Контакты

Интерьер квартиры в стиле 80 х. Такой разный советский стиль интерьера

Стиль 80-х в интерьере, образец Dixon Gallery

Пока вы размышляете об этом в хорошем или плохом свете, стиль 80-х в интерьере возвращается в мировые тренды. Поэтому сейчас самое время для того, чтобы глубоко погрузится в историю Memphis Design Group, итальянского дизайнерского и архитектурного коллектива, чей безумный, цветной, постмодерный стиль определил общий вид 80-х годов.


Большой сюрреалистический диван от Питера Шайра, спроектирован в 1986 и стал доступен на 1st Dibs

Группа Мемфис была создана итальянским архитектором и дизайнером Эттором Соттсасом в 1980 и названа в честь песни Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которая беспрерывно играла во время встречи, ознаменованной как день возникновения группы.

Римское кресло от Марко Занини для Memphis, представленное на 1st Dibs

Команда дизайнеров, которую собрал Соттсас, представили свою первую коллекцию в Миланском Салоне дель Мобайл в 1981 году и продолжали производить образцы в течение почти десяти лет до своего распада в 1988.

Тумбочка Фламинго от Майкла де Люччи

Как и большинство дизайнерских движений, группа Мемфис была реакцией на предшествующие события: Соттсассу и его коллегам надоели сдержанные линии и минимальная цветовая гамма модернистов, из-за чего они решили создать нечто совершенно новое.

Их разработки были безумными, часто состоящие из ярких геометрических фигур в двумерном виде, что вызывало игривые и даже детские ощущения.

Набор инструментов Мемфис, созданных Койо Сангйо и представленные на 1st Dibs

Хотя и не все из этих намеренно странных штук нашли своё место в домах обычных людей, но группа Мемфис оказала огромное влияние на стиль 80-х в интерьере. Их беззастенчивое изобилие и склонность к большим, обращающим на себя внимание конструкциям особенно хорошо подошли для «я-десятилетия».

Некоторые из их фирменных элементов – яркие цвета, необычные формы и своеобразная двумерность представляют отношение людей к тому, каким был для них период 80-х годов. Как доказательство, стиль одежды Стейси на обложке самой первой книги для нянь, которой Этторе Соттсасс мог бы гордится.

Пример дизайна интерьера Мемфис: шоурум спортивной одежды бренда Espirit

Не все были их фанатами. В то время критики высмеивали движение Мемфис и называли их шутниками, мелькающим изображением на экране радара, которое скоро вообще исчезнет. Даже современные критики не всегда понимают их. К примеру, Бертранд Пеллегрин в 2012 в статье для SFGate описал работы группы как «свадьбу по залёту между Баухаус и Фишер-Прайс».

Мемфис стали вдохновением для Камилы Велала и создания ее собственной выставки для Лондонской недели дизайна в 2015 году, особенностью которой стали собственные образцы Велалы, стоящие бок о бок с лампой «Таити» от Соттсасса.

Но, как и многие ранее оскорбленные дизайнерские движения, стиль Мемфис медленно отдаляется от центра своего внимания. The New York Times предсказал им возвращение в 2017 году, что стало своеобразным медленным возрождением.

Ностальгия в тренде. Модные дизайнеры осваивают стиль ретро, ныряют в семейные альбомы, ищут по барахолкам осколки и обломки старого быта. Припомним и мы детали, из которых состоял советский интерьер 1980-х!

Рисунок: Полина Васильева

Альбом

Имеется в виду не тот «уездной барышни альбом», в котором гостей заставляли писать стихи и рисовать картинки. Мы говорим об альбоме с фото: непременно с плюшевой обложкой, зеленой или малиновой, с толстыми картонными страницами. Уголки фотографий вставлялись в прорези. «Вот это мы в Алупке. А это на даче. А это Ниночка идет первый раз в первый класс. А это мы в ателье снимались». Иногда попадались фотографии с похорон бабушки, но эти пост-мортем никого не смущали.

Библиотека

В те времена тотального дефицита книга была не только источником знаний! Подобранные по цвету корешки подписных изданий классиков очень украшали венгерскую «стенку». Томик детективного романа, полученного в обмен на макулатуру — богатый подарок. Кроме того, книги были серьезным капиталовложением. Проданный в черный день томик Стругацких мог кормить семью неделю!

Домашние заготовки

Дачи были у многих, а вот кладовые в городских квартирах чаще всего не предусматривались. Банки с законсервированными дарами природы хранили кто как мог - и под кухонными столами, и на подоконниках, и у балконной двери. Это очень разнообразило интерьер, а чулок с луком на шкафу в спальне вносил дразнящую нотку в общую атмосферу. Подготовленные к зиме граждане спокойно смотрели по телевизору концерт ко Дню милиции.

Дерево

«Как он комнату себе оборудовал - картина! И ковер у него, и мебель тоже вся новенькая! И деревом так все, деревом… Девчата на деревяшки хорошо идут», - говорил один из героев фильма «Старый новый год». Кстати, если кто интересуется аутентичными интерьерами 80-х, то фильм стоит посмотреть. Стиль ля рюсс нравился советской богеме: деревянные скамейки и ложки в кухнях, обои «под дерево», палехская, городецкая и хохломская роспись. Выходило пестровато, зато как артистично! А забегающие «на деревяшки» девчата могли сшить красные в горошек занавески - это настоящий шик.

Ковер

Совершенно необходимый предмет в геополитической обстановке 80-х. Обеспечивал тепло- и звукоизоляцию квартир. В моде были ковры с коротким ворсом и геометрическими узорами. Цветы, олени и сцена похищения невесты считались устаревшими сюжетами, больше пригодными для деревенских и дачных домиков. Даже у современной молодежи, избалованной теплыми полами, сохранился пиетет перед ковром - его величают «Его Ворсейшество» и охотно фотографируются на фоне.

Люстра

В спальне допустим абажур, на кухне - плафон из матового стекла, но в «зале» - только люстра, и чтоб каскадом, каскадом! Так она и называлась - «Каскад». Подвески у нее были поддельного хрусталя, но и цена не кусалась. Конечно, постояв в очереди к магазину «Власта» (Москва), можно было заиметь и чешскую. Но и на поддельном хрустале, и на богемском пыль скапливалась одинаково, а «висюльки» приходилось мыть по одной в теплой воде с добавлением нашатыря.

Магнитная запись звука и видео

В 1984 году начал выпускаться первый советский кассетный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12». У него не было пульта, он часто зажевывал пленку и стоил полторы тысячи советских рублей, но японские вообще обходились по цене автомобиля (и, конечно, не продавались в СССР), так что выбирать не приходилось. Кассеты формата VHS тоже доставались не без труда. Народ любил боевики с Брюсом Ли и Шварценеггером, ужастики «Пятница, 13-е» и «Полтергейст». Отдельной строкой шла «Эммануэль», говорившая гнусавым голосом Володарского - впрочем, как все киногерои той эпохи.

Но если видеомагнитофон был доступен не каждой семье, то уж кассетник был вполне обычной деталью быта. «Электроника», «Весна», «Десна», «Томь», «Элегия»… Двухкассетники «Шарп» занимали почетное стационарное место на «стенке», а отечественные покупались в подарок детям, и их дозволялось выносить из дома.

Ремонт

Буро-зеленая краска на стенах кухни и санузла. Откуда брали такую? Но и она была дефицитом, потому что на уровне глаз краска заканчивалась и начиналась побелка. Потолок тоже белили - умельцы как-то приспосабливали пылесос. На полу лежали доски, поверх хозяева кидали толстый линолеум.

Сервант

Непременно полированный, на тонких ножках, с застекленной верхней частью. За стекло ставили сервиз, рюмки, хрустальные вазы, фарфоровых зверушек и фотографии любимых родственников. Конечно, места для всего этого в серванте не хватало, поэтому скоро они остались у самых инертных граждан, а остальные обзавелись «стенками».

Стенка

Этот предмет вряд ли скоро покинет постсоветские квартиры. В «стенках» ценилась вместительность - в них хранили одежду, обувь, бытовые приборы, посуду, книги. Но важнее была красота. Красивыми считались импортные. Югославская «Спектр» с инкрустациями, румынская «Мираж», покрытая вишневым лаком, солидный «Бастей» под дуб импортировали из ГДР. Зеркальные бары сверкали, и даже отечественная ликеро-водочная продукция выглядела в них очень прилично. А если уж кто-нибудь привозил из-за границы бутылочку синего кюрасао или зеленого шартреза… Глаз не отвести!

Трельяж

Зеркало на низкой тумбе с двумя дополнительными зеркальными створками. Очень удобная штука, позволял красавицам рассмотреть себя с любого ракурса. Перед зеркалом ставили флаконы с духами и флаконы из-под духов - если было чем похвастаться. Из-за конструкции тумбы сидеть перед ним было неудобно, поэтому женщины красились стоя.

Фарфор и хрусталь

Тяжелые как снаряды для танковой пушки салатники - для оливье с дефицитным зеленым горошком и майонезом, для простецкого винегрета, для изысканной «мимозы». В глубокие ладьи насыпали шоколадные конфеты. В плоские - укладывали селедочку, сверху лук полукольцами. Для икры полагались особые бочоночки. Для торта - плоское блюдо и лопаточка с витой ручкой. Стопки под водку, бокалы под вино, они же под «Советское» шампанское. В зажиточных домах даже пепельницы были хрустальными. В их искрах и стрелах дико выглядели «беломорины». Хозяйки вожделели сервиз «Мадонна» с перламутровыми переливами производства ГДР, но и советский фарфор был очень хорош, хоть и не так игрив в смысле сюжета.

Фотообои

Казалось бы, прекрасный и недорогой способ освежить интерьер однотипных хрущевок. Но почему же так беден был выбор! Все говорят, что помнят одни только березки. Но так ли это было плохо? Перед сном смотришь, не отрываясь: тропинка в солнечных зайчиках ведет тебя по светлой роще, оттуда слышатся голоса и смех друзей…

Ковры мы вынесли на помойку, хрусталь раздали в добрые руки, в бабушкиных квартирах учинили евроремонт и хайтек, и детство наше ушло в нарисованную на обоях березовую рощу. Не вернуть.

Алиса Орлова

Вспомним детали, из которых состоял советский интерьер 1980-х!
Альбом
Имеется в виду не тот «уездной барышни альбом», в котором гостей заставляли писать стихи и рисовать картинки. Мы говорим об альбоме с фото: непременно с плюшевой обложкой, зеленой или малиновой, с толстыми картонными страницами. Уголки фотографий вставлялись в прорези. «Вот это мы в Алупке. А это на даче. А это Ниночка идет первый раз в первый класс. А это мы в ателье снимались». Иногда попадались фотографии с похорон бабушки, но эти пост-мортале никого не смущали.
Библиотека
В те времена тотального дефицита книга была не только источником знаний! Подобранные по цвету корешки подписных изданий классиков очень украшали венгерскую «стенку». Томик детективного романа, полученного в обмен на макулатуру - богатый подарок. Кроме того, книги были серьезным капиталовложением. Проданный в черный день томик Стругацких мог кормить семью неделю!


Домашние заготовки
Дачи были у многих, а вот кладовые в городских квартирах чаще всего не предусматривались. Банки с законсервированными дарами природы хранили кто как мог - и под кухонными столами, и на подоконниках, и у балконной двери. Это очень разнообразило интерьер, а чулок с луком на шкафу в спальне вносил дразнящую нотку в общую атмосферу. Подготовленные к зиме граждане спокойно смотрели по телевизору концерт ко Дню милиции.


Дерево
«Как он комнату себе оборудовал - картина! И ковер у него, и мебель тоже вся новенькая! И деревом так все, деревом… Девчата на деревяшки хорошо идут», - говорил один из героев фильма «Старый новый год». Кстати, если кто интересуется аутентичными интерьерами 80-х, то фильм стоит посмотреть. Стиль ля рюсс нравился советской богеме: деревянные скамейки и ложки в кухнях, обои «под дерево», палехская, городецкая и хохломская роспись. Выходило пестровато, зато как артистично! А забегающие «на деревяшки» девчата могли сшить красные в горошек занавески - это настоящий шик.


Ковер
Совершенно необходимый предмет в геополитической обстановке 80-х. Обеспечивал тепло- и звукоизоляцию квартир. В моде были ковры с коротким ворсом и геометрическими узорами. Цветы, олени и сцена похищения невесты считались устаревшими сюжетами, больше пригодными для деревенских и дачных домиков. Даже у современной молодежи, избалованной теплыми полами, сохранился пиетет перед ковром - его величают «Его Ворсейшество» и охотно фотографируются на фоне.


Люстра
В спальне допустим абажур, на кухне - плафон из матового стекла, но в «зале» - только люстра, и чтоб каскадом, каскадом! Так она и называлась - «Каскад». Подвески у нее были поддельного хрусталя, но и цена не кусалась. Конечно, постояв в очереди к магазину «Власта» (Москва), можно было заиметь и чешскую. Но и на поддельном хрустале, и на богемском пыль скапливалась одинаково, а «висюльки» приходилось мыть по одной в теплой воде с добавлением нашатыря.


Магнитная запись звука и видео
В 1984 году начал выпускаться первый советский кассетный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12». У него не было пульта, он часто зажевывал пленку и стоил полторы тысячи советских рублей, но японские вообще обходились по цене автомобиля (и, конечно, не продавались в СССР), так что выбирать не приходилось. Кассеты формата VHS тоже доставались не без труда. Народ любил боевики с Брюсом Ли и Шварценеггером, ужастики «Пятница, 13-е» и «Полтергейст». Отдельной строкой шла «Эммануэль», говорившая гнусавым голосом Володарского - впрочем, как все киногерои той эпохи.

Но если видеомагнитофон был доступен не каждой семье, то уж кассетник был вполне обычной деталью быта. «Электроника», «Весна», «Десна», «Томь», «Элегия»… Двухкассетники «Шарп» занимали почетное стационарное место на «стенке», а отечественные покупались в подарок детям, и их дозволялось выносить из дома.


Ремонт
Буро-зеленая краска на стенах кухни и санузла. Откуда брали такую? Но и она была дефицитом, потому что на уровне глаз краска заканчивалась и начиналась побелка. Потолок тоже белили - умельцы как-то приспосабливали пылесос. На полу лежали доски, поверх хозяева кидали толстый линолеум.


Сервант
Непременно полированный, на тонких ножках, с застекленной верхней частью. За стекло ставили сервиз, рюмки, хрустальные вазы, фарфоровых зверушек и фотографии любимых родственников. Конечно, места для всего этого в серванте не хватало, поэтому скоро они остались у самых инертных граждан, а остальные обзавелись «стенками».


Стенка
Этот предмет вряд ли скоро покинет постсоветские квартиры. В «стенках» ценилась вместительность - в них хранили одежду, обувь, бытовые приборы, посуду, книги. Но важнее была красота. Красивыми считались импортные. Югославская «Спектр» с инкрустациями, румынская «Мираж», покрытая вишневым лаком, солидный «Бастей» под дуб импортировали из ГДР. Зеркальные бары сверкали, и даже отечественная ликеро-водочная продукция выглядела в них очень прилично. А если уж кто-нибудь привозил из-за границы бутылочку синего кюрасао или зеленого шартреза… Глаз не отвести!


Трельяж
Зеркало на низкой тумбе с двумя дополнительными зеркальными створками. Очень удобная штука, позволял красавицам рассмотреть себя с любого ракурса. Перед зеркалом ставили флаконы с духами и флаконы из-под духов - если было чем похвастаться. Из-за конструкции тумбы сидеть перед ним было неудобно, поэтому женщины красились стоя.

Фарфор и хрусталь
Тяжелые как снаряды для танковой пушки салатники - для оливье с дефицитным зеленым горошком и майонезом, для простецкого винегрета, для изысканной «мимозы». В глубокие ладьи насыпали шоколадные конфеты. В плоские - укладывали селедочку, сверху лук полукольцами. Для икры полагались особые бочоночки. Для торта - плоское блюдо и лопаточка с витой ручкой. Стопки под водку, бокалы под вино, они же под «Советское» шампанское. В зажиточных домах даже пепельницы были хрустальными. В их искрах и стрелах дико выглядели «беломорины». Хозяйки вожделели сервиз «Мадонна» с перламутровыми переливами производства ГДР, но и советский фарфор был очень хорош, хоть и не так игрив в смысле сюжета.


Фотообои
Казалось бы, прекрасный и недорогой способ освежить интерьер однотипных хрущевок. Но почему же так беден был выбор! Все говорят, что помнят одни только березки. Но так ли это было плохо? Перед сном смотришь, не отрываясь: тропинка в солнечных зайчиках ведет тебя по светлой роще, оттуда слышатся голоса и смех друзей…

Ковры мы вынесли на помойку, хрусталь раздали в добрые руки, в бабушкиных квартирах учинили евроремонт и хайтек, и детство наше ушло в нарисованную на обоях березовую рощу. Не вернуть.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Российский государственный профессионально –

педагогический университет.

Филиал в г. Кемерово.

Контрольная работа №2 по дисциплине: История и теория дизайна.

Тема: «Мемфис» стиль дизайна 80-х годов.

Выполнил:

Проверил:

Кемерово 2006 год.

1. Введение 2

2. Этторе Соттсасс 3

3. Андре Бранци 5

4. Микеле де Луки 7

5. «Мемфис» 10

6. Заключение 16

7. Литература 17


ВВЕДЕНИЕ

Сколько бы ни прошло времени; дней, лет или веков, тяга к прекрасному в человеке не умрет никогда. Человек во все времена, начиная с древних веков и заканчивая сегодняшним днем, стремился украсить себя и все, что находится вокруг него. Отсюда и возникло такое направление как дизайн, который затронул все сферы человеческой деятельности. Много открытий было сделано и много прекрасного создано. История дизайна полна великими именами. Но сегодня я хочу рассмотреть временной отрезок, пришедшийся на современную историю – 80 – е годы XX века.

80 – е стали периодом новых открытий и пересмотра взглядов на культурную жизнь общества. Но особенно это время запомнилось духом бунтарства, царившим повсюду. Все прежнее, традиционное отвергалось. На смену ему приходило нетрадиционное, «несерьезное» отношение к миру. В дизайне интерьера появилось такое направление как «Антидизайн»; «скучные» функциональные объекты заменили яркими красочными вещами, которые радовали глаз и, порой, даже не несли в себе никакой функциональной нагрузки. Темные цвета уступили место светлым и пастельным тонам; комнаты, обставленные тяжелой мебелью, сменились легким воздушным пространством с минимальным количеством предметов (как например стиль хай - тек). Однако среди всего этого великолепия отдельной неповторимой и незабываемой волной пронесся стиль с загадочным названием «Мемфис». Именно этому стилю и его создателям посвящена моя контрольная работа. Ведь без понятия об этом стиле наши знания об истории и теории дизайна будут весьма неполными.


ЭттореСоттсасс

Яркая история стиля «Мемфис» началась с человека по имени Этторе Соттсасс.

Этторе Соттсасс родился в Инсбруке (Австрия) в 1917 году в семье архитектора Соттсасса – старшего. Затем он изучал архитектуру в Туринском политехническом институте, получил степень в 1939 году. Однако в период с 1939 по 1946 он был оторван от своей профессиональной среды войной и пленом. Возобновить карьеру удалось в Милане в 1947. После возвращения к работе в сфере интересов Этторе оказались архитектурный и промышленный дизайн, керамика, ювелирные украшения, а также графический дизайн. К концу 50-х годов он уже автор множества проектов в этих областях.

Соттсасс ведет активный поиск новых способов формообразования. При этом, он отказывается и от стиля «классического» дизайна, и от схем функционализма, стремясь выработать свой проектный стиль, свою идеологию.

В 1962 году Соттсасс опубликовал в журнале «Домус» статью «Дизайн». Основной идеей этой статьи являлось то, что дизайн как таковой имеет дело не с функцией и рациональностью вещи, а со средой, с той культурной атмосферой, в которую погружен объект. Вещь воспринимается скорее как магический объект, но не как орудие для выполнения какой – либо функции. Отсюда – «медитативный дизайн», спонтанность, авторский жест – проектный стиль Этторе.

Благодаря своим новаторским идеям к началу 60 – х годов Соттсасс завоевывает широкую популярность в среде альтернативного дизайна. Но одновременно с этим, Соттасасс завоевывает репутацию «серьезного» промышленного дизайнера – в частности, своими проектами для фирмы «Оливетти» (электронно – вычислительная система «Элеа-9003», электрические пишущие машинки «Праксис -48» и «Текне-3»).

При этом он не оставляет своих поисков и в альтернативном направлении. Так, основываясь на них Этторе создает серии монументальной керамики и мебель для фирмы «Польтронова», «Менгир», «Зиккурат» и «Ступа».

Подобное сочетание, казалось бы. несочетаемых вещей являлась отличительной чертой дизайнера. Двойственность Соттсасса стала главным источником мифов о нем. Невероятное сочетание бунтарства и профессионализма, увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. В конце 60-х годов он становится своеобразным гуру для бунтующей дизайнерской молодежи.

Его двойственность – это источник творческой свободы, между полярными знаками профессионала промышленного дизайна и лидера аль-тернативной проектной культуры тянутся многочисленные переплетенные ниточки взаимосвязей. В 1969 году Соттсасс спроектировал для «Оливетти» портативную пишущую машинку «Валентина».

Благодаря его видению, технически сложное изделие было поставлено в один ряд с простыми предметами быта: сумкой, одеждой, безделушкой. Машинка изготавливалась из яркой красной дешевой пластмассы в сочетании с активно – желтыми бобинами, превращаясь, таким образом, из орудия труда в инструмент для творчества. Даже в технический промышленный объект внедрился стиль поп – культуры. Однако в то же время в своих концептуальных альтернативных проектах Этторе начинает использовать принцип «нейтрального» дизайна, естественный для промышленных объектов, где первична функция.

В 1972 году Соттсасс спроектировал футуристическое «Контейнерное жилище» - комбинированная система многофункциональных модулей из пластмассы. А для «Оливетти» он создает системы конторского оборудования. Проектируется единая офисная среда, включающая мебель, технику, канцелярские мелочи и даже архитектурные детали планировки.

Казалось, он достиг всего, о чем можно мечтать: слава, признание, деньги. Однако останавливаться на достигнутом Соттсасс не собирался. Этторе пошел дальше, основав собственное движение в дизайне – стиль «Мемфис».

АНДРЕ БРАНЦИ

Этторе Соттсасс несомненно стал основоположником движения Мемфис. Однако его деятельность Врядли была бы столь плодотворной без его соратников – Микеле де Луки и Андре Бранци.

Андре Бранци - итальянский архитектор и дизайнер, один из ведущих теоретиков дизайна. Он родился и получил образование во Флоренции, в настоящее время живет и работает в Милане. На момент встречи с Соттсассом Андре уже не был новичком в своей области. С 1967 он работал в области промдизайна и research design, архитектуры, городского планирования, образования и культурной поддержки. Сфера деятельности Бранци включает архитектурные проекты, индустриальный и экспериментальный дизайн, городское планирование, публицистику в области в области теории дизайна, критическую литературу.

Как и Этторе, он стал одним из основателей ассоциации "Archizoom", идеологии «радикального движения» и «нового дизайна». В 1960 – 70-х. гг. он создает ряд концептуальных проектов в рамках группы "Archizoom" под девизом «обитать – это легко». Именно к этому периоду жизни Андре относит свой, по его мнению, самый значительный проект ""no-stop city" (1970), разработанный участниками группы "Archizoom". Данный проект представлял собой утопическую концепцию города, представленного как огромный организм, созданный более по правилам Интернета, чем по принципу классического города. По мнению самого дизайнера, этот проект «был очень важен для меня и моего поколения, для многих художников, которые появились потом».

Кроме того Бранци участвовал в создании школы радикальной архитектуры и дизайна "Global Tools" (1973), целью которой было развитие и исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального творчества (что во многом перекликается с идеями Уильяма Морриса). В 1973 г. он создает с коллегами экспериментальное дизайн – бюро CDM, которое занималось созданием так называемого первичного дизайна.

В 1973 году Андре открыл свою студию в Милане, в начале 1980-х г. выставлялся со своей студией Alchimia, которая была организована как галерея экспериментальных работ не предназначенных для промышленного производства. А в 1977 г. он совместно с Микеле де Луки основал известную выставку "Il Disegno italiano degli anni 50". В 1981 г. Андреа Бранци принял участие в основании гуппы «Мемфис», которая вначале была создана как отделение студии «Алхимия». Однако в отличие от «Алхимии», «Мемфис» ориентировался на массовое производство.

В то же время он сотрудничал с ведущими производителями мебели и аксессуаров в Италии и за рубежом (Artemide, Cassina, Vitra,

Zanotta), самым последним из которых была Alessi. Кредом Андре стали слова: «Дизайн должен быть всем». Творческий подход Бранци отличается открытостью к исследованиям и экспериментам. При создании своего дизайна он особое внимание уделяет материалам, а также символическому значению предметов.

Бранци принимал участие в изданиях миланского триеннале и венецианского биеннале и проводил персональные выставки в различных международных музеях, среди которых музеи декоративных искусств Монреаля и Парижа, в scharpoord centrum knokke и в fondation pour l’architecture в Брюсселе.

Сотрудничал с журналами "Interni", "Domus", "Casabella". С 1983 г. по 1987, он был редактором журнала Modo.

Сегодня Андре Бранци возглавляет Академию Домус, является профессором промышленного дизайна в Миланском Политехническом институте. Выставки его работ проводятся как в Италии, так и за рубежом.

МИКЕЛЕ ДЕ ЛУКИ

Рассказ не был бы полным, если бы я не упомянула еще об одном участнике данного творческого союза – Микеле де Луки.

Микеле де Луки – известный италдьянский дизайнер и архитектор, видный представитель поколения восьмидесятников.

Микеле де Луки родился в Ферраре. Получил образование во флорентийском университете. На данный момент живет и работает в Милане. Принадлежит к тому поколению. Дизайнеров, чья профессиональная карьера тесно связана со становлением «нового дизайна».

Грубые, жесткие обои на стенах, скрипящий паркет и незамысловатые мебельные гарнитуры – это те детали интерьера, которые большинство старается безвозвратно выбросить из дома. Но есть люди, которым интересно обустройство дома в этот исторический период. Они даже черпают вдохновение для создания современной обстановки, просматривая фотографии тогдашних квартир.

Для некоторых людей такой дизайн нравится

Советский интерьер не очень популярен

Большинство людей только и мечтают избавится от вещей которым уже много лет

Русский стиль. Интерьер и быт в первые десятилетия существования СССР

В одном ряду с такими популярными стилями интерьера, как барокко, модерн, кантри можно поставить русский стиль, который соответствует эпохе существования СССР. Дизайнеры часто называют советский интерьерный стиль вычурным словом «китч», что дословно обозначает «штампованный под копирку объект низкопробного производства». Начало формирования подобной обстановки помещений началось в 20-х годах ХХ века и не закончилось до сих пор по одной простой причине: люди, родившиеся и прожившие большую часть жизни в союзе, не могут принять изменения и обставляют свой дом (воздерживаются от переделок), подражая культуре времен Брежнева, Хрущева.

В первые годы после перемены власти с императорской на советскую людям было не до переклеивания обоев и перестановки мебели. Массово начала происходить урбанизация, стал остро ощущаться дефицит жилья. Но власти, не имея средств на строительство новых домов, решили по-другому – превращать бывшие богатые дома буржуазии в общежития, которые до наших дней именуются как «коммунальные квартиры». Их главной особенностью было наличие общего санузла, кухни и коридора. В каждой из жилых комнат располагались иногда по 5-7 человек.

Такой дизайн можно без проблем осовременить

Некоторые люди прожившие во времена СССР так и не решились как то поменять свое жилье

Военные действия на территории бывшего СССР оставили след не только в памяти людей, но и их быту. Безденежье, голод заставляли людей отказываться от излишеств, интерьер квартир послевоенного периода более чем скромный.

В таких квартирах в основном использовали дешевую мебель

У некоторых просто не хватало денег для обстановки квартиры

Дизайн постепенно менялся

Стиль 50-60-х годов в дизайне интерьера советских квартир разительно отличается от обстановки предыдущих десятилетий: население пришло в себя после военных разрушений и их последствий. Современные дизайнеры классифицируют этот период как «многогранное ретро», которое разительно отличается от советского минимализма. Типичными для обстановки жилья этого периода являются следующие элементы и решения.

  • Большое количество света – на смену массивным, громоздким и устрашающе темным портьерам пришли легкие, полупрозрачные шторы. Искусственное освещение вышло за рамки «только лампа под потолком», классические каскадные люстры стали дополняться настенными бра, торшерами, настольными лампами.
  • Яркость цветов – насыщенно-зеленые мягкие уголки, лимонно-желтые занавески и другой оригинальный декор необычных оттенков превращали советское жилье в мини-студию дизайна.
  • Мультифункциональная мебель (диван-кушетка, кресло-кровать, раскладной стол) дополняла интерьеры того времени по причине дефицита жилой площади.

Единственное, что не выражало советский интерьер 50-60-х годов на фоне современного, – банальные обои в полоску или цветочек. Обивка мебели, кроме яркого цвета, ничем не выражалась на общем фоне. Разнообразить и украсить интерьер помогал текстиль. Модными в то время было однотонные полотна и ткани с орнаментом. Даже сегодня в квартирах людей, чья молодость прошла в 60-ые годы прошлого века можно встретить покрывала с такими орнаментами: растительные мотивы, геометрические узоры, простые украшения полотна в виде шахматной доски, елочек, квадратов.

В те времена дизайн был скучным и однотонным

У некоторых людей квартиры до сих пор так и не обновлялись

Молодому поколению может показаться, что в СССР, независимо от десятилетия (40-е, 50-е, 70-е годы) все в домах было одинаково. Но, люди, жившие в советское время, хорошо помнят мельчайшие детали интерьера. В 70-х годах прошлого века произошел прорыв в архитектуре – в городах стали строить дома «брежневки», имевшие не менее 9 этажей, оснащенные комфортными новинками – мусоропроводом и лифтом. Сами авторы задумки именовали квартиры в таких постройках улучшенным вариантом «хрущевок».

Квартиры, построенные в 70-х годах, имеют от 1 до 5 комнат, низкие потолки и тесную кухню (7-9 кв.м.). С интерьером «брежневок» можно частично ознакомиться при просмотре фильма «Москва слезам не верит»: беленые потолки, на стенах – обои с геометрическим рисунком или в полоску светло-коричневого цвета, на полу – березовый паркет. Остановка гостиной незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван и два кресла, рядом – журнальный столик или полированный стол, который по праздникам раскладывался. В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф.

В 70-х годах начали строить дома

Гостиная незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван

В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф

На стенах в интерьерах 70-х годов обязательно должны висеть ковры, в серванте – стоять рыбки (те самые синие, которые до сих пор хранятся у некоторых людей), а под потолком сверкает трехъярусная люстра с висюльками «под хрусталь» (из банального пластика). Стены в квартирах эпохи 70-х, да и в 80-х украшают календари, плакаты с изображением советских артистов.

В те времена все было однотонным и скучным

На стенах обычно вешали календари и плакаты

Множество предметов, произведенных в советский период, получится отыскать только на заброшенных чердаках или в раритетных коллекциях. Но не только предметы быта вызывают удивление или смех на лицах молодых людей, живущих в 21 веке. Множество того, что когда-то казалось людям модным и красивым, сегодня именуют популярным словом «эпатаж». Можно выделить 5 предметов, которые вызывают наибольшее удивление на лицах молодого поколения.

Первое, что бросается в глаза при просмотре фотографий периода СССР – ковры на стенах, которые по праву лидируют в рейтинге «Советский эпатаж». Полотно с изображением оленей, натюрмортов использовалось с декоративной целью и… для экономии обоев. Также причиной оригинальной декорации становились холодные стены (роль теплоизолятора) и шумные соседи (роль шумоизолятора).

Советский дизайн у молодежи вызывает смех или удивление

Советский дизайн можно осовременить

В таком дизайне есть много непонятных вещей

Второе почетное место в рейтинге эпатажных предметов советского времени являлась швейная машинка с ножным приводов, служащая «помощницей» в рукоделии и местом хранения обуви. Поверх нее обычно застилали скатерть, после чего прибор превращался в рабочий стол. Третьим предметом, которым можно удивить сегодняшних школьников, является телевизор или радиола на ножках (как у табуретки).

Четвертая позиция рейтинга заслуженно достается ажурным салфеткам, которыми укрывали не только стол, стулья, но и ранее упоминаемые телевизор, радиолу. С 30-х годов прошлого века ажурное, зачастую самодельное украшение, использовалось как декор для подушек, верха шкафов и сервантов. Замыкает пятерку сервант или как его еще именуют – «буфет». Этот предмет мебели служил местом хранения сервизов производства Ленинградского фарфорового завода (или другой праздничной посуды), семейных фотографий, иногда – денег. Подобные вещи складывали в верхнюю часть серванта со стеклянными вставками в дверцах – чтобы все видели «богатство» семьи, в нижней же части буфета, за деревянными дверцами скрывались полотенца, одежда и другие ценности (например, запрещенная Библия или банки с огурцами).

Стены обычно украшали картинами, календарями или плакатами

Обои обычно были полосатые либо в цветочек

Ковры на полу

При упоминании фразы «ковер в СССР» сразу вспоминается именно настенное одеяние, но не менее популярны в советский период были напольные ковры. Почему их популярность был на пике в 50-80-х годах прошлого века? Да просто потому, что они дорого стоили, и если семья могла себе позволить покупку ковра, значит, она благополучная и живет в достатке.

Зачастую покупали такие ковры.

  • Ворсовые шерстяные, произведенные в Туркмении. Основа орнамента туркменских ковров – «гель» (ромбы, квадраты, многоугольники).
  • Ворсовые или безворсовые изделия армянского производства. Основной мотив таких ковров – цветок лотоса с развернутыми лепестками.
  • Ковры с шелковистым ворсом, изготовленные в Азербайджане. Отличаются уникальными геометрическими орнаментами, самые популярные виды «Казах», «Ширван», «Куба».

Помимо изделий среднеазиатского производства в СССР были популярны ковры, изготовленные на фабрике ВО «Внешпосылторг» (жаккардовые изделия с полушерстяным ворсом), Обуховском ковровом комбинате (двухполотные ворсовые ковры), Алматинской ковровой фабрики (прутковые 4-цветные коврики, гладкие прутковые дорожки).

В настенных шкафчиках обычно хранились фотографии

В сервантах и шкафах обычно ставили главные достопримечательности семьи

Обычно советский дизайн был скучным и однотонным

Кантри, прованс, модерн – эти стили поднадоели людям, любящим необычные эксперименты. Советский интерьер в современной интерпретации – это вычурно и оригинально. В одной из комнат или во всем доме можно создать обстановку периода СССР различных годов. Таблица сочетания цветов поможет в этом.

Советский дизайн можно без проблем осовременить

На стенах обычно вешали ковры

Заключение

История, какая бы она ни была, является основой настоящего. В СССР люди оформляли свои жилища по мере финансовых возможностей, тогдашней моды. Сегодня советские интерьеры считаются пережитком прошлого, но вполне вероятно, что мода на обои в цветочек, яркие диваны и колоритные ковры на стенах возвратится.

Понравилась статья? Поделитесь ей