Контакты

Отсутствие государства – и бюрократизм. Территория Российской Империи

Великая держава держится на трёх "китах" – на сплочённой нации, на родной вере, на родном языке. Уберите одно из этих составляющих и вскоре вы увидите смерть даже очень сильного государства. (Сергей Фетисов)

В энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. термин великая держава отражен следующим образом: "Великие державы, термин, принятый для обозначения наиболее мощных государств, играющих ведущую роль на международной арене".

Великая держава - это страна, оказывающая огромное влияние на региональную или мировую системы. Ее статус не может определяться только лишь такими экономическими показателями, как валовый внутренний продукт, паритет покупательной способности или ВВП на душу населения. Даже когда страна страдает от нищеты или изоляции, ее природная мощь, обусловленная ее территорией, населением и культурой, все равно выделяет энергию во внешний мир.

Принимая во внимание природу политики великих держав, представляется целесообразным обозначить ряд принципов. Во-первых, эти державы заслуживают уважительного к ним отношения, поскольку их нельзя игнорировать - каждый их шаг влияет на международный порядок. Во-вторых, в отношениях с ними не стоит переходить границы: не нужно пытаться разрушить внутренний порядок этих стран, надеяться, что они распадутся, а также не нужно пытаться загнать их в угол, поскольку это неизбежно приведет к хаосу или насилию, а также страданию всех вовлеченных сторон. И, наконец, их нужно призывать соблюдать свои обязательства на международной арене - в мировой деревне, где взаимосвязи усиливаются с каждым днем, на великих державах лежит еще больше ответственности.

Великими державами со времени Венского конгресса стали называться пять европейских государств: Австрия (позднее Австро-Венгрия), Великобритания, Пруссия (позднее Германия), Россия и Франция. Эти страны преимущественно путём взаимных соглашений руководили политической жизнью Европы.

С 1870 в число великих держав вошла Италия. К внеевропейским великим державам в конце XIX - начале XX века стали причислять Соединённые Штаты Америки и Японию.

После Второй мировой войны великими державами стали считаться постоянные члены Совета Безопасности ООН: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Эти же державы приобрели дополнительное влияние благодаря обладанию ядерным оружием. Уставом ООН на великие державы возлагается главная ответственность за поддержание мира и всеобщей безопасности. В наши дни активно обсуждается необходимость реформы Совета Безопасности ООН. Германия, Япония, Индия, Бразилия и ЮАР рассматриваются, как наиболее вероятные кандидаты в число постоянных членов расширенного состава Совета Безопасности.

Становление Российской державы

Сегодня во всех странах мира знают такое государство как Россия. Для большинства европейцев Россия до недавнего времени ассоциировалась с медведем Машкой, русской водкой и ушанкой. Сегодня Россию знают как поднимающуюся державу, сильную и уверенную, со своим лидером. Поэтому сегодня Россия ассоциируется с Путиным, который четко во всем мире определил приоритеты Российского государства. После выборов нового президента, по моему мнению, навряд ли имя Путина будет быстро забыто, а новоизбранному лидеру будет очень тяжело добиться того же успеха, как предыдущему.

Ситуацию, в которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время крайностей, полярных мнений, смертельных приговоров, спасительных рецептов.

Целые поколения футуристов от политики и экономики, возглавляющие центры, институты, фонды, достаточно обеспеченные для того, чтобы издавать регулярно выходящие газеты и полноцветные аналитические журналы, бросились искать "русский путь".

Одни предлагают согласиться с итогами холодной войны, похоронить то, что нас связывает с великим прошлым, принять к исполнению модель западного уклада жизни и, наконец, проследовать в третий мир, признав свою капитуляцию.

Другие ищут спасения в выборе нового "стратегического партнера" - того "друга", который бросится спасать и поднимать с колен "униженную и растоптанную страну". В качестве такого партнера ежегодно выбирается кто-то новый, поднимается на щит и выставляется на потеху мировой общественности.

Третьи искренне считают, что лишь осознание себя "великой евразийской державой" способно решить те проблемы, которые стоят перед страной.

Четвертые предлагают изолироваться от окружающего мира, развиваться на основе идеи самодостаточности, развивая тезис о холодном климате и ущербности нашей территории.

Перечисленные позиции, как ни странно, очень схожи между собой: они не имеют отношения к реальности.

Жизнь – композиция настолько сложная и многомерная, что нельзя ее описать только графиками, теоретически просчитанными таблицами и процентами опросов…

У России есть враги.

Они называют ее "империей зла", "черной дырой", "страной без прошлого и будущего", "вечным неудачником". Полезно знакомиться со своей страной по иностранным выпускам новостей и публикациям в зарубежной прессе…

Нельзя сказать, чтобы на протяжении истории о России никто не заботился. Написана и воплощена в жизнь масса сценариев, доктрин, планов. Одно перечисление чего стоит: "доктрина Монро", "план Барбаросса", "план Даллеса", "концепция Киссинджера-Бжезинского"… Говоря открыто о ненависти к России в то же время укрепляют политические позиции государства. Когда говорят о нелюбви к государству, говорят о боязни к этому государству.

О России, как о Великой державе стали говорить не просто, и сразу. Стали говорить еще со времен Петра Великого, прорубившего "окно в Европу" и перенявшего элементы культуры, просвещения и военного искусства у стран Европы. В последствии появится целое течения захватившее большинство просвещенных умов рассуждающих о необходимости данных перемен и заимствования культуры у других стран. Но следует признать, что у России появился свой флот, своя твердая внешняя политика и статус мировой державы. Его последователи в лице Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III в той или иной степени стремились подержать этот статус реформами, внешней политикой и стремлением поддержания мира. Наверно не все так радужно и успешно было у каждого из правителей.

При правлении Николая II мы, опять же, не можем говорить о полном упадке государственности России, и потере статуса Великой державы. В это период активно развивается производство, образования, науки. Причем, по существу говоря, в больших темпах нежели первые 20 лет после революции!

Образование СССР. Сегодня все больше об СССР говорят как о негативном факторе по отношению к России. Мол, "железный занавес", люди не знали, что такое Европа.

А действительно ли это было так плохо? Или же это политические уловки?

Сегодня во всех странах мира знают такое государство как Россия. Для большинства европейцев Россия до недавнего времени ассоциировалась с медведем Машкой, русской водкой и ушанкой. Сегодня Россию знают как поднимающуюся державу, сильную и уверенную, со своим независимым лидером. Поэтому сегодня Россия ассоциируется с Путиным, который четко во всем мире определил приоритеты Российского государства. После выборов нового президента, по моему мнению, Путин остался лидером, а новоизбранному очень тяжело добиться того же успеха, как предыдущему.
Ситуацию, в которой оказалась Россия в начале XXI века, экономисты, политологи и прочие специалисты, имеющие отношение к формированию общественного мнения, чаще всего характеризуют как время крайностей, полярных мнений, смертельных приговоров, спасительных рецептов.
Целые поколения футуристов от политики и экономики, возглавляющие центры, институты, фонды, достаточно обеспеченные для того, чтобы издавать регулярно выходящие газеты и полноцветные аналитические журналы, бросились искать «русский путь».
Одни предлагают согласиться с итогами холодной войны, похоронить то, что нас связывает с великим прошлым, принять к исполнению модель западного уклада жизни и, наконец, проследовать в третий мир, признав свою капитуляцию.
Другие ищут спасения в выборе нового «стратегического партнера» - того «друга», который бросится спасать и поднимать с колен «униженную и растоптанную страну». В качестве такого партнера ежегодно выбирается кто-то новый, поднимается на щит и выставляется на потеху мировой общественности.
Третьи искренне считают, что лишь осознание себя «великой евразийской державой» способно решить те проблемы, которые стоят перед страной.
Четвертые предлагают изолироваться от окружающего мира, развиваться на основе идеи самодостаточности, развивая тезис о холодном климате и ущербности нашей территории.
И так далее.
Перечисленные позиции, как ни странно, очень схожи между собой: они не имеют отношения к реальности.
Жизнь - композиция настолько сложная и многомерная, что нельзя ее описать только графиками, теоретически просчитанными таблицами и процентами опросов…
У России есть враги.
Они называют ее «империей зла», «черной дырой», «страной без прошлого и будущего», «вечным неудачником». Полезно знакомиться со своей страной по иностранным выпускам новостей и публикациям в зарубежной прессе…
Нельзя сказать, чтобы на протяжении истории о России никто не заботился. Написана и воплощена в жизнь масса сценариев, доктрин, планов. Одно перечисление чего стоит: «доктрина Монро», «план Барбаросса», «план Даллеса», «концепция Киссинджера-Бжезинского»… Говоря открыто о ненависти к России в то же время укрепляют политические позиции государства. Когда говорят о нелюбви к государству, говорят о боязни к этому государству.
О России, как о Великой державе стали говорить не просто, и сразу. Стали говорить еще со времен Петра Великого, прорубившего «окно в Европу» и перенявшего элементы культуры, просвещения и военного искусства у стран Европы. В последствии появится целое течения захватившее большинство просвещенных умов рассуждающих о необходимости данных перемен и заимствования культуры у других стран. Но следует признать, что у России появился свой флот, своя твердая внешняя политика и статус мировой державы. Его последователи в лице Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III в той или иной степени стремились подержать этот статус реформами, внешней политикой и стремлением поддержания мира. Наверно не все так радужно и успешно было у каждого из правителей.
При правлении Николая II мы, опять же, не можем говорить о полном упадке государственности России, и потере статуса Великой державы. В это период активно развивается производство, образования, науки. Причем, по существу говоря, в больших темпах нежели первые 20 лет после революции!
Образование СССР. Сегодня все больше об СССР говорят как о негативном факторе по отношению к России. Мол, «железный занавес», люди не знали, что такое Европа.
А действительно ли это было так плохо? Или же это политические уловки?
Не нам судить о том времени и о тех политических мерах, но нам делать выводы и принимать ко вниманию, что бы не повторять ошибок прошлого.
Но именно во времена СССР Россия стала Великой космической державой, мощной военной державой, с высоким научным и образовательным уровнем, самобытной сформированной культурой.
Развал СССР. Перестройка.
У каждого исторического момента есть свои положительные и отрицательные качества. У перестройки слишком много отрицательных и негативных качеств, которые отразились на развитии России, ее самобытности, ее культуры, ее развитии, отношению других стран к некогда Великому государству.
Непродуманность, неспланированность действий многие годы не давало возможности выйти достойно на международную арену. Тогда было провозглашено, что Россия освободилась от оков компартии и теперь уж точно Велика держава, коей и должно ей быть. Но, как я понимаю, Великая держава - это, в том числе:

  • высокие культурные ценности общества;
  • высокий уровень образования;
  • поддержка спорта и высокие спортивные достижения;
  • грамотная социальная политика.
    Именно в это период времени не было отмечено ни один из признаков. Россию поглотили алчные политики, чиновничество, бюрократия, банальное массовое воровство, в конце концов. И наличие лидера, который вызывал у всех лишь горькую презрительную усмешку (Б.Н. Ельцин).
    Переломным моментом для России стал приход нового энергичного лидера - В.В. Путина. С новыми установками и взглядами на устройство государства, в котором он живет, его родные и близкие люди. С пониманием того, что России требуются кардинальные перемены, но которые нельзя осуществить в одночасье.
    Команда Путина не была распущена после выбора нового президента и не отказалась от своей цели.
    Что же такое, по мнению россиян, великая держава?
    По результатам массовых опросов главных признака три:
    высокий уровень жизни граждан - 43%;
    развитая экономика - 40.3%;
    мощная армия (39%).

Территория, на которую претендовало Российское государство Столица Уфа , Омск
Религия православие Денежная единица сибирский рубль Форма правления республика , диктатура Председатель совета министров правительства Виктор Николаевич Пепеляев Крупнейшие города Омск
Уфа
Хабаровск
Владивосток Валюта Сибирский рубль Верховный правитель 18 ноября 1918 - 7 февраля 1920 Александр Васильевич Колчак История 23 сентября (6 октября ) Уфимская Директория 4 (17 ) января Распад
История России
Восточные славяне , русы
Киевская Русь ( -XII века)
Удельная Русь (XII -XVI века)
Новгородская республика ( -)
Великое княжество Владимирское ( -)
Великое княжество Литовское ( -)
Великое княжество Московское ( -)
Русское царство ( -)
Российская империя ( -)
Российская республика ()
СССР ( -)
Российская Федерация (с )
Наименования | Правители | Хронология Портал «Россия»

Акт об образовании всероссийской верховной власти

Присутствовавшие на совещании делегации от Комуча (Самара), (Омск), Временного областного правительства Урала (Екатеринбург), войсковых правительств казачьих войск (Астраханского, Енисейского, Иркутского, Оренбургского, Семиреченского, Сибирского, Уральского), правительств ряда национально-государственных образований (Киргизского правительства Алаш-Орды, Башкирского правительства , правительства автономного Туркестана, национального управления мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири, Временного Эстонского правительства), нескольких общероссийских политических партий образовали Временное Всероссийское правительство (так называемую «Уфимскую директорию »), которую возглавил Н. Д. Авксентьев . Было установлено, что Временное Всероссийское Правительство «впредь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания является единственным носителем верховной власти на всем пространстве государства Российского» . Акт предусматривал «передачу Временному Всероссийскому правительству, как только оно того потребует», «всех функций верховной власти, временно отправляемых, в виду создавшихся условий, областными правительствами». Тем самым отменялся суверенитет региональных образований, на смену которому вводилась «широкая автономия областей», пределы которой полностью зависели от «мудрости Временного Всероссийского правительства» .

Всероссийскому правительству вменялось способствовать ускорению созыва Учредительного собрания и в дальнейшем безусловно подчиниться ему «как единственной в стране верховной власти» .

Основы национально-государственного устройства России должны были исходить из федеративных принципов: «устроение освобождающейся России на началах признания за её отдельными областями прав широкой автономии, обусловленной как географическим и экономическим, так и этническим признаками, предполагая окончательное установление государственной организации на федеративных началах полновластным Учредительным Собранием…, признание за национальными меньшинствами, не занимающими отдельной территории, прав на культурно-национальное самоопределение» .

В отношении армии в Акте говорилось о необходимости «воссоздании сильной, боеспособной, единой Российской армии, поставленной вне влияния политических партий» и, одновременно, о «недопустимости политических организаций военнослужащих и устранении армии от политики» .

В качестве неотложных задач по восстановлению государственного единства и независимости России были названы :

1. Борьба за освобождение России от Советской власти;
2. Воссоединение отторгнутых, отпавших и разрозненных областей России;
3. Непризнание Брестского и всех прочих договоров международного характера, заключённых как от имени России, так и отдельных её частей после Февральской революции , какой бы то ни было властью, кроме Российского Временного Правительства , и восстановление фактической силы договорных отношений с державами согласия
4. Продолжение войны против германской коалиции .

Централизация управления

Верховным правителем адмирала Колчака признали все главнокомандующие белых армий как на юге и западе России, так и в Сибири и на Дальнем Востоке; на рубеже мая-июня 1919 года генералы А. И. Деникин , Е. К. Миллер , Н. Н. Юденич добровольно подчинились А. В. Колчаку и официально признали его Верховное главнокомандование над всеми армиями на территории России. Верховный главнокомандующий при этом подтвердил полномочия главкомов. Приказом верховного правителя Миллер и Юденич получили статус генерал-губернаторов .

На положении фронтов этой единой армии с этого момента действовали ВСЮР , Северо-Западная армия , Северная армия и Восточный фронт .

Герб

В январе - апреле 1919 г. в Омске по инициативе Общества художников и любителей изящных искусств Степного края прошли конкурсы на создание нового текста государственного гимна и нового государственного герба. Было объявлено, что, по условиям конкурса, государственный герб, «сохраняя изображение двуглавого орла , должен быть скомпанован в более художественных формах, в основах древнерусского стиля, и должен соответствовать современному пониманию декоративности», а «вместо снятых эмблем царской эпохи (короны, скипетра и державы) герб должен быть украшен эмблемами, характерными для новой возрождающейся государственности» .

В ходе конкурса было предложено 210 вариантов текста гимна и 97 проектов государственного герба. Наиболее вероятным претендентом на победу считался проект, созданный художником из Казани Г. А. Ильиным, - двуглавый орёл, над которым возвышался крест с девизом «Сим победиши! ». С крыльев орла были сняты областные гербы Российской империи, но был оставлен московский герб с Георгием Победоносцем, также исчезли короны, но осталась держава, а скипетр заменил меч. Хотя ни один из представленных проектов герба не был окончательно утверждён жюри, проект Г. А. Ильина часто встречался на канцелярских печатях, на страницах сибирской прессы и использовался на денежных знаках .

9 мая 1919 г. постановлением Совета министров Российского правительства была утверждена символика Верховного правителя - флаг и брейд-вымпел с двуглавым орлом, но без знаков «царской» власти .

Государственные награды

Одновременно с конкурсами на новые гимн и герб был проведён конкурс на новые государственные ордена - «Возрождения России» и «Освобождения Сибири». Представленные проекты ордена «Возрождения России» не получили одобрения жюри. Был утверждён лишь проект ордена «Освобождения Сибири», автором которого был всё тот же Г. А. Ильин .

Главной причиной отсутствия результатов конкурсов считалась «идеологическая несвоевременность» подобных мероприятий. Как вспоминал член жюри писатель Сергей Ауслендер , главным содержанием подавляющего большинства проектов была идея «Русь в походе», что, конечно же, не соответствовало поставленной задаче - создать державную символику обновлённого Российского государства. В жюри также высказывались сомнения по поводу отсутствия монархической символики в представленных проектах, что шло вразрез с принципом «непредрешения », декларировавшегося белой властью .

Государственно-политическое устройство

Государство состояло из 3 разрозненных частей, только Омское и Архангельское правительства на некоторое время смогли соединить свои территории.

Законы, которые принимались в Омске, становились обязательными на всех территориях Российского Государства.

Омское правительство оказывало финансовую помощь Югу. Северное правительство Миллера - для решения вопроса с недостатком хлеба - производило закупки в Сибири .

Структура органов государственного управления состояла из временных органов государственной власти. Эти органы власти ограничивались сроком действия на период военного времени и восстановления в стране полного порядка.

Органы государственного управления

Внешняя политика

Во внешней политике Колчак неуклонно придерживался ориентации на прежних союзников России в Первой мировой войне. В качестве Верховного правителя и правопреемника дооктябрьских правительств России (царского и Временного) в декларации от 21 ноября 1918 года он признал их внешние долги и другие договорные обязательства (к концу 1917 года внешний долг России превышал 12 миллиардов рублей) .

Главным представителем белых правительств за границей был бывший царский министр иностранных дел, опытный дипломат С. Д. Сазонов , находившийся в Париже. Ему подчинялись все российские посольства за рубежом, оставшиеся с дооктябрьского периода, сохранив свой аппарат, имущество и функции .

Государство Российское было де-юре признано на международном уровне только одним государством - Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев . В конце июня 1919 г. в Омск прибыл поверенный в делах югославского МИДа Й. Миланкович. Посланником в Белграде был утверждён В. Н. Штрандман .

В декларации правительства Колчака от 7 декабря 1918 года по поводу окончания мировой войны выражалась надежда на участие России в Версальской мирной конференции . Правительство Колчака создало при своем МИДе специальную комиссию по подготовке к мирной конференции в надежде на то, что Россия будет представлена в Версале как великая страна, понёсшая огромные потери и на протяжении трёх лет державшая второй фронт, без которого невозможна была бы конечная победа союзников. В этом заверял Россию, в частности, руководитель французской военной миссии генерал М. Жанен, выступая по прибытии во Владивосток в ноябре 1918 года. Предполагалось, что если до созыва конференции не будет юридически признанного союзниками правительства новой России, то её интересы будет представлять кто-либо из дипломатов старой России по согласованию с правительствами белых. Однако вскоре позиция союзников в этом вопросе переменилась. Решающим аргументом стало отсутствие юридически признанного правительства всей России .

В результате конференция вынесла решение: отложить рассмотрение вопроса о России, её международном статусе и границах до окончания в ней Гражданской войны, когда на всей её внутренней территории будет установлено единое правительство, после чего созвать специальную международную конференцию по всем связанным с ней вопросам .

В январе 1919 года президент США В. Вильсон и британский премьер-министр Д. Ллойд-Джордж выступили с инициативой созыва на Принцевых островах (в Мраморном море , близ Стамбула) специальной международной конференции по русскому вопросу, на которую пригласили представителей обеих противоборствующих сторон - и большевиков, и белых. Советское правительство откликнулось на это предложение. Среди белых, однако, предложение союзников о переговорах с большевиками вызвало волну возмущения. И Колчак, и Деникин отказались послать своих представителей на Принцевы острова .

Вооружённые силы

На первых порах объединение Сибирской и Народной армий не привело к успеху: новое командование не смогло правильно использовать имевшиеся возможности, а части Народной армии, предоставленные сами себе, продолжали отступление, начавшееся ещё в сентябре. 3 октября 1918 г. была оставлена Сызрань, 8 октября - Самара.

В начале октября генерал Болдырев осуществил реорганизацию командования вооружёнными силами Востока России, распределив все подчинённые ему войска на три фронта: Западный, Юго-Западный и Сибирский. В состав Западного фронта вошли все русские и чехословацкие войска, действовавшие против советских войск Восточного фронта севернее линии Николаевск - Бузулук - Стерлитамак - Верхнеуральск - Кустанай - Павлодар . Главнокомандующим Западным фронтом был назначен командир Чехословацкого корпуса генерал-майор Я. Сыровый , начальником штаба фронта - генерал М. К. Дитерихс . Во фронт входили русские, башкирские и чехословацкие войсковые соединения на Урале и в Поволжье: две дивизии Чехословацкого корпуса и Екатеринбургская группа (командующий - Р. Гайда), Камская группа (командующий - генерал-лейтенант С. Н. Люпов), Самарская группа (все группы - с правами армий), (командующий - полковник (впоследствии генерал-майор) С. Н. Войцеховский); Камская боевая речная флотилия (командующий - контр-адмирал М. И. Смирнов). Уральские и оренбургские казачьи войска, а также регулярные части, действовавшие к югу от указанной линии на Саратовском и Ташкентском направлениях, образовали Юго-Западный фронт во главе с атаманом Оренбургского казачьего войска генерал-лейтенантом А. И. Дутовым . Все антибольшевистские войска, действовавшие на территории Сибири, вошли в состав Сибирского фронта, главнокомандующим которого был назначен командующий Сибирской армией генерал-майор П. П. Иванов-Ринов .

Ввиду преобразования военного министерства Временного Сибирского правительства в военное и морское министерство Временного Всероссийского правительства , 2 ноября 1918 года П. П. Иванов-Ринов был освобождён от должности его управляющего, но сохранил пост командующего Сибирской армией.

Реорганизацию управления антибольшевистскими вооружёнными силами Востока России завершил адмирал А. В. Колчак , объявивший себя Верховным главнокомандующим. 18 декабря 1918 года он приказал упразднить корпусные районы Сибирской армии и образовать вместо них военные округа:

Этим же приказом Колчак утвердил образованный по постановлению войскового круга Оренбургского казачьего войска Оренбургский военный округ со штабом в Оренбурге (Оренбургская губерния без Челябинского уезда и Тургайская область).

Осенью - зимой 1918 г. положение на фронте благоприятствовало планам Колчака по объединению разнородных антибольшевистских сил. 29 ноября Екатеринбургская группа Сибирской армии, перейдя в решительное наступление, полностью разгромила противостоявшую ей 3-ю армию РККА , взяла Кунгур (21 декабря) и Пермь (24 декабря), где захватила огромные трофеи.

После учреждения в декабре 1918 г. Ставки Верховного Главнокомандующего адмирала Колчака Сибирская армия была расформирована.

24 декабря из Екатеринбургской группы войск (в составе 1-го Средне-Сибирского корпуса, 3-го Степного Сибирского корпуса, Воткинской дивизии и Красноуфимской бригады) была образована новая Сибирская армия, временное командование которой было поручено генералу Р. Гайде . Для формирования штаба армии было предложено использовать штаб прежней Сибирской армии, которому в кратчайший срок следовало перебазироваться из Омска в Екатеринбург. Врид начальника штаба Сибирской армии был назначен начальник штаба Екатеринбургской группы генерал Б. П. Богословский.

Из частей Самарской и Камской группы войск, 3-го и 6-го Уральских корпусов была сформирована Западная армия во главе с командиром 3-го Уральского корпуса генералом М. В. Ханжиным ; врид начальника штаба армии был назначен начальник штаба Самарской группы генерал С. А. Щепихин . На базе войск Юго-Западного фронта была образована Оренбургская отдельная армия под командованием генерала А. И. Дутова . Войска Сибирского фронта были переформированы во 2-й Степной Сибирский отдельный корпус генерала В. В. Бржезовского, действовавший на Семиреченском направлении.

1919

В январе - феврале 1919 г. реорганизованная Сибирская армия отразила контрнаступление советских войск на Пермь.

В начале марта Сибирская и Западная армии перешли в наступление.

Сибирская армия, наступая на Вятку и Казань, в апреле взяла Сарапул , Воткинск и Ижевск и вышла на подступы к Казани. Западная армия заняла

Сейчас на планете существуют четыре потенциальные сверхдержавы: Россия, Китай, Евросоюз и США. При этом Россия и Китай находятся на подъёме, а Евросоюз и США, наоборот, балансируют на грани тяжелейшего кризиса.

Давайте посмотрим на главные силы нашего мира подробнее. Если захотите внести в статью дополнения и уточнения, делайте это прямо на Руксперте:

Мировые державы — это сильнейшие в геополитическом отношении страны, которые в состоянии оказывать существенное влияние на политику всего мира или отдельных крупных регионов.

Сверхдержава

Сверхдержава — государство с колоссальным геополитическим и военным превосходством над большинством других государств. Термин возник в 1944 году. Согласно официальной западной историографии, сверхдержавы появились по итогам Второй Мировой — и их было всего три: США, Советский Союз и Великобритания. В 1947 году Великобритания потеряла Индию и Пакистан, в 1948 году — Мьянму и Шри-Ланка, в 1957 году — Малайзию. Проект Pax Britannica разрушился окончательно. Фактически Великобритания утратила свой сверхдержавный статус в 1957 году (хотя экономический неоколониализм продолжает процветать). Подобный взгляд на термин «сверхдержава» во многом разделялся и в СССР и в большинстве других стран мира. (ссылка).

С распадом СССР в 1991 году США остались на какое-то время единственной сверхдержавой — для описания этого состояния был даже придуман термин «гипердержава». Однако за последующие два десятилетия США отчасти растеряли свой политический вес, отчасти были потеснены быстро растущим Китаем, возрождающейся Россией, а также другими кандидатами на сверхдержавный статус (в первую очередь, Европейским Союзом).

Впрочем, часто высказываются мнения, что явление «сверхдержавности» вообще ушло в прошлое и в современном сравнительно открытом и всё более экономически и культурно взаимосвязанном мире настоящих сверхдержав образца XX века больше нет. Поэтому наиболее корректным представляется считать сильнейшие страны современности лишь потенциальными сверхдержавами, так как общего консенсуса о текущем составе сверхдержав нет.

Довольно часто термин «сверхдержава» применяют к историческим эпохам до 1944 года, что в отдельных случаях может быть не лишено смысла. Однако, вообще говоря, предположения на тему того, кого считать сверхдержавами до Второй Мировой войны и кого считать сверхдержавами в наше время — всегда достаточно спорны.

Великая держава

Великая держава — это страна, которая в состоянии оказывать существенное влияние на политику всего мира или большинства его крупных регионов, однако слабее сверхдержавы, и для достижения своих целей, вынуждена, как правило, вступать в союз с другими великими и региональными державами.

Термин «великая держава» появился в эпоху после окончания наполеоновских войн (1833 г.). Вхождение в клуб великих держав определялось по факту успешного участия в колониальном переделе мира и перекройке границ Европы — в ключевых войнах и на дипломатических конгрессах. Изначально, по итогам Венского конгресса 1815 года список великих держав включал в себя Россию, Францию, Пруссию, Великобританию и Австрийскую империю.(ссылка) С тех пор и до сегодняшнего дня, за возможным исключением первого десятилетия после революции 1917 года, Россия входит в число великих держав.

На данный момент к великим державам по факту относятся Китай, Россия и США — они же являются потенциальными сверхдержавами и полюсами силы сегодняшнего мира. Кроме того, к великим державам в наше время, как правило, относят Францию и Великобританию, так как они сохранили относительно дееспособный военный флот и оказывают существенное влияние на дела многих своих бывших колоний по всему миру. Однако относительно невысокая численность населения этих стран не позволяет им претендовать на более серьёзное лидерство. Одним из наиболее распространенных критериев великодержавного статуса в современном мире является постоянное участие в Совете безопасности ООН и обладание правом вето. В состав постоянных членов Совбеза ООН входят Великобритания, Китай, Россия, США и Франция.

Также характерной чертой великих держав является то, что если в состав какого-либо союза входит только одна великая держава, то сам союз в глазах остального мира фактически становится инструментом распространения большей частью именно её влияния.

Надо отметить, что ещё до «официальной» эпохи великих держав на планете существовали мировые морские колониальные империи и просто региональные империи, редко перерастающие в континентальные. Поэтому для ситуации конца XV — конца XVIII веков не лишено смысла применение термина «великая держава» к Испании, Португалии и Голландии (все они фактически потеряли этот статус в эпоху наполеоновских войн или несколько ранее), а также к Франции и Великобритании. Из исторических континентальных держав наиболее близки к статусу великой державы Монгольская империя в XIII веке и Российская империя в XVIII веке.

Региональная держава

Региональная держава — это страна, которая обладает сравнительным превосходством над большинством других стран в определённом макрорегионе мира, но при этом не является достаточно сильной, чтобы иметь возможность оказывать существенное влияние на политику в других макрорегионах мира.

Признаки великих держав

Узнать на какой уровень державности «тянет» та или иная страна можно довольно легко по следующим признакам.

Для великой державы характерны:
* Глобальные амбиции.

* Достаточно сильные для подкрепления таких амбиций перед всем миром, то есть многочисленные, хорошо оснащённые и подготовленные, армия и флот. Наличие эффективных средств для уничтожения авианосцев.
* Океанский флот и другие средства приложения своей силы в любой точке планеты.
* Ядерное оружия и средства его доставки на межконтинентальные (более 8000 км) расстояния, а также атомные подводные лодки.
* Независимый доступ в космос и собственные средств космической связи, разведки и навигации.
* Соответствующие средства информационной безопасности (собственные глобальные информационные каналы и т. д.).

Обычно результатом вышеперечисленного является постоянное членство в Совете безопасности ООН и лидерство в крупных региональных союзах. В настоящий момент все эти параметры достижимы только при численности населения примерно от 60 млн граждан или подданных, причем только наличие более 100 млн населения позволяет реализовать эти параметры настолько полно, что о стране можно говорить как о потенциальной сверхдержаве.

Для региональной державы характерны:
* Региональные амбиции.
* Устойчивая внутриполитическая и, что обычно взаимосвязано, финансовая ситуация внутри страны.
* Достаточно сильные для подкрепления таких амбиций перед соседями армия и флот.
* Ядерное оружие в ограниченных количествах для ограничения вмешательства великих держав в местные дела.
* Соответствующие средства информационной безопасности (собственные региональные информационные каналы и т. д.).
В настоящий момент все эти параметры одновременно достижимы только при численности населения примерно от 20 млн граждан или подданных. Часто являются лидерами небольших региональных союзов.

Потенциальные сверхдержавы

Европейский союз

Если это надгосударственное образование станет больше напоминать единое государство, то в будущем оно может стать явной потенциальной сверхдержавой из-за высокого технологического уровня, высокой численности населения и влияния отдельных его членов в мире. Однако в нынешнем его составе такое вряд ли случится: во многом из-за позиции Великобритании, которая по ключевым вопросам безопасности связана с США гораздо сильнее, чем со странами Евросоюза, а также из-за больших амбиций других членов союза (в частности, Польши), которые с неохотой идут на уменьшение суверенитета.

Китай
Континентальный Китай обладает внушительным запасом ядерных боеголовок (несколько сотен) и средств доставки. Численность населения — 1 349 млн жителей. Каждый пятый житель Земли является китайцем. Обладает собственным цивилизационным проектом, который провозглашает как «социализм с китайской спецификой». Также имеет и реализует глобальный цивилизационный проект — теорию гармоничного мира. Начиная с XX века, находится под неограниченным управлением коммунистической партии. Претендует на лидерство во всем тихоокеанском регионе, также имеет серьезнейшие планы на Арктику и на часть Антарктики. Активно разворачивает на орбите «Бэйдоу», свою собственную систему спутниковой навигации. Армия Китая занимает третье место в рейтинге сильнейших армий мира. Несколько раз воевал в Гималаях с Индией, каждый раз побеждал Индию.

Российская Федерация

Россия сегодня обладает крупным ядерным арсеналом, включая перспективные мобильные комплексы «Тополь-М» и «Ярс РС-24». Население РФ составляет 143 млн человек. В отличие от большинства стран, являющихся обычными национальными государствами, Россия претендует на альтернативную цивилизацию и обладает альтернативной концепцией глобализации.

Смысл и цель современного путинского российского проекта — добиться абсолютного суверенитета, отказаться от европоцентризма и перейти к евразийству, установить власть на значительной части Евразии, вложить большие средства в развитие и заселение своих субарктических территорий, Средней Азии и Дальнего Востока и превратиться из национального государства и союза наций в цивилизационное образование, которое способно отстаивать свои интересы в любой точке планеты, будь то Антарктика или Арктика, а в конечном счете — предложить миру альтернативный путь развития (бескризисный) и свою концепцию глобализации (русскую).

В XX веке Россия получила колоссальный опыт выстраивания систем глобального политического, экономического и военного противостояния. Усилиями СССР и России создана и развернута известная во всем мире спутниковая система навигации — ГЛОНАСС, чипами которой снабжены уже многие современные компьютеры и телефоны под управлением всех операционных систем. Армия России заслуженно занимает второе место по силе в мире.

Является лидером союзов: Содружество независимых государств, Таможенный союз, Организация Договора о коллективной безопасности.

В данный момент США обладают большим ядерным арсеналом, включая самые совершенные и быстрые ракеты в мире LGM-30G Minuteman-III (скорость достигает 24 000 км/ч), сверхточные ракеты Trident II D5 и сверхтехнологичные MX (LGM-118А) Peacekeeper. Численность населения Соединенных Штатов — 320 млн человек (3-е место на планете). Реализация военных и политических амбиций США осуществляется сейчас в любой точке планеты. США обладают самой популярной спутниковой системой навигации в мире — GPS. Армия США в последние десятилетия по праву занимает первое место в рейтингах сильнейших армий мира. США лидируют в области гиперзвуковых технологий и провозглашают идею молниеносного безъядерного глобального удара.

Является лидером союзов: Организация американских государств, НАТО.

Великие державы

Великобритания

Великобритания обладает ядерным оружием (но только морского базирования). Численность населения королевства — 63 млн подданных. Является носителем собственной концепции глобализации (западной) и одним из источников распространения западных ценностей. Не имеет личной системы спутниковой навигации, а только участвует в создании общеевропейской системы Galileo. Не производит запуски космических аппаратов. Армия Соединенного Королевства занимает пятое место в рейтинге сильнейших армий мира, но самостоятельности не имеет. Военные операции проводит только в составе НАТО.

Является лидером Содружества наций (до 1946 года — Британского содружества наций).

Французская Республика обладает огромным по европейским меркам ядерным арсеналом. Французские физики-ядерщики сегодня ценятся во всем мире на вес золота. Численность населения республики — 65 млн граждан. Является классическим носителем западных демократических ценностей, активно открывает и продвигает центры по изучению французского языка во многих государствах, но глобальных амбиций не имеет и в определенной мере подчиняется Соединенным Штатам Америки. Принимает вялотекущее участие в разработке европейской глобальной системы спутниковой навигации Galileo. Обладает сильной армией (6-е место в рейтинге) и Французским Иностранным легионом, вступление в который дает право любому иностранцу через определенное количество отслуженных лет стать гражданином Франции и получить квартиру.

Потенциальные великие державы

Бразилия

Пятое по площади и по численности населения государство в мире. Население размером более чем в 200 млн человек продолжает расти, страна обладает крупными запасами природных ресурсов и является «сельскохозяйственной державой» (Бразилия в больших количествах экспортирует не только кофе, но и сою, сахар, мясо и многие другие продукты). Бразилия — крупнейшая страна и крупнейшая экономика в Латинской Америке — претендует на лидерство в регионе (по крайней мере, в Южной Америке), чему несколько мешает тот факт, что бразильцы говорят на португальском языке, тогда как большинство остальных латиноамериканцев — на испанском. Страна имеет собственную космическую программу и космодромы, а также собственное производство авиалайнеров. Не имеет, однако, ни существенного военно-промышленного комплекса, ни тем более ядерного оружия. Океанский флот в основном представлен старыми кораблями, перекупленными из других флотов, а армия не представляет из себя ничего выдающегося для столь населённой и крупной страны.

У Бразилии практически нет «великодержавного» опыта (хотя какое-то время она была Бразильской Империей). С другой стороны, имидж Бразилии в других странах мира достаточно позитивен благодаря яркой культуре и достижениям в футболе — наиболее популярном виде спорта в мире (ЧМ-2014 по футболу и Летняя Олимпиада-2016 пройдут в Бразилии). Кроме того, Бразилия демонстрирует миру довольно успешную модель нации, в которой относительно мирно сосуществуют представители разных рас. При этом в стране серьезными проблемами остаются высокая преступность, бедность и социальное расслоение.

Входит в южноамериканские организации Меркосур и Союз южноамериканских наций, а также является одной из стран БРИКС. С членством в последней организации чаще всего связывают экономические и политические амбиции Бразилии.

Германия

Фактический лидер Европейского союза. Не имея ядерного оружия и мощного флота, а также находясь под заметным влиянием США, тем не менее тратит значительные средства на армию. Активно вмешивается в европейскую политику.

Индия обладает ядерным оружием и межконтинентальными баллистическими ракетами. Численность населения Индии — 1 220 млн человек. Не претендует на Индийский океан и на Арктику (в отличие от Китая), не обладает глобальными амбициями и старается держаться подальше от войн, хаоса и революций, включая ближневосточные. Не планирует разрабатывать глобальную спутниковую систему навигации, но сейчас разрабатывает региональную — IRNSS. Система будет обеспечивать только покрытие самой Индии. Индийская армия занимает 4-е место в рейтинге, что впечатляет. Имеет полярную станцию в Антарктиде.

В данный момент Иран не обладает ядерным оружием. В 2013 году он даже отказался от таких планов. Численность населения Ирана — 79 млн жителей. Является главным распространителем сразу двух глобальных проектов — шиитской дуги и исламско-теократического проекта. В отличие от большинства исламских государств, где главой является либо монарх, либо президент, в Иране главой является имам. В 1989 году высший руководитель Ирана Рухолла Мусави Хомейни обратился к Горбачеву с предложением перестраивать СССР и строить там исламское государство. Иран не планирует разрабатывать свой аналог ГЛОНАСС. Обладает сильной армией (16-е место в рейтинге) и Корпусом Стражей Исламской революции (КСИР).

Пакистан

Пакистан обладает большим количеством ядерных боеголовок. Средства доставки — ракеты и авиация. Давно уже ведет разработку ракетных подводных лодок стратегического назначения. Ядерный арсенал Пакистана признан самым быстрорастущим в мире. Численность населения — 190 млн граждан. Пакистан собирается увеличить площадь своей территории за счет Кашмира, но участвовать в глобальных проектах типа Всемирного Халифата не планирует. Использует свои ракеты для запуска спутников, обладает собственной космической программой, но разработать глобальный аналог ГЛОНАСС не в силах. Имеет полярную станцию в Антарктиде. Обладает полуторамиллионной армией (12-е место в рейтинге). Тратит непосильные деньги на армию и ВПК несмотря на то, что население питается манго и пшеницей.

Находящаяся под большим влиянием США страна имеет территориальные споры практически со всеми соседями, а также развитый военно-промышленный комплекс, мощные армию и флот. Не устанавливает своих зон влияния в регионе, по-видимому, только по той причине, что он прочно поделен между еще более мощными державами. Население 127 млн человек. Япония имеет полярную станцию в Антарктиде.

Региональные державы

Обладает ядерным оружием, хотя официально этого и не признаёт. Население — 8 млн граждан. Находится на Ближнем Востоке, окружен враждебно настроенными к нему государствами. Вопреки мнениям конспирологов, параноиков и кухонных националистов, не обладает глобальными амбициями по реализации глобального рептильного сионистского заговора (ZOG). Не имеет планов по созданию глобальной спутниковой системы навигации. Обладает сильной и хорошо обученной армией с большим боевым опытом (13-е место в рейтинге).

Не очень богатое южноевропейское государство, претендующее, тем не менее на значительную роль в делах Латинской Америки и северо-западной части Африки. Свои амбиции подкрепляет наличием в составе флота универсальных десантных кораблей.

Южноевропейское государство с мощным военно-промышленным комплексом. С самого своего создания проявляет значительные амбиции в Средиземноморском регионе. Наряду с Францией и Великобританией принимала активное участие в войне в Ливии.

Канада — сырьевой придаток Соединенных Штатов Америки, не обладающий ядерным оружием. Определенную власть в Канаде имеет сейчас британская королева. Численность населения Канады — 34 млн человек. Канада является членом NATO и не обладает ни глобальными, ни региональными амбициями. Использует GPS и не планирует разрабатывать свою систему спутниковой навигации. Несмотря на это, армия Канады входит в число двадцати самых сильных армией мира (19-е место).

Северная Корея — самое нищее государство в этом перечне. Обладает ядерным оружием и средствами доставки, способно уничтожить несколько соседских городов. Тем не менее, США серьёзно не угрожает, так как межконтинентальные баллистические ракеты в стране ещё не созданы. Численность населения — 24 млн человек. Значительная часть из них являются военными. Непонятным образом сочетает в себе красный революционный коммунизм и престолонаследование. Обладает собственной корейской идеологией — чучхе, но, несмотря на это, глобальными амбициями КНДР обделена, спутниковые технологии имеет в зачаточном состоянии. Обладает средней по боеспособности армией (29-е место в мире).

Республика Корея

Несмотря на значительную зависимость от США, страна пытается вести собственный политический курс, в частности, глубоко сотрудничая с Россией, где, например, уже созданы и успешно работают научные подразделения фирмы Samsung. Обладает серьезной промышленной и научной базой, в том числе и в оборонных технологиях. Является фактически мировым лидером в гражданском судостроении и имеет собственный космодром. Серьёзному региональному влиянию препятствует только соседство столь же или более сильных стран.

Может выйти на качественно более высокий уровень в случае воссоединения Северной и Южной Кореи в одну страну.

Саудовская Аравия

Претендующее на лидерство в регионе королевство не только достаточно богато, но и имеет оборонный бюджет сопоставимый по размерам с таковым у великих держав. Является лидером организации «Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива», включающую военный союз «Щит полуострова». Не обладает ядерным оружием, но является энергетической державой. Королевство Саудовская Аравия — лидер всего исламского мира планеты, хранительница двух главных мусульманских святынь. Вооружает сирийских боевиков, продвигает ваххабитскую форму ислама за рубежом, включая российские регионы. КСА принимала активное участие в уничтожении светских исламских режимов в регионе.

Королевство финансировало террористов Чечни и до сих пор финансирует террор против РФ. Предпринимает усилия для распространения по миру своего цивилизационного проекта на основе ваххабизма. Стремится построить Халифат. Успешно конкурирует с враждебным шиитским Ираном. Обладает сильными танками. Постепенно развивает свою науку и наукоемкие технологии.

Страна не скрывает претензий на господство на Ближнем Востоке и Балканах, а также в исламском и, прежде всего, тюркоязычном мире. Имеет мощную армию с небольшим оборонно-промышленным комплексом. Контролирует стратегические Черноморские проливы. Активно вмешивается в международные конфликты на Кавказе и в Сирии.

Нейтральное государство с достаточно мощным военно-промышленным комплексом, производящим истребители и подводные лодки. Достаточно активно вмешивается в международную политику в Европе и Арктике. Является лидером Северного совета.

Является одним из центров распространения современной западной идеологии толерантности.

Южно-Африканская Республика

Отказавшееся в результате фактически местной революции под международным нажимом от ядерной программы государство, тем не менее, остаётся явным региональным лидером. Фактически, единственная из стран Африки создаёт собственную военную технику. Является лидером Южноафриканского таможенного союза.

Претенденты на статус региональных держав

В некоторых случаях слабые, но богатые или очень заражённые какой-то идеей страны пытаются оказывать влияние на политику в регионе и мире. В истории существовали примеры, когда им это удавалось достаточно успешно (Венеция), однако в настоящее время успехи такого рода стран всегда поддерживается кем-то маячащим за спиной. В противном случае их попытки надуть щёки остаются бесплодными. Также сюда следует отнести страны на данный момент находящиеся в положении, не позволяющем реализовать свой потенциал.

Понравилась статья? Поделитесь ей