Контакты

Праздником введения во храм пресвятой богородицы. История праздника введение во храм пресвятой богородицы

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - один из 12 главных церковных (двунадесятых) праздников. Православные верующие отмечают его (21 ноября по старому стилю).

В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Согласно этому преданию, родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Молясь о рождении ребенка, они дали обет, если родится дитя, посвятить его Богу. До трех лет Мария жила с родителями в Назарете. Когда ей исполнилось три года, Иоаким и Анна, собрав родственников и знакомых, с пением священных песен и зажженными свечами повели свою дочь в Иерусалимский храм.

По сохранившимся свидетельствам древних святых отцов церкви, шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.

Впереди процессии шли юные девы с зажженными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, которые вели за руку дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела дочь к самому входу в Иерусалимский храм. Входом в храм служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Марию на первой ступени. Несмотря на юный возраст, Пресвятая Дева без всякой посторонней помощи поднялась на остальные 14 ступеней и стала на верху церковного помоста, чем удивила всех присутствующих.

Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Крестителя. По внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью и там указал ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и только одной Марии, со времени ее введения, было позволено Захарией входить для молитвы во внутренний алтарь.

Праведные Иоаким и Анна, оставив Дочь в храме, возвратились домой. Мария же, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет , первосвященник и священники стали советовать ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это она поведала им о своем обете остаться навсегда девой, чем немало их удивила - по учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак. Тогда священник Захария предложил ее родственнику, престарелому Иосифу, стать опекуном Марии. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с ней, но на деле — стать хранителем ее обета. После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм церковь с древних времен установила торжественное празднество . Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
С IX столетия праздник получил широкое распространение на христианском Востоке.

В качестве даты празднования практически повсеместно принято 4 декабря (21 ноября по старому стилю). Исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение во храм Богородицы отмечается 29 ноября, а также отдельные календари, бытующие в римской церкви, где оно было подвижным праздником и праздновалось в воскресный день после 11 ноября

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В православном христианстве есть праздники, которые относят к главным событиям Таких дней двенадцать. 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы - из их числа. Узнать подробнее о празднике и традициях в этот день можно из этой статьи.

Какой это праздник, что нельзя делать 4 декабря и что можно есть?

Этот день является двунадесятым христианским праздником. Что означает "двунадесятый"? Так называются напрямую связанные с Богородицей (богородичные) и жизнью на земле Иисуса Христа (господские). По их числу и название - двунадесятые ("вунадесять" - двенадцать). Это большой праздник для верующих - 4 декабря, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Что нельзя делать: заниматься тяжелой работой, стиркой, шитьем, уборкой и другими домашними делами. И лучше в этот день не давать в долг. Можно сходить в гости или позвать к себе друзей. День 4 декабря приходится на или Филиппов, поэтому можно есть рыбу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря. Что означает этот праздник?

Вот события этого дня. Марии было всего три годика, ее родители - Анна и Иоаким - решили, что настала пора выполнить обещанное Богу. Ведь когда еще бездетные Иоаким и Анна молили Господа о ребенке, они обещали посвятить дитя служению Царю Небесному. В назначенный день одели Марию в самые красивые одежды, собрали всех родных. С песен родители Марии зажгли свечи и со всеми родственниками пошли в выские и крутые ступени (их было пятнадцать) маленькая девочка преодолела с удивительной легкостью. У дверей ее встречал первосвященник Захария, в будущем отец Иоанна, крестившего Иисуса. Он благословил Марию, как делал это со всеми, кого посвящали Богу.

Как Марию приняли в храме

В день, когда происходило Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря, первосвященнику было Божественное откровение. Захария повел Марию в самое Священное место храма, куда разрешалось заходить лишь ему самому один раз за год. Это снова всех удивило. С момента вхождения в храм, Марии, единственной из всех девочек, Захария, по внушению Духа Святого, разрешил молиться не между церковью и алтарем, а во внутреннем алтаре. Богородица осталась на воспитании в храме, а ее родители вернулись к себе домой. Так произошло Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря и начался долгий, земной, славный путь ее.

Что стало с Богородицей после совершеннолетия?

Мария росла очень благочестивой, скромной, трудолюбивой и покорной Господу. Проводила Божия Мать в храме время с другими девами в чтении Библии, молитве, постах и рукоделии вплоть до совершеннолетия. По тем временам оно наступало в пятнадцатилетнем возрасте. Пресвятая Богородица решила отдать всю жизнь свою служению Отцу Небесному. Священники обратились к Марии с советом выйти замуж, так как все израильтяне и израильтянки должны были состоять в браке, так учили раввины. Но Богородица сообщила, что дала Господу обет остаться девой навсегда. Это было странно для священнослужителей. Первосвященник Захария нашел выход из сложившейся ситуации. Марию выдали замуж за ее родственника, вдовца в преклонном возрасте, праведного Иосифа. Замужество было формальным, так как Иосиф становился опекуном юной деве Марии, дабы она выполнила свой обет.

Как и когда начали праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы?

Знаменательный для всех христиан день церковь торжественно праздновала с древних времен. Ведь благодаря введению во храм Дева Мария ступила на путь служения Господу. Стало возможным, впоследствии, вочеловечивание сына Господа Бога, Иисуса Христа, и спасение всех уверовавших в него людей. Даже в первые века после рождения Спасителя построили храм в честь этого праздника, под руководством царицы Елены (жившей с 250 по 330 г.г), которая была канонизирована, то есть стала святой. Праздновать принято Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря. Молитва, произносимая в этот день всеми верующими, воздает хвалу Приснодеве Марии и просит о заступничестве Божией Матери перед Господом за каждого молящегося.

Иконы, посвященные введению

Конечно, такое великое событие не могло не найти отражения в иконописи. На иконах изображают Деву Марию в самом центре. С одной стороны от нее стоят родители Девы, с другой стороны изображен встречающий девочку первосвященник Захария. Также на иконе можно встретить изображение Иерусалимского храма и пятнадцати ступеней, тех самых, что преодолела маленькая Мария без посторонней помощи.

Народные традиции в этот день

Отмечается по старому стилю 21 ноября, по новому - 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы в народе называли просто - Введение, Ворота зимы или Праздник молодой семьи, или Ввезение. Существуют народные поговорки, относящиеся к началу зимы и ледостава: "Введенье пришло - зиму привело"; "На Введенье - толстое ледененье". В этот день везде проводили веселые, шумные и многолюдные ярмарки, катались на санях с горок и на тройках лошадей. После праздничного богослужения в храмах крестные родители угощали крестников сладостями, дарили подарки, санки-салазки. В день Введения крестьяне переходили с летнего транспорта (телеги) на зимний (сани). Они совершали пробный выезд, прокладывая санный путь. Молодожены, сыгравшие накануне, осенью, свадьбу, наряжали сани и выезжали на люди, чтобы, как говорили, "показать молодую". Именно на Введение ставили в воду за икону сломленные ветки вишни и смотрели накануне нового года, распустились они или засохли. Веточки с листочками сулили хорошее в новом году, а засохшие - плохое.

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Приметы

Если выпадал снег до этого дня, то ждали его таяния. Слушали колокольный звон: ясный - к морозам, глухой - к снегу. Примечали, что снежный покров, который укрывал землю после Введения, уже не растает до весны. Смотрели, морозная ли погода в этот день. Считалось в случае мороза, все будут морозными, и наоборот - тепло, значит торжества зимой теплые предвидятся. Если с этого дня устанавливалась глубокая зима, ждали хорошего урожая зерновых.

Земная жизнь Богородицы от рождения до кончины окутана тайной и святостью. Ее введение во храм, чтобы посвятить Богу, стало отправной точкой для возможности спасения душ людских через рожденного Божией Матерью Иисуса. Именно поэтому 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы - великий праздник для верующих, когда появилась надежда на то, чтобы хоть немного стать ближе к Господу. Пречистая Дева Мария связала невидимой нитью людей и обитель Отца Небесного. Она и теперь помогает молитвами всем нуждающимся. Богородица является заступницей детей и ее милосердие не знает границ. Невозможно представить себе более почитаемую святую в христианстве. Молитесь, и она непременно услышит и поможет.

Икона «Введение во храм Богородицы» описывает торжественный момент начала спасения людей — маленькая Святая Мария, будущая Богородица, возвращается назад к Богу.
Перед этой иконой Введения хорошо молиться о помощи, об укреплении веры, о добродетельной жизни, конечно же, о прощении грехов.
Также Богородицу, через эту икону, молят об исцелении от разных заболеваний. Девушкам Пресвятая Богородица помогает удачно выйти замуж.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

После рождения Святой Марии Богородицы , ее родители, Анна и Иоакам, стали самыми нежными родителями на всей земле. Они очень любили свою, вымоленную у Бога дочку и благодарили Господа за подаренное счастье.
Вместе с тем они понимали, что они также должны были исполнить свою клятву – отдать Марию в храм для служения Господу Богу. Свою малышку, которая была для них настоящей драгоценностью в их жизни, они должны были оторвать от себя своими руками. Но их обещание и вера в Бога для родителей были, конечно же, превыше всего.
Благочестивые Иоаким и Анна с раннего возраста готовили Марию к предстоящей разлуке. Они рассказали Ей о Боге, о том, что Она должна быть в храме, в котором Ее воспитают по Божиим законам.

Иерусалимский храм был очень величественным и важным зданием древности. Это даже было не здание, а целый мир, в котором люди жили, молились в его храмах, расположенных на большой территории, и приносили свои жертвы Богу. Этот храм некоторые историки сравнивают даже с целым государством со своим укладом жизни, своими порядками и законами. В Иерусалимском храме, в самой середине находилось большое Святилище со «Святая Святых», в котором находились главные святыни, оно знаменовало собой присутствие Бога среди Его избранного народа.

Когда Марии исполнилось три годика, родители решили отвести Богородицу в Иерусалимский храм. По обычаям того времени, Ее родители пригласили на праздник посвящения родственников и друзей, которые вместе с ними отправились в священный город к храму. После трехдневного пути, отдохнув и переодевшись, торжественная процессия стала подходить к храму, где их ждали предупрежденные о будущем посвящении священники.

С легкостью преодолев 15 (по числу псалмов, которые пели священники перед входом в храм) высоких ступеней, Мария оказалась перед первосвященником Захарией, который, по преданиям, позже стал отцом . Он поцеловал девочку, благословил Ее и, неожиданно для всех, повел Ее внутрь святилища храма, в Святая Святых. Это было особое святое место, куда сам первосвященник мог входить только один раз в году, в день всеобщего поста, чтобы принести жертву за грехи всего народа.
Все видевшие это были удивлены такому поступку Захарии, ведь они не знали, что Дух Святой открыл священнику истину о будущем Богородицы.

После того, как был произведен обряд посвящения, Святая Мария осталась при храме, а Анна и Иоаким вернулись к себе домой. Им было, конечно, грустно без своей Девочки, но они в любой момент могли навестить Ее.
Мария каждое утро первым делом молилась в Святая Святых, а потом, вместе с другими девами, Отроковица изучала Закон Божий, обучалась грамоте, рукоделию и ухаживала за болящими.
Святой Епифаний Кипрский так описывал житие Богородицы:

“Она любила учиться, читала Священное Писание и размышляла об оном. Также пряла шерсть и лен и вышивала шелками… Особенно любила Она вышивать одежды для священников”.

Когда Пресвятая Дева уже девять лет находилась в храме, в восьмидесятилетнем возрасте умер Ее отец Иоаким. Чтобы быть поближе к Дочери, мать Богородицы Анна переехала жить к Ней поближе, в Иерусалим. Через два года не стало и ее.
Святая Мария очень любила жизнь, но после смерти родителей ничего не осталось на земле, что связывало бы Ее с миром, поэтому для Себя Она решила Свою жизнь посвятить Богу.
После достижения совершеннолетия, когда Пресвятой Деве исполнилось четырнадцать лет, по закону, Она должна была оставить храм и выйти замуж.
Но Она заявила, что останется Девой и будет служить только Господу. Эти слова Богородицы смутили священство, ведь по пророческим предсказаниям вскоре должен быть рожден Спаситель, поэтому все молодые люди из рода царя Давида ОБЯЗАНЫ были вступать в брак.

По преданиям во храм были приглашены двенадцать неженатых и вдовствующих мужей, чтобы из них избрать мнимого мужа, который хранил бы девство Святой Марии. Чтобы понять, кому было предназначено стать супругом Марии, первосвященник взял у них посохи и положил их на алтарь храма, помолившись Богу, чтобы Он указал на «достойного, обручиться с Девою ».
Божия воля стала понятна на следующий день – утром посох вдовца Иосифа расцвел. Но у Иосифа были уже взрослые дети, и он не хотел стать посмешищем для людей, которые бы судачили о такой молодой жене. Первосвященник с трудом уговорил Иосифа взять в жены сироту, заботиться о Марии и быть хранителем Ее девичества.
После обручения Иосиф и Мария покинули храм и отправились жить обратно в Назарет.

С того дня, когда произошло событие Введения во храм Святой Марии прошло более двух тысяч лет. Около 70 года н.э. этот храм был разрушен римлянами, от него осталась только одна стена. Но до сих пор этот праздник Введения во Храм святыми родителями Иоакимом и Анной их дочери - Пречистой Девы Марии, почитается Церковью, как Великий, его вспоминают христиане всего мира.

Духовный смысл праздника Введение во Храм Пресвятой Богородицы:

Значение этого события, Введения во храм Пресвятой Девы Марии, в том, что именно с него начинается служение Богородицы Богу и начало спасения мира. В этом чистом и святом месте Богоматерь училась настоящей любви ко Господу и подлинному смирению.
Кроме этого сам праздник служит нам напоминанием о необходимости истинного христианского воспитания людей в вере и благочестии.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

ВИДЕОФИЛЬМ

Это один из двенадцати главных (двунадесятых) православных праздников, в основе которого лежит церковное предание о том, как в трехлетнем возрасте родители торжественно ввели в Иерусалимский храм Марию, будущую Богоматерь.

Праздник установлен еще на заре христианства, а в православии получил широкое распространение в девятом веке.

Предание

Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Молясь о рождении ребенка, они дали обет, если родится дитя, посвятить его Богу. У них родилась дочь, которой, по указанию Ангела Божия, дано было имя Мария, что значит по-еврейски "госпожа, надежда".

© photo: Sputnik /

Когда ей исполнилось три года, Иоаким и Анна, собрав родственников и знакомых, с пением священных песен и зажженными свечами повели свою дочь в Иерусалимский храм.

По сохранившимся свидетельствам, шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.

Впереди процессии шли юные девы с зажженными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, которые вели за руку дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые.

Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу ей с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией. Праведная Анна подвела дочь к самому входу в Иерусалимский храм.

В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Маленькая Мария, как только ее поставили на первую ступень, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю, где ее ожидал первосвященник.

По внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью, этим была явлена ее особая роль в судьбе человечества.

Праведные Иоаким и Анна, оставив дочь в храме, возвратились домой. А Мария оставалась в храме до пятнадцатилетнего возраста, после чего она была выдана замуж за пожилого вдовца плотника Иосифа.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и ее жизнь в Иерусалимском храме.

В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.

Праздник

Торжественное празднество в связи с Введением Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь проводит с древних времен, хотя время установления праздника в честь этого события с достоверной точностью неизвестно.

О том, что праздник отмечали в первые века христианства свидетельствуют предания палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского, а в VII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

На Востоке праздник получил повсеместное распространение уже в XIII веке. В девятом веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон праздника ("Отверзу уста моя") и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон праздника ("Песнь победную"). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

День Введения во храм Пресвятой Девы Марии - это день явления миру избранной Богом, чистейшей из всех живших на земле, не имевшей и тени греховного помысла.

Суть

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы — предзнаменование Рождества Христова и благоволения Божия к человеческому роду.

Дева Мария, родившая Христа-Спасителя, более всех послужила спасению человечества. Рождество и Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздники, в которых завершается Ветхий Завет и раскрывается его смысл как детоводителя ко Христу.

Этим праздником, связанным с ветхозаветным храмом, знаменуется начало замены богослужения Ветхого Завета с его кровавыми жертвоприношениями как ежегодной еврейской традиции очищения от грехов - Новым Заветом Божественного Искупителя, проливающего Свою Кровь во искупление грехов всего человечества.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Репродукция иконы "Распятие"

Начиная с праздничной службы на Введение, в храме звучат рождественские песнопения. Потому в этот день очень важно отклониться от суетных земных дел и отдать свои силы молитве, мыслям о благодатном милосердии Божием.

Традиции

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение проводится во всех православных церквях с утра. Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Праздник приходится на Рождественский пост. В этот день разрешается есть рыбу.

На Руси на Введение было принято ходить друг другу в гости. С этой традицией была связана еще одна примета — тот, кто первый посетит дом, принесет удачу или несчастье.

Если мужчина, то хорошо — весь год будет счастливым и радостным, если женщина, то наоборот — год пройдет в несчастии и хозяев будут преследовать неудачи.

А на столах можно было увидеть не только, купленные на ярмарке булочки да баранки, но и вареники с ягодами. При чем в один из них, а может и в два обязательно клали монетку. Кому она попадется, тот и проведет весь год в радости и счастье.

Приметы

Люди считали, что после Введения земля отдыхает, а потому, чтобы не нарушить ее покой до самого Благовещения (7 апреля) не копали. Иначе урожай будет скудным.

Мороз на Введение говорил о том, что все зимние праздники будут морозные, если наоборот тепло, то, соответственно, и дальнейшие торжества не будут холодными.

Считали также, что если до самого праздника выпадет снег, то долго он не пролежит и вскоре растает, а сама зима не будет суровой. Если же это случится уже после Введения, то снег продержится до самого февраля.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Христианская церковь относит это торжество к разряду двунадесятых, то есть самых больших и величайших. Праздник Вхождения в Храм посвящается событию, повествующему о том, как земные родители Девы Марии ввели её ребенком в Иерусалимский собор, в котором Богородица жила до обручения с благочестивым Иосифом.

Великое торжество отмечается всем христианским миром ежегодно 4 декабря (н. ст.) и включает один день предпраздества и четверо суток попразднеств.

Особенности праздничного богослужения

В православной традиции запланировано большое богослужение, восхваляющее посещение трехлетней Марией Иерусалимского собора.

  • Стихеры торжества сочинил константинопольский епископ, писатель и проповедник Георгий Никомидийский. В них изображается событие Вхождения в Храм: шествование со свечами, встреча священников, Девы Марии и её родственников, а также внутреннее значение всего праздника.
  • Далее, в стихерах раскрывается цель введения в собор будущей Богородицы. Вступив в стены Божьего дома, Мария должна воспитываться в добродетели и непорочности, стать Престолом и примирить человечество с Небесным Отцом, обожествив истинной природой первородный грех.
  • Георгий Никомидийский также составил один из канонов, посвященных торжеству. Автором второго является кесарийский архиепископ Василий Пагариот. В обоих канонах повторяются мысли, содержащиеся в стихерах.
  • Когда читают Евангелие от Луки, прихожане слышат историю о пребывании Мессии в жилище сестер Марфы и Марии. В послании к евреям демонстрируется мысль о прообразе Девы Марии, содержащемся в Ветхом Завете. Здесь Богородица предстает в качестве первобытной, плодородной земли, которая породит лучшее, что видело человечество.
  • В паремии № 1 рассказывается о том, как Моисей построил скинию (походный храм), которую осияло божественное облако. Вторая паремия повествует о торжественной транспортировке Ковчега Завета в собор, построенный мудрецом Соломоном, а также о событии преисполнения этой церкви Божией благодати и славы. Величественный Храм Соломона и божественная скиния Моисея интерпретируются как первообразы Богородицы, которой суждено стать обиталищем Господнего Сына. Третья паремия повторяет текст и смысл той, что произносится на торжество Рождения Девы Марии.
  • В тропаре восхваляется событие Вхождения в Храм, которое демонстрирует Божью волю и предвещает спасение для человечества. Явившаяся в собор Мария нравственно открыта в жилище Всевышнего и символизирует скорое пришествие Мессии. Прихожане и священнослужители громко радуются событию, которое произошло по Небесному соизволению.
  • В кондаке поется о том, что Пречистая Матерь является храмом Спаса и бесценным чертогом, великолепным хранилищем Господнего могущества и милосердия. В момент вхождения в собор будущая Богоматерь привносит благодать Святого Духа. Её восхваляют ангелы и признают селением Небес.
На заметку! Церковные исследователи сходятся во мнении, что появление этого великого праздника связано с периодом правления Юстиниана I. Государь распорядился построить в 543 г. церковь в честь Пречистой Девы на месте, где находились останки разрушенного Иерусалимского храма. Именно возведение Божьего жилища здесь стало отправной точкой для установления торжества.

Традиция празднования набрала наибольшую известность в IX столетии. К числу великих двунадесятых торжество Вхождения Девы Марии в храм причислили после XVI в.

Событие празднования

О земном бытие Богородицы начертано в церковных Преданиях. В Священных текстах ничего не говорится о появлении на свет, детстве и юности Пречистой Девы. О событии Вхождения в собор верующие знают из поздних религиозных текстов. К таким рукописям относят начертанную во второй половине II столетия греческую книгу «Протоевангелие Иакова», а также «Евангелие псевдо-Матфея» на латинском языке, созданное в IX в.

Родителей Пречистой Марии звали Иоакимом и Анной, они долгое время были бесплодными, но продолжительно, усердно и смиренно просили Господа о даровании ребенка. Каждое их прошение подтверждалось обетом: супруги обещали посвятить ребенка Всевышнему. Творец услышал молитвы, и в семье Иоакима и Анны родилась Дева Мария.

Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии

Чтобы исполнить данное Богу обещание, супруги повели свою трехлетнюю дочь в Иерусалимский храм. Шествие продолжалось три дня с перерывами на отдых. Семью сопровождали родственники и девушки, держащие освященные лампады.

В храме Деву Марию встретил благочестивый первосвященник по имени Захария. Он был обязан ввести её в помещение, которое называется Святая святых. Первосвященникам разрешалось посещать эту таинственную комнату только раз в году, и после принесения особенной жертвы. Святая святых в этот период была реставрирована после долгого вавилонского плена. Здесь было пусто, на месте Ковчега Завета, пропавшего неизвестным образом, находилась только каменная плита.

Присутствовавшие ангелы были чрезвычайно удивлены этому событию и безмерно ликовали. Они знали, что происходит чудеснейшее событие, символизирующее замену Ковчега Завета на Пречистую Деву, которой суждено стать вместилищем Спаса, новым Киотом. Приближалось время Рождества Христова. Об этом говорят священнослужители на этом празднике. Весь христианский мир предвосхищает появление Мессии.

Вручив своего ребенка Господу, родители возвратились домой, а маленькая Мария осталась в соборе, чтобы воспитываться в строжайшей добродетели. Здесь она впитывала учения от благочестивых монахинь, усердно молила Господа о милосердии, прилежно изучала Священные текста, а также занималась рукоделием.

О времени её юности известно только Всемогущему Творцу и Архангелу Гавриилу, который явился неизменным заступником и хранителем Пречистой. Предания гласят, что к Деве Марии часто приходил небесный посланник и приносил освященную пищу. Вскормленная в храме, она вскоре родит «хлеб жизни» (Сына Божьего) для всего христианского мира.

Явление Святого Архангела Гавриила к Деве Марии

Мария сказала первосвященникам, что будет хранить девственность перед Господом, когда те подняли вопрос о браке. Церковнослужители приняли решение отдать Пречистую Деву под покровительство благочестивого мужа, так как её родители уже покинули свои тела. В результате жребия обручником Марии стал престарелый плотник по имени Иосиф, происходивший из рода Давидова.

Важно! Полноценное богословское толкование Праздника Вхождения в Храм дается в «Слове» святителя Григория Паламы. Здесь преподобный отец излагает собственное мнение о выборе Господом Марии на роль Богородицы, рассказывает историю торжества, а также объясняет основные причины божественного вхождения Девы в церковь.

Смысл праздника

Торжество может рассматриваться как один из этапов истинного пути Домостроительства Бога, а также в качестве определенной ступени для постижения глубин человеческой души. Со дня рождения Пречистая Дева являлась великой избранницей Творца, вместилищем тайны и домом божественного откровения.

Икона пресвятая Дева Мария

С детства в ней заключена возможность человеческого спасения. Первыми, кто предчувствовал грандиозную роль маленькой Марии, были её родители.

  • Однако только плотского рождения Пречистой Девы было мало. Существовала необходимость в открытии ею своего благодатного сердца, в добровольном отречении от греха. Мария выбрала путь приснодевства и беспрекословного служения гласу Бога, который настаивал забыть все земное.
  • В праздник отмечается истинно-духовное рождение Пречистой. Введение явилось безмолвной проповедью о скором пришествии Христа Спасителя и осуществлении Божьей воли . Торжество подготавливает верующих к Рождеству Мессии, что видно из тропаря.
  • По дороге в Иерусалимский храм Марию сопровождали девицы с зажженными светильниками, будто луна спускается на землю в окружении сияющего круга звездных светил. Те девы, которые замыкали шествие, отсылают нас к мысли о том, что они ожидают своего Жениха. Они в радостном нетерпении, потому что это событие предвосхищает скорое пришествие Спасителя, Истинного Главы Церкви.
  • Торжество также означает отделение Пречистой Девы от всего остального мира, когда начался её исход, продолжавшийся весь её земной путь и завершившийся божественным Успением. В храме происходит воспитание её души для скоро сошествия Святого Духа. Праздник рассматривается в качестве ступени, по которому в условиях страданий и горестей появляется Христос, готовый терпеть грандиозную боль ради человечества.
  • Вселенское значение Девы Марии осознается через добровольную отдачу её души Господу. Она удостаивается такой же хвалы, что и Христос. Это говорит о её великой роли в деле примирения Всевышнего и каждого из нас. Когда заканчивается торжество Вхождения Девы Марии в храм, символически завершается и Ветхий Завет, и открывается путь к Новому.
  • Дева Мария, вошедшая в Святая святых, становится Божьим Кивотом, в котором уже не хранятся каменные скрижали (Ковчег Завета), но преобладает сам Глава Церкви.
Важно! Праздник Вхождения Пречистой Девы Марии в Иерусалимский храм отмечается христианской традицией 4 декабря. По случаю этого великого торжества проводятся богослужения с чтением молитв. Праздник имеет колоссальное значение и возвеличивает роль Богородицы в событиях, предшествовавших приходу Нового Завета и нисхождению на землю Божьего Сына.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Понравилась статья? Поделитесь ей