Контакты

Тема войны в изобразительном искусстве презентация. Презентация для классного руководителя на тему "искусство в годы великой отечественной войны"

Cлайд 2

Великая отечественная война явилась суровым испытанием для народа нашей страны. С первых дней его героической борьбы против фашистских захватчиков наши художники полностью отдали себя и своё творчество во делу борьбы против врага. Многие из них вместе с армией прошли от Бреста до Москвы и берегов Волги и обратно от Москвы до Берлина, Праги, Белграда. Активной была деятельность советских художников, вместе со всем народом вставших на защиту Отечества: выезды на фронт, сотрудничество во фронтовых газетах, редакциях, участие в выставках антивоенной направленности.

Cлайд 3

Агитационно-массовое искусство. Плакат На первое место в годы Отечественной войны выходит агитационно-массовое искусство, плакат, карикатура и графика, имевшие огромное распространение на фронтах и в тылу. Кукрыниксы Плакат, посвященный нападению Германии на СССР. 24 июня 1941г.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Фронтовые зарисовки. На самых трудных участках Отечественной войны находились советские художники, выпускавшие плакаты, оформлявшие листовки и фронтовые газеты, делавшие большое количество зарисовок. Всё это и сегодня представляет большую художественную, культурную, историческую ценность. Художники внимательно всматривались в тяжелые будни жизни на фронте, в тылу, в партизанских лесах, подмечая скромный, не бросающийся в глаза подвиг выносливости, жизнестойкости, человечности Пахомов А. «На Неву за водой»

Cлайд 8

Cлайд 9

Герой боев за Берлин Трайдуков. Климашин. В. С. 1945 «Ласковые руки» Климашин. В. С.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Щербаков Б. Портрет лейтенанта С. Н. Танюшина. 1943 Лукомский А. Гвардии майор Морозов. 1943

Cлайд 13

Пименов Ю. «У решетки» 1942 Пименов Ю. «Сбитый фашистский самолет. Северо-Западный фронт.» 1943

Cлайд 14

Cлайд 15

Монументальные произведения Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много художественных выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Работы свидетельствовали о стремления мастеров искусства поставить своё творчество на службу защиты Родины. Многие произведения, сделанные в годы ВОВ заняли почётное место в истории советского искусства. Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»: в домах с пустыми глазницами окон, словно застывших в тревожном ожидании, в жестоком колючем ритме противотанковых надолб, в мчащемся по опустевшим улицам грузовике удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942) воспринимается и ныне как воплощение героизма Советской Армии в Отечественной войне: в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ. Герасимов в этой картине добился чрезвычайно высокого уровня художественного мастерства. Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа. В картине А. Пластова «Фашист пролетел»(1942) с большой силой отразилось обострённоё чувство преданности Родине, беспредельная любовь к её природе и людям, ненависть к врагу и войне. Резким диссонансом к мирной мягкой природе звучит тема войны и смерти.

Слайд 1

Живопись Великой отечественной войны
Я написал свой вариант в к написал свой вариант в коммены

Слайд 2

Ранним утром 22июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей родиной. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

Слайд 3

Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.

Слайд 4

«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.
Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве.

Слайд 5

Сталинградская битва
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 г. был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. Значение Сталинградской битвы, ее влияние на ход не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны в целом неоценимо. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек.

Слайд 6

Раненые солдаты Вермахта в окопе изображены на картине немецкого художника Франца Айххорста- «Воспоминания о Сталинграде».

Слайд 7

«Сталинградская Мадонна» была написана немецким военным врачом Куртом Рейбером в рождественскую ночь с 24на 25 декабря 1942 года на куске советской географической карты. К этому моменту немецко-фашистские войска под командованием генерала Паулюса были уже окончательно окружены в сталинградском «котле» частями Красной Армии и несли большие потери, усугубляемые суровым зимними условиями.
На листе изображена сидящая женщина прижимающая к себе и укрывающая своим широким платом младенца Иисуса Христа. Голова матери склонена к головке ребёнка, глаза закрыты. Правая рука Девы Марии оберегающим жестом прижимает к груди младенца, левая скрыта платком. Вокруг фигур надписи на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» - «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград»

Слайд 8

Фронтовые рисунки могут поведать о войне то, что не написано в приказах и донесениях. Полные искренних чувств и наблюдательности, работы военных художников вполне сравнимы с лучшими литературными очерками фронтовых писателей и корреспондентов, которые записывали первые, наиболее яркие впечатления. Наброски, сделанные в перерывах между боями, публиковались в армейских газетах, отсылались домой, где бережно хранились в семейных альбомах как самые дорогие реликвии. Сегодня они позволяют заглянуть в духовный мир защитников Сталинграда.

Слайд 9

Опрос проведённый на самой популярной сети показал предпочтения 70-ти человек

  • Рабочий день детей, стоявших у станка длился по 12 часов и сопровождался тяжёлым трудом, от которого немела спина, не слушались руки, смыкались от усталости веки.
100 млн. гимнастёрок
  • 100 млн. гимнастёрок
  • 35 млн.шинелей
  • 64 млн. пар обуви
Будет холодно – перетерпим
  • Будет холодно – перетерпим
  • Будет голодно – туже затянем ремни
  • Будет трудно – выдержим
  • Выдержим и победим!
2 страничка
  • Город – крепость,
  • город – герой,
  • в который так и не вошли завоеватели.
  • 900 дней Мужества, Воли, Силы Духа…
  • А.Ф.Пахомов «На Неву за водой»
Родилась в Петербурге. Умерла в Ленинграде. Закончив филфак ЛГУ, работала в комсомольских газетах. Берггольц стала радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. Бессмертные слова: "Никто не забыт, ничто не забыто", сказаны Ольгой Берггольц.
  • Родилась в Петербурге. Умерла в Ленинграде. Закончив филфак ЛГУ, работала в комсомольских газетах. Берггольц стала радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. Бессмертные слова: "Никто не забыт, ничто не забыто", сказаны Ольгой Берггольц.
  • Боим С.С. Вода с Невы.
  • Серия «Ленинград в блокаде». 1942.
  • А. Пахомов. «На постах». Литография. 1942.
  • Боим С.С.
  • Артобстрел на площади Труда.
  • А. Пахомов.
  • «Пленные немцы в Ленинграде»
  • И. Масленникова
  • «Ленинград в блокаде» 1941 г.
3 страничка
  • О красках войны…
  • Ир. Тоидзе (1941г.)
  • 24 июня 1941год.
  • 1941 год
  • 1941 год
Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, вскрывали истинное лицо фашизма. Они были злободневны, исполнены оптимизма, глубоко созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы остросатирического характера, беспощадно бичующие врага, развеивающие миф о его непобедимости. Художникам нередко приходили письма. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»
  • Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, вскрывали истинное лицо фашизма. Они были злободневны, исполнены оптимизма, глубоко созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы остросатирического характера, беспощадно бичующие врага, развеивающие миф о его непобедимости. Художникам нередко приходили письма. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»
  • Маврина
4 страничка
  • Строка, оборванная пулей.
Родился 21 января 1919 года в г. Иркутске. Уже в школе он пробует писать стихи. Затем поступает на физико-математический факультет Иркутского института, но писать не бросает. Он мог стать физиком, математиком, поэтом.
  • Родился 21 января 1919 года в г. Иркутске. Уже в школе он пробует писать стихи. Затем поступает на физико-математический факультет Иркутского института, но писать не бросает. Он мог стать физиком, математиком, поэтом.
  • Но уже от моря до моря гремит невиданная в истории битва с фашизмом – началась Отечественная война, и юноша, не колеблясь, становится солдатом.
  • Он погиб в возрасте 24 –х лет.
С первых дней Великой Отечественной войны в ответ на заявление с просьбой об отправке на фронт был направлен в редакцию газеты 12-ой армии Юго-Западного направления; пользовался большой популярностью в воинской среде. Первым из писателей был награждён орденом Красного Знамени; погиб в 1942 в районе Харькова, пробиваясь из окружения.
  • С первых дней Великой Отечественной войны в ответ на заявление с просьбой об отправке на фронт был направлен в редакцию газеты 12-ой армии Юго-Западного направления; пользовался большой популярностью в воинской среде. Первым из писателей был награждён орденом Красного Знамени; погиб в 1942 в районе Харькова, пробиваясь из окружения.
  • Военный корреспондент Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944 году.
  • Лейтенант Павел Коган, 23 сентября 1942года, получил приказ пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника... Фашистская пуля попала ему в грудь.
  • Талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана, Михаил Кульчицкий. Погиб в январе 1943 года под стенами Сталинграда.
  • Гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову.
5 страничка
  • «А песня ходит на войну…»
  • «Бьётся в тесной печурке огонь»
6 страничка
  • « Никто не забыт, ничто не забыто»
  • Обелиск около деревни Журково. Этот обелиск единственное упоминание о деревни Барсуки, уничтоженной вместе с жителями 8 марта 1943 года.
  • В центре села Миритиницы находится мемориальный комплекс, который состоит из памятника, стелы,мемориальных надгробных плит, поклонного креста. Скульптор памятника Крушинин Александр Петрович.
Наши ветераны. Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
  • Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
  • 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
  • 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

Искусство в годы Великой Отечественной войны

Глинчикова Екатерина Андреевна

Бушина Анна Александровна

Руководитель проекта: обществознания

Копенко Ольга Николаевна

МОУ «Гимназия № 1 г.Железногорска Курской обл.


Актуальность темы

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжесть и кровопролитие нанесло огромный отпечаток в сознании людей, и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Огромную роль сыграла художественная культура и музыка для людей, сражавшихся за честь и свободу Родины.


Цель: ознакомиться с русским

искусством в годы войны.

Задачи: рассмотреть художественные

работы, скульптуры

и музыкальное творчество

военного времени

проанализировать значимость

русского искусства.


С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом.

Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.

В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских.


Первое место в графике военных лет

занимал плакат.

На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»


Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовёт».

Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей.


На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката.

B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943).


Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат

Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944)

Призывом к мщению звучал плакат В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942)





Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить. Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.

Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист

М. И. Авилов.


Скульптура

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие

не только живописцы, но и мастера скульптуры.

Отечественная война поставила перед ними

чрезвычайно сложную и благородную

задачу - увековечить для потомства

образы защитников советской страны,

героев фронта и тыла, отважных партизан.

Поэтому одним из ведущих жанров

скульптуры стал портрет, в котором

раскрывались лучшие

качества советских людей, их духовное

благородство и мужество.

Одна из наиболее удачных работ Вучетича - бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского (1945).


Монументальная живопись, конечно, имела немного возможностей в годы войны. Но даже и в это время тяжелейших испытаний искусство «вечных материалов», фрески и мозаики, продолжало свое существование и развитие.

Среди этих работ выделяется необычайностью композиции образ Н.Ф. Гастелло белорусского скульптора

А. Бембеля (бронза, 1943)


МУЗЫКА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню. Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым на стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача.

Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла.



Славную судьбу имели некоторые песни .

Песня «Шумел сурово брянский лес» была создана композитором С. А. Кацем на стихи А. В. Софронова по просьбе брянских партизан. Вскоре ее запела вся страна.

Сегодня ее мелодия звучит в Брянске на площади Партизан у Памятника вечной славы павшим в боях за освобождение Брянска и Вечного огня.

Почти легендарную популярность обрела «Катюша». Написанная еще в мирное время, она в годы войны пелась повсюду, на ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу.

После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы. Ее знают во всех странах и поют на разных языках.


Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство. 473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны.

Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки.



Артисты понимали ответственность своей миссии.

В холодные дни, в суровых условиях фронта

они выступали в концертных костюмах,

в лучшей артистической форме,

стремясь хоть на короткое

время создать для солдат

атмосферу праздника.

«Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поет...»


Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла. Когда в глубь страны были эвакуированы многие театры и исполнительские коллективы Москвы, Ленинграда и городов, временно оккупированных врагом, центром музыкальной жизни в них стало радио.

А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой,

С. Я. Лемешева, игру пианистов М. В. Юдиной,

С. Т. Рихтера, многих других известных

и любимых артистов.

Первого Мая 1942 г. под жестоким обстрелом

оркестр исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского».

Ленинградцам были показаны 81 опера и 55 балетов.


В заключении, анализируя свой рассказ, хотелось бы отметить, что советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры. Не случайно один из американских журналистов назвал Советский Союз «великой надеждой человечества». Интерес к советскому искусству был необычайно велик во всем прогрессивном мире.

В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.

К сожалению не было возможности сооружать памятники. Но именно в дни войны у многих скульпторов рождаются новые замыслы и проекты.


Подлинным триумфом ознаменовалось на Западе исполнение «Ленинградской симфонии»

«Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа, - непобедима» - так выразил свои впечатления от симфонии один из американских критиков. В этих словах - признание нравственной силы советского народа, советской музыки.


Понравилась статья? Поделитесь ей