Контакты

Закон о рекламных вывесках. Правила размещения табличек с названием организаций

Постановление «О размещении информационных конструкций в городе Москве» № 902-ПП

В целях упорядочения размещения информационных конструкций в городе Москве Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (приложение 1).

1.2. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование дизайн-проекта размещения вывески" (приложение 2).

2. Установить, что:

2.1. Вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (далее - Правила размещения информационных конструкций), в следующие сроки (за исключением случаев, указанных в пункте 2.2 настоящего постановления):

2.1.1. В срок до 1 мая 2014 г. - вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на территории города Москвы в пределах внешних границ Садового кольца.

2.1.2. В срок до 1 января 2015 г. - вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на территории города Москвы в пределах внешних границ Третьего транспортного кольца.

2.1.3. В срок до 1 июля 2016 г. - вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на иной территории города Москвы.

2.2. В срок не позднее 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы утверждает Программу разработки в 2014 году Архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы (далее - Архитектурно-художественные концепции), на которых вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, размещаются в соответствии с требованиями данных Архитектурно-художественных концепций.

Программа разработки Архитектурно-художественных концепций включает перечень улиц, магистралей и территорий города Москвы, на которые разрабатываются указанные концепции, а также сроки их разработки и утверждения. Вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений улиц, магистралей и территорий города Москвы, в отношении которых утверждены Архитектурно-художественные концепции, подлежат приведению в соответствие с требованиями соответствующих Архитектурно-художественных концепций в течение двух месяцев со дня их утверждения. За один месяц до дня истечения срока, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, Объединение административно-технических инспекций города Москвы выявляет вывески, не соответствующие требованиям Архитектурно-художественных концепций, и выносит предписания о приведении их в соответствие с требованиями Архитектурно-художественных концепций с указанием последствий невыполнения предписаний в виде принудительного демонтажа данных вывесок.

2.3. В случае неприведения вывесок в соответствие с требованиями Правил размещения информационных конструкций или Архитектурно-художественных концепций в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего постановления, такие вывески подлежат принудительному демонтажу в порядке, установленном настоящим постановлением.

2.4.1. Вывески, размещенные на день вступления в силу настоящего постановления в рамках реализации пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 г. N 714-ПП "О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве".

2.4.2. Вывески, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, выданных в установленном порядке Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы до дня вступления в силу настоящего постановления в 2012 - 2013 гг. и содержащих информацию о сроке действия указанных разрешений.

Вывески, указанные в абзаце первом настоящего пункта, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, которые не содержат информацию о сроке их действия (бессрочные разрешения), подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения информационных конструкций в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего постановления.

2.5. Документы, поданные до дня вступления в силу настоящего постановления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы в целях получения разрешений на установку информационных конструкций в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации информационных конструкций в городе Москве и городской конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов (аукционов) на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", со дня вступления в силу настоящего постановления не подлежат дальнейшему рассмотрению и возвращаются заявителю.

2.6. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечивает разработку Архитектурно-художественных концепций.

2.7. Разработку Архитектурно-художественных концепций осуществляет Государственное унитарное предприятие города Москвы "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры".

2.8. Архитектурно-художественные концепции, разработанные и утвержденные в рамках реализации пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве, проведенного в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 г. N 714-ПП "О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве", признаются действующими и подлежат применению в соответствии с Правилами размещения информационных конструкций.

3. Внести изменения в правовые акты города Москвы согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

4. Признать утратившими силу правовые акты (отдельные положения правовых актов) города Москвы согласно приложению 4 к настоящему постановлению.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П., заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Горбенко А.Н.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 25 декабря 2013 г. № 902-ПП

Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве

I. Общие положения

1. Настоящие Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (далее - Правила) определяют виды информационных конструкций, размещаемых в городе Москве, устанавливают требования к указанным информационным конструкциям, их размещению и содержанию. Неотъемлемой составной частью настоящих Правил является Графическое приложение к Правилам (приложение к настоящим Правилам).

2. Информационная конструкция - объект благоустройства, выполняющий функцию информирования населения города Москвы и соответствующий требованиям, установленным настоящими Правилами.

3. В городе Москве осуществляется размещение информационных конструкций следующих видов:

3.1. Указатели наименований улиц, площадей, проездов, переулков, проектируемых (номерных) проездов, проспектов, шоссе, набережных, скверов, тупиков, бульваров, просек, аллей, линий, мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, а также километровых участков автодорог (в том числе кольцевых) и трасс федерального значения, указатели номеров домов.

3.2. Указатели территориального деления города Москвы, указатели границ территорий внутригородских муниципальных образований в городе Москве, указатели картографической информации, а также указатели маршрутов (схемы) движения и расписания городского пассажирского транспорта.

3.3. Указатели местоположения органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, государственных предприятий и учреждений города Москвы, муниципальных предприятий и учреждений внутригородских муниципальных образований в городе Москве.

3.4. Указатели местоположения органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных предприятий и учреждений.

3.5. Вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие:

3.5.1. Сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя.

3.5.2. Сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

4. Информационные конструкции, указанные в пунктах 3.1 - 3.3 настоящих Правил, размещаются за счет средств бюджета города Москвы, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также средств государственных предприятий и учреждений города Москвы, муниципальных предприятий и учреждений внутригородских муниципальных образований в городе Москве соответственно органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, государственными предприятиями и учреждениями города Москвы, муниципальными предприятиями и учреждениями внутригородских муниципальных образований в городе Москве.

Финансирование размещения информационных конструкций, указанных в пункте 3.4 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для отдельных видов информационных конструкций, указанных в пунктах 3.1 - 3.4 настоящих Правил, Правительством Москвы могут быть установлены типовые формы, а также принципы их размещения.

Содержание информационных конструкций, указанных в пунктах 3.1 - 3.3 настоящих Правил, размещенных в виде отдельно стоящих конструкций, осуществляется органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, государственными предприятиями и учреждениями города Москвы, муниципальными предприятиями и учреждениями внутригородских муниципальных образований в городе Москве соответственно за счет средств бюджета города Москвы, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также средств указанных государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

Содержание информационных конструкций, указанных в пункте 3.5 настоящих Правил (далее - вывески), осуществляется организацией, индивидуальным предпринимателем, которые являются собственниками (правообладателями) конструкции, сведения о которых содержатся в данных информационных конструкциях и в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) которых данные информационные конструкции размещены (далее - владельцы вывесок).

6. В случае утверждения Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы Архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы (далее - Архитектурно-художественные концепции) размещение вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений данных улиц, магистралей и территорий города Москвы осуществляется согласно соответствующей Архитектурно-художественной концепции.

Архитектурно-художественные концепции могут содержать требования к типам размещаемых вывесок, их габаритам (длине, ширине, высоте и т.д.), колористическому решению, используемому на них шрифту, а также месту размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений. Архитектурно-художественные концепции включают графические материалы, в том числе схемы и чертежи.

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы утверждает перечень улиц, магистралей и территорий города Москвы (включая пешеходные зоны общегородского значения города Москвы), на которых вывески размещаются в соответствии с требованиями Архитектурно-художественных концепций.

Архитектурно-художественные концепции в отношении пешеходных зон общегородского значения города Москвы разрабатываются с учетом требований к внешнему облику пешеходных зон общегородского значения города Москвы, утвержденных Департаментом культуры города Москвы.

Архитектурно-художественные концепции в отношении пешеходных зон общегородского значения города Москвы утверждаются по согласованию с Департаментом культуры города Москвы. Архитектурно-художественные концепции, в соответствии с которыми размещаются вывески на зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, утверждаются по согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы.

Срок рассмотрения Департаментом культуры города Москвы и Департаментом культурного наследия города Москвы поступившего проекта Архитектурно-художественной концепции, включая срок направления принятого по результатам его рассмотрения решения в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, составляет 10 рабочих дней с даты получения указанного проекта, соответственно, Департаментом культуры города Москвы и Департаментом культурного наследия города Москвы. В случае неполучения Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы решения Департамента культуры города Москвы, Департамента культурного наследия города Москвы, принятого по результатам рассмотрения поступившего проекта, по истечении установленного для согласования срока разработанный проект Архитектурно-художественной концепции считается согласованным.

Архитектурно-художественные концепции подлежат размещению на официальном сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их утверждения.

Внесение изменений в утвержденные Архитектурно-художественные концепции допускается только при условии изменения градостроительной ситуации улиц, магистралей и территорий Москвы, на которые были разработаны и утверждены Архитектурно-художественные концепции, включая строительство нового объекта, изменение архитектурно-градостроительного решения существующего объекта, в том числе при его реконструкции.

Размещение вывесок на улицах, магистралях и территориях города Москвы, в отношении которых разработаны и утверждены соответствующие Архитектурно-художественные концепции, с нарушением требований к размещению вывесок, установленных указанными Архитектурно-художественными концепциями, не допускается.

На вывески, размещаемые в соответствии с требованиями утвержденных Архитектурно-художественных концепций, могут быть разработаны дизайн-проекты размещения вывесок в соответствии с требованиями раздела III настоящих Правил.

7. Размещение информационных конструкций, указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, в виде отдельно стоящих конструкций допускается только при условии их установки в границах земельного участка, на котором располагаются здания, строения, сооружения, являющиеся местом нахождения, осуществления деятельности организации, индивидуального предпринимателя, сведения о которых содержатся в данных информационных конструкциях и которым указанные здания, строения, сооружения и земельный участок принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

При этом установка указанных отдельно стоящих конструкций осуществляется при условии соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, включая получение градостроительного плана земельного участка, а также свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства, и законодательства о благоустройстве.

Внешний вид информационных конструкций, указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, в виде отдельно стоящих конструкций, размещаемых в соответствии со свидетельством об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства, определяется указанным свидетельством.

Внешний вид информационных конструкций, указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, в виде отдельно стоящих конструкций, виды, параметры и характеристики которых относятся к установленным Правительством Москвы видам, параметрам и характеристикам объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, определяется в соответствии с дизайн-проектом размещения вывески, разработанным и согласованным в соответствии с требованиями раздела III настоящих Правил.

8. При формировании архитектурно-градостроительного решения зданий, строений, сооружений в рамках их строительства или реконструкции, предусматривающей изменение внешнего облика, в составе указанного решения, утверждаемого соответствующим свидетельством, в том числе определяются места размещения информационных конструкций, указанных в пункте 3.5 настоящих Правил, на внешних поверхностях данных объектов, а также их типы и габариты (длина, ширина, высота и т.д.).

9. Информационные конструкции, размещаемые в городе Москве, должны быть безопасны, спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов, требованиями к конструкциям и их размещению, в том числе на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, иными установленными требованиями, а также не нарушать внешний архитектурный облик города Москвы и обеспечивать соответствие эстетических характеристик информационных конструкций стилистике объекта, на котором они размещаются.

Использование в текстах (надписях), размещаемых на информационных конструкциях (вывесках), указанных в пункте 3.5 настоящих Правил, товарных знаков и знаков обслуживания, в том числе на иностранных языках, осуществляется только при условии их предварительной регистрации в установленном порядке на территории Российской Федерации или в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

10. При размещении в городе Москве информационных конструкций (вывесок), указанных в пункте 3.5 настоящих Правил, запрещается:

10.1. В случае размещения вывесок на внешних поверхностях многоквартирных домов:

  • нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок;
  • нарушение установленных требований к местам размещения вывесок;
  • вертикальный порядок расположения букв на информационном поле вывески;
  • размещение вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами);
  • размещение вывесок на козырьках зданий;
  • полное или частичное перекрытие оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин;
  • размещение вывесок в границах жилых помещений, в том числе на глухих торцах фасада;
  • размещение вывесок в оконных проемах;
  • размещение вывесок на кровлях, лоджиях и балконах;
  • размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине);
  • размещение вывесок на расстоянии ближе, чем 2 м от мемориальных досок;
  • перекрытие указателей наименований улиц и номеров домов;
  • размещение консольных вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга;
  • размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами);
  • размещение вывесок с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей - призматроны и др.) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны, бегущая строка и т.д.) (за исключением вывесок, размещаемых в витрине);
  • окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин;
  • замена остекления витрин световыми коробами;
  • устройство в витрине конструкций электронных носителей - экранов на всю высоту и (или) длину остекления витрины;
  • размещение вывесок на ограждающих конструкциях сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания.

10.2. В случае размещения вывесок на внешних поверхностях иных зданий, строений, сооружений (кроме многоквартирных домов):

  • - нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок;
  • - нарушение установленных требований к местам размещения вывесок;
  • - вертикальный порядок расположения букв на информационном поле вывески;
  • - размещение вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами);
  • - размещение вывесок на козырьках зданий, строений, сооружений;
  • - полное или частичное перекрытие оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин;
  • - размещение вывесок на глухих торцах фасада;
  • - размещение вывесок в оконных проемах;
  • - размещение вывесок на кровлях, лоджиях и балконах;
  • - размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине);
  • - размещение вывесок на расстоянии ближе, чем 2 м от мемориальных досок;
  • - перекрытие указателей наименований улиц и номеров домов;
  • - размещение консольных вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга;
  • - размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами);
  • - размещение вывесок с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей - призматроны и др.) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны, бегущая строка и т.д.) (за исключением вывесок, размещаемых в витрине);
  • - окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин;
  • - замена остекления витрин световыми коробами;
  • - устройство в витрине конструкций электронных носителей - экранов на всю высоту и (или) длину остекления витрины;
  • - размещение вывесок на ограждающих конструкциях сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания.

10.3. Размещение вывесок на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах и т.д.).

10.4. Размещение вывесок в виде отдельно стоящих сборно-разборных (складных) конструкций - штендеров.

II. Требования к размещению информационных конструкций (вывесок), указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил

11. Информационные конструкции (вывески), указанные в пункте 3.5.1 настоящих Правил, размещаются на фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений.

12. На внешних поверхностях одного здания, строения, сооружения организация, индивидуальный предприниматель вправе установить не более одной информационной конструкции, указанной в пункте 3.5.1 настоящих Правил, одного из следующих типов (за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами):

  • настенная конструкция (конструкция вывесок располагается параллельно к поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов);
  • консольная конструкция (конструкция вывесок располагается перпендикулярно к поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов);
  • витринная конструкция (конструкция вывесок располагается в витрине, на внешней и (или) с внутренней стороны остекления витрины объектов).

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию услуг общественного питания, дополнительно к информационной конструкции, указанной в абзаце первом настоящего пункта, вправе разместить не более одной информационной конструкции, указанной в пункте 3.5.1 настоящих Правил, содержащей сведения об ассортименте блюд, напитков и иных продуктов питания, предлагаемых при предоставлении ими указанных услуг, в том числе с указанием их массы/объема и цены (меню), в виде настенной конструкции.

Размещение информационных конструкций, указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, на внешних поверхностях торговых, развлекательных центров, кинотеатров, театров, цирков в городе Москве осуществляется на основании дизайн-проекта, разработанного и согласованного в соответствии с требованиями раздела III настоящих Правил. При этом указанный дизайн-проект должен содержать информацию и определять размещение всех информационных конструкций, размещаемых на внешних поверхностях указанных торговых, развлекательных центров, кинотеатров, театров, цирков.

13. Информационные конструкции, указанные в пункте 3.5.1 настоящих Правил, могут быть размещены в виде единичной конструкции и (или) комплекса идентичных взаимосвязанных элементов одной информационной конструкции, указанных в пункте 16 настоящих Правил.

14. Организации, индивидуальные предприниматели осуществляют размещение информационных конструкций, указанных пункте 12 настоящих Правил, на плоских участках фасада, свободных от архитектурных элементов, исключительно в пределах площади внешних поверхностей объекта, соответствующей физическим размерам занимаемых данными организациями, индивидуальными предпринимателями помещений.

Информационные конструкции, указанные в абзаце втором пункта 12 настоящих Правил (меню), размещаются на плоских участках фасада, свободных от архитектурных элементов, непосредственно у входа (справа или слева) в помещение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, или на входных дверях в него, не выше уровня дверного проема.

15. При размещении на одном фасаде объекта одновременно вывесок нескольких организаций, индивидуальных предпринимателей указанные вывески размещаются в один высотный ряд на единой горизонтальной линии (на одном уровне, высоте).

16. Вывески могут состоять из следующих элементов:

  • информационное поле (текстовая часть);
  • декоративно-художественные элементы.

Высота декоративно-художественных элементов не должна превышать высоту текстовой части вывески более чем в полтора раза.

17. На вывеске может быть организована подсветка. Подсветка вывески должна иметь немерцающий, приглушенный свет, не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений.

18. Настенные конструкции, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям:

18.1. Настенные конструкции размещаются над входом или окнами (витринами) помещений, указанных в пункте 14 настоящих Правил, на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии.

В случае если помещения, указанные в пункте 14 настоящих Правил, располагаются в подвальных или цокольных этажах объектов, и отсутствует возможность размещения информационных конструкций (вывесок) в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта, вывески могут быть размещены над окнами подвального или цокольного этажа, но не ниже 0,60 м от уровня земли до нижнего края настенной конструкции. При этом вывеска не должна выступать от плоскости фасада более чем на 0,10 м.

18.2. Максимальный размер настенных конструкций, размещаемых организациями, индивидуальными предпринимателями на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, не должен превышать:

  • по высоте - 0,50 м, за исключением размещения настенной вывески на фризе;
  • по длине - 70 процентов от длины фасада, соответствующей занимаемым данными организациями, индивидуальными предпринимателями помещениям, но не более 15 м для единичной конструкции.

При размещении настенной конструкции в пределах 70 процентов от длины фасада в виде комплекса идентичных взаимосвязанных элементов (информационное поле (текстовая часть) и декоративно-художественные элементы) максимальный размер каждого из указанных элементов не может превышать 10 м в длину.

Максимальный размер, информационных конструкций, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящих Правил (меню), не должен превышать:

  • по высоте - 0,80 м;
  • по длине - 0,60 м.

18.3. При наличии на фасаде объекта фриза настенная конструкция размещается исключительно на фризе, на всю высоту фриза. При наличии на фасаде объекта козырька настенная конструкция может быть размещена на фризе козырька, строго в габаритах указанного фриза. Запрещается размещение настенной конструкции непосредственно на конструкции козырька.

18.4. Информационное поле настенных конструкций, размещаемых на фасадах объектов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия либо объектами, построенными до 1952 г. включительно, должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов и т.д.), без использования непрозрачной основы для их крепления.

19. Консольные конструкции располагаются в одной горизонтальной плоскости фасада, у арок, на границах и внешних углах зданий, строений, сооружений в соответствии со следующими требованиями:

19.1. Расстояние между консольными конструкциями не может быть менее 10 м. Расстояние от уровня земли до нижнего края консольной конструкции должно быть не менее 2,50 м.

19.2. Консольная конструкция не должна находиться более чем на 0,20 м от края фасада, а крайняя точка ее лицевой стороны - на расстоянии более чем 1 м от плоскости фасада. В высоту консольная конструкция не может превышать 1 м.

19.3. Максимальные параметры (размеры) консольных конструкций, размещаемых на фасадах объектов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, а также объектов, построенных до 1952 г. включительно, не должны превышать 0,50 м - по высоте и 0,50 м - по ширине.

19.4. При наличии на фасаде объекта настенных конструкций консольные конструкции располагаются с ними на единой горизонтальной оси.

20. Витринные конструкции размещаются в витрине, на внешней и (или) с внутренней стороны остекления витрины объектов в соответствии со следующими требованиями:

20.1. Максимальный размер витринных конструкций (включая электронные носители - экраны), размещаемых в витрине, а также с внутренней стороны остекления витрины, не должен превышать половины размера остекления витрины по высоте и половины размера остекления витрины по длине.

20.2. Информационные конструкции (вывески), размещенные на внешней стороне витрины не должны выходить за плоскость фасада объекта. Параметры (размеры) вывески, размещаемой на внешней стороне витрины, не должны превышать в высоту 0,40 м, в длину - длину остекления витрины.

20.3. Непосредственно на остеклении витрины допускается размещение информационной конструкции (вывески), указанной в пункте 3.5.1 настоящих Правил, в виде отдельных букв и декоративных элементов. При этом максимальный размер букв вывески, размещаемой на остеклении витрины, не должен превышать в высоту 0,15 м.

20.4. При размещении вывески в витрине (с ее внутренней стороны) расстояние от остекления витрины до витринной конструкции должно составлять не менее 0,15 м.

21. Организации, индивидуальные предприниматели дополнительно к информационной конструкции, указанной в абзаце первом пункта 12 настоящих Правил, размещенной на фасаде здания, строения, сооружения, вправе разместить информационную конструкцию (вывеску), указанную в пункте 3.5.1 настоящих Правил, на крыше указанного здания, строения, сооружения в соответствии со следующими требованиями:

21.1. Размещение информационных конструкций (вывесок) на крышах зданий, строений, сооружений допускается при условии, если единственным собственником (правообладателем) указанного здания, строения, сооружения является организация, индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся в данной информационной конструкции и в месте фактического нахождения (месте осуществления деятельности) которого размещается указанная информационная конструкция.

21.2. На крыше одного объекта может быть размещена только одна информационная конструкция.

21.3. Информационное поле вывесок, размещаемых на крышах объектов, располагается параллельно к поверхности фасадов объектов, по отношении к которым они установлены, выше линии карниза, парапета объекта или его стилобатной части.

21.4. Конструкции вывесок, допускаемых к размещению на крышах зданий, строений, сооружений, представляют собой объемные символы, которые могут быть оборудованы исключительно внутренней подсветкой.

21.5. Высота информационных конструкций (вывесок), размещаемых на крышах зданий, строений, сооружений, должна быть:

а) не более 0,80 м для 1-2-этажных объектов;
б) не более 1,20 м для 3-5-этажных объектов;
в) не более 1,80 м для 6-9-этажных объектов;
г) не более 2,20 м для 10-15-этажных объектов;
д) не более 3 метров - для объектов, имеющих 16 и более этажей.

21.6. Длина вывесок, устанавливаемых на крыше объекта, не может превышать половину длины фасада, по отношению к которому они размещены.

21.7. Параметры (размеры) информационных конструкций (вывесок), размещаемых на стилобатной части объекта, определяются в зависимости от этажности стилобатной части объекта в соответствии с требованиями пунктов 21.5 и 21.6 настоящих Правил.

21.8. Запрещается размещение информационных конструкций (вывесок) на крышах зданий, строений, сооружений, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, а также объектов, построенных до 1952 г. включительно.

22. При наличии на фасадах объектов архитектурно-художественных элементов, препятствующих размещению информационных конструкций (вывесок), указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами, размещение данных конструкций осуществляется согласно дизайн-проекту размещения вывески.

Разработка и согласование дизайн-проекта размещения вывески осуществляется в соответствии с требованиями раздела III настоящих Правил.

23. Местоположение и параметры (размеры) информационных конструкций, указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, устанавливаемых на нестационарных торговых объектах площадью до 12 кв.м (включительно), определяются типовыми архитектурными решениями нестационарных торговых объектов, являющимися неотъемлемой частью аукционной документации на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, либо типовыми требованиями (для передвижных торговых объектов).

Размещение информационных конструкций, указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, на внешних поверхностях нестационарных торговых объектов площадью более 12 кв.м, а также иных сооружений осуществляется в соответствии с пунктами 10 - 22 настоящих Правил.

III. Особенности размещения информационных конструкций (вывесок) в соответствии с дизайн-проектом размещения вывески

24. Дизайн-проект размещения вывески подлежит согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.

25. Критериями оценки дизайн-проекта размещения вывески являются:

  • обеспечение сохранности внешнего архитектурного облика города Москвы;
  • соответствие местоположения и эстетических характеристик информационной конструкции (вывески) (форма, параметры (размеры), пропорции, цвет, масштаб и др.) стилистике объекта (классика, ампир, модерн, барокко и т.д.), на котором она размещается;
  • привязка настенных конструкций к композиционным осям конструктивных элементов фасадов объектов;
  • соблюдение единой горизонтальной оси размещения настенных конструкций с иными настенными конструкциями в пределах фасада объекта на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами для многоквартирных домов, между первым и вторым этажами, а также вторым и третьим этажами - для иных объектов;
  • обоснованность использования прозрачной основы для крепления отдельных элементов настенной конструкции (бесфоновые подложки);
  • обоснованность использования непрозрачной основы для крепления отдельных элементов вывески при размещении настенных конструкций на объектах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия либо объектами, построенными до 1952 г. включительно.

26. Согласование в установленном порядке с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы дизайн-проекта размещения вывески не накладывает обязательств на собственника (правообладателя) объекта, на внешней поверхности которого осуществляется размещение указанной вывески, по ее размещению.

IV. Требования к размещению информационных конструкций (вывесок), указанных в пункте 3.5.2 настоящих Правил, в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

27. Информационные конструкции (вывески), указанные в пункте 3.5.2 настоящих Правил, размещаются на доступном для обозрения месте плоских участков фасада, свободных от архитектурных элементов, непосредственно у входа (справа или слева) в здание, строение, сооружение или помещение или на входных дверях в помещение, в котором фактически находится (осуществляет деятельность) организация или индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся в данной информационной конструкции.

28. Для одной организации, индивидуального предпринимателя на одном объекте может быть установлена одна информационная конструкция (вывеска), указанная в пункте 3.5.2 настоящих Правил.

29. Расстояние от уровня земли (пола входной группы) до верхнего края информационной конструкции (вывески) не должно превышать 2 м. Вывеска размещается на единой горизонтальной оси с иными аналогичными информационными конструкциями в пределах плоскости фасада.

30. Информационная конструкция (вывеска), указанная в пункте 3.5.2 настоящих Правил, состоит из информационного поля (текстовой части).

Допустимый размер вывески составляет:

  • не более 0,60 м по длине;
  • не более 0,40 м по высоте.

При этом высота букв, знаков, размещаемых на данной информационной конструкции (вывеске), не должна превышать 0,10 м.

31. В случае размещения в одном объекте нескольких организаций, индивидуальных предпринимателей общая площадь информационных конструкций (вывесок), указанных в пункте 3.5.2 настоящих Правил, устанавливаемых на фасадах объекта перед одним входом, не должна превышать 2 кв. м.

При этом параметры (размеры) вывесок, размещаемых перед одним входом, должны быть идентичными и не превышать размеры, установленные в абзаце втором пункта 30 настоящих Правил, а расстояние от уровня земли (пола входной группы) до верхнего края информационной конструкции, расположенной на наиболее высоком уровне, не должно превышать 2 м.

32. Информационные конструкции (вывески), указанные в пункте 3.5.2 настоящих Правил, могут быть размещены на остеклении витрины методом нанесения трафаретной печати.

При этом размеры указанных вывесок не могут превышать 0,30 м - по длине и 0,20 м - по высоте.

Размещение на остеклении витрин нескольких вывесок, в случае, указанном в абзаце первом пункта 31 настоящих Правил, допускается при условии наличия между ними расстояния не менее 0,15 м и общего количества указанных вывесок - не более четырех.

33. Размещение информационных конструкций (вывесок), указанных в пункте 3.5.2 настоящих Правил, на оконных проемах не допускается.

Информационные конструкции (вывески), указанные в пункте 3.5.2 настоящих Правил, могут иметь внутреннюю подсветку.

V. Контроль за выполнением требований к размещению информационных конструкций (вывесок). Демонтаж информационных конструкций (вывесок)

34. Контроль за выполнением требований к размещению вывесок, а также выявление вывесок, не соответствующих требованиям настоящих Правил, осуществляется Объединением административно-технических инспекций города Москвы в рамках полномочий по контролю в сфере благоустройства.

35. Выявление вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется управами районов города Москвы. Управы районов города Москвы в случае выявления в рамках предоставленных полномочий вывесок, не соответствующих установленным требованиям, в двухдневный срок направляют информацию о выявлении указанных вывесок в Объединение административно-технических инспекций города Москвы.

36. Объединение административно-технических инспекций города Москвы выносит владельцу вывески, не соответствующей установленным требованиям, предписание о приведении ее в соответствие с установленными требованиями либо проведении демонтажа вывески в добровольном порядке при выявлении указанной вывески в следующих случаях:

  • на основании информации управ районов города Москвы;
  • на основании информации иных органов исполнительной власти города Москвы о выявлении вывесок, не соответствующих установленным требованиям;
  • на основании обращений граждан и юридических лиц о выявлении вывесок, не соответствующих установленным требованиям, в том числе поданным с использованием портала «Наш город. Программа развития Москвы» (www.gorod.mos.ru).

В вынесенном предписании Объединения административно-технических инспекций города Москвы также указываются последствия его невыполнения в форме демонтажа вывески в принудительном порядке.

37. Демонтаж вывески представляет собой разборку информационной конструкции (вывески) на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба конструкции вывески и другим объектам, с которыми демонтируемая вывеска конструктивно связана, ее снятие с внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, на которых указанная вывеска размещена. 38. Форма предписания владельцу вывески, не соответствующей установленным требованиям, утверждается Объединением административно-технических инспекций города Москвы.

39. Приведение вывески в соответствие с установленными требованиями на основании предписания Объединения административно-технических инспекций города Москвы осуществляется владельцем указанной вывески и за счет его собственных средств.

Демонтаж вывески в добровольном порядке в соответствии с предписанием Объединения административно-технических инспекций города Москвы осуществляется владельцем данной вывески с последующим восстановлением внешних поверхностей объекта, на которых она была размещена, в том виде, который был до установки конструкции, и с использованием аналогичных материалов и технологий.

40. При отсутствии сведений о владельце вывески либо в случае его отсутствия в течение одного месяца со дня обнаружения вывески, не соответствующей требованиям настоящих Правил, а также если вывеска не была демонтирована владельцем вывески в добровольном порядке в установленный предписанием срок организация демонтажа данной информационной конструкции в принудительном порядке осуществляется управой района города Москвы за счет средств бюджета города Москвы.

41. Управа района города Москвы организует демонтаж, перемещение и хранение вывесок, не соответствующих установленным требованиям, на специально организованные для их хранения места. Демонтаж в принудительном порядке вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется управой района города Москвы на основании выданного ей предписания Объединения административно-технических инспекций города Москвы.

Работы по демонтажу, вывозу, хранению и утилизации демонтированных вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляются государственными казенными учреждениями города Москвы инженерными службами районов, государственными бюджетными учреждениями города Москвы «Жилищник» районов, управляющими организациями, находящимися в ведении управ районов города Москвы.

Хранение демонтированных информационных конструкций (вывесок), не соответствующих установленным требованиям, производится на специально организованных управами районов города Москвы для их хранения местах в течение не более одного месяца со дня демонтажа с составлением акта вывоза материальных ценностей и акта передачи их на хранение.

После оплаты владельцем вывески затрат, связанных с демонтажом в принудительном порядке, транспортировкой и хранением вывески, демонтированные информационные конструкции в установленном порядке возвращаются указанному лицу.

42. Управа района города Москвы, организации, указанные в абзаце третьем пункта 41 настоящих Правил, не несут ответственности за состояние и сохранность конструкции вывески, оборудования или иного имущества, находящихся на вывеске, при ее демонтаже в принудительном порядке и (или) перемещении на специально организованные места для хранения демонтированных вывесок, не соответствующих установленным требованиям.

43. Восстановление внешних поверхностей объекта, на которых была размещена демонтированная информационная конструкция (вывеска), в том виде, который существовал до установки конструкции, и с использованием аналогичных материалов и технологий в случае, предусмотренном пунктом 40 настоящих Правил, организуется управой района города Москвы за счет средств бюджета города Москвы.

44. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы осуществляет мониторинг реализации управами районов города Москвы функций по организации демонтажа вывесок, не соответствующих установленным требованиям.

VI. Требования к содержанию информационных конструкций в городе Москве

45. Информационные конструкции должны содержаться в технически исправном состоянии, быть очищенными от грязи и иного мусора.

Не допускается наличие на информационных конструкциях механических повреждений, прорывов размещаемых на них полотен, а также нарушение целостности конструкции.

Металлические элементы информационных конструкций должны быть очищены от ржавчины и окрашены.

Размещение на информационных конструкциях объявлений, посторонних надписей, изображений и других сообщений, не относящихся к данной информационной конструкции, запрещено.

46. Информационные конструкции подлежат промывке и очистке от грязи и мусора.

Очистка информационных конструкций от грязи и мусора проводится по мере необходимости (по мере загрязнения информационной конструкции), но не реже:

  • двух раз в месяц - в отношении информационных конструкций, указанных в пунктах 3.1 - 3.4 настоящих Правил,

а также информационных конструкций, указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, размещаемых на внешних поверхностях нестационарных торговых объектов;

  • одного раза в два месяца - в отношении информационных конструкций, указанных в пункте 3.5.2 настоящих Правил;
  • двух раз в год (в марте - апреле и августе - сентябре) - для информационных конструкций, указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, размещаемых на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, включая витрины.

VII. Ответственность за нарушение требований Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве

47. Ответственность за нарушение требований настоящих Правил к размещению и содержанию информационных конструкций несут:

  • в отношении информационных конструкций, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих Правил, размещенных на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений - собственники (правообладатели) указанных зданий, строений, сооружений;
  • в отношении информационных конструкций, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих Правил, размещенных в виде отдельно стоящих конструкций, а также информационных конструкций, указанных в пункте 3.3 настоящих Правил - органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения города Москвы, муниципальные предприятия, учреждения внутригородских муниципальных образований, уполномоченные в установленном порядке на осуществление мероприятий по размещению и содержанию указанных информационных конструкций;
  • в отношении информационных конструкций, указанных в пункте 3.4 настоящих Правил - орган государственной власти Российской Федерации, федеральное государственное учреждение, предприятие, сведения о котором содержатся в данных информационных конструкциях.

48. Ответственность за нарушение требований настоящих Правил к содержанию и размещению информационных конструкций (вывесок), указанных в пункте 3.5 настоящих Правил, несут владельцы данных вывесок.

Мы понимаем, что ваша вывеска - это не только обозначение вашего местоположения, это ваша связь с потенциальными клиентами.
Клиенты, обращаясь к нам, часто не знают, какой размер вывески будет оптимальным для них. В этой статье наши эксперты расскажут о форме, пропорциях и размерах рекламных вывесок.
Не принципиален профиль вашей компании и чем вы занимаетесь, выбираете ли наружную рекламную вывеску для салона красоты или магазина, кафе или ресторана, организации или бара. Эти правила, подходят всем.

Размер вывески

Очевидно, что чем вывеска больше, тем она дороже. Но не всегда больше значит лучше. Например, если на узкой улице разместить огромную вывеску, то человек не сможет ее бегло прочитать. Но, с другой стороны, если ваша компания находится вдалеке от дороги, то вы должны быть уверены, что клиенты заметят вашу вывеску и смогут прочитать то, что на ней написано. Как же выбрать оптимальный размер?

Во первых надо учитывать, что разные цвета воспринимаются людьми по разному. Одни цвета человек различает лучше, другие хуже. Для удобства мы составили таблицу, по которой вы можете определить минимальную высоту букв на вывеске.

Красный цвет лучше других воспринимается глазом. Зеленый хуже остальных. Наши менеджеры и дизайнеры, обладающие достаточным опытом, всегда учитывают такие нюансы.

Пропорции рекламной вывески

Как правило у нас нет возможности соблюдать идеальные пропорции, так как место на фасаде здания под вывеску строго ограничено. Но эти советы наших экспертов пригодятся вам для оформления мест продаж вашего магазина, рекламных объявлений, табличек и других целей.
Лучше других человеком воспринимаются размеры 1/3, 1/2 и 3/5. Проиллюстрируем для наглядности:

Интересно, что в Европе, в старых зданиях, окна сделаны исходя из этих пропорций. Этот несложный прием отлично привлекает внимание.

Для информации приведем размеры для различных видов рекламных вывесок

  • билборды - изготавливаются стандартных габаритов 3х6 метров, а также в увеличенных размерах - 5х10 метров или 5х15 метров;
  • брандмауэры имеют форму рекламного щита или натянутого панно и располагаются на глухой стороне здания. Данные изделия изготавливаются площадью до 250 квадратных метров;
  • размеры информационных табличек без подсветки составляют максимум 1х2 метра;
  • кронштейны с двусторонним полем должны иметь габариты, не превышающие 1,20х1,80 метра;
  • рекламное поле пилонов составляет также 1,20х1,80 метра;
  • рекламные указатели изготавливаются со следующими размерами - 1х1,50 метра или 1,20х1,80 метра;
  • стелы выпускаются в форме узкой рекламной конструкции с высотой до 20 метров;
  • таблички рекламного содержания имеют стандартные размеры до 1 метра.
Разнообразие видов наружной рекламы позволяет выбирать рекламную вывеску из множества вариантов и моделей. Среди информационного пространства реклама занимает значительное место. Поэтому знания основных характеристик и требований к размерам рекламных вывесок поможет при выборе подходящего изделия для своей компании.

Рекламные вывески на фасаде выступают отличным способом привлечения потенциальных покупателей или посетителей. Баннеры на фасадах – это своеобразный ориентир для указания иной информации: спектра услуг, входа в здание или местоположения филиалов. Но нужно заметить, что любая рекламная вывеска подлежит обязательной регистрации.

  1. В отличие от рекламных баннеров, информационные вывески не требуют согласования с администрацией. Это объясняется их назначением – способом указания маршрута или сферы услуг.
  2. Вывески размещаются на стене над входом в здание. Конструкции не должны выступать за пределы стены более, чем на 0,5 м.
  3. Запрещается монтаж мигающих световых точек рядом с окнами жильцов.
  4. Помимо фасада вывески могут быть расположены на крыше здания. Для этого требуется отдельное согласование с собственником.

Особенности размещения рекламной вывески на фасаде многоквартирного дома

По сравнению с размещением рекламы на частных домах (коттеджах), многоквартирные дома обладают несколько иным правовым статусом собственности. Так, согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ, владельцы квартир имеют в своем ведении общую долевую собственность, вместе с фасадом и крышей. При размещении рекламного баннера на таком доме требуется согласовать действия с ТСЖ. В противном случае, рекламщики нарушат ч. 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе», где говорится о монтаже фасадных конструкций только после заключения договора.


Как согласовать вывеску с рекламой на фасаде здания

Фасадная вывеска размещается только после соблюдения всех юридических тонкостей по согласованию. Договор на установку наружной рекламы подкрепляется копией протокола общего собрания жильцов многоквартирного дома. Документ заверяет председатель собрания – один из собственников жилого помещения, выбранный остальными жильцами. Также свою подпись ставит секретарь общего собрания жильцов.

Форма подписанного протокола должна иметь стандартный для таких документов вид. Обязательным условием является наличие повестки собрания или, другими словами, обсуждаемых вопросов. В нашем случае ими будут вопросы размещения рекламного баннера на фасаде или крыше дома. Утверждающим считается количество голосов не менее 2/3 от общей массы голосовавших жильцов. В протоколе отображается принятое на голосовании решение – удовлетворить просьбу рекламщиков или отказать в монтаже баннера.

Особенности размещения вывески на фасаде частного жилого дома

В соответствии со ст. 19 Закона «О рекламе» баннер на доме должен быть согласован с администрацией города. Если собственник желает расположить наружную рекламу на своем доме, то ему нужно обратиться с заявлением на размещение информации в администрацию города.

Вместе с заявлением о размещении наружной рекламы на коттедже рекламщик направляет:

  1. Копии Устава и свидетельства о регистрации.
  2. План или схему территории (в нашем случае частный дом).
  3. Цветные фото будущего места размещения вывески (например, фасад дома или часть крыши).
  4. Компьютерный эскиз размещения рекламного баннера на доме.
  5. Эскиз вывески (материал, размеры, способ крепления и т.д.).
  6. Копии на право собственности недвижимостью или копии договора с собственником частного дома (по образцу).

Согласование вывески с рекламой на фасаде жилого дома

Не менее важным этапом в согласовании рекламы на фасадах частных домов считается получение согласия от собственника здания (чего удаётся добиться не всегда). Заключить договор можно на срок от 5 до 10 лет с возможностью дальнейшей пролонгации. Согласование рекламной конструкции на частном доме основывается на праве частной собственности. В таких вопросах всегда фигурирует арендная плата за размещение рекламы. Правоотношения регулируются типовым договором между сторонами.

Крепление и монтаж баннера на фасад здания

  • Фасадные вывески для госучреждений обычно имеют люверсы, профили или безрамные части креплений. Преимуществом монтажа с помощью саморезов является возможность размещения небольших баннеров.
  • Второй разновидностью считается металлическая или тросовая рама. Она подходит для тех случаев, когда фасад не имеет ровной опорной плоскости. Создание вспомогательного каркаса из металла продлевает срок службы наружной рекламы на зданиях.
  • Фасадные части могут крепиться при помощи утяжелителей (карманов). Натяжная система расположения баннера позволяет устанавливать широкоформатные экраны с рекламой.

Вышеперечисленные способы имеют свои особенности. Так или иначе, владельцу баннера предстоит столкнуться с рядом объективных сложностей.

Оформление фасадов наружной рекламой: учет формы и цветовой гаммы

Несмотря на всю свою яркость и эффективность наружная реклама нуждается в учёте технических особенностей монтажа. Но куда важнее продумать цветовую вариацию и форму будущего декора.

Варианты оформления фасадов:

  1. Лайтбокс (световой короб) – представляет собой светящуюся в темноте коробку с информацией. Реклама не должна загораживать оконные проёмы. Идеальным пространством для размещения считается место над входом или ниже окон жилого здания.
  2. Световые буквы – нестандартный вариант для демонстрации рекламы в тёмное время суток. По правилам такой элемент наружной рекламы не должен создавать неудобств для жильцов дома (например, мигать ярким светом вблизи от окна).
  3. Фигурные вывески – зачастую отличаются по цвету от палитры жилого дома. Поэтому владелец рекламы должен согласовать макет наружной рекламы с администрацией города.

Вывеска

Для справки

Для справки











Власти на местах

Примечание



В Нижнем Новгороде и Кургане, например, разрешение на вывеску вроде как вообще не нужно (Пункт 2.5.3 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46; п. п. 1.6, 1.8 ст. 2 Правил, утв. Решением Курганской гордумы от 20.08.2008 N 213). В Новосибирске, Ставрополе и Мурманске оно тоже не нужно, если площадь вывески не превышает 2 кв. м (Подпункт 7 п. 3.1 Правил, утв. Решением Горсовета г. Новосибирска от 25.10.2006 N 372; примечание к разд. 2 Положения, утв. Постановлением администрации г. Мурманска от 05.12.2007 N 1656; п. п. 4.1, 4.2 Положения, утв. Решением Ставропольской гордумы от 10.07.2009 N 74).

Карта сайта

В Липецке разрешение не требуется, однако на вывеску придется получить технический паспорт (Пункт 3.4.4 Положения, принятого Решением Липецкого горсовета депутатов от 28.07.2009 N 1111). В Питере установить вывеску можно, только получив согласование в Комитете по градостроительству и архитектуре (Пункт 1.6 Правил, утв. Постановлением Правительства СПб от 10.10.1996 N 6; п. п. 4-1.1.1, 4-1.1.3, 4-1.1.4, 4-1.2.1 Правил, утв. Постановлением Правительства СПб от 14.09.2006 N 1135).




Демонтаж



Административный штраф

С апреля 2010 г. в КоАП введен (Пункт 34 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) штраф за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения (Статья 14.37, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ):




Информационная табличка предназначена для доведения до сведения потребителя информации об изготовителе (исполнителе, продавце) согласно ст. 9 Федерального закона «О защите прав потребителей». Каждое предприятие сферы услуг должно иметь одну или несколько информационных табличек - по количеству входов для населения. На табличке должна быть указана следующая обязательная информация о предприятии: зарегистрированное (юридическое) наименование предприятия;организационно - правовая форма;режим работы предприятия.Информационные таблички должны размещаться на стене здания рядом со входом в предприятие либо на двери входа так, чтобы их хорошо видели посетители. Информационные таблички могут быть заменены надписями на стекле витрины, входной двери и др. Информационная табличка должна иметь размер от 0,15 до 0,7 кв. м. Высота букв в тексте должна быть не менее 2 см.

ВажноНовощукинская

  • Пятницкое шоссе
  • ул. Свободы
  • ул.

    Требования к вывеске организации

    Сходненская

  • ул. Фабрициуса
  • Химкинский б-р

Усиевича

  • ул. Андреевка
  • ул. Генерала Алексеева
  • ул. Каменка
  • ул. Логвиненко

ИнфоНовокрюковская

  • ул. Панфиловский проспект
  • Солнечная Аллея
  • Сосновая аллея
  • Центральный проспект
    • Академическая площадь
    • ул. Большая Октябрьская
    • Октябрьский проспект
    • Сиреневый бульвар

    Текстильщиков

    Московский

    • ул. Московская
    • ул. Радужная
    • Радужный проезд
    • ул. Солнечная

    Щербинка

    • по высоте 0,80 м;

    Закон о рекламных вывесках

    Вывеска — это своего рода визитная карточка любого предприятия розничной торговли и сферы услуг, будь то магазин, парикмахерская, кафе или автосервис. Она информирует о том, что находится внутри, и тем самым привлекает внимание потенциальных клиентов. Согласитесь, что вход в заведение без яркой красивой вывески выглядит довольно уныло.
    Именно поэтому на стадии открытия бизнеса его владельцы уделяют немало внимания оформлению и дизайну вывески. Благодаря огромному количеству фирм, занимающихся изготовлением вывесок, их внешний вид зависит лишь от вашей фантазии и кошелька. Это может быть и обычный световой короб, и объемные буквы, и внушительная крышная установка.
    Однако заказать оригинальную вывеску, а также получить согласие на ее установку от собственников или арендаторов того здания, на котором она будет висеть (Часть 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее — Закон о рекламе); п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ), — это полдела. Поговорим, какие еще сложности подстерегают организации и предпринимателей, которые решили воплотить эту идею в жизнь.

    Вывеска — это реклама или нет?

    Почему вначале нужно ответить на этот вопрос? Потому что на установку наружной рекламной конструкции требуется разрешение, выдаваемое местными властями на определенный срок (Части 9, 17 ст. 19 Закона о рекламе). И по идее, если вывеска не является рекламной конструкцией, значит, и получать на нее разрешение не нужно.

    Для справки
    За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции нужно уплатить госпошлину 3000 руб., которая идет в доход местного бюджета (Подпункт 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ).
    В случае отказа местного органа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции уплаченная госпошлина не возвращается (Письмо Минфина России от 20.03.2009 N 03-05-04-03/06).

    Но однозначно ответить на поставленный вопрос не так-то просто. А все из-за того, что в нашем законодательстве нет четкого определения, что такое вывеска.
    Закон о рекламе говорит, что его действие не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (Пункты 2, 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).

    Для справки
    Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, в частности, к товарам (работам, услугам), их производителям и продавцам, на формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке (Пункты 1 — 3 ст. 3 Закона о рекламе).

    По Закону о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан с помощью вывески довести до сведения потребителя свою организационно-правовую форму, фирменное наименование, адрес и режим работы (Пункт 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1; п. 2 ст. 1473 ГК РФ). Вся эта информация указывается на небольшой информационной табличке, размещаемой обычно справа или слева от входа в помещение либо прямо на двери. Как правило, никакого разрешения для ее установки местные власти не требуют (Пункт 2.4.2 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП; п. 3.4.1 Положения, принятого Решением Липецкого горсовета депутатов от 28.07.2009 N 1111; п. 1.2 Правил, утв. Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района ЛО от 30.11.2007 N 91; п. 2.5.2 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46; п. 12.43 разд. Д Кодекса благоустройства, утв. Решением Тверской гордумы от 24.04.2001 N 56).
    На вывеске, о которой мы ведем речь, то есть на конструкции, вывешиваемой обычно над входом в помещение, как правило, указывается:
    (или) коммерческое обозначение, к примеру "Мир бильярда";
    (или) профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров (оказываемых услуг), например "Универсам "Седьмой континент", "Магазин цифровой техники "Ион", "Итальянская мебель", "Кафе "Атаман", "Крымские вина".
    Федеральная антимонопольная служба, которая контролирует соблюдение законодательства о рекламе (Часть 1 ст. 33 Закона о рекламе; п. 1, пп. 5.3.1.1 п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331), не так давно согласилась, что такие вывески, размещенные в месте ведения деятельности, под понятие рекламы не подпадают (Письмо ФАС России от 23.07.2009 N АЦ/24234).
    ВАС РФ еще в прошлом веке разъяснил, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием организации как указателя ее местонахождения является общераспространенной практикой, соответствует сложившимся в России обычаям делового оборота и не может рассматриваться как реклама (Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37). Со ссылкой на эту позицию ВАС РФ арбитражные суды отказывались признавать рекламными самые различные вывески, в частности, выполненные в виде:
    — внушительных крышных установок, например "Балтика" (товарный знак одноименной пивоваренной компании) (Постановление N Ф04-4507/2009(11813-А45-43)); логотип универсама "Седьмой континент" (Постановление N КГ-А40/4212-10); товарные знаки "Hyundai", "Mitsubishi Motors", "Peugeot", размещенные на зданиях автосалонов (Постановления N N Ф09-8948/10-С1, Ф09-8770/10-С1, Ф09-8680/10-С1); слова "Торговый центр" и табло в виде круга со словосочетанием "Торговый центр ПЛАНЕТА" (Постановление N Ф03-7191/2010);
    — объемных букв, например "Универсам 24 часа" (Постановление N КГ-А40/4212-10); "Северный кредит" (название банка) (Постановление по делу N А13-8181/2009); "кинотеатр "Космос", "Кассы", "Кафе" (Постановление по делу N А46-18247/2009);
    — настенных щитов и панно, к примеру "Почта России" (Постановление N 09АП-10389/2008-ГК); "Швейное предприятие ПАНИТИ. Paniti. 270-07-80. 270-58-71" (Постановление N Ф09-5147/10-С1); "АСКОМ агентство недвижимости" и "АСКОМ, вход со двора" (Постановление N Ф03-8108/2010); "Областной центр оценки 269-48-00, 247-92-20" (Постановление N Ф09-5547/10-С1); "Юридическая Компания РБК Русбизнесконсалт" и "Туризм Недвижимость РБК Русбизнесконсалт" (Постановление по делу N А46-2419/2010); "5 ПЯТЕРОЧКА. Универсам экономкласса" (Постановление по делу N А12-20100/2008).
    Суды также подкрепляли свою позицию тем, что целью всех этих вывесок была не реклама, а информирование потребителей о месте нахождения фирмы, а также обозначение места входа. Эти вывески не способны сформировать у людей предпочтительный интерес приобрести товары (работы, услуги) именно в этом магазине, агентстве, банке и т.д. Кроме того, зачастую вывеска является средством индивидуализации предприятия, способом реализации права на коммерческое обозначение (Пункт 1 ст. 1538 ГК РФ).
    Впрочем, бизнесменам от разъяснений ФАС и большого количества положительной судебной практики не легче, и вот почему.

    Местные власти на любую вывеску требуют разрешение

    Власти на местах , отвечающие за размещение наружной рекламы и информации, требуют получать разрешение или, по крайней мере, согласовывать с ними практически любую вывеску над заведением , независимо от того, рекламная она или нет. Обоснование этому вполне разумное: вывески не должны нарушать сложившийся архитектурный облик местности и должны соответствовать нормам технической безопасности.

    Примечание
    Нередко в местных актах вывеска называется информационной конструкцией, предназначенной для информирования о типе и профиле предприятия для ориентирования потребителей (Пункт 2.4.3 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП; п. 3.3 Требований, утв. Постановлением Правительства СПб от 25.07.2006 N 904; п. п. 2.5.1, 2.5.3 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46).

    Внимание! Помимо госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, орган местного самоуправления не вправе взимать дополнительную плату за подготовку, оформление разрешения и совершение иных, связанных с этим, действий (Часть 12 ст. 19 Закона о рекламе).

    И законопослушным бизнесменам приходится идти и получать разрешительную документацию на свою вывеску.
    В каждом городском округе и муниципальном районе — свои требования к размещению рекламных и информационных конструкций, свои правила выдачи разрешений на их установку и свои органы, которые этим занимаются. Поэтому, как вы понимаете, мы не в силах рассказать, как это происходит в каждой конкретной местности. Везде свои особенности и нюансы. Где-то проще получить разрешение на вывеску, где-то сложнее.
    В Нижнем Новгороде и Кургане, например, разрешение на вывеску вроде как вообще не нужно (Пункт 2.5.3 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46; п. п. 1.6, 1.8 ст. 2 Правил, утв. Решением Курганской гордумы от 20.08.2008 N 213). В Новосибирске, Ставрополе и Мурманске оно тоже не нужно, если площадь вывески не превышает 2 кв. м (Подпункт 7 п. 3.1 Правил, утв. Решением Горсовета г. Новосибирска от 25.10.2006 N 372; примечание к разд. 2 Положения, утв. Постановлением администрации г. Мурманска от 05.12.2007 N 1656; п. п. 4.1, 4.2 Положения, утв. Решением Ставропольской гордумы от 10.07.2009 N 74). В Липецке разрешение не требуется, однако на вывеску придется получить технический паспорт (Пункт 3.4.4 Положения, принятого Решением Липецкого горсовета депутатов от 28.07.2009 N 1111). В Питере установить вывеску можно, только получив согласование в Комитете по градостроительству и архитектуре (Пункт 1.6 Правил, утв. Постановлением Правительства СПб от 10.10.1996 N 6; п. п. 4-1.1.1, 4-1.1.3, 4-1.1.4, 4-1.2.1 Правил, утв. Постановлением Правительства СПб от 14.09.2006 N 1135).
    В большинстве случаев, чтобы получить разрешение на обычную вывеску, приходится немало побегать по кабинетам либо обращаться к услугам фирм-посредников, предлагающих свою "помощь" за вознаграждение. Но Москва, видимо, переплюнула всех по сложности процедуры получения разрешения! Без преувеличения можно сказать, что столичные предприниматели, желающие получить у московских властей разрешение, обречены пройти семь кругов бюрократического ада.
    Этот процесс способен "съесть" едва ли не больше сил, нервов и времени, чем вся организация собственного дела. Перед тем как подать заявление на выдачу разрешения в службу "одного окна" Комитета рекламы, информации и оформления г. Москвы, необходимо собрать целую кипу экспертных и технических заключений из различных инстанций (Москомархитектура, Москомнаследие, административно-техническая инспекция, ГУП "Горинфор" и проч.) (Пункт 2.1 Регламента и Приложение 1 к нему, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП).
    А эти инстанции в свою очередь нередко принимают к рассмотрению лишь документы, подготовленные своими "карманными" конторами, естественно, за отдельную плату. Кроме того, некоторые документы имеют ограниченный срок действия. Если пропустишь дату окончания действия документа, придется получать его заново…
    Московские фирмы-посредники, как они сами про себя пишут, "имеющие налаженные связи с нужными инстанциями", готовы взять на себя все тяготы по получению рекламного разрешения за "скромное" вознаграждение в размере 40 — 50 тыс. руб. Но эта сумма зачастую просто неподъемна для какого-нибудь только что открывшегося маленького магазинчика, кафе, ремонта одежды… И не будем забывать, что через 5 лет, когда срок разрешения истечет (Пункт 3.8.2 Регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП; ч. 5, 17 ст. 19 Закона о рекламе), придется снова либо бегать по инстанциям, либо раскошеливаться.
    В этих условиях неудивительно, что в Москве многие предприятия в сфере услуг устанавливают свои вывески безо всякого разрешения. При этом кто-то платит ежемесячную мзду нужному человеку в управе взамен на "закрытие глаз", а кто-то вообще никому ничего не платит, уповая на то, что в мегаполисе у властей просто до всех не дойдут руки. А что еще прикажете делать? Самим получить разрешение практически нереально, а обращаться к посредникам — дорого.

    Требуемого разрешения на вывеску у вас нет: что за это грозит

    Демонтаж

    Обнаружив, что вы установили вывеску без разрешения, местные власти могут выписать вам предписание демонтировать ее в установленный срок (Часть 10 ст. 19 Закона о рекламе). Если вы не исполните это предписание, местный орган может:
    (или) обратиться в суд с иском о принудительном демонтаже вами вывески (Часть 22 ст. 19 Закона о рекламе). И тут уже все зависит от решения суда. Если суд сочтет вывеску рекламной, вы должны будете оплатить из своего кармана расходы по ее демонтажу и уничтожению (См., например, Постановление N Ф09-5147/10-С1). Однако большое количество положительной судебной практики, приведенной выше, позволяет надеяться, что в иске местным властям будет отказано со ссылкой на то, что требования Закона о рекламе, предусматривающие необходимость оформления разрешения на размещенную конструкцию, не распространяются на информационные вывески;
    (или) самостоятельно (без обращения в суд) принять решение о демонтаже якобы рекламной вывески. В этом случае действия местного органа или само решение тоже можно попытаться оспорить. Некоторые суды считают, что установленные рекламные конструкции можно принудительно демонтировать только в судебном порядке. Поэтому демонтаж, произведенный без соответствующего решения суда, не может быть признан законным (Постановления по делу N А66-4665/2007; по делу N А82-12996/2009-18, по делу N N А82-14890/2008-29; КГ-А40/1853-10; 16АП-881/10(1)). Но если "самовольная" вывеска размещена на здании, находящемся в муниципальной собственности, то действия местных властей по демонтажу, скорее всего, будут признаны правомерными (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 8263/10).

    Административный штраф

    С апреля 2010 г.

    Установка наружной вывески: какие сложности ждут ее владельца

    в КоАП введен (Пункт 34 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) штраф за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения (Статья 14.37, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ):
    — для организаций — от 50 000 до 80 000 руб.;
    — для их руководителей (предпринимателей) — от 3000 до 5000 руб.
    Протокол об этом правонарушении имеют право составлять только сотрудники полиции (Пункт 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), которые могут посетить вас с подачи местных властей. Однако вопрос о наложении штрафа будет решаться в арбитражном суде (Часть 3 ст. 23.1 КоАП РФ). И суд вполне может решить, что поскольку вывеска — это не рекламная конструкция, то и ответственности за ее самовольную установку быть не может (Постановление по делу N А56-39038/2010).
    Имейте в виду, что представители местных органов не вправе оштрафовать вас за самовольное размещение вывески на основании регионального КоАП или иного закона субъекта РФ. Потому что административная ответственность может быть предусмотрена региональным законом только в случае, если она не предусмотрена КоАП РФ (Пункт "к" ч. 1 ст. 72, ст. 76 Конституции РФ; Постановления N КА-А41/8837-10; по делу N А70-5894/2010).
    Кстати, в некоторых регионах (например, в Москве и в Рязани) местные нормы об ответственности за установку объектов наружной рекламы и информации без оформления разрешения и проведения технической экспертизы уже признаны недействующими (Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2009 N 5-Г08-105; Решение Рязанского областного суда от 04.05.2010).

    Ситуацию с размещением вывесок очень хорошо иллюстрирует поговорка "куда ни кинь — всюду клин". Доказывать свое право на размещение вывески без получения разрешения в любом случае придется в суде. А это означает — идти на открытый конфликт с местными властями. О том, что при желании они могут устроить предпринимателям "веселую" жизнь, рассказывать не надо. Поэтому каждый предприниматель в каждом конкретном регионе должен сам для себя решить, что ему выгоднее — получить разрешение и некоторое время спать спокойно или быть готовым к конфронтации и спорам.
    Но все же хочется добавить в эту большую бочку дегтя маленькую ложку меда. Все расходы по изготовлению, монтажу и "легализации" вывески можно в полном объеме учесть в "прибыльных" расходах (Подпункты 28, 49 п. 1, п. 4 ст. 264, пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ).

    Информационная табличка предназначена для доведения до сведения потребителя информации об изготовителе (исполнителе, продавце) согласно ст. 9 Федерального закона «О защите прав потребителей». Каждое предприятие сферы услуг должно иметь одну или несколько информационных табличек - по количеству входов для населения. На табличке должна быть указана следующая обязательная информация о предприятии: зарегистрированное (юридическое) наименование предприятия;организационно - правовая форма;режим работы предприятия.Информационные таблички должны размещаться на стене здания рядом со входом в предприятие либо на двери входа так, чтобы их хорошо видели посетители. Информационные таблички могут быть заменены надписями на стекле витрины, входной двери и др. Информационная табличка должна иметь размер от 0,15 до 0,7 кв.

    Вывеска и закон о защите прав потребителей

    м. Высота букв в тексте должна быть не менее 2 см.

    Требования закона о вывесках, информационных табличках и указателях

    ВажноНовощукинская

    • Пятницкое шоссе
    • ул. Свободы
    • ул. Сходненская
    • ул. Фабрициуса
    • Химкинский б-р

    Усиевича

    • ул. Андреевка
    • ул. Генерала Алексеева
    • ул. Каменка
    • ул. Логвиненко

    ИнфоНовокрюковская

  • ул. Панфиловский проспект
  • Солнечная Аллея
  • Сосновая аллея
  • Центральный проспект
    • Академическая площадь
    • ул. Большая Октябрьская
    • Октябрьский проспект
    • Сиреневый бульвар

    Текстильщиков

    Московский

    • ул. Московская
    • ул. Радужная
    • Радужный проезд
    • ул. Солнечная

    Щербинка

    Как сделать вывеску: требования к вывеске у ип

    Максимальный размер информационных конструкций, содержащих сведения об ассортименте блюд, напитков и иных продуктов питания, предлагаемых при предоставлении ими указанных услуг, в том числе с указанием их массы/объема и цены (меню), не должен превышать:

    • по высоте 0,80 м;
    • по длине 0,60 м (пункт 18.2 Правил).

    При наличии на фасаде объекта фриза настенная конструкция размещается исключительно на фризе, на всю высоту фриза (пункт 18.3 Правил). При наличии на фасаде объекта козырька настенная конструкция может быть размещена на фризе козырька, строго в габаритах указанного фриза.

    Запрещается размещение настенной конструкции непосредственно на конструкции козырька (пункт 18.3 Правил).

    Требования к информационной табличке в магазине

    При размещении на одном фасаде объекта одновременно вывесок нескольких организаций, индивидуальных предпринимателей указанные вывески размещаются в один высотный ряд на единой горизонтальной линии (на одном уровне, высоте) (пункт 15 Правил). В случае если помещения располагаются в подвальных или цокольных этажах объектов и отсутствует возможность размещения информационных конструкций (вывесок) в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта, вывески могут быть размещены над окнами подвального или цокольного этажа, но не ниже 0,60 м от уровня земли до нижнего края настенной конструкции. При этом вывеска не должна выступать от плоскости фасада более чем на 0,10 м (пункт 18.1 Правил).

    Закон о рекламных вывесках

    При занятиях лицензируемой деятельностью на вывеске должно быть указаны сведения о номере и дате получения лицензии. Сама копия лицензии должна быть помещена на специальном стенде уже внутри, но про уголок потребителя разговор отдельный.

    Понравилась статья? Поделитесь ей