Контакты

Военное положение в польше. Военное положение в Польше (1981—1983) Как саботировалось движение

». Оценки событий той эпохи сильно различаются как в самой Польше, так и за её пределами. В ходе военного положения в стране проходили репрессии: в результате столкновений с полицией более 30 чел. погибло. Но в целом масштаб репрессий, равно как и реакция самой оппозиции в этот период, носили умеренный и даже несколько приглушённый характер, учитывая назревающий потребительский кризис в стране . Ключевую роль в предотвращении эскалации конфликта с обеих сторон сыграла Католическая церковь Польши.

Начало операции

Прозападные брожения в польской профсоюзной среде стали ощущаться всё острее, особенно в условиях надвигающегося потребительского кризиса . Генерал Войцех Ярузельский, на тот момент 1-й секретарь ПОРП , глава правительства и министр обороны, понимал что основная дестабилизационная угроза исходит от организации «Солидарность », которая пользовалась поддержкой у населения. Утром 12 декабря 1981 года Войцех Ярузельский позвонил руководству СССР и произнёс следующее: «…в ночь с 12 на 13 декабря с.г. на всей территории ПНР будет введено военное положение . Всю ответственность за этот шаг я возлагаю на себя…»

В ночь с 12 на 13 декабря 1981 года по всей Польше отключили телефонную связь. В результате лидеры оппозиционного антикоммунистического движения «Солидарность» моментально оказались изолированы. На улицах появились танки и бронетранспортёры . По телевидению транслировалось заявление генерала Ярузельского о том что «надо связать руки авантюристам, прежде чем они столкнут Отчизну в пучину братоубийственной войны». Генерал также объявил о создании Военного совета национального спасения (англ. ).

Причины

Результаты

В результате данной военной акции местные профсоюзные комитеты «Солидарности» были значительно ослаблены, а многие лидеры попросту запуганы. Но в целом «Солидарность» по-прежнему продолжала действовать под руководством Леха Валенсы , избравшего на время политику непротивления, хорошо знакомую полякам со времён раздела страны. Ярким проявлением продолжающейся подпольной деятельности даже в это время было систематическое издание периодических изданий, листовок и бюллетеней. Издателей тайно поддерживала Католическая церковь , сохранившая сильную позицию в польском обществе.

17 июля 1986 года правительством Польши был принят закон о амнистии, в период до 21 февраля 1987 года им воспользовались 1200 участников антиправительственных выступлений (из которых 225 отбывали наказание в местах заключения) .

Экономические санкции США против Польши

Сразу после введения военного положения правительство США ввело экономические санкции в отношении Польши и СССР. В следующем, 1982-ом, году Польша была лишена статуса наибольшего благоприятствования в торговле, а ее заявка на вступление в Международный валютный фонд была заблокирована. Амнистии 1984-го года открыла дверь нормализации экономических отношений между двумя странами. 20 февраля 1987 года президент Рейган объявил об отмене оставшихся санкций и восстановлении режима нормальной торговли.

Санкции оказали негативное влияние на польскую экономику (польское правительство утверждало, что в период 1981-1985 годов они стоили польской экономике 15 миллиардов долларов ). Потери были частично скомпенсированы советскими кредитами, составившими в совокупности 3,4 млн [уточнить ] долларов, и увеличением поставок сырья и энергоносителей .

Современные оценки

В 2005-2008 гг. Ярузельского пытались привлечь к суду за введение диктатуры .

Примечания

Литература

  • Лавренов С.А., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М .: Астрель, 2003. - С. 391-409. - ISBN 5-271-05709-7

Начало политических трансформаций. 1956 год стал поворотным для Польши. Даже относительно жёсткий авторитарный режим не смог переломить польские политические традиции и политическую идентичность, в основе которой лежала идея о полной независимости страны и о возможности выбора собственного пути развития. Начался период, который характеризовался чередованием тенденций либерализации и реакции. Правительство Гомулки провело ряд реформ: кооперативизация стала добровольной, было распущено большинство кооперативов, землю возвратили крестьянам-единоличникам, в экономике была допущена ограниченная частная инициатива, было смягчено давление на прессу, рабочие получили возможность участвовать в управлении предприятиями, улучшились отношения с католической церковью. Однако уже в конце 1950-х годов сопротивление партийных кругов существенно нивелирует результаты реформ. В стране вновь усилилась цензура, началась антирелигиозная кампания и кампания против фермерских хозяйств, производственное самоуправление практически ликвидировано. В 1968 году были подавлены студенческие выступления, Польша приняла участие во вторжении войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В 1970 году власти силой подавили волнения рабочих в Гданьске, Гдыне и Щецине, что привело к жертвам (около 70 убитых и 1 000 раненых). Гомулка был вынужден уйти в отставку. Из Польши эмигрировало большое число представителей интеллигенции.

После подавления волнений власти вновь были вынуждены идти на компромиссы. Правительство Эдварда Терека нормализовало отношения с католической церковью

и сделало акцент на социальной составляющей развития экономики — строительстве жилья, повышении зарплат и тому подобного. Одновременно Герек стремился модернизировать польскую промышленность, усилив в ней экспортную составляющую. Чтобы финансировать все эти программы, правительство пошло на финансовые заимствования у капиталистических стран. Вернуть долги не удалось, и в середине 1970-х годов в Польше начался экономический кризис. Социальные проблемы в 1976 годов вновь привели к волнениям рабочих. Аресты активистов рабочей оппозиции вызвали возмущение оппозиционно настроенной интеллигенции, которая для защиты трудящихся создала в 1978 году Комитет общественной самообороны (КОС), ставший организационным ядром оппозиционных сил. Большое значение для роста национально-окрашенных оппозиционных настроений имело избрание в 1978 году Папой Римским поляка Кароля Войтылы — Иоанна Павла II, который совершил триумфальный визит в Польшу. В 1980 году в результате роста цен на потребительские товары начались самые массовые выступления трудящихся, которые создали рабочие забастовочные комитеты и единый Межзаводской комитет, одним из руководителей которого стал рабочий Гданьской верфи Лех Валенса. Комитет выдвинул властям 22 экономических и политических требования, которые включали в себя не только повышение зарплат и снижение цен на продукты, но и права на независимые профсоюзы и забастовки. Забастовщики получили поддержку со стороны оппозиционной интеллигенции из КОС (преобразован в КОС-Комитет защиты рабочих — КОС-КОР). Правительство вынуждено было вступить с рабочими и их консультантами в переговорный процесс, в результате чего в августе 1980 года большинство требований оппозиции было удовлетворено, а в сентябре Терека сменил Станислав Каня.

Добившись уступок, оппозиция усилила давление на режим. Рабочие в массовом порядке выходили из государственных профсоюзов и вступали в независимый профсоюз «Солидарность», который возглавил Валенса. Забастовки парализовали экономику. В сентябре 1981 года «Солидарность» выступила с сенсационным призывом к рабочим Восточной Европы создавать свободные профсоюзы и вести борьбу за свободу. «Солидарность» требовала введения производственного самоуправления работников, а в декабре поставила вопрос об участии в выборах, угрожая тем самым монополии ПОРП на власть. Более радикальная националистическая организация Конфедерация независимой Польши выступала против СССР.

12 октября 1981 года ПОРП возглавил министр обороны Войцех Ярузельский. 13 декабря 1981 года Ярузельский ввёл в Польше военное положение. Руководство страной перешло от гражданских органов власти к Военному совету национального спасения. Лидеры «Солидарности» арестованы. Польша получила кредиты от Советского Союза, что позволило несколько улучшить экономическое положение. Ситуация на время стабилизировалась. В 1983 году было отменено военное положение, а затем объявлена политическая амнистия. В то же время «Солидарность» продолжала функционировать нелегально.

События 1980-1983 годов привели к тому, что «Солидарность» отказалась от сотрудничества с властями — сосуществование режима и оппозиции стало уже невозможно. При этом власти не смогли добиться полного устранения политического конкурента, опасаясь общенациональной смуты, тогда как оппозиция увеличила своё влияние.

Единственным средством решения проблемы было проведение экономических реформ, которые бы повысили жизненный уровень и снизили социальную напряжённость. Однако попытки проведения реформ правительством Ярузельского в середине 1980-х годов натолкнулись на сопротивление собственной бюрократии.

Перестройка в СССР дала импульс к переменам во всей Восточной Европе, в том числе и в Польше. Экономический кризис, разразившийся в 1988 году, вновь вывел рабочих на забастовки. Правительство вступило в переговоры с Валенсой. Было достигнуто соглашение о прекращении забастовок в обмен на легализацию «Солидарности» и либерализацию режима. К этому времени лидеры «Солидарности» перешли от идей «демократического социализма», которые выдвигали в 1980-1981 годах, к либерализму.

Проведение переговоров в 1989 году между представителями оппозиции и режима осуществлялись в рамках так называемого «круглого стола» политических партий и общественных организаций. «Круглый стол» стал основным источником легитимного изменения режима. Кроме того, «круглый стол» задумывался как инструмент реформирования, а не устранения режима. Переговорный процесс значительно снизил потенциал конфликта между оппозицией и режимом, что способствовало мирной и, главное, относительно легитимной трансформации политической системы.

В результате соглашения, достигнутого в апреле 1989 году на «круглом столе» ПОРП, «Солидарностью», католической церковью и др. организациями, «Солидарность» получала возможность принять участие в ограниченных выборах в Сейм, а Ярузельский становился президентом ПНР. Кроме того, официальный статус обрела католическая церковь, стала преодолеваться монополия ПОРП в СМИ. Руководство СССР, на волне перестройки и потепления отношений с США и НАТО, не препятствовало происходящим в Польше процессам.

Парламентские выборы 4 июня 1989 года завершились триумфом «Солидарности» — созданный ею Гражданский комитет победил во всех округах, где проводились выборы (часть мест была зарезервирована за ПОРП и её союзниками). 24 августа на сторону «Солидарности» в Сейме перешли Демократическая и Крестьянская партии, ранее находившиеся в подчинённом положении у ПОРП. Эта коалиция избрала главой правительства лидера католической фракции «Солидарности» Тадеуша Мазовецкого. В июле 1990 года Мазовецкий вывел из состава правительства всех коммунистов, а Ярузельский ушёл в отставку.


Рождение “Солидарности”

Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на посту главы правительства непопулярного в обществе П. Ярошевича Э. Бабюхом. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие в Польше стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Стачки имели оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобы исключить возможные провокации со стороны властей.

Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. Другие профцентры (Центральный совет профсоюзов, автономные профсоюзы) значительно уступали ему по численности. “Солидарность” представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Л. Валенсой. Большую помощь в ее деятельности оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

“Солидарность” с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. Она выросла на волне рабочего протеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией “саморегулирующейся революции”. Она предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП.

Политические притязания “Солидарности” и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон. Это стало очевидным после IX внеочередного съезда ПОРП и I съезда “Солидарности” в 1981 г. Каждая из сторон самоопределилась как единственный гарант развития процесса обновления в Польше. Польские руководители испытывали сильное давление со стороны СССР и некоторых других государств социалистического содружества, требовавших принятия более решительных мер против “Солидарности”.

В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В. Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс. руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Вся полнота власти сосредоточилась в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим работы. В ходе введения военного положения погибли 8 человек.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния. Но оно не могло решить экономических проблем страны. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, т.е. должна была вестись в условиях, приближенных к конкурентным, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

“Солидарность” была ослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия “Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Это означало, что не оправдались надежды властей на то, что “Солидарность” согласится на их условия компромисса. Началась многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”, в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену легальной политической жизни.

Все это время “Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви, авторитет которой в обществе продолжал неуклонно расти, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства “Солидарности”, польско-язычные западные радиостанции выполняли большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса без существенного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью не только для властей, но и для оппозиции. Рабочие требовали повышения заработной платы и легализации “Солидарности”. Уже в августе это требование стало основным во всех стачках.

Власти вынуждены были пойти на закулисные переговоры с частью деятелей “Солидарности”, изъявивших к этому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглого стола” властей и оппозиции. Идея компромисса наталкивалась на противодействие как радикального крыла “Солидарности”, так и части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации “Солидарности”. Успеху реформаторов способствовала происходившая в это время в СССР “перестройка”.

“Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

От “реального социализма” к социальному обществу западного типа

17 апреля 1989 г. состоялась повторная регистрация “Солидарности”. После завершения работы “круглого стола” в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к выборам в парламент. По договоренности 65 % мандатов в сейме предназначались партиям правящей коалиции (в том числе 37 % ПОРП), а 35 % оппозиции. Выборы в сенат были свободными.

Прошедшие в июне 1989 г. два тура парламентских выборов принесли оппозиции колоссальный успех. Она провела практически всех своих кандидатов в парламент уже в первом туре, и завоевала 99 из 100 мест в сенате. 19 июля на совместном заседании сейма и сената президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от оппозиции не участвовали в голосовании. Победив формально, Ярузельский потерпел моральное поражение.

После избрания президента начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа. О готовности войти в него заявили оппозиция и бывшие союзники ПОРП - Объединенная крестьянская и Демократическая партии. Премьер-министром стал известный деятель движения католической интеллигенции и оппозиции Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Начиная со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, переживали глубокую трансформацию уже существовавшие. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение о ее самороспуске. Правопреемницей ПОРП стала Социал-демократия Республики Польша (СДРП).

Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона.

Для оздоровления экономики был принят план стабилизации(план Бальцеровича), предусматривавший введение жесткого контроля за финансовой сферой, снижение государственных дотаций предприятиям, обеспечение внутренней конвертируемости злотого, а также сокращение занятости и появление безработицы (“шоковая терапия”). План получил одобрение и финансовую поддержку Запада. Его внедрение позволило достаточно быстро стабилизировать финансы страны, насытить внутренний рынок товарами, начать акционирование и приватизацию предприятий. Но не удалось остановить спад промышленного и сельскохозяйственного производства, быстрее, чем предполагалось, росла безработица, превысившая в начале 1992 г. показатель в 2 млн. человек.

В 1990 г. состоялись всеобщие президентские выборы, победу в которых во втором туре одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Вновь, как и в начале 20-х гг., сейм составили многочисленные политические фракции. Абсолютное преобладание получили правые и центристские партии и движения, возникшие в основной своей массе на базе бывшей “Солидарности”. Несмотря на общую родословную, эти силы пребывали в состоянии жесткой конфронтации. Их взаимодействию мешали не только программные и идеологические расхождения, но и амбиции лидеров. Левые во главе с СДРП, хотя и оказались в меньшинстве, продемонстрировали свою жизнеспособность, сплоченность и наличие устойчивого электората. Неплохие позиции были и у левоцентристского Польского стронництва людового (крестьянской партии), возникшего на месте ОКП. Сформированный Я. Ольшевским правый кабинет оказался не очень жизнеспособным, просуществовал немногим более полугода. После его отставки было сформировано право-центристское правительство Х. Сухоцкой, также не имевшее за собой надежного парламентского большинства.

В 1993 г. президент Л. Валенса, воспользовавшись конституционными полномочиями, досрочно распустил парламент, который в установленные сроки не смог утвердить государственный бюджет. Парламентские выборы были проведены на основании принятого сеймом незадолго до своего роспуска нового закона о выборах, вводившего 5 процентный избирательный порог.

Итоги выборов 1993 г. оказались благоприятными для левых, объединившихся в Союз демократических левых сил, и ПСЛ, получивших большинство мест в сейме и право формирования кабинета министров. При этом президент, в соответствии с так называемой “малой” конституцией, принятой парламентом в 1992 г., воспользовался своим правом назначать силовых министров и министра иностранных дел.

На протяжении двух лет продолжалось сосуществование левого правительства (премьерами последовательно были В. Павляк(ПСЛ) и социал-демократ Ю. Олексы) и ориентировавшегося на правые и право-центристские партии президента Л. Валенсы. Это был очень важный для упрочения парламентаризма в Польше период накопления опыта взаимодействия различных политических сил во имя широко понимаемых интересов страны.

В ноябре 1995 г. состоялись президентские выборы. По итогам второго тура, в который вышли Л. Валенса и лидер СДРП А. Квасьневский, победа осталась за левым кандидатом, получившим поддержку не только традиционного электората, но и многих молодых избирателей, вступивших в сознательную жизнь уже в 90-е гг. и свободных от идеологических симпатий и антипатий 80-х гг. Весной 1997 г. парламент принял новую конституцию Республики Польша, в соответствии с которой в ней устанавливается парламентская форма правления.

Выборы 1997 г. дали относительное большинство мандатов правым силам, сумевшим сплотиться в Избирательной акции “Солидарности”. По итогам выборов было сформировано коалиционное правительство во главе с Ю. Бузеком, в состав которого помимо победившего блока вошла центристская Уния свободы. Начался период сосуществования левого президента с право-центристским кабинетом.

В 1992-1993 гг. положительные сдвиги наметились в экономике, прежде всего в промышленности, в которой после многих лет спада начался подъем. Эта тенденция сохранялась и в последующее пятилетие. Существенно снизились темпы инфляции. Но социальная цена трансформации в экономике оказалась значительной, в 1996 г. безработица все еще превышала 2 млн. человек. Недовольство трудящихся своим положением проявляется в экономических забастовках, инициатором которых в последние годы чаще всего являлись крупнейшие профобъединения: Всепольское соглашение профсоюзов и “Солидарность”.

Признание западными союзниками СССР по антигитлеровской коалиции Временного правительства национального единства в 1945 г. и отказ от поддержки правительства в эмиграции способствовали быстрому возвращению Польши в международную политику. Польша получила право подписать Устав ООН в качестве одного из ее учредителей, занять место в старых и вновь создаваемых международных организациях. Отличительной особенностью ее внешней политики до конца 80-х гг. была последовательная ориентация на Советский Союз. Этому в немалой степени способствовали многие обстоятельства: тесное военно-политическое взаимодействие и идеологическое родство новой власти в Польше с СССР, негласный раздел сфер влияния в Европе между великими державами, по которому Польша оказалась в зоне преобладающего влияния Москвы, анализ политическими лидерами славянских государств печального опыта международных отношений в межвоенный период, их опасение перед возможностью повторения германской агрессии и др. Просоветская ориентация Польши в вопросах внешней политики диктовалась также тем, что именно благодаря активной позиции СССР на Потсдамской конференции 1945 г. к ней отошли большие территории на западе и севере, до 1939 г. принадлежавшие Германии: Нижняя Силезия, Опольская Силезия, Любушская земля, Западное Поморье, часть Восточной Пруссии, а также вольный город Данциг (Гданьск), т.е. все территории к востоку от рек Одра и Ныса-Лужицка, включая Щецин и Свиноуйсьце. Окончательное решение по вопросу о территориальных изменениях в Центральной Европе должна была принять мирная конференция по Германии, но она так и не состоялась. В 1953 г. западная граница Польши была закреплена договором с ГДР, а в 1970 г. - с ФРГ.

Серьезные трения вновь возникли при определении границы с Чехословакией в Тешинской Силезии. В конечном счете, не без давления со стороны СССР, Варшава согласилась на восстановление здесь статус-кво, существовавшего до октября 1938 г. Окончательное договорное закрепление этого участка границы произошло в 1958 г.

Польша активно участвовала в становлении лагеря народной демократии, который позже стал именоваться социалистическим содружеством. Она была в числе учредителей Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 г., экономической группировки государств Центральной и Юго-Восточной Европы во главе с СССР. В 1995 г. в ее столице был подписан Варшавский договор, подводивший международно-правовую основу под сложившийся к тому времени советский военно-политический блок в Европе, противостоящий НАТО и ремилитаризованной ФРГ.

Польское руководство было автором ряда предложений, направленных на смягчение международной напряженности в Европе. В 1957 г. ею был выдвинут план создания безъядерной зоны в Европе, вошедший в историю дипломатии под названием “плана Рапацкого”. Варшава была одним из инициаторов проведения Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г., активным участником Хельсинского процесса. Польские войска включались в состав миротворческих сил на Ближнем Востоке.

Распад советского блока вернул Польше всю полноту суверенитета и поставил ее политические элиты перед необходимостью поиска новых путей обеспечения национальной безопасности. В начале 90-х гг. они склонялись к идее создания региональных союзов. Вначале это была идея объединения совместно с Венгрией, Чехословакией, Австрией и Югославией (так называемого пентакона). Однако распад Югославии и начавшиеся там межнациональные войны помешали ее реализации. Польша принимала самое активное участие в создании в начале 90-х гг. таких субрегиональных структур, как “Вышеградская группа” (совместно с Венгрией и Чехо-Словакией), Совет государств Балтийского моря, Центрально-европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА). Она полностью поддержала объединение Германии.

В первой половине 90-х гг. приоритетной внешнеполитической целью основных политических сил страны стало участие в Европейском союзе и в НАТО, т.е. интеграция в уже существующие западноевропейские структуры партнерства и безопасности при ослаблении интереса к центрально-европейским союзам, а также поддержание дружественных отношений со всеми странами, прежде всего соседними, отказ от любых территориальных притязаний. Настойчивые усилия Варшавы по приему в Северо-Атлантический союз, несмотря на противодействие России, дали свои результаты. В конце 1997 г. в Мадриде всеми членами НАТО было принято единогласное решение о начале процедуры приема Польши в этот блок с условием, что на ее территории не будет размещаться ядерное оружие.

Польша является полноправным членом или тесно сотрудничает со многими влиятельными международными экономическими и политическими организациями регионального и глобального характера. Среди них: Совет Европы, Европейский союз, Западноевропейский союз, Совет североатлантического сотрудничества, Всемирная торговая организация, Организация экономического и социального развития и др.



Нарастание кризисных явлений в экономике. Анализ причин общественно-политического и экономического кризиса и декабрьского 1970 г. протеста рабочих привел новое партийное руководство к тем же выводам, что и после событий 1956 г. Единственное отличие заключалось в том, что особый акцент был сделан на непонимании прежним руководством значения научно-технической революции.

Новое руководство страны скорректировало социально-экономическую политику. Оно отменило решение о повышении розничных цен на продовольствие, увеличило минимальную заработную плату, пенсии, пособия многодетным детям, приступило к разработке новой концепции социально-экономической политики. В качестве первоочередной задачи было определено проведение экономической реформы.

Однако очень скоро руководство страны практически отказалось от каких-либо системных изменений в народном хозяйстве. Та же судьба постигла и планы преобразований в системе функционирования государственной власти в соответствии с весьма туманной формулой: партия руководит, а правительство правит.

Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства.

В 1971-1972 гг. также были задействованы внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Заработная плата трудящимся существенно повышалась. Все это обеспечило небывало высокий для Польши рост реальных доходов при незначительном увеличении производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение польской промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. В IV пятилетке (1971-1975) среднегодовой прирост промышленного производства составил 10,4 % , национальный доход увеличился на 62 % при плане 38-39 %, прирост сельскохозяйственного производства достиг 22 % при плане 18-21 %, средняя заработная плата возросла на 40 % при плане 17-18 %. Руководство ПОРП заявило, что Польша вступила на этап строительства «развитого социалистического общества».



В середине 1970-х гг. вновь дали о себе знать экономические проблемы. В конце 1974 г. польская задолженность западным странам превысила 100 % стоимости ее экспорта на Запад. Для покрытия долгов стали широко использоваться краткосрочные кредиты, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 1970-х гг. около 20 млрд дол.

Все более ощутимыми становились проблемы с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций. Стремясь ослабить давление на потребительский рынок, правительство провело в июне 1976 г. резкое повышение цен на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. Это решение натолкнулось на недовольство рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плойке и на тракторном заводе «Урсус» под Варшавой рабочие вышли на улицы. Против демонстрантов были брошены подразделения милиции, вооруженные водометами, дубинками и слезоточивым газом. Наиболее активные участники демонстраций были арестованы или уволены с работы. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен.

Результаты V пятилетки (1976-1980) оказались неожиданными. Темпы роста национального дохода, зарплаты упали более чем в восемь раз, промышленного производства - более чем в 2,5 раза. Объем сельскохозяйственной продукции в 1980 г. составил 90 % от уровня 1975 г. В 1979 г. уровень национального дохода государства не только не вырос, но и упал на 2,3 %.

Развитие оппозиционного движения. Со второй половины 1970-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность, недовольство руководством страны, разочарование в «реальном социализме», оказавшемся не в состоянии в надлежащей степени удовлетворять материальные и духовные запросы общества. К началу 1980-х гг. страна находилась в преддверии социально-экономического и политического кризисов.

Для развития Польши характерен непрерывный цикл различ­ных кризисов - как общественно-политических, так и социально-экономических, которые впервые в регионе привели к организованному сопротивлению властям не только оппозиционно настроенной ин­теллигенции, но и самых широких трудящихся масс.

До середины 1976 гг. оппозиционность проявлялась в двух формах: диссидентство и умеренная оппозиция. Легальной оппозицией были клубы католической интеллигенции (существовало пять клубов) и действовавшая в сейме депутатская группа «Знак». Легальная оппозиция имела несколько журналов и издательств, среди которых были такие известные, как «Тыгодник повшэхны» (редактор Е. Турович), «Вензь» (редактор Т. Мазовецкий) и «Знак» (редактор Б. Цывиньский).

Формирова­ние независимой от властей общественной деятельности начинает­ся с середины 70-х годов. Июньские события 1976 г. дали толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. С сентября 1976 г. активно действовал Комитет защиты рабочих (КОР), в состав которого вошли активные участники мартовских студенческих выступлений 1968 г., а также известные писатели, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую и материальную помощь арестованным участникам демонстраций, развернул активную правозащитную деятельность. После освобождения из заключения осужденных участников июньских 1976 г. демонстраций комитет продолжил свою деятельность.

В 1977 г. возник Комитет общественной самозащиты (КОС), который объединился впоследствии с КОР. Новый комитет КОР - КОС, среди руководителей которого были Я. Куронь, К. Модзелевский, А. Михник и другие, объединял тех, кто выступал против тоталитарного режима.

Особое внимание в деятельности правозащитных организаций обращалось на рабочую среду. Рабочим читали лекции о «белых пятнах» в истории Польши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохого материального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международными конвенциями, касающимися прав трудящихся. Была налажена широкая «самиздатовская» деятельность, для ведения пропаганды широко использовались западная польскоязычная печать и радиостанции.

Во второй половине 1970-х гг. стали появляться и другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К. Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время посещения папой римским Польши в 1979 г.

Экономический и социально-политический кризис 1980 г. Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед надвигавшимся новым глубоким социально-политическим и экономическим кризисом. Летом 1980 г. в Польше в ответ на повышение цен на продовольствие стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали рабочие предприятий Гданьска, Щецина, Силезии.

Рабочие Гданьска 17 августа создали Межзаводской стачечный комитет (МСК), который включал представителей 460 предприятий города. 18 августа были сформулированы и переданы властям требования, состоявшие из 21 пункта. Одним из них явилось право на создание независимых от партии и администрации профсоюзов.

В тот же день состоялось чрезвычайное заседание руководства Гданьска при участии представителя Политбюро ЦК ПОРП С. Кани и командующего военно-морским флотом адмирала Янчишина. Э. Герек официально признал ошибки, пообещал провести реформы и призвал бастующих вернуться на работу. Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и право на создание ими независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования соратников и экспертов бастующих. Тем самым оно давало согласие на легализацию оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, много лет проработавший в партийном аппарате, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность». К концу 1980 г. в нем состояло около трех млн. человек. Другие профцентры значительно уступали ему по численности. «Солидарность» представляла собой объединение автономных организаций различных регионов страны. Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Лехом Валенсой координировала ее действия. Большую помощь ей оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

«Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. В ее ряды в течение короткого времени вступило около девяти млн. человек, из них около одного млн. членов ПОРП (20 % от общей численности партии). «Солидарность» выросла на волне рабочего протеста и в первое время не имела ясных перспектив дальнейшего развития страны.

Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией «саморегулирующейся революции». Концепция предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутренней перестройке общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП. Политические притязания «Солидарности» и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон.

В сентябре 1980 г. состоялся очередной пленум ЦК ПОРП, внесший очередные изменения в состав партийного и государственного руководства. Вместо Э. Герека пост первого секретаря партии занял С. Каня, а председателем Совета Министров - Ю. Пиньковский. В феврале 1981 г. Пиньковский подал в отставку и на пост председателя Совета Министров ПНР был назначен генерал В. Ярузельский, сохранивший за собой пост министра национальной обороны. В октябре 1981 г. он был избран первым секретарем ЦК ПОРП.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. К этому времени экономика страны уже агонизировала и Польша оказалась на грани голода. В стране назревала революция. Лидер «Солидарности» Лех Валенса потребовал от правительства провести референдум о смене власти и всеобщих выборов в Сейм. 7 декабря 1981г. руководство профсоюза решило создать военизированные отряды. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. 12 декабря лидеры «Солидарности» большинством голосов приняли резолюцию, призывающую к свержению правящего режима.

Стремясь предотвратить неконтролируемое развитие событий и угрозу ввода войск государств Варшавского Договора, Госсовет Польши ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Приостанавливалась деятельность политических партий, общественных организаций и профсоюзов. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим.

«Солидарность» была запрещена, почти шесть тыс. ее руководителей всех уровней были интернированы. После введения военного положения «Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, постепенно создавались ее подпольные структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была сформирована Временная координационная комиссия «Солидарности». В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Надежды на быстрый компромисс между властями и «Солидарностью» не оправдались. Начался период борьбы за легализацию «Солидарности», в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену открытой политической борьбы.

Все это время «Солидарность» пользовалась достаточно активной поддержкой католической церкви, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства «Солидарности», польско-язычные западные радиостанции выполняли информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния, но не могло решить проблем страны. Начавшаяся в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий предполагалось строить на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, вводилась частичная либерализация внутренних цен, частичная демонополизация внешней торговли, попытки либерализации финансовой системы и формирования индивидуальной оплаты труда, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность страны, росли цены на внутреннем рынке. 31 декабря 1982 г. Государственный совет приостановил действие военного положения, а 22 июля 1983 г. вообще отменил его.

Руководство ПОРП предприняло попытку восстановить свой авторитет и сплотить своих сторонников. С этой целью в октябре 1982 г. через сейм был проведен закон о профсоюзах. По этому закону разрешалась деятельность профсоюзов, признающих руководящую роль ПОРП в строительстве социализма и придерживающихся принципа общественной собственности на средства производства. Однако меры, предпринимаемые партийным и государственным руководством, не приносили ожидаемого результата. В обществе сохранялась напряженность и недоверие к ПОРП.

Со второй половины 80-х гг. реформаторы внутри ПОРП ак­тивизируют поиск новых путей и методов решения польских про­блем. Состоявшийся в июле 1986 г. X съезд ПОРП, по замыслу властей, должен был стать очередным шагом на пути к «нормали­зации». Но для настоящего перелома, каким могло быть призна­ние за оппозицией статуса участника возможных переговоров, коммунисты еще не были готовы. Однако процесс постепенного ослаб­ления авторитаризма, обусловленный отчасти изменениями меж­дународной ситуации, тем не менее, уже давал о себе знать. Оче­видной становилась его связь с событиями в СССР, где во второй половине 80-х гг. происходили кардинальные перемены. Важным в этом аспекте стал третий визит в Польшу в июне 1987 г. папы Римского, который поддержал оппозицию и помог «Солидарности» обрести второе дыхание.

В 1986-1987 гг. позитивные процессы в экономике приостановились, попытки проведения реформ в начале 1980-х гг. не дали положительных результатов. ЦК ПОРП и правительство в 1987 г. решили пойти на углубление реформ экономической и общественной жизни. Предусматривалась реорганизация центральных органов управления, восстановление рыночного равновесия за счет повышения цен, создание рынка средств производства, предметов потребления, капиталов, рабочей силы. С целью заручиться поддержкой населения при реализации реформы в ноябре 1987 г. был проведен референдум.

Поражение на референдуме в ноябре 1987 г. стало переломным моментом для властей Польши. Задуманные реформы не получили необходимой поддержки. Началось падение престижа государственного и партийного руководства.

Подготовка и проведение «круглого стола». К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью как для властей, так и для оппозиции. Рабочие требовали не только повышения заработной платы, но и легализации «Солидарности». В августе этот лозунг в требованиях бастующих вышел на первый план. Все по­пытки «обновления социализма», его реформирования в 1980-х гг. лишь модифицировали политическую и экономическую систему советского типа, не вызвав радикальных перемен. Однако именно в 1980-е гг. эта система достигла максимально возможного в ее рамках уровня политической либерализации, а экономическая ре­форма явилась своеобразным этапом перехода к системе свобод­ных цен.

В условиях обострения ситуации в стране власти вынуждены были пойти на переговоры с той частью руководства «Солидарности», изъявивших к этому готовность, а с конца августа 1988 г. началась подготовка заседаний «круглого стола». Идея проведения заседаний «круглого стола» сталкивалась с противодействием как со стороны радикального крыла в «Солидарности», так и консервативной части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили руководитель партии В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК ПОРП резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме.

На состоявшемся в декабре - январе 1989 г. X пленуме ЦК ПОРП партийные реформаторы с трудом сумели провести резо­люцию о профсоюзном иполитическом плюрализме, что давало шанс мирного, лишенного элементов насилия, перехода к прин­ципиально новой фазе политического развития. В то же время это решение вызвало усиление радикализма у той части оппозиции, которая была против переговоров и соглашения с коммунистической властью. Тем не менее, путь к соглашениям был все же открыт.

Заседания «круглого стола» проходили с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В них принимали участие ПОРП совместно с Объединенной крестьянской партией, Демократической партией, Всепольским соглашением профсоюзов, нелегальная оппозиция (Л. Валенса) и известные деятели демократической оп­позиции (Б. Геремек, Я. Куронь, А. Михник, Т. Мазовецкий, А. Стшембош), представители епископата. Повторная регистрация «Солидарности» состоялась 17 апреля 1989 г.

«Круглый стол» проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, о создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

Итогом переговоров явился сценарий, предполагавший проведение многопартийных выборов, в которых планирова­лось участие на конкурентной основе свободно созданных полити­ческих партий. Кроме того соглашениями предусматривалось участие оп­позиции в Сейме в намеченном объеме (35 %), полностью кон­курентные выборы в Сенат, формирование коалиционное правительство во главе с представителем ПОРП, создание поста президента, га­рантирующего политическую стабильность.

Следовательно, наме­чался эволюционный путь изменения политического строя и эко­номической системы. Также были согласованы основные принци­пы и условия реализации новых решений: политический и проф­союзный плюрализм, свобода слова, демократический путь фор­мирования государственной власти, независимость судов, рабочее и территориальное самоуправление. В целом принятые постановления означали слом монопольной власти ПОРП и открывали путь к падению старой системы.

Начало структурной перестройки польского общества. На рубеже 1989 - 1990 гг. произошли существенные изменения в расстановке политических сил. Осенью 1989 г. была подготовлена программа основных перемен в экономике и сфере отношений соб­ственности (автор - вице-премьер Л.Бальцерович) , в которую были заложены полная либерализация рынка, коренная привати­зация и стабилизация злотого. Сейм на основе этой программы принял 10 ключевых законов, коренным образом изменивших всю экономическую систему страны. Реализация плана началась с ян­варя 1990 г. Огромную роль в поддержке реформ сыграло реше­ние Парижского клуба о сокращении на 50 % польского долга; МВФ предоставил Польше 1 млрд. долларов, из которых был со­здан стабилизационный фонд.

Первый этап в осуществлении программы структурной перестройки начался 7 апреля 1989 г. с внесения поправок в конституцию страны 1952 г. К наиболее существенным изменениям можно отнести: 1) создание вместо однопалатного Сейма двух органов законодательной власти - Сейма и Сената, образующих вместе Национальное собрание, которое имеет, в частности, право изби­рать президента страны; 2) ликвидация Государственного совета и введение поста президента; 3) подчинение правительства как президенту, так и парламенту; 4) обеспечение влияния президента на деятельность Сейма - право роспуска в определенных случаях парламента. В декабре 1989 г. из Кон­ституции были изъяты статьи об общественно-экономическом строе социализма и социалистическом государстве, ликвидирована статья 3, закреплявшая руководящую роль компартии. Появились положения, отражавшие конституционные стандарты современных де­мократий: принципы верховенства народа, демократического пра­вового государства и политического плюрализма.

После завершения работы «Круглого стола» в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к парламентским выборам. В верхнюю палату - сенат - проводились свободные выборы, в нижней палате - сейме -- 38 % мест было зарезервировано за кандидатами от ПОРП, лидер которой должен стать президентом страны. Вместе с союзными партиями коммунисты получали 65 % мест. Оставшиеся 35 % мест отводились независимым кандидатам, а фактически «Солидарности».

Два тура выборов в парламент, прошедшие в июне 1989 г., принесли оппозиции неожиданный для нее успех. Она провела практически всех своих кандидатов в сейм и сенат уже в первом туре. На совместном заседании сейма и сената 19 июля президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от «Солидарности» не участвовали в голосовании. Победив формально, В. Ярузельский понес моральное поражение.

После президентских выборов начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа 1989 г. О своей готовности войти в новое правительство заявили «Солидарность» и бывшие союзники ПОРП - ОКП и СД. Премьер-министром стал видный деятель светских католиков Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, происходила трансформация уже существовавших. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение об ее самороспуске.

Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона. В сентябре 1990 г. принят закон о выборах президента Республики Польша (РП), которыйотныне должен избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах.

Произошедшие в 1989 г. изменения в политической жизни страны свидетельствовали об отказе от советской модели социализма и начале демократических преобразований в Польше.

Понравилась статья? Поделитесь ей