Контакты

Феноменологическая философия. Шпаргалка: Феноменология

История феноменологии

Основателем направления был Эдмунд Гуссерль , к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа . Исходный пункт феноменологического движения - книга Гуссерля «Логические исследования» , ядром которой выступает понятие интенциональности .

Главные моменты в развитии феноменологии: возникновение её многообразных интерпретаций и противостояние её основных вариантов, учений Гуссерля и Хайдеггера (отношение которого к феноменологии называют противоречивым ); появление феноменологической психологии и психиатрии (Ф. Базалья :680 , Л. Бинсвангер :680 , Д. Г. Купер :680 , Р. Д. Лэйнг :680 , Е. Минковский , Ю. С. Савенко , Э. Страус, В. фон Гебсаттель, Г. Элленбергер, К. Ясперс :680 ), этики (Шелер), эстетики (Ингарден , Дюфренн), права (Райнах) и социологии (феноменологическая социология А. Щюца , социальный конструктивизм), философии религии, онтологии (Ж.-П. Сартр , отчасти Н. Гартман), философии математики и естествознания, истории и метафизики (Ландгребе), теории коммуникаций (Вилем Флуссер), герменевтики (Шпет); влияние на экзистенциализм , персонализм , герменевтику и другие философские течения; широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах Азии. Крупнейшие центры феноменологии - Архивы Гуссерля в Лувене (Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry».

Феноменология Гуссерля

Задачи феноменологии

Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. . Такой наукой должна стать феноменология.

Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам . Задача феноменологии - «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир .

Метод феноменологии

Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность ) и феноменологические редукции .

Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.

Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается от естественной установки , то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция ). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция ). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание - как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта - редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция ).

Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности - возможное, априорное в сознании. «Старинное учение онтологии - познание „возможностей“ должно предшествовать познанию действительности - это, на мой взгляд, великая истина, - если только она понята верно и верно поставлена на службу делу» . Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью ), то есть её метод - прямое интуитивное созерцание сущностей (идеация) . Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний . Таким образом, феноменология - дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции . «…Поле феноменологии - это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознании» .

Осуществление феноменологического исследования

Первым методическим принципом, критерием действительности чего-либо является очевидность . Необходимо установить первые очевидности, которые лягут в основу достоверного знания . Эти очевидности должны быть аподиктичными : очевидное сейчас может стать сомнительным позднее, оказаться видимостью, иллюзией; «аподиктическая же очевидность обладает той замечательной особенностью, что она не только вообще удостоверяет бытие очевидных в ней вещей или связанных с ними обстоятельств, но одновременно посредством критической рефлексии раскрывается как простая немыслимость их небытия» .

В существовании мира можно усомниться - это не аподиктическая очевидность. Проведение трансцендентально-феноменологической редукции (эпохе́), делая мир лишь опытом, феноменом, обнаруживает, что ему «в качестве самого по себе более первичного бытия предшествует бытие чистого ego и его cogitationes » (то есть чистого сознания и его переживаний, взятых как сущности). Это и есть искомая аподиктическая очевидность. . После этого нужно установить дальнейшие абсолютные очевидности - «универсальную аподиктическую структуру опыта Я [трансцендентального опыта] (например, имманентную временную форму потока переживаний)» . Таким образом, трансцендентальная феноменология - это наука о трансцендентальном ego и о том, «что заключено в нём самом» (о трансцендентальном опыте): самоистолкование трансцендентального ego, показывающее, как оно конституирует в себе трансцендентное; исследование всех возможных типов сущего (данных нам как содержания сознания) . Это трансцендентальная теория познания (в отличие от традиционной, где основной проблемой является проблема трансцендентного, бессмысленная в феноменологии) - трансцендентальный идеализм .

Примечания

Литература

Классики феноменологии

  • Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: ДИК, 1999.
  • Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001.
  • Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. - М.: ДИК, 2001.
  • Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В. В. Бибихина. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503, с. - (Philosophy) - ISBN 966-03-1594-5 .
  • Шпет Г. Явление и смысл (Феноменология как основная наука и её проблемы). М.: Гермес, 1914. 219 с.
  • Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Пер. А. Денежкина, В. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  • Мерло-Понти М. Феноменология восприятия () / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина . - СПб.: Ювента; Наука, 1999.

Литература о феноменологии

  • Handbook of Phenomenological Aesthetics . Edited by Hans Rainer Sepp and Lester Embree. (Series: Contributions To Phenomenology, Vol. 59) Springer, Dordrecht / Heidelberg / London / New York 2010. ISBN 978-90-481-2470-1
  • Герберт Шпигельберг . Феноменологическое движение. М., 2003.
  • Tymieniecka A.-T. Phenomenology World-Wide: Foundations, Expending Dynamics, Life-Engagements: A Guide for Research and Study. / Edited by A.-T. Tymieniecka. - NY: Springer, 2002. - 740 pages. - ISBN 1-4020-0066-9

Феноменологическая периодика

  • Newsletter of Phenomenology. (online-newsletter)
  • Research in Phenomenology. Duquesne Univ. Pr., Pittsburgh Pa 1.1971ff. ISSN 0085-5553
  • Studia Phaenomenologica. ISSN 1582-5647

Ссылки

  • Статья «Феноменология» из «Феноменологического словаря» И. С. Шкуратова
  • Статья «Феноменология» из энциклопедии «История философии» под ред. А. А. Грицанова (Мн., 2002)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Феноменология (философия)" в других словарях:

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Феноменология религии методологический подход в религиоведении, придающий особое значение воззрениям приверженцев религий. Феноменология религии, базируясь на философской феноменологии, стремится выявить сущность религии путём исследований … Википедия

    - (от греч. phainomenon являющееся) одно из главных направлений в философии 20 в. Основатель этого направления Э. Гуссерль, непосредственные предшественники Ф. Брентано и К. Штумпф. Исходный пункт Ф. кн. Гуссерля «Логические исследования» (т. 1 2,… … Философская энциклопедия

    Направление в философии культуры, возникшее на рубеже 19 20 вв. в работах Гуссерля и развитое в дальнейшем его учениками и последователями. Первоначально рассматривалась не столько как культурологич., сколько общефилос. дисциплина,… … Энциклопедия культурологии

    - ’ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ’ (‘Phénoménologie de la perception’. Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. ЭКЗИСТЕНЦИЯ) и ее отношений с миром как ‘жизненной… …

    феноменология - ФЕНОМЕНОЛОГИЯ одно из главных направлений в философии 20 в. Основатель этого направления Э. Гуссерль, непосредственные предшественники Ф. Брентано и К. Штумпф. Исходный пункт Ф. книга Брентано «Психология с эмпирической точки зрения»… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - ’ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА ‘ (‘Phénoménologie des Geistes’) первая из крупных работ Гегеля, явившаяся в то же время первым выражением всей его системы абсолютного идеализма. Посвящена анализу форм развития или явлений (феноменов) знания. Подготовлена к… … История Философии: Энциклопедия

    ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ, философское исследование принципов и общих закономерностей культуры (см. КУЛЬТУРА). От философии культуры следует отличать культурологию (см. КУЛЬТУРОЛОГИЯ) как специальную гуманитарную науку. Предыстория философии культуры… … Энциклопедический словарь

Феноменология представляет собой одно из направлений в философии 20-го века, задачей которого является описание феномена (явления, события, опыта) на основе первичного опыта познающего сознания (трансцендентальное Я). Его основателем является Гуссерль, хотя у него были предшественники: Франц Бертано и Карл Штумпф.

Книга Гуссерля "Логические исследования" является отправной точкой возникновения этого направления, которое оказало огромное влияние на появление и развитие феноменологической психологии, феноменологической социалогии, философии религии, онтологии, философии математики и естествознания, метафизику, герменевтику, экзистенциализм и персонализм.

Ядром этого направления является понятие интенциональности — свойство человеческого сознания направленности на определённый предмет, то есть заинтересованность человека в рассмотрении философского аспекта конкретного объекта.

Феноменология ставит своей целью создание универсальной науки, которая служила бы обоснованием всем остальным наукам и познанию вообще, имела строгое обоснование. Феноменология стремится описать интенциональность жизни сознания, бытие личности, а также фундаментальные основы человеческого существования.

Характерной чертой данного метода является отказ от любых сомнительных предпосылок. Данное направление утверждает одновременную неразрывность и в то же время несводимость воедино сознания, человеческого существования, личности, психофизической природы человека, духовной культуры и социума.

Гуссерль выдвинул лозунг " Назад к самим вещам!", который ориентирует человека на отстранение от функциональных и причинных связей между предметным миром и нашим сознанием. То есть, его призыв — это восстановление связи между сознанием и предметами, когда предмет не превращается в сознание, а воспринимается сознанием, как предмет, обладающий определённым свойствами без изучения его функций, строения и т.д. Он отстаивал чистое сознание, свободное от догм, навязываемых шаблонов мышления.

В качестве методов исследования предлагалось 2 основных:

  • Очевидность — непосредственное созерцание,
  • Феноменологическая редукция — освобождение сознания от естественных (натуралистических) установок.

Феноменологическая редукция не является наивным погружением в окружающий мир, а концентрирует внимание на том, что переживает сознание в том мире, который нам даётся. Затем эти переживания используются просто, как некие конкретные факты, а как идеальные сущности. Затем это редуцируется к чистому сознанию нашего трансцендентного Я.

"…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоёв в трансцендентально чистом сознании", — Гуссерль, "Идеи".

Используя метод феноменологической редукции, человек постепенно приходит к пониманию того, что бытию предшествует чистое эго или чистое сознание с переживаемыми им сущностями.

Феноменология охватывает, таким образом, огромное поле от простого созерцания предмета до философского размышления об основе его смысловых культур.

Гуссерль стремился не только к осознанию мира, но и конструированию, к созданию истинного мира, в центре которого находится сам человек. Он писал: "Философское познание создаёт не только особые результаты, но и человеческую установку, которая тотчас же вторгается во всю остальную практическую жизнь… Оно формирует новое задушевное сообщество между людьми, мы могли бы сказать сообщество чисто идеальных интересов между людьми, которые живут философией, связаны незабвенно идеями, которые не только полезны всем, но идентично освоены всеми".

В настоящее время методы исследования феноменологии используют в психиатрии, социологии, литературоведении и эстетике. Крупнейшие центры феноменологии расположены в Бельгии и Германии. В 90-х годах 20-го века центры были созданы в Москве и Праге. В США расположен Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования.


О философии кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. Все основное, самое главное: очень кратко про философию ФЕНОМЕНОЛОГИЮ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Феноменология - это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.

Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и полностью совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях.

Для Гуссерля феноменология - это прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания.

Феноменология основывается на понимании феномена не как явления чего-то иного, а как того, что само себя обнаруживает и непосредственно является сознанию.

Главным методом феноменологии является интуитивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.

Предметное бытие обретает смысл, будучи соотнесенным с сознанием. По Гуссерлю, этим оно обретает еще и объективный смысл. В поиске этого соответствия просматривается одна из главных задач познания. Тогда, когда предметное бытие и сознание соотносимы, бытие становится феноменом, а сознание познает бытие. Феномен представлен в сознании, а сознание предстает в феномене как двуединство, включающее в себя познавательные акты и предметное содержание.

Задача феноменологии в раскрытии смысла предмета, который затемнен мнением, поверхностным суждением, неточным словом, неправильной оценкой. Для достижения этого требуется отказаться от натуралистических установок, которые противопоставляют бытие сознанию.

Предмет феноменологии - достижение чистых истин, априорных (доопытных) значений, реализованных в языке и психологическом переживании. Эти истины, мыслимые в сознании, - удел философии, которая определяется Гуссерлем как первая философия. Это наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии.

Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, независимый от конкретных психических актов, от конкретного субъекта познания и его деятельности. Это главная феноменологическая установка, и на пути ее реализации достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как вместилище общезначимых априорных истин. Этими истинами он как бы наполняет смыслом предметы реальности, являющиеся объектами познания; эти предметы приобретают смысл и становятся такими, которые корреспондируют с сознанием, т. е. становятся феноменами.


......................................................

Феноменология - философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры.

Феноменология (грек, phainomenon - являющееся и logos - учение) буквально означает учение о феноменах, то есть о явлениях. Но это учение не о явлениях вообще, а о вполне конкретных явлениях. Например, гегелевская "Феноменология духа", как это следует из названия работы, была посвящена явлению духа, а конкретнее - сознания. Но Г. Гегель ставил перед собой задачу рассмотреть сознание не в том виде, как оно есть, а в том виде, в каком оно является, то есть как бы появляется на свет. Двойственность понятия "явление" заключается в том, что оно означает и процесс становления, и уже ставшее, то есть результат становления. Однако отделить одно от другого можно только путём абстрактного мышления. Конкретное же рассмотрение предполагает единство того и другого. В этом смысле Гегель отмечал, что "суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением".

Через такое конкретное рассмотрение проявляет себя историзм метода Гегеля. В силу этого русский гегельянец А.И. Герцен называл феноменологию Гегеля "исторической феноменологией". Но как раз этот историзм совершенно не принимается неклассической философией. Не принимал его и Э. Гуссерль, которого по праву считают основоположником феноменологии как особого направления философии XX в., хотя его феноменология - это неисторическая феноменология. Непосредственными же предшественниками феноменологического направления философии явились Ф. Брентано (Э. Гуссерль был его учеником в Венском университете, где последний преподавал философию) и К. Штумпф.

Гуссерль Эдмунд (1859-1938 гг.), родился в небольшом городке Проснице (Простежове) в Моравии в среднеобеспеченной еврейской семье. Отец Абрам Адольф Гуссерль был торговцем платками, его жена Юлия, урождённая Зелингер. Семья Гуссерлей имела весьма глубокие фамильные корни (15 поколений) на землях Моравии. После мартовской революции 1848 г. немецкие евреи обрели равноправие, и потому для отпрысков Гер шел я Гуссерля, деда будущего философа, оказались открытыми разные пути в жизни. Братья Эдмунда - Генрих и Эмиль, наследовали отцовское дело, а он был определён в главную городскую школу, прежде для евреев недоступную. Затем учился в гимназии в Вене, а завершил учёбу в немецкой гимназии города Ольмюц, где он в 1876 г. получил аттестат зрелости. С осени продолжил обучение в Лейпцигском университете, затем Берлинском и завершает учёбу в Венском университете, получив математическое образование. Затем следуют два года обязательного в Германии срока воинской службы и Гуссерль возвращается в Вену, где слушает лекции Франца Бретано. В ходе учёбы в Вене на него большое влияние оказал Карл Вейерштрасс - выдающийся немецкий математик, разработчик системы логического обоснования математического анализа, у которого в 1883 г. после защиты магистерской диссертации Гуссерль стал ассистентом. Впоследствии Гуссерль преподавал в университетах Галле (1887-1901 гг., за это время женился на Мальвине, урождённой Штейн шнейдер, которая родила ему дочь Элизабет и двух сыновей - Герхарда и Вольфганга), Гётгингена (1901-1916 гг.), Фрейбурга (1916-1926 гг.). Методологический кризис в математике в конце XIX в., возникший в результате противоречий в области оснований этой точной науки (так называемые "парадоксы" теории множеств) обусловили поиски математиком Гуссерлем философских путей выхода из этого кризиса. Его докторская диссертация была посвящена именно этому вопросу. В 1891 г. он опубликовал свою работу под названием "Философия арифметики". Но Гуссерля не устраивает собственное психологическое обоснование фундаментальных математических структур и он развивает проблему "чистой логики". Его первой собственно феноменологической работой стали "Логические исследования". Фундаментальная для феноменологии проблема сознания выводится им из проблемного определения специфики идеальной логической связи значений в теории, отделения её от ассоциативных связей переживаний в познании и от каузальных или функциональных связей вещей. Он ставит вопрос о том, каковы структуры сознания, определяющие значения как идеальные единства, но сами не имеющие ни психологического, ни вещественно-предметного статуса. В статье "Философия как строгая наука" Гуссерль заявляет о перевороте в философии. Сущность переворота связывается им, во-первых, с поворотом к непсихологическому понятию субъективности и, во-вторых, с критикой натурализма, для которого, по утверждению Гуссерля, всё существующее просто отождествляется с физической природой, или допускается существование причинно-функционально зависимого от неё психического. В "натурализме" разума он увидел опасность не только для теории познания, но и для человеческой культуры в целом, ибо натурализм стремится сделать относительными как смысловые данности сознания, так и абсолютные идеалы и нормы. Итог своей философии Гуссерль подвёл в докладе, прочитанном им в Вене в 1935 г. за три года до своей кончины - 26 апреля 1938 г.: "Кризис европейского человечества и философия". В 1954 г. была опубликована рукописная работа Гуссерля "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология", написанная им за два года до смерти. Эта работа и ещё около 45 тысяч страниц гуссерлианского архива были спасены от нацистов бельгийским священником Германном ван Бреда.

Гуссерль понимал феноменологию как новую, строго научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике.

Это осуществляется с помощью многоступенчатого метода "феноменологической редукции", в результате чего исключается из рассмотрения или "заключается в скобки" весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. Таким образом, мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения и реальности, но сохраняющей всё богатство своего содержания. Такая редукция, то есть сведение высших явлений к низшим, основополагающим, являет собой приём феноменологического обоснования, определённую идеализацию. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта, предельно обобщённой и идеализированной. Сам Гуссерль называл её дескриптивной или описательной наукой.

Феноменология стремится выделить чистое, то есть допредметное, досимволическое сознание, или "субъективный поток" и определить его особенности. Это делается потому, что сознание - очень сложное образование с различными функциями. Выделив чистое сознание, можно понять сущность сознания вообще. Главной характеристикой сознания вообще является его постоянная направленность на предмет (это и есть его значение), то есть интенционалъностъ (лат. - стремление). Интенционалъностъ рассматривается как проистекающее из самой деятельности сознания свойство, характеризующее его способность создавать свой предметный мир, наполняться содержанием, приобретать смысл и значение. Гуссерлевский лозунг: "Назад, к самим предметам!" - означает высвобождение сознания и предметного мира из причинных и функциональных связей между ними, а также из диалектико-мистического их взаимопревращения. Тем самым чистое сознание как чистое смыслообразование (интенциональность) отъединяется от основывающихся на этих связях научных, идеологических, мифологических и повседневно-обыденных установок и схем. Движение к предметам - это воссоздание непосредственно смыслового поля, поля значений между сознанием и предметами.

Сознание в "чистом" виде, или "абсолютное Я", которое одновременно является центром потока сознания человека, как бы конструирует мир, внося в него "смыслы". Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из актов сознания. Объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет. Сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен, то есть явление.

Чистое сознание - это самоочищение сознания от навязываемых ему схем, догм, шаблонных ходов мышления, от попыток найти основу сознания в том, что не является сознанием. Феноменологический метод - это выявление и описание поля непосредственной смысловой сопряжённости сознания и предмета, поля, горизонты которого не содержат в себе скрытых, непроявленных в качестве значений сущностей. У Гуссерля взаимная несводимость сознания и мира выражается в различии трёх видов связей: 1) между вещами (предметами и процессами внешнего мира); 2) между психическими актами и состояниями; 3) между значениями. Связь значений - идеальная, а не логическая, она дана только в описании как процесс смысл сформирования.

Эволюционная феноменология высвечивает три сущностных момента её бытия : первый - возникновение многообразных интерпретаций феноменологии и противостояние двух основных её вариантов - учения Э. Гуссерля и теории его ученика М. Хайдеггера (у учителя единственной предпосылкой учения является возможность описания спонтанно-смысловой жизни сознания, возможность, которая укоренилась в самом сознании; у его ученика - истолкование фундаментальных структур человеческого существования, человеческого бытия); второй - применение феноменологического метода в психологии и психиатрии, этике и эстетике, праве и социологии, религии и онтологии, философии математики и философии естествознания, истории и метафизике; третий - влияние феноменологии на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения; её широкое распространение в Европе и Америке, Австралии, Японии и других странах Азии.

Феноменология –философское учение, согласно которому предметом исследования должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые с помощью особого метода. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938), а также таких выдающихся мыслителей XX в., как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти и др.

Эволюция термина «феноменология»:

1. В 18 веке это означало теорию иллюзии. И. Кант, феноменология – это новое понимание философии. Г. Гегель, феноменология – это путь познания от предложений органов чувств до знания абсолютной идеи. Э. Гуссерль, феноменология – этометод существования, смысл структур и связей процесса познания всего окружающего мира.

Основные идеи феноменологии:

Э. Гуссерль в работе «Кризис европейского человека и философии» раскрывает след. идеи:

1. Исследование путей получения истинного знания не опираясь на психологические процессы отдельного человека.

2. Важно исследовать феномены сознания путем структурирования научного знания и исследования идей, которые предшествуют всякой науке.

3. Окр. мир сущ. реально, при его изучении нельзя следовать установившимся теориям – это возможность анализа «чистого сознания».

4. Сознание вырабатывает смысл предметов. Каждый осмысливает происходящее по своему и в этом смысл его свободы.

М. Хайдггер развивал след. идеи феноменологии в работе «Бытие и время»:

1. Задача человека не терять себя и быть самим собой.

2. Действия человека зависят от его построения: перед лицом смерти все ост. невозможно; радость от общения с любимым преображает мир; тоска, горе делают мир серым.

3. Изучение бытия человека – это не стремление покорить природу, а вникнуть в суть ее существования.

4. речь человека – это отражение его бытия. Язык поэзии более важен, чем язык науки.

Ж. П. Сартр развивал след. идеи феноменологии:

1. Человеку нельзя дать определение начально, он существует как «чистая доска», а позже становится тем, как сам себя формирует. Человек это определенный проект, в этом его свобода.

2. Человек высшая цель и ценность, но он всегда не завершен, главное что позволяет жить человеку это его действия.

М. Шелер «Человек как часть живой природы господствовать над собой и возвышаться».

М. Мерло-Понти. С точки зрения феноменологии идеи марксистской философии воспринимал с интересом, хотя критиковал их одностороннюю историческую проблематику.

Феноменологическая проблематика получила свое развитие по различным направлениям психологии, этики, эстетики, праве и социологии, религии, истории метафизики, философии математики и естествознании.

Философская герменевтика.

Герменевтика (греч.: hermeneutike - толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских на­правлений философского анализа XX в. Но постановка проблем в современной теории герменевтики остается непонятной без учета предшествующей герменевтической традиции.

По древнегреческому преданию бог Гермес - вест­ник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание.

В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают, когда решают зада­чи по математике, физике, другим учебным дисцип­линам. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объяснение. По­нимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-напросто абстрагируется.

Человек изначально находится в мире сущего, ис­пытывает интерес к нему (на латинском «быть среди сущего» - значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто, и истина откроется, если удастся добиться слияния границ вещи и человека. Несколь­ко примеров пояснят нам ситуацию.

Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторон­не, в совершенстве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негод­ность.

Понять текст - это значит найти в нем ответы на ряд вопросов, определяемых границами вопрошаемого, его образованием, вкусом (эстетическим, например), талантом, традиционностью. Согласно немецкому фи­лософу Гадамеру, которого считают основателем со­временной герменевтики, тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца (ибо создатель тек­ста сам есть часть мира, к тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: заданное для нахождения ответа). У текста нет собственного смысла вне его интерпретации, а в рамках этой интерпретации неуме­стен субъективный произвол, ибо сам текст не произ­волен. Итак, понимание достигается в обеспечении сли­яния горизонтов текста и человека. При этом надо иметь в виду так называемый герменевтический круг . Чело­век должен понять то, внутри чего он с самого начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только как часть цело­го, о котором у нас есть некоторое пред-понимание до начала интерпретации текста. Наконец следует учесть, что понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понимания. Каж­дое новое поколение интерпретирует по-своему. Для герменевтики самое главное - это познать суть дела.

Основные идеи герменевтики:

1. Познание и жизнь человека протекает по пути одних текстов к другим с учетом современной социокультурной ситуации.

2. Язык общения – основа для получения диалогового философского знания.

3. Познание опирается на знание.

4. Особенность процесса понимания основа для разъяснения. Для религиозного понимания текста – основой является вера.

5. Важно преодолеть односторонность фактов науки, подвергать их критике, опираясь на множество точек зрения и проявляя субъективизм.

6. Возможны различные варианты толкования одного и того же текста, не совпадающие даже с мнением авторов.

7. Сущ. сложность в понимании природы, ибо она безмолвна.

8. Не каждый факт науки может быть проверен опытным путем.

9. Для понимания и истолкования целого необходимо познать его составные части.

10. В любой теории важен подбор определенных фактов, которые порождают эту теорию.

11. Многообразие форм существования языка: жесты, мимика и др.

Понравилась статья? Поделитесь ей