Контакты

Первая библиотека древней руси. О первой древнерусской библиотеке

Герчикова Людмила Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ УСОШ №1 им. А.С.Попова г.Удомля Тверской обл.
Литературная игра, посвящённая 975 - летию (1037)
со дня основания Ярославом Мудрым в Киеве при Софийском соборе первой библиотеки Древней Руси

Цели и задачи игры: способствовать развитию познавательной активности обучающихся общеобразовательных школ, формированию интереса к истории библиотеки и чтению книг, поддержке талантливых детей.
Участники литературной игры: обучающиеся 7-8 классов в составе команды из шести человек.
1 ведущий:
Я книги выбираю с наслажденьем
На полках, в тишине библиотек.
То радость вдруг охватит, то волненье.
Ведь книга каждая как будто человек.
Одна стара, мудра, зачитана до дыр.
В другой все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир.
За шагом шаг иду от слова к слову. На Севере могу я побывать
И в тропиках там, где растут бананы.
Какая радость открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад.
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят.
Во многом книги помогают людям
2 ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем литературную игру, посвящённую девятисот семидесяти пятилетию со дня основания Ярославом Мудрым в Киеве при Софийском соборе первой библиотеки Древней Руси.
1-й ведущий: Представление жюри.
1-й ведущий: Библиотека - слово - то какое,
Оно почти как Библия - святое
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,
Недаром говорят: "Аптека для души".
2-й ведущий: Проверим готовность команд. Капитанов просим представить свою команду. Средняя школа №1 готовы? И т.д. (три фишки-книжки командам в подарок)
2-й ведущий: Начнём с разминки. Номинация 1 «Первые библиотеки на Руси».
На столах лежат флажки, ими вы воспользуетесь во время игры. Если команда готова будет дать ответ, нужно поднять флажок. На обсуждение ответов в данной номинации даётся не более 15 секунд, отвечает команда, которая первой поднимет флажок. За верный ответ или дополнение команда получает фишку-книжку.
1-й ведущий Историческая справка
975 лет назад (1037) при Софийском соборе в Киеве князем Ярославом Мудрым была основана первая библиотека Древней Руси. Об этом сообщает «Повесть временных лет» - первый летописный свод начала XII века. Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. Каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась.
Ярослав был настоящим полиглотом, и поэтому историки уверены, что он тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе. В результате удалось сделать около тысячи книг. Каждая рукописная книга была подлинным шедевром.
Итак, вопросы первой номинации. 1. Но своё название библиотеки получили не сразу. Как называли библиотеки в Древней Руси?
Правильный ответ: в разных городах помещения для книг имели названия «книгохранительница», «книгохранилище», «книгохранильня», «книгохранилица», «хранильная казна», «книжная клеть», «книжная палата», «книговник».
2. Когда и где впервые на Руси встречается слово «библиотека»?
Правильный ответ: в Геннадиевской библии 1499 года - первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - «книжный дом». Геннадиевская Библия - церковнославянский перевод Библии, подготовленный при участии Дмитрия Герасимова по инициативе и под руководством архиепископа Геннадия Новгородского.
3. Почему в Древней Руси книги ценились очень высоко?
Правильный ответ: Все рукописные книги, а их называли еще "источниками мудрости”, "реками, наполняющими вселенную”, "утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента. Бумаги еще не существовало, тексты были написаны на пергаментах, которые были сделаны из кожи молодых телят и овец. Чтобы создать одну книгу средних размеров, необходима кожа целого стада телят… обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшенные золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга
4. Сколько томов насчитывала библиотека, основанная Ярославом Мудрым?
Правильный ответ: 950 томов. В библиотеке хранились книги в основном церковного содержания: евангелия, книги пророков, премудрости Соломона, апостол, жития святых. Исследователи полагают, что трудились над их созданием 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.
5. Какова судьба первой библиотеки?
Правильный ответ: Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания, насчитывавшего 950 томов, затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье (Киевская обл.). Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся старинные книги.
6. Наши предки могли читать в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг, различные "Жития святых», «Изборники» Святослава 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси., в которые входили церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения. А что было написано в книге "Шестидневы”?
Правильный ответ: "Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течение недели.
7. Для чего при монастырях создавались скриптории?
Правильный ответ: Скрипторий - «книгописныя келлии», мастерская рукописных книг в монастырях или при дворах влиятельных особ в VI-XII вв.
8. В чём заключается значение древнерусских библиотек?
Правильный ответ: Были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами”: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Они были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.
2-й ведущий: Капитаны, с фишками для подведения итогов первой номинации подойдите к жюри.
1-й ведущий: Номинация 2 «Мудрые книжники Древней Руси» проводится в виде Аукциона (делаются ставки от одной до трёх фишек-книжек, это фиксируется в бланке ответов. Затем звучит вопрос, записывается в бланк ответ на вопрос, после чего озвучивается правильный ответ, ответы команд и ставки. Если ответ верный, команда получает фишки, если ответ неверный – отдаёт фишки в казну)
Ответы после каждой ставки. Делаем первую ставку.
Что в руках Ярослава Мудрого? Книга
Ставка 2. Автор, название, год…
Иван Яковлевич Билибин. Великий князь Ярослав Мудрый. 1926 г
Ставка 3. Что изображено на слайде? Что? Где? Когда?
Памятный знак в честь библиотеки Ярослава Мудрого. При Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, поставлен в 1969 году символический камень (скульптор Иван Кавалеридзе). На камне помещен портрет Ярослава и летописный текст: "В лето 6545 (по современному летосчислению 1037 – М.К.). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного".
Ставка 4 Мудрость Ярослава. Почему прозвали Мудрым?
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской.
1-й ведущий: Подведём итоги второй номинации. Капитаны, с фишками для подведения итогов второй номинации подойдите к жюри.
Выступление поэтессы Марины Павловны Борисовой
2-й ведущий: 3 номинация «Самый, самый, самый…»
Найти соответствия за три минуты. (У команд распечатанные листы)
Капитаны, сдайте листы с ответами жюри для подведения итогов третьей номинации
2-й ведущий: Проверим. 1. Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга – старейшая государственная библиотека страны, вторая по величине фондов в России.
1- й ведущий: 2. Сегодня самой крупной библиотекой в мире по количеству книг является Российская государственная библиотека в Москве. На ее полках, общая длина которых свыше 350 километров, хранится более 34 миллионов книг. В библиотеке сосредоточены рукописные книги, начиная со II века. Международный книгообмен ведется более чем со 100 странами мира.
2-й ведущий: 3. Крупнейшая университетская библиотека в мире - научная библиотека Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. В собрании библиотеки более 7 миллионов томов.
1-й ведущий: 4. Самой высотной стала библиотека на борту орбитального комплекса «Мир». Космическая библиотека насчитывает более ста книг - от работ
К. Э. Циолковского до романов И. Ильфа и Е. Петрова.
2-й ведущий: 5. Если вы любите читать, то уж наверняка не раз задавались вопросом - какая из ныне существующих книг считается самой читаемой в мире?
Ответ, впрочем, знает почти каждый - это легендарная Библия. Ее безоговорочное лидерство было уже не раз доказано тем огромным тиражом, в каком она разошлась по всему миру - это порядка 6 млрд. экземпляров! В настоящее время Библию можно прочитать на 2377 языках мира.
1-й ведущий: 6. Японская типография с мировым именем "Топпан" издала самую маленькую в мире книгу. Размер их миниатюрной книги составляет всего 0,75 на 0,75 мм, а сама она насчитывает 22 страницы. Книге дано название "Цветы четырех сезонов" - она представляет собой справочник, где изображены и подписаны все цветы Японии в черно-белом варианте
2-й ведущий: 7. «Апостол» Ивана Фёдорова (1564) - самая первая русская печатная книга
1-й ведущий: Дом книг
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)
2-й ведущий: 4 номинация «Библиотеки родного края»
Объявляем розыгрыш дополнительных фишек-книжек. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. Готовы?
Академик Дмитрий Лихачев считал, что цивилизацию можно будет возродить, даже если погибнут все музеи, архивы, университеты и школы, но сохранятся... Что?
(Библиотеки.)
1-й ведущий: Пушкин-лицеист писал: «Певцы торжественны, прозаики шутливы в порядке стали тут». О чем он так писал?
(О книжных полках библиотеки.)
2-й ведущий: А теперь в данной номинации разыгрываем 2 пакета вопросов, оценка каждого – 3 фишки – книжки. Команды на бланках пишут ответ, сдают жюри. Время на работу не более 2 минут.
1-й ведущий: 1. На слайде цифры. Какое они имеют отношение к библиотекам нашего города?
Внимание на экран! Правильные ответы.
85.000- экземпляров составляет универсальный фонд документов Удомельской межпоселенческой центральной библиотеки
2008 с этого года стала называться Удомельская центральная библиотека Удомельской межпоселенческой центральной библиотекой.
1901 В этом году возникла первая в удомельском крае библиотека. Находилась она на содержании Троицкого Приходского Братства.
Вы можете заработать балл, если ответите, что это за эмблема? Логотип Удомельской межпоселенческой центральной библиотеки
2-й ведущий: 2. Перед вами портреты русских писателей. Как имена этих писателей связаны с нашей темой? Время обсуждения – 1 минута.
Правильный ответ:
Библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина,
Библиотека им. Б.Н. Полевого
Тверская Ордена «Знак почета» областная универсальная научная библиотека
им. А.М. Горького.
1 ведущий: Тверская областная библиотека была основана 9 (21) мая 1860 г. В 1985 году признанием её культурно-просветительской деятельности стал Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении библиотеки орденом «Знак Почёта». Ежегодно отделы библиотеки обслуживают около 80 тысяч читателей, выдавая им более 2 млн. экземпляров книг, периодических и электронных документов.
Центральная городская библиотека им. А.И. Герцена
ГУК «Тверской центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина»
Библиотека № 5 имени С. Дрожжина
1-й ведущий: Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт. Родился 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом.
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
2-й ведущий:
На стеллажах стоят в тиши
Всемирной мудрости тома,
Здесь есть "лекарство для души",
Найдется "пища для ума»
1-й ведущий: Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес".
Объявляется конкурс капитанов. Написать слоган по фотографии. Жюри оценивает слоганы от 1 до 3 баллов.
А для команд объявляется конкурс «Кто больше?»
Пословицы и поговорки о книгах и пользе чтения (команды записывают в течение трёх минут пословицы на бланке. Получают столько жетонов, сколько записано пословиц).
Пауза для зрителей
* Как на латинском языке звучит слово «книга»?
А. Кодекс. В. Конституция.
Б. Догма. Г. Документ.
* Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник...»:
А. Диктантов и изложений. В. Гонораров.
Б. Знаний. Г. Киносценариев.
* На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?
А. На 3-й. В. На 13-й.
Б. На 17-й. Г. На 77-й.
* Как называется библиотечная учётная карточка, которая заводится на каждого посетителя?
А. Читательский дневник. В. Читательский паспорт.
Б. Читательские права. Г. Читательский формуляр.
* Как читают очень понравившуюся интересную книгу?
А. От А до Я. В. От случая к случаю.
Б. От звонка до звонка. Г. От корки до корки.
* Какой новый вид книги появился в ХХ веке?
А. Электронный. В. Плазменный.
Б. Атомный. Г. Нейтронный.
2-й ведущий: Номинация 5. Золотой фонд наших библиотек
1. Назвать произведение по началу, указать его автора и жанр (записаны на листах, сдают жюри) 3 минуты (литературные произведения школьной программы 7 -8 классов)
Проверим! *«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своемучеловек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно» (Николай Васильевич Гоголь. Комедия «Ревизор»).
*«- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу» (Лев Николаевич Толстой. Рассказ «После бала»).
* «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…» («Поучение» Владимира Мономаха в переводе Дмитрия Лихачёва).
* «Но вот наконец я сдал экзамен в третий класс, получил в награду Евангелие, басни Крылова в переплёте и ещё книжку без переплёта, с непонятным титулом - "Фата-Моргана", дали мне также похвальный лист. Когда я принёс эти подарки домой, дед очень обрадовался, растрогался и заявил, что всё это нужно беречь и что он запрёт книги в укладку себе». (Максим Горький. Повесть "Детство")
* Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать». (М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри»)
1-й ведущий: Факты
Прообразом Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизину послужил президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки Санкт-Петербурга А.Н. Оленин. Как объяснить, что прообразом этакого бездельника Фонвизину послужил образованнейший человек своего времени? (Митрофанушкой Оленин был в молодости. Но, узнав себя на сцене, 18-летний Оленин засел за учёбу. Вот вам яркий пример волшебной силы искусства.)
1-й ведущий: Пока жюри подводит итоги игры, нас ждёт чудесная встреча с удомельской потессой Татьяной Северовой.
2-й ведущий: Так ради чего мы сегодня собрались? Отгадаем ребус и поймём.

(книга, чтение)
Итоги игры. Слово жюри.
К. Паустовский сказал: " Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». Любите книги! Читайте и будьте счастливы!

Она была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века. Поэтому наша выставка, посвященная основанию библиотеки, открывается изображением Ярослава Мудрого, работы скульптора-антрополога М.М. Герасимова (реконструкция лица по черепу). Рядом с изображением Ярослава - сама "Повесть временных лет", выпущенная в Карелии в 1991 году.

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, "любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...".

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница ", "книгохранилище ", "книгохранильня ", "книгохранилица ", "хранильная казна ", "книжная клеть ", "книжная палата ".

Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом".

Какими были книги первой библиотеки?

Очевидно, рукописными. Среди них: "Сказание о Мамаевом побоище", факсимиле лицевой рукописи XVII века из собрания Государственного исторического музея, "Повесть о Куликовской битве", факсимиле из Лицевого летописного свода XVI века. Обе рукописи украшены цветными миниатюрами. Из первопечатных книг - подлинное издание 1701 года "Букваря" Ф. Поликарпова, одного из видных деятелей русского просвещения начала XVIII века. В "Предисловии" Поликарпов сообщает, что "Букварь" был составлен им по повелению Петра I.

Старинные русские книги... Их было, видимо, много. Но одни - погибли во время войн, другие - сгорели, а третьи - разграблены. Тем не менее, до нас дошли книги Древней Руси. И сохранились они благодаря древним библиотекам, которые очень часто создавались при монастырях, о чем свидетельствуют книги выставки.

Особый интерес представляют издания, рассказывающие о личных библиотеках Ивана Грозного, Петра I, Я.В. Брюса, А.А. Блока, И.А. Крылова, А.Ф. Смирдина и многих других.

Последняя витрина выставки рассказывает о библиотеке Ростовского государственного университета, судьба которой, как и университета, уникальна. Библиотека стала создаваться в конце 1915 года после эвакуации в Ростов Варшавского университета. В 1920 году для библиотеки было выделено отдельное здание на Б. Садовой (ныне здание "Дон-ЦУМ"). К 1941 году книжный фонд библиотеки насчитывал 678000 экземпляров, библиотека стала крупнейшим научно-культурным центром Дона и Северного Кавказа. 17 июля 1942 года ростовчане, к тому времени уже испытавшие немало горя, с болью смотрели на пылавшее факелом старинное здание в центре города - горела библиотека университета. В 1944 году комплектование фондов библиотеки начинали с нуля... В 1955 году библиотека переехала в новое здание, построенное в 1914 году архитектором Л.Ф. Эбергом для Н.Е. Парамонова.

Предметом особого разговора могут быть книги, переданные в дар библиотеке. Интерес представляет помещенный на выставке первый том собрания сочинений А.И. Солженицына в 20 томах - Вермонт - Париж, 1978-1991-й. Тома были переданы в дар библиотеке сыновьями писателя в мае 1992 года. На титульном листе первого тома надпись: "Академической Библиотеке Ростовского Университета, где столько дней, часов просижено над книгами, от Вашего бывшего студента. А. Солженицын, май 1992 г. ".

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили книгу. Эту мысль утверждают наша выставка и книги, на ней представленные.

Библиотеки в Древней Руси

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие. В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки.

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства – Киевская Русь. Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространилась письменность. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся к 9 –10 векам. Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «утешением в печали», ценились очень высоко. Книги стоили дорого и были доступны немногим, так как делались из очень дорого материала – пергамента.

Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10 начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде детей «учить книгами».Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Всё это привело к возникновению первых библиотек.

Само слово «библиотека» в древней Руси не употреблялось. Впервые оно встречается в «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века. Термин был для русских людей непривычным, поэтому на полях переводчик делал пояснение: «библиотечный дом». Позднее термин встречается в начале17 века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Первое летописное указание на большое книжное собрание связано с именем Ярослава Мудрого. О старшем сыне князя Владимира Красное Солнышко в летописях сказано: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати храбрый». Хромоножество от рождения обусловило пристрастие юного княжича к книгам. Пока его сверстники резвились в подвижных играх, Ярослав проводил время за чтением. Книги помогли будущему правителю Киевской Руси обрести обширные знания и вместе с ними - прозвище Мудрый. Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

В 1037 году столица древней Руси украсилась главным Софийским собором. Это великолепное каменное здание было отделано мрамором, мозаикой и фресками. В нем веками скапливались несметные богатства из пожертвований верующих. Среди сокровищ храма особое место занимали священные книги из великолепного собрания князя Ярослава Мудрого. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями. Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей, занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этой библиотеки. Некоторые источники утверждают, что она «насчитывала великие тысячи книг на разных языках». Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что её фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные «Жития Святых», имелись сочинения энциклопедического характера – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи» в которых содержались сведения о философии, истории, географии, астрономии. Составитель «Изборника» по имени Иоанн в конце своего труда дал один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те».

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси?

Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Сохранить в те времена библиотеку было делом весьма трудным. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

В 1925 году во время раскопок на территории Софийского собора был обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами, найдено много ценных вещей, древние монеты и церковная утварь. Было сделано предположение, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не ведомыми подземными пустотами. Может быть, именно тут «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прослывшая абсолютно исчезнувшей».


План 1. Первая библиотека древней Руси 2. Древнерусские книжники 3. Древнерусская рукописная книга Первая библиотека древней Руси В «Повести временных лет» сохранились строки о создании первой библиотеки на Руси при Ярославе Мудром. В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Судьба библиотеки При Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для Ярослава остается переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, исторической загадкой. как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В Через двести летна Киев память об этом Софийском подворье, недалеко от входа в разграбили монголо- в 1969 году символический камень собор, поставлен татары, но никто (скульптор ИванизКавалеридзе). На камне помещен портрет свидетелей говорит о текст: "В лето 6545 (по современному Ярослава и не летописный гибели библиотеки. летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея Возможно, и по сей книжнымиона словесы сердца верных людей. Велика бо польза день хранится в от учения книжного". бывает человеку подземельях киевского собора. Дополнительные сведения Памятный знак в честь библиотеки Ярослава Мудрого Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней. Помещение бывшей библиотеки Софийского собора Новгород Как русские люди оценивали сокровища, приобретенные ими с христианством, и как были благодарны людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца Нестора о деятельности князей Владимира и Ярослава: «Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания». Древнерусские книжники Писали книги специально обученные переписчики или очень грамотные и образованные люди. Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке. Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый (1942) Древнейший центр составления и переписки книг – Киево-Печерский монастырь. С появлением на Руси писчей бумаги в конце XIV века большая часть самых ценных и необходимых книг была скопирована. Н. Усачев. Школа писцов сложилась и в Андрониковом монастыре, где трудилась над перепиской книг группа монахов-писцов Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род. Специальные палаты для переписки и оформления книг теперь называются скрипториями. Реконструкция древнерусского скриптория на выставке «Свет Валаама» в музее Кижи И в настоящее время в старообрядческих скитах, которые находятся в горах и в лесах, имеются современные скриптории, в которых переписываются и переплетаются книги по всем правилам древности. Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы. Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Несторлетописец - автор первой истории русского государства – Повести временных лет. Ученые очень дорожат древними рукописными книгами. Организуются экспедиции по старинным деревням и монастырям в поисках интересных находок. Такие экспедиции называются археографическими, а ученые, занимающиеся поиском, изучением и описанием древних книг, - археографами. Древнерусская рукописная книга Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад. Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги. Келья монаха - переписчика книг Поначалу книги привозились из православных стран - Византии и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси. В "Повести временных лет" говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали множество книг. При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки и школы. При монастырях же обучались искусству переписывания книг, которые требовались для новых монастырей, церквей и библиотек. Школа XIV в. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в. Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения. В монастырях зародилось и русское летописание. Новоскольцев А.Н. Летописец Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Российская Национальная библиотека, зал редких книг Но большинство из них, к сожалению, не сохранились. Многие древние рукописи погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь и по разным причинам - в последующие столетия. Очень много старинных книг было утрачено уже в нынешнем столетии. В Древней Руси огромное количество книг погибло в пожарах, которыми часто сопровождались вражеские набеги и междоусобицы. В лучшем положении были те рукописи или печатные издания, которые хранились в каменных соборах. Глазунов Илья Сергеевич. Штурм града. 1980г. Сейчас сохранившиеся древнерусские книги хранятся в архивах, музеях и библиотеках. Каждая из них имеет свой шифр, чтобы ученым было легче искать ее и ссылаться на нее. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Остромирово Евангелие 1056-1057 От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг - Евангелия, несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей. Всего от XI - XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них - книги для совершения церковных служб. Почти все они написаны не на бумаге, а на пергамене (пергамен, или пергамент - это специально выделанная для письма телячья кожа). Изборник Святослава 1073 г. На книгах часто делались записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения, или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги. Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства. Преподобный Нестор-летописец Данная презентация составлена по курсу «Православная культура» Православной общеобразовательной школы-пансиона «Плёсково» Московской области Презентацию выполнила Рябчук С.М. для сайта «Светочъ. Основы православной веры в презентациях» http://svetoch.ucoz.ru Вы скачали эту презентацию на сайте «RusEdu. Архив учебных программ и презентаций http://rusedu.ru/

Демченко М.

Появление и развитие библиотек на территории Киевской Руси.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Библиотеки Древней Руси

Демченко Максим

ученик 7 класса Б

МАОУ «СОШ №18»

города Магадана

Китаева Оксана Ивановна,

учитель русского языка и

литературы,

МАОУ СОШ №18

В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох. Изменился строй жизни, но, как и много сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно.

Библиотека - самое благоустроенное учреждение. Начиная с внешнего вида и кончая порядком размещения книг и хранения рукописей, здесь все носит отпечаток заботливости, порядка и особого библиотечного уюта…

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад. Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги. Поначалу книги привозились из православных стран - Византии и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси.

Все рукописные книги ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента.

Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории народа, его языка, литературы и искусства.

Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний.

Из «Летописи временных лет» известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их на «учение книжное». Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата". Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом". Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки». Во время правления великого князя киевского Ярослава Владимировича, прозванного впоследствии "Мудрым», Киев становится заметным политическим и культурным центром, имевшим значение не только для древнерусского государства. По образцу Константинополя Ярослав Мудрый строит в Киеве новый Кремль и храм. Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037г. Здесь хранилось самое полное собрание письменных памятников древней Руси – Евангелия, Книги пророков, жития святых; хранились и важные государственные документы. Таким собранием в то время могли похвастаться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара 1124 г., возможно, была уничтожена в 1240 г. во время разгрома Киева войсками Батыя.

Более 200 лет татаро-монгольского ига на Руси привели к тому, что большая часть монастырских библиотек погибли, а книг до монгольского периода фактически не осталось. Сохранились, в основном, те библиотеки, которые находились на севере и на новгородских землях.

Вторая крупная библиотека Киевской Руси была создана в Новгороде при храме, также получившем название «Софийский собор». Этот собор был построен новгородским князем Владимиром (сыном Ярослава) в 1045-1051 годах Владимир Святославович стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в978 году. В 988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”.

Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это также привело к возникновению первых библиотек.

Исследователями установлено, что совокупный объем книжного фонда Древней Руси с 988 г. до середины XIII в. составлял 130-140 тыс. томов. При этом в обращении находилось не менее 90 тыс. богослужебных книг. В целом на Руси было построено и снабжено книгами около 10 000 церквей, в том числе примерно 300-500 церквей в монастырях.

Первые христианские монастыри появились в Западной Европе в V-VI веках, а широкое распространение получили в IX-X веках.

Поначалу монастырские библиотеки были настолько малы, что весь фонд библиотеки мог уместиться в одном сундуке. Книги, что хранились в них, носили исключительно религиозный характер: это были копии библейских текстов, писания отцов церкви и требники, необходимые для церковных служб. Церковь внимательно следила за содержанием книжных фондов. В 325 году был принят первый «Индекс» (список) запрещенных книг», в котором указывались книги, запрещенные церковью для чтения.

Библиотеки были введены в русские монастыри вместе с монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата - библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”. Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки.

В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре, например, для библиотек выстроили специальное каменное здание.

На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи.

Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Но большинство из них, к сожалению, не сохранились. Многие древние рукописи погибли во время монгола - татарского нашествия на Русь и по разным причинам - в последующие столетия. Очень много старинных книг было утрачено уже в нынешнем столетии.

От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и

Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг - Евангелия несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей.

Одной из наиболее крупных русских библиотек была библиотека Кирилло-Белозерского монастыря. Начало ей положил основатель монастыря преподобный Кирилл Белозерский. Принеся с собой книги из Москвы, а также занимаясь книгописанием, он ввел переписывание книг в своей обители как одно из послушаний грамотных иноков. Другой традиционный путь роста монастырского книжного собрания - вклады и дарения. В обитель преподобного Кирилла жаловали книги цари, князья, бояре. Книги также покупались на монастырские деньги.

Самый северный в России Соловецкий монастырь был крупнейшим культурным центром и центром книжности. Обитель имела крупнейшую библиотеку, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская. У некоторых иноков книги были и в кельях. Самую необходимую для богослужения литературу принесли с собой еще основатели монастыря – Савватий и Зосима. В конце XV в. игумен Досифей специально отправился в Новгород Великий, чтобы пополнить библиотеку. В течение нескольких лет он самолично и с помощью приглашенных мастеров отбирал и переписывал лучшие, наиболее авторитетные рукописи. Этот фонд в описях монастырской библиотеки имеет название «Досифеева данья». Книги, присланные из Новгорода, Досифеем помечены его книжным знаком. Это был первый в России экслибрис. Соловецкую библиотеку можно сравнить по числу томов только с библиотеками трех монастырей: Троице-Сергиева, Кирилло - Белозерского и Иосифо - Волоколамского. Последним ученым, который видел помещение библиотеки в самом монастыре, был Б.Д. Греков, командированный туда Археографической комиссией в 1917 году для обозрения архива. В истории нет точных данных о времени создания библиотеки Соловецкого монастыря.

Троице-Сергиева лавра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Сергиева лавра - крупнейший православный мужской монастырь России . Библиотека Троице-Сергиева монастыря ведет свое начало от самого Сергия, который пришел сюда, «в пустыню», с двумя книгами. В первое время книги писались и переписывались на бересте. А в начале ХV в. здесь уже была «книгописная палата» – мастерская по изготовлению книг. Их переписывали, украшали заставками, золотыми буквами, изящными миниатюрами. Настоящими произведениями искусства были переплеты – с драгоценными камнями, жемчугом, серебряной чеканкой, бархатным шитьем. В 1337 году Сергий Радонежский , тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, поселились на холме Маковиц , в десяти верстах от Хотьково . Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы . Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ. монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву, а также в архив Санкт-Петербургского отделения Института российской истории.

Предполагается, что библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни. Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.

К 16 веку сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек. Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысяч книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана-3, Василия-3, Ивана Грозного.

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.

Обширное собрание книг - не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “полатях"- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.

Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Они были основными хранилищами памятников древнерусской письменности.

Список литературы

1.Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. - М., 1992

2.Кашурникова Т.М. Чудо. Имя которому- книга. - М., 2006

3.Энциклопедия для детей. Т.5.Ч.2.История России. - М., 1997

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М, 1990

5.Электронные образовательные ресурсы

6. Д.С.Лихачев. Из «Повести временных лет»» (Пер. с древнерусского). Хрестоматия для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 1995.

Понравилась статья? Поделитесь ей