Контакты

Храм святителя николая в подкопаях. Николая чудотворца в подкопаях, храм

Подкопаевский пер., 15

Церковь Николая Чудотворца в Подкопа́ях - православный храм Богоявленского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитровской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.
Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:
По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.
Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».
Известен также рассказ, опубликованный Сергеем Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
Ещё одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.
Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.
Он сложен из так называемого Грозненского маломера, - тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.
Упоминается каменной в 1657 году.
В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.
Церковь была закрыта в 1929 году.
Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи - закрашены. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Каменный 1-этажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.
Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года.
На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.
В ходе реставрации 1994-1996 годов (Мастерская №13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошники XVII века.
При обследовании четверика в 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из "грозненского маломера", датированная реставраторами 1550-и годами.
При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Фото: Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях

Фото и описание

«Никола Подкопай» - так в народе назывался храм Святителя Николая в Подкопаевском переулке. Существует несколько версий происхождения столь необычного топонима. Самое простое объяснение – это существование в XV веке села Подкопаева. А самые интересные версии связаны, конечно, с подкопами, разбойниками и чудесами.

Так, недавно выяснилось, что под храмом существует заброшенное подземное помещение с ведущими в него ходами, неизвестно кем и когда выкопанными. По другой версии, через подкоп в храм пытались проникнуть грабители. Согласно еще одной легенде, подкоп разрешил сделать разорившемуся купцу сам Никола Угодник, явившийся во сне. Спаситель велел купцу снять богатый оклад с его образа, поправить с его помощью свое финансовое положение, но потом сделать точно такой же и установить на место, если купец разбогатеет.

Первое упоминание о Никольской церкви в Подкопаево относится к концу XV века, в середине XVI столетия он перестраивался, а еще через сто лет уже был упомянут как каменный. Примерно в середине XVIII века к храму была пристроена колокольня.

В 1812 году храм был разорен французами и потом несколько десятилетий оставался без ремонта. «Второе рождение» храма произошло в 1855 году, когда он был отведен для устройства Александрийского патриаршего подворья. Восстановлением храма руководил архитектор Николай Козловский, а финансировали работы прихожане из купцов Николай Каулин и Алексей Шевелкин. Следующее обновление Никольской церкви состоялось во второй половине XIX века – в том числе была построена часовня Николая Чудотворца, средства предоставил настоятель подворья архимандрит Геннадий.

«Никола Подкопай» был закрыт в 1929 году. Его здание было лишено глав и крестов, священники и некоторые прихожане были арестованы. До 90-х годов здание принадлежало предприятию химической промышленности, открывшему в нем инструментальный цех. Тогда же, в 90-е была начата реставрация храма. В настоящее время храм действует и является объектом культурного наследия РФ.

По главному престолу храм также может называться Казанским (в честь Казанской иконы Божией Матери). Именем Николая Чудотворца освящен один из его приделов, а второй был устроен в честь Сергия Радонежского.

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 - 24 апреля 1662 года, Святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить". Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия - 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 - 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года Святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей - иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления - 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

Москва, Подкопаевский переулок 15/9
Проезд: Метро: "Китай-Город", выход к ул. Солянка
Год постройки: 1625.
Церковь. Действует.

Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского.
В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке.После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. В 1858 г. храм свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором.
Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма.В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Храм был закрыт в 30-ые годы.
Возвращенный Церкви в 1991 г., храм свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет.

Часовня Николая Чудотворца в Подкопаях
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях
Москва, Подколокольный переулок, 9 Часовня. Действует.
Освящена в честь: Николая Чудотворца

Год постройки:Между 1885 и 1887. В 1885 году у храма Николая Чудотворца в Подкопаях на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году. В советское время к алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года. Через некоторое время на Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.

Храм Свт. Николая в Подкопаях, в Подкопаеве, или просто Николай Подкопай – один из многочисленных храмов Первопрестольной, посвященных Николаю Угоднику. Каких только нет среди них: и Николы в Пыжах, и в Звонарях, и на Болвановке. Когда-то был даже Никола на Курьих ножках. Однако наш Подкопаевский нам особенно близок и дорог. Расположенный поблизости от современной станции метро «Китай-город», он невелик, но уютен. В нем три престола: Казанской Божьей Матери, Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад. В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке. А названия-то какие чудесные: Подколокольный – значит явно под колоколами, к церковному звону прислушивается, а Подкопаевский почему – неизвестно. Только догадки всякие существуют. Одни связывают его с фамилией владельца соседнего двора, другие с глиняным карьером, а третьи – ни с чем иным, как с подкопом. Как бы то ни было, название закрепилось прочно, и не только за переулком. Подкопаевцами называют себя и постоянные прихожане храма, и бойцы военно-патриотической дружины, вот уже почти девять лет существующей при храме. Подкопаевцам хорошо известны связанные с этим названием легенды. Одна из них так и называется Николай-Подкопай. Это очень необычная история.

В храме всегда в великом почитании была икона Святителя Николая. Церковной старостой в то время был богатый купец. Было у него свое правило: каждый день читал он акафист Святителю. Но вдруг: разорился купец. Приуныл он от такого испытания и стал горевать да с плачем Николая Угодника на помощь призывать.:?- Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? Я ль тебе не молился и не служил? А теперь должен идти по миру...?И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон: приходит к нему Святитель Николай и говорит:?- Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтоб была точь-в-точь как старая.?Купец смутился: не прелесть ли вражия.?- Как же,- говорит, - могу это сделать? Первое - это святотатство, а второе- как снять? Днем народ, а ночью храм заперт.?- А ты, - отвечает ему Святитель, - приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.?Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну: верить или не верить. Опять молится, плачет. И снова является ему во сне Святитель и опять говорит те же слова.?- Не могу,- отвечает купец, - в ворах я никогда не был.?- Воровства тут, - говорит Святитель, - никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин; делай так, как я говорю.?И в третий раз явился Святитель во сне купцу и опять повторил приказание. И тогда решился купец поступить, как велел ему Святитель... А как встал купец в силу, приходит к батюшке настоятелю и говорит:?- Есть у меня усердие новую ризу на икону Святителя соорудить. Благословите... Как старую, в точности, с рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.?- Ну, к чему ж такую же точно??- Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.?Пришлось благословить. Поделали ризу... Стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое - понять не могут... Когда стал народ подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы и говорит:?- Обождите, батюшка, и благословите мне доброе слово сказать!?- Говори!?И поведал купец православным чудо, что сотворил ему Святитель Николай.?- Вижу, не верите вы мне. Ну, мастер, снимай с иконы твою ризу.?Тот снял, а под новой ризой-то старой нет... Что тогда в храме было?!..?С тех пор храм в Москве зовется НИКОЛАЙ ПОДКОПАЙ».

Этот легендарный случай был записан замечательным духовным писателем Сергеем Нилусом со слов архимандрита Оптиной пустыни, о. Ксенофонта. Откуда оптинский старец слышал о Подкопаях, сказать трудно. Однако, доподлинно известно то, что примерно в это же время, т.е. спустя сотню с лишним лет назад протянулись ниточки из Оптиной к Подкопаевскому храму, и как-то сокровенно стала укрепляться духовная связь между старцами и общиной храма. Она очень поддержала молодых пастырей: иеромонаха Андрея (Эльбсона) и его верного сподвижника иерея Петра Петрикова, которые появились в храме в период гонений на Церковь, в 20-е годы, и которым суждено было принять мученические венцы в страшном 1937.

С их именами связана новая, послереволюционная страница истории Подкопаевского храма. Однако прежде чем раскрыть ее, следует вспомнить, что нового принес храму прожитый им ХIХ век. После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век...

В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Не удалось тогда затушить окончательно нашу подкопаевскую свечу. Через год после роспуска общины в 1926 г., не без промысла Божьего сюда, в Подкопаи, приходят чада оптинских старцев о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Мироновичи (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, сплотившие вокруг себя единомышленников.

Пламя свечи вспыхивает, жизнь храма продолжается. Иеромонах Андрей принимает на свои плечи окормление монашеской женской общины, сестры которой становятся активными участницами жизни храма. О. Петр самоотверженно помогает ему в служении.

В 1931 г., когда священников и активных прихожан арестовали, над Подкопаем вновь нависла угроза закрытия. Однако, у храма вдруг появился новый защитник – за него начинает ходатайствовать не кто иной, как представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, о.Василиий Демаполо. Недавно стало известно, что митр. Сергий примерно в это же время командировал в Подкопаевский храм священника Дорогимоловского собора о. Иоанна Павловского. А дальше уже ничего не знаем. Не известно, добрался ли он в храм, не известно, когда в последний раз праздновалась Пасха в Подкопаях: в 1932 или 1933гг. Догорала наша Подкопаевская свеча.

Наступал 1937 год... Советская власть готовила беспощадную расправу с теми, кто не смирился с атеистической пропагандой. Прошедшие сквозь аресты и ссылки наши священники, о. Андрей и о. Петр, вместе с несколькими сестрами общины были вновь арестованы по делу бывшего настоятеля Чудова монастыря в Москве, архиепископа Арсения (Жадановского). Последовали семь месяцев заточения, допросов, пыток и... страшные рвы Бутовского полигона.

ТАИНСТВО ЖИЗНИ НАРУШЕНО: ТЫ НЕ УГОДЕН – РАССТРЕЛ,
ВЗДРОГНУЛО С УЖАСОМ БУТОВО, СТАВ УСЫПАЛЬНИЦЕЙ ТЕЛ.
НЕТ НИ СЕСТРЫ И НИ МАТЕРИ, БЛИЗКОГО НЕТ НИКОГО.
ДУШУ ВОСПРИНЯЛИ АНГЕЛЫ – МИР ОПУСТЕЛ И ЗАМОЛК...

Вместе с пастырями в праздник Крестовоздвиженья были расстреляны две инокини, прихожанки Подкопаевского храма, Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Келейница о. Петра Вера Миронович была сослана под Тынду, где умерла в 1941 г., до конца дней работая в лазарете медсестрой. На долгие десятилетия в бывшем Подкопаевском храме залег мрак, смешавшийся с вонью полиэтиленового завода, который здесь разместили.

В августе 2000 г. о. Петр Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских как священномученик Петр Подкопаевский. Его память совершается дважды: на следующий день после Крестовоздвиженья (28 сентября), а также в составе Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, в четвертую субботу по Пасхе. Кровавые ужасы, слава Богу, ушли в прошлое. Возвращенный Церкви в 1991 г., храм Свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет, Дай Бог, чтоб нашими совместными усилиями крепла память об истории храма и его святых о подвижниках – наших молитвенниках!

Понравилась статья? Поделитесь ей