Контакты

ЗНФ: Основные виды света. Мягкий и жесткий свет

Главный инструмент фотографа - не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача - получение изображения - решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки - света и тени.

Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).

Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.

Направления света

Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
- задний (или прямой) - направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
- верхний - направлен на объект съемки сверху. нижний - направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой - направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
- боковой - направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой - направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
- контровой - направлен в сторону объектива камеры.

Виды света

Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
- рисующий - основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.
- заполняющий - с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
- контровой - направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
- контурный (или контражур) - разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
- фоновый - применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.

Качества света

- мягкий (или рассеянный) - не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).

- жесткий (или направленный) - образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 - 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).

Искусственный свет

На улице есть только один источник света - солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).

Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.

Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).

Уличное освещение

Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила - стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре - простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе - они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча - почти бестеневым (фото 1).

Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает - бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение - ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо - не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.

Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).

Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор - кто важнее для искусства (фото 11).

Свет в композиции

Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится - если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).

На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты - мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).

От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, - вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же - умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

IMAGE
И снова и снова заметка об очередной лекции Шимбаровского Александра (предмет - Мастерство фотохудожника).

В самом начале лекции речь шла о практическом применении вспышки, так же демонстрировалась работа тилт-шифт объектива, но по скольку я достаточно подробно это всё уже описал в позапрошлой заметке, то не буду особо повторяться. Озвучу лишь пару новых моментов.

При работе со вспышкой, повышенное ISO, позволяет лучше прорабатывать дальний план (фон).
Внешние вспышки, которые надеваются непосредственно на фотоаппарат, можно использовать как альтернативу моноблокам. Эта альтернатива получается более мобильной и такие вспышки также можно синхронизировать между собой. Для этого на них имеются переключатели типа: Off - Master - Slave. Off - автономная работа, т.е. синхронизация выключена, Master - вспышка является ведущей, т.е. дает сигнал для срабатывания ведомым вспышкам, Slave - ведомая вспышка, которая будет срабатывать по сигналу ведущей вспышки.

После небольшого практикума, мы вернулись вновь к теории и рассмотрены были виды света (по роли света в кадре) и основные световые схемы используемые при съемке.

Прежде чем рассматривать осветительные схемы, нужно обязательно разобраться в видах света, как какой свет называется и какие выполняет задачи.

Основные виды света

Каждый источник освещения в студии имеет свое название в зависимости от его расположения в студии, назначения и силы воздействия на снимаемый объект.

Рисующий свет как основной

Его располагают в ближнем секторе перед моделью, но помещают выше оси объектива фотоаппарата. Первостепенная задача рисующего света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Конкуренция других видов света недопустима - они могут только дополнять рисующее освещение. Проще говоря, рисующий свет можно назвать главным. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как он даёт контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей в тенях или света́х из-за большого интервала яркостей.

Давайте перечислим ряд недостатков рисующего света, если он используется как единственный источник.

Физические свойства источника освещения (в частности речь ведется о падении светового потока) не позволяют должным образом освещать фон. Фон остается контрастным по причине разницы в освещении самой модели и предмета и фона.

Освещение получается только частичным: модель освещается наполовину - сторона, которой модель повернута к источнику освещения.

Много времени отбирает выбор места для установки объекта съемки. Дело в том, что возникают проблемы с тенями, которых оказывается очень много: на лице, на сопутствующих предметах, на фоне и т.д.

При рисующем свете невозможно использовать фон как элемент уравновешивания композиции.

При всех своих недостатках, рисующий свет имеет свои фактуры и помогает сделать конечный образ более ярким контрастным.

Зачастую изображение одиночного источника рисующего света именуют рембрантовским и отмечают определенное сходство готовых фотоснимков с кистью художника. Скудность и лаконичность рисующего света позволяют выдвинуть на передний план действующий персонаж или предмет и оставляют его в поле зрения зрителя.
Рисующий свет характеризуется также своей красотой и сложностью. Правда, основные проблемы возникают прежде всего в связи с несовершенством.

Для полноценной работы с любыми источниками света, следует запомнить два основных правила:

1. Каждый из перечисленных источников света принято устанавливать отдельно.
2. Контроль над освещением устанавливается только посредством видоискателя камеры.

Заполняющий свет

По сути, заполняющий свет - это общее равномерное освещение. По интенсивности он должен быть слабее, чем рисующий, как правило, на две-три ступени. Известно, что чем ярче заполняющий свет, тем слабее рисунок, тем меньше световой контраст, тем более, если мы имеем дело с плоским изображением. Иногда роль заполняющего может играть моделирующий рассеянный свет. Часто в качестве заполняющего света используют накамерную вспышку.

Итак, для чего предназначен заполняющий свет? Он смягчает светотеневой рисунок фотографии, делает менее глубокими тени. Однако есть ситуации, когда в его использовании нет необходимости. Это: драматический женский портрет, светотеневой мужской портрет, светотональный мягкий портрет. В остальных же случаях заполняющий свет работает на благо фотографу, поэтому стоит знать о его особенностях.

Чтобы создать заполняющий свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски. Располагается источник заполняющего света стандартно: фронтально или рядом с фотокамерой, спереди по диагонали. Есть мнение, что источник заполняющего света должен располагаться только фронтально, потому что иначе на фотографии появятся грубые двойные тени. Но, если фотограф использует софт-бокс или лайт-диск, расположив их близко к модели, риска появления дополнительных теней можно избежать.

Если использовать только заполняющий свет, кадр будет плоским, лишённым контраста.

Вместе, заполняющий и моделирующий свет создают уже достаточно гармоничную картину.

В случае, если мы хотим использовать не чёрный фон, а особенно если волосы модели сливаются с фоном, стоит подключить ещё дополнительные источники света о которых речь пойдет ниже.

Контровой свет

Контровый свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также "отрывает" объект от фона. Для того, чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения. Контровый свет служит для выделения светового акцента. С его помощью подчеркиваются фактуры волос, одежды и пр.

Одной из техник, основанной на контровом свете, является котражур (Contre-jour, съемка против света).

Фоновый свет

Как и следует предположить, исходя из названия, фоновый свет освещает фон, на котором изображен объект фотосъемки. Он может быть равномерным и неравномерным. У фонового света есть две задачи. Он создает дополнительную пространственную глубину фотоснимка, отделяя объект от фона, и освещает фон, подчеркивая его фактуру и цвет. Интенсивность фонового света должна быть ниже, чем у рисующего.

Источник фонового света устанавливается так, чтобы светлые участки объекта рисовались на темном фоне, а темные - на светлом. Для создания фонового света применяют источники жесткого света. Они формируют световое пятно фиксированной формы и размера или равномерно освещают фон. Источников может быть несколько.

Моделирующий свет

Моделирующий свет - направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов, улучшающих передачу объёма объекта и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. В зависимости от цели и творческих идей моделирующий свет может быть мягким и жестким.

Направление светового потока бывает самым различным - от фронтального до контрового, что определяется замыслом фотографа. При этом моделирующий свет в той или иной мере неизбежно влияет на густоту теней, высветляя их тем более, чем ближе эти теневые участки соприкасаются с участками, на которые накладывается моделирующий свет.

Моделирующий свет - вспомогательный световой компонент. Он должен гармонически соотноситься с рисующим светом, всегда учитывать его преобладающее значение в распределении светов и теней на объекте.

Про световые схемы я расскажу уже в последующих заметках, так как в рамках лекции нам очень поверхностно дали представление о четырех базовых схемах, но обещали подробнее всё это проработать на практических занятиях в студии. Думаю что после этих практических занятий я и опишу все моменты связанные со световыми схемами, а то если сейчас пытаться разобраться в теме при помощи гугла, на последующие заметки и материала не останется и придется повторяться)

А в рамках этой заметки я еще упомяну о том, что свет бывает мягким и жестким.

Мягкий и жесткий свет

Понятие "жесткого" и "мягкого" света относительно и один и тот же источник света, в различных условиях съемки, может быть и жестким и мягким. От каких же тогда параметров зависит, каким будем свет? Давайте посмотрим на наглядные примеры, выполненные на трёхмерных моделях.

Основное отличие жёсткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. Если посмотреть на места, обведённые красными кружками, то вы увидите, что на лице слева освещённая часть резко обрывается и переходит в тень, в то время как на лице справа переход от светового участка в теневой более плавный.

Теперь перейдем от трехмерной модели к настоящей:

На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному (тени) намного мягче и почти не заметен. Как вы заметили, фотография с мягким светом смотрится более привлекательно, поэтому считается, что портреты с использованием мягкого света как основного источника выглядят лучше (если вы фотографируете девушку, снимайте лучше с мягким светом).

Факторы, влияющие на тип света:

Размер источника освещения относительно размеров снимаемого объекта;
- расстояние от источника света до объекта съёмки.

Чем источник света больше и ближе к объекту, тем свет мягче. И наоборот, чем меньше и дальше, тем он жестче.

Если сфотографировать лицо человека в свете лампочки накаливания, свет получится жёстким, так как лампочка меньше лица человека. Солнце в ясный день так же является жёстким источником света (и большой проблемой для фотографа) даже не смотря на свои огромные размеры, поскольку оно находится очень далеко относительно снимаемого объекта.

Если же небо будет затянуто облаками, то свет будет мягким, так как солнечный свет, проходя через облака, будет рассеиваться. За размер источника света в данном случае будем брать уже не солнце, как таковое, а облака, которые рассеивают направленный солнечный свет. Облака имеют размер намного меньше, чем поверхность солнца, но находятся гораздо ближе к снимаемому объекту (поэтому, когда на улице облачно фотографы радуются).

Жксткий счет подчеркивает фактуру (текстуру) и рельефность объекта съемки и может сделать фотографию более контрастной и драматичной.

Способы смягчения света

- рассеивание света . Для этого подойдет любой просвечивающий предмет, поместите его между объектом съемки и источником света. Фотографы используют зонты на просвет и отражения, софтбоксы, октабоксы, рассеиватели (продаются вместе с отражателями), но также это может быть простыня, занавеска, все, что способно рассеивать свет;

Отражение света . Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок.

Необходимо учитывать, что при смягчение света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком более незаметной.

На сегодня хватит...

Продолжение следует...

Читайте наш материал о том, как фотографировать используя только один источник света. Он будет полезен как начинающим фотографам, так и фотолюбителям!

Способов и видов освещения в студии крайне много. Начиная от освещения одним источником, заканчивая использованием нескольких источников вместе с рассеивающими зонтиками и экранами. Хотелось бы начать с основ, именно поэтому в этой статье мы будем говорить об освещении одним источником света.

Хотя этот способ освещения в студийной съемке мало используется фотографами, мы постарались подобрать иллюстрации, как можно более полно отражающие данные световые схемы, даже если при их создании фотографами использовался более чем один источник света.

Теоретически лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце - одиночный источник. Но освещение от одного источника в студии никогда не получаются таким, как при прямом солнечном свете, поскольку в студии лампы расположены всегда очень близко к объекту.

Nikon_light_1" height="466.6666666666667" src="https://ic.pics.livejournal.com/nikonofficial/39162016/599304/599304_original.png" title="Nikon_light_1" width="700">

Когда источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом, точно над оптической осью объектива, то возникают довольно резкие тени под подбородком и на заднем плане под волосами. Глаза, однако, освещены хорошо. Заметьте, прямое освещение придает особый блеск волосам. Но есть и большое «но», в этом случае свет не моделирует форму лица, и оно получается довольно широким, с мелкими чертами.

Освещение под углом в 45 градусов

Первостепенная задача такого света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Самостоятельно подобный свет употребляется редко, так как он дает контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей из-за большого интервала яркостей.

Освещение под углом 90 градусов

Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещенную и затененную половины. В результате лицо кажется значительно более узким, но теневая сторона выглядит шире, чем освещенная. Этого можно избежать, если задний план сделать очень темным.
Имейте в виду, при таком освещении глаза освещены слабо, а нос удлиняется. Волосы отбрасывают тень на лоб. Начинает все более выделиться структура кожи по направлению к границе раздела света и тени на освещенной стороне.

Освещение сверху

При подсветке сверху источник находится прямо над головой и чуть впереди модели. Нос отбрасывает четкую тень вертикально вниз на губу, глаза оттеняются бровями и лбом, на который в свою очередь падает тень от волос. Четко выявляются скулы. Такая схема может дать хорошие результаты с некоторыми типами лица.

Прямое освещение снизу

При подсветке снизу от источника, расположенного перед моделью на уровне пола, картина производит драматическое и призрачное впечатление. Этот тип освещения никогда не является естественным, если только снимающийся не лежит. Театральное освещение с нижних точек обеспечивает такой же эффект.

Контровое освещение

При подсветке сзади, а именно при расположении источника света точно позади модели и скрытого за ее головой, создается силуэтное изображение. Поток света образует светящийся нимб или ореол на волосах и плечах. Форма позволяет безошибочно узнать портрет, но на лице не будет проработано ни одной детали.

Контровой свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также «отрывает» объект от фона. Чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения.

Освещение под углом 45 градусов с использованием рассеивающего зонтика

Смягченное освещение под углом 45 градусов обычно считается наилучшим для обычной съемки портретов. Чтобы создать такой свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски.

Боковое освещение профиля

Перпендикулярное по отношению к фотоаппарату освещение используется для съемки в полный профиль; при этом освещение может быть прямым или рассеянным. Это определяет резкость лепки контура лица. Глаза получаются полностью освещенными. Чтобы избежать легкой тени со стороны носа, источник света должен быть расположен немного ближе к модели, чем камера. Можно добавить заполняющий свет или освещение волос, чтобы ослабить тень позади головы.

Какие можно использовать способы смягчения света?

- Рассеивание. Просвечивающий предмет, а именно зонт, софтбокс, октабокс или рассеиватель необходимо поместить между объектом съемки и источником света.

- Отражение. Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок. Необходимо учитывать, что при смягчении света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется, и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком незаметней.
Конечно же, освещение несколькими источниками производит куда более интересное впечатление, но об этом мы поговорим в одной из следующих тем. Поэтому, если вы хотите следить за нашими публикациями, то не забывайте подписаться на наш ЖЖ.

При подготовке статьи использовались материалы книги Девида Килпатрика «Свет и освещение». Благодарим за предоставленные иллюстрации

Сегодня мы представим вашему вниманию исключительные рекомендации по преображению жилого пространства с использованием бесподобной системы освещения, наполняющей обстановку мягким рассеянным свечением.


Этот тип иллюминации имеет высокое значение для декора апартаментов. Перед установкой его в своём жилье вы должны обратить внимание на советы и рекомендации, которые вам помогут достигнуть эффектного внешнего облика интерьера.

Вам нравится тёплый или холодный свет? Освещение имеет определённую цветовую температуру, которая измеряется в градусах Кельвина (K). Проще говоря, она указывает на то, каким сиянием наполняется жилое пространство – жёлтым или синим.

Выбор определённого типа лампочек зависит от эффекта, который вы хотите достичь при декорировании дома:

  1. 2,700 K – тёплый и мягкий;
  2. 2,900 – 3,200 K – золотистый;
  3. 3,500 K – нейтральный;
  4. 4,000 K – подражание естественному дневному излучению;
  5. 5,000 K – холодный.

Определитесь со своими предпочтениями. Если вы хотите сформировать в своих апартаментах богатую и тёплую атмосферу или декорировать их произведениями традиционного искусства, то идеальным решением станет иллюминация, имитирующая свечки. К тому же современный интерьер сможет прекрасно дополнить холодная цветовая температура.

Дневной свет формирует в убранстве теплую и уютную атмосферу.

Гостиная от Mark English Architects, AIA

2. Обустройте панорамный декор окон.

Вид на природное окружение не только замечательно преобразит убранство квартиры, но и наполнить его ослепительным солнечным сиянием.

Совет: добавьте окна на южной стороне необычного дома, чтобы максимально осветить внутреннее пространство.

Гостевой салон от Studio Schicketanz

Зеркала позволят вам не только визуально увеличить площадь апартаментов, но и наполнят помещение ослепительным сиянием и теплотой.

Дизайн от Judith Taylor Designs

В комнате с одним маленьким окном, воспользуйтесь белоснежной оттеночной палитрой. Зеркала по бокам от оконного проёма также позволят максимизировать естественное освещение.

Совет: купите краску для декора дома с высокими светоотражающими характеристиками. Светлые блестящие оттенки поглощают больше сияния и позволяют визуально увеличить площадь комнаты.

Оформление от Green Canopy Homes

Такая иллюминация не только позволит привнести в убранство мягкое рассеянное свечение, но и наполнит обстановку невероятным уютом и теплотой.

Гостиная в морской стилистике от Darci Goodman Design

6. Учитывайте фактор возраста и состояния здоровья.

Когда люди стареют, они становятся более чувствительными к свету, который позволяет видеть мелкие детали. Настольные лампы смогут создать тёплую и лаконичную обстановку, что прекрасно подойдёт для спокойного и безмятежного отдыха.”]

Многие чувствительны к освещению по другим причинам: из-за мигрени, эпилепсии, приёма лекарственных препаратов.

Совет: используйте специальные устройства для регулирования сияния. Диммеры помогут сформировать уникальную и бесподобную систему иллюминации с различными функциональными зонами и уровнем освещённости.

Кухня от Venegas and Company

Совет: используйте несколько источников света, чтобы добавить в помещение апартаментов индивидуальность.

Гостевой салон от Studio William Hefner

Мы представили вашему вниманию восемь способов создания потрясающей системы иллюминации с рассеянным свечением, что может наполнить атмосферу нежностью и креативностью.

А вам понравились эти идеи декора от талантливых мастеров? Поделитесь с нами своим мнением в комментариях ниже…

Освещение играет ключевую роль в фотографии. Оно может оживить фотографию, создать необходимые эффекты, такие как тени и силуэты, а может наоборот плохо сказаться на изображении, вызывая ненужный блеск и отражения.

Эта статья представляет собой краткий обзор одного из важнейших аспектов фотографии — освещения. Обзор состоит из трёх частей. В первой части рассматривается жёсткий и мягкий свет, во второй естественное и искусственное освещения, а третья часть посвящена интенсивности света и глубине резкости.

Часть 1: Жёсткий и мягкий свет

В первом разделе мы рассмотрим один из самых фундаментальных вопросов: разницу между съёмкой в жёстком и мягком свете.

Жёсткий свет отбрасывает чёткие, тёмные тени, как правило он получается из одного источника света, обычно достаточно маленького и далеко расположенного. Мягкий свет, напротив, отбрасывает нерезкие тени или вообще не создаёт тень. Его можно получить из нескольких источников света, рассеивая свет с помощью какого-то барьера (светорассеивателя или даже листа бумаги) или отражая его от различных поверхностей таким образом, чтобы предмет съёмки освещался с разных углов. В условиях естественного освещения жёсткий свет получится, если снимать в солнечный, безоблачный день, когда солнце уже высоко в небе. Начинающим фотографам лучше избегать таких условий. В других же погодных условиях можно получить мягкий свет — это касается облачных дней, туманности или загрязненной атмосферы, ведь при этом солнечные лучи рассеиваются или отражаются от микрочастиц, присутствующих в воздухе.

Как правило размер источника света обратно пропорционален его жесткости, то есть меньший источник света даёт более жёсткий свет. Мягкий свет можно получить с помощью следующих приспособлений:

Светоотражатели

Отражая свет, светоотражатель сам превращается во вторичный источник света. В качестве светоотражателей можно использовать множество предметов, как при съёмке в студии, так и на улице. Это могут быть и профессиональные светоотражатели и просто листы бумаги.

Светорассеиватели

В естественной среде прекрасным примером светорассеивателей являются облака. В искусственной среде подойдёт любой полупрозрачный материал. Абажур для лампы — превосходный пример рассеивания света. При съёмке можно использовать даже тонкую белую ткань.

Оба типа света имеют свои преимущества и недостатки Жёсткий свет подходит для создания изображений с резкими контрастами и яркими участками, он хорошо подчеркивает форму и текстуру. Его можно использовать для усиления 3-D эффекта фотографии и вообще для драматичности. Тем не менее, с жёстким светом довольно трудно работать и он не подходит для большинства ситуаций, особенно для портретной фотографии.

Мягкий свет, напротив, создает более ровное освещение, лучше передающее цвета и форму предметов. Выбор света зависит от типа фотографии, предмета съёмки и желаемого эффекта, но как правило предпочтение отдаётся мягкому свету. И безусловно, это самый безопасный выбор для начинающих фотографов.

Часть 2: Естественное и искусственное освещение

Под естественным освещением понимается солнечный свет, а вот искусственное освещение относится к разнообразнейшим источникам света: флуоресцентным лампам, электрическим лампам, вспышкам и т. д. Ниже мы рассмотрим различия этих видов источника света.

Естественное освещение

Этот тип освещения труднее контролировать. Он сильно зависит от множества условий, таких как время дня, пора года, погода, географическое местоположение. Зато, практически не требует дополнительного оборудования, разве что вы захотите использовать светоотражатели. Выбор между естественным и искусственным освещением очевидно более характерен для портретной фотографии и натюрмортов, чем для пейзажной фотосъёмки или съёмки дикой природы, где фотограф обычно просто не имеет выбора. Факторами, влияющими на естественное освещение, являются:

Погода

Например, облачный день подарит вам мягкий свет, как мы уже упоминали ранее, и для фотографа такая погода предпочтительнее. Напротив, солнечные дни обеспечат вам яркий свет и очень резкие тени. Однако, облачный покров практически никогда не бывает однородным, а это приводит к различной интенсивности света, падающего на предмет съёмки. Такие явления природы как гроза и туман также изменяют интенсивность и цвет света. В зависимости от этих факторов вы можете получить как совершенно непригодные снимки, так и потрясающе красивые, с необычными эффектами. Смягчая отдаленные участки изображения водяной пар воздуха создает лучшую глубину резкости в пейзажной фотографии и часто улучшает перспективу.

Время дня

Обычно мягкий свет можно получить утром и вечером. Такой свет, как правило, более тёплый и фотографии получаются с меньшим контрастом, по сравнению со снимками, сделанными в полдень. Из-за этого восход и закат часто считается идеальным временем для фотографии, особенно для пейзажной и портретной. Про это время суток иногда говорят как про Золотое Время. К тому же, в это время суток условия освещения меняются очень быстро, это касается и интенсивности света и его оттенка. Благодаря этому даже фотографии, сделанные с разницей в несколько минут, получаются более разнообразные. Тени также меняют свою форму и резкость по мере восхождения или заката солнца.Местность

Как правило, чем дальше от экватора, тем больше времени требуется солнцу для восхода и заката. Поэтому условия мягкого света утром и вечером в такой местности длятся дольше, чем в экваториальных широтах.Загрязнение атмосферы

Подобно туману и облакам, загрязнение атмосферы служит рассеивателем солнечного света, поскольку солнечные лучи отражаются от микрочастиц.

Искусственное освещение

Проблемы, возникающие при съёмке в естественном освещении, довольно схожи с особенностями искусственного освещения. В любом случае нужно чётко представлять как различные источники света воздействуют на предмет и что нужно делать для достижения желаемого эффекта. При студийной съёмке для создания жёсткого и мягкого света используются разнообразнейшие источники света, но в этом случае фотограф может напрямую контролировать такие параметры, как жесткость, расстояние, интенсивность, угол. Более того, искусственный свет из различных источников даст разный цветовой оттенок Например, галогенные лампы дают холодный оттенок, свет получается голубоватым, а лампы накаливания испускают тёплый свет с красноватым оттенком.

Понравилась статья? Поделитесь ей