«Никто не видел естества Божеского, но одно подобие и образ Того, Который имел явиться на земле».

Таким образом, все покланялись, видя одно подобие и образ имевшего прийти... Итак, ужели я не могу сделать изображения Тому, Который для меня стал видим в естестве плоти? Ужели не могу покланяться и почитать Его, почитая и поклоняясь Его образу? Видел Иисус Навин не естество Ангела, но образ; ибо естество Ангела для очей телесных невидимо, и пал лицем своим на землю и поклонился ему. Тоже сделал и Даниил (8,18), Ангел не Бог, а тварь, служа- щая и предстоящая Богу; посему он и поклонился ему, не как Богу, но как предстоятелю и служителю Божию. Почему же мне не изображать на иконах друзей Христовых, и для Него не поклоняться им, не как богам, но как изображениям дру- зей Божиих? Ибо и Иисус, и Даниил поклонялись являвшим- ся им Ангелам, не как богам: и я поклоняюсь иконе, не как Богу; но чрез поклонение иконам и изображенным на них святым приношу поклонение и честь Богу, и для Бога бла- гоговейно чту и друзей Его («Хр. Чт.», ч. 11, из Слова Иоан. Дамаскина).

Почитание икон, по учению Православной Церкви, выра- жаемое поклонением пред ними, каждением фимиама, воз- жжением свечей и елея, также основано на примере Ветхоз аветной Церкви, в которой бывшие священные изображения почитались точно таким же образом по повелению Са- мого Бога. Мы поклоняемся иконам. Иудеи также поклонялись Ки- воту Завета, служившему образом присутствия Божия; покло- нялись и храму Божию, образу и тени небесного (Евр. 8, 5), в котором на всех стенах находились изображения Херувимов. Так говорится о Моисее и Аароне: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня (Чис. 20, 6); и о Давиде: встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился (2 Цар. 12,20); и о Соломо- не, когда он в новосооруженном храме пред алтарем Гос- поднем молился Богу, - встав на колени и воздев руки к небу (3 Цар. 8, 54). Мы чествуем святые иконы каждением пред ними фими- ама. Это же чествование совершалось и в Церкви Ветхоза- ветной по повелению Бога. На нем (т.е. жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить ща. И когда Аарон за- жигает лампады вечером, он будет курить им (Исх. 30,7-8). Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы (Исх. 10,27). Мы чествуем святые иконы возжжением пред ними све- чей и елея. Возжигались светильники и в Ветхозаветной Церкви. И поставил (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) пред Господом, как повелел Господь Моисею (Исх. 40, 24-25). И сказал Гос-подь Моисею: прикажи сынам Израилевым, чтобы они при- несли тебе елея чистаго, выбитаго для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откро- вения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ста- вить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это веч- ное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда (Лев. 24,1-4; свящ. Н. Успенский).

Об употреблении и почитании св. икон в христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание

Первый образ в христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя.

Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудес- ным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едес- скому царю Авгарю. Потом Евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и Св. Ап. Петра и Павла (Чет. Мин., 16 ав., 18 окт.). О Нерукотворенном Образе Спасителя священ- ное предание рассказывает следующее.

Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известною всем, то надежда выздоровления при-влекала ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Хрис- та, смиренно просил Его письмом, чтобы он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, вос- хочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананиею, которому поручил изобразить на дос- ке Лице Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду болезням. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал Божественное Свое учение.

Желая воспользоваться случаем изобразить Лице Спаси- теля, Анания стал на камне, который несколько возвышал- ся от поверхности земли, и, всматриваясь в Лице Спасителя, старался изобразить оное на доске. Но все усилия живопис- ца были напрасны; черты Лица Христова были неуловимы. Между тем Сердцеведец, видевший пришельца и его напрас- ный труд, приказал представить его к Себе и милостиво бе-седовал с ним о возложенном на него поручении. Среди бе- седы Спаситель потребовал воды, умылся, взял поданный Ему убрус (полотенце), отерся им, и вдруг на этом убрусе отразилось подобие Лица Его, начертался Его образ Неру-котворенный. Господь отдал плат Ананию, сказав: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Авгарь оказывал глубокое благоговение к Образу. Начертав на нем надпись: «Христе Боже, всяк уповая на Тя, не постыдится», - Авгарь прика- зал поставить его в Едессе над городскими воротами с тем. чтобы все проходящие через эти ворота воздавали поклоне- ние Образу. Это повеление соблюдалось при нем, при его сыне и внуке; но один из правнуков, преданный идолопок- лонству, хотел было снять образ и на его место поставить идола. Епископ Едесский, узнав об этом по откровению Во- жию, пришел ночью к воротам, где стоял образ, поставил пред ним зажженную лампаду и закрыл его кирпичом и из- вестью так, что место сделалось вовсе неприметным. Много после того прошло времени, и про икону Спасителя забыли.

В царствование Юстиниана, в 574 году, во время осады Едессы Хозроем Персидским, Епископу Евлавию в видении явилась Богоматерь, напомнила о скрытом Образе и указа-ла самое место, где он сокрыт. По этому указанию Евлавий открыл икону, нашел ее неповрежденною во всех чертах, лампаду не угасшею, а на кирпиче, которым был заложен Образ, другое совершенно точное изображение Первообраза.

Епископ с народом, в чувстве благоговейной радости, со-вершил по городским стенам крестный ход с Нерукотворен- ным Образом, и все персидское воинство обратилось в бегство.

В 944 году Нерукотворенный Образ перенесен в Констан- тинополь, - и это перенесение празднуется Церковью 16 ав- густа (Чет. Мин., 16 авг.).

Об иконах Божией Матери, писанных Евангелистом Лу- кою, известно следующее. Удовлетворяя желание верующих, Евангелист Лука изобразил кистью на доске лик Пресвятые Богородицы, носящей на руках Своих Предвечного Младен- ца; потом написал еще две подобные иконы, и все три при- нес к Самой Владычице Приснодеве Марии. Она, видя изобра- жение Лика Своего на иконах, вспомнила и повторила прежнее свое проречение: «Отныне ублажат Мя вси роди», - и к сему присовокупила: «Благодать родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Скоро это благословение Пречис- тые явило мощную свою силу на самом деле: ибо, по благо- дати Ее, от этих святых икон начали происходить бесчис- ленные чудеса. Одну из них Евангелист Лука в знак апостольского благословения послал к державному Феофи лу в Антиохию, где и была она благочестно почитаема все-ми христианами с достодолжным поклонением.

По прошествии многих лет она была перенесена в Иеру- салим, а в царствование Феодосия младшего - в Констан-тинополь, и поставлена во Влахернском храме. Благочести- вые жители Константинополя, удостоившись увидеть множество чудес от этой Святой Иконы, назвали ее одигит- риею, т.е. путеводительницею (Чет. Мин., 26 июня).

Об употреблении икон в христианской церкви в после- апостольские времена свидетельствуют церковные писате- ли. Так, Тертуллиан, живший между 160-245 гг., в своих со- чинениях говорит об изображении Спасителя на церковных потирах и о почитании изображения Креста. Евсевий Еп. Кесарийский, живший между 267-338 гг., говорит в церков- ной истории, что жена кровоточивая, исцеленная Господом, в благодарность за это исцеление, с позволения Ирода, по-ставила медное изображение Спасителя в г. Панеаде близ своего дома, откуда впоследствии оно перенесено в дом мо- литвы. Он же говорит, что сам видел живописные изображе- ния Спасителя и Св. ап. Петра и Павла, сохранившееся от древних христиан, у которых, следовательно, они были в благоговейном употреблении.

Св. Григорий Богослов (331-389) упоминает об изображени- ях на сводах храма, построенного его родителем в Назианзе.

Св. Григорий, Еп. Нисский (331-400), описывая церковь Св. мучен. Феодора, говорит, что все стены этой церкви были украшены изображениями его страданий вместе с изображе- ниями Спасителя. О подобном украшении храмов, частных домов, площадей и о поклонении пред иконами свидетель- ствуют Св. Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие Све- тильники Церкви IV и V веков (Православ. Догмат. Богосло- вие преосвящ. Макария, т. 5, стр. 142-146; «Христ. Чт.», ч. 30). Седьмой Вселенский Собор (787), после жестокого и продол- жительного гонения от иконоборцев на почитателей икон, навсегда утвердил почитание Св. икон, а не почитающих предал проклятию (свящ. Н. Успенский).


Ответ на этот вопрос прочитали 2725 посетителей

Понравилась статья? Поделитесь ей