Контакты

Рекомендации родителей по развитию речи детей. Рекомендации по развитию речи детей

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно , чтобы он овладел ей в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий :

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка . Не перезагружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите ясно и четко, когда что-то читаете читайте выразительно с интонацией. Если что то непонятно в тексте, объясните это своему ребенку.

Не разговаривайте так, как разговаривает ваш ребенок, не искажайте свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно- ласкательными суффиксами- все это тормозит речевое развитие ребенка .

Если у ребенка есть недостатки в речи своевременно устраняйте их. Когда будете указывать ребенку на его неточности и ошибки, встречающиеся в его речи будьте чрезвычайно осторожны и не в коем случае не смейтесь над малышом, просто тактично поправьте его и покажите как надо произносить то или иное слово.

Если ваш ребенок задал вам какой либо вопрос, старайтесь не оставлять его без ответа и не забудьте проверить : понятен ли ему ваш ответ.

Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. Когда ребенок станет постарше записывайте беседы с ребенком, его речь вовремя игр, чтение стихов, не забудьте указать при этом возраст ребенка. Такие записи могут помочь в работе над речью и со временем будут хорошим подарком.

Систематически включайте ребенку аудиозаписи с чтением сказок, потешок, стихов, это тоже поможет развить речь вашего малыша .

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую; закрепить с.

Рекомендации родителям по развитию речи детей Учителя – логопеды работают с детьми разного возраста и, конечно же, стараются давать регулярно рекомендации родителям. Например, работая.

Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2–3 лет Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2-3 лет 1. Проводить артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения.

Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией Игры и упражнения по развитию синтаксического строя речи у детей со стёртой дизартрией Учитывая выявленные ошибки у детей со стёртой дизартрией,.

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста Учеными давно доказано, что развитие руки тесно связано с развитием речи и мышлением ребенка. Работа по развитию движений рук должна начинаться.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста 1. В семье необходимо создавать благоприятную условия, в которой бы ребенок мог с удовольствием общаться со взрослыми и получать новые знания,.

Рекомендации для родителей по развитию у детей элементарных математических представлений 1. Проведите с детьми игру «Сделаем перчатки» Игра «Сделаем перчатки» Предложите детям положить кисти рук на листок бумаги таким образом,.

Консультация для родителей

ПЕТРОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель – логопед

МБДОУ – детский сад № 9 комбинированного вида г. Орла

    Читайте ребёнку книги. Дети любит слушать произведения, переживая поступки героев, и это оставляет глубокий след в их сознании. После чтения важно выяснить, что я как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связанной, последовательной речи, закрепляет в словаре ребёнка новые слова.

    Побуждает детей рассказывать вам о том, что они узнали и увидели на занятии, на прогулке. Это дает возможность вспомнить изучаемый материал, правильно и последовательно изложить свои мысли, грамотно строить предложения.

    Относитесь внимательно к детским вопросам, отвечайте на них. Даже если на вопрос ребёнка нельзя ответить так, что бы он всё понял, не следует оставлять его без внимания - это отобьёт интерес у ребёнка, желание спрашивать. Можно в таких случаях дать не прямой ответ, а рассказать ребёнку что-либо доступное ему о заинтересовавшем предмете. Недопустимо отвечать на вопросы детей односложно или в насмешливой форме.

    Для развития речи детей можно и выполнение необходимых домашних дел. Соскучившийся за день по родителям ребёнок старается быть рядом с ними, участвовать в их делах. Не следует отстранять ребёнка, а наоборот, поручить ему, что-нибудь принести, поставить, подать. При выполнении этих поручений у малыша возникнет желание, потребности рассказать, спросить. Отвечая на вопросы, родители называют предметы, их качества, действия с ними. Так незаметно ребёнок усваивает новые слова и понятия.

Косьмина Ю.С., учитель-логопед высшей категории, МДОУ Детский сад №324.

Заславская А.С., учитель-логопед первой категории, МДОУ Детский сад комбинированного вида №230.

Я мама маленького сына. И часто вижу и слышу, что и как мамы (а также папы, бабушки и т.д.) говорят своим детям. К моему великому сожалению, далеко не все понимают, как же общаться со своим чадом. Родители делают ошибки в общении (как с логопедической, так и с психологической точки зрения.). Конечно, особенно грустно наблюдать, как некоторые мамы относятся к развитию речи ребенка. А ведь именно голос матери ребенок слышит и начинает различать, еще находясь в утробе.

Часто слышу о том, как одна мама жалуется другой на то, что ее ребенок в 2-3 года еще ничего не говорит. А та ей отвечает, мол, не волнуйся и не переживай! Заговорит еще. Вот у моих знакомых так тоже было: не разговаривал до 3,5 лет. Зато сейчас ему уже 5 лет и болтает без умолку. Правда ничего не понятно, что хочет сказать. Но до школы ведь еще время есть, научится.

Я не только мама, но еще и логопед по специальности. И хочу дать рекомендации по развитию речи родителям (в первую очередь мамам, т.к. именно на них ложится львиная доля воспитательного процесса), у которых есть дети в возрасте от 0 до 3 лет.

Мои советы будут полезны не только родителям нормально развивающихся детей, но и особенно родителям детей с отклонениями в развитии, т.к. именно им нельзя упускать столь драгоценное время: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание, развитие или коррекция.
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Психолог Н.И. Жинкин писал: “Речь-это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания”. . Знания, факты, т. е. информация,- материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием его речи. Если в раннем детстве коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет за собой нарушение интеллектуально-речевого развития, что получило в науке название синдром госпитализма .

Сейчас моему сыну еще нет года, но слова, которые он произносит всегда к месту, звучат довольно “чисто”. Малыш уже умеет рычать, эмоционально играет, показывает картинки в детских книгах по моей просьбе, понимает инструкции, очень внимательно слушает обращенную речь, сказки, стихи, играет в “Ладушки”, “Ку-ку”.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

    • Я стараюсь, чтобы у сына формировались полноценные образы о предметах. Для этого ребенку нужно получать стимулы извне различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.). Делая что-либо по дому, я беру ребенка с собой, делаю так, чтобы он видел мои действия, одновременно проговариваю названия этих действий. Разрешаю манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Например, даю поиграть с ложкой, взять ее в рот (не забываю сказать: “Это ложка. Металлическая, твердая, холодная”), разрешаю ее бросить (и говорю: “Ты бросил ложку. Ложка упала – дзынь!”), постучать ложкой по ковру, кастрюле, чтобы слышать различия, как она стучит (глухо по ковру и звонко по кастрюле).
    • Я пою сыну колыбельные. Они очень важны в процессе овладения ребенком речью. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Авторство данного открытия принадлежит доктору филологических наук из Тюмени Ирине Карабулатовой. И это мне дает возможность наблюдать, как мой мальчик успокаивается, когда слушает песню. И часто я становлюсь свидетелем того, как он поет, будто подражая мне. Правда он делает это пока еще без слов, только с помощью гласных и нескольких согласных звуков (что-то вроде да-да-да, на-на-на). Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
      Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань - один из главных “инструментов” нашей речевой деятельности.
    • Зная опыты В.М. Бехтерева, который в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Начинала работу по развитию мелкой моторики я с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу (со 2-ой недели) массировала пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Делаю упражнения с кистями рук, лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того, массирую пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливаю на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибаю и разгибаю. Делаю так 2-3 минуты ежедневно. Тем самым я воздействую на активные точки, связанные с корой головного мозга. Также в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    • Я стараюсь петь и говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции. Практикую изолированное звукопроизношение, делая акцент на более трудные звуки (например, [р]). Специально открываю рот пошире, чтобы ребенок мог увидеть движения языка. Если вы здоровы, можно позволить малышу потрогать ваш язык в момент его вибрации. Практически с младенчества вызываю звуки, которые считаются потенциально трудными для произношения. Чтобы вызвать звук [р], я специально рычала перед ребенком, когда он прислушивался к моей речи. Причем лицо обязательно находится перед ним так, чтобы он видел, как двигается язык и губы, когда я говорю. Я рычала, “как тигр рычит”, “как собака рычит” - “р-р-р”, “как мотор заводится” - “др-р-р”.

Кроме того, разрешаю ребенку играть пальцем у себя во рту, двигать язык (это пассивная артикуляционная самогимнастика), но не сосать. В 6 месяцев мой сын двигал язык пальцем, одновременно вокализируя, и явно наслаждался многообразием звуков, которые у него получались.

Я варьирую голос по высоте и силе в процессе рычания. Или добавляю показ ярких игрушек, чтобы привлечь зрительное внимание малыша. Известно, что маленькому ребенку, если показывать язык так, чтобы он видел, он будет подражательно высовывать язык. Проверено на личном опыте.

Моя мама с рождения “рычала” со мной, я - со своим сыном. Результат: четкое произношение звука [р] начиная с десяти месяцев! Для сравнения: со второй дочерью моей маме некогда было заниматься и мою сестру учили произносить [р] уже после трех лет.

    • Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, “проглатывать” окончания слов.
    • Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.
    • Не сюсюкайте с ребенком (Вместо "Посмотри на этого мишку", "Посматли ня этюво миську"). Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот - “бигимот”, носорог – “насарог”.

    • Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.
    • Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.
    • Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – “рукавички”, коробка из-под торта – “торт”).
    • Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно говорить ребенку "бибика или машинка", говорите: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д. Но важно начинать с материала, к которому ваш ребенок проявляет интерес (может, он любит животных или машины или его интересует бытовая техника).
    • Если вам не нравится, что ребенок употребляет свои искаженные выдуманные квазислова (сюсюкания) (речь идет о словах, которые он впервые использует), особенно упрямым детям не стоит запрещать их говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребенка. Лучше сделать вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему для малыша.
    • Наглядный материал должен быть реалистичным и не зашумлённым. (Хорошо, если на картинке в детской книжке будет видно, кто изображен: крокодил или динозавр). Не советую брать книг (и к игрушкам это также относится), если вы сами не понимаете, кто изображен на картинках. Пусть вы и ваш ребенок сможете четко определить и назвать все, что нарисовано в книге. Если можно четко определить предмет, назвав конкретным словом, у ребенка будет складываться четкое понятие о предмете.
    • Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается “чувство языка”, а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш малыш легче будет усваивать грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться русский язык в школе.
    • Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек ; а экскаватор высыпает песок .
    • Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.
    • Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, одна женщина на детской площадке говорила ребенку постоянно вместо слова "кошка" - "мяу".)

Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения “это” (например, “возьми это, ставь сюда”) называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой. “Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают” .

    • Применительно к детям, которые еще не говорят, нужно быть осторожными в тех случаях, когда мы говорим за ребенка слово “хочешь ”.

Если ребенок тянется к какому-то запретному предмету (например, дорогой веер из сандалового дерева в коробочке под стеклом), а мы не хотим давать его. Начинаем подсовывать ему другие предметы, говоря: “Хочешь мяч?”. И вот уже ребенок переключает внимание (которое еще очень неустойчивое) на другой предмет (мяч). Желание ребенка в результате этого смазывается. Вроде он хочет мяч, но это не его желание, а “подмена желания”. Подлинное желание ребенка, которое он, скорее всего, сам не сознавал, не понимал толком, но имел, было заменено на внятное, конкретное, но не его желание. Будет ли он в последующем иметь дело со своими желаниями или он постоянно будет путать то, что он хочет, с тем, что он думает, что он хочет? Как результат бесконечные поиски “смысла жизни” или “поиски любви” и т.д. . Таким образом, можно сделать вывод, что нужно обращать внимание на то, чего ребенок действительно хочет. И с осторожностью говорить слово “хочешь” в отношении желаний ребёнка. Нам кажется, проблема в том, что мы (взрослые) зачастую не прислушиваемся к желаниям детей. Хотя он такой же полноценный человек и заслуживает того, чтобы с его мнением считались.

Я вместо слова “хочешь”, если не уверена в желании сына, говорю, например, тебе дать мяч? Когда вижу, что он хочет именно мяч, прошу его: “Скажи “да””. Так в течение дня у ребенка появилось новое слово “да”.

В результате такой моей работы как мамы, мой сын в 11 месяцев говорит: мама, папа, баба, на, да, дай, отдай, ав (собака), там. А еще рычит: р-р-р-р и др-р-р.

Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что “если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому” . И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что “ребенок просто отличается своим развитием” - наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект - задержку речевого и психомоторного развития. В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

Список литературы.

    1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
    2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.
    3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. - М.: Лабиринт, 2001.
    4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей - олигофренов. - М.: Просвещение, 1970 - с. 112
    5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002.
    6. Курпатов А.В. Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка. - 2-е издание. М.: ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", 2008.
    7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
    8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М., 1997.

для детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!

РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры:

1.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Например: ваза - роза- нарцисс- гвоздика.

2. «Посчитай».

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок и т.д.

3.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех - …, лето - …, день - …, холод - …,север - … и т.п.

Глаголы: пришёл - …, нырнул- …

Прилагательные: широкий - …, маленький - …, богатый -… и т.п.

Наречия: далеко -…, высоко- …

4. «Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

5. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

6. «Подумай и ответь».

Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

7. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

8. «Расскажи сказку».

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

«Речь взрослого, как пример для подражания»

    Известно, что ребёнок учится говорить, подражая взрослым, однако дети перенимают не только произношение, но и несовершенство речи.

Примером для детей является речь взрослых. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности. Громкая, крикливая речь вызывает у детей безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.

Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает быстрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.

Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким. Ребенок быстрее научится говорить правильно, когда слышит вокруг себя правильный, литературный язык.

У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих.

Поэтому речь окружающих взрослых должна быть правильной, чтобы не спровоцировать появление у малыша тех или иных дефектов.

Постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребёнок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов, при общении избегайте «сюсюканья».

Общаемся со сверстниками.

В первую очередь нужно помнить о том, что одного общения с взрослыми недостаточно.

Оно не может заменить общение с ровесниками. Общаясь с друзьями, ребёнок, как правило, чувствует себя более спокойно и непринуждённо.

Что создаёт благоприятный фон для развития речи.

Учимся играя.

Помочь ребёнку научиться правильно, говорить можно и в игровой форме.

Для развития речевого слуха можно предложить ребёнку попробовать отличить на слух слова, различающиеся одним звуком (кит – кот, дом – дым, доска – тоска, лампа – лапа, мышка – мишка и т. д.).

Очень хороши игры, развивающие мелкую моторику: перебирание бусинок, пуговиц, собирание мозаики.

Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревание мозга, а значит, хорошо влияет и на развитие речи.

В игре ребёнок любит проговаривать каждое своё действие – таким образом, он учится выражать свои мысли.

Игра для ребёнка – дело серьёзное!

Будьте добры, помедленнее!

    Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, слова должны сочетаться друг с другом по форме и по смыслу. Для маленького ребёнка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие речи. Ребёнок не знает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою очередь, снижает способность ребёнка приспосабливаться к ситуации, отрицательно влияет на понимание слов и их использование.

    Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна быть не громкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых.

    Речь должна быть чёткой и не многословной. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.

Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:

    правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи, то есть иметь хорошую дикцию;

    использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;

    стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

    в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений;

    в общении с детьми, взрослый не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

    речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.

Так же при общении с детьми необходимо следовать некоторым психологическим принципам:

    принимать ребенка таким, каков он есть;

    помнить, что каждый человек самобытен;

    верить в способности воспитанников;

    стимулировать их творческую активность;

    уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

    не унижать достоинства ребёнка;

    не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

    помнить, что любой может ошибаться;

    не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Понравилась статья? Поделитесь ей