Контакты

Какие существуют виды кораблей? Самые известные названия пиратских кораблей в истории, литературе и кино.

31 марта судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге спустил на воду новейший сторожевой корабль ближней морской зоны "Сообразительный". Многоцелевой корвет "Сообразительный" стал вторым кораблем, построенным по проекту 20380 разработки ЦМКБ "Алмаз".

Но есть серии, где отсутствует всякая система, например, в одной из серий, несмотря на то, что головной корабль назвали «Кронштадт», остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев российского и советского флота, а также советских маршалов. Еще в одной серии головной корабль назван "Удалой", а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Также есть серия ракетных крейсеров с названиями "Грозный", "Адмирал Головко", "Адмирал Фокин" и "Варяг", другая ‑ "Слава", "Маршал Устинов", "Червона Украина".

В последние годы восстанавливается давняя традиция русского флота давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви. Например, двум большим десантным кораблям Тихоокеанского флота присвоены имена героев Куликовской битвы святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Более 100 лет назад в русском флоте уже существовали корабли с такими названиями, таким образом была восстановлена историческая преемственность. Ранее эти корабли имели номерные названия.

В 2005 г. дизельной подводной лодке было присвоено наименование "Святой Николай Чудотворец" в связи с установлением шефских связей над ней Благотворительным фондом святителя Николая Чудотворца.

В Северодвинске выпустили серию подводных лодок, названных именами русских князей - "Дмитрий Донской", "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах".

В настоящее время там же начинают строить новый атомный подводный крейсер, который будет носить имя Николая Чудотворца . Подлодка "Святитель Николай" войдет в серию подлодок нового стратегического вооружения.

При названии нового пограничного сторожевого корабля было решено продолжить традицию советских времен, он получил имя "Рубин" .

Во флоте продолжают поддерживать старую традицию: когда корабли стареют и уходят на слом, их названия передают новым. В то же время появляются и новые традиции, например, называть корабли названиями фирм . В 2003 г. дизель-электрической подводной лодке было присвоено имя "Алроса".

Сейчас появились новые типы кораблей, поэтому традиции наименования кораблей преобразуются . Новому артиллерийскому кораблю присвоили имя города Астрахани. Тип этого корабля не знает аналогов в мире, потому что корабль проектировался специально с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги.

В России подбором имен военным кораблям занимается специальный отдел в Министерстве обороны. На именованный корабль составляется анкета, выписывается "свидетельство о рождении".

Имя кораблю присваивается приказом главнокомандующего ВМФ России.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Названия пиратских кораблей из тематического раздела (сайта) «Веселый Роджер» (с пиратского сайта спиратил):

«Бриг “Чёрный призрак . Когда - то принадлежал одному известному пирату. Торговцы как огня боялись этого корабля. Он знаменит тем, что появлялся буквально из ниоткуда и совершал свои нападения.

Пиратский фрегат "Le periton" (Перитон)

Могучий летающий олень перитон мог бы, пожалуй, сравниться с греческим Пегасом. Как свидетельствуют древние сказания, зверь имел одну отличительную особенность.
Он отбрасывал человеческую тень, благодаря чему учёные полагали, что перитон - это дух погибших вдали от дома путешественников. Крылатых оленей часто видели в античные времена на островах Средиземного моря и возле Гибралтарского пролива. Полагали, что перитоны питаются людьми. Они всем стадом набрасывались на растерявшихся моряков и пожирали их. Ни одно оружие не могло остановить могучего и страшного зверя.

"El corsario descuidado" В переводе с испанского - "Беспечный корсар". Молодой владелец этого красивейшего брига о красных парусах никогда не знал поражений. Он выигрывал битву за битвой, всё выше поднимаясь по финансовой лестнице. За ним велась охота - каждая из держав желала заполучить голову корсара.
Однажды, молодой пират, после очередного успешного ограбления, забил трюм своего корабля под завязку. Судно шло медленно и постоянно проседала. Да и течь в корме брига была не кстати...
"Беспечный корсар" резко остановился и пошатнулся. "Что случилось?" - подумал молодой пират. Выглянув за борт, он понял, что настал конец его подвигам. Днище его корабля было разорвано в щепки рифами. Запасные лодки уже успела разобрать команда.
Молодой пират стоял на носу своего судна, не веря в происходящее. На его глаза навернулись слёзы, его голова поникла. "Отчего?!" - Поднял свои руки к небу пират. - "За что?"
"За беспечность" - Ответил рядом стоящий боцман , не желающий покидать своего капитана.
Корабль шёл ко дну.

Фрегат "Вездесущщая Смерть"- это гроза Карибского моря. Неизвестный пират который на нем ходит разграбил все колонии нового света. При встрече с этим кораблем в море, торговцы просто молятся чтоб остаться в живых чего не происходит. Так как денег в колониях нет теперь он держит курс в воды Мадагаскара в рай для пиратов
самое романтическое название
корвет "Фиалка"-назван в честь дочери капитана. Это имя ей дал ее отец в честь великолепнейшего цветка
самое величественное название
бетлишп "Петр I"-это гроза от Российского Государства для Британии. Это флагман эскадры содержащий 6 других кораблей.

Корвет "Виктория Кровавая Баронесса" - корабль назван в честь девушки-пирата, которая известна своим вспыльчивым характером и невероятной жестокостью. На этом корабле плавала она сама. Изящный, быстрый, как ветер, корвет, с белыми парусами и невероятно красивый. Но, как всегда полагается, справедливость восторжествовала - пиратку казнили, а сам корабль отдали испанскому губернатору.

Фрегат "Черная месть" ужас всех моряков, его капитан настоящий дьявол, его судно развивает невиданною скорость, а корпус непробиваем для ядер, по слухам боцман на корабле - может разбить малый корабль 1 ударом...

Корвет "Приз Удачи" на нём ходил неизвестный пират которому
сопутствовала удача. Его Корвет был достаточно мощным и быстрым. Чтобы догнать и разбить.

Фрегат "Плохая девочка"
Это народное название корабля, так как точного его названия никто не знает..
В водах Карибского архипелага появился некий капитан, который грабил суда, оставляя при этом всего двух свидетелей: одного без глаз, другого без языка… Видимо для того, что бы наводить ужас на людей… должен сказать, что у "парочек" получалось это с лихвой... Со слов "счастливчиков" была составлена картина нападений.
Все происходило в пасмурную погоду, ранним утром до восхода солнца, когда над водой ещё стоял туман... Мертвую тишину нарушал пронизывающий до костей девичий смех. Он раздавался ото всюду, то с одной стороны, то с другой… От этого звука у людей лопались барабанные перепонки, текла кровь, часть из них не в силах больше терпеть, выбрасывалась за борт, другие же от панического страха не могли пошевелиться с места.. Фрегат подходил молча, без единого выстрела. Команда "девочки" забирала груз, уцелевших людей, и также тихо отчаливала, оставив двух свидетелей… Больше взятых в плен людей никто не видел и ничего о них не слышал...
По всей видимости пиратский капитан заключил сделку с самим Люцифером, которому доставались души людей..

самое величественное название
линейный корабль "Приговор"
Капитан этого пиратского корабля был человеком чести, поэтому всегда давал своим жертвам выбор - сдаться, и тогда им будет дарована жизнь, или же дать бой и тогда пусть Дьявол их рассудит… Своими действиями люди сами подписывали себе Приговор

Самое глубокомысленное название
Бомбардирский корабль "Колокол"
Девиз этого корабля: "Звон его не для него"
Корабль создан специально для борьбы с береговыми укреплениями, оснащен самыми мощными и дальнобойными орудиями..
Когда раздавался "звон" с одного из бортов этого корабля, это могло означать только одно - ещё долго в ушах выживших будет звенеть эхом роковой залп.
название кораблю дал Петр I при строительстве Азовского флота

Фрегат "Цербер".
С давних пор пиратский остров «Бермуды» был убежищем корсаров. Но у этого остова не было сильной защиты в виде форта или других укреплений. Единственной защитой его были многочисленные скалы и рифы. Но со временем были составлены карты этого острова и в спокойную погоду эти естественные препятствия уже не составляли опасности. Большое количество пиратских кораблей было потоплено у берегов Бермуд английскими и испанскими эскадрами. Корсары были в глубоком отчаянии и даже хотели навсегда оставить этот остров. И в эти самые тяжелые для них времена, черный фрегат под знаменем «Веселого Роджера» в одиночку стал противостоять всем кораблям пытавшимся напасть на «Пиратское поселение». Подобно призраку он появлялся из тумана и сокрушал своих врагов. Этот корабль всегда стоял на страже острова «Бермуды», словно сторожевой пес, он не подпускал ни одно врага к острову. Команда этого корабля была многочисленна, отличающаяся невероятной яростью и жаждой крови. Во главе команды стоял их капитан и два верных ему лейтенанта. За это корсары окрестили черный фрегат именем «Цербер» в честь трехглавого пса со змеиным хвостом, а на спине головы змей. Так же как мифический пес охраняющий выход из царства мертвых Аида, так и этот фрегат стоял на страже пиратского острова.

Линкор "Шекспир".
Этот линкор – флагманский корабль английской эскадры острова «Ямайка». Во всем Карибском море да впрочем и за его пределами не найдется ни одного корабля, который мог бы сравниться с ним по огневой мощи или скорости. Его назвали «Шекспир» в честь английского драматурга Уильяма Шекспира. Каждое из сражений линкора было произведением искусства, и «Шекспир» был автором этих произведений. Когда наблюдаешь за его боем, то сразу вспоминается какая-нибудь из драматических пьес Уильяма. Такая же горестная, но все же великая.

Шхуна "Черная Вдова" .
После гибели известного пирата в неравном бою с испанскими линкорами, его жена, будучи дочерью капитана и не понаслышке знакомая с морским делом - отчаянная и храбрая женщина, продав дом и все имущество, покупает шхуну, и наняв команду храбрецов, выходит в море, чтобы отомстить убийцам своего мужа

Шхуна «Алконавтика» .
Это название кораблю дали за дикое пристрастие его капитана и команды к рому, вину, элю, ну впрочем, ко всем жидким субстанциям, которые имеют в себе алкоголь. Невозможно было увидеть персонал этого корабля без выпивки. Уже ни один корсар не может вспомнить, когда хотя бы один член команды корабля «Алконавтика» был в трезвом состоянии, ну или хотя бы в состоянии похмелья. Даже корабли Англии или Испании не нападают на них, встретив их в открытом море. За дружелюбное отношение этих пиратов к окружающим, они стали желанными гостями на всех островах, на которые разрешалось заплывать пиратам.

Бриг «Горизонт».
Будучи философом, капитан этого судна часто любил размышлять на борту своего судна, смотря на море, тянущееся по всему горизонту. Он говорил, что в самый неподходящий момент на горизонте может появиться корабль, принадлежащий любой нации. Будет он дружествен или враждебен для капитана было не известно. И это обстоятельство не зависело ни от кого, кроме одного Бога. За ту таинственность и непредсказуемость, которую сочетал в себе горизонт – было решено именовать этот бриг «Горизонт» таким названием.

Фрегат "Zodiac"

Никто не знает, откуда он появился и где его построили, так как его бизань носила косые паруса, что делало его еще стремительней. Нападая исключительно по ночам и даже в шторм, он не оставлял никому ни единого шанса на спасение. Поговаривают, что после его появления, сам Морган стал неуютно чувствовать себя в архипелаге.

Корвет "Слезы Ангела"
Получил свое название после трагической истории произошедшей с одним корсаром
Долгое время один бесстрашный, дерзкий и благородный корсар на своем корвете ""Меч Апокалипсиса" наводил ужас на все испанское побережье Нового Света. От Белиза до Куманы, во всех городах, на площадях и тавернах висели объявления с обещанной наградой за его голову. Но никак не могли поймать этого "эль Диабло". И все таки как то раз он попал в устроенную ему ловушку. Выдержав страшнейший бой с превосходящими силами и чудом оставшись на плаву, "Меч Апокалипсиса" почти полностью разбитый, с остатками команды направился в свою лагуну зализывать раны, но по пути разыгрался жестокий шторм. Из последних сил, борясь со стихией, и без того израненная команда делала все возможное, чтобы спасти свой любимый корабль. Поняв, что все усилия напрасны, капитан скомандовал: - Всем в шлюпки! Оставить судно! - Команда бросилась выполнять приказ, и вскоре шлюпка с оставшимися в живых моряками, стала удаляться от тонущего корвета. И только отойдя на некоторое расстояние, моряки вдруг заметили, что с ними нет капитана. А капитан, стоя на мостике, смотрел в море и вместе с кораблем погружался в воду. Вскоре море полностью поглотило корабль.
- Настоящий капитан никогда не оставляет своего судна - сказал боцман. - Но мы должны выжить.
Им удалось добраться до земли и долго еще в тавернах пересказывали эту историю выжившие моряки и клялись, что когда последний клотик исчез по водой, они увидели в небе ангела.

Баркас «Дерзкий и Красивый». Капитан этого судна считает себя самым дерзким пиратом Карибского моря, а свой баркас – самым красивым кораблем всех времен и народов. Считал… Пока в однажды не столкнулся в открытом море с Золотым Флотом Испании. Дерзкий был пират. Красивый был баркас.

Мановар «Левиафан». Сей шедевр был построен англичанами на верфи города Портсмута. В его создании участвовали лучшие кораблестроители державы. Было вложено огромное количество денежных средств . Постройка корабля шла очень тяжело и медленно. И результат… полностью оправдал себя. И родился «Левиафан». Судно невиданной мощи и красоты. Мановар был направлен в Карибское море, для усиления английских морских сил. И вскоре стал сильнейшим судном в этих водах. Это даже не корабль, это сила природы, принижающая человека. Морское чудовище. Левиафан.

Корвет «Бреющий воду». Этот корабль принадлежит одному из самых опасных пиратов Карибов. Человеку по прозвищу Ворон. Никто не знает подлинную историю этого судна, за исключением самого капитана. Известно, что «Бреющий воду» самое быстрое судно Карибского моря. Не один корабль, не может сравниться с ним в скорости. Когда люди видят, как корвет бороздит морские просторы, то создается впечатление, что корабль бреет воду. Как острая бритва он рассекает волны.

Фрегат «Любимая». Капитан этого корабля Николас, был капером на службе Франции. Он честно и преданно служил своей державе, выполняя самые сложные поручения губернатора острова N. На одной из аудиенций у губернатора, он познакомился с его дочерью, очаровательной Жаклин. Вскоре девушка была похищена. Но Наколас нашел, и вырвал Жаклин из лап мерзавцев. Николас и Жаклин полюбили друг друга, и хотели пожениться. Но строгий отец Жаклин запретил свадьбу до тех пор, пока Николас не станет богатым и знаменитым. Николас принял это условия. И благодаря своей решительности и мужеству, вскоре получил титул барона и звание адмирала французского флота. И губернатору ничего не оставалось сделать, как выдать свою единственную дочь за капера. И была свадьба. Такой свадьбы не видел и не слышал еще ни один человек на Карибском море. Померк даже знаменитый Версаль. И честь этого события губернатор подарил своему зятю великолепный фрегат. Недолго думая, Николас назвал его «Любимая» в честь своей любимой жены.

Каравелла «Круг жизни». Львы хищники. Они едят антилоп. Антилопы травоядные они едят траву. Львы умирают, и на этом месте вырастает трава. Антилопа ест эту траву. А это значит, что вся жизнь замкнута в круг. Круг жизни. В далеком 17 веке, это заметил один ученый и исследователь, занимавшийся изучением природы Южной Африки. И в этот же день, он назвал свою каравеллу «Круг жизни».

"Пандора" Обладая божественным пламенем, украденного Прометеем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной.

Так появление моей "Пандоры" на горизонте сулило неосторожным негоциантам только горе и бедствия

Корвет "Black Scorpio " (Чёрный Скорпион )
Мощный и стремительный, он появляется из ниоткуда и исчезает в никуда, подобно скорпиону он выслеживает своих жертв и нападает словно призрак, не оставляя им не единого шанса. Когда те понимают, что происходит, становиться уже слишком поздно - их судьба предрешена...
Этот корабль и его капитан появились в Карибском море, чтобы мстить... Мстить за прекрасную девушку, чья жизнь столь скоротечно закончилась, оборвавшись в подземельях Святой Инквизиции. Неутолимая жажда мести столь сильно окутала душу молодого капитана и поработила его разум, что он перестал видеть мир в каких-либо других тонах, кроме черного и убивал... Убивал без оглядки, и разбора, убивал ради того, чтобы убивать. Корабль его, великолепный корвет - стремительный как пантера, мощный как лев и опасный как скорпион... Чёрный Скорпион...

Шхуна "Невесомость "
В то время не была известна невесомость, не летали корабли в космос, зато были великолепные парусники, бескрайний океан и бесконечная любовь, огонь которой раздувался ещё больше под свежим морским бризом. Два человека, две половинки одного сердца находились сейчас в одной капитанской каюте, а их корабль, словно на крыльях, словно невесомый, мчался в морскую даль, навстречу бесконечности...

Фрегат "Мёртвая вода "
Страшное пиратское судно, собравшее на своем борту, кажется, самых отъявленных головорезов со всего Карибского архипелага. Капитан судна, лишён всякого сострадания, а его сердце должно быть уже давно превратилось в твёрдый, холодный как мрамор, камень. При виде этого корабля на горизонте моряки предпочитали прыгнуть в море раньше, чем встретятся с ним лицом к лицу.
После себя эти пираты не оставляют ни одной живой души, а все тела сбрасывают в море... Вода в этих местах ещё долго останется мёртвой...

Мановар "Иуда "
Это был огромный мановар входящий в состав испанской карательной экспедиции в Новом Свете. Немало бед принёс он врагам испанской короны. Этот мощный корабль стал страшным орудием в руках Святой Инквизиции.
Но однажды, уплыв выполнять очередное поручение к Бермудским островам, "Иуда" так и не вернулся... Что с ним случилось никто не знает и поныне...

Фрегат "Transcendentis" ("Выходящий за пределы ") лат.

Корабль соответствовал названию, вселяя уверенность в свою команду и ужас в команду противника.

Корвет "Оскал " - на носу корабля была сделана огромная волчья голова с ужасным оскалом.
Только ее вид повергал в ужас трусливых торговцев и заставлял трястись даже бывалых вояк.
В сочетании с отличными характеристиками и сдвинутой на всю голову команду во главе с капитаном, долгое время сеял ужас по всему архипелагу.

Фрегат " Черная месть ", ужас всех моряков, огромные пушки и куча пиратов-скелетов жизнь переживших свою. И люггер и линкор боятся его. Он скорость в 19 узлов за секунды берёт, 2 сотенки пушек 48 калибра, ну как не бояться его?..»

Пираты во все времена ассоциировались с искателями приключений, грабителями, разбойниками и дебоширами, снискавшими славу не только на море, в любовных подвигах, но и даже в политике. Но посмотрим на их деятельность на морских просторах, поскольку именно она приносила те баснословные богатства, которые ищут до сих пор. Даже названия пиратских кораблей призваны были устрашить их противников, а флаг «Веселый Роджер» и вовсе внушал панический страх команде атакованного судна.

Самые знаменитые пираты

Говоря об эпохе пиратства, стоит учитывать, что не все приверженцы этого способа заработка и существования были именно пиратами в прямом понимании этого слова. В те времена существовало разделение на откровенных разбойников, корсаров, каперов, флибустьеров и т. д.

Интересно, что каперство было узаконено в Англии, которая всеми силами старалась не допустить Испанию в Новый Свет. Грубо говоря, английская корона негласно выдавала патенты на грабеж испанских галеонов, которые с золотом и серебром возвращались из обеих Америк.

Но вообще, если составить некий список самых отчаянных и прославившихся на своем поприще личностей той эпохи, он мог бы выглядеть примерно следующим образом:

  • Капитан Кидд.
  • Эдвард Тич «Черная борода».
  • Генри Морган.
  • Л’Оллонэ.
  • Джетроу Флинт.
  • Оливье Ле Вассер.
  • Уильям Дампир.
  • Арудж Барбаросса.
  • Джен Ши и многие другие.

Знаменитые названия пиратских кораблей. Список

Естественно, каждый из этих головорезов предпочитал иметь собственный корабль, а по возможности, и флотилии из трех и более судов. Однако, если второстепенные корабли имели названия иногда даже сатирические, флагман в обязательном порядке должен был носить такое имя, чтобы оно было у всех на устах. Зачастую использовались аллегории или откровенно вызывающие названия. Вот неполный перечень самых известных кораблей того времени (названия пиратских кораблей на английском или французском приводятся вместе с русским переводом):

  • «Золотая лань» (Golden Hind);
  • Галера «Приключение» (Adventure Galley);
  • «Месть Королевы Анны» (Queen Ann’s Revenge);
  • «Беспечный корсар» (El corsario descuidad);
  • «Перитон» (Le Periton) - летающий олень;
  • «Мститель» (Avenger);
  • «Уида» (Whydah);
  • «Королевская удача» (Royal Fortune);
  • «Фантазия» (Fancy);
  • «Счастливая доставка» (Happy Delivery);
  • «Восходящее солнце» (Rising Sun);
  • «Возмездие» (Revenge) и т. д.

И это далеко не все. Очень часто можно было встретить и названия пиратских кораблей вроде «Вездесущая смерть», «Виктория - кровавая баронесса», «Приз удачи», «Колокол», «Цербер», «Черная вдова», «Левиафан», «Бреющий воду», в общем, фантазии хватало с избытком. Но остановимся на том, что представляли собой знаменитые пиратские корабли. Названия их не всегда отображали истинную сущность угрозы, ведь по большому счету испанские галеоны представляли собой 36-48-пушечные фрегаты, которые взять на абордаж для захвата не представлялось возможным. Пиратское судно было бы расстреляно еще на подходе, как бы хорошо оно ни маневрировало.

Поэтому обычно разбойники довольствовались фрегатами рангом пониже. Иметь на борту 24, 36 или 40 пушек - считалось верхом. А сопровождение несколькими судами с 20 или даже 12 пушками на борту могло сыграть решающую роль в сражении.

Основные характеристики кораблей

Несмотря на громкие и порой запугивающие названия пиратских кораблей, они далеко не всегда могли сравниться с теми же испанскими судами или английским флотом.

Так, например, «Приключение» Уильяма Кидда представляло собой 34-пушечную бригантину-фрегат необычного типа (с прямыми парусами и вёсельной командой).

«Месть Королевы Анны», изначально называвшаяся «Конкорд», была помощнее, имея 40 пушек. «Золотая лань» сначала спускалась со стапелей как под названием «Пеликан», по разным оценкам, с 18-22 пушками.

Самый известный литературный герой и его эскадра

В литературе названия пиратских кораблей пополнились еще одним известным персонажем - капитаном Бладом (Рафаэль Сабатини - «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»), чья неразделенная любовь к дочери губернатора Барбадоса (а затем и Ямайки) заставило назвать захваченный у испанцев 36-пушечный фрегат «Синко Льягос» ее именем. С тех пор «Арабелла» стала грозой морей.

Кстати, в произведении упоминается и но зовут Левасер, а его корабль носит название «Ла Фудр» («Молния»). Тут же присутствует и название «Мститель» (Avenger) одного из постоянных противников главного героя - капитана Истерлинга.

Сам же капитан Блад в свойственной ему юмористической манере давал названия второстепенным судам вроде «Элизабет» (в честь королевы Англии) или в честь трех греческих богинь - «Атропос», «Клото» и «Лахезис».

Только к концу повествования был захвачен 80-пушечный фрегат «Викторьез», которым командовал барон де Ривароль. Но переименовать его, по сюжету, автор не смог, ведь Блад стал губернатором, а его корабли вошли в состав ямайской эскадры.

Кинематограф

И как же обойтись без «Черной жемчужины» из квадрологии «Пираты карибского моря»? Тут тоже есть свои нюансы. Имя капитана Барбосса явно перекликается с Барбароссой.

А о «Летучем голландце» вообще говорить не приходится. В фильме обозначается, что это корабль хотя на самом деле никто не знает, кому принадлежало это судно-призрак, и существует ли оно вообще и только ли в единственном экземпляре.

Вместо послесловия

Ну а если взять в расчет, что детишки любят такого рода приключения, название пиратского корабля для детей придумать несложно, ведь у них зачастую фантазия развита намного больше, нежели у взрослого человека. Даже обычные названия вроде «Гроза» или «Гром» подойдут. Тут дети - мастера использования ассоциаций, которые их сверстников пугают.

Но, если серьезно, названия пиратских кораблей очень часто связываются не с отвлеченными понятиями или мистическими явлениями, а, скорее, - с историей Англии, ведь большинство из этих искателей удачи, так или иначе, были связаны с английской короной, и по большому счету воевали против испанцев. Естественно, были и те, кто грабил без разбора, но каперство в те времена было, так сказать, наиболее джентльменским ремеслом с огромным количеством ограничений. Взять того же Генри Моргана, ставшего впоследствии вице-губернатором Ямайки, или сэра (английского адмирала). История полна неожиданностей…

Из книги В.Дыгало "Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло"


Для многих в детстве волшебной музыкой звучали названия, начертанные на бортах прославленных кораблей: “Слава”, “Паллада”, “Чесма”, “Диана”, “Варяг”... Традиция давать кораблям имена очень давняя. Одним из первых было название мифического корабля “Арго”. По преданию, его построил мастер Арг с помощью богини Афины. На нем Ясон отправился в Колхиду за золотым руном.

Известны названия и других античных судов, например знаменитой трехмачтовой “Александрии”, построенной по приказу царя Гиерона II коринфским мастером Архиасом, и александрийского судна для перевозки пшеницы “Изис”.

Корвет "Варяг"

Кораблестроители прошлого наделяли свои суда качествами живых существ и даже рисовали в носовой части их корпуса большие глаза, чтобы они хорошо видели подводные мели и рифы. Быть может, поэтому им и в голову не приходило писать названия на бортах. Лишь в хрониках XVII в. можно найти сведения о появлении названий, написанных на корме кораблей, но это относится лишь к западноевропейским флотам. В России же такая традиция окончательно установилась только в конце царствования Петра I, хотя и до него случалось, что некоторым судам давали названия. Первым в России морским судном, получившим название, был корабль “Фредерик”, построенный (в 1636 г.) в царствование Михаила Федоровича и названный так в честь герцога Голштинского. Мы уже знаем, что первый русский боевой корабль назывался “Орел”. В указе царя Алексея Михайловича по этому поводу говорилось: “Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать “Орлом”. Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же” . Когда “Орел” был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

Неудача первого Азовского похода летом 1695 г. заставила Петра I форсировать строительство кораблей. 3 апреля 1696 г. на верфи, основанной в Воронеже, были спущены на воду три галеры. Первая из них была названа “Принципиум”, то есть “основа”, “начало”, что вполне отвечало историческому моменту-началу создания русского регулярного флота. Во втором Азовском походе галерой “Принципиум” командовал сам царь под именем Петра Алексеева. Две другие галеры назывались “Св. Марк” и “Св. Матвей”. Двум парусно-гребным 36-пушечным кораблям были также даны названия в честь православных святых: “Апостол Петр” и “Апостол Павел”. В период строительства Азовского флота не было еще ни значительных побед, ни прославленных героев, ни боевых традиций, поэтому на первых порах выбор названий, как правило, ограничивался именами столпов православной церкви.

Появившись на заре создания регулярного военно-морского флота, эти названия кораблей стали традиционными и особенно часто употреблялись в XVIII в. Так, эскадра контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова в сражении с турецкой эскадрой у мыса Калиакрия почти сплошь состояла из кораблей, названных именами православных святых, а два корабля были названы в честь особо почитаемых христианских праздников: “Рождество Христово” и “Преображение Господне”.

Начиная с петровских времен названия кораблей в России, как правило, утверждал царь и лишь в редких случаях - Адмиралтейств-коллегия (с 1827 г. - Адмиралтейств-совет). Венценосный моряк хорошо понимал значение названий корабля как носителей флотских традиций и государственного престижа. Анализ названий кораблей позволяет сделать вывод, что уже в начале создания регулярного флота Петр I стремился свести их в некую систему. В частности, судам стали давать названия, сообразуясь с их рангом и назначением - чем выше ранг, тем выше и престижнее название.

Несмотря на поразительное разнообразие названий кораблей Азовского флота, все же можно сказать, что часть из них была выбрана с целью выразить идеи высокого боевого духа моряков, силу и мощь русского флота. Примером этого могут служить названия кораблей: “Безбоязнь”, “Цвет войны”, “Лев”, “Единорог”, “Геркулес”. Не меньшее военное звучание имели названия некоторых бомбардирских кораблей: “Крепость”, “Скорпион”, “Флаг” и др. На названия строившихся для Азовского флота кораблей в известной мере повлияло и заграничное путешествие Петра I в Голландию и Англию, во время которого он увлекся эмблемами, символами, аллегориями и девизами, через которые раскрывалась суть названий кораблей. Вот только некоторые заимствованные им названия, раскрываемые с помощью соответствующих девизов: “Мяч” - “Коль вяще биен бываю, толь вяще поднимаюся”, “Струе” - “Сила сокрушает крепость”, “Камень”-“Над водами силу имеет”, “Слон” - “Злым лих” и т.д. Бомбардирские корабли, имевшие мощную артиллерию для борьбы против береговых укреплений, были названы: “Гром”, “Молния”, “Громовая стрела” - девиз “Юпитеру и молнии его”, “Бомба” - девиз “Горе тому, кому достанусь” . Лучших названий для подобных кораблей, пожалуй, подобрать трудно. Но названия, данные двум из этих кораблей, звучат диссонансом: “Миротворец” и “Агнец” , то есть ягненок-символ кротости и покорности. Чем вызваны эти названия? Ответ может быть только один: склонностью Петра к юмору, шутливому противопоставлению миролюбивого названия корабля и его огневой мощи. Были и другие озорные названия: “Колокол” - девиз “Звон его не для него”, “Три рюмки” - девиз “Держите во всех делах меру”, “Еж” - девиз “Лестию и рукою” , и многие другие.

Однако галеры и брандеры, построенные “кумпанствами”, собственных названий не имели. Они были известны по именам их капитанов, или начальников, держащих на них флаг: галеры адмирала Лефорта, вице-адмирала Лима, шаутбенахта де Лозьера; капитанов Брюса, Трубецкого, Ушакова, Репнина и др.; брандеры капитанов-князей Черкасского, Велико-Гагина, Лобанова-Ростовского... Это говорит о том, что Петр I в период строительства Азовского флота затруднялся в подборе названий для большого количества кораблей.

К весне 1700 г. “кумпанства” в основном выполнили судовую повинность, и Петр I повелел дальнейшее строительство флота вести за счет государства. Названия кораблей и девизы зачастую заимствовались им из западноевропейских эмблематических сборников, в частности из популярной в Голландии книги “Символы и эмблемата” , изданной в Амстердаме в 1705 г.

Какие же названия получали казенные корабли в этот период? Вот некоторые из них: “Разжженное железо” - девиз “Надлежит трудиться, пока время есть”, “Шпага” - “Покажите мне, где суть лавровые венцы”, “Сулица” (Старинное холодное оружие, род копья или рогатины, а также метательное копье) - “Умерети или выиграти” . Часть названий выражали мощь, благородство, терпение и т.п., что раскрывалось в соответствующих девизах: “Старый дуб” - “Обновляет надежду” , “Старый орел” - “Не гласом, но делами моими”, “Спящий лев” - “Сердце его бдит”, “Черепаха” - “Терпением увидишь делу окончание” . Среди названий новых кораблей не были забыты святой Георгий, чтимый на Руси как Победоносец, и библейский богатырь Самсон, обладавший необыкновенной физической силой. Двухпалубный 62-пушечный корабль получил название “Воронеж” в память о первом Российском Адмиралтействе и главной верфи, строившей суда для Азовского флота.

Наиболее соответствовали своим названиям брандеры, предназначавшиеся для сожжения судов противника: “Вулканус”, “Феникс”, “Сулемандр” . Эти названия в какой-то степени были связаны с огнем и его обжигающим действием. Между тем названия кораблей Азовского "периода имеют одну особенность. Большинство приглашавшихся из-за границы кораблестроителей и офицеров-моряков не знали русского языка, поэтому для большего взаимопонимания многие корабли носили по два и более названий, чаще всего русское и его перевод на голландский, английский, немецкий, французский (К примеру: “Барабан” - “Трумель”, “Колокол”-“Клок”, “Еж”-“Игель”, “Сила”-“Старкт”, “Соединение” - “Уния”, “Безбоязнь” - “Судербан”, “Сондерфрес” и “Онберфрест”, “Благое начало” - “Гутанфанген”, “Гут бегин” и “Десегельбегин”, “Крепость” - “Замок”, “Кастель”, “Старгейт” и “Ситадель”). Однако Петр это делал в рекламных целях, для укрепления престижа молодого флота России. 27 апреля (8 мая) 1700 г. в истории судостроения произошло знаменательное событие - в Воронеже был спущен первый корабль, построенный без участия иностранцев по чертежу, привезенному Петром, скорее всего, из Англии. Строителем, как указано в документах, был “Его Царское Величество” , а в его отсутствие надзор за работами вели два молодых мастера, учившиеся с ним за границей, - Ф. Скляев и П. Верещагин. Двухпалубный 58-пушечный корабль, построенный ими, был назван “Гото Предестинация” , что на русском языке означало “Божье предвидение” . Это звучное и многообещающее название, имевшее к тому же глубокий политический смысл, говорило о том, что выход России к морю предвидел сам Всевышний.


28-пушечный фрегат
"Штандарт"
1703 г.

1 (12 мая) 1703 г. русские войска взяли штурмом шведскую крепость Ниеншанц, расположенную неподалеку от устья Невы. Путь к Балтийскому морю был свободен. Изменился и царский штандарт - двуглавый орел на нем теперь держал в лапах и клювах не три, а четыре карты с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей. В честь этого события первый 28-пушечный фрегат, построенный на Олонецкой верфи в августе 1703 г., был назван “Штандарт” . Другим фрегатам и кораблям присваивались имена городов и географических мест, где были одержаны “виктории” русской армией и флотом (“Иван-город”, “Кроншлот”, “Шлиссельбург”, “Санкт-Петербург”. “Нарва”, “Пернов”, “Рига”, “Выборг”, “Полтава”, “Ингерманланд”, “Ревель”, “Лесное”, “Гангут”).

При создании Балтийского флота появляются суда, названные в честь царской фамилии. Так, царская яхта “Фрегат Рояль” получила название “Принцесса Анна” , вторая яхта, “Золоченая”, была названа “Принцесса Елизавета” (обе - в честь дочерей Петра I), а третья - “Наталья” (в честь его матери).

Когда в Архангельске в июне-июле 1715 г. завершилось строительство серии 52-пушечных линейных кораблей, им дали имена Архангелов - “Гавриил”, “Михаил”, “Уриил”, “Салафаил”, “Варахаил” и “Ягудиил” .

Название кораблей именами представителей дома Романовых и православных святых способствовало формированию у офицеров и нижних чинов веры в незыблемость религии и устоев императорской власти.

Одним из правил, заведенных при Петре I, была преемственность в названиях кораблей, особенно тех, которые заслужили это право в боях. На Балтике повторялись названия периода Азовского флота - “Лизет”, “Мункер”, “Дегас”, “Фалк”, “Елифант”, “Фридемакер” . Названия же кораблей, окончивших срок своей службы, были даны новым: “Нарва”, “Выборг”, “Шлиссельбург” . От них веяло пороховым дымом баталий Северной войны, и в сохранении этих названий Петр I видел зарождение еще одной традиции русского флота. Со временем преемственность названий стала правилом. Многие названия подолгу не сходили с бортов, образуя целые династии одноименных кораблей. За историю русского флота больше других повторялись следующие названия: “Штандарт” и “Гангут” - по 5 раз, “Ингерманланд” - 6, “Не тронь меня” и “Азов” - по 7, “Полтава” и “Самсон” - по 8, “Выборг” - 10, “Меркурий” - 11, “Нарва” -14, “Москва” - 18, “Надежда” - 22. Они живы и поныне, их сегодня носят корабли нашего ВМФ.

В царствование Екатерины II при наименовании кораблей предпочтение по-прежнему отдавалось именам православных святых, библейских пророков, а также императоров и императриц России, членов царской семьи, названиям религиозных праздников.

Не менее популярны были имена древнерусских князей. Эти названия предназначались, как правило, для кораблей высших рангов, в основном линейных кораблей и фрегатов. Вот, например, названия линейных кораблей и фрегатов эскадры Черноморского флота в 1791 г.: “Иоанн Предтеча”, “Мария Магдалина”, “Св. Владимир”, “Св. Павел”, “Преображение Господне”, “Св. Александр Невский”, “Георгий Победоносец”, “Св. Андрей Первозванный”, “Св. Иоанн Богослов” , фрегаты: “Св. Нестор” и “Св. Марк” . Корабли же более низких рангов (бриги, шлюпы, корветы) обычно получали названия частей света, стран, городов, расположенных на приморских территориях, а также планет, созвездий и звезд.

Большую группу названий кораблей составляли также названия хищных животных и птиц.

В царствование Павла I в системе названий кораблей изменений почти не произошло. Но при нем была сделана первая попытка узаконить место их написания. Своим указом император обязал писать названия на корме. Там же сообщалось, когда, где и кем построен корабль.

Создание новых классов и типов кораблей в эпоху парового флота вызвало появление новых групп названий, вследствие чего частично прервалась связь времен, исчезла историческая преемственность. На это обстоятельство повлиял, очевидно, и трагический исход Крымской войны. Например, паровые канонерские лодки Балтийского флота получили названия, связанные с явлениями в атмосфере и на море, с оружием, со сказочными персонажами, с морскими рыбами, птицами и насекомыми (“Молния”, “Гром”, “Шквал”, “Метель”, “Вьюга”... “Меч”, “Секира”, “Копье”, “Пищаль”, “Лук”, “Панцирь”, “Щит”, “Кольчуга”, “Броня”... “Русалка”, “Ведьма”, “Домовой”... “Ерш”, “Щука”... “Копчик”, “Коршун”, “Чайка”... “Комар”, “Пчела”, “Оса”, “Шмель”).

Другие классы паровых кораблей - пароходофрегаты и парусно-винтовые корветы - стали называться именами русских богатырей и князей: “Илья Муромец”, “Олег”, “Пересвет”, “Ослябя”, “Дмитрий Донской”, “Александр Невский” .

Первым опытным кораблем русского флота с броневой защитой, вступившим в строй 22 июня 1861 г., стала канонерская лодка. Она получила название “Опыт” . В 1864 г. вступила в строй броненосная батарея, построенная в Англии. Это был первый корабль такого класса в составе русского флота. Поэтому назван он был “Первенец” . Вслед за ним на петербургских судостроительных заводах были построены еще две броненосные батареи, которые имели более мощное артиллерийское вооружение. Как бы подчеркивая свою неприступность, они получили названия “Не тронь меня” и “Кремль”.

В 1870 г. Балтийский флот, кроме трех броненосных батарей, располагал 13 броненосными лодками-мониторами, построенными по так называемой Мониторной программе 1863 г. Головная из них была. названа “Броненосец” , а остальные - “Единорог”, “Лава”, “Смерч”, “Стрелец”, “Ураган”, “Вещун”, “Перун”, “Русалка”, “Чародейка” и т.д.

К началу 70-х годов относится также первая попытка России создать оборонительный флот на Черном море в связи с отменой ограничительных статей Парижского трактата 1856 г. С этой целью адмиралом А.А. Поповым были сконструированы и построены два броненосца береговой обороны, так называемые круглые броненосные корабли. Один из них был назван “Новгород”, а второй-именем своего создателя - “Вице-адмирал Попов”. Неофициально эти броненосцы называли “поповками”.

С началом царствования императора Александра III начался переход к строительству броненосцев большого водоизмещения. В соответствии с новыми программами для Черноморского флота в течение 20 лет должно было быть построено восемь броненосцев и значительное количество других кораблей. Вновь была возрождена традиция давать наиболее престижные названия кораблям высших рангов. Вступившие в состав Черноморского флота броненосцы были названы: “Екатерина II”, “Синоп”, “Чесма”, “Двенадцать апостолов”, “Георгий Победоносец”, “Три святителя” и “Ростислав” . Последний был назван в честь князя Великоморавской державы, который в 846-870 гг. вел борьбу против немецкой агрессии. В 862 г. он пригласил к себе из Византии Кирилла и Мефодия. Эскадренные броненосцы, построенные по этим программам на Балтийском море, также получили названия, связанные с именами императоров, победами Российских флота и армий: “Император Александр II”, “Император Николай 1”, “Гангут”, “Наварин”, “Полтава”, “Севастополь”, “Петропавловск”, “Сисой Великий” , - а броненосцы береговой обороны были названы именами известных русских адмиралов: “Адмирал Спиридов”, “Адмирал Грейг”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Чичагов” . Несколько минных крейсеров были названы именами героев моряков: “Лейтенант Ильин”, “Капитан Сакен”, “Казарский” .

Первый мореходный миноносец русского флота, вступивший в строй в 1877 г., был назван “Взрыв” , а последующие миноносцы и эскадренные миноносцы получили названия различных географических пунктов: “Котлин”, “Лахта”, “Луга”, “Ревель”, “Свеаборг”, “Нарген”, “Гогланд”, “Биорке”, “Моонзунд” , - что стало одним из правил при наименовании других кораблей этого класса. В связи с ухудшением отношений с Японией правительство России вынуждено было разработать и утвердить дополнительную программу, получившую название программы “для нужд Дальнего Востока. В ее состав входили пять эскадренных броненосцев (“Цесаревич”, “Ретвизан”, “Император Александр III”, “Князь Суворов”, “Слава” ), четыре крейсера 1-го ранга (“Баян”, “Варяг”, “Аскольд”, “Богатырь” ), четыре крейсера 2-го ранга (“Новик”, “Боярин”, “Жемчуг”, “Изумруд” ), а также 20 эскадренных миноносцев. В их названиях не было строгой системы, но правило называть крупные корабли именами императоров и знаменитых полководцев сохранялось. Для названий эскадренных миноносцев были использованы имена прилагательные (“Бедовый”, “Блестящий”, “Беспощадный”, “Быстрый”, “Боевой”, “Бесстрашный”, “Грозовой” и т.д.), выражавшие некоторые качества, свойственные кораблям этого класса. Аналогичные названия широко использовались и в дальнейшем.

Во время русско-японской войны флот понес тяжелые потери, лишившись большей части - своих новых боевых кораблей. Героизм моряков, проявленный при обороне Порт-Артура и в Цусимском сражении, вызвал среди русского народа волну патриотизма и стремление к возрождению мощного флота. В соответствии с кораблестроительными программами 1908 и 1912-1916 гг. было принято решение о строительстве принципиально новых линейных кораблей, линейных крейсеров, крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок. Было выдвинуто также требование, чтобы все вновь закладываемые корабли в целях утверждения исторической преемственности и сохранения боевых традиций наследовали наименования от своих предшественников. В соответствии с этими программами в Петербурге в 1909 г. на верфях Балтийского и Адмиралтейского заводов были заложены четыре линейных корабля, которым дали названия “Гангут”, “Полтава”, “Севастополь” и “Петропавловск” . Для Черноморского флота в Николаеве были заложены линейные корабли, которые получили названия в честь жены Павла 1 - Марии Федоровны - и российских императоров: “Императрица Мария”, “Император Александр III”, “Императрица Екатерина II” (с 27 июня 1915 г. - “Императрица Екатерина Великая” ) и “Император Николай 1” (достроен не был). На Балтийском и Адмиралтейском заводах строились линейные крейсера для Балтики - “Бородино”, “Измаил”, “Кинбурн”, “Наварин” (ни один из них достроен не был). Все легкие крейсера, которые также строились по этим программам, получили название в честь адмиралов Российского флота - “Адмирал Бутаков”, “Адмирал Спиридов” и “Адмирал Грейг” для Балтики и “Адмирал Нахимов”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Корнилов” и “Адмирал Истомин” для Черного моря. Исключение составлял крейсер “Светлана” , который унаследовал название крейсера, погибшего в русско-японской войне. Заслуживают внимания названия эскадренных миноносцев.

Было принято, что один дивизион (в каждом по девять кораблей) носил имена героев морских сражений и боев: “Лейтенант Ильин”, “Лейтенант Дубасов”, “Капитан Изыльметьев” и др. Второй дивизион был назван в честь знаменитых сражений: “Гренгам”, “Гогланд”, “Хиос”, “Тенедос”, “Рымник” и др. Третий - носил названия судов парусного флота, прославившихся в различных морских боях и сражениях: “Гром”, “Орфей”, “Забияка”, “Победитель”, “Самсон”, “Азов” и др. И наконец, четвертый - имел названия судов парусного флота, участвовавших во многих сражениях: “Владимир”, “Константин”, “Гавриил”, “Громоносец” и др. В начале 1-й мировой войны Российский флот начал оснащаться новыми подводными лодками. Они получили названия хищных зверей: “Барс”, “Пантера”, “Львица”, “Тигр”, “Ягуар”, “Вепрь”, “Кугуар”, “Волк”, “Леопард”, “Гепард”, “Рысь”, “Тур” и др.

Таким образом, к 1914 г. в России была выработана и документально закреплена новая, может быть, не очень стройная система наименования кораблей военного флота, которая восприняла многие традиции, зародившиеся в петровские времена.

Нельзя сказать, чтобы Февральская революция и Октябрьский переворот до основания изменили, как это кажется на первый взгляд, сложившуюся в Российской империи систему: названий кораблей военно-морского флота. Конечно, с бортов военных кораблей и судов сразу же исчезли имена святых апостолов и праведников, а названия, связанные с царями и великими князьями, были заменены фамилиями большевистских вождей и набором слов или словосочетаний, заимствованных из революционной фразеологии, но суть системы названий осталась прежней, только одни кумиры были заменены другими. В системе названий кораблей сохранился и принцип преемственности, но с его реализацией возникли некоторые трудности из-за того, что политическая жизнь “пролетарских вождей” зачастую была недолговечной, и, когда их имена только-только появлялись на бортах кораблей, они сбрасывались с партийных пьедесталов. Так исчезли новые названия эскадренных миноносцев типа “Новик” - “Троцкий” (“Лейтенант Ильин”), “Зиновьев” (“Азард”), “Рыков” (“Капитан Керн”), “Петровский” (“Гаджибей”). Названия кораблей стали изменять чуть ли не на второй день после Февральской революции. Павшая династия Романовых в первую очередь была стерта с бортов самых больших кораблей. Этой процедуре подверглись линейные корабли бывшего Российского императорского флота: “Заря Свободы” (“Император Александр 1”), “Гражданин” (“Цесаревич”), “Республика” (“Император Павел 1”), “Воля” (“Император Александр III”), “Свободная Россия” (“Императрица Екатерина Великая”), “Демократия” (“Император Николай 1”).

Крейсер I-го ранга
"Аврора"
1903 г.

После Октябрьского переворота были переименованы все остальные корабли бывшего царского флота, за исключением крейсера “Аврора” , но и в это название стали вкладывать другой смысл - оно теперь олицетворяло зарю коммунизма.

Львиную долю новых названий составили имена вождей революции и мирового пролетариата, а также новые словообразования, возникшие в советский период. Во все другие названия неизменно добавлялось слово “красный” , что было характерно не только для кораблей. Вспомним новые вывески на зданиях заводов, фабрик и колхозов: “Красный путиловец”, “Красный треугольник”, “Красная нить”, “Красный пахарь” и др.

Названия сохранившихся линкоров-дредноутов символизировали собой три этапа мирового революционного движения - Французскую революцию в лице зачинателя революционного террора Марата, Парижскую коммуну и Октябрьский переворот. Они получили названия: “Марат” (“Петропавловск”), “Парижская коммуна” (“Севастополь”) и Октябрьская революция (“Гангут”).

Черноморские крейсера стали называться именами советских республик с добавлением слова “красный” : “Красный Крым” (“Светлана”, затем “Профинтерн”), “Червона Украина” (“Адмирал Нахимов”) и “Красный Кавказ” (“Адмирал Лазарев”).

Изменились и названия эскадренных миноносцев - самой многочисленной группы кораблей. Почти все они были названы именами вождей мирового пролетариата и революции (“Карл Маркс”, “Энгельс”, “Ленин”, “Сталин”, “Карл Либкнехт”, “Дзержинский”, “Калинин”, “Свердлов”, “Фрунзе”, “Володарский”, “Куйбышев”, “Шаумян”, “Артем”).

Подводные лодки типа “Барс” также получили названия, соответствующие духу времени. Так, отличившаяся в августе 1919 г. “Пантера” в конце 1922 г. была названа “Комиссар” , а другие - “Краснофлотец”, “Товарищ”, “Коммунар”, “Большевик”, “Красноармеец” и т. п.

Кроме “Авроры”, есть еще одно название, которое употреблялось как в Российском, так и советском военном флоте, - это название столицы нашего государства - Москвы . Впервые оно были присвоено 64-пушечному линейному кораблю, заложенному в 1712 г. в Санкт-Петербурге и спущенному на воду через три года. Еще несколько кораблей с тем же названием, построенных в Архангельске, служили флоту с 1750 по 1809 г. В июле 1878 г. в состав нашего военного флота вошел вспомогательный крейсер “Москва”, переоборудованный из парохода, купленного на пожертвования населения. Вскоре он был передан Добровольному флоту. А впоследствии в его составе находилось еще два корабля с этим именем.

Первым советским кораблем, носившим с 1919 г. имя “Москва”, стала плавбатарея Северо-Двинской военной флотилии, а затем лидер эсминцев Черноморского флота, построенный в 1937 г. В настоящее время имя столицы носит противолодочный крейсер “Москва”. Этот крупный надводный корабль оснащен современной ракетной и авиационной техникой.

Первые подводные лодки советской постройки получили названия “Декабрист”, “Народоволец”, “Красногвардеец”, “Революционер”, “Спартаковец”, “Якобинец” . Следующие подводные лодки серии “Л” были названы “Ленинец”, “Сталинец”, “Фрунзевец”, “Гарибальдиец”, “Чартист” и “Карбонарий” . Позже появились подводные лодки следующей серии того же типа “Л” с названиями, придуманными по тому же правилу словообразования: “Ворошиловец”, “Дзержинец”, “Кировец”, “Менжинец” . Естественно, ни о какой преемственности этих искусственных названий не могло быть и речи. Это, вероятно, хорошо понимали и сами “конструкторы человеческих душ” , так как вскоре эти подводные лодки получили литерно-цифровые наименования: Д-1, Д-2... и Л-1, Л-2...

Подводные лодки последующих типов тоже иногда получали собственные названия, но они привились только для серий в целом по названию головной лодки - “Щуки”, “Малютки” и др. Но помимо литерно-цифрового наименования некоторые “Малютки” все же имели и собственные названия: “Ярославский комсомолец” (М-104), “Челябинский комсомолец” (М-105), “Месть” (М-200), “Рыбник Донбасса” (М-202) и т. п. Однако этих названий на корпусах лодок не было. Дело в том, что в период Великой Отечественной войны многие лодки строились на средства, собранные народом, и названия им давали сами инициаторы сбора средств. В момент торжественной передачи этих кораблей представителям флотов присвоенное название писали белой краской на ограждении боевой рубки. Но это название значилось только в корабельных документах и никогда не появлялось на борту корабля. С прибытием в боевое соединение название закрашивалось и на его месте писали соответствующее литерно-цифровое наименование.

В предвоенные годы были заложены новые линейные корабли с названиями “Советский Союз”, “Советская Россия” и “Советская Украина” . Как видно, слово “красный” здесь уступило место слову “советский” , но эти названия так и остались только на, бумаге. Война помешала достроить эти корабли.

Новые крейсера, вступившие в строй накануне войны, получили названия: “Киров”, “Ворошилов”, “Молотов” и “Максим Горький” . По традиции, которая в принципе существовала и до революции, самые крупные боевые корабли были названы именами самых высоких партийно-государственных деятелей. Особняком стоит только “Максим Горький”. В Российском и советском флоте имя писателя впервые было использовано в качестве названия военного корабля. Такой прецедент был только в Италии, когда один из линкоров итальянского военно-морского флота был назван “Данте Алигьери”. Известно, что М. Горький, находясь на Капри, посетил линкор “Парижская коммуна” и крейсер “Профинтерн”, когда они совершали переход из Балтики в Черное море, - может быть, поэтому имя “великого пролетарского писателя”, как его называли в 30-е годы, появилось на борту нового крейсера.

В послевоенной системе названий кораблей можно проследить несколько направлений. Во-первых, возрождение традиции называть корабли именами известных полководцев и флотоводцев, а также именами крупных городов. Во-вторых, обращение к названиям кораблей дореволюционного флота и их возрождение. В-третьих, наименование кораблей в честь героев Великой Отечественной войны. Одновременно старались придерживаться правила давать серии кораблей одного и того же класса родственные по смыслу названия, но это далеко не всегда выдерживалось.

Сегодня на бортах кораблей нашего флота можно прочесть возрожденные названия: “Варяг”, “Очаков”, “Стойкий”, “Слава”, “Адмирал Лазарев”, “Александр Суворов”, “Александр Невский”, “Дмитрий Пожарский”, “Адмирал Макаров”, “Стерегущий”, “Севастополь”, “Петропавловск”. Но многие названия кораблей Российского флота незаслуженно забыты. Следовало бы возродить и такие известные названия, как “Новик”, “Россия”, “Громобой”, “Рюрик”, “Аскольд”, “Олег”, “Богатырь”, “Баян”, “Диана”, “Паллада”, а также названия, данные в честь героев Куликовской битвы - Александра Пересвета и Родиона Осляби, - и обязательно указывать их на матросских ленточках, как это практиковалось ранее.

Как видно, сохранена в ВМФ и традиция присвоения кораблям названий городов: “Киев”, “Минск”, “Москва”, “Новороссийск”, “Ленинград”, “Керчь”, “Севастополь”, “Мурманск” . Эти корабли также плавают сегодня в составе нашего флота. Но среди них нет корабля с названием “Сталинград”. Конечно, имя Сталина может вызвать у многих отрицательные эмоции, но из истории, как и из песни, слова не выбросишь, да и корабль будет называться не в честь Сталина, а в честь величайшей победы под Сталинградом в годы Великой Отечественной войны.

Неизмеримые потери понес наш народ в годы этой войны. Многие имена погибших героев можно видеть теперь на бортах боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ: “Евгений Никонов”, “Федор Видяев”. Матрос, старшина 1-й статьи, офицер - их имена одинаково дороги нам. Традицию давать боевым кораблям имена героев Великой Отечественной войны можно сравнить с Вечным огнем, который мы зажигаем на земле.

Первый авианосный крейсер
пр.1143.1 "Киев"

Появились также и корабли с именами маршалов Тимошенко, Шапошникова и Василевского. Правда, нет среди них пока имени маршала Г. Жукова, но зато есть корабль “Василий Чапаев”. Появление этого имени на борту корабля особенно трудно понять. Неужели мало полков, дивизий и других армейских частей, которым можно присвоить имя этого военачальника? В последние десятилетия, как уже говорилось, стараются придерживаться правила давать кораблям определенных классов родственные по смыслу названия. Так, противолодочные и авианесущие крейсера названы именами городов - “Москва”, “Ленинград”, “Киев”, “Минск” ... а атомные ракетные крейсера - фамилиями партийно-государственных деятелей - “Киров”, “Фрунзе”, “Калинин”, “Юрий Андропов” (Указом Президента России эти крейсера переименованы в “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”) . Большие противолодочные корабли одной из серий также названы именами городов: “Николаев”, “Очаков”, “Керчь”, “Азов”, “Петропавловск”, “Ташкент” . Но в другой серии ВПК, несмотря на то что головной корабль назвали “Кронштадт”, остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев Российского и советского флота, а также советских маршалов. Здесь не прослеживается ни системы, ни логики. Подобная мешанина наблюдается и в следующей серии. Например, головной корабль назван “Удалой”, а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Или еще одна серия ракетных крейсеров с названиями: “Грозный”, “Адмирал Головко”, “Адмирал Фокин” и “Варяг” , другая: “Слава”, “Маршал Устинов”, “Червона Украина” . Здесь, как видно, тоже отсутствует всякая система. Нередки случаи, когда корабли с такими названиями, как “Каганович”, “Молотов”, “Черненко”, “Брежнев” и др., приходилось срочно переименовывать. Это еще раз говорит о том, с каким вниманием и осторожностью следует подходить к наименованию кораблей. Следует всегда помнить, что каждый корабль - это часть территории нашей Родины, и его название должно вызывать у каждого из нас чувство гордости за свой флот и свою страну.

Чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого корабля и его принадлежность к Военно-Морскому Флоту России, в настоящее время комиссия по военной символике Всероссийского геральдического общества разрабатывает гербы для каждого корабля. Рассматривается также вопрос об утверждении гербов для каждого флота - Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского. Основой каждого герба является двуглавый орел. Так, например, накануне Дня ВМФ в июне 1992 г. общим собранием офицеров и мичманов крейсера Северного флота “Адмирал Нахимов” был одобрен проект герба корабля: на фоне исторического отечественного символа изображен кит - животное, которое “покровительствует” этому крейсеру. Другой знак свидетельствует, что этот корабль атомный. Эти гербы будут изображаться на официальных бланках, в частности на пригласительных карточках командира и кают-компании корабля.

Понравилась статья? Поделитесь ей