Контакты

Праздник казанской иконы божьей матери.

4 ноября (22 октября по старому стилю) в Православной Церкви установлено празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой "Казанская" .

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году - 21 июля (8 июля по старому стилю) - в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.

Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 г. По легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. В стране наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В это же время Россия подверглась нападению польских войск, которым обманным путем удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена, который в это время возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения, русский народ встал на защиту родины .

По благословению патриарха Ермогена на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Пресвятой Богородицы (скорее всего, как считают специалисты, копия с подлинной). Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Она стала главной святыней ополчения.

В марте 1612 г. русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось со Святыней в освободительный поход на Москву , занятую польскими войсками. Русские войска испытывали огромные трудности: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия.

В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью.

По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению (впоследствии епископу Суздальскому), заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что "предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена".

Воодушевленные таким известием русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. освободили Китай-город , а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

25 октября русские дружины и жители Москвы в благодарность за избавление свое от врагов торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся чудотворную Казанскую икону, священные хоругви и другие московские святыни. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену.

В память избавления Москвы от поляков , по повелению царя Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Церковью было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве особое празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 г., по повелению царя Алексея Михайловича, местные празднования - казанское 21 июля (8 июля по старому стилю) и московское 4 ноября (22 октября по старому стилю) - стали общероссийскими.

После изгнании поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. В 1620 г. на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, была перенесена в новый храм.

После пожара 1635 г. вместо деревянного собора был построен каменный на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г.

В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. - снесен.

В1990-1993 гг. Казанский собор в Москве был восстановлен . Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери "Казанская".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Казанская икона Божией Матери празднуется дважды в году: 21 июля и 4 ноября. Эта икона связана с великими историческими событиями России. Она особо почитается русским православным народом и считается чудотворной.

Казанская икона Божией Матери: история

Обретена она была чудесным образом в 1572 году в Казани. Город незадолго до этого события был взят войсками Ивана Грозного. После пожара, из-за которого была уничтожена почти вся христианская часть Казани, Богоматерь три раза являлась во сне девятилетней девочке Матроне и велела отыскать на пепелище Её икону.

Когда мама с дочкой начали копать в том месте, где до пожара находилась печь, то на глубине около 1 метра они обнаружили икону. В числе первых очевидцев произошедшего чуда был священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал Патриархом всея Руси.

В этот же день к месту обретения иконы пришло много людей, город огласился праздничным звоном. С тех пор этот день стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей России. В 1579 году на месте обретения иконы Иван Грозный основал Богородицкий монастырь, где хранилась обретенная икона, которая вскоре стала всенародной святыней, знамением небесного покрова Богоматери над Россией.


Богородицкий монастырь Казани расположен недалеко от Казанского Кремля, на улице Большая Красная

В народе дату 4 ноября называют осенней (зимней) Казанской. Связан этот праздник с событиями Смутного времени, когда на территорию России вторглись польские интервенты. Москва была взята польскими войсками, а Патриарх всея Руси Ермоген заключен в темницу. В заточении Патриарх молился Богородице, уповая на её помощь и защиту. Его молитвы были услышаны, и в сентябре 1611 года было организовано второе народное ополчение. Русские войска освободили Москву и с чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери вошли на Красную площадь.


Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади считается одной из древних святынь России

В честь Пресвятой Богородицы князь Пожарский в 1630-е годы воздвиг храм Казанской иконы, где она находилась на протяжении трехсот лет. В 1920 году церковь была варварски уничтожена. На её месте поставили павильон и общественный туалет. В девяностые годы прошлого века эти постройки снесли и возвели новый храм. Первоначальный вид собора был сохранен благодаря чертежам и замерам, сделанным перед сносом святыни.

Особо почитался образ Казанской Божией Матери Петром Великим. Во время Полтавского сражения на поле боя стоял чудотворный список с иконы (Каплуновский). Существует предание, что святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга благословил Петра I Казанскою иконой: «Возьми икону Казанской Божией Матери. Она поможет тебе победить злого врага. После этого перенеси святыню в новую столицу. Она станет покровом города и всего твоего народа ».

В 1710 году Петр I велел перевезти из Москвы в Петербург чудотворный список с Казанской иконы. Какое-то время святой образ находился в Александро-Невской лавре, а позже (при Анне Иоанновне) его перенесли в специальный храм, возведенный на Невском проспекте.

Восшествие на престол Екатерины II тоже связано с этой петербургскою святыней. Павел I, став в 1796 году императором, решает построить более достойный храм для иконы. Он объявляет конкурс проектов, в котором одержал победу А. Н. Воронихин. Храм был спроектирован по образцу Святого Петра в Риме. На его строительство ушло 10 лет. Завершено оно было при Александре I.


Строительство Казанского собора завершилось в 1811 году. За проект А.Н. Воронихина удостоили орденом Анны

Перед чудотворной иконой в 1812 году за спасение России молился М.И. Кутузов. В Казанском соборе 25 декабря 1812 года был отслужен первый молебен за избавление России от нашествия французов.

Осенняя Казанская: приметы и традиции

Праздник Казанской иконы – важная дата в народном календаре. На пороге зима, с огородными и полевыми работами покончено, работники возвращаются с отхожих промыслов. Зимняя Казанская – традиционный срок расчетов. Все строительные работы к этому времени заканчиваются, а плотники, землекопы, штукатуры и каменщики получают расчет и возвращаются домой.

Потерпи, батрак, и у тебя на дворе будет Казанская.

И рад бы хозяин батрака поприжать, да на дворе Казанская: она всей ряде голова.

В этот день часто идёт дождь. По этому поводу говорили: «Если на Казанскую небо заплачет, то скоро и зима наступит ». Если же 4 ноября день ясный, то грядёт похолодание.

В некоторых местах на эту дату приходится престольный праздник. В этот день многие играют свадьбу. Ведь, согласно поверью, кто женится на Казанскую, тот будет всю жизнь счастливым. А вот в путь 4 ноября отправляться не следует. Считается, что человека в дороге могут подстерегать неприятности.

В народе Казанская икона Божией Матери – бабья заступница и покровительница простого народа. Поэтому осенняя Казанская – один из главных женских праздников. Его отмечали пышным застольем с брагой и пивом.

Ещё эту икону считают помощницей в лечении болезней глаз. Говорят, что в этот день роса особенно целебная. Поэтому до восхода солнца старались собрать хоть немного росы, которой протирали глаза, лечили нарывы и кожные заболевания. Существует легенда, что одна юная девица думала, что не вышла лицом, потому её никто не любит. На осеннюю Казанскую она пораньше встала и отправилась в рощу, там отыскала берёзовый лист, который висел низко на дереве и был покрыт инеем. Взглянула она в этот лист, словно в серебряное зеркало, и вся неказистость с её лица сошла.

Осенняя Казанская: приметы и поговорки

  1. Кто на Казанскую женихается, тот не раскается.
  2. На Казанскую дождь лунки нальёт – зиму пришлет.
  3. Что Казанская покажет, то и зима скажет.
  4. Вдаль ездить нельзя: выедешь на колёсах, а вернешься на полозьях.
  5. До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.
  6. Бывает в этот день утром дождь идет, а вечером снег сугробами лежит.

Видео: 4 ноября — Празднование Казанской иконы Божией Матери

Нельзя не заметить, что чудодейственная благодать Пресвятой Богородицы открывалась только тогда, когда люди особенно нуждались в ее помощи, когда их посещали какие либо бедствия, или когда им угрожала известная опасность. При таких именно обстоятельствах совершилось чудесное явление иконы Божьей Матери в Казани.

Это явление относится к последнему периоду царствования Иоанна Васильевича Грозного, именно к 1579 году, когда Московским Митрополитом был Антоний, а Казанским архиепископом — Иеремия, через 25 лет после взятия Казани Царем Иоанном.

Художник Фиринат Халиков, Казань

Именно в то время казанские жители имели нужду в явлении чудодейственной силы. Так как город недавно был взят у неверных, то большая часть его еще населена была татарами, исповедавшими магометанскую веру.

Христиане, находившиеся здесь, нередко терпели от них преследования. Нужно было и первым показать святость и божественность христианской веры, и последним, живущим среди раздраженных татар, которые теперь особенно ненавидели русских, как своих победителей — подать помощь и утешение.

В это время казанцев постигло великое несчастье - 23 июля (по старому стилю) 1579 года здесь случился страшный пожар, который истребил значительную часть города. И вот в таких трудных обстоятельствах неусыпная заступница, всегдашняя помощница, благоволила одних утешить, другим же показать превосходство христианской веры.

Для этого она избрала явление своей чудотворной иконы. Произошло это так.

Видение Матроны

В Казани жил один стрелец по имени Даниил Анучин (или Онучин). Во время того самого пожара у него сгорел дом, находившийся близ церкви Николая Тульского. После такого несчастья он начал горевать и думал уже о постройке нового дома.

Неподалеку от места, где случился пожар, десятилетней его дочери Матроне в дивных видениях явилась Пресвятая Дева.² Она повелела ей идти в город и сказать архиепископу с воеводами, чтобы они пошли и взяли из недр земных ее икону. При этом Богородица указала и место, где сокрыт ее образ.

Девица сначала по своему неразумию боялась открыть градоначальникам свое видение и волю Пресвятой Девы. Только через некоторое время сказала об этом своей матери, которая, впрочем, оставила рассказ без внимания.

После этого снова явилась девице та же самая икона Пресвятой девы и повелела ей непременно, без всякого сомнения, рассказать о видении. Девица несколько раз говорила своей матери о явлении иконы, но, как и прежде, мать не обращала внимания на слова малолетней дочери.

Однажды упомянутой девице пришлось остаться одной в своем доме. Около полудня она уснула в своей комнате, вдруг очутилась посреди своего двора и увидела здесь икону Пресвятой Богородицы в страшном огненном виде.

Икона испускала от себя огненные лучи, так что казалась объятой пламенем от яркого сияния этих лучей. Пораженная таким необычайным явлением, девица пришла еще в больший страх, когда услышала от иконы грозный голос, говоривший ей: «Если ты не расскажешь никому, о чем я тебе говорила, то есть, чтобы взяли из земли икону мою, то я явлюсь в другом месте, а ты умрешь несчастно».

После сего страшного видения девица так испугалась, что упала на землю и несколько часов лежала как мертвая. Придя в себя, она рассказала матери обо всем, что говорила ей Пресвятая Дева, указала и самое место, где находится икона, а потом настоятельно стала убеждать свою мать, чтобы та непременно шла в город и рассказала людям о явлении ей иконы Пресвятой Богородицы.

После этого мать тотчас отправилась к воеводам вместе с дочерью и велела ей рассказать им обо всем. Дочь рассказала, но градоначальники не обратили должного внимания на слова неопытной еще девицы, - по неверию ли, или по пренебрежению к простым людям.

…Увидав, что их словам не верят, мать заплакала, и пошла к архиепископу. Пересказала ему все, указала место, о котором открыто было дочери и просила взять из земли Святую икону. Но тот, как и градоначальники, не поверил ей и отослал ее ни с чем. Это было 8-го июля в 7-м часу утра.

Поиск иконы

Казанская икона Божией Матери с изображением истории обретения чудотворной иконы

Встретив такой неуспех, и между тем боясь гнева Царицы Небесной, мать девицы в 12-м часу того же дня сама взяла заступ, пошла в указанное дочерью место, и начала копать землю. Копала довольно долго, и все не находила сокровища.

Увидев это, другие не могли сначала понять, для какой цели эта жена так усердно разрывает землю. Потом, когда им рассказали все, они сами взялись за заступы и также принялись копать - взрыли все место, а иконы не могли найти.

Казанская икона Божьей Матери

Наконец сама девица, которой было видение, начала копать на месте, где была печь сгоревшего дома. Когда таким образом вырыто было углубление аршина на полтора, как вдруг явилась чудотворная икона Одигитрии (путеводительницы) с предвечным Младенцем Иисусом Христом.

Она завернута была в ветхий рукав одежды, сделанной из сукна вишневого цвета. Несмотря на такую плохую защиту от сырости, Икона сияла чудными светом, как будто недавно была написана и никогда не лежала в земле.

Девица, взяв со страхом и радостным трепетом Пресвятую Икону, поставила ее на месте, на котором и нашла. Жители города, услышав об этом, сошлись во множестве, взывая со слезами: Владычице спаси нас!

Крестный ход

После этого известили высших лиц в городе. Архиепископ теперь тотчас же, с крестным ходом, со всем освященным собором, в сопровождении начальников города и многочисленного народа, пошел к тому месту, где найдена Святая икона.

Увидев икону, сияющую дивным светом, все пришли в восторг и недоумение от того, что никогда не видывали иконы, так превосходно написанной. Радость и страх попеременно волновали души старейшин города при мысли о том, что они незадолго пред этими не поверили словам матери и дочери.

С многочисленным сошедшимся народом они падали на колена пред чудной иконой, прося милости у Пресвятой Владычицы Богородицы и прощения за свое неверие. Между тем народ стекался более и более, и все, видя дивное чудо, воссылали хвалу Богу и Богородице.

Церковь Николы (Николая) Тульского, Казань

Неподалеку от того места, где обретена святая икона, находилась церковь Николая Тульского (в настоящее время церковь разрушается). В эту церковь архипастырь повелел перенести новоявленную икону вместе с прочими образами и крестами.

Отслужив здесь молебен Пресвятой Богородице, архипастырь, сопровождаемый местными властями и множеством народа, понес обретенную икону с крестным ходом в город. Все стремились к святой иконе, наперерыв один перед другим стараясь прикоснуться к ней.

Чудодейственное исцеление незрячих

Всеобщая радость и благоговение к пресвятой иконе еще более увеличились, когда увидели новую милость, которую Пресвятая Дева явила от своей иконы одному больному (по имени Иосиф). Он был слеп уже три года и теперь чудодейственно исцелился.

Икону поставили в соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с молебным пением. Здесь от иконы совершилось новое чудо: Владычица исцелила человека «именем Никита, который был болен так же глазами».

На следующий день архипастырь в соборной церкви служил литургию, а народ, благодаря Пресвятую Деву за великие милости, приносил посильные дары на украшение ее новоявленного образа.

Сооружение церкви и девичьего монастыря

Через некоторое время сделали список с чудотворной иконы и отправили его царю Иоанну Васильевичу вместе с описанием ее явления и чудес. Получив список, он удивлялся изящному написанию иконы, и повелел построить деревянную церковь во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы на том самом месте, где обретена честная икона.

Он повелел также устроить женский монастырь, послав на сооружение его значительный дар от своих царских сокровищ, и определив выдавать деньги на содержание клира, игуменьи и 40 монахинь.

Впоследствии узнали, что обретенный образ Пресвятой Девы есть точный список с того самого чудотворного образа, который вывезен был из Иерусалима в Константинополь супругой греческого царя Феофида Евдокией. Полагают, что в Казань он привезен каким-нибудь татарином, принявшим православие¹ .

По другой версии, существует свидетельство одного из летописцев о некой девице, которая была «пленена одним из казанских мурз, привезена в Казань, где, не желая осложнений, якобы зарыла икону в землю…» (Н.Чугреева, известный специалист в области иконографии, интервью).

Казанский Богородицкий женский монастырь — первоначальный вид

Когда выстроены были церковь и монастырь, архипастырь с крестным ходом перенес сюда новоявленную икону Божией Матери. Первыми приняли пострижение в новой обители отроковица Матрона вместе со своей матерью.

Летняя Казанская, Прокопы летние — народные обычаи и приметы

Явление чудотворной Казанской иконы Божьей Матери церковь празднует 8 (21) июля. Праздник очень почитаем народом, причем во многих селениях празднование летней и зимней Казанской продолжается по несколько дней.

Маковский А.В. Жницы

В северных губерниях считают день Казанской Божией Матери началом покоса, в губерниях более южных началом уборки озимых хлебов.

  • Коли на Казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, то поспела и рожь.
  • Прокопий жнец, Прокопий жатвенник - зажинают рожь.

В Смоленской губернии перед началом уборки делают «зажин ржи»: женщины, отправляясь жать, берут с собой вареные яйца, хлеб, соль и сало; нажавши несколько снопов, отделяют первый сноп особо и начинают есть принесенное кушанье; приступая к зажину первого снопа, приговаривают: «стань, мой сноп, на тысячу коп».

Первый сноп относится в дом, ставится под образами и во время молотьбы первый же сажается на овин. Когда жать остается уже немного, то в недожатом месте зарывают в землю ломоть хлеба с солью, завернутый в чистую тряпку; место это обступают кругом и дожинают его общими силами.

По окончании жатвы, собираются среди поля, вьют из жита венок и, украсив им одну из жниц, катаются по ниве, приговаривая: «Нивка, нивка, отдай мою силку, што я цебе жала, силку роняла». Затем с песнями возвращаются домой.

У нас считают, что с этого времени, вместе с уборкой, начинаются и самые сильные летние жары, причем эта примета почти совпадает, если принять во внимание разницу в стилях, с немецкими «собачьими» днями.

Довольно малопонятно следующее поверье про «червеца», существующее в западных и замосковных губерниях, и про которое рассказывает Сахаров:

  • В день Казанской весь червец собирается под один куст (Западн. губ.).
  • В день Казанской камаха (червец) лежит в одном месте под кустом (Замосковн. губ.).
  • Найти камаху-счастье на весь год.

По Сахарову, в этот день, согласно поверью крестьян, является сама собою камаха, краска червец (насекомое Coccus). Они думают, что камаха заносится ветрами на наши поля из теплых стран, свивается в клубок, и первому счастливцу, который ей встретится, подкатывается под ноги.

Находка камахи предвещает благополучие на целый год. В старину бывали страстные охотники отыскивать камаху. Неудачные искатели говорят, что она достается только тому, кому написано на роду такое счастье.

Поляки опасаются дождя в этот день:

  • Zle па Prokopa, jak zmoknie кора (Беда коли Прокоп смочит сноп).
  • На Прокопа поспевает морковь и ранняя груша: Swiety Prokop marchwi ukop (На Св. Прокопа копай морковь).

¹ Здесь явная путаница, ибо женой Феофила в IX веке была Феодора, либо подразумевался другой Феофил, из Антиохии (IV век, Сирия), который, по преданию, получил образ, писанный св. Апостолом Лукой, Евангелие и книгу Деяний Апостольских после того, как принял веру Христову. (Георгий Александрович Мюллер, «Памяти древнего списка, похищенного из Казани в июне 1904 года»)

² По данным Дмитрия Хафизова, кандидата исторических наук, занимавшегося исследованиями Казанской иконы, девочка не была дочерью Онучина, виновника пожара 1759 года. Ее отец был и в самом деле стрелец, но фамилия его не известна.

Литература:

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Казанской, СПб, 1861
С. Монастырский. Иллюстрированный спутник по Волге, Казань, 1884 г.
А. С. Ермолов. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах, СПб, 1901 г.
(адаптация сайт)

Существует множество интересных фактов об иконе Казанской Божьей Матери. Это чудотворная икона, которая появилась на Руси, но впоследствии стала известна и в католическом мире.

Ранее мы писали об истории иконы Казанской Божьей Матери . Этот образ стал своеобразным символом независимости Руси и ее духовной силы. Эта икона появилась при очень странных обстоятельствах, и ее история полна тайн.

История иконы

В 1579 году в Казани загорелась церковь и Кремль. Огонь перешел и на жилые дома, так что без крова осталось много семей. В те дни многие усомнились в своей вере в Бога, ведь как такое возможно? Почему Бог так немилосерден оказался к людям? Многие утратили тогда свою веру.

В те дни одной девочке по имени Матрона приснился вещий сон о том, что под развалинами находится икона Божией Матери. Собственно, это ей Богородица во сне и сказала, явившись светом. Сначала девочка не придала значения сну, но потом он повторился. Она рассказала обо всем маме, и они отправились на предполагаемое место, о котором Матерь Божья говорила во сне.

Конечно, они нашли там икону. Новость о чудесной находке пошла по земле. Икону перенесли в Благовещенский собор. Во время крестного хода двое слепых обрели зрение. Это было первое из множества чудес, связанных с этим образом. В другие годы икона помогла уничтожить армию самозванца Лжедмитрия в начале 17 века. Ополчение смогло избавить Россию от поляков.

В 1904 году по одной из версий была украдена и продана. Вор сказал, что уничтожил икону, хотя потом его слова не раз менялись, что дало людям веру о существовании иконы. Многие по сей день верят, что оригинал существует.

Праздник Казанской Божией Матери

Этот день имеет фиксированную дату — 21 июля . Из года в год люди посещают храмы и молятся о здоровье и счастье Богородице. Вот одна молитва, которую можно читать на сон грядущий или с утра:

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.


Посетите храм божий в этот день, чтобы почтить память данной иконе и посвятить свое время Богу. В этот день все православные христиане объединяются в молитвах. Если не сможете попасть в церковь, то прочитайте молитву Казанской Божьей Матери дома.

Пусть вера в Бога вас объединяет, а память о событиях 1579 года заставляет уходить от любых сомнений. Да, этот день не входит в список 12 главных праздников православного мира , но он не менее важен для становления веры каждого из нас. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

13.07.2016 04:20

Казанская икона Божьей Матери является одной из самых сильных в православной культуре. С ней связано...

Казанская икона Божьей Матери - это один из величайших символов веры в истории православного христианства. ...



В ЧЕМ ПОМОГАЕТ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Молитвы перед образом Казанской иконы Божией Матери могут помочь Вам во многих жизненных делах, а кроме того Ей молятся при унынии, печали и бедствиях, когда с напастями уже не хватает сил бороться.
С помощью молитв перед образом Казанской Божией Матери, можно излечиться от любых, а особенно от глазных болезней и даже от слепоты, причем не только физической, но и духовной.
Образ Богородицы и молитвы Ей помогают найти правильное решение сложных вопросов.
«Казанскую» икону люди много веков ставили возле детской кроватки, зная о том, что Богородица присмотрит за ребенком и защитит его, при необходимости.
Также с давних времен Казанской иконой благословляли молодоженов на долгую и счастливую жизнь. А, если бракосочетание приходится на день празднования этой иконы, семейная жизнь должна быть долгой и счастливой.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ОБРЕТЕНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года, через несколько десятилетий после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство.
В июне 1579 года в Казани случился большой пожар, который уничтожил значительную часть деревянных городских построек, сгорела половина Казанского Кремля.
Мусульмане радовались бедам и говорили, что этот русский Бог прогневался на христиан. Но, как это и бывает обычно с Божиимпромыслом, пожар на самом деле стал началом распространения Православия в ханстве.
При пожаре пострадал и дом стрельца Даниила Онучина, который на прежнем месте собрался строить новое жилье. Работы уже практически начались, но его дочке Матроне, которой тогда было десять лет, во сне было явление Самой Божией Матери, Которая указала место, где под слоем земли лежала Ее икона, которая таким образом была спрятана православными исповедниками, чтобы уберечь образ от надругательства мусульманами. Богородица велела найти эту икону, но на слова девочки никто не обратил внимания, взрослые были заняты своими делами.
Три раза Святая Матерь являлась Матроне, снова и снова Она указывала место, где была спрятана чудесная икона. Девочке все-таки удалось уговорить свою мать помочь в поисках, и вот, наконец они вместе начали копать в указанном месте. И случилось чудо, икона была найдена!
На место, где была чудесным образом обретена святыня, прибыло все духовенство. Архиепископ Иеремия взял обретенный образ Богоматери и торжественно перенес Его в близлежащий храм во имя святителя Николая, а из него, отслужив молебен, святыня была перенесена Крестным ходом в самый первый православный храм Казани, который был построен по распоряжению Иоанна Грозного.
Сразу же Казанская икона Божьей Матери начала творить чудеса, во время Крестного хода прозрели два слепца –Никита и Иосиф.
Обретенной иконе Богоматери совсем скоро случилось стала народной святыней, ведь таким образом Святая Мария показала знамение всей Русской Церкви. Не единожды «Казанская» показывала дорогу к славе и победе православным воинам, защитникам земли русской, которые исполняли свой долг перед Богом и Родиной.

Во время защиты Руси от бесчинств поляков, князь Дмитрий Михайлович Пожарский начал собирать войско. В Ярославле к ополчению присоединились и казанские воины с Казанской иконой (с ее списком), которые которую они передали князю. С иконой и молитвами Божьей Матери русские войско двинулось в направлении столицы. А в это время, в захваченной поляками Москве, находился плененный греческий архиепископ Арсений († 1626; 13 апреля). Однажды ночью в его келии возник яркий свет и он увидел . Святой сказал Арсению, что Божия Матерь заступилась за наше Отечество и скоро, по Божией милости, Россия будет спасена.
Пресвятая Богородица взяла русские войска под Свой покров, с Ее помощью через два дня поляки были изгнаны из Кремля и разбиты, а Ее заступничеством Русь была спасена.

На следующий день после этой победы, в благодарность о помощи в изгнании врагов, с чудотворной Казанской иконой был совершен Крестный ход, навстречу которому, из Кремля вышел архиепископ Арсений. На своих руках он держал чудотворную , сохраненную им в своем плену. По описаниям, весь народ преклонил колена перед образом своей Заступницы.

После того, как польские захватчики были изгнаны из Москвы, Дмитрий Пожарский установил святую Казанскую икону в церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы, которая находилась в Москве на Лубянке.
Через некоторое время князь стал строить Казанский собор на Красной площади и в 1636 году, когда собор был воздвигнут, святыня была перенесена на новое место.
4 ноября (22 октября по старому стилю) было объявлено днем празднования Казанской иконы Божией Матери в память об освобождении от поляков. Сначала этот день праздновали только в Москве, а с 1649 года этот праздник стал государственным.

Перед битвой под Полтавой Петр Великий молился перед иконой Казанской Божией Матери (в селе Каплуновка).
В 1812 году Казанским образом Божией Матери было обретено покровительстово русским воинам, которые защищали русскую землю от французских интервентов. Первый крупный военный успех русских солдат в этой войне случился как раз на праздник «осенней» Казанской иконы, в этот день (22 октября, старый стиль) был разбит арьергард французской армии, наполеоновская армия потеряла около семи тысяч своих солдат.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. чудотворный образ Казанской иконы несли Крестным ходом в осажденном Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там где находилась чудотворная икона – враг был разбит.

Эта икона почитается по всей России, нет ни одной церкви, где не было бы Казанской иконы. Этот образ почитали во все времена и если в семье есть образ Божией Матери, который передается по наследству, это в большинстве случаев будет именно Казанская икона Божией Матери.
Сейчас этой чудотворной иконе определили местонахождение в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

Казанская Тобольская икона Божией Матери была обретена в 1661 году, находится в городе Тобольске в кафедральном храме. История обретения этой иконы следующая.

Иеродиакону Иоанникию было явление , который открыл ему, что в чулане Трехсвятительской церкви, лицом к стене находится образ Казанской Божией Матери. По велению Божиему, они должны рядом построить церковь в честь этой иконы, освятить ее и внести в новый храм, как престольную. Но иеродиакон не сказал никому об этом видении. Через некоторое время святитель снова посетил его и спросил того, почему он не рассказал об этом архимандриту. После этого вопроса видение исчезло, а сам иеродиакон от страха повалился на землю, прославил Бога, но сказать об этом все равно убоялся, «чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что не поверят «. Не сказал об этом и после следующего, третьего видения святителя.
И вот во время праздника Казанской иконы, на утрене иеродиакон Иоанникий вдруг потерял сознание и упал. Как потом рассказывал, среди людей он снова увидел святого, который сказал:

«Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?»

И он, погрозив мне рукою, сказал:

«Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело».

Сказав сие, он стал невидим, а я от страха Пал на землю и вот уже теперь повествую вам».

После того, как люди узнали об этом, тут же Богородице воздали почести, икону освятили и построили церковь. Рассказчик при этом заметил, что до этого момента были дожди, которые залили поля, реки стали разливаться, как весной, затапливая дома, а только стали строить храм, все успокоилось, «хлебы и овощи с того времени поправились».

Каплуновская Казанская икона Божией Матери находится в селе Каплуновка, Харьковской области.
В 1689 году благочестивому священнику этого села, Иоанну Уманову, во сне явился седой старец, который наказал ему, чтобы тот купил у московских иконописцев, которые скоро приедут, восьмую по счету Казанскую икону Пресвятой Богородицы.

«От нее вы получите милость и благодать »

– сказал этот старец. После того, как икона была приобретена, священнику во сне явилась Сама Богородица и велела поставить эту икону в храм. Иоанн рассказал об этом народу и все люди с торжеством исполнили это повеление.
После этого от этой иконы стали происходить чудеса.
В 1709 году император Петр I перед сражением со шведами молился Божьей Матери о помощи именно этому образу, эту икону носили перед всеми полками. По преданиям, шведские солдаты попробовали сжечь Каплуновскую церковь, но не смогли это сделать. И тогда Карл сказал:

«Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет».

Так все и произошло, в Полтавской битве победил российский народ.

Нижнеломовская Казанская иконаявилась в 1643 году недалеко от города Нижнего Лома Пензенской области. Сначала на этом месте была выстроена часовня, а позже здесь был образован монастырь.

Вознесенская Казанская икона находится в московском Вознесенском женском монастыре, в Кремле.
В первый раз икона была прославлена в 1689 году. После молебна Казанскому образу не погасили свечку. Она упала и от нее разгорелся огонь, от которого сгорел аналой, а сама икона, невзирая на то, что была написана на полотне, не пострадала. В 1701 году случился большой пожар от огня которого сгорел Вознесенский монастырь, а сама икона совсем не пострадала. При этом она сама каким-то чудесным образом оказалась сначала среди вынесенных икон, а потом, после пожара она самостоятельно, без чей-либо помощи вновь оказалась на своем месте. Кроме этого, от этой иконы случалось много исцелений.

Павловская Казанская иконанаходится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Ее явление произошло возле села, на дереве, рядом с которым выстроили часовню.
От этой иконы сразу же случилось первое чудо, исцеление крестьянина, который сильно заболел в результате своей грешной жизни. Богородица во сне явилась к его соседу и сказала, что больной может выздороветь, если оставит грешить в своей жизни и сходит к святому колодцу и умоется святой водой. С большими трудностями больной добрался до этого колодца, умылся — и тут же выздоровел.

Ярославский образ Казанской иконы находится в женском Казанском монастыре города Ярославля.
В 1588 году благочестивый человек Герасим пожелал приобрести икону Божией Матери, после чего ему было чудесное видение Богородицы, которая сказала где это необходимо было совершить и что нужно было сделать потом. Когда Герасим нашел эту икону, то сразу, после того, как взял ее в руки, тут же исцелился от долго мучившей его болезни. Далее он пошел, по наставлениям Богородицы, в город Романов, где передал эту икону его жителям с тем условием, чтобы для нее был воздвигнут храм. Церковь была построена и икона находилась в ней до 1604 года, пока город не взяли литовцы. Тогда чудотворная икона была перевезена в Ярославль, где в честь Богородицы был воздвигнут храм, а позже и монастырь. Жители Романова хотели возвратить себе икону, и написали челобитную царю Василию Иоанновичу. Но и ярославцы тоже хотели оставить святыню у себя. Тогда для жителей Романова был сделан точный список иконы, а саму чудотворную икону ежегодно носят крестным ходом из Ярославля в Романов.

Кроме этих перечисленных икон, существует еще много образов и списков Казанской иконы Божией Матери, и в любом из них Богоматерь явит нам свою любовь и защиту перед любыми бедами, является нам Утешительницей в наших скорбях и радуется вместе с нами нашим радостям.

ВЕЛИЧАНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПРЕД ЕЯ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающым.

ВИДЕОФИЛЬМ О КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Понравилась статья? Поделитесь ей