Контакты

Усадьба Голицыных на Волхонке: Пречистенский дворец, Московский эрмитаж, Институт философии, музей. Дом на Волхонке

Старинная усадьба, давшая имя улице. Во второй половине XVII века в глубине двора были построены палаты князей Волконских. В XVIII веке за ними проходил переулок. Перепад рельефа улицы и переулка был таков, что первый этаж фасада палат по переулку закрыт землей. Стены и своды подклета выложены из белого камня, а основной этаж из орленого кирпича.

В середине XVIII века в палатах помещался питейный дом «Волхонка». В 1788 г. здание вновь стало жилым. По линии Волхонки был выстроен еще один дом, соединенный с палатами торцевым корпусом. Он получил классический фасад с фронтоном по центру над тремя окнами с полукруглыми сандриками. На рубеже XVIII-XIX веков владение принадлежало московскому вице-губернатору Ефиму Ефимовичу Ринкевичу. В 1802 г. здесь родился его сын Александр – декабрист, член Северного общества. В пожар 1812 г. владение очень сильно пострадало. Ринкевичу удалось получить государственную помощь в виде кирпичей с государственных заводов на восстановление усадьбы.

В середине XIX века владение перешло купцу первой гильдии, потомственному почетному гражданину и акционеру Российско-Американской компании, греку Христофору Дмитриевичу Спиридонову. В начале 1890-х годов дом снимало Общество искусства и литературы, основанное в Москве в 1888 г. , А.Ф. Федотовым, Ф.П. Комиссаржевским и Ф.К. Сологубом.

В начале XX века домом владела Оленина Ольга Алексеевна, а в 1910-е годы усадьбу купили владельцы соседней усадьбы Волхонка, д. 10 – «Торговый дом Г. Волков с сыновьями». Гаврила Волков, основатель известного банкирского дома, был крепостным помещиков Голохвастовых. Благодаря князю Н.Б. Юсупову он получил вольную. По легенде, книгоношей Гаврила пешком пришел в Москву и, перейдя реку, присел отдохнуть на крыльце дома на Волхонке. Позднее, разбогатев, он купил два дома на Волхонке в память о начале своей московской жизни. Один из его сыновей, Петр Гаврилович Волков, состоял ответственным комиссионером и оценщиком при Московской оружейной палате. В доме располагался писчебумажный магазин, книжная лавка и женское училище.

С 1927 по 1932 год в здании находился президиум Ассоциации художников революционной России (АХРР), самой многочисленной и мощной из творческих группировок 1920-х годов, предтечи Союза художников СССР. В него входили выдающиеся художники И. Бродский, А. Архипов, Ф. Малявин и др.

В 1934 г. дом хотели снести при прокладке тоннеля для первой ветки метро. Но жильцов было сложно так быстро выселить, и дом оставили. Теперь фундаментом дома является перекрытие тоннеля метрополитена.

В 2013-14 годах дом реконструирован, там открылась вторая очередь зданий Музея личных коллекций, входящего в состав Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ).

В последней четверти XVIII века Особняк на Волхонке входил в состав знаменитого Пречистенского дворца - временной резиденции императрицы Екатерины II в Москве. Поводом для ее приезда стало празднование мирного договора, заключенного с Османской империей 10 (21) июля 1774 года «в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи ».

Пышные торжества по поводу окончания затяжной, но успешной Русско-турецкой войны (1768-1774), давшей, в том числе, право России иметь свой флот в проливах Босфор и Дарданеллы, должны были затмить тяжелые впечатления от военных потерь, страшной эпидемии чумы 1770-1772 гг., унесшей много жизней и связанного с этим чумного бунта, а также от ужасов пугачевского восстания - за две недели до приезда императрицы в Москве на Болотной площади был казнен Емельян Пугачев.

По разным причинам императрица Екатерина не желала останавливаться в Кремле. В письме от 6 августа 1774 года Екатерина обращается с вопросом к М.М. Голицыну:

"... нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома... или же... не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное строение".

В ответ М.М. Голицын, разумеется, предложил свой дом. Место это казалось подходящим по целому ряду параметров: вблизи находилось еще три крупных усадьбы и большая незастроенная территория, рядом - Калымажный двор, где можно удобно разместить лошадей и экипажи. Сам дом располагался недалеко от Кремля, на улице Волхонка, тогда носившей название Пречистенка. Императрица охотно согласилась вместе со своим двором разместиться в доме князя Голицына, взятом для этого в наем Дворцовым ведомством. Кроме дома Голицына в аренду был взят и соседний дом Лопухина, располагавшегося неподалеку, в котором в это время жила мать князя Потемкина - фаворита императрицы. Что же касается Особняка – в то время принадлежавшего семейству Долгоруковых, то незадолго до этого дом был выкуплен по приказу императрицы, заранее задумавшей сделать щедрый подарок графу Петру Румянцеву, получившему после победы в Русско-турецкой войне «проименование» Задунайского.

Выполнение проект дворца, названного впоследствии Пречистенским, было поручено молодому архитектору Матвею Казакову, для которого эта работа послужила началом блистательной карьеры.

«Я приказала Измайлову купить на Пречистенке дом князя Долгорукого и и оный по конфирмованному от меня плану переделать".

Пишет императрица князю М.Н. Волконскому. Такой план был действительно разработан молодым Матвеем Казаковым, подписавшимся на нем в должности «заархитектор», то есть помощник архитектора, но из-за крайне коротких сроков строительства Пречистенского дворца реализовать намеченную переделку дома не удалось: на общем плане дворца, разработанном тем же автором, конфигурация плана дома Долгорукова сохраняется прежней.

Территория вокруг усадьбы М.М. Голицына требовала масштабной перестройки. М.Ф. Казаков сделать обмеры всех арендованных зданий и сделал несколько планов перестройки, два из которых попали на стол императрицы. Первый из них был отвергнут, а второй Екатерина утвердила после приезда с Санкт-Петербург самого М.Ф. Казакова. Строительство Пречистенского дворца должно было завершиться в экстренно короткие сроки, поэтому были привлечены к работе над дворцом и другие архитекторы Алексей Баранов, Моисей Медведев, Иван Морщинов, Иван Веттер, Василий Яковлев, Кристиан Розберг, и ученики: Николай Матвеев, Алексей Ходов и Родион Казаков, который впоследствии стал главным архитектором Экспедиции Кремлевского строения. «Сделанием и укреплением на главном деревянном строении стропил» занимался архитектор Карл Бланк и его помощник Василий Михайлов. Строительством дворца руководил начальник экспедиции кремлевского строения М.М. Измайлов, убранством – шталмейстер И.М. Морсошников.

Основная композиционная идея Пречистенского дворца, согласно проекту Матвея Казакова, сводилась к застройке дворового пространства между главными домами трех крупных усадебных комплексов прямоугольным объемом дворцового сооружения, выполненного полностью, вплоть до свайных фундаментов из дерева, декорированного роскошно, но на скорую руку для временного пребывания и устройства праздничных приемов: дощатые стены были обтянуты парусиной, окрашенной масляной краской, парадная лестница была обита красным сукном. Протекавшую повсеместно крышу чинили постоянно, по мере появления течи. Внутренние дворы Пречистенского дворца были вымощены каменною мостовой. Проживание императрицы и ее двора предполагалось в главных усадебных домах - каменных капитальных сооружениях: так в доме Голицына располагались покои самой императрицы, а в доме, купленном у Долгоруковых, покои наследника и будущего императора Павла I. Каменные постройки соединялись с новым дворцом и, соответственно, между собой, холодными деревянными переходами. В состав временного сооружения входили: большой тронный зал, опоясанный колоннадой, дворцовая церковь во имя Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев, зал для приема иностранных министров, а также большой зал.

Строительство продолжалось лето и осень 1774 года, отделочные работы продолжались и в 1775 году. О внешнем и внутреннем облике дворца отчасти можно судить по сохранившемуся в ГНИМА им. Щусева чертежу продольного разреза главного деревянного здания - здесь располагались парадные двусветные залы для приема послов и проведения балов. В левой части чертежа изображен фрагмент главного фасада дома Долгорукова – это первый достоверный вид Особняка на период XVIII века, выполненный М. Казаковым на основе точных обмеров здания.


Сохранился также рисунок иконостаса дворцовой церкви во имя Антония и Феодосия, дающий представление о богатстве внутреннего убранства и об архитектурный вкусах эпохи.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон так описывал Пречистенский дворец:

«Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты».

Во дворце был предусмотрен тронный зал с высокими окнами и троном под сенью. Все помещения, включая церковь, были двухсветными.
Несмотря на все старания архитекторов, выстроенный дворец императрице не понравился: зимой в помещениях было холодно, а летом в открытые окна врывались запахи Колымажного двора. Императрица раздражалась от того, что в своем кабинете ей приходится сидеть между «тремя дверями и тремя окнами». Свое отношение к постройке Екатерина выразила в письме барону Ф. Гримму:

«Вы хотите иметь план моего дома? Я вам пришлю его, но нелегка штука опознаться в этом лабиринте. Я пробыла здесь два часа и не могла добиться того, чтобы безошибочно находить дверь своего кабинета, это торжество путаницы. В жизни я не видала столько дверей; я уж полдюжины велела уничтожить, и все-таки их вдвое более, чем требуется».

Неприязнь к своей основной резиденции выразилась в том, что часть лета императрица и двор провели в Коломенском.
Во время пышных празднеств Екатерина осыпала милостями графа Петра Румянцева-Задунайского, отвоевавшего у турок Азов и часть Крыма: город Керчь и крепость Ени-Кале (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже - в 1783 году) и обеспечившего России выход к Черному и Азовскому морям, к проливам Босфор и Дарданеллы. Кроме всего прочего, перед отъездом императрица пожаловала графу выкупленный с этой целью дом Долгоруковых и множество других подарков.
Несмотря на бытовые неудобства, Екатерина провела в Пречистенском дворце почти весь 1775-й год. Вскоре после отъезда Екатерины II дворец было решено разобрать, что, однако, было осуществлено только в 1779 г., когда семья Голицыных смогла вернуться в свой дом. Деревянное здание было перевезено на Воробьевы горы и поставлено на фундаментах старого Воробьевского дворца, построенного в XVI веке отцом Ивана Грозного - Василием Ивановичем.

Старый деревянный дворец на Воробьёвых горах. XVIII век. Из книги Н. Найдёнова «Москва Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений», том II (1886).

Это был деревянный дворец на белокаменном фундаменте. Петр Великий приказал разбить за дворцом березовую рощу, но место это так и не стало местом частого посещения коронованных особ, ко второй половине XVIII века дворец пришел в упадок и деревянную конструкцию разобрали. К концу 1770-х годов подклет также пришел в ветхое состояние. В 1778 году начальник экспедиции Кремлевского строения М.М. Измайлов по делу о переносе Пречистенского дворца на Воробьевы горы» рапортовал:

«... ни один подрядчик не взялся за эту работу, и будет она стоить по архитекторской смете до 50 000 рублей».

На новом месте дворец был полностью собран в 1780-х годах под наблюдением архитекторов Матвея Казакова и его однофамильца Родиона Казакова. Интересно, что разобранные конструкции Пречистенского дворца не перевозились, а сплавлялись на баржах по Москве-реке. Они проделали путь от Пречистенского спуска, где у Ленивого торга была пристань до Воробьевых гор.
Эти вновь построенные части Пречистенского дворца получили название Нового Воробьевского дворца, в память о Старом, и были впервые отмечены на генеральном плане Москвы 1789 года. Из дворца на Волхонке сюда был перенесен тронный зал, в котором снова могли устраиваться приемы послов.
Перемещение дворца из центра Москвы в село Воробьево не вдохнуло в него новую жизнь: Екатерина ни разу не останавливалась в нем после перестройки. С 1796 по 1800 годы в нем временно находились классы архитектурной школы М.Ф.Казакова.

История дома на Волхонке, иллюстрированная как историческими рисунками, так и современными фотографиями.

Эта усадьба (№ 1/14) в XVII в. принадлежала боярину Борису Гавриловичу Юшкову, в 1738 г. ею владел генерал-адмирал князь М. И. Голицын. На плане усадьбы, снятом в 1759 г., обозначены каменные палаты на месте современного дома. Они перестраивались в 1761 гг. (отделка была закончена в 1766 г.). Авторство этого дворца до недавнего времени приписывалось двум архитекторам: С. И. Чевакин-скому и И. П. Жеребцову, однако новыми исследованиями было установлено, что проект переделки был выполнен одним С. И. Чевакинским, выдающимся архитектором, автором таких известных сооружений барокко в Петербурге, как Никольский морской собор и дворцы Шереметева и Шувалова. Жеребцов же участвовал лишь во внутренней отделке голицынского дворца, которая закончилась к 1766 г. К тому же времени относятся и прекрасной работы парадные ворота с ажурным вензелем - "PMG" - (что означает Prince Michail Golitzin") - одного из владельцев дома князя Михаила Михайловича Голицына.

В 1774 г. голицынский особняк, как и соседние дома Долгорукова (Волхонка, 16) и Лопухина (М. Знаменский, 3), был приспособлен для пребывания в нем Екатерины II, а между ними, на том месте, которое сейчас занято бензоколонкой для правительственных автомобилей, построили по проекту М. Ф. Казакова обширный деревянный дворец с большим - площадью около 775 кв. м - двухсветным тронным залом.
Писатель и ученый А. Т. Болотов вспоминал, что, "несмотря на всю стужу и зимнее тогдашнее время, производилось строение сие с великим поспешением и тысячи рук занимались оным денно и ночно". Церковь при дворце освящена 16 декабря 1774 г. во имя св. Андрея Печерского, а 31 декабря 1774 г. (очевидно, был дан приказ закончить обязательно в этом году, прямо как в благословенные советские времена) начальник Кремлевской экспедиции М. М. Измайлов рапортовал об окончании строительства.
Английский путешественник Уильям Кокс, побывавший в то время в Москве, отмечал, что "здание, сооруженное с быстротой молнии, оказалось столь красиво и удобно, что материал, из которого оно сооружено, был употреблен впоследствии на постройку императорского загородного дворца, стоящего на небольшой возвышенности в окрестностях города" - речь идет о дворце на Воробьевых горах.

Однако Екатерина осталась недовольна казаковской постройкой - она писала барону Гримму: "Вы желаете иметь план дома, где я живу. Я вам его пришлю, но опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию, и все-таки их вдвое больше, чем нужно".

В начале XIX в. дом принадлежал князю С. М. Голицыну, в домовой церкви которого, освященной во имя Рождества Христова и помещавшейся в северной части здания, предполагал венчаться А. С. Пушкин. Но митрополит Филарет предписал устроить обряд венчания в приходской церкви невесты у Никитских ворот, чтобы не лишать заработка тамошний причт. Эта церковь, как и все домовые храмы, была закрыта при большевиках, но еще долгое время там сохранялся красивый иконостас.

В 1925 г. член президиума Коммунистической академии В. П. Милютин настоятельно требовал убрать из помещения церкви иконостас, так как она была, как он сообщал, "...занята гистологическим отделом Института мозга, а поэтому иконостас крайне препятствует работе".

С. М. Голицын в 1834 г. был назначен председателем следственной комиссии по делу "о лицах, певших пасквильные песни", как называлось сфабрикованное полицией дело, по которому были арестованы и приговорены к различным наказаниям Александр Герцен, Николай Огарев и их товарищи. Приговор осужденным был объявлен в этом доме 31 марта 1835 г. "Торжественный, дивный день, - писал Герцен. - Кто не испытывал этого, тот никогда не поймет. Там соединили 20 человек, которые должны прямо оттуда быть разбросаны, одни по казематам крепостей, другие по дальним городам".

Дом князя был поставлен на широкую ногу, его обслуживало небывалое даже тогда количество дворовых, которыми заведовал некий персианин, которого все знали под именем Михаила Сергеевича, щеголявший "...по стогнам белокаменной, несмотря на трескучие морозы, в белых коленкоровых невыразимых и высокой барашковой шапке". После смерти князя все его состояние перешло к племяннику М. А. Голицыну, любителю искусств, библиофилу и коллекционеру. Он, будучи много лет на различных дипломатических постах за границей, собрал большую коллекцию книг, картин и различных редкостей - фарфора, бронзы, ювелирных изделий.
После кончины собирателя эти коллекции составили так называемый Голицынский музей, открытый в январе 1865 г. В нем экспонировались картины известных европейских художников итальянской, французской, голландской школ: Чимы да Конельяно, Караваджо, Веронезе, Тициана, Каналетто, Рубенса, Пуссена, и многих других. В собрании редкостей находились ценные предметы античной культуры - мраморные бюсты, вазы, бронзы, резные камни, фигурки животных, произведения ювелирного искусства, мебель, средневековая скульптура Европы и стран Востока.
В библиотеке музея насчитывалось двенадцать тысяч томов, среди которых были инкунабулы и редкие образцы типографского искусства. Музей действовал около двадцати лет и был популярен в Москве. В 1869 г. в нем проводились заседания первого в России археологического съезда. Однако со временем сын собирателя, князь С. М. Голицын, охладел к музею - он больше интересовался скачками. По воспоминаниям П. И. Щукина, хранитель коллекций музея К. М. Гюнцбург так отзывался о нем - "Unsere Furst ist keit Bucherfreund, sondern ein Pferderfreund" ("Наш князь друг лошадей, а не книг").
В 1886 г. музей был продан Эрмитажу и Публичной библиотеке за 800 тысяч рублей, а дом стал сдаваться различным учреждениям и жильцам.

В 1888 - 1892 гг. помещалось частное училище И. М. Хайновского; в 1894 - 1898 гг. во время перестройки дома на Большой Никитской тут находились классы Московской консерватории. Известный композитор Р. М. Глиэр вспоминал: "Консерватория тогда временно помещалась в здании против Храма Спасителя, и мои первые воспоминания связаны с этим живописным местом, откуда виден был и Кремль, и Москва-река. Много маленьких переулочков было расположено вокруг тогдашней консерватории: и ученики ее селились поближе, чтобы не терять времени на ходьбу. Здесь, на Волхонке, я держал вступительный экзамен".
Вместе с консерваторией в голицынском особняке находилось и Русское хоровое общество, концерты которого проходили в зале главного дома.

В 1903 г. усадьба поменяла владельца - ее приобрело Московское художественное общество, при котором состояло и знаменитое училище живописи, ваяния и зодчества. Общество стало сдавать помещения здесь различным учреждениям - торговой школе, женской гимназии Л. Н. Громогласовой, университету имени Л. А. Шанявского (его физической лаборатории, а также лабораториям экспериментальной биологии и физической), Высшим женским сельскохозяйственным курсам и др. В советское время дом занимали Голицынские сельскохозяйственные курсы, после них - Лесной институт и техникум, Институт мозга, редакции нескольких журналов, с 1925 г. - Коммунистическая академия. Именно для нее и надстроили в 1928 - 1929 гг. старинное здание, грубо исказив его пропорции.

В 1936 г. Коммунистическая академия была упразднена, и в этом доме осталось несколько научных институтов, работавших в системе Академии наук - институты истории, славяноведения, истории материальной культуры, экономики, мирового хозяйства и мировой политики, истории искусств и др. На здании помещены мемориальные доски в честь историка Б. Д. Грекова и экономиста К. В. Островитянова.

В правом флигеле усадьбы находилась редакция Большой Советской энциклопедии. Сейчас в этом здании институты философии, управления и человека. Восстановленный правый флигель усадьбы занимают отделы Музея изобразительных искусств.

В 1882 г. Б. И. Чичерин нанял на первом этаже голицынского дома восьмикомнатную квартиру и прожил там шесть зим (на лето он уезжал в свое тамбовское имение Караул). В 1881 г. Чичерин был избран московским городским головой, но через два года за весьма туманный намек на возможность конституционных свобод в царской России был уволен по распоряжению самого Александра III. В этом доме Чичерин работал над такими крупными сочинениями как "Собственность и государство" и "История политических учений".

Также на первом этаже в квартире, окна которой выходили на юго-восток, провел последние годы жизни великий русский драматург А. Н. Островский. Он переехал сюда 4 октября 1877 г. из Николоворобинского переулка, где не было, как он признавался, "покойного угла". Новая квартира в доме Голицына Островскому очень нравилась, и он беспокоился, чтобы успеть ее снять: "Так как смотритель дома говорил серьезно жене, что прежде, чем заключить условие, они соберут справки о нравственных качествах того лица, которому сдают квартиру, то можно сообщить ему некоторые из моих достоинств, не крупных (чтоб не поразить), например, что я не пьяница, не буян, не заведу азартной игры или танцкласса в квартире и прочее в этом роде". Вместо своего домика в Воробине Островский надеялся найти хорошую квартиру: "...если я увижу, что квартиру можно натопить до постоянной температуры +14о (по шкале Реомюра, что равно 17,5оС - Авт.), то я готов заключить контракт хоть на 10 лет. Отсутствие сырости и холода для меня самый важный вопрос - все остальное не стоит большого разговора". Квартиру сняли за 1000 рублей в год (что было довольно дешево для нее), и Островские прожили в ней 9 лет. Здесь у Островского бывали Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, многие актеры. В этом доме были написаны "Бесприданница", "Сердце не камень", "Таланты и поклонники" и другие пьесы - Островский работал много, на износ. В 1886 г. Островский был назначен начальником репертуара московских театров и должен был занять казенную квартиру. Пока она отделывалась, он переехал в гостиницу "Дрезден" на Тверской (в современном доме № 6 на углу с Тверской площадью сохранились остатки старого здания). Отсюда он, уже больной, уехал в свое имение Щелыково Костромской губернии, где умер 2 июня 1886 г.

В том же 1886 г. голицынский дом покинули еще несколько квартирантов: умерли профессор Московского университета зоолог С. А. Усов и поэт, общественный деятель И. С. Аксаков. С. А. Усов вложил много труда в создание Московского зоосада, он был автором нескольких работ по зоологии, но не только - он серьезно интересовался историей и археологией - в частности, ему принадлежит работа по истории московского Успенского собора. Один из основоположников движения славянофилов И. С. Аксаков пользовался большой известностью как защитник угнетенных славянских народов, был одним из руководителей московского славянского комитета; издавал несколько газет, которые, как правило, закрывались царским правительством за независимые суждения и критику. И. С. Аксаков поселился в доме Голицына в сентябре 1885 г. и прожил всего около полугода - он скончался в своем кабинете за редактированием очередного номера газеты "Русь" 27 января 1885 г.: в некрологе в журнале "Русский архив" было сказано, что "...на Волхонке, в скромном помещении, окнами против храма Христа Спасителя, на 63-м году жизни, скончался сего 27-го января 1886 г. Иван Сергеевич Аксаков".

Как давали названия московским улицам

Раньше эти места называли Чертольем по ручью Черторый, берущему начало из Козьего болота. Ручей протекал вдоль Пречистенского бульвара и впадал в Москву-реку. Наполняясь водой во время ливней весной и летом, Черторый пробил себе глубокий овраг. За это в народе его называли Чертороем, якобы черт рыл этот овраг. Поэтому и Волхонку в 1547 году назвали Чертольской (Черторьской) улицей.

В 1658 году царь Алексей Михайлович посчитал, что от кощунственного названия пора избавляться. Тогда Чертольские ворота и улицу переименовали в Пречистенские (по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской в Новодевичьем монастыре). Позже у улицы внутри Бульварного кольца появилось свое имя - Волхонка.

В 1565 году в этих местах устроили опричную часть Москвы. На правой стороне Волхонки появился царский Колымажный двор, а в начале улицы поселились стрельцы.

За XVIII век улицу наполнили аристократические усадьбы. Тогда же осушили Лебяжий пруд, а рядом с ним появился сначала двор князя А.Д. Меншикова, а с 1728 года - двор царевны Екатерины Ивановны. В 1742 он достался князю А.М. Черкасскому. А в 1774-1775 годах за Колымажным двором, рядом с усадьбой Голицыных, М.Ф. Казаков построил деревянный дворец для императрицы Екатерины II. Она прожила там почти год, но в 1776 дворец разобрали, а из его досок построили второй этаж старого каменного дворца на Воробьевых горах.

А еще на Волхонке сохранилась кремлевская заправка.

АЗС на Кропоткинской построили в 1930-х годах по проекту архитектора А. Душкина. Она работает до сих пор. Правда, заправляются там только ведомственные автомобили по путевому листу бесплатно. Поэтому на кремлевской заправке висят таблички «Не работает» и «Въезд запрещен».

В 2023 году в Москве откроется музейный квартал, который объединит в одно культурное и прогулочное пространство Волхонку, Пречистенку, площадь перед храмом Христа Спасителя и прилегающие переулки.

Пешеходную часть Волхонки расширят до 17-28 метров, а в новое мощение напротив Пушкинского музея вмонтируют латунную карту квартала. Она поможет ориентироваться среди музеев и достопримечательностей. А рядом с домом №6 на Волхонке и на пересечении улицы с Гоголевским бульваром появятся информационные стелы с картами.

Понравилась статья? Поделитесь ей