Контакты

Тренировочное занятие его структура и содержание. Методика построения тренировочных занятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов
  • 2. Методы спортивной тренировки
  • Заключение
  • Библиографический список литературы
  • Введение
  • Чтобы достичь целостности урока по физкультуре в старших классах общеобразовательных учебных заведений, необходимо придерживаться его определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения его компонентов (частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. В многолетнем планировании как в целостной системе происходит непрерывное изменение всех структурных элементов.
  • Методы спортивной тренировки необходимо выбирать и определять в соответствии с задачами и условиями занятий: временем, местом, составом группы, этапом спортивной тренировки, состоянием здоровья спортсменов, другими обстоятельствами. В спортивной тренировке также применяются методы контроля различных сторон подготовленности спортсмена, методы прогнозирования спортивных результатов, методы отбора и др.
  • Из вышесказанного вытекает актуальность следующей темы исследования: «Тренировочное занятие, его структура и содержание».
  • Цель работы - изучить тренировочное занятие, его структуру и содержание.
  • Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
  • - Рассмотреть сущность тренировочного занятия, его структуру и содержания;
  • - Исследовать методы проведения тренировочного занятия.
  • Методологической основой исследования являются труды следующих авторов: Ц.О. Желязкова, В.М. Зациорского, А.В. Коробкова, В.А. Головина, В.А. Маслякова и других.
  • 1. Общая характеристика спортив ной тренировки юных спортсменов
  • Под спортивной тренировкой подразумевают специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта.
  • Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма, которые обеспечивают планомерный рост тренированности - с другой. Тренированность - это мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Она выражается в росте работоспособности, а в конечном итоге - в росте спортивных достижений.
  • Прирост спортивных достижений у детей, подростков и юношей зависит от их естественного роста и тренировки. Поэтому спортивная тренировка в детском возрасте влияет не только на результат, но и на ход естественного роста организма юного спортсмена. Это воздействие может быть положительным, отрицательным и нейтральным.
  • Спортивная тренировка подростков и юношей может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и обеспечивает повышение результатов в избранном виде спорта. Этого можно достигнуть, только если величина тренировочных нагрузок будет соответствовать возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности.
  • Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка - понятие более широкое, чем тренировка. Подготовку юных спортсменов следует рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне тренировочных средств, методов, форм, условий (соревнования, режим жизни, специализированное питание, средства и методы восстановления, лекции и беседы на этические и другие темы, самостоятельная работа с литературой, демонстрация видео и кинофильмов и т.д.), с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие личности юных спортсменов и необходимая степень готовности к спортивным достижениям. Готовность спортсменов к достижению характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости (физическая подготовленность), степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).
  • Структура подготовки юных спортсменов (по В. П. Филину), включает: предварительную подготовку (от 7 - 8 до 9 - 10 лет); начальную спортивную специализацию (от 10 - 11 до 12 - 13 лет); углубленную тренировку в избранном виде спорта (от 13 - 14 до 16 - 18 лет); спортивное совершенствование (от 18 - 19 лет и старше). Биологические и педагогические аспекты физической тренировки //Матер, всесоюзн. симп. //Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 8. - с. 30
  • Основные направления многолетнего тренировочного процесса определяются целевыми установками и задачами. В процессе спортивной тренировки решаются разнообразные общие и частные задачи, основанные на цели - достигнуть возможно большего успеха в спорте. Постановка цели, задач и принципов тренировки является необходимой в реализации тренировочных планов. Цель является требованием, которое исходит из потребностей и функций нашего государства. Технический прогресс в сфере производства не снимает, а повышает требования к физическому развитию и физической подготовленности учащихся.
  • Содержание цели раскрывается в задачах физического воспитания. Выделяют три группы основных задач.
  • Первая состоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие физических качеств, совершенствования телосложения, укрепления здоровья, достижение и многолетнее сохранение высокой общей работоспособности.
  • Вторая группа предусматривает системное формирование жизненно важных умений и навыков (прикладных и спортивных), а так же приобретение специальных знаний.
  • В третьей группе ставят задачи воспитания нравственных качеств, сознания поведения.
  • Для подготовки спортсменов высокого класса поставлена цель - достижение возможно большего успеха в спорте. Для осуществления этой цели ставятся три основные задачи:
  • - обучение двигательным действиям;
  • - воспитание физических качеств;
  • - совершенствование в избранном виде спорта.
  • Первая связана с необходимостью формирования у юных спортсменов двигательных умений и навыков в общеразвивающих, специальных упражнениях и технике избранного вида спорта. Многолетний процесс становления двигательных навыков у детей, так же, как и взрослых, имеет три этапа:
  • - начального разучивания;
  • - углубленного детализированного разучивания;
  • - закрепления и дальнейшего совершенствования.
  • Л. П. Матвеев разделил общую структуру многолетнего тренировочного процесса на микро- (малые), мезо- (средние) и макро- (большие) циклы (части) тренировки. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. -- М.: ФиС, 1997. - с. 38
  • Микроциклы - совокупность нескольких тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса (обычно недельный).
  • Мезоциклы относительно законченный ряд микроциклов (этап, месяц).
  • Макроциклы совокупность мезоциклов, длительность их от полугода (например, подготовительный период) до четырех лет (олимпийский период подготовки).
  • В последнее время структура спортивной тренировки расширилась наличием обособленных звеньев тренировочного процесса: тренировочные занятия; тренировочные занятия и их части; микроциклы; мезоциклы; макроциклы (периоды и этапы многолетней тренировки); стадии и этапы многолетней тренировки (продолжительностью от 2 до 6 лет). Все эти звенья связаны друг с другом в единое целое.
  • Структура спортивной тренировки спортсмена характеризуется определенным соотношением различных сторон подготовки (например, физической и технической); необходимым соотношением тренировочной нагрузки (например, объема и интенсивности); целесообразной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (например, этапов, циклов и т.д.).
  • В теории и методике физического воспитания под нагрузкой понимается количественная мера воздействия физических упражнений. Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера определяется чаще всего по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т.д.), в упражнениях с отягощениями - по суммарному весу или числу подъемов (штанги и т.д.). В последние годы для суммарной оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов, т.е. внутренней физиологической стороны нагрузки, используют непрерывную и достаточно частую регистрацию сердечных сокращений (с помощью телеметрической системы) и расчет суммарных энергозатрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной в единицу времени. Таким показателем может быть частота сердечных сокращений.
  • Тренировочное задание: направленность заданий - нагрузка - средства - методы выполнения упражнений.
  • Тренировочное занятие: подготовительная часть - основная часть (блоки тренировочных заданий) - заключительная часть.
  • Микроструктура: собственно тренировочные - подводящие - соревновательные - восстановительные.
  • Мезоструктура: втягивание - развивающие, базовые, стабилизирующие - контрольно-подготовительные - предсоревновательные - соревновательные - восстановительно-подготовительные - восстановительно-поддерживающие.
  • Макроструктура: полугодичные - годичные (периоды).
  • Многолетняя подготовка: предварительной подготовки - начальной спортивной специализации - углубленной тренировки - спортивного совершенствования - олимпийской подготовки.
  • Таким образом, тренировочное задание - это часть плана тренировочного занятия, состоящего из одного физического упражнения или комплекса упражнений, выполняемых с определенными педагогическими задачами тренировочного процесса (В. Г. Алабин, А. В. Алабин).Тренировочные задания условно классифицируются на четыре типа:
  • - обучающие;
  • - комплексы, развивающие физические качества;
  • - игры, развивающие физические качества;
  • - специальные. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. -- М.: ФиС, 1997. - с. 46
  • Тренировочное задание рассматривается как первичное звено в реализации целенаправленного и более четкого управления тренировкой. В тренировочном задании есть важное условие - педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена в процессе выполнения этого задания.
  • Средства спортивной тренировки.
  • Средством называется то, что используется для решения определенных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.
  • Физические упражнения - двигательные действия, используемые для решения определенных задач. Физические упражнения - основное и специфическое средство спортивной тренировки. Для решения основных задач тренировочного процесса - обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в избранном виде спорта - применяют разнообразные упражнения. Их разделяют на четыре основные группы.
  • Первая группа - соревновательные упражнения, присущие данному виду спорта. Соревновательные упражнения являются предметом специализации и выполняются в соответствии с условиями соревнований. Соревновательные упражнения юные спортсмены начинают применять тогда, когда детям и подросткам необходимо впервые выступать на соревнованиях, т.е. на этапе начальной спортивной специализации (после одного - двух лет занятий).
  • Вторая группа - подготовительные специальные (специфические) упражнения, предназначенные для обучения и развития физических и волевых качеств. Эти упражнения отбираются применительно к требованиям избранного вида спорта. Кроме того, специальные упражнения должны быть сходными по форме и структуре движений с элементами избранного вида спорта. Эти упражнения называют специально подготовительными. Их подразделяют на подводящие и развивающие.
  • Подводящие упражнения направлены, главным образом, на освоение формы, техники движений. Развивающие упражнения направлены на развитие функциональных возможностей (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости). Подводящие упражнения необходимы для овладения техникой и совершенствования вида спорта. Развивающие упражнения предназначены для развития физических (двигательных) качеств.
  • Третья группа - общеразвивающие физические упражнения для всестороннего физического развития (например, наклоны, приседания, размахивания, упражнения с предметами и т.д.)
  • Четвертая группа - упражнения из других видов спорта, в которых спортсмен не специализируется. Упражнения этой группы используются для разносторонней физической подготовленности.
  • Целесообразность занятий каким-либо упражнением определяется пользой, которую они могут принести для повышения функциональных возможностей организма. Поэтому перед занимающимися появляется необходимость в знании влияния физических упражнений и физиологическую «стоимость» конкретного упражнения. Упражнения включают в активную деятельность различные группы мышц. Благодаря этому в организме человека происходит целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают изменения как двигательной, так и вегетативной сфер.
  • У человека более 600 мышц. Однако в зависимости от физического упражнения количество их включения в работу различно. Так, к примеру, в процессе ходьбы работают около 150 мышц, в беге - около 300. Чем активнее мышечная работа, тем больше крови она требует. Следует подчеркнуть, что мышечная работа стимулирует деятельность всех органов человека. А сердце - это важнейший орган, сокращаясь, как мощный насос, безостановочно гонит кровь по сосудам.
  • Каждая клетка, каждый орган и человеческий организм в целом привыкли к определенной интенсивности обмена веществ, который в значительной степени определяется мышечной работой.
  • Говоря о сердце и сосудах, следует привести несколько цифр и фактов. В покое при ударах 70 раз в минуту сердце в сутки делает примерно 100 тысяч сокращений, в месяц - 3 млн., в год - 36 млн., в течение всей жизни от 3 до 4 млрд. и более. За одно сокращение оно выбрасывает крови в сосудистую систему от 50 до 80 мл, а за 70 лет перекачивает 150 - 180 тысяч тонн и более крови. Общая длина сосудов в теле человека достигает 100 тысяч км. Если вытянуть капилляры в одну линию, то ими можно «обмотать» нашу планету в 2,5 раза. Коц Я.М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - с. 45
  • Последними исследованиями было установлено, что у сердца есть «коллеги» по труду - периферические сердца. Оказалось, что каждая скелетная мышца по отношению к кровообращению не только проточная сосудистая система и потребитель крови, но и само обеспечивающийся орган, мощный насос. На основании исследований было доказано, что насосная функция периферического «сердца» по полученному эффекту превосходит даже центральное сердце. Скелетная мышца рассматривается как физиологический вибратор, выполняющий одновременно две функции: механическую работу и обеспечение собственного (кровоснабжения) кровообращения.
  • Обнаружение внутримышечного периферийного «сердца» дает возможность по-новому подойти к направленной тренировке мышц человека для облегчения деятельности сердца. Поэтому для скелетных мышц необходимо искать целенаправленные средства. К этим средствам следует отнести упражнения на тренировочных устройствах. Спортивные достижения и занятия физической культурой в настоящем и будущем немыслимы без специальных комплексов тренажерных устройств, обеспечивающих направленную тренировку внутримышечных «сердец».
  • Дополнительными тренировочными средствами, являются технические средства и тренажеры, необходимые для общей и специальной подготовки спортсмена. Тренажеры, оборудованные устройствами контроля и управления, являются в настоящее время новым средством, еще более специализированным, направленным на совершенствование спортивной подготовки. Применение технических средств и тренажеров способствует быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств и разнообразит учебно-тренировочный процесс.
  • Идеомоторные упражнения представляют собой многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением. Их эффект основан на двигательных функциональных реакциях, возникающих у человека в момент представления о движении.
  • Повторное мысленное выполнение физического упражнения, его части, элемента, связки позволяет быстрее овладеть техникой и тактикой, развить творческую инициативу, успешно применять технико-тактические приемы в новой ситуации, настраивает на предстоящее выполнение двигательного действия, содействует более полному проявлению физических и волевых качеств.
  • Таким образом, тренировочное занятие представляет собой комплекс спортивных упражнений, включающих упражнения направленные на общую и специальную физическую подготовку спортсмена.

спортивный телосложение работоспособность физический

2. Методы спортивной тренировки

Выделяют три группы методов:

Методы обучения технике;

Методы обучения тактике;

Методы выполнения упражнений для развития физических качеств.

Отдельный метод раскрывается многими разными по характеру методическими приемами, которые объединяются общностью цели и единым подходом к ее решению. Методические приемы - часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и учащихся в процессе их взаимной деятельности, дополняющие и конкретизирующие метод.

С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение спортсменов к выполнению тренировочных заданий. Эти методы используют при руководстве деятельностью, анализе и оценке достигнутых результатов, допущенных ошибок, воспитании нравственных, волевых и других личностных качеств спортсменов.

Основными методами слова, которые применяют для передачи теоретических сведений по технике, тактике, правилам соревнований и другим вопросам, являются: лекция, рассказ, описание, указания, объяснения, беседа, задания, разбор и др. Для руководства занимающимися в процессе занятия применяются: распоряжения, приказания, команды, подсчет, словесная сигнализация. Для оценки и стимулирования деятельности используют оценочное суждение, оценку, одобрение, самоуправление, самопроговаривание, самоприказы.

Многие из методов слова (лекция, самоприказы и др.) при работе с занимающимися младшего школьного возраста применяются меньше, чем в работе с подростками старшего возраста, так как способность к аналитическому отвлеченному мышлению у детей младшего возраста мало развита. Поэтому объяснять им технику физических упражнений надо предельно конкретно и выразительно.

В работе со старшим школьным возрастом методы слова используются больше. Этому благоприятствует возрастающая роль второй сигнальной системы у подростков. Подростки все больше проявляют способность оперировать отвлеченными понятиями, отличать существенное от несущественного, глубоко и полно и анализировать технику изучаемого упражнения и т.д. В занятиях с ними можно с успехом использовать лекции, приказания, самоприказы и др.

Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов, представлений в процессе технической, тактической, физической подготовки. К ним относятся различные формы натуральной демонстрации: показ техники физических упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе); «прочувствование» движений с помощью специально сконструированных для этого тренажеров и т.п. К методам наглядности также относятся: демонстрация плакатов, рисунков, схем и других наглядных пособий; фото-, кино-, видео-демонстрация воссоздающих технико-тактические действия отдельных спортсменов или команды в целом; звуковая демонстрация - воссоздание звуковой картины какого-либо движения с помощью голоса, хлопков, специальных технических устройств (метронома, магнитофона), а также звуколидеров и приборов срочной звуковой информации о ходе движений при их совершенствовании; светосигнальная демонстрация - светолидеры и приборы срочной световой информации при изучении, совершенствовании движений и управлении скоростью бега, плавания и т.д.; предметные ориентиры, указывающие направление, амплитуду движений, динамику прилагаемых усилий.

Методы обеспечения наглядности приобретают особое значение при обучении технике движений юных спортсменов младшего возраста. У них внимание недостаточно устойчиво, нередко имеет непроизвольный характер. Они склонны к подражанию. Поэтому в занятиях с ними существенна роль показа. Для создания полных и точных двигательных, зрительных и слуховых ощущений необходимо также шире использовать предметные ориентиры и ограничители, звуковую и световую сигнализацию. Эти приемы позволяют детям почувствовать, правильно ли они выполняют движения.

В занятиях с юными спортсменами среднего возраста наряду с предметными ориентирами, звуковой и световой демонстрацией, используют рисунки, плакаты, фото-, кино-, видео-демонстрации, т.к. подростки уже обладают определенным запасом знаний, технических и тактических умений и навыков.

В занятиях с юношами старшего возраста при изучении и совершенствовании техники упражнений показ отличается большей детализацией, более быстрым темпом выполнения упражнений и меньшим числом повторений. Для прочувствования движений применяются тренажеры.

Большинство методов наглядности применяются в сочетании с методами слова.

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются условно на две группы:

методы строго регламентированного упражнения;

методы относительно регламентированного упражнения. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: ФиС, 2004. - с. 62

К первой группе относятся: методы целостного и расчлененного упражнения, применяемые в основном при разучивании техники движений; равномерный, переменный, интервальный, повторный, комплексный (повторно-прогрессирующий, стандартно-вариативный, круговой и др.), которые применяются с целью совершенствования двигательных навыков, воспитания волевых и нравственных качеств.

Ко второй группе относятся игровой, соревновательный методы.

Практическое использование методов во многом зависит от закономерностей естественного развития организма, специализации и подготовленности спортсмена.

Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. спортсмены осваивают технику упражнений сразу после показа и объяснения. Этот метод применяется при разучивании простейших упражнений или при изучении сложных двигательных действий, которые нельзя расчленять.

Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия на относительно самостоятельные элементы, которые разучиваются изолированно, а лишь после определенной отработки соединяются в целостное действие. Этот метод применяется для изучения, совершенствования, закрепления и исправления отдельных частей целого упражнения.

Равномерный метод характеризуется тем, что юные спортсмены выполняют физическое упражнение непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость. Постоянный темп, ритм, величину усилия, амплитуду движений. В зависимости от решаемых задач, упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью. Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения либо длительности, либо интенсивности выполнения упражнения. С увеличением интенсивности выполнения работы длительность ее, разумеется, уменьшается, и наоборот. Равномерный метод применяется на всех этапах многолетних занятий юных спортсменов. Однако большие объемы равномерной работы неприемлемы для спортсменов младшего возраста. При выполнении упражнений малой и средней интенсивности развиваются аэробные возможности, при высокой интенсивности происходит развитие специальной выносливости (анаэробные возможности). Выполнение упражнений с большой интенсивностью предъявляет высокие требования к сердечно- сосудистой системе, а также дыхательной системе юного спортсмена. Поэтому нет смысла применять упражнения с высокой интенсивностью у детей и подростков.

Недостатки метода - быстрая адаптация к нему организма спортсмена, в связи с чем снижается тренирующий эффект.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.п. Примером его может служить изменение скорости бега на дистанции, темпа игры и технических приемов в хоккее в течение каждого периода. Тренирующее воздействие переменного метода на организм обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма реализуется за счет изменения режима работы и формы движений.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических видах спорта. В циклических видах спорта нагрузки регулируются за счет варьирования скорости передвижения. В ациклических видах спорта (футбол, борьба, бокс и др.) переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, изменяющихся как по интенсивности, так и по формам движений.

Скорость передвижения при переменном методе может изменяться от умеренной до соревновательной от варьирования скорости к продолжительности выполнения упражнения, длины преодолеваемых отрезков зависит характер физиологических сдвигов в организме, ведущих к развитию либо аэробных, либо аэробно-анаэробных возможностей. Этот метод предъявляет повышенные требования к деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Поэтому он применяется в основном в тренировке достаточно подготовленных юных спортсменов, главным образом в конце подготовительного и соревновательного периодов.

Разновидностью переменного метода является «фартлек» (игра скорости, беговая игра). Это бег в течение определенного времени с разной скоростью. Длина дистанции зависит от возраста и квалификации юных спортсменов. Скорость передвижения и продолжительность ее сохранения при этом заранее не планируются. Желательно проводить фартлек в лесу, парке, поле. Участники бега, в зависимости от самочувствия, поочередно могут лидировать в группе. Часть ускорений можно заменить беговыми или прыжковыми упражнениями. Одним из преимуществ переменного метода является то, что он устраняет монотонность в работе. Недостаток метода - все компоненты нагрузки (скорость, длина ускорения) в переменном методе планируются приблизительно (по самочувствию).

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенными интервалами отдыха, в течение которых достаточно полно восстанавливается работоспособность. Тренирующее воздействие на организм обеспечивается только в период выполнения упражнения, а также в результате суммирования утомления от каждого повторения. Повторный метод используется в циклических и ациклических видах спорта. Интенсивность нагрузки в циклических упражнениях равна 90 - 100 %, а в ациклических - 90 % (иногда 100 %) от максимальных возможностей юных спортсменов. Длительность упражнений может быть самой различной. Например, в беге, гребле, плавании применяется работа на коротких, средних и длинных дистанциях. Скорость передвижения планируется, исходя из личного рекорда спортсмена на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Как правило, в одном занятии проводится не более 2 - 6 серий. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью спортсменов поддерживать заданную интенсивность. Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки, но устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить достаточно полное восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения. Пример повторного выполнения: 5?100 м через 5 минут отдыха. Малиновский С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх.- М.: Физкультура и спорт, 1986. - с. 67

В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных качеств, на средних и длинных - специальной (скоростной) выносливости. Передвижение с высокой интенсивностью в беге на коньках, ходьбе и других упражнениях на относительно длинных отрезках развивает чувство соревновательного темпа, совершенствует технику движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом «повторно-темповой» тренировки.

В ациклических видах спорта (тяжелая атлетика, прыжки, метания) наряду с закреплением и совершенствованием техники движений повторный метод используется для развития силы и скоростно-силовых качеств.

При применении повторного метода у юных спортсменов возникают значительные, а иногда максимальные напряжения в органах и системах организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной. Особенно большое напряжение испытывают надпочечники, выделяющие в кровь гормоны, обеспечивающие функции организма при скоростной работе в условиях скоростного долга. Данный метод применяется на всех этапах многолетней тренировки юных спортсменов среднего, старшего возраста (в обучении, воспитании физических качеств).

Недостаток метода: при продолжительном его применении исчерпываются энергетические ресурсы организма спортсмена и наступает перетренированность.

Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Интервальный метод широко применяется в легкоатлетическом беге, гребле, лыжных гонках, плавании, фигурном катании, спортивных играх и т.д.

Во время многократного выполнения упражнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС в конце работы была 160 - 180 уд/мин. Т.к. длительность нагрузки невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода в течение первых 30 с. Увеличивается и достигает максимума. Одновременно создаются благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Т.о., тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения ЧСС была 120 - 140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка давалась в стадии неполного восстановления. Отдых может быть активным или пассивным, упражнения повторяются сериями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха ЧСС не будет снижаться до 120 - 140 уд/мин. Число повторений упражнений при этом может быть от 10 - 20 до 20 - 30. интервальный метод содействует развитию сердечной мышцы, увеличивает объем сердца и в целом улучшает аэробные возможности организма. В основе вариантов интервального метода лежат различные сочетания составных компонентов нагрузки (длительность, интенсивность, количество повторений и др.). такое многообразие связано с решением конкретных задач, возрастом, подготовленностью, состоянием здоровья юных спортсменов, видом и характером физических упражнений. Но сущность физиологического воздействия во всех вариантах интервального метода остается примерно одинаковая. Малиновский С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх.- М.: Физкультура и спорт, 1986. - с. 98

Интервальный метод тренировки очень трудоемок и применять его нужно осторожно. Он используется обычно в тренировочном процессе с квалифицированными юными спортсменами в середине подготовительного периода тренировки.

Недостаток метода: монотонность в чередовании нагрузки, что отрицательно сказывается на психике спортсмена. Он способствует быстрому вхождению в форму, но за короткий срок наступает адаптация к данному методу тренировки.

Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например хоккей, бадминтон, волейбол и т.д. Он может применяться на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Игровой метод является одним из важных методов в процессе подготовки юных спортсменов. Он используется в тренировке спортсменов различного возраста и квалификации во всех периодах тренировки. Это метод комплексного совершенствования физических качеств: развития быстроты, силы, ловкости, выносливости, смелости, находчивости, решительности, инициативы, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Для него характерна взаимная обусловленность поведения занимающихся, эмоциональность, что содействует воспитанию нравственных черт личности: чувства коллективизма, товарищества, дисциплины и т.д.

Недостаток метода: ограниченные возможности дозировки нагрузки, т.к. многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.

Круговой метод - один из комбинированных методов упражнения. Основу его составляет последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений с использованием ряда методов. Юные спортсмены переходят от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Выполнив последнее упражнение в данной серии, они вновь возвращаются к первому, т.о. замыкая круг.

При использовании кругового метода возможны сочетания различных методов упражнения. Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

по методу длительного непрерывного упражнения (занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух, трех прохождений круга; применяется в основном для развития общей и силовой выносливости);

по методу интервального упражнения (применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, максимальной силы, ловкости);

по методу повторного упражнения (используется для развития быстроты, максимальной силы, скоростной выносливости). Круговой метод позволяет дифференцированно развивать не только физические качества (силу, быстроту, выносливость), но и их комплексные формы проявления (силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость и т.д.).

Для проведения тренировки с использованием кругового метода заранее составляется комплекс упражнений, определяются места выполнения упражнения («станция»); на первом занятии проводятся испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения, устанавливается система повышения нагрузки; на последнем занятии рекомендуется проверить МТ по каждому упражнению и сравнить результаты с исходными. Средствами круговой тренировки могут быть самые разнообразные общеразвивающие и специальные упражнения, обычно технически не сложные, циклические и ациклические. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей каждого юного спортсмена и с учетом переноса двигательных качеств и двигательных навыков.

В комплекс, направленный на всестороннее физическое развитие, входит не более 10 - 12 упражнений, в комплекс со специализированной направленностью - не более 6 - 8. упражнения могут выполняться на спортивных снарядах или со спортивным инвентарем и приспособлениями.

Под максимальным тестом (МТ) подразумевают максимальные двигательные возможности юных спортсменов в каком-либо упражнении (задании). Для всех юных спортсменов МТ проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное число повторений упражнения, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения и т.д.) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий.

Строго индивидуальная дозировка нагрузки черта кругового метода. В результате и у физически слабых и у сильных юных спортсменов поддерживается интерес к занятиям. Оценка достижений по максимальному тесту и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее количественным показателям. При применении кругового метода наиболее эффективно решаются задачи сопряженного развития качеств и совершенствования навыков.

Отличительные черты круговой тренировки:

Регламентация работы и отдыха по каждой «станции»;

Индивидуализация тренировочной нагрузки;

Использование хорошо разученных упражнений;

Последовательность включения в работу различных мышечных групп.

Недостатки метода: при большом числе повторений, чрезмерных отягощениях, высоком темпе быстро наступает утомление нервных центров, снижается четкость выполнения упражнений, допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно закрепляются.

Соревновательный метод характеризуется выполнением упражнений с наибольшей интенсивностью при соблюдении правил соревнований. Это один из способов стимулирования интереса и активизации деятельности юных спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования двигательных умений и навыков, а также теоретических способностей. Ценность этого метода состоит в том, что спортсмены, стремясь показать свои лучшие результаты, учатся мобилизовывать свои силы и возможности для борьбы за победу, приобретают тактические навыки.

Таким образом, методы спортивной тренировки достаточно разнообразны. К их числу относятся соревновательный метод, метод строго регламентированных упражнений, интервальный метод, игровой метод.

Заключение

В заключении можно сказать, что спортивная тренировка это процесс, направленный на сознательное изменение поведения спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности.

Цель спортивной тренировки - реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.

Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы спортивной тренировки направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также воспитание физических качеств спортсменов. Метод дает ответ на вопрос, как надо применять средства в процессе тренировочного занятия.

Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач.

Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств.

Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса.

Библиографический список литературы

1. Биологические и педагогические аспекты физической тренировки //Матер, всесоюзн. симп. //Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 8. - С. 29-33.

2. Желязков Ц.О. О сущности спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 34-39.

3. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств. - М.: ФиС, 1997. - 406 с.

4. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 2001. - 412 с.

5. Коц Я.М., Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 284 с.

6. Малиновский С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх.- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 167 с.

7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. -- М.: ФиС, 1997. - 308 с.

8. Найгоф Р. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при формировании общей и специальной физической подготовки. Опыт наших друзей. - М.: ФиС, 2002. - 231 с.

9. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС, 1999. - 128 с

10. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: ФиС, 2004. - 282 с.

11. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры.- 1993.- № 2.- с. 7-9

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие о работоспособности, её виды и способы оценки. Методические подходы к определению физической работоспособности спортсмена. Влияние спортивных тренировок на динамику развития работоспособности у ориентировщиц разного уровня подготовленности.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2014

    Уровни подготовленности и оценка остояния здоровья при отборе подростков к занятию велоспортом. Основные этапы отбора подростков в ДЮСШ. Состояние организма спортсмена, виды контроля. Главные особенности учета психических качеств в процессе отбора.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Психологические и методические особенности в подготовке спортсмена. Характеристика физических качеств и особенности их развития. Двигателыю-координационные способности и основы их воспитания. Оценка уровня общефизической подготовленности спортсменов.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    курсовая работа , добавлен 28.12.2012

    Понятие и структура работоспособности человека, в частности, спортсмена, определяющие ее причины и факторы. Характеристика и особенности общей работоспособности борцов различных квалификаций и специализаций, направления ее исследования и пути повышения.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2014

    Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Приоритетные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях. Основы законодательства о физкультуре и спорте. Реализация прав граждан в данной сфере. Ответственность за нарушение правил спортивных соревнований.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Характеристика спортивной деятельности и ее влияние на организм. Особенности питания спортсменов как фактор укрепления и сохранения здоровья. Гигиена тренировки и соревнований. Проблемы медицинского контроля в спорте. Методы релаксации спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2014

    Проблемы состояния здоровья детей и подростков. Методика занятий волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья. Экспериментальное обоснование влияния занятий волейболом на организм детей 12-14 лет как средства повышения двигательной активности.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2012

    Легкая атлетика основа для достижения спортивных результатов. Характеристика физических качеств спортсменов. Планирование тренировки с юными бегунами. Построение и проведение учебно-тренировочного занятия, посвященного обучению спортивной технике.

Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия. Несмотря на различную целенаправленность, обусловленную возрастными особенностями, технической и тактической подготовленностью занимающихся, периодом и другими причинами, учебно-тренировочное занятие проводится в соответствии с определенными закономерностями, общими для всех видов спорта. Эти закономерности, предусматривающие целесообразную последовательность выполнения педагогических задач, учитывает типовая структура занятий.
Учебно-тренировочное занятие. На учебно-тренировочных занятиях спортсмены приобретают новые навыки и совершенствуют ранее выработанные. Повторение движения или действия уже является процессом тренировки.

В основном учебно-тренировочные занятия проводятся в группе. Группа должна быть примерно одной квалификации, (одной подготовки).

Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть.

Физиологическая разминка предусматривает: а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания; б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных напряжений.
В образовательной части занимающиеся выполняют специализированные упражнения, подготовительные к решению основных задач занятия. Специализированные подготовительные упражнения подбираются в зависимости от уровня подготовленности, возраста занимающихся, периода подготовки и направленности занятия.
В подготовительной части, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности. Исследования показали, что эта часть занятия значительно повышает подвижность нервных процессов и создает оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с большой интенсивностью.

В подготовительной части нельзя уделять много внимания развитию таких качеств, как сила и выносливость.

Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифференцировать движения. Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам урока. Последовательность в упражнениях. Начинают занятия со строевых упражнений. За ними выполняют упражнения, улучшающие работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, маховые движения руками, уклоны, выпады, приседы и др.). Далее следуют упражнения специально-подготовительные: со скакалкой, по механике передвижений, ударов, бой с тенью и другие, способствующие выполнению основных задач. Упражнения выполняют как стоя на месте, так и в передвижении. В основной части занятия решаются главные задачи: а) овладение техническими и тактическими навыками и совершенствование их; б) психологическая подготовка, вырабатывание способности к высоким психическим напряжениям; в) развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.



В заключительной части организм занимающегося надо привести в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части иногда выполняют упражнения стоя, сидя и лежа для развития силы и гибкости отдельных групп мышц. Затем используют успокаивающие упражнения, проводят легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями, потряхиванием и расслаблением мышц конечностей. Даются упражнения отвлекающие (на внимание, подвижные игры и др.). Место упражнений в той или иной части занятия зависит от квалификации группы, целенаправленности занятия и возраста занимающихся.

Методика проведения учебно-тренировочного занятия по руко­пашному бою .

Принцип сознательного и активного участия спортсменов в учебном процессе также существенно влияет на качество подготовки. На занятиях необходимо обеспечивать заинтересованное отношение занимающихся к процессу обучения и его результатам. Цели и задачи обучения должны быть ясными и обоснованными, что будет способствовать лучшему их достиже­нию, без чего достижение успеха в процессе формирования компонентов подготовленности становится невозможным. Необходимо обращать внима­ние на создание в процессе обучения повышенных, но посильных трудно­стей. Подбор и преподавание учебного материала, выбор условий, приемы демонстрации, контроль и оценивание действий обучающихся — эти компо­ненты учебного процесса должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом и подчиняться требованиям подготовленности спортсменов высокого уровня. При формировании технических навыков большое значение имеет соблюдение принципа последовательности и систематичности обучения. Успех в фор­мировании и развитии компонентов подготовленности зависит и от умения преподавателя в ходе занятии вызывать у обучаемых психические реакции, характерные для реальной обстановки проведения соревнований. Решению этой задачи в значительной степени способствует метод психологического моделирования.

В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную, основную и заключительную. Особенности же формальной структуры занятия и отдельных ее компонентов определяются, исходя из сложности комплекса решаемых задач.

Комплексная направленность отдельного занятия затрудняет управление ходом тренировочного процесса. Это связано с тем, что сочетание в одном за­нятии нагрузок разного физиологического воздействия может иметь как поло­жительный, так и отрицательный эффект взаимодействия, т.е. при неумелом построении тренировки может происходить не улучшение тренирован­ности, а ее регресс. Необходимо исключить возможность появления таких от­рицательных эффектов взаимодействия нагрузок рациональным построением тренировочных занятий. Поэтому каждое отдельное занятие целесообразно строить по принципу решения одной главной задачи и двух-трех дополни­тельных частных задач. Решение же всего комплекса задач тренировки дости­гается оптимальной последовательностью их решения в рамках недельного цикла, мезоцикла, этапа и т.д.

Подготовительная часть занятия.

В подготовительной части следует предусмотреть такие подбор и последовательность упражне­ний, которые бы обеспечили подготовку опорно-мышечного аппарата и психики, обучающихся к выполнению приемов в условиях активного противо­действия соперника, учитывая обязательность специальных подготовитель­ных упражнений и упражнений самостраховки. Для развития мышечной системы организма целесообразно проведение подвижных игр, выполнение обучающимися акробатических упражнений.

Целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осу­ществляется подготовка занимающегося к выполнению специальных приемов и действий рукопашного боя или упражнений физической подготовки. Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки яв­ляется подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе.

Задача специальной разминки – подготовка к занятию тех суставов, свя­зок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для рукопашного боя приемов и действий: ударов, блоков, прыжков, перемещений, связок (комбинаций) и комплексов формальных упражнений.

В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их «настрой» на выполнение намеченной программы тренировки. Недаром в восточных школах боевых искусств все занятия и поединки начинались с вы­полнения упражнений на сосредоточение и медитацию.

Перед занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответ­ствие целям, задачам и условиям тренировки. Если занятие проводится на улице, в холодную погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку на 0,5-1,5 км, а затем комплекс обще-подготовительных упражнений. Методиче­ская пос­ледовательность выполнения таких упражнений обычная: сверху — вниз, т.е. сначала разминаются мышцы шеи и пояса верхних конечно­стей, а затем туловища и ног. После этого можно выполнять упражнения на гибкость.

Если занятие проводится в спортивном зале, то его также желательно на­чать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений в дви­жении и на месте, а закончить – специально подготовительными упражнениями на растягивание.

В зале разминку можно начать и с выполнения преимущественно статических упражнений. Однако такая разминка должна обязательно закон­читься выполнением динамических упражнений на растягивание, в число кото­рых можно включить различные махи ногами, растяжки на гимнастической стенке. В целом такая разминка занимает от 30 до 40 минут, одновременно ре­шая задачи развития гибкости.

На практике установлено, что даже после интенсивной разминки, когда выполнена пробежка, комплексы обще и специально подготовительных упражнений, когда мышцы уже достаточно разогреты и в основном готовы к специфической работе, связки и суставы не всегда бывают подготовлены к выполнению ударов и бросков в полную силу и маховых движений с предельной амплитудой. Эффективным средством, устраняющим такой «недос­таток», и являются статические упражнения на растягивание.

Разминку можно провести и по другому варианту, приступив сразу к вы­полнению специальных упражнений – ударов, передвижений, связок (комбина­ций), постепенно увеличивая интенсивность их выполнения, а также включая по мере разогревания и повышения интенсивности работы упражнения на рас­тягивание и махи. Но такую разминку могут себе позволить проводить только достаточно опытные спортсмены, имеющие большой стаж тренировки.

При выполнении разминочных упражнений необхо­димо постепенно по­вышать амплитуду движений, а также следить за ритмом их выполнения. Для этого следует про себя вести счет. Как правило, все упражнения выполняются на счет, кратный четырем. Однако несложные упражнения, выполняемые од­ним движением, можно выполнять на счет, кратный десяти.

Описанные варианты разминки можно использовать и в форме отдельных дополнительных занятий по физической подготовке на утренней физической зарядке или в дни, свободные от специальных тренировок. При этом жела­тельно лишь увеличить продолжительность пробежки до 4-6 км (20-30 минут бега) в данных вариантах. Продолжительностью комплекса на растягива­ние в третьем варианте можно варьировать, исходя из резерва времени.

В случаях, когда в основной части занятия предстоит преимущественное изучение и совершенствования приемов и действий ударной техники, в разминку необходимо включать специальные упражнения для данных технических действий (махи ногами, имитация ударов, передвижения, простейшие связки (комбина­ции) и т.п.). В случаях, когда в основной части занятия предстоит преимущественное изучение и совершенствования приемов и действий борцовской техники, в разминку необходимо включать специальные упражнения для данных технических действий (упражнения для мышц шеи, упражнения на гибкость, самостраховки, простейшие единоборства в захвате и т.п.). В случаях, когда в основной части занятия предстоит комбинированное совершенствование борцовской и ударной техники, в разминку необходимо включать все специальные упражнения для данных технических действий.

Основная часть занятия.

При решении в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке после­довательного выполнения заданий (упраж­нений), обеспечивающих решение как этой главной, так и дополнительных за­дач занятия. Такое ранжирование физических нагрузок по направленности на решение какой-либо задачи осуществляется не только последовательностью выполнения упражнений, но также их объемом и интенсивностью.

Можно предложить три наиболее часто применяющихся варианта построения основной части занятия.

ВАРИАНТ «А» – предназначен для занятий с преимущественной направленностью на физическую подготовку, т.е. на улучшение и поддержание «физической кондиции». Проводится, как правило, в подготовительный период подготовки. В зависимости от главной задачи и соответствующей направленности на развитие и совершенствование того или иного качества будет изменяться и его структура. Такое занятие состоит из одного или нескольких последовательных логически взаимосвязанных «блоков» нагрузки разной направленности. Необходимо остановиться на допустимых сочетаниях нагрузок различной физиологической направленности:

  • после аэробной работы малого объема (разминка, зарядка) можно вы­полнять упражнения любой направ­ленности;
  • после аэробной работы большого объема (например, бега на 10 км) реко­мендуется выполнить только легкую разминку и быть осторожным при выполнении упражнений на растягивание;
  • после большого объема работы на разучивание и совершенствование техники можно выполнять упражнения на растягивание, быстроту и силу;
  • упражнения на быстроту, как правило, выполняются в начале основ­ной части занятия, после них можно выполнять силовую работу;
  • упражнения для развития специальной (гликолитической) выносливо­сти выполняются после упражнений на быстроту или отдельной тренировкой; после них нецелесообразно выполнять какую-либо работу, кроме небольшой аэробной заминки.

Этот вариант построения занятий приемлем и для большинства дополни­тельных тренировок, в том числе проводимых и в форме УФЗ.

ВАРИАНТ «Б» – предназначен для комплексной тренировки с преимуще­ственной направленностью на решение одной главной задачи разучивания и совершенствования техники приемов и действий рукопашного боя и дополнительной — развития физических качеств. Он основан на по­следовательном применении двух относительно больших «блоков» нагрузки. В первом «блоке» обязательным условием является решение частных задач разу­чивания и совершенствования техники отдельных приемов рукопашного боя в рамках главной задачи. Методика обучению отдельному приему обычно предусматривает следующие этапы:

Ознакомление

  • правильное название приема;
  • показ приема быстро на подготовленном спортсмене;
  • объяснение, в каких случаях прием может быть применен наиболее эффективно;
  • показ приема медленно с пояснением техники и выделением главного;

Разучивание

  • разучивание приема в парах (по разделениям, элементам, с помощью подготовительных (подводящих) упражнений) с исправлением наиболее характерных ошибок;
  • отработка приема в целом в медленном, а затем постепенно убыстряющемся темпе;
  • отработка приема в боевом темпе;

Тренировка

  • многократное выполнение приема;
  • отработка приема с увеличением скорости;
  • выполнение приема по команде, постепенно увеличивая скорость;
  • выполнение приема из различных исходных положений;
  • выполнение приема на скорость поочередно со сменой партне­ров;
  • выполнение приемов при сопротивлении спортсменов вполсилы;
  • выполнение приемов после ложной атаки;
  • выполнение приемов в движении (поединок с односторонним сопро­тивлением);
  • выполнение приема в сочетании с раннее изученными приемами на фоне значительных физических нагрузок;
  • выполнение конкретного приема в соревновательных схватках (обусловленных, полуобусловленных);
  • выполнение приемов в вольных боях.

Данная последовательность обучения в основном подходит ко всем приемам, однако сложно координационные технические действия допускается на начальном этапе делить части и отра­батывать отдельно. Необходимо иметь в виду, что постоянное разучивание приемов по разделениям опасно возникновением стереотипа «остановки». Предложенный порядок обучения техническим действиям может быть изменен, особенно на по­следнем этапе с учетом конкретных условий и подготовленности обучаю­щихся. Во втором «блоке» решаются задачи физической подго­товки. Это наиболее удобный вариант построения основной части, так как он позволяет проводить углубленное разучивание сложных технических приемов рукопашного боя параллельно с развитием необходимых двигательных качеств.

С увеличением объема освоенных технических приемов рукопашного боя и ростом физической подготовленности, накоплением тренировочного опыта можно усложнить структуру занятия.

ВАРИАНТ «В» – структура этого варианта состоит из нескольких (3-5) относительно небольших комплексных «блоков» нагрузки, в которых решается одна главная задача специальной технической под­готовки и дополнительные задачи физиче­ской подготовки. В этих «блоках» выполнение упражнений для технико-тактической подготовки чередуется с упражнениями на гибкость, скоростно-силовую подготовку и специальную выносливость. Как правило, в последнем «блоке» объем выполнения упражнений для развития физических качеств уве­личивается. Такое построение основной части занятия дает возможность «пере­ключаться» после отработки техники отдельных ударных или защитных дейст­вий и их комбинаций на выполнение упражнений специальной физической подготовки. Этим можно избежать сильного специфического утомления выс­ших нервомоторных функций управления движениями. В конечном итоге, при таком построении занятий удается или существенно увеличить объем вы­полняемой технической работы, или при выполнении одинаковых объемов сложно-координированных технических действий существенно уменьшить степень утомления.

Отдельно выделяются занятия с проведением учебных боев. Они проводятся согласно правил соревнований по АРБ, и предназначены для этапного кон­троля за уровнем технической и физической подготовленности, а также для возможности моделирования у спортсмена характера ведения поединка с различными соперниками по технике и уровню подготовленности.

Заключительная часть занятия.

В спортивной тренировке эту часть занятия чаще всего называют замин­кой. Смысл ее – в обеспечении переключения функциональных восстанови­тельный режим, восстановительных процессов, интенсивной тренировки к воз­можным функциональным нарушениям, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.

Содержание заминки обычно составляют упражнения невысокой интен­сивности: плавное и медленное выполнение формальных комплексов, дыха­тельные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения. В наиболее простом варианте это может быть просто медленный бег трусцой 400-800 м с последующим выполнением упражнений на расслабление. В число этих упраж­нений можно включить встряхивание мышц, самомассаж наиболее нагружен­ных мышечных массивов и психорегулирующие упражнения (аутотренинг).

Продолжительность заминки обычно не превышает 10-15 минут.

Имеет смысл после выполнения упражнений на рела­ксацию и сосредото­чение подвести итоги занятия и не забыть затем записать свои свежие впечат­ления и выполненную работу в дневник тренировок.

После окончания занятия обязательным является выполнение гигиениче­ско-восстановительных мероприятий. К ним прежде всего относится душ, а также целый комплекс дополнительных средств, ускоряющих восстановление организма (различные ванны, сауна и т.п.).

Особенности подготовки спортсмена рукопашника в подготовительном, предсоревновательном, соревновательном и восстановительном периоде

Одним из важнейших условий осуществления эффективного тренировочного процесса спортсмена рукопашника является его оптимальное построение на достаточно длинных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к соревнованиям различного уровня. Это длительный многолетний процесс систематического совершенствования в технике, тактике и психофизической подготовке.

Спортивная форма является выражением гармоничного единства всех сторон подготовленности к предстоящим соревнованиям: технико-тактической, физической и психической готовности. Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер, выражающийся в последовательной смене основных периодов спортивной тренировки.

  1. В первом, подготовительном периоде создаются базовые предпосылки, которые и обеспечивают формирование спортивной формы.
  2. Во втором, предсоревновательном периоде достигается высокий устойчивый уровень специальной работоспособности.
  3. В третьем, соревновательном периоде поддерживается необходимый уровень для успешной соревновательной деятельности.
  4. В четвертом, восстановительном периоде обеспечивается восстановление адаптационных возможностей организма за счет снижения специфических тренировочных нагрузок и переключения организма на реабилитационную работу.

Занятия в этих периодах определяются логикой решения частных задач тренировки и организованы в малые циклы или микроциклы, в которых они приобретают значение взаимосвязанных звеньев целостного процесса.

Микроциклы – элементарные, относительно законченные, повторяющееся фрагменты более крупных этапов тренировки. Наиболее удобная продолжительность микроцикла – неделя (недельный цикл). Микроциклы служат, как бы блоками, из которых складываются более крупные средние циклы – мезоциклы.

Первый микроцикл (6 дней занятий и 1 день отдыха) включает ежедневные 2-х разовые тренировки. Одна трени­ровка посвящена совершенствованию общей выносливости, где упражнения берутся из циклических видов спорта: бег, плавание, лыжи и др. Другая тре­нировка – специализированная. В этом микроцикле нецелесообразно применять соревновательные нагрузки (спар­ринги и т.д.).

Второй микроцикл (6 дней занятий и 1 день отдыха) включает ежеднев­ные одноразовые тренировки, которые в этом микроцикле только специали­зированные. Одну тренировку в микроцикле можно провести по ОФП. Вна­чале объем увеличивается, затем объем сокращается, но увеличивается интенсивность. Условия проведения тренировок по­степенно приближаются к условиям соревновательного боя (2-3 раунда ус­ловного боя с повышенной интенсивностью).

Третий микроцикл (заключительный) состоит из 2-3 дней. Каждый день проводятся вольные бои, а также работа на снарядах. Вольные бои макси­мально приближены к условиям соревнований и моделируют их. Для боль­шего приближения к условиям соревнований можно использовать бойцов, занимающихся у разных тренеров.

Методика подготовки спортсмена рукопашника в подготовительном периоде.

Для качественной подготовки спортсменов к соревновательному периоду необходимо развивать, как общефизические, так и специальные качества. Особенности подготовки рукопашника в подготовительном периоде заключаются в том, что необходимо подбирать специальные упражнения для развития общефизической и специальной подготовки с направленностью на ударную и борцовскую технику. В подготовительном периоде целесообразно проводить занятия, направленные на повышение общефизической подготовки спортсменов. Их можно проводить как в зале, так и на площадке рукопашного боя. Примеры занятий проводимых на площадке приведены ниже.

Пример №1:

бег 1000–1500 м;

общеразвивающие упражнения, бег в гору 4х100–15 мин;

ходьба с имитацией ударов и защит, бег с ускорением 4х40;

отжимания на кулаках 15–20 раз 3–4 подхода;

метание набивного мяча (правой, левой рукой) – 3–4 раза;

бег с ускорением на 15–20 м;

тренировка вестибулярного аппарата (вращения, кувырки);

удары прямые, боковые, снизу;

прыжки на правой, левой ноге;

медленный бег – 5–10 мин.

Пример №2:

бег – 5–10 мин;

общеразвивающие упражнения – 15 мин;

метания камней – 15 мин;

имитация ударов руками – 10 мин;

упражнения на координацию – 5 мин;

имитация ударов с отягощением – 10 мин;

прыжковые упражнения – 5–10 мин;

бег с шиной – 5–10 мин;

прыжки с отягощением – 5 мин;

медленный бег – 5 мин.

На занятиях по специальной физической подготовке моделировать возможные варианты боя и сочетать упражнения на динамическую и статическую выносливость, удары и борьбу. Рекомендуется два варианта такой подготовки.

вариант №1: 5 раундов х 2 мин. С 30 сек. отдыхом сочетая удары по лапам или меш­ку с борьбой в стойке в соотношении 2/3 (борьба-удары-борьба-удары-борьба) и наоборот.

вариант №2: отличается от первого сокращением времен работы до 20-30 сек. И час­ти сменой специфики работы (до 15 смен) с отдыхом 1 мин. После ка­ждых 5-6.

Теоретическая подготовка спортсмена рукопашника в этот период должна осуществ­ляться в двух направлениях:

общая теоретическая подготовка, включающая в себя общие сведения из истории единоборств, философии, знаний о пользе занятий физиче­ской культурой и спором, вреде курения, алкоголя и наркотиков и т.д.

специальная теоретическая подготовка — информация о технике, такти­ке рукопашного боя, соревнованиях, основных противниках, особенно
ценен видео-просмотр соревнований, их анализ совместно с тренером.

Методика подготовки спортсмена рукопашника в предсоревновательном периоде.

Предсоревновательная подготовка длится около двух месяцев: из них 3 недели — общеподготовительный этап и три недели — специально-подготовительный.

Основные задачи общеподготовительного этапа подготовки: сохранение общей и специальной работоспособности спортсменов как базы для приобретения высокой спортивной формы к моменту участия в соревнованиях: совершенствование физических и морально-волевых качеств, совершенствование избранной тактики и техники.

Основная задача специально-подготовительного этапа состоит в посте­пенном повышении специальной работоспособности до уровня, обеспечи­вающего успех в данных соревнованиях.

На общеподготовительном этапе время занятий, посвященных специ­альной подготовке (куда включается и специальная физическая и технико-тактическая подготовка) составляет 1,5 часа. Упражнения с партнером про­водятся в размеренном темпе, их (средняя по величине) интенсивность в течение тренировки почти не изменяется (работа постоянной интенсивно­сти). Отсутствие больших, утомительных нагрузок, т.е. упражнений на спе­циальную выносливость, дает возможность бойцу в спокойных условиях совершенствоваться в технике и тактике т развивать быстроту и ловкость.

Спарринг, применяемый на этом этапе, носит тренировочный характер и позволяет определить уровень подготовленности бойца, его сильные и слабые стороны.

Упражнения со снарядами и лапами направлены на развитие быстроты и силы ударов.

В «ударную» неделю того же этапа тренировки с максимальными на­грузками (когда в дневные часы проводится бег переменной интенсивности или кросс высокой интенсивности, а в вечерние — упражнения со снарядами с целью развития скоростно-силовой выносливости) служат дополнительной нагрузкой, способствующей развитию обшей выносливости.

На специально-подготовительном этапе общее время занятий по специ­альной подготовке длится около 1,5 часа в первой неделе, и около 1 часа во второй и третьей неделях. Интенсивность специальных упражнений на спе­циально-подготовительном этапе подготовки меняется как в процессе заня­тий, гак и в течение каждой недели и всего этапа. Все специальные упраж­нения с партнером и на снарядах выполняются с переменной интенсивно­стью (наблюдается чередование средней, большой и максимальной интен­сивности), что необходимо для достижения высокого уровня специальной выносливости.

Изменяют характер и величину интенсивности упражнений с партне­ром с помощью подбора и смены партнеров и постановки соответствующих заданий по технике и тактике в условных и вольных боях.

На 1-й неделе, когда еще не ставится задача достижения высокого уровня выносливости, спортсмену дается возможность достигнуть относительного восстановления организма в процессе занятия путем чередования упражнений с большой и малой интенсивностью.

На 2-й неделе, когда ставится задача достигнуть высокого уровня специальной и психической выносливости, задания предусматривают воздействие на спортсменов в течение 8-10 минут условного и вольного боев максимальных нагрузок, превышающих соревновательные. Бойцам даются указания проводить условные и вольные бои (кроме первого, «разминочного») в высоком темпе. Основному бойцу в случае усталости его партнеров предлагается продолжить бои с другими, «свежими» партнерами. После спарринга, отдохнув, бойцы переходят к упражнениям со снарядами.

В последнюю неделю накануне соревнований спортсмены ведут преимущественно вольные бои в присущей им манере боя с легкими быстрыми противниками различного стиля (в том числе обязательно с «левшами»).

Методика подготовки спортсмена рукопашника в соревновательном периоде.

Основные формы тренировки на соревновательном этапе — специальные и комплексные занятия по физической, технической и тактической подготовке с применением индивидуального и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки. Сокращается время тренировки, при этом увеличивается ее интенсивность (ЧСС 160-180 уд/мин). Стабилизируется объем тренировочной нагрузки, интенсивность выполнения упражнений продолжает повышаться. Сокращается время на проведение подготовительной части занятия. Возможно использование сауны, бани для необходимой подготовки спортсмена для работы в основной части. Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости. Большое внимание уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными упражнениями.

Методика подготовки спортсмена рукопашника в восстановительном периоде.

Важное место в восстановительном периоде занимает — активный отдых. Для активного отдыха применяются упражнения, вызывающие у спортсменов положительные эмоции: спортивные игры, прогулки по лесу, плавание, легкий кросс на местности, катание на лыжах и т.д. Такие упражнения способствуют не только физическому развитию бойца и повышению его работоспособности, но и активизируют протекание всех восстановительных процессов в организме.

Массаж ускоряет процессы восстановления, улучшает эластичность мышц и их работоспособность, положительно влияет на нервную систему и психику бойца, способствует лечению некоторых травм.

Отличное воздействие на организм спортсмена, особенно в период интенсивных тренировочных занятий, оказывает парная баня.

Основными организационными формами спортивной тренировки являются тренировочный урок (тренировочное занятие) и соревнование.

Тренировочное занятие проводится либо в группе (групповое занятие), либо индивидуально. Его продолжительность представлена на рис. 1.

В отдельных случаях продолжительность тренировочных занятий с высококвалифицированными спортсменами достигает 3,5-4,5 часа.

Существенной характеристикой занятия является не только его продолжительность, но и плотность, то есть отношение времени, использованного для непосредственного решения задач тренировки, ко всей продолжительности занятия (рис. 1).

Рис. 1. Продолжительность тренировочного занятия

Вводная часть продолжается приблизительно 3 мин. Она предназначена для построения, приветствия, постановки задач, объявлений. В тренировке спортсменов высших разрядов и при индивидуальных занятиях этой части урока может не быть.

Подготовительная часть (разминка) продолжается 10-15 мин в тренировке новичков, 30-35 мин - в тренировке подготовленных спортсменов.

Эта часть урока направлена на функциональное врабатывание организма, на предварительное усиление вегетативных функций, что позволяет спортсмену быстро включиться в работу, а также на разогревание и растягивание мышц, увеличение их эластичности, что дает возможность избежать травм. В предсоревновательную разминку и разминку перед тренировкой специализированного характера включается специальная часть, назначение которой - более целенаправленно настроить функции организма на те упражнения, которые предстоит выполнять на соревнованиях или в основной части занятия. Содержание специальной части разминки обычно составляют малоинтенсивные упражнения, представляющие собой целостное выполнение всего специализируемого упражнения (бег на коньках и лыжах, бой с тенью в боксе и т. п.) или отдельных его элементов.

Однако было бы неверным считать, что значение разминки ограничивается физиологической настройкой организма. Не меньшую роль она играет в решении задач психологической подготовки. У отдельных спортсменов разминка снимает чрезмерное возбуждение (часто в сочетании с легким, успокаивающим массажем), у других - слишком спокойных или пассивных - вызывает необходимое возбуждение.

Признаком правильно выполненной разминки является хорошее настроение (чувство уверенности), желание поскорее начать выполнение основного упражнения, хорошее разогревание организма (до легкого потоотделения).

Особым случаем разминки на соревнованиях является дополнительное выполнение упражнений разминочного характера между соревновательными упражнениями. Оно практикуется в случаях: а) когда паузы между упражнениями (подходами), например в гимнастике, тяжелой атлетике, фехтовании, легкоатлетических и других многоборьях, продолжаются более 40-50 мин; б) когда спортсмен в силу различных причин, чаще всего психологического характера, неожиданно плохо выполняет подряд одно-два упражнения.

Основная часть продолжается от 20-30 мин до 1,5-2 часов. В ней может решаться одна задача (например, воспитание выносливости) или, что встречается гораздо чаще, несколько взаимосвязанных задач (например, совершенствование техники одного или нескольких упражнений, развитие одного или нескольких физических качеств, решение задач воспитательного характера и пр.).

В построении основной части урока можно отметить несколько закономерностей:

1. Задачи технической подготовки всегда решаются в первой трети основной части урока: когда организм спортсмена находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых и оценке знакомых координационных соотношений.

2. При решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: техника, тактика, быстрота, ловкость, сила, силовая выносливость, другие виды выносливости, волевые качества.

При физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

  • теоретических, методико-практических, контрольных занятий;
  • элективных практических занятий (по выбору студентов);
  • индивидуальных и индивидуально- групповых дополнительных занятий;
  • самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;
  • организация и проведение учебных занятий и зачетов в соответствии с учебным планом и программой по физической культуре;
  • разработка содержания и проведения занятий по профессионально- прикладной физической подготовке;
  • участие в организации и проведении внутривузовских спортивных мероприятий.

Учебные формы занятий составляют основу физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах вузов по всем специальностям, включаются в расписание на всем периоде обучения.

Внеучебные занятия организуются в форме:

  • индивидуальных самостоятельных занятий;
  • занятий в спортивных клубах, секциях;
  • самостоятельных занятий спортом, туризмом;
  • специализированных форм занятий (массовые оздоровительные и спортивные мероприятия);

Взаимосвязь разнообразных форм обучения и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно- ценностного отношения к физической культуре.

6.5. Структура учебно-тренировочного занятия

Вводная часть занятия

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания. Общепринятым является четырехчасовое учебно-тренировочное занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.

Тренировочное занятие с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов строятся из трех частей, где две первые части объединяются в одну вводно- подготовительную часть, или разминку.

  • при четырехчасовом занятии вводная часть - 5 мин, подготовительная (разминка) - 25 мин, основная - 53 мин, заключительная часть - 7 мин, всего - 90 мин.
  • при трехчасовом занятии вводно-подготовительная часть (разминка) - 20-30 мин, основная - 50-60 мин, заключительная часть - 5-10 мин, всего- 90 мин.

Вводная часть занятия сводится к организации занимающихся (построение), созданию рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение ими заданий преподавателя по обучению и совершенствованию техники физических упражнений, а также к выполнению запланированных на данное занятие объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Во вводной части перед занимающимися ставятся конкретные задачи, создается четкое представление о содержании основной части, что позволяет более плодотворно решать задачи данного тренировочного занятия.

Подготовительная часть занятия

Разминка обеспечивает преодоление периода вырабатывания. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

Физиологический механизм действия разминки следующий:

  • медленный бег в начале разминки приводит к раскрытию большого количества капилляров в сердечной мышце и скелетных мышцах. Активируются кровообращение и дыхание, температура внутренней среды организма повышается на 0,5-1,0?С, что способствует увеличению проницаемости мембран легочных пузырьков, эритроцитов крови, мышечных волокон и клеток всех других тканей, повышает эффективность обмена веществ, улучшает питание тканей кислородом и питательными веществами, значительно увеличивает снабжение организма энергетическими веществами, а также повышает эффективность вывода из клеток продуктов распада, образующихся в процессе их активной деятельности;
  • гимнастические упражнения активизируют кровообращение в мышцах, мышечных сухожилиях, связках, окружающих суставы, в результате чего повышается их эластичность, что способствует увеличению работоспособности организма и профилактике травматизма.

Отсутствие разминки или небрежное ее проведение может отразиться на состоянии здоровья занимающихся (особенно сердечно-сосудистой системе) и привести к травмам.

Разминка делится на две части: общую и специальную.

Общая разминка решает задачу активизации опорно-двигательного аппарата и деятельности внутренних систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. Для достижения этого применяются медленный бег (6-15 мин) и гимнастические упражнения на все группы мышц и все части тела (15-20 мин).

Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетической основы, подготовку организма к выполнению последующих, более сложных по координации движений и более интенсивной тренировочной нагрузки.

В этой части разминки выполняются специальные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.

Специальная часть разминки на одном занятии может выполняться несколько раз, когда занимающиеся в основной части переходят к выполнению других физических упражнений.

Например, если в основной части занятия после тренировки в спринтерском беге занимающиеся переходят к занятиям метанием, то перед началом выполнения метаний необходима специальная разминка.

Основная часть занятия

В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием, т.е. происходит обучение и совершенствование техники физических упражнений, и выполнение тренировочной нагрузки по воспитанию физических качеств.

Выполнение задач, связанных с разучиванием техники физических упражнений большей координационной сложности, осуществляется в самом начале основной части занятия.

Тренировочные нагрузки с целью воспитания физических качеств рекомендуется планировать в следующем порядке: сначала выполняются упражнения на быстроту движений, затем- на силу и в конце- занятия на выносливость (гибкость воспитывается в процессе разминки).

Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять высокую работоспособность при различных состояниях утомления организма.

Заключительная часть занятия

Эта часть занятия направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. Резкий переход от активных движений к покою включает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

В заключительной части применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

Понравилась статья? Поделитесь ей