Контакты

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда.

В каждой организации составляется перечень рабочих мест, который оформляется в виде таблицы (Приложение № 5 к Методическим рекомендациям).

В таблице указываются:

В графе 1 – индивидуальный номер рабочего места от 1 до 99 999 999.

Аналогичные рабочие места обозначаются номером рабочего места с добавлением прописной буквы «А». Например, 125А(124А), т.е. рабочее место 125 аналогично рабочему месту 124, и если будет несколько аналогичных рабочих мест, то все они будут аналогичны рабочему месту 124, которое вписано в скобки.

В графе 2 – наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименования профессии рабочих или должностей служащих, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее – ОК 016-94).

Перечни рабочих мест формируются специалистами отдела кадров, отдела охраны труда, руководителями структурных подразделений организации.

Важно! Наибольшую сложность при составлении данного перечня представляет правильное отнесение отдельных рабочих мест к категории аналогичных в связи с учетом изложенных ниже восьми показателей, что требует от исполнителей значительного количества времени.

Игнорирование отдельных критериев аналогичности может привести к возникновению конфликтных ситуаций между работниками и работодателем и, возможно, к повторному проведению СОУТ на рабочих местах и дополнительным финансовым затратам работодателя.

Исполнителям работ по составлению перечня рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест рекомендуется последовательно оценивать рассматриваемые рабочие места на предмет их возможной аналогичности по следующим критериям:

1. Рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах).

2. Рабочие места оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.

3. Работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности.

4. Работники осуществляют одинаковые трудовые функции.

5. На рабочих местах установлен одинаковый режим рабочего времени.

6. На рабочих местах ведется однотипный технологический процесс.

7. На рабочих местах используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье.

8. На рабочих местах работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем на двух рабочих местах, и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст.16 № 426-ФЗ).

Несмотря на кажущуюся простоту определения аналогичных рабочих мест, ошибки при определении аналогии часто допускаются.

Пример 1. В штате компании на должности «менеджер по продажам» работает 5 сотрудников. Все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. В этой связи работодатель отнес их рабочие места к аналогичным и запланировал проведение СОУТ на 20 % от 5 рабочих мест, т.е. на одном рабочем месте.

Ошибка в данной ситуации состоит в том, что работодатель упустил из вида требование п.1 ст.16 ФЗ № 426 - СОУТ проводится на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем на двух рабочих местах.

В ситуации, когда у работодателя было бы, например, всего 2 рабочих места «менеджеров по продаже», СОУТ должна проводиться на обоих рабочих местах. Установленный законом минимум (не менее 2 рабочих мест) имеет целью получение в ходе исследований объективных результатов оценки и, если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, СОУТ должна будет проводиться на всех аналогичных рабочих местах.

Пример 2. В одном кабинете расположены рабочие места главного бухгалтера, ведущего бухгалтера и специалиста по кадрам. У каждого их этих работников имеется персональный компьютер (ПК). Работодатель считает, что рабочие места этих специалистов аналогичные: в одном кабинете, с одинаковыми условиями труда, и выполняют работы на ПК.

Ошибка состоит в том, что при наличии идентичного оборудования и одинаковых условий труда данные работники имеют разные должности. В данном случае рабочие места не могут быть признаны аналогичными.

Учет наличия оборудования (в данном случае - ПК) будет осуществляться только в случае, если работники имеют одинаковые должности. При этом марка и год выпуска ПК должны быть идентичными.

Пример 3. В организации имеется 5 водителей. Один водитель работает на автомобиле марки УАЗ 2012 года выпуска, другой – на автомобиле марки КаМАЗ 2009 года выпуска, остальные – на автомобилях марки МАЗ 2013 года выпуска.

Часто комиссия определяет все 5 рабочих мест как аналогичные, мол, у всех автомобилей кабины современные и комфортные.

Ошибка состоит в том, что аналогичными являются рабочие места только на одинаковых автомобилях МАЗ с одинаковым годом выпуска при условии, что на данных автомобилях работники выполняют одинаковые трудовые функции с одинаковым режимом работы и т.д. Если же на автомобилях одной и той же марки и одного года выпуска выполняются разные работы (перевозка пассажиров, опасных грузов, хлыстовая вывозка леса, перевозка сыпучих материалов самосвалами и т.п.), то и в данном случае рабочие места не являются аналогичными.

В этой связи СОУТ должна проводиться на рабочих местах в автомобилях УАЗ (1 рабочее место), КаМАЗ (1 рабочее место) и МАЗ (2 рабочих места).

Пример 4. В штатном расписании организации имеются 6 должностей «Начальников отделов». Работодатель считает их рабочие места аналогичными и планирует проведение СОУТ на двух рабочих местах.

Ошибка в данном случае заключается в том, что все эти «начальники» являются начальниками не одного отдела, а разных: планового, отдела главного механика, финансового, снабжения и сбыта, и выполняют разную работу. Поэтому СОУТ необходимо проводить на всех этих рабочих местах.

Пример 5 . В отделе по производству стерильных и лекарственных средств имеется 14 операторов линии, которые занимаются розливом лекарственных средств при двухсменном режиме работы. Работодатель планирует провести СОУТ на 3 рабочих местах.

Ошибка состоит в том, что работодатель не учел сменность работы операторов. Необходимо разбить 14 штатных единиц на 2 смены и аналогию вычислить из 7 рабочих мест при условии, что оставшиеся 7 человек приходят на одно и то же место, выполняют одни и те же функции и условия работы не меняются. СОУТ будут подлежать только 2 рабочих места.

  • Ключевые проблемы:
    Сколько рабочих мест можно отнести к аналогичным?
    Почему рабочие места с одинаковым оборудованием не всегда аналогичные?
    Когда рабочие места для одинаковых должностей нельзя считать аналогичными?

Перед проведением специальной оценки условий труда работодателю нужно составить перечень рабочих мест, которые будут оцениваться. Так можно узнать примерную стоимость этой процедуры. Но в большинстве случаев расчеты оказываются неверными, потому что неправильно определены аналогичные рабочие места. Разберемся, как избежать типичных ошибок.

Сколько рабочих мест можно отнести к аналогичным

Аналогичными считаются рабочие места, которые (Пункт 6 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»):
— расположены в одном или нескольких однотипных помещениях (зонах);
— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;
— заняты работниками одной профессии, должности, специальности с одинаковыми функциями и режимом работы; они должны использовать одинаковое оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье, а также обеспечиваться однотипными СИЗ.

Например, рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера, сидящих в одном кабинете, не являются аналогичными. Все потому, что у них разные названия должностей.
Стремление работодателя отнести как можно больше рабочих мест к аналогичным понятно. Это уменьшает расходы на спецоценку: на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и для них оформляется общий перечень мероприятий по улучшению условий труда. Не стоит забывать, что оцениваться должны 20 процентов от общего числа аналогичных рабочих мест, но не менее двух (Пункт 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Пример
В штате компании есть пять операторов call-центра. Все они работают в одном кабинете и имеют одинаковые обязанности. То есть речь идет об аналогичных рабочих местах. Казалось бы, оценивать нужно 20 процентов от их общего числа – одно рабочее место. Но не тут-то было. Закон о спецоценке требует проводить процедуру как минимум на двух рабочих местах. Поэтому в перечень рабочих мест для спецоценки включаем двух операторов call-центра.
Если в организации, например, два аналогичных рабочих места менеджера, то оценивать все равно придется оба. Это необходимо, чтобы получить объективный результат при инструментальных исследованиях. В случае несовпадения хотя бы одного измеряемого параметра, оценивать будут 100 процентов рабочих мест.

Независимо от размера ставки сотрудника, его рабочее место при специальной оценке условий труда будет приравниваться к одному. То есть: занятость на полставки – одно рабочее место, на 0,3 ставки – одно рабочее место, на 2,15 ставки – два рабочих места.

Почему рабочие места с одинаковым оборудованием не всегда аналогичные

Одинаковое оборудование на рабочих местах не всегда является признаком одинакового производственного процесса.

Пример
В кабинете работают бухгалтер, ведущий бухгалтер, главный бухгалтер и специалист по кадровому делопроизводству. У всех абсолютно одинаковые компьютеры. Тем не менее данные рабочие места не аналогичные. Во-первых, у сотрудников – разные должности. Во-вторых, оборудование на рабочих местах должно быть абсолютно идентичным: и марка, и модель, и год выпуска.
Похожий пример можно привести для рабочих мест водителей.

Пример
В организации – пять водителей. Иванов работает на автомобиле Renault 2010 года выпуска, Сидоров – на автомобиле Ford 2009 года выпуска, Петров, Стаханов и Павлов – на автомобилях Ford 2013 года выпуска.
Часто работодатели относят все такие рабочие места к аналогичным. Это неверно, поскольку аналогичными будут только рабочие места Петров, Стаханов и Павлова. Иванов работает на автомобиле другой марки, а Сидоров – другого года выпуска. Кроме того, дополнительно нужно запросить информацию о категории транспортного средства и используемом топливе. Это может сыграть роль при определении квалификации рабочих мест.

Когда рабочие места для одинаковых должностей нельзя считать аналогичными

Иногда рабочие места, на которых трудятся работники с одинаковыми должностями, все равно не являются аналогичными. В штатном расписании организации может быть пять руководителей отдела, но это не значит, что у них одинаковые функции.
В подобных ситуациях нужно уточнять, каким отделом руководит сотрудник. Например, рабочие места руководителей отдела продаж, интернет-отдела и отдела маркетинга должны оцениваться отдельно.
Не менее важный момент – по сменность работы.

Пример
На производстве – 14 операторов линии по розливу лекарств. Они работают в две смены. На спецоценку представлено три рабочих места.
В данном случае работодатель неправильно подошел к определению аналогичных рабочих мест. В одной смене работают семь человек. То есть с учетом аналогии оценивать нужно два рабочих места. При условии, что семь человек, работающих во вторую смену, приходят на те же рабочие места и выполняют такие же функции.
Таким образом, если вы не уверены, что учли все особенности и правильно определили аналогичные рабочие места, то лучше обратиться за помощью в организацию, которая будет проводить спецоценку.

Ответы на ваши вопросы

Как обосновать работникам изменение класса условий труда?
В образовательном учреждении провели СОУТ. Убрали класс вредности 3.1 у уборщиц, что вызвало их огромное возмущение. Как объяснить сотрудницам правомерность изменения класса их условий труда с 3.1 на 2?

Необходимо ознакомить персонал с результатами спецоценки под роспись. При желании можете также ознакомить их с нормативными документами, подтверждающими правомерность ваших действий. Если спецоценка подтвердила, что условия труда улучшились, вы вправе отменить компенсации, которые уборщицы получали раньше (ч. четвертая ст. 219 ТК РФ).

Нужно ли платить дополнительные страховые взносы, если по результатам спецоценки установлены вредные условия труда?
В организации провели спецоценку. Для многих должностей (бухгалтер, начальник отдела кадров и т. д.) установили класс вредности 3.1. Нужно ли оплачивать дополнительные взносы в ПФР или достаточно устранить нарушения по освещенности?

Если на рабочих местах установлен класс условий труда 3.1, то за них необходимо платить страховые взносы по дополнительному тарифу – два процента (Пункт 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Когда нарушения будут устранены, вы можете провести внеплановую спецоценку условий труда (Статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Только если она подтвердит улучшения, страховые взносы по такому тарифу можно будет не платить.

Можно ли определить влияние влажности и плесени на работников?
У нашего предприятия есть подземный музей горного дела, геологии и спелеологии, расположенный в отработанных выработках действующей шахты. Там естественная повышенная влажность и плесень. Рабочие места экскурсовода и сопровождающего подлежат спецоценке, но в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов влажности и плесени нет. Можно ли оценить их вредность для работников музея? Правомерно ли делать это не в рамках спецоценки?
Вы можете пригласить независимую экспертную организацию для измерения уровня влажности и характера плесени. Если исследования подтвердят, что данные факторы действительно могут негативно повлиять на работников, то появится веский повод выдавать персоналу СИЗ и спецодежду, а также отправлять на медосмотр.

Самые необходимые нормативные акты:

Запомните главное:
1 Аналогичными считаются рабочие места, расположенные в одном помещении (однотипных помещениях) и занятые работниками с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.
2 Спецоценке подлежат 20 процентов аналогичных рабочих мест, но не менее двух.
3 Для того чтобы рабочие места считались аналогичными, на них должно быть одинаковое оборудование, вплоть до года выпуска.
4 При посменной работе допустимо проводить спецоценку только работников одной смены.

При проведении специальной оценки условий труда (далее - СОУТ, спецоценка) используется такое понятие, как «аналогичные рабочие места». Специальная оценка условий труда в данном случае может быть проведена в отношении меньшего числа рабочих мест, а значит, работодатель имеет возможность сэкономить на проведении СОУТ. Рассмотрим данное понятие более подробно.

Общие положения

Закон о спецоценке N 426-ФЗ от 28.12.2013 перечисляет признаки, по которым рабочие места могут быть объединены в категорию аналогичных.

Итак, данные рабочие места характеризует следующее:

  • они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
  • эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
  • работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
  • в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.

Если в ходе спецоценки будет выявлено хотя бы одно несоответствие рабочих мест по указанным признакам, СОУТ должна быть проведена в отношении всех рабочих мест, ранее объединенных в одну категорию.

Комиссия по проведению спецоценки до начала процедуры должна утвердить перечень рабочих мест, которые будут подвергнуты СОУТ. В этом же перечне указываются аналогичные рабочие места. При проведении спецоценки рабочих мест из этой категории результаты будут применяться ко всем таким рабочим местам.

При определении их количества работодатель должен учитывать, что СОУТ должна проводиться в отношении 20 % от общего количества одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

По этим рабочим местам составляется одна карта СОУТ, устанавливается один перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Основные ошибки при определении аналогичных рабочих мест

Прежде чем заказать услуги по СОУТ, работодатель оценивает, в какую сумму ему обойдется данная процедура. Зачастую подсчеты работодателя оказываются неверными, поскольку не учитываются следующие моменты.

Ситуация 1. Рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера находятся в одном кабинете, а значит, они работают в одинаковых условиях по температуре воздуха, освещению и т.д. Трудовая деятельность данных работников одинаково связана с работой на компьютере. И все-таки данные рабочие места нельзя признать аналогичными, поскольку у этих работников разные должности, а значит, и разные трудовые функции.

Ситуация 2. В службе техподдержки в одном помещении работают 10 человек. У них одна и та же должность - оператор службы поддержки, одинаковые трудовые функции. Все они используют компьютеры и телефонную аппаратуру. Для того, чтобы данные рабочие места могли быть признаны аналогичными, работники должны использовать именно одинаковое оборудование: одной марки, одного года производства, с одинаковыми техническими характеристиками и т.д.

Ситуация 3. В юридическом отделе работает 5 юристов. Согласно требованиям законодательства спецоценке подлежат двадцать процентов аналогичных рабочих мест. Путем несложных вычислений получается, что СОУТ может быть проведена в отношении одного рабочего места из пяти. Однако при таком подсчете не учитывается другое правило - спецоценка проводится в отношении не менее двух рабочих мест из категории аналогичных.

Заключение

Итак, возможность сократить число рабочих мест, которые должны пройти СОУТ, за счет отнесения их к аналогичным действительно очень полезна для работодателя. Главное в этом вопросе - правильно установить количество рабочих мест в данной категории, а также рабочих мест, в отношении которых все-таки будет проведена спецоценка, и вовремя утвердить список таких рабочих мест.

Первое, что должна сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда, – это утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест. На практике комиссия испытывает значительные трудности на этом этапе, особенно, при подсчете количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками.

В 2014 году аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) на основании Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ), которая существенным образом изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к предоставлению гарантий и компенсаций по ее результатам.

Более двух лет специальная оценка условий труда активно проводится на территории России, накоплена обширная правоприменительная практика, принято значительное количество судебных решений по самым разным вопросам проведения СОУТ. Однако до сих пор весьма распространены случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ. Многие ошибки допускаются по вине организаций, проводящих СОУТ. Вместе с тем нельзя не отметить, что немало упущений допускается по вине работодателя и комиссии по проведению СОУТ. При этом львиная их доля приходится на самое начало – подготовку к проведению СОУТ.

На основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, для расчета количества рабочих мест, которые подлежат СОУТ, необходимо понять, сколько работников одновременно трудится на одном рабочем месте.

ПРИМЕР 1

Если в организации работают пять бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все пять работников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках проведения СОУТ должно быть заявлено пять рабочих мест по должности «Бухгалтер».

ПРИМЕР 2

На предприятии четыре сторожа работают в режиме «сутки через трое» (четыре работника сменяют друг друга, на рабочем месте работает только один работник). В этом случае при проведении СОУТ в перечне рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ (далее – перечень), должно быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают четыре человека. Ошибки часто допускаются при включении в перечень мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещениях, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используется сменный режим работы. В данных случаях действуют тот же самый принцип – количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.

ПРИМЕР 3

Шесть токарей работают в две смены на трех станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. В этом случае необходимо фиксировать три рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места можно признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.

Иногда для упрощения оформления перечня члены комиссии по проведению СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет правильным, например, при:

  • использовании одним работником нескольких единиц оборудования;
  • использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.
Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход.

Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.

Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о наименовании рабочих мест в соответствии с законодательством. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия проведению СОУТ не предоставляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, а предоставляет перечень, не соответствующий штатному расписанию. В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, предоставлении гарантий и компенсаций и проверках контролирующими органами оказывается, что не все рабочие места организации оценены.

ПРИМЕР 4

В рамках разбирательств по делам № 33-4199/2015 и № А59-2617/2015) судебные органы приходят к выводу о неполноте проведения СОУТ из-за отсутствия материалов СОУТ по некоторым должностям, присутствующим в штатном расписании (апелляционное определение Астраханского областного суда от 7 декабря 2015 года по делу № 33-4199/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по делу № 05АП-9269/2015).

Чтобы избежать ошибок, необходимо тщательно сверять соответствие наименований должностей в штатном расписании, трудовых договорах и материалах СОУТ.

Существует еще одна проблема при проведении СОУТ. В целях оптимизации бизнес-процессов многие организации проводят реструктуризацию, которая неизбежно сопровождается изменением наименований должностей, иногда совершенно незначительным. При этом изменение должности не ведет к существенному изменению должностных обязанностей и условий труда. В связи с этим многие работодатели принимают необоснованное решение о непроведении внеплановой СОУТ, несмотря на то, что наименования должностей в материалах СОУТ не соответствуют новому штатному расписанию и трудовым договорам.

К чему приводит несоответствие штатного расписания и материалов СОУТ, а также некорректное объединение рабочих мест можно рассмотреть на следующем примере в рамках судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015 (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по делу № А59-2617/2015).

ПРИМЕР 5

Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана» в соответствии с законодательными актами, действующими на момент аттестации. При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. В рамках аттестации было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Такое решение было оформлено организацией, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, в виде письма, составленного после завершения процедуры этой аттестации. Это письмо было представлено суду организацией, занимающейся рыбной ловлей.

Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) отсутствуют. В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», поскольку ни Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №342н (утратил силу на основании приказа Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 103н), ни Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года №33н, не предусматривают такой формы оформления результатов аттестации или специальной оценки рабочих мест по условиям труда.

Есть еще и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях настолько часто происходят изменения, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?

На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ, которые потребуют новых финансовых затрат. Ведь в этих случаях в отношении вновь организованных рабочих мест неизбежно потребуется, руководствуясь статьей 17 Закона № 426-ФЗ, провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

Изменение штатного расписания в части наименования должности –основание для проведения внеплановой СОУТ.

Для формирования перечня в окончательном виде при проведении СОУТ, помимо наименований и количества рабочих мест, потребуется определить их соответствие признакам аналогичности. Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), поскольку полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в статье 9 Закона № 426-ФЗ:

  • рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • помещения оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на рабочих местах работники:
– работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
– осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
– ведут однотипный технологический процесс;
– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;
– обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ. В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствуещего признакам аналогичности, установленным статьей 9 Закона № 426-ФЗ, из числа рабочих мест, раннее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Резюмируя вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживаться которых необходимо для составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ:

1. Формирование перечня проводится на основе действующего штатного расписания.

2. Количество рабочих мест для целей проведения СОУТ должно соответствовать количеству работников, одновременно работающих на рабочих местах.

3. Рабочие места с различными (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга наименованиями) и схожими или одинаковыми должностными обязанностями являются разными рабочими местами.

4. Аналогичными признаются те рабочие места, которые соответствуют всем признакам аналогичности, перечисленным в статье 9 Закона № 426-ФЗ.

В 2014 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (далее – «СОУТ»), которая существенным образом изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к назначению гарантий и компенсаций по ее результатам.

Более двух лет специальная оценка активно проводится на территории России, накоплена обширная правоприменительная практика, принято значительное количество судебных решений по самым разным вопросам. Однако до сих пор весьма распространены случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ. Многие ошибки допускаются по вине организаций, проводящих СОУТ. Вместе с тем, нельзя не отметить, что немало упущений допускается по вине работодателя и комиссии по проведению СОУТ. При этом львиная их доля приходится на самое начало – подготовку к проведению СОУТ.

Первое, что должна сделать комиссия по проведению СОУТ – это утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.

На практике комиссия испытывает значительные трудности на этом этапе, особенно, при подсчете количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками.

На основании ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, для того чтобы корректно провести расчет необходимо понять, сколько работников одновременно трудится на одном рабочем месте. Если в организации работают 5 бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все 5 сотрудников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках СОУТ должно быть заявлено 5 рабочих мест по должности «Бухгалтер».

Рассмотрим другой пример: 4 сторожа работают в режиме «сутки через трое» (4 работника сменяют друг друга – на рабочем месте одновременно только один работник). В этом случае при СОУТ может быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают 4 человека.

Ошибки часто допускаются при включении в перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещениях, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используется сменный режим работы. В данных случаях действуют тот же самый принцип – количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.

Рассмотрим пример: 6 токарей работают в 2 смены на 3 станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. Здесь необходимо фиксировать 3 рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места возможно будет признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.

Иногда, в целях упрощения оформления перечня рабочих мест, члены комиссии по СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет верным, например, при:

а) использовании одним работником нескольких единиц оборудования;

б) использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.

Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход. Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.

Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о корректном наименовании рабочих мест. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении СОУТ, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия не представляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, и дает в работу перечень, не соответствующий «штатке». В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, назначении гарантий и компенсаций и проверках контролирующих органов оказывается, что не все рабочие места организации оценены.

Так, например, в рамках разбирательств по делам №№ 33-4199/2015 и А59-2617/2015 судебные органы приходят к выводу о неполноте проведения СОУТ из-за отсутствия материалов СОУТ по некоторым должностям, присутствующим в штатном расписании (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 7 декабря 2015 г., Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 г. № 05АП-9269/2015).

Чтобы избежать ошибок, необходимо тщательно отслеживать соответствие наименований должностей в штатном расписании, трудовых договорах и материалах СОУТ.

Разберем также и другую существующую проблему. В целях оптимизации бизнес-процессов многие организации проводят реструктуризацию, которая неизбежно сопровождается изменением наименований должностей, иногда, совершенно незначительным. При этом изменение должности не ведет к существенному изменению должностных обязанностей и условий труда. В связи с этим многие работодатели принимают необоснованное решение о непроведении внеплановой СОУТ, несмотря на то, что наименования должностей в материалах СОУТ не соответствуют новому штатному расписанию и трудовым договорам.

Несоответствие штатного расписания и материалов СОУТ, а также некорректное объединение рабочих мест можно разобрать на следующем примере в рамках судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015. Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана». При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. В рамках оценки условий труда было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Для доказательства данного факта после завершения процедуры оценки организация, проводившая аттестацию рабочих мест, даже издала по этому поводу соответствующее письмо. Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей оценку условий труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы оценки условий труда отсутствуют. В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», так как такая возможность отсутствует в Порядках проведения аттестации рабочих мест и СОУТ.

Вместе с этим есть и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях изменения проходят настолько часто, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?

На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ и связанные с ними финансовые затраты. Ведь в этих случаях в отношении вновь введенных должностей неизбежно потребуется, руководствуясь ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев с ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

Так или иначе, изменение штатного расписания в части наименования должности – основание для проведения внеплановой СОУТ.

Для формирования перечня рабочих мест в рамках СОУТ в окончательном виде помимо наименований и количества рабочих мест потребуется определить их соответствие признакам аналогичности. Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух) – полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ:

а) имеющие одно и то же наименование;

б) расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

в) оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

г) на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;

д) на которых ведется однотипный технологический процесс;

е) на которых используется одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;

ж) на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ. Так, если в ходе проведения СОУТ будет обнаружено, что хотя бы одно рабочее место не соответствует любому из признаков, выделенных Законом, СОУТ придется провести на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 ФЗ № 426-ФЗ).

Резюмируя вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживаться которых необходимо для составления корректного перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ:

1. Формирование перечня рабочих мест на основе действующего штатного расписания.

2. Количество рабочих мест = количество сотрудников, одновременно работающих на рабочих местах.

3. Рабочие места с разными (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга наименованиями) и схожими или одинаковыми должностными обязанностями = разные рабочие места.

4. Аналогичные рабочие места = рабочие места, соответствующие всем признакам аналогичности, перечисленным в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ.

Понравилась статья? Поделитесь ей