Контакты

Почему базаров нигилист отцы и дети. Что такое нигилизм? Взгляды Базарова

В чем сущность нигилизма Базарова

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания.

Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта - признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей.

"Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма.

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.

Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция. Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности. Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.

Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.

«Поединки» Павла Петровича и Базарова.

Первый «поединок» - словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича. Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично). Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.

Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой. Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.


Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:

· по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);

· по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;

· по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);

· по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами». Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо. Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.

Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри. Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.

Цели уроков: познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся зачитывают все варианты определений понятия «нигилизм». При необходимости учитель дополняет ответы:

Нигилизм - это...

- (от лат, nihil - «ничто») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)

- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)

- «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)

- «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин... приравнивал нигилизм к скептицизму. (М. Катков )

2. Проверка заполнения таблицы. Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.

3. Вывод и ответ на вопрос:

(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)

II. Работа по тексту романа

Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.

Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует?

(В первой сцене, происходящей за утренним чаем, принимают участие братья Кирсановы и Аркадий. Именно здесь впервые прозвучало слово «нигилист», не на шутку встревожившее старшее поколение, обозначавшее критическое отношение ко всем существующим «авторитетам» и «принципам» («нигилист - это человек, которые не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».)

С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?

(Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов и их ошеломляющее воздействие на отца и дядю. Они же переживают подобное состояние именно от осознания всего услышанного. Для Павла Петровича нигилист - это, прежде всего, тот, кто «не склоняется» ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены «существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Таким драматическим выводом Павел Петрович завершает свой разговор с молодым реформатором.)

Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.

Как изменяется разговор с появлением Базарова?

(Говоря о непризнании авторитетов, Базаров корректирует недавнее высказывание Аркадия о нигилисте смягчает его, допуская для себя признание того, что сочтет «делом». Но даже при таком раскладе он остается верен своим убеждениям. Если что-то Базаров и склонен принять, то только лишь пропущенным через собственное «я»: «мне скажут дело, я соглашусь...», - т. е. во главу угла ставится исключительно личный опыт, а не то, что выверено временем, является авторитетным и общепринятым.)

Комментарий учителя.

Две недели спустя в прямой «схватке» с Павлом Петровичем Базаров открыто заявит своему оппоненту можно обойтись и без «логики истории», иначе, без знания объективных закономерностей общественного развития без включенности в общий процесс исторического времени, с тем, чтобы обрести свое место в поступательном движении истории.

Однако всеобщее отрицание тургеневского героя не было стихийным и тем более бесцельным. Оно имело конкретное историческое обоснование, обусловленное противостоянием «новых» людей дворянскому аристократизму. Связывая единственно с ним тяготы русской жизни (не случайно тургеневский роман открывается картинами предреформенной деревни), демократический герой, естественно, не желает иметь ничего общего с наследием «отцов».

(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)

Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?

(Пронзительно страшное запустение во всем: «Церкви... с отвалившеюся кое-где штукатуркой… с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами»; «как нищие в лохмотьях... придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы»; «мужички... все обтерханные, на плохих клячонках»… в церквах, природе, людях, животных, кладбищах... Какая-то всеохватная «обтерханность»! А еще все вокруг необыкновенно уменьшенное, ничтожное, недужное. Причем «ничтожество» и «недуг» выступают в описании крестьянской жизни тесно связанными: «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики». На фоне болезненно измельченного деревенского мира единственное, что впечатляет своими размерами, это «зевающие воротища» молотильных сарайчиков «возле опустелых гумен».)

Какова роль третьей сцены?

(В третьей сцене «схватки» - героев особенно резко обозначились конфликтообразующие стороны, представленные двум диаметрально противоположными общественными сознаниями - демократическим и либеральным: «лекарь» против «аристократишки» и наоборот. Базарова глубоко раздражают рассуждения Павла Петровича об исторической роли английской аристократии, о чувстве собственного достоинства, долге, уважении к личности.)

III. Слово учителя

Базаров - умный и глубокий человек. Его нигилистическое сознание во многом проистекает из присущего ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть все: «пошлость», «доктринерство», «недостаток в честных людях», бесконечные толки о парламентаризме... но где нет главного - «дела». Отрицая все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта Базаров ничего не может предложить взамен, кроме неистового желания разрушить по его твердому убеждению, старое, отжившее. В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как отсутствует опора в прошлом и видение перспективы будущего.

IV. Аналитическая беседа

Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.

Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?

(Теперь герой воспринимает мир не как естествоиспытатель, а внутренним зрением, «глазами души». В таком состоянии он перестает быть зависимым от власти идей, становится, благодаря собственной духовной мощи, для них неуязвимым. Базаров убеждается, что помимо выбранной им цели -отрицания старого жизнеустройства - и движения к ней, в жизни человека есть ценности более важные и необходимые для сохранения и развития самой человеческой жизни. Одна из них - способность видеть мир единичным, неповторимым и принимать этот мир в его же самозначимости. Это открытие стало для Базарова основанием глубокого духовного кризиса, представившего его уже не героем цели, а рефлектирующим героем.)

Можете ли вы привести примеры проявления «обновленного» Базарова?

(Базаров рассказывает Аркадию о «той осине» из детства, воспоминания о которой живы и дороги ему. Ему хочется, чтобы его воспринимали не как «государство какое или общество», т. е. что-то обезличенное, но в отдельности, выделенности из общего. Больше того, прежде воспринимавший человека как слаженный биологический организм, он неожиданно соглашается с мыслью о том, что всякий человек - загадка».)

В чем выражается духовный кризис Базарова?

(Остро сознающий личное«я», Базаров болезненно переживает конечность своего существования на фоне вечного бытия природы. Прежде такая знакомая и полезная («Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), она начинает вызывать у Базарова глухое раздражение и горькие раздумья о собственной ничтожности и оставленности в огромном мироздании («Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет...»), о своей временности и случайности в общем потоке времени, где, по словам героя, «меня не было и не будет». Он не может смириться с мыслью о том, что человек перед вечностью это всего лишь «атом», «математическая точка». И потому говорит о жизни как о «безобразии». В таком состоянии трудно думать о каких-то Филиппе или Сидоре, которые придут после тебя, ушедшего навсегда, тем более посвятить им свою «мгновенную» жизнь.)

Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?

(Неизбывная тоска Базарова от осознания краткости человеческого бытия напрямую связана с мироощущением самого Тургенева, «трагической установкой духа» писателя.)

Какой выход для человека предлагает Тургенев?

(Один выход Тургенев описал в «Записках охотника» - раствориться в природе, войти в стихийное течение жизни. Но Тургенев не мог привести своего героя к «жизни безличной»: у автора «Отцов и детей» была другая установка.

По мысли писателя, чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной жизни природы, человек должен, несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью, сохранить в себе «огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неудержимо летящую вперед. Но не на ту, с какой сравнивает Базаров Аркадия, стремящегося к «гнезду», к обыкновенному человеческому существованию, покою, уюту.)

V. Итог урока

Базаров - бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Путь к цели Базарова - «горькая, терпкая, бобылья жизнь» - это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух, личности, внутренне свободной. Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание

Подумать над вопросом: почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?

«Прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»

Нигилизм для Базарова – это всё, то есть сознательную, «обдуманную» жизнь он провел под кровом этого мировоззрения. Так что, изучая Базарова, мы понимаем и суть нигилизма.

Начнем с основы: откуда взялся нигилизм у Базарова? В студенческие годы, благодаря преподавателям и студенческой атмосфере, пришло ясное осознание того, что в России плохо всё, что ни возьми, что ни делай, всё равно все развратится и обернется в труху: «Представьте мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания» . Понятное дело выплывает вопрос: Кто в этом виноват, что с этим делать, как исправить? Виноватых найти не получилось, поэтому просто сказали – виновата среда! «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет ».

Как же собираются «спасать» общество эти молодые люди? К чему они прибегнут? «-Вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить. –Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». Говоря русским языком, свершить революцию, но перед этим необходимо своим нигилизмом пропитать головы окружающих, чем неплохо занимался Базаров. Отец его, боготворит его, не смеет слова поперёк сказать, понятное дело, что он согласиться на это «отрицание» ради внимания своего сына. Ситников прямо говорит, что Базаров ему «глаза открыл» — не признавать авторитетов. «Друг» Базарова Аркадий, как ученик семинарии, все повторяет и во всем с Базаровым (до определенного момента) соглашается. Про Евдоксию вообще молчу. Николай Петрович опять же потакает своему сыну, подчеркивая, что, видно, отстал от века. Вот только один старый либерал Павел Петрович все упирается и спорит с Евгением. Конечно, если говорить откровенно, то весь этот «нигилизм» чистая фикция, но ведь из всех героев произведения один дядя Аркадия выражает открыто свое негодование данным мировоззрением. А это говорит только одно: нигилизм – сила. «Мы ломаем, потому что мы сила» — замечает и Аркадий Кирсанов.

Остается последнее, а именно: как же лучше всего уничтожать общество, чтобы «расчистить» место для общества, где болезней не будет, где будет неважно: добр человек или зол, умный или глупый? Какое средство выбрали «спасатели» мира? Отрицание всего, что хоть как-то свято, непризнание авторитетов, но это не значит, что нигилист, удостоверившись в правильности и достоверности когда-то непризнанного им авторитета, снова станет в его глазах авторитетом. О, нет! Этот нигилист будет его также не признавать, как и прежде.

На чем держится любое общество, народ, нация? На культуре, которую берегут из поколения в поколение, это произведения искусства, над которыми задумается любой уважающий себя человек. Нигилист же видит в культуре ту силу, из-за которой нет в обществе справедливости. Они в этом до конца не уверены, но с другой стороны, если отрезать побольше, то проблема, так сказать, вирус точно может отпасть и только тогда страна будет справедливой и процветающей.

Что же в России было основа? Вера Правослвная. И это первое, что отрицают нигилисты – Бога, его бытие. Отсюда корни нигилизма проникают и в философию, и в поэзию, и в музыку, короче говоря, во все творческие деятельности и направления: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» . Надо также заметить, что отрицание Бога сопровождается отрицанием любви, что и привело Базарова к тому, что с ним произошло. Отрицание души, как следующий шаг отрицания Бога закрыло для нигилиста говорить о том, что его волнует, что творится в нем. «В душе очень обрадовался, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»

Ниже хочется рассмотреть конкретные примеры нигилизма Базарова, так сказать, на практике.

Отрицает Базаров, как было сказано выше, любовь, это священное чувство, которое почувствовал Евгений, словно древний человек первый раз увидевший огонь и обжегся им, он до конца не понимает свойств и применение этого пламени, но понимает, что оно несет ему уют для его пещеры. «Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения» . Как видим, Базаров видит отношения между полами крайне плоско и пошло, а отсюда и его непризнание браков: «ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал» .

А теперь перейдет непосредственно к самой России и отношения Базарова, как нигилиста, к ней. Начнем с вещи, с первого взгляда интернациональной, но имеющее непосредственное значение для русского человека, а для названия произведения Тургенева оно имеет самое близкое отношение. Отношение нигилиста к семье, к родителям: оно отсутствует, а отсутствие это обусловлено отрицанием у человека чувств, как романтизма. Именно поэтому Аркадий Кирсанов, в присутствии своего друга-нигилиста, говорил не «папа», а «отец». Нигилист как бы отдаляется от своих родственников, семья разрушается. Далее идет отношение к своему детству, к тем местам, где вырос будущий нигилист. Оно снова отсутствует, как будто нет никакой разницы между того сада, в котором ты бегал, будучи дитем, и садом в другом имении, который ты в первый раз видишь. «-Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! –Ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным. –Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился» . Откуда это? А с мысли нигилиста Евгения: «природа не храм, а мастерская» . С чего бы это нигилисту любить отчий дом? Говорить про русскую поэзию и другие искусства не стоит, итак понятно, что ничего этого нигилист не признает. Базаров уверен только в науке, а что он говорит про русскую науку? «-Об русских ученых вы, вероятно, не имеете столь лестного понятия? –Пожалуй, что так» . А что же думает Базаров о русском народе, частью которого он сам и является? Ничего хорошего: «русский человек только тем и хорош, что он сам по себе прескверного мнения» . А как этот «нигилист» разговаривает с простым народом? Как последний хам, уважение к аристократу, отцу и к мужику отвратительное. А как же хвастался Базаров пред Павел Петровичем, что, мол, с простым мужичком может беседовать? Вот только действительность другая: «самоуверенный Базаров и не подозревал, что в их глазах (то есть простого народа) был все-таки чем-то вроде шута горохового» . Надо заметить, что сам Евгений себя русским не считает, но об этом чуть ниже.

Что же выходит из всего этого? Нигилист не признает в своём Отечестве ничего: ни духовной жизни, ни государственной, не видит великолепных русских ученых, ни великих поэтов, не испытывает абсолютно никаких чувств к отчему дому, к своей Родине, не видит ничего хорошего в народе, среди которого он живет, которого решил лечить. Что стоит такому человеку осквернить церковь или сжечь имение, убить человека, свергнуть строй? Сущий пустяк.

Но на чем же держится любой нигилист? Ведь должен же быть какой-то стержень? Очень просто сказать, что его нет, ведь это мировоззрение не признает авторитетов. Да, действительно не признает, с одной только поправкой: не признает никаких авторитетов, кроме себя. Вся сущность этих борцов – тщеславие и самолюбование, гордость и себялюбие. Это смертная страсть насквозь пропитала молодых людей. Она проявляется во всем: «-Мы стало быть, с тобою боги? То есть – ты бог, а олух уж не я ли? –Да, ты еще глуп» . Базаров без зазрения совести считает себя самым великим, самым умным. И тут встает вопрос, что же было изначально: негодование внутренней политикой государства или гордыня? Что за чем следует? Больше верится, что именно эгоцентризм Базарова породил в нем приверженность к нигилизму, ибо к концу своей жизни, он совсем не был нигилистом. Любовь Базарова и дыхание смерти облагородило его душу, его взгляды поменялись и вряд ли это изменение связано с политической обстановкой в стране, а скорее в том, что он освободился от гордыни, от того, что и есть основа его нигилизма. Как это можно подтвердить? Очень просто: обратите внимание как Базаров разговаривает с окружающими? Сквозь зубы. Зато как ласкает его слух отец, Аркадий Кирсанов, Ситников, Одинцова?

Вот так грех гордыни нашел себе уютное место в нигилизме, в которой очень сложно его обнаружить. Верно заметил Павел Петрович: «гордость почти сатанинская… сами бессильны и бесплодны до гадости».

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен

против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева,

написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но

оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не

отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность

вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это

произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа

1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в

управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая,

вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой,

революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали

является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров.

Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих

классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть

отрицания.

Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что

относится к минимальным потребностям человека и к познанию

природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на

вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не

храм, а мастерская, и человек в ней работник".

самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не

борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта

нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все

равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих

убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных

ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей

одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем

раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о

его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к

материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта -

признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей

Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность

"романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей.

"Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит

Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели

и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над

Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по

инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное

незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал

скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями

Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что

произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на

любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение

упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям.

Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.

Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и

заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие

ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о

которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и

доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть

учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться

на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,

допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к

Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами

героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался

бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению

Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело...

Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает.

Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и

максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден

благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного,

мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным

поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений

типичен для этого поколения, как любой умный разночинец,

стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства.

Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он

призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно

верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных

людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в

этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать.

Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам,

а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего.

Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих

далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим

необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм

незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как

средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть

вперед и подумать, куда же оно идет.

БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ

Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболее

ярко - это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение по

роману Ф.М. Достоевского "Преступление и Романы, в которых

появились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах.

Непростое это было время. С одной стороны - подготовка и проведение

ряда реформ, обещание царем конституций, с другой - разочарование

реформой 1861 года, распространение социалистических идей и

неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было

время надежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивой

обстановке и родились такие герои, как Базаров и Раскольников.

Стиль их создателей, Тургенева и Достоевского, различен, и это

определяет различие в способах изображения этих образов. Если в

"Отцах и детях" мы постигали Евгения Базарова в основном по его

словам и поступкам, то Раскольникова в романе Достоевского - в

большей мере по его душевным переживаниям, мыслям. Мысль

первична, слово вторично, и поэтому образ Родиона Романовича более

живой, ясный и, самое главное, более глубокий.

Что роднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодые

люди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее.

Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольников

испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей.

Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это

чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы,

только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости

от чужого влияния, а Раскольников к власти.

Оба идут по жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам,

так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей.

Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.

Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не

бросается сразу в глаза.

Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и

сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь ("Не

богам же, в самом деле, горшки обжигать!"), а у Раскольникова это

составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко

и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории

Раскольникова - признание права сверхлюдей на преступление во имя

некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На

основе этих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарно

материалистическими и безнравственными, а Раскольникова -

откровенно фашистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по

совести, ведь нельзя назвать Евгения безнравственным человеком. Его -

да, а если на месте Базарова был другой? Жить по совести, а не по

законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас,

реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть?

Позволила же она Раскольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о

какой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам

скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения выглядят

не такими страшными, как могут, лишь благодаря чистоте души того,

кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле,

Раскольникову нет.

Программы двух героев близоруки. Далеко им можно уйти без каких-

либо ценностей? Что будет делать Родион Романович со своей властью,

на что она ему, конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет у

обоих положительной программы: их идеи базируются на отрицании

и Раскольников - нигилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева:

он, по словам одного критика, изобразил не только идеи нигилизма и

его трагедию. Раскольников и есть ее жертва. Не случайно и Иван

Сергеевич "умертвил" своего героя: скорее всего, он не видел будущего

за нигилизмом.

Базаров и Раскольников - бунтари, только бунт у каждого из них свой:

у первого - революционный, у второго - личностный. Революционность

взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест

происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного

состояния самого общества. Евгений Васильевич уверен, в

необходимости его изменения. Бунт Раскольникова же вышел из

нищеты и самолюбия, он пошел не против устройства общества (какое

ему дело до "муравейника"!), а против угнетенности личности и души.

Поэтому его бунт - индивидуалистический.

Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаров

умер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом

"Отцов и детей" Тургенев хотел показать несостоятельность

революционного бунта (либерал!), а Достоевский в своем романе -

пагубность любого бунта, связанного с насилием, вообще тем самым

призывая к соблюдению покорности. Безусловно, здесь есть доля

истины: последствия таких протестов могут оказаться очень

печальными.

Базаров презирает, а Раскольников просто ненавидит окружающих

людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы,

одиноки, несмотря на то, что есть товарищи, родители. Родион

Романович к тому же просто "задавлен бедностью", что делает его

совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: у

Базарова - когда он полюбил Одинцову, у Раскольникова - когда он

делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешало

этим двум людям оставаться в таком состоянии жизни навсегда?

Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в упрямство

и фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту

построенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долго

нормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступление с

точки зрения теории. Пагубные идеи убивали и в том, и в другом

любовь, а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своих

убеждений и умер. Раскольников же раскаялся и "ожил".

На примере героя "Преступления и наказания" мы видим, что делает с

человеком ненависть, озлобленность. Базаров вложил свою душу в

познание природы, а Раскольников, обладая способностями к учебе,

даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь

уроками. Базаров полюбил Анну Сергеевну, Раскольников же, пока не

раскаялся, не полюбил Сонечку и не мог, даже если бы хотел этого.

Ненависть (в сочетании с нищетой и порожденная ей) отнимает у

человека способность жить в обществе, стремление и любовь к жизни

вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.

Еще один пункт, по которому можно сравнить два данных образа, надо

выделить особо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей,

их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному

Мнение Базарова по этому вопросу неясно. С одной стороны - его

важнее материальных. С другой стороны - его полное неприятие

искусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах.

Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признает

само духовное.. В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся

на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что

привело его в замешательство, чуть ли не в испуг. Базаров не выпутался

из этих противоречий и умер. (Я очень часто ссылаюсь на его смерть,

так как считаю этот факт глубоко символичным).

Раскольников пренебрег нравственными принципами и пошел на

преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали,

все поступались и таким образом выживали. В душе Раскольникова

произошел раскол, борьба двух мнений:, с точки зрения разума,

расчета, теории, преступление было оправданным, с точки зрения

морали - нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с

позиций нравственности, и это вернуло его к жизни. (Мы принимаем

Раскольникова таким, каким он изображен Достоевским. В

действительности, образ этого человека в эпилоге далеко не

правдоподобен).

На примере двух литературных героев - Базарова и Раскольникова - мы

видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от

безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской.

Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этого

явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и

очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме

каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он

усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более

широкий подход к ней (Катерина в "Грозе"). За все это сильно

доставалось Писареву и другим теоретикам нигилизма в полемике с

Достоевским. Несомненно, у этого течения есть положительные черты,

как, например, отношение к общественному устройству, старой морали,

но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают

взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба

оказываются в противоречии и т.п. Но есть и различия, в основном

обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в

Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство

справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове.

Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и

жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и

порицание, а сочувствие - сочувствие к трагической судьбе обоих. У

них есть чему поучиться: у Базарова - силе воли, стремлению к

познанию, у Раскольникова- способности проявлять благородство и

сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Цели романов "Отцы и дети" и "Преступление и наказание" были

разные, но была одна общая - обличение пороков антигуманных форм

общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи

сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым

внеся большой вклад в дело гуманизма.

Понравилась статья? Поделитесь ей