Контакты

Дионисий хитров. Значение дионисий (хитров) в православной энциклопедии древо

ДИОНИСИЙ, в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818 96), русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на… … Энциклопедический словарь

Дионисий Хитров - (в миру Дмитрий Васильевич; 22 октября 1818 8 сентября 1896 года в Москве) епископ. Некролог В Москве 8 сентября скончался епископ Уфимский и Мензелинский Дионисий. Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818… …

Дионисий (Хитров Д. В.) - ДИОНИ́СИЙ (в миру Димитрий Васильевич Хитров) (1818–96), правосл. миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якут. яз. и перевод на якут. яз. новозаветных … Биографический словарь

Дионисий (Хитров, Дмитрий Васильевич) - просветитель якут, р. 22 окт. 1818 г., в Рязанск. губ., Данковск. у., с. дьячка, еписк. уфимск. и мензелинский, † 8 сент. 1896, в Москве. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

Хитров - фамилия и происходящий от неё топоним: Носители фамилии Хитров, Станислав Николаевич советский актёр театра и кино Хитров, Степан Дмитриевич советский партийный, государственный деятель, министр сельского строительства СССР Хитров, Фёдор… … Википедия

Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) - епископ миссионер (1818 1896), ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия. Назначенный в 1844 г. священником походной церкви, Дионисий в течение 10 лет совершил с нею миссионерское путешествие в 9130 верст по верхней, средней и нижней… … Биографический словарь

ДИОНИСИЙ - в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818 96), русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский… … Большой Энциклопедический словарь

Дионисий - I (около 1440 после 1502/1503), живописец, ведущий мастер московской школы XV в. Иконы («Спас в силах», 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллов, около 1500 03; с сыновьями) выделяются утончённой грацией рисунка и пропорций,… … Энциклопедический словарь

Дионисий - (Хитров) – епископ уфимский; род. в Рязан. губ., оконч. каз. дух. сем. в 1844 г. и определен был свящ. походной миссионерской церкви в Якутской области. Здесь деятельно работал вместе с учителем своим, просветителем Сибири, архиеп. иркутск.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ДИОНИСИЙ - 1. ДИОНИСИЙ (ок. 1440 после 1502 или 1503), живописец, ведущий мастер московской школы 15 в. Иконы (Спас в силах, 1500), фрески (в соборе Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря близ г. Кириллов, между 1500 и 1503; с сыновьями) выделяются… … Русская история

Некролог

Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818 года в селе Хитрове Данковского уезда Рязанской губернии, и воспитывался в местной духовной семинарии. По окончании курса студентов (15 июля 1840 г.), он в следующем году (6 апреля), по вызову епархиального начальства, отправился в Якутск, где принял священство и пятнадцать лет (1841-1858 гг.) состоял миссионером, распространяя свет христианства среди инородцев. Возведенный в сан протоиерея, почивший с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года. По смерти жены, он принял монашество с именем Дионисия и 9 февраля 1868 года был хиротонисан в епископа Якутского, сначала викария Камчатской епархии, а с 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры, состоял самостоятельным епископом. Затем покойный архипастырь был переведен на Уфимскую епископскую кафедру (с 12 декабря 1883 года), где и находился почти до самой смерти.

Почившему епископу Дионисию принадлежали: перевод священных и богослужебных книг на якутское наречие, составление азбуки и грамматики якутского языка, очерки о поездках по Уфимской епархии ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1889-1890 гг.), а также и проповеди. За свои многолетние труды он был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии (с 1881 г.).

("Московские Ведомости", 1896 № 249).

Библиография

"Евангелие от Марка, на якутском языке". М., 1848.

"Краткая грамматика якутского языка". М., 1858.

"Автобиографические заметки" ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1900).

О нем:

"Иркутские Епархиальные Ведомости", 1884, № 5 и 6.

"Церковные Ведомости", 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.

"Исторический Вестник", 1896, кн. 10, с. 352-353.

"Русское Слово", 1896, № 244.

"Московские Церковные Ведомости", 1896, № 38.

"Московские Ведомости", 1901, № 360.

Титов А. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. (М., 1910).

  • - иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря...

    Москва (энциклопедия)

  • - архиепископ суздальский. Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию...

    Биографический словарь

  • - епископ-миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия...

    Биографический словарь

  • - 1. , живописец, ведущий мастер московской школы 15 в. Иконы, фрески выделяются изысканностью пропорций и рисунка, тонкостью колорита, отмечены чертами праздничности и нарядности. 2...

    Русская энциклопедия

  • - 1. Д. Галикарнасский - греческий историк и оратор...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - Dionysius, Διονύσιος, 1. фокеец, предводитель ионян в восстании их против персов. После битвы при Ладе он уехал в западные моря и в качестве морского разбойника воевал с тирренцами и карфагенянами...

    Реальный словарь классических древностей

  • - в Сиракузах: 1. Д. I Старший - тиран. Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предвод. отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - Dionysios, лат. Dionysius, из Александрии, греческий христианский писатель, епископ Александрии с 247 по 264 гг. Обращенный в христианство Оригеном, через некоторое время стал наставником катехистической школы в...

    Энциклопедия античных писателей

  • - просветитель якут, р. 22 окт. 1818 г., в Рязанск. губ., Данковск. у., с. дьячка, еписк. уфимск. и мензелинский, † 8 сент. 1896, в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Хитров - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при Святейшем Синоде...

    Биографический словарь

  • - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при св. синоде...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Хитро́в Степан Дмитриевич, советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1932. Родился в семье крестьянина. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. В 1933-35 в Советской Армии...
  • - советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1932. Родился в семье крестьянина. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. В 1933‒35 в Советской Армии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский хирург, заслуженный деятель науки РСФСР. В 1927 окончил медицинский факультет Северо-Кавказского университета...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Р. Хи/тро/ва ры/нка...

    Орфографический словарь русского языка

  • - Х"итров р"ынок, Х"итрова р"...

    Русский орфографический словарь

"Дионисий Хитров" в книгах

ХИТРОВ СТАНИСЛАВ

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ХИТРОВ СТАНИСЛАВ ХИТРОВ СТАНИСЛАВ (актер кино: «Увольнение на берег», «Девчата» (оба – 1962), «Время, вперед!» (1966) и др.; скончался 24 мая 1985 года на 49-м году жизни).Хитров был достаточно популярным актером в 60-е годы, а в 70-е как отрезало: приглашать сниматься его перестали. Во

ХИТРОВ Станислав

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ХИТРОВ Станислав ХИТРОВ Станислав (актер театра, кино: «Обгоняющая ветер» (1958; Юрко), «Яша Топорков» (1960; главная роль – Яша Топорков), «Мир входящему» (1961; шофер Павел Рукавицын), «Девчата» (бригадир лесорубов Филя Егоров), «Никогда» (рабочий), «Увольнение на берег»

E. M. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ

автора

E. M. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ Всем интересующимся современной литературой должно быть известно имя поэта Сергея Есенина. По силе и яркости таланта Есенин занял почетное место среди первоклассных современных поэтов и первенствующее положение в

Е. М. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ В СПАС-КЛЕПИКОВСКОЙ ШКОЛЕ

Из книги С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1. автора Есенин Сергей Александрович

Е. М. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ В СПАС-КЛЕПИКОВСКОЙ ШКОЛЕ Евгений Михайлович Хитров (1872–1932) - преподаватель русского языка и литературы в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, в которой Есенин занимался в 1909–1912 годах.Первые свои

ДИОНИСИЙ I СТАРШИЙ

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

ДИОНИСИЙ I СТАРШИЙ (род. в 430 г. до н. э. – ум. в 367 г. до н. э.) Тиран Сиракуз.Будущий тиран Сиракуз родился в семье, принадлежавшей к среднему сословию. Он рано потерял отца и воспитывался отчимом Гелором, которого любил и уважал. Дионисий получил хорошее образование и

ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ

Из книги Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия автора Шитков Александр Владимирович

ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ История Свято-Успенского монастыря в XVI веке распорядилась так, что все три звезды - святитель Герман, святитель Иов и святитель Дионисий - были духовно связаны между собой. Их духовная общность - тема, заслуживающая особого внимания. Не вдаваясь в

Дионисий

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Дионисий Московская живопись пережила в XV в. свой золотой век. Традиции Андрея Рублева создали прочное основание для дальнейшего развития московской школы во второй половине XV в. Крупнейшим художником этого периода был Дионисий. О жизни Дионисия известно очень немного.

Дионисий

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Дионисий

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Дионисий Современником Ливия был грек Дионисий Галикарнасский, профессор риторики и литературный критик. В 30 г. до н. э. он приехал в Рим, где и написал на греческом языке свой главный труд, над которым работал око­ло 22 лет, выпустив его в 7 г. до н. э. Сочинение Дионисия -

Хитров Степан Дмитриевич

БСЭ

Хитров Федор Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХИ) автора БСЭ

ДИОНИСИЙ I

автора

ДИОНИСИЙ I (Старший) (ок. 432–367 до н. э.),тиран (правитель) Сиракуз с 406 г. до н. э.119Если они смеются, значит, у них и впрямь ничего больше нет.Дионисий «наложил на сиракузян побор: они плакались, взывали к нему и уверяли, что у них ничего нет. Видя это, он приказал взять с них и

ДИОНИСИЙ II

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ДИОНИСИЙ II (Младший),сын Дионисия Старшего,в 367–357 и 346–344 гг. до н. э. тиран (правитель) Сиракуз123Я кормлю стольких софистов не потому, что восхищаюсь ими, а для того, чтобы они восхищались мной.Приводится у Плутарха («Изречения царей и полководцев», 21, 1). ? Плут.-99, с.

М. И. Хитров. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ

Из книги За Землю Русскую! автора Невский Александр

М. И. Хитров. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ Введение «Якоже убо царския утвари златом украшены с многоценным камением веселят очи зрящих на ня, паче же сих духовная красота!»У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше

ХИТРОВ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ХИТРОВ Михаил Иванович, прот. (1851–99), рус. правосл. церк. писатель. Окончил историко–филологич. фак–т Московского ун–та (1876). Преподавал всеобщую и отечеств. историю и рус. яз. в моск. учебных заведениях. Был помощником председателя Училищного совета при Свят. Синоде.

ДИОНИСИЙ, Хитров Дмитрий Васильевич (1818–1896 гг.) – первый епископ Якутской епархии, член Русского географического общества, лингвист, выдающийся миссионер. Учился в рязанской духовной семинарии. В 1840 г. направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию, с 1841 г. – диакон, затем священник градо-якутской Преображенской церкви. С походной Благовещенской церковью в течение десяти лет совершал длительные путешествия по верхней, средней и нижней Колыме для просвещения инородческих племён. В 1857 г. по представлению архиепископа Камчатского Иннокентия (Вениаминова) возведён в сан протоиерея с назначением к среднеколымской Покровской церкви. Возглавлял Комитет по переводу на якутский язык богослужебной литературы. Руководил переводом священных, богослужебных и духовно-нравственных книг на якутский язык, составил азбуку и грамматику якутского языка, перевёл на якутский язык все книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса), книги Бытия и Псалтыри, служебника с требником, каноника, часослова, а также «Указания пути в царствие небесное» и несколько поучений на разные случаи. Второе издание богослужебных книг на якутском языке, исправленное Дионисием, было напечатано в Казани (1883–1889 гг.). В конце 1858 г. определён исполняющим должность ректора Ново-Архангельской духовной семинарии (на острове Ситка) и преподавателем богословских наук, 30 июля 1859 г. – настоятелем Якутской Преображенской церкви, при этом отстранён от миссионерской должности, т.к. её оказалось невозможно совместить с деятельностью преподавателя и настоятеля. В 1862 г. определением Синода протоиерей Дмитрий Хитров утверждён ректором Якутской духовной семинарии, тогда же стал статским членом попечительства о бедных духовного звания, с 1863 г. – непременным членом Якутского статского комитета, с 1865 г. – исполняющим должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. С 1867 г. – благочинный градо-якутских церквей. После пострижения в монашество (с именем Дионисий) с 1868 г. – епископ Якутский и Вилюйский. В сане епископа Дионисий многократно предпринимал миссионерские путешествия по своей епархии. Одно из таких путешествий он живо и картинно описал в статье «Поездка преосвященного Дионисия, епископа Якутского, в Чукотскую миссию в 1868–69 гг.». Ему принадлежат многочисленные преобразования: за 16 лет управления епархией его усилиями открыты новые приходы, построены церкви, усовершенствованы духовно-учебные заведения и учреждены церковно-приходские школы, организованы съезды епархиального духовенства. По его предложению созданы Комитет Православного миссионерского общества, епархиальная библиотека. По ходатайству митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) в связи с ухудшением здоровья епископ Дионисий в 1883 г. перемещён на Уфимскую кафедру. В 1891 г. награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался в сане епископа Уфимского и Мензелинского. Погребён на кладбище Покровского миссионерского монастыря. Соч.: «Описание Жиганского улуса члена-сотрудника Сибирского отделения Русского географического общества протоиерея Хитрова». (СПб., 1856); «Краткая грамматика якутского языка, составленная протоиереем Д. Хитровым»; «Путевой журнал священника походных церквей г. Якутска Димитрия Васильевича Хитрова за 1849–1854 гг.» Уфа, 1903.

Епи́скоп Диони́сий (в миру Дмитрий Васильевич Хитров ; 22 октября , Хитрово , Данковский уезд , Рязанская губерния - 8 (20) сентября , Москва) - епископ Русской православной церкви , епископ Уфимский и Мензелинский . Миссионер, переводчик священного писания и богослужебных текстов на якутский язык .

Биография

Родился 22 октября 1818 года в бедной и многодетной семье пономаря села Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии. В раннем возрасте он осиротел и остался без каких-либо средств к существованию .

С 6 лет обучался грамоте в доме священника Тимофея Венцева, затем у дворовых людей. В сентябре 1828 года поступил в Данковское духовное училище , где получил фамилию Хитров от названия родного села. В 1832 году осиротел, умер и старший брат, у которого жил Дмитрий Хитров во время учебы.

В августе 1834 года, сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую духовную семинарию , которую окончил в 1840 году по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию .

Вступил в брак и 22 января 1841 года вместе с супругой отправился в Сибирь. 16 марта 1841 года Дмитрий Васильевич Хитров был рукоположен в сан диакона , а 6 апреля того же года - во священника Преображенской церкви города Якутска , после чего пятнадцать лет (1841-1858) состоял миссионером, проповедуя среди инородцев.

Возведённый в сан протоиерея, с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года.

Овдовел. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) в письме графу А. Н. Муравьёву от 31 января 1857 года писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти».

3 июля 1867 года указом Святейшего Синода был назначен викарием Камчатской епархии. После этого был пострижен в монашество с именем Дионисий (точная дата не установлена).

В состав Камчасткой епархии входили на тот момент материковые области Империи Дальнего Востока и Аляска с островами. По этой причине формально являясь викарием, фактически был самостоятельным архиереем, который решали все вопросы, связанные с повседневной церковной жизнью: рукоположение священнослужителей, церковный суд, объезд приходов, надзор за жизнью своих прихожан .

С 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры , состоял самостоятельным епископом.

многократно предпринимал продолжительные и опасные миссионерские путешествия по своей обширной епархии, проповедуя миру Евангелие, утверждая новообращенных в истинах веры, благоустраивая свою паству в духовно-нравственном отношении. Он обращал в православие десятки тысяч людей, строил храмы, школы, устраивал церковную жизнь .

Самым важным памятником миссионерской деятельности епископа Дионисия является составление якутской азбуки и грамматики , а также перевод на якутский язык и издание Нового Завета , Книги Бытия , Псалтири , Служебника , Требника , Каноника , Часослова и целого ряда произведений религиозной литературы .

За свои многолетние труды в 1881 году был избран в почётные члены Казанской Духовной Академии .

12 декабря 1883 года переведён на Уфимскую епископскую кафедру , где и находился почти до самой смерти.

Скончался 8 сентября 1896 года в Москве, куда прибыл на лечение . Погребён под соборным храмом московского Покровского миссионерского монастыря.

Публикации

  • «Евангелие от Марка, на якутском языке». М., 1848.
  • «Описание Жиганского улуса» // Западно-Сибирское отделение РГО. 1856. Кн. 1;
  • Обозрение церквей Уфимской епархии его преосвященным Дионисием, еп. Уфимским и Мензелинским // Уфимские Епархиальные Ведомости . 1889. № 17. С. 529-545; № 18. С. 562-577; № 19. С. 607-622; № 20. С. 651-658; № 21. С. 684-688; № 22. С. 718-726; № 23. С. 743-754; № 24. С. 786-795; 1890. № 1. С. 13-20; № 2. С. 62-68; № 3. С. 95-102; № 4. С. 131-137; № 5. С. 174-178; № 6. С. 200-206; № 7. С. 235-241; № 8. С. 283-293; № 9. С. 334-356;
  • «Краткая грамматика якутского языка». М., 1858.
  • Преосвященный Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Автобиогр.) // Прибавление к Церковным Ведомостям 1900. № 14. С. 575-728;
  • Путевой журнал священника приходных церквей г. Якутска Д. В. Хитрова за 1849-1854 гг.: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мензелинского // Уфимские ЕВ. 1903. № 1. С. 31-40; № 2. С. 126-132; № 3. С. 188-197; № 4. С. 247-254; № 5. С. 304-312; № 6. С. 396-403; № 7. С. 463-468; № 8. С. 521-525; № 9. С. 609-613; № 10. С. 650-660; № 11. С. 727-738; № 13. С. 866-876; № 14. С. 966-973; № 15. С. 1024-1031; № 16. С. 1092-1105; № 17. С. 1166-1174; № 18. С. 1227-1235; № 19. С. 1325-1335; № 20. С. 1372-1383; № 21. С. 1442-1449; № 22. С. 1566-1573; № 23. С. 1644-1652;
  • Письма Владыки к брату, священнику с. Воейкова, Рязанской епархии, о. Г. В. Хитрову, и племяннику, свящ. с. Жерновков, той же епархии, о. И. Г. Хитрову: Материалы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 5. С. 302-307; № 6. С. 375-380; № 7. С. 443-448; № 8. С. 509-515; № 9. С. 567-571; № 10. С. 640-645; № 11. С. 755-759;
  • Письма Владыки к секретарю своему П. М. Некрасову [из Санкт-Петербурга, 1887-1888]: Материалы к биографии преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 22. С. 1515-1520; № 23. С. 1576-1581.

Напишите отзыв о статье "Дионисий (Хитров)"

Литература

  • «Иркутские Епархиальные Ведомости», 1884, № 5 и 6.
  • «Церковные Ведомости», 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.
  • «Исторический Вестник », 1896, кн. 10, с. 352-353.
  • «Русское Слово », 1896, № 244.
  • «Московские Церковные Ведомости», 1896, № 38.
  • Некролог. «Московские Ведомости », 1896 № 249.
  • «Московские Ведомости», 1901, № 360.
  • Титов А. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. (М., 1910).
  • Прот. Борис Пивоваров, И. А. Маякова // Православная энциклопедия . Том XV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2007. - С. 299-302. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-026-4

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»

Отрывок, характеризующий Дионисий (Хитров)

Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.
В ночь 11 го октября он лежал, облокотившись на руку, и думал об этом.
В соседней комнате зашевелилось, и послышались шаги Толя, Коновницына и Болховитинова.
– Эй, кто там? Войдите, войди! Что новенького? – окликнул их фельдмаршал.
Пока лакей зажигал свечу, Толь рассказывал содержание известий.
– Кто привез? – спросил Кутузов с лицом, поразившим Толя, когда загорелась свеча, своей холодной строгостью.
– Не может быть сомнения, ваша светлость.
– Позови, позови его сюда!
Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его.
– Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано.
– Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов.
Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.

В центре Москвы, в Покровском женском монастыре, известном всей России покоящимися в нем мощами блаженной Матроны Московской, висит табличка: «Преосвященный Дионисий (Хитров) - первый епископ Якутской епархии». Именно здесь, под Покровским собором почиют честные останки архипастыря. Мемориальную доску торжественно открыли 20 октября 2014 года: в тот день архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил заупокойную литию, вместе с ним об упокоении души просветителя земли Саха молилась делегация из Якутии.

Кто был этот человек и за что его помнит Якутия?

Горькое детство

Будущий епископ Якутский и Вилюйский родился 22 октября 1818 года в селе Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии в бедной многодетной семье. Отец его, Василий Иванович, был пономарем - так называется низший церковный служитель, читающий и поющий на службе, бьющий в колокол, помогающий на богослужении. Нужда была такая, что мать, Мария Игнатьевна, плакала, ожидая рождения младшего ребенка. Слезы вообще будут часто сопровождать его жизнь.

В крещении от руки хитровского священника Тимофея Венцева младенец получил имя Димитрий. Тот же священник начал учить шестилетнего Димитрия грамоте, а уже в десять лет мальчик поступил в духовное училище. Два года спустя учеников отправили по домам из-за эпидемии холеры. Дмитрий возвращается домой и обнаруживает, что родной дом сгорел. Несчастьям нет конца: еще через два года Мария Игнатьевна, провожая сына в училище, предупредит его о своей скорой смерти. Но судьба была еще более жестока: в 1832 скончались и отец, и старший брат Дмитрия, у которого он жил во время учебы.

Как спасался от отчаяния совсем юный Дмитрий Хитров? Не учебой ли? Училище он заканчивает «с похвалой», а затем поступает в Рязанскую семинарию…

Якутский миссионер

1840 год. Указом Священного Синода десять лучших воспитанников Рязанской семинарии направляются на несение миссионерского служения в Иркутскую епархию. Среди них - Дмитрий Хитров. Чуть позже молодой человек вступает в брак и вскоре вместе с супругой отбывает в Сибирь.

Уже весной 1841 года епископ Камчатский Иннокентий рукоположил Димитрия во диакона, а затем и во священника Градоякутской Преображенской церкви - ныне кафедрального собора. Первые послушания молодого священника были связаны с просветительской работой: преподаватель в духовном училище, катехизатор (занимался подготовкой к крещению и наставлением в основах веры) в Троицком соборе, законоучитель в казачьем училище, с 1858 года - ректор семинарии… В 1844 году, отец Димитрий становится духовником сельского духовенства - это значит, что святитель Иннокентий увидел в своем подчиненном человека духовного и молитвенного.

Но самое главное - отец Димитрий проповедует. Будучи священником походных церквей, сначала Никольской, а затем - Благовещенской, он ежегодно объезжает до десяти тысяч верст (из-за отклонений от маршрута - даже больше), неся слово Божье не знавшим тогда Христа людям. К 1849 году священник посетил почти все приходы Верхоянского и Колымского округов, Оймяконский край, Аллах-Юнь, Нелькан, Учур и Тимптон; пастырь посещал кочевья тунгусов, скитавшихся в верховьях Олёкмы, охотских тунгусов… В 1852 году он предпринял путешествие через Оленёк, Вилюйск, Олёкминск - здесь крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых. Дорога заняла около четырех с половиной тысяч верст.

В своей автобиографии отец Димитрий пишет: «По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих морозах, отчего некоторые из нас - священников - преждевременно сходили в могилу, другие, страдая несколько лет от цынги, до конца расстроили свое здоровье». Добавим к этому тот факт, что отец Димитрий старался строго поститься - а в Якутии не было ни хлеба, ни во многих местах даже рыбы!

Официально в звание миссионера священник Димитрий Хитров был возведен указом Священного Синода только 31 декабря 1851 года. Можно сказать, что указ опоздал на десять лет.

«Божественное слово на родном языке»

Якутского языка отец Димитрий в первые годы не знал. Это было серьезной проблемой: в одной из первых поездок по Якутии священник столкнулся с невозможностью исповедать умирающего. Да и крещение без изъяснения основ веры рисковало стать только красивым ритуалом, не преображающим душу.

Архиепископ Иннокентий благословил священника изучать не только языки местного населения, но и нравы, и быт - и тот преуспел так, что в 1853 году первым возглавил Комитет по переводу духовных книг на якутский язык. В обязанности отца Димитрия входил не только перевод, но и редактура (что требовало понимания реалий якутской жизни). Тогда он составил «Краткую грамматику якутского языка», а главное - первую якутскую азбуку на основе кириллицы.

Производительность переводческого комитета была колоссальной. За два года в Москве на якутском языке были отпечатаны все книги Нового Завета, кроме Откровения Иоанна Богослова, Бытие и Псалтирь, многие богослужебные книги, катехизическое поучение архиепископа Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное»...

А 19 июля 1859 г. в Троицком соборе состоялось важное событие в истории Якутии: архиепископ Иннокентий впервые совершил богослужение на якутском языке. Очевидцы вспоминали: «первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке».

Епископ Дионисий

Поразительно, сколько испытаний выпало на долю этого безмерно одаренного и ревностного человека. Бедность и раннее сиротство в детстве сменились новой скорбью: супруга отца Димитрия страдала тяжелым психическим недугом. Святитель Иннокентий желал видеть своего сотрудника архиереем, для чего тому необходимо было принять монашеский постриг. «Лучшего для Якутской епархии не найти!» - пишет святой архипастырь.

В той ситуации расторжение брака было допустимым. Но отец Димитрий отказался оставлять жену. Лишь после ее кончины в 1867 он принимает монашество с именем Дионисий и назначается викарием Камчатской епархии - епископом Якутским.

В 1870 году учреждается самостоятельная Якутская епархия. Владыка Дионисий получает титул «Якутский и Вилюйский».

Архипастырское служение ничуть не умерило миссионерского рвения владыки. «Монаху нечего терять; если доведется и умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу», - пишет он. И направляется за две тысячи верст от Якутска, в Колымский округ, который архиереи не посещали с начала XVIII в. по причине отдаленности.

Остались письменные воспоминания владыки Дионисия о тех поездках. Не скрывая бытовых трудностей и опасностей дальнего путешествия, он тепло пишет о своей пастве: «Какие везде воздавали моему окаянству поклонения, о том стыдно и передавать: даже некрещеные падали ниц и потом уже принимали благословение и лобызали руку… Извольте-ка обнаженною десницею благословить их сот пять человек при пятидесятиградусном морозе. А какая простота в их обычаях и образе жизни! Многому бы следовало нам поучиться у них».

Уважение к культуре коренных народов он проявлял и на деле - именно благодаря трудам епископа Дионисия был записан по-якутски и сохранился для потомков эпос Олонхо.

Народ отвечал взаимностью. На архиерейских службах Троицкий собор был переполнен!

Здоровье архипастыря было подорвано - владыка страдал ревматизмом, и в 1879 году был вынужден отправиться в Забайкалье на лечебный отпуск. Впрочем, об оставлении места служения речь не шла: «Будь я простой протоиерей, я бы давно оставил Якутск, но, связанный обетами монашества, покоряюсь безропотно Промыслу Божию», - пишет архиерей.

Лишь в 1883 году епископ Дионисий (Хитров) был переведен на Уфимскую кафедру, где продолжил просветительские труды.

Осенью 1896 года отправился для лечения в Москву, где и скончался.

21 сентября 2016 г. в связи с 120-летием блаженной кончины епископа Дионисия (Хитрова) (1818-1896) Якутская епархия проводит межрегиональную научно-практическую конференцию "Православие в истории Якутии. Преосвященный Дионисий - первый Якутский архиерей". Для участия в конференции приглашаются ученые, деятели науки и культуры, преподаватели учебных заведений, студенты вузов, семинарий и духовных академий. Присылайте ваши материалы до 1 сентября в оргкомитет: 677018, г. Якутск, ул. Кирова, 8, Епархиальное управление Якутской и Ленской епархии. Тел. 8 914 275-30-52, e-mail: [email protected].

Литература:

1. Прот. Борис Пивоваров, И. А. Маякова. Дионисий (Хитров) // Православная энциклопедия. - http://www.pravenc.ru/text/178415.html

2. Дмитриева И. А., Юрганова И. И. Божьи люди. - Якутск, 2015.

Понравилась статья? Поделитесь ей