Контакты

Согласится ли Путин на возвращение Японии Курильских островов? Почему Япония претендует на Курильские острова.

Конфликт по поводу Курильских островов начался задолго до Второй мировой войны.

Спор по поводу самых южных Курильских островов — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи — является точкой напряженности в отношениях между Японией и Россией с того момента, когда они были захвачены Советским Союзом в 1945 году. Спустя более 70 лет российско-японские отношения все еще нельзя назвать нормальными из-за продолжающегося территориального спора. В значительной мере именно исторические факторы помешали решению этого вопроса. К их числу относятся демография, ментальность, институты, география и экономика — все это стимулирует проведение жесткой политики, а не готовность к компромиссу. Первые четыре фактора способствуют сохранению тупиковой ситуации, тогда как экономика в виде нефтяной политики связана с определенной надеждой на разрешение.

Претензии России на Курилы восходят к 17-му веку, что происходило в результате периодических контактов с Японией через Хоккайдо. В 1821 году была де-факто установлена граница, в соответствии с которой Итуруп стал японской территорией, а российская земля начиналась с острова Уруп. Впоследствии по Симодскому трактату (1855 год) и Санкт-Петербургскому договору (1875 год) все четыре острова были признаны территорией Японии. В последний раз Курилы сменили своего владельца по результатам Второй мировой войны — в 1945 году в Ялте союзники, по сути, согласились передать эти острова России.

Спор по поводу островов стал частью политики холодной войны во время переговоров по заключению Сан-Францисского мирного договора, статья 2c которого заставляла Японию отказаться от всех своих претензий на острова Курильской гряды. Однако отказ Советского Союза подписать это соглашение оставил эти острова в состоянии неопределенности. В 1956 году была подписана совместная Советско-японская декларация, которая де-факто означала завершение состояния войны, но не смогла разрешить территориальный конфликт. После ратификации в 1960 году американо-японского Договора безопасности дальнейшие переговоры были прекращены, и так продолжалось до 1990-х годов.

Однако после окончания холодной войны в 1991 году, казалось, появилась новая возможность для разрешения этого вопроса. Несмотря на бурные события в мировых делах, позиции Японии и России по вопросу о Курилах не претерпели особого изменения по сравнению с 1956 годом, и причиной подобного положения были пять исторических факторов, находившихся за рамками холодной войны.

Первый фактор — демографический. Население Японии уже сокращается из-за низкого уровня рождаемости и старения, тогда как население России уменьшается с 1992 года из-за избыточного употребления алкоголя и по причине других социальных недугов. Этот сдвиг вместе с ослаблением международного влияния привел к появлению обращенных в прошлое тенденций, и обе нации, в основном, пытаются теперь разрешить этот вопрос, глядя назад, а не вперед. При наличии подобных установок можно сделать вывод о том, что стареющее население Японии и России лишают премьер-министра Синдзо Абэ и президента Владимира Путина возможности вести переговоры из-за прочно укоренившихся взглядов в отношении вопроса о Курилах.

Контекст

Россия готова вернуть два острова?

Санкэй симбун 12.10.2016

Военное строительство на Курилах

The Guardian 11.06.2015

Можно ли договориться о Курильских островах?

Русская служба BBC 21.05.2015
Все это также на руку ментальности и восприятию внешнего мира, которые формируются на основании того, как преподается история, а в более широком смысле на основании того, как ее преподносят средства массовой информации и общественное мнение. Для России развал Советского Союза оказался сильным психологическим ударом, сопровождавшимся потерей статуса и власти, поскольку многие бывшие советские республики отделились. Это существенным образом изменило границы России и создало значительную неопределенность относительно будущего российской нации. Хорошо известно, что во времена кризисов граждане часто проявляют более сильные патриотические чувства и чувства защитного национализма. Спор о Курилах заполняет существующую в России пустоту, а также представляет собой повод выступить против воспринимаемой эмоционально исторической несправедливости, совершенной Японией.

Восприятие Японии в России во многом формировалось под воздействием вопроса о Курильских островах, и так продолжалось вплоть до окончания холодной войны. Антияпонская пропаганда стала обычным явлением после русско-японской войны 1904-1905 годов, и она была усилена в результате японской интервенции во время гражданской войны в России (1918-1922 гг.). Это заставило многих русских поверить в то, что в результате все заключенные ранее договоры были аннулированы. Однако победа России над Японией во Второй мировой войне покончила с предыдущим унижением и укрепила символическое значение Курильских островов, которые стали олицетворять (1) необратимость результатов Второй мировой войны и (2) статус России как великой державы. С этой точки зрения, передача территории рассматривается как пересмотр итогов войны. Поэтому контроль над Курилами сохраняет важное психологическое значение для русских.

Япония пытается определить свое место в мире в качестве «нормального» государства, расположенного рядом с набирающим все большую силу Китаем. Вопрос о возвращении Курильских островов непосредственно связан я национальной идентичностью Японии, а сами эти территории воспринимаются как последний символ поражения во Второй мировой войне. Российское наступление и захват «неотъемлемой территории» Японии способствовали укреплению ментальности жертвы, что стало преобладающим нарративом после окончания войны.

Подобное отношение усиливается японскими консервативными средствами массовой информации, которые часто поддерживают внешнюю политику правительства. Кроме того, националисты нередко используют средства массовой информации для ожесточенной атаки на представителей академического мира и политиков, которые намекают на возможность достижения компромисса по этому вопросу, и в результате остается мало пространства для маневра.

Это, в свою очередь, оказывает влияние на политические институты как Японии, так и России. В 1990-х годах позиции президента Бориса Ельцина были столь слабыми, что он опасался возможного импичмента в том случае, если Курильские острова были бы переданы Японии. Одновременно центральное российское правительство было ослаблено в результате усиления влияния региональных политиков, в том числе двух губернаторов Сахалинской области — Валентина Федорова (1990 — 1993 гг.) и Игоря Фахрутдинова (1995 — 2003 гг.), которые активно выступали против возможной продажи Курил Японии. Они делали ставку на националистические чувства, и этого оказалось достаточно для того, чтобы воспрепятствовать завершению работы над договором и его реализации в 1990-е годы.

После прихода к власти президента Путина Москва подчинила своему влиянию региональные правительства, однако другие институциональные факторы также способствовали сохранению патовой ситуации. Одним из примеров может служить идея о том, что ситуация должна созреть, и тогда какой-то вопрос или проблема могут быть решены. В первоначальный период своего правления президент Путин имел возможность, но не имел желания вести переговоры с Японией по поводу Курил. Вместо этого он решил потратить время и энергию на то, чтобы разрешить китайско-российский пограничный конфликт за счет вопроса о Курильских островах.

После возвращения на пост президента в 2013 году Путин стал все больше зависеть от поддержки националистических сил, и маловероятно, что он будет готов уступить Курилы в каком-то значимом смысле. Недавние события в Крыму и на Украине ясно демонстрируют то, как далеко готов Путин пойти для защиты национального статуса России.

Японские политические институты, хотя они и отличаются от российских, также поддерживают жесткий вариант поведения на переговорах в отношении Курил. В результате реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны, доминирующее положение в Японии занимает Либерально-демократическая партия (ЛДП). За исключением периода с 1993 года по 1995 годы и с 2009 года по 2012 годы ЛДП имела и продолжает иметь большинство в национальном законодательном собрании, и по сути ее партийная платформа по поводу возвращения четырех южных островов Курильский гряды с 1956 года является составной частью национальной политики.

Кроме того, в результате краха рынка недвижимости в 1990-1991 годах Либерально-демократическая партия выдвинула лишь двух эффективных премьер-министров — Коидзуми Дзюнъитиро и Синдзо Абэ, и оба они для сохранения своих позиций опираются на поддержку националистов. И, наконец, региональная политика в Японии играет важную роль, а избранные политики на острове Хоккайдо подталкивают центральное правительство к тому, чтобы оно занимало напористую позицию в этом споре. Взятые вместе, все эти факторы не способствуют достижению такого компромисса, который предусматривал бы возвращения всех четырех островов.

Сахалин и Хоккайдо подчеркивают важность географии и региональных интересов в этом споре. География оказывает влияние на то, как люди видят мир, а также на то, как они наблюдают за формированием и реализацией политики. Наиболее важные российские интересы относятся к Европе, затем следуют Ближний Восток и Центральная Азия, и только после этого Япония. Вот один пример — значительную часть времени и усилий Россия посвящает вопросу о расширении НАТО на восток, в восточную часть Европы, а также негативным последствиям, связанным с событиями в Крыму и на Украине. Что касается Японии, то для нее альянс с Соединенными Штатами, Китай и Корейский полуостров имеют больший приоритет, чем отношения с Москвой. Японское правительство должно также учитывать давление общественности, которая требует решения вопросов с Северной Кореей относительно похищения людей и ядерного оружия, что Абэ несколько раз обещал сделать. В результате вопрос о Курилах часто отодвигается на второй план.

Вероятно, единственным фактором, способствующим возможному разрешению вопроса о Курилах, являются экономические интересы. После 1991 года и Япония, и Россия вступили в период длительного экономического кризиса. Российская экономика достигла самой низкой точки во время кризиса своей национальной валюты в 1997 году, а в настоящее время она сталкивается с серьезными трудностями из-за обвала цен на нефть и введенных экономических санкций. Однако разработка нефтяных и газовых месторождений в Сибири, в процессе которой происходит объединение японских капиталов и российских природных ресурсов, способствует сотрудничеству и возможному разрешению вопроса о Курилах. Несмотря да введенные санкции, 8% потребленной Японией нефти в 2014 году было импортировано из России, а увеличение потребления нефти и природного газа в значительной мере связано с последствиями катастрофы на атомной электростанции в Фукусиме.

В своей совокупности исторические факторы в значительной мере обусловливают продолжение застоя в решении вопроса о Курильских островах. Демография, география, политические институты и отношение граждан Японии и России — все это способствует формированию жесткой позиции на переговорах. Политика в области нефти предоставляет некоторые стимулы обеим нациям для разрешения спорных вопросов и нормализации отношений. Однако пока этого оказалось недостаточно для того, чтобы выйти из тупика. Несмотря на возможную смену лидеров во всем мире, основные факторы, загнавшие этот спор в тупик, вероятнее всего, останутся без изменений.

Майкл Бакалу является членом Совета по делам Азии (Council on Asian Affairs). Он получил степень магистра в области международных отношений в Сеульском университете, Южная Корея, а также степень бакалавра в области истории и политических наук Университета Аркадии (Arcadia University). Взгляды и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно ее автору как частному лицу и не обязательно отражают взгляды какой-либо организации, с которой у него имеются связи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На протяжении многих лет японцы изо всех сил пытаются оспорить у России южную часть Курильского архипелага — в обмен на подписание мирного договора, закрепляющего результаты Второй мировой войны. При этом их ничто не смущает — ни позиция России, ни мнение жителей островов.

Вот и в этом году, когда Запад ввёл против нашей страны экономические санкции, Япония вновь подняла вопрос о Курильских островах. Японские газеты писали, что наступил очень хороший момент потребовать у России искомые острова — мол, за это русским можно было бы пообещать неучастие Японии в санкционной кампании...

Впрочем, вопрос опять «не прокатил», ибо Россия снова (и в который раз) ответила категорическим отказом.

«Никакого диалога с Токио по „курильской проблеме“ мы не ведём. Этот вопрос решён 70 лет назад: Южные Курилы перешли к нашей стране на законных основаниях по итогам Второй мировой войны. Суверенитет и юрисдикция России над ними сомнению не подлежат», ‒ заявил заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов.

«Мы готовы к конструктивному продолжению переговоров по мирному договору при том, разумеется, понимании, что усилия по поиску взаимоприемлемого решения данной проблемы должны предприниматься обеими сторонами на фоне широкого поступательного продвижения российско-японского сотрудничества по всем направлениям», ‒ подчеркнул дипломат...

Но ведь такого рода заявления с нашей стороны звучали уже не раз. Почему же японцам всё неймётся? Почему же они раз за разом возвращаются к вопросу о Курилах?

Думаю, что во многом виноваты мы сами. Ибо нередко бывало так, что вслед за резкими заявлениями против японских претензий наши руководители вдруг начинали занимать «примиренческую» позицию, заявляя о готовности рассматривать «проблему Южных Курил». Такая непоследовательность, собственно, и провоцирует японских самураев.

Впрочем, судите сами...

Как Ельцин едва не пропил острова

Острова Курильской гряды достались России после Второй мировой войны, в которой Японская империя была наголову разгромлена странами-союзниками. В 50-е годы Япония выступила с инициативой подписания мирного договора с Советским Союзом. Но взамен попросила вернуть ей четыре южно-курильских острова – Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи. Прояви тогда наше высшее руководство должную политическую твёрдость, японцы вряд ли бы посмели настаивать на своих претензиях: в те времена СССР был на пике своего могущества и считался одной из ведущих держав мира.

Однако страной рулил незабвенный Никита Сергеевич Хрущёв, который в порыве «борьбы со сталинизмом» был готов пересмотреть все достижения своего предшественника, вплоть до итогов Второй мировой войны. Он благосклонно принял предложение японцев и даже выразил готовность отдать два острова – Итуруп и Хабомаи, но за это японцы должны были подписать полномасштабный мирный договор. Об этих намерениях в 1956 году и была принята соответствующая совместная декларация.

Но дальше декларации дело не пошло. Япония разрешила США разместить на своей земле ядерное оружие, направленное против Советского Союза, и наша страна переговоры прервала. Тем не менее японцы не успокоились и стали выжидать удобного момента для возобновления своих претензий…

Такой момент наступил во время перестройки, когда к власти в СССР пришёл поборник «общечеловеческих ценностей» Михаил Горбачёв. Его ближайший друг и соратник, министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе в приватной беседе со своим японским коллегой Тарой Накаямой пообещал решать «курильский вопрос» в пользу Японии. А осенью 1991 года японцы уже открыто предложили нашей стране сделку: в обмен на один миллиард долларов «гуманитарной помощи» и 2,5 миллиарда долларов «помощи экономической» отдать ей сначала острова Хабомаи и Шикотан, а позже – Кунашир и Итуруп. Пока Горбачёв думал, Советский Союз рухнул, а он сам остался не у дел, безо всяких властных полномочий.

Но японцы не растерялись и тут же переключились на президента России Бориса Ельцина, который, как оказалось, был готов пойти на отчленение российских земель ещё дальше Горбачёва. В декабре 1991 года государственный секретарь Ельцина Геннадий Бурбулис заявил журналистам:

«Я считаю то, что случилось с четырьмя Курильскими островами в 40-е годы, агрессивным актом сталинского режима. Острова будут возвращены рано или поздно».

Чтобы закрепить эти слова на деле, японцы не остановились перед откровенным подкупом. Вице-премьеру российского правительства Олегу Лобову, по некоторым данным, «подарили» пять миллионов долларов наличными. Другому же вице-премьеру, Михаилу Полторанину, устроили шикарную поездку на Японские острова, где его буквально завалили дорогущими подарками… Но практическая роль по «решению территориального вопроса» была возложена на министра иностранных дел Андрея Козырева, его зама Георгия Кунадзе и председателя комитета по международным делам Верховного Совета РСФСР Владимира Лукина.

Эта далеко не святая троица по прямому поручению Ельцина подготовила проект, согласно которому острова — за 40 миллиардов долларов — должны быть переданы Японии до конца 1992 года. Передача предусматривала несколько этапов: обработка общественного мнения, визит Ельцина в Токио, где он смог бы провозгласить свои «расчленительские» инициативы и подписание соответствующего договора. Всё это готовилось в строжайшей тайне от российского народа.

Слава Богу, что некоторые помощники Козырева были настроены отнюдь не так предательски, как их шеф. Они передали ельцинский документ в прессу. Разразился страшный скандал. По всей стране прошли массовые митинги протеста. А на острове Кунашир местные жители едва не избили козыревского зама Кунадзе, приехавшего уговаривать островитян смириться с неизбежным приходом новых японских хозяев.

Верховный Совет потребовал от президента разъяснений. В результате Ельцин и его окружение были вынуждены дать задний ход, а Козырев даже заявил официально, что «никакой тайной передачи Курил Японии не планируется»…

Впрочем, данный вопрос затем неоднократно поднимался на протяжении всего ельцинского правления. Полупьяный президент периодически обнимался с японским премьером Рютаро Хасимито, «другом Рю», и клялся разрулить проблему в самые сжатые сроки. Но так и не решился на прямую отдачу островов. Во-первых, Ельцин понимал, что Государственная Дума никогда не утвердит этот позорный для Росси акт. А во-вторых, практически весь свой второй президентский срок он провёл на больничной койке, задёрганный масштабными интригами своих придворных любимцев – тут уж было не до Курил.

Тем не менее для своих японских друзей Ельцин успел кое-что сделать. Свидетельствует журналист-международник Иона Андронов:

«Ельцин тайком договорился с японцами об эвакуации с Южных Курил наших воинских частей. По секретному распоряжению президента острова покинули стрелковая дивизия, артиллеристы и полк истребительной авиации. Их уход, создав брешь в обороне границ, подорвал ещё хуже экономику островов: армия там обслуживала гражданские аэродромы, обеспечивала морскую связь населения с материком, строила и ремонтировала дороги и мосты, восстанавливала разрушенные дома после тайфунов, землетрясений, цунами… Сразу же иссякли государственные поставки на Южные Курилы транспортного горючего, дизельного топлива для местных электростанций, продовольствия и медикаментов. Остановились рыбоконсервные фабрики. Началась массовая безработица и голодуха. Тысячи беженцев откочевали с островов. Оставшихся берут на измор, вынуждая или уехать неведомо куда, или молить японцев о спасении и опеке под властью Токио… Японское правительство получило согласие Ельцина на создание в школах Южных Курил курсов японского языка. Его усвоить предложено не только школьникам, но и взрослым островитянам. Догадываетесь – зачем?».

Самураи не обещают русским сладкой жизни

Очевидно, что Ельцин и его японские «партнёры» решили действовать не нахрапом, а путём неспешной японской экспансии, через социально-экономическую деградацию островов и активную пропагандистскую кампанию.

И действительно, вплоть до самого недавнего времени со стороны Японии шла самая настоящая информационная борьба за души жителей островов. Их заваливали пропагандистской литературой, доказывающей исконную принадлежность этой земли Стране восходящего солнца. Островитян регулярно вывозили в Японию, где знакомили с японскими достижениями и высоким уровнем жизни, намекая на то, что и они смогут жить так же. Как утверждал в 2005 году японский чиновник Иочи Накано, «на каждого русского в таких поездках Япония тратит 1680 долларов, не считая взносов различных общественных организаций. Эти расходы оправданы, поскольку жители Курил должны правильно (выделено мной — В.А. ) понимать проблему островов».

Однако островитяне так и не прониклись японским духом. 70% в жителей Южных Курил выступают против прихода «высокоразвитого соседа», поскольку до них периодически доходит информация о реальных планах Японии, отличных от тех сладких картинок, которые им демонстрируют пропагандисты.

Так, в 2000 году нетерпеливые японские газеты опубликовали правила, по которым русские будут обязаны жить сразу после отторжения островов от России. Японское гражданство, согласно им, можно будет получить только после некой «индивидуальной проверки». А учитывая тот факт, что в самой Японии потомки даже тех иностранцев, кто поселился в стране несколько поколений назад, до сих пор не получили полноценного гражданства, можно быть уверенными, что русским в этом плане вообще ничего не светит. Кроме того, японцы не собираются признавать дипломы наших учебных заведений, тем самым обрекая островитян на гарантированную безработицу...

В общем, стало очевидным то, что японцы — в случае перехода островов под японскую юрисдикцию — всеми способами собираются выдавить русских с Курил, дабы отдать землю своим поселенцам. Впрочем, чтобы убедиться в таких планах, не надо даже читать японскую прессу. Достаточно взглянуть на плакаты, коими русских людей очень часто встречают в Стране восходящего солнца: «Русские свиньи, отдайте наши острова!».

Странные манёвры министра Лаврова

Но жители Курил больше всего опасаются вовсе не самих японцев, а возможного предательства со стороны Москвы. Про времена Ельцина и Горбачёва я уже говорил. Нечто странное случилось и во времена Путина.

В 2004 году российскую общественность всколыхнуло весьма подозрительное заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова. Он вдруг заговорил о проблеме южно-курильских островов. Заявив, что Россия желает в полной мере урегулировать этот вопрос, министр вспомнил о хрущёвской декларации 1956 года об обещанной передаче Японии островов Хабомаи и Шитокан.

Стало очевидно, что на самом верху готовится какая-то мутная внешнеполитическая интрига, которая вполне может вылиться в потерю больших кусков российской территории!

Правда, сразу после этих заявлений министра государственные средства массовой информации попытались смягчить их тон. Появились телесюжеты, в которых утверждалось, что министр не имел ничего против российского территориального единства. Мол, он просто вспомнил декларацию 1956 года, в которой была обозначена проблема Южных Курил — министр предложил японской стороне взять её за основу двусторонних отношений и подписать, наконец, мирный договор. И только после этого вернуться к вопросу об островах. А поскольку японцы вряд ли пойдут на подписание договора до решения своих территориальных претензий, то и островов в самом обозримом будущем им не видать как собственных ушей.

В общем, подчеркнули официальные СМИ, речь шла всего лишь о позиции России в отношениях с Японией и желании улучшить эти отношения…

Тем не менее в выступлении министра настораживал следующий момент. В качестве примера «установления добрососедских отношений» Лавров привёл историю передачи Китаю островов Большой Уссурийский и Тарабарова на реке Амур. Не означало ли это, что российское руководство на полном серьёзе рассматривало аналогичный вариант отдачи Южных Курил — так же тайком, как были отданы амурские острова? А все разговоры о подписании мирного договора – были лишь словесной шелухой для отвода глаз от решения, которое было принято в Кремле и принято не в пользу территориальной целостности России?

В этом плане весьма примечательно выглядел комментарий близкого к властям политолога Сергея Караганова, руководителя Совета по внешней и обороной политике. Он тогда публично заявил, что Лавров понемногу готовит общественность к известию об утрате Курильских островов, и инициатива эта якобы принадлежит не МИДу, а Кремлю…

Как и раньше, ситуацию «разрулила» возмущённая российская общественность. На Курилах снова начались протесты, взывавшие к разуму Москвы.

«К сожалению, от нашего мнения не зависит сегодня ничего, — сказала в эфире телеканала РТР жительница острова Итуруп Римма Рудакова. — Если Путин захочет отдать острова, он никого спрашивать не будет. Остаётся только надеяться на мудрость нашего руководства».

Тему подхватили и многие российские журналисты. Как отметило по этому поводу одно центральное печатное издание:

«В Кремле почему-то не понимают, что отдача Курил может вызвать цепную реакцию, которая, собственно, началась уже тогда, когда подарили амурские острова китайцам. Стоит ли удивляться, что сразу после „амурской инициативы“ финны тоже захотели вернуть свои бывшие земли: около 100 тысяч жителей страны подписались под просьбой отдать Финляндии Карелию и весь Карельский перешеек. Финские власти пока не отреагировали на эту инициативу, но после Курил почему бы не попробовать? А там и Германия может вспомнить, что Калининград когда-то назывался Кёнигсбергом…».

И это очень меткое замечание! Во всём мире ни одна страна просто так не отдаёт захваченные когда-то силой оружия территории. В середине XIX столетия Соединённые Штаты Америки напали на Мексиканскую республику и оттяпали от неё большую половину земель – штаты Калифорния и Техас. Вы слышали когда-нибудь, чтобы Мексика требовала от США вернуть эти штаты? А в XVIII веке Англия захватила испанскую крепость Гибралтар. До сих пор её удерживает, напрочь отвергая все робкие поползновения Испании пересмотреть итоги того далёкого британского завоевания. После Второй мировой войны Франция отрезала от Германии департаменты Эльзас и Лотарингия, и ничего – мировое сообщество считает это дело в порядке вещей.

Ведь победителя никто не судит. Точно так же никто не смеет осуждать нас за захват Курил в 1945 году. Мы взяли их в тяжёлых кровавых боях, и это наш ценный военный приз (кстати, один из островов в 1945 году брал советский штурмовой батальон, которым командовал мой родной дед, капитан Красной Армии Яков Арсентьевич Пономарёв). А ещё присоединение Курил к России признала Потсдамская мирная конференция. Под её протоколами стоит и подпись Японии, о чём сегодня в Токио предпочитают не вспоминать. Так что если бы не дурацкая инициатива Хрущёва 56-го года, то с японцами, в плане территориальных споров, вообще было бы не о чем разговаривать!

В 2004 году я написал следующие строчки: «Неужели Путин решил идти по стопам Никиты Сергеевича? А задумался ли он о том, как вспомнят его затем россияне? Как и лысого „курузника“, плюясь и презирая?». Слава Богу, давление общественности не позволило пойти Путину по предательским стопам Хрущёва или Ельцина. Я вообще сегодня не исключаю, что тогдашняя ситуация с Курилми была чей-то грязной провокацией, призванной подставить руководство государства. И сегодня Кремль даже не рассматривает вопроса о территориальной принадлежности Курильских островов.

Однако японские провокации не прекращаются — в очевидной надежде дождаться нового удобного для себя момента. Поэтому нашей политической элите стоило бы подумать над тем, как законодательно запретить любое обсуждение темы территориального единства России — так сказать, с намёком будущим поколениям российских руководителей.

Если такой закон появится, то и у японцев, и у прочих «любителей» нашей земли, напрочь пропадёт охота тянуть свои руки к российским территориям — ибо встречного диалога у них просто не получится.

Вадим Андрюхин, главный редактор

Споры о четырех Южно-Курильских островах, принадлежащих в настоящее время Российской Федерации, ведутся уже довольно давно. Эта земля в результате подписанных в разное время соглашений и войн переходила из рук в руки несколько раз. В настоящее время эти острова являются причиной нерешённого территориального спора между Россией и Японией.

Открытие островов


Вопрос об открытии Курильских островов является спорным. По утверждению японской стороны, японцы первыми ступили на землю островов в 1644 году. Карта того времени с нанесенными на нее обозначениями - «Кунасири», «Эторофу» и др. бережно сохранена в Национальном музее японской истории. А русские первопроходцы, считают японцы, впервые пришли на Курильскую гряду только во времена царя Петра I, в 1711 году, и на русской карте 1721 года эти острова названы «Острова японские».

Но в реальности дело обстоит иначе: во-первых, первую информацию о Курилах (с языка айнов - «куру» означает «человек, пришедший ниоткуда») японцы получили от местных жителей айнов (древнейшее неяпонские население Курил и Японских островов) в ходе экспедиции на Хоккайдо в 1635 году. Причём до самих Курильских земель японцы из-за в постоянных конфликтов с местным населением не добрались.

Надо отметить, что айны были враждебны японцам, а к русским первоначально относились хорошо, считая их своими «братьями», из-за сходства во внешнем облике и методов общения русских с малыми народами.

Во-вторых, Курильские острова открыла голландская экспедиция Маартена Герритсена де Фриса (Фриза) в 1643 году, голландцы искали т. н. «Золотые земли». Голландцам земли не приглянулись, и они продали подробное их описание, карту японцам. Именно на основе голландских данных японцы и составили свои карты.

В-третьих, японцы в то время не владели не только Курилами, но и даже Хоккайдо, только на его южной части был их опорный пункт. Японцы начали завоевание острова в начале 17 столетия, и борьба с айнами шла два столетия. То есть, если бы русские были заинтересованы в экспансии, то Хоккайдо мог стать русским островом. Это облегчалось хорошим отношением айнов к русским и их враждой к японцам. Об этом факте есть и записи. Японское государство того времени официально не считало себя сувереном не только Сахалина и Курильских земель, но и Хоккайдо (Мацумаэ) - это подтвердил в своем циркуляре глава правительства Японии Мацудайра в ходе русско-японских переговорах о границе и торговле в 1772 году.

В-четвертых, русские исследователи побывали на островах раньше японцев. В Российском государстве первое упоминание о Курильских землях относится к 1646 году, когда Нехорошко Иванович Колобов дал отчёт царю Алексею Михайловичу о походах Ивана Юрьевича Москвитина и рассказал о населяющих Курилы бородатых айнах. Кроме того, о первых русских поселениях на Курилах того времени сообщают голландские, скандинавские и германские средневековые хроники и карты. Первые сообщения о Курильских землях и об их жителях дошли до русских ещё в середине XVII века.

В 1697 году в ходе экспедиции Владимира Атласова на Камчатку появились новые сведения об островах, русские исследовали острова до Симушира (остров средней группы Большой гряды Курильских островов).

XVIII век

Пётр I знал о Курильских островах, в 1719 году царь отправил на Камчатку секретную экспедицию под руководством Ивана Михайловича Евреинова и Фёдора Фёдоровича Лужина. Морской геодезист Евреинов и геодезист- картограф Лужин должны были определить, есть ли между Азией и Америкой пролив. Экспедиция дошла на юге до острова Симушир и привела местных жителей и правителей к присяге Российскому государству.

В 1738-1739 годах мореплаватель Мартын Петрович Шпанберг (по происхождению датчанин) прошёл вдоль всей Курильской гряды, нанёс все встреченные острова на карту, в том числе всю Малую Курильскую гряду (это 6 больших и ряд мелких островов, которые отделены от Большой Курильской гряды Южно-Курильским проливом). Он исследовал земли вплоть до Хоккайдо (Мацумая), приводя местных айнских правителей к присяге Российскому государству.

В дальнейшем русские избегали плаваний к южным островам, осваивали северные территории. К сожалению, в это время отмечены злоупотребления в отношении айнов не только со стороны японцев, но и со стороны русских.

В 1771 году Малая Курильская гряда была выведена из состава России и перешла под протекторат Японии. Российскими властями, чтобы исправить положение, были посланы дворянин Антипин с переводчиком Шабалиным. Они смогли склонить айнов к восстановлению российского подданства. В 1778-1779 годы русские посланники привели в подданство более 1,5 тыс. человек с Итурупа, Кунашира и даже Хоккайдо. В 1779 году Екатерина II освободила принявших российское подданство от всех податей.

В 1787 году в «Пространном землеописании Российского государства…» был приведён список Курильских островов вплоть до Хоккайдо-Мацумая, статус которого ещё не был определён. Хотя земли южнее острова Уруп русские не контролировали, там действовали японцы.

В 1799 году по указу сэйи-тайсёгуна Токугава Иэнари, он возглавлял Сёгунат Токугава, на Кунашире и Итурупе были построены два форпоста, там разместили постоянные гарнизоны. Таким образом, японцы военным методом закрепили статус этих территорий в составе Японии.


Космический снимок Малой Курильской гряды

Договора

В 1845 году Японская империя в одностороннем порядке сообщила о своей власти над всем Сахалином и Курильской грядой. Это естественно вызвало бурную негативную реакцию со стороны российского императора Николая I. Но, принять меры Российская империя не успела, помешали события Крымской войны. Поэтому, было принято решение пойти на уступки и не доводить дело до войны.

7 февраля 1855 года было заключено первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией - Симодский договор. Его подписали вице-адмирал Е. В. Путятин и Тосиакира Кавадзи. Согласно 9-й статье трактата устанавливался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Японии отошли острова от Итурупа и южнее, Сахалин объявили совместным, нераздельным владением. Русские в Японии получили консульскую юрисдикцию, русские корабли получили право заходить в порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки. Российская империя получала режим наибольшего благоприятствования в торговле с Японией и получила право открыть консульства в открытых для русских портах. То есть, в целом, особенно учитывая тяжёлое международное положение России, договор можно оценить положительно. С 1981 года японцы именно день подписания Симодского договора отмечают как «День северных территорий».

Надо отметить, что фактически японцы получили право на «Северные территории» только за «постоянный мир и искреннюю дружбу между Японией и Россией», режим наибольшего благоприятствования в торговых отношениях. Их дальнейшие действия де-факто аннулировали это соглашение.

Первоначально положение Симодского договора о совместном владении островом Сахалин было более выгодно для Российской империи, которая вела активную колонизацию этой территории. Японская империя не имела хорошего флота, поэтому в то время не имела такой возможности. Но позже японцы начали усиленно заселять территорию Сахалина, и вопрос о его принадлежности стал приобретать все более спорный и острый характер. Противоречия России и Японии были решены подписанием Санкт-Петербургского договора.

Санкт-Петербургский договор. Его подписали в столице Российской империи 25 апреля (7 мая) 1875 года. По этому соглашению Японская империя передавала Сахалин России в полную собственность, а в обмен получала все острова Курильской гряды.


Санкт-Петербургский договор 1875 года (Архив МИД Японии).

В результате русско-японской войны 1904-1905 годов и Портсмутскому мирному договору 23 августа (5 сентября) 1905 года Российская империя, согласно 9-й статье соглашения, уступила Японии юг Сахалина, южнее 50 градуса северной широты. В 12 статье было соглашение о заключении конвенции по рыбной ловле японцами вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей.

После гибели Российской империи и начала иностранной интервенции японцы оккупировали Северный Сахалин, участвовали в оккупации Дальнего Востока. Когда партия большевиков одержала победу в Гражданской войне, Япония долго не хотела признавать СССР. Только после того как советские власти в 1924 году аннулировали статус японского консульства во Владивостоке и в этом же году СССР признали Великобритания, Франция и Китай, японские власти решили нормализовать отношения с Москвой.

Пекинский договор. 3 февраля 1924 года в Пекине начались официальные переговоры СССР и Японии. Только 20 января 1925 года была подписана советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений между странами. Японцы обязались к 15 мая 1925 года вывести свои силы с территории Северного Сахалина. В декларации правительства СССР, которая была приложена к конвенции, подчеркивалось, что советское правительство не разделяет с бывшим правительством Российской империи политическую ответственность за подписание Портсмутского мирного договора 1905 года. Кроме того, в конвенции было закреплено соглашение сторон, что все заключённые между Россией и Японией до 7 ноября 1917 года соглашения, договоры и конвенции, кроме Портсмутского мирного договора, должны быть пересмотрены.

В целом, СССР пошёл на большие уступки: в частности, японским подданным, компаниям и ассоциациям были предоставлены права на эксплуатацию сырьевых естественных богатств на всей территории Советского Союза. 22 июля 1925 года был подписан контракт о предоставлении Японской империи угольной концессии, а 14 декабря 1925 года - нефтяной концессии на Северном Сахалине. Москва пошла на это соглашение, чтобы стабилизировать таким образом ситуацию на российском Дальнем Востоке, т. к. японцы поддерживали белогвардейцев за пределами СССР. Но в итоге японцы стали систематически нарушать конвенцию, создавать конфликтные ситуации.

В ходе советско-японских переговоров, которые прошли весной 1941 года по поводу заключения договора о нейтралитете, советской стороной был поставлен вопрос о ликвидации концессий Японии на Северном Сахалине. Японцы дали на это своё письменное согласие, но оттягивали выполнение соглашения в течение 3 лет. Только когда СССР стал одерживать верх над Третьим рейхом, японское правительство пошло на выполнение данного раньше соглашения. Так, 30 марта 1944 года в Москве подписали Протокол об уничтожении японской нефтяной и угольной концессий на Северном Сахалине и передаче Советскому Союзу всего концессионного имущества японцев.

11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции три великие державы - Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания - достигли устной договорённости о вступлении СССР в войну с Японской империей на условиях возвращения ему после окончания Второй мировой войны Южного Сахалина и Курильской гряды.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорилось, что японский суверенитет будет ограничен только островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и другими более мелкими островами, которые укажут страны победители. Курильские острова не упоминались.

После разгрома Японии, 29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав американским генералом Дугласом Макартуром из японской территории были исключены острова Тисима (Курильские острова), группа островов Хабомадзе (Хабомаи) и остров Сикотан (Шикотан).

Согласно Сан-Францисскому мирному договору от 8 сентября 1951 года, японская сторона отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но японцы утверждают, что Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (острова Малой Курильской гряды) в состав островов Тисима (Курильских островов) не входили и от них они не отказывалась.


Переговоры в Портсмуте (1905) - слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) - Плансон, Набоков, Витте, Розен, Коростовец.

Дальнейшие соглашения

Совместная декларация. 19 октября 1956 года Советский Союз и Япония приняли Совместную декларацию. Документ прекращал состояние войны между странами и восстанавливал дипломатические отношения, а также говорил о согласии Москвы на передачу японской стороне островов Хабомаи и Шикотан. Но их должны были передать только после подписания мирного договора. Однако позже Япония была вынуждена отказаться от подписания мирного договора с СССР. Соединенные Штаты пригрозили японцам не отдать Окинаву и весь архипелаг Рюкю, если они откажутся от претензий на другие острова Малой Курильской гряды.

После того как в январе 1960 года Токио подписал с Вашингтоном Договор о взаимодействии и безопасности, продлив военное присутствие американцев на Японских островах, Москва заявила, что отказывается рассматривать вопрос о передаче островов японской стороне. Заявление было обосновано вопросом безопасности СССР и Китая.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях. В ней говорилось, что РФ – это правопреемник СССР и признаёт соглашение 1956 года. Москва выразила готовность начать переговоры по поводу территориальных претензий Японии. В Токио это оценили как признак грядущей победы.

В 2004 году глава Министерства иностранных дел РФ России Сергей Лавров сделал заявление о том, что Москва признаёт Декларацию 1956 года и готова вести переговоры о заключении мирного договора на её основе. В 2004-2005 годах эту позицию подтвердил президент России Владимир Путин.

Но японцы настаивали на передаче 4 островов, поэтому вопрос не был решён. Причём постепенно японцы усиливали своё давление, так, в 2009 году глава правительства Японии на заседании правительства назвал Малую Курильскую гряду «незаконно оккупированными территориями». В 2010-начале 2011 года японцы настолько «раздухарились», что некоторые военные эксперты стали говорить о возможности новой русско-японской войны. Только весенняя природная катастрофа - последствия цунами и страшного землетрясения, авария на АЭС Фукусима - охладили пыл Японии.

В итоге громкие заявления японцев привели к тому, что Москва объявила, что острова являются территорией Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны, это закреплено в Уставе ООН. И российский суверенитет над Курилами, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит. Также были объявлены планы развития экономики островов и усиления там военного присутствия России.

Стратегическая важность островов

Экономический фактор. Острова экономически малоразвиты, но на них есть залежи ценных и редкоземельных металлов – золота, серебра, рения, титана. Воды богаты биоресурсами, моря, которые омывают берега Сахалина и Курильских островов, являются одними из наиболее продуктивных областей Мирового океана. Большое значение имеют и шельфы, где найдены месторождения углеводородов.

Политический фактор. Уступка островов резко понизит статус России в мире, возникнет юридическая возможность пересмотреть и другие итоги Второй мировой войны. К примеру, могут потребовать отдать Калининградскую область Германии или часть Карелии Финляндии.

Военный фактор. Передача островов Южно-Курильской гряды обеспечит Военно-морским силам Японии и США свободный выход в Охотское море. Позволит нашим потенциальным противникам осуществлять контроль над стратегически важными проливными зонами, что резко ухудшит возможности развертывания сил Тихоокеанского флота РФ, включая АПЛ с межконтинентальными баллистическими ракетами. Это будут сильным ударом по военной безопасности РФ.

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639—1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854—1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), — говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904—1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., — те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2—3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX—начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60—80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос — неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена »)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев — есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3—4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это — район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, — ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия — Япония — США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, — то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» — Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает ?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 — 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы — Хоккайдо — Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.

На днях Синдзо Абэ объявил, что присоединит к Японии спорные острова Южно-Курильской гряды. «Я решу проблему северных территорий и заключу мирный договор. Как политик, как премьер-министр я хочу добиться этого во что бы то ни стало», — пообещал он соотечественникам .

По японской традиции, Синдзо Абэ придется делать себе харакири, если он не сдержит слово. Вполне возможно, Владимир Путин поможет японскому премьеру дожить до глубокой старости и умереть своей смертью. Photo by Alexander Vilf (Getty Images).


На мой взгляд, все идет к тому, что давний конфликт будет улажен. Время для установления приличных отношений с Японией выбрано весьма удачно — за пустующие труднодоступные земли, на которые то и дело ностальгически поглядывают их прежние хозяева, можно получить много материальных выгод от одной из самых мощных экономик мира. И снятие санкций как условие передачи островов — далеко не единственная и не главная уступка, которой сейчас, уверен, добивается наш МИД.

Так что вполне ожидаемый всплеск квазипатриотизма наших либералов, направленный на российского президента, следует профилактировать.

Мне уже приходилось подробно разбирать историю островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре, с потерей которых никак не могут смириться московские снобы. В посте шла речь и о споре с Норвегией о морских территориях, который также был урегулирован.

Касался я и тайных переговоров правозащитника Льва Пономарева с японским дипломатом о «северных территориях», снятых на видео и выложенных в сеть. Вообще говоря, одного этого ролика достаточно, чтобы наши неравнодушные граждане стыдливо проглотили возврат островов Японии, если он состоится. Но поскольку неравнодушные граждане точно не промолчат, мы должны понимать суть проблемы.

Предыстория

7 февраля 1855 года — Симодский трактат о торговле и границах. Ныне спорные острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи отошли Японии (поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий). Вопрос о статусе Сахалина остался неурегулированным.

7 мая 1875 года — Петербургский договор. Японии переданы права на все 18 Курильских островов в обмен на весь Сахалин.

23 августа 1905 года — Портсмутский мирный договор по результатам Русско-японской войны. Россия уступила южную часть Сахалина.

11 февраля 1945 года Ялтинская конференция. СССР, США и Великобритания достигли письменной договоренности о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов.

2 февраля 1946 года на основе Ялтинских соглашений в СССР создана Южно-Сахалинская область — на территории южной части острова Сахалин и Курильских островах. 2 января 1947 г. она была объединена с Сахалинской областью Хабаровского края, которая расширилась до границ современной Сахалинской области.

Япония вступает в Холодную войну

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан Мирный договор между союзными державами и Японией. По поводу ныне спорных территорий в нем сказано следующее: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

СССР направил в Сан-Франциско делегацию во главе с замминистра иностранных дел А.А.Громыко. Но не для того, чтобы подписать документ, а чтобы озвучить свою позицию. Упомянутый пункт договора мы сформулировали так: «Япония признает полный суверенитет Союза Советских Социалистических Республик на южную часть острова Сахалина со всеми прилегающими к ней островами и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории».

Разумеется, в нашей редакции договор конкретен и больше отвечает духу и букве Ялтинских соглашений. Однако принят был англо-американский вариант. СССР его не подписал, Япония — подписала.

Сегодня некоторыми историками считается, что Сан-Францисский мирный договор СССР должен был подписывать в том виде, в каком он был предложен американцами — это усилило бы нашу переговорную позицию. «Нам следовало подписать договор. Я не знаю, почему мы этого не сделали — возможно, из-за тщеславия или гордости, но прежде всего, из-за того, что Сталин переоценивал свои возможности и степень своего влияния на Соединенные Штаты», — писал в своих воспоминаниях Н.С.Хрущев. Но вскоре, как мы увидим дальше, и сам совершил ошибку.

С позиций сегодняшнего дня отсутствие подписи под пресловутым договором иногда считается чуть ли не дипломатическим провалом. Однако международная обстановка того времени была куда сложнее и не ограничивалась Дальним Востоком. Возможно, то, что кому-то кажется проигрышем, в тех условиях стало вынужденной мерой.

Япония и санкции

Иногда ошибочно считается, что раз у нас с Японией нет мирного договора, то мы находимся в состоянии войны. Однако это совсем не так.

12 декабря 1956 года в Токио состоялась церемония обмена грамотами, ознаменовавшая вступление в силу Совместной декларации. Согласно документу, СССР соглашался на «передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

К такой формулировке стороны пришли после нескольких раундов долгих переговоров. Первоначальное предложение Японии было простым: возврат к Потсдаму — то есть, передача ей всех Курил и Южного Сахалина. Разумеется, такое предложение проигравшей войну стороны выглядело несколько легкомысленно.

СССР не собирался уступать ни пяди, однако неожиданно для японцев вдруг предложил Хабомаи и Шикотан. Это была запасная позиция, утвержденная политбюро, но заявленная преждевременно — глава советской делегации Я.А.Малик остро переживал недовольство им Н.С.Хрущева из-за затянувшихся переговоров. 9 августа 1956 года в ходе беседы со своим визави в саду японского посольства в Лондоне запасная позиция была озвучена. Именно она и вошла в текст Совместной декларации.

Необходимо уточнить, что влияние на Японию Соединенных Штатов в то время было огромным (впрочем, как и сейчас). Они внимательнейшим образом отслеживали все ее контакты с СССР и, бесспорно, являлись третьим участником переговоров, хотя и невидимым.

В конце августа 1956 года Вашингтон пригрозил Токио, что в случае если по мирному договору с СССР Япония откажется от притязаний на Кунашир и Итуруп, США навечно сохранят за собой оккупированные остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю. В ноте прозвучала формулировка, которая явно играла на национальных чувствах японцев: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир (наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо) всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии». То есть, Ялтинские соглашения были публично дезавуированы.

Принадлежность «северных территорий» Хоккайдо, конечно, ложь — на всех военных и довоенных японских картах острова всегда были частью Курильской гряды и отдельно никогда не обозначались. Однако идея пришлась по вкусу. Именно на этом географическом абсурде целые поколения политиков Страны восходящего солнца сделали себе карьеру.

Мирный договор до сих пор не подписан — в своих взаимоотношениях мы руководствуемся Совместной декларацией 1956 года.

Цена вопроса

Думаю, еще в первый срок своего президентства Владимир Путин решил урегулировать все спорные территориальные вопросы с соседями. В том числе, с Японией. Во всяком случае, еще в 2004 году Сергей Лавров сформулировал позицию российского руководства: «Мы всегда выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в том объеме, в каком наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности. Пока же, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как видели в 1956 году».

«До тех пор, пока ясно не определится принадлежность Японии всех четырех островов, мирный договор заключен не будет», — отреагировал тогдашний премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми. Переговорный процесс опять зашел в тупик.

Однако в этом году о мирном договоре с Японией мы опять вспомнили.

В мае на Петербургском экономическом форуме Владимир Путин заявил, что Россия готова вести переговоры с Японией по спорным островам, и решение должно быть компромиссным. То есть, ни одна из сторон не должна себя чувствовать проигравшей «Готовы ли вести переговоры? Да, готовы. Но с удивлением недавно услышали, что Япония присоединилась к каким-то там санкциям — причем здесь Япония, я не очень понимаю — и приостанавливает переговорный процесс по этой теме. Так что мы-то готовы, готова ли Япония, я так для себя и не усвоил», — сказал президент РФ .

Похоже, болевая точка нащупана верно. И переговорный процесс (надеюсь, на этот раз в наглухо закрытых от американских ушей кабинетах) идет полным ходом не меньше полугода. Иначе Синдзо Абэ не давал бы таких обещаний.

Если мы выполним условия Совместной декларации 1956 года и вернем Японии два острова, переселить придется 2100 человек. Все они живут на Шикотане, на Хабомаи расположена только погранзастава. Скорее всего, обсуждается проблема нахождения на островах наших вооруженных сил. Впрочем, для полного контроля над регионом вполне достаточно войск, дислоцированных на Сахалине, Кунашире и Итурупе.

Другой вопрос, каких ответных уступок мы ждем от Японии. Понятно, что санкции должны быть сняты — это даже не обсуждается. Может быть, доступ к кредитам и технологиям, расширение участия в совместных проектах? Не исключено.

Как бы то ни было, перед Синдзо Абэ стоит нелегкий выбор. Заключение долгожданного мирного договора с Россией, приправленного «северными территориями», наверняка сделало бы его на родине политиком века. Оно же неизбежно приведет к напряжению отношений Японии с США. Интересно, что предпочтет премьер-министр.

А внутрироссийское напряжение, которое будут раздувать наши либералы, мы как-нибудь переживем.

Группа островов Хабомаи на этой карте обозначена как «Другие острова». Это несколько белых пятен между Шикотаном и Хоккайдо.
____________________

Понравилась статья? Поделитесь ей