Контакты

Таинства и обряды православной церкви. Таинство Крещения, Миропомазания, Исповеди, Причастия, Венчания, Священства, Соборования

Обряд есть внешнее выражение верований человека. Человек - существо чувственно-духовное, в природе которого духовно-идеальное бытие соединилось с чувственным и материальным. И как следствие в своем представлении человек старается идеальное облечь в видимое, чтобы через это сделать его доступным себе. Предмет религиозных верований человека т. е. Бог, в высшей степени духовен и бесконечно возвышен над природою видимою; поэтому человек не способен ни представлять себе этот предмет, ни встать в живые отношения с ним без какого-либо видимого посредства. Таким посредством и служит обряд.

Обряд везде и всегда служил для человека символом и удостоверением в действительности присутствия и воздействия Бога на человека. Православная церковь верует, что каждый обряд, совершенный во имя его, оказывает освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека.

В новозаветных книгах Священного Писания греческими словами έυος, υρησκεια - обряд, έυος, είυιςμένον - обычай обозначается как то, что касается внешней стороны религиозной жизни - порядки иерархического управления (Луки I, 9), правила церковного благочиния (1 Кор. XI, 16), религиозные церемонии (Иоан. XIX, 40), обряд, имеющий символическое значение (Лук. 11, 27; Деян. Апост. XV, 1), внешнее благочестие (Иак. I, 26), так и то, что относится к порядкам жизни гражданской - народное желание (Иоан. XVIII, 39), судебное правило (Деян. Апост. XXV, 16). В первом значении обыкновенно на церковном языке и употребляются слова «обряд», «обычай», т. е. именем обряда в широком значении слова называется все то, что относится к внешней стороне религиозной жизни: богослужебные чины и уставы, предметы и действия, имеющие символическое значение.

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеепомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

«Обряд (взятый сам по себе), - говорит священник Павел Флоренский,- есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей жизни».

В таких явлениях жизни, как великое освящение воды в канун и самый праздник Крещения Господня - Богоявления, малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей, освящение дома, освящение плодов и вещей,- во всем этом и многом другом Святой Церковью усматривается та же тайна жизни: Бог дарует человеку святое содержание жизни своим приближением к нему, «входом, яко в дом Закхея» (из молитвы на освящение дома).

Эти обряды, существуя самостоятельно, тоже - явления тайны спасения, где Божие и человеческое соединяются воедино. В результате человеческое, бывшее само по себе, включается в процесс спасения людей Сыном Божиим, и в человеческое внедряется святость, идущая от Бога.

Обряды введены в храмовую и личную жизнь христианина для того, чтобы через них благословение Божие нисходило на жизнь и деятельность человека, святостью и благом укрепляя его духовные силы, а также все окружение его жизни.

Об обрядах в Священном Писании говорится мало. Порядок, чин внешнего богослужения ни Христом, ни Его апостолами не установлен. Церковные обряды развивались вместе с развитием самой церкви, и она то сокращала или дополняла их, или заменяла новыми. Такое отношение церкви к обрядам ясно свидетельствует, что она считала себя вправе изменять, отменять и вводить новые обряды, сохраняя при этом свою веру неизменною. Еще апостолы выразили свой взгляд на обряды в таком смысле, когда на Иерусалимском соборе постановили не следовать ветхозаветному обряду обрезания и вообще не обременять христиан из язычников исполнением Моисеева закона. Это решение апостолов послужило твердым основанием для практики церкви в последующее время. Так, например, по первому правилу апостолов Петра и Павла следовало 5 дней делать, а субботу и воскресенье праздновать; лаодикийский собор 29 правилом отменил правило апостолов и постановил праздновать только воскресенье. Чин литургии в первые века христианства совершался различно: в церкви иерусалимской литургия совершалась по преданию от апостола Иакова; в Кесарии эту литургию, как очень продолжительную, Василий Великий значительно сократил. Литургию Василия Великого, для облегчения мирян, в свою очередь, сократил Иоанн Златоуст. С течением времени чин литургии и сокращался по составу молитв и увеличивался некоторыми молитвами, песнопениями и обрядами, которых требовала сама жизнь. Так, песни «херувимская» и «Единородный Сыне» явились и внесены в литургию уже впоследствии (VI век). Некоторые богослужебные чины совершенно вышли из церковной практики. В Церковных обрядах выражаются наглядным образом истины и дух веры. Так, например, обряд сложения перстов для крестного знамения образно представляет собою единство Бога по существу и троичность в лицах. Истины и события, представленные под видом действий, становятся понятными и для людей, живущих не столько умом, сколько чувством. Отнять у таких людей то, что привлекает их внешним образом, значило бы лишить их одного из источников религиозной жизни.

Установлена традиция совершения множества обрядов, по-разному влияющих на жизнь верующего человека, но при этом всегда устанавливающих его связь с Богом. Часть их пришла к нам из библейских времён и упомянута в Священном Писании, другие имеют более позднее происхождение, но все они, в совокупности со святыми таинствами, являются составными частями общего духовного фундамента нашей веры.

Отличие обрядов от таинств

Прежде чем начать разговор о том, что такое церковные обряды в православии, необходимо подчеркнуть их принципиальное отличие от иных форм священнодействий, которые называются таинствами, и с которыми их нередко путают. Господь даровал нам 7 таинств - это крещение, покаяние, миропомазанье, брак, причащение, елеосвящение, священство. При их совершении верующим незримо сообщается благодать Божья.

В то же время церковный обряд является лишь частью земной действительности, возводящей человеческий дух к принятию таинства и направляющей его сознание на подвиг веры. Следует помнить, что все обрядовые формы получают своё священное значение исключительно благодаря сопровождающей их молитве. Только благодаря ей действие может стать священнодействием, а внешний процесс - превратиться в обряд.

Виды православных обрядов

С большой долей условности все православные обряды можно разделить на три категории. К первой относятся богослужебные обряды, входящие в общий порядок литургической церковной жизни. Среди них совершаемый в Великую пятницу вынос святой плащаницы, круглогодичное освящение воды, а также освящение артоса (квасного хлеба) на Пасхальной седмице, церковный обряд помазание елеем, совершаемый на утрене, и ряд других.

К следующей категории принадлежат так называемые житейские обряды. В их число входит освящение жилища, различных продуктов, в том числе семян и саженцев. Затем следует назвать освящение благих начинаний, таких как путешествия или строительства дома. Сюда же следует отнести и церковные обряды по усопшему, которые включают в себя широкий спектр обрядово-ритуальных действий.

И наконец, третья категория - это символические обряды, установленные в православии для выражения определённых религиозных идей и являющиеся символом единения человека с Богом. В данном случае ярким примером может служить крестное знамение. Это тоже церковный обряд, символизирующий собой память о страданиях, перенесённых Спасителем, и одновременно служащий надёжной оградой от действия демонических сил.

Елеопомазание

Остановимся на некоторых часто встречающихся обрядах. Каждый, кому приходилось бывать в церкви на утрене (богослужение, совершаемое утром), становился свидетелем, а может быть, и участником обряда, при котором священник совершает крестообразное помазание лба верующего освящённым маслом, называемым елеем.

Этот церковный обряд носит название елеопомазание. Он символизирует собой Божью милость, изливаемую на человека, и пришёл к нам он из ветхозаветных времён, когда Моисей завещал помазывать священным маслом Аарона и всех его потомков - служителей Иерусалимского храма. В Новом Завете апостол Иаков в своём соборном послании упоминает его исцеляющее действие и говорит, что это весьма важный церковный обряд.

Соборование - что это такое?

Чтобы предупредить возможную ошибку в понимании двух имеющих общие черты священнодействий - обряда елеопомазания и таинства соборования, - требуется некоторое пояснение. Дело в том, что в каждом из них используется освящённое масло - елей. Но если в первом случае действия священника носят чисто символический характер, то во втором они направлены на призвание Божьей благодати.

Соответственно с этим, является более сложным священнодействием и совершается, согласно церковным канонам, семью священниками. Лишь в крайних случаях допускается его совершение одним иереем. Помазание елеем совершается семь раз, при этом читаются отрывки из Евангелия, главы из и особые, предназначенные для этого случая молитвы. В то же время церковный обряд миропомазания, как было сказано выше, заключается лишь в том, что священник, благословляя, наносит маслом знак креста на лоб верующего.

Обряды, связанные с концом земной жизни человека

Важное место занимает также церковный обряд похорон и последующие поминания усопших. В православии этому придаётся особое значение ввиду важности того момента, когда душа человека, расставшись с бренной плотью, переходит в вечность. Не касаясь всех его сторон, остановимся лишь на наиболее существенных моментах, среди которых особого внимания заслуживает отпевание.

Это заупокойное богослужение можно совершать над умершим лишь единожды, в отличие от панихиды, литии, поминаний и т. д. Заключается оно в прочтении (пении) установленных богослужебных текстов, причём для мирских людей, монахов, священников и младенцев их порядок различен. Цель отпевания - испросить у Господа отпущения грехов Его новопреставленному рабу (рабе) и даровать покой душе, покинувшей тело.

Кроме отпевания, православная традиция предусматривает и такой важный обряд, как панихида. Он также представляет собой молитвенное пение, но по продолжительности оно гораздо короче, чем отпевание. Совершать панихиду принято на 3-й, 9-й и 40-й день после кончины, а также в её годовщину, тезоименитство и день рождения покойного. При выносе тела из дома, а также при церковном поминовении усопшего совершается ещё один обряд заупокойного богослужения - лития. Она несколько короче панихиды и проходит также в соответствии с установленными правилами.

Освящение жилищ, еды и добрых начинаний

Освящением в православной традиции называются обряды, в результате которых на человека и на всё, что сопутствует ему в этой земной жизни, нисходит Божье благословение. Согласно учению церкви, вплоть до второго пришествия Христова в окружающем нас мире незримо будет творить своё черное дело враг рода человеческого - дьявол. Внешние проявления его деятельности мы обречены видеть повсеместно. Противостоять же ему без помощи Небесных сил человек не может.

Именно поэтому так важно церковными обрядами очистить наши жилища от присутствия в них тёмных сил, помешать лукавому войти в нас вместе со вкушаемой снедью или поставить незримые препоны на пути наших добрых начинаний. Однако следует помнить, что любой обряд, равно как и таинство, обретает благодатную силу лишь при условии неуклонной веры. Освящать что-либо, сомневаясь при этом в действенности и силе обряда, является пустым и даже греховным деянием, на которое нас незримо подталкивает всё тот же враг рода человеческого.

Водосвятие

Нельзя не упомянуть и обряд освящения воды. Согласно установившейся традиции, водоосвящение (водосвятие) бывает малым и великим. В первом случае оно совершается многократно в течение года во время молебнов и при таинстве Крещения. Во втором этот обряд производится раз в году - во время праздника Крещения Господня.

Установлен он в память величайшего события, описанного в Евангелии - погружения Иисуса Христа в воды Иордана, ставшего прообразом омовения всех грехов людских, происходящего во святой купели, открывающей людям путь в лоно Христовой церкви.

Как исповедоваться, чтобы получить отпущение грехов?

Церковное покаяние в грехах, независимо от того, умышленно они были содеяны или по неведению, называется исповедью. Являясь таинством, а не обрядом, исповедь не имеет прямого отношения к теме данной статьи, и тем не менее вкратце мы остановимся на ней ввиду её чрезвычайной важности.

Святая церковь учит, что каждый идущий на исповедь обязан прежде всего примириться со своими ближними, если имел с ними какие-либо раздоры. Кроме того, он должен искренне сокрушаться в содеянном, иначе как исповедоваться, не чувствуя за собой вины? Но и этого недостаточно. Важно ещё иметь твёрдое намерение исправиться и впредь стремиться к праведной жизни. Главным же фундаментом, на котором строится исповедь, является вера в милосердие Божие и надежда на Его всепрощение.

При отсутствии этого последнего и важнейшего элемента бесполезно и само покаяние. Примером этого может служить евангельский Иуда, раскаявшийся в том, что предал Иисуса Христа, но удавившийся из-за отсутствия веры в Его безграничное милосердие.

Отвлечемся на некоторое время от того, что Православное Богослужение является традиционной практикой, пришедшей к нам из глубин веков, и попробуем понять, почему оно должно быть именно ритуалом ?

В самом деле, если бы мы создавали его, исходя из каких-то самых общих представлений, прямо сейчас, разве обязательно было бы делать нашу религию столь строго формальной? Может быть, та свободная, импровизационная форма, которой придерживаются протестанты, тоже имеет право на существование?

Свобода декларативная и реальная

Начать, конечно, следует с того, что пресловутая “свобода” протестантизма гораздо более декларативна, чем реальна. В нашем американском университете в свое время решили построить “часовню всех религий”, здание которой было бы свободно от любой традиционной религиозной атрибутики и могло бы использоваться для проведения богослужений и ритуалов студентами любых религий.

И, действительно, формально требование было выполнено – ни к одному элементу убранства часовни нельзя было придраться. Но в общем архитектурном облике и интерьере настолько безошибочно угадывались протестанские формы, что часовню, кроме представителей различных протестанских конфессий, так никто никогда особо и не использовал.

И это очень характерное явление: даже когда протестанты искренне думают, что они свободны и руководствуются только велением своего сердца, на самом деле они тесно связаны теми новыми традициями, которые сложились в их среде за последние несколько сотен лет.

Наши незаметные ритуалы

Конечно, так обманываются не только протестанты. Большинство современных людей высокомерно фыркает, сталкиваясь с “архаичными и бессмысленными” ритуалами Православия, но, в то же время в своей собственной жизни они следуют множеству ритуалов, больших и малых, иногда неосознанно заимствованных в какой-то традиции, иногда придуманных самостоятельно.

Например, в среде советского студенчества, иронически и критически настроенного по отношению к любым и всяческим традициям, как религиозным, так и светским, в том числе и навязываемым им государством “новым советским”, родилось множество ритуалов, связанных со сдачей сессии. Назовем лишь несколько: “ловля халявы” зачеткой через форточку, вытягивание билета левой рукой, сон перед экзаменом с учебником под подушкой.

Аналогичные примеры можно найти практически в каждой светской субкультуре, в том числе и в тех, где, казалось бы, функциональность должна ставиться во главу угла: в корпорациях, государственных учреждениях, армии. Причем ритуалы обязательно существуют как “официальные”, навязываемые “верхами”, так и неофициальные, которые создаются и “свято” блюдутся (иногда даже несмотря на активное противодействие руководства!) в “низах”.

Жесткие ритуалы светских людей

Таким образом, если внимательно присмотреться, то оказывается, что ритуал – это одна из наиболее распространенных и типичных поведенческих особенностей человека, любого человека!

Причем люди светские для своих ритуалов выбирают иногда гораздо более жесткие формы и рамки, чем те, которыми попрекают последователей традиционных религий. Достаточно вспомнить армейскую “дедовщину” или распространенные в американских колледжах и университетах не менее унизительные и жестокие ритуалы “хэйзинга” новопринятых членов “греческих” братств и сестричеств (“хэйзинг” – ритуал инициации, часто проводится в виде оргий, ритуальных избиений (например, порок) и иных (иногда весьма причудливых) издевательств над новичками).

Ритуал – наследие язычества?

Без особого труда можно провести параллель таких традиций с первобытными языческими обрядами инициации, но вряд ли получится найти хоть какую-то аналогию в христианских обрядах.

Любопытно, что когда человек делает первые шаги в Церкви, то он чаще всего ищет более регламентированных норм поведения, чем те, которые реально даны христианам в соответствии со . О неофитских “свечных уставах”, их злоупотреблении “уставными” постами, “послушанием”, испрашиванием благословения на каждую мелочь (вплоть до чистки зубов и ношения нижнего белья!) написаны уже целые тома.

Ситуация совершенно парадоксальная, даже в какой-то степени комичная: при господствующем в миру убеждении, что Церковь навязывает своим членам чрезмерно много ненужных ритуалов, от которых невоцерковленные люди свободны, на самом деле Церковь освобождает своих чад от множества суетных ритуалов внешнего мира, вопреки постоянным попытками чрезмерно “заритуализировать” церковную жизнь в соответствии с воспринятыми ими с детства светскими нормами!

Ритуалы Церкви

А как быть с теми ритуалами, которые Церковь устанавливает?

В чем их принципиальное отличие от большинства ритуалов внешнего мира? Ответ прост: их отличает “формальная неформальность”. Существуют домашние ритуалы (утренние гигиенические процедуры, завтрак, обед и ужин в определенное время и с определенными блюдами и т. п.), о которых мы не задумываемся, потому что они не обременяют нас. Они естественны, но не потому, что полезны для нас (мы к ним привыкли настолько, что об их пользе вообще не задумываемся). Обычно этим самым ритуалам с самого раннего детства учат нас родители.

Церковь устанавливает такие же естественные ритуалы, но связанные с “гигиеной” нашей души. Утреннее и вечернее правило, например, можно сравнить с чисткой зубов или принятием душа; читая молитвы перед едой, мы как бы «моем душу». Исповедь сама Церковь в одной из молитв сравнивает с визитом ко врачу: “Внемли убо: понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши”. Богослужение при этом будет соответствовать торжественным семейными событиям, на которых собирается вся семья. Конечно, как с любой аналогией, этим сравнением с семьей нельзя злоупотреблять. Но оно показывает, каким должно быть отношение к “формальности” и ритуалу в Церкви

Ритуал – порядок против свободы ?

Есть разного рода формальности и обязанности, которые унижают нас и ограничивают свободу нашей личности (бюрократические формальности, таможенный досмотр и др.). Семейные же формальности и обязанности (наряжание рождественской елки, открытие дачного сезона, поиски подарков родственникам, рассаживание за праздничным столом в определенном порядке и пр.) совершенно ничем нас не ограничивают. Мы воспринимаем их как проявление порядка в доме. Без них мы чувствовали бы дискомфорт.

Так же и в Церкви. Один наш новоначальный друг как-то признался: “В Церкви все, как в армии. Этим мне и нравится.” Но он еще пока не почувствовал, что порядок в Церкви – это не искусственный и безличный порядок войск, выстроенных на плацу, а прихожане на службе – не солдаты на параде. Это тихий и уютный порядок в Доме любящего Отца, а прихожане – радостные, послушные, добрые дети на семейном празднике.

Примером такой свободной, неформальной “формальности” в Церкви может служить отсутствие рядов скамеек в центральной части храма, наличие которых искусственно упорядочивало бы молящихся как в пространстве, так и во времени (как это принято у католиков и протестантов).

В наших, православных, храмах молящиеся не привязаны к одному фиксированному месту на протяжении всего Богослужения. Если мы понаблюдаем со стороны, то заметим, что прихожане перемещаются от одной иконы к другой, ставят свечи, могут подойти и что-то спросить за свечным ящиком; не все молящиеся приходят точно к началу службы и не все стоят на службе до конца. Даже если ты мчишься куда-то по делам, ты можешь заглянуть в церковь на несколько минут, чтобы помолиться в спокойной торжественной обстановке.

Ритуалы любви

Совершенно особое положение в жизни людей, принадлежащих к любым культурам, занимают ритуалы, которые условно можно было бы назвать “ритуалами любви”. Это и “этикет ухаживания” в поисках брачного партнера, и разного рода традиции, окружающие беременность и роды, и “общепринятые” нормы общения родителей и детей, а также различных родственников.

Каждый из нас без труда назовет множество примеров таких ритуалов из жизни тех культур и субкультур, с которыми он знаком: иногда замысловатых, иногда довольно простых, иногда уходящих корнями в седую древность, иногда родившихся всего несколько лет назад. Какие-то из этих ритуалов могут быть общими для целых народов, а какие-то ограничиваться рамками одной семьи.

Но общим для всех для них является то, что их соблюдение имеет безусловный приоритет, иногда люди могут совершать безумные поступки и даже рисковать жизнью ради следования одному из таких ритуалов (вспомним смертельно опасную ловлю рыбы ради удовлетворения “толгака” беременной жены героем “Буранного полустанка” Чингиза Айтматова или анекдотичные эскапады “героев-любовников” с целью добычи заветного букетика для любимой).

Дружба, как и вообще общение с приятными нам людьми, тоже имеет свои ритуалы. Например, один наш московский знакомый рассказывал нам, что он со своими институтскими товарищами на протяжении сорока лет ежегодно катался на лыжах 5 декабря – эта традиция пережила и тот государственный праздник, которому изначально была обязана своим возникновением – день Конституции. Конечно, и тут каждый может вспомнить массу примеров – традиционные рыбалки, шахматные партии, путешествия, прогулки и т. п.

Так вот, оказывается, что в человеческом поведении любовь, приязнь, и вообще любые близкие отношения с другим человеком осуществляются через постоянство и предсказуемость , т. е. неизбежно ритуализированы. Поэтому совсем не странно, а, наоборот, естественно то, что и Богослужение, в котором каждый из нас ищет объединения с Богом и Богочеловеком Иисусом Христом –– оказывается ритуалом.

Все ли ритуалы магичны

Тут нужно сделать одну важную оговорку, чтобы развеять распространенное заблуждение, которое, увы, просачивается даже в серьезные научные работы по вопросам религиозных ритуалов. Заблуждение это заключается в том, что, якобы, нет никакой разницы между камланием туземного шамана и чтением ектении православным священником, между кроплением “заговоренной от сглаза” водой в бытовых колдовских обрядах и святой водой в православных священнодействиях.

Магические обряды сопровождают человечество от зари цивилизации и до наших дней. Вот, к примеру, один из простейших вавилонских магических ритуалов, дошедших до нас на клинописных табличках, ему не менее трех тысяч лет: “Чтобы отсечь источник зла от человеческого жилья, собери, тонко разотри и смешай в горном меду семя (названы семь растений)… раздели смесь на три части, и закопай их под порогом ворот, и с правой стороны, и с левой стороны. Тогда болезнь, головная боль, бессонница и мор не приблизятся к этому человеку и к его дому в течение одного года.” (по классическому труду Генри Саггса (H. W. F. Saggs) “Величие, которым был Вавилон”).

А вот современный рецепт отведения порчи от жилища, найденный в Интернете во время написания этой статьи: “Взять граненый стакан, залить в него полстакана кипяченой воды и положить горстку земли, перемешанную с солью. Стакан ставится на левую руку, а правой рукой водить над стаканом со словами: “Злые люди, вот вам дом, а вот порог”, (произнести трижды), затем нужно выплеснуть все содержимое стакана на порог своего дома, а стакан разбить и выбросить.”

Нетрудно заметить, что принципиальной разницы между этими обрядами нет, они могли бы легко помещаться в одном и том же магическом сборнике – как в наши дни, так и несколько тысяч лет назад. И причина в том, что основополагающие принципы ритуальной магии всегда были и остаются одними и теми же: производишь определенный фиксированный набор действий и получаешь ожидаемый результат.

При том, что декларативно якобы связана с некими сверхъестественными силами, по своему существу она рациональна и прозаична до банальности, и сравнивать ее стоит с обыкновенной поваренной книгой: делаешь те и те операции, и получаешь на выходе холодец или торт. Если рецепт хорош, то чем точнее выполнишь его предписания, тем лучше получается искомый результат, и наоборот, перепутав или не выполнив что-то, можно закончить полной неудачей. И направлена чаще всего именно на какие-то сугубо бытовые, житейские нужды.

Церковные же обряды, с другой стороны, чаще всего не преследуют никаких конкретных утилитарных целей. Исключением являются “требные службы “, разного рода молебны: о здравии недужных, о дожде в засуху и других сельскохозяйственных нуждах и т. п.

Но даже в них гарантированное достижение результата отнюдь не предполагается. В составе любого православного Богослужения обязательно читается или поется молитва “Отче наш”, в которой есть обращение к Богу “да будет воля Твоя”.

Также часто в составе различных Богослужений используется тропарь “Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.” Славянизм “всякого бо ответа недоумеюще” переводится как “не ища себе никакого оправдания”. То есть обращаясь к Богу даже с самыми жизненно важными просьбами мы четко осознаем, что НИЧЕМ не можем мотивировать или задобрить Господа, у нас нет никаких “рычагов давления” на Него.

Кроме того, при проведении православных формальные, книжные предписания по тем или иным причинам почти никогда не выполняются буквально, во всей своей полноте. Особенно это касается как раз треб: один и тот же молебен в исполнении разных священников и в разных обстоятельствах может отличаться весьма существенно. По логике ритуальной магии это является совершеннейшим абсурдом: отступая от письменных предписаний исполняющий ритуал заранее обрекает себя на заведомую неудачу.

Церковный обряд – это НЕ ритуальная магия, церковный ритуал не является попыткой “заработать” спасение или некое благодеяние Божие. Мы спасаемся исключительно милостью Божией: почти каждая православная молитва содержит в себе прошение “Господи, помилуй”, это наиболее часто повторяемое словосочетание и при храмовом богослужении, и в частной молитве.

Ритуалы богослужения

В Ветхом Завете Бог дал своему народу традиционный и ритуальный чин Богослужения. Новый завет не внес особых изменений в принцип его осуществления, Иисус не научил апостолов никаким особым Богослужебным нововведениям, напротив, и Он Сам, и его ученики принимали активное участие в храмовых Богослужениях и синагогальной молитве. Но, принеся на Кресте Спасительную Жертву, Христос поставил Себя в центр обрядов Церкви. И сегодня эти ритуалы любви, переданные Церкви Святым Духом через апостолов, живы и здоровы.

Итак, мы соблюдаем ритуал определенным образом не потому, что таким образом он “действенен”, а потому, что следуем церковной традиции, т. е., в конечном счете, мы поступаем так из послушания Христу и Его Церкви. И это принципиально важно, потому что оказывается, что Бог поклоняется в ритуалах, которые Он Сам установил . Именно эти, “правильные” ритуалы, а не какие-то другие даны нам Богом как средство для открывания дверей наших сердец, для построения мостов, соединяющих нас с Ним и друг с другом.

Профессионалы и любители… в вере?

Традиционность и церковность Православных ритуалов автоматически означает, что совершаться они должны в общине Церкви и в непрерывной исторической перспективе. Если кто-то попытается создать независимую от апостольской Церкви общину и совершать в ней Богослужение, то он уподобит себя футбольному фанату, который, отправляясь во двор постучать о стенку или погонять мяч с друзьями, одевается в купленную на аукционе форму любимой команды и представляет, что он тем самым как бы становится профессиональным футболистом. Впрочем, в отличие от сектантов, любой поступающий так футбольный фанат понимает, что это не более чем фантазии.

Ритуалы у православных и протестантов

Теперь вернемся ненадолго к вопросу о свободных импровизацинных формах протестантского богослужения, которые по мнению самих протестантов столь превосходят нашу “пустую, анахроничную, легалистичную религию”.

Цель службы у протестантов: найти божественную радость и вдохновение через хорошие музыку и проповедь. Они идут в храм узнать что-то новое о Боге . Православные, ощущая Бога сердцем, идут к Богу , поклониться Тому, Кого они знают в непосредственном личном опыте. Фокус православной службы – алтарь, протестанской – кафедра проповедника. То, что для православных – святилище или молельня, для протестантов – аудитория, где люди – слушатели. Это подтверждается той терминологией, которая в английском языке, например, употребляется в соответствующих случаях.

Протестант хочет, чтобы его тронула служба. Ему ясно, что для нового вдохновения надо постоянно слышать что-то новое. Поэтому задача пастора и хора дать конгрегации этот новый опыт. В зависимости от их таланта и навыков когда-то им это удается, когда-то – нет, что приводит к бесчисленным разочарованиям и миграции из одной конфессии или секты в другую. Мы познакомились с этим на личном опыте в Америке, обитая в местах, где до ближайшей католической церкви час езды, а ближайшая православная церковь находится в 4-х часах езды.

В Православии же восприятие Богослужения не зависит от искусности проповедника и хора – именно благодаря ритуальности и формальности, о которой мы писали выше. Нет беспокойства, будет ли служба значимой. Конечно, восприятие каждого из отдельных прихожан затруднено в той или иной степени из-за невнимательности и греховности, но это уже не проблема качества службы как таковой. Дух Святый действует через саму службу, а не через тех, кто ее совершает.

Конечно, это справедливо только тогда, когда священно- и церковнослужители следуют установленным правилам православного Богослужения. Пока священник и хор следуют установленному порядку службы, они не могут вольно или невольно сделать ничего такого, что предотвратило бы встречу паствы с Богом.

Если они начинают от этого порядка отходить, даже по самым, казалось бы невинным и внешне благоразумным причинам, оправдывая изменения заботой об удобстве для прихожан, неопытностью хора и чтецов, неприспособленностью помещения и пр., последствия могут быть самыми катастрофичными.

Например, в одном из западноевропейских приходов, существует на протяжении десятков лет практика переноса праздников, в том числе даже самых главных, на воскресение, упрощения богослужебных чинов, изменения текстов и т.д. и т.п. Результат, который нам “посчастливилось” наблюдать, такой: событию Воскресения Христова перестали придавать значение; полностью исчезло почитание святых (даже таких великих как апостолы Петр и Павел, Иоанн Предтеча и др.); прихожане, а некоторые из них церковнослужители, каждую неделю исправно посещающие Богослужения на протяжении 5, 7 и более лет за это время не прочитали ни одной строчки Евангелия, не знают даже самых простых молитв таких как “Отче наш”, “Богородице Дево”, “Царю Небесный”, ни разу не исповедовались и не причащались; представления о Православии в целом у многих прихожан нет даже на зачаточном уровне, примером чему может служить тот факт, что они годами не посещают Литургию, будучи искренне убежденными что вместо этого достаточно ходить на сокращенную вечерню в субботу вечером.

Богослужение не изобретено людьми

Поэтому важно не забывать, что Церковное Богослужение не является изобретением людей – и не отдельным людям корректировать его просто по своей прихоти. Литургические службы Церкви – это воплощение указаний Христа Его апостолам относительно того, как мы должны Ему поклоняться. Сам Бог управляет актами Богослужения, сам Бог провозгласил его чин. Он установил и слова молитв. Архимандрит в книге “Видеть Бога как Он есть” пишет: ” “Время сотворити Господеви, (Пс.118:126) Владыко, благослови.” С такими словами обращается дьякон к иерею пред началом Литургии. Смысл этих слов: “Время (Самому) Господу действовать”. Итак, ЛИТУРГИЯ есть прежде всего Божественный Акт.” Именно благодаря этому православные получают и то вдохновение, которое ищут протестанты. Служба всегда хороша, поклонение всегда правильное, и получим ли мы это вдохновение зависит только от нас самих.

Протестанты, уходя из церкви после службы, часто задают себе вопрос: “Что сегодняшняя служба сделала лично для меня, что она дала мне?” Православного же такой потребительский вопрос вообще не заботит. Он ощущает полноту Церкви в себе. Будучи профессионалами на клиросе, например, мы знаем, что на определенной службе нами была допущена масса недочетов, в некоторых местах и хор пел фальшиво; прихожане же подходят после службы и, полные счастья и радости, от души благодарят за службу. На самом деле они благодарят не нас, но сами об этом не всегда догадываются.

Очистительный огонь

Мы хотим закончить эту часть цитатой из книги Мэтью Галлатина (Matthew Gallatin) “Жаждая Бога в земле обмельчавших колодцев”, бывшего известного американского проповедника-евангелиста, перешедшего в Православие после более чем 20 лет безуспешных поисков истинной церкви в протестантизме:

“Литургическое Богослужение как очистительный огонь. Он никогда не угасает. Бог ярко сияет в нем, во всей славе Своей. Когда я приступаю к нему [к Богослужению – прим. авторов ], я обязан предать себя Богу, являющемуся в нем. Я говорю слова, заповеданные Им. Я пою песни, которые Он призывает. Я молюсь молитвами, которые Он вложил в меня. Что Он желает, того я должен твёрдо держаться. Что Он хочет, я должен делать. Тут нет места заботе о себе или своих собственных желаниях. Что это Богослужение, как не возможность для меня стать таким как Христос?”

Последний путь


о православном обряде погребения священник Владислав Бибиков


Закон смерти непреложен. При ходит смерть, и душа человека разлучается с его телом. Понять и уразуметь до конца явление смерти невозможно. Как таинственно и непостижимо для ума происходит соединение души и тела в утробе матери, так равно таинственно бывает и их разъединение.


Погребение человека во все времена сопровождалось приличествующими сему событию обрядами. Посредством погребальных обрядов живые надеялись облегчить умершему переход в иной мир и сделать его пребывание там по возможности счастливым. Естествен но, что эти обряды отражали те представления о загробной жизни, какие имели совершавшие их люди.


Ту же цель преследует и обряд погребения Православной Церкви. В краткой статье нет возможности достаточно полно раскрыть все подробности и глубокий смысл составляющих его богослужебных действий и молитвословий. Мы рассмотрим лишь общие правила погребения православного христианина, а также обратим внимание на обычаи, ничего общего с христианским представлением о загробном мире не имеющими, но, к сожалению, часто встречающимися в повседневности.


Православные христиане издревле оказывают особое внимание останкам усопших братии по вере, ибо тело человека - это освященный благодатью Таинств храм живущего в нем духа (1 Кор. 6, 19). После кончины тело усопшего омывают чистой водой, облекают в чистые одежды и полагают во гроб. И гроб, и сами останки предварительно кропят святой водой. Усопшего покрывают белым покрывалом - саваном, на лоб кладут венчик - бумажную ленту с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Бумажный венчик символизирует тот неувядающий венец славы (1 Пет. 5, 4), который Господь обещал любящим Его и исполняющим Его заповеди. В руки усопшему кладут небольшую икону или крест.


Обычай полагать в гроб с умершим платки, очки и прочие предметы, которыми он пользовался при жизни, является языческим суеверием и никакой пользы его душе не приносит.


До отпевания над телом усопшего принято непрерывно читать Псалтирь и совершать панихиды. Псалтирь может читать любой христианин, обладающий к тому необходимыми навыками. Но приличнее пригласить для исполнения этого обряда человека, имеющего церковное благословение.


Перед выносом усопшего из дома его родственники, если у них есть достаточно усердия, могут пригласить священника, который совершит у гроба панихиду и, возглавив погребальную процессию, проводит останки до храма, где и должно быть совершено собственно отпевание.


Во время движения процессии некоторые делают остановки на перекрестках. Раньше во время таких остановок священник совершал краткие литии - моления о упокоении души усопшего. Они, собственно, и служили причиной остановок.


Совершенно бессмысленным является обычай бросать под ноги идущим пшено или иную крупу. Ни к чему переворачивать табуретки или скамейки, на которых сто ял гроб. Бросать же вслед похорон ной процессии землю, как это делается в иных местах, - просто кощунство. Неужели усопший не заслужил от нас на прощание ничего более, кроме кома грязи!


Все эти языческие обычаи про диктованы суеверным страхом: а вдруг покойник «вернется» и «заберет» еще кого-нибудь. Какое великое заблуждение и какой вели кий грех думать, что жизнь и смерть человека зависят от вовремя перевернутой табуретки.


Отпевание должно совершаться в храме, куда для этого и приносят гроб с телом почившего христианина. Так называемое «заочное отпевание» разрешается лишь как исключение (отсутствие в окружающей местности храма, невозможность найти останки умершего и тому подобное). В остальных случаях родственники почившего, если они не хотят прегрешить перед ним, должны совершить отпевание по обычаю Церкви: в храме, или хотя бы пригласить священника для отпевания на дом.


Часто спрашивают: могут ли нести гроб усопшего его ближайшие родственники? Да, могут. Более того, в некоторых областях России дети почитают своим священным долгом именно таким образом вы разить свою любовь к умершим родителям, последний раз послу жить им.


А вот ношение во время погребальной процессии венков - обычай не православный. В наше время обилие цветов и венков при погребении служит чествованию земной жизни усопшего, питает тщеславие, гордость, вызывает у окружающих зависть и иные не подобающие чувства, а ведь во время последнего пути христианина нужно думать не о его заслугах, а молить Бога о прощении его грехов, которые при жизни вольно или невольно совершает каждый человек.


Совершенно неуместна при христианском погребении и музыка. В православном храме за богослужением музыка не употреблятся, не нужна она и при погребе нии, которое представляет собой богослужебный обряд. «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!» - этими словами ангельского славословия сопровождается погребальное шествие. Оно как бы вводит душу усопшего в рай. Но что может чувствовать душа, когда последний земной путь ее оглашается пронзительными звуками труб, так напоминающими рев адского пламени!


Если храм, в котором совершалось отпевание, находится при кладбище, то проститься с почившим уместно именно в храме. За тем гроб закрывают крышкой, и погребальная процессия движется к месту захоронения. Впереди несут крест, который затем будет установлен на могиле, за крестом следует священник с кадилом, да лее несут гроб, за гробом - родные и близкие усопшего. У могилы священник совершает литию, и под звуки церковных песнопений тело предается земле. Первым со слова ми: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней» - бросает землю священник, изображая при этом на крышке гроба крест. В отсутствие священника это может сделать кто-либо из благочестивых мирян, используя землю, благословленную священником в храме.


Бросать в могилу металлические деньги не следует - это обычай языческий. Ошибочным является мнение, что живые цветы обязательно нужно убрать из гроба. Можно оставить с усопшим и икону, хотя в некоторых местах икону эту принято забирать и приносить в храм, где она находится в течение сорока дней по кончине.


После погребения обычно бывает поминальная трапеза. Она начинается с молитвы об упокоении души усопшего, молитвой и заканчивается. В постные дни стол должен быть постный. Водка и другие алкогольные напитки исключаются полностью. Смысл слова «помянуть» - вспомнить добродетели, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов. У нас, к сожалению, устроители «поминок» стараются удивить всех обилием за куски и питья, тогда как для души усопшего гораздо полезнее обилие молитв о нем.


Вообще же порой приходится удивляться, с какой скрупулезностью люди, далекие от веры и Церкви, стараются исполнить все известные им обычаи, связанные с погребением. Они забывают (или не знают?), что главное - это не «правильно» похоронить, а правильно подготовить человека к смерти, сделать так, чтобы кончина его была христианской, чтобы предстал он пред Господом с очи щенной от греховной грязи душой. Церковь молится о «в вере и покаянии скончавшихся», а значит самое важное, чтобы перед кончиной человек покаялся в совершенных им в течение жизни грехах и причастился Святых Христовых Тайн. Только в этом случае православный обряд погребения будет иметь полный смысл.


Следует знать, что умышленные самоубийцы лишаются христианского погребения. Самоубийство, совершенное обдуманно и сознательно. Церковь признает столь же тяжким грехом, как и убийство. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий - и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, «шед удавился». Поэтому по церковным канонам сознательный и вольный самоубийца лишается церковного погребения и церковного поминовения.


Если самоубийство совершено в припадке безумия, то отпевание такого человека совершается обычным порядком.


Само собой разумеется, что не отпевают в Церкви людей некрещеных. Но молиться о них можно - в простоте сердца, вручая посмертную участь скончавшихся вне познания Бога истинного бес предельному милосердию Божию, и просить Господа, чтобы Он, од ному Ему известными судьбами, явил и им Свое милосердие и, на сколько угодно Ему будет, даровал бы им ослабу и успокоение.


Преданием усопшего земле не заканчивается забота Церкви о нем. Церковь продолжает возносить молитвы об упокоении его души. В Православной Церкви этот обычай так же древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших. В постановлениях Апостольских находятся как молитвы за усопших, так и указание на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой по кончи не. Отцы и учители Церкви, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление, что оно соблюдается во всей Церкви и что Божественная литургия за умерших, или принесение о спасении их бес кровной жертвы, есть самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией.


Конец и Богу слава!



«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Последовшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 24 - 25).


«Наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28 - 29).


«Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все воскресить в последний день. Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу Его в последний день» (Ин. 6,39 - 40).


«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как про чие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 13 - 14).


«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мер твых. Как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20 - 22).


«Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвы ми и над живыми» (Рим. 14, 7 - 9).



Преподобный Ефрем Сирин : «По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, придет и для нашего воскресения.»


Святитель Григорий Нисский : «Господь, соделавшись выкупом нашей смерти, собственным воскресением разрушил узы смерти и Своим вознесением поло жил путь всякой плоти и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день Суда, по достоинству жизни, произнесет приговор над судимым.»


Преподобный Ефрем Сирин: «Как солнце не чужим светом рассеивает тьму, так в день воскресения праведники просветятся, ризою их будет свет, покровом их - сияние, и сами для себя соделаются они светозарными звездами.»


Преподобный Иоанн Дамаскин: «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земной, ученики и Божественные апостолы Спасителя не вез причины, не напрасно и не вез пользы установили при страшных, пречистых и животворящих Таинах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая Апостольская и Соборная Церковь Христа и Бога твердо и Бес прекословно содержит с того времени и даже доныне, и до кончины мира содержать будет. Ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного не приняла и не стала бы ненарушимо содержать во веки, но все полезное, Богоугодное и весьма спасительное.»



Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: Всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожностью, когда посмотришь на продолжительность Будущей славы, и все скорби от созерцания Безмерного Блаженства уда ляются, как дым, истощившись до ничтожества, исчезнут и ни когда не явятся, как угасшая искра.


Преподобный Ефрем Сирин: Огненное море приводит меня в смущение и ужас, и трепещу по причине злых дел, какие совершены мною. Да послужит для меня мостом через оное Крест Твой, Сын Бога Живого; да от ступит со стыдом геенна пред Телом Твоим и Кровию Твоею и да буду спасен щедротами Твоими.


Святитель Афанасий Великий: Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, Будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости приявшие исполнившую их восторга силу Его, Богодухновенными устами Богодухновенно учредили Литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих.


Святитель Григорий Нисский: Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместною Церковию Божиею, но это есть дело весьма Богоугодное и полезное при Божественном и преславном Таинстве совершать поминовение о усопших в правой вере.

Связь человека с церковью может проявляться во внутреннем обращении человека к Богу и во внешних действах. К последним относятся церковные обряды и таинства, праздники почитания святых и молитвенные службы.

Связь с церковью

Церковные обряды в православии отличаются от протестантских и католических ритуалов, хотя они имеют и немало общего. В первую очередь, все они являются той нитью и материальным внешним связующим, которое соединяет человека и Бога. Проведение церковных обрядов в православии сопровождает самые значимые для человека события: рождение, крещение, свадьбу, похороны.

Мирская жизнь и церковные обряды

Церковные обряды

Несмотря на современные темпы жизни, определенную технологичность развития цивилизации, церковь и обряды продолжают занимать в жизни человека важное место. Связано это и с традициями, которые складывались веками, и с внутренней необходимостью человека в поддержке свыше, в вере в божью справедливость и любовь.

Наибольший интерес у людей вызывают церковные таинства, связанные с крещением, венчанием, причащением, отпеванием. И хотя многие проводимые храмами обряды необязательны и не имеют никакой гражданской и юридической силы, их необходимость ощущает практически каждый взрослый человек.

Исключение, пожалуй, составляет крещение, когда родители принимают решение дать ребенку духовное имя и заступничество всевышнего на всю жизнь. Многие из тех, кого не крестили в детстве, потом самостоятельно приходят в храм за божьим благословением и проходят обряд крещения.

Условное деление церковных обрядов

Как делятся

Все церковные обряды можно условно разделить на четыре группы: обряды храмовые богослужебные, обряды для житейских нужд верующих людей, обряды символические и таинства.
К последним относятся крещение, обряды причастия в православной церкви, миропомазание, венчание, покаяние. Все они проводятся в соответствии с определенными правилами и требованиями церкви.

К символическим обрядам можно отнести осенение себя знаком креста, которое сопровождает молитвы к Богу и святым, церковные службы, вход в храм.

К обрядам церкви, направленным на удовлетворение нужд верующих прихожан, можно отнести освящение еды и воды, жилья, благословения на учебу, путешествия, соблюдение поста.
К храмовым церковным обрядам относятся богослужебные действа.

Великие церковные таинства: крещение

Крещение

Обряд крещения ребенка может совершаться после сорокового дня от момента его появления на свет. Для проведения обряда требуется наличие крестных родителей, которые выбираются из близких людей. В их обязанности входит духовное наставление крестника, его поддержка в жизни. На таинство крещения не допускается мать ребенка.

Во время проведения обряда ребенок находится в новой крестильной рубашке на руках у крестных родителей, которые молятся и осеняют себя вместе с батюшкой. По традиции ребенка трижды окунают в освященную купель, трижды проносят вокруг купели. Срезанные во время обряда прядки волос являются символом покорности Спасителю. В завершении мальчиков заносят за алтарь, а девочек прислоняют к лику Богородицы.

Считается, что крещение дает второе рождение человеку, обеспечивает ему божью помощь и поддержку в трудные минуты, оберегает от грехов и бед.

Великие церковные таинства: причастие

Считается, что причастие в церкви освобождает человека от совершенных грехов и дарует ему божье прощение. Обряд причащения предваряет обряд венчания, но и сам тоже нуждается в определенной подготовке.

Примерно за неделю до совершения обряда причащения необходимо по возможности посещать церковь. В день совершения таинства нужно отстоять утреннюю службу полностью. Во время подготовки к причащению необходимо придерживаться тех же правил, что и при соблюдении поста. То есть воздерживаться от пищи животного происхождения, алкогольных напитков, развлечений и пустословия.

В день совершения обряда причащения обязательно перед началом Божественной Литургии нужно исповедаться перед батюшкой. Само причащение проводится в конце службы, когда все желающие совершить обряд по очереди подходят к амвону, на котором священнослужитель держит чашу. Чашу необходимо поцеловать и отойти в сторону, где каждому дадут святой воды и вина.

Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди. В день причащения также стоит придерживаться строгих правил: не грешить даже в мыслях, не развлекаться, воздерживаться от греховной пищи.

Великие церковные таинства: венчание

Венчание

Все церковные обряды отличаются не только особенностями проведения, но и правилами, требованиями. Для того чтобы пройти обряд венчания необходимо сначала официально зарегистрировать отношения в ЗАГСе. Священник может проводить обряд венчания только при наличии официального свидетельства о браке.

Препятствием к проведению обряда может служить иное вероисповедание одного из молодых, не расторгнутый брак с другим лицом, кровное родство или данный в прошлом обет безбрачия. Не проводится венчание по великим церковным праздникам, во время седмиц и строгих постов, и особым дням недели.

Во время проведения обряда позади молодых стоят шаферы, которые держат венцы над парой. Все присутствующие на таинстве женщины должны быть обязательно с покрытыми головами. При проведении обряда венчания невеста прикасается к Лику Богородицы, а жених – к Лику Спасителя.
Считается, что обряд венчания защищает брак от разрушения из вне, дает паре божье благословение и помощь всевышнего в трудные минуты жизни, способствует сохранению любви и уважения друг к другу.

Помимо внешней красоты и торжественности, которые свойственны всем церковным обрядам, они дают душе человека успокоение, избавляют его от чувства одиночества и внутренних терзаний. Их главное достоинство в том, что они заставляют человека заглянуть внутрь самого себя, очистить сознание от дурных помыслов, обрести истинные жизненные ценности.

Понравилась статья? Поделитесь ей