Контакты

Логопедическая тетрадь «дифференциация парных согласных». дидактический материал для логопедов

Логопедическая тетрадь

«Дифференциация парных согласных»

Дидактический материал для логопедов.

Различай согласные «в – ф» ……………3-7

Различай согласные «д –Т». 7 - 12

РАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «З – С» 12 - 16

рАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «Б – П» 16 - 21

рАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «Г – К» 21 - 26

рАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «Ж – Ш» 26 - 31

Обощение по теме «парные согласные»……. 32 - 35

литература…………………………………………..……. 35 - 36

Различай согласные «В-Ф»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Флажок
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Собака
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

Кошка
А кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.

Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

ФА-ФО-ФЫ-ФУ-ФЭ
ФЫ-ФО-ФУ-ФЭ-ФА
ЫФ-АФ-ОФ-УФ-ЭФ
ФЫ-ФУ-ФО-ФА

ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ
ВЫ-ВУ-ВО-ВЭ-ВА
АВА-ОВО-УВУ-ЭВЭ
ВЭ-ВУ-ВЫ-ВО-ВА

Задание № 4. Прочти и запомни чистоговорки:

Ва-ва-ва - на суку сидит сова.
Во-во-во - по реке плывет бревно.
Фа-фа-фа – нет шарфа.
Фы-фы-фы – играли арфы.

Задание № 6. Прочти слова:

ФАРА, ФОРМА, ВАЗА, ФРАК, ВАТА, ФАЗАН, ВАННА, ВАГОН, ФЛАГИ,
САРАФАН, ФАНТИК, ФОКУС, ВОРОТА, ФАКТЫ, КРОВАТЬ, ПОВОРОТ.

Задание №7. Зачеркни букву «В», подчеркни букву «Ф»

В О А В Р Н Ф З М Е Ч Ф И В К С Н А З В О Л Д Ф Н Т Ы Е З Ф С Ц Н В Я С И К В А Е Ч З В Р С Ы Ф Д О Ф Щ Ш В Д Ф Т С Н Ы Ф Д Н З В А Л В С Ф Н З К Ф Г С Д З Г В Ф Р С В Н В Ф Т К Д В Б З Ф Д И В Е З О Ф В Ы З Ь В Ы Ф Т Р Н В Д

У медведя голова (ЧЬЯ?)________________________
У белки уши __________________________________
У волка хвост __________________________________
У лисы лапы ___________________________________
У оленя рога ___________________________________

Музыкант настроил ар. у.
За рулем сидит шо. ёр.
Делают из хлопка. ату.
Молочный продукт – ке.ир.
На столе стоит красивая. аза.
В море высокие.олны.
В магазине продаётся со. а.
Ночная птица – это со. а.
Во ржи вырос. асилек.
Баскетболист получил штрафной.ол.
Весной на полях много. лаги.
На крышах домов развеваются. лаги.

Задание № 10.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

_____________________________________

Одна конфета – пять конфет

Одна фигура – пять __________________.

Один официант – пять ____________________.

Один фонарь – пять _____________________.

Одна ферма – пять _____________________.

Задание № 15. Прочти и запиши по памяти:

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Д-Т»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Крокодил.
Крокодил плывёт по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зелёный весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Зайчик в норке
У елки на пригорке
Спрятала зайчишка в норке.

ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ
ДО-ДЭ-ДЫ-ДУ-ДА
ТА-ТО-ТЭ-ТУ-ТЫ
ТО-ТЭ-ТА-ТЫ-ТУ
ДА-ТУ-ДЫ-ТЭ-ДО

Задание № 5. Повтори чистоговорку:

Да-да-да - в пруду чистая вода.
Ды-ды-ды - я несу стакан воды.

Задание № 6. Повтори скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Задание № 7. Зачеркни букву «Д», подчеркни букву «Т»:

В О Д А Р Н З М Т Е Ч И В К С Н Д А З О Л Д Н Т Г Ы Е З С Т Д Ц Н Я С Т У Д И К А Е Т

Ч З В С Ы Д И Т Г Р Д О Щ Д З С В Д П Т С Н Ы Ф Д Н З АТ Л В С Т Ф Н З Д К Г С Д З Г

В Ф Р Т С Н В Т К Д Б З В Д И М Ю Т Д Е З О Ф Ы З Ь Ю Е Т О

Задание № 8. Прочти слова:

ДУШ, ДОМ, ТАНК, КУСТ, СУДНО, ТОК, СОДА, ФАТА, ДОМБРА, ТРУБА, ЛАДОНЬ, ТРАМВАЙ, ПОТОК, ПОДАРОК, ДРАКОН, МЕТРО, СТУК, ЛЕТО, ДОРОГА, БИДОН.

Задание № 9. Вставь буквы Д или Т:

Награ_а, побе_а, _анк, ме_кий, наря_ы, у_очка, с_ук, пор_фель, дож_ик, _уча.

Вот тележка. Это _ачка.
Дом в саду зовётся _ачка.
Я в тетрадке ставлю _очку.
Мама любит свою _очку.
По реке плывут пло_ы.
Зреют на ветвях пло_ы.
Соловей выводит _рель.
Слесарь в сеть включает _рель.

Задание №11. Игра "Наоборот", запиши слова противоположного значения:

Сильный – _________________

Здоровый – __________________

Быстрый – __________________

Длинный – ___________________

Задание № 12. Отгадай ребус, запиши слово:

_________________________________

Задание № 13. Допиши предлоги:

Миша сел _________ скамейку.

Петух взлетел ___________забор.

Мячик закатился ____________шкаф.

Птичка сидит _______________ ветке.

Задание № 14. Вставь буквы «Т» или «Д».

У ко…а – ворко…а
Не закры…ы воро…а.
Не закры…ы воро…а
Для честного наро…а.
Прохо…и, наро… в огоро…,
И мы при…ём, лебе…ы нарвём!

отря.

пара.

огоро.

горо.

медве. ь

Проверка знаний:

По небу летит самолё . . Наш пру. богат рыбой. У нас в городе работает заво. .
В берлоге спит медве. ь. Мальчик от дерева отломал пру. . Подпиши тетра. ь.

Различай согласные «З–С»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Стул
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивление.

Стол
У стула четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поёт.

Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
Я снела тебе яйцо.

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ
СУ-СЫ-СА-СО-СЭ
СЭ-СО-СА-СУ-СЫ
АС-ОС-УС-ЫС-ЭС

ЗО-ЗУ-ЗЭ-ЗА-ЗЫ
ЗУ-ЗЭ-ЗА-ЗО-ЗЫ
ЗО-ЗЭ-ЗЫ-ЗУ-ЗА
ОЗО-УЗУ-ЭЗЭ-ЫЗЫ-АЗА

Задание № 5.

Са-са-са – бежит рыжая лиса,
Со-со-со – катит лиска колесо,
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы,
Су-су-су – нарисую я лису.

За-за-за – бежит серая коза,
Зу-зу-зу – догоняю я козу,
Зы-зы-зы – есть козлята у козы.

Задание № 6. Читай слова:

ЗУБ, СОК, ЗАЯЦ, РОЗЫ, ПАС, РОСТ, ЗОБ, НОС, ЗОЛА, ЗОНТ, СУК, ЗОЛОТО,

СОМ, ОСА, МЫС, ОСТРОВ, ВАЗА, ПАСТА, КОСЫ, ГЛАЗА, КЛАСС, ЛИСА, ЗАЛП.

С В О А Р Н З М Е Ч И С В К С Н А З О Л Д Н С Т Ы Е З С Ц Н Я С И К А Е Ч З В

С Ы Д О Щ Ш З Д Т С Н Ы Ф Д Н З А Л В С Ф Н З К Г Ц С О Д З Г В Ф Р С Н В Т

К Д Б С З В Д И Е З О Ф С Ы З Ь Ю Е З О А С В Ф Ы З Ы В С А П Р З О

Задание № 8. Прочитай зашифрованные слова:

Задание № 9. Повтори скороговорку:

Коси коса пока роса, роса долой и мы домой.

Задание № 10: Запиши прилагательные:

Варенье из груш – (какое?) ______________________

Запеканка из творога – (какая?) __________________

Сок из яблок – (какой?) _________________________

Оладьи из тыквы – (какие?) ______________________

Задание № 11: Вставь правильно буквы С или З:

На столе лежала.айка,
А по лесу бегал. айка.
На цветах сверкают ро. ы,
Распустились утром ро. ы.
Пестрой лентой притворяясь,
Извиваясь, изгибаясь,
В зелени листвы скользя
По земле ползет.мея.
Щиплет травушку ко. а,
Косит травушку ко. а
Рыжая пушистая ли. а ловит.айку.
У девочки Ли. ы интересная книга.

Задание № 12. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 13: Определи лишнее слово:

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.

ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «С» или «З», подбери и запиши проверочное слово:

Задание № 15: Переставь буквы, запиши слова:

БУЗ _______, ЗОКА ________, ТОНЗ ________, АЗАВ ________, ЗАРО ______.

Задание № 16: Отгадай ребус, запиши слово:

________________________________________

Задание № 17. Прочти слова, отметь, чем они различаются

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Б-П»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Зайчик и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.

ПА-ПА-БА-ПА-БА-БА-ПА-БА-БА
ПО-БО-БО-ПО-ПО-БО-БО-БО-ПО
ПЫ-ПЫ-БЫ-БЫ-ПЫ-БЫ-ПЫ-БЫ
ПА-БО-ПЫ-ПУ-БО-ПЭ-БЫ-ПЭ-БУ

Задание № 5. Зачеркни букву «П», подчеркни букву «Б»:

В О А Р П Б Н З М Е Ч Б И В К С Т П Н А З О Б Л Д П Н Т Б Ы Е З СЛ Ц Н Я П Б С И К

А Е Ч З Б В С Ы Д О Щ П Ш З Д Б Т С Н П Ы Ф Д Н З А Л Б В С Ф Н П З К Г П С Б Д З Г

В П Ф Р Б С Н В Т К Д П Б З В Б Д И П Е З О Ф Ы З П Ы М Б О А

Задание № 6 . Прочти слова:

ПОЛКА, БАНКА, БУФЕТ, СОБАКА, САПОГИ, ЗАБОР, САБЛЯ, ПУШИНКА,
БАШНЯ, СОПКА, КАПКАН, БАРАБАН, БОЛОТО, РАБОТА, ЛАПА, ШАПКА.

Задание № 7. Повтори скороговорку:

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ

Задание № 8. Вставь в слова буквы «П» или «Б»

Ре_а, жа_а, шля_а, _улка, _ ара_ан, _акет, са_ог, вер_а.

В саду стояли с водой _очки.
На дереве распустились _очки.
В городе есть высокая _ашня.
Трактор возделывает _ашню.
В небе вижу звезды _леск.
Слышен волны _леск.

Мяч лежит_______ столе.

Мяч закатился ________ стол.

Маша сидит________ кровати.

Ежик залез ________шкаф.

Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 12. Подчеркни угощения, в названии которых есть согласный звук «П» - желтым карандашом, а угощения, в названии которых есть согласный звук «Б» - синим карандашом.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, пай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!

Задание № 13. Распредели слова в таблице:

Задание № 15. Вычеркни буквы П и Б

Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.

Задание № 16. Составь предложения из слов, данных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П и Б:

Голу_ому, не_у, _о, _лыли, о_лака.

____________________________________________________________________________

Проверка знаний:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Г-К»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Лодочка
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя в ней колечки

Параход
Параход плывёт по речке,
И пыхтит он словно печка.

Колоколчик
Колоколчик всё звенит,
Язычком он шевелит.

Задание № 3. Прочитай и запомни чистоговорки:

Ки-ки-ки – вот идут быки
Ке-ке-ке – сумочка в руке
Га-га-га – здесь огромная тайга
Гу-гу-гу – люди прибыли в тайгу
Ка-га-ка – мне нужна сейчас мука
Ги-ки-ги – испекли мы пироги
Ке-ге-ке – все вокруг у нас в муке
Га-ка-га – хочешь, Галя, пирога?

КА-КО-КУ-КЫ-КЭ
ГА-ГО-ГУ-ГЭ-ГЫ
КО-ГО-КЫ-ГЫ-КА
ГЭ-КО-ГУ-КА-ГО

Прочти слова:

ГОРА, НОГА, КУСТ, ДУГА, УКОЛ, ГОД, УРОК, УГОЛ, КРОТ, ГУСИ, ГРУЗ,
ГЛИНА, КОЗА, КОРЕНЬ, ВАГОН, ТАНК, МАСКА, ИГРА, ВЕТКА, ГРОЗА.

Задание № 6. Зачеркни букву «К», подчеркни букву «Г»:

В Г О А Р К Н З М Е Ч Г И В К С К Н А З Г О Л Д К Н Т Ы Е Г З С Ц Н Г Я С И К А Е Ч Г З В С Ы Д Г О Щ К Ш З Д Т Г С Н Ы Г П Ф Д К Н З А Л Т Г В С Ф Н К З К Г С Д З Г В Г Ф Р К С Н В Т К Д Б З В К Д И Е З О Г Ф Ы З Ь Ю К Е З О

Задание № 7. Запиши новые слова по образцу:

Задание № 8. Прочти и запомни скороговорку:

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь!

Задание № 9. Прочти и запиши по памяти:

Купили Егорке салазки для горки.
Всю зиму, Егорка, катайся на горке!

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 10. Исправь ошибки:

Лена пьет (клюква) кисель – Лена пьет клюквенный кисель.

Мама купила (яблока) ______________________сок.

Миша съел (клубника) ________________________мороженое.

Бабушка сварила (вишня) _________________________варенье.

Папа купил (липа) _________________________мед.

Ели вкусную и.ру.
Подарили нам и.ру.
Зреет красная.алина,
Соберет ее. алина.
Затвердела снега. орка,
Будет скользкой наша. орка.
Жаворонка слышен.олос,
Зреет в поле спелый. олос.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама. осы.
Землю роет старый. рот.
Под землёю он живет.

Задание № 15. Отгадай ребус, запиши слово:

_____________________________

Задание № 16. Игра «Наоборот», запиши слова противоположного значения:

Далеко – ______________

Небо – ______________

Начало – ______________

Чисто – ______________

Потолок – ______________

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Различай согласные «Ж–Ш»

Карандашный диктант.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шарик лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Лошадка
у лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво.

Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

ша-шо-шу-ши-шэ
шо-шэ-ши-ша-шу
ша-шо-шу-ши-шэ
шо-шэ-ши-ша-шу

жа-жу-же-жо-жи
жи-же-жо-жу-же
жи-жу-же-жо-жа
же-жу-жи-жо-жа

Задание № 5. Прочитай и запомни чистоговорки:

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу - молока несу... (ежу).

Ша-ша-ша - у Оли два карандаша,
Шо-шо-шо - мы читаем хорошо.

жи-жи-жи – в лесу живут ежи,
жа-жа-жа – нашли в лесу ежа,
жу-жу-жу – молоко даем ежу.

Задание № 6. Читай слова:

ШАГ, ШАР, ШОК, ЖУК, ШУМ, ШИК, ШОВ, ШЁЛ, ЖИЗНЬ, ШАЛЬ, ШИРЬ, ЖАРА, ШИТЬ, НОЖ, МУЖ, ЖИРАФ, ШУМ, ЗАЖИМ, ДУШ, ТУШЬ, ПОЖАР, МЫШЬ

Задание № 7. Зачеркни букву «Ш», подчеркни букву «Ж»:

Ш В О А Ж Р Н М Е Ш Ч И В К Ж Н А О Л Д Ш Н Т Ы Ж Е Ц Н Ж Я С И К Ш А Е Ч Ж В Ы Д О Щ Ш Д Т С Н Ж Ы Ф Д В Ш В Ф Р С Ж Т К Д Ж Б З В Ш Д И Е О Ш Ф Ы Ж Ь К Ш Ю Е Ж О А В Ф Ш Ы ВА Ж П Р О Ш Л Д Ж Э Я М Ч Ж И Ц

Задание № 8. Прочти зашифрованные слова:

а

ж

п

р

О

а

ш

к

у

т

к

к

о

е

о

р

ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

Задание № 9. Повтори скороговорку:

Шапкой Сашка шишку сшиб.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Задание № 10. Запиши прилагательные:

Напиток из брусники – (какой?) ___________________

Пирог с яблоками – (какой?) ______________________

Кисель с клубникой – (какой?) ____________________

Сок из слив – (какой?) ___________________________


Задание № 11.
Вместо точек поставь правильно буквы «Ш» или «Ж»:

Или-были старик со старухой.
Портные. или брюки.
Не нужно бояться у. ей.
У рыси кисточки на кончиках у. ей.
У насекомых по.есть пар ножек.
На крыше выложили.есть.
Лена надела на голову.аль.
Ваза разбилась – очень.аль.
Женя болеет, у него.ар.
Лера держит красный.ар.

Задание № 12. Назови новые слова по образцам:

Образец: Голова - головуШка
сторона, изба, борода.
Образец: Трус - трусиШка
заяц, волк, вор, плут.
Образец: Сапог - сапоЖок
пирог, друг, круг, долг, творог.

Задание № 13. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 14. Определи лишнее слово.

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

Задание № 15. Определи правильно парную согласную в конце слова «Ж» или «Ш», подбери и запиши проверочное слово.

камы.

стри.

каранда.

гара.

экипа.

бага.

Задание № 16. Раздели предложения на слова вертикальными палочками, запиши цифрой сколько слов в предложении:

Прошёлдождь.

СерёжаиАлёшавышлинаулицу.

Последождябольшиелужи.

Мальчикишлёпалиполужам.

Дедушкагрозилшалунам.

Задание № 17. Помоги собачке и белочке добраться до своих домиков.

Задание № 20. Прочти. Вычеркни предложения, которые не подходят к тексту по смыслу.

Весна.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. Птицы засобирались на юг – холодно и голодно им. С пригорка побежали ручейки. Пожелтела и засохла трава. На проталинах важно расхаживают грачи. Они ковыряют крепким клювом землю – ищут червячков. На деревьях набухают почки. Опадают желтые листья. На все лады поют птицы. Природа празднует приход весны!

Проверка знаний:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Обобщение по теме «парные согласные»

Карандашный диктант.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

Задание № 2. Разукрась желтым цветом шары, в которых написаны звонкие согласные.

Задание № 3. Подбери картинки к схемам, соедини их линиями:

Запиши эти слова, зачеркни парные согласные:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 5: Прочти. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы, объясни их написание.
Далеко мой сту.
Слышится вокру.
Червякам я вра. ,
А деревьям дру. .

Через речку лё . ,
Пробежать помо. .

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лодочка, кружок, бабочка, санки, девочка, грузовик, картина, слон, речка.

Задание № 9. Вставь правильно буквы:

ДУ. , САПО. , ОТРЯ. , ФЛА. , ТЕТРА. Ь, ГОЛУ. Ь, ЭТА. , СА. , ПЛЯ. , СУГРО. , МОРО. , ШКА. , РУКА. .

Задание № 10. Прочитай. Вставь правильно нужные буквы:

Летом мальчики ездили в деревню к бабушке. Любимым занятием у ребят было купание.
Утром они бежали через огоро. на пру. . Весело бросались они в воду, ныряли, плавали, плескались, громко кричали, смеялись. Потом они выходили на бере. и грелись на песке.
В августе вода стала холодной. Кончилось весёлое купание. Пожелтели листья бере. и ли. . Пора в горо. , в школу.

Подбери и запиши проверочные слова:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 11. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Вставь правильно буквы:

На что кла. , коли в семье ла. .
Кто любит тру. , того люди чту. .
Лучше хле. с водой, чем пиро. с бедой.
Добрая пословица не в бро. ь, а в гла. .

Задание № 12. Вставь правильно буквы:
ОГОРО. , ШАЛА. , ОВРА. , СТОЛ. , ЗАВО. , ЛОША. Ь, ЭТА. , СНО. , ГЛА. , УТЮ. , ПЛО. , ГРИ. .

Литература

    Пфафенродт А.Н., Произношение – 3. М.: Просвещение, 2002.

    Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

    Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.

    Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

    Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

    Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

    Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

    Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

    Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

    Филиппова А.Д., Шуравина Н.Д. Говори правильно. Сборник упражнений в картинках для устранения недостатков произношения у дошкольников. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР.1963.

    Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение.1966.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»

Конспект группового логопедического занятия

для обучающихся 2 класса

с общим недоразвитием речи

Тема: Дифференциация парных согласных Б-П

Учитель-логопед:

Сухман Наталья Борисовна

с. Амурзет, 2016 г.

Класс: 2

Продолжительность занятия: 40 минут.

Тема: Дифференциация парных согласных Б-П.

Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить умение сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков [б-п]; формировать умение соотносить звуки с буквами; дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;

Закрепить понятия: звук – буква; звонкий – глухой, слог;

- профилактика буквенных замен;

Обогатить и расширить словарный запас;

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематические процессы;

Развивать психические процессы: память, внимание, мышление;

Развивать коммуникативные навыки .

Воспитательные:

Воспитывать умение работать коллективно, в группе;

Развивать навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать аккуратность, усидчивость на занятиях .

Оборудование : рабочие тетради, карточки с буквами, с заданиями, предметные картинки, мяч.

Ожидаемые результаты:

После изучения данной темы обучающиеся могут:

Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении звуков [б, п], понятие звук – бука, звонкий – глухой, слог.

Уметь: соотносить звуки с буквами, давать артикуляционную и акустическую характеристику звуков [б, п], дифференцировать звуки [б-п] на уровне слогах, слова и предложения.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Психогимнастика.

- Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия

1. Развитие логического мышлении.

Послушайте и отгадайте загадки.

    Смастерили из досок
    И надели поясок.
    И хранит посуда эта
    С грядки собранное лето.
    (Бочка.)

    На ветках –
    Плотный комочек.
    В нем дремлет
    Зеленый листочек.
    (Почка.)

2. Формулировка темы занятия.

Какими звука отличаются эти слова? С каким звуками будем сегодня работать?

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Б] - [П]

2.Сравнительная характеристика звуков (сходство и отличие)

Возьмите зеркала и произнесите эти звуки Б, П.

В чем сходство и различие звуков?

Сходство - Какое положение принимают органы артикуляции при произнесении этих звуков?

Губы: смыкаются, воздушная струя встречает преграду.

Язык и зубы: не работают.

Различие – голосовые связки:

Б - работают (тактильное ощущение – руку на горлышко).

П – не работают (тактильное ощущение – руку на горлышко).

Значит звук Б – какой? (согласный, звонкий)

Звук П – какой? (согласный, глухой).

Значит это звуки парные. Почему они парные? (органы речи работают одинаково, кроме голосовых связок).

3. Соотнесение звуков с буквами.

- На письме звук Б, какой буквой обозначается? (показ буквы на карточке, запись в тетрадь заглавной и строчной буквы).

- А звук П, какой буквой обозначается? (показ буквы на карточке, запись в тетрадь заглавной и строчной буквы).

4. Дифференциация звуков и букв на уровне слога.

Ребята, скажите, на что можно поделить слова? (слоги)

Что обязательно должно быть в каждом слоге? (гласная) Зачем нам нужно уметь делить слова на слоги? (чтобы правильно переносить слова)

1. Хлопните в ладоши один раз, если услышите слог со звуком [б].

По – бо – пу – бы – бу – пы – ба

Хлопните в ладоши один раз, если услышите слог со звуком [п].

Бу – по – пэ – ба – по – па - бы

2. Игра с перебрасыванием мяча «Скажи наоборот».

Ба -…, бо - …, бу - …,бэ - …, бы - ….

Пу-…, по-…,пы-…, пэ-…, пы-…

3. Повтори в той же последовательности слоги.

По – бо – по

Па – ба – па

Пы – бы – пы

Бу – пу – бу

Бу – пу – бу

Что мы сейчас учились делать? (Мы учились различать звуки [б - п] в слогах).

5. Дифференциация звуков и букв на уровне слова.

1. Отгадайте загадки.

Определите, какой звук в отгадке и поместите картинку под соответствующие звуки [б, п].

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

(лопата)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнух.)


Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он взял и улетел.
(Бабочка.)


2. Работа с цифровым рядом – определите место звука [б,п] в словах (поднять соответствующую цифру):

[б] – заб³отливый, приб оры, б¹аб³ушка, об²езьяна, буб³ен;

[п] – ламп а, п¹рип омнил, п¹ереп ёлка.

Ш. Динамическая пауза.

Упражнения на дифференциацию правых и левых частей тела:

а) Это левая нога, это правая рука.

Ухо левое у нас, а вот это - правый глаз.

Это правая нога, это левая рука,

Ухо правое у нас, а вот - это левый глаз.

б) На одной ноге постой – ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Дети выполняют движения по заданной инструкции в соответствии с текстом.)

3. Работа по индивидуальным карточкам:

Вставь П – зеленым цветом, Б – синим.

аук, …ара..ан, …анан, а…тека, …уговица, а..ельсин, …енал, …улка, шай…а

4.Работа по карточке. (Дети работают по вариантам.)

Рассуждай по образцу: так как в слове «рыба» перед а четко слышно б, поэтому в слове «рыбка» пишу б.

рыба -ры...ка

лепить -ле...ка

ястребы – ястре…

хрупок - хру...кий

клубок - клу...ки

крепок - кре...кий

робок - ро...кий

щепочка - ще...ка

улыбочка - улы...ка

шапочка - ша...ка

Что мы сейчас учились делать? (Мы учились различать звуки [б - п] в словах).

6. Дифференциация звуков и букв на уровне предложения.

На доске пары слов:

Плещут – блещут

Бочки – почки

Пропел - пробел

Чем отличаются слова? (одной буквой)

Правильно! А еще чем?

Слова различаются смыслом. Давайте докажем это.

Работа по карточке:

Списать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

В синем небе звезды… .

(плещут, блещут)

В синем море волны… .

На траву выкатили… .

(почки, бочки)

На деревьях набухают… .

Во дворе … петух.

(пропел, пробел)

Надо устранить … в знаниях.

- Чему научило нас это задание? ( нельзя путать буквы, иначе меняется смысл слова).

IV . Итог занятия.

- Наше занятие подходит к концу, и напоследок предлагаю вам игру «Бывает ли такое?» Исправьте предложения:

Паутина плетет паука.

Бутон сидит на пчеле.

Ботинки купили брата.

Под лампой потолок.

На почках появилась береза.

Петух съел медведя.

Парикмахер печет хлеб.

Блокноты растут на деревьях.

Какие звуки различали на занятии?

Чем они похожи? Чем различаются? (обучающие дают артикуляционную и акустическую характеристику звукам)

Список использованных источников.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М., Просвящение, 2001.

    Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007.

    Межецкая Т.Г. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи, М., 2009.

    Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

    Интернет-ресурсы.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

"ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Б - БЬ, П – ПЬ»

Цель: Продолжать учить различению парных согласных звуков б – п , бь – пь .

Задачи: 1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б – п , бь – пь .

2. Развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза на материале слов со звуками б – п , бь – пь .

3. Обучение составлению распространенных предложений, описательных рассказов с опорой на картинный план.

4. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся.

5. Развитие мелкой моторики, работа над просодической стороной речи.

6. Развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия и др. психических процессов.

7. Формирование пространственных представлений.

8. Формирование положительного отношения к учению, воспитание интереса к окружающему миру.

9. Развитие и совершенствование навыков и приемов самоконтроля, анализа и оценки продуктивности деятельности.

Оборудование.

Демонстрационное :

1. Игрушка Буратино.

2. Картинный план.

3. Таблица для описания звуков.

4. Картинки с изображением белки, бабочек, черепахи, Карабаса Барабаса, пня, березы, подберезовика, Буратино, одежды.

5. Две бумажные куклы.

6. Буквы Б и П.

7. Слова: футболка, пиджак, напечатанные на табличках.

8. Пряжка, золотой ключик.

9. Картинный план для составления описательного рассказа по теме: "Одежда".

Раздаточное : 1. Картинки с изображением колокольчиков.

2. Цифровой ряд (1 – 7).

3. Тетради, ручки.

    Орг. момент.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости:

Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под землей

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? (Буратино.)

Злой Карабас Барабас украл у Буратино золотой ключик и спрятал. Без нас Буратино не сможет найти пропажу. Давайте поможем ему. Если вы будете внимательными, находчивыми, старательными, то очень быстро отыщем ключик. Карабас Барабас оставил план, как искать золотой ключик. (Картинный план – на доске.)

2.1. Определение звуков б – бь, п – пь в словах, сравнение звучания, работа с таблицей, обозначение буквами.

С какого звука начинается имя "Буратино" ? (б) Что вы знаете о звуке б? (Согласный, твердый, звонкий, парный).

Посмотрите на план. Куда указывает стрелка? (прямо) Что встретилось нам на пути? (береза) Какой 1-й звук слышите в слове "береза" ? (бь) Что вы о нем знаете? (Согласный, мягкий, звонкий, парный).

Чем похожи звуки б – бь ? (Согласные, звонкие, парные).

Чем различаются? (Звук б – твердый, бь – мягкий).

Заглянем за березу. Карабас Барабас забыл конверт. Посмотрим, что в нем? (картинки)

(Картинка "подберезовик". ) - Что это? Как называется гриб, который растет под березой? (подберезовик) Назовите 1-й звук в этом слове? (п) Какой он? (Согласный, твердый, глухой, парный).

Что находится справа от березы? (пень ) С какого звука начинается слово "пень"? (пь) Что вы о нем знаете? (Согласный, мягкий, глухой, парный).

Чем похожи звуки п – пь ? (Согласные, глухие, парные).

Чем различаются? (Звук п – твердый, пь – мягкий)

Давайте послушаем звуки. Что помогает нам услышать звуки? (уши, горлышко)

б – бь ? (Буквой Б.)

Какой буквой обозначаются звуки п – пь ? (Буквой П.)

Какие звуки сегодня у нас в гостях? (Звуки буквы Б и звуки буквы П.)

      Дифференциация звуков б –п, бь – пь в слогах.

Куда указывает стрелка? (направо) Куда мы пришли? (В густой лес.) - - В лесу нас встречает веселый зверек. Отгадайте, кто это?

С ветки на ветку, быстрый, как мяч

Скачет по лесу рыжий циркач,

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Как называют детенышей белки? (бельчата)

Белка, бельчата. С какого звука начинаются эти слова? (бь)

Где живут белка с бельчатами? (в дупле)

Назовите 3-й звук в слове "дупло" (п)

Белочка укажет нам дорогу, если мы споем ее песенки:

па – ба – па – ба (хором)

бы – пы – бы – пы (громко)

би – пи – би (тихо)

пу – бу – пу (радостно)

пе – бе – пе (с вопросом)

С какими согласными вы пели песенки?

      Дифференциация б – п, бь – пь в словах.

Куда указывает стрелка? (прямо) Прямо пойдем, болото найдем. В болоте живет черепаха Тортила.

Какие звуки мы повторяем на уроке? Подумайте, какой звук есть в слове "черепаха"?(п) Где он находится? (в середине слова)

Тортила поможет найти золотой ключик, если вы выполните ее задание. Услышите слова со звонкими согласными б – бь – поднимайте

карточку с изображением колокольчика.

Услышите слова с глухими согласными п – пь - поднимайте карточку с зачеркнутым колокольчиком.

Слова: пень, Буратино, болото, белка, черепаха, береза, репа, письмо, план, шуба, пряжка.

2.4. Работа со словом "пряжка".

Показ, объяснение значения.

Пряжка – твердая застежка, через которую продергивается тесьма, ремень.

У кого есть пряжка на одежде или обуви?

Составление предложения с данным словом.

2.5. Определение места звуков б – бь, п – пь в словах. Работа с цифровым рядом.

Молодцы, помогли Буратино выполнить и это задание. Черепаха Тортила сказала, чтобы мы обошли болото. Куда ведет тропинка? (направо)

Пойдем направо и увидим полянку. А кто же порхает над красивой полянкой, где много цветов? Догадайтесь, кто может встретиться там? (бабочки )

Чем интересно слово "бабочки"? (2 звука б) На каком месте слышится звук б в этом слове? (на 1-м и 3-м)

Бабочки рады помочь, если узнают, все ли мы умеем определять место звука в слове. Они хотят вас послушать. (Цифровой ряд от 1 до 7.)

Ищем место звуков буквы Б (показ буквы): забор(3), болото(1), клумба(5), шуба(3), кубики(3), обои(2), рубашка (3).

Место звуков буквы П (показ буквы): пень (1), шапка (3), апрель (2), лампа (4), спички (4).

(Дети определяют место звука в слове, поднимая соответствующую букву.)

2.6 Физминутка.

Отдохнем на полянке.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2.7 Дифференциация б –п, бь – пь в словах.

Полянку обойдем. Куда указывает стрелка? (прямо)

    Что встретилось нам на пути? (забор)

За высоким забором живут 2 брата. Мальчика справа зовут Павлик, а слева – Боря.

    Какой 1-й звук в слове "Павлик"? А в слове "Боря"?

Боря и Павлик очень часто теряют и путают свои вещи. Как можно назвать ребят, которые держат свои вещи в беспорядке, не кладут на свои места и теряют? (неряхи, растеряши, рассеянные)

Давайте поможем мальчикам найти свои вещи. Подумайте, какие звуки в названии вещей Бори? (б – бь) Подберите одежду, в названии которой есть звуки б – бь. (Дети называют вещи, картинки выставляются на наборное полотно.)

Картинки: брюки, рубашка, футболка, шуба .

Какие звуки в названии вещей Павлика? (п – пь) Подберите одежду, в названии которой есть звуки п – пь .

Картинки: кепка, пиджак, шапка, пальто .

(Слова: футболка , пиджак заранее написаны на доске.)

    Назовите вещи Бори (Павлика). Еще раз посмотрите и запомните их. (Слова закрываются полосками.)

2.8 Пальчиковая гимнастика.

В гости

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья.

Друг без друга им нельзя.

2.9 Работа в тетрадях.

Вспомните, какую одежду мы помогли найти Боре и Павлику. Запишите названия одежды в тетрадь.

Проверка : - Встаньте те, кто написал 8 (7, 6 и т.д.) слов.

2. 10 Устное составление предложений с записанными словами.

Выберите любое из записанных слов. Составьте с ним предложение. Предложение должно быть правильным, красивым и большим.

(Устное составление предложений.)

Контроль : 1 ученик составляет предложение, остальные анализируют. ("Хорошо составлено предложение? Почему?)

2. 11 Составление описательного рассказа по таблице-схеме.

Помогли мальчикам и отправимся в путь. Куда ведет дорожка? (направо) Что мы видим перед собой? (пещеру) Кто ждет нас там? (Карабас Барабас )

Злой Карабас отдаст Буратино золотой ключик, если мы расскажем об одежде, которую мы видели у Бори и Павлика.

(Таблица – схема для составления описательного рассказа.)

Я опишу одну вещь, а вы догадайтесь, о чем я рассказала: Это головной убор оранжевого цвета. Связан он из мягкой шерсти. Головной убор состоит из донышка, которое надеваем на голову и забавного фиолетового помпончика. Носят этот головной убор ранней весной, осенью и зимой взрослые и дети.

Догадались, о чем я рассказала? (о шапке) Кто хочет рассказать о другой одежде? (Дети подходят к наборному полотну, выбирают предмет одежды и составляют рассказ с опорой на таблицу.)

3. Подведение итога занятия.

    Все задания мы выполнили, и Карабасу Барабасу ничего не остается, как отдать Буратино золотой ключик. Он не простой, это ключик к знаниям. Он будет открывать нам на уроках что-то новое и интересное.

    Какие звуки помогли нам отыскать золотой ключик? (б – бь, п – пь)

Тема: Дифференциация парных согласных звуков д-т, д’-т’ Цели : коррекциино-образовательные:
Дифференциация звуков [д-т,д’-т’] в устной речи и на письме в слогах, словах и словосочетаниях;
Закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
Закреплять умение словообразования, согласования прилагательного с существительным;
Формировать умение вставлять пропущенные буквы в слова;

Корркционно-развивающие:

Развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
Развивать внимание, память, мышление;
Развивать фонематическое восприятие;

Корркционно-воспитательные: Воспитывать аккуратность, культуру речи, создавать ситуацию успеха, любовь к семье, родному дому. Оборудование: макет дома, солнышко для гимнастики для глаз, карточки для индивидуального задания. Ход занятия: 1.Огр момент.
-Здравствуйте, ребята. Гимнастика для глаз: - Посмотрите, вам улыбается солнышко, следите за ней только глазами. А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь.
2.Артикуляционная гимнастика. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим
- А для этого нужно нам выполнить упражнения для губ и языка. Возьмите зеркала выполняем гимнастику
для губ : «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»;
для языка «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка» 3. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня на занятии мы будем строителями. В слове
строитель какой звук повторяется 2 раза? (Звук т)
- А строить мы будем
дом . Назовите первый звук в слове дом. (Звук д) Возьмите зеркала.
- Что общего у этих звуков: т и д. (Они согласные, потому что есть преграда. Они парные)
- Что создает преграду? (Язык и верх. зубы)
- А что можете сказать про губы? (Губы в улыбке)
На доске появляются символы, т.е. звуковики.
- Чем отличаются эти звуки? (т-глухой, д- звонкий) (
на звуковиках ставятся наушник и колокольчик)
- Парные согласные т-д дружат с гласными и образуют слоги. Следите за указкой.
а я
о ё
т у т ю
д ы д и
э е
- Что заметили? (Звук т с гласными I ряда звучит твердо, а с гласными II ряда - мягко. Анологично со звуком д)
- Какой вывод сделаете? (д и т могут быть мягкими и твердыми.)
(у звуковиков появляются ножки)
- Кто может назвать тему нашего занятия? (ответы детей). Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Парные согласные д-т». Сегодня на занятии будем учиться различать звуки т-д.
4.Дифференциация согласных д-т в слогах. -Чтобы построить дом нужно проложить фундамент. Фундамент- это основание дома. А фундамент мы строим из слогов. Я буду произносить слоги, а вы если услышите звук т , то записывайте в первую строку, а если услышите д , то- во вторую строку. Нарисуйте условные
обозначения в начале строки (
☊, ʎ )
Дети по очереди работают у доски:
Та, ду, то, тя, дя, ты, де, до, ту, да
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Логопед на доску вывешивает изображение фундамента дома.
5. Дифференциация согласных д-т в словах.
-
А теперь нам нужно построить стены.
1.Словообразование:
Стены из дерева- какие стены?- деревянные стен
Стены из камня-…
Стены из стекла-…
Стены из пластика-…
Стены из резины-…
А у нас будут
стены из слов. Развитие слухового внимания:
Я назову слова, если вы услышите звук т- хлопните в ладоши, если д- топайте ногами.
Игра называется «Топни, хлопни»
Плита, доска, дом, пила, дрель, инструмент, цемент, молоток, кирпич, стекло, стена, потолок.
- А чтобы стены были крепкими нам нужно эти слова зашифровать.
Игра «Шифровальщик». Правила игры: Логопед называет слово, детям нужно выделить звук т(д) , пользуйтесь звуковой линейкой определить место звука в слове и «зашифровать»услышанное слово.
Один ученик работает за доской остальные выполняют в тетрадях.
Проверка: т4, д1, д1, д1, т4т10,т6, т5, т2, т2, т3.
Логопед на доске вывешивает изображение стены будущего дома.
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Ну, ребята, дружно встали,
Руки в стороны подняли.
Раз- присели, два- поднялись
И на ножках покачались.
Головою повертели, и за парту тихо сели.
2. Работа по карточкам.
- Из слов мы построили стены нашего дома. Вам не кажется, что чего то не хватает?
(
Не хватает окон .) Окна будем заполнять буквами д-т. Возьмите карточки. Вместо окошек вставьте пропущенную букву д или т.
Моло
ок, рель, шпа ель, гвоз ь, инс румен , с екло.
Какое слово у вас вызвало сомнение? (Гвоздь) Какое правило помогло вам написать правильно это слово? Вот и появились окошки. Вы справились с заданием.
6. Дифференциация согласных д-т в словосочетаниях.
- А крышу мы построим из словосочетаний, т.е. соединим признак и предмет. Будем согласовывать прилагательные с существительным. «Оденьте» волшебные очки (У детей очки со стеклом разного цвета)
- Я назову предмет, а вы добавьте слово- признак, т.е цвет.
Логопед: стена- (какая?) Ученик: жёлтая стена (красная стена, зеленая стена итд).
пол-…
окно-…
стены-…
- Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы!
На доске появляется крыша дома.
- Вот посмотрите какой получился дом. Что главное в доме? (ответы детей: чистота, доброта, понимание, уважение, взаимопомощь, и т.д.)
7. Итог. - Что делали сегодня на занятии? (учились различать звуки т и д)
- Кто даст характеристику звуку т? (д)
Рефлексия . -Перед вами лежат цветочки: красного, жёлтого, голубого цветов.
Если понравилось занятие, вам всё удалось, и у вас отличное настроение, то возьмите цветок красного цвета.
Если вы с каким-то заданием не справились, настроение хорошее, то возьмите цветок жёлтого цвета.
Если вы не справились с заданиями, вам было трудно и вы уходите с плохим настроением, то возьмите голубой цветок.
Выходите к доске и прикрепите свой цветок рядом с домом. Всего вам доброго!

«Дифференциация парных согласных»

«Дифференциация Д – Т»

Диктант

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением

В чём жарят картошку? Где растут фрукты?

На чём растут жёлуди? Кто долбит клювом?

На ком ездят верхом? Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние задания?

Письмо по памяти

Дятел на суку сидит. Топоры стучали до поры.

Дятел дерево долбит.

На дворе трава. На траве дрова.

Не руби дрова. Посреди двора.

«Дифференциация В – Ф»

Зрительные диктанты

Мы ехали на дачу в первом вагоне.

На даче мы ели свежие фрукты.

Вова не видел финиковое дерево.

Ребята повесили разноцветные флажки.

Дует северный ветер.

Свежие овощи и фрукты полезны всем.

Мы пили чай с фруктовыми конфетами.

Диктант

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют фонтаны.

Около фонтанов цветут фиалки и высокой стеной растёт трава.

На ветках деревьев весело чирикают воробьи.

Самостоятельное письмо

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Письмо по памяти

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

«Дифференциация З – С»

Зрительный диктант

Наступила зима.

Были сильные морозы.


Зина взяла санки и пошла на горку.

Она каталась на санках с горки.

За ней бегала собака Тре…ор.

Не боится Зина мороза.

Предупредительный диктант

В …аду бере…ка. Берё…ка была …ухая.

На бере..ке гне…до …яблика. …яблик та…кал в гне…до ли…тики.

Диктант

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зелёный. Когда я днём шёл домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои лепестки в зелёную чашечку.

Письмо по памяти

По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!

Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.

Ноги наши быстрые. Метки наши выстрелы.

«Дифференциация Б – П»

Зрительный диктант

Арбуз и капуста - овощи. В парке было много лип.

На берёзе набухли почки. Бочка по морю плывёт.

Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Предупредительный диктант

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан. Слава и Маша были в саду. Услышали они барабан и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Какое дерево имеет белую кору?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Какой день наступает после пятницы?

Как называется первый день недели?

Диктант.

Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Ребята шли на прогулку. Они бросились помогать колхозникам. Все вместе успели убрать всё сено.

«Дифференциация Г – К»

Зрительный диктант

Небо заволокла грозовая туча.

Галя каждый день кормит голубей.

Гриша любит гречневую кашу.

Мы ели горячую картошку.

У Алёнки есть беговые коньки.

Предупредительный диктант

Кабачо… - толстячо…, лё… на …ряд…у на бочо… .

Он лежит на …ряд…е с мая, …оловы не поднимая.

Слуховой диктант.

Гроза прошла.

К вечеру прошла гроза. Она долго ворчала в лесах. Молния ударила в далёкие стога. Внезапно дождь перестал. Гром затих. Мы разожгли костёр и согрелись. В овраге кричали ночные птицы. Наконец, всё успокоилось, и мы крепко уснули.

Слуховой диктант.

Гриша и гуси.

Мама отпустила Гришу погулять. На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. Гриша хотел погладить маленьких гусят. Гусыня забеспокоилась, загоготала. А гусь выгнул шею и больно клюнул Гришу в ногу. Гриша испугался, но не заплакал. Больше он никогда гусей не трогал.

«Дифференциация Ж – Ш»

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Где живёт аист? Чем режут бумагу?

Что вешают на ёлку? Кто боится кошки?

Кто квакает в болоте? Что кладут в книжный шкаф?

У какого животного самая длинная шея?

Предупредительный диктант

На теле…ке ле…али ме…ки.

Ми…а поло…ил кни…ку в …каф.

Бабу…ка набрала луко…ко кры…овника.

…кольники дол…ны …ить дру…но.

Слуховой диктант.

Серёжа и Шура, побежали на лужайку.

Они построили шалаш на лужайке возле большого дуба.

Стояла жаркая и душная погода. В воздухе жужжат шмели и пчелы. Вдруг набежали тучи и пошёл сильный дождь. Капли дождя дружно застучали по крыше шалаша.


Письмо по памяти

Что посеешь, то и пожнёшь.

Лёжа хлеба не добудешь.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Поверочные задания и упражнения по теме:

«Дифференциация согласных»

«Дифференциация С – Ш»

Зрительный диктант

Саша спешит в школу.

Саша собирает шишки под сосной.

Сухие листья шелестят под ногами.

Пушистым снегом покрыты кусты.

На лесной полянке растёт душистый ландыш.

Предупредительный диктант

Ве…ёлая …тару…ка ве…ь день …егодня …ьёт.

За кругленькой кату…кой …ледит пу…и…тый кот.

У…тала …ить …тару…ка и села у ворот,
А с кругленькой кату…кой играть пу…тил…я кот.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Кто ведёт поезд? Что светит днём?

Как называется человек, который пасёт стадо коров?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Как называется дорога, по которой едут машины?

Слуховой диктант.

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

Поверочные задания и упражнения

Понравилась статья? Поделитесь ей