Контакты

Московские церкви во имя трех святителей. Новая жизнь древнего храма

Одним из уникальных образцов древнерусского церковного зодчества является памятник XVII века ─ храм Трех Святителей на Кулишках (фото приводятся в статье), воздвигнутый в честь выдающихся богословов и проповедников христианства святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Его приход, расположенный в Басманном административном округе столицы, входит в состав Богоявленского благочиния Московской епархии.

Княжеские палаты на Кулишках

Для любителей старины представляет интерес не только храмовый комплекс, но и территория в районе слияния Москвы-реки и Яузы, на которой он расположен. Из истории столицы известно, что некогда данный район и находящийся на нём холм именовались Кулишами или Кулишками. Объясняя происхождение этого названия, лингвисты обычно ссылаются на созвучное ему древнерусское слово, обозначавшее участок леса после порубки.

Поскольку этот район находился вблизи центральной части города, его застройка началась довольно рано. Известно, что уже в XV веке там появились летняя резиденция великого князя Московского Василия I и воздвигнутая при ней домовая церковь, освящённая в честь крестителя Руси святого князя Владимира. Она стала предшественницей ныне действующего храма Святого Владимира в Старосадском переулке. Поскольку там же размещались и государевы конюшни, то вскоре была воздвигнута и церковь во имя святых Флора и Лавра, считавшихся в народе покровителями лошадей.

Первая церковь Трёх Святителей

Согласно традиции, сложившейся ещё со времён крещения Руси, церковные иерархи всегда держались вблизи земных владык. Вот и в те давние времена московский митрополит счёл за благо построить возле княжеского дворца свою резиденцию с церковью, воздвигнутой на месте нынешнего храма Трех Святителей на Кулишках и получившей то же название. Разумеется, в те годы двери княжеского и митрополичьего домового храма были открыты лишь для высших духовных и светских лиц государства.

на Ивановской горке

В XVI веке картина изменилась. Великий князь Василий III переехал в новые хоромы, выстроенные для него в селе Рубцово-Покровском, туда же поспешил и правивший в Оставленные ими домовые церкви стали приходскими, доступными для богомольцев всех социальных слоёв, приток которых в тот период постоянно увеличивался за счёт активного заселения территории, которая после учреждения на ней монастыря в честь Иоанна Предтечи стала именоваться Ивановской горкой.

Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что строился храм Трех Святителей на Кулишках при государе Алексее Михайловиче в период между 1670 и 1674 годом. Необходимые средства для этого были собраны благодаря добровольным пожертвованиям прихожан, в число которых входило немало состоятельных людей, таких, например, как представители высшей знати - князья Шуйские, Глебовы и Акинфиевы.

Творение неизвестного зодчего

История не сохранила для потомков имя зодчего, ставшего автором проекта этого замечательного и новаторского для своего времени сооружения, но остались чертежи и рисунки ─ свидетельства его творческой мысли. В нижнем этаже просторного двухэтажного храма были устроены тёплые (отапливаемые зимой) приделы ─ Флоролаврский и Трёхсвятительский. Над ними помещалась летняя, неотапливаемая церковь Святой Живоначальной Троицы.

Вопреки бытовавшей традиции, колокольню зодчий воздвиг не на осевой линии здания, а сместил её к углу. Высокий и стройный храм Трех Святителей на Кулишках, фасады которого были искусно декорированы порталами и наличниками, выглядел гармоничным завершением всего комплекса сооружений, расположенных на Ивановской горке.

Перестройка храма в последующем веке

Во второй половине XVIII века территория Ивановской горки вошла в число наиболее престижных районов Москвы и заселялась главным образом представителями высшей знати, немало способствовавшей благополучию и процветанию воздвигнутых там храмов. Достаточно сказать, что среди прихожан Трёхсвятительской церкви (так стал именоваться в народе храм Трёх Святителей) были князья Волконские, Лопухины, Мельгуновы, графы Толстые, Остерман и многие другие царедворцы.

Благодаря щедрости этих именитых сановников, в 1770-х годах здание храма было перестроено и обрело классический вид. Однако, чтобы достичь желаемого эффекта, строителям пришлось пожертвовать многим из того, что составляло оригинальность его прежнего облика. В частности, была разобрана прежняя, помещавшаяся в угловой части здания шатровая колокольня, и с западной стороны сооружена новая, в большей степени отвечавшая духу времени. Кроме того, уничтожили лепной декор фасадов и прорубили в них новые окна.

Разорение храма в 1812 году

Неимоверные бедствия принесли храму Трех Святителей на Кулишках события 1812 года. В огне пожара, охватившего Москву, были уничтожены многие окружавшие его дворцы, особняки, а также жилища простых людей. И хотя ущерб зданию оказался незначительным ─ обгорела лишь небольшая часть крыши, всё находившееся в нём было безжалостно разграблено, а что не удалось вынести ─ разрушено. Так, безвозвратно утерянными оказались престолы и находившиеся на них старинные антиминсы ─ шёлковые платы со вшитыми в них частицами мощей православных святых.

Облик храма в XIX столетии

После изгнания захватчиков Трёхсвятительскую церковь освятили заново, а через несколько лет, объявив среди прихожан подписку, полностью восстановили её внутреннее убранство. Параллельно с этим произвели реконструкцию фасадов, придав им черты модного в то время стиля ампир. На протяжении последующих десятилетий XIX века здание храма неоднократно перестраивалось и подновлялось, что накладывало отпечаток на его облик.

К середине столетия облик всей Ивановской горки значительно изменился. Из уединённого аристократического района она превратилась в густонаселённую часть города. Соответственно изменились и жители близлежащих улиц. Если прежде в их число входили исключительно представители обеспеченных слоёв общества, то теперь соседями Трёхсвятительской церкви стали рядовые обыватели, среди которых особо выделялись завсегдатаи печально известного Хитрова рынка с его бесчисленными притонами и ночлежками (фото приводится выше).

Закрытие и разорение храма

Государственный переворот 1917 года стал началом многочисленных бед, постигших храм Трех Святителей на Кулишках в Москве. В течение первых десяти лет нового режима он продолжал действовать, но оказался в весьма мрачном окружении. Находившаяся рядом с ним Мясницкая полицейская часть была превращена в тюрьму, а в стенах Иоанновского монастыря устроен концлагерь.

Наконец, в 1927 году тюремная администрация потребовала закрытия храма, и, несмотря на протесты прихожан, он прекратил свою деятельность. Всё внутреннее убранство и представлявшая собой историческую и художественную ценность, были вывезены и бесследно исчезли. В их числе оказалась и уникальная богородичная икона XVI века «Прозрение очес», весьма почитавшаяся и уцелевшая во время наполеоновского нашествия.

В советский период лишённое купола и колокольни здание храма использовалось для различных городских нужд. Одно время в нём располагалась больница НКВД, затем её сменило общежитие, уступившее место складу, вытесненному впоследствии различными конторами. Наконец в 1987 году его арендатором стала мультипликационная студия «Пилот».

Возрождение поруганной святыни

Храм Трех Святителей на Кулишках (адрес: Москва, Малый Трёхсвятительский пер., д. 4/6) был возвращён в собственность Русской православной церкви в июне 1992 года, но ещё в течение четырёх лет в нём по-прежнему размещались мультипликаторы, не имевшие на тот момент иного помещения. Таким образом, первую литургию удалось отслужить лишь в 1996 году. Произошло это знаменательное событие в верхнем храме и было приурочено к 6 июля ─ дню празднования Владимирской иконы Божьей Матери.

Для возобновления регулярных богослужений храм, долгие годы использовавшийся в хозяйственных нуждах и обезображенный многочисленными перестройками, следовало привести в надлежащий вид. Для этого потребовалось много времени и большие капиталовложений, обеспечить которые удалось благодаря помощи ряда государственных структур и частных организаций. Немалую роль в этом сыграли и добровольные пожертвования москвичей, желавших помочь восстановлению храма Трех Святителей на Кулишках.

Расписание богослужений

В 2003 году удалось наконец совершить первое богослужение в нижнем помещении храма, но и после этого потребовалось ещё 7 лет реставрационно-восстановительных работ, прежде чем в феврале 2010 года было совершено великое освящение, и среди прочих святынь столицы своё достойное место занял храм Трех Святителей на Кулишках.

Расписание церковных служб, появившееся на его дверях и свидетельствующее о возрождении этой некогда попранной святыни, в общих чертах сходно с графиком работ большинства столичных храмов. В зависимости от дней недели, а также тех или иных праздников, утренние богослужения начинаются в 8:00 или в 9:00, вечерние же проводятся с 17:00.

Это лишь общие сведения, поскольку годичный круг богослужений весьма обширен, и расписание может меняться. Для получения информации, касающейся какой-либо конкретной даты, следует зайти на приходской интернет-сайт или обратиться непосредственно в храм.

Новая жизнь древнего храма

Сегодня возрождённый из небытия храм, носящий имя трёх величайших столпов христианской веры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, как и в давние годы, входит в число ведущих духовных центров Москвы. Распространение знаний, необходимых каждому православному христианину, является приоритетным направлением деятельности всего клира храма Трех Святителей на Кулишках. Воскресная школа, занятия в которой рассчитаны не только на детей, но и на взрослых прихожан, помогает восполнить пробел религиозной культуры, который возник у населения за годы господства тотального атеизма.

В то же время большое внимание уделяется историческому и культурному значению, которое имеет храм Трех Святителей на Кулишках. Экскурсии, регулярно организуемые различными туристическими агентствами при содействии настоятеля храма протоиерея отца Владислава (Свешникова), помогают не только увидеть эту жемчужину церковного зодчества, но и подробно ознакомиться с её историей.

Фото: Церковь Трех Святителей на Кулишках

Фото и описание

Храм Трех Святителей на Кулишках был построен в той части Белого города, которая в XVI веке стала называться Ивановской горкой – холмом, где был расположен монастырь Рождества Иоанна Предтечи. В XIX веке рядом с храмом была построена Хитровская площадь, поэтому среди прихожан были и богатые купцы, и так называемые «хитрованцы» - постоянные обитатели площади, создавшие ей репутацию места чрезвычайно криминального.

Церковь получила название в честь Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Согласно истории праздника, который называется Собор Вселенских учителей и отмечается 30 января, эти три святителя в конце XI века явились митрополиту Иоанну с требованием установить общий день их почитания, чтобы прекратить споры между своими последователями.

Первым строением на этом месте была возведенная в XV столетии церковь Флора и Лавра, стоявшая на конном дворе рядом с резиденцией московского князя Василия Первого. Позже к ней была пристроена церковь Трех Святителей, имевшая статус домового храма при владениях московского митрополита, которые также были построены рядом с княжеским дворцом.

В следующем столетии, когда усадьба великого князя была перенесена в село Рубцово-Покровское, церковь Трех Святителей стала приходской. Во второй половине XVII века храм был перестроен на деньги прихожан и стал каменным. В новом двухэтажном здании главный престол нижнего, теплого храма был освящен в честь Трех Святителей, в верхней части разместился престол в честь Живоначальной Троицы. Второй придел нижнего храма был освящен в честь Флора и Лавра. Изменения в облик здания вносились и в последующих столетиях.

Установление советской власти ознаменовалось для этого храма, как и для многих других, изъятием реликвий и ценностей. Была, в частности, утрачена храмовая икона Божьей Матери «Прозрение очес». После закрытия церкви здание было обезображено изнутри и снаружи: были снесены ограда, верхушка колокольни, сброшены главы, внутренний объем был разделен перегородками, сверху был надстроен еще один этаж. До 60-х годов прошлого века бывший храм успел побывать тюрьмой, больницей, коммуналкой, в нем размещались кабинеты учреждений. В 60-е годы Всероссийское общество охраны памятников провело его реставрацию. В конце 80-х годов в здание въехала известная мультипликационная студия «Пилот» и занимала его в течение почти десяти лет.

В настоящее время храм является действующим и обладает статусом объекта культурного наследия Российской Федерации.

В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя Трех Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Сам праздник был установлен в память о прекращении в 1084 году внутрицерковных споров между последователями этих учений – василианами, григорианами и иоаннитами.


Дожившая до наших дней Трехсвятительская церковь притаилась в тихих и пустынных переулках между Покровским бульваром и Солянкой.

Точный ее адрес, впрочем, когда-то был знаменит – угол Хитровского переулка (после революции – Максима Горького) и Малого Трехсвятительского, названного по этой церкви, а в советское время переименованного в М.Вузовский – в соответствии с идеалами пролетарской революции.

Именно здесь, рядом с этой чудом уцелевшей церковью находилась страшная Хитровка – рынок и ночлежка для московских нищих, на месте которой после ее сноса в советское время были построены школа и четырехэтажное здание с магазином. Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.

Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.

Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности. Многие "хитрованцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.

Отсюда Горький черпал материал для пьесы "На дне", и еще в 1901 году К.С. Станиславский вместе с художниками и декораторами Московского Художественного театра приезжали на Хитровку, готовя постановку этой пьесы. Станиславский вспоминал потом: "Явилась натура, с которой можно лепить живой материал для творчества образов". И поэтому после уничтожения Хитровки в память о знаменитом шедевре Горького местному переулку и площади присвоили имя писателя.

Однако в дореволюционной краеведческой литературе старинная Трехсвятительская церковь чаще упоминается как "Трех Святителей, на Кулишках". Теперь московскому слуху более привычно это название для Всехсвятской церкви на Славянской площади, но известно, что в древности местность "Кулишки" имела большие границы и простиралась выше - к Ивановской горке и далее.

Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий "кулишками" в старину вообще именовали заболоченные участки земли.

Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.

В действительности, говорят современные ученые, кулишками назывались в древности расчищенные поляны среди леса, который густо покрывал эту территорию, и теперь правильнее произносить "кулижки".

Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.

Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.

Есть даже версия, что именно по этой Фроловской церкви на Кулишках, а не по одноименному храму на Мясницкой первоначально были названы Фроловскими главные ворота Кремля (см. публикацию от 31 августа прошлого года).

И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена - ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов - во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских. И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.

Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на "пограничной" территории рядом с соседней Хохловкой - местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.

Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России. Здесь же, поблизости, в Колпачном переулке стояли палаты самого гетмана Мазепы. И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. А в приходе Трехсвятительской церкви стояли дворы московских служивых людей и "разных чинов".

Так, сохранились до наших дней палаты XVII века, принадлежавшие думному дьяку и известному дипломату Украинцеву. Именно он в 1699 году был отправлен Петром I на русском корабле в Константинополь для заключения мира с турками, чтобы высвободить силы России для надвигавшейся Северной войны.

Только через год был подписан Андрусовский договор о мире, и царь Петр, получив известие о нем 18 августа 1700 года, на следующий же день объявил Швеции войну.

И богатый дом Украинцева не ушел из ведения казны. После него в этих палатах разместился Архив иностранных дел.

Другой, не совсем обычный прихожанин церкви в первой половине XIX века приложил немало усердия для обновления и благолепного украшения старинного Трехсвятительского храма. Это был московский обер-полицмейстер А.С. Шульгин, чья резиденция в то время находилась по соседству в Мясницкой части, пока ее не перевели в Столешников переулок. А потом для начальника московской полиции купили знаменитый дом Кологривова на Тверском бульваре, где на балу Пушкин впервые встретился с юной красавицей Гончаровой. Он стоял на том месте, где сейчас новое здание МХАТа.

И еще во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев. А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.

Однако сами хозяева дома, Морозовы, наверно, самые знаменитые здесь жильцы, чьи имена попали на страницы школьных учебников истории, не были прихожанами ни Трехсвятительской, ни Троицкой, ни какой-либо другой из местных церквей. В их домашней молельне служили приглашенные Рогожские священники, так как владельцы великолепного особняка на возвышенности со сквером были старообрядцами.

И, тем не менее, хозяйка этого дома, женщина с крутым и властным характером, финансировала строительство Марфо-Мариинской общины сестер милосердия, а ее младший сын Сергей создал в Москве Кустарный музей, и ныне работающий в Леонтьевском переулке. Считается, что так семья Морозовых заглаживала свои грехи и восстанавливала репутацию благотворителей после знаменитой Морозовской стачки в январе 1885 года, когда рабочие Никольской фабрики в Орехово-Зуево бастовали против морозовской системы жесточайших штрафов.

Хозяйка дома, Мария Федоровна, в девичестве Симонова, была женой владельца этой фабрики Тимофея Саввовича Морозова, сына основателя знаменитой династии промышленников и меценатов. Отличаясь непомерной скупостью и жестокостью, он сумел в 10 раз увеличить отцовский капитал, однако, испуганный невиданной стачкой, решил продать фабрику и положить деньги в банк.

Жена уговорила сделать по-другому: создать паевое товарищество из родственников, а его директором назначить старшего сына - Савву Тимофеевича Морозова. Того самого, о котором до сих пор пишут сенсационные исторические исследования. В ту пору ему было всего 27 лет, и он недавно закончил Московский университет. Прогрессивный, умный, широких взглядов, хорошо обеспеченный, он начинал такую карьеру, что родителям можно было не волноваться и за его будущее, и за судьбу фамильного дела.

Однако он не оправдал семейных ожиданий, взявшись за дело совсем "не с той стороны" - отменил систему штрафов, стал строить спальни для рабочих, учредил стипендии для учащихся. Старик отец косо смотрел на его дорогостоящие нововведения, а в ласковую минуту гладил по голове: "Эх, Саввушка, сломишь ты себе шею!", будто пророча ему судьбу.

А далее последовали вклады на создание в Москве Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко и тяжелый конфликт с ними, несчастная любовь к актрисе Андреевой, которая познакомила его с окружением Ленина. Тогда Савва Морозов стал финансировать издание "Искры", как считал Марк Алданов, из-за разочарования в людях своего круга.

В семье его прозвали "бизоном" за крутой нрав и недолюбливали. А когда в начале 1905 года рабочие Морозовской фабрики устроили новую стачку, требуя повышения зарплаты и 8-часового рабочего дня, Савва Морозов приехал именно сюда, в Трехсвятительский, просить мать передать ему право единоличного управления фабрикой. В ответ мать пригрозила учредить над ним опеку как над душевнобольным и перевела все дела фабрики на себя, став управлять ею из дома в Трехсвятительском.

И уже 15 апреля того же года мать собрала врачебный консилиум, который вынес приговор Савве Морозову - в виду "тяжелого нервного расстройства" отправить его на насильственное лечение в Канны в сопровождении нелюбимой им жены, Зинаиды Григорьевны и личного врача. Спустя 28 дней в номере Каннской гостиницы Савва Морозов застрелился и был похоронен в Москве на Рогожском кладбище.

А дом его матери в Трехсвятительском еще один раз вошел в историю. В июле 1918 года в бывшем особняке Морозовых разместился штаб восстания левых эсеров.

Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана. Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.


Еще одна Трехсвятительская церковь, разрушенная большевиками, находилась на Садово-Спасской улице у Красных ворот в Старых Огородниках, близ дворцовой Огородной слободы, где во множестве стояли дворы царских огородников и сами огороды. Там когда-то Алексей Михайлович поставил церковь св. Харитония - по дню своего венчания на царство. Слобода быстро разрасталась, и в первой половине XVII века в ней насчитывалось уже 212 дворов.

Деревянная Трехсвятительская церковь была известна там уже с 1635 года, ранее Харитоньевской. Каменную, с приделом во имя св. Иоанна Богослова построили в 1699 году на средства подьячего Большого казенного приказа Ивана Венюкова, а в середине XVIII столетия появилась и новая красивая колокольня. В те годы эта местность уже становилась парадной, так как при государе Петре I царская дорога переместилась с Покровки на Мясницкую, которая стала вести в Немецкую слободу.

И при Петре I в честь побед, одержанных в Северной войне, здесь, рядом с церковью, впервые в Москве были поставлены триумфальные ворота - так поначалу назывались красивые деревянные арки.

В 1724 году к коронации Екатерины I их парадно отстроили заново, но они сгорели в Троицкий пожар 1737 года - в том самом, в котором погиб кремлевский Царь-колокол. И тогда московские купцы решили преподнести подарок на коронацию новой императрице Елизавете Петровне и в 1742 году на свои средства выстроили новые красивые Триумфальные ворота - для почетного торжественного въезда государыни в Кремль.

Однако и они сгорели, но указом императрицы были вновь выстроены в 1757 году архитектором Д.Ухтомским. И с середины XVIII века эти ворота стали именоваться Красными - вопреки московской традиции, не только потому, что были красивыми, но и потому, что вели в подмосковное Красное село.

Так, после их построения Трехсвятительская церковь стала называться "у Красных ворот".

Интересно, что на ее главе был венец, наподобие такого же, как был на Воскресенской церкви в Барашах на Покровке (см. публикацию от 26 сентября прошлого года). Именно с этой Трехсвятительской церковью дореволюционные исследователи иногда связывали легенду о чудесно несостоявшемся браке брата и сестры, неведавших о своем родстве, когда венец невидимой силой сорвался и поднялся на церковный крест, - хотя традиционно эту легенду относят к Воскресенской церкви в Барашах.

Может быть, это произошло потому, что обе церкви оказались причастными к императрице Елизавете Петровне, которая, видимо, любила ставить такие венцы на церковных главах в память о каком-либо событии из своей жизни.

В Воскресенском храме она служила молебен (или просто проезжала мимо) после свадьбы с графом Разумовским в Перово. А мимо Трехсвятительской церкви, через подаренные Красные ворота направлялась на коронацию в Кремль и возможно, что в память о том повелела установить на церковной главке красивый венец - как потом и на Воскресенской.

11 октября 1814 года в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в соседнем доме напротив, принадлежавшем генерал-майору Федору Толю, который снимала его семья. Из-за конфликта между отцом, капитаном Юрием Лермонтовым и бабушкой младенец почти сразу же был увезен ею в село Тарханы Пензенской губернии, откуда он вернулся уже в пятилетнем возрасте.

На том месте сейчас стоит "высотка" (Садово-Спасская, 21) построенная знаменитым архитектором А. Душкиным, автором лучших станций Московского метро "Кропоткинская", "Комсомольская" и "Маяковская". В этой высотке он и сам получил квартиру. Однако дом Лермонтова был снесен под это строительство, только в сквере в 1965 году памяти поэта установили его скульптуру, и еще местную станцию метро назвали его именем - "Лермонтовская".

Еще в Трехсвятительской церкви в конце июня 1882 года отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы "Дюссо" в Театральном проезде, "белого генерала" М.Д. Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. Оттуда по железной дороге гроб с его телом был отправлен в родовое имение Скобелева - Спасское в Рязанской губернии. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили в нем большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.

А в 1927 году в этот храм ненадолго перенесли чудотворную икону из Богоявленской часовни Китай-города. Сам он был в то время захвачен обновленцами. А уже 11 июля 1927 года вышло решение властей снести Трехсвятительскую церковь для "улучшения" автомобильного движения. В тех же целях месяцем раньше стали разбирать Красные ворота для создания единой магистрали Садового кольца, - как и Сухарева башня, они мешали сквозному потоку машин.

Известно, что церковь от слома защищал Барановский как "ценный памятник архитектуры", но все было бесполезно. Даже память о Лермонтове не спасла ни храм, ни дом. В представлении газетных писак, пропагандировавших их снос, эти памятники "стояли даром".

Церковь была снесена в мае 1928 года. Резной барочный иконостас 1705 года работы царских мастеров передали в храм св. Иоанна Воина на Якиманке. На ее месте разбили всего лишь маленький сквер, рядом с павильоном станции "Красные ворота", построенном в 1934-1935 г.г. архитектором И.А.Фоминым.

Трех Святителей на Кулишках находится на месте деревянной церкви Святых Флора и Лавра, стоявшей в этой части Белого города еще в XIV веке. Слово Кулишки происходит от старинного «кулига» — вырубленная площадка леса.

Фото 1882 г.

Говорят, некогда по этой вырубке Дмитрий Донской вел свои войска на Куликово Поле, по ней же победители возвращались домой. В XIV-XV веке, на холме в Кулишках над рекой Рачкой утопала в садах загородная усадьба Великого князя Московского, к конюшням которой примыкал загородный дом митрополита. Видимо, именно поэтому к стоявшей на конном дворе церкви св. Флора и Лавра (покровителей лошадей) был пристроен домовой во имя Трех Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Фото 1996 г.

В XVI веке великий князь перенес свою резиденцию в село Покровское. Тех Святителей (Флора и Лавры) стал приходским. Эта часть Москвы быстро осваивалась представителями знати и служащими царских приказов. Благодаря их пожертвованиям в 1670 -1674 гг. перестроили из камня. Новый храм обладал уникальной для Москвы колокольней, поставленной на углу всей конструкции. Два этажа храма составляли особенную ступенчатую композицию.

Первый субботник 11.05.1996

Престолы нижнего этажа были освящены во имя Трех Святителей и Флора и Лавра. Придел Флора и Лавра имел отдельный вход, поскольку являлся ружной (на содержании) церковью рода Глебовых на которых и возлагалась забота о ней. Верхний храм (летний, неотапливаемый) посвятили Святой Живоначальной Троице. имела одну главу, как бы венчавшую всю Ивановскую Горку (названную по монастырю Иоанна Предтечи). Узорные наличники и порталы украшали фасад. На церковном погосте имеются захоронения предков Владыкиных, Паюсовых и других известных родов.

04.12.1996 Установка памятного Креста
во дворе храма

В 1771 году в связи с эпидемией холеры погост при церкви был закрыт. В 70-х годах XVIII века на средства графа Ф. Остермана перестраивалась в стиле классицизма. Была разобрана старинная трехэтажная колокольня на углу, а на другом углу — с запада — была поставлена новая, со шпилем. Работами руководил художник С. Горяйнов, староста храма. Великолепный декор XVII века сбили, а в четверике устроили дополнительные окна.

1999 г. Восстановление церковной ограды

В 1812 году во время нашествия войск Наполеона храм был осквернен, но выстоял, сгорела лишь кровля. Так что, в 1813 году придел Трех Святителей был вновь освящен, именно в нем находилась особо почитаемая местными жителями Богородичная икона «Прозрение Очес» (список образа «Живоносный Источник»). В 1817-1818 годах были освящены два других придела. Примерно в это время здание церкви снова перестраивалось, на этот раз уже в стиле ампир. В 1858 г. архитектор Д. Корицкий изменил верхний ярус колокольни, снова сделав ее шатровой. 1884 г. ограду в стиле ампир разобрали и установили новую по проекту архитектора В. Гамбурцева.

Иконостас

После Октябрьской революции Трехсвятительский храм оказался соседом тюрьмы, которую преобразовали в Мясницкую полицейскую часть, и концлагерем (в Ивановском монастыре). Администрация тюрьмы в 1927 г. потребовала передать ей здание храма под склад и мастерские. Так что, в 1928 году храм Трех Святителей на Кулишках был закрыт, обезглавлен, шатер колокольни уничтожен, а церковные ценности и иконы бесследно исчезли. Позднее здесь находились общежития для медперсонала НКВД, а затем обычная коммуналка.

В средине 60-х годов ХХ в. жильцов коммуналки выселили, в здании расположились конторы. Именно тогда Всесоюзное общество охраны памятников начало реставрацию этого храма, пытаясь воссоздать облик XVII в. Архитектором А. И. Окуневым была даже восстановлена угловая колокольня, а также первоначальный декор с фасадов.

В 1987 г. в отреставрированное здание заселилось мультипликационная студия «Пилот», так что, когда в 1991 г. православная община пожелала вернуть себе храм, ей пришлось подыскивать новое помещение для студии. Только летом 1996 г. в верхнем храме в честь Живоначальной Троицы, наконец, провели первую Литургию. Первую Божественную Литургию в нижнем храме Трех Святителей отслужили лишь 2 мая 2003 года.

Храм славится великолепным церковным хором под руководством знаменитого московского регента Евгения Кустовского, открывшего Православные Регентские курсы для подготовки руководителей церковных хоров для храмов Москвы и не только.

Храм Трёх Святителей, что на Кулишках - приметная православная церковь, расположенная на углу и Хитровского переулков в центре Москвы.

Церковь была построена в 1670-1674 годах по проекту неизвестного архитектора, но с тех пор неоднократно перестраивалась и обновлялась.

Здание храма имеет довольно любопытную форму: основной объём выполнен в виде стройного четверика, к которому со стороны Хитровского переулка примыкают 2 яруса полукруглых апсид. Нижняя церковь служит подклетом для верхней, и верхняя тройная апсида значительно сдвинута вглубь здания, а две нижних, наоборот, выступают вперёд, словно каскадом спускаясь от кровли к переулку. Храм построен однокупольным, его фасады украшены кокошниками и поребриком, оконные проёмы - роскошными наличниками и полуколонками, а глава и главки приделов покрыты лемехом. Привлекает внимание расположенная на углу стройная колокольня с шатровым завершением и декоративными слуховыми окошками. Кроме декора, на фасаде церкви можно обнаружить закладные надгробные плиты над захоронениями 17-18 веков.

В церкви освящено 3 престола: нижний храм - в честь Трёх Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, верхний храм - во имя Троицы Живоначальной, а также придел в честь Флора и Лавра.

История храма

Необычное название Трёхсвятительского храма - на Кулишках - связано с исторической местностью, в которой он расположен. Урочище Кулишки - обширная территория, расположенная в районе современной улицы Солянка с близлежащими переулками до набережной Яузы; точное значение топонима неизвестно: он может означать топкое и болотистое место, лес с вырубленной просекой или просто отдалённую окраину.

В прошлом окрестности храма могли похвастаться исключительной живописностью: это был холм (Ивановская горка), пересекаемый речкой Рачка, с красивыми склонами и хорошими видовыми характеристиками. В 15 веке неподалёку отсюда появилась княжеская резиденция Василия I с плодовыми садами, а в районе будущего Малого Трёхсвятительского переулка расположились государевы конюшни, при которых построили небольшую деревянную церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. Чуть позже здесь появилась загородная резиденция московского митрополита, и к существовавшей церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм в честь Трёх Святителей Вселенских. В 16 веке эта часть Белого города стала активно застраиваться, и княжеский и митрополичий дворы переехали в другое место, а в 1547 году - после городского пожара - были переведены и конюшни (они переехали в Чертолье), после чего церкви в пределах бывших резиденций стали приходскими.

В 1670-1674 годах на месте прежнего деревянного на деньги прихожан был выстроен новый каменный храм - двухэтажное здание с пристроенной в углу колокольней. Нижний ярус заняли тёплые приделы - во имя Трёх Святителей и Флора и Лавра, а верхнюю неотапливаемую часть освятили в честь Святой Троицы. Впоследствии здание не раз перестраивалось: в частности, после пожара 1812 года, когда кровля и стены пострадали от огня, а французские солдаты порушили внутреннее убранство.

Среди прихожан церкви значились как простые местные жители и обитатели Хитровки, так и знатные фамилии: графы Толстые и Остерманы, князья Волконские и Лопухины, дворяне Мельгуновы и другие.

Советские годы, как водится, принесли Трёхсвятской церкви разруху: в 1927 году она была закрыта, а здание передали сначала Мясницкой тюрьме, затем - НКВД. Храм был обезглавлен и лишился шатра колокольни, после чего в нём надстроили дополнительный этаж и устроили коммунальные квартиры. В 1950-х была разрушена ампирная церковная ограда; впоследствии коммуналки были расселены, и здание заняли различные конторы. Любопытно, что в то же время была начата его реставрация: опираясь на первоначальный облик храма, реставраторы восстановили колокольню и главы, а также сбитый декор фасадов. Однако, передачи здания церкви и возобновления богослужений за этим не последовало: с 1987 года в нём разместилась анимационная студия "Пилот".

В 1992 году Трёхсвятский храм вернули Русской православной церкви, но первые богослужения в нём начались лишь с 1996 года, когда мультипликаторы переехали в новое здание.

В настоящее время при церкви действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, Школа православной семьи и Православные регентские курсы.

Храм Трёх Святителей на Кулишках находится по адресу Малый Трёхсвятительский переулок, 4/6 в Басманном районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Понравилась статья? Поделитесь ей