Контакты

Профессия Педагог-психолог - Описание, история. Где и как получить профессию

2.5. Педагогические профессии и специальности

Функции педагога существенно различаются в зависимости от характера педагогической профессии и ее специальностей.

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей , под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.

Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики, географии и т. д. Своеобразной, как бы двойной является профессия педагога-психолога, об особенностях которой рассказано в главе 4.

Сейчас же отметим, что количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе (термин не совсем удачный), основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.

В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

Педагог-психолог как профессия. Учителя не всегда понимают, как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выявить и максимально развить его способности, справиться с проблемами, возникающими в учебно-воспитательном процессе. Причин тому несколько: нехватка времени на уроке,

загруженность учебными делами, не позволяющая уделить должное внимание воспитательной работе, нехватка специальных психологических знаний. В то же время в отечественной и зарубежной психологии накоплена обширная информация, которая дает возможность построить обучение и воспитание в школе на основе знания закономерностей психического и личностного развития детей школьного возраста.

Компетенция педагога-психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и на основе этого помогать педагогическому коллективу школы максимально эффективно использовать средства и методы учебно-воспитательной работы. Именно поэтому возникла необходимость введения в школах должности педагога-психолога, обладающего глубокими теоретическими и практическими знаниями как в педагогике, так и в психологии.

Что же входит в компетенцию педагога-психолога? Ответ на этот вопрос дает "Общая характеристика специальности 031000 Педагогика и психология (см. Приложение 2). Сразу оговоримся, что более подробно задачи, формы и методы работы педагога-психолога будут описаны в последующих главах данного пособия. В этом разделе речь пойдет лишь о самой общей характеристике профессии.

1. Психологическое обеспечение образовательного процесса . Данное направление является одним из основных в работе педагога-психолога и включает в себя разнообразные виды деятельности. Для того чтобы обеспечить образовательный процесс, психолог должен иметь соответствующие знания об особенностях его протекания, возрастных особенностях детей, развитии их познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, речи) и сферы общения. Он должен уметь проводить наблюдение за детьми и диагностику (психологическое тестирование и опрос) с целью выявления перечисленных выше особенностей. На основе результатов наблюдения и диагностики педагог-психолог организует работу по коррекции и развитию у детей способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешного усвоения знаний.

Педагог-психолог проводит работу как с "обычными" учениками, так и с одаренными учащимися, и детьми, имеющими проблемы в обучении или поведении. Для этого он также должен обладать соответствующими знаниями, методами

диагностики, коррекции и развития в области работы с одаренными, с отстающими детьми и с детьми, имеющими отклонения в поведении.

Учителя, администрация школы и родители также являются участниками процесса образования. Педагог-психолог организует и проводит работу и с ними. Это может быть просвещение (обучение педагогов и родителей основам психологических знаний), консультирование, помощь в решении сложных случаев в процессе обучения и воспитания.

2. Работа по социализации и формированию общей культуры личности , в том числе психологической культуры учеников, педагогов и родителей. В процессе социализации ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, нормы и правила, которые помогут ему стать полноправным гражданином и членом современного ему общества. Социализация осуществляется прежде всего в семье и школе, при этом семья больше влияет на формирование норм поведения и ценностных ориентации ребенка, а школа - на общую социальную ориентацию. В этой связи важно, в какой среде растет и формируется ребенок, какие нормы, ценности, психологические знания и навыки он усваивает. Помимо просвещения, педагог-психолог призван проводить работу по коррекции социального окружения ребенка (в случае необходимости), формированию у него соответствующих навыков поведения в современном демократическом обществе. Работа по развитию личности ребенка, его умения общаться с людьми в самых разных ситуациях - часть деятельности педагога-психолога по социализации ребенка.

3. Содействие охране прав личности . Охраной прав ребенка занимаются несколько государственных служб (например, органы социального обеспечения, органы образования). Занимаются ею и некоммерческие (правозащитные и общественные) организации. Однако они не имеют непосредственных связей с детьми, поэтому педагог-психолог, пользующийся доверием ребенка, наблюдающий его в реальной ситуации обучения и общения в семье, призван стать своего рода "адвокатом", обращающим внимание соответствующих служб и организаций на реальное ущемление прав ребенка в семье или в школе. В своей работе он руководствуется Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН (Приложение 1), требования которой обязательны к исполнению и на территории России, а также Законом "Об образовании" и другими законодательными актами.

4. Работа по гармонизации социальной среды образовательного учреждения . Каждое образовательное учреждение имеет свою социальную среду, которая подразделяется на внешнюю (микрорайон школы; влияние на школу требований со стороны общества в целом и микросоциума в лице родителей, других образовательных учреждений, предприятий и организаций) и внутреннюю (социально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах школы). Во взаимоотношениях с внешней средой ведущую роль играют администрация школы и педагогический коллектив. Педагог-психолог может внести свою лепту, занимаясь психологическим просвещением родителей, готовя учеников к самостоятельной жизни с учетом социального заказа общества, профиля работы, региональных требований, а также специфики предприятий и учебных заведений.

Большую роль педагог-психолог играет в гармонизации внутренней среды образовательного учреждения. Взаимоотношения в триаде администрация - педагог - ученик не всегда протекают гладко и требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога. То же относится и к общению внутри педагогического и ученического коллективов. Диагностика проблем в общении, оптимизация взаимодействия – лишь часть работы педагога-психолога в этом направлении. Большого внимания требуют и дети с отклоняющимся поведением.

Основные понятия: педагог, учитель, профессия, специальность, педагогические способности, педагогическая направленность, педагогическое мастерство, педагогическая техника, профессиональная компетенция, социализация, социальная среда.

Проблемные вопросы и практические задания

  1. Согласны ли вы с утверждением, что по мере развития общества роль педагогической деятельности возрастает? Почему?
  2. Подготовьтесь к дискуссии на одну из тем, которую определит преподаватель: "Престижны ли педагогические профессии?", "Учительская профессия: "за" и "против", "Каким быть современному педагогу? "
  3. Проверьте себя по тестам на готовность работать с людьми.
  4. Проанализируйте, какие профессионально значимые качества у вас развиты хорошо, какие - недостаточно.
  5. Попробуйте сказать короткую фразу ребенку с максимальным количеством оттенков.
  6. Попробуйте при помощи пантомимики объяснить своему товарищу какое-то несложное задание ("сдай книгу в библиотеку" и т. п.).
  7. Напишите творческую работу на одну из предлагаемых тем: "Учитель в моей жизни", "Мой педагогический идеал", "Я могу стать педагогом, потому что..,"
  8. Почему возникла необходимость введения в образовательных учреждениях должности педагога-психолога? Каковы его основные функции?

Тесты для самоконтроля

1. Какова основная социальная функция (назначение) педагога:

а) передает обобщенный опыт старших поколений; б) учит детей; в) воспитывает детей?

2. Чем прежде всего обусловливается большая занятость педагога:

а) постоянной необходимостью работать над собой (повышать профессионализм); б) большим количеством совещаний; в) необходимостью брать большое количество уроков, чтобы заработать?

3. Какое нравственное качество является важнейшим для педагога:

а) любовь к детям; б) ответственность; в) патриотизм?

4. Какой компонент педагогической деятельности связан с умением устанавливать и поддерживать контакт с людьми:

а) конструктивный; б) коммуникативный; в) ценностно-ориентационный?

5. Что такое профессиональная педагогическая направленность:

а) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность; б) комплекс качеств личности, обеспечивающих успешность педагогической деятельности; в) устойчивый интерес к педагогической деятельности?

6. Педагогическое мастерство - это:

а) высокий уровень развития педагогических способностей; б) высокий уровень владения профессиональной педагогической техникой; в) комплекс качеств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности?

7. Что такое педагогическая техника:

а) основные способы работы с учащимися; б) требования к организации педагогического процесса; в) совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом?

8. Какова основная задача педагога-психолога в школе:

а) проводить исследования; б) осуществлять психологическую помощь детям в обучении и развитии; в) помогать учителям в решении возникающих проблем?

- Расскажите о себе и о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Я родилась в канун дня учителя и, наверное, это было непростое совпадение. Моя профессия - педагог-психолог. Семнадцать лет работаю в специализированном учреждении, клиентами которого являются дети с ограниченными возможностями здоровья.

- Почему Вы выбрали эту профессию?

У меня был хороший пример для подражания, в своей семье я не единственный педагог. Моя мама сорок лет проработала в системе профессионального образования, а ее отец в послевоенные годы преподавал в начальной школе.

- Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Я занимаюсь одной из отраслей психологии, которая называется специальная психология. Цель моей деятельности - помочь детям с каким-либо нарушением пройти важные этапы социализации, создать максимальные условия для дальнейшего развития.

- Что является самым сложным в Вашей работе?

Самое сложное в моей профессии - помочь родителям принять своего «не совсем здорового ребенка». Лишь малая доля таких родителей не стыдятся своих детей и адекватно воспринимают сложившуюся жизненную ситуацию.

- Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

С каждым годом я все больше и больше люблю свою профессию. Сейчас мне во многом помогает мой профессиональный опыт. Я думаю, что из меня не получился бы финансист, как этого хотела моя мама. Всё же моё призвание - это дети.

Когда я обучалась в вузе, моими сокурсниками были люди с начальным медицинским образованием. Не все выпускники медицинского колледжа в дальнейшем продолжают работу по профессии и, как альтернативу, могу им порекомендовать свою профессию.

- О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Хочу предупредить, что работать придется не только с проблемными детьми. В специальной работе нуждается и семья, в которой воспитывается аномальный ребенок. И работа ведется с использованием специальных методов, а иногда и с участием врача.

- Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Изучить все отрасли психологии сложно, я поняла это, окончив факультет психологии «СамГПУ». Мой выбор пал на более узкое направление, что привело меня на факультет дефектологии того же университета. Имею два диплома о высшем образовании.

- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Психолог-практик должен быть душевным человеком, умеющим сочувствовать чужому горю и скромно сопереживать с клиентом его проблемы, терпеливо проходя с ним сложный и очень трудный путь выхода из того состояния, в котором оказался человек.

- Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

В наше время существует много консультативных центров, работающих на платной основе. Я считаю, что настоящий психолог-практик должен ощущать моральное удовлетворение от сделанного добра, от оказанной честной помощи.

Интервью провела Арина Апанасова, ученица 9-го класса

Работа педагога-психолога часто остается в тени славы воспитанника, но осознание того, что ученик достиг успеха в жизни или в работе, учебе – лучшая награда и самая высокая степень признания учительского труда. Какие требования нужно предъявлять к себе, чтобы заслужить право учить и воспитывать других? Кто научит прикасаться к людским душам и освещать им правильную дорогу в жизни?

Педагогика и психология относятся к числу наиболее древних и значимых профессий. Педагогика - искусство воспитания, а психология - наука о душе. В такой трактовке эти профессии появились в Древней Греции, и с тех пор эти определения не подвергаются сомнению, как и важность профессии педагога-психолога. Конечно, каждый труд и каждая специальность важны для общества, но право прикоснуться к душе и повести ее по жизненному пути - огромная честь и ответственность для человека, решившего посвятить свою жизнь искусству воспитания человеческих душ.

Работа педагога-психолога часто остается в тени славы воспитанника, но осознание того, что ученик достиг успеха в жизни или в работе, учебе - лучшая награда и самая высокая степень признания учительского труда.

Какие требования нужно предъявлять к себе, чтобы заслужить право учить и воспитывать других? Кто научит прикасаться к людским душам и освещать им правильную дорогу в жизни?

Кто такой педагог-психолог?


Это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог - от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог - от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно - оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.

Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам - главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:

  • Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог - психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми.
  • Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами - биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник - полноценный участник воспитательного процесса , и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью.
  • Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации.

Специалисты в области педагогики и психологии - востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.

Сегодня педагоги- психологи востребованы:

  • в дошкольных и школьных учреждениях;
  • в социальных службах и правоохранительных органах;
  • в системе здравоохранения;
  • на различных предприятиях, где работа связана с определенными , и сотрудникам необходима профессиональная помощь.

Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности. Это - первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу.

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога - слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно. Педагог-психолог - всесторонне развитая и образованная личность; это - второе важное условие для успешной работы.

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:


Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости. Но еще более важно - любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни.

Преимущества профессии педагог-психолог

Реальное и самое большое преимущество профессии педагог-психолог - чувство морального удовлетворения от своей работы. На высокую зарплату на этом профессиональном поприще можно рассчитывать только в том случае, если специалист оказывает услуги частным образом. По состоянию на начало 2017 года среднемесячная зарплата педагога-психолога в России составляла порядка 33 тысяч рублей.

Несомненным преимуществом этой профессии также является то, что педагог-психолог - это специалист-универсал, который может провести и психодиагностику, и психологическую консультацию, и психологическое просвещение, и психокоррекционные мероприятия и т.д. Другими словами, если специалист решит уйти из системы образования, то он с легкостью сможет реализовать себя в других смежных специальностях.

Дополнительным бонусом к профессии можно считать использование полученных знаний для общения с близкими и друзьями, налаживания своей личной жизни.

Недостатки профессии педагог-психолог

Специалист, ответственно относящийся к своей профессии должен быть готов к ненормированному рабочему графику - особенно это относится к сфере деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов тоже часто играет важную роль. Соответственно, напряженные трудовые будни существенно влияют на личную жизнь, исключая порой из нее такое понятие, как свободное время, личные интересы и т.д.

Особую сложность в работе педагога-психолога вызывает необходимость выстраивания отношений не только с воспитанниками образовательного учреждения (или работниками предприятия), но и с родителями детей (или начальством). К большому сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с тем или иным ребенком можно только при условии тесного сотрудничества с родителями. А они не всегда готовы идти на встречу и прислушиваться к рекомендациям педагога-психолога.

Для того чтобы стать профессиональным психологом, необходимо иметь высшее образование по специальности «Психолог» или смежным с ней специальностям («Педагог-психолог», «Преподаватель психологии» и др.). Среднее специальное образование, полученное в педагогическом колледже, не дает права для самостоятельной психологической практики. Такие специалисты (как и бакалавры психологии) могут работать под руководством дипломированных психологов, выполняя лишь некоторые виды работ.

Данное требование связано, с одной стороны, со сложностью и многогранностью работы психологов при диагностике и консультировании. Для применения некоторых диагностических методов и методик (например, проективных) недостаточно даже высшего образования. К примеру, в США и странах Западной Европы для применения определенных тестов необходима соответствующая лицензия, получить которую можно, лишь пройдя длительную стажировку в специальных центрах. Кроме диагностики, для которой необходимо доскональное знание различных методов и методик, педагог-психолог проводит консультации. Консультирование, основанное на отдельных теоретических концепциях, например, гештальт-психологии, экзистенциальной психологии, нейролингвистическом программировании и др., также требует дополнительного обучения и получения соответствующего сертификата. Для успешного консультирования необходимы не только знание методов и приемов работы, но и высокий уровень общего и профессионального развития специалиста. Найти общий язык с детьми, говорить на интересующие их темы, быть авторитетом для детей, достигать запланированного эффекта - это далеко не полный перечень навыков, необходимых для эффективной работы.

С другой стороны, это требование связано с ответственностью, налагаемой на специалиста, поскольку заключения, которые он делает в ходе работы, касаются важнейших сторон человеческой личности и влияют на ее развитие.

В связи со сложностью этой профессии ее нельзя получить, обучаясь заочно. Возможна лишь очная или очно-заочная форма.

Дальнейшее обучение или специализация в отдельных областях психологии возможны в специальных центрах (например, центр «Иматон» в Санкт-Петербурге) у профессионалов, имеющих соответствующую лицензию. Для научной или педагогической деятельности в высшей школе возможно поступление в аспирантуру с последующим написанием и защитой диссертации.

Профессия педагог-психолог


Дети в школе обычно очень радуются, когда на урок приходит психолог и предлагает ответить на вопросы опросного листа или поиграть в игру. Это намного интереснее, чем контрольная работа по математике. Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.

Представитель этой профессии должен быть в каждом лагере, детсадовском учреждении, школе и других образовательных учреждениях. Педагог-психолог как профессия в нашей стране появилась около 20 лет назад. Именно в начале 90-х годов стали уделять больше внимания проблемным детям, подготовке ребят к школе. Проблемы бывают не только у взрослых и это надо понимать. Специалист может найти причину отставания в учёбе конкретного школьника, устранить её и тогда он сможет заниматься наравне со сверстниками.…

Эта профессия имеет огромное значение в жизни ребёнка и его родителей. Родители, даже если видят какие-то отклонения в развитии чада или проблемы в общении со сверстниками, зачастую не знают, как ему помочь. Не замечать проблемы - не выход, это только усугубляет моральную подавленность ребёнка. На помощь в решении сложных ситуаций приходит педагог-психолог, который на основе имеющегося опыта, знаний может повернуть происходящее в нужное русло. Каждый маленький человек это уже индивидуальность, которая сталкивается с недетскими проблемами - непонимание окружающих, проблемы в общении со сверстниками, отставание от школьной программы, излишняя зажатость или агрессивность, отклонения в личностном развитии. Если учителя не знают, как наладить атмосферу в коллективе, то психолог обязан оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь не только ученикам, но и их родителям.

Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей. У школьного психолога должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы, например, придумать игру, завлечь в неё участников и сделать верные выводы.

Дети, как принято говорить, цветы жизни. С этими «цветами» психологи проводят почти всё своё рабочее время. У них тоже можно многому научиться. Наблюдать, как подросток мужественно справляется со своими проблемами, делает выводы и начинает жить спокойной жизнью - счастье для любого педагога-психолога. Главная проблема специалиста как это не парадоксально звучит - родители. Невозможно ребёнка оградить от проблем вне школы; мама и папа могут пить алкоголь, бить детей, на них невозможно повлиять и объяснить, как страдает их дитя.

Педагог-психолог должен получить высшее психологическое образование. Есть различные курсы повышения квалификации, переподготовки кадров.


Понравилась статья? Поделитесь ей