Контакты

Воинские должности рф. "женские" должности в армии

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.
Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.
Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

  • нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев;
  • нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев;
  • нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу
В Вооруженных Силах Российской Федерации Перечень должностей, замещаемых военнослужащими женского пола, введен в действие Приказом министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 1994 г.;
Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено прохождение военной службы военнослужащими женского пола, утвержден Приказом министра обороны Российской Федерации от 16 октября 1998 г. N 461.
К сожалению, этих документов я не нашел .
Для Украины есть приказ Министра обороны Украины 2014 года № 337 «Об утверждении временного перечня вус и штатных должностей рядового, сержантского и старшинского состава и военнослужащих-женщин и тарифного перечня должностей вышеуказанных военнослужащих». Указаны вусы, на которых можно держать военнослужащих-женщин Для России, Беларуси и Казахстана, наверное, отличий нет. Скачать или открыть. Документ на украинском языке!
Военнослужащие из состава прапорщиков (мичманов) могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению младшими офицерами . Указанное назначение на воинские должности осуществляется при невозможности назначения военнослужащих соответствующего состава с учетом уровня профессиональной подготовки, психологических качеств и при условии, что у прапорщиков (мичманов) не будет в подчинении военнослужащих из состава офицеров.
Военнослужащие из состава солдат, матросов, сержантов и старшин могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению прапорщиками (мичманами). Указанное назначение осуществляется не менее чем через шесть месяцев военной службы при невозможности назначения на воинские должности военнослужащих соответствующего состава с учетом уровня профессиональной подготовки, психологических качеств и при условии, что у солдат, матросов, сержантов и старшин не будет в подчинении военнослужащих старше их по воинскому званию .

При таких назначениях на воинские должности от военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, требуется согласие на то, что в случае назначения на эти воинские должности военнослужащих соответствующего состава или военнослужащих с соответствующим уровнем образования, дающим право на присвоение им воинских званий лейтенанта, младшего лейтенанта, прапорщика (мичмана), они согласны с назначением на низшие воинские должности, но не ниже тех, которые они занимают. При данном согласии у этих военнослужащих при назначении их на воинские должности делается соответствующая запись в п. 2 обоих экземпляров контракта о прохождении военной службы. При отказе военнослужащих от назначения на высшие воинские должности в данном порядке они на них не назначаются.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании)
Получается, что нет внештатных должностей. Зато есть внештатные обязанности!
Вы командиру ничего не докажете. А если будут доказывать вам ваши подчиненные – объясните им, что они просто должны глубже знать ту обязанность, которую на них возложили.
Допускается временное возложение на военнослужащего исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, при этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается.
То есть оклад платится по старой должности.
А про совмещение обязанностей не говорится. Иными словами, оперируя терминами, всегда можно доказать, что работа на двух креслах вполне законна!

Возложение временного исполнения обязанностей на военнослужащего возможно только с освобождением его от исполнения обязанностей по основной должности.
Но это знать подчиненным ни к чему. Все равно правда будет на стороне командира!
Не ограничена возможность неоднократного возложения на военнослужащего временного исполнения обязанностей по одной и той же воинской должности, установив непрерывные сроки временного исполнения обязанностей по воинской должности, допускает возможность последующего возложения указанных обязанностей после перерыва, т.е. издания приказа о прекращении временного исполнения обязанностей по воинской должности и через определенный промежуток времени (продолжительность которого не установлена) издания приказа о возложении их снова.

Должностей в армии много и на любой вкус. Каждый молодой человек, вступивший в ряды сможет максимально реализовать свои способности. Служба в армии сделает из любого юноши настоящего мужчину, способного на ответственные решения и готового защищать своих близких. Она закаляет характер, воспитывает посредством физического и духовного развития самые лучшие человеческие качества, подготавливает молодых людей к взрослой жизни, полной испытаний и трудностей.

Призывная или срочная служба

Поступающий на данный вид службы гражданин не имеет каких-либо гражданских поддержек и преференций, в отличие от служащих контрактной армии. Первым делом будущему бойцу необходимо присутствие в воинском учете. Призывные комиссии, которые осуществляют отбор молодых людей в вооруженные силы, находятся в пределах муниципальных районов, городских округов, на внутригородских территориях. Военные комиссары в этих учреждениях занимают высшую представительскую и руководящую должность. В Красной армии было так же.

Призывники по повестке подлежат медицинскому освидетельствованию, после чего решается их пригодность к службе. Призыв также включает в себя отправку будущего солдата в военный комиссариат и его присутствие здесь до того, как начнется служба. В дальнейшем он будет иметь статус военнослужащего.

в ВС

Должности по контракту в армии могут занимать и иностранные граждане. Они служат наравне с остальными на определенных должностях. Это распространяется только на звания, которые могут заместить солдаты, матросы, сержанты и старшины армии России. Должность по контракту оплачиваема и предполагает государственную социальную поддержку для каждого бойца, у которого имеется российское гражданство.

К бойцам этих подразделений выдвигаются определенные требования: к возрасту, образованию, физическому и психическому состоянию, специальной профессиональной подготовке (при присвоении категории). Солдату-срочнику, желающему служить по контракту, предоставляется список вакантных должностей в армии. После подачи заявления гражданин должен пройти тестирования и проверки, определяющие его физические данные, уровень военной подготовки, профессиональные качества. Затем следует оформление военного билета и зачисление на контрактную службу в вооруженные силы. Здесь в должности рядового стрелка можно зарабатывать около 18 тысяч ежемесячно, с повышением выслуги лет увеличивается и социальный пакет, и зарплата.

Должности в вооруженных силах

Призывная комиссия устанавливает, какие военные и профессиональные обязательства будут у солдата. Психологический и профессиональный отбор, образовательная и специальная подготовка, результаты медицинской комиссии влияют на должность и звание в армии. Военнослужащие обязаны повышать свою военную и физическую подготовку, выполнять приказы, принимать меры по сохранению своего здоровья, воздерживаться от пагубных привычек, соблюдать устав.

Командир полка занимает руководящее положение и несет ответственность за различные происшествия и нарушения, которые могли привести к гибели или тяжким телесным повреждениям, за принятие мер в отношении преступных действий служащих, за безопасность в эксплуатации оружия и боевой техники и за пожарную безопасность, контролирует состояние здоровья солдат. Стрельбы, учения и различные занятия контролирует его заместитель. Заместители по тылу, воспитательной работе, вооружению осуществляют надзор за соответствующими подразделениями.

Такие должности в армии, как начальник артиллерии и службы полка, предполагают ответственность за охрану окружающей среды и безопасность во время военных мероприятий, правильное использование оборудования, боеприпасов и сохранность техники и боевых орудий.

Оклады и звания контрактников

Квалификация, выслуга лет, условия угрозы жизни и здоровью, владение особыми навыками и знаниями иностранных языков, работа с государственными тайнами - всё это влияет на контрактную службу в армии, должность, оклад, социальные пособия. Командир отделения с выслугой до 5 лет получает зарплату в размере около 33 тысяч, сержант с выслугой до 10 лет - около сорока, а самый высокий оклад с учетом надбавок у командира взвода (старшины) - почти 60 тысяч.

От государства полагается материальная поддержка - военнослужащие получают премии за особые заслуги, у них есть возможность получения жилья. Если во время несения службы военному не было предоставлено жилье, и он вынужден был заключать аренду, то частично эту сумму могут компенсировать. При переезде также полагаются выплаты и жилье.

Особенности женских должностей в армии

Гражданка женского пола может быть принята на любые вакантные должности в армии. Здесь также выдвигаются требования к возрасту, здоровью и профессиональной подготовке. В основном женщины занимают посты в медицинской, продовольственной, вещевой службах, становятся командирами по тылу.

Начальницы медицинской полковой службы обязаны проводить лечебно-профилактические мероприятия, следить за условиями, в которых служат бойцы, выявлять солдат с физическими и психическими отклонениями, проверять с медицинской стороны качество воды и пищевых продуктов, санитарное состояние помещений, предупреждать и предотвращать риск вспышек инфекционных заболеваний и т. д. Полковой психолог занимается укреплением дисциплины в воинских частях и особенно следит за состоянием психологически неустойчивых служащих. Работницы продовольственной службы осуществляют контроль за доброкачественным питанием, содержанием складских и столовых помещений.

Кем может стать солдат

Сейчас хозяйственные обязанности в армии выполняют соответствующие работники, солдаты же получают звание рядового, а затем могут вступить и в офицерскую должность. В армии к таким относятся должности лейтенант), старшего офицера (майор), высшего офицера (маршал, генерал, адмирал). Лейтенанты дослуживают до капитанов и капитан-лейтенантов, а майоры становятся полковниками.

В зависимости от вида вооруженных сил (сухопутные, военно-воздушные, военно-морские, ракетные, ВДВ, защитные или инженерные) бойцы могут занимать технологические, операторские, командные, водительские и прочие должности. Например, специалист информационной сферы мог бы проявить себя на месте оператора в вычислительном отделении, выпускник химико-биологического факультета может попробовать в себя на посту химика или специалиста по эксплуатации химических (огнеметно-зажигательных, термических, радиационных) средств, а служащие инженеры становятся телефонистами, мастерами или механиками.

Ротные должности

Будучи солдатом или матросом, гражданин обязуется соблюдать безопасную эксплуатацию оборудования и оружия. В обязанности старшины роты входит сохранение жилых и рабочих помещений в чистоте и порядке, наблюдение за нижестоящими служащими. За воинское воспитание, дисциплинированность солдат, правильное использование техники и орудий отвечает командир взвода.

Его заместителем по вооружению - старшим техником - проводятся работы по обслуживанию технической аппаратуры и осуществление противопожарных мероприятий. В обязательства заместителя по воспитательной работе входит удовлетворение нужд состава, разрешение споров и конфликтов, проведение педагогических мероприятий. В компетенции командира роты находятся все вышеперечисленные обязанности.

Как выбрать подходящую специальность

Всем специальностям, которые предоставляются в армии, обучают там же. С этим опытом солдат в будущем может продолжить службу на контрактной основе. Выбрать себе род войск, конечно же, нельзя, это определяет соответствующая комиссия. А занять какую-нибудь должность согласно своим умениям, способностям и физическим данным можно запросто.

Для многих молодых ребят служба в армии со всеми её разумными ограничениями, с дисциплиной и строгим порядком становится не в тягость, потому что они находят дело, в котором хороши, которым они занимались до армии. Выбирать нужно только, исходя из своих способностей, а не по принципу "что легче", тогда служба покажется нетрудной и интересной.

Гражданские и альтернативные должности в армии

Медицинское и бытовое обслуживание солдат, материально-техническое обеспечение, ремонтно-строительные и культурно-досуговые работы выполняются работниками гражданских должностей в армии. Эти вспомогательные функции обеспечивают полное функционирование воинской части.

Альтернативная же служба предусматривает нахождение призывника не в воинском подразделении, а на государственном предприятии, где он отрабатывает 18 или 21 месяц. В это время гражданин лишается права на дополнительный заработок. Он защищен Трудовым кодексом, однако не имеет возможности расторгать трудовой договор по личной инициативе. К такому труду могут привлекаться только граждане, признанные пригодными к военной службе.

Получение специальности до начала службы

Получить военную специальность можно еще до начала призыва в армию. Такую подготовку способны получить юноши в возрасте 17 лет, в числе которых учащиеся профессиональных училищ, техникумов, колледжей. Отбор осуществляется военным комиссариатом с помощью представителей образовательных организаций. Ими формируются списки граждан и указание военных специальностей, на которых они будут обучаться.

Перед началом обучения проводится контрольное медицинское освидетельствование и собеседование. Молодые люди должны соответствовать выбранному роду войск и не иметь судимости. В конце обучения выпускник уже имеет должность водителя автомобилей или военных машин, специалиста по эксплуатации различной техники (аэродромные подвижные электроагрегаты, газодобывающие и зарядные станции и т. д.).

Под условиями приема понимаются правила, установленные для проведения отбора кандидата (кандидата-) для прохождения военной службы по контракту и ее приема в воинских частях.

Порядок отбора кандидатов из числа граждан на военную службу по контракту определен статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237. Данный порядок в равной степени распространяется на граждан, как мужского пола, так и женского пола, но с некоторыми особенностями, на которые будет указано ниже.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.
Воинские должности, которые могут замещаться , определяются Министром обороны Российской Федерации.

Справочно: Пунктом 76 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» определено, что военнослужащие женского пола могут назначаться только на воинские должности, подлежащие замещению .

Перечень воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола, приведен в приказе Министра обороны РФ 2009 г.

Женщина, изъявившая желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию по месту жительства или в воинскую часть.

Отбор граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, осуществляется отделом военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, а определение соответствия отобранных граждан установленным требованиям осуществляется комиссией отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, назначаемой приказом начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию.

В отделе военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию (воинской части) заявление регистрируется и с этого момента гражданка, подавшая заявление, становится кандидатом для прохождения военной службы по контракту и с ней проводятся мероприятия по установлению ее соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту на воинские должности рядового и сержантского состава.
В заявлении указываются:
- фамилия, имя и отчество, число, месяц и год рождения;
- место жительства;
- срок, на который предполагается заключение контракта.

Справочно: В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первый контракт о прохождении военной службы заключается на три года.

Пунктом 5 данной статьи определено, что новый контракт может заключаться на срок три года, пять лет, десять лет или на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и пять лет военной службы после его окончания.
Вместе с заявлением гражданка предъявляет документ, удостоверяющий ее личность и гражданство, и представляет:
- заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;

Справочно: Форма анкеты определена Руководством по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 13), утвержденное приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30.
- автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;
- заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;
- заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;
- дополнительные документы.

Справочно: В соответствии со статьей 31 приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30 определены дополнительные документы, представляемые гражданином в военный комиссариат при поступлении на военную службу по контракту, к которым относятся:
- фотографии размером 3х4 см - 1 шт. (только гражданам женского пола);
- фотографию размером 9х12 см (анфас). На ее обороте чернилами указывается фамилия, имя, отчество и дата фотографирования. Фотография заверяется военным комиссаром и гербовой печатью военного комиссариата;
- копию свидетельства о рождении;
- служебную характеристику с последнего места работы (учебы);
- выписку из домовой книги.

В отделе военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию регистрируют и принимают к рассмотрению поступившие заявления.

Пунктом 5 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, заявление может быть возвращено начальником отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию (командиром воинской части) по следующим основаниям:
- при несоответствии на день заключения контракта ее возраста требованиям Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным законом заключать контракт;

Справочно: В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

При вынесении в отношении нее обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении нее дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;
- при наличии у нее неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;
- если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы.

Начальник отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию рассматривает принятое заявление и дает указания:
о проведении медицинского освидетельствования;
о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;
о рассмотрении ее кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123, и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200).

При отказе от обследования военно-врачебная комиссия выносит заключение: «Не годен к поступлению на военную службу по контракту».

По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно негоден к военной службе;
Д - негоден к военной службе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям (ВУС), проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 26 января 2000 г. № 50.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Справочно: В соответствии со статьей 8 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ социально - психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно - психическую устойчивость.

Социально - психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально - психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.

Профессиональная пригодность гражданина определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:
а) рекомендуется в первую очередь - первая категория;
б) рекомендуется - вторая категория;
в) рекомендуется условно - третья категория;
г) не рекомендуется - четвертая категория.

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту не может быть принята гражданка, отнесенная по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

Кандидат должен также соответствовать требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, по уровню образования, профессиональной и физической подготовки.

Проверка соответствия уровня образования и профессиональной подготовки кандидата данным требованиям осуществляется с учетом требований Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Справочника должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, разработанный 178 Научно-практическим центром Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 2008 году.

Справочно: Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «Об образовании» устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование – бакалавриат и подготовка специалиста или магистратура;
6) послевузовское профессиональное образование.

Пунктом 6 указанной статьи определено, что лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

В Справочнике должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, содержится информация о некоторых воинских должностях Вооруженных Сил РФ, на которых могут проходить военную службу по контракту солдаты, матросы, сержанты и старшины с указанием, какое необходимо иметь образование для овладения специальностью.

В соответствии со статьями 9 и 260 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200, физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам и условиям выполнения минимальных требований трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды в течение одного дня согласно приложению № 17 к указанному Наставлению.

Граждане вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество (выносливость, сила и быстрота).

В случае невыполнения минимального норматива в одном из упражнений требования к поступающим на военную службу по контракту считаются невыполненными.

Справочно:
Упражнения Минимальные требования для категорий военнослужащих (женщин)

Упражнения

Минимальные требования для категорий военнослужащих (женщин)

до 25 лет

старше 25 лет

Сила

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Наклоны туловища вперед

Быстрота

Бег на 60 м

Бег на 100 м

Челночный бег 10 x 10 м

Выносливость

Бег на 1 км

Результаты проверки уровня физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту, заносятся в карточку учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности и хранятся до истечения срока военной службы.

При необходимости кандидат проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним контракта являются:
- отсутствие в Вооруженных Силах РФ вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
- решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
- решение комиссии отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Кроме того, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Так же контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

Кандидат, признанный комиссией отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, направляется в воинскую часть для заключения контракта.

Гражданка, обратившаяся с заявлением о поступлении на военную службу по контракту непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения ее кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию по месту жительства.
На такого кандидата оформляется запрос на имя начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, который подписывается командиром воинской части, с указанием всех необходимых данных.

По согласованию с отделом военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию воинские части могут самостоятельно проводить мероприятия по отбору граждан на военную службу по контракту.

Кандидатура гражданки, прибывшей для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части.

При необходимости по решению командира воинской части кандидат может быть направлен для прохождения медицинского освидетельствования, проведения с ней мероприятий по профессиональному психологическому отбору, проверки уровня ее образования, профессиональной и физической подготовки и рассмотрения ее кандидатуры аттестационной комиссией воинской части в целях решения вопроса о заключении с ней контракта.

Требования к кандидату в этом случае точно такие же, что указаны выше.

В Уставе внутренней службы ВС РФ отсутствует разъяснение назначения индивидуального воинского звания военнослужащего. Необходимо обратить на этот факт внимание студентов.

Каждый военнослужащий имеет персональные воинские звание и должность.

Должность военнослужащего определяет большую часть круга его служебных обязанностей. Каждой должностной категории соответствует предельное воинское звание по данной должности. Опорным является перечень типовых командных должностей, соответствующий иерархии уровней войсковых формирований: от командующего группой войск до командира отделения.

Некомандными в Вооружённых Силах числятся солдатские должности. Остальные должности считаются командными. Среди командных должностей типовые должности и соответствующие им по категории предельные звания военнослужащих сведены в таблицу 2.

Масштаб нетиповых воинских должностей определяется соответствием типовой должностной категории (предельному воинскому званию по данной должности).

Появление воинских званий относится к XV – XVI векам и связано с зарождением и развитием постоянных армий. В России воинские звания впервые были введены в 1550 году в стрелецком войске. Этими званиями были:

десятник;

пятидесятник;

полуголова (пятисотенный голова, полуполковник);

голова приказа (командир полка, позднее – полковник);

воевода (начальник стрелецкого отряда);

стрелецкий голова (начальник над всеми стрелецкими частями города или уезда).

В 1632 году в России начали формироваться «полки нового строя» по западно-европейскому образцу. Они существовали наряду с полками стрелецкого войска, но воинские звания в них командного состава (русских и иноземцев) были общепринятого в Европе типа:

прапорщик;

капитан (ротмистр в кавалерии);

подполковник;

полковник;

генерал-бригадир;

генерал-майор;

генерал-поручик;

В 1722 году Петром I была введена Табель о рангах, которая определила жёсткую иерархию воинских (сухопутных и морских) званий, штатских и придворных чинов. Эта система с незначительными изменениями просуществовала до 1917 года. Введённая Табелью о рангах система воинских званий привела военную организацию России в соответствие с общепринятой западно-европейской системой. Отныне по воинскому званию военнослужащего России можно было однозначно определить масштабность его деятельности, как военного руководителя.

Типовые командные войсковые должности и соответствующие им предельные воинские звания для преподавателя сведены в таблицу 2. Студентами, как правило, слабо усваивается понятие «предельное воинское звание по занимаемой должности». Необходимо дать подробное пояснение и методом выборочного опроса убедиться в правильном понимании этого студентами.

Таблица 2. Типовые командные войсковые должности

Войсковые должности Предельные воинские звания, соответствующие должностям
Командир отделения, экипажа, расчёта Сержант
Заместитель командира взвода Старший сержант
Старшина роты, батареи, авиаэскадрильи Старшина (в/сл. по призыву) Старший прапорщик (контракт.)
Командир взвода Старший лейтенант
Командир роты, батареи, авиазвена, отдельного взвода Капитан
Командир батальона, дивизиона, авиаэскадрильи, отдельной роты Майор
Командир отдельного батальона, отд. дивизиона, отд. а/эскадрильи Подполковник
Командир бригады, полка, отдельного полка Полковник
Командир дивизии, Отдельной бригады Генерал-майор
Командир корпуса Генерал-лейтенант
Командующий армией, отдельной армией Генерал-полковник
Командующий войсками округа, фронта, группой войск Генерал армии

В 1917 году Советская власть упразднила воинские звания военнослужащих, сохранив лишь понятие воинской должности. В 1935 году Постановлением ЦИК и СНК СССР были установлены персональные воинские звания военнослужащих. В институтах солдат, сержантов и высших офицеров до 1940 года в качестве званий сохранялись наименования должностей. В 1940 году были введены солдатские, сержантские и генеральские звания. Все звания отображались на нашивках и петлицах. В 1943 году в Советской Армии были восстановлены и погоны. В 1972 году в Советскую Армию вернулось воинское звание прапорщика, создав новую категорию и институт в системе званий.

Принятая в современных Вооружённых Силах Российской Федерации система воинских званий представлена в таблице 3. Необходимо вывесить плакат с таблицей и дать соответствующие пояснения. При этом необходимо сделать упор на взаимосвязи следующих понятий:

Институт (состав) военнослужащих – потребный уровень военного образования.

Таблица 3. Система воинских званий в ВС РФ

Категории в/служащих Институты (составы) в/служащих Воинские звания в/служащих Сроки прохождения службы в в/звании
Войсковые Корабельные
Солдаты и матросы Солдаты и матросы Рядовой Матрос 5 мес.
Ефрейтор Старший матрос Не уст.
Сержанты и старшины Сержанты и старшины Младший сержант Старшина 2 статьи 3 мес.
Сержант Старшина 1 статьи 3 мес.
Старший сержант Главный старшина 3 мес.
Старшина Главный корабельный старшина
Прапорщики и мичманы Прапорщики и мичманы Прапорщик Мичман 3 года
Старший прапорщик Старший мичман
Офицеры Младшие офицеры Младший лейтенант Младший лейтенант 1 год
Лейтенант Лейтенант 2 года
Старший лейтенант Старший лейтенант 3 года
Капитан Капитан-лейтенант 3 года
Старшие офицеры Майор Капитан 3 ранга 3 года
Подполковник Капитан 2 ранга 4 года
Полковник Капитан 1 ранга *
Высшие офицеры Генерал-майор Контр-адмирал *
Генерал-лейтенант Вице-адмирал *
Генерал-полковник Адмирал Не уст.
Генерал армии Адмирал флота Не уст.
Маршал Российской Федерации

Офицерское звание, как и любое другое воинское звание не титул, не почетное звание (типа "народный артист", "заслуженный мастер спорта", "заслуженный учитель", "лауреат"), которое дается за заслуги подлинные или мнимые. Суть воинского звания в том, что это, если хотите, такая же квалификационная тарифная категория, как и сварщик 4-го разряда, токарь 6-го разряда, шофер 2-го класса, воспитатель 1-й категории и т.п. То есть, если мы видим человека с погонами полковника, то это значит, что этот военнослужащий имеет квалификацию, образование и опыт службы, знания, позволяющие ему командовать полком (не будем вдаваться в подробности и особенности других должностей и родов войск. Естественно, что, например, полковник медицинской службы не может командовать полком, но он способен занимать соответствующие должности в медицине). Причем звание полковника он получит только после того, как он определенное время прокомандует полком и докажет свою способность выполнять эти обязанности. Каждой должности соответствует определенное воинское звание. Например, должности командира роты соответствует звание капитан. Следовательно, на эту должность может быть назначен офицер в звании капитан, или ниже. Когда командование убедится, что офицер справляется с обязанностями командира роты, то ему присвоят звание капитан, но при условии, что он в предыдущем звании прослужил не менее трех лет. А вот звание майор командир роты уже получить не сможет. Чтобы стать майором, ему необходимо сначала получить должность заместителя командира батальона. Но командиров рот в батальоне 3-4, а заместитель комбата один! Следовательно, в армии постоянно существует конкуренция, и следующее звание получит только один из трех-четырех офицеров. Иначе говоря, вверх пробиваются самые способные и лучшие (не будем говорить об извращениях, "мохнатых лапах", "сыночках" и прочих способах продвижениях недостойных людей, что губит любую армию).

Однако не всегда понятия "должность" и "звание" были раздельными. Если обратиться к армии времен Петра I, то легко убедиться, что воинских званий как таковых не существовало вовсе. То, что мы привыкли понимать как звания - "полковник", "капитан", "сержант", "поручик" в те времена существовали как конкретные воинские должности. Так капралом именовался военнослужащий командующий капральством (подразделение численностью 20-25 человек), сержант контролировал исполнение приказов капитана. Капитан командовал подразделением численностью около 100 человек. Ему помогали два-три поручика (офицер для поручений). Таких понятий как "командир полка", "командир роты" и т.п. не было вовсе. Прапорщиком назывался военнослужащий, носящий в бою знамя (прапор). Майор (в переводе с голландского "старший") являлся старшим офицером в полку и следил за службой остальных офицеров. Существовали еще должности так и не ставшие званиями - каптенармус, фискал, провиантмейстер, аудитор, лейбшиц, квартирмейстер...

Если заглянуть в штатные расписания полков петровской эпохи, то там вы не увидите таких наименований как "командир взвода", "командир роты", "командир батальона". Там расписано - полковник-1, подполковник-1, майор-1, квартирмейстер-1, адьютант-1, аудитор-1.

Соответственно мало уделяется внимания и знакам различия, хотя еще Петром I были введены для офицеров нашейные знаки (горжеты) на которых по количеству золоченых и серебреных деталей можно было различить чины офицеров. Насущной необходимости в этом не было. Всякий военнослужащий знал в лицо своих командиров и горжеты одевались только в официальных случаях в строю. Генералы же вообще не имели знаков различия вплоть до 1827 года (до введения императором Николаем I звездочек на эполетах невозможно было отличить генерал-фельдмаршала от генерал-майора).

Так продолжается вплоть до начала 19-го века и только в штатных расписаниях полков 1802 года мы, наконец, видим: "Полковой командир полковник-1, батальонных командиров подполковник-1, майоров-4,... Здесь мы уже видим, что достаточно четко отделились понятия "должность" и "звание". В штате полка армейской пехоты от 30.04.1802 года мы видим, что в полку 5 батальонов и соответственно пять батальонных командиров, причем один из них может иметь звание подполковник, а остальные четверо только майорское звание.

Таким образом, только к началу 19-го века окончательно определяется:

Звание - должностная квалификация, умение офицера командовать, руководить ротой, батальоном, полком..., право занимать определенные должности;

Должность - возложенные на офицера обязанности по командованию конкретным подразделением.

Такое разделение понятий, сложившееся исторически очень удобно. По званию офицера легко определить его знания, способности, служебный опыт и достаточно точно поставить его на определенную должность. Присвоение офицеру очередного звания говорит всем о том, что начальство признает его способность выполнять определенные должности.

Знаки различия по званиям у офицеров и генералов реально появляются только в 1827 году (звездочки на эполетах), а у солдат и унтер-офицеров только в 1843 году ("лычки" на погонах).

Неоднократно в различных странах не слишком сведущие в военном деле государственные руководители пытались отказаться от системы воинских званий, отменить знаки различия по званиям. Так было в Китае в годы культурной революции (шестидесятые-семидесятые годы нашего XX века). После революции 1917 года, при создании Красной Армии, большевики демонстративно отказались от званий "как символов неравноправия эксплуататорских классов и трудового народа", отменили всякие знаки различия. Но уже к январю 1919 года знаки различия (пока по занимаемым должностям) возвращаются на рукава. В январе 1922 года не желая признавать необходимость возврата к системе воинских званий, но понимая ее насущную необходимость руководство страны вводит понятие "категория", с мая 1924 года существует уже четкая система "служебных категорий". Военнослужащие делятся на 14 служебных категорий. А в 1935 году происходит полный и открытый возврат к системе персональных воинских званий. Впрочем, сначала это было сделано лишь для среднего и старшего командного и начальствующего состава (ненавистное большевикам слово "офицер" вернется в обиход только в 1942-43 годах). Звания младшего командного состава еще до ноября 1940 года будут замаскированы под наименованиями "помкомвзвода", "отделенный командир" и т.п., а звания высшего командного состава до июля 1940 года звучат так: "комдив", "комбриг", "комкор"...

Кстати и в других армиях мира процесс отделения понятия "звание" от понятия "должность" был длительным и сложным. Так, например, в Вермахте (1935-1945 гг.) в отношении рядовых солдат это процесс так и не закончился. Не все знают, что в Вермахте не было такого звания как "рядовой". Слово "Der Soldat" было собирательным для всех военнослужащих, а рядовые солдаты именовались по их должностям. Например, в пехоте они именовались "мускетир", "фузилир", "гренадир", в мотопехоте "панцергренадир", в артиллерии "канонир", в разведке "егер", в медслужбе "санитетзольдат", в ветеринарной службе "ветеринерзольдат", в кавалерии "рейтар" и т.п. Впрочем, и в отношении унтер-офицеров смешение понятий "звание" и "должность" существовали в виде того, что буквально каждый род войск, каждая служба имели свои особые наименования званий. Например, званию в пехоте "фельдфебель" соответствовали звания: в артиллерии - "вахтмайстер", в войсках связи "функмайстер", в медицине "санитетфельдфебель", в службе артснабжения "фейерверкер", в тыловых службах "бешлагмайстер", в юстиции "хеерюстицвахтмайстер", в оркестре "мюзикмайстер (до 1938 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для успешного совместного решения задач и организации управления Вооружённые Силы поделены на войсковые формирования. Под войсковым формированием следует понимать совокупность военнослужащих с вооружением и военной техникой, управляемых единым центром управления и решающих общую тактическую, оперативно-тактическую или стратегическую задачу.

Боевое Знамя это: знак, объединяющий войсковую часть; знак, указывающий на принадлежность части к вооружённым силам данного государства; символ воинской чести; символ выражения единства идеи вооружённой борьбы; олицетворение исторического пути части; носитель информации о боевых заслугах и победах части.

Воинские звания в современной Российской армии способствуют установлению правильных отношений подчинённости и старшинства между военнослужащими, правильной расстановке кадров, определению прав, льгот и норм довольствия всех видов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М..: Эксмо, 2006.

2. Тимофеев Ф.Д. Основные требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Учеб. пособие. – СПб.: ГУАП, 2003.

3. Основы военной службы, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев, - М.: «Мастерство – Academia», 2000.

4. Большой энциклопедический словарь, - М.: Научное издательство «БРЭ», СПБ, «Норинт», 1998.

5. Советская военная энциклопедия, (в 8-ми томах). - М.: Воениздат, 1980

6. История Русской армии (в 4-х томах)/ А.А. Керсновский.- М.: «Голос», 1992.

Осуществляется гражданами на воинских должностях с присвоением им воинских званий, соответствующих замещаемой должности. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность. Все воинские должности являются должностями федеральной государственной службы .

Существенными признаками воинских должностей являются :

  • наличие квалификационных требований для замещения соответствующих воинских должностей (в том числе медицинские требования, профессионально-психологические требования и др.);
  • процедура назначения на соответствующую воинскую должность;
  • полномочия, предоставляемые военнослужащему, замещающему соответствующую воинскую должность;
  • объем ответственности, которую несет военнослужащий, замещающий воинскую должность.

Классификацию воинских должностей можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от состава военнослужащих существуют такие воинские должности:

  • высших офицеров;
  • старших офицеров;
  • младших офицеров;
  • прапорщиков и мичманов;
  • солдат, матросов, сержантов и старшин.

В зависимости от способа комплектования воинские должности можно подразделить следующим образом.

1. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по призыву. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе . Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации . Военнослужащие, при-званные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями. Военнослужащие, прибывшие в воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы по призыву, назначаются на воинские должности не позднее пяти суток после прибытия.

2. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти , в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются: добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу; срок , в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (к которым в частности относятся: обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, назначаются на воинские должности в соответствии с заключенными контрактами.

В зависимости от вида должностных лиц , назначающих военнослужащих на воинские должности , существуют:

  1. воинские должности, назначение на которые осуществляет Президент РФ (воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров);
  2. воинские должности, назначение на которые осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти , в котором предусмотрена военная служба (указанное должностное лицо осуществляет назначение, в частности, на следующие воинские должности: командир полка, другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады; заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений; военный комиссар; начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательской организации; начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба); начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования и др.).

В зависимости от наличия властных полномочий по отношению к иным военнослужащим существуют:

  1. воинские должности начальников (по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу: маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота - для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1-го ранга - для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2-го ранга, майора, капитана 3-го ранга - для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; младшие офицеры - для сержантов, старшин, солдат и матросов; прапорщики и мичманы - для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части; сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними воинской части); начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения, а подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника; начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником;
  2. воинские должности подчиненных .
Понравилась статья? Поделитесь ей