Проблема драматической судьбы писателя. Проблема драматичной судьбы неординарной личности по тексту Н.Горланова (ЕГЭ по русскому)
Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!
Камилла
Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!
Айрат
Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!
Лейсан
Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!
Дмитрий
Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!
Виолетта
"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!
Олеся
В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!
Артем
Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!
Дима
Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!
Выдающийся русский писатель, прозаик и драматург. Творчество Булгакова известно во всем мире, вызывает неизменный интерес читателей и исследователей. Однако его писательская судьба полна драматизма: лучшие произведения не были напечатаны при жизни автора, а те, что публиковались, вызывали ожесточенную критику. Сам писатель в письме к Советскому правительству (от 28 марта 1930) замечал, что из 301 отзыва о его произведениях только три были хвалебными, в 298 - его беспощадно ругали. Булгаков плохо вписывался в советскую действительность и культуру. Творческие принципы и мировоззренческие установки, четко и определенно сформулированные им в том же письме, совершенно не совпадали с идеологией и эстетикой его эпохи. Он последовательно отстаивал принцип творческой свободы писателя, его независимости от идеологии. Не мог смириться с оболваниванием личности, с воспитанием рабской психологии в обществе, вообще открыто предпочитал революционному процессу развития - эволюционный, считал, что политизация литературы принесет неизбежные потери ее художественному уровню. Булгаков в творчестве тяготел к философской проблематике. Борьба Добра и Зла; нравственная цель Бытия; человек и вечность; художник и власть. Именно эти проблемы станут основными в его произведениях. Булгаков был убежден, что неблагополучие мира может быть преодолено нравственными ценностями - любовью, добром, честью, творчеством.
Современная ему реальность опровергала эти ценности, и он боролся за них, нередко средствами сатиры, называя среди своих учителей М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. Развивая их традиции, писатель соединял во многих своих произведениях реальное и фантастическое; конкретно-бытовой и философский планы, прибегал к гротеску и иронии.
Булгаков прошел школу газетного репортера, фельетониста. Приехав в Москву в 1921 году «навсегда» (родился он в профессорской семье в Киеве), сотрудничал в знаменитой тогда газете «Гудок», приютившей под своей крышей таких ставших вскоре широко известными писателей, как И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, Ю. Олеша.
В 1922-1923 годах читатели познакомились с фрагментами автобиографической повести Булгакова «Записки на манжетах». Первый роман «Белая гвардия» был написан в 1925 году (его полный текст в нашей стране был опубликован только в 1966 году).
Материал современной ему жизни лег в основу трех «московских» повестей - «Дьяволиада» (1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925). Эта повесть опубликована в нашей стране в 1987 году.
С 1925-1931 гг. писатель интенсивно работает в области драматургии, создав пьесы, украшающие репертуар театров в наши дни: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928) и др. Однако пьесы блестящего, по признанию многих театральных деятелей того времени, драматурга к постановке были запрещены, проза не печаталась. Но несломленный этими обстоятельствами писатель с 1928 года и вплоть до самой смерти работал над романом «Мастер и Маргарита» - центральным произведением его творчества (впервые опубликован в нашей стране в ж. «Москва» в 1966-1967 гг.). Текст романа без цензурных изъятий появился в 1973 году.
Проблема интеллигенции в революции была актуальной проблемой в литературе 1920-х годов. Об этом писал Б.Пильняк, А.Толстой, И.Бабель, многие другие. И в романе Булгакова «Белая гвардия» герои-интеллигенты, профессорские дети Турбины, застигнутые бураном революции, - должны найти свой путь в новой реальности, когда рушится система ценностей, на которой они воспитаны.
В 1925 году Булгакову предложили сделать инсценировку романа для МХАТа. В результате совместной с театром работы в 1926 году появилась пьеса «Дни Турбиных», уже не инсценировка романа, а вполне самостоятельное произведение, в котором основная идея, авторская позиция приобрели несколько иные акценты. Изменения коснулись и системы персонажей. Мхатовский спектакль «Дни Турбиных» стал ярким театральным событием. Было все: и огромный успех у зрителей, и запрещение со стороны властей.
Как и в романе, Турбины в пьесе, киевские интеллигенты, образованные, порядочные, радушные, доброжелательные, - главные герои. Старший брат Алексей - полковник, командир артиллерийского дивизиона, человек чести. Елена, - умница, - как замечает Мышлаевский, - «по-английски говорит, на фортепьянах играет, а в то же время самоварчик поставить может» . «Святая» , - называет ее кузен из Житомира Лариосик. Младший Турбин, юнкер Ни- колка, - мечтающий о подвиге юноша. Им выпало жить и искать ответы на главные вопросы бытия в эпоху исторической смуты. Родной город Турбиных - столица объявленной после Брестского мира гетманской республики - переживает страшные дни. Гетмана поддерживают немцы, недавние враги России в мировой войне. С юга подходит двухсоттысячная армия Петлюры, с севера слышна канонада большевистских пушек.
События завязаны в тугой и противоречивый узел. Действие пьесы несет черты исторической хроники, хотя основное место действия, композиционный центр пьесы - дом Турбиных.
Первая же ремарка определяет это место - «Квартира Турбиных». Детали обстановки, на которые указывает автор, имеют не только конкретно-бытовой, но и символический смысл. Так создается образ Дома и обнаруживается новый тип художественного обобщения у Булгакова: выявление через бытовое бытийного содержания. Огонь в камине - знак домашнего очага, тепла и человеческой общности (и тепло турбинского дома, буквальное и душевное, отогревает обмороженного на службе Мышлаевского, согревает нелепого и одинокого Лариосика). В тяжелые дни гражданских усобиц, беспощадной борьбы этот дом собирает под своей крышей людей и объединяет их. Вторая, не менее символическая деталь - часы, знак вечного. Своим боем они передают движение времени и «нежно играют менуэт Боккерини». Главные жизненные ориентиры Турбиных, основы Дома определены уже в ремарке: булгаковские герои пытаются сохранить духовно-нравственные ценности жизни своей среды в хаосе революционной эпохи. Но события исторического времени бесцеремонно вторгаются в их мир, стремясь разрушить, уничтожить его. Первая реплика пьесы - песня Николки - показывает, как ветер времени вносит свой лихой и страшный мотив в мелодию Дома, заглушая нежный голос виолончели Боккерини:
Хуже слухи каждый час.
Петлюра идет на нас!
Пулеметы мы зарядили,
По Петлюре мы палили,
Пулеметчики-чики-чики...
Выручали вы нас, молодцы!
Не случайно Алексей возмущенно перебивает брата: «...Что ты поешь! Кухаркины песни. Пой что-нибудь порядочное» . С песней Николки История как будто вторгается в частную жизнь человека.
Анализ экспозиции выявляет важнейшие особенности содержания пьесы: революция разрушает естественный и привычный образ жизни русского интеллигента. Знаковый смысл приобретает реплика учителя пения, которую вспоминает Николка: «Вы бы, Николай Васильевич, в опере, в сущности, могли петь, если бы не революция» .
Символика Дома усложняется в ходе развития действия. В текст пьесы Булгаков включает почти дословную цитату из бунинского рассказа «Господин из Сан-Франциско» (это сон Елены, который она называет «вещим»): «Мы ехали на корабле в Америку и сидим в трюме. И вот шторм. Ветер воет. Холодно-холодно. Волны. А мы в трюме. Вода поднимается к самым ногам... Влезаем на какие-то нары. И вдруг крысы. Такие омерзительные, такие огромные. Так страшно, что я проснулась» . С этим «чужим» текстом в пьесу входит мотив гибели цивилизации, неизбежности катастрофы. В сюжетном действии пьесы катастрофа еще не произошла, но ее предчувствие уже прозвучало. Вскоре герои произнесут это слово, определяя конкретную реальность своего сегодняшнего существования.
Герои должны сделать решительный выбор, политические обстоятельства времени заставляют их сделать это. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алексей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили командира...» , - как бы в полном согласии с ответственностью момента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор. (Подчеркнуто мной - И.С.).
Оставшимся жить этот выбор предстоит. Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической реальности: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и всякая рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому что за большевиками мужички тучей...» . Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Таль- берга, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию. Она попытается построить новую жизнь с Шервинским.
Необычайно важное значение в пьесе и ее финале имеет образ Лариосика. Этот подчеркнуто чеховский персонаж (он завернул собрание сочинений Чехова в собственную рубашку; постоянно попадает в нелепые ситуации - «недотепа») прямо цитирует любимого писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем...» . Он убежден в самоценности жизни, по-прежнему считает дом Турбиных островком покоя в бушующем океане истории, тихой «гаванью с кремовыми шторами» . Ему очень хочется верить в лучшее будущее. Автор не отнимает у читателя веры в ценность жизни, но цитатный характер реплики Лариосика и ее стык с ремаркой «Далекие пушечные удары!» возвещают конец старого мира, подчеркивают трагизм судьбы интеллигенции в революции.
Временные границы действия пьесы точно обозначены ремаркой перед четвертым действием - два месяца, из которых на сцене протекают 3 вечера и одно утро. Этот небольшой отрезок времени изменяет героев и их жизни коренным образом.
Пьеса «Дни Турбиных» - сложное в жанровом плане произведение. Развивая чеховскую драматургическую традицию, Булгаков соединил в ней различные жанровые начала - исторической хроники, психологической драмы, трагикомедии. Они органично сплавляются в живом драматургической действии.
Рамки действия раздвигают ремарки (повышенное внимание автора к ремарке - одно из проявлений чеховской традиции в пьесе Булгакова). Авторские замечания к действию как будто впускают в камерное пространство дома Турбиных звуки, голоса, отсветы революционной эпохи: «Рев голосов. Внезапный разрыв» ... «В окна пробивается легонькое зарево» ... «Оркестр играет интернационал» и т.п.
Реальные исторические персонажи (гетман Скоропадский, например) и события (бегство немцев и гетмана из Киева и его взятие Петлюрой) позволяют считать «Дни Турбиных» исторической хроникой. Но изображение исторических событий, как уже отмечалось, не является главной целью писателя. События даны как часть жизни героев, в которой личные проблемы и История, быт и Бытие - неразрывное целое. В этой жизни оказываются рядом люди чести, готовые испить чашу до дна, и приспособленцы, бегущие, как крысы с тонущего корабля. В изображении дорогих ему героев, избегая патетики и пафосности, драматург прибегает к иронии, юмору. Комедийное начало в пьесе связано, в основном, с такими персонажами, как Шервинский и Лариосик.
Идея обреченности старого мира, гибели белого движения и неизбежного прихода большевиков составляет идейное содержание пьесы. В начале пьесы о грядущей встрече с большевиками говорил Алексей. В конце - ее роковую очевидность ощущают все персонажи. «Народ не с нами. Народ против нас. Алешка был прав», - говорит Мышлаевский. Кольцевая композиция - четвертое действие, по сути, повторяет ситуацию первого - усиливает трагический мотив. Но исторической проблематикой пьеса не исчерпывается. Дорогие автору персонажи (в создании их образов проявилось мастерство драматурга-психолога) остаются верны традиционным нравственным ценностям даже «у бездны на краю».
Роман «Мастер и Маргарита» - уникальное явление не только в русской, но и в мировой литературе, при том, что в нем явственно прослеживается свободное творческое осмысление «Фауста» Гете, «Божественной комедии» Данте, повестей Гофмана, «Евгения Онегина» Пушкина, «Записок сумасшедшего» Гоголя, «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.
Работал Булгаков над романом довольно долго, начиная с 20-х годов вплоть до самой смерти. Еще в 20-е годы он пишет роман «Консультант с копытом», в котором можно увидеть как бы предварительные наброски к образу одного из центральных персонажей, Воланду. Тема трагической судьбы творца стала основой для «Театрального романа», а сатирическое обличение современных нравов звучит практически во всем его творчестве, достигая вершины в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
М.Булгаков называл себя «мистическим реалистом». Что он имел в виду, лучше всего видно на примере романа «Мастер и Маргарита».
В романе М.Булгакова, при всей его сложности и многослойности, все же можно выделить 4 основных пласта повествования, причудливо и неразрывно переплетенных между собой:
1. Драматическая судьба талантливого писателя в условиях тоталитарного общества, когда у писателя оказывалось два пути: либо подчинить свой талант конъюнктурным соображениям и тем самым разменять его на мелочи, как это сделал Иван Бездомный, потеряв в конце концов разум и лицо, либо творить, подчиняясь только своему собственному нравственному суду и рискуя быть растоптанным и уничтоженным безжалостными колесами государственной машины в лице бездарных и бессовестных чиновников от литературы, - как это сделал Мастер.
2. Роман Мастера , который представляет собой рассказ о поединке нищего философа Иешуа Га-Ноцри и могущественного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Га-Ноцри является идеологом добра, справедливости, совести, а прокуратор - идеи государственности.
Га-Ноцри своей проповедью общечеловеческих ценностей, любви к ближнему, свободы личности, по мнению Понтия Пилата, подрывает единоличную власть кесаря и тем самым оказывается опаснее, чем убийца Варрава. Понтий Пилат симпатизирует Иешуа, он даже предпринимает слабые попытки спасти его от казни, но не более того. Жалок и слаб оказывается Понтий Пилат, испугавшийся доносчика Каифы, испугавшийся потерять власть наместника Иудеи и за это поплатившийся «двенадцатью тысячами лун раскаяния и угрызений совести».
3. Сатирическое изображение быта Москвы 30-х годов. Жизнь Москвы 30-х годов рисуется многообразно. Показывается всеобщая подозрительность, намёками говорится о репрессиях и доносах, шпиономании и слежках. Быт Москвы, неуютный и неналажен- ный, находит отражение в так называемом «квартирном вопросе», который, по признанию Воланда, сильно испортил московские нравы за последнее столетие. Страшная реальность бесчисленных «коммуналок» заставляет людей ради квартир обманывать, лжесвидетельствовать, давать и брать взятки, доносить, отказываться от родственников или, напротив, стремиться незаконно породниться со счастливыми «квартировладельцами».
М. Булгаков показывает и нравы пресыщенных, деморализованных слоев интеллигенции, продавшихся новой власти, забывших стыд и совесть в пьянстве и разврате, как Степа Лиходеев и Семплеяров, в желании обогатиться на дармовщину за счет власти, как члены правления Массолита и др.
4. Дьяволиада . Самая феерическая и фантасмагорическая часть романа посвящена прибытию в Москву Князя тьмы, который носит у Булгакова имя Воланд, со своей свитой. Воланд и его свита, прибывшие в Москву для проведения ежегодного весеннего бала Сатаны, участвуют во многих веселых, грустных, нелепых историях, но в итоге выясняется, что все, что они делают, закономерно и справедливо.
Герои романа перемещаются по всем четырем пластам вместе со свитой Князя Тьмы. Постоянная смена психологического, сатирического, лирического, достоверного и фантастического начал не мешает художественной цельности романа, напротив, укрепляет ее. И если и видны какие-то фактические нестыковки (в первую очередь, это относится к эпизодам смерти и воскресения главных героев, а также к эпилогу), то они объясняются, во-первых, незаконченностью романа в связи со смертью его создателя, а во-вторых, в подобной двойственности мотивировки событий проглядывает, можно сказать, сверхзадача романа: утвердить в сознании читателей мысль о бесконечности, сложности и неоднозначности бытия вообще.
В центре внимания - философская проблема вечного противостояния добра и зла, света и тьмы, ада и рая, Бога и Сатаны. У многих персонажей борьба эта разворачивается в собственной душе, собственном сердце. Маргарите, Мастеру, Ивану Бездомному и другим персонажам каждый день приходится делать подобный выбор, как и всем их земным собратьям - людям. В вечности, которая окружает их, эта борьба навсегда персонифицирована в образах Князя Тьмы - Воланда и его антитезы - Бога и Сына Божьего, который в романе имеет имя Иешуа Га-Ноцри (здесь Булгаков воскрешает звучание древнего арамейского языка). Воланд не просто занимает важное место в романе. Фактически, его присутствие ощущается в каждом эпизоде, будь то «московские» главы, «ершалаимские» или «сатанинские», создавая своеобразное «Евангелие от Воланда», свидетельствуя реальность и закономерность всего происходящего. Но можно ли говорить о его бесконечном всесилии и, главное, однозначности его поступков как представителя Тьмы? Уже в эпиграфе романа содержится отрицательный ответ на этот вопрос, убедительный уже тем, что это - цитата из «Фауста» Гете: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Появление Воланда в Москве 30-х годов вполне закономерно. Он как бы иллюстрирует библейскую мудрость о том, что место, откуда изгоняют Бога, тут же занимает Дьявол. Поэтому Воланд со своей свитой прибывает в атеистическую Москву, как в свои владения, принимает гостей, дает бал, а останавливается, естественно, у того, кто более других способствует расчищению места для Дьявола - в квартире Берлиоза, человека умного, но в желании угодить властям становящегося воинствующим атеистом. Он и «получает по вере» - уходит в небытие, а его череп - сосуд для мыслей и чувств, оскверненный бездуховностью и атеизмом, - становится чашей для вина на балу у Сатаны.
Могущество Воланда скрыто за его мнимой бездеятельностью. Например, во время рассказа о Понтии Пилате исчезают не только Патриаршие пруды с реальным и историческим временем, но и сам рассказчик, лично присутствовавший при описываемых событиях. Так же незаметно исчезает Воланд вместе со своим креслом во время представления в Варьете. И дело не только в том, что сан и достоинства не позволяют Князю Тьмы лицедействовать. Это бездействие функционально. Воланд лишь способствует ускорению или замедлению событий, которые должны произойти по законам логики и справедливости: гибель Берлиоза, возвращение Мастера, наказание грешников разных мастей.
Кто же в романе превращает зло в возмездие, а добро делает всеобъемлющей категорией? Это Бог, воплощенный в душах людей, персонифицированный в образе Иешуа Га-Ноцри. Сила его - в СЛОВЕ, а не во всемогуществе над душами и судьбами людей. Записанное учеником Га-Ноцри Левием Матвеем высказывание Иешуа: «Смерти нет...» - убеждает нас, что речь идет не о личном бессмертии казнимого, а о человеке вообще. Освобожденный от страха смерти, человек способен творить чудеса. Огромная энергия, направленная на самосохранение, высвобождается для помощи другим людям. Бродячий философ верит, что люди от природы добры, жестокими их делает рабство. С момента осознания этой истины человек становится свободным и несет всю ответственность за свой выбор. Сознающий свое бессмертие, человек не станет подчинять свою жизнь достижению сиюминутных благ, свободен он и от страха перед наказанием типа отлучения от власти или даже лишения внешней свободы. Символична в этом отношении судьба всемогущего Прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Смалодушничав, поменяв «роскошь общения» со странным арестантом на призрачную власть Кесаря, которую он представляет, Понтий Пилат добровольно выбирает путь раба. Искупает он свое малодушие самой страшной ценой вечных нравственных мучений. Так наказаны в романе те, кто способен нравственно страдать, то есть люди, не окончательно погибшие для вечности, способные возродиться, а, значит, быть прощеными.
С философской проблемой свободы личности связана в романе и тема свободы творчества. Эту свободу выбирает мастер, когда, отказавшись от условного уюта социально-детерминированной жизни (комната в коммуналке, скучная служба, безликая жена), он исчезает для окружающих, посвятив свою жизнь написанию романа о том, что его волновало больше всего. Он не сочиняет, он «угадывает», потому что смог раскрепостить свои мысли и чувства от гнета современности с ее литературными начальниками и их «руководящими указаниями». Отсюда ярость критиков романа. Это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сумел ее сохранить вопреки обстоятельствам. Сумев противостоять самому страшному тоталитарному режиму, Мастер выстрадал Покой. Это высшая оценка его жизни и его совести. Из воспоминаний Е.С. Булгаковой, жены писателя и прототипа его Маргариты, ясно. что Покоя желал для себя сам писатель, вконец измученный хорошо организованной травлей и блокадой своих лучших произведений. Мастер, по сути, поднимается из Ада в вечность, где в его дом придут те, кого он любит. Покой - это не безделье и отсутствие всяких желаний, а высшая свобода, неотъемлемым качеством которой является очищение души через творчество, музыку, любовь.
Под стать Мастеру и его возлюбленная - Маргарита. Она вне времени и социума, вечная спутница творца, готовая разделить все трудности и невзгоды, выпавшие на его долю. Она еще до встречи с мастером «угадала» свое предназначение, как Мастер «угадал» своего героя. Поэтому и мучилась она, как птица в клетке, среди всей той роскоши, которой могли бы завидовать тысячи ее современниц. Поэтому и нашли они друг друга в огромном городе, не предназначенном для счастья и любви. В то же время, она, истинное дитя своего сурового и противоречивого времени, умеет постоять за себя нецензурным словом и «острыми когтями», летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла и производит разгром в квартире врага - критика Латунского, наготу пытается безуспешно спрятать при помощи первой попавшейся ночной сорочки, курит папиросы и умеет называть вещи своими именами. Чего только стоит столь четко сформулированная ею стоимость пребывания в качестве королевы бала у Воланда: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера!»
Язык и стиль романа полностью соответствует его многоплановой и многозначной структуре. Возвышенный, торжественный стиль «библейских» глав переходит в московское просторечие при описании современной писателю жизни и гротескно-выразительных описаний Воланда, его свиты и его гостей на балу. Переходы эти способствуют передаче абсурдности самой изображаемой Булгаковым жизни: «осетрина второй свежести», «четыреста двенадцатое отделение милиции, где «кому попало выдают паспорта», «потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака» , - эти реалии московской жизни кажутся не менее фантастическими, чем бал у Сатаны или сон. приснившийся управдому Босому, попавшему в психиатрическую клинику доктора Стравинского, - театральное представление под лозунгом «Сдавайте валюту!»
Важное значение в романе играет символика цвета. Выморочность жизни в тоталитарной стране передается зачастую через назойливую, дисгармоничную пестроту красок, тревожащих, раздражающих человека: «пестро раскрашенная будочка с надписью «Пиво и воды», «обильная желтая пена абрикосовой», «старинный двухэтажный дом кремового цвета», собака «цвета папиросного пепла», «пожилая, доедаемая малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом платьице», «режиссер с лиловым лишаем во всю щеку».
Но стоит Булгакову коснуться «вечных» тем, философских проблем, как цветовая гамма приобретает классическую четкость и контрастность. Один из самых выразительных образов романа - плащ Понтия Пилата, в котором он появляется на страницах романа Мастера («в белом плаще с кровавым подбоем») - и плащ Воланда - «траурный плащ, подбитый огненной материей». Кроваво-красный подбой плаща Понтия Пилата, вдобавок к тому, отраженный в «черно-красной луже вина из разбитого кувшина» перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие его малодушного молчания как кровавого преступления. Огненный подбой плаща Князя Тьмы - символ его принадлежности к Космосу, Вечности, так как огонь - одна из первооснов бытия. При описании Воланда и его свиты преобладает черный цвет - традиционный цвет зла, колдовства, скорби: не говоря уже о преобладании этого цвета в одежде Воланда и его свиты, он сопровождает и множество деталей быта и описание состояния героев. Трость Воланда украшает «черный набалдашник в виде головы пуделя», прокуратора - перстень с черным камнем; медальон с изображением черного пуделя повесят Маргарите на грудь перед балом; «ночь закрывает черным платком леса и луга»; «черная тоска сразу подкатила к сердцу Маргариты»; голубые глаза Низы, выманившей Иуду на свидание, кажутся ему черными. Побеждает всю эту черноту золотой свет полной луны, заливающей потоками света весь мир, приносящей недолгое успокоение Ученику Мастера Ивану.
Используя мотивы, приемы, даже персонажей, известных мировой литературе, от Воланда до Малюты Скуратова, Булгаков строит оригинальное повествование, решая вновь и вновь вечные проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, верности и предательства, жизни и смерти, знания и веры, науки и невежества. Грани между этими противоположными понятиями зачастую размыты, противоречивы: страшна в справедливом гневе Маргарита, крушащая квартиры литераторов и напугавшая мирно спящего ребенка, ставшая ведьмой от горя и несчастий, поразивших ее; Князь Тьмы, несмотря на свое предназначенье, совершает добрые и благородные поступки, помогая влюбленным обрести друг друга и предрекая роману Мастера долгую и счастливую судьбу.
Шаблон:
1 абзац (введение): 2 риторических вопроса (ответы на которые дает автор текста), затем "Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста " ФИО
2 абзац (постановка проблемы+комментарий): "Эта проблема действительно актуальна" . (Объясняем, почему). "Автор рассматривает данную проблему на примере..." и еще 3-4 предложения о том, как раскрывается проблема в тексте.
4 абзац (собственная позиция ): "Я полностью согласен с мнением автора. Действительно,..." (личное мнение, 2-3 предложения) "Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы".
5 абзац (первый аргумент): литературный аргумент с указанием ФИО писателя и названия произведения.
6 абзац (второй аргумент): "Кроме того, приведу в пример, ..." (второй аргумент)
7 абзац (заключение): "Таким образом, ..." (вывод 1 - 2 предложения)
Пример сочинения (8 вариант):
Как правильно вести себя в обществе? Кого можно считать воспитанным человеком? Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А.Дорохов, поднимая проблему воспитанности.
Эта проблема актуальна во все времена. В любом обществе важно найти правильный подход людям, стараться своим поведением не доставлять им неудобства. А.Дорохов раскрывает данную проблему на примере героя, который оказался в совершенно непривычном для него окружении. Герой считал себя"отлично воспитанным" человеком. Он умел вежливо поздороваться, внимательно выслушать собеседника, не употреблял грубых слов... Однако стряпуха, у которой он жил во время студенческой практики, назвала его "серым". Этот случай заставил героя задуматься над тем, "что же такое хорошо воспитанный человек"?
Через мысли героя раскрывается позиция автора. А.Дорохов считает, что правила поведения существуют в любом обществе, однако они разные, зависят от условий, в которых живет человек. "Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними".
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, в разном обществе существуют разные нормы поведения. Но где бы ты ни оказался, важно уважать людей вокруг, стараться не обременять их. Тогда ты и будешь по-настоящему воспитанный человек. Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы.
Петра Гринева в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка" можно считать примером хорошо воспитанного, благородного человека. В любой жизненной ситуации он поступал честно, проявлял уважение к людям вокруг. Его благородство оценил даже идейный враг Пугачев.
Кроме того, приведу в пример невоспитанного, грубого Митрофана из произведения Д.Фонвизина "Недоросль". Этот герой, наоборот, не был знаком с нормами поведения в обществе. Считая себя лучшим, он оскорблял и унижал окружающих, а потому был неприятен всем, кроме безумно любящей матери.
Таким образом, понятие "воспитанный человек" относительное, разные люди имеют свои представления о том, кого считать таким. Однако все согласятся, что главный критерий воспитанности - вежливость и уважение окружающих.
В чем заключался драматизм судьбы талантливого писателя в советскую эпоху? В чем источник писательского и педагогического таланта? В чем наиболее отчетливо появляется самоотверженная преданность своему делу? Над этими и другими вопросами размышляет в своем тексте С. И. Сивоконь. Но более детально, по моему мнению, автором рассматривается проблема зарождения и развития писательского таланта.
Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор рассказывает о детском писателе С. Я. Маршаке, который был очень предан своему делу. И тогда С. И. Сивоконь спрашивает, откуда же взялся такой замечательный детский писатель? Им восхищались такие великие мастера, как Анна Ахматова, Владимир Маяковский и многие другие. С. Я. Маршак писал для детей, но его произведения воспитывали не только юных поэтов. Автор по-настоящему задумывается о возникновении писательского таланта С. Я. Маршака, об источниках его вдохновения. Эта проблема актуальна и сейчас. Многие начинающие поэты и писатели пытаются найти предметы или явления, которые вдохновили бы их на создание литературного произведения. Но немногим удается это, потому что найти источник вдохновения могут только действительно талантливые люди.
Я согласна с С. И. Сивоконем и также считаю, что источником писательского таланта может являться любовь, но не только к людям, а также к природе, Отчизне и другим предметам и явлениям. Такой источник вдохновения может действительно дать много сил для создания великих литературных произведений.
За доказательством этой точки зрения обращусь к творчеству русских поэтов. Так, в своем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчев восхваляет природу, говоря, что «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Такие строки можно написать только о том, что действительно любишь. Таким образом, природа была для Ф. И. Тютчева настоящим источником вдохновения.
Приведу еще один пример из поэзии. Так, в своем стихотворении «Отчизне кубок сей, друзья!» В. А. Жуковский прославляет свое Отечество словами: «О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?». Таким образом, источником вдохновения для В. А. Жуковского была его безграничная любовь к родной Отчизне.
Таким образом, источники вдохновения - это очень значимая вещь в развитии творчества любого писателя. И найти такие источники может только по-настоящему талантливый человек.
«Александр Солженицын» - А. И. Солженицын (сразу после выхода), 1953. Москва, июнь 1946 г. Александр Исаевич Солженицын. Зек Солженицын на строительстве дома у Калужской заставы. Лейтенант Солженицын (слева) с командиром артдивизиона. Ст. лейтенант Солженицын. А. И. Солженицын. Александр Солженицын. Родился 11 декабря 1918 г.
«Один день Ивана Денисовича» - А.И.Солженцын. Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов. «Остаться человеком …» (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). «Один день Ивана Денисовича». Тюрин –с 1930г. Но люди и здесь живут. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Кильгидис –с 1949г. Кузёмин –с1931/32г.
«Жить не по лжи» - Не что сделано – а как. Лексическое значение слов: Тема: «Жить не по лжи». Ни город. Причины смерти Матрёны. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. Категории. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Портрет Матрёны. Подготовительная работа учащихся. Эпиграф: Задачи: Художественная деталь:
«Жизнь и творчество Солженицына» - Биографы. Какова роль эпиграфов? Проблема ответственности человека за свою судьбу. Александр Исаевич Солженицын. Какие произведения Солженицына вы знаете? В чем заключается обвинительная сила произведений А.И.Солженицына? Тема настоящего и будущего русской деревни в рассказах Солженицына. В чем неповторимость героев произведений А.И.Солженицына?
«Творчество Солженицына» - А.И. Солженицын на церемонии вручения Нобелевской премии. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу. Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким-то гениальным режиссером. Судьба как бы спрессовала в одну биографию то, чего хватило бы с избытком не на одну жизнь и не одному художнику.
«Биография Солженицына» - Игнат с Анной, Степан, Татьяна, Наталья Дмитриевна и Ермолай с Катей. Биография. Дед А.И. Солженицына - Семен Ефимович, коренной житель с. Саблинского. Цитаты из Нобелевской лекции. Цитаты из романа «Архипелаг ГУЛАГ». чужой. синее К нам стремглав летел, Тосковал по Родине В стороне. Встречи родных А.И. Солженицына в городе Кисловодске.
Всего в теме 13 презентаций