Контакты

Изготовить модель солнечной системы интересные работы. Солнечная система своими руками: мастер-класс

Хотите иметь настоящий планетарий у себя дома? Тогда давайте создадим Солнечную систему из пластилина. Тема космоса всегда привлекает детей, как нечто грандиозное и неизведанное. Расскажите им, как устроена Вселенная, что представляет собой Солнечная система, какие объекты в нее входят. Быть может, вы вызовете большой интерес к астрономии у будущих исследователей.

Для того, чтобы создать поделку, необходимо вспомнить, сколько планет входит в Солнечную систему, как они расположены, каковы их размеры и рассмотреть внешний вид на фотографиях. Центральным объектом выступает Солнце, которое координирует вокруг себя все планеты. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон – это 9 общеизвестных планет Солнечной системы.

1. Возьмите лист картона темно-синего или серого цвета, а также цветные брусочки пластилина для создания композиции.

2. Лепку центрального объекта – Солнца начинайте с создания подходящего по цвету материала. Смешайте оранжевый, желтый и белый цвета, но не добивайтесь единого цвета.

3. Полученную массу прикрепите в центр листа и размажьте по кругу пальцами.

4. Для создания планетарных орбит возьмите белый или бежевый пластилин и вытяните мягкие кусочки в тонкие нити.

5. Создайте из нитей 9 колец вокруг Солнца.

6. Меркурий – самую маленькую планету Солнечной системы начинайте лепить из небольших кусочков коричневого, серого и белого цветов. Скатайте из всех составляющих шарик. Затем гвоздиком сделайте кратеры.

7. Венеру сделайте примерно втрое большего размера, чем Меркурий, из коричневого, серого и черного цветов. Рельеф задайте тонкой проволокой.

9. Воинственный Марс создайте из смешанных до красивого мраморного эффекта черного и оранжевого пластилина.

10. Огромный Юпитер издали выглядит полосатым, для его лепки понадобятся коричневые, бежевые и оранжевые полосы.

11. Сатурн несколько похож на Юпитер цветовой гаммой и размером, также не забудьте про знаменитое кольцо, которое опоясывает Сатурн.

12. Для лепки Урана подойдут синие оттенки.

13. Имитация Нептуна – обычный шарик из синего пластилина.

14. Плутон – это еще один карлик, для лепки которого необходимы серые и белые цвета.

15. Когда все планеты будут готовы, выложите их по порядку.

16. Прикрепите космические объекты к своим орбитам.

Итоговый вид поделки.

Вот такая замечательная композиция из пластилина получилась. Если у ребенка появится такое наглядное пособие, выполненное собственноручно, то не понадобится даже учебник по астрономии.

При изучении географии с маленькими детками, очень хорошо использовать какие-либо наглядные пособия в виде моделей, макетов. Особенно, когда эти изучаемые объекты являются чем-то не досягаемым (для кого-то горы, водопады и т.д.), и вообще представляют из себя нечто подобие абстрактного (например, космос), ведь даже у нас, взрослых, порой не укладывается в голове вся эта Вселенная, настолько это непостижимо, гениально….просто «Космос»!)))) Что уж говорить о детях, им, для усвоения подобного материала, для лучшего представления происходящего, очень могут помочь макет или модель, и родителям будет проще объяснить некоторые процессы, нежели на картинке (в книге и на плакате). В магазинах подобные модели стоят очень дорого, в интернете есть довольно много идей по созданию моделей Солнечной Системы своими руками. Но в каждой из них меня что-то не устраивало, то сам механизм, то размеры такого макета, то наглядность.
В итоге, в один момент, я сама придумала то, что мне хотелось, и стоило это удовольствие 0 руб. все необходимое нашлось дома. При всем при этом, смогла проявить свое творчество и учла все свои пожелания. А пожелания у меня, главным образом, были такие:
- наглядность
- размер макета (квартира у нас не большая, поэтому макет должен был быть маленьким)
- планеты должны крутиться вокруг Солнца и Земля вокруг своей оси
- название планет, чтобы малыш смог прочитать это.
Единственное, довольно сложно сделать планеты соразмерно друг другу, поэтому здесь все очень условно, думаю, вы поймете почему. Иначе бы мне пришлось делать маленькие планеты вообще в виде песчинок…
Получилось у нас вот что

Делали с папой совместно, он помог мне выполнить некоторые технические работы.
Если и вам хочется создать нечто подобное, я постараюсь в подробностях описать то, как это делалось и с помощью чего.
Для основания корпуса макета нам понадобится коробка, либо просто хороший крепкий гафрокартон. Я использовала коробку от МсП (комплекты в коробках я не храню, мне это не очень удобно и занимает много места, поэтому они идут в дело, надеюсь, Умница на меня за это не обидятся)))
Основание макета из внутренней части МсП , в которые вставляются карточки, как разделители. Если все то разобрать, то одна из частей выглядит так:


Если у вас нет такой коробки, то при помощи скотча, можно склеить из картона подобное.
Крышка позволяет регулировать угол наклона так, как мне удобно. Это будет низ макета и его задняя часть – опора.
Далее нам нужно вырезать по размеру: а) переднюю стенку (на ней будет прикреплен диск с планетами) б) диск по диаметру передней стенки (на нем будут располагаться планеты и солнце и он будет вращаться) в) боковые стенки (чтобы закрыть дырки по бокам), они будут в виде двух треугольников. Замеряем и вырезаем. Г) лицевая стенка – вывеска с названием макета (это нам закроет дырку (как раз в нее вставлялись карточки) и на ней мы сможем разместить надпись)
Выглядит это так


А если все собрать, то так. Вам будет понятнее, что для чего


В моем случае все части макета были из белого матового картона. Если у вас вдруг такого нет, а есть только глянцевый и цветной (с рисунками как на коробках бывают), то может возникнуть проблема с покраской. Краска плохо ляжет и будет просвечивать рисунок коробки. Нужно будет предварительно обклеить такой картон белой бумагой. И потом уже красить. У меня в дальнейшем на такой картон краска легла прекрасно.
Далее, накидываем примерно как будут располагаться планеты и какими они будут.
Для этого я воспользовалась книгами и изображением планет в них.


Нарисовала кружочки будущих планет на бумаге, подписала. Это пригодится для будущих слепков планет.


По тому же принципу расчертила круг, наметила места планет, орбит.


Красим. Я использовала простую гуашь в 2 слоя.
Лицевую сторону макета покрасила в черный, все остальное в синий цвет, чтобы было не очень мрачно.


После высыхания, зубной щеткой и желтой краской сделала брызги-звезды и кометы.


После высыхания, все по отдельности обклеила скотчем, так надежнее и не пачкается. Добавила золотых пайеток, это тоже звезды. Они на скотче.


Лепим планеты. Заводим соленое тесто. Берем, ранее нарисованные на бумажках планеты и соразмерно им катаем шарики из соленого теста, в два из них, сразу (!) вставляем алюминевую проволоку – в Солнце и в Землю. Складываем ее вдвойне, чтобы из них торчали по два хвостика.


Те планеты, которые без проволоки просто кладем на лист бумаги, рядом с подписанным для них названием (чтобы потом не перепутать кто есть кто), а те что с проволокой, протыкаем лист бумаги проволокой и ставим в стаканчик. Дня 2 так у меня сохло.


Чтобы низ тоже хорошо просох, переворачиваем все, я сложила в коробку из под яиц, чтобы не деформировались и поставила на батарею, еще на 1 день


Когда все высохло. Солнцу и Земле в дырочку, где входит проволока, капаем супер - клей, чтобы планеты в дальнейшем с них не соскочили.
Красим планеты. Использовала гуашь. За образец взяла карточки МнЛ . Смешивала краски, чтобы было похоже. Сушим.


На круглом диске отмечаем центр и при помощи циркуля рисуем орбиты. Каждую орбиту обводим маркером (у меня маркер для подписывания компьютерных дисков. Поверхность уже обклеена скотчем, поэтому простым маркером могло все размазаться, этим же нет).


И тут включился в работу муж. Прикрепляем Землю к намеченной орбите. В дырочку на круглом диске просовываем проволоку и с обратно стороны закрепляем так, чтобы потом планета могла крутиться вокруг своей оси. Соединяем круглый диск и квадратную часть (лицевые) макета. В центре шилом делаем дырочку. Насквозь вставляем Солнце. Оно будет служить стержнем всего вращения (весь этот круглый диск с планетами будет вращаться вокруг Солнца, а Земля, движение пальчиков еще и вокруг своей оси). Закрепляем хорошенько все с обратной стороны.


Заранее напечатала надписи для планет и название макета. Вырезала. Так как макет сам оч маленький, то и надписи маленькие, но Стас их читает без проблем и они не загромождают саму СС.


Приклеиваем все остальные планеты на их орбиты при помощи супер-клея. Надписи на скотч.


После этого, пояс астероидов я сделала в виде бисера. Приклеила на супер - клей (только аккуратно, не переборщить с клеем).
До этого я думала, что не обязательно делать красивой заднюю часть макета и она была не покрашена. Но это не дело. Ее тоже будет видно, поэтому покрасила тоже. Выглядит это так


Теперь можно собирать конструкцию. невидимые, внутренние части крепим на двусторонний скотч, внешние, для крепости, чтобы не развалилось еще в стыкал проклеим прозрачным скотчем.
Так, сначала прикрепляем лицевую часть


Надпись Солнечная система, закрываем дырочку.


Собираем боковые, треугольные части по тому же принципу.


Забыла еще сказать о ручке. Чтобы малышу было удобнее крутить диск, я сделала, выступающую ручку. За нее можно легко браться пальчиками.


И еще, забыла, сделала это потом, покрасила кольца у Сатурна. У Урана и Нептуна не стала их делать, т.к. где то их вообще не рисуют, а где рисуют – они очень тонкие.
Вот и все! Движением руки, крутим диск, и, соответственно, все планеты вокруг Солнца (само Солнце не крутится, стоит на месте, как стержень). Рассказать, как это происходит, о продолжительности года. Об орбитах. Можем пальчиками покрутить Землю вокруг своей оси и рассказать о смене дня и ночи. Посмотреть расположение планет, прочесть их название, об астероидах, что это и где они. Да, и я сделала 9 планет, где то их уже указывают 8. Какие планеты по размеру, по цвету, по составу. То есть, все, что угодно))!
Наглядно, компактно. Все довольны. Ребенок оценил. Нам отлично это помогло в изучении первой темы по географии – астрономии.
А теперь, еще раз, итог, во всех ракурсах.
Сзади


Сбоку


Спереди


И соразмерно со Стасом. Макет очень маленький.


А в этом видео Стас называет планеты на макете))

буду рада, если вам понравится и пригодится. А наш кружок «Очумелые ручки», или «Из отходов в доходы» будет продолжать свою работу. Потом еще что-нибудь смастерим. Всем пока!!!

Время чтения: 7 минут.

Космос манит своими загадками и таинственностью. Попробуем на простых примерах разобраться в сложном устройстве Вселенной. Смастерим с детьми макет Солнечной системы и отправимся в путешествие к далеким звездам.

www.oyuncax.com

В нашей Вселенной очень много звезд и планет. Они находятся далеко друг от друга, но некоторые мы можем увидеть даже невооруженным глазом. Все планеты разные, и только на Земле есть жизнь. Наша Земля вращается вокруг Солнца, а вместе с ней еще семь других планет. У некоторых планет есть спутники. У Земли, например, – Луна.

Запомнить все планеты нашей Солнечной системы поможет простой стишок:

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть -Сатурн,
Семь - Уран,
За ним -Нептун.
Он восьмым идет по счету.

Чтобы этот короткий рассказ нашел отклик в детской душе, предлагаем смастерить наглядный макет Солнечной системы, руководствуясь одной из предложенных идей.

tolko-poleznoe.ru

Вселенная безгранична, но для удобства поместим ее часть в коробку из-под обуви. Космос в коробке сделать несложно, материалы самые простые.

Снимите крышку от обувной коробки. Предложите ребенку покрасить дно и бока «цветом космоса» — темно-синим, черным. Из пластилина или цветного картона сделайте звезды и приклейте к стенкам космической коробки. Самая важная часть работы — слепить все планеты Солнечной системы и само Солнце. Помогите ребенку прикрепить космические объекты на ниточки и зафиксировать на верхней стенке перевернутой коробки.

Пока мастерили, запомнили названия планет, постарались примерно сохранить их размеры относительно друг друга и зафиксировать расположение относительно Солнца и соседей.

fastory.ru

Если ваш малыш из тех, кто любит изучить вопрос досконально, во всех мелких подробностях, озадачьтесь внешним видом планет. Обсудите, почему та или иная планета именно такого цвета, с чем это связано.

www.lassy.ru

Меркурий серый. Поверхность скалистая с крупными кратерами.

www.lassy.ru

Венера желто-белая. Имеет такой цвет из-за плотного слоя облаков из серной кислоты.

www.lassy.ru

Земля светло-голубая. Океаны и атмосфера придают ей такой оттенок, если смотреть на удалении. Приблизившись, можно увидеть коричневые, желтые и зеленые цвета.

www.lassy.ru

Марс красно-оранжевый. Богат оксидами железа, за счет чего почва окрашена в характерный цвет.

www.lassy.ru

Юпитер оранжевый с белыми вкраплениями. Оранжевый — из-за облаков из гидросульфида аммония, белый – облака аммиака. Твердой поверхности на Юпитере нет.

www.lassy.ru

Сатурн светло-желтый. Красные облака покрыты тонкой дымкой белых облаков аммиака, что создает иллюзию светло-желтого цвета. Твердой поверхности нет.

www.lassy.ru

Уран бледно-голубой из-за метановых облаков. Твердой поверхности нет.

www.lassy.ru

Нептун бледно-голубой. Покрыт метановыми облаками (как и Уран), но за счет удаленность от Солнца кажется более темным. Твердой поверхности нет.

www.lassy.ru

Плутон светло-коричневый. Каменистая поверхность, грязная ледяная метановая корка придают ему такой оттенок. Иногда о нем говорят как о 9-ой планете Солнечной системы, но стоит знать, что не так давно его исключили из списка планет и отнесли к карликам. Причины этого астрономы обосновали.

fruktoviysad.ru

Планеты вращаются вокруг Солнца по определенной траектории. Чтобы объяснить это ребенку, сделайте макет на горизонтальной плоскости. Начертите круги и разместите каждую планету на свою «беговую дорожку».

tolko-poleznoe.ru

Показать примерное расстояние от планет до Солнца можно на макете с деревянными шпажками.

spacegid.com

twlwfiv.appspot.com

Наглядно изобразить размеры планет и расстояние до Солнца можно таким образом. Планеты — шерстяные шарики. Солнце — верхушка дерева. Каждая планета на своей «ветке».

mamadelki.ru

dmitrykabalevsky.ru

Вот пример наглядного пособия, которое не только объясняет, как все устроено во Вселенной, но и служит украшением комнаты, отличной декорацией на .

nacekomie.ru

В продаже тоже можно найти стоящие пособия, которые наглядно продемонстрируют «отношения» между планетами Солнечной системы.

nacekomie.ru

Расскажите, какие макеты получились у вас. Ждем рассказов и фотографий в комментариях.

Когда дети начинают изучать концепцию Солнечной системы, осознают тот факт, что все планеты «кружатся» вокруг Солнца, для них этот процесс может оказаться трудным и подавляющим. Однако ребенок может лучше усвоить эти принципы, если сделать наглядное пособие. Конечно, будет лучше и приятнее, если родители со своим сыном или дочкой сделают самостоятельно модели Солнечной системы. Хотя многие мамы и папы не считают это нужным и покупают готовые макеты.

Солнечная система: общие сведения

Планета Земля совершает ежегодно один оборот вокруг центра Солнечной системы - Солнца. Все планеты вращаются вокруг за определенное количество времени. К примеру, Меркурий "обойдет" Солнце за 88 земных суток, а Уран - за 84 земных года. Всего в нашей системе 8 планет: Меркурий, за ним Венера, далее Земля, за ней Марс, за которым Юпитер, затем Сатурн, за ним Уран, далее Нептун. Каждая из них вместе с метеорами, спутниками, кометами, пылевыми или газовыми образованиями является неотъемлемым системы. Планеты, расположившиеся ближе всего к Солнцу, очень твердые из-за постоянной высокой температуры. По мере удаления от звезды температура постепенно понижается.

Особенности некоторых планет

Самой маленькой по является Меркурий. Этот объект галактики разместился ближе всего к Солнцу. Из-за этого атмосфера полностью выжжена. Причем на стороне светлой температура достигает +430°, а на темной - -170°.

Особый интерес вызывает Сатурн с его кольцами. У этой планеты атмосфера трехслойная. Кольца Сатурна состоят из горных пород и льда. На поверхности планеты температура достигает -150°.

Чтобы понять принцип «работы» нашей "микрогалактики", можно сделать модели Солнечной системы одним из способов. Так можно украсить интерьер и сделать отличное наглядное пособие.

Вариант №1. Как выполнить реконструкцию Солнечной системы

Для создания Солнечной системы потребуются:

  • вырезанный из картона круг (диаметр около 30 см);
  • ножницы;
  • простой карандаш;
  • цветная бумага;
  • леска;
  • скотч;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • циркуль.

Шаг 1. В центре картонного круга нужно провести две перпендикулярные линии. Пересечение этих диаметров будет служить точкой закрепления Солнца.

Шаг 2. Воспользовавшись циркулем, родитель или малыш должен начертить 8 кругов разных диаметров, которые послужат орбитами. Нужно учесть, что 4 орбиты должны быть ближе к Солнцу. Затем оставить промежуток для астероидов. Дальше следуют «дома» для остальных планет. После начертания орбит нужно ножницами сделать отверстия в картоне. Одна из дырочек должна быть в центре. Остальные в хаотичном порядке по одному отверстию на каждой орбите.

Шаг 3. Из цветной бумаги подходящего цвета нужно вырезать планеты и Солнце. На каждом вырезанном круге можно написать названия планет.

Шаг 4. С помощью скотча нужно прикрепить леску к объектам. Свободный конец лески клейкой лентой крепится к внешней стороне большого картонного круга. Планеты находятся в такой последовательности, начиная от самой близкорасположенной к Солнцу: первый - Меркурий, вторая - Венера, третья - Земля, четвертый - Марс, пятый - Юпитер, шестой - Сатурн, седьмой - Уран, восьмой - Нептун.

Шаг 5. Длину лески можно отрегулировать по своему вкусу. После закрепления планет нужно подвесить модель Солнечной системы, своими руками сделанную, с помощью соединенных трех кусков лески одинаковой длины с одним более длинным отрезком с кольцом. Модель готова.

Вариант №2. Как выполнить реконструкцию Солнечной системы

Чтобы Солнечной системы, нужно приготовить следующие материалы:

  • большой шар из пенопласта;
  • 9 бамбуковых шпажек;
  • 9 шаров из пенопластмассы;
  • клейкая лента;
  • ножницы или нож;
  • линейка;
  • маркер;
  • краски, булавки, леска;
  • бумага.

Шаг 1. Нарезать полоски клейкой ленты, подписать их названием каждой из планет и Солнца.

Шаг 2. Подготовить 9 бамбуковых шпажек разной длины:

  • I - 2,5 дюйма = 6,35 см;
  • II - 4 дюйма = 10,16 см;
  • III - 5 дюймов = 12,7 см;
  • IV - 6 дюймов = 15,24 см;
  • V - 7 дюймов = 17,78 см;
  • VI - 8 дюймов = 20,32 см;
  • VII - 10 дюймов = 25,04 см;
  • VIII - 11,5 дюймов = 29,21 см;
  • IX - 14 дюймов = 25,56 см.

Шаг 3. Разрисовать подготовленные красками в соответствии с цветом планеты: Солнце (самый большой шар) - желтым, Землю - зеленым и синим, Марс - красным и т.д.. Дождаться полного высыхания краски.

Шаг 4. Наклеить подписанные кусочки клейкой ленты на высохшие шары.

Шаг 5. 2,5 дюймовую шпажку прикрепить к Солнцу, а на другой конец прикрепить Меркурий. Затем таким же образом фиксируются и остальные планеты в верном порядке.

Шаг 6. Можно подвязать созданную систему, прикрепив к модели Солнечной системы булавку и леску.

Ну вот и все. Создать можно различные модели Солнечной системы из многочисленных материалов. Главное, дать волю фантазии и изучить литературу.

Еще одна подобная модель, выполненая из папье-маше.

Несколько примеров собственноручно сделанных моделей Солнечной системы приведены на фотографиях ниже.

Эти изображения показывают, что не нужно быть чтобы сделать наглядную, удобную и просто красивую реконструкцию Солнечной системы.

"Солнечная система " своими руками! July 29th, 2015

Каждый раз, когда наступают каникулы, после того, как я порадуюсь, что не нужно больше вставать спозаранку и собирать детей в школу, а потом мчаться туда, пытаясь не опоздать к началу занятий, я думаю, чем бы таким их занять, чтобы не было мучительно скучно. Конечно, самый простой и дешевый способ это всунуть в руки планшет, а уж там они найдут и мультики, и игры, и прочие развлечения. Но ведь не хочется так, хочется, чтобы развлечения были познавательного и развивающего характера. И тут без выдумки и непосредственного родительского участия не обойтись.

В апреле этого года, когда мы были на каникулах в Москве, компания Space Giraffe предложила протестировать детский творческий набор “Солнечная система” . Я радостно ухватилась за эту возможность, поскольку Аня давно уже вслед за папой Димой проявляет неподдельный интерес к теме космоса и всему, что с ним связано. Ее увлечение настолько сильно, что она уже успела заразить им Леву, который довольно быстро с ее помощью выучил названия всех планет.

В указанный день нам привезли набор в коробке внушительного размера. Дети радостно хлопали в ладоши и прыгали вокруг, пока я распаковывала ее. И были очень удивлены, что внутри ничего такого особенного не оказалось. Набор красок, картон-основа и полушария-заготовки, которым было суждено стать моделями планет. Все остальное - дело рук творца, в чье владение попадает такая коробка, и только от него зависит конечный результат.


Сначала нужно было подготовить основу-картон (60 х 40 см), закрасив всю ее поверхность черным цветом. Аня с готовностью схватилась за это задание и в процессе его выполнения немного порисовала, а потом радостно закрасила свои картинки. Сил завершить начатое у нее не хватило (они закончились через первые 10-15 минут) и докрашивала основу уже я (конечно, самое скучное всегда достается маме). Впрочем, мне даже понравилось))) Довольно приятно красить картон черной краской, это занятие оказало на меня релаксирующее воздействие (а что ее нужно многодетной матери в конце трудового дня?).


Раскрашивать планеты хотелось всем, даже маленькому Мише. Мишу мы аккуратно переключили на другие занятия, и стали делить планеты между Аней и Львом. Наибольший ажиотаж вызвали Солнце и Земля, наименьший - Меркурий и Марс (потому что совсем уж маленькие). Чуть было не случилась драка, в общем, красили Солнце попеременно))))


Пока модели планет подсыхали, Аня занялась нанесением на черный фон-основу орбит для планет при помощи белого мелка, а я зачитывала им о планетах, которые мы готовились размещать на основе, чтобы создать модель Солнечной системы, как только они будут готовы.


Например, о том, что время на разных планетах течет по-разному. Один день на Меркурии составляет 58 земных дней! А масса Солнца составляет 99% массы всей Солнечной системы. А еще то, что на Луне человек весит в 6 раз меньше, чем на Земле, из-за меньшей силы гравитации, и о том, что Сатурн - не единственная планета с кольцами из камней, льда и других частиц. Похожие кольца существуют и вокруг Юпитера, Урана и Нептуна, но только у Сатурна мы можем увидеть их с Земли.

Учитывая последний факт, мы решили не делать “кольца” ни к одной из планет (почему-то мы единогласно решили, что наша модель Солнечной системы в таком виде будет выглядеть гораздо гармоничнее).

Вот, что у нас в итоге получилось:


Выглядит модель Солнечной системы довольно впечатляюще. Яркая, познавательная, наглядная! А, главное, созданная своими руками)

Когда домой вернулся Д., Аня и Лев с гордостью демонстрировали ему плод своего труда. Улыбку папы Димы я заснять не успела, но, поверьте, он был счастлив!)))


Марина Столярова

“Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников.

Цель : создать макет Солнечной системы и на его примере показать, что Солнечная система - это система планет , в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце . Вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет.

Материал : клей канцелярский, ножницы, нитки для шитья разных цветов, воздушные шары, фольга, обруч, бросовый материал (коробочки бумажные, пластмассовые) .

1. Приготовить необходимый материал. Надуть воздушные шары разного размера в соответствии с необходимым размером солнечной системы (планеты, Солнце ) .


2. Вздеть в иголку нитку и пропустить ее через клей.

3. Каждый шар обмотать нитками и дать засохнуть клею.

4. После того как подсохнет клей, удалить воздушный шар из ниток, предварительно развязав его или лопнув.

5. Для планеты Сатурн из фольги или бумаги вырезать кольцо и приклеить в будущей планете.

6. На обруч намотать нити.

7. Из фольги вырезать звезды и кометы.

8. Из бросового материала изготовить корабль.

9. Все планеты, звезды и кометы развесить в соответствии с расположением планет Солнечной системы . Названия подписать.

10. Макет Солнечной системы готов .

Публикации по теме:

"Планеты солнечной системы" для оформления группы к тематической неделе "Космос". Мастер-класс. Как и во многих других садах у нас прошла.

Здравствуйте дорогие коллеги! хочу показать вам мой макет "Планеты солнечной системы". Ведь скоро 12 апреля -день Космонавтики, а тема.

В преддверии Дня Космонавтики, я изготовила информативное наглядное пособие для пополнения материалов развивающей среды в детском саду.

Хочу представить вашему вниманию модель «Планеты Солнечной системы» своими руками. Космос очень велик. Кроме нашей Земли, существуют и другие.

По порядку все планеты назовет любой из нас. Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь.

Хочу представить вам макет «Планеты Солнечной системы» своими руками. Итак, для космического пространства нам понадобится: Рамка 30*50.

В преддверии юбилея дня космонавтики предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета "Планеты солнечной системы".Делайте вместе.

Актуальность темы исследования

Мы – жители планеты Земля. Планета Земля обогревается и освещается Солнцем. Кроме планеты Земля есть и другие планеты, которые входят в состав Солнечной системы. Все они представляют собой единый живой организм, который имеет свои законы и множество загадок. На уроке окружающего мира при изучении темы «Планеты», для того, чтобы лучше запомнить названия планетучитель предложил нам игру «Парад планет». Каждому участнику предлагалось взять модель своей планеты и занять свое место. Это помогло лучше запомнить названия планет. Но некоторые ребята продолжали путаться в названиях и месторасположении планет. И тогда я подумал, что если бы у учителя на столе стояла модель Солнечной системы, то ребята лучше бы усвоили и названия планет, и их расположение в космическом пространстве по мере удаления от Солнца. У меня возникла идея, попытаться сделать макет солнечной системы, тем более, что модели самих планет у нас уже были, чтобы и другие ребята легко запомнили учебный материал. Таким образом определилась проблема исследования.

Проблема исследования

Трудности, возникающие при усвоении и закреплении учебного материала.

Гипотеза.

Демонстрационный материал значительно повышает усвоение материала по изученной теме.

Предмет и объект исследования:

Предмет исследования – планеты Солнечной системы

Объект исследования – материалы и документы о Слнечной системе, существующие модели Солнечной

Цель:

Доказать эффективность влияния демонстрационного материала – модели Солнечной системы - на усвоение учебного материала учащимися.

Задачи:

Изучить информацию о Солнечной системе в глобальной сети.

Изготовить макет Солнечной системы.

Методы исследования:

    Анкетирование.

    Анализ полученной информации. Составление диаграмм исследования.

Глава 1. Общие сведения о планетах Солнечной системы.

1.1. Строение Солнечной системы.

С начала времен людей интересовало происхождение Земли, Солнца, звезд и планет. На протяжении веков люди обожествляли Солнце, Луну, планеты. Однако изучать небо они стали только примерно 5000 лет назад. Раньше думали, что Земля - неподвижный центр Вселенной, вокруг которого движутся планеты. Общая структура Солнечной системы была раскрыта в середине 16 в. Н. Коперником, который обосновал представление о движении планет вокруг Солнца. Такая модель Солнечной системы получила название гелиоцентрической. В 17 веке. И. Кеплер открыл законы движения планет, а И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Изучение физических характеристик космических тел , входящих в состав Солнечной системы, стало возможным только после изобретения Г. Галилеем в 1609 году телескопа . Так, наблюдая солнечные пятна, Галилей впервые обнаружил вращение Солнца вокруг своей оси.

В двадцатом столетии, когда человек полетел в космос, был совершен прорыв в изучении Солнечной системы . Современное представление о ней таково. Солнечная система включает в себя центральную звезду – Солнце, восемь вращающихся вокруг него планет и их спутники, множество малых планет, комет, метеоритов, межпланетную среду. Все планеты движутся вокруг Солнца против часовой стрелки и все кроме Венеры и Урана в том же направлении вокруг собственной оси.

Планеты вращаются по почти круговым орбитам в пределах почти плоского диска. Четыре меньшие по размеру и расположенные ближе к Солнцу называют внутренними планетами или планетами Земной группы. Эти планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс) состоят из металлов и горных пород . Поэтому их еще называют скалистыми.

Внешние, наиболее массивные планеты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) состоят в основном из гелия и водорода. Их называют газовыми гигантами.

Планеты Земной группы отделены от планет группы Юпитера поясом астероидов. Он располагается сразу за Марсом, вращается вокруг Солнца в том же направлении и содержит тысячи малых планет. Астероиды этого пояса представляют собой бесформенные глыбы размером от нескольких десятков километров до1000 км. По составу они схожи с планетами Земной группы. Самая крупная из этих малых планет – Церера(размер -1000 км.). За газовыми гигантами находится второе кольцо астероидов отделяющее Солнечную от других звездных систем (Пояс Койпера) . Оно содержит объекты состоящие из замерзшей воды, аммиака, метана. Самые интересные и крупные – Плутон , , , , и Эрида. Вот так, в общих чертах можно описать строение Солнечной системы.

    1. Планеты Солнечной системы.

За исключением Земли, все планеты Солнечной системы названы в честь древних богов. Пять видимых невооруженным глазом планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и) наблюдались людьми на протяжении всей человеческой истории, и в разных культурах их называли по-разному. Сегодняшние имена этих 5 планет пришли к нам из римской культуры. Римляне дали имена этим планетам опираясь на их движение и внешний вид.

Меркурий

Меркурий, самую близкую к Солнцу планету, начали наблюдать еще в 14 веке до нашей эры. Различные культуры, в разные периоды времени давали различные имена этой планете. Изначально планета была известна как Нинури, позднее ее стали называть Набу. В Древней Греции в разное время планета носила названия Стилбон, Гермаон и Аполлон. То название, под которым мы знаем планету сегодня, пришло от римлян, и связано с тем, что Меркурий быстрее других планет перемещается по небу. Меркурий - это быстроногий римский бог торговли.



Венера

Венера, являясь самой яркой на небе планетой, получила свое название в честь римской богини любви и красоты. К сведению, это единственная планета в Солнечной системе, которую назвали в честь женского божества. Поскольку на земном небе она – третий по яркости объект, то известна с древних времен.



Марс


арс, четвертая от Солнца планета, назван в честь древнеримского бога войны. Причина выбора такого имени очевидна – красный цвет планеты. Однако не все знают, что изначально Марс был богом плодородия, и лишь позднее стал олицетворяться с греческим богом войны Аресом. Из-за близости к Земле Марс чаще других планет упоминается в старинных свитках.

Сатурн


атурн, вторая по величине планета Солнечной системы, получил свое название в честь очень почитаемого среди римлян бога земледелия. По легенде, этот бог научил людей строить дома, выращивать растения и обрабатывать землю. Почему за небесным телом закрепилось именно это имя – непонятно, но, из-за активных войн римлян, название распространилось по Европе и Азии и стало общепринятым.

Юпитер

Юпитер , как и другие планеты, имел множество имен в различных культурах: "Мулу-баббар" в месопотамской культуре, "Суй-Син" в китайской, "Звезда Зевса" в греческой. Окончательное название самая большая планета Солнечной системы получила в честь верховного бога Юпитера, бога неба и света.


Все эти римские названия были приняты в европейских языках и культуре, а в последующем стали стандартами в науке. Оставшиеся три планеты: Уран, Нептун и теперь уже карликовая планета Плутон, в связи со своей удаленностью от Земли, были обнаружены значительно позже, поэтому имена им дали уже не римляне.

Уран и Нептун

Когда Уран и были обнаружены, было рассмотрено и использовалось несколько имен для каждой планеты, пока одно не стало стандартом. Уильям Гершель, открывший Уран, хотел назвать его в честь короля Георга III. Другие астрономы называли ее "Гершель" в честь открывателя. Астроном Иоган Боде предложил, что было бы целесообразнее использовать мифологическое имя Уран, которое гармонично впишется с пятью планетами, назваными в древности. Однако, несмотря на предложение, название Уран широко не использовалось до 1850 года.


Существование планеты Нептун было предсказано двумя астрономами (Джон Коуч Адамс и Урбен Жан Иосиф Леверье). Когда планета была обнаружена с помощью телескопов возник спор о том, кто должен назвать планету. Леверье хотел назвать планету в честь себя. Однако, было предложено название Нептун, которое стало стандартом, используемым учеными.

Земля

Земля – единственная планета названная не в честь древнеримских богов. В науке за нашей планетой закрепилось несколько названий. Название «Земля» (E arth ), происходящее от «грунт, почва», впервые обнаружено в английских текстах в начале 15в.. В латинском языке Земля произносится, как Terra(почва). Используется также имя Tellus. Русское название произошло от праславянского корня ЗЕМ – что означает «низ». Скорее всего, люди назвали свою планету, место своего обитания, по аналогии с почвой находящейся у них под ногами.



Кто же теперь отвечает за названия новых планет? С момента организации в 1919 году Международного астрономического союза (МАС), он отвечает за названия всех небесных объектов. Когда астроном открывает новый объект, он может подать заявление в МАС, а МАС в свою очередь подтвердит его или предложит свое имя.

Глава 2. Изготовление модели Солнечной системы.

    1. Анализ существующих макетов и конструкций Солнечной системы и выбор конструкции для модели.

Ежегодно миллионы школьников на уроках и в кружках изучают Солнечную систему. И, наверное, ребята не раз уже изготавливали макеты и модели Солнечной системы. Прежде чем определиться с конструкцией своей модели, я решил посмотреть что уже сделано в этом направлении. Проштудировав литературу и некоторые интернет-ресурсы, я нашел несколько видов моделей Солнечной системы изготовленных школьниками.

Плоская неподвижная модель.

Из картона или ДВП вырезается круг d-50-80см. На нем циркулем наносятся круговые орбиты восьми планет. На орбитах крепятся кружки из картона или пенопласта, изображающие планеты. Модель можно рассматривать на столе, можно повесить под потолок.


Трехмерная потолочная модель.

На леске прикрепленной к потолку повешено несколько проволочных коромысел. По краям коромысел на леске же прикреплены шарики - планеты.

Трехмерная неподвижная модель.

Солнце и планеты в этой модели выполнены из пенопласта. Планеты крепятся к Солнцу с помощью бамбуковых шпажек разной длины. Есть варианты модели – планеты и Солнце сделаны из пластилина, из папапье-маше.

Настольная трехмерная модель.

На подставке установлена стойка – винт с гайками. Планеты (шары от погремушек) с помощью проволок разной длины прикреплены к стойке.


Все эти модели интересны и заслуживают внимания, но также они имеют много недостатков. Основной – неподвижность элементов модели. А, ведь реальная система все время находится в движении – каждая из планет вращается вокруг Солнца по своей орбите и со своей скоростью. Например – Меркурий обходит Солнце за 88 земных суток, а Уран за 84 земных года. Да и ребятам, изучающим Солнечную систему, хотелось бы потрогать модель, повращать планеты вокруг Солнца.

Наиболее интересной мне показалась модель сделанная в промышленных условиях.


Я решил эту конструкцию взять за основу. Однако, мне показалось, что для такого размера планет. механизм их крепления довольно громоздкий. Он будет отвлекать внимание учеников от самих планет. Для своей модели я решил взять планеты большего размера, а механизм вращения более легкий. Конечно, без помощи взрослых мне с этой задачей не справиться. Поэтому помощником в изготовлении модели стал мой дедушка, Бакшаев А.В., а руководителем и научным консультантом – классный руководитель Рыкованова Г.В..

    1. Изготовление модели Солнечной системы.

2.2.1. Материалы и комплектующие для изготовления модели Солнечной системы.

Для изготовления модели Солнечной системы требуются следующие материалы и комплектующие изделия:

    Корпус старого потолочного светильника.

    Набор пластиковых шаров разного размера, изображающих планеты. Солнечной системы.

    Шарообразный плафон от настенного светильника.

    Отрезок полипропиленовой водопроводной трубы.

    Десяток тонких жестяных трубок.

    Медная проволока в оплетке,толщиной 1,5мм.

    Электрический шнур с электровилкой.

    Электрическая лампочка.

    Клей эпоксидный.

    Краска (цвет – желтый и серебро).


2.2.2. Этапы работы над моделью.

Э
тап 1. Берем основу старого потолочного светильника и с помощью гаечного ключа отсоединяем от основания стойки с патронами для ламп и креплениями плафонов. Самую длинную стойку (в заводском комплекте) устанавливаем в центре основания и получаем основу модели (подставка и стойка, на которой крепится макет Солнца). Основу красим в серебристый цвет.

Этап2. Шарообразный плафон от настенного светильника рашпилем подгоняем под крепление на стойке. Красим шар в желтый цвет.


Этап 3. На приготовленном куске полипропиленовой трубы отмечаем восемь отрезков по 2 см. длиной. По центру каждого отрезка сверлим отверстия. Затем с помощью трубореза разрезаем трубу с готовыми отверстиями на втулки. Исходя из размеров имеющихся макетов планет,определяем длины штанг для каждой планеты и изготавливаем их из жестянных трубок. Конец штанги вставляем в отверстие во втулке и закрепляем эпоксидным клеем. Эту операцию производим для всех восьми втулок.Если втулки надеть на центральную стойку получим механизм вращения штанг.

Этап 4. Из медного провода в пхв оплетке делаем стойки для установки макетов планет. Один конец стойки пропускаем в предварительно просверленные отверстия в макете планеты, а другой согнув под прямым углом вставляем в свободный конец штанги и закрепляем эпоксидным клеем.

Этап 5. Штанги в сборе (со втулками,стойками и макетами планет) надеваем на центральную стойку поочередно, в порядке расположения планет относительно Солнца.


Стойку устанавливаем на основание, к проводам в стойке присоединяем электрический шнур с выключателем и электрической вилкой.

В патрон вкручиваем лампу и надеваем плафон-Солнце. Модель готова.

    1. Анализ влияния демонстрационного материала (модели Солнечной системы) на усвоение учебного материала учащимися.

Для определения влияния демонстрационного материала на усвоение учебного материала мы использовали метод анкетирования. Анкетирование проводилось в 2 этапа. В анкетирование приняли участие – 26 человек, возраст опрашиваемых – 8-9 лет.

На первом этапе опрос проводился среди учащихся после изучения учебного материала без использования демонстрационной модели Солнечной системы. Учащимся было предложено ответить на 7 вопросов по теме «Планеты Солнечной системы»:

4. Какие планеты называют "скалистыми" или планетами земной группы?

На втором этапе учащимся было предложено ответить на те же самые вопросы, но после изучения демонстрационной модели Солнечной системы.

Результаты проведенных опросов приведены в Приложении 1. Для сравнения результатов двух проведенных опросов мы составили сводные диаграммы, см. диаграммы 1-7.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Сравнение результатов 2-х опросов

3. Какая планета исключена из списка планет Солнечной системы?

Диаграмма 4

Сравнение результатов 2-х опросов

    Какие планеты называют "скалистыми" или планетами земной группы?

Диаграмма 5

Сравнение результатов 2-х опросов

6. Какие планеты называют газовыми гигантами?

Диаграмма 6

Сравнение результатов 2-х опросов

противоположную от других планет?

Диаграмма 7

Сравнение результатов 2-х опросов

7. Что такое пояс астероидов?

Как мы видим из сравнительных диаграмм, см. диаграммы 1-7, показатели усвоения учебного материала учащимися с использованием демонстрационного материала – модели Солнечной системы – значительно улучшились. На основании этого можно сделать вывод, что демонстративный материал благотворно влияет как на усвоение, так и на закрепление пройденных тем.

Заключение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    Демонстрационный материал, в данном случае модель Солнечной системы, оказывает положительное влияние на качество усвоения учебного материала учащимися. Это отражено в сравнительных диаграммах.

    Задача проекта выполнена – создана модель Солнечной системы.

    Создание модели вызвало большой интерес учащихся класса к изучаемому предмету. Моими одноклассниками были подготовлены презентации:

    Парад планет. – Нефёдов Семен

    Скалистые планеты.- Кувандиков Шамиль

    Астероиды. Пояс астероидов. – Шелестюк Георгий

Учащиеся класса поработали с моделью Солнечной системы и расширили свои представления о планетах Солнечной системы. Гипотеза проекта подтвердилась - демонстрационный и материал действительно улучшает качество изучаемого материала.

Список использованной литературы

Анализируя существующие модели Солнечной системы, свой выбор я остановил на промышленной модели Солнечной системы, поэтому последующим этапом в определении конструкции модели был анализ подобных моделей выполненных в домашних условиях. Наиболее приближенной оказалась модель, представленная на сайте , её я взял за основу. Тем более, что одному мне с такой задачей было бы не справиться, а мой дедушка – Бакшаев В.А. – по профессии инженер. Он одобрил мой выбор и стал руководителем в практической части моего проекта. org интерактивная карта звездного неба

Приложение 1

Результаты анкетирования среди учащихся

1 ОПРОС

Приложение 2.

Что я знаю о Солнечной системе?

1. Сколько планет Солнечной системы?

2. Назовите все планеты Солнечной системы.

3. Какая планета исключена из списка планет Солнечной системы?

4. Какие планеты называют "скалистыми" или планетами земной

5. Какие планеты называют газовыми гигантами?

6. Какая планета вращается вокруг Солнца в сторону

противоположную от других планет?

7. Что такое пояс астероидов?

Подпишитесь на новости

Понравилась статья? Поделитесь ей