Контакты

Красная горка и Радоница — это разные праздники или нет. Приметы и традиции праздника красная горка сохранились до наших дней Существует ли праздник красная горка

Раньше к празднику Красная горка готовились заблаговременно. Многие пары в этот день венчались. Люди надевали свои лучшие наряды, девушки вплетали в косы ленты ярких цветов. В этот день проходили масштабные гулянья с хороводами и песнями, соревнованиями в ловкости и удали между парнями.

С наступлением темноты все замужние женщины сходились на окраину села. Они становились в плуги и с их помощью делали в земле глубокие борозды вокруг всего поселения. Считалось, что этим женщины защищают свое село от неурожая и падежа скота. Мужчин к обряду не допускали.

Еще одна традиция Красной горки – обряд на счастье, в некоторых селах его проводят и сейчас. Молодые девушки скатывали раскрашенные яйца с возвышений. Если к подножию оно прибывало целым, владелицу ждет счастье и удача весь год.

На Красную горку многие пары женятся. Этот день благоприятствует созданию крепкого, любящего союза. Но если праздник приходится на май, бракосочетание стоит отложить. Жениться в этом месяце – облечь семейную жизнь на крах. Праздничный стол в Красную горку обязательно должен быть заполнен блюдами круглой формы: омлет, блины, оладьи и т. д. Они являются символом солнца, помогают обрести жизнерадостность и энергию.

Народно-христианский праздник Красная горка отмечается в первое воскресенье после . В 2018 году Красная горка приходится на 15 апреля. В этот день Православная Церковь вспоминает о воскресении Иисуса Христа и встречу апостола Фомы с воскресшим Спасителем.

Другие названия праздника: Воскресенье после Пасхи, Кликушное воскресенье, Антипасха, Фомино воскресенье, Радостное воскресенье.

В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. У восточных славян был праздником начала весны - с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Красная горка дата в ближайшие годы:

История

Красная горка – языческий праздник древних славян. Он приходился на весну, когда наступала оттепель. В этот день люди прославляли Ярилу – языческое божество весеннего солнца и плодородия, и Ладу – богиню веселья и любви. Молодежь собиралась на прогретых солнцем пригорках и полянах, организовывала гуляния, танцы и игры. В этот праздник влюбленные пары устраивали свадьбы, а одинокие молодые люди искали свою вторую половину. В названии праздника слово «красная» означало «красивая», что было связано с красотой пробудившейся природы.

После принятия христианства на Руси в 988 году церковнослужители адаптировали языческий народный календарь согласно православным традициям. Празднование Красной горки заменила Антипасха, или Фомино воскресенье. Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи». Праздник приурочен к событиям, которые описаны в Евангелие. После воскресения Христос явился апостолам, среди которых не было Фомы. Апостол засомневался в том, что Иисус – Сын Божий. Он хотел лично убедиться и встретиться со Спасителем. На восьмой день после воскресения Христос показался перед Фомой.

Традиции и обряды

Главные традиции на Красную горку — богослужения; посещение могил родственников; свадьбы и венчания; народные гуляния; гадания на суженого.

— В православной традиции на Антипасху в церквях проходят богослужения, посвященные апостолу Фоме, и обновляется память воскресения Иисуса Христа. После службы в храмах прихожане идут на кладбища. Они посещают могилы умерших родственников, приносят цветы и угощения. В этот день люди устраивают свадьбы и венчания. После девятинедельного перерыва в православных храмах возобновляется таинство бракосочетания.

— В народе возрождаются древние славянские традиции. В честь праздника Красная горка люди устраивают ярмарки, на которых проходят массовые народные гуляния. Молодежь поет песни и водит хороводы. Незамужние девушки в этот день гадают на суженого.

Свадьбы на Красную горку

В дореволюционной России на Красную горку традиционно праздновалось много свадеб. Считалось, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни. Если в селе была свадьба на Красную горку, то праздничные игрища и свадьба сливались в одно «мероприятие». В Моравии также с этого дня начинали играть свадьбы.

Поминки на Красную горку

Русские местами в этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть предков в этот день («с покойничками похристосоваться»), так же как в Родительские субботы. По могилкам расставляются оставшиеся со Светлой недели еда, напитки, раскладываются крашеные яйца. Это не принято было в церковной традиции, но народный календарь поминовения усопших несколько отличается от христианского. Поминовение умерших посвящается всем умершим предкам и включает, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ и поминальную трапезу у могил и дома; в этот день «кормили души»: готовили особую поминальную пищу (коливо, кутья, блины, хлеб и др.), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты.

В конце XIX века в Спасске-Рязанском девушки и женщины в траурном («жаленом») платье шли на кладбище поклониться своим родителям. Сначала они причитали на могилах со словами о житье-бытье покойников, потом раскладывали по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходили по могилам в гости: старики угощали, а молодые катали по могилам крашеные яйца. Остатки вина выливали на могилы. С кладбищ в праздничных платьях шли разыгрывать Красную горку в хороводах.

Гулянья

Молодёжь собиралась в компании: плясали, водили хороводы, пели песни («Не бела заря», «По двору-двору», «В саду яблонька лесная», «Расцветала сирень»), играли в игры («Гуси», «Чижик», «Челнок», «Прятки», «Кандалы, раскуйте нас», «А мы просо сеяли», «Зайчик, что с тобой», «Разлуку», «Вдовушки», «Лапту»).

Гулянья проходили на деревенской улице, на площади или за околицей деревни. Каждая девушка и каждый парень, достигшие брачного возраста, обязательно принимали участие во всех деревенских праздниках и молодёжных развлечениях. Уклонение от участия в них порицалось общественным мнением, вызывало насмешки сверстников и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.

Приметы и поговорки

  • Безветренный день – примета хорошего урожая зерновых.
  • Если жениться на Красную горку, то семейная жизнь будет счастливой.
  • Сидеть дома в этот день – плохой знак: так можно надолго остаться без любви.
  • Не стоит ругаться на Красную горку, иначе до Троицы не удастся помириться.
  • В этот день нельзя грустить и плакать, иначе весь год будет полон неприятностей.
  • «В Красную горку родители из могилы теплом дохнут».
  • Красная горка - сватать спорко.
  • «Сочтёмся весной на брёвнах - на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся».
  • На Масленицу - сватовство, на Красную горку - свадьба.
  • «Святой Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает».

Чтобы узнать какого числа праздник Красная горка нужно подсчитать, потому что этот праздник переходящий. Праздник Красная горка отмечается в следующее воскресенье после Пасхи , то есть для 2017 года это 23 апреля . Красная горка - это народное название, а в церковном календаре этот день называется Антипасха , или Фомино воскресенье , а также Фомина неделя . В Евангелии от Иоанна рассказывается история праздника Красная горка , что в тот вечер, когда Воскресший Иисус явился Своим ученикам, апостола Фомы не было среди них. Услышав потом рассказ других учеников о явлении Господа, Фома заявил, что не поверит в это до тех пор, пока не увидит собственными глазами ран от гвоздей и копья и не вложит в них пальцы. И вот через неделю, снова в воскресенье, апостолы собрались вместе, и на этот раз среди них был и Фома. Иисус снова явился ученикам и предложил Фоме коснуться ран. Фома сказал, что теперь он верит. Так уверовал Фома, и этот день стал для него вместо Пасхи (отсюда название - Антипасха). Иисус Христос ответил ученику: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны те, которые не видели и уверовали». Главное в этом сюжете - утверждение веры в истинность Воскресения. Отсюда и суть праздника Красная горка. Легко поверить в то, что у тебя перед глазами. Но апостолам предстояло нести весть о Воскресении тем, кто не знал Христа при Его земной жизни. На иллюстрации вы видите древнерусскую икону «Уверение Фомы», на которой изображен ключевой момент этой истории.

Праздник Красная горка по характеру и обычаям примыкает к пасхальным традициям . Начиная с Фомина воскресенья, после великопостного перерыва, возобновлялось совершение таинства венчания, поэтому на Руси в этот день традиционно было много церемоний сватовства, свадеб, гуляний, веселья. Название «Красная горка» произошло оттого, что во многих местностях в этот день проводился обряд встречи восхода солнца, а проходил он на холме или горе. На Красную горку молодежь веселилась, устраивала шумные игры, танцевала, водила хороводы. Считалось дурной приметой, если в такой день парень или девушка просидит дома: такой парень, по поверью, не найдет себе невесты или же неудачно женится, и, соответственно, девушка не выйдет замуж или выйдет неудачно. Также на Красную горку полагалось было навещать жилище молодоженов и «кликать» молодых, с песнями и плясками желать им благополучия. А молодожены в ответ на такое проявление внимания одаривали окликающих угощением и выпивкой. Вообще праздник Красная горка в разных местностях имел разные временные рамки: где-то его отмечали конкретно в день Антипасхи, а где-то в течение нескольких дней или даже недель. И некоторые традиции и обряды этого праздника имеют очень давние корни, например, тот же хоровод, который зародился в языческие времена, и своей формой - кругообразным движением - представляет собой символ солнечного движения. А следом за Красной горкой (или даже в ее рамках, в зависимости от местности) наступает еще один праздник пасхального ряда - Радоница .

Радоницу отмечают на девятый день от Пасхи, во вторник Фоминой недели. В 2017 году Радоница выпадает на 25 апреля.

Православный народ на Руси как правило в этот день поминает родителей.

Ещё загодя в деревнях хозяйки пекли пироги, оладьи, пшеничные блины, готовили пшенники и лапшевики, жарили яичницу, варили мясо и студень. Также готовили кутью, калачи, сырники, вино, пиво.

Со всеми этими яствами шли на погост, туда же приходил священник с причтом - они служили панихиды на могилках. Яйца, блины и другие угощения крошили на могилках. На могилы лили вино, пиво, масло; так делились едой с умершими. По могиле катали яйца..

В Радоницу детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра наблюдали за облаками и тучами на небе. Старшее поколение заявляли, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя.

Красная горка на Руси составляет первый весенний праздник. Великоруссы здесь встречают весну, венчают суженых, разыгрывают хороводы. Малоруссы отправляют свои веснянки, ходят с песнями по улицам.

Поселяне Тульской губернии на Красную горку закликают весну с хороводными песнями. При восхождении солнца они выходят на холм или пригорок, под предводительством хороводницы. Обращаясь на восток, хороводница, проговорив молитву, входит в круг с круглым хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой и начинает песню:

Весна красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке
и проч.

В Калужской губернии поселяне зазывают весну также с песнями. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставится на горке; кругом его сбираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сожи-гают чучело с песнями и плясками. В степных селениях встречают весну с одними песнями, без всяких обрядов.

В Вязьме выходят невесты и женихи в праздничных нарядах погулять на Красную горку. Здесь невесты выглядывают своих женихов. Там очень часто случается, что на этот день происходят и самые рукобитья.

В Буйском уезде для встречи весны взрослые девицы и холостые ребята, при восхождении солнца, обливают себя водою на открытом воздухе. Отчаянные и смелые купаются в реках. После на сходбище поют песни, перепрыгивают чрез плетень огорода, взлезают на деревья, ходят вереницами вокруг сенных стогов. В это время они поют:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью и проч.

На Красную горку начинается и поминовение родителей. В Спасске-Рязанском девицы и женщины в жаленом платье (траурном) выходят на кладбище поклониться своим родителям. Сначала, по обыкновению, плачут на могилах с разными причитаниями о житье-бытье покойников, потом принимаются раскладывать по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходят по могилам в гости. Здесь старые занимаются угощением, а молодые катают по могилам красные яйца. Остатки вина выливаются на могилы. С кладбищ отправляются в праздничных платьях разыгрывать Красную горку в хороводах.

На Красную горку начинают играть: в горелки, сеять просо, плести плетень, прославлять заинку, сходбище Дона Ивановича.

В Малороссии и по всей Украине ходят дети по домам славить ярь и зеленачку. Дети носят с собою в руках деревянную ласточку. Девушки ходят по улицам и поют веснянки.

Красная Горка - Радоница

По церковному календарю день пасхального поминовения усопших как раз сегодня — в девятый день после Пасхи, по-церковному: «вторник второй седмицы Святой Четыредесятницы» (то есть сорока дней от Воскресения до Вознесения). Этот день носил в народном поэтическом языке особое название — Радоница. Сразу и не сообразишь: то ли от слова "род", то ли от слова "радость" (позже разберемся). Впрочем, еще и до революции во многих губерниях на могилы родичей ходили не в Радоницу (рабочий день), а на Красную Горку, то есть в первое после Пасхи воскресенье. В советское время обстоятельства народной жизни еще более уплотнили и сместили древние обычаи, потому и ходим по инерции на Пасху, хотя, как объясняют священники, это не совсем правильно.

А вот Красная Горка — она всегда приходится на выходной.

Пора, однако, разобраться с названиями. Дело в том, что их за первым послепасхальным воскресеньем закрепилось в русской традиции несколько.

Во-первых, его называют по-гречески: Антипасха. В чем смысл этого наименования?

В ветхозаветной седмице главным днем была суббота. День, в который воскрес Христос, славянские списки Евангелия обозначили: «во едину от суббот», то есть в первый день после субботы. Евреи так и говорили: первый, второй, третий и так далее дни — после субботы.

Но Воскресение распятого, умершего и погребенного Спасителя властно вмешалось в историю, изменив не только ход времени, но и систему его измерения. Главным в седмице стал тот день, в который воскрес Христос, — мы сейчас так и называем его "воскресенье", а пращуры наши называли по-славянски "неделя", то есть нерабочий, праздничный день. С недели (воскресенья) и начиналась в старину седмица — в соответствии с распорядком церковной, литургической жизни. А следующий, первый за неделей, день назвали понедельник (то есть «после, за неделей»), второй — вторник, четвертый — четверг и так далее. Суббота (единственный из дней русской седмицы, носящий еврейское название — ср. "шабаш"), оказалась последним, седьмым днем.

Так вот, когда нужно было впервые обозначить начальный и главный день недели именем Воскресения Христова, его и назвали Антипасхой, то есть новой, повторенной Пасхой («день вместо Пасхи») и праздновали как особый праздник — праздник нового, христианского счета времени, счета недель.

Во-вторых, его называют «Неделя о Фоме» (или «Фомина неделя») — в память о событии, рассказанном в Евангелии. Когда воскресший Спаситель явился в первый раз своим ученикам, апостола Фомы не было среди них. Придя в Иерусалим и услышав рассказы о Воскресении и явлении ученикам Воскресшего Господа, Фома, сказано в Евангелии, произнес: «Не поверю, пока не коснусь гвоздиных язв на руках Его, пока не вложу персты в раны Его». В восьмой день все апостолы пребывали вместе, когда вдруг вошел Иисус. И сказал Фоме: «Вложи персты свои в раны мои и будь не неверующим, но верующим».

Так и пошла с того времени поговорка: «Фома Неверующий». Но действительно ли «неверующий»?

Фома Близнец — так расшифровывает его имя Евангелие — один из младших, молодых апостолов. Символично, кому он доводится братом-близнецом? Не нам ли всем, верующим и сомневающимся, требующим знаков и уверений? В тогдашнем, душном грозовом Иерусалиме, только что распявшем своего Бога, человеку простому, грешному, невозможно было поверить в Воскресение. Страшно сказать, в первый день и старшие, главные апостолы не верили. Магдалина — не узнала. Петр — не поверил. Иоанн — побоялся войти в пустой гроб.

Не вина, а заслуга Фомы в том, что неделю спустя, когда Господь вновь явился к своим ученикам, он не побоялся перед всеми апостолами обнаружить свое — не неверие, вопиющую потребность веры: дай вложить персты в раны. И Господь тотчас пришел на зов и сказал: Вложи! Пусть пройдут века — чрез тебя и не видевшие будут веровать!

Другое значение имени Фома — греческое Фовмантос "удивляющийся". Удивление (не сомнение!) — начало философии, начало всякого знания. В этом и подвиг апостола Фомы: он положил начало христианскому верующему знанию.

Третьим и самым распространенным в народе названием праздника была Красная Горка. Во многих местностях старой России, правда, как мы сказали, Красной Горкой называли Радоницу, но чаще — воскресенье после Пасхи. Именно это смешение с Радоницей, сохраненная в народе бессознательно связь, ассоциация обоих праздников, проливает свет на происхождение "Красной Горки".

В давние века язычества холмы и горы у самых разных народов окружены были ореолом особого религиозного почитания: ближе к солнцу, к небу Богов. На вершинах вершили празднества, воздвигали идолов, возжигали огни. И, поскольку неотъемлемой и важной частью языческих религий было почитание предков — им отводились лучшие, привольнейшие под языческим небом места: Красные Горки. "Красные" в двойном смысле: потому что прекрасные и потому что пылающие пламенем ритуальных костров, кресов, купальских огней. Ярило — Солнце всходило и играло над Красными Горками славянских языческих святилищ.

Потому и русские кладбища расположены всегда на самых красивых в округе холмах — горках. На эти-то Красные Горки собирался народ со всей округи в праздники поминовения усопших — оттого и праздник стал называться "Красной Горкой". Это первоначально языческий праздник. И совершался он, как и древняя тризна, не в трауре, слезах и печали — а в игрищах, песнях и плясках. Ибо о мертвых надо не грустить, а радоваться. Память о них, радость о них — основа жизни и восхождения рода: Радоница. Род и радость связаны корнями — под Ярым Солнцем на Красных Горках. Потому праздник — весенний: пробуждаем живых и мертвых, их поминаем, им о себе напоминаем — победным кличем.

Православная Церковь вняла этой языческой, родовой радости, наполнила ее новым высоким смыслом. Красные Горки, древние погосты, «чают воскресения мертвых».

Так что и в христианстве память об усопших родителях — не со слезами и вздохами, но с победной радостью. На Красную Горку красные пасхальные яйца несем на могилы родичей: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ» и «сущим во гробех», всем, покоящимся на Красных Горках, «живот (то есть жизнь) даровав».

Было у Красной Горки еще одно, особое значение в русском быту и обычае. С этого дня начинались на Руси крестьянские свадьбы. Эта обрядовая связь тоже идет от языческой Радоницы-Родуницы: зачинать новую жизнь на земле, на могилах предков — на Красных Горках.

Красная горка. Сватовство. Свадебные традиции и обряды. Русские свадебные традиции.

"Красная горка" приходится на первое воскресенье после Пасхи, иначе называется "антипасха" (с греческого) или "Фомина неделя" ("неделя" с церковно-славянского переводится как "воскресенье", не надо путать с обычной неделей) - в православной церкви в этот день совершается память апостола Фомы.

"Красная горка" праздновалась на Руси ещё до принятия православия (по сути это "языческий" праздник). Это событие происходило весной, когда начинался весенний разлив вод. Природа просыпается от зимнего сна, наступает начало нового жизненного цикла - ещё несколько дней подождать пока спадёт вода и земля прогреется, и пора приниматься за полевые работы. А пока, можно порадоваться тёплым лучам весеннего солнца, нагуляться и надышаться вдоволь ароматом тёплой земли и запахом распускающихся почек, повеселиться и поиграть на свежей зелёной травке, которая успела показаться на вершинах холмов, освободившихся от снега. Отсюда пошло название "Красная горка".

Издревле красный цвет почитался более всего и всё самое лучшее, привлекательное и радостное называлось "красным". В словаре В.Даля приводятся такие примеры: "красная" изба - чистая, белая, с изразчатою печкой", "красное" крыльцо - переднее, парадное, приёмное", "красна" девица - красавица", "красный" поезд (когда едут несколько троек или саней друг за другом) - весёлый, княжий, свадебный поезд". В данном случае слово "красная" можно перевести с древнеславянского как, "красивая", "веселая", "праздничная", "прекрасная". "Горка" - место для народных гуляний, на возвышенности, и довольно просторное, чтобы было, где развернуться, разгуляться всем жителям деревни.

"Красная горка" - торжество обновления Солнца - Ярило, главного божества славян, и радостная встреча Весны - Красны. Собирались на Красной горке (так назывался не только праздник, но и особое место) затемно и встречали восход солнца словами: "Слава Яриле! Здравствуй, красное солнышко!" Было принято "закликать", "заигрывать" весну - призывать прийти поскорей, и "величать" - произносились заклинания на хорошую погоду, сбор обильного урожая. Звучали песни - "веснянки", славившие возвращение тепла и зарождение плодов природы: "Приди к нам весна! Со радостью, со милостью! Со рожью зернистую, со овсом кучерявым, с ячменем усатым …".

К празднику готовились основательно и всерьёз: зазывали гостей из других деревень, готовили традиционный для этого события праздничный стол: жарили яичницу, пекли пироги и караваи - всё имеет форму круга и символизирует солнце. Чтобы определить, чего следует ожидать в будущем, катали красные яйца с горы - у кого дольше всех прокатится и не разобьётся, всё сложится благополучно.

"Красная горка" - была также и торжеством любви, зарождения чувств и надежд - не была фиксированным праздником одного дня. "Красные горки" устраивались в течении нескольких дней, поэтому этот праздник можно определить скорее, как увеселительное действо, с определёнными обрядовыми песнями, хороводами, играми и обычаями, которые были настоящим событием в жизни молодых людей.

На "Красную горку" парни и девушки знакомились, выбирали себе суженных и в игровой, шутливой форме (во избежание обид в случаях несовпадения выбора) оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. Все наряжались в самые красивые и лучшие одежды. Может быть и поэтому "Красная горка". Девушки и женщины вплетали в волосы цветные ленты и повязывали расписные платки, чтобы привлечь внимание и понравиться любимому. Оставаться молодёжи дома в этот день было просто не позволительно, в наказание отсутствовавших называли насмешливыми прозвищами. Считалось, что просидевшие дома все праздничные гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, ведь самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже - с непослушными случится несчастье.

Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком длинных текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала неспешные и мелодичные хороводные песни, помнила правила игр.
Девица- хороводица вставала в середину круга и произносила:

— Здравствуй, Красное Солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам лазоревым, подснежникам вешним лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, любовь из души вынь, в ключ живой воды закинь. От того ключа ключи в руках у красной девицы, у Зорьки-Заряницы...
— Зоренька-ясынька гуляла, - радостно повторяли все, кто стоял в хороводе, - ключи потеряла...
— Я, девушка (называла своё имя), - почти пела хороводница, - путем-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу - того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем ключом золотым, доброго молодца (называла имя избранника)!
Потом каждый выкликал имя своего любимого.

Игры
Игры, в которых развлекались юноши и девушки, отличались разнообразием и задором, но в то же время и незатейливостью правил.

Одна из версий игры в "горелки" (название пошло, вероятно, от того, что либо горку освещали огнями, либо прыгали через огонь): молодёжь распределялась по парам, и одинокий "горельщик" становился впереди пар; потом пары разбегались, а "горельщик" пускался вдогонку, настигал и разъединял пару; какую пару первую разобьёт, тому и "гореть" на очереди.

Другая популярная игра "заплетайся, плетень": участники делятся на две группы "плетень" и "зайцы"; место игры тоже делится на 2 части таким образом, что группа "плетня" встаёт в линию посередине площадки, держась за руки, и её участники поют: "Заплетися, плетень, заплетися! Ты завейся, труба золотая!", а группа "зайцев" оказывается с одной стороны "плетня". Задача "зайцев" - прорваться на другую сторону, а "плетень" не должен их пустить. "Заяц, заяц, не войдёт в наш зелёный огород! Плетень, заплетайся, зайцы лезут - спасайся!" - при этих словах "зайцы" со всего разбегу устремляются на "плетень", кто разрывает плетень, а кто пролезает в лазейку; те "зайцы", которые не сумели пробраться на противоположную сторону выбывают из игры под слова: "Иди, заяц, назад в лес, осинку погрызи!". "Плетень" поворачивается лицом к шустрым "зайцам", и действие повторяется снова до тех пор, пока все "зайцы" не выйдут из игры.

Девушки пели песни и произносили про себя заклинания, чтобы приворожить избранника, а юноши стремились показать свою удаль и силу, соревнуясь и устраивая "показательные" бои. В результате всех обрядовых игрищ парни выбирали себе невесту и засылали сватов. Был обычай обливать избранницу водой - которую обольёшь, за ту и свататься должен непременно. Если парень не посватается, тем самым он опозорит девушку, и за это подвергнется побоям от родственников невесты батогами или оглоблей по спине (можно догадаться, что парни старались не брать воды, если поблизости находилась какая-нибудь девица).

"Красную горку" прозвали ещё и "девичьим праздником" именно за активное сватовство и за большое количество свадеб. Поскольку крестьяне зависели от плана сельскохозяйственных работ, все свадьбы игрались либо ранней весной до посевной - на "Красную горку" (тем более, что это первое воскресенье после длительного поста, когда разрешается таинство венчания), либо осенью после сбора урожая.

Юношу и девушку, которые были сосватаны на "Красную горку", называли "вьюнец" и "вьюница" (ещё одно название "вьюичное" воскресение), к их домам приходили шумной гурьбой, друзья пели песни, за что угощались вкусным съестным. В этот день также не давали покоя молодым супругам. Народ ходил "окликать" молодых, поженившихся в течение последнего года, при этом пелись венчальные песни и славили супругов, которые в благодарность выносили им угощенье - традиционные яйца и стопочку.

Играть свадьбу на "Красную горку" популярно и по сей день, особенно, если молодые венчаются. Нужно заранее учесть, что цены на свадебные услуги в этот период довольно резко поднимаются из-за большого количества желающих соблюсти традиции и верящих в то, что свадьба, состоявшаяся на "Красную горку", принесёт счастье семье.

Красная горка — веселое народное торжество, в котором наблюдается удивительно гармоничный симбиоз христианских традиций и отголосков языческих сатурналий.

Красная горка – это доброе, светлое празднество, символизирующее пробуждение, в котором хранится многовековая мудрость и память наших предков. К сожалению, многие традиции безвозвратно забыты, однако те, что еще остались, стоит сберечь, возродить и передать следующим поколениям.

Православный праздник Красная горка

Красная горка — первое воскресенье после Пасхи, завершающее пасхальную неделю. Возникший еще в дохристианской Руси в эпоху язычества с приходом христианства праздник практически не изменил ни формы, ни содержания.

Кликушное воскресенье, Фомино воскресенье, Антипасха — так еще называют Красную горку. Название Антипасха зачастую вводит в заблуждение, придавая негативный оттенок противопоставления, отрицания. Здесь необходимо обратиться к этимологии слова, в старославянским языке приставка «анти» означала «вместо», т.е. праздник, приходящий следом за Пасхой.

Впервые Антипасха упоминается в антиохийских Постановлениях святых Апостолов, датируемых 380г. Согласно Евангелию, не поверившему в чудесное воскрешение Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмые сутки явился сам спаситель, дабы развеять его сомнения. Отсюда и выражение «Фома неверующий».

Уверение Фомы, Караваджо

В церкви в Фомино воскресенье служат литургию, чтят апостола Фому, вспоминают удивительное воскрешение Христа, обязательно проходит крестный ход, в храмах прихожанам раздают артос (кусочки хлеба, дающие силу, здоровье).

Красная горка — дата праздника 2020

До принятия христианства у этого праздника не было определенной даты, отмечали его и на Юрьев день или в его канун, и в Радоницу, называли его «неделей обновления». В 2020г. Красная горка приходится на 26 апреля, первый день значимого периода православного календаря — Радоницкой недели.

Запрещена любая работа по дому: хозяйственные дела, рукоделие лучше отложить, садово-огородные работы также не принесут пользы — посаженное в этот день не приживется.

Накануне Фомина воскресенья верующими было принято омывать иконы. Оставшуюся после обряда воду оставляли до праздника, чтобы поутру, помолившись, умыться ею. Старики и немощные заговаривали воду от болезней, молодухи нашептывали заговор на красоту. Достаток и везение сопровождали верующего, совершившего этот ритуал и сохранившего это в тайне.

Подаждь Боже

Также притянуть удачу можно, накормив семь бродячих животных.

Что означает праздник Красная горка?

В древнеславянском языке «красный» означает «красивый, светлый, цветущий». По весне снег в первую очередь сходит на возвышенности, открывая место для увеселительных мероприятий. Именно на таких прогретых солнцем пригорках проводились народные гуляния с хороводами, песнями, игрищами, потехами, дабы с ликованием приветствовать весну, отметить пробуждение природы, отправить восвояси зимнюю глухую стужу. Безоблачное небо и жаркое солнце в этот день предвещали щедрый урожай, дождь обещал прохладное лето.

До принятия христианства крестьяне в этот день прославляли песнями-веснянками древнеязыческих божеств — Ярило, бога солнца, плодородия и богиню первых весенних всходов Лелю. Из собравшихся на празднество девушек выбирали красавицу Лелю, наряжали в льняной сарафан, на голову надевали венок, сплетенный из только начинающих распускаться цветов, вставали в хоровод и затягивали песню в ожидании своих суженых.

В одежде старались использовать красный цвет как символ огня, солнца, любви.

Сценарий праздника Красная горка

Народные празднества начинались затемно и длились до заката. Главная роль в них отводилась женской половине общины. В глухую полночь замужние женщины выходили на край селения, брались за соху и, читая молитву, пропахивали борозду вокруг села. Считалось, что этот обряд обеспечит надежную защиту поселения от скудного урожая, капризов природы, тяжелых хворей. Мужская половина населения в обряде участия не принимала.

Опахивание села

Поутру народ поднимался на просторные возвышенности, выбиралась запевала, «хороводница», которая с первыми лучами солнца, обратившись на восток, произносила закличку, после чего хором распевались кликушные песни-веснянки. Для мороза, порядком поднадоевшего за долгую зиму, был свой ритуал: пеклись шарики-колобки, которые выкидывали на улицу с прибаутками.

В Калужской области ритуал закликания весны проходил иначе: на холм выставляли шест с соломенной куклой, которую вечером после гуляний сжигали.

Сезон народных застолий открывался совместной трапезой. Особое внимание уделялось оформлению праздничного стола. Приготовлением угощений занимались люди старшего возраста. На яркую вышитую скатерть выставляли блины, оладьи, пироги, яичница, любые блюда, напоминающие форму солнца.

Обязательно пекли хлеб в виде грачей и жаворонков, который потом скармливали слетавшимся птицам, символизировавшим души усопших предков.

Выпекали крестообразное печенье, с которым связан интересный способ гадания. В печенья закладывались зерна, монеты, плоды хмеля, иногда могли запечь таракана. Обнаруженное в печенье зерно обещало богатство, хмель сулил веселье, а таракан означал сплетни.

Жаворонки

Ребятишки с печеньем бегали по домам в деревне и кричали заклички, желая соседям мира и благоденствия.

Обычаи и обряды на Красную горку

Красная горка — во многом праздник молодежный, день смотрин, сватовства, выбора пары.

Одев праздничные собственноручно вышитые наряды, с вплетенными в волосы яркими лентами, будущие невестушки, распевая песни, обходили деревню, чтобы потенциальные женихи могли их рассмотреть.

После этого девичьи завлекалки продолжались на возвышенном месте народных гуляний, где уже были подготовлены площадки для танцев, установлены качели, сооружены подкидки. Кататься на качелях было позволено только тем девушкам, которых пригласили молодые люди. Поначалу процесс заигрывания был скромный и целомудренный, но позже осмелевшие молодцы могли позволить себе некоторые вольности, например, остановить качели можно было, только подарив поцелуй.

Праздничные катания на качелях

Кавалеры же соревновались на подкидках. Стараясь привлечь внимание понравившейся девицы, парни демонстрировали удаль молодецкую, ловкость, смелость.

Понравившуюся девушку было позволено облить водой, после чего парень должен был к ней посвататься. Отказ от сватовства в этом случае позорил девушку, за это можно было получить батогами по спине от ее родственников.

Участие в празднествах незамужних девушек и холостых молодых людей считалось обязательным. Провести Фомино воскресенье дома было дурной приметой. Отказавшимся от гуляний на селе давали прозвища, кликали «непутешными».


Тем, кто давно был в ссоре, предоставлялась возможность помириться: достаточно было разделить и съесть Пасхальное яйцо голубого или зеленого цвета.

Интересным и простым для выполнения является денежное гадание: на рассвете надо забраться на любой пригорок, прихватив три ложки. Обернувшись три раза вокруг оси, надо подкинуть ложки с вопросом: «Ждет ли меня богатство?» Три ложки, упавшие рядом, сулят беспроблемный в денежном плане год, одна ложка, отлетевшая в сторону, обещает устойчивое финансовое положение. А разлетевшиеся в разные стороны ложки пророчат трудности и предстоящие лишения.

Свадьбы на Красную горку

В Фомино воскресенье после внушительного перерыва в храмах начинали венчать браки, новобрачных благословляли на долгое, счастливое супружество.

На Красную горку проходил обряд «окликания» молодых, называемый еще вьюнством, вьюнинами. К домам молодоженов, вступивших в брак в период с прошлой Пасхи, приходили окликальщики. Разодетые в нарядные рубахи, шаровары они пели песню про удаль, силу богатырскую, счастливую жизнь молодой пары, про хоромы их, полные достатка. В благодарность супруги выносили окликальщикам яйцо и чарку вина. Отсюда пошло название «Кликушное воскресенье».

Фомино воскресенье чаще всего выбирали в качестве дня для проведения свадебного торжества. Считалось, что совместная жизнь новобрачных, повенчавшихся в этот день, будет долгой, крепкой, счастливой. Эта традиция популярна и сейчас: молодожены играют тематические свадьбы в деревенском стиле, надевая русские народные костюмы, соблюдая старинные обычаи.

В процессе церемонии венчания молодым запрещалось смотреть друг на друга, иначе в доме будут ссоры, склочная жизнь обеспечена.
Повенчавшиеся в этот день переплетали ленты из косы невесты незамужним подругам, передавая свадебную эстафету и благословляя на скорое замужество.

В некоторых селах был распространен обряд «на счастье». Молодые скатывали крашеные яйца с пригорка и наблюдали, как они катятся — вместе или порознь, какое яйцо укатится дальше. Исходя из этого заключали, как будет проходить совместная жизнь у молодоженов. Если яйца оставались целыми, докатившись до подножия, счастье, удача будут сопутствовать весь год.

Для брачной ночи готовили отдельную комнату, украшенную весенними травами, чей запах отпугивал нечисть.

Народные гуляния на Красную горку

Празднование Кликушного воскресенья знаменовало начало периода полевых работ. От того как Красную горку отметят на селе, зависело, будет ли урожайным, изобильным весь год. Поэтому в народных гуляниях участвовали все жители деревни от ребятишек до стариков.

Повсеместно организовывались ярмарки, на которых торговали сластями, напитками, устраивались многочисленные балаганные представления, пекли караваи, на холмах зажигали огромных размеров костры. Неотъемлемым элементом гуляний были задорные пляски, ряжение, игра на гармошках, соревнования по перетягиванию каната, хороводы (карагоды), олицетворяющие солнечный круг, целью которых было выбрать себе пару.

Услышать колокольный звон — к удаче

Среди подвижных игр наиболее распространены «горелки», «ручеек», «плетень».

В Фомино воскресенье в былые времена любой желающий мог подняться в звонницу и позвонить в колокола. Услышать колокольный звон на Красную горку - верный признак непременных счастливых перемен, великой радости и благоденствия.

Родительская суббота на Красную горку

Родительская суббота — это день поминовения усопших. В году восемь родительских суббот, и только две из них, называемые Вселенскими, имеют постоянную дату.

Остальные зависят от даты Великого поста:

  • Вселенская Суббота Мясопустная – за неделю до Великого поста;
  • Субботы на 2-й, 3-й и 4-й неделях Великого поста;
  • Радоница – 9-й день после Пасхи;
  • 9 мая;
  • Вселенская Троицкая суббота — за день до Троицы;
  • Димитриевская суббота — за накануне дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

Радоница, или Родительский день приходится на вторник после Красной горки. В этот день следует воздержаться от горестных переживаний и слез по поводу потери близких, это время молитвенного общения с ушедшими членами своего рода. Предшествующая Светлая пасхальная неделя настраивает верующих на добрые воспоминания и радость от того, что родные возродились в другой жизни.

Перед посещением кладбища желательно отстоять службу в храме, подать заупокойную записку, поставить свечу, после чего приходит время привести в порядок могилки усопших, помолиться за их души, совершить поминальную трапезу.

И поныне широко распространена традиция приносить на кладбище крашеные яйца, пасхальные куличи и раздавать их нищим. Считается, что так происходит общение, «христосование» с усопшими родными. В древности Тризной и Радоницей именовали божеств-хранителей душ усопших.

В язычестве Родительской субботе соответствовал Навий день (день Мертвых), когда близким умершим приносили к воде требы. У славян требы — еда и сделанные своими руками предметы быта. В воду запускали скорлупу красного крашеного яйца. Считалось, что она доплывет до мира забытых душ, про помин которых давно позабыли.

Отмечать или нет Красную горку, каждый решает сам. Но независимо от принятого решения этот день не время для грусти, уныния, правильный эмоциональный настрой даст заряд на весь год. Это отличный повод собраться всей семьей на застолье и провести вместе время, которого в будни нам так не хватает.

Понравилась статья? Поделитесь ей