Контакты

Рисование портрета по фотографии в фотошопе. Рисуем Портрет в Photoshop CS

Сегодня мы продемонстрируем, как создать цифровой портрет девушки. Нам понадобятся навыки в работе инструментами Кисть (Brush Tool) , Палец (Smudge tool) , Размытие (Blur) и Перо (Pen Tool) . Используя настройки кисти и оттенки цветовой палитры, мы создадим интересный образ. Начинаем.

Предварительный просмотр финального результата:

Шаг 1.

Создаем новый документ в Фотошоп (Ctrl+N) размером примерно 600х800 рх с белым фоном.


Перед началом работы было бы правильным создать эскиз пропорционального лица. Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) и жесткой (100% hardness) Кистью (Brush) темного цвета рисуем произвольно эскиз лица. На примере ниже я показал, как нужно расположить части лица (рот, нос, глаза, лоб, подбородок) , исходя из канонов пропорций по Штратцу. Горизонтальная линия, пересекающая лицо на уровне зрачков, делит его пополам; кончик носа находится на середине расстояния от зрачков до подбородка; рот с подбородком занимают 1/5 часть головы; ширина лица равна пяти значениям ширины глаз. Ваш слой с эскизом должен всегда находиться поверх всех слоев в работе, чтобы в любой момент можно было воспользоваться им.


Шаг 2.

Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) под слоем с эскизом и заполняем его (Edit-Fill) цветом кожи #f2c5b3. Используя Перо (Pen Tool) в режиме контуров (в верхнем меню иконка пера в рамке) , обведите лицо и создайте выделение контура (Ctrl+Enter) , затем скройте лишнее на маске (Layer Mask) , нажав на ее иконку (круг в квадрате) внизу панели слоев.


Начнем рисование с глаз. Выберите жесткую Кисть (Brush) черного цвета и на маске слоя (Layer Mask) с заливкой лица удалите внутреннюю часть глаз (склеры, радужку и зрачок) .


Шаг 3.

Для работы с глазами я создал три отдельных слоя. Сначала создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) под слоем с лицом и заливаем его светло-серым цветом #e6ecf1. Это будет слой склер (белков глаз) . Далее, создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) выше предыдущего для радужки глаз и выбираем инструмент Овальное выделение (Elliptical Marquee Tool) . Образуем круглое выделение радужки глаз, удерживая Shift, и заливаем его (Shift+F5) синим цветом (#024986) . Снова создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) выше слоя с радужкой и инструментом Овальное выделение (Elliptical Marquee Tool) создаем зрачок. Заливаем его темно-синим (почти черным) цветом.



Далее, выбираем инструмент Размытие (Blur Tool) и растушевываем границы составляющих глаза (радужки, зрачков, склер) . Эти зоны обозначены красным цветом на примере ниже. Для растушевки радужки и зрачка используйте инструмент с интенсивностью (Strenght) около 50-70%, для границы склер 30%.



Cоздаем новый слой (Ctrl+Shift+N) выше слоя со склерами, и рисуем слезные протоки внутри и снаружи глаза. Используем жесткую Кисть (Brush) цветом #c79492, непрозрачностью (Opacity) 20% и нажимом (Flow) 60%.


Далее, начинаем «оживлять» глаза, придавая им более правдоподобный вид, используя инструменты Затемнитель (Burn Tool) и Осветлитель (Dodge Tool) . На слое с радужкой сначала выбираем Затемнитель (Burn Tool) с кистью «Мел» размером 25рх в режиме средних тонов (Midtones) и с экспозицией (Exposure) 11%. Затемняем края и верхнюю часть радужки. Затем, кистью более мелкого размера добавляем темные полоски по диаметру радужки.


Переключаемся на Осветлитель (Dodge Tool) с теми же настройками, что и прежде (кисть мел и 11% экспозиции) , и осветляем область радужки ближе к зрачку.



Cоздаем новый слой (Ctrl+Shift+N) выше слоя со зрачком, и рисуем отражение на нем в виде светлого блика. Для рисования используем либо Перо (Pen Tool) , создав контур, а затем заполнив (клик пр.кн.мыши по контуру и выбираем из меню – Fill Path) его белым цветом (#ffffff) ; либо делаем блик жесткой Кистью (Brush) маленького размера белого цвета. После того, как вы нарисуете блик, смягчите его края инструментом Размытие (Blur Tool) .


Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) ниже слоя с лицом (выше блика на зрачке) . Устанавливаем режим смешивания (Blending Mode) этого слоя на Умножение (Multiply) . Затем, мягкой круглой Кистью (Brush) черного цвета с непрозрачностью (Opacity) 15-20% создаем тень по верху и сторонам склер, как на примере ниже.


Шаг 4.

Теперь приступаем к созданию реалистичной кожи лица. Я использовал функцию аэрографа в настройках Кисти (Brush) для рисования бровей, волос и ресниц. Это очень удобно в данном случае. Для создания кожи мы будем использовать слои с Обтравочными масками (Clipping Mask) к слою с лицом. Для этого, создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) и в диалоговом окне активируем флажок «использовать предыдущий слой для создания обтравочной маски» (Use Previous Layer to Create Clipping Mask) . Я создавал все тени и осветления кожи на одном слое, вы же можете выполнять данные манипуляции на отдельных слоях. Также, ниже я представил палитру используемых оттенков кожи.



Выбираем инструмент Кисть (Brush Tool) и открываем панель настроек инструмента (Window-Brush или F5) . Выбираем жесткую (hardness 100%) круглую Кисть (Brush) из набора программы. Активируем опцию Динамика формы (Shape Dynamics) , затем в разделе Другая динамика (Others Dynamics) в параметре Колебание непрозрачности (Opacity Jitter) устанавливаем управление (Control) на Переход (Fade) со значением 40. Не забудьте активировать функцию Аэрограф (Airbrush) . Установите непрозрачность (Opacity) кисти на 15%. Я использовал данную кисть для рисования теней и освещенных областей лица. Используя инструмент Пипетка (Eyedropper) , смешивайте темные и светлые оттенки палитры, объединяя их вместе, чтобы получить естественный результат.



Далее, рисуем нос. Сделаем это в четыре этапа. Ниже я представил скриншоты моих действий. Сначала создайте контур носа на отдельном слое при помощи Пера (Pen Tool) или жесткой кисти (Brush) маленького размера. В примере 2 я показал красными линиями области возвышения (осветления) на носу, а зелеными линиями показаны очертания носа и направление движения кистью при рисовании. Для создания носа используем жесткую круглую Кисть (Brush) с аэрографом, которую мы использовали на предыдущем этапе.

Выбираем цвет, указанный в палитре ниже и закрашиваем центральную часть носа. Далее, выберите цвет немного темнее предыдущего, и по сторонам носа сделайте несколько штрихов. Обозначьте темным цветом ноздри, места над ноздрями и углубление под носом. Ниже на скриншоте они помечены красным цветом. Эти тени добавят естественности форме носа.


Шаг 5.

Для губ создаем три новых слоя (Ctrl+Shift+N) : один, как базовый цвет губ, второй – для тени, третий – для осветления выпуклых областей. Используя перо (Pen Tool) создаем форму губ ниже слоя с эскизом. Закрашиваем область губ обычной круглой Кистью (Brush) розового цвета, темнее тона кожи лица.


Далее, добавляем тень на верхнюю губу. Для этого используем следующий пустой слой с обтравочной маской ((Clipping Mask) Alt+Ctrl+G) к слою с базовым цветом губ. Выбираем более темный оттенок кисти с аэрографом (см. предыдущий шаг) и короткими штрихами закрашиваем нижнюю часть верхней губы.


Поскольку источник света в нашем случае находится слева, то правую часть губ сделаем немного темнее, чем левую. Кистью светлого оттенка осветлите выпуклые области губ особенно с левой стороны изображения. Добавляем темные штрихи по краям нижней губы, особенно справа.


На новом слое подчеркните края губ и возвышения под носом очень светлым оттенком, которым мы рисовали центр носа. Инструментом Размытие (Blur Tool) растушуйте края губ, делая плавный переход к коже лица.


Важно! Слои с губами должны быть выше всех слоев в панели, слои с затемнением и осветлением кожи и носом должны иметь обтравочные маски (Clipping Mask) к основному слою с лицом. Слои с глазами у вас должны быть под слоем с лицом. Порядок в расположении слоев поможет вам в любой момент изменить цвет, оттенок кожи.


Шаг 6.

Теперь, будем добавлять тени и свет на лицо. Начнем с теней. Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) под слоями с губами и создаем на нем Обтравочную маску (Clipping Mask) к основному слою с лицом. Используем жесткую круглую Кисть (Brush) с настройками аэрографа, как прежде, с непрозрачностью (opacity) 10-15%. Цвет выбираем красноватого оттенка и начинаем с областей скул.


Затем, создайте новый слой (Ctrl+Shift+N) с обтравочной маской (Clipping Mask) выше предыдущего слоя и заполните (Edit-Fill) его цветом #fcc1b3. Измените режим смешивания (Blend Mode) этого слоя на Умножение (Multiply) и снизьте непрозрачность (opacity) , пока не получите правдоподобный оттенок кожи.


Шаг 7.

Для создания бровей и ресниц мы будем использовать другие настройки Кисти (Brush Tool) . Откройте палитру настроек инструмента (F5) и установите в разделе Динамика формы (Shape Dynamics) управление колебанием размера (Size Jitter) на Переход (Fade) со значением 25, а минимальный диаметр (Minimum Diameter) на 43%.


В опции Другая динамика (Other Dynamics) управление колебанием непрозрачности (Opacity Jitter) поставьте на переход (Fade) со значением 50.


Рисуем данной Кистью (Brush) верхние ресницы. Для нижних ресниц я использовал эту же кисть, но с непрозрачностью (opacity) 20-30%.



Далее, приступаем к бровям. Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) и начинаем рисовать волоски кистью с предыдущими настройками. Красным я обозначил направление штрихов кисти при рисовании. Нарисовав еще больше волосков, создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) под предыдущим слоем и темным цветом (светлее, чем волоски бровей) круглой жесткой Кистью (Brush) 5% непрозрачности (opacity) создаем окантовку линии бровей. Инструментом Размытие (Blur tool) немного размойте края окантовки.


Создайте тень между верхними веками внутренней части глаза и бровями Кистью (Brush) темного цвета.


Шаг 8.

Мы подошли к самой трудной части урока – рисованию волос. Этот процесс достаточно трудоемкий, если вы используете мышь, а не планшет, но, постаравшись, можно получить качественный результат. Для создания шевелюры используем также инструменты Палец (Smudge tool) и Деформацию (Warp Tool) . Вот список моих инструментов для создания волос:


Жесткая Кисть (Brush) и Кисть с аэрографом (airbrush) для создания линий волосков;
Палец (Smudge tool) для сглаживания границ;


Слои (Layers) с режимами смешивания (Blending Mode) Перекрытие (overlay) и Умножение (Multiply) для создания света и тени на волосах.


Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) выше всех слоев и рисуем основу для создания прядей волос. Используем жесткую Кисть (brush) темно-коричневого цвета с непрозрачностью (opacity) 90%. Вы можете для создания основы волос использовать Перо (Pen Tool) .


Слой со скулами должен в этот момент находиться ниже всех слоев. Создайте новый слой (Ctrl+Shift+N) ниже слоя со скулами и добавьте несколько волос позади головы.
Для удобства выбора оттенков при рисовании волос, я создал образец градиента. Вы тоже можете это сделать, активировав инструмент Градиент (Gradient) . В верхнем меню настроек установите свои цвета для градиента, сохранив его.



Активируем инструмент Кисть (Brush) и открываем панель настроек (F5) . В разделе Форма отпечатка кисти (Brush Tip shape) устанавливаем размер на 15 рх с 100% жесткостью (hardness) и интервалом (spacing) 22%. В разделе Динамика формы (Shape Dynamics) ставим колебание размера (size Jitter) на 0% с управлением (Control) Переход (Fade) 25; минимальный диаметр (Minimum Diameter) устанавливаем на 92%. Выполнив настройки, создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) и выбираем цвет с образца градиента чуть светлее основы волос с непрозрачностью кисти (opacity) 20-30% и рисуем базовые линии для будущих волосков.



Снижаем непрозрачность (opacity) Кисти (brush) до 10-20% и уменьшаем ее размер. Выбираем более яркий цвет градиентного образца и на новом слое (Ctrl+Shift+N) рисуем линии тоньше предыдущих.


Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) и изменяем его режим смешивания на Перекрытие (Overlay) . Выбираем Кисть (Brush) белого цвета размером 5-10 рх и непрозрачностью (opacity) 10-15%. Осветляем пряди на макушке головы, придавая волосам в этом месте объем. Используем Палец (Smudge Tool) с кистью 100% жесткости (hardness) и интенсивностью (Strength) 30-40% для сглаживания линий волос.


Кистью (Brush) темного цвета создаем тень в области пробора волос по центру головы.



Используя предыдущую технику, я создал яркие пряди волос внизу. В завершении работы над волосами, возвращаемся на слой с основой волос и дублируем его (Ctrl+J) . Изменяем режим смешивания дубликата на Умножение (Multiply) и получаем более темный оттенок. Волосы, обведенные зеленым, я создал на отдельном слое ниже слоя со скулами. Рисуем их с помощью Кисти (Brush) , активируя функцию Аэрографа (Airbrush) .
Чтобы лицо не выглядело плоским, я затемнил правый край щеки, добавив ей объем.


Шаг 9.

Переходим к рисованию тела девушки. Мы будем использовать ту же технику, как при рисовании лица. Я использовал два отдельных слоя для ее правой руки: первый будет основой цвета, второй – для осветления и затемнения участков руки. Остальную часть тела я расположил также на двух отдельных слоях.


Сначала рисуем фигуру тела девушки инструментом Перо (Pen Tool) на новом слое (Ctrl+Shift+N) , затем заливаем (клик пр.кн.мыши по контуру и выбираем – Fill Path) контур фигуры основным цветом кожи.


Cоздаем новый слой (Ctrl+Shift+N) выше предыдущего слоя, и разными телесными оттенками Кисти (Brush) рисуем свет и тень на плече.

Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) для детализации оттенков света и тени. Выбираем круглую Кисть (Brush) с жесткостью (hardness) 60% и непрозрачностью (Opacity) 20%. Используя промежуточные оттенки цвета кожи, смешиваем область тени и света между собой.


Ниже слоя с рукой создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) и добавляем тень на область тела.


Шаг 10.

В финальном шаге я использовал слой для подкрашивания губ. Еще в конце я добавил фон для портрета и свет, падающий на левую сторону волос.


Создаем новый обтравочный слой (Ctrl+Shift+N с активацией флажка обтравки) выше слоя с губами и заполняем (Shift+F5) его cветло-красным цветом. Изменяем режим смешивания этого слоя на Цвет (Color) и регулируем непрозрачность (opacity) , чтобы получить удовлетворительный результат.



Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) выше фонового слоя и заполняем его (Edit-Fill) серым цветом. Выбираем Кисть (Brush) «Мел» №23 (Chalk) cветлого цвета и создаем гранжевую текстуру позади девушки. Затемните правую часть фона и сделайте ярче левую.



Теперь соединим с фоном образ девушки, добавляя на портрет яркие светлые линии поверх ее волос.


Создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) с режимом смешивания Перекрытие (Overlay) и выбираем жесткую круглую Кисть (Brush) белого цвета с низкой непрозрачностью (Opacity) . Рисуем светлые линии поверх левого края волос.


Добавляем тень на правую часть волос. Для этого, создаем новый слой (Ctrl+Shift+N) с режимом смешивания Умножение (Multiply) и затемняем волосы.



И вот наш финальный портрет! Получилось очень оригинально и красиво.



Благодарю за прочитанный урок. Надеюсь, такая техника цифрового рисования вам пригодится.

Шаг 1. Первым шагом, конечно же, является поиск исходного фото. Я могу смотреть на фотографии Анжелины Джоли целыми днями, поэтому я буду использовать ее фото. Всегда. Такая вот у меня навязчивая идея.

Шаг 2. Я создала слой с черными тонкими контурами при помощи инструмента Polygonal Lasso (Многоугольного лассо) (прим. После того как вы образуете выделение этим инструментом, нажмите правую кнопку мыши, выберите Stroke (Обводка) и задайте контур). Участки в пределах контурных линий я закрасила основными цветами, для каждого цвета был создан отдельный слой.

Шаг 3. Здесь были добавлены еще некоторые цветные детали. И опять каждый цвет расположен на отдельном слое.

Шаг 4. Немного векторной колоризации. Ярко освещенные и затемненные участки раскрашены путем их выделения инструментом Polygonal Lasso (Многоугольного лассо) и закрашивания различными оттенками.

Шаг 5. Участки смешаны между собой инструментом Blur (Размытие) и некоторыми кистями, установленными в режиме Screen (Осветление) и Multiply (Умножение) с различными уровнями opacity (непрозрачности). Использовались только различные оттенки одного и того же цвета.

Шаг 6. Большее внимание уделите отдельным векторным линиям для достижения большей равномерности. Во время рисования обращайте внимание на то, что вы рисуете в пределах выделенной области, т.е. вы не должны закрасить контур.

Шаг 7. Добавлены детали на губах, снова при помощи инструмента Polygonal Lasso (Многоугольного лассо). Я несколько раз возвращалась к исходному фото, чтобы правильно разместить света и тени.

Шаг 8. Отдельные линии на губах были размыты, а некоторая глубина была создана при помощи кисти в режиме screen (осветление ) и multiply (умножение ). Верхняя и нижняя губы закрашивались отдельно, посредством предварительного выделения каждой.

Шаг 9. Добавление дополнительного цвета к бровям и глазам с помощью инструмента Brush (Кисть) в режиме Screen (осветление) и Multiply (умножение) от ярко - синего до черного цвета, придает им некую глубину, а также я прошлась поверх глаза ярко - розовым цветом.

Шаг 10. Более мелкие детали были добавлены в области глаза с небольшим smudging «смазыванием» ресниц, а также от них было добавлено небольшое отражение. Брови осветлены путем смешивания с близлежащим цветом.

Шаг 11. Брови дорисованы с помощью тонкой кисти различных цветов, слегка смешанных между собой (прим. инструментом smudge (размазывание)). Я дублировала слой с бровями и применила к верхнему слою blending option (режимы смешивания) так, чтобы видны были оба слоя с бровями. Так брови смотрятся гуще. Самый первый слой с черными контурами был закрашен, чтобы смешать контуры с прилегающими участками, но не полностью.

В завершение были созданы волосы с помощью линий различных оттенков коричневого и блонда, затем смешаны между собой с помощью инструмента blur (размытие) и жесткой кисти инструмента smudge (размазывание).

Поскольку различные детали портрета Анжелины расположены на отдельных слоях, цвета и уровни могут быть применены к ним независимо. Поиграйте с ними до тех пор, пока не достигните натурального оттенка. Завершите работу слиянием слоев и легким размытием выделяющихся участков.

Готово. Конечно, вы можете потратить на это больше времени, если хотите усовершенствовать детали, полагаясь на оригинал фото и на свое усмотрение. Надеюсь, данный урок был вам полезен.

Что вы будете создавать

В этом уроке мы узнаем, как сделать лицо нашего персонажа уникальным: гендерные характеристики, возраст, этническое происхождение и другие разнообразные аспекты.

1. Мужские лица vs. женские лица

Как и в случае со всем телом, бывает, что мужские и женские лица отличаются весьма сильно, благодаря ярким гендерным чертам, а бывает, что мы можем наблюдать некую андрогинную неоднозначность. В этой части вы узнаете о характерных мужских и женских чертах лица. По мере необходимости, можете отрабатывать материал на своих персонажах.

Самое первое отличие, что мы видим между мужским и женским лицом, это челюсть: у мужчин она более очерчена, а форма ее напоминает квадрат, у женщин же ее изгиб более мягок. Что интересно - это отличие присутствует и у некоторых животных, например, у кошек. Другие линии лица также будут жестче у мужчин: выдающаяся линия брови, в то время как у женщин она более скругленная, а также выделяющийся подбородок.

В целом, женская голова меньше, чем мужская, а шея у женщин более тонкая. Брови более тонкие и аккуратные, а губы более пухлые и их цвет сильнее контрастирует с цветом кожи; мужские брови расположены ниже и гуще, согласно общей тенденции более густого волосяного покрова у мужчин. Мужские губы тоньше, но рот шире. Ресницы взрослой женщины длиннее и сильнее выделяются, даже без макияжа.

В профиль мы видим, что женская шея не только более тонкая, но более отчетливо выдается вперед; из-за мясистости мужская шея выглядит более вертикально. На ней также выделяется кадык, которого нет у женщин.

Давайте еще раз взглянем на пропорции ступни и ладони относительно лица: у мужчин ширина и ступни, и ладони составляют половину ширины лица. Ступня, включая пальцы, длиннее, чем лицо, а ладонь до кончиков пальцев составляет минимум примерно 3/4 высоты лица. У женщин, грубо говоря, та же история с шириной, но ступня длиннее, чем лицо, а ладонь составляет максимум 3/4 высоты лица.


Примечание переводчика: слева - мужчина, справа - женщина

2. Лицо и возраст

Черты лица и пропорции немного меняются с возрастом, а это означает, что важно понимать, как это происходит, чтобы вы могли правильно изобразить человека соответствующего возраста. В этой части мы рассмотрим старение лица и тела в целом; здесь вы найдете общие рекомендации, а более детально мы рассмотрим данную тему в следующих частях.

Молодые лица

До полового созревания между женским и мужским лицом нет особых различий. Половой диморфизм появляется только с пробуждением гормонов, но прежде чем это происходит, лица и тела детей андрогинны, и определить пол можно только если мы задумаемся над этим - по одежде и прическе.

У младенцев и детей до 4 лет нет надбровной дуги, только мягкий изгиб, а также нет видимых скул, только круглые щеки (зачастую со вторым подбородком!). Детская полнота - важный аспект обозначения возраста; худые дети выглядят старше, чем они есть. Рот у детей в это время маленький, сморщенный и пухлый. Глаза большие и кажутся широко открытыми, потому что верхнее веко еще не так заметно. Размер глазных яблок примерно такой же, как у взрослого человека, однако это не так в случае с разрезом глаз, поэтому кажется, что у взрослых радужка намного больше, а также глаза посажены более широко. Брови детей только вполовину такие яркие, как у взрослых, поэтому может показаться, что у светловолосых младенцев их вообще нет.


Примечание переводчика: слева - младенец (1 месяц - 1 год), справа - ребенок (1-4 года)

У детей (от пяти лет) начинают появляться контуры лица и подбородка, но они все еще мягкие. Формируется переносица, но кончик носа все еще немного задран, и из-за этого нос кажется коротким. А вот уши, напротив, начинают расти быстрее, и выглядят чересчур большими. Лицо (глаза, нос, рот) занимает меньшую площадь на голове, чем у взрослого. Шея тонкая - относительно тоньше, чем раньше, так как больше нет детской полноты, но мышцы еще не развиты, и толщины не добавляют. Брови все еще находятся высоко, создавая то самое детское выражение лица.

Подростки (от 12 до 17) во всех смыслах находятся где-то между детьми и взрослыми, каждая черта лиц подростков похожа на черты взрослого, но в них все еще есть что-то детское (в разной степени, в зависимости от того, ближе ли возраст к 12 или к 17).

Тут самое большое отличие от взрослых - это размер глаз, которые все еще большие. Однако, брови теперь гуще и расположены ниже, что меняет выражение лица. Нос выглядит длиннее, но все еще немного курносо. А еще появляется очевидная разница между женскими и мужскими чертами. Обратите внимание, что вы можете сделать девочку на бумаге моложе, не рисуя ей ресницы; в стилизованном рисунке они будут ее взрослить.


Примечание переводчика: слева - ребенок (5-11 лет), справа - подросток (12-17 лет)

Взрослые лица

Молодые люди (18-30 лет) - это, пожалуй, возраст, которые мы рисуем «по умолчанию», ибо этот период жизни прославляется более всего в западной культуре. Черты лица в этот период находятся на пике своей характерности: точеный нос, смягчившийся взгляд, благодаря складкам век, которые теперь видны, в контурах лица проглядывают кости и мускулы, нежели мягкая плоть. У женщин наиболее сочные губы, у мужчин наиболее густой волосяной покров; у темноволосых мужчин зачастую остается тень вокруг челюсти, даже когда они побриты.

В зрелом возрасте (40-50 лет) не появляется кардинальных перемен, однако появляется несколько небольших: веки становятся более тяжелыми, начинают появляться гусиные лапки (как и другие морщинки: складки у кончиков губ, между носом и губами, и, возможно, у основания носа). У мужчин волосы могут начать редеть, хотя это может случиться и в период 18-30 лет.

Примечание переводчика: на рисунке: сверху - молодость (18-39 лет), снизу - зрелость (40-59 лет)

Старые лица

В пожилом возрасте (от 60) все эти морщинки усиливаются. Складки на лбу и переносице остаются на лице навсегда. Под глазами появляются мешки. Кожа теряет эластичность и немного свисает с челюстей, что приводит к менее отчетливой линии скул и подбородка. У женщин ресницы более не заметны, а губы становятся тоньше; у мужчин волосы редеют в разной степени, но все-таки это становится заметно. Брови могут оставаться темными дольше, чем волосы (если они изначально были темными), но они также редеют.

Женские лица начинают терять женственность, и когда женщина достигает возраста 70 лет, уровень ее гормонов снижается из-за менопаузы, и единственное заметное различие между лицами мужчин и женщин - это то, что волосы у женщин не сильно редеют, в то время как у мужчин к этому возрасту их может совсем не остаться. На коже появляются вены и возрастные пятна, так как кожа становится тоньше. Лобная часть и кончик носа опускаются. Цвет радужки становится менее ярким, как и цвет губ. Появляются новые морщинки над губой и на шее, а щеки западают.


Примечание переводчика: слева - ранняя старость (60-69), справа - пожилой возраст (70-79 лет)

3. Индивидуальные и этнические различия

Мы, конечно, знаем, что глаза, нос, рот и даже форма лица у разных людей могут невероятно сильно отличаться, и нет такой пары людей (даже однояйцевые близнецы), у которых были бы абсолютно идентичные черты лица. Разница в чертах лиц может быть передана при помощи очень простых стилей рисования, и является важным инструментом для создания разнообразия персонажей, а также рисования одного и того же персонажа снова и снова.

Также важно понимать, что есть определенные черты, которые указывают на этническое происхождение, и необходимо хорошо их изображать, а не прятаться от них, так как цвет кожи это не такой уж хороший идентификатор, как мы представляем. Например, на изображении ниже, несмотря на полное отсутствие цвета мы хорошо понимаем, что эти люди имеют разное этническое происхождение - форма лица здесь служит более ярким идентификатором, чем цвет кожи.


На самом деле, разбор черт лица разных национальностей требует подхода, в котором каждый этнотип рассматривался бы индивидуально, но здесь я лишь отмечу важные и полезные пункты, с целью представить вам разнообразие характеристик, вместо того, чтобы попытаться «точно» изобразить какие-то конкретные национальности.

Форма Лица

Эта диаграмма изображает различные формы лиц, которые встречаются нам в повседневной жизни (на деле они, конечно, не такие резкие):


Примечание переводчика: на рисунке верхний ряд слева направо: овал, эллипс, треугольник, в форме сердца, круглое; нижний ряд слева направо: квадрат, прямоугольник, пятиугольник, алмаз, грушевидное

  • Овал : лицо в форме перевернутого яйца, где самое узкое место - это подбородок, а самое широкое - его середина.
  • Эллипс : длинное лицо, почти одной ширины. Может быть широким или узким.
  • Треугольник и в форме сердца : они представляют собой одну и ту же форму, в смысле самого широкого (верхняя часть) и самого узкого (острый подбородок) мест лица, но у первой формы линия роста волос прямая, а у второй присутствует мыс вдовы.
  • Круглое : кажется равным по длине и ширине, с закругленной линией челюсти и роста волос.
  • Квадрат : кажется равным по длине и ширине, с линией подбородка и роста волос в форме квадрата.
  • Прямоугольник (или длинное): как квадрат, но более длинное, чем широкое
  • Пятиугольник : как прямоугольник, но узкий подбородок создает больше углов.
  • Алмаз : узкий подбородок и лоб, самое широкое место - середина лица
  • Грушевидное (или трапециевидное): самое широкое место - подбородок, самое узкое - лоб, очень мощная линия челюсти.

Удивительно, но даже сам череп дает подсказку об этническом происхождении, так как его морфология бывает разной. Например, когда кости как бы сдвинуты, отчего лицо кажется узким - это типично для западных этносов. С другой стороны, бывает, когда кости черепа выступают и расходятся в стороны, и лицо выглядит круглым и «плоским» в профиль.

Сравните черепа ниже, и выливающуюся из этого морфологию лица китайца (азиата) и индуса (индоевропеоида). Чтобы еще более четко увидеть эту разницу, взгляните на фотографии реальных людей, и вы заметите, как глубоко посажено лицо европеоида в сравнении с азиатом, это что-то вроде низкого и высокого рельефа.


Примечание переводчика: на рисунке: череп слева - азиатский, с торчащими скулами, череп справа - европеоидный, с узкими скулами; лицо сверху - китаец, лицо снизу - индус.

Глубина черепа тоже бывает разной, и делится на три основных типа. Проще всего увидеть разницу между ними, если смотреть сверху вниз. Угол достаточно странный, но эта черта также влияет на то, как человек выглядит в профиль.

Мезоцефал, средний тип - это тот тип черепа, который мы используем в качестве примера при изучении основных пропорций. На диаграмме ниже вы также можете увидеть череп брахицефала, который обладает меньшим объемом, и по ширине такой же, как и по длине, и рисуя его, необходимо уменьшить объем. Что касается долихоцефала, то в данном случае длина черепа будет больше ширины, рисуя его добавьте немного объема задней части черепа.


Примечание переводчика: на рисунке слева направо: брахицефал, мезоцефал, долихоцефал

В то время как изначально глубина черепа была связана с происхождением, эти три типа не соответствуют трем этническим семьям, но могут быть обнаружены в каждой их них.

Глаза

Форма глаз

Ниже представлены хорошо известные формы глаз, не зависящие от этнического происхождения:


Примечание переводчика: на рисунке верхний ряд слева направо: миндалевидные, с нависшим веком, глубоко посаженные; нижний ряд слева направо: круглые, сонные, опущенные книзу

Миндалевидные глаза характеризуются тем, что они приподняты по вертикали у внешнего уголка. Глаза с нависшим веком, которые могут быть у человека как с рождения, так и развиться в более позднем возрасте, складка кожи прячет естественную линию века. У глубоко посаженных глаз складка века как бы отодвинута назад так, что верхнее веко скрыто в тени. Круглые глаза кажутся более раскрытыми, чем обычно, из-за более сильного изгиба нижней части. Для сонных глаз характерны опущенные веки. В глазах, опущенных книзу, внешний уголок глаза загибается вниз.

Форма глаза, которую следует изучать отдельно, отличается этническим происхождением: глаз азиата.


Примечание переводчика: на рисунке справа: азиат: справа: двойное веко, накрывает внутренний уголок глаза, слева: одинарное веко, внутренний уголок глаза также спрятан, ресницы вниз, складка у внешнего уголка глаза; слева: европеец: уголок глаза всегда открыт, внешняя складка

Наиболее широко известный идентификатор азиатского этнотипа - это монгольская складка или эпикантус (https://ru.wikipedia.org/wiki/Эпикантус). Это складка кожи верхнего века, от носа до внутреннего края брови, которая скрывает внутренний уголок глаза. В результате этого внутренний уголок кажется расположенным ниже, и глаз кажется наклоненным (или миндалевидным). Насколько скрыт внутренний уголок глаза и насколько отчетлива складка у внешнего уголка - степень обеих этих характеристик может варьироваться. Когда глаз закрыт, внутренний уголок заметно наклонен книзу.

Существует две вариации азиатских глаз. Одна известна, как двойное веко: складка у этого типа глаз такая же, как у европеоидов, но ближе к ресницам. Во второй вариации, известной как одинарное веко, складки нет совсем (и, как следствие, нет необходимости рисовать «линию века»), только гладкая, «пухлая» кожа над глазом.

Если сравнить глаза других этнотипов с азиатскими, то они будут казаться больше, из-за отсутствия эпикантуса, и потому, что внутренний уголок глаза всегда открыт. На западе часто говорят, что чем дальше на север, тем меньше глаза, в то время как в Средиземноморье глаза настолько большие, что кажутся женственными. В западной и северной Европе над глазом может присутствовать внешняя складка, из-за которой глаза могут выглядеть как бы мешковатыми. Как минимум, эта мешковатость проявляется в пожилом возрасте, вместе с возрастными морщинками; другие народы могут стареть более плавно (если отсутствует подверженность сильному влиянию солнца и ветра, кожа азиатов удивительно гладкая и в относительно пожилом возрасте).

Обратите внимание, что у некоторых коренных американцев (читай индейцев) присутствует эпикантус (и это указывает на то, что они происходят от азиатов), в то время как у других глаза больше похожи на европеоидные с мощной внешней складкой.

Цвет глаз

В основном, глаза либо карие, либо голубые, ну и есть еще один редкий цвет - зеленый. Все цвета глаз происходят от трех вышеназванных, иногда с добавлением к ним желтого или красно-коричневого пигмента.


Примечание переводчика: на рисунке: глаза делятся на три цветовых категории, голубой пигмент - светло-серый, серый, голубой, фиолетовый; зеленый/желтый пигмент - сине-зеленые, зеленые, янтарные; коричневый пигмент - светло-карие, карие, «черные».

Серый - это обычно просто вариация голубого пигмента. Светло-серый кажется почти белым, в то время как серый имеет оттенок, и кажется серо-зеленым или серо-голубым. Голубой варьируется от светлого и до темного. Фиолетовые глаза, которые, кстати, очень редкие, это просто голубые глаза, сквозь которые виднеются кровеносные сосуды, этот эффект получается из-за наложения серого и красного.

Истинно-зеленый цвет глаз, который отличается от светло-карих или серо-зеленых, очень редкий, и встречается только у некоторых национальностей (например, ирландцы и афганистанские пуштуны). Сине-зеленые глаза очень редкие и содержат в себе и голубой и зеленый пигмент, вокруг зрачка может быть зеленое кольцо.

Янтарный цвет глаз (не светло-зеленый) появляется из-за наличия желтого или красно-коричневого пигмента в светло-зеленых глазах. Светло-карий цвет глаз содержит в себе зеленый пигмент, который как бы накладывается на коричневый. Карий цвет глаз бывает светлым и темным. И, на самом деле, не бывает «черных» глаз - это просто очень темные карие глаза, что можно увидеть, если на них попадет прямой луч света.

Обратите внимание, что данная табличка показывает только основные цвета глаз, которые передаются по наследству, и пару случайных (фиолетовый, сине-зеленый). Существует несколько непредсказуемых «особых эффектов», которые не передаются генетически и здесь не приведены: кольца вокруг зрачка или радужки, крапинки и т. д. А еще не приведен очень редкий цвет глаз альбиносов, розово-красный - у альбиносов низкая пигментация, и цвет глазам придают кровеносные сосуды.

Нос

Основные формы носа показаны ниже. Все, кроме двух последних можно обнаружить у европеоидов (будем считать, что это все этнотипы от западной Европы и северной Африки до Индии). Нос - это, конечно, один из самых ярких идентификаторов европеоидов, так как он выдается вперед, обладает высокой переносицей, и чаще всего имеет вдавленные крылья. У азиатов нос обычно маленький, с низкой переносицей, не сильно выдается; характерный африканский нос круглый и плоский, с расширяющимися крыльями носа, соединенными с его кончиком. В то время, как у азиатского и африканского носов ноздри видны спереди, у европеоидов ноздри чаще видны с боков, если видны вообще.


Примечание переводчика: на рисунке верхний ряд слева направо: крючковатый, нависший, орлиный, римский, греческий; нижний ряд слева направо: пуговкой, детская версия, вздернутый, курносый, воронкообразный

  • Крючком : в профиль имеет горбинку
  • Нависший : кончик опущен очень низко, эффект старения
  • Орлиный : напоминает клюв орла. Фактически, имеет более или менее заметный дугообразный изгиб.
  • Римский : можно сказать, слегка орлиный
  • Греческий : плоский в профиль с не выраженной переносицей
  • Пуговкой : круглый и маленький, кончик приподнят, но немного, так что ноздри не видно. Детская версия ничего не значит, так как почти у всех детей носы идентичны.
  • Вздернутый : имеет обратный орлиному изгиб
  • Курносый , или тупой, или нос мопса: короткий и вздернутый нос. Встречается у азиатов.
  • Воронкообразный : характерен для африканцев, но встречается не у всех!

Губы

Ниже представлены наиболее распространенные типы губ. Их можно акцентировать или даже создать при помощи макияжа, но у женщин в принципе губы выделяются больше. У мужчин эти типы выглядят не так очевидно (и у них губы относительно менее полные). Также обратите внимание, что у детей губы обычно тоньше, обладают меньшей текстурой, и их цвет более приближен к цвету кожи, чем у взрослых.


Примечание переводчика: на рисунке верхний ряд слева направо: естественные, заостренные естественные, тонкие, бантиком; нижний ряд слева направо: моногуба, пухлые, бесформенные, гламурные

  • Естественные и заостренные естественные - это два варианта наиболее распространенной формы губ (с точки зрения европейца)
  • Тонкие губы: зачастую только верхняя губа бывает тонкой, и очень редко бывает наоборот.
  • Бантиком : преувеличенно женственная форма.
  • Моногуба : пики верхней губы объединены в одну линию.
  • Пухлые : узкие и очень полные, такая форма была очень модной в начале 20х годов, обычно достигается при помощи макияжа
  • Бесформенные : широкие губы с далеко расположенными пиками, популярны в 40е.
  • Гламурные : верхняя губа полнее, чем нижняя.

Другие черты лица

Хотя бьюти-индустрия уделяет немало внимания ушам, как части тела, на которую можно вешать украшения, у нас нет полного каталога описаний ушей, как для глаз, носа и губ. Однако, уши очень индивидуальны, и я отметила несколько типов ниже.

С-образная ушная раковина может быть круглой, но также и немного квадратной или острой (конечно, не такой острой, как горные пики). Ухо может быть узким и казаться при этом прижатым или может торчать - в этом случае, если мы посмотрим на голову в профиль, ухо будет не плоским, но расположенным под углом, под которым мы сможем увидеть его край. И, наконец, мочка может быть отделенной от лица, в форме буквы «U» или прикрепленной к нему; в последнем случае это будет выглядеть, как ее отсутствие. И, конечно, эти характеристики могут проявляться в разной степени.


Примечание переводчика: на рисунке слева направо: круглое ухо, отделенная от лица мочка; квадратное ухо, заостренное ухо, узкое ухо, торчащее ухо, прикрепленная к лицу мочка, широкая мочка

Брови

Форма бровей определяется двумя факторами: их общей формой и высотой их дуги. Женские брови тоньше, так как их обычно выщипывают (и, соответственно, меняют этим естественную форму), а мужские брови более широкие и густые, их форма не всегда «четкая», так как мужчины оставляют брови в их естественном состоянии. Ниже представлены основные формы бровей у мужчин и женщин с низкой и высокой дугой.


Примечание переводчика: на рисунке первый ряд слева направо: женские - тонкие, в форме дуги, заостренный кончик; мужские - широкие, плоская форма, тупой кончик; в следующем ряду представлены основные формы брови - (у женщин) с изгибом, угловатая, с мягким углом, плоская; (у мужчин) угловатая, закругленная, плоская; в третьем и четвертом ряду показано, как у мужчин и женщин будут выглядеть разные формы бровей с низкой дугой (третий ряд) и с высокой дугой (четвертый ряд).

  • Соберите всю эту информацию в кучу и попытайтесь создать свои уникальные и разнообразные лица.


  • Примечание переводчика: на рисунке: большие глаза, основание носа средней толщины, типичная ливанская форма брови, глаза растянуты вверх и наружу, губы без пиков, нижняя губа полнее, квадратный подбородок, немного изогнутый лоб, нос длинный, начинается впадинкой, затем выпрямляется, ноздри видно сбоку, мощный подбородок, настолько квадратный, насколько возможно, чтобы при этом он не казался мужским, всегда соединять линию челюсти с ухом.

    Привет тебе начинающий художник! Я хочу показать тебе, как легко можно нарисовать свой или чужой портрет, потратив при этом совсем немного усилий и усидчивости. Урок предназначен для людей, имеющих представление о Фотошопе и о слоях.

    Легко и быстро.. «невозможно!» скажешь ты. Но нет ничего невозможного, главное подготовить почву (найти понравившуюся вам фотографию) ииии следовать за мною!

    Этап 1. Контур и выбор основного цвета

    Для нашего рисунка я выбрала фотографию мужчины, которая мне показалась удачной, немного обрезала ее, оставив лишь лицо человека и плечи, поставив ее как мне кажется композиционно более удачно.

    Итак, создаем новый фаил в фотошопе, и еще один слой. На одном мы будем рисовать, второй останется основным, так будет проще корректировать наш рисунок.

    На верхнем слое рисуем основные черты лица, плечи, грубо говоря обводим рисунок. Вот так:

    Далее необходимо выбрать основной цвет фотографии. Придумать естественный цвет из головы поначалу сложно, поэтому я вам советую взять цвета из любой другой понравившеся фотографии, чем ярче и чище они будут, тем интереснее получится законченный рисунок. Берем большую стандартную кисть и на нижнем слое просто разукрашиваем рисунок.

    Этап 2. Свето-тени

    Мой самый любимый этап, ибо здесь начинается волшебство художника, делающего эту работу творческой! Свето-тени! Благодаря ним любой рисунок и фотография становятся интереснее, главное правильно это подать.

    Для света я взяла желтый и желтовато-розовый цвет. Для теней — затемнила основной цвет лица. А теперь, одним глазом поглядывая на фотографию, а другим на свой рисунок, мягкой кистю на основном слое рисуем тени и свет для нашего портрета. Не концентрируйтесь на мелочах, смело широкими мазками выделяйте светлые области и темные, не заходя за края контура. Получается очень размазанно и нечетко, но ощущение портрета начинает чувствоваться.

    Немного размягчим жесткие края на лбу, щеках и шее. И закроем оставшиеся белые пятна. Для своего рисунка в качестве основы я вляла голубой цвет, захотелось чего то яркого, но ненавязчивого и сочетающегося с цветом кожи.

    Этап 3. Детализация

    На самом деле то, чем мы сейчас начнем заниматься, это все более и более детализировать портрет человека. Закроем оставшиеся белые пятна. Если одежда у человека на рисунке белая, как у меня, ее не стоит оставлять белой на 100%, тень, полутень и свет есть везде.

    Так хочется начать рисовать сразу что то конкретное. Что ж, на этом этапе мы уже можем к этому приступить. Я обычно начинаю с глаз, носа и губ, но не забывая обо всем остальном, на каждом этапе необходимо пройтись по всему рисунку, лицо или одежда, что бы все было на одном уровне.

    Итак, мы прорисовали лицо, стоит обратить внимание на задний план и волосы. Придадим им форму и обьем. Как видите, почти на каждом этапе портрета, я не забывала про кожу лица, делая ее все более и более мягкой.

    Основная ошибка новичка, взяв широкую кисть с прозрачностью прорисовать широкие места и больше уже кожей не заниматься, отчего она начинает в конечном варианте выглядеть размыто. Это правильно в начале рисунка, но потом, когда основные цвета уже найдены, кожа так же нуждается в детальной прорисовке.

    Правило: Чем меньше у кисти размер, тем более прорисованнее будет казаться любая деталь рисунка.При этом желательно взять кисть с неровными краями, они придадут больше реалистичности.

    На этом этапе многие заканчивают свои творения, не доведя их до совершенства. Терпения, друг, осталось совсем немного! Сделай перерыв, а потом подойди и твердым взглядом оцени свой портрет. Может он слишком блеклый или недостаточно контрастный? Чего ему нехватает, свежести?

    В моем портрете, мне показалось, что нехватает у человека на шее контрастности, шея выглядит совсем не интересно. Поэтому ее не интересно рисовать. Следим за тем, что бы нам было интересно рисовать все!

    Правило: если какую то деталь в рисунке рисовать не хочется, значит она у тебя не получается или ты считаешь, что она выглядит некрасиво. Это первый сигнал для художника, что здесь кроется проблема, которую надо решить: изменить сам рисунок или его цвет, свет, что то добавить или убрать.

    Итак, я придала немного теплоты в тенях.

    Почти законченно. Сравниваем фотографию и рисунок. Порою для похожести нехватает правильного света или немного теней в нужном месте. Но я довольна. Доработаю губы, задний фон и добавлю немного теней. Вауля, наш законченный портрет человека!

    P.S. Хотите научиться Фотошопу? Лучше всего для этого подходят видеоуроки фотошоп для начинающих . На сайте www. photoshop-help.ru вы найдете массу полезных обучающих видео уроков для Фотошопа.

    Ну что? Приступим к рисованию портрета в фотошопе?

    ШАГ 1


    Начните с чистого холста с разрешением 300 dpi и бежевым фоном как показано на рисунке:

    ШАГ 2


    Сделайте грубый набросок овальной формы лица и нарисуйте крест на нем, который поможет правильно нарисовать черты лица

    ШАГ 3


    Нарисуйте черты лица; и помните, что у людей есть такая часть тела как лоб 🙂

    ШАГ 4


    Обведите контур лица…

    ШАГ 5


    Переверните холст для того, чтобы убедиться в том, что лицо нарисовано симметрично…

    ШАГ 6


    И мое лицо — несимметрично! хаха, я никогда не смогу нарисовать его правильно

    ШАГ 7


    Ну и почему вы бездельничаете? Не сидите сложа руки, исправляйте!

    ШАГ 8


    Используйте кисть большого диаметра и со средней степенью жесткости, а также выберите подходящий цвет кожи…

    ШАГ 9


    Обратите внимание на то, что я создала НОВЫЙ СЛОЙ для раскрашивания. Рисуйте на этом слое. Выберите источник света, в моем случае свет падает из правого верхнего угла.

    ШАГ 10


    Нанесите тени, но не стоит забывать о контуре лица и о том, что оно выпуклое.

    ШАГ 11


    По такому же принципу нанесите блики. Я знаю, что на этом этапе лицо выглядит пугающе… не волнуйтесь!

    ШАГ 12


    Начните раскрашивать черты лица. Если вы не знаете как — посмотрите мой урок по рисованию глаз.

    ШАГ 13

    ШАГ 14


    Та-да!

    ШАГ 15


    Теперь снова переверните холст, делайте это как можно чаще для того, чтобы рисунок был симметричен. Трудно увидеть ошибки в рисунке, если вы смотрите на него слишком долго.

    ШАГ 16


    Для теней используйте голубоватый оттенок, он идеально подходит к оранжево-красной коже и немного оттеняет цвет.

    ШАГ 17


    Видите?

    ШАГ 18


    Затем я добавила более заметные блики. Покажите в рисунке насколько кожа красивая, гладкая и светоотражающая.

    ШАГ 19


    Еще немного поработаем над губами… носом и глазами.

    ШАГ 20-21


    Выберите Аэрограф (Airbrush) с бооооольшим диаметром и низкой плотностью для того, чтобы сгладить переходы на лице (я этого не делаю, так как рисую очень быстро).Создайте новый слой и назовите его «Волосы» или что-то в этом роде.

    Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

    ШАГ 22


    Теперь волосы! Ууу, это ведь так весело. Проблема в том, что я не умею рисовать волосы, но я все равно попробую. Для симметрии в рисунке используйте тот же источник света. Нарисуйте основной цвет лица. Так как я рисую себя в осеннем настроении, то я использую красновато-коричневый и оранжевый цвета.

    ШАГ 23


    Начните штриховку бликов и теней; этот процесс очень трудоемкий и вы можете испортить рисунок, если не знаете что делаете. Представьте себе волосы не в качестве отдельных прядей, а в качестве пучка волос.Подсказка: используйте кисточку, которая рисует точками или штрихами, это поможет визуально разделить волосы на пряди.

    ШАГ 24-26


    На этом рисунке я придала фону текстурность и прорисовала тело; просто потому, что незавершенность этих участков рисунка раздражала меня. Подсказка: рисуйте фон на том же слое, на котором рисуете лицо.
    Волосы отбрасывают тень на лицо также как и любые другие непрозрачные объекты. Если вы забудете об этом, то ваш рисунок не будет выглядеть естественно.
    Продолжайте выделять пряди (напоминает рекламу компании Л’ореаль).

    Понравилась статья? Поделитесь ей