Контакты

Медовый спас. Когда празднуют Медовый спас

Реклама

Август – благодатная пора сбора урожая, в народном календаре с этим периодом связаны сразу три праздника – три Спаса: Медовый Спас всегда отмечают 14 августа, Яблочный Спас – 19 августа, третий Спас – Ореховый – празднуют 29 августа.

Славянское слово "Спас" (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа. Православные в эти дни отмечают другие события, никак не связанные со сбором урожая.

Медовый Спас

Медовый Спас также называют Первый Спас, Спас на воде, Маковый Спас, Маковей.

Медовым Спас называют в связи с тем, что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник "не заломает сота", то соседские пчелы вытаскают весь мед. По традиции, с этого дня разрешалось есть мед, предварительно освятив его в церкви.

На Первый Спас замаливаются "бабьи грехи": считается, что женщинам прощаются все их невымоленные грехи.

"Спасом на воде" медовый Спас называют в честь малого водосвятия. Раньше на Руси в этот день освящали и чистили колодцы, а также совершали крестный ход для освящения воды. После крестного хода купались в этой воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее.

Наши предки считали этот день последним отрезком лета: оно клонится к закату, вода "цветет", птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Именно поэтому существовал обычай на Медовый Спас нести в церковь на освящение часть почти всех запасов земледельческого урожая. Как правило, делали это женщины.

По народной традиции, на Медовый Спас хозяйки пекли из пшеничного теста постное печенье, поливая его сверху густым медом, смешанным с толченым маком. Помимо этого из меда и мака готовили коржики – знаменитые маковики.

Яблочный Спас

Праздник Преображения Господня православные отмечают в честь того, что в этот день ученики узнали о том, что Иисус Христос – сын Божий.

В народной традиции на Второй, или Яблочный Спас освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси, а также другие плоды нового урожая, которые как раз начинают поспевать. Считается, что до этой даты яблоки нового урожая есть нельзя.

Кстати, приносить в церковь плоды первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. Однако считается, что эти дары имеют второстепенное значение, просто верующие таким образом символически выражают благодарность Творцу. Главное выражение благодарности, с точки зрения церкви, должно заключаться в покаянии и молитве.

Согласно поверьям, после освящения яблоки приобретают некую волшебную силу, и если загадать желание, откусывая первый кусочек, то оно обязательно исполнится.

По народным приметам, Яблочный Спас (еще его называют "первыми осенинами") означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после Спаса становятся холоднее.

Также существует множество "метеорологических" примет, связанных с этим днем: какой второй Спас, такой и январь; сухой день на Яблочный Спас предвещает сухую осень, дождливый – мокрую, а ясный – суровую зиму.

Ореховый Спас

На Третий Спас церковь отмечает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

По преданию, князь Эдессы Авгарь заболел проказой. Он лечился довольно долго, но все безуспешно, пока не услышал о чудотворце из Палестины. Это был Иисус Христос. Князь послал к нему гонца. Христос после умывания вытер свое лицо полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Это полотенце гонец отвез князю, и только одно прикосновение к этому полотенцу облегчило страдания больного, а затем и исцелило его.

Полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, так как оно спасло владыку. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской.

В народе у этого Спаса существует сразу несколько названий. Прежде всего, Ореховый. Дело в том, что к этому дню в лесу как раз поспевают орехи (лещина) и начинается их массовый сбор. В этот же период подходят к концу работы по уборке хлебов. Отсюда второе название – Хлебный Спас.

В этот день было принято печь пироги из муки нового урожая, а также сеять озимую рожь: "Третий Спас хлеба припас".

Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.

Еще одно народное название Третьего Спаса – Холщовый (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где продавали полотно и холсты. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи.

Незамысловатое "ореховое" гадание было традиционным 29 августа. Девицы загадывали желание, выбирали орех и разламывали его. Если плод ореха был полным и вкусным, это означало успех и то, что все задуманное сбудется. И наоборот, когда попадался орешек пустой, черный, сухой и невкусный, то желанию не суждено было сбыться.

С Ореховым Спасом связано множество народных примет. Так, считалось, что если журавли улетели, значит, на Покров будет мороз. А вот грозовой август является предвестником долгой теплой осени.

Существует также интересное суеверие, что на Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой.

А простые люди делали в этот день из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

950 лет назад князь Андрей Боголюбский учредил празднование трех великих Спасов — Медового, Яблочного и Орехового. С тех пор каждый год православные отмечают эти праздники.

Яблочки на столе, в банке — медок, тут же свежий хлеб, пышущие жаром пирожки, лесные орешки… Все это — не что иное, как символы прекрасных Спасов. Праздники Спаса особенные, ведь и названы они в честь Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Медовый Спас также называют Первый Спас, Спас на воде, Маковый Спас, Маковей.

Медовым Спас называют в связи с тем, что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник "не заломает сота", то соседские пчелы вытаскают весь мед. По традиции, с этого дня разрешалось есть мед, предварительно освятив его в церкви.

На Первый Спас замаливаются "бабьи грехи": считается, что женщинам прощаются все их невымоленные грехи.
"Спасом на воде" медовый Спас называют в честь малого водосвятия. Раньше на Руси в этот день освящали и чистили колодцы, а также совершали крестный ход для освящения воды. После крестного хода купались в этой воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее.

Наши предки считали этот день последним отрезком лета: оно клонится к закату, вода "цветет", птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Именно поэтому существовал обычай на Медовый Спас нести в церковь на освящение часть почти всех запасов земледельческого урожая. Как правило, делали это женщины.

По народной традиции, на Медовый Спас хозяйки пекли из пшеничного теста постное печенье, поливая его сверху густым медом, смешанным с толченым маком. Помимо этого из меда и мака готовили коржики – знаменитые маковики.

По народной традиции с Медового спаса начинался сбор меда и его освящение.

С Медового спаса на Руси начинались Спасовки или Спасы, - так называли первую половину августа (по старому стилю), а также Успенский пост. Название связано с Иисусом Христом-спасителем (Спасом).

Считалось, что, раз это время поста, то можно «спасаться» дарами природы. Поэтому спасы были посвящены сбору и освящению меда, яблок, орехов, хлеба из зерна нового урожая и т.д. Освященные дары природы можно было употреблять в пищу.

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса. Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов — обязательно запекут их.

Кстати, приносить в церковь плоды первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. Однако считается, что эти дары имеют второстепенное значение, просто верующие таким образом символически выражают благодарность Творцу. Главное выражение благодарности, с точки зрения церкви, должно заключаться в покаянии и молитве.

Согласно поверьям, после освящения яблоки приобретают некую волшебную силу, и если загадать желание, откусывая первый кусочек, то оно обязательно исполнится.

С наступлением Яблочного Спаса принято начинать готовить всевозможные блюда на основе душистых плодов: с ними пекут пироги и пирожки, начинают варить первое варенье, делать салаты и десерты, украшают ими свой праздничный стол и дарят каждому гостю.

По народным приметам, Яблочный Спас (еще его называют "первыми осенинами") означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после Спаса становятся холоднее.

Также существует множество "метеорологических" примет, связанных с этим днем: какой второй Спас, такой и январь; сухой день на Яблочный Спас предвещает сухую осень, дождливый – мокрую, а ясный – суровую зиму.

К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо — второе название праздника «Спас на полотне».

Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

В этот день было принято печь пироги из муки нового урожая, а также сеять озимую рожь: "Третий Спас хлеба припас".

Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.

Еще одно народное название Третьего Спаса – Холщовый (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где продавали полотно и холсты. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи.

Незамысловатое "ореховое" гадание было традиционным 29 августа. Девицы загадывали желание, выбирали орех и разламывали его. Если плод ореха был полным и вкусным, это означало успех и то, что все задуманное сбудется. И наоборот, когда попадался орешек пустой, черный, сухой и невкусный, то желанию не суждено было сбыться.

С Ореховым Спасом связано множество народных примет. Так, считалось, что если журавли улетели, значит, на Покров будет мороз. А вот грозовой август является предвестником долгой теплой осени.

В августе на столе в каждом доме лежат вкусные наливные яблоки, мед из разнотравья, свежеиспеченные пироги с маком и конечно же лесные орешки. Все это является бесспорными символами наступления трех Спасов.

Несмотря на их вкусную продуктовую составляющую, религиозное значение этих праздников заключается в праздновании дней посвященных Спасителю, Иисусу Христу.

Даты празднования Спасов остаются неизменными каждый год. Медовый спас отмечается 14 августа, Яблочный - 19 августа, а Ореховый - 29 августа.

Все Спасы в августе 2017: Медовый Спас начинает триаду праздников

Вчера православные верующие праздновали Медовый Спас, который известен в церкви также, как праздник животворящего Креста.

По библейскому преданию в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди сотнями гибли от болезней. Что бы спасти людей, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

В этот день все люди приносили в храм мед этого урожая и выпечку с маком.

Все Спасы в августе 2017: Следующий Спас - яблочный

Яблочный Спас будет праздноваться уже в эту субботу. С ним связан праздник Преображения Господнего. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там — весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

В этот день христиане приносят в храмы яблоки для освещения, дома пекут пироги с яблоками и варят компоты, которыми угощаются всех гостей. Хотя стоит отметить, что до наступления яблочного Спаса есть яблоки категорически запрещается.

Как правило, в этот день начинаются проводы лета, поскольку дни все еще жаркие, но ночи становятся прохладными.

Все Спасы в августе 2017: Ореховый Спас, или Спас на полотне

Традиционно к дате празднования Орехового Спаса созревают лесные орешки, которые также необходимо нести в церковь для освящения. Второе название Спаса - спас на полотне, поскольку в этот день наши предки начинали продажу полотен и разных тканей.

Церковь в этот день празднует перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь.

В день Орехового Спаса на столе должно лежать много разной свежей выпечки, которая знаменует завершение сбора урожая этим летом. К хлебу в этот день было особенное отношение, считалось большим грехом не доесть корочку хлеба в этот день или выбросить крошки.

В последнем месяце лета проходят сразу три особенно почитаемых и любимых в народе праздника. Традиции августовских Спасов зародились еще в глубокой древности и соблюдаются ежегодно. Спасы в 2017 году: Медовый, Яблочный, Ореховый.

Три летних Спаса изначально были посвящены сбору урожая, а после принятия христианства были приурочены к церковным торжествам. Поэтому каждый Спас - Медовый, Яблочный и Ореховый - соответствует одному из православных праздников, призванных восславить Спасителя, чем и объясняется происхождение названия. Череда Спасов совместила в себе христианские и народные обычаи, которые за несколько веков переплелись и стали неотделимы друг от друга. Древние традиции почитаются и по сей день.

Медовый Спас в 2017 году

Медовый Спас каждый год празднуется в один и тот же день - 14 августа. Церковь в эту дату отмечает Происхождение честных древ Животворящего Креста. Слово «происхождение» в данном случае имеет непривычный смысл - оно означает «исход», «вынос». Дело в том, что праздник зародился в Константинополе несколько веков назад и был посвящен выносу из царской сокровищницы частицы креста, на котором распяли Спасителя. В то время бушевали эпидемии тяжелых болезней, и верующие, уповая на Божественную помощь, прикладывались к Кресту. И в наши дни кульминацией церковной службы является вынос Креста в центр храма, дабы каждый верующий мог прикоснуться к святыне. Также этот день является началом Успенского поста.

В народном календаре этот праздник посвящен сбору меда. Считается, что именно в это время соты максимально наполняются. Собранное лакомство непременно освящают в церкви, а хозяйки в праздничный день стараются приготовить как можно больше блюд с содержанием меда. Не забывают и про мак: в некоторых местностях Медовый Спас именуют Маковеем, потому что созревает мак именно к этому дню, а также 14 августа празднуется день памяти святых мучеников Маккавеев, имя которых в народном сознании отождествилось с названием растения.

Яблочный Спас в 2017 году

Второй августовский Спас выпадает на 19 августа. Верующие в этот день отмечают Преображение Господне - большой христианский праздник, посвященный воспоминанию явления божественной сущности Спасителя. Согласно евангельской истории, во время молитвы вместе с учениками Христос озарился неземным светом, а с Небес раздался глас Господа, возвестивший, что это Сын Его.

На Яблочный Спас начинали прощаться с летом и готовиться к осени. До этого момента обычно не вкушали яблок: это считалось плохой приметой, да и плоды обладали далеко не теми вкусовыми свойствами, которые обретали к 19 августа. В этот день принято было освящать яблоки и все, что даровала земля, в церкви.

По традиции в этот день готовили постные блюда из яблок, начинали делать заготовки на зиму. Юные девушки в праздник проводили небольшой обряд - просили у яблони красоты, румянца и долгой молодости.

Ореховый Спас в 2017 году

Ореховый Спас отмечается 29 августа, на следующий день после праздника . Третий Спас знаменует окончательный переход от лета к осени: в это время завершались августовские полевые работы и засеивали озимые культуры. 29 августа впервые выпекали хлеб из нового урожая зерна, потому праздник также называют «Хлебным Спасом». К этому времени окончательно вызревали лесные орехи, которые в этот день собирали и освящали во время церковной службы. По погоде гадали, какой будет осень, поэтому родилось множество примет и традиций Орехового Спаса.

В первой половине августа начинаются Спасовки или Спасы, именно в этот период проходят три Спаса, что названия этих праздников даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса).

Медовый Спас соотносится с православным праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста. Медовый Спас – первый Спас, он начинается 14 августа, второй Яблочный – 19, и третий Ореховый – 29 августа.

Ранее наши предки именно в этот день начинали собирать мед с пасек, соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены. Затем все собирались у водоемов, ели мед, пели песни и в целом проводили вместе время. Также обязательно пекли изделия с маком.

Считалось, что если пчельник не вытащит соты, то соседние пчелы вытащат весь мед. Пасечники были очень суеверны и бережно подходили к сбору урожая, имея целый обряд.

Также Медовый Спас называют Маковеем, именно поэтому пекут блины и с маком, и с медом. Маковеем этот день называют в честь памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. Их мученичество описывается в Библии во Второй и Четвертой книге Маккавейской, которые в библейский канон не входят. Однако в народе этимологию праздника переосмыслили и связали ее с маком, который как раз созревает к середине августа.

Люди освящали в церкви так называемые «маковые цветки». Это букет из чабреца, бархатцев, руты, мяты, васильков, ноготков и других огородных цветов. К нему добавляли головки подсолнухов и маков. В этот день в храмах проводятся торжественные службы. Священники проводят обряд малого водоосвящения и освящают корзинки с дарами природы, которые приносят верующие.

В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами. Девушки осыпали парней маком.

Считалось, что на Маковея женщине прощаются все грехи, если она попросит об этом своего ангела-хранителя.

На Медовый Спас заканчивается лето, поэтому 14 августа нельзя купаться, как и на Ильин день, так как можно утонуть или заболеть. По логическим соображениям, ночи уже становились прохладными, поэтому вода начинала «цвести», что могло вызвать различные болезни.

В этот день начинается строгий Успенский пост, поэтому нужно соблюдать правила питания.

На Маковея нельзя громко говорить, шумно праздновать, так как пчелы плохо реагируют (а в этот же день собирали мед).

На Маковея нельзя ссориться, ругаться или желать кому либо зла, иначе негатив вернется бумерангом.

Что положить в корзинку для освящения на Медовый Спас

Каждый продукт несет символическое значение, сакральный смысл которого важно знать.

По традиции в спасову корзину кладут мед или медовые соты (как символ достатка в доме), хлеб (символ дома и семьи), хрен (символ стойкости в вере), соль (символ готовности к жизненным), разнообразную выпечку с медом.

Также стоит не забыть про оберег-маковейчик!

По народной традиции в этот день освящают обереги-маковейчики – букеты из цветов и трав. В маковейчик обязательно должны входить:

  • калина – символ красоты и женского начала;
  • подсолнух – символ надежды и веры;
  • ноготки и чернобривцы – символ здоровья;
  • мята – символ душевного покоя и умиротворения;
  • полынь – символ примирения;
  • головки мака – символ плодородия.

Дополнить корзину могут свечи (спички взять с собой), пахучая зелень (мята, чабрец, чернобривцы). Живая зелень символизирует радость и веру в бессмертную жизнь.

И самое главное в этот светлый день, помнить, Спас, в первую очередь – это праздник души.

Понравилась статья? Поделитесь ей