Контакты

Как британский флот гонялся за французским адмиралом. Трафальгарское сражение

Заключение Амьенского мира в марте 1802 года не разрешило противоречий между Англией и Францией . Стремясь захватить французские колонии и установить безраздельное господство в Европе, Англия в мае 1803 года снова объявила войну Франции. В декабре 1804 года на стороне французов выступила Испания. После провала плана сокрушения Англии путем захвата ее колоний на Среднем Востоке и в Индии Наполеон , принявший 2 декабря 1804 года титул императора Франции, изменил свой план борьбы против Англии. На этот раз он решил нанести главный удар непосредственно по Англии путем вторжения своих войск на Британские острова.

К началу военных действий объединенные силы франко-испанского флота насчитывали около 85 линейных кораблей против 105 английских. Корабли союзников базировались в Текселе, Бресте, Рошфоре, Ферроле, Кадисе, Картахене и Тулоне. Существенным недостатком базирования франко-испанского флота являлось то, что он был разделен двумя театрами - Атлантическим и Средиземноморским, и в случае необходимости его трудно было сосредоточить на нужном направлении, так как этому препятствовала английская морская крепость Гибралтар, контролировавшая вход и выход из Средиземного моря в Атлантический океан.

Английский флот занимал более выгодную позицию. Базируясь в Плимуте, Портсмуте, Гибралтаре и на Мальте, он мог блокировать франко-испанский флот как в портах Атлантического, так и Средиземноморского побережья, а в случае необходимости сосредоточиться в нужном для него направлении.

Блокируя базы и порты противника в Атлантическом океане и Средиземном море, англичане стремились не допустить сосредоточения франко-испанского флота в Ла-Манше, без чего, по их мнению, Наполеон не мог решиться на вторжению в Англию. Блокадные действия английского флота начались в 1803 году и продолжались до 1805 года включительно. Для осуществления блокады были использованы основные силы флота. Исходя из дислокации неприятельского флота, англичане установили постоянную блокаду Текселя, Бреста, Рошфора, Ферроля, Кадиса и Тулона, причем основное внимание обратили на блокаду Бреста и Тулона, главных баз французского флота в Атлантическом океане и Средиземном море.

Получив приказание Наполеона о переходе в Средиземное море, франко-испанская эскадра вышла из Кадиса и направилась к Гибралтарскому проливу. Союзная эскадра имела 18 французских и 15 испанских линейных кораблей против 27 английских линейных кораблей, которые под командованием адмирала Нельсона блокировали Кадис. Во главе союзного флота стоял нерешительный адмирал Вильнев. Полную противоположность ему представлял командующий английским флотом адмирал Нельсон. Это был весьма энергичный и хорошо подготовленный флагман, имевший большой боевой опыт. Отказавшись от шаблонной линейной тактики, он одним из первых западноевропейских флотоводцев стал применять новые, более решительные способы ведения морского боя.

Адмирал Вильнев, не веривший в свои силы и в саму возможность победы над англичанами, при выходе из Кадиса не разработал плана боя на случай встречи с английским флотом, ограничившись лишь общим указанием о необходимости взаимной поддержки в бою. Иначе поступил Нельсон. Предвидя неизбежность сражения с франко-испанским флотом, он заранее разработал сценарий предстоящего сражения. Тактический замысел Нельсона сводился к тому, чтобы атаковать противника из походного порядка без перестроения в боевой с кратчайшей дистанции путем прорезания его строя и нанесения главного удара по флагманским кораблям. В соответствии с этим планом Нельсон построил свой флот в две колонны. Первой колонной, состоявшей из 15 линейных кораблей, командовал младший флагман Коллингвуд, второй, насчитывавшей 12 линейных кораблей, - Нельсон. Согласно плану, главный удар по противнику должна была нанести колонна адмирала Коллингвуда; ей предстояло прорезать строй франко-испанского флота между 12-м и 13-м кораблями с конца, окружить отрезанные корабли арьергарда, а затем уничтожить их или пленить. Колонна Нельсона должна была обеспечить удар на главном направлении путем одновременной атаки центра неприятельского флота. Против авангарда противника Нельсон не выделил никаких сил, так как, зная слабую подготовку франко-испанского флота, считал, что его центр и арьергард будут разбиты раньше, чем к ним на помощь придут корабли авангарда. Разработав в общих чертах план атаки и поставив перед младшим флагманом и командирами кораблей задачи, адмирал Нельсон предоставил им право действовать самостоятельно, исходя из конкретных условий. Таким образом, тактический замысел Нельсона был основан на принципе сосредоточения основных сил своего флота (27 линейных кораблей) против части сил франко-испанского флота (23 линейных корабля).

Встреча противников произошла утром 21 октября на параллели мыса Трафальгар, в 10 милях от Кадиса. Франко-испанский флот шел на юг со скоростью 3-4 узла. Адмирал Вильнев, обнаружив на горизонте английскую эскадру, в 8 часов повернул на обратный курс, чтобы в случае неудачного исхода сражения иметь возможность укрыться в Кадисе. Поворот союзной эскадры продолжался около двух часов. Из-за слабого ветра и плохой подготовки командиров кораблей строй кильватерной колонны после поворота нарушился, и это в дальнейшем не позволило многим кораблям использовать свое оружие в бою.

В момент обнаружения франко-испанского флота английская эскадра шла в двух колоннах. Разгадав намерение Вильнева уклониться от сражений и укрыться в Кадисе, Нельсон принял решение немедленно атаковать противника, тем более что погода вполне благоприятствовала этому: дул слабый вест-норд-вест и с запада шла крупная океанская волна. Английские корабли, сближаясь с противником почти под прямым углом, шли более полным ветром, чем корабли союзников, которые к тому же принимали крупную океанскую волну бортом, что затрудняло управление кораблями и ведение прицельной стрельбы. В свою очередь, движение английских кораблей, сближавшихся с противником под курсовым углом, близким к 90 градусам, ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как они почти лишались возможности использовать свою артиллерию в период сближения, тогда как неприятель мог поражать их продольными залпами. Это было особенно опасно для флагманских кораблей "Виктори", на котором держал свой флаг Нельсон, и "Ройал-Соверен", где находился Коллингвуд, шедших в голове колонн. Только слабая артиллерийская подготовка союзных кораблей не позволила им воспользоваться своим благоприятным положением для нанесения эффективного удара по англичанам на этапе сближения.

В 12 часов Нельсон поднял сигнал начать сражение. Флагманский корабль Коллингвуда "Ройал-Соверен" первым сблизился с противником вплотную и около 12 часов 30 минут прорезал его строй под кормой 16 корабля с конца колонны. Вслед за ним со значительными интервалами по времени поочередно стали прорезать строй союзного арьергарда и остальные корабли его колонны. При прорезании строя английские корабли с дистанции нескольких десятков метров давали с обоих бортов продольные залпы, причиняя кораблям противника серьезные повреждения в корпусе и нанося большие потери в личном составе. Английские комендоры вели огонь по противнику примерно в три раза быстрее, чем союзники. Это, безусловно, сказалось на результатах боя, в котором решающую роль играла артиллерия. Но, несмотря на эти, казалось бы, благоприятные условия, намечавшееся планом сосредоточение превосходящих сил английского флота на направлении главного удара (15 кораблей против 12 союзного арьергарда) из-за просчета адмирала Коллингвуда в маневрировании не удалось. Вследствие ошибки в маневрировании 15 английским кораблям, действовавшим на главном направлении, пришлось вести бой с 16 союзными кораблями. Кроме того, англичане не смогли добиться и одновременности атаки. Их корабли вступали в бой поодиночке и с большими промежутками по времени, что ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как противник получал возможность сосредоточивать против них превосходящие силы. Однако союзники не использовали и этой возможности.

В 13 часов вступила в бой колонна Нельсона. Первым прорезал строй линейный корабль "Виктори", который шел за кормой флагманского корабля Вильнева "Бюсантор" и дал по нему продольный залп. Вслед за ним один за другим вступили в бой и остальные корабли колонны, давая продольные залпы по союзным кораблям. После прорезания строя флагманский корабль Нельсона подвергся ожесточенному артиллерийскому и ружейному обстрелу одновременно с нескольких кораблей противника, окруживших его. Во время боя адмирал Нельсон был смертельно ранен и умер еще до окончания боя. С этого момента боевые построения кораблей окончательно нарушились. Командиры по своему усмотрению выбирали корабли противника и вели с ними артиллерийский бой на предельно коротких дистанциях, исчисляемых десятками метров, а иногда несколькими метрами. В этих условиях превосходство английских комендоров и скорострельность артиллерии имели решающее значение для исхода сражения.

К 15 часам, когда бой достиг наибольшего напряжения, англичане успели ввести в действие только 14 кораблей против 23 кораблей противника. Несмотря на то, что англичане к этому времени добились известного успеха, захватив в плен несколько союзных кораблей, все же положение их было трудным. Многие английские корабли получили настолько серьезные повреждения, что уже не могли продолжать бой. Если бы авангард союзной эскадры вовремя пришел на помощь своему центру, а арьергард, где в основном находились испанские корабли, проявил бы больше упорства и настойчивости в достижении поставленной цели, то неизвестно, как бы закончилось сражение. Но этого не произошло. Авангард союзного флота, несмотря на неоднократные сигналы Вильнева повернуть на обратный курс и идти на помощь центру, фактически не выполнил этого приказания и подошел к месту боя с частью своих кораблей уже после того, как исход сражения был решен в пользу англичан. Одиннадцать кораблей арьергарда союзного флота, воспользовавшись ошибкой Коллингвуда, направившегося со своими кораблями навстречу приближающемуся с севера авангарду противника, вышли из окружения и вместо оказания помощи своему центру ушли в Кадис.

К 17 часам 30 минутам сражение закончилось полной победой англичан. Союзники потеряли 18 кораблей (из них 1 был уничтожен и 17 взято в плен) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли до 2 тысяч человек, а их корабли были настолько повреждены, что не смогли привести в свои базы захваченные в плен союзные корабли. Некоторые из них затонули, а другие на следующий день были отбиты французами.

Победа английского флота в Трафальгарском сражении объясняется следующими основными причинами. Англичане имели хорошо подготовленные экипажи, особенно комендоров; во главе флота стоял опытный и энергичный командующий, который хорошо знал слабые стороны франко-испанского флота и умело использовал их для достижения победы; разработанный им план сражения основывался на применении новых, более решительных способов атаки и тактических приемов использования корабельной артиллерии; командиры кораблей пользовались в бою широкой инициативой.

Трафальгарское сражение является одним из крупнейших боев западноевропейских флотов периода парусного флота. Однако это сражение не оказало существенного влияния на изменение обстановки и планов войны Наполеона.

Использованы материалы книги: "Сто великий битв", М. "Вече", 2002

Литература:

1. Авраамов Н.Ю. Трафальгарское сражение. (Исторический очерк). - М., 1938.

2. История военно-морского искусства / Отв. ред. Р.Н. Мордвинов. - М., 1953. - Т.2. - С. 25-30.

3. Кладо Н.Л. История военно-морского искусства. Лекции. Литогр. - СПб., .- Вып.1-2. - С. 295-317.

4. Морской атлас. Описания к картам. - М., 1959. - Т.З, ч. 1. - С. 413-415.

5. Морской атлас /Отв. ред. Г.И. Левченко. - М., 1958. - Т.З, ч. 1. - Л.21.

6. Советская военная энциклопедия: В 8-й т. / Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. - М., 1980. - Т.8. - С. 99-100. 7. Турхановский В.Г. Адмирал Нельсон. - М., 1980.

8. Щеглов А.Н. История военно-морского искусства. - СПб., 1908 С. 178-182.

9. Эджингтон Г. Адмирал Нельсон. - М., 1992.

10. Энциклопедия военных и морских наук: В 8-й т. /Под общ. ред. Г.А. Леера. - СПб., 1895. -Т 7. -С. 534-535.

Франция ,
Испания Командующие Силы сторон Потери

Трафальга́рское сраже́ние (англ. Battle of Trafalgar , фр. bataille de Trafalgar , исп. batalla de Trafalgar ) - историческое морское сражение между английскими и франко -испанскими морскими силами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис .

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания - ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон .

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв . Под его управлением находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами. Из-за ран, полученных во время сражения, Федерико умер спустя несколько месяцев после его окончания.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века . Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке . После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии .

Предпосылки

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании . В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия английского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Наполеон проводил схожую политику: им была основана континентальная блокада , воспрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также её союзникам вести торговлю с Британскими островами. Таким образом была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к тому, что страна была вынуждена атаковать неприятеля на земле.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции . Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземного флота Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв .

Карибский поход Вильнёва. Март - октябрь 1805 года.

Наполеон готовил мощнейший десант, который должен был высадиться на Британских островах. По его приказу спешно готовились баржи, которые должны были перевезти десант через Ла-Манш. Было запланировано две волны десанта. Первая: 1700 барж должны были перезти 113 тыс. человек и 5600 лошадей. Вторая: еще 590 барж вмещали 48 тыс. солдат и 3400 лошадей.

Плавсредства были подготовлены. Однако они не могли выйти в Канал, поскольку были совершенно беззащитны перед британскими линейными кораблями. Поэтому Бонапарт поставил перед Вильнёвым задачу отвлечь Королевский флот мнимым походом в район Карибского бассейна. Поход состоялся, однако целей не достиг: Нельсон, разгадав замыслы Наполеона, продолжал сторожить Канал. Более того, на обратном пути корабли Вильнёва были перехвачены у мыса Финистерре. Испанцы потеряли два корабля, французы в бой не вступали.

Тогда Наполеон задумал другой план. Он заключался в том, что французские силы в Средиземном море и испанские силы в Кадисе должны были прорвать блокаду и соединиться в Вест-Индии . После этого им предписывалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских кораблей, чтобы обеспечить безопасность десантным кораблям.

Соотношение сил флотов

Британские корабли Пушек Тип Французские корабли Пушек Тип Испанские корабли Пушек Тип
Victory 104 трёхпалубный Бюсантор 80 двухпалубный Сантисима Тринидад 136 четырёхпалубный
Royal Sovereign 100 трёхпалубный Формидабль 80 двухпалубный Санта-Ана 112 трёхпалубный
Britannia 100 трёхпалубный Эндомтабль 80 двухпалубный Принсипе де Астуриас 112 трёхпалубный
Dreadnought 98 трёхпалубный Нептюн 80 двухпалубный Райо 100 трёхпалубный
Тронадор 100 трёхпалубный
Neptune 98 трёхпалубный Ашиль 74 двухпалубный Нептуно (командир Каэтано Вальдес и Флорес) 80 двухпалубный
Prince 98 трёхпалубный Эгль 74 двухпалубный Аргонаута 80 двухпалубный
Temeraire 98 трёхпалубный Альхесирас 74 двухпалубный Багама 74 двухпалубный
Tonnant 80 двухпалубный Аргонот 74 двухпалубный Монарка 74 двухпалубный
Achille 74 двухпалубный Дюге-Труэн 74 двухпалубный Монтаньес 74 двухпалубный
Ajax 74 двухпалубный Фуге 74 двухпалубный Сан-Агустин 74 двухпалубный
Bellerophon 74 двухпалубный Эро 74 двухпалубный Сан-Франсиско де Асис 74 двухпалубный
Colossus 74 двухпалубный Энтрепид 74 двухпалубный Сан-Ильдефонсо 74 двухпалубный
Conqueror 74 двухпалубный Монблан 74 двухпалубный Сан-Хуан Непомусено 74 двухпалубный
Defence 74 двухпалубный Плютон 74 двухпалубный Сан-Хусто 74 двухпалубный
Defiance 74 двухпалубный Редутабль 74 двухпалубный Сан-Леандро 64 двухпалубный
Leviathan 74 двухпалубный Сипион 74 двухпалубный
Mars 74 двухпалубный Berwick 74 двухпалубный
Minotaur 74 двухпалубный Swiftsure 74 двухпалубный
Orion 74 двухпалубный Корнели 40 фрегат
Revenge 74 двухпалубный Эрмион 40 фрегат
Swiftsure 74 двухпалубный Ортенс 40 фрегат
Thunderer 74 двухпалубный Рен 40 фрегат
Belleisle 74 двухпалубный Темис 40 фрегат
Spartiate 74 двухпалубный Фюре 18 шлюп
Africa 64 двухпалубный Аргюс 10 шлюп
Agamemnon 64 двухпалубный
Polyphemus 64 двухпалубный
Euryalus 36 фрегат
Naiad 36 фрегат
Phoebe 36 фрегат
Sirius 36 фрегат
Pickle 10 шлюп
Entreprenante 10 шлюп
Четырёхпалубных - Четырёхпалубных - Четырёхпалубных 1
Трёхпалубных 7 Трёхпалубных - Трёхпалубных 3
Двухпалубных 20 Двухпалубных 18 Двухпалубных 11
Фрегатов 4* Фрегатов 5* Фрегатов -
Шлюпов 2* Шлюпов 2* Шлюпов -
пушек: 2312 пушек: 1584 пушек: 1280
  • Фрегаты и шлюпы не включены в указанное число кораблей, как непригодные к линейному бою.

Ход сражения

Маневры перед боем

Франко-испанская эскадра была заблокирована английскими кораблями в порту Кадис. Вильнёв получил приказ Наполеона прорваться в Средиземное море для соединения с испанским отрядом. Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения испанского командующего Антонио де Эсканьо , вышла из Кадиса 19 октября. Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure ).

Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики , выстроил свой флот в одну линию. Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано утром в 5:30, 21 октября, его флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Некоторое время Вильнёв колебался - принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд , все вдруг, курс норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис. Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен. Такой маневр перед началом боя расстоил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя.

Трафальгарская битва. Диспозиция.

В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях. Нельсон учел все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, свое преимущество в ветре - и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить дополнительные лиселя , для увеличения скорости.

Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»). Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом дивизионе. Правый дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign .

К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд , левым галсом , в полный бейдевинд . После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй , когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре - ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд , тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка.

Начало сражения

Трафальгарская битва. Вид с марса головного корабля союзников, по состоянию на 13:00. Англичане двумя колоннами атакуют с запада (справа).

Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign . Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артилерийскую дуэль.

Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign . Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux . Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.

Отстав от него на 45 минут, Victory , во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между самым большим кораблем испанцев Santisima Trinidad и флагманом союзников Bucentaure .

Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory , рядом с его капитаном, Томасом Харди . Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.

Британские канониры значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан. Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля - таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.

Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность. Авангард союзников (командующий - адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable ) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno , Scipion , Intrepide , Raio , Formidable , Montblane , San Francisco de Asis , Duguay Trown ) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы - Heros .

Близкий бой

Трафальгарская битва. Сражение близится к завершению, время около 17:00. Корабли сражаются друг с другом.

Флагман англичан, Victory , обогнув Bucentaure , повернул вправо. Такой маневр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire , до этого следовавший за кормой флагмана. Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой с Redoutable , следовавшим в кильватере Bucentaure . Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит - весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.

Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесенный в лазарет Нельсон был еще жив и требовал отчета о проходящем бое.

Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены. Капитан Victory , Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».

Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.

Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в аръергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias . Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge . Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран. Впоследствии он от этих ран скончался.

Завершение битвы 21 октября

Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников. Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель. Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной». За ним последовали корабли: San Justo , San Leandro , Montanes , Indomptable , Nertuno , Argonaute . Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе. Маневр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.

Командир авангарда, адмирал Дюмануар на Formidable , видя преследование Коллигвуда, наконец, сделал поворот оверштаг. Он приказал всем своим подчиненым кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы. Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы. За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за командиром авангарда. Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрепаных кораблей левого дивизиона англичан. Однако четыре французских корабля: Formidable , Duguay Trown , Montblane и Scipion прошли мимо схватки.

В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.

Штормовой день 22 октября

Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama , которые пошли на дно во время буксировки. Monarca разбился о скалы испанского побережья.

Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.

Возобновление битвы 23 октября

Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море. Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву. Гравина перенес свой вымпел на Montanes . За ним шли San Justo , San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.

Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским. Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.

St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.

Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador . Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.

Итоги Трафальгарской битвы

Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане потеряли около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были настолько повреждены, что не смогли самостоятельно следовать в порт. Например, флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии, направив свои усилия на восток, в том числе и на Россию. Англия окончательно приобрела себе таким образом статус хозяйки морей.

21 октября исполнилось 210 лет со дня начала Трафальгарской битвы, в которой британский флот разгромил франко-испанские корабли. Это сражение надолго закрепило за Англией статус "владычицы морей", а Наполеона заставило кардинально повернуть ход войны, обратив свой взгляд на других соперников — Австрию и Россию.

Старинные враги

Весной 1805 года Россия и Англия подписали в Петербурге союзный договор, на основе которого обе страны начали создавать третью антифранцузскую коалицию. К ней вскоре присоединилась Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство.

Для Англии Франция была старинным врагом. В XVIII веке обе страны неоднократно вели между собой войны как за главенство на Европейском континенте, так и за обладание заморскими колониями — в Северной Америке и Азии. Удача сопутствовала солдатам в красных мундирах — Британия отвоевала Канаду и французскую часть Индии.

После Французской революции к геополитическим разногласиям прибавились идеологические. Против республиканской Франции, казнившей своего короля Людовика ХVI, объединились почти все европейские монархи. При этом англичане были одной из главных действующих сил любой антифранцузской коалиции.

Мальта как предлог для войны

Приход к власти молодого и амбициозного генерала Буонапарте лишь подлил масла в огонь старого противостояния. Несомненный военный талант Наполеона, который одержал ряд побед над врагами, заставил противников, в том числе Англию, на время заключить с ним мир. Но было очевидно, что Амьенское соглашение, заключенное в 1802 году, является всего лишь передышкой для Франции и Англии перед новой решительной схваткой.

Англичане с тревогой следили за внутренним и внешним усилением Франции и не торопились возвращать последней захваченный остров Мальту и ряд ее владений в Африке и Азии. В свою очередь Наполеон активно расширял свое присутствие на Европе, в частности в Голландии и Швейцарии.

Заклятые соперники не могли долго демонстрировать друг другу приятные манеры. В начале 1803 года Первый консул Франции на приеме в Париже раздраженно заявил английскому послу Витворду о том, что, если его правительство не вернет Мальту, война неминуема. В итоге в 1803 году Англия объявила войну Франции.

Плевок в адрес королей

На решение же Александра I вступить в войну против императора повлияло похищение с сопредельной территории и последующий расстрел во Франции в 1804 году наследного принца династии Бурбонов герцога Энгиенского, которого Бонапарт заподозрил в интригах против себя. По этому поводу Антуан Буле де ля Мерт, председатель Законодательной комиссии, разработавшей известный Гражданский кодекс Наполеона, изрек историческую фразу: "Это больше, чем преступление. Это ошибка".

Еще одним шагом Наполеона, переполнившим чашу терпения молодого Романова, стало объявление себя императором, что ставило выскочку выше европейских королей — породистых аристократов, и было откровенным плевком в их адрес. А самое главное, новый монарх активно стремился к территориальному переделу на континенте — в свою пользу.

В свою очередь у Франции имелся союзник в лице Испании, где правил влиятельный фаворит испанской королевы Мануэль Годой. После расторжения Амьенского мира всесильный Наполеон легко пресек робкие попытки Годоя сохранить нейтралитет своей страны в войне и втянул его в новый европейский конфликт. Устраниться от боевых действий удалось лишь Пруссии, которая дипломатически маневрировала, выжидая, что будет дальше.

Наполеон и Гитлер перед трудной задачей

Перед Наполеоном стояла сложная задача. Ему предстояло сразиться со своими противниками и на суше и на море. И если в первом случае ничего нового для него не было, то противоположным образом обстояло дело с вторжением в Англию. А то, что это необходимо сделать, Бонапарт не сомневался, поскольку злейшего врага надо было побеждать в его логове.

Надо отметить, что бросок через Ла-Манш планировался Наполеоном еще в 1798 году, однако, изучив ситуацию, тогда он решил, что легче бороться с англичанами в Египте, для которых потеря этой страны была бы весьма болезненным ударом. Спустя 7 лет он вернулся к первоначальному плану.

Летом 1805 года Наполеон сосредоточил 180-тысячную армию вторжения на французском и голландском побережье, готовясь к высадке на острова Туманного Альбиона. Загодя была построена большая флотилия судов для перевозки десантников. Но перед ним была та же задача, которая встала летом 1940 года перед Гитлером, — как переправить свои войска через пролив Ла-Манш таким образом, чтобы английский флот не пустил их на дно?

Операция отвлечения

Фюрер, как известно, выбрал войну за господство в воздухе. Наполеон рассматривал как вариант высадку десанта с помощью воздушных шаров, которую он обсуждал со своей фавориткой Софи Бланшар, одной из первых женщин — профессиональных воздухоплавателей. Они пришли к выводу, что неблагоприятные ветра могут помешать затее, и Наполеон был вынужден сделать ставку на более устойчивые к непогоде военно-морские силы.

План французского императора заключался в том, чтобы отвлечь британский флот от защиты Англии, после чего десантным судам предписывалось стремительным броском пересечь самую узкую часть Ла-Манша, пролив Па-де-Кале — чуть больше 33 километров. Операция отвлечения заключалась в визите объединенного французско-испанского флота под командованием адмирала Пьера-Шарля де Вильнева к берегам британской Вест-Индии, после чего вернуться обратно к берегам Франции.

Британским флотом командовал человек, который однажды загнал Наполеона в ловушку — адмирал Горацио Нельсон. В 1798 году английские моряки под его командованием не смогли помешать высадке вражеской экспедиции в Александрии, зато успешно разгромили французский флот в битве при Абубакире, заперев тем самым армию Наполеона в Египте. В свою очередь адмирал де Вильнев был тогда бит Нельсоном и сдался англичанам.

Не лучший выбор императора

Выбор Вильнева на роль командующего объединенной эскадрой — безвольного и малоинициативного человека — был, мягко говоря, не самым удачным шагом Наполеона. Куда больше на эту роль подходил испанский адмирал Фредерико Карлос Гравина, который в силу малочисленности своего флота был подчинен французскому коллеге.

Справедливости ради отметим, что на этот шаг Бонапарт пошел не от хорошей жизни — самый талантливый французский флотоводец, дважды отбивавший атаку Нельсона на свои корабли, адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль умер еще летом 1804 года. Таким образом, достойных соперников у Нельсона к началу Трафальгарского сражения просто не было.

Объединенный флот выполнил свой маневр и повернул к берегам Европы, избежав столкновения с кораблями Нельсона. Однако на обратном пути 22 июля 1805 года встретился у мыса Финистерре с эскадрой вице-адмирала Роберта Кальдера. В ходе боя оба главкома не проявили себя.

Плохое самочувствие матросов

Кальдер позволил врагам уйти и тем самым не отвел от Англии грозящей ей опасности (за что был судим и разжалован). Вильнев уклонился от схватки, предоставив эту честь испанцам, а после сражения решил бросить якорь не во Франции, а в Испании. То есть он не приблизился, а удалился от места предполагаемого десантирования наполеоновской армии.

После этого простоял, несмотря на приказы императора, 2 месяца в испанском городе Кадис, ссылаясь на плохое состояние кораблей и непрестанные болезни среди французских и испанских экипажей. Все это, наряду с наступлением Австрии и России на континенте, сорвало план французского вторжения в Англию. В октябре 1805 года, когда до де Вильнева дошли слухи, что его собираются заменить на другого адмирала, он подчинился распоряжению Наполеона и вышел в море.

Новая задача Объединенного флота состояла в том, чтобы, перейдя из Атлантики в Средиземное море, соединиться с испанским контр-адмиралом Сальседо и, в конечном счете, высадить находившиеся на кораблях войска в Неаполе, тем самым поддержав французского генерала Сен-Сира, который должен был атаковать Неаполитанское королевство с севера.

Три залпа в ответ на один

Недалеко от города Кадиса и Гибралтарского пролива у мыса Трафальгар утром 21 октября 1805 года франко-испанский флот увидел британскую эскадру. Несмотря на то что численный перевес был на его стороне (40 кораблей против 33), де Вильнев принял решение боя не принимать и вернуться обратно в Кадис. Резкий разворот расстроил ряды Объединенного флота, однако первый залп битвы произвели все же не англичане, а испанцы.

Тем не менее британцы надвигались решительно и сплоченно, а в рядах их противников царила растерянность. Подчиняясь первоначальному приказу, командующий авангардом вице-адмирал Пьер Дюмануар увел 9 кораблей в Кадис, несмотря на последующие распоряжения де Вильнева.

В то же самое время Нельсон в полной парадной форме, находясь на линейном корабле Victory, бесстрашно бросился в самую гущу боя. На уговоры спуститься вниз и не рисковать собой, британский адмирал заявил, что один его вид воодушевляет матросов. Надо сказать, что они старались. Особенно артиллеристы, которые успевали давать три залпа за то время, пока французские и испанские канониры производили один.

Одному пуля в грудь, другому — нож

Однако такая бравада стоила жизни прославленному адмиралу. Он был ранен метким стрелком с вражеского корабля и в тот же день скончался. Битва же, то затихая, то продолжаясь, длилась до 23 октября 1805 года. Погиб от ран и Гравина, который, по сути дела, руководил боем с британским флотом. При этом ему удалось спасти многие корабли от английского плена.

Объединенный флот потерпел серьезное поражение, потеряв 18 кораблей, из которых 17 были захвачены. Англичане же сохранили все свои корабли, а самое главное, статус самого непобедимого флота. В итоге, Наполеон окончательно расстался с мечтой о вторжении на Британские острова.

Что касается де Вильнева, то он вновь попал в плен, откуда был отпущен через несколько месяцев под честное слово больше не воевать с Англией. Вскоре по возвращении на родину, 22 апреля 1806 года, его нашли мертвым. По одной из версий, он покончил с собой, страшась гнева Наполеона, по другой — несколько ножевых ранений адмиралу нанесли по приказу самого императора, "отплатившего" тем самым своему незадачливому адмиралу.

Летом 1940 года произошло событие, которое до сих пор припоминают англичанам французские моряки. Происшедшее привело в ярость французское правительство, обрадовало Гитлера, вызвало возмущение во многих странах мира и оказало ощутимое воздействие на ход боевых действий в Европе. А Уинстон Черчилль возвестил: «Ни одно действие не было более необходимым для спасения Англии…» Что же произошло?

После нападения нацистов на Польшу Англия и Франция в сентябре 1939 года объявили войну нацистской Германии. Правда, боевые действия с их стороны велись довольно пассивно, за что война впоследствии получила название «странной».

28 марта 1940 года английское и французское правительства подписали торжественное обязательство по незаключению сепаратного мира с Германией. А 10 мая бронетанковые дивизии вермахта, разбив французские части у Седана, устремились к Ла-Маншу, раскололи союзнические армии и прижали английские экспедиционные войска к морю. Более или менее успешная эвакуация этих войск из Дюнкерка была расценена в Англии и США как чудо, но французы, в беспорядке отступающие вглубь страны и вскоре капитулировавшие, восприняли ее как предательство.

В сложившейся очень серьезной для Франции ситуации в середине июня французский премьер-министр Поль Рейно обратился к Черчиллю с просьбой освободить их сторону от принятого в марте обязательства не заключать сепаратного мира с Гитлером. 14 июня пал Париж. Двумя неделями позже Черчилль, стремясь укрепить волю французов к сопротивлению, направил Рейно два ответных послания, в которых излагались некоторые принципы соглашения и делалась попытка подбодрить французов. Англия разрешала французскому правительству выяснить у Гитлера условия перемирия, но только если французский флот отправится в британские порты до исхода переговоров. Далее в послании подчеркивалась решимость Великобритании продолжать войну против фашизма, несмотря на любые трудности. В тот же день под давлением генерала де Голля, который настаивал на необходимости «какого-нибудь драматического жеста», Черчилль сделал историческое предложение о провозглашении «нерасторжимого союза» Франции и Великобритании. Под этим подразумевалось «слияние двух государств» и образование «единого военного кабинета и единого парламента». К этому времени французское правительство уже эвакуировалось в Бордо.

До того как депеши были получены, Рейно находился в подавленном состоянии, но послание Черчилля подбодрило его. Французский премьер ответил, что будет «бороться до конца». Однако большинство других руководителей встретили предложение о «нерасторжимом союзе» с подозрением и враждебностью. В обстановке пораженческих настроений 73-летний главнокомандующий армией генерал Вейган провозгласил, что в течение трех недель «Англии свернут шею, как цыпленку». Маршал Петэн заявил, что английское предложение равносильно «слиянию с трупом». А два первых послания Черчилля, в которых речь шла о французском флоте, вообще не были рассмотрены.

Вечером 16 июня Рейно подал в отставку, и маршал Петэн - 80-летний герой битвы под Верденом 1916 года - сформировал новое правительство. На следующий день Черчилль возобновил свои требования, чтобы новое правительство Франции не сдавало противнику великолепный французский флот. Но к этому времени в Бордо уже сложилось мнение, что отправка военных кораблей в Англию была бы бессмысленным шагом: если ей в скором времени действительно «свернут шею», то французский флот все равно окажется в кармане у Гитлера.

На личную встречу с главнокомандующим французским флотом адмиралом Дарланом первый лорд Адмиралтейства Англии и адмирал Дадли Паунд были срочно направлены во Францию 18 июня. Там «они получили много торжественных заверений, что флоту никогда не будет позволено очутиться в руках у немцев». Но, как отметил впоследствии Черчилль, Дарлан не предпринял никаких мер для того, чтобы «вывести французские военные корабли за пределы досягаемости быстро приближающихся немецких войск».

Итак, 22 июня Франция подписала перемирие с Гитлером в знаменитом Компьенском лесу. Теперь французский флот должны были сосредоточить в портах и разоружить «под германским и итальянским контролем».

Когда англичане строили свой военно-морской флот в предвоенное время по принципу «уровня двух держав», это означало, что по числу боевых единиц ВМС должны превосходить объединенную мощь двух вероятных противников. В 1940 году Великобритания все еще обладала самым крупным военно-морским флотом в мире. Но он уже нес потери в ходе операций по охране конвоев в Северной Атлантике, в неудачной норвежской компании и у Дюнкерка. Английские ВМС имели ощутимый перевес по числу крупных кораблей: 11 линкоров, 3 линейных крейсера и 5 линкоров в постройке, тогда как Германия располагала двумя «карманными линкорами», двумя линейными крейсерами новейшей постройки и строила еще 2 линкора. Однако вступление Италии в войну в июне 1940 года серьезно изменило соотношение сил. Итальянцы располагали современным быстроходным флотом, хотя боеспособность его была пока неизвестна, и поэтому англичане вынуждены были держать в Средиземном море по меньшей мере 6 своих линкоров против 6 итальянских. Японии, которая, как ожидали, недолго останется нейтральной, им противопоставить было нечего. Лондон также не был уверен, что военные корабли США будут защищать его владения и морские коммуникации в Тихом океане.

Для островной Великобритании с ее имперскими владениями, зависящими от сохранения военно-морской мощи, переход французского флота в руки Гитлера в самом деле был бы подлинной катастрофой. Франция имела четвертый по численности флот в мире. Он состоял из пяти старых линкоров, двух современных линейных крейсеров «Дюнкерк» и «Страсбург», способных противостоять германским линейным кораблям «Шарнхорст» и «Гнейзенау», мощных линкоров «Жан Бар» и «Ришелье», постройка которых была близка к завершению, а также 18 крейсеров, двух авианосцев и значительного числа превосходных эсминцев. Ключевую роль в командовании всем этим великолепием играл 58-летний адмирал Дарлан. Черчилль считал его «одним из тех французов, которые ненавидят Англию», и никогда не доверял ему. Сам Дарлан на встрече с двумя руководителями английского Адмиралтейства в Бордо 18 июня 1940 года дал обещание ни при каких обстоятельствах не передавать флот Германии. Тем не менее статья 8 соглашения о перемирии вызывала у англичан серьезные опасения - особенно слова о разоружении флота «под немецким и итальянским контролем». Эта фраза означала, что Гитлер получал возможность распоряжаться французскими кораблями но своему усмотрению.

Опасения Англии подтвердил ее специальный представитель во Франции генерал Эдуард Спирс, который прямо заявил, что если Гитлер захочет завладеть французскими кораблями, ему достаточно будет пригрозить сжечь Марсель, предать огню Лион или пообещать уничтожить Париж. Учитывая прошлое вероломство фюрера, это был веский аргумент. Доверие Черчилля к режиму Петэна было еще больше подорвано, когда французское правительство вернуло Германии 400 пленных немецких летчиков. Их возвращение должно было усилить люфтваффе в предстоящем сражении за Англию.

Для Великобритании условия германо-французского перемирия создали смертельную опасность. Если верить разведке, то выходило, что Гитлер должен начать вторжение в Англию 8 июля. До этой даты требовалось решить вопрос о судьбе французского флота, чтобы иметь возможность сосредоточить английские военные корабли в водах метрополии. Заседание британского кабинета министров, которое определило все, состоялось 27 июня. К этому времени часть кораблей французского флота находилась в портах своей страны и предпринять что-либо против них было невозможно. Несколько кораблей стояли в местных портах. Их намеревались захватить силой, если команды судов отклонят выдвинутые условия. Недостроенные линейные корабли «Жан Бар» и «Ришелье» находились соответственно в Касабланке и Дакаре, где их караулили английские военные корабли. Особой проблемы они не представляли.

Сильная французская эскадра под командованием вице-адмирала Рене Годфруа базировалась в Александрии и подчинялась английскому адмиралу Каннингхэму. Эти двое военных поддерживали дружеские отношения. Вопреки приказу Дарлана о перебазировании эскадры в один из портов в Тунисе Годфруа согласился на требование Каннингхэма не выводить свои корабли. Эскадра фактически оставалась в Александрии до полной победы англо-американских экспедиционных сил в Северной Африке.

Однако главной угрозой для Великобритании была небольшая военно-морская база Мерс-эль-Кебир на побережье Алжира, западнее Орана. Здесь находилось сильное военно-морское соединение под командованием адмирала Жансуля. Адмирал Паунд предупредил Черчилля, что корабли Жансуля - в германских руках или самостоятельно - могут вынудить Англию уйти из Средиземного моря.

1. Увести корабли в британские порты и продолжать сражаться вместе с Англией.

2. Имея на борту экипажи уменьшенного состава, направиться в один из английских портов, откуда воинский состав репатриируют.

3. Направиться с экипажами уменьшенного состава в какой-либо французский порт в Вест-Индии, где корабли переведут под охрану США до конца войны.

4. Потопить свои корабли.

В случае отказа Жансуля принять одно из этих предложений английскому военно-морскому флоту приказывалось уничтожить все его корабли, особенно «Дюнкерк» и «Страсбург», используя все имеющиеся средства. На этом «смертельном ударе» Черчилль настоял вопреки позиции членов комитета начальников штабов. Они сомневались, что операция под кодовым названием «Катапульта» увенчается успехом. Черчилль же считал, что на карту поставлено «само существование Англии».

Проведение операции «Катапульта» было поручено соединению «Эйч» («H») - ударной группировке, собранной в Гибралтаре. В ее состав входил новейший английский линкор «Худ» водоизмещением 42000 т, два линкора «Резолюшн» и «Вэлиант», одиннадцать эсминцев и авианосец «Арк Ройял». Соединением командовал вице-адмирал Джеймс Сомервилл, получивший утром 1 июля приказ: «Быть готовым к "Катапульте" 3 июля».

Конечно, мысль о том, что им надо будет открывать огонь по французским кораблям, привела в ужас Сомервилла и всех его старших офицеров. Адмирал заявил во всеуслышание, что наступательная операция со стороны Англии «немедленно оттолкнет всех французов, где бы они ни находились, и превратит побежденного союзника и активного врага». Учитывая смешанное со страхом почтение, с которым относились к Черчиллю в Адмиралтействе, это был весьма смелый шаг. За свои слова Сомервилл получил резкую отповедь.

Так или иначе, но в полдень 2 июля соединение «Эйч» вышло из Гибралтара и направилось к Орану. На следующее утро Сомервилл направил к адмиралу Жансулю капитана Седерика Холланда на эсминце «Фоксхаунд». 50-летний Холланд служил в Париже в качестве военно-морского атташе. Он свободно говорил по-французски и был лично знаком с Жансулем. Последний был раздосадован тем, что Сомервилл не прибыл сам, и заявил, что слишком занят, чтобы принять Холланда. С большим трудом делегату все же удалось передать адмиралу английское послание с изложением условий. Они немедленно были переданы по радио Дарлану. А в это время самолеты с авианосца «Арк Ройял» сбросили магнитные мины у побережья, чтобы помешать французскому флоту выйти из гавани.

Первым английскую эскадру увидел 26-летний Морис Путц, который проводил групповые спортивные занятия за Мерс-эль-Кебиром. С высоты холма он заметил приближавшиеся с запада корабли и вскоре распознал знакомый силуэт «Худа», с которым многим из его команды доводилось участвовать в совместных патрульных операциях в Атлантике. Вскоре французским ВМС был отдан приказ «приготовиться к бою».

Пока шла подготовка, а на самом деле просто тянулось время, на борту своего корабля Сомервилл разгадывал бесчисленные кроссворды, а старшие офицеры играли в маджонг. Около четырех часов пополудни Жансуль наконец согласился на встречу с Холландом. В течение полутора часов они вели переговоры в душной каюте. Вначале французский адмирал кипел от гнева, затем смягчился и стал разговаривать в более примирительном тоне. Он сообщил Холланду о получении приказа Дарлана от 24 июня, в котором говорилось, что если какая-либо иностранная держава сделает попытку захватить французские корабли, то они должны без промедления либо уйти в Соединенные Штаты, либо потопить себя.

Жансуль, скорее всего, пытался выиграть время, дождаться наступления темноты и, если повезет, ускользнуть из гавани. На самом деле Дарлан сразу же отдал приказ всем находящимся в Средиземном море французским кораблям идти на помощь к Жансулю. Эта шифровка, перехваченная английским Адмиралтейством, и побудила Черчилля дать окончательное распоряжение соединению «Эйч»: «Быстрее кончайте дело, иначе столкнетесь с подкреплением».

Ровно в 17.15 Сомервилл направил Жансулю ультиматум, гласящий, что если через 15 минут одно из предложений не будет принято, он должен будет потопить эскадру. Когда Холланд покинул «переговорный пункт», он услышал, как прозвучал сигнал боевой тревоги. Все французские корабли, казалось, готовились к выходу в море. Тем не менее он отметил в своем рапорте: «Мало кто спешил занять место по боевому расписанию» - словно французы все еще не могли поверить, что англичане перейдут к делу. Холланд на своей моторной лодке, рискуя жизнью, помчался к эсминцу «Фоксхаунд».

Успев удалиться на милю от Мерс-эль-Кебира, Холланд в 17.45 увидел, что Сомервилл, насколько возможно оттягивающий развязку, наконец отдал приказ открыть огонь. С расстояния десяти миль - предел видимости - его линейные корабли выпустили тридцать шесть залпов из 15-дюймовых орудий. Снаряды весом в тонну каждый обрушились на французские корабли, вызвав страшные разрушения. Один из первых снарядов попал в «Дюнкерк», разрушил орудийную батарею, уничтожил главный генератор и вывел из строя гидравлическую систему. Старый линкор «Бретань» загорелся от попаданий нескольких крупнокалиберных снарядов. В небо взметнулись огромные клубы дыма, затем корабль перевернулся. Свыше тысячи человек его команды погибли. Линкор «Прованс», превращенный в груду обломков, вынесло на берег. У эсминца «Могадор» прямым попаданием была оторвана корма. Главная цель англичан - линейный крейсер «Страсбург» остался неповрежденным.

Французы пытались открыть ответный огонь, но он был малоэффективен. Канониры не успели полностью подготовиться к бою и стреляли по движущимся целям, которые вскоре вышли из пределов досягаемости. Тем не менее осколками были ранены двое моряков на «Худе», а снаряды береговых батарей начали поднимать столбы воды в опасной близости от британских кораблей. В 18.04, менее чем через четверть часа сокрушительного натиска, английские орудия смолкли. Приказ о прекращении огня, скорее всего, был отдан по техническим причинам: корабли, двигавшиеся в кильватерном строю мимо базы на запад, не могли больше атаковать гавань, которую скрыли высокие прибрежные скалы.

«Страсбург» и пять эсминцев, прокладывая себе путь среди обломков, укрытые пеленой дыма, на полной скорости вырвались из гавани, прошли над неудачно установленными минами и устремились в открытое море. Превосходно маневрируя, французский крейсер вскоре растворился в наступивших сумерках. Прошло добрых полчаса, прежде чем Сомервилл обнаружил его исчезновение. После захода солнца устаревшие самолеты-торпедоносцы «Сордфиш» были подняты с авианосца «Арк Ройял» в погоню, но безуспешно. На следующую ночь «Страсбург» прибыл в Тулон, где к нему присоединился десяток крейсеров и эсминцев из Алжира и Орана.

Тем временем Сомервилл отправил самолеты прикончить «Дюнкерк». Необходимости в этом не было. Атака привела лишь к новым человеческим жертвам, так как от взрывов торпед детонировали глубинные бомбы на тральщике, помогавшем эвакуировать оставшихся на «Дюнкерке» членов команды. Вот так завершилась операция «Катапульта».

Сам адмирал Сомервилл, испытывая отвращение к этому, по его выражению, «грязному делу», в письме к жене писал: «Боюсь, что получу здоровую нахлобучку от Адмиралтейства за то, что позволил ускользнуть "Страсбургу". Не удивлюсь, если меня после этого снимут с командования». Он также назвал это нападение «крупнейшей политической ошибкой нашего времени» и был уверен, что оно восстановит весь мир против Англии.

Когда все было кончено, Черчилль в Лондоне изложил об этом «прискорбном эпизоде» палате общин. Он отдал должное мужеству французских моряков, но упорно отстаивал неизбежность «смертельного удара». Когда он закончил выступление, еще раз подчеркнув решимость Великобритании «вести войну с величайшей энергией», все члены палаты вскочили на ноги и бурно выразили свое одобрение.

А французы в Мерс-эль-Кебире хоронили свыше 1200 офицеров и матросов, 210 из которых погибли на флагманском корабле. Ведущий персонаж этой трагедии Жансуль был предан забвению. А адмирал Дарлан был убит в Алжире в декабре 1942 года молодым французским роялистом.

Из кораблей, участвующих в этом сражении, могучий «Худ» взорвался и погиб почти со всем экипажем в бою с немецким линкором «Бисмарк» в мае 1941 года - снаряд попал в пороховой погреб. Авианосец «Арк Ройял» был торпедирован немецкой подводной лодкой в ноябре 1941 года. Гордый «Страсбург», как и почти все остальные французские корабли, ускользнувшие из Мерс-эль-Кебира, был затоплен своим экипажем в Тулоне, когда немецкие войска вторглись в «до этого не оккупированную» зону Франции в ноябре 1942 года.

Трагедия в Мерс-эль-Кебире надолго омрачила англо-французские отношения.

Самым ощутимым последствием операции «Катапульта» стало… воздействие на общественное мнение США и лично на президента Франклина Рузвельта. Дело в том, что до этого события американцы сомневались, что Великобритания сможет вести войну против Германии в одиночку. Поэтому, принимая решение потопить флот своего бывшего союзника, Черчилль намеревался поднять престиж своей страны в глазах Соединенных Штатов. Недаром в своих мемуарах он написал, что после боя в Мерс-эль-Кебире с полным правом можно было утверждать: «Английский военный кабинет ничего не боится и ни перед чем не остановится».

Английский флот под командованием адмирала Нельсона разгромил франко-испанскую эскадру, чем сохранил морское господство Британии.

Тот, кто впервые попадает в Лондон, часто сразу же направляется на Трафальгарскую площадь – одну из главных достопримечательностей столицы. В окружении фонтанов и бронзовых львов возвышается огромная колонна. Ее венчает фигура адмирала Горацио Нельсона со шпагой в руке, как бы прислонившегося к бухте толстого корабельного каната. Снизу фигура адмирала кажется маленькой, в действительности же она в три человеческих роста. Колонна высока, и с ее вершины медному адмиралу видно море…

* * *

После непродолжительного перемирия в 1803 г. война Англии с Францией возобновилась. Английский премьер Уильям Питт не покладая рук трудился над созданием новой антифранцузской коалиции. В то же время Наполеона не покидало желание вторгнуться на Британские острова и разбить основных противников на их собственной территории. С этой целью в Булони новоявленный император (он был коронован в 1804 г.) создал огромный военный лагерь, в котором развернулась бурная подготовка к вторжению в Англию. Армия из 120 тысяч человек, флотилия из двух тысяч самых разных судов. К Франции присоединилась Испания. Британия жила в постоянном страхе: ведь император говорил, что для форсирования Ла-Манша ему нужен только один туманный день.

Британский флот возобновил блокаду французских портов. Англичане захватили много торговых судов противника. В свою очередь, французы заняли Ганновер, принадлежавший королю Георгу III, и продолжали энергичную подготовку к вторжению. В этой ситуации для Англии разгром флота противника имел первостепенное значение. Для решения этой задачи был привлечен один из самых выдающихся флотоводцев в новой истории адмирал Нельсон.

Горацио Нельсон родился в Норфолке 29 сентября 1758 г. в семье чиновника. Когда ему было двенадцать, он впервые поднялся на корабль. В двадцать лет Нельсон принял командование одним из английских фрегатов, став самым молодым капитаном британского флота. В следующее десятилетие он в основном служил в Вест-Индии, участвуя, в частности, в акциях против повстанцев во время Американской революции.

Когда в 1793 г. началась англо-французская война, Нельсон был направлен на Средиземноморский флот и в следующие двенадцать лет приумножил свою славу, став национальным героем Англии. Сначала он командовал линейным кораблем «Агамемнон», проводя боевые операции в районе Корсики. В 1794 г. в десантной операции против Кальви Нельсон потерял правый глаз. В то время он встретил леди Эмму Гамильтон, жену английского посла в Неаполе. Хотя Нельсон сам был женат, у него начался многолетний роман с леди Гамильтон, отчасти способствовавший его карьере и описанный в исторической и художественной литературе. Горацио Нельсона правительство призывало всякий раз, когда нужны были решительные действия. Он не выполнял приказов начальства, если считал их трусливыми, действовал дерзко и решительно. Адмирал был любим матросами и широкими массами английского населения.

14 февраля 1797 г. Нельсон на 74-пушечном корабле «Капитан» успешно сразился со 130-пушечным испанским кораблем «Сантиссима Тринидад», крупнейшим в то время военным судном, а вслед за этим взял на абордаж 80-пушечный «Сан Николас». Нельсон внес большой вклад в победу при мысе Сент-Винцент, в результате чего получил чин контр-адмирала и рыцарский крест.

В июле, во время смелой, но неудачной атаки на малых судах с целью захвата города Санта-Крус на Канарах, Нельсон снова был ранен, в правую руку. Через год, в 1798 г., по выздоровлении Нельсон вернулся на средиземноморский театр военных действий, чтобы сражаться с французским флотом, который поддерживал вторжение Наполеона в Египет. Французская армия уже высадилась в г. Абукире до того, как туда успел прибыть Нельсон, но 1 августа произошла битва в заливе Абукир, во время которой англичане уничтожили или захватили одиннадцать из тринадцати французских кораблей, практически не понеся потерь. За этой победой последовала успешная операция по изгнанию французов из Неаполя и восстановлению в правах королевской семьи. В 1801 г. Нельсон одержал победу над датчанами при Копенгагене. К началу новой войны с Францией он был уже вице-адмиралом, а вскоре стал адмиралом белого флага.

Надо отметить, что не только одни победы одерживал знаменитый адмирал. Он упустил два корабля, на которых Наполеон возвращался из Египта во Францию. Нельзя назвать удачными действия Нельсона по захвату Мальты. После битвы при Копенгагене адмирал пытался блокировать в Ревеле русский флот. Флот ушел, а переговоры с русскими властями вылились для Нельсона в большой политический конфуз. Но у премьера Питта не было сомнений насчет того, что именно этот флотоводец может сохранить для Англии ее морское господство и спасти Альбион от французского вторжения.

Итак, Горацио Нельсон поднял свой флаг на корабле «Виктори». Это было уже изношенное судно, спущенное на воду еще в 1765 г. В конце XVIII в. в дни бурных мятежей на флоте «Виктори» служила плавучей тюрьмой. Теперь корабль был отремонтирован и стал флагманом эскадры Нельсона.

Нельсон блокировал французский флот, базировавшийся в Тулоне. Но в январе французский адмирал Вильнев, воспользовавшись штормовой погодой, обманул бдительность англичан и вышел в море. Нельсон решил, что Вильнев повел свои корабли на Ближний Восток, и направился к Александрии. В это время французские суда, сильно потрепанные штормом, вернулись в Тулон.

Снова началась изнуряющая блокада. Но эскадра Вильнева вышла из Тулона (опять англичане ее проморгали) и, благодаря попутному ветру проскочив Гибралтар, двинулась на запад, через весь Атлантический океан в Вест-Индию. Там ей предстояло ждать прихода другой французской эскадры – из Бреста. Соединившись, они вместе с союзной испанской эскадрой должны были направиться в Ла-Манш и прикрыть переправу через пролив французских сил вторжения.

Нельсон пытался искать французские корабли в Средиземном море. Затем, получив из Гибралтара сведения о том, что они ушли в океан, адмирал решил идти вслед за французами, нагнать в Вест-Индии и сорвать их планы.

Увидев английскую эскадру, Вильнев, никак не ожидавший ее появления, испугался того, что в распоряжении противника имеется значительно больше кораблей, чем у него, и, не выждав положенного срока, отправился обратно в Европу. Эскадра из Бреста так и не вышла.

Английский адмирал Кальдер, узнав о приближении Вильнева, располагая 15 кораблями, выступил против 20 кораблей французов и испанцев. Битва эта закончилась вничью. Впрочем, французы ушли и укрылись в портах Виго и Ферроль.

18 августа 1805 г. Нельсон прибыл в Англию. «Виктори» бросил якоря на рейде Спитхеда. Адмирал отправился в свое имение Мертон, но он понимал, что предстоят решающие сражения и, может быть, очень скоро. Нельсон считал, что Англия будет спасена только в том случае, если английский флот истребит собранную французами армаду до того, как она двинется через пролив. Адмирал полагался на те средства, с которыми ему приходилось иметь дело.

Горацио Нельсон пробыл дома лишь 25 дней. С ним много раз беседовал Уильям Питт, встречались министры, принц Уэльский, глава адмиралтейства Бархэм. Предстояло большое сражение на море. В нем англичане надеялись не просто добыть победу, а решительно сокрушить военно-морскую мощь врага.

Отъезд Нельсона из Англии ускорился благодаря тому, что адмирал Вильнев сумел ускользнуть со своими кораблями из Виго и Ферроля и уйти в открытое море. Куда он направился, в Лондоне не могли установить почти две недели. 2 сентября в пять часов утра в Мертоне появился капитан Блэквуд. Он сообщил, что Вильнев нашелся. Он вошел со своей эскадрой в Кадис и соединился там с основными силами союзного испанского флота.

14 сентября 1805 г. Нельсон прибыл в порт, где его ожидал «Виктори». Адмиралу было поручено или накрепко заблокировать флот противника в Кадисе, или разбить его в решительном сражении. Он предупредил Питта: «Имейте в виду, только достаточное число кораблей есть залог победы над неприятельским флотом». Но нужное, по мнению адмирала, количество кораблей он так и не получил. Как это неоднократно бывало раньше, ему прежде всего не хватало небольших крейсерских судов. Нельсон рассчитал, что встреча с противником должна скоро произойти, поскольку из-за концентрации в Кадисе огромного количества судов с многочисленными экипажами там быстро истощатся запасы продовольствия.

Пока же адмирал всячески старался выманить противника из порта. Он убрал подальше эскадру Коллингвуда, крейсировавшую вблизи Кадиса с целью обеспечить прочную блокаду франко-испанского флота. Теперь с вражеских кораблей ее нельзя было увидеть, лишь цепочка мелких судов англичан оставалась для наблюдения.

Если насчет качества кораблей англичан и их противников можно было поспорить, то выучка экипажей и квалификация командного состава были несравнимы. Англичане значительно превосходили французов и испанцев в этом отношении. В отличие от них, английские моряки постоянно находились в открытом море, свою роль играли и многовековые морские традиции. Превосходили врага англичане и в отношении артиллерии. Орудия английских кораблей стреляли в три раза быстрее.

Французские адмиралы все это понимали. Особенно скептически оценивали они состояние союзного испанского флота. Морской министр Декрэ говорил Наполеону: «Я верю в действительную силу кораблей вашего величества и в той же степени уверен в тех кораблях Гравины (командующего испанским флотом), которые были уже в море. Но что касается прочих испанских кораблей, которые в первый раз выйдут из порта… под командой неопытных капитанов, то, признаюсь, я не знаю, что можно осмелиться предпринять на другой день после выступления…»

Окончательный вариант плана сражения был сформулирован Нельсоном на борту «Виктори» 9 октября, вблизи Кадиса. Адмирал решил разделить свою эскадру на два отряда. Большим отрядом кораблей должен был командовать младший флагман – Коллингвуд. Нельсону отводился второй удар. В боевом приказе учитывались многие детали, прежде всего такая немаловажная, как ветер. Капитанам кораблей предоставлялась возможность проявлять инициативу. «Второй командующий будет направлять движение своей линии судов, держа ее в максимально компактном порядке, насколько позволят условия. Капитаны должны следить за тем, чтобы занимать свое определенное место в линии. Но в случае, если сигналы командующего будут неразличимы и непонятны, капитаны не совершат большой ошибки, поставив свой корабль против корабля противника».

Обе линии английской эскадры должны были подойти на расстояние орудийного выстрела к центру вражеской линии, с тем чтобы как можно быстрее атаковать ее. Коллингвуд должен был разрезать ее между 12-м и 13-м кораблями и окружить арьергард. Свой отряд Нельсон планировал направить на вражеский центр. Приказ требовал «приложить все усилия», чтобы захватить главнокомандующего франко-испанской эскадрой адмирала Вильнева и второго командующего – испанского адмирала Гравину.

В схеме, составленной Нельсоном, в очередной раз отчетливо проявилась неординарность этого флотоводца. Он крайне внимательно относился ко всем факторам, могущим повлиять на ход боя, концентрировал силы для удара в решающем направлении, решительно ломал сложившиеся военно-морские традиции, если они казались ему нерациональными в данном месте и в данное время. Так, например, за многие десятилетия до описываемых событий английский флот принял далеко не рациональную тактику, ставшую затем непреложным законом. Боевые инструкции Адмиралтейства требовали от адмиралов ставить свои суда во время боя параллельно линии судов неприятеля. Получалась дуэль двух кораблей, общее сражение распадалось на изолированные схватки отдельных судов. Нельсон же полностью отверг эту тактику.

Готовясь к сражению с Вильневом, Нельсон больше всего боялся, что союзный флот не выйдет из Кадиса или, даже если нужда и заставит его покинуть порт, уклонится от сражения с английской эскадрой. Опасения были напрасными. Нельсон не знал, что Вильнев уже не мог не принять боя, так как Наполеон был возмущен нерешительностью своих адмиралов и требовал от них эффективных действий.

Двинув булонскую армию на восток, против Кутузова, император решил, что и французскому флоту следует не торчать вблизи пролива между Францией и Англией, а проводить операции у берегов Испании и в Гибралтарском проливе. Вильневу был дан приказ взять на полгода продовольствия, направиться из Кадиса через Гибралтар в Средиземное море, в Картахену, и соединиться с находившимися там восемью линейными кораблями.

Одновременно с новой оперативной директивой Вильнев получил от адмирала Декрэ из Парижа следующее письмо: «…Его величество хочет уничтожить эту боязливую осторожность, эту оборонительную систему, которые мертвят нашу смелость и удваивают предприимчивость неприятеля. Эту смелость император желает видеть во всех своих адмиралах, капитанах, офицерах и матросах, и, каковы бы ни были ее последствия, он обещает свое внимание и милости всем тем, кто доведет ее до высшей степени». Через несколько дней Наполеон отдал Вильневу новый приказ, предписывавший после прибытия в Картахену проследовать к Неаполю. «Я желаю, – требовал император, – чтобы везде, где встретите неприятеля, слабейшего в силах, вы бы немедля нападали на него и имели с ним решительное дело… Вы должны помнить, что успех предприятия зависит более всего от поспешности вашего выхода из Кадиса. Мы надеемся, что вы сделаете все, что от вас зависит, чтобы поскорее это исполнить, и рекомендуем вам в этой важной экспедиции смелость и наивозможно большую деятельность». Так что французы и без провокаций со стороны противника собирались выйти и, по возможности, дать генеральное сражение – их к этому толкал император – прекрасный полководец, но плохо разбирающийся в морских делах.

У союзников в Кадисе было 33 линейных корабля – 18 французских и 15 испанских. В их распоряжении было 3 французских фрегата и 2 брига. Нельсон располагал 27 кораблями. По количеству орудий преимущество также было у французов и испанцев.

Вывод франко-испанских кораблей из порта затянулся почти на два дня. Англичане внимательно наблюдали за выдвижением противника и старались, во-первых, занять более выгодную позицию в смысле ветра и, во-вторых, стать так, чтобы Вильнев не смог укрыть после сражения свой флот в Кадисе. В результате сложного маневрирования боевая встреча двух эскадр произошла у мыса Трафальгар южнее Кадиса и несколько севернее Гибралтара.

21 октября 1805 г. ветер был слабый и неустойчивый, шла зыбь – предвестница скорого шторма, что препятствовало выстраиванию судов в боевые линии. Вильнев, сознававший, что его моряки подготовлены гораздо хуже английских, увидев английскую эскадру, повернул к Кадису. Он хотел дать сражение как можно ближе к порту, чтобы в случае поражения укрыться в его гавани. Поворот союзной эскадры занял около двух часов. Из-за слабого ветра и неумелых действий экипажей кильватерный строй при повороте нарушился. Нельсон сразу же стал сближаться с противником.

Французские корабли образовали нечто вроде полумесяца, на центральную часть которого двигался двумя колоннами флот Нельсона. 100-пушечный корабль «Ройал Соверен» возглавлял колонну Коллингвуда, в которой было 15 кораблей. «Виктори» под флагом Нельсона шел во главе второй колонны (12 судов). Нельсон рассчитывал на то, что вышедший из порта авангард неприятеля не успеет вернуться к месту событий, и не послал против него специальных кораблей.

Уже в самом начале произошло отступление от принятого ранее плана, согласно которому Коллингвуд должен был атаковать первым. Англичане теперь шли на врага одновременно двумя колоннами, перпендикулярно к линии объединенной союзной эскадры, держа курс на ее центр, где, по их предположениям, находился корабль Вильнева. Горацио Нельсон в парадном мундире при всех орденах находился на палубе флагманского корабля своей колонны. Он не обращал внимания на просьбы переодеться или укрыться в каюте, чтобы не быть мишенью для французских стрелков. Это было против его правил. Перед началом боя адмирал оформил завещание, в котором просил короля позаботиться о леди Гамильтон и его с ней дочери Горации.

Около 11 часов Нельсон обошел батареи, поблагодарил и комендоров за хорошую подготовку к бою. В последние минуты перед боем он приказал поднять для всей английской эскадры сигнал: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». С тех пор это стало девизом английских моряков.

Испано-французская эскадра вынуждена была принимать волну бортом, что затрудняло ход и прицельную стрельбу, а в парусах почти не было ветра. Первым врезался в строй противника «Ройал Соверен». По ошибке младший флагман отделил от вражеской эскадры не 12, а 16 кораблей. Французы и испанцы открыли артиллерийский огонь, значительная часть которого приходилась на первый в колонне корабль. Впрочем, серьезных повреждений суда англичан получать не успевали. При прорезании строя английские корабли сами давали гораздо более мощные, точные и быстрые залпы обоими бортами, причиняя противнику тяжелые потери в людях и нанося повреждения судам союзников.

«Виктори» принял курс на огромный корабль «Сантиссима Тринидад» и на «Буцентавр», где находился Вильнев. Корабль Нельсона также принял на себя всю мощь неприятельской артиллерии и «свалился» с французским судном «Редутабль». Французские артиллеристы и стрелки в течение нескольких минут перебили почти всех, кто находился на верхней палубе «Виктори». Пуля, пущенная стрелком с мачты французского корабля, попала в эполет адмирала, прошла через левое плечо, легкое, позвоночник и застряла в мускулах спины. Нельсона снесли вниз, где уже была масса раненых.

Но потери и разрушения у союзников были еще больше, чем у англичан. После первого же залпа «Виктори» на «Буцентавре» было уничтожено 20 орудий и убито 400 человек.

Но лишь через час после ранения английского адмирала французы дрогнули. Около 14 часов французский главнокомандующий спустил свой флаг, «Буцентавр» сдался, и Вильнев попал в плен. Как и предполагал Нельсон, авангард союзников прибыл к месту боя с большим опозданием. Его появление отвлекло на себя основные силы Коллингвуда, что позволило 11 судам испано-французского арьергарда уйти в Кадис.

В 16 часов капитан Харди поздравил адмирала Нельсона с победой. «Взяты 15 кораблей», – сообщил он (как потом оказалось, в результате битвы было уничтожено или захвачено 18 судов французов и испанцев). «Это хорошо, – ответил Нельсон, – но я рассчитывал на двадцать». И тут же приказал Харди стать на якорь. Адмирал предвидел, что скоро начнется шторм, и если побитые корабли не станут на якорь, то затонут или будут выброшены на прибрежные скалы. Так до последней минуты Нельсон не пожелал сдать командование эскадрой. Адмирал умер после доклада об окончательной победе.

Полностью сражение прекратилось в 17 часов 30 минут. Франко-испанский флот потерпел сокрушительное поражение. 11 кораблей, как уже говорилось, укрылись в Кадисе, а 4 спасшихся в открытом море судна вскоре были захвачены англичанами. Потери англичан составили 2 тысячи убитыми и ранеными, а испанцы и французы потеряли 7 тысяч убитыми, ранеными и пленными.

Нельсон не хотел, чтобы по старой морской традиции его могилой стало море. Поэтому его тело было помещено в бочку с коньяком и доставлено в Лондон, где и было похоронено в соборе Св. Павла.

Наполеон Бонапарт продолжал успешно действовать на суше, но на море до самого конца войн с императором и еще очень долго господство принадлежало британскому флоту.

Понравилась статья? Поделитесь ей